Двор сосновой шишки. Шишковидная железа введение в суть Золотая шишка символ

Двор Сосновой Шишки, или Двор Пинии, названный так в честь огромной сосновой шишки, выполненной из бронзы и украшающий собой площадку перед Бельведерским дворцом, является очередной достопримечательностью Ватикана. Изначально, позолоченная бронзовая шишка размещалась на Марсовом поле, но была перенесена на новое место в 1608 году. Этот необычный элемент, чья нижняя часть украшена барельефами, изображающими атлетов Рима, выступает в роли фрагмента, венчающего античный фонтан, по обе стороны которого расположены фигуры бронзовых павлинов, а в центре находится барельеф головы, источающий воду.

Ещё одним архитектурным шедевром дворика является грандиозный крутящийся золотой шар, имеющий диаметр 4 метра и находящийся в самом центре площади. Его автором стал итальянский скульптор Арнальдо Помодоро в 1990 году. Замысел мастера состоял в том, чтобы отразить тот сегодняшний негатив, который несёт человечество окружающему миру. В конструкции большого шара, символизирующего вселенную с зияющими разломами и имеющего зеркальную поверхность, находится маленький шар, изображающий нашу планету. В этом образе зафиксированы глобальные процессы, сопутствующие течению бытия планетарного масштаба на данный момент времени. Величина композиции показывает объём вселенной, а отражающиеся в шаре люди, неотрывно связаны с жизнью в ней. Дополняют внешний облик площади 4 зелёных лужайки, раскинувшиеся друг напротив друга вдоль дворцовых стен.

Автором ландшафтного дизайна дворика стал основоположник и крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения – Донато Браманте. Он связал Ватиканский дворец с маленьким дворцом Бельведер, возвышающимся на холме, при помощи обширного садового дворика, а к вилле пристроил здание с центральной нишей, что в итоге преобразовалась в Двор Пинии. Сейчас, это место считается одним из самых очаровательных в Ватикане, привлекая внимание многих посетителей, завороженно взирающих на необычные скульптурные композиции.

А


Б


красным цветом выделил арку


Итак, на рассмотренных ранее изображениях присутствуют два вида «шишек». Одну из них помещают на земле или на постаменте, как в изображениях с Асклепием, другая венчает инструмент типа «скипетр» в руках Германубиса. Разница принципиальна - в первом случае «шишка» явно «заземлена» и связь ее с Землей явственна. Во втором случае «шишку» возносят над землей, и даже иногда снабжают крыльями, чтобы разница была более показательна. Любопытная деталь - во многих изображениях скипетр держат не в голой руке, а через ткань. Через диэлектрик. Как это делают во многих современных культах, когда нужно подчеркнуть особое значение святыни, к которой недостойными руками прикасаться нельзя. Подобно тому, как хозяйки берут раскаленную сковородку через прихватки. В этом случае о сакральности действия сказать нечего - это просто техника безопасности. Хороший электрик не только перчатки наденет резиновые, но и коврик под ноги подложит.

Изображения «шишки» в виде «декоративных элементов» можно узреть на стенах христианских храмов и в их интерьерах. Да и не только христианских. Она повсюду. Шишки являются важным элементом христианской иконографии, включенным в оформление книг, подсвечников и других обрядовых артефактов. И если кого спросить (того кто выглядит компетентным), то можно услышать много красивых объяснений по поводу того, что сосновая шишка символизирует возрождение и плодородие. Звучит это не слишком убедительно, поскольку любой плод может служить таковым символом - хоть яблоко, хоть огурец. Да и Христос в своих притчах о шишках ничего не говорил. Символ явно языческий, а в объяснение есть явная недоговоренность, чтобы мирян не смущать.

Естественным образом возникает вопрос: - а что за шишку нам все время пытаются из древности показать с такой экзистенциальной навязчивостью?

… Опять ухмыляетесь, киники?


Место гаданий.

