Святая мария гатчинская. Тайна преподобномученицы Марии Гатчинской. Какой Церкви была Мария Гатчинская

19 апреля 2007 года в Павловском соборе г. Гатчины (Санкт-Петербургская епархия) состоялось всенародное прославление великой страдалицы и мученицы за веру Христову в период гонений мученицы Марии Гатчинской. Божественную литургию в этот день совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.

Мученица Мария Гатчинская (в миру Лидия Александровна Лелянова) родилась в СПб в 1874 году. В шестнадцать лет девушку поразил тяжелый недуг - болезнь Паркинсона, которая стала следствием заболевания энцефалитом. На выпускные экзамены в женской гимназии, которую она заканчивала, Лидию привезли в инвалидной коляске.

Не помогли долгие курсы лечения, в том числе и заграницей. Болезнь продолжала неумолимо отнимать у девушки телесное здравие: у нее стали сохнуть руки и ноги, все тело ссыхалось и уменьшалось в размере. По воспоминаниям современников, никакое лечение не помогало. Она не стала владеть ногами, и всегда вынуждена была лежать, так как сидеть ей не давала постоянная страшная боль во всех тканях. Постепенно и руки отказали, и все тело ссохлось. Только голова и лицо оставались без всякого изменения. Лицо оставалось благообразным и светлым.

В том, что болезнь будущей матери Марии протекала необычно, видится особое действие Промысла Божьего. Тяжелый недуг не приобрел тех форм, которые обычно бывают неизбежными и, кроме поражения телесного, приводит также к разрушению личности.

Как отмечал первый составитель жизнеописаний многих новомучеников и исповедников Российских, в том числе, и м. Марии, священник Михаил Польский, «оказавшись полным физическим инвалидом, (мать Мария) не только не деградировала психически. Но обнаружила совершенно необычные не свойственные таким больным черты личности и характера: она сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной, покорной, непритязательной, сосредоточенной в себе, углубилась в постоянную молитву, без малейшего ропота перенося свое тяжкое состояние».

В 1913 году семья Лидии переезжает в Гатчину. Здесь в 1922 году страдалица по благославлению священномученика Вениамина Петроградского была пострижена в монашество с именем Мария. Подвиг непрестанной молитвы, терпения скорбей и духовной помощи болящим и страждущим она несла в Гатчине, почему и назовут её Марией Гатчинской.

Ровно десять лет продолжалось благословенное Богом служение матери Марии. Прикованная к постели, она принимала десятки людей, среди которых были крестьяне, ремесленники, «бывшие люди», священники и даже архиереи. Слава её святости уже при жизни распространилась далеко за пределы Гатчины и Петрограда.

Господь ущедрил страдалицу даром любви, прозорливости и чудотворений. В следственном деле, по которому в числе других монашествующих проходила в 1932 году м. Мария, есть немало свидетельств об этих благодатных дарах. И те следователи, которые фабриковали обвинение против мученицы, по сути, сам и того не ведая, писали материалы для ее жития...

В 1927 году после выхода Декларации митрополита Сергия, матушка приняла сторону митрополита Иосифа Петроградского, сохраняя при этом верность местоблюстителю священномученику митрополиту Петру (Полянскому).

В конце жизни физическое состояние матушки настолько ухудшилось, что любое прикосновение вызывало нестерпимую боль. Несмотря на это, она по-прежнему принимала тех, кто нуждался в ее молитвенной помощи и духовном совете.

19 февраля 1932 года м. Мария вместе с сестрой были арестованы в ходе акции по «Изъятию монахов и монашек», которая проходила по всей стране. Матери Марии было предъявлено стандартное обвинение, причем в вину ей вменялась, в том числе, и проповедь Евангелия. По воспоминаниям современников, ее тащили со второго этажа дома под руки два чекиста, не обращая внимания на ее крики от боли, после чего бросили в кузов грузовика и увезли в Петроград.

Поместили мученицу в больницу Дома предварительного заключения, где она и скончалась 17 апреля 1932 года, будучи уже осужденной на три года ссылки. Тело мученицы было отдано невестке с требованием похоронить его без огласки...

Сразу после мученической кончины м. Марии, ее могилка неподалеку от часовни Ксении блаженной стала местом непрекращающегося паломничества верующих. Здесь служили панихиды, прикладывались к кресту, брали с могилки землю...

В 1981 году м. Мария была прославлена в сонме новомучеников и исповедников Российских Русской Православной Церкви за рубежом. Спустя 25 лет такое прославление произошло и на Родине.

В течение трех лет Гатчинское благочиние СПб епархии собирало и обобщало материалы, связанные с жизнью святой. Написанные в результате этой работы житие м. Марии стало основанием для ее канонизации, которая произошла 17 июля 2006 года.

А 26 марта 2007 года на Смоленском кладбище СПб были обретены святые мощи мученицы Марии Гатчинской, которые затем были торжественно перенесены в Гатчинский Павловский собор, где они покоятся ныне в благолепной раке и доступны для поклонения верующих, ищущих утешения в скорбях и болезнях, и восклицающих с верой и любовью: «Преподобномученице мати Марие, моли Бога о нас!».

В 45 километрах от Петрограда находится маленький городок Гатчина, хорошо известный всем петроградцам своими садами, парками и дворцом. В этом городке перед революцией проживала одна монахиня Мария, которую знали не только жители Гатчины, но и многие жители Петрограда. Революция 1917 г. застала матушку Марию в постели. После перенесенного тяжелого энцефалита (воспаления мозга), она впала в состояние так называемого паракинсонизма (по имени врача Паркинсона, описавшего подобное состояние): все тело ее стало как бы окованным и неподвижным, лицо анемичным и как бы маскообразным, речь сохранилась, но говорить она стала с полузакрытым ртом, сквозь зубы, медленно скандируя и монотонно. Была она полным инвалидом и постоянно нуждалась в посторонней помощи и тщательном уходе. Обычно эта болезнь протекает с резкими изменениями психики (раздражительность, прилипчивая навязчивость со стереотипными вопросами, повышенный эгоизм и эгоцентризм, явления слабоумия и проч.), вследствие чего такие больные часто попадают в психиатрические больницы. Но матушка Мария, оказавшись полным физическим инвалидом, не только не деградировала психически, но обнаружила совершенно необычные, несвойственные таким больным, черты личности и характера: она сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной, покорной, непритязательной, сосредоточенной в себе, углубилась в постоянную молитву, без малейшего ропота перенося свое тяжкое состояние. Как бы в награду за это смирение и терпение, Господь послал ей дар: утешения скорбящих. Ее стали навещать, беседуя с нею, совершенно чужие и незнакомые люди, находящиеся в скорбях, печалях, тоске и унынии. И всякий приходящий к ней уходил утешенным, чувствуя просветление своей скорби, умиротворение печали, успокоение тревоги, избытие тоски и уныния. Постепенно слава об этой необыкновенной монахине распространилась далеко за пределы города Гатчины.

