Презентация на тему хард рок. Рок - музыка это молодежная культура. Глэмм - рок – группа «KISS»


Самый интенсивный биогеохимический цикл - круговорот углерода Вся земная жизнь основана на углероде. Каждая молекула живого организма построена на основе углеродного скелета. Углерод участвует в образовании углеводов, жиров, белков и нуклеиновых кислот. Вся земная жизнь основана на углероде. Каждая молекула живого организма построена на основе углеродного скелета. Углерод участвует в образовании углеводов, жиров, белков и нуклеиновых кислот. Атомы углерода постоянно мигрируют из одной части биосферы (узкой оболочки Земли, где существует жизнь) в другую. Атомы углерода постоянно мигрируют из одной части биосферы (узкой оболочки Земли, где существует жизнь) в другую. На примере круговорота углерода в природе можно проследить в динамике картину жизни на нашей планете. На примере круговорота углерода в природе можно проследить в динамике картину жизни на нашей планете.


Основные запасы углерода на Земле находятся в виде содержащегося в атмосфере и растворенного Основные запасы углерода на Земле находятся в виде содержащегося в атмосфере и растворенного в Мировом океане в Мировом океане диоксида углерода, диоксида углерода, то есть углекислого газа (CO2), углекислого газа (CO2), а также в составе а также в составе отложений карбоната -известняках -известняках Схема круговорота углерода


Круговорот молекул углекислого газа, находящихся в атмосфере. Круговорот молекул углекислого газа, находящихся в атмосфере.. Растения поглощают эти молекулы, затем в процессе фотосинтеза атом углерода превращается в разнообразные органические соединения и таким образом включается в структуру растений. Далее возможно несколько вариантов:. Растения поглощают эти молекулы, затем в процессе фотосинтеза атом углерода превращается в разнообразные органические соединения и таким образом включается в структуру растений. Далее возможно несколько вариантов: Углерод может оставаться в растениях, пока растения не погибнут. Тогда их молекулы пойдут в пищу редуцентам (организмам, которые питаются мертвым органическим веществом и при этом разрушают его до простых неорганических соединений), таким как грибы и термиты. В конце концов углерод вернется в атмосферу в качестве CO2; Углерод может оставаться в растениях, пока растения не погибнут. Тогда их молекулы пойдут в пищу редуцентам (организмам, которые питаются мертвым органическим веществом и при этом разрушают его до простых неорганических соединений), таким как грибы и термиты. В конце концов углерод вернется в атмосферу в качестве CO2; Растения могут быть съедены травоядными животными. В этом случае углерод либо вернется в атмосферу (в процессе дыхания животных и при их разложении после смерти), либо травоядные животные будут съедены плотоядными (и тогда углерод опять же вернется в атмосферу теми же путями); Растения могут быть съедены травоядными животными. В этом случае углерод либо вернется в атмосферу (в процессе дыхания животных и при их разложении после смерти), либо травоядные животные будут съедены плотоядными (и тогда углерод опять же вернется в атмосферу теми же путями); растения могут погибнуть и оказаться под землей. Тогда в конечном итоге они превратятся в ископаемое топливо – например, в уголь. растения могут погибнуть и оказаться под землей. Тогда в конечном итоге они превратятся в ископаемое топливо – например, в уголь.


Круговорот углекислого газа, растворённого в Мировом океане углекислый газ может просто вернуться в атмосферу (этот вид взаимного газообмена между Мировым океаном и атмосферой происходит постоянно); углекислый газ может просто вернуться в атмосферу (этот вид взаимного газообмена между Мировым океаном и атмосферой происходит постоянно); углерод может войти в ткани морских растений или животных. Тогда он будет постепенно накапливаться в виде отложений на дне Мирового океана и в конце концов превратится в известняк или из отложений вновь перейдет в морскую воду. углерод может войти в ткани морских растений или животных. Тогда он будет постепенно накапливаться в виде отложений на дне Мирового океана и в конце концов превратится в известняк или из отложений вновь перейдет в морскую воду.


