Он угнал самолет, получил выкуп и исчез в небесах. Его выдали тайные шифры. История дэна купера

July 13th, 2016

Сколько раз мы видели фильмы, в которых хорошие или плохие люди захватывают самолет, забирают из него что нибудь или по какой то другой причине выпрыгивают с парашютом. Красивое преступление - попробуй поймай! Кто бы мог подумать, что такое могло произойти в реальности.

Одному человеку удалось все же совершить идеальный угон пассажирского лайнера. Он сумел не только получить затребованные 200 тысяч долларов, но и незаметно покинуть самолет. Искали его 30 лет, но безуспешно. И вот сегодня пришла новость о том, что дело закрыто, но не в связи с поимкой преступника.

"После одного из самых долгих и тщательных расследований за всю историю нашего (ФБР) существования 8 июля 2016 ФБР перенаправило ресурсы, выделенные на делу угонщика самолета, чтобы сосредоточиться на других следственных задачах", — говорится на сайте бюро.

Давайте узнаем подробности этого преступления и последующего поиска преступника...

Бомба в сумке

24 ноября 1971 года в здание аэропорта Портленда (штат Орегон) вошел невысокий кареглазый брюнет лет сорока с небольшой сумкой на плече. Одет он был скромно и неброско: легкий черный плащ, такого же цвета костюм классического покроя, тщательно отутюженная белая рубашка, узкий галстук с перламутровым зажимом, замшевые ботинки. Отстояв небольшую очередь в кассу, мужчина приобрел за наличные билет на рейс №305 до Сиэтла на имя Дэна Купера. Затем, надев темные очки, уверенно и неторопливо прошел в зал ожидания. Здесь было многолюдно: в канун Дня благодарения сотни американцев стремились к своим родным и друзьям, чтобы вместе встретить национальный праздник. В этой толчее и суматохе никто не обращал внимания на одинокого неприметного пассажира.

В «Боинге-727» Дэну досталось место 18С, в хвосте салона, недалеко от откидного бокового сиденья стюардессы. Лайнер взлетел точно по расписанию, в 14:50, пробил плотный слой облаков и лег на курс. Купер попросил стюардессу Флоренс Шаффнер принести ему бурбон и содовую. Когда та выполнила заказ, он передал ей записку. Хорошенькая девушка, пользующаяся успехом у мужчин, подумала, что очередной ухажер решил пофлиртовать с ней, и спрятала послание в карман. Но пассажир, остановив ее, прошептал:

Все еще надеясь, что это глупый розыгрыш, девушка развернула записку. Большими печатными буквами в ней было написано фломастером: «У меня в портфеле находится бомба, я с удовольствием использую ее, если посчитаю необходимым. Вам нужно присесть рядом со мной. Ваш самолет угнан».

Стюардесса вынуждена была подчиниться. Сев в свободное кресло рядом с Дэном, она попросила показать бомбу. Дэн приоткрыл сумку, и Флоренс увидела восемь красных цилиндров, соединенных проводами с батареей. Закрыв сумку, угонщик продиктовал свои требования: 200 тысяч долларов непомеченными двадцатидолларовыми купюрами, четыре парашюта и дозаправка самолета в Сиэтле. В случае отказа самолет будет взорван вместе с экипажем и пассажирами.

Стюардесса доложила о происшествии командиру экипажа, он связался с руководством авиакомпании, и было принято решение удовлетворить все требования угонщика.

Фоторобот Дэна Купера, составленный ФБР

Отчаянный ночной прыжок

В 17:39 «боинг» совершил посадку в аэропорту Сиэтл-Такома. Купер, опасаясь снайперов, приказал выключить свет в салоне. Затем агент ФБР, переодетый в униформу служащего аэропорта, передал угонщику через заднюю дверь мешок с деньгами и парашютами. Спецслужбы были немало озадачены, зачем Дэну потребовалось четыре парашюта, причем не военных, а спортивных — ведь из салона пассажирского лайнера никто еще не прыгал, — но так и не решили эту загадку.

Убедившись, что все требуемое на месте, угонщик выпустил пассажиров и стюардессу Шаффнер. Экипаж оставался на своих местах. Чиновник федерального управления гражданской авиации попытался было проникнуть на борт, чтобы объяснить Куперу, что его ждет за совершенное преступление, но Дэн отказался от дальнейших переговоров.

В 19:40 дозаправленный самолет взлетел и взял курс на Мехико. После этого Купер изложил экипажу свои новые требования, проявив знание летного дела и аэродинамики. В частности он велел лететь с опущенными на 15 процентов закрылками, выпущенными шасси, со скоростью чуть меньше 90 метров в секунду и не подниматься выше двух тысяч метров.

В 20:13, надев парашют и прикрепив к туловищу мешок с деньгами стропами от другого (остальные два так и остались в салоне), Дэн выпрыгнул из самолета через открытую заднюю дверь. Истребитель ВВС США, следующий за лайнером, момент прыжка не заметил: трудно разглядеть темную фигуру в пелене дождя. Больше о Купере никто не слышал.

ФБР предположило, что преступник покинул борт над юго-восточной частью штата Вашингтон и приземлился вблизи озера Мервин (искусственный водоём). Самолёт в это время был закрыт плотными облаками, и парашютиста военные лётчики, управлявшие истребителями, не заметили.

Боинг 727 благополучно сел в Рено с опущенным задним трапом. Взлётно-посадочную полосу тут же окружили агенты ФБР. Они поднялись на борт и тщательно осмотрели салон, но нашли только 2 из 4-х парашютов. Кейс с бомбой и деньги найдены не были. Местность, где предположительно должен был приземлиться угонщик, тщательно прочесали, но никаких следов приземления парашютиста не обнаружили.

Все люди, общавшиеся с Купером на борту самолёта, были тщательно допрошены. С их слов составили фоторобот, но никто не смог по нему опознать конкретного человека. Весной 1972 года сразу же после оттепели команда агентов ФБР, 200 солдат из Форт-Льюиса и гражданские добровольцы ещё раз досконально прочесали предполагаемую местность приземления воздушного налётчика.

Дно озера Мервин также было тщательно исследовано. Две местные женщины наткнулись на скелет в заброшенном сарае в округе Кларк. Но его идентифицировали как останки девочки-подростка, которую похитили и убили за несколько дней до воздушного инцидента. В конце концов, власти вынуждены были прекратить поиски, так как время шло, а они не давали никаких результатов.

В конце 1971 года ФБР направило номера купюр, выданных Куперу, в банки, казино, ипподромы и другие организации, проводящие крупные денежные операции. Номера разошлись по большинству стран мира, но похищенные купюры так и не были обнаружены. В 1972 году двое мужчин использовали поддельные 20-долларовые купюры с указанными серийными номерами. Двигало ими желание прославиться, выдавая себя за знаменитого воздушного угонщика. Однако эти господа были быстро разоблачены и арестованы полицией за изготовление фальшивых купюр.

Купер погиб?

Что сталось с этим отчаянным воздушным пиратом, сумевшим обвести вокруг пальца и ФБР, и ВВС? Изучив подробнее данные черного ящика и определив координаты самолета во время прыжка угонщика, специалисты решили, что шансов уцелеть у того было немного. Дэн выпрыгнул над юго-восточной частью штата Вашингтон. Он должен был приземлиться в труднодоступном районе, в горах со снежными вершинами, склоны которых покрыты густым лесом. Кроме того, температура за бортом была ниже нуля, а легкий костюм и плащ не могли защитить от холода.

