Ожидание встречи максима максимыча. Сочинение «Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча. (Анализ эпизода)» (Герой нашего времени). Сочинения по темам

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» - произведение удивительное и интересное. Необычна уже сама композиция романа. Во-первых, произведение состоит из повестей, что само по себе неординарно. Во-вторых, они расположены не по хронологии, как традиционно принято. Все повести разбиты на две части: рассказ о жизни Печорина глазами постороннего человека («Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к журналу Печорина») и дневник самого Печорина, раскрывающий его внутреннюю жизнь («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»). Такой принцип был выбран автором неслучайно. Он способствует наиболее глубокому, полному и психологически тонкому анализу героя.

В произведении нет единого сюжета. Каждая повесть отличается своими героями и ситуациями. Их связывает лишь фигура основного персонажа – Григория Александровича Печорина. То мы видим его во время службы на Кавказе, то он оказывается в захолустном городишке Тамань, то отдыхает в Пятигорске на минеральных водах. Везде герой создает экстремальную ситуацию, подчас с угрозой для его жизни. Печорин не может жить обыденной жизнью, ему нужны ситуации, раскрывающие его огромные способности.

В повести «Максим Максимыч» описывается финал событий, изображенных в «Герое нашего времени». В последний раз показывается фигура мятущегося, не находящего себе пристанища героя. Особенный смысл в этой повести имеет противопоставление Печорина и Максима Максимыча. Здесь нет развернутого действия. Эта повесть построена как дорожный эпизод.

Максим Максимыч и рассказчик узнают, что во двор их гостиницы приехала коляска Печорина. Пожилой штабс-капитан очень взволнован этим и жаждет увидеть старого товарища. Он уверен, что как только Печорин узнает, кто ожидает его, сразу же прибежит и будет очень рад встрече. Максим Максимыч даже выбегает за ворота встречать его. Но Печорин не торопится возвращаться из гостей. Появляется он лишь на следующий день, чтобы тут же отбыть в Персию. Таков сюжет этого эпизода. Но с помощью таких незамысловатых событий автор раскрывает характеры своих героев.



Печорин появляется после разнообразных жизненных событий, описанных в остальных частях романа. Позади остались Петербург, Пятигорск, Тамань, Кавказ. Читатель уже узнал, кто такой Печорин, но он был показан глазами Максима Максимыча. Теперь мы видим героя глазами рассказчика. Тонкое наблюдение за внешностью Григория Александровича позволяет набросать его внутренний портрет. В характере Печорина, передаваемом через его портрет, есть несколько особенностей. Автор подчеркивает через внешность сложность и противоречивость личности Печорина. Его «крепкое сложение», «широкие плечи» противоречат «чему-то детскому» в улыбке, «женской нежности» кожи, небрежности и ленивости в походке.
Особенность походки Печорина заключалась еще и в том, что «он не размахивал руками». Автор отмечает, что это «верный признак скрытности характера». Лермонтов уделяет внимание передаче жизненной усталости своего героя: «Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость…». Говоря о глазах, зеркале души каждого человека, автор отмечает: «… они не смеялись, когда он смеялся!… Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».
Перед нами - уставший от жизни молодой человек, обладающий яркой индивидуальностью и сложным внутренним миром.

В противовес ему дается Максим Максимыч. Это открытый человек, полностью обращенный к своему ближнему. Старый штабс-капитан всей душой верен прошлой дружбе с Печориным. Узнав о том, что Григорий Александрович наконец появился во дворе гостиницы, он бросил все свои дела и побежал навстречу старому товарищу: «Через несколько минут он был уже возле нас; он едва мог дышать; пот градом катился с лица его; мокрые клочки седых волос… приклеились ко лбу; колена его дрожали…».
Увидев долгожданного друга, Максим Максимыч хотел броситься ему на шею, но Печорин лишь дружественно протянул руку. И это неудивительно, ведь он не считал штабс-капитана своим другом или товарищем. Для Печорина это был очередной человек, с которым его на время свела судьба, и ничего больше.
Можно сказать, что Максим Максимыч был случайным свидетелем его очередной душевной драмы. При краткой беседе штабс-капитан напоминает Печорину о Бэле. Становится понятно, что молодой человек не желал бы вспоминать об этом: «Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся». Это еще один тяжкий груз на его душе, который ему не хотелось бы показывать. Поэтому он говорит о юной черкешенке, «принужденно зевнув».
Этот человек никому не позволяет проникнуть в свою душу, понять, какие чувства он испытывает. Печорин настолько замкнут в себе, что теряет способность проникнуться хотя бы ненадолго волнением, тревогами, запросами души другого человека. Он не желает уделить Максиму Максимычу ни одной дополнительной минуты, чем сильно обижает старика. И нахмуренный штабс-капитан говорит Печорину: «Не так я думал с вами встретиться…». Тут в герое на секунду просыпаются дружеские чувства, и он обнимает Максима Максимыча. И тут же уезжает, давая понять штабс-капитану, что они навряд ли еще когда-нибудь встретятся. Максим Максимыч обижен в своих лучших чувствах.