Между углекислым газом атмосферы и водой океана существует подвижное равновесие: Если углерод вошел в состав осадочных отложений или ископаемого топлива, он изымается из атмосферы. На протяжении существования Земли изъятый таким образом углерод замещался углекислым газом, попадавшим в атмосферу при вулканических извержениях и других геотермальных процессах. В современных условиях к этим В современных условиях к этим природным факторам добавляются природным факторам добавляются также выбросы при сжигании человеком ископаемого топлива. В связи с влиянием CO2 на парниковый эффект исследование круговорота исследование круговорота углерода стало важной задачей для ученых, занимающихся для ученых, занимающихся изучением атмосферы. изучением атмосферы.


Заключение Заключение Круговорот углерода в биосфере- Круговорот углерода в биосфере- пример чётко отлаженного в ходе эволюции механизма функционирования двух фундаментальных процессов в живых организмах- пример чётко отлаженного в ходе эволюции механизма функционирования двух фундаментальных процессов в живых организмах- фотосинтеза и клеточного дыхания

«…на Земле нет силы более могущественной по своим последствиям, чем живое вещество…»

В.И.Вернадский


тема: КРУГОВОРОТ ВЕщЕСТВ В ПРИРОДЕ


Биологический круговорот как непрерывно идущая циркуляция химических элементов между живыми организмами, атмосферой, гидросферой и почвой выступает главной силой, организующей биосферу в единую самоподдерживающуюся биосистему .


ЭКОСИСТЕМА

  • Любую совокупность организмов и неорганических компонентов, в которой может поддерживаться круговорот вещества, называют экологической системой , или экосистемой .

Биогеохимические циклы

Биогеохимические циклы – это циркуляция химических элементов абиотического происхождения, которые попадают из окружающей среды в организмы и из организмов в окружающую среду .


В.В. Докучаев

Живые организмы создают в биосфере круговороты важнейших биогенных элементов, которые попеременно переходят из живого вещества в неорганическую материю. Эти циклы делят на две основные группы: круговороты газов и осадочные круговороты. В первом случае главный поставщик элементов – атмосфера (углерод, кислород, азот), во втором – горные осадочные породы (фосфор, сера и др.).

В. В. Докучаев (1846 - 1903)


Основные группы биогеохимических циклов

Круговороты газов осадочные круговороты

главный поставщик горные осадочные

элементов – атмосфера породы (Ф, S и др.)

(С, О2, N)



Участвуют в круговороте веществ

Редуценты

Консументы

Продуценты

Неорганиче-ские вещества



Круговорот воды

Капельки воды

Водяной пар

Мировой океан,

Испарение и транспирация



Круговорот углерода

СО2 в

атмосфере,

почве, воде

Дыхание

Горение

Растения

Нефть,

торф,

уголь

Гниение

Орг. соединения

животных

Углеводы

растений

Фотосинтез



Атмосферный

азот

Круговорот азота

Электрические

Азотофик-

разряды

сирующие

бактерии и

водоросли

Гнилостные

бактерии

Живые

организмы

Почва

Растения

Хемосинте-

зирующие

бактерии

Глубоководные

отложения

Воздух

Денитрифицирующие

бактерии




Круговорот фосфора


Круговороты , происходящие в биосфере, очень сложны и тесно связаны между собой. Вливаясь в общий биологический круговорот, они составляют основу существования и развития глобальной экосистемы, обеспечивая ее динамическую устойчивость и поступательное развитие. Движущей силой биологического круговорота веществ на нашей планете является жизнедеятельность организмов.