Местность прочесывали поисковые группы спецслужб, полиции, воинские подразделения. Но преступника — ни живого, ни мертвого — не нашли: никаких следов!

Через три недели после угона самолета в газету «Лос-Анджелес таймс» пришло письмо следующего содержания: «Я вовсе не современный Робин Гуд. К несчастью, мне осталось жить лишь 14 месяцев. Угон самолета был для меня самым быстрым и выгодным способом обеспечить последние дни своей жизни. Я ограбил авиакомпанию не потому, что считал такой шаг романтическим или героическим. Ради подобных глупостей я никогда не пошел бы на такой огромный риск. Я не осуждаю людей, которые ненавидят меня за мой поступок, не осуждаю и тех, кто хотел бы видеть меня пойманным и наказанным, тем более что этого никогда не произойдет. Я не сомневался, что меня не поймают. Я уже несколько раз летал на различных маршрутах. Я не собираюсь залегать на дно в каком-нибудь старом, затерянном в лесной глуши городишке. И не подумайте, что я психопат: за всю свою жизнь я не получил даже штрафа за неправильную парковку».

Споры о том, кто написал это письмо, не утихают до сих пор: то ли сам Дэн, то ли кто- то сработал под его марку.


20-долларовые купюры, найденные Брайном Ингрэмом на реке Колумбия

Масла в огонь подлила находка, сделанная в 1980 году отцом и сыном, Гарольдом и Брайаном Ингрэмами. На берегу реки Колумбии, что протекает к северо-западу от Портленда, восьмилетний мальчишка обнаружил россыпь выцветших двадцатидолларовых купюр. Очевидно, их вынесло сюда течением. Всего Ингрэмы собрали шесть тысяч долларов. Эксперты установили, что это — часть денег, выданных угонщику. После этого все сомнения в гибели Купера отпали, а местность наводнили орды кладоискателей, рассчитывающих поживиться остальной суммой выкупа. Но больше ничего не нашли.

Сотрудники ФБР считают, что преступник был очень осторожным и проницательным. Он попросил 4 парашюта, чтобы местные власти подумали, что он заставит заложников прыгать вместе с ним. Преступник выбрал Боинг 727-100, так как он имел задний бортовой трап, а двигатели у него расположены достаточно высоко, чтобы осуществить прыжок без риска получить ожоги от реактивных выхлопов.

В то же время специалисты отметили, что Купер не имел профессиональных навыков прыжков с парашютом. Опытный парашютист не стал бы прыгать ночью при сильном ветре и температуре за бортом -57 градусов по Цельсию в пальто и мокасинах. Это было бы слишком рискованно. Угонщик даже не потребовал, чтобы ему принесли шлем. Он взял с собой рабочий и запасной парашюты, но второй был учебным, то есть зашитым. Опытный профессионал просто не мог не проверить состояние парашютов перед прыжком.

ФБР категорически утверждало и утверждает, что Дэн Купер не мог выжить с самого начала. Прыгать в горной местности без карты, без необходимого оборудования, при ужасных погодных условиях, означает изначально обречь себя на смерть.


Нет, выжил!

Так считает Лайл Кристиансен. Он полагает, что под псевдонимом «Купер» скрылся его брат Кеннет. В армии тот был десантником, а значит, умел прыгать с парашютом и обращаться со взрывчаткой. И жил он как раз в той местности, куда прыгнул Дэн Купер, и хорошо знал ее.

В 1972 году неожиданно купил себе дом за 25 тыс. долларов, потом еще участок. Он любил вечером выпить стакан бурбона и курил сигареты Raleigh. Он работал стюардом в той самой компании, которую ограбил Дэн. И между прочим, его любимым спиртным напитком был бурбон. Перед смертью брат намекнул Лайлу о каком-то темном пятне в своем прошлом. А потом Лайл увидел по телевизору передачу о преступлении Купера и в показанном фотороботе угонщика узнал черты брата. Он написал о своем открытии в ФБР и даже рассказал, почему террорист потребовал выкуп двадцатидолларовыми купюрами. Оказывается, во времена Великой депрессии отец Кеннета и Лайла взял своих малышей на ярмарку и там, участвуя в боксерском поединке, выиграл 100 долларов, причем выигрыш ему выдали именно двадцатками. Это событие братья запомнили на всю жизнь. Однако в ФБР версию Кристиансена напрочь отвергли.

В 1994 году, умирая от рака, он сказал своему родному брату Лайлу: "Существует одна вещь, которую я хотел бы тебе рассказать, но, к сожалению не могу этого сделать". В последствии Лайл стал утверждать, что его брат очень похож на фоторобот, составленный в 1971 году. Однако ФБР чрезвычайно скептически отнеслось к подобным утверждением. Его сотрудники заявили, что Кристиансен мало похож на угонщика самолёта и не может рассматриваться в качестве подозреваемого.

Есть версия, почему воздушный пират выбрал псевдоним Дэн Купер. Так звали популярного героя бельгийских комиксов, летчика-испытателя ВВС Канады, который участвовал во многих приключениях и совершил невероятное количество подвигов. Эти комиксы никогда не переводились на английский язык, и у граждан США познакомиться с ними не было возможности. Но зато эти книжонки продавались в Канаде. А что, если легендарный угонщик был канадцем?

Версий много, но тайна Дэна Купера не разгадана до сих пор. Однако его имя увековечено в истории авиации. После этого происшествия самолеты «Боинг-727» стали снабжаться устройством, препятствующим открытию выхода в хвостовой части воздушного судна, когда оно находится в полете. Это устройство названо «лопаткой Купера».


В 2011 году ФБР получило в свое распоряжение улику, которая, как ожидается, позволит добиться существенного прогресса в расследовании знаменитого угона самолета Boeing 727 в 1971 году, сообщает The Seattle Times.

По словам представителя ФБР Айн Сандало Дитрих (Ayn Sandalo Deitrich), следствие получило от правоохранительных органов наводку на человека, обладающего важными сведениями о преступлении, совершенном мужчиной по имени Дэн Б. Купер. Информатор передал в распоряжение ФБР некий предмет, имеющий отношение к преступлению; он направлен в лабораторию на исследование. Следователи надеялись сличить отпечатки, которые Купер мог оставить на предмете, с образцами, обнаруженными в самолете.

По словам Дитрих, находка являлась наиболее многообещающим следом за все время поисков угонщика самолета. В то же время она тогда еще отметила, что говорить о близком раскрытии преступления пока нельзя.

И вот сегодня ФБР на своем сайте официально объявило об окончании расследования. "После одного из самых долгих и тщательных расследований за всю историю нашего (ФБР) существования 8 июля 2016 ФБР перенаправило ресурсы, выделенные на дело Дэна Купера, чтобы сосредоточиться на других следственных задачах", — говорится на сайте бюро.

В заявлении отмечается, что в ФБР получило от граждан "огромное количество информации", однако установить личность преступника так и не удалось.

источники

) - место, где Д. Б. Купер выпрыгнул из самолёта

Координаты Авиакомпания Пункт вылета Остановки в пути Пункт назначения Рейс Бортовой номер Дата выпуска

Экипаж

Состав экипажа рейса NW305 был таким:

  • Командир воздушного судна (КВС) - 51-летний Уильям А. Скотт (англ. William A. Scott ). Очень опытный пилот, проработал в авиакомпании Northwest Airlines 20 лет.
  • Второй пилот - Уильям «Билл» Дж. Ратазак (англ. William «Bill» J. Rataczak ).
  • Бортинженер - Гарольд Е. Андерсон (англ. Harold E. Anderson ).

