Прием микеланджело при создании давида. Статуя давида работы микеланджело буонарроти во флоренции. Флорентийская каторга мастера

Давид — самый узнаваемый силуэт

Всем известно, что Флоренция – жемчужина Италии, и миллионы туристов приезжают сюда, чтобы насладиться незабываемым настроением, которое создали выдающиеся флорентийцы. И вклад Давида в государственную казну – 8 миллионов евро в год. Не удивительно, что флорентийцы хотят получить свой процентуальный интерес из этой суммы, поскольку правительство значительно сократило бюджетные перечисления для местных органов.

А как создавался этот красавец-Давид, ставший причиной разногласия между Римом и Флоренцией и одной из самых часто копируемых скульптур в мире?

Маэстро Микеланджело запечатлел образ царя Давида , сосредоточенный на предстоящей битве с Голиафом. Молодой царь 7 лет управлял Иудеей, а потом еще 33 года объединенным царством Израиля и Иудеи. Его считают идеальным правителем, оттого и тело Давида скульптор создал идеальным. Хотя, анатомы все-таки узрели отсутствующую мышцу под правой лопаткой на спине у Давида .

Общественность была ошеломлена совершенством выполнения образа царя, из чьего рода, по Новому Завету, произошел Мессия. Джорджио Вазари писал, что гигантская статуя Давида, исполненная двадцати шести-летним , «отняла славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских. Сей Давид , сей величественный и прекрасный юноша, полный беспредельного мужества и силы, спокойный, но одновременно готовый развернуть эту отвагу для победы над угрозой, уверенный в своей победе и в своей правоте».

Копия Давида, сделанная самим Микеланджело, пьяцца Синьории,Флоренция

По библейской легенде, еще совсем молоденький Давид (тогда был простым пастухом, а дальше проявивший себя мудрым правителем) убил филистимлянского воина Голиафа , побеждая его в поединке с помощью пращи, а затем отрубает великану голову. И вот, по словам флорентийского библеографа Вазари, Микеланджело создал статую победителя для своей родной Флоренции, ибо Давид «справедливый защитник и правитель своего народа» . Так великий скульптор своим творением хотел определить тот идеал, в котором он видел спасение оскорбленной отчизны.

Такой образец Микеланджело даже не пытался искать вокруг себя. В то время, как Рафаэль и писали портреты, а по заметкам того же Джорджио Вазари , скульптора и художника Микеланджело «ужасала мысль срисовывать человека, если тот не обладал идеальной красотой» .

Для изготовления своей заветной мечты, мастер взял кусок мрамора, от которого уже отказалось множество скульпторов, и сомневались, получится ли у Микеланджело что-нибудь толковое.

Однажды, флорентийцы решили подарить копию Давида в полный рост, 5 метров 17 сантиметров, 25 сентября 1995 года на юбилей города Иерусалима, ему исполнилось 3000 лет. Флорентийцы считали, это очень символично: иудейский царь Давид для Израиля . Но, власти города Иерусалима , осмотрев Давида , отказались, сославшись на то, что скульптура голая, а посему явно видно, что иудейский царь не обрезанный. Иерусалимские чиновники, видимо, предположили что именно израильтяне могли бы сделать со статуей необрезанного царя…

Светлана Конобелла, из Италии с любовью!

About konobella

Светлана Конобелла, писатель, публицист и сомелье Итальянской Ассоциации (Associazione Italiana Sommelier). Культивист и реализатор разнообразных идей. Что вдохновляет: 1. Все, что выходит за рамки общепринятых представлений, однако почитание традиций мне не чуждо. 2. Момент единения с объектом внимания, например, с грохотом водопада, восходом в горах, фужером неповторимого вина на берегу горного озера, горящим в лесу костром, звездным небом. Кто вдохновляет: Те, кто создают свой мир, полным ярких красок, эмоций и впечатлений. Живу в Италии и люблю ее правила, стиль, традиции, так же как и "ноу-хау", но Родина и соотечественники навсегда в моем сердце. Редактор портала www..

Микеланджело Буонарроти было 26 лет, когда он получил заказ на статую Давида. Монумент должны были установить в кафедральном соборе Флоренции на одном из контрфорсов. Со временем заказ, изначально абсолютно религиозный, стал политически ангажированным. Ветхозаветный сюжет о противостоянии иудеев и филистимлян был наложен на противостояние Флоренции и папского Рима. Давид должен был стать символом патриотизма и защиты Флоренци и .