Циркуляцию химических элементов в природе называют

Биологическим циклом

Биогеографическим циклом

Биохимическим циклом

Биогеохимическим циклом


Первичный источник энергии для круговорота веществ в большинстве биогеоценозов

Солнечный свет

Мертвые органические остатки

Растительная пища


Биологический круговорот в биосфере обеспечивается

Интенсивностью размножения продуцентов

Приспособлением организмов к условиям жизни

Перемещением веществ в трофических цепях

Борьбой за существование


Благодаря круговороту веществ в биосфере, осуществляемому организмами

Сокращается число химических элементов в биосфере

Увеличивается содержание вредных веществ в окружающей среде

Одни и те же химические элементы используются многократно

Накапливается содержание элементов в атмосфере


Клубеньковые бактерии играют большую роль в биосфере, участвуя в круговороте

Кислорода

Углерода

Азота


Залежи нефти, угля, торфа образовались в процессе круговорота

Азота

Фосфора

Углерода


В основе биогеохимических циклов элементов лежат такие процессы как…

Расселение видов

Фотосинтез и дыхание

Естественный отбор


Усилению парникового эффекта, по мнению ученых, в большой степени способствует

Углекислый газ

Озон

Оксиды азота


Процесс фиксирования азота клубеньковыми бактериями называется

Денитрификация

Транспирация

Азотфиксация


Причиной выпадения кислотных дождей является повышение концентрации в атмосфере

Оксида углерода

Водяных паров

Оксидов азота и серы


Бактерии, расщепляющие мочевину до ионов аммония и углекислого газа, принимают участие в круговороте

Углерода и азота

Азота и кислорода

Фосфора и серы


Источником углерода, включаемого в круговорот в процессе фотосинтеза является

Уголь

Углекислый газ атмосферы

Углекислый газ, растворенный в воде

Углекислый газ атмосферы и растворенный в воде


Процесс превращения атмосферного азота в нитраты под действием бактерий

Транспирация

Нитрификация

Денитрификация


Процесс превращения редуцентами органического азота в неорганический

Азотфиксация

Денитрификация

Минерализация

Сублимация

Итоги


Домашнее задание:

Параграф № 48 ,

стр. 225 – 229.

Подготовить сообщение на тему: «Геологическая история материков».

Поддержание благоприятного для жизни состава атмосферы связано

с взаимодействием круговоротов воды, углерода, азота,

фосфора и др. веществ, которые СО формируются, находящийся благодаряв

солнечной энергии и деятельности живыхатмосферерганизмовили.в растворенном состоянии в воде, служит сырьем для фотосинтеза.

При дыхании организмов СО2 возвращается в атмосферу. Определенная часть углерода не разлагается редуцентами, накапливается в виде

мертвой органики и Основная масса углерода биосферы аккумулирована в

переходит в ископаемое карбонатных отложениях дна океана (известняки и кораллы).

состояние.

Концентрация растворенного углекислого газа в глубине океана

в несколько раз выше, чем у поверхности. Поверхностная же

концентрация СО2 находится

в равновесии с атмосферой.

При прекращении жизни в океане все концентрации в глубинах и у поверхности почти сравняются.

При этом концентрация СО2 в поверхностном слое и в

атмосфере увеличится в

несколько раз! Это может

привести к катастрофическим

изменениям парникового эффекта

Принцип Ле Шателье, характеризующий устойчивость системы, выражается в том, что скорость поглощения углерода биотой (при малых относительных

возмущениях окружающей среды) пропорциональна приросту концентрации углерода в окружающей среде по отношению к невозмущенному

(доиндустриальному) состоянию.

С начала прошлого столетия биота суши перестала поглощать избыток углерода

из атмосферы. Наоборот, она начала выбрасывать углерод в атмосферу, увеличивая, а не уменьшая

Возникают два важнейших вопроса:

1. Вышла ли в настоящее время биосфера необратимо из устойчивого состояния или она может еще вернуться в прежнее устойчивое состояние после существенного сокращения антропогенного возмущения?

2. Существует ли другое устойчивое состояние биосферы, в которое она может перейти при дальнейшем росте антропогенного возмущения?

По мнению В.Г. Горшкова:

3. Современное состояние биосферы обратимо, биосфера должна вернуться в прежнее состояние при сокращении антропогенного возмущения на порядок величины .

4. Другого устойчивого состояния биосферы не существует.

ВЕНЕР А – ПАРНИКОВЫЙ Э Ф ФЕКТ В Т ЕРМИ НАЛЬНОЙ СТА Д И И

Венеру иногда называют «сестрой Земли», потому что обе планеты похожи размерами, силой тяжести и составом. Однако условия на двух планетах очень сильно разнятся. У Венеры чрезвычайно плотная атмосфера, состоящая главным образом из СО 2 . На Венере нет круговорота углерода и жизни, которая могла бы перерабатывать его в биомассу, аккумулируя углерод в осадочных отложениях.