В салоне самолёта работали три стюардессы :

  • Элис Хэнкок (англ. Alice Hancock ) - старшая стюардесса,
  • Тина Муклоу (англ. Tina Mucklow ), 22 года.
  • Флоренс Шаффнер (англ. Florence Shaffner ), 23 года.

Хронология событий

Угон самолёта

В среду 24 ноября 1971 года, перед Днём благодарения в США, человек под именем Дэн Купер сел на борт авиалайнера Boeing 727-51 борт N467US. Он сел в конце самолёта на место 18C.

Через 8 минут после того, как самолёт вылетел из Портленда (в 14:50 ), Купер передал записку стюардессе Флоренс Шаффнер , которая сидела на откидном кресле, присоединённом к двери в хвостовой части самолёта. Она подумала, что Купер даёт ей свой номер телефона, поэтому положила записку себе в карман . Но он наклонился ещё ближе и сказал: Мисс, вам лучше взглянуть на записку. У меня бомба . В конверте была записка со следующим содержанием: «У меня бомба в портфеле. Я использую её, если посчитаю необходимым. Я хочу, чтобы вы сели рядом со мной. Ваш самолёт угнан » .

Записка содержала требования о предоставлении $ 200 000 в 20-долларовых непомеченных купюрах и двух наборов парашютов . В ней также содержались инструкции, как должны быть доставлены парашюты с деньгами на самолёт с угрозой взорвать его в случае несоблюдения требований . Было принято решение сотрудничать с Д. Б. Купером . Стюардесса должна была выяснить, настоящая ли бомба. Почувствовав это, он открыл портфель на мгновение, чтобы стюардесса смогла увидеть красные цилиндры, большую батарею и провода, которые убедили её в том, что бомба настоящая . Д. Б. Купер попросил передать пилотам, чтобы самолёт не приземлялся до того, как требования будут выполнены. Она вернулась обратно в кабину и передала «просьбу» пилотам .

Освобождение пассажиров в обмен на условия

В 17:24 УВД аэропорта Портленда передало, что требования Купера будут выполнены. Он разрешил пилотам посадить самолёт в международном аэропорту Сиэтл/Такома в Сиэтле (штат Вашингтон). Рейс 305 приземлился в 17:39 . Затем Купер приказал пилотам рулить самолёт на отдалённую секцию гудронированного шоссе и погасить огни в кабине, чтобы снайперы не могли видеть происходящее в ней. Купер потребовал от УВД Сиэтла послать человека с деньгами и четырьмя парашютами к самолёту без сопровождения. Служащий доставил деньги и парашюты через дверь в хвостовой части самолёта. Затем Купер отпустил всех пассажиров и двух стюардесс - Элис Хэнкок и Флоренс Шаффнер. КВС, второй пилот, бортинженер и стюардесса Тина Муклоу не были отпущены .

В ФБР были озадачены планами Купера и его запросом на четыре парашюта. Также агенты были озадачены, был ли на борту его сообщник или парашюты были предназначены для членов экипажа, которые оставались на борту . До этого в истории никто ни разу не пытался прыгнуть с парашютом из угнанного коммерческого самолёта. В то время как самолёт находился на дозаправке, чиновник федерального управления гражданской авиации, который хотел объяснить Куперу последствия воздушного пиратства, подошёл к двери самолёта и спросил разрешение Купера зайти на борт самолёта. Тот мгновенно отклонил запрос чиновника . Угонщик подозрительно отнёсся к дозаправке, она всё ещё не была закончена, хотя прошло уже 15 минут . Он выступил с угрозами взорвать самолёт, из-за чего команда заправщиков оперативно попыталась ускорить, а затем завершила процесс дозаправки.

Обратно в небеса, прыжок


После дозаправки, тщательной проверки выкупа и парашютов, переговоров и оценки планов полёта Купер разрешил пилотам взлететь примерно в 19:40. Во время взлёта Купер попросил стюардессу Тину Муклоу, которая до этого сидела с ним, идти в кабину и оставаться там. Спустя некоторое время в кабине экипаж заметил вспышку индикатора о том, что Купер попытался открыть дверь. Экипаж начал замечать изменения давления воздуха в кабине . Купер открыл хвостовую дверь и выпрыгнул из самолёта. С этого момента его больше никто не видел .

ФБР полагает, что его прыжок был совершён в 20:13 над юго-западной частью штата Вашингтон, потому что трап хвостовой части в это время отклонился, скорее всего, под весом Купера. В то время как Купер выпрыгнул, самолёт проходил через зону сильной грозы, отгороженный от любых источников света с земли покровом облаков . Вследствие плохой видимости прыжок не был замечен истребителями F-106 ВВС США , сопровождавшими самолёт .

Предполагалось, что он приземлился на юго-востоке, около озера Мервин, в 48 километрах севернее Портленда в штате Орегон (45°57′ с. ш. 122°39′ з. д.  /  45.950° с. ш. 122.650° з. д.  / 45.950; -122.650 (G) (Я) ) . Через 2,5 часа после вылета из Сиэтла, примерно в 22:15 , рейс NW305 благополучно приземлился в Рино (штат Невада) с опущенным задним трапом. Аэропорт и взлётная полоса были окружены агентами ФБР и местной полицией. После связи с пилотами было установлено, что Купер исчез. Агенты ФБР поднялись на борт самолёта, чтобы найти хоть какую-то оставленную улику. Они восстановили несколько отпечатков пальцев и нашли два из четырёх парашютов . Тщательное прочесывание местности, где предположительно должен был приземлиться Купер, не дало результатов. Купер найден не был, равно как и его портфель с бомбой, деньги и два других парашюта. Люди, с которыми Купер взаимодействовал на борту самолёта и на земле, были допрошены для составления фоторобота.

По состоянию на 2009 год, ФБР утверждает, что рисунок представляет собой точное подобие Купера, потому что многие лица, опрошенные одновременно в разных местах, дали практически идентичные описания .

Варианты дальнейшей судьбы угонщика

Я вовсе не современный Робин Гуд . К несчастью, мне осталось жить лишь четырнадцать месяцев. Угон самолёта был для меня самым быстрым и выгодным способом обеспечить последние дни своей жизни. Я ограбил авиакомпанию не потому, что считал такой шаг романтическим или героическим. Ради подобных глупостей я никогда не пошёл бы на такой огромный риск. Я не осуждаю людей, которые ненавидят меня за мой поступок, не осуждаю и тех, кто хотел бы видеть меня пойманным и наказанным, тем более что этого никогда не произойдёт. Я не сомневался, что меня не поймают. Я уже несколько раз летал на различных маршрутах. Я не собираюсь залегать на дно в каком-нибудь старом, затерянном в лесной глуши городишке. И не подумайте, что я психопат: за свою жизнь я не получил даже штрафа за неправильную парковку .

Однако многие сомневались, что письмо было написано действительно Купером, а не каким-то шутником, считая, что Купер погиб при прыжке, упав в реку.