Матушка Мария жила в маленьком деревянном домике на окраине города. Посетивший ее в марте 1927 г. проф. И. М. Андреев рассказывает, что в ожидании приема он рассматривал многочисленные фотографические карточки приемной комнаты и нашел две: митрополита Вениамина и митрополита Иосифа. Митрополит Иосиф, на своей карточке, надписал трогательное посвящение матушке Марии, приведя большую цитату из своего труда - «В объятьях отчих», а митрополит Вениамин надписал кратко: «Глубокочтимой страдалице матушке Марии, утешившей, среди многих скорбящих, и меня грешнаго».

Свидетель, по его словам, имел великое счастье присутствовать при явлении чудес исцеления скорбящих душ. Юноша, унывавший после ареста и ссылки отца-священника, вышел от матушки с радостной улыбкой, сам решившись принять сан диакона. Молодая женщина от грусти пришла к светлой радости, также решившись на монашество. Пожилой мужчина, глубоко страдавший о смерти сына, вышел от матушки, выпрямленный и ободренный. Пожилая женщина, пошедшая с плачем, вышла спокойная и твердая.

И. М. Андреев сказал матушке Марии, что на него часто нападает ужасная тоска, которая длится иногда несколько недель, и он не мог найти никакого средства от нее избавиться...

«Тоска есть крест духовный - говорила матушка Мария, посылается она в помощь кающимся, которые не умеют раскаяться, т. е. после покаяния снова впадают в прежние грехи... А потому - только два лекарства лечат это, порой крайне тяжкое, душевное страдание. Надо - или научиться раскаиваться и пр носить плоды покаяния, или - со смирением, кротостью, терпением и великой благодарностью Господу, нести этот крест духовный, тоску свою, памятуя, что несение этого креста вменяется Господом за плод покаяния... А, ведь, какое это великое утешение сознавать, что тоска твоя есть неосознанный плод покаяния, подсознательное самонаказание за отсутствие требуемых плодов... От мысли этой - в умиление прийти надо, а тогда - тоска постепенно растает и истинные плоды покаяния зачнутся...»

От этих слов матушки Марии у меня в душе точно кто-то операцию сделал и удалил опухоль духовную... И вышел я другим человеком.

Около 1930 г. матушка Мария была арестована. Ее обвинили в контрреволюционной пропаганде и в участии в контрреволюционной организации, по 10 и 11 пункту 58 статьи. Арестовали и ее брата. «Организация» состояла только из двух человек. А «пропагандой» против коммунизма был квалифицирован ее «дар утешения в скорбях».

Очевидцы ареста описали жуткую картину издевательства и жестокого насилия над скованной и неспособной ни к каким физическим движениям терпеливой страдалицей. «Религиозно-политическое преступление» матушки Марии усугубилось непризнанием ею митрополита Сергия после его знаменитой Декларации 1927 г., приведшей к расколу в Русской Церкви.

Бедную страдалицу двое чекистов, с постели до грузовика, волокли по полу и по земле за вывернутые руки... Раскачав ее многострадальное неподвижное скованное тело, чекисты бросили его в грузовик и увезли. Брата ее увезли в другом автомобиле, в так называемом «черном вороне». Сострадательные почитатели матушки Марии стали приносить ей в тюрьму скромные передачи. Их принимали в течение месяца. А затем, однажды, передачи не приняли и кратко сообщили: «умерла в госпитале». Тело выдано не было.

Брат покойной, слабенький, маленький, благообразный старичок, самоотверженно за ней ухаживавший и принимавший посетителей, через 9 месяцев следствия получил 5 лет заключения в концентрационном лагере Сибири.

Память Марии Гатчинской совершается 17 апреля. Ее имя смело можно поставить рядом с такими известными именами, как или . Верующие с любовью поклоняются своей соотечественнице, жившей не в глубине веков, а всего сто лет назад.

Святая исповедница веры, обладавшая даром прозорливости и молитвенного утешения скорбящих и страждущих, еще при жизни пользовалась таким почитанием, что ее называли святая мать Мария, а ее скромный дом сделался местом всеобщего паломничества.

При рождении будущая святая Мария Гатчинская получила имя Лидия и была дочерью петербургского купца Александра Ивановича Лелянова, владельца небольшого завода и собственного дома на нынешнем Московском проспекте. Александр Иванович скончался, когда Лидии было три года, и с этого момента начались ее беды.

В подростковом возрасте Лидия перенесла энцефалит, после которого ее поразила болезнь Паркинсона, постепенно лишавшая девушку возможности двигаться. На выпускные экзамены в гимназию Лидию привезли в инвалидной коляске, а еще через некоторое время ей стало трудно даже сидеть. У семьи были средства для лечения за границей, но ничто не помогало - с каждым годом состояние больной ухудшалось, и к сорока годам бедная женщина могла лишь неподвижно лежать на спине, руки и ноги ее бездействовали.

Казалось бы, в таком состоянии впору прийти в самое черное отчаяние, но будущая мать Мария, напротив, обрела успокоение. «Она обнаружила совершенно необычные, не свойственные таким больным черты личности и характера: сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной, покорной, непритязательной, сосредоточенной в себе, углубилась в постоянную молитву, без малейшего ропота перенося свое тяжкое состояние» , - писал о матушке Марии ее первый биограф, протопресвитер Михаил Польской.

Конечно, подобное утешение далось нелегко и не сразу - сначала матушка сильно страдала от плотской брани, но позже, пройдя через этот опыт, получила дар понимать и утешать других: «Уткнитесь в подушку и плачьте - и почувствуете Христа, узнаете, какой Он любящий, какой чистый» , - говорила она.