Внутренняя часть музейного комплекса Ватикана называется Giardino della Pigna, или Место Cосновой Шишки, в честь многотонной четырехметровой бронзовой статуи, представляющей простую шишку. Во внутреннем дворе, который был специально под нее спроектирован архитекторами, не нашлось место для Животворящего Креста, статуи Девы Марии, Христа или апостолов. Центральное и главнейшее место всего архитектурного комплекса занимает не христианский символ, а шишка - символ языческий. Почему языческий? Конус был смоделирован и отлит во время первого века от Р.Х. На базе имеется подпись мастера, который изготовил шишку: Publius Cincius Calvius, вольноотпущенник из рабов. Бывшее местонахождение конуса точно неизвестно - по одним сведениям это часть бывшего когда-то фонтана, по другим - найдена в развалинах мавзолея Адриана или в храме Изиды, что находился около Пантеона - но, между -514 гг. папой Симмахом она водружена на площади перед базиликой св. Петра, затем стала деталью нового фонтана, а позже заняла центральное место на постаменте перед гигантской аркой. Особой какой-то красотой, и по тем временам древностью, скульптура не обладала и трудно сказать, почему она избежала переплавки.

Бронзовые птицы со змеиными шеями, павлины, - были изготовлены при последней установке шишки, в дополнение к ней. И если мы сопоставим изображение шишки с рельефа в Помпеях с данным изображением, с целью найти десять отличий - увидим, что птицы и змеи из Помпей здесь химерически слились в птицезмей. Два в одном. Павлин, птица не однозначная, как символ. Некоторые мусульмане считают павлина птицей дьявола - но это больше относится впрямую к Ангелу-Павлину (Тавуси Малак), которому поклонялись езиды, (курды, не считающие себя курдами). Поскольку езиды не являются «людьми Книги», значит и все воззрения их по логике подобных исламистов, сатанинские. В индуизме павлина боги используют как транспортное средство на котором ездят верхом, и видят как «солнце». В Иране павлины, стоящие с двух сторон Древа Жизни, означают дуализм и двойственную природу человека. Христиане объясняют появление павлина в иконографике тем, что это символ воскрешения, поскольку павлин не гниет (?) и меняет каждую весну свои перья. Как змея кожу, добавлю. Позже, положительное мнение о павлине сменилось на противоположное - он стал знаком надменности, заносчивой гордости, чванливости и тщеславия - что никак не сочетается с христианскими ценностями.

На том месте площади, где шишку когда-то поставил Симмах, сейчас красуется скульптура «Сфера в сфере», выполненная итальянским скульптором, сеньором Помодоро. Такая фамилия.

Два этих объекта одинакового размера (4 метра) находятся почти рядом, но каждый из них занимает в размещении самое значимое место из всех возможных. Трудно сказать, что на площади больше доминирует, шишка или сфера. Пожалуй, сияющая золотом сфера затмевает медную патину шишки. Сфера, как культовый предмет в музее древностей - интересный ход ватиканских музейщиков. Но, думаю, что решение поставить этот, чужеродный по отношению к окружению, объект принимали не они.

Внутренний шар «Сферы в сфере» объясняется как планета Земля в космической сфере христианства. Быть может, есть и другие версии, но их не приводят. Очевидно, что с таковой трактовкой многие согласны, поскольку в духе времени: прикольно и гламурно блестюче, но, странно - почему не возникает вопросов, зачем эти сферы раздолбаны как «Звезда смерти» в саге о «Звездных войнах»? Что за странная начинка в этом механическом апельсине? И что за страсть у католических отцов проявилась к модернизму, которым они никогда не увлекались, сохраняя традиции отцов Церкви?

Внешний корпус устройства (а это явно какой-то технический агрегат) разнесен взрывом. Внутренний, прочный корпус тоже пострадал. Со всей очевидностью, именно он был целью внешнего деструктивного воздействия. Если только диверсанты не заложили бомбу внутрь системы. Машина выведена из строя. Восстановлению не подлежит, как подводная лодка «Курск». Для полноты впечатления не хватает рядом лежащих обломков.

Весьма спорное впечатление это производит на фоне окружающих по периметру площади мраморных античных богов с отбитыми руками, которые были когда-то подняты. Зачем ЭТО?

Я напомню две вещи.

  1. Ватикан - суверенная территория Святого Престола и без санкции Папского комитета что-то противоречащее духу Церкви там появиться не может.
  2. Государство получило название от холма на котором стоит - «Mons Vaticanus», с латинского vaticinia — «место гаданий»

Может быть, у иерархов Церкви были все же причины поместить эти два объекта на самые видные места в экспозиции?