В 1980 году отец и сын Гарольд (англ. Harold Ingram ) и Брайан Ингрэмы (англ. Brian Ingram ) нашли на берегу реки Колумбия-ривер к северо-западу от Портленда пачку старых выцветших 20-долларовых купюр, предположительно принесённых течением сверху, с севера. Всего они нашли $ 6000.

Эксперты сверили их серийные номера с номерами банкнот, выданных Куперу, и подтвердили, что это часть добычи Купера. Для многих это послужило доказательством того, что Купер действительно погиб.

Последствия

Вопросы безопасности

После случая с Д. Б. Купером все самолёты Boeing 727 были снабжены несложным устройством, которое, отклоняясь под действием набегающего потока воздуха, во время полёта препятствует открытию выхода в хвостовой части . Это устройство получило название «лопатка Купера».

Дальнейшая судьба самолёта

Boeing 727-51 борт N467US после захвата продолжил эксплуатироваться авиакомпанией Northwest Airlines. 6 июня 1978 года с б/н N838N был куплен авиакомпанией Piedmont Airlines , от которой сдавался в лизинг авиакомпаниям «United Technologies » (с 1 декабря 1982 года по 1 мая 1983 года), «Flight Dynamics » (с 1 мая 1983 года по сентябрь 1984 года) и Key Airlines (с сентября 1984 года по май 1985 года). В мае 1985 года был списан и разделан на металлолом.

Д. Б. Купер в массовой культуре

Напишите отзыв о статье "Купер, Ди Би"

Примечания

Комментарии

Источники

  1. (англ.) . United States Department of Labor Bureau of Labor Statistics . Проверено 26 декабря 2007. .
  2. Skolnik, Sam . (англ.) , Seattle Post-Intelligencer (22 November 2001). Проверено 9 января 2008.
  3. Gray, Geoffrey . (англ.) , New York (22 October 2007). Проверено 28 января 2008.
  4. Bragg Lynn E. Myths and Mysteries of Washington. - Guilford , Connecticut : Globe Pequot, 2005. - P. 2. - ISBN 0-7627-3427-2 .
  5. Steven, Richard . When D.B. Cooper Dropped From Sky: Where did the daring, mysterious skyjacker go? Twenty-five years later, the search is still on for even a trace (англ.) , The Philadelphia Inquirer (24 November 1996), стр. A20. Проверено 2 января 2008.
  6. Burkeman, Oliver . (англ.) , The Guardian (1 December 2007). Проверено 2 января 2008.
  7. Krajicek, David (англ.) . Crime Library . Проверено 3 января 2008. .
  8. Bragg, p. 3.
  9. Gilmore, Susan . (англ.) , The Seattle Times (22 November 2001). Проверено 2 января 2008.
  10. Krajicek, David (англ.) . Crime Library . Проверено 3 января 2008. .
  11. Krajicek, David (англ.) . Crime Library . Проверено 3 января 2008. .
  12. Rothenberg David. The New Earth Reader: The Best of Terra Nova. - Cambridge , Massachusetts : MIT Press , 1999. - P. 4. - ISBN 0-262-18195-9 .
  13. Krajicek, David (англ.) . Crime Library . Проверено 9 января 2008. .
  14. Bragg, p. 4.
  15. (англ.) . FBI (31 December 2007). Проверено 5 февраля 2009. .
  16. Taylor, Michael . D.B. Cooper legend still up in air 25 years after leap, hijackers prompts strong feelings (англ.) , San Francisco Chronicle (24 November 1996). Проверено 9 января 2008.
  17. Cowan, James . (англ.) , National Post (3 January 2008). Проверено 9 января 2008.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Купер, Ди Би

– Сигнал! – проговорил он.
Казак поднял руку, раздался выстрел. И в то же мгновение послышался топот впереди поскакавших лошадей, крики с разных сторон и еще выстрелы.
В то же мгновение, как раздались первые звуки топота и крика, Петя, ударив свою лошадь и выпустив поводья, не слушая Денисова, кричавшего на него, поскакал вперед. Пете показалось, что вдруг совершенно, как середь дня, ярко рассвело в ту минуту, как послышался выстрел. Он подскакал к мосту. Впереди по дороге скакали казаки. На мосту он столкнулся с отставшим казаком и поскакал дальше. Впереди какие то люди, – должно быть, это были французы, – бежали с правой стороны дороги на левую. Один упал в грязь под ногами Петиной лошади.
У одной избы столпились казаки, что то делая. Из середины толпы послышался страшный крик. Петя подскакал к этой толпе, и первое, что он увидал, было бледное, с трясущейся нижней челюстью лицо француза, державшегося за древко направленной на него пики.
– Ура!.. Ребята… наши… – прокричал Петя и, дав поводья разгорячившейся лошади, поскакал вперед по улице.
Впереди слышны были выстрелы. Казаки, гусары и русские оборванные пленные, бежавшие с обеих сторон дороги, все громко и нескладно кричали что то. Молодцеватый, без шапки, с красным нахмуренным лицом, француз в синей шинели отбивался штыком от гусаров. Когда Петя подскакал, француз уже упал. Опять опоздал, мелькнуло в голове Пети, и он поскакал туда, откуда слышались частые выстрелы. Выстрелы раздавались на дворе того барского дома, на котором он был вчера ночью с Долоховым. Французы засели там за плетнем в густом, заросшем кустами саду и стреляли по казакам, столпившимся у ворот. Подъезжая к воротам, Петя в пороховом дыму увидал Долохова с бледным, зеленоватым лицом, кричавшего что то людям. «В объезд! Пехоту подождать!» – кричал он, в то время как Петя подъехал к нему.
– Подождать?.. Ураааа!.. – закричал Петя и, не медля ни одной минуты, поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы и где гуще был пороховой дым. Послышался залп, провизжали пустые и во что то шлепнувшие пули. Казаки и Долохов вскакали вслед за Петей в ворота дома. Французы в колеблющемся густом дыме одни бросали оружие и выбегали из кустов навстречу казакам, другие бежали под гору к пруду. Петя скакал на своей лошади вдоль по барскому двору и, вместо того чтобы держать поводья, странно и быстро махал обеими руками и все дальше и дальше сбивался с седла на одну сторону. Лошадь, набежав на тлевший в утреннем свето костер, уперлась, и Петя тяжело упал на мокрую землю. Казаки видели, как быстро задергались его руки и ноги, несмотря на то, что голова его не шевелилась. Пуля пробила ему голову.
Переговоривши с старшим французским офицером, который вышел к нему из за дома с платком на шпаге и объявил, что они сдаются, Долохов слез с лошади и подошел к неподвижно, с раскинутыми руками, лежавшему Пете.
– Готов, – сказал он, нахмурившись, и пошел в ворота навстречу ехавшему к нему Денисову.
– Убит?! – вскрикнул Денисов, увидав еще издалека то знакомое ему, несомненно безжизненное положение, в котором лежало тело Пети.
– Готов, – повторил Долохов, как будто выговаривание этого слова доставляло ему удовольствие, и быстро пошел к пленным, которых окружили спешившиеся казаки. – Брать не будем! – крикнул он Денисову.
Денисов не отвечал; он подъехал к Пете, слез с лошади и дрожащими руками повернул к себе запачканное кровью и грязью, уже побледневшее лицо Пети.
«Я привык что нибудь сладкое. Отличный изюм, берите весь», – вспомнилось ему. И казаки с удивлением оглянулись на звуки, похожие на собачий лай, с которыми Денисов быстро отвернулся, подошел к плетню и схватился за него.
В числе отбитых Денисовым и Долоховым русских пленных был Пьер Безухов.