Мария в Гатчине

За несколько лет до того, как страдалица обрела полную неподвижность, семья переехала в Гатчину и поселилась в небольшом двухэтажном доме на улице Багговутовской (ныне улица Карла Маркса). Именно сюда начали стекаться к матушке Марии самые разные люди - от простых крестьян до генералов и архиереев. Все они жаждали духовного совета и утешения. Будущий священномученик написал ей на своей фотографии: «Глубокочтимой страдалице матушке Марии, утешившей, среди многих скорбящих, и меня грешного» . Именно по благословению владыки Вениамина Лидия постриглась в монахини с именем Мария в честь равноапостольной Марии Египетской.

Десять лет после пострига продолжалось служение матушки Марии. Она продолжала лежать на спине, но теперь ее с головы до пят укрывала черная мантия, а на голове был монашеский апостольник. Она не владела своими руками, но по ее просьбе сверху на мантии всегда лежали четки. За матушкой ухаживала ее младшая сестра, Юлия Александровна. Она же распределяла между нуждающимися деньги и продукты, которые приносили в благодарность матушке те, кто их имел.

После Октябрьской революции

Среди бедных и скорбящих после разразившейся Октябрьской революции оказалось много людей «из бывших»: одним из частых посетителей матушки Марии был генерал Епанчин и его семья. Приходили и самые простые люди - одна из жительниц Гатчины вспоминала, что ее часто спрашивали на улице: «Где живет святая Мария?» О ней распространилась слава не только доброй советчицы и великой утешительницы, но и чудотворицы: говорили, что если матушка Мария о чем-нибудь помолится, то это непременно сбудется.

Кроме того, стал известен ее дар прозорливости: сохранились свидетельства людей, которым матушка с точностью предсказывала события их жизни, от ближайших и самых простых, вроде возвращения домой пьющего мужа, до отдаленных и трагических, таких как последовавший спустя пять лет арест главы семьи и высылка в Сибирь его жены с детьми.

Кроме того, мать Мария Гатчинская была покровительницей всех увечных, страдающих, как она сама: у нее находила утешение слепая дочь генерала Епанчина, инвалид Лилия Тюлина при поддержке матушки занималась иконописью, а мать безрукого юноши нашла работу, помогая в доме по хозяйству.

Хранительница веры

Но, пожалуй, главной заслугой матушки Марии было то, что в безбожное время, наступившее после революции, она помогала сохранить в сердцах людей веру. Вокруг нее собралась небольшая община девушек, которые хотели продолжать молиться, читать Священное Писание, помогать ближним. Участницы этого малого сестричества особым образом чтили память не так давно скончавшегося о, ходили по домам верующих на праздники, посещали больных, отпевали покойников, собирались у одра самой матушки Марии, молились вместе с ней и выслушивали ее духовные наставления.

Кружок просуществовал более десяти лет и помог сформироваться целому поколению молодых людей, родившихся незадолго до революции. Без преувеличения можно сказать, что мать Мария оказала огромное влияние на духовную атмосферу всей Гатчины в атеистические 1920-е годы.

Конечно, долго такое положение вещей при советской власти сохраняться не могло, десять лет и так были достаточно большим сроком. 18 февраля 1932 года началась массовая акция властей по арестам монашествующих. В Гатчине были арестованы сестры уже закрытого Нежадовского и Пятогорского монастырей, на следующий день арестовали мать Марию с сестрой Юлией Александровной и нескольких человек из их общины. В обвинении, предъявленном обездвиженной матушке, говорилось: «Участвует на нелегальных сборищах, где читается Евангелие, на которые приглашается местное население, и в беседах на религиозные темы ведет антисоветскую пропаганду» .

Дальше началось настоящее мученичество матери Марии. Раньше, собираясь в ее комнате-келье, девушки боялись хотя бы ненароком задеть кровать, на которой покоилась матушка, потому что знали - любое, даже самое легкое, движение или прикосновение причиняет ей сильные страдания. «Стала недотрога», - с горечью говорила она про себя. Теперь же два дюжих чекиста схватили ее под руки и поволокли по лестнице вниз, на улицу, где швырнули в кузов промерзшего грузовика. Трясясь на ухабах, грузовик поехал в Ленинград... Можно только с ужасом представить себе невыразимые страдания матушки.

Врач в тюремной больнице освидетельствовал ее и подписал заключение о тяжелой, неизлечимой болезни, о необходимости перевода в обычную больницу и тщательном уходе за нею по крайней мере двоих человек... но власти не обратили на медицинское заключение никакого внимания. Неподвижная монахиня представляла для них опасность своей духовной силой, они сознавали ее влияние на верующих не только в Гатчине, но и далеко за ее пределами.

На допросе мать Мария признала, что к ней приходили люди «за советом по разным вопросам», но не назвала ни одного имени, кроме нескольких священников, которые к тому моменту уже находились в ссылке. Матушка заявила, что по религиозным убеждениям является истинно православной, и тем самым подписала себе приговор. Подобного открытого исповедания веры власти простить не могли и приговорили мать Марию к ссылке на три года. Однако всем было ясно, что дальнего пути она не перенесет.

Матушка Мария Гатчинская скончалась в тюремной больнице 17 апреля 1932 года и была похоронена на Смоленском кладбище, неподалеку от могилы Ксении Петербургской. После смерти к могиле матушки началось такое же паломничество, какое было к ее дому при жизни.


Прославление Марии Гатчинской

В 1981 году Русская Православная Церковь за рубежом прославила Марию Гатчинскую в сонме Новомучеников и Исповедников Российских, а спустя двадцать пять лет Русская Православная Церковь причислила матушку к лику святых. Это произошло 17 июля 2006 года, а еще через год на Смоленском кладбище состоялось обретение святых мощей преподобномученицы Марии.

В торжественной процессии, с пением и крестным ходом, при большом стечении народа они были перенесены в , где верующие поклоняются им по сей день. Так мать Мария вернулась на свою духовную родину.

17 апреля (4 апреля старого стиля), Святая Православная Церковь молитвенно совершает память прмц. Марии Гатчинской.

