В е маковский от дождя. Сочинение по картине В.Е. Маковского «От дождя. Описание и анализ

Александр Михайлович Герасимов - яркий представитель соцреализма в живописи. Прославился он портретами, изображающими партийных лидеров. Но есть в его творчестве и очень лиричные работы, пейзажи, натюрморты, изображения русского быта. Благодаря им и известен сегодня «После дождя» (описание картины, история создания, выразительности) - вот тема этой статьи.

биографическая справка

Герасимов А.М. родился в семье купца из города Козлова (современный Мичуринск) Тамбовской области 12 августа 1881 года. В этом городке прошли его детство и юность, сюда он любил приезжать и тогда, когда стал известным художником.

С 1903 по 1915 год обучался в московском художественном училище, сразу после окончания которого был мобилизован на фронт, шла Первая мировая война. С 1918 по 1925 художник жил и работал в родном городе, а затем вернулся в Москву, вступил в ассоциацию художников и через несколько лет стал ее президентом.

Герасимов А.М. пережил периоды взлетов и падений, был любим художником Сталина, получил большое количество профессиональных наград и званий. А во времена Хрущева попал в немилость.

Умер художник в 1963 году, за 3 недели до своего 82 дня рождения.

Творческий путь художника

Герасимов учился у крупнейших живописцев конца XIX - начала XX веков - К.А. Коровина, А.Е. Архипова, В начале творческого пути он писал преимущественно картины народного быта, изображал русскую природу с ее скромной и трогательной красотой. В этот период были созданы: «Рожь покосили» (1911), «Зной» (1912), «Букет цветов. Окно» (1914).

В советское время художник обратился к У Герасимова обнаружился талант удивительно точно схватывать характерные черты, добиваясь большого портретного сходства. Постепенно среди героев его полотен начинают преобладать люди высокопоставленные, партийные лидеры и вожди: Ленин, Сталин, Ворошилов и другие. Его картины отличаются торжественным настроением и не лишены несколько плакатного пафоса.

К середине 30-х годов XX века художник стал крупнейшим представителем соцреализма в живописи. В 1935 он уехал в родной город, чтобы отдохнуть от работы и провести время со своей семьей. Именно в Козлове написал А.М. Герасимов «После дождя» - картину, которая принесла ему славу прекрасного пейзажиста.

В годы сталинского правления Герасимов занимал ответственные руководящие посты. Возглавлял Московское отделение Союза Художников, Ассоциацию советских художников, Академию художеств СССР.

История картины «После дождя» Герасимова

Об истории создания картины рассказала в свое время сестра художника. Семья отдыхала на террасе своего дома, когда неожиданно начался сильный дождь. Но Александр Михайлович не стал прятаться от него, как это сделали остальные домочадцы. Он был потрясен тем, как капли воды, скопившиеся на листве, на полу, на столе, переливаются разными цветами, каким свежим и прозрачным стал воздух, как, обрушившись на землю ливнем, начинало светлеть и проясняться небо. Он велел принести ему палитру и всего лишь за три часа создал потрясающий по своей выразительности пейзаж. Назвал эту картину художник Герасимов - «После дождя».

Однако пейзаж, написанный так быстро и стремительно, не был случайным в творчестве художника. Еще во время обучения в училище он любил изображать мокрые предметы: дороги, растения, крыши домов. Ему удавалось передать блики света, яркие, омытые дождем краски. Возможно, многие годы шел к этому пейзажу А.М. Герасимов. «После дождя» стала итогом творческих исканий в этом направлении. Не было бы такой предыстории, не увидели бы мы описываемого полотна.

А.М. Герасимов «После дождя»: описание картины

Сюжет картины удивительно прост и лаконичен. Угол деревянной террасы, букет цветов на круглом обеденном столе и сочная зелень листвы, составляющая фон. По блеску деревянных поверхностей зритель понимает, что недавно закончился сильный дождь. Но влага не создает ощущение сырости и неуюта. Наоборот, кажется, что ливень приглушил летний зной и наполнил пространство свежестью.

Чувствуется, что картина создана на одном дыхании. В ней нет натужности и тяжеловесности. Она впитала настроение художника: легкое, умиротворенное. Зелень деревьев и цветы в букете написаны слегка небрежно. Но зритель легко прощает это художнику, понимая, что тот торопился, чтобы успеть уловить это прекрасное мгновение гармонии с природой.

Выразительные средства

Этот пейзаж (А.М. Герасимов «После дождя»), описание картины, выразительные средства, использованные художником, дают искусствоведам основание говорить о высокой живописной технике автора. Несмотря на то что картина выглядит просто и даже небрежно, в ней проявился талант мастера. Дождевая вода сделала краски более насыщенными. Деревянные поверхности не только блестят, но и отражают цвет зелени, цветов и солнца, отливают серебром и золотом.

Привлекает внимание и опрокинутый стакан на столе. Такая, казалось бы, незначительная деталь многое проясняет, делает сюжет легко читаемым. Становится понятно, что дождь начался неожиданно и стремительно, застал людей врасплох, заставил их спешно собирать со стола посуду. Только один стакан да букет садовых цветов были забыты.