Сюжет

Сражение Давида и Голиафа — один из самых популярных ветхозаветных сюжетов в мировой культуре. Однако именно Микеланджело Буонарроти удалось создать столь обескураживающе прекрасного Давида, что сегодня эта статуя является, пожалуй, лидером по числу копий и вариантов интерпретаций.

Согласно ветхозаветному описанию, филистимляне решили идти войной на израильтян. Последние также собрали войско, которое возглавил Саул. Среди израильских воинов были старшие братья Давида. Сам же он был еще слишком юн и пока только пас овец. Незадолго до начала битвы отец отправил Давида к братьям отнести хлеб и, так сказать, передать привет из дома.

Во время своего предприятия Давид увидел гиганта Голиафа и услышал, как этот филистимлянин смеялся над богом. Никто из израильского войска не решался призвать Голиафа к ответу за дерзкие слова. Тогда Давид с позволения Саула решил навалять великану. От меча и шлема он отказался — просто не умел с ними обращаться. Юноша взял камень и запустил его из пращи в Голиафа. Нехитрое орудие поразило великана в лоб и сразило наповал. Филистимляне совершенно растерялись, узнав, что силач убит камнем, ряды смешались и были раздавлены израильтянами. Что здесь правда, а что вымысел — сказать сложно. Ученые спорят об историчности Давида как такового.


Работа над копией статуи, 1928

В оригинале, Давид — юноша. У Микеланджело же он показан сильным мужчиной, будущим царем иудейским (кем, согласно тем же ветхозаветным описаниям, он вскоре действительно станет). Герой представлен во всем блеске красоты своего совершенного тела. Поза уверенного в своей силе человека, и в то же время во взгляде читается эмоциональное напряжение, сосредоточенность. Мы видим, как напряжены мышцы и вены. Кажется, что Давид в любой момент готов запустить камнем в Голиафа.

Контекст

Во Флоренции есть три музея, куда в любую погоду в любое время года стоит неохватная взглядом очередь: галерея Уффици, где собраны лучшие произведения искусства Возрождения , собор Санта-Мария-дель-Фьоре и галерея Академия. В последнюю люди идут единственно ради «Давида».

Статуя была перевезена в Академию с большой помпой в 1873 году. До этого она три века стояла в центре города на площади Синьории, обжигаемая солнцем и обдуваемая ветрами. Современники не особенно переживали о сохранении культурного наследия, поэтому Давид как символ независимости и силы Флоренции стоял рядом с административными зданиями, которые, кстати, сегодня тоже музеи.

По условиям договора, заключенного в 1501 году, 5-метровая статуя должна была быть выполнена из единого куска мрамора к 1504 году. Материал, который предложила Флоренция, был сложным — не каждый опытный мастер взялся бы за глыбу, которая уже долгое время бесцельно стояла во дворе Санта-Мария-дель-Фьоре, да еще и была испорчена скульпторами-предшественниками. 26-летний Микеланджело, сбежавший как раз из Рима без разрешения папы, был уверен в своей гениальности, и не колеблясь, приступил к работе. У стены Санта-Мария-дель-Фьоре скульптор отгородил место вокруг глыбы мрамора и в течение двух лет никому не показывал, что происходит за лесами.

Когда же Давид предстал перед флорентийцами, они онемели от величия и красоты этого мраморного исполина. Джорджо Вазари — человек, придумавший составлять жизнеописания художников, — писал: «Тому, кто это видел, ни на какую скульптуру любого мастера наших или других времен и смотреть не стоит».

На момент создания скульптуры Флоренция была могущественной республикой, которая независимо от папского Рима вела свои дела. Политическая самостоятельность подкреплялась финансовой стабильностью. Экспорт шелка, торговля, банковское дело — обороты капитала были колоссальные. Однако у республики не было постоянной армией, а расходы росли — Возрождение было фактически полностью смонтировано Флоренцией. К тому же Риму не нравилось свободолюбивое поведение Флоренции, да и Франция так и норовила вмешаться в итальянские дела. Плюс внутри самой Флоренции не прекращались споры за власть. В итоге через 30 лет после создания столько мощного символа независимости Флоренции — статуи Давида — от самой независимости ничего не осталось. В начале 1530-х имперские войска вошли в город, подавив сопротивлявшихся. Флоренцию ждали репрессии, расправы и казни. Демократическая конституция была отменена, вместо нее провозгласили наследственную монархию.