«Камень, который шепчет»

Шишка, которую мы видим под ногами Асклепия - это омфал. По гречески - пуп. Пуп Земли. Точка сборки. Есть несколько легенд объясняющих таковое значение слова. Согласно одной из них Зевс выпустил с западного и восточного предела мира двух орлов, чтобы выявить центр планеты, а в точку их встречи отметил камнем,— омфалом. По другим версиям - омфал был могилой дельфийского Змея Пифона , и изначально представлял из себя надгробный камень, который мог служить точкой соприкосновения между миром живых и мёртвых, выступая центром мироздания.

Кроме того, имеются сведения, что камень «упал с неба», т.е. был метеоритом.

  • Это реперная точка, от которой расходятся линии, разделяющие горизонт на четыре части.
  • Камень упорядочивает время и пространство.
  • Омфал определяет центр для страны, города или местности. «Краеугольный камень»
  • Он - символическое отображением разума проявленного в физическом мире.
  • При помощи данного устройство можно был общаться с небесами, (использовать для прямого общения с богами), а также с другими местами на Земле.
  • Под «камнями» существовали подземные полости, камеры, колодцы и лабиринты.

Конструктивно омфал (из тех, которые до нас дошли) представляет из себя, шишкообразный, конический, яйцеобразный камень, около метра в высоту, полый, как правило, внутри. Среднее фото - омфал, найденный на острове Делос.

Слева - омфал из археологического музея в Дельфах. Это - массо-габаритная модель того омфала, который использовался в святилище Аполлона. Вывод следует из того, что реальный камень (по описаниям) обвивали повязками из виссона умащенными елеем, и которые то масло абсорбировали (возможно с техрегламентом обслуживания) - а здесь мы видим скульптурную имитацию этих "повязок". Т.е., в какое-то незапамятное время оригинал, настоящий камень, был утерян и заменен копией, его скульптурным изображением, которое сейчас показывают туристам. А может быть и не утерян, а надежно спрятан. Во всяком случае, то, что мы сейчас видим в музеях - это копии, имитации, и возможно «футляры» для реально работающего когда-то устройства. То, что камень «работал» подтверждается многочисленными отзывами авторитетных посетителей оракула и его широчайшей известностью в древнем мире.

Дельфийский оракул был полностью разрушен в IVв. от Р.Х. по приказу императора Феодосия и сейчас даже трудно сказать где находился в действительности «камень». Это дает богатые возможности для дискуссий на эту тему в современной исторической науке. Ученых занимает вопрос: помещался ли древний омфал в целле храма, в пронаосе, в помещении для вопрошавших, в опистодоме или перед входом? Вопрос о том, что представлял из себя омфал остается за рамками обсуждений.

У дельфийского камня был «двойник», который находился в храме Амона в оазисе Сива. Имеются сведения о том, что между этими двумя точками существовала связь, типа теперешней междугородней. Напомню, что это было местоположение оракула, к которому бросился консультироваться Александр Македонский, как только прибыл в Египет - там он получил предсказание, что станет фараоном. Оазис Сива находится на границе с Ливией. Сива - интересное место. В 525 году до н.э. персидский царь Камбис, после прихода Египта отправил 50 тыс. воинов для покорения Сивы, но они бесследно исчезли в пустыне. Их миссия состояла в том, чтобы низвергнуть Оракул в храме Амона. Об этом рассказывали античные историки, и это долго относилось современными учеными к разряду мифов, пока в 2009 году итальянцы не откопали в ливийской пустыне косточки тех персидских воинов и их снаряжение.

Поход Камбиса в Египет выглядит достаточно странно - по описаниям греков его называли «безумным». Старший сын Кира Великого только и занимался тем, что жег города, разрушал памятники, стирал имена с саркофагов. Геродот писал, что Камбис явился в Саис исключительно затем, чтобы совершить поругание над мумией Амасиса. Отмечают, что когда Камбис покорил Египет, он разрушил все храмы египетских богов, но не коснулся иудейского святилища, уже тогда существовавшего на Элефантине. Вряд ли слабая Сива чем-либо могла угрожать могуществу вавилонского царя, и скорее всего Камбис просто захотел завладеть «артефактом» единолично, чему «природа» воспротивилась, шлепнув сверху по армии гигантской мухобойкой и заботливо укрыв ее от глаз песочком на две с половиной тысячи лет.