«Тоска есть крест духовный, посылается она в помощь кающимся, которые не раскаиваются, то есть после покаяния снова впадают в прежние грехи… А потому - только два лекарства лечат это, порой крайне тяжкое, душевное страдание. Надо - или научиться раскаиваться и приносить плоды покаяния, или со смирением, кротостию и терпением и великой благодарностию Господу нести этот крест духовный, тоску свою, памятуя, что несение этого креста вменяется Господом за плод покояния… А ведь какое это великое утешение — сознавать, что тоска твоя есть неосознанный плод покаяния, подсознательное самонаказание за отсутствие требуемых плодов… От мысли этой — в умиление придти надо, и тогда тоска постепенно растает, и истинные плоды покаяния зачнутся.. .» (Из ответа матушки Марии И. М. Андреевскому на его жалобы о невыносимой тоске)

Монахиня Мария (в миру Лидия Александровна Лелянова) родилась в 1874 году в семье купца Александра Ивановича Лелянова в Санкт-Петербурге. Семья Леляновых жила рядом с Преображенской церковью, на Забалканском проспекте в доме № 101. Первые скорби начались для Леляновых, когда умер глава семьи. Тогда Лиде было 3,5 года, а ее сестре Юле – полтора…
Перед выпускными экзаменами в гимназии Лидия заболела энцефалитом, который дал осложнение — болезнь Паркинсона, на экзамены ее привезли в инвалидной коляске. Лидия стала полным инвалидом.
Лидия с великим смирением несла свой крест, через молитву пришло утешение, она обрела душевный покой, духовную мудрость. По Промыслу Божиему ей предстояло стать утешительницей, духовной матерью многих верующих людей.
Обреченная на неподвижность, углубленная в постоянную Иисусову молитву, она сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной и сосредоточенной.
В книге протопресвитера Михаила Польского «Новые мученики Российские» в главе посвящённой матушке Марие отмечено: «…Оказавшись полным физическим инвалидом, (она) не только не деградировала психически, но обнаружила совершенно необычные, несвойственные таким больным черты личности и характера: она сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной, покорной, непритязательной, сосредоточенной в себе, углубилась в постоянную молитву, без малейшего ропота перенося свое тяжкое состояние».
В 1909 году родные привезли подвижницу г. Гатчину (Санкт-Петербургская губ.), здесь она жила в деревянном домике неподалеку от Павловского собора. В том же доме жил ее старший брат Владимир. (он был владельцем Елизаветинской аптеки.) По свидетельству профессора М. И. Андреевского, брат матушки Марии — слабенький, маленький благообразный старичок, самоотверженно ухаживал за ней и принимал многочисленных посетителей, приходивших к прозорливой старице за духовным советом.
В 1912 году Лидия потеряла способность двигаться, ей было тяжело говорить – «говорила она с полузакрытым ртом, медленно и монотонно скандируя». В 1921 году вокруг подвижницы возник молитвенный кружок. Он назывался Иоанновским по имени святого праведного Иоанна Кронштадтского. Постоянная совместная молитва братьев и сестер объединила их в духовную семью, готовую послужить ближнему своими делами милосердия. По свидетельству духовной дочери матушки Марии О. Э. Вейерт целью кружка было поддержание духовно-нравственного общения с больной, а также проведение в квартире болящей панихид, молебнов, молитвенных собраний. В него входили женщины разного возраста и сословий, чуткие сердцем, сострадательные и воспитанные родителями в православной вере. Некоторые позднее и пострадали за свою веру.
В 1922 году в Подворье Пятигорского Богородицкого монастыря (в Гатчине) Лидию постригли в монашество с именем Мария, постриг совершил архимандрит лаврский Макарий (Воскресенский) по благословению митрополита Петроградского Вениамина*.
Иоанновская община сначала духовно окормлялась у протоиерея Иоанна Смолина, а после его кончины в 1927 году — у отца Петра Белавского. Вскоре отца Петра арестовали и сослали в Соловецкий Лагерь. Страдалица Мария в письмах утешала отца Петра: «…Посмотри на прекрасное небо: сейчас оно чистое и голубое, но вот появляются огромные белые облака, точно белоснежные глыбы льда прикрепились к небесному своду. Вот и это меняется белыми барашками. И вдруг появляются черные тучи с медным отливом, довольно скоро они сгущаются. В природе темно, у всего живого мира делается тревожное состояние — туча давит на мозг и сжимает сердце. Но вот поднялся ветер, грянул гром и полил обильный дождь; небо прояснилось, выглянуло солнышко, воздух очистился, повеяло приятной свежестью, все оживилось и человек воспрянул духом… Не то ли самое испытываешь ты, родной, и все, и я не исключение.
Когда после пролитых горячих слез очистится наше сердце и становится легко, легко? О, как много милости у Всемогущего. Счастье и вас не оставило и на севере. Счастье в том, что вы живете среди природы. Природа — это родная мать, которая воспитывает нас, утешает и радует. Дух дышит везде, и не было ни одного дня, чтобы не вспомнили тебя…»
Матушка Мария была знакома со многими священнослужителями. В 1928-1929 гг. матушку Марию посещал архиепископ Димитрий (Любимов). Митрополиты Вениамин (Казанский) и Иосиф (Петровых) подарили ей свои фотографии с надписями. Священномученик митрополит Вениамин Петроградский написал на подаренной матушке фотографии: «Глубокочтимой страдалице матушке Марии, утешившей, среди многих скорбящих, и меня грешного».
К монахине в миру приходили многие верующие, к её советам прислушивались, многие просили молитвенной помощи.
Свидетельство Анны Андреевны Фёдоровой: «Матушка Мария сказала мне посещать только церковь «Воскресения на крови», как Истинно-Православную Церковь, имеющую благодать Божию, в других же церквах благодати и правды нет, как отошедших от Православия и продавшихся власти».
Из воспоминаний профессора М.И. Андреевского, посетившего монахиню Марию в 1927 году: «В ответ на жалобу о мучительной и безысходной тоске, старица мудро ответила: «Тоска есть крест душевный, посылается она в помощь кающимся, которые не умеют раскаяться, т.е. после покаяния снова впадают в прежние грехи… А потому только два лекарства лечат это порой крайне тяжкое духовное страдание. Надо или научиться раскаиваться и приносить плоды покаяния, или со смирением, кротостью, терпением и великой благодарностью Господу нести этот крест духовный — тоску свою, памятуя, что несение этого креста вменяется Господом за плод покаяния… А ведь какое это великое утешение сознавать, что тоска твоя есть неосознанный плод покаяния, подсознательное самонаказание за отсутствие требуемых плодов… От мысли этой в умиление придти надо, и тогда тоска постепенно растает и истинные плоды покаяния зачнутся…»
Профессору довелось стать свидетелем чудесной помощи подвижницы и другим людям: «Юноша, унывающий после ареста и ссылки отца-священника, вышел от матушки с радостной улыбкой, сам решившись принять сан диакона. Молодая женщина от грусти пришла к светлой радости, также решившись на монашество. Пожилой мужчина, глубоко страдавший от смерти сына, вышел от матушки выпрямленный и ободренный. Пожилая женщина, пошедшая с плачем, вышла спокойная и твердая».
В феврале 1932 года схимонахиню вместе с братом арестовали. Причиной ареста было огромное духовное влияние старицы Марии… Чекисты волокли беспомощную подвижницу по полу, по земле за вывернутые руки, затем бесцеремонно закинули в кузов грузовика и отвезли в дом предварительного заключения.
По приговору Тройки НКВД монахиня Мария должна была быть выслана на 3 года высылке из Ленинградской области, однако из тюрьмы страдалицу перевели в тюремное отделение бывшей Александровской больницы на Фонтанке. (Брат монахини Марии, Владимир, через 9 месяцев следствия получил 5 лет заключения в концентрационном лагере Сибири, сестра Иулия, также проходила по « делу Иоанновской общины, Санкт-Петербург, 1932г.», её приговорили к трем год заключения в концлагере, различные сроки ссылки и лагеря получили также монахини из Покровского подворья, почитавшие матушку)
4/17 апреля апреля 1932 года матушка Мария скончалась в тюремной больнице. (Её подвергли мучительным операциям: подрезали сухожилия…). Тело выдали двоюродной сестре страдалицы для погребения на Смоленском кладбище. Могила подвижницы, находящаяся недалеко от часовни блаженной Ксении Петербургской, стала местом паломничества православных людей.
По свидетельству Зинаиды Пугачевой её мама Ольга Николаевна в детстве была у подвижницы, она и рассказала ей о прозорливой матушке: «Однажды бабушка взяла с собой в Гатчину мою маму, тогда еще 9-летнюю девочку. Бабушка хотела спросить у матушки Марии совета, как ей быть. Ходили слухи, что будут раскулачивать крепких крестьян. А мои родные были довольно зажиточными, потому что работали много. Мария встретила гостей очень приветливо. Особенно моей маме запомнилось ее лицо необыкновенной красоты, словно высеченное из мрамора. Матушка сказала: «Твою семью ожидает трагедия. Хозяина посадят в тюрьму, где он и сгинет. Семья распадется, а ты вот с этой девочкой поедешь через всю страну в ссылку».
Через пять лет все случилось, как сказала святая: ночью в дом ворвались какие-то люди. Дедушку арестовали и увезли в тюрьму. Бабушке разрешили взять маленький узелок с вещами, погрузили на подводу и повезли на станцию Александровскую. Там был целый эшелон раскулаченных крестьян, их отправили в ссылку в Красноярский край. Вместе с бабушкой поехала и моя мама, четырнадцатилетняя девочка. Долгих пять лет они проработали на лесоповале. Когда им удалось вернуться домой, им сказали, что дедушка умер в тюрьме. Где его могилка, мы так и не знаем. Так сбылось предсказание матушки Марии».