О той партии пленных, в которой был Пьер, во время всего своего движения от Москвы, не было от французского начальства никакого нового распоряжения. Партия эта 22 го октября находилась уже не с теми войсками и обозами, с которыми она вышла из Москвы. Половина обоза с сухарями, который шел за ними первые переходы, была отбита казаками, другая половина уехала вперед; пеших кавалеристов, которые шли впереди, не было ни одного больше; они все исчезли. Артиллерия, которая первые переходы виднелась впереди, заменилась теперь огромным обозом маршала Жюно, конвоируемого вестфальцами. Сзади пленных ехал обоз кавалерийских вещей.
От Вязьмы французские войска, прежде шедшие тремя колоннами, шли теперь одной кучей. Те признаки беспорядка, которые заметил Пьер на первом привале из Москвы, теперь дошли до последней степени.
Дорога, по которой они шли, с обеих сторон была уложена мертвыми лошадьми; оборванные люди, отсталые от разных команд, беспрестанно переменяясь, то присоединялись, то опять отставали от шедшей колонны.
Несколько раз во время похода бывали фальшивые тревоги, и солдаты конвоя поднимали ружья, стреляли и бежали стремглав, давя друг друга, но потом опять собирались и бранили друг друга за напрасный страх.
Эти три сборища, шедшие вместе, – кавалерийское депо, депо пленных и обоз Жюно, – все еще составляли что то отдельное и цельное, хотя и то, и другое, и третье быстро таяло.
В депо, в котором было сто двадцать повозок сначала, теперь оставалось не больше шестидесяти; остальные были отбиты или брошены. Из обоза Жюно тоже было оставлено и отбито несколько повозок. Три повозки были разграблены набежавшими отсталыми солдатами из корпуса Даву. Из разговоров немцев Пьер слышал, что к этому обозу ставили караул больше, чем к пленным, и что один из их товарищей, солдат немец, был расстрелян по приказанию самого маршала за то, что у солдата нашли серебряную ложку, принадлежавшую маршалу.
Больше же всего из этих трех сборищ растаяло депо пленных. Из трехсот тридцати человек, вышедших из Москвы, теперь оставалось меньше ста. Пленные еще более, чем седла кавалерийского депо и чем обоз Жюно, тяготили конвоирующих солдат. Седла и ложки Жюно, они понимали, что могли для чего нибудь пригодиться, но для чего было голодным и холодным солдатам конвоя стоять на карауле и стеречь таких же холодных и голодных русских, которые мерли и отставали дорогой, которых было велено пристреливать, – это было не только непонятно, но и противно. И конвойные, как бы боясь в том горестном положении, в котором они сами находились, не отдаться бывшему в них чувству жалости к пленным и тем ухудшить свое положение, особенно мрачно и строго обращались с ними.
В Дорогобуже, в то время как, заперев пленных в конюшню, конвойные солдаты ушли грабить свои же магазины, несколько человек пленных солдат подкопались под стену и убежали, но были захвачены французами и расстреляны.
Прежний, введенный при выходе из Москвы, порядок, чтобы пленные офицеры шли отдельно от солдат, уже давно был уничтожен; все те, которые могли идти, шли вместе, и Пьер с третьего перехода уже соединился опять с Каратаевым и лиловой кривоногой собакой, которая избрала себе хозяином Каратаева.
С Каратаевым, на третий день выхода из Москвы, сделалась та лихорадка, от которой он лежал в московском гошпитале, и по мере того как Каратаев ослабевал, Пьер отдалялся от него. Пьер не знал отчего, но, с тех пор как Каратаев стал слабеть, Пьер должен был делать усилие над собой, чтобы подойти к нему. И подходя к нему и слушая те тихие стоны, с которыми Каратаев обыкновенно на привалах ложился, и чувствуя усилившийся теперь запах, который издавал от себя Каратаев, Пьер отходил от него подальше и не думал о нем.
В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал еще новую, утешительную истину – он узнал, что на свете нет ничего страшного. Он узнал, что так как нет положения, в котором бы человек был счастлив и вполне свободен, так и нет положения, в котором бы он был бы несчастлив и несвободен. Он узнал, что есть граница страданий и граница свободы и что эта граница очень близка; что тот человек, который страдал оттого, что в розовой постели его завернулся один листок, точно так же страдал, как страдал он теперь, засыпая на голой, сырой земле, остужая одну сторону и пригревая другую; что, когда он, бывало, надевал свои бальные узкие башмаки, он точно так же страдал, как теперь, когда он шел уже босой совсем (обувь его давно растрепалась), ногами, покрытыми болячками. Он узнал, что, когда он, как ему казалось, по собственной своей воле женился на своей жене, он был не более свободен, чем теперь, когда его запирали на ночь в конюшню. Из всего того, что потом и он называл страданием, но которое он тогда почти не чувствовал, главное были босые, стертые, заструпелые ноги. (Лошадиное мясо было вкусно и питательно, селитренный букет пороха, употребляемого вместо соли, был даже приятен, холода большого не было, и днем на ходу всегда бывало жарко, а ночью были костры; вши, евшие тело, приятно согревали.) Одно было тяжело в первое время – это ноги.
Во второй день перехода, осмотрев у костра свои болячки, Пьер думал невозможным ступить на них; но когда все поднялись, он пошел, прихрамывая, и потом, когда разогрелся, пошел без боли, хотя к вечеру страшнее еще было смотреть на ноги. Но он не смотрел на них и думал о другом.
Теперь только Пьер понял всю силу жизненности человека и спасительную силу перемещения внимания, вложенную в человека, подобную тому спасительному клапану в паровиках, который выпускает лишний пар, как только плотность его превышает известную норму.
Он не видал и не слыхал, как пристреливали отсталых пленных, хотя более сотни из них уже погибли таким образом. Он не думал о Каратаеве, который слабел с каждым днем и, очевидно, скоро должен был подвергнуться той же участи. Еще менее Пьер думал о себе. Чем труднее становилось его положение, чем страшнее была будущность, тем независимее от того положения, в котором он находился, приходили ему радостные и успокоительные мысли, воспоминания и представления.