Благодаря этому эпизоду и сопоставлению с пожилым штабс-капитаном можно ярче увидеть фигуру Печорина. Он не может думать о других людях: Печорин для этого слишком закрыт и сконцентрирован на себе. Доброта и искренние дружеские чувства Максима Максимыча не вызывают в нем никакого отклика. Читатель видит, что за прошедшее время Печорин окончательно заболел неизлечимой скукой и безразличным отношением не только к другим, но и к своей судьбе. Поэтому после эпизода последней встречи автору ничего не оставалось, кроме как «умертвить» своего героя.

В романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” события изложены с нарушением хронологической последовательности, поэтому о главном герое читатель узнает сначала по воспоминаниям Максима Максимыча, а позже и по дневниковым записям самого Печорина.

После отъезда героя из крепости, где он служил вместе с Максимом Максимычем, прошло несколько лет. Печорин уже ушел в отставку, пожил в Петербурге, но скука заставляет его вновь отправиться в дорогу. По пути в Персию судьба неожиданно приготовила ему встречу (во Владикавказе) с бывшим сослуживцем,

Максимом Максимычем, но он не только не спешит на эту встречу, а вполне мог бы уехать, не увидевшись. И этому есть объяснение.

Жизнь в крепости, куда Печорина направили после дуэли с Грушницким, была для него тягостной, слишком уединенной и однообразной. Вспоминать эту жизнь, а тем более историю с Бэлой, в трагической гибели которой есть его вина, Печорину не хотелось. Трудности быта и военной жизни по определенным причинам не сблизили молодого офицера со старшим товарищем, помогавшим ему во всем. А за прошедшее время Печорин еще более отдалился. Видимо, сказывался характер индивидуалиста, вообще не желавшего испытывать

Чувство привязанности. У него отсутствуют такие качества, как общительность, дружелюбие, приветливость, стремление к взаимовыручке и взаимопомощи. Это замкнутый, эгоистичный человек, не позволявший никому “открывать тайники его души”. Он мог быть холодным, насмешливым или даже жестоким, чтобы ни с кем не сближаться.

Максим Максимыч не понимает, как можно не считать другом бывшего сослуживца, с которым бок о бок прожили какое-то время, делили трудности армейской службы. Старый служака, интересы которого сосредоточены на честном исполнении воинских обязанностей, живет просто и скромно. Это добрый, искренний человек, его сердце открыто людям, он готов пожалеть и полюбить тех, кто волею судьбы оказывается с ним рядом. Максим Максимыч привязывается к Печорину, заботится о нем и о Бэле, глубоко переживает смерть юной горянки, и он не может забыть прошлого, всего того, что связывает его с Печориным. Поэтому ему непонятно поведение товарища по службе, который как будто не рад встрече и хотел бы избежать ее.

На самом деле здесь все понятно. И не только потому, что эти герои очень разные. Не нужно забывать, что Печорин все-таки “страдающий эгоист”. При встречах через какой-то промежуток времени приятнее вспоминать добрые дела, какие-либо хорошие события. А что вспоминать Печорину? Как он в очередной раз совершил эгоистичный и необдуманный поступок? Или как выполнял “роль топора в руках судьбы”?