Сиву разрушили гораздо позже. Судьба омфала неизвестна.

Сейчас Сива представляет из себя глиняные развалины на фоне «Горы Мёртвых», меж которыми кое-где теплится жизнь экскурсоводов. Аналогично выглядит некогда величественный храм Амона.

Если верить содержанию «Псевдо-Каллисфена», текста, появившегося через несколько веков после смерти автора, Александр Каллисфена, (историка, племянника Аристотеля и официального историографа Александра) - шишкообразный ливийский омфал был похож на большой сияющий драгоценный камень. Возможно отсюда идет еще одно название, но скорее эпитет - «камень сияния».

Геродот писал о двух женщинах, которых финикийцы выкрали в Фивах. Одну из них продали в рабство в Ливию (на западе Египта), а другую в Грецию. Женщины основали первые оракулы в этих странах. По словам Геродота, эту версию ему рассказывал жрец в Фивах. Позже эта история модифицировалась в миф о двух черных голубках.

«…Но, кроме того, он был,

Камень, который шепчет;

Мужчины его сообщения не будут знать,

Народ Земли не поймет…»

Возможно потому, что женщина способна в этом неясном шепоте слышать больше чем мужчина - так устроены ее мозги. «Баба сердцем чует».

Несомненно, именно по этой причине, толковательницы оракулов при храмах, где были установлены «омфалы» были жрицами, женщинами. Их называли «сивиллами». Происхождение слова для исследователей неясно, достаточно вольно его переводят как «воля бога», с подачи и по трактовке Марка Теренция Варрона. И странно, что версия происхождения слова «сивилла» от «Сива» не рассматривается. Что совершенно очевидно, если проследить источники.

Климент Александрийский упоминает, что, по мнению античных авторов, первой Сивиллой была дельфийская Фемоноя. В других источниках Фемоноя именуется Пифией. У дельфийской сивиллы было еще одно имя — Герофила (дочь Зевса и Ламии). Имя Сивиллы ей, согласно Павсанию, было дано ливийцами.


Сивиллы буквально сидели на омфалах, восседали на них, когда пели свои предсказания. Что позже дало основание некоторым озабоченным искусствоведам пересмотревшим множество аналогичных восточных изображений превратить омфал в фаллический символ, тем более что по-гречески это звучит омфалос. Ну как же мы в нашем повествовании без фаллосов-то обойдемся, гусары... Но о них несколько позже, а пока посмотрим эту карту.

Видим, что услуги прорицательниц в древнем мире были востребованы широко. Тексты упоминают о 18-и сивиллах, называвшихся по местам их обитания. Наиболее известны Дельфийская, Эритрейская и Кумская. Менее, такие как Еврейская (Сабская, Сабба, Самбетта), которую часто ассоциируют с королевой Шеба, царицой Савской. Впрочем, в оценке их количества и имён античные авторы часто расходятся во мнениях, поскольку большинство из них этими древними авторами уже в то древнее время назывались «древними сивиллами», и вряд ли сейчас можно восстановить всё с точностью, хотя попыток сделать это было не мало.

Глядя на эти оракулы сверху весьма соблазнительно протянуть между ними нити, связывающие шепот камней в единую сеть, типа сотовой. Тем более, что на некоторых камнях-омфалах эта «сеть» с точками между пересечениями уже была нарисована.

На рисунках - этрусские омфалы. В «классическом» варианте это «шишка» обвитая змеей. Но --есть и с нанесенными линиями, вроде параллелей и меридианов. Омфалы здесь похожи по форме на делосский и змея присутствует. Камни когда-то стояли на своих местах на земле, а потом стали объектами отдельного поклонения.

Нужно сказать, что чем ближе к нашему времени, тем форма омфала всё больше отходила от «шишки» - римские омфалы уже потеряли сакральный смысл, обросли замысловатыми узорами, превратившись просто в произведения искусства, украшенные золотом и драгоценными камнями, что у последней черты выразилось яйцами Фаберже.