22 го числа, в полдень, Пьер шел в гору по грязной, скользкой дороге, глядя на свои ноги и на неровности пути. Изредка он взглядывал на знакомую толпу, окружающую его, и опять на свои ноги. И то и другое было одинаково свое и знакомое ему. Лиловый кривоногий Серый весело бежал стороной дороги, изредка, в доказательство своей ловкости и довольства, поджимая заднюю лапу и прыгая на трех и потом опять на всех четырех бросаясь с лаем на вороньев, которые сидели на падали. Серый был веселее и глаже, чем в Москве. Со всех сторон лежало мясо различных животных – от человеческого до лошадиного, в различных степенях разложения; и волков не подпускали шедшие люди, так что Серый мог наедаться сколько угодно.
Дождик шел с утра, и казалось, что вот вот он пройдет и на небе расчистит, как вслед за непродолжительной остановкой припускал дождик еще сильнее. Напитанная дождем дорога уже не принимала в себя воды, и ручьи текли по колеям.
Пьер шел, оглядываясь по сторонам, считая шаги по три, и загибал на пальцах. Обращаясь к дождю, он внутренне приговаривал: ну ка, ну ка, еще, еще наддай.
Ему казалось, что он ни о чем не думает; но далеко и глубоко где то что то важное и утешительное думала его душа. Это что то было тончайшее духовное извлечение из вчерашнего его разговора с Каратаевым.
Вчера, на ночном привале, озябнув у потухшего огня, Пьер встал и перешел к ближайшему, лучше горящему костру. У костра, к которому он подошел, сидел Платон, укрывшись, как ризой, с головой шинелью, и рассказывал солдатам своим спорым, приятным, но слабым, болезненным голосом знакомую Пьеру историю. Было уже за полночь. Это было то время, в которое Каратаев обыкновенно оживал от лихорадочного припадка и бывал особенно оживлен. Подойдя к костру и услыхав слабый, болезненный голос Платона и увидав его ярко освещенное огнем жалкое лицо, Пьера что то неприятно кольнуло в сердце. Он испугался своей жалости к этому человеку и хотел уйти, но другого костра не было, и Пьер, стараясь не глядеть на Платона, подсел к костру.
– Что, как твое здоровье? – спросил он.
– Что здоровье? На болезнь плакаться – бог смерти не даст, – сказал Каратаев и тотчас же возвратился к начатому рассказу.
– …И вот, братец ты мой, – продолжал Платон с улыбкой на худом, бледном лице и с особенным, радостным блеском в глазах, – вот, братец ты мой…
Пьер знал эту историю давно, Каратаев раз шесть ему одному рассказывал эту историю, и всегда с особенным, радостным чувством. Но как ни хорошо знал Пьер эту историю, он теперь прислушался к ней, как к чему то новому, и тот тихий восторг, который, рассказывая, видимо, испытывал Каратаев, сообщился и Пьеру. История эта была о старом купце, благообразно и богобоязненно жившем с семьей и поехавшем однажды с товарищем, богатым купцом, к Макарью.
Остановившись на постоялом дворе, оба купца заснули, и на другой день товарищ купца был найден зарезанным и ограбленным. Окровавленный нож найден был под подушкой старого купца. Купца судили, наказали кнутом и, выдернув ноздри, – как следует по порядку, говорил Каратаев, – сослали в каторгу.
– И вот, братец ты мой (на этом месте Пьер застал рассказ Каратаева), проходит тому делу годов десять или больше того. Живет старичок на каторге. Как следовает, покоряется, худого не делает. Только у бога смерти просит. – Хорошо. И соберись они, ночным делом, каторжные то, так же вот как мы с тобой, и старичок с ними. И зашел разговор, кто за что страдает, в чем богу виноват. Стали сказывать, тот душу загубил, тот две, тот поджег, тот беглый, так ни за что. Стали старичка спрашивать: ты за что, мол, дедушка, страдаешь? Я, братцы мои миленькие, говорит, за свои да за людские грехи страдаю. А я ни душ не губил, ни чужого не брал, акромя что нищую братию оделял. Я, братцы мои миленькие, купец; и богатство большое имел. Так и так, говорит. И рассказал им, значит, как все дело было, по порядку. Я, говорит, о себе не тужу. Меня, значит, бог сыскал. Одно, говорит, мне свою старуху и деток жаль. И так то заплакал старичок. Случись в их компании тот самый человек, значит, что купца убил. Где, говорит, дедушка, было? Когда, в каком месяце? все расспросил. Заболело у него сердце. Подходит таким манером к старичку – хлоп в ноги. За меня ты, говорит, старичок, пропадаешь. Правда истинная; безвинно напрасно, говорит, ребятушки, человек этот мучится. Я, говорит, то самое дело сделал и нож тебе под голова сонному подложил. Прости, говорит, дедушка, меня ты ради Христа.

Пересматривая тут кинофильм «Побег из тюрьмы» (рекомендую всем, но американский оригинал), я обратил внимание на одного из героев, к которому все другие герои картины относились с уважением, обращаясь к нему только Д.Б. Купер. И это не просто киношный трюк. Многократно я и сам читал про то, что именно его в США почитают за одного из самых легендарных авантюристов, чья судьба окутана тайной и легендами. А вы про него слышали? Я думаю, что мало кто из вас знает про него. А судьба у него, действительно, примечательная.

Итак, началом можно считать 24.11.1971, когда из аэропорта города Портленд, штат Орегон США некто по имени Дэн Купер отправился в Сиэтл, что в штате Вашингтон, по билету за 20 баксов на самолете авиакомпании Northwest Airlines. Это был среднестатистический лысеющий мужчина примерно 40 лет. Путь между этими точками полета непродолжительный, минут 40, не более. Около трех часов самолет взлетел, а через десять минут этот самый Купер заказал себе стакан виски. Стюардесса по имени Флоренс Шаффнер выполнила просьбу и принесла бурбон, а мужчина передал ей записку и настоял на её немедленном прочтении. Молодая женщина пробежала глазами текс, написанный прописью и сообщавший, что это ограбление, в портфеле у него бомба, он её может взорвать, а ей следует занять место по соседству с ним.

Стюардесса не сопротивлялась и села по соседству. Этот якобы Купер открыл небольшой чемоданчик, чтобы девушка удостоверилась в реальности взрывного устройства. Далее он передал стюардессе свои требования: 200 000$, причем только купюрами номиналом по 20 долларов, четыре парашюта, включая два запасных, плюс быстро дозаправить лайнер, без ухищрений со стороны полиции и службы безопасности аэропорта в Сиэтле. Бортпроводница сообщила этот список капитану самолета, которому с земли приказали требования угонщика выполнять. Успокоив пассажиров о технических причинах задержки на посадке, после того как было получено сообщение с земли, что все требования Купера выполнены, самолет спокойно сел в аэропорту Сиэтла.

Купер перешел в кабину самолета, в которой по его просьбе потушили свет, чтобы его не было видно снаружи, а он наоборот, все там видел очень хорошо. И вот принесли деньги и парашюты. Купюры были не меченные, но номера зафиксированы полицией на пленку. Парашюты армейской модификации Купер попросил заменить на гражданские. После проверки денег, с разрешения Купера всех остальных пассажиров, 36 человек плюс 2 бортпроводницы, выпустили из самолёта. Они, кстати, и не догадывались о предыдущем захвате лайнера.

В самолете осталась только минимально необходимая команда: командир Уильям Скотт, второй пилот Уильям Ратайчак, бортинженер Х.Э. Андерсен и стюардесса Тина Маклоу. Им Купер поведал, как и куда они полетят далее, а именно: южнее Мехико, на высоте не превышающую 3000 метров и скорости не больше 190 кмч, для чего он приказал оставить выпущенными шасси и закрылки под углом 15 градусов. К этому он добавил, что у него имеется альтиметр, чтобы следить за высотой полета, к тому же кабина была разгерметизирована для подстраховки от ошибок или искушения набрать дополнительную высоту. Но 2ой пилот высказал сомнения по поводу того, что эта модель Боинга может долететь до Мехико, в принципе, тем болев таком режиме полета. На что Купер им ответил, что в Рино, штат Невада, они дозаправятся, а туда они безусловно добирались без проблем.

Далее Купер закал ужин себе и команде, а все попытки переговорщиков вывести его на диалог пресек на корню. Руководство аэропорта пыталось оттянуть время вылета, ссылаясь на те или иные причины, но Купер оставался спокоен. Так что через пару часов самолет все-таки опять взлетел, полностью заправленный и подготовленный к полету. Это случилось в 7:40 вечера. Естественно, что с ближайшей базы ВВС США взлетели два истребителя сопровождения Convair F-106 Delta Dart и еще подержанный тренировочный самолет Lockheed T-33 Shooting Star Национальной гвардии, у которого быстро закончилось горючие и он повернул обратно.