Судьба художника

Микеланджело , хотя и был из дворянского рода, но воспитывался в семье простых людей — отцу не хватало средств на содержание всех детей. В деревне ребенок еще раньше, чем грамоте, научился работе с глиной.

Позднее, уже во время обучения Микеланджело в мастерской, его заметил Лоренцо де Медичи и взял над ним шефство, что предполагало заказы и деньги. После смерти покровителя в 1492 году Микеланджело начал в основном работать с заказами церкви. Его силами в Риме появились произведения искусства, ошеломительные по уровню сложности и красоты.


Самой большой скульптурой Микеланджело стал «Давид». Высота его более 5 м. С тех пор это пятиметровое изваяние стало восприниматься как символ не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом.

Микеланджело де Франческо де Нери де Миниато дель Сера и Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони, более известный как просто Микеланджело, родился 6 марта 1475 года в тосканском городе Капрезе в семье обедневшего флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти. Мать Микеланджело Франческа ди Нери ди Миниато дель Сера рано вышла замуж и умерла от истощения частыми беременностями в год шестилетия сына. Лодовико Буонаротти не был богатым, и дохода от его маленького владения в деревне едва хватало на то, чтобы содержать множество детей. В связи с этим он вынужден был отдать юного Микеланджело кормилице, жене «скарпелино» из той же деревни, называвшейся Сеттиньяно. Там, воспитанный супружеской парой Тополино, мальчик научился разминать глину и владеть резцом раньше, чем читать и писать. В 1488 г. отец Микеланджело смирился с наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую к художнику Доменико Гирландайо. Он занимался там в течение одного года. Год спустя Микеланджело переходит в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронажем Лоренцо де Медичи, фактического хозяина Флоренции. Медичи первым распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Приблизительно с 1490 до 1492 Микеланджело находится при дворе Медичи. Так начинался творческий путь великого итальянского художника.

В библейской истории Давида и Голиафа, Давид сначала надел кольчугу, потом латунный шлем, а затем опоясал себя мечом: он готовился к обычной битве на мечах с Голиафом. Но затем он остановился. «Я не могу ходить в этой амуниции, потому что я не привык к ней», - сказал он, и взял те пять гладких камней.

16 августа 1501 года 26-летний Микеланджело получил заказ от старосты цеха торговцев шерстью Флоренции (цеху было поручено следить за украшением соборного храма Санта Мария дель Фьоре) на изготовление скульптуры библейского царя Давида. Этому предшествовала следующая история.

Еще в XIV веке великий итальянский живописец Джотто, бывший одним из строителей флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре, изобразил его с мраморными статуями на крыше. За 100 лет до «Давида» Микеланджело решено было осуществить давнюю мечту о статуях. Молодой Донателло высек из мрамора двухметрового «Давида». Скульптура показалась мала, и попечители собора продали ее флорентийскому правительству за ненадобностью. Для того чтобы поднять на высоту большие статуи Донателло и Брунеллески думали сделать их из легкого дерева, обитого для прочности металлом, и выкрасить под мрамор; предлагались и другие материалы. Сомнения и колебания продолжались на протяжении десятилетий. Наконец, флорентийцы понадеялись на мощь новой техники, и в середине XV века была заготовлена огромная мраморная глыба для первой фигуры. Заказ на большого «Давида» получил Агостино ди Дуччо. За всю жизнь он не создал ни одной статуи, только рельефы, но часто помогал Донателло в подобных работах. Он должен был только обтесать глыбу, а за дело взялся бы Донателло. Но Донателло умер, и глыба осталась лежать во дворе храма Санта Мария дель Фьоре много лет, постепенно теряя товарный вид под воздействием дождя и ветра. Назрела необходимость срочно спасать народное добро. Тут и подвернулся молодой скульптор Микеланджело, которого посоветовал отцам города Леонардо да Винчи.