Этруски, по мнению Плутарха, много чему научили римлян, в том числе и искусству строить «священные центры». Строили их на глубоких «колодцах» закрытых камнем - от тех точек прокладывались улицы. Подобные точки этрусские называли «Mundus». Вселенная. Этрусские пришли откуда-то с севера, и где они научились подобному искусству доподлинно неизвестно. Считали, что у гиперборейцев, местопребывание которых, несмотря на наличие фиксированных связей со срединоземноморьем, не определено.

По преданию Ромул, при основании города, вырыл глубокую яму, которая соединялась с входом в Царство Мертвых. Её название Мундус Цереры. Священный камень, который закрывал яму назывался Lapis manalis, «Камень Который Правит».

Рим, …город, стоящий на входе в преисподнюю… ну кто бы мог подумать.

В общем, если подробно рассматривать устройство подобных оракулов, мы обязательно обнаружим под ними полости, пещеры или подземелья, будь то в Риме, Сиве, Дельфах или… Париже и Лондоне. В одних случаях это ходы в подземный мир, в других - могилы хтонических существ, вроде Пифона или Тифона, а в каких-то и место их обитания. И в этом всём двойственность проявлена в вопросе: в чем более нуждались древние люди, в связях с небом или землей? С кем говорили, пользуясь этой системой связи?

Схема примерно одинаковая повсюду:

Отметим - изображение на египетской фреске включает как птиц, так и змей.

Говоря про Париж, я не обмолвился. Подобными камнями, как реперными точками, усеяна вся территория Европы, да и Евразии целиком. Вот пара камней из Ирландии:

Слева камень с фермы Turoe. Высота 90 см. Сюда он был перенесенв 1850-х годах из места близ селения Рат, в целях, как отмечают, сохранения от вандализма. И тут же сетуют, что историческая принадлежность к тому месту была уничтожена. Но некоторые историки считают, что ирландцы сами по себе не могли умыслить то, что было известно в отношении «оракулов» античной Европе и определяют происхождение камня как французское. Мол, в кельтские времена его таскали за собой как семейную реликвию. Изготовление камня датируют около 500 г. до Р.Х. Естественным образом всем хотелось бы знать то место установки камня, для которого он был предназначен. Но, (как и в абсолютном большинстве случаев с подобными артефактами), выяснить это невозможно - они давно сняты со своих мест и перемещены. Это я к тому, что составление карты-сетки расположения «центров планеты» основанное на современных данных местонахождения многих подобных камней, является умозрительным и неточным. Впрочем, гимнастика для ума неплохая.

Что касается резьбы на камне - одни считают, что это примитивное изображение карты земного шара. Другие, (уф.., ну наконец-то! Гусары радуйтесь!) думают, что это мужской половой член, с оттянутой крайней плотью, а спирали - это потеки спермы, называя эту точку зрения «альтернативной». Так и пишут в энциклопедиях: «Alternatively it is seen as a phallus, the band below the glans representing the rolled foreskin, and the spirals possibly semen».

Вы только представьте себе картинку, как в кельтские времена приверженцы семейных ценностей из Франции тащили на себе пенис почти в тонну весом. Давайте и за них, и за ученых-искусствоведов порадуемся и пойдем дальше.

Камень Castlestrange (на фото справа) до фаллоса не дорос, поэтому его резьбу определяют традиционным ирландским «змеиным» стелем. В Ирландии известно еще три крупных камня похожей формы, назначение которых официальной наукой не определено.

Отдельно отметим, что эти камни считаются национальным достоянием Ирландии и охраняются законом. Это в отличии от наших, российских узорчатых каменюк в обилии рассыпанных по лесам и пригоркам. Если где язычество так нещадно подавлялось, а его материальные следы тщательно затирались - то это Россия.

Символ плодородия

Разумеется в этом кратком обзоре нельзя умолчать о «лингамах».

Лингам в переводе с санскрита - отметка, знак. Самые древние индусские образцы мало чем отличаются от египетских, греческих или малоазиатских: моделировались резьбой структурно похожей на чешуйки «шишки», служили как геосимволика и объяснялись проявленным здесь образом Вечного Непроявленного Пара-Шивы. Но с течением времени и благодаря богатейшей фантазии индусов форма их становилась всё более вытянутой, и в итоге на верхушке лингама появилась.. гм.. головка мужского члена, первоначально намеком, угадываясь - а затем с натуралистическим откровением. Мол, нате-с.