В итоге: атмосферное давление на поверхности Венеры в 93 раза больше , чем на Земле; температура составляет около 475 °C , что превышает среднюю температуру поверхности Меркурия, находящегося вдвое ближе к Солнцу; расчёты показывают, что при отсутствии парникового эффекта максимальная температура поверхности не превышала бы 80°C ; облака на Венере, предположительно, состоят из капель концентрированной серной кислоты, соединений серы и хлора; атмосфера представляет собой гигантский ураган (до 120 м/с у верхней границы облаков).

МАРС – еще одна планета без биосферы

ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА ЗА ПОСЛЕДНИЕ 65 МЛН. ЛЕТ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. А.К. Бродский. Биоразнообразие: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с.

2. А.К. Бродский. Общая экология: учебник для вузов по направлению «Биология» специальности «Биоэкология» направления «Экология и природопользование».

– 5-е изд., перераб. и доп. – М.: АКАДЕМИЯ, 2010. – 256 с.

3. Ю. Одум. Экология: в 2-х т. Пер. с англ. – М.: Мир, 1986. Том 1, 329 с.

4. В.Г. Горшков. Физические и биологические основы устойчивости жизни.

Отв. редактор К. С. Лосев. – М., 1995, 470 с.

5. Zachos, James, Mark Pagani, Lisa Sloan, Ellen Thomas, and Katharina Billups (2001). "Trends, Rhythms, and Aberrations in Global Climate 65 Ma to Present". Science 292 (5517): 686–693.

6. Основы космической биологии и медицины в 3х томах. Под ред. О.Г.Газенко и М.Кальвина. – М.: Наука, 1975. Том 1, 432 с.

7. www.bio2.com – сайт проекта Биосфера 2.

8. Википедия

Слайд 1

Круговорот углекислого газа в природе.
Выполнил: Мукумов Адильбек

Слайд 2

Углекислый газ
Оксид углерода(IV) (углекислый газ, диоксид углерода, двуокись углерода, угольный ангидрид) - CO2, бесцветный газ (в нормальных условиях), без запаха, со слегка кисловатым вкусом. Концентрация углекислого газа в атмосфере Земли составляет в среднем 0,0395 %

Слайд 3

Углекислый газ играет одну из главных ролей в живой природе, участвуя во многих процессах метаболизма живой клетки. Углекислый газ атмосферы - основной источник углерода для растений. Однако, ошибкой будет утверждение, что животные только выделяют углекислый газ, а растения - только поглощают его. Растения поглощают углекислый газ в процессе фотосинтеза, а без освещения они тоже его выделяют. Диоксид углерода не токсичен, но не поддерживает дыхание. Большая концентрация в воздухе вызывает гиперкапнию - состояние, связанное с избытком CO2 в крови (оно может вызываться и задержкой дыхания), когда его парциальное давление превышает 45 мм рт. ст. Однако недостаток углекислого газа в крови (гипокапния, возникающая, например, при гипервентиляции лёгких) тоже опасен. Углекислый газ в организмах животных имеет и физиологическое значение, например, участвует в регуляции сосудистого тонуса.

Слайд 4

Источники получения СО2
Природная деятельность
Промышленная деятельность
Лабораторным путем

Слайд 5

Промышленный способ

Слайд 6

В промышленных количествах углекислота выделяется из дымовых газов, или как побочный продукт химических процессов, например, при разложении природных карбонатов (известняк, доломит) или при производстве алкоголя. Смесь полученных газов, промывают раствором карбоната калия, которые поглощают углекислый газ, переходя в гидрокарбонат. Раствор гидрокарбоната при нагревании или при пониженном давлении разлагается, высвобождая углекислоту. В современных установках получения углекислого газа вместо гидрокарбоната, чаще применяется водный раствор моноэтаноламина, который при определённых условиях способен абсорбировать СО₂, содержащийся в дымовом газе, а при нагреве отдавать его, таким образом, отделяется готовый продукт от других веществ. Также углекислый газ получают на установках разделения воздуха, как побочный продукт получения чистого кислорода, азота и аргона.