Еще полвека спустя после изваяния «Давида» писатель и художник Джорджо Вазари описал всю историю создания скульптуры иначе. У Вазари в его «Жизнеописаниях» сказано, что глыба считалась испорченной, и Микеланджело выпросил ее как ненужную, а потом удивил готовой статуей. Добавлен даже анекдот о том, как глава Флорентийской республики попросил скульптора укоротить нос «Давида». Микеланджело притворился, что укорачивает, а правитель тут же сказал: «Теперь хорошо». Но все это лишь легенды.

Как только Микеланджело закончил своего «Давида», оказалось, что поднять его на крышу не удастся, попечители собора передали статую городу. Специальная комиссия, в которую входили Боттичелли и Леонардо да Винчи, нашла ей удачное место на площади перед Палаццо Веккьо – дворцом флорентийского правительства. Соорудили особый механизм для транспортировки статуи, и 8 сентября 1504 г. «Давид» был воздвигнут перед входом во дворец. Там он и простоял под открытым небом почти 4 века. В 1873 г. его перенесли в здание флорентийской Академии художеств, а на площади установили копию. Поставленный в центре Флоренции, «Давид» стал восприниматься как патриотический символ – образ защитника города. Дело в том, что к 1501 г., когда Микеланджело начал работать над статуей, граждане Флоренции одобрили новую республиканскую Конституцию, свергнув тиранию клана Медичи.

Принцип «из грязи в князи», часто встречающийся в американских биографиях, со временем получил две различные интерпретации. Версия XIX века делала упор на недостатки, которые компенсируются в будущем. Если ты хочешь подняться наверх намного лучше начать снизу: так ты получишь необходимые навыки и мотивацию для того, чтобы достичь успеха. В наши дни мы не учимся у бедности, мы избегаем её.

«Давид» стал самой большой скульптурой Микеланджело. Высота его более 5 м. С тех пор это пятиметровое изваяние стало восприниматься как символ не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом. Статуя изображает обнажённого Давида, сосредоточенного на предстоящей схватке с Голиафом. Юноша готовится к бою с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Брови грозно сдвинуты, в них читается нечто устрашающее. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. Свободная поза героя - классический пример контрапоста - уже подготавливает смертоносное движение.

Едва ли в мире найдётся статуя, которая может сравниться с «Давидом» по количеству копий и слепков. Одна из копий стоит сейчас в итальянском дворике Пушкинского музея в Москве. Интересно, что гипсовая копия «Давида», установленная в лондонском музее Виктории и Альберта, была одно время снабжена съемным фиговым листочком на случай визитов королевы.

В конце XX века в Израиле отмечалось 3000 лет Иерусалиму. Юбилей очага трех мировых религий стал событием далеко не местного значения. Муниципалитет Флоренции решил подарить Иерусалиму копию «Давида» Микеланджело в натуральную величину. Международный этикет предписывает, что «дареному коню в зубы не смотрят». Но не тут-то было! Израильские раввины посмотрели и …обалдели: «А Давид-то голый! И к тому же необрезанный!» В Израиле, как известно, религия не отделена от государства. В стране существуют много религиозных политических партий и голос религиозных деятелей имеет далеко не последнее значение. Раввинов тогда поддержали духовные авторитеты палестинских арабов. Власти Израиля вынуждены были подчиниться религиозной волне. Подарок не был принят.

Тем не менее, 7 октября 2008 года на горе Сион в Иерусалиме все-таки был открыт памятник царю Давиду. Но это был уже другой «Давид» – современного российского скульптора Александра Демина. Отлитое из бронзы изваяние легендарного царя иудеев в одежде, в сидящем положении и с лирой в руках было получено израильскими властями в дар от российского благотворительного фонда Святителя Николая Чудотворца. Установку памятника царю Давиду в Иерусалиме благословил Патриарх Московский и всея Руси

Алексий II. На этот раз, чтобы избежать неприятных недоразумений, на всех этапах создания памятника царю Давиду лично присутствовал советник мэра города Иерусалима по вопросам искусства и дизайна Давид Сусанна.

Изваяние было установлено неподалеку от гробницы царя Давида, под стенами церкви Успения Богородицы и окнами комнаты, в которой состоялась Тайная Вечеря. Место для установки памятника было выбрано крайне удачно, можно сказать, аналогичное тому, на котором стоит памятник Георгию Жукову в Москве.