Символ чрезвычайно понравился индусам и его широко распространили, тиражируя в миллионах копий, уже не помня о его настоящем предназначении, и трактуя как «неделимое единство мужского (Шива) и женского (Деви) начал, от соединения которых исходит жизнь». Что выразилось изобразительно, и со всей индусской непосредственностью, в комбинации лингама и йони. «Йони» - в буквальном переводе означает «влагалище». Чрево, матка. При этом, как не странно, йони у индусов - это активное начало. А эрегированный член - пассивное.

Искусствоведы здесь берут реванш. Ну, да - есть люди которые поклоняются «фаллическим символам». «Плодитесь и размножайтесь», почему нет? Символ плодородия. Хорошее дело.

Но к нашей теме всё это имеет только косвенное отношение. Вот так, бывает потянешь ниточку, а вытянешь, гм…ну вы поняли.

Вернёмся-ка лучше из этого эротического путешествия на Запад.


Сегодня я продолжу, правда не очень подробно, серию рассказов о ватиканских музеях.

Не хотелось бы вас расстраивать, но объективно говоря никакие фотографии и самые высокохудожественные тексты, полные богатых метафор, сравнений и превосходных степеней не смогут передать всю полноту ощущений и восторга от увиденного.

Иной раз, кажется, что вовсе не человек это все создавал! Но, тем не менее, этот набор античного искусства, шедевров эпохи Возрождения и современных работ были сотворены человеческими руками. Это к вопросу, кто во вселенной был величайшим из Творцов…

Довольно сухих измышлений! Покинем же папский гараж и отправимся для начала на площадь сосновой шишки.

Площадь сосновой шишки образовалось после объединения Бельведерского дворца с Ватиканским, которое выполнил господин Браманте. Вовсе не будет лишним упомянуть, что именно он начал строительство Собора Святого Петра в его нынешнем виде. Но поскольку собор строился 150 лет, то Браманте, как и положено нормальному человеку не дожил до церемонии, когда торжественно перерезанные ленточки упали на мостовую у входа в свеженький собор. Свое название площадь получила от античного фонтана, который увенчан гигантской сосновой шишкой – символом источника жизни по античным понятиям:

Помимо шишки фонтан украшен фигурами львов, судя по высеченным знакам привезенных из Египта и фигурами людей, привезенных не знамо откуда.

Кроме этого площадь хранит в своем центре шедевр современного скульптуростроения под названием “Сфера в сфере” или же чаще этот образец творчества обзывают “Земным шаром”. Создал его господин Арнольдо Помоддоро и символизирует это все пагубное влияние человека на природу. Полированный шар диаметром 4 метра вращается вокруг своей оси (если как следует раскрутить).

Но как я уже говорил, с восприятием современного искусства у меня довольно все нескладно выходит. Поэтому я пошел знакомиться с вывешенными на площади репродукциями работ Микеланджело из Сикстинской капеллы.

Размещены они тут неспроста. Поскольку внутри сикстинской капеллы строжайше запрещены разговоры (там даже работает специальный человек, который, раз в 5-7 минут поднимает палец к губам и громко произносит Ш-ш-ш-ш-ш-шш!) то гиды перед тем, как отправить в нее своих подопечных туристов подробнейшим образом описывают все то, что туристам предстоит увидеть, рассказывая о всех персонажах фресок. Конечно же, центральной работой в капелле является “Страшный суд”, о героях которого я сейчас хочу сказать несколько слов.

Всю переднюю стену занимает упомянутый “Страшный суд”. В центре, разумеется Иисус и дева Мария. Окружают их святые и апостолы. Выше: ангелы со всеми атрибутами и аксессуарами страстей христовых: терновый венец, крест, столб для бичевания.