Летом 2006 года Священный Синод Русской Православной Церкви включил в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века и имя монахини Марии (Леляновой) (1874 –1932гг.). День памяти — 4/17 апреля (день мученической кончины).

26 марта 2007 года на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга были обретены святые мощи мученицы Марии Гатчинской, которые затем были торжественно перенесены в Гатчинский Павловский собор, где они покоятся и ныне. Преподобномученице мати Марие, моли Бога о нас!

Тропарь, гл. 4:

Агница Твоя, Иисусе, Мария,/ утешение рабом Твоим в годину лютую явися,/ крепость веры и благочестия показавши,/ мучения претерпе от богоборцев.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Кондак, гл. 4:

Страдалице и благовестнице пречудная,/ молитвеннице за всех скорбящих и страждущих,/ преподобномученице Мати Марие,/ молися Господу Богу со всеми новомучениками Российскими// спасение нам даровати и велию

Текущая страница: 7 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Святая преподобно-мученица Мария Гатчинская

Родилась в 1874 году,

Житие святой Марии Гатчинской
Вера в промысел Божий

Святая преподобная Мария Гатчинская жила на рубеже XIX – XX веков. Именно в этот тяжелый для России период, когда умножались беззаконие и безверие, произошла революция, разрушались церкви, эта женщина нашла в себе силы не упасть в пропасть атеизма вслед за многими другими, устоять в своей вере и еще душевно укреплять других. Но давалось ей это совсем не легко.

В миру ее звали Лидия Александровна Лелянова. Она родилась в 1874 году в Санкт-Петербурге, в семье зажиточного купца, хозяина сургучного завода А. И. Лелянова. Купеческую династию Леляновых хорошо знали и уважали. Один из родственников маленькой Лидии, ее дядя, являлся гласным Петербургской думы и имел крупный меховой магазин на Большой Морской улице.

Уже детство Лиды было омрачено горем: когда ей было 3,5 года, ее отец умер. Родственники позаботились о том, чтобы дать девочке хорошее воспитание и образование. Девушка училась в женской гимназии, возможно, как и все, строила планы на свою дальнейшую жизнь, о чем-то мечтала. Но с ней случилось несчастье: она заболела энцефалитом, после которого у нее развилась болезнь Паркинсона. Так в 16 лет девушка стала инвалидом. Несмотря на заболевание, Лидии удалось закончить гимназию, хоть это и было нелегко: на выпускные экзамены ее привезли в инвалидном кресле. Родственники сделали все, чтобы облегчить жизнь девушки: обращались к различным врачам, даже возили ее за границу. Однако лечение не помогало: руки и ноги девушки стали сохнуть, тело уменьшалось в размерах. Сначала у нее окончательно отказали ноги, а затем она перестала владеть и руками. Даже сидеть в кресле Лидия не могла, так как такое положение причиняло ей сильную боль. Она могла только лежать.