Слайд 7

Лабораторный способ
В лабораторных условиях небольшие количества получают взаимодействием карбонатов и гидрокарбонатов с кислотами, например мрамора, мела или соды с соляной кислотой. Использование реакции серной кислоты с мелом или мрамором приводит к образованию малорастворимого сульфата кальция, который мешает реакции, и который удаляется значительным избытком кислоты. Для приготовления напитков может быть использована реакция пищевой соды с лимонной кислотой или с кислым лимонным соком. Именно в таком виде появились первые газированные напитки. Их изготовлением и продажей занимались аптекари.

Слайд 8

Природная деятельность
Источником первичной углекислоты биосферы является вулканическая деятельность, связанная с вековой дегазацией мантии и нижних горизонтов земной коры. Также углекислый газ получается в результате множества окислительных реакций у животных, и выделяется в атмосферу с дыханием.

Слайд 9

Миграция углекислого газа в биосфере Земли протекает двумя путями: Первый путь заключается в поглощении его в процессе фотосинтеза с образованием органических веществ и в последующем захоронении их в литосфере в виде торфа, угля, горных сланцев, рассеянной органики, осадочных горных пород. 2) По второму пути миграция углерода осуществляется созданием карбонатной системы в различных водоемах, где CO2 переходит в H2CO3, HCO31-, CO32-. Затем с помощью растворенного в воде кальция (реже магния) происходит осаждение карбонатов CaCO3 биогенным и абиогенным путями С гибелью растений и животных на поверхности происходит окисление органических веществ с образованием CO2. Особое место в современном круговороте веществ занимает массовое сжигание органических веществ и постепенное возрастание содержания углекислого газа в атмосфере, связанное с ростом промышленного производства и транспорта
Миграция углекислого газа

Слайд 10

Круговорот углекислого газа
Фотосинтез, органическое вещество растений
Органическое вещество животных
Органическое вещество почв
Вулканическая деятельность
Высвобождение углерода человеком
СО2
Океан
Известняки, коралловые рифы и др.
Захоронение (уход в геологию)
Свет

Слайд 11

Круговорот молекул углекислого газа, находящихся в атмосфере.
Растения поглощают эти молекулы, затем в процессе фотосинтеза атом углерода превращается в разнообразные органические соединения и таким образом включается в структуру растений. Далее возможно несколько вариантов: Углерод может оставаться в растениях, пока растения не погибнут. Тогда их молекулы пойдут в пищу редуцентам (организмам, которые питаются мертвым органическим веществом и при этом разрушают его до простых неорганических соединений), таким как грибы и термиты. В конце концов углерод вернется в атмосферу в качестве CO2; Растения могут быть съедены травоядными животными. В этом случае углерод либо вернется в атмосферу (в процессе дыхания животных и при их разложении после смерти), либо травоядные животные будут съедены плотоядными (и тогда углерод опять же вернется в атмосферу теми же путями); растения могут погибнуть и оказаться под землей. Тогда в конечном итоге они превратятся в ископаемое топливо – например, в уголь.

Слайд 12

Круговорот углекислого газа, растворённого в Мировом океане.
- углекислый газ может просто вернуться в атмосферу (этот вид взаимного газообмена между Мировым океаном и атмосферой происходит постоянно); - углерод может войти в ткани морских растений или животных. Тогда он будет постепенно накапливаться в виде отложений на дне Мирового океана и в конце концов превратится в известняк или из отложений вновь перейдет в морскую воду.