Печорин за прожитые годы научился отдаляться от людей: дружбы ни с кем не заводил, любви ни к кому не испытывал. Он не только разочарованный, но и равнодушный человек: зевает, когда Максим Максимыч пытается вызвать его на беседу; его не интересует судьба собственного дневника; он не расспрашивает бывшего сослуживца ни о чем, не спрашивает даже о здоровье.
Печорин обидел Максима Максимыча благодаря своей черствости, равнодушию, но его поведение объясняется также многими субъективными причинами и объективными обстоятельствами.

Появляется также вопрос, почему Печорину совершенно безразлична судьба его дневника?
Характер героя времени каждый читатель, как и каждый критик, видит по-своему.
Дневник Печорина в качестве композиционного приема введен Лермонтовым, чтобы показать изнутри личность человека, так как записи героя – это “следствие наблюдений ума зрелого над самим собою. без тщеславного желания возбудить участие или удивление”.

Что же отражает дневник? Прежде всего, склонность к рефлексии, то есть к самонаблюдению и осмыслению своих поступков, ощущений, желаний, чувств. Зачем Печорину этот самоанализ, если он не собирается меняться, идти по пути самосовершенствования личности? Ответ один: цели определенной нет, как во всем и всегда в жизни этого человека. Он не знает, зачем родился, учился, зачем живет. “А ведь, наверно, было у меня предназначение высокое?” Но жизнь проходит впустую: в службе призвания не нашел, друзей не приобрел, любви нет, семьи нет, нужности своей не ощущает. Полное разочарование во всем. Даже слезы свои по поводу неожиданной разлуки с Верой Печорин считает следствием пустого желудка или плохого сна. Хотя данный эпизод имеет сходство с капризом избалованного ребенка из-за игрушки, которой его вдруг лишили.

Печорин не рисуется, когда говорит об охлаждении чувств, о разочарованности, утрате интереса к жизни и полной ее бесцельности. Данное состояние души требует острых ощущений, и он азартно играет с судьбой, подчеркивая, что не дорожит жизнью. Это наблюдается и в эпизоде с контрабандистами, и в дуэли с Грушницким, и в схватке с пьяным казаком.
Печорин безразличен к своему будущему. Как же он может быть не безразличен к судьбе своего дневника?

Максим Максимыч, нашедший эту брошенную исповедь, спрашивает бывшего сослуживца, что делать с дневником. И Печорин отвечает: “Что хотите”. К данному времени он чувствует полное безразличие ко всем и ко всему. Он уже не хочет подвергать анализу свою жизнь, а прошлое ему не интересно, как и будущее. Все теряет смысл, утрачивает ценность: не дороги люди и жизнь, не дороги прежние мысли и чувства.

Сочинения по темам:

  1. Григорий Александрович Печорин и Максим Максимыч – два совершенно разных человека не только по возрасту, но и по психологии. Максим...
  2. По прошествии некоторого времени рассказчик и Максим Максимыч встретились вновь на постоялом дворе. Внимание их привлекла пустая дорожная коляска щегольского...
  3. С глубокой симпатией обрисован в романе образ Максима Максимыча. Это честный и верный долгу воин-служака, простой, добрый, отзывчивый русский человек....
  4. В чем трагедия Печорина? Личность Печорина неоднозначна и может восприниматься с разных точек зрения. Но в любом случае нельзя отрицать...
  5. Григорий Александрович Печорин – это сложный собирательный образ общества своего времени – тридцатых годов девятнадцатого века. Печорин одинок и не...
  6. Григорий Александрович Печорин – главный герой романа Михаила Юрьевича Лермонтова “Герой нашего времени”. Это молодой, “тоненький, беленький”, стройный, среднего роста...
  7. Печорин – герой своего времени. В 30-е годы такая личность не находит место, куда можно приложить свои силы, а потому...

В романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" события изложены с нарушением хронологической последовательности, поэтому о главном герое читатель узнает сначала по воспоминаниям Максима Максимыча, а позже и по дневниковым записям самого Печорина.

После отъезда героя из крепости, где он служил вместе с Максимом Максимычем, прошло несколько лет. Печорин уже ушёл в отставку, пожил в Петербурге, но скука заставляет его вновь отправиться в дорогу. По пути в Персию судьба неожиданно приготовила ему встречу (во Владикавказе) с бывшим сослуживцем, Максимом Максимычем, но он не только не спешит на эту встречу, а вполне мог бы уехать, не увидевшись. И этому есть объяснение.