Одной из своих лучших работ считал сам А.М. Герасимов - «После дождя». Описание картины, представленное в этой статье, показывает, что эта работа одна из самых значительных не только в творчестве художника, но и во всей советской живописи.

Небо хмурится сердито,
Гонит со двора ребят,
У меня окно открыто,
Тучи в комнату глядят.
Хоть совсем я не трусишка,
Спрячусь быстро под плащом.
Тучи смотрят — нет мальчишки,
И заплакали дождем.

Маковский Владимир Егорович не раз обращался к теме дождя и крестьянских детей. Все его картины написаны в реалистичной манере, краски яркие и сочные.
Картина «От дождя» рисует крестьянских ребятишек, которые пришли летом искупаться на речку. Река вообще всегда притягивала к себе детей всех возрастов, которые с наслаждением плещутся в теплой, чуть прохладной воде.
Песчаный берег, тихая, спокойная, неглубокая речка течет среди полей. Другой берег реки покрыт зеленью, за которой угадываются несколько кустов, дальше расположилась другая группа ребятишек. На первом плане изображены ребята, которые уже уходят, опасаясь летней грозы. Её ещё не видно, но, видимо, какие-то признаки уловили мальчики и заспешили домой. А может быть, их отпустили искупаться на определенное время - летом работы в селе найдется и таким мальчишкам.
На самом берегу речки трое пацанов уже одеваются. Один ещё только начал, другой натягивает штаны, третий стоит и ждет товарищей.
Одетые в какие-то лохмотья, но веселые и радостные стоят мальчики на первом плане картины. В центре, наверное, вожак подбадривает своих товарищей, которым не хочется уходить от речки. Малыш даже плачет от досады.
Но справа на них надвигается туча и, возможно, скоро пойдет дождь.
В картине прекрасно показаны немногие часы отдыха крестьянских детей.

Замечательный русский художник Маковский Владимир Егорович родился в 1846 году, в Москве. С детства мальчик был окружен атмосферой творчества, поскольку его отец был представителем сферы искусств. Владимир Егорович с самого детства занимался рисованием, получил великолепное образование. Знаменитым и популярным художника сделали его жанровые картины, поскольку в них он подчеркивал самые мелкие детали, которые отражали настоящую жизнь простых людей, особенности их жизни. Его полотна трогательные, реалистичные и очень выразительные.

Из всего творческого наследия живописца для своего сочинения-описания я выберу картину, которая называется «От дождя», созданную в 1887 году. Это полотно является одним из лучших произведений художника, в настоящее время оно находится в Ульяновском художественном музее.

В первую очередь, в глаза зрителю бросаются персонажи, занимающие значительную часть картины: это крестьянские дети, которые весело играют у реки в летний погожий день. Художнику удалось изобразить радость, с которой малыши наслаждались теплом, грелись на золотистом песке, однако они вынуждены уходить, поскольку на небе появились тучи, приближается гроза. Мальчики вынуждены уходить, они понимают, что надо торопиться, ведь в грозу у реки опасно. Именно этот момент и запечатлел Владимир Егорович Маковский.

Мы видим, что четверо мальчишек уже одеты и собираются домой в деревню, но остальные ребята еще неспешно одеваются, они как будто не боятся дождя и совсем не торопятся. Младший мальчик, изображенный справа, выглядит очень испуганным, возможно, его страшат громовые раскаты, малыш чуть не плачет, но понимает, что сейчас не время лить слезы.

На его фоне старший мальчик выглядит достаточно серьезным, возможно, он понимает степень ответственности и знает, что должен как можно быстрее увести детей от реки. Черты лица подростка Маковский передает ярче всего: кудрявые растрепанные волосы, пытливый и пронзительный взгляд, курносый нос и яркие, выразительные губы. Он слегка улыбается, возможно, потому, что радуется ответственности, а может для того, чтоб младшие перестали бояться и плакать. Он поторапливает своих друзей. От этой спешки один из мальчиков падает на песок и оборачивается к друзьям. Но на него никто не обращает внимания, все заняты своими мыслями, конечно, ему придется встать и идти вместе со всеми с реки.
Мальчики на заднем фоне у самой воды нехотя собираются домой, они бесстрашные, а, возможно, надеются, что гроза пройдет мимо.

Все действия мальчиков разворачиваются на фоне прекрасного русского пейзажа. Художник показывает нам широкие просторы родной природы. Светлый песчаный берег контрастирует с яркой, сочной зеленью, которая перед грозой выглядит еще свежее. Невысокие деревья и кустарники вдоль берега позволяют взгляду зрителя уходить вдаль, демонстрируя бесконечность русской земли. Небо, затянутое тучами, на линии горизонта делает это зеленое море еще ярче. Солнце, скрытое серыми облаками, роняет свои лучи на землю и они пронизывают его словно стрелы.

Полотно вовсе не выглядит статичным, все в ней движется: и мальчишки, и природа. Художнику удалось передать даже порывы ветра, пригнавшие грозовые тучи и слегка взволновавшие гладь реки. Маковский изобразил обыкновенный момент их жизни крестьянских мальчишек, но именно это и вызывает восхищение и удивление у зрителей, показывает нам, что необыкновенное можно найти в самых простых вещах.