Памятник простоял три дня. 10 октября неизвестные вандалы надругались над ним. Вандалы отбили нос памятнику, испачкали его грязью и обрывками ваты, в бронзовую арфу кто-то воткнул банку из-под кока-колы. О постамент памятника били яйца, за ограду набросали мусор. Местные жители рассказывают, что акт вандализма был совершён ультраортодоксальными евреями. По словам известного иерусалимского гида Михаэля Короля, утром 11 октября, после совершения акта вандализма, около осквернённого памятника не было ни одного полицейского.

Можно только гадать, что стало бы с копией статуи необрезанного еврейского царя Давида Микеланджело, если бы мэрия Иерусалима приняла дар муниципалитета Флоренции.

Надо полагать, что в свете назревающей злобы дня и касательно символики, которую несет скульптура Давида работы Микеланджело, она подходит столице России больше, нежели Иерусалиму. Вот бы водрузить «Давида» Микеланджело на улицах Москвы!? Религиозной нетерпимости к искусству у граждан России, в отличие от граждан Израиля, вроде бы не наблюдается. Москва хоть и моложе Иерусалима, но тоже мировая столица. Как никак, а третий Рим. Москве не надо ждать дара муниципалитета Флоренции. У нее есть свой «Давид» – сто лет пылится в Пушкинском музее.

«Давид» Микеланджело легко вписался бы, например, в архитектурный ансамбль Охотного ряда, у фонтана около Большого театра, напротив памятника Карлу Марксу скульптора Льва Кербеля. У фонтана около Большого театра когда-то был разбит сквер, где тусовались московские гомосексуалисты. Микеланджело числится у них кумиром, наряду со многими другими гениями человечества. Однако главное функциональное предназначение «Давида» лежало бы в другой плоскости. Давид, вооруженный пращей, стал бы вечно напоминать основоположнику научного коммунизма, чтобы тот никогда больше не выпускал призрак на волю. А то можно и по лбу получить.



У каждого города, претендующего на звание культурной столицы в какой-либо номинации, есть свой всемирно узнаваемый символ. У Парижа – Эйфелева башня, у Нью-Йорка – статуя Свободы, у Санкт-Петербурга – Медный всадник. У «столицы» Итальянского Возрождения таким символом стала статуя Давида Микеланджело. Впрочем, Статуя прекрасно известна и сама по себе, без привязки к городу, эпохе, стране и даже скульптору. Как и почему она вдруг обрела такую популярность, а также о том, как увидеть Давида, будучи во Флоренции, BlogoItaliano и расскажет в этой статье.

Брошенный «Гигант»

В первой половине XV в. едва ли не все культурные и финансовые силы Флоренции были брошены на завершение строительства и создание интерьеров . Генеральным «спонсором» и заказчиком внутреннего убранства грандиозного храма была гильдия торговцев шерстью (Arte della Lana).

Учитывая, что именно «продвинутые» флорентийские методы отделки шерсти стали базой для неимоверного богатства города, нетрудно догадаться, что над собором работали лучшие мастера того времени, которых только можно было найти за деньги.

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции

По окончании основных работ по строительству и созданию интерьеров храма в гильдии решили, что несравненная красота собора станет еще неотразимей, если украсить его 12-ю огромными скульптурами ветхозаветных пророков.

Однако этот скульптурный ансамбль так и остался в планах. Как осталась под открытым небом во дворе собора и огромная глыба каррарского мрамора, прозванная горожанами «Гигантом» и изначально предназначенная для статуи Давида.

С 1464 по 1501 гг. неоднократно предпринимались попытки создания статуи, и каждый раз безуспешно. В мышлении скульпторов еще не произошел ренессансный поворот, и подражание античным образцам еще не стало «трендом» эпохи.

Объединить реализм изображения фигуры Давида с античными традициями (и учтя при этом эскизы и работу предшественников, из-за чего мраморная глыба стала почти «неликвидом») удалось только Микеланджело.

Флорентийская каторга мастера

16 августа 1501 года Микеланджело подписал контракт стоимостью 200 флоринов со старшинами собора: статуя Давида во Флоренции должна была появиться через 2 года.