Жизнь в крепости, куда Печорина направили после дуэли с Грушницким, была для него тягостной, слишком уединённой и однообразной. Вспоминать эту жизнь, а тем более историю с Бэлой, в трагической гибели которой есть его вина, Печорину не хотелось. Трудности быта и военной жизни по определённым причинам не сблизили молодого офицера со старшим товарищем, помогавшим ему во всем. А за прошедшее время Печорин ещё более отдалился. Видимо, сказывался характер индивидуалиста, вообще не желавшего испытывать чувство привязанности. У него отсутствуют такие качества, как общительность, дружелюбие, приветливость, стремление к взаимовыручке и взаимопомощи. Это замкнутый, эгоистичный человек, не позволявший никому «открывать тайники его души». Он мог быть холодным, насмешливым или даже жестоким, чтобы ни с кем не сближаться.

Максим Максимыч не понимает, как можно не считать другом бывшего сослуживца, с которым бок о бок прожили какое-то время, делили трудности армейской службы. Старый служака, интересы которого сосредоточены на честном исполнении воинских обязанностей, живёт просто и скромно. Это добрый, искренний человек, его сердце открыто людям, он готов пожалеть и полюбить тех, кто волею судьбы оказывается с ним рядом. Максим Максимыч привязывается к Печорину, заботится о нём и о Бэле, глубоко переживает смерть юной горянки, и он не может забыть прошлого, всего того, что связывает его с Печориным. Поэтому ему непонятно поведение товарища по службе, который как будто не рад встрече и хотел бы избежать её.

На самом деле здесь всё понятно. И не только потому, что эти герои очень разные. Не нужно забывать, что Печорин все-таки «страдающий эгоист». При встречах через какой-то промежуток времени приятнее вспоминать добрые дела, какие-либо хорошие события. А что вспоминать Печорину? Как он в очередной раз совершил эгоистичный и необдуманный поступок? Или как выполнял «роль топора в руках судьбы»?

Печорин за прожитые годы научился отдаляться от людей: дружбы ни с кем не заводил, любви ни к кому не испытывал. Он не только разочарованный, но и равнодушный человек: зевает, когда Максим Максимыч пытается вызвать его на беседу; его не интересует судьба собственного дневника; он не расспрашивает бывшего сослуживца ни о чём, не спрашивает даже о здоровье.
Печорин обидел Максима Максимыча благодаря своей черствости, равнодушию, но его поведение объясняется также многими субъективными причинами и объективными обстоятельствами.

Появляется также вопрос, почему Печорину совершенно безразлична судьба его дневника?
Характер героя времени каждый читатель, как и каждый критик, видит по-своему.
Дневник Печорина в качестве композиционного приёма введен Лермонтовым, чтобы показать изнутри личность человека, так как записи героя – это «следствие наблюдений ума зрелого над самим собою... без тщеславного желания возбудить участие или удивление».

Что же отражает дневник? Прежде всего, склонность к рефлексии, то есть к самонаблюдению и осмыслению своих поступков, ощущений, желаний, чувств. Зачем Печорину этот самоанализ, если он не собирается меняться, идти по пути самосовершенствования личности? Ответ один: цели определенной нет, как во всём и всегда в жизни этого человека. Он не знает, зачем родился, учился, зачем живет. «А ведь, наверно, было у меня предназначение высокое?» Но жизнь проходит впустую: в службе призвания не нашёл, друзей не приобрёл, любви нет, семьи нет, нужности своей не ощущает. Полное разочарование во всем. Даже слёзы свои по поводу неожиданной разлуки с Верой Печорин считает следствием пустого желудка или плохого сна. Хотя данный эпизод имеет сходство с капризом избалованного ребёнка из-за игрушки, которой его вдруг лишили.

Печорин не рисуется, когда говорит об охлаждении чувств, о разочарованности, утрате интереса к жизни и полной её бесцельности. Данное состояние души требует острых ощущений, и он азартно играет с судьбой, подчеркивая, что не дорожит жизнью. Это наблюдается и в эпизоде с контрабандистами, и в дуэли с Грушницким, и в схватке с пьяным казаком.
Печорин безразличен к своему будущему. Как же он может быть не безразличен к судьбе своего дневника?