Через 10 минут после взлета Купер попросил стюардессу перейти к пилотам в кабину, закрыть дверь и ни при каких обстоятельствах не выходить в салон до приземления в аэропорту Рино, или до его дополнительных указаний. По пути к экипажу, бортпроводница оглянулась и увидела, что Купер что-то привязывает на себя в области живота. А еще через 10 минут задний трап был открыт, экипаж это отследил по бортовой сигнализации, потом самолет немного качнуло, далее полет проходил спокойно вплоть до посадки через 2 часа в Рино. После приземления командир экипажа спросил у Купера, что им делать дальше, но ответа не последовало. Оказалось, что самолет пуст, а трап так и оставался открытым. Пилоты истребителей сопровождения ничего не заметили, так как это была не их задача, да и погода была не совсем летная. На этом вся информация о Купере и его загадочном исчезновении из самолета заканчивается.

Естественно, полиция и федералы неистовствовали в попытках найти Купера и 200 тысяч долларов. Ну, вы, наверное, уже и сами догадались, что все поиски не принесли решительно никаких результатов. В самолете ничего не нашли, кроме отпечатков пальцев, не значившихся в картотеке правоохранительных органов и силовиков. Правда, зачем-то Купер сам оставил несколько улик: галстук и сигаретные окурки, но и они помогли не сильно. Последующий эксперимент с выбросом соразмерного весу Купера груза с парашютом примерно в месте его катапультирования тоже ничего не дал: место приземления было отдаленным от населенных пунктов и довольно сложным для выживания. Никаких находок сделано не было. Газеты истерично кричали о похищении века. А интервью со стюардессами и пилотами самолета только добавляли запутанности во всю эту историю, так как преступник не был типичным, а наоборот, совсем другим по характеру: абсолютно спокоен, рассудителен, корректен в общении и отлично подготовлен. Новая звезда Америки.
Далее масло в огонь подлило письмо, полученное редакцией газеты «Лос-Анджелес таймс» якобы от Купера, хотя многие эксперты по этому вопросу решили, что оно не настоящее. В нем Купер попросил не думать про него, что он какой-нибудь благородный вор, типа, современный Робин Гуд. Просто жить ему оставалось на тот момент чуть более года, и спланированный захват самолета в кратчайший срок давал ему все необходимое, чтобы прожить остаток жизни, как он хотел. Вдобавок его поступок далек от героизма или романтизма, так как он был уверен, что его не поймают. Напоследок он всех уверил, что он психически уравновешенный человек.
Все спецслужбы стояли на ушах и сам Дж.Эй Гувер скрежетал от злости зубами. За информацию о Купере объявили награду, но тщетно. В итоге дело пришлось закрыть, а легендарного не пойманного преступника объявили погибшим при падении.
И вдруг в 1980 году один 8летний малец по имени Брайн Ингрем нашел на берегу реки Колумбия 290 существенно потрепанных двадцаток, а по номерам выяснили, что они были из того мешка, с которым исчез Купер тогда из самолета. Это была бомба, и куперовская тема опять закрутилась с полной силой. Были изучены ближайшие реки, водохранилища вдоль и поперек. Но больше следов того дела не проявилось, для многих же это было еще одним подтверждением, что Купер погиб тогда. Но с деньгами Ингремов было что-то явно не так. Кстати, 15 банкнот они в 2008 году продали с аукциона за 37 тысяч баксов.

История эта тогда продолжалась еще долго. 17 подобных ограблений было совершенно только за 2 ближайших года. Они случаются и сейчас. Конечно, не обошлось без книг, теорий и даже есть список вероятных Куперов Д.Б. Кстати, Д.Б. Купером его зовут по ошибке одно из журналистов, а изначально он был Дэн Купер, хотя и это имя скорее всего вымышленное, и происходит от героя малоизвестного европейского комикса про парашютиста. В итоге, про Купера так ничего и неизвестно: возраст, как его реально зовут, его дальнейшая судьба.

И сейчас спустя столько лет уже трудно разобраться, что по чём в этой истории, но порассуждать на тему забавно.

По моему мнению, Купер, конечно, выжил тогда, так как был очень хорошо готов к этой акции: ясно, что он был дока и в самолетах, и в парашютах, и в действиях служб безопасности, даже в деньгах. Выбор местности, где он выпрыгнул из самолета, и сумма потребованных им денег, тоже вряд ли произвольные.
Но всё так и осталось невыясненным. Хотя этот Купер, возможно, даже хотел, чтобы его нашли, так как он оставил много зацепок на него, но очень выборочно: окурки оставил, а записку о возможном взрыве забрал. Оставил только чужие отпечатки пальцев, и зачем ему было на два парашюта больше, тоже как-то не складывается. А потом эта тема с деньгами, найденными тем мальчиком, скорее всего тоже прямое доказательство, что он не умер еще тогда, хотя изначально писал про 14 месяцев, оставшихся у него.

В итоге, загадка не раскрытая до сих пор…

Террористы — угонщики авиалайнеров – это постоянная головная боль правительств цивилизованных государств и причина страхов экипажей самолетов и их пассажиров. Как смог неизвестный американец захватить самолет, получить за него выкуп и исчезнуть, оставшись легендарным героем в памяти людей?

Немногие угонщики самолетов становились героями. Но именно это произошло с Дэном Купером — одним из наиболее таинственных преступников Америки, который смог получить выкуп за пассажирский самолет в размере 200 000 долларов наличными и за одну ночь стал народным героем!

Обожаемый миллионами людей, которые и сейчас не перестают восхвалять его, Дэн Купер, тем не менее, угрожал отправить на небеса больше 150-ти ни в чем не повинных мужчин, женщин и детей, если власти не явятся к нему с деньгами.

Однако отчаянная смелость угонщика и тот факт, что в конце концов никто при этом не пострадал, привлекли внимание всех американцев и сделала из таинственного маленького человека современного Робин Гуда.

В действительности, это было фантастически исполненное преступление. И в наши дни, никто так и не знает, что же произошло с Дэном Купером. Погиб ли он после своего отчаянного прыжка в ночь? Умер ли от неизлечимой болезни? Или по сей день жив и пользуется своей преступной добычей?

Никто не знает, как окончилась эта невероятная история, но очень многие знают, как она начиналась 24 ноября 1971 г. в аэропорту Портленда, штат Орегон.

Сотни пассажиров толпились у выходов на посадку, желая поскорей попасть домой или к друзьям, чтобы вместе отметить национальный американский праздник. И ни один из них не обращал внимания на спокойного невысокого парня с брезентовой сумкой. Посреди толкотни и праздничной суеты он держался подчеркнуто невозмутимо, спрятав глаза за темными очками.

Прошел час, пока 150 пассажиров рейса на Сиэтл в конце концов пригласили на посадку.

Короткая записка

Дэн Купер — это имя человек назвал, при покупке билетов, — встал с кресла в зале ожидания и пошел к ожидавшему пассажиров «Боингу-727». Его единственный багаж, это была все та же брезентовая сумка. Войдя в авиалайнер, мужчина сел так, что кресло стюардессы, которое она занимает при взлете и посадке, оказалось напротив.