Многие святые и апостолы изображены же с теми предметами средневекового обихода, при помощи которых были в свое время умерщвлены. Так мы можем наблюдать святого Варфоломея, держащего в руках собственную кожу, которую с него содрали поганцы-язычники. Микеланджело был большой шутник. На этой коже он поместил свой автопортрет. Хорошо, хоть в храме не плясал…

Святая Екатерина держит устрашающего вида зубастое колесико. Именно такими милыми штучками она была разорвана на части добрыми людьми. Святого Симона, что рядом с ней, на Кавказе заживо распилили пилой. Святого Лаврентия в Риме заживо изжарили на металлической решетке, отсюда он имеет ее в руках. Творческий подход к казням в те времена поражает своей чудовищной изобретательностью и какой-то невероятной жестокостью. Хотя вот святого Себастьяна просто и без привычной смекалки утыкали стрелами. Проявили, так сказать гуманность. Слева спиной к нам святой Андрей с крестом, на котором был распят. Петр изображен стандартно с ключами от царствия небесного. Остальных Микеланджело не снабдил ярко выраженными атрибутами, хотя были там и сваренные заживо, и прочими пикантными способами отправленные на тот свет люди, милые сердцу верующих.

Но не эти жестокие подробности меня лично поразили. Я не могу понять одного: пускай Христос изображен в виде карающего судии, но почему все его окружение несказанно радуется тому, что они удостоились царствия небесного, а между тем на их глазах большая часть людей отправляется прямиком в ад. И господин Харон приветливо “отоваривает” их веслом по горбу.

Я не могу идентифицировать каждого персонажа, да и невозможно это, пожалуй. Но в целом фреска эта гигантская оставляет скорее гнетущее впечатление.

Более чем библейские мотивы меня привлекла техника и мастерство, с которой выполнены фрески. Например, стоя даже в 1-2 метре от стены, на которых нарисованы занавеси, вы никогда не скажете, что это рисунок на плоской стене. Вы видите перед собой объемную драпировку, которую хочется взять и, протянув руку немедленно открыть.

Кроме этого, фигуры, рассаженные вдоль окон в том месте, где стена переходит в потолок, видятся как объемные фигуры в нишах. И с какой стороны на них не посмотри, восприятие их объема не утрачивается. Настолько мастерски они исполнены.

В общем сикстинская капелла это тот самый мировой шедевр, не увидев который своими глазами нельзя спокойно умереть. А описать всю мощь и красоту этого помещения никак не возможно. Даже и пробовать не буду. Не зря она используется кардиналами для проведения тут конклава суть которого избрание нового папы…

А сейчас я вынужден прервать дальнейший по залам и галереям ватиканских музеев, поскольку возникла масса неотложных дел. Но позволю себе сделать небольшой анонс всего того богатства, которое планирую представить вам в ближайшее время:

Бельведерский зал со знаменитым Аполлоном:

Галерею карт:

А так же: античные саркофаги, покои знаменитого папы Борджиа, фрески Рафаэля, зал современного искусства и разумеется виды с купола собора Святого Петра и внутреннее убранство этого великого храма.

Спасибо за внимание!
Увидимся!

Татуировка шишка означает здоровье, жизнь, плодородие, любовь, огонь, везение, плодовитость, творческую силу, новое начало, мужество, надежность, движение, равновесие, связь с природой.

Значение татуировки шишка

Татуировки с изображением шишки встречаются не так часто. Это связано с тем, что мало кто знает её смысл. Зря, ведь шишка с древних времён несла образы таких символов, как небо, огонь, солнце и даже самой Вселенной.

Шишку принято ассоциировать со здоровьем, жизнью и мужеством. Много лет тому назад её посвятили богу Ваалу-Хададу и его жене Ашерах: богу плодородия и богине любви. Идущие по спирали слои-ячейки шишки, в которых спрятаны семена растения, указывают на плодовитость.

Татуировка связана с ещё одним божеством - богом вдохновения, растительности и сил природы Дионисом. Часто в его руках можно заметить шишку. В подобном случае она олицетворяет бесконечный круговорот жизни в природе и постоянное возрождение.

Тату шишка может выступать, как амулет от сглаза, а также для усиления мужской силы. Таким образом, татуировка не только сохраняет и уберегает физическое состояние мужчин, но и увеличивает его.

Имеет особое значение разновидность шишки. Например, шишки хвойного дерева с давних времён ассоциируются с богами плодородия и любви. Шишка ели означает улучшение здоровья и увеличение жизненных сил. Также она выступает символом огня и нового начала.