Максим Максимыч, нашедший эту брошенную исповедь, спрашивает бывшего сослуживца, что делать с дневником. И Печорин отвечает: «Что хотите». К данному времени он чувствует полное безразличие ко всем и ко всему. Он уже не хочет подвергать анализу свою жизнь, а прошлое ему не интересно, как и будущее. Все теряет смысл, утрачивает ценность: не дороги люди и жизнь, не дороги прежние мысли и чувства.

Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча

В романе М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени эпизод последней встречи Печорина и Максима Максимыча, на первый взгляд, не самый значимый и даже, можно сказать, совсем не значимый для тех событий, о которых читатель узнает в дальнейшем. Сама повесть Максим Максимыч занимает в структуре романа как бы промежуточное положение: в отличие от других частей Героя нашего времени, в ней нет увлекательного авантюрного сюжета, да и сам герой, Печорин, появляется в ней лишь на несколько мгновений. Однако именно в Максиме Максимыче герой в первый и последний раз предстает перед читателем живым.

уже нет на свете: из авторского предисловия к Журналу мы узнаем, что Печорин умер, возвращаясь из Персии. Одним словом, Максим Максимыч, самая короткая повесть Героя нашего времени, для художественного целого романа оказывается чрезвычайно важной, несмотря на ее кажущуюся промежуточность. Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча из числа тех совпадений, которые сложно назвать случайными.

другой, быть может, Максим Максимыч и вовсе не узнал бы Печорина. Удивительная вещь память! Стоит только вспомнить прошлое, как за воспоминанием сразу открывается целый мир. Ведь что было в жизни Максима Максимыча, кроме службы и каждодневных солдатских забот? А встреча с Печориным приоткрыла перед ним совершенно другой мир, мир человека с иными ценностями, чем воинский долг и выполнение приказов. В жизни старого штабс-капитана, бедной на яркие впечатления (даже к свисту пуль и постоянной угрозе смерти он привык), знакомство с Печориным стояло особняком.

увидев Печорина через несколько лет, бедный старик, в первый раз от роду, быть может, бросил дела службы для собственной надобности. А что же Печорин, чем было знакомство с Максимом Максимычем для него? Не более чем одной из многих встреч на том изломанном пути, который герой для себя выбрал. Если для Максима Максимыча Печорин был, наверное, самым запомнившимся за долгие годы службы человеком, то для Печорина пребывание в крепости и история с Бэлой стали лишь одним из многих эпизодов его биографии. Максим Максимыч воспринимает Печорина как человека исключительного, Печорин же не видит во встрече со стариком через пять лет ничего, кроме смутного напоминания о прошлом.

Иными словами, для Максима Максимыча появление Печорина важное событие, для Печорина встреча со штабс-капитаном не значит ровным счетом ничего. Отсюда и возникает тот трагический надлом, которым проникнута вся сцена романа. Одним из важнейших для понимания образа Печорина и всего лермонтовского романа в целом является вопрос об отношении автора к своему герою. Ответить на него очень сложно, потому что автор подчеркнуто уходит от прямых оценок героя, то занимая позицию слушателя в Бэле, то давая слово самому герою в Журнале Печорина, то делая иронический реверанс в сторону читателей, ожидающих этой оценки, в предисловии к роману: Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить это уж бог знает!.

Отношение автора к герою становится ясным именно в повести Максим Максимыч. Описывая встречу Печорина и Максима Максимыча с точки зрения последнего, автор тем самым изначально становится на его позицию сначала в восприятии происходящего, а затем и в нравственной оценке. Мы простились довольно сухо. Добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном! И отчего? Оттого что Печорин в рассеянности или от другой причины протянул ему руку, когда тот хотел кинуться ему на шею! Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты... Но чем их заменить в лета Максима Максимыча? Поневоле сердце очерствеет и душа закроется....