Чтобы скрыть процесс создания статуи от взглядов любопытствующих – и особенно от Леонардо, который довольно ревниво относился к успехам 26-летнего скульптора, пусть уже и создавшего изумительную Пьету – Микеланджело обнес место работы высоким забором.

Глыба имела массу повреждений, и разметка статуи должна была быть максимально точной: что-либо переделать было бы невозможно. Именно поэтому работа началась с создания левой руки Давида, согнутой в локте – сделать по-другому не позволила бы большая выбоина в глыбе.

Стоя на высоких шатких лесах, Микеланджело пришлось изрядно потрудиться над теми частями глыбы, к которым нельзя было прикасаться резцом, чтобы не нарушить пропорции будущего Давида. Эти части можно было обработать только полировкой.

Ничего более совершенного современникам Микеланджело видеть еще не приходилось

Он трудился над Давидом в одиночку, без подмастерьев, и днем и ночью, и под палящими лучами летнего солнца, и в пронизывающий до костей зимний холод (работа шла под открытым небом).

Инструменты Микеланджело выковывал себе сам, но резцы быстро затуплялись от интенсивной работы – и он снова раздувал кузнечный горн. Это был каторжный труд, но и своеобразный экзамен для молодого мастера. Что там – Микеланджело было важно, чтобы его признала Флоренция!

Работа заняла 2 года, как и было указано в контракте. Но еще в течение 4-х месяцев Микеланджело полировал статую, придавая ей завершенный и совершенный вид.

По одной из легенд, закончив работу, он водрузил на голову Давида лавровый венок из начищенной меди. Это было не просто украшение – таким образом, Микеланджело подчеркнул духовную связь своей статуи с античными традициями скульптуры, согласно которым лавровый венок, позолота и даже разукрашивание статуй было в порядке вещей.

Совершенная красота на службе у республики

25 января 1504 года у Собора Санта-Мария-дель-Фьоре собрались лучшие из лучших мастеров Флоренции: художники Леонардо, Боттичелли, Перуджино, Филиппино Липпи, архитекторы Антонио и Джулиано Сангалло, скульпторы Андреа делла Роббиа и Андреа Сансовино.

Им предстояло принять важное решение: достойно ли справился Микеланджело со своей задачей – создать чуть ли не из бросовой глыбы мрамора более-менее приличную статую прославленного иудейского царя.

Давид Микеланджело - символ победы разума над силой

Давид сразил всех. Не было больше места ни ревности, ни соперничеству – статуя была превосходна. Обычно произведение искусства требует времени для его осмысления и признания. Но впечатление, которое произвела статуя Давида во Флоренции, едва разобрали окружавший ее забор, было подобно удару молнии.

Ничего более совершенного современникам Микеланджело видеть еще не приходилось. Полвека спустя Вазари писал, что, когда видишь эту статую, бессмысленно искать что-то более совершенное – как в прошлом, так и в современности.

Незамедлительно Синьория приняла решение о том, что Давид Микеланджело , как символ победы разума над силой, должен стать и символом обновленной Флорентийской республики, избавившейся от тирании Медичи (как показало время, ненадолго).

Установить Давида решили на площади Синьории, перед главным входом в , вместо «Юдифи» Донателло, бывшей символом флорентийской свободы до момента появления шедевра Микеланджело. Перевозка статуи от собора до площади производилась с величайшей осторожностью и заняла 4 дня – 14-18 мая 1504 года.

500 лет истории Давида

В 1527 году, во время восстания во Флоренции, в результате которого Медичи в очередной раз вернулись к власти, защитники республики, укрывшись в , оборонялись от нападавших всем, что попадется под руку.

Одна из тяжелых лавок, пущенная из окна, угодила в статую Давида. Результат был плачевен: левая рука гиганта была разбита вдребезги. Собрать осколки удалось только спустя 3 дня, и собрал их тогда еще совсем юный Вазари вместе с другом, будущим известным художником Чеккино Сальвиати.

Но восстановить статую Вазари удалось только через 16 лет, в 1543 году, по распоряжению Козимо I Медичи, пожелавшего задобрить свободолюбивых флорентийцев милосердным жестом по отношению к символу ненавистной республики.