В наши дни, когда во многих оскудела вера, одного этого для молодой девушки было бы достаточно, чтобы прийти в отчаяние. А некоторые, возможно, задумались бы еще о более страшном грехе – самоубийстве. Тем более в последнее время, когда много говорят о такой форме самоубийства, как эвтаназия, когда больной человек, не имея возможности привести свой замысел в исполнение самостоятельно и не желая терпеть посланный ему Богом крест, просит другого (как правило, врача) помочь ему уйти из жизни.

Однако Лидии хватало веры, чтобы кротко и смиренно переносить посланный ей недуг. Она принимала его именно как промысел Божий, и исследователи ее жизни полагают, что это действительно было так. Несмотря на то что ее тело сильно изменилось, болезнь совсем не затронула голову, в том числе и лицо, которое до последних дней жизни оставалось чистым, светлым, открытым, что можно увидеть и на фотографиях ее мощей. Первый составитель жития Марии Гатчинской, ее современник священник Михаил (Польский), писал: «Оказавшись полным физическим инвалидом, она (мать Мария) не только не деградировала психически, но обнаружила совершенно необычные, не свойственные таким больным черты личности и характера: она сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной, покорной, непритязательной, сосредоточенной в себе, углубилась в постоянную молитву, без малейшего ропота перенося свое тяжкое состояние».

Дивный дар утешения

Свидетельством ее кротости и смирения, несомненно, является тот факт, что Лидия получила от Господа дар прозорливости, любви и чудотворения. Она могла утешать тех, кто доверял ей свои скорби, страдания и сомнения, вселять в них уверенность в своих силах и веру в промысел Божий.

В 1913 году родственники Лидии переехали в Гатчину. Перевезли с собой и молодую женщину-инвалида. О периоде жизни здесь и о чудесах, которые она, несомненно, творила, до 1922 года известно немного. В первое время мало кто знал, что женщина-инвалид, сама беспомощная и во всем зависящая от своих близких, может кому-то помочь. Однако постепенно люди заметили ее дар и стали посещать ее. По всей видимости, к началу 20-х годов XX века ее уже почитали как угодницу Божию, потому что в 1921 году священник Покровского собора Иоанн Смолин организовал молитвенный кружок почитания Лидии Леляновой. Кружок назвали в честь святого праведного Иоанна Кронштадского (он умер в 1908 году и ко времени описываемых событий еще не был канонизирован, но его уже чтили).

В 1922 году Лидия Лелянова по благословению Вениамина Петроградского, впоследствии священномученика, была пострижена в монахини с именем Мария. Обряд совершил архимандрит Макарий на Покровском подворье.

Став монахиней, Мария продолжала принимать людей, которые приходили к ней. Ее посещали жители Гатчины, приезжали из Петрограда и других городов. К ней шли как миряне – крестьяне, ремесленники, так и священники, даже имеющие высокий сан. И для каждого матушка Мария находила добрые слова утешения, облегчала горе, придавала силы нести свой крест.

По свидетельству очевидцев, посещавших ее, келья матушки Марии имела очень простое убранство. В ней было много икон, постоянно горели лампадки и свечи, что придавало ей уюта и делало немного похожим на церковь. Ее часто посещали другие сестры монастыря для беседы. Там же они вместе молились, читали Евангелие или писания святых отцов. В этой же комнатке матушка Мария продолжала принимать своих многочисленных гостей. И все, кто заходил к ней, выходили, как свидетельствовали очевидцы, со светлыми лицами, полными надежды, расправляя плечи, как будто скинули с плеч тяжелый груз и за их спинами выросли крылья.

В 1927 году вышла декларация митрополита Сергия, в которой он высказывал абсолютную лояльность коммунистическому режиму, установившемуся в СССР. Матушка Мария не признала декларацию, приняв сторону митрополита Иосифа Ленинградского.

Между тем здоровье матушки Марии продолжало ухудшаться, она испытывала сильнейшие боли, сносить которые могла с трудом. И все же она находила в себе силы, превозмогая боль, принимать тех, кто нуждался в ее утешении.

Какими же словами утешала матушка тех, кто обращался к ней? Вот один из примеров: письмо к отцу Петру Белавскому на Соловки от 22 февраля 1931 года, которое записали под ее диктовку:

«…Зачем удивляешься, что у тебя меняется настроение? Посмотри на прекрасное небо: сейчас оно чистое и голубое, но вот появляются огромные белые облака, точно белоснежные глыбы льда прикрепились к небесному своду. Вот и это меняется белыми барашками. И вдруг появляются черные тучи с медным отливом, довольно скоро они сгущаются. В природетемно, у всего живого мира делается тревожное состояние – туча давит на мозг и сжимает сердце. Но вот поднялся ветер, грянул гром и полил обильный дождь; небо прояснилось, выглянуло солнышко, воздух очистился, повеяло приятной свежестью, все оживилось, и человек воспрянул духом… Не то ли самое испытываешь ты, родной, и все, и я не исключение?

Когда после пролитых горячих слез очистится наше сердце и становится легко-легко? О, как много милости у Всемогущего. Счастье и вас не оставило и на севере. Счастье в том, что вы живете среди природы. Природа – это родная мать, которая воспитывает нас, утешает и радует. Дух дышит везде, и не было ни одного дня, чтобы не вспомнили тебя…» 15
Ильюнина Л. А. Блаженные старицы // Русская линия. http://rusk. ru/st. php?idar=103344 (22 июня 2005).

Мытарства матушки Марии

Но через год над головой самой матушки Марии сгустились самые темные тучи, которые, к сожалению, уже не рассеялись. В феврале 1932 года ее арестовали вместе с сестрой. Ей предъявили ряд обвинений, в том числе и проповедь Евангелия.

Следствие продолжалось недолго, и уже 22 марта был вынесен приговор: «Лишить права проживания на три года (в центральных и пограничных областях – в 17 городах) с прикреплением к избранному месту жительства», означающий ссылку в провинцию. К тому времени здоровье ее было уже очень плохо, и, когда, по свидетельству очевидцев, чекисты вытащили ее под руки из здания, где был объявлен приговор, для того чтобы погрузить в грузовик, матушка громко кричала от боли, которую уже не могла переносить. Ее перевезли в Петроград и поместили в больницу дома предварительного заключения. Там 17 апреля 1932 года она закончила свой земной путь.