Конечно, автор нисколько не обвиняет Печорина в бессердечии и жестокости, сохраняя позицию стороннего наблюдателя, однако и не одобряет печоринского поступка. Та разительная перемена, которая происходит в Максиме Максимыче после отъезда Печорина, рождает в авторе неутешительные мысли. Как мало нужно было простому человеку для счастья и как просто сделать его несчастным таков авторский вывод. Очевидно, что автор не одобряет разрушительную сторону характера Печорина, которая с годами все более в нем преобладает и в конечном итоге ведет героя к саморазрушению.

В Максиме Максимыче Печорин больше не способен на те душевные движения, которые отличали его раньше, это замкнувшийся в себе, одинокий и холодный мизантроп, перед которым открыта одна дорога к смерти. Между тем, встреча Печорина с Максимом Максимычем только подстегивает интерес автора к своему герою, и, если бы не этот случайный эпизод, в его руках никогда не оказались бы печоринские заметки. Повесть оказывается связующим звеном между частями романа, эпизод встречи Печорина и Максима Максимыча объясняет, мотивирует дальнейшее появление в романе Журнала Печорина.

Стремление автора соединить в каждом эпизоде необходимость и случайность отличительная черта реалистического художественного мышления, которое начинает преобладать в лермонтовском романе. Писатели-романтики нередко пренебрегали описанием внешности героя, полагая, что главным в образе должно быть изображение чувства, страсти. Лермонтов решительно уходит от этой традиции, рисуя подробный портрет Печорина именно в Максиме Максимыче.

От глаз автора, тонкого наблюдателя, не скрываются такие черты характера героя, как скрытность и противоречивость, перед нами не просто перечисление того, как выглядел герой и во что он был одет, но полновесный психологический портрет еще одно достижение реалистического романа. Одним словом, из, казалось бы, незначительного эпизода романа при внимательном анализе мы узнаем то, без чего образ Печорина был бы неполон. В этом и проявилось удивительное мастерство Лермонтова-романиста.

Композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» такова, что в первой главе мы узнаем о Печорине только со слов Максим Максимыча - пожилого офицера, много лет прослужившего на Кавказе. Во второй главе, которая так и называется - «Максим Максимыч», мы видим Печорина глазами автора, от чьего лица ведется повествование. Встреча героев происходит случайно: во время ожидания в гостинице Максим Максимым узнает, что хозяин щегольской коляски и избалованного лакея не кто иной, как Печорин. Они не могут встретиться сразу: Печорин уже ушел ужинать и ночевать к полковнику. Попросив лакея передать Печорину, что Максим Максимыч здесь и ожидает его, старик уверен, что Печорин «сейчас прибежит». Ждать ему приходится до завтрашнего утра. С помощью приема тайной психологии автор раскрывает читателю душевное состояние штабс-капитана, через внешние проявления и через поступки рисуя его внутренние переживания. Максим Максимыч стремится не показать случайному попутчику свое разочарование и обиду, но он напряженно ждет, и драматизм этого ожидания нарастает: он до позднего вечера сидит за воротами, отказываясь даже от спокойного чаепития, он долго не спит - кашляет, ворочается, вздыхает… Чтобы не объяснять свое состояние чужому человеку, он отделывается на вопрос, не кусают ли его клопы, ответом, что да, кусают, но ведь ясно, что не поэтому он не может уснуть.

Печорин появляется утром, в отсутствие старика. Он бы мог и не дождаться Максим Максимыча, но рассказчик напомнил ему о бывшем сослуживце. Максим Мксимыч бежит к Печорину через площадь, представляя собой жалкое зрелище: взмокший, задыхающийся, выбившийся из сил. Печорин приветлив, но и только. Старик жадно бросается к Печорину, он так взволнован, что не может говорить, - Печорин отвечает, что ему пора. Максим Максимыча переполняют воспоминания - «Печорин «чуть-чуть побледнел и отвернулся»: ему, видимо, неприятно вспоминать о Бэле и о прошлом. Он тропится в Персию, и ему даже не нужны оставшиеся у штабс-капитана бумаги: Максим Максимыч волнуется, что ними делать, - Печорин отмахивается: «Что хотите!» Такая антитеза в поведении героев помогает автору ярче раскрыть автора и служит следующей ступенью к дневниковым записям Печорина - самораскрытию характера героя.