У входа в Палаццо Веккьо установлена отличная копия Давида

Дожди, зной, пыль веками изнуряли статую. В XIX веке было проведено 2 крайне неудачных реставрации: в результате первой статуя Давида Микеланджело была покрыта воском, во время второй – воск смыли вместе со старинной патиной, защищавшей мрамор от разрушения.

В 1873 году власти города приняли решение о ее переносе в , несколько позже пристроив для нее и других шедевров Микеланджело специальное крыло – круглую Трибуну.

Вместо оригинала у входа в Палаццо Веккьо установили отличную копию. Во время Второй мировой войны из-за опасения, что во время бомбежек Флоренция утратит свой символ, над статуей надстроили дополнительный саркофаг. После войны он был разобран, и доступ к Давиду снова был открыт.

Как и где увидеть статую Давида

Статуя Давида Микеланджело по-прежнему находится в , в самом центре Трибуны. Доступ к статуе свободный, несмотря на то, что в 1991 г. некто Пьеро Канната нанес по ней два удара молотком, отбив средний палец левой ноги Давида. Но теперь предприняты беспрецедентные меры безопасности, и статуе, так же как и посетителям Галереи, ничто и никто не угрожает.

Галерея Академии открыта ежедневно – со вторника по воскресенье – с 8:15 до 18:50. По понедельникам, а также 1 января, 1 мая и 25 декабря Галерея закрыта.

Билеты можно приобрести на месте, но нередко, и особенно в сезон школьных экскурсий, очередь в кассу может отнять от 1-го до 3-х драгоценных часов.

Один из величайших шедевров мирового искусства - скульптура Давида - в исполнении гениального Микеланджело, пережила непростую судьбу. Сама история создания скульптуры долгая и полна всевозможных перипетий. Изначально заказ был отдан Донателло. Был выбран материал - огромная мраморная глыба из Каррара, скульптор приступил к работе, но закончить ее не успел. Несколько лет мрамор стоял бесхозным, и даже начал разрушаться. Комиссия отцов Флоренции решили, что работу может продолжить молодой Микеланджело. Но подающий надежды скульптор был известен своим тяжелым характером, а также педантичностью в выборе материала для работы. Микеланджело долго отказывался, чем вызвал неудовольствие городских властей. Наконец, когда уже было принято решение отдать заказ другому, будущий "создатель Ватикана" принялся за работу.


Скульптура создавалась чуть более двух лет. Когда комиссия пришла принимать готовую работу, разгорелись жаркие споры. Все дело было в том, как изобразил героя Ветхого завета. Традиция эпохи Возрождения предполагала изображение Давида в момент триумфа после победы над Голиафом. Микеланджело пошел другим путем. Его Давид только готовится к битве. Он сосредоточен, мышцы в напряжении, лицо суровое.


Трактовка образа усилила гражданское звучание скульптуры. Если поначалу работа предназначалась для размещения возле кафедрального собора, то теперь многие члены комиссии предлагали поместить ее на центральной площади. После горячих споров было принято решение в пользу площади Синьории, как места помещения статуи.

Уже в те далекие времена (начало 16 века) Давид был идеалом мужской красоты. Ради создания точных пропорций и внешней привлекательности своей скульптуры художник пошел на некоторое искажение анатомического строения человеческого тела: отсутствует как минимум одно ребро и одна мышца на спине. Однако, это замечают лишь медики и специалисты в области анатомии человека.

Интересно, что точные копии скульптуры в мире искусства ценятся также необыкновенно высоко и украшают крупнейшие музеи. В , например, скульптура снабжена съемным фиговым листком на случай посещения музея королевой, а в Пушкинском музее стоит копия, выполненная для коллекции первого директора музея Цветаевой.

В настоящее время на флорентийской площади стоит копия скульптуры. Оригинал убрали подальше от погодных неприятностей в Академию изящных искусств. Впрочем, это не спасло Давида от вандалов. Не так давно психически неуравновешенный посетитель академии бросился на шедевр с молотком в руках. Нескольких ударов было достаточно, чтобы повредить большой палец ноги статуи.

Итальянские эксперты выяснили, что из-за постоянных микровибраций, создаваемых общественным транспортом Флоренции, скульптура начинает разрушаться. Виной тому не только вибрация, но и не слишком хорошее качество мрамора, а также вес 5-метровой статуи. В настоящее время рассматривается возможность перемещения шедевра в более безопасное место.