Слайд 13

Если углерод вошел в состав осадочных отложений или ископаемого топлива, он изымается из атмосферы. На протяжении существования Земли изъятый таким образом углерод замещался углекислым газом, попадавшим в атмосферу при вулканических извержениях и других геотермальных процессах. В современных условиях к этим природным факторам добавляются также выбросы при сжигании человеком ископаемого топлива. В связи с влиянием CO2 на парниковый эффект исследование круговорота углерода стало важной задачей для ученых, занимающихся изучением атмосферы.
Между углекислым газом атмосферы и водой океана существует подвижное равновесие:

Слайд 14

Ежегодные колебания концентрации атмосферной углекислоты на планете определяются, главным образом, растительностью средних (40-70°) широт Северного полушария. Вегетация в тропиках практически не зависит от сезона, сухой пояс пустынь 20-30° (обоих полушарий) дает малый вклад в круговорот углекислоты, а полосы суши, наиболее покрытые растительностью, расположены на Земле асимметрично (в Южном полушарии в средних широтах находится океан). Поэтому с марта по сентябрь вследствие фотосинтеза содержание СО2 в атмосфере падает, а с октября по февраль - повышается. Вклад в зимний прирост дают как окисление древесины (гетеротрофное дыхание растений, гниение, разложение гумуса, лесные пожары), так и сжигание ископаемых топлив (угля, нефти, газа), заметно увеличивающееся в зимний сезон. Большое количество углекислоты растворено в океане. Углекислый газ составляет значительную часть атмосфер некоторых планет Солнечной системы: Венеры, Марса.
Углекислый газ в природе

Слайд 15

Углекислый газ является тяжелым, по сравнению с воздухом, газом без цвета и запаха. Воздействие его повышенных концентраций на живые организмы относит его к удушающим газам. Незначительные повышения концентрации до 2-4 % в непроветриваемых помещениях приводят к развитию сонливости и слабости. Опасными концентрациями считаются уровни 7-10 %, при которых развивается удушье, проявляющее себя в головной боли, головокружении, расстройстве слуха и в потери сознания в течение периода времени от нескольких минут до одного часа. Отравление этим газом не приводит к долговременным последствиям и после его завершения происходит полное восстановление организма.
Токсичность.

Слайд 16

Заключение
Круговорот углекислого газа в биосфере- пример чётко отлаженного в ходе эволюции механизма функционирования двух фундаментальных процессов в живых организмах- фотосинтеза и клеточного дыхания
Выполнил: Мукумов Адильбек

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

Личностные : познавательный интерес к экологии.. Понимание не-обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со-обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные : участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари-щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные : связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Изучение нового материала

Круговорот углерода

В круговороте углерода (углекислого газа) атмосферный фонд очень невелик в сравнении с запасами углерода, входяще-го в состав многочисленных органических и неорганических соединений.

Полагают, что до наступления индустриальной эры потоки углерода между атмосферой, материками и океанами были сба-лансированы. Последние 100 лет содержание СОг постоянно рас-тет в результате новых антропогенных наступлений. Основным источником этих поступлений считается сгорание горючих иско-паемых, однако свой вклад вносят развитие сельского хозяйства и уничтожение лесов. Леса - важные накопители углерода, так как в их биомассе содержится в 1,5 раза, а в лесном гумусе - в 4 раза больше углерода, чем в атмосфере.

Миграция углекислого газа в биосфере Земли протекает дву-мя путями .

Первый путь заключается в поглощении его в процес-се фотосинтеза с образованием органических веществ и после-дующем «захоронении» их в литосфере в виде торфа, угля, неф-ти, горючих сланцев, осадочных горных пород.

По второму пути миграция углекислого газа осуществляется при растворении его в водах Мирового океана, где СО2 переходит в Н2СО3, НСОз, СОз, а затем биогенным (зоо- или фитогенным) или химогенным путем соединяется с кальцием, образуя огромные массы СаСОз (известковые скелеты некоторых беспозвоночных, известковые водоросли и известковые илы), в результате чего возникают мощ-ные толщи карбонатных пород. Согласно расчетам ученого А. Б. Ронова, отношение захороненного углерода в продуктах фото-синтеза к углероду в карбонатных породах составляет примерно 1:4.

Кроме СО2, в атмосфере присутствуют в небольших количе-ствах еще два углеродных соединения: оксид углерода (II) - СО и метан (СН 4). Как и СО 2, эти соединения находятся в быстром круговороте.