Работники ОГПУ боялись почитания, которое оказывалось матушке Марии при жизни, и не хотели, чтобы ее могила стала местом паломничества. Поэтому ее тело отдали невестке только с условием, что она похоронит ее тихо, без огласки. Она похоронила мученицу на Смоленском кладбище. И все же место захоронения мученицы очень скоро стало известно, и на этом месте постоянно можно было увидеть верующих, которые и после смерти матушки хотели получить от нее помощь. Они молились на могиле, прикладывались к кресту, а уходя, забирали с собой горсть земли. Священники служили на могиле панихиды.

В 1981 году мученица Мария Гатчинская была канонизирована Русской Православной Церковью за рубежом.

В России, в Гатчинском благочинии Санкт-Петербургской епархии, материалы о житии Марии Гатчинской начали собирать в начале 2000-х годов. Использовали воспоминания о матушке, а также сведения из ее личного дела, составленного в 1932 году. После изучения собранных сведений Русской Православной Церковью было принято решение о ее канонизации, которое и состоялось 17 июля 2006 года.

А менее чем через год, 26 марта 2007 года, на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга были обретены мощи Марии Гатчинской. Кроме того, в могиле были обнаружены кресты, кожаный пояс и части монашеской мантии.

Еще через 4 дня мощи святой преподобномученицы Марии Гатчинской были торжественно перенесены в гатчинский Павловский собор, где их выставили для поклонения. На могиле святой был установлен поклонный крест. В соборе отслужили молебен святой небесной покровительнице г. Гатчины, преподобномученице Марии Гатчинской.

Виктор Васильев, составитель жития и акафиста матушке Марии, по поводу обретения мощей сказал: «Для нас это малая Пасха. Святая преподобномученица Мария Гатчинская является единственной из числа новомучеников российских, чьи мощи не лежат под спудом, а обретены. Несмотря на тяжелую болезнь, святая не жаловалась, а всегда приходила на помощь нуждавшимся, прежде всего своим молитвенным подвигом. Говорили, что если матушка Мария помолилась, то все сбудется»16
Святая преподобномученица Мария Гатчинская // Сайт хра ма во имя иконы Божией Матери «Державная». http://derzhavnaya.spb.ru/lib/zhitiya/maria-gat.html

Места для паломничества

Павловский собор, г. Гатчина, Ленинградская область. Здесь хранятся мощи святой преподобномученицы Марии Гатчинской.

Поклонный крест на месте захоронения святой преподобномученицы Марии Гатчинской на Смоленском кладбище, рядом с часовней Ксении Блаженной. Санкт-Петербург.

Молитвы и акафист к святой преподобномученице Марии Гатчинской
Тропарь и молитвы к святой Марии Гатчинской Тропарь, глас 4

Агница Твоя, Иисусе, Мария, /

утешение рабом Твоим в годину лютую явися, /

крепость веры и благочестия показавши, /

мучения претерпе от богоборцев. //

Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Кондак, глас 4

Страдалице и благовестнице пречудная, /

молитвеннице за всех скорбящих и страждущих, /

преподобномученице Мати Марие, /

молися Господу Богу со всеми новомучениками Российскими //

спасение нам даровати и велию милость.

Молитва первая

О святая преподобная мати Марие, молитвеннице за весь род христианский! Се мы, грехми и треволненьми житейскаго моря обуреваеми, от глубины сердечныя взываем ти: не остави нас, немощных, печальных и унылых призрением милостивнаго твоего заступления!

Во дни земнаго жития твоего явилася еси болящим безмездная целительница, заблуждшим наставница, скорбящим и обидимым утешительница милосердная и всем притекающим к тебе скорая помощница и чадолюбивая мати. И ныне вемы, яко дана тебе от Господа и Пречистой Богородицы благодать молитися за ны.

О верная слуго Христова, сторицею возрастившая данный тебе талант, уврачуй страсти душ и телес наших, укрепи в добродетели и настави на путь покаяния: умягчи наша злая и хладная сердца, да паче всего возлюбим Христа, в Немже и ближняго своего. Умоли Господа сил низпослати милость Свою многострадальному Отечеству нашему, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте: и тако достигнем в немятежное пристанище Небеснаго Царствия, идеже ты в незаходимей сияеши славе, воспевая со всеми святыми хвалебную песнь Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О достоблаженная старице наша, преподобная мати Марие, недужных и скорбных скорая утешительнице и целительнице! Приими ныне моление недостойных чад твоих и донеси сей малый плод сердец и устен наших ко престолу Божию, да предстательством твоим низпослет нам Милосердный Господь щедроты Своя: подаст благоденствие Отечеству нашему: избавит от труса, огня, меча, нашествия иноплеменник и междоусобныя брани: недужным дарует исцеление, скорбящим утешение: гордых смирит, нерадивых к покаянию обратит, монашествуюших дух в горении к Богу укрепит: всем Христианом подаст, яже ко спасению потребная: наипаче же явит нам милость на Страшнем судище Своем и вселит в обители Небесныя со всеми святыми: Емуже подобает хвала и слава, честь и держава, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья

О святая преподобная мати Марие! Подвигом добрым подвизалася на земли, восприяла еси на небесех венец правды, егоже уготовал Господь всем любящим Его. Темже предстояще пред образом твом честным, радуемся о преславнем скончании земнаго жития твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойнии есмы, видети благая на земли живых, славяще дивного во святых Своих Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Акафист святой преподобномученице Марии Гатчинской, преславной покровительнице нашей17
Автор акафиста Е. В. Храповицкий.
Кондак 1

Избранней Предвечным Господом и Возлюбленной Богоматерию, преславней и пречудней невесте и страстотерпице Христовой, наставнице, защитнице, утешительнице благодатней и небесной покровительнице нашей, благодарственная восписуем ти, молитвенницы твои, святая и всехвальная мати наша Марие. Ты же, яко имуще дерзновение ко Господу, от всяких бед, зол и болезней свобождай нас, с любовию, радостию и надеждою тебе ныне зовущих:

Икос 1

Ангелов и человеков Творец Всемудрый Господь Наш, дарова тя, блаженная мати наша Марие, яко многоценное сокровище, людем российским, во дни великия смуты и мятежа братоубийственнаго, да видяще равноангельное житие твое и выну текущий источник исцеляющей благодати, не погибнут до конца во гресех своих и обратятся в покаянии к Создателю своему, тебе же благодарственно воспоют похвальную песнь сице:

Радуйся, голубице, под кровом Всевышняго вогнездившаяся;

Радуйся, с мудрыми девами в брачный чертог радостно возшедшая;

Радуйся, звездо, во мраце безбожия светло возсиявшая;

Радуйся, житием твоим Солнце Правды, Христа проповедавшая;

Радуйся, страдания Его ради добропобедно претерпевшая;

Радуйся, венец нетленный от Подвигоположника приимшая;

Радуйся, достойныя плоды покаяния приносити нас научающая;

Радуйся, печали наша в умиленной радости растворяющая;

Радуйся, святая преподобная мати наша Марие, мученице Христова и наставнице богомудрая!