В это же время шишка сосны обозначает фаллический символ, отражающий везение, плодовитость и творческую силу мужчины. Именно сосновая шишка венчала тирс Диониса.

Ещё один интересный факт, который вносит своё влияние на ассоциации, связанные с шишкой, - в Индии полагали, что именно она стала прообразом для свастики.

Особый смысл несёт расположение рисунка на теле. Если шишка стоит на толстом конце, то это означает надёжность и равновесие. Если же она стоит на противоположном остром конце, то обозначает постоянное движение.

Если верхушка сосновой шишки не только указывает вверх, но и имеет спиралевидное направление, то это показатель высокой творческой силы. Она будет указывать либо на уже открывшийся внутренний потенциал, либо на ещё скрытую силу, которую предстоит открыть в будущем.

Как мужчины, так и женщины могут наносить татуировку на своё тело, но смысл будет отличаться. Для сильной половины данная татуировка говорит о плодородии, значении силы, полноты жизни и привлекательности. Неразрывная связь с Природой – это, то что означает татуировка для женщин. Также для слабого пола шишка символизирует любовь.

Наносят рисунок на спину, запястье, плечо или предплечье.

Шишка может изображаться как одна, так и с другими элементами, имеющими непосредственную связь с природой: животными или растениями (в особенности с деревьями).

Цветовая гамма также разная. Татуировка может быть чёрно-белой или иметь яркие цвета. Стиль рисунка ограничивается только фантазией человека. Очень часто татуировку выполняют в реализме, который является беспроигрышным вариантом.


Низ шишки украшен барельефами, на которых изображаются римские атлеты. Шишка венчает античный фонтан. Элемент, который задуман, как испускающий воду, представляет собой барельеф головы, с двух сторон фонтан окаймляют бронзовые павлины. Присутствуют и скульптуры львов.


Ландшафтный дизайн дворика создан ведущим архитектором эпохи Возрождения Донато Браманте. Здесь находятся 4 лужайки, которые раскинулись вдоль стен дворца друг напротив друга. Они расположены вокруг , имеющего диаметр 4 м. Это значимый и знаменитый элемент Двора сосновой шишки, появившийся в Ватикане тут уже в наше время. Скульптуру Ватикан купил как шедевр современного искусства при папе Иоанне Павле ІІ. «Золотой шар» (еще его называют «Земной шар» и «Сфера в сфере») - самая молодая инсталляция в Ватикане, который полон древних композиций и скульптур.

Если сосновая шишка символизирует жизнь как таковую, то «Сфера в сфере» символизирует современную жизнь человека и имеет глубокий смысл. Автором «Золотого шара» является Арнальдо Помодоро. Скульптор создал свой шар в 1990 г. Идея композиции очень актуальна: автор намеревался художественно выразить весь тот вред, который человечество наносит окружающей среде.


Шар многослойный. Верхний слой символизирует Вселенную, он имеет разломы, «шрамы» - следы человеческой деятельности. Благодаря им внутри большого шара хорошо просматривается шар маленький, который символизирует нашу планету. На поверхность его нанесен рисунок. Тут живут люди, которые своими действиями и мыслями разрушают Вселенную. Поверхность верхнего шара зеркальна, так автор выразил идею зеркального отражения деятельности каждого человека на судьбе планеты и Вселенной. Шар можно раскрутить, он будет вращаться вокруг своей оси. Внешний и внутренний шары соединены зубчатыми механизмами, чтобы передать всю сложность взаимосвязи нашей планеты и космоса.

Двор Пинии считается очаровательным местом, в котором удобно среди интересных композиций с хорошего ракурса любоваться архитектурой эпохи Возрождения. Здесь стоят лавочки, а также есть кафе, где туристы могут перекусить в величественной и чарующей обстановке, поразмыслив об увиденных красотах, проникнутых духом древнего времени и духовностью. Это актуально, так как открытых мест в Ватикане немного, большинство достопримечательностей туристы осматривают бегло в ходе экскурсии, а здесь есть возможность осмыслить увиденное.


Место расположения и стоимость посещения

По линии метро А нужно добраться до станции Ottavio. Через выйти к главному входу в музеи Ватикана. Оплата за вход составляет 15 евро. Двор сосновой шишки могут увидеть все туристы при .