Кондак 2

Видя Господь благое сердца твоего изволение, яко издетска послужити Ему восхотела еси, призва тя на тесный и прискорбный путь подвиг многотрудных, к Царствию Небесному ведущий: Ты же всем сердцем, всею душею и всею крепостию твоею Бога возлюбивши непрестанно взывала еси: Аллилуиа.

Икос 2

Разумом богопросвещенным в познании истины Евангелия Христова преуспевала еси от утра жизни твоея, достоблаженная мати, мудростию духовною обогащаяся, исполняяся крепости божественныя, в добродетелех христианских невозвратно душу твою утверждая. Темже мы, покланяющеся милосердному Богу, такова дивна сокровища тебе даровавшему, во умилении глаголем ти:

Радуйся, добраго корене отрасле благородная;

Радуйся, лозо винограда Христова многоплодная;

Радуйся, пламенем божественныя любве от юности возжженная;

Радуйся, многими добродетельми от младости украшенная;

Радуйся, светом твоим нашу тьму греховную разгоняющая;

Радуйся, теплотою любви твоея наша хладная сердца согревающая;

Радуйся, козни вражия предстательством твоим разрушающая;

Радуйся, сладостию молитв твоих скорби наша растворяющая;

Радуйся, святая преподобная мати наша Марие, мученице

Христова и наставнице богомудрая!

Кондак 3

Силе духовней, от тебе исходящей, дивляхуся людие, наставницу добрую и милосердную утешительницу в тебя обретше: любовию твоею согреваеми, к тебе благодарением простирахуся, радостию воспевающе Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имела еси едино попечение, святая мати, да спасеши душу твою и представиши ю Христу. Благий же и Человеколюбец Господь, видев таковое твое произволение, призывает тя быти наставницей людей страждущих и в вере колеблемых, наставницей благой и утешительницей богомудрой, и безбоязненной проповедницею слова Божия в годину смут и гонений. Мы же тебе, яко верной служительнице Господней, вопием:

Радуйтеся, плач пред Богом и умиление блаженное обретшая;

Радуйтеся, смирением своим высокая, нищетою же богатая явившая; Радуйся, правду, мир и радость о Дусе Святе стяжавшая;

Радуйся, милосердием и любовию к ближним своим исполненная;

Радуйся, сердца наша благодатию Божиею, тебе данною, очищающая; Радуйся, очи наши духовныя к зрению Бога изощряющая.

Радуйся, к терпению бед, лишений и скорбей нас воодушевляющая; Радуйся, в пренесении испытаний и гонений нас укрепляющая;

Радуйся, святая преподобная мати наша Марие, мученице Христова и наставнице богомудрая!

Кондак 4

Буря беззаконий поколеба державу российскую в годину испытаний лютых: злоба и уныние, скорбь и рыдания исполниша многострадальное отечество наше. Тобою же, святая мати, и тебе единонравными, церковь русская враты адовыми не одолена сохранися. Людие же, видяще непоколебиму веру твою, и светильник твой присно горящ, наставлениями твоими укрепляемы, с надеждою воспеваху Всемогущему Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаша людие града Гатчины боговдохновенныя поучения твоя, богоносная мати, к покаянию и исправлению жительства своего устремившеся, от грехов и страстей отвращающеся, в разум истинный прихождаху, отчаяния и скорби своя верою и надеждою на Милосердие Божие досточудно побеждаху; и твоею учительною беседою назидающеся, образом же жития твоего умиляющеся, глаголаху:

Радуйся, в помрачении страстей пребывающих просветительнице;

Радуйся, в суете и самозабвении жительствующих вразумительнице;

Радуйся, в недоумении и заблуждении сущих руководительнице;

Радуйся, добре жити начинающих управительнице;

Радуйся, малодушием и унынием колеблемых укрепительнице;

Радуйся, в небрежении спящих возбудительнице;

Радуйся, бодрости и трезвения предобрая учительнице;

Радуйся, чистаго и непорочнаго жития неусыпающая хранительнице;

Радуйся, святая преподобная мати наша Марие, мученице Христова и наставнице богомудрая!

Кондак 5

Боготечную звезду зрим тя, угоднице Божия, тя бо, восприимшую великия страдания, прослави убо тя Господь, яко сбышаша на тебе словеса апостольския «сила Божия в немощи совершается», ты бо благодать Духа Всесвятаго восприяла еси и Его дарами ближним твоим с любовию послужила еси, в вере, надежде и любви богомудро их утверждая. Мы же, вся сия ныне поимнающе, взираем ныне с любовию на честный образ твой, приклоняем колена, со умилением поя: Аллилуиа.

Икос 5

Видеша тя, угоднице Божия, ближния и други твоя, яко воистинну сосуд избранный Божия благодати, егда богомудрым святителем Вениамина наставляема, чин ангельский восприяв, подвигов твоих богоугодных не оставила еси, святая Марие, но многообразными деяньми плоть твою усмиряя, в молитвах за церковь и отечество и трудех преуспевала еси. Мы же таковым подвигом твоим дивящеся, не престанем славити тя:

Радуйся, монашеского жития истинный ревнительнице;

Радуйся, иноческих обетов пламенный исполнительнице;

Радуйся, никогоже от приходящих к тебе отвергавшая;

Радуйся, любовию твоею вся покрывавщая;

Радуйся, яко тобою ум наш в Богомыслии научается;

Радуйся, яко тобою мрак неведения прогоняется;

Радуйся, от плевел ненависти сердца наша очищающая;

Радуйся, заповеди Евангельския исполняти нас подвизающая;

Радуйся, святая преподобная мати наша Марие, мученице Христова и наставнице богомудрая!