В следующие 25 минут, пока самолет продвигался сквозь облака к Сиэтлу, этот человек продолжал изображать простого пассажира. А потом, приблизительно на середине 400-мильного маршрута, нажал кнопку над своим креслом и вызвал стюардессу.

Тина Маклоу, услыхав сигнал, решила, что пассажиру захотелось попить или ему понадобилось одеяло.

К ее ужасу, пассажир вручил ей короткую, но не оставляющую сомнений записку: «У меня с собой бомба. Если я не получу 200 000 долларов, разнесу всех на куски».

Ошеломленная Маклоу раз за разом перечитывала записку. Не отрывая от девушки взгляд, мужчина приоткрыл сумку как раз настолько, чтобы она убедилась: это не дурная шутка и не блеф. Девушка отчетливо увидала внутри сумки прямоугольные плитки динамита, провода и детонатор. Потом Купер закрыл сумку и проводил взглядом стюардессу, которая изо всех сил старалась идти спокойно.

Лишь только Маклоу передала угрожающее послание неприметного пассажира потрясенному экипажу, пилот тут же связался с наземным контролем в Сиэтле и сообщил о происходящем на борту. Уже спустя несколько минут группа лучших агентов ФБР, полицейские снайперы и даже несколько подразделений национальной гвардии заняли свои места в ключевых пунктах аэропорта. Власти были уверены, что предстоит долгая ночь переговоров.

Всем участникам событий, включая Купера, оставалось только одно — ждать. В ближайшие 35 мин самолет должен был совершить посадку в Сиэтле.

Ожидание в Сиэтле

Когда на подходе к Сиэтлу авиалайнер стал снижаться, командир сделал краткое сообщение для пассажиров. Он предупредил, что высадка будет не некоторое время задержана. Причину объяснять не стал. И пассажиры восприняли новость с вполне понятным унынием.

Пока соседи Купера по салону сердито рассуждали о сорванных деловых встречах и омраченных праздничных обедах, он встал с кресла и, крепко прижимая к груди брезентовую сумку, прошел к кабине экипажа, где были командир и два его помощника.

«А сейчас, джентльмены, — спокойно произнес он, — прошу сидеть спокойно и не оглядываться».

Следующие 25 мин шли оживленные переговоры по радио. Мужчина объяснил вначале тем, кто находился на башне контроля за полетами, а потом старшему полицейскому офицеру, что его требования таковы: 200 000 долларов в подержанных купюрах и 4 парашюта в обмен на освобождение всех заложников.

Власти поняли, что выхода нет. Они не имели права подвергать риску жизнь ни в чем не повинных людей, которые могли погибнуть от взрыва при вооруженной попытке освобождения.

Конечно, с неохотой, но они все же направили к захваченному самолету двух агентов ФБР. В форме работников аэродромного обслуживания, они вкатили на борт авиалайнера тележку, на которой красовался мешок с пломбой. Раскрыв его, угонщик возликовал: внутри находились деньги и парашюты.

Дэн Купер сдержал слово и разрешил всем пассажирам выйти из самолета. : только оказавшись в главном зале ожидания аэропорта, встреченные толпой репортеров пассажиры узнали, что были в заложниках при захвате самолета преступником.

Под угрозой взрыва

Пока освобожденные пассажиры, узнав ошеломляющую новость, приходили в себя вначале от удивления, а после и от шока, Дэн Купер готовился приступить к осуществлению второго этапа своего тщательно продуманного плана.

Экипаж самолета под угрозой взрыва бомбы оставался на своих местах. Угонщик потребовал, чтобы лайнер дозаправили и выдали летчикам все необходимые данные для полета в Мексику.

Во время переговоров с наземными службами аэропорта и пилотами Дэн Купер проявил такое знание деталей воздушного сообщения и технических возможностей авиалайнера, что представители правоохранительных органов поняли, что имеют дело с опытным, умным и расчетливым преступником.

Как только его требования выполнили, угонщик приказал капитану Биллу Скотту поднять самолет в ночное небо. К хвосту «боинга» сразу же пристроился реактивный истребитель ВВС США.

Но Дэн Купер, человек осторожный и сообразительный, судя по его поведению, заранее просчитал все возможные варианты действий властей.

В скором времени после того как лайнер набрал высоту, угонщик приказал капитану Скотту взять курс на юг. Причем он проявил отличное знание не только летного дела, но и сложных вопросов аэродинамики.

«Летите с опущенными на 15% закрылками, — сказал террорист. Шасси пусть остаются выпущенными. Скорость – немногим меньше девяноста метров в секунду. Откройте заднюю дверь и не поднимайтесь выше 2000 м».

Капитан Скотт, пораженный такими точными инструкциями (ему также стало ясно, что угонщик — не обычный преступник), быстро просчитал ситуацию и сообщил Куперу, что при таком режиме полета у них может скоро закончиться горючее. Угонщик спокойно ответил, что капитан сможет приземлиться в Рино, штат Невада.

Выходя из кабины пилотов, Дэн Купер приказал экипажу замкнуть стальную дверь, отделяющую кабину от остальной част «боинга», до самого конца полета и привести в действие систему, открывающую заднюю дверь лайнера, как только он выйдет из кабины. Капитан подчинился, и салон «боинга» в мгновение ока заполнил поток холодного разреженного воздуха.

Следующие 4 часа Скотт и его товарищи летели навстречу неизвестности, в точности выполняя данные преступником инструкции. И только после того как они благополучно приземлились в Рино, выяснилось, что их единственный пассажир буквально растаял в ночи.

В последствии тщательное изучение показаний приборов «черного ящика» дало возможность установить чуть заметный, но несомненно ощутимый мгновенный подъем самолета в 8 часов 15 минут утра – спустя 32 минуты после взлета в Сиэтле. Под покровом темноты и облаков, которые скрыли его от сопровождающего «боинг» истребителя, Купер спрыгнул с авиалайнера, крепко привязав к поясу свою преступную добычу.

На первый взгляд этот угон самолета с точки зрения его исполнения казался безупречным. Еще бы! Дэн Купер не только смог успешно скрыться, но и обвел при этом вокруг пальца полицию, ФБР и ВВС США, которые вместе противостояли ему!

И все-же данные «черного ящика» показали, что он все-таки совершил ошибку — единственную, но довольно серьезную. В то время, когда угонщик прыгал с самолета, «боинг» летел над юго-западной частью штата Вашингтон. Это пересеченная местность, заросшая густым лесом.

Кроме этого, за бортом самолета температура воздуха была ниже нуля. Легкий костюм и плащ — слабая защита от холода. Таким образом, шансы угонщика выжить после прыжка были ничтожны. Преобладало мнение о том, что преступник должен был неминуемо погибнуть.

Район возможного приземления Купера был до такой степени неприветлив, что группы наземного поиска то и дело попадали в непроходимые болота. В этих условиях власти были вынуждены организовать поиск с воздуха. Это длилось две недели подряд. Но самолеты, снабженные чувствительными сенсорными датчиками, никого не обнаружили.

Газеты стали писать о том, что террорист объявится где-нибудь вновь. Словно в ответ на эти предположения спустя три недели после угона самолета в редакцию газеты «Лос-Анджелес тайме» пришло таинственное письмо.

«Я вовсе не современный Робин Гуд, было написано в нем. — К несчастью, мне осталось жить только 14 месяцев. Угон самолета был для меня самым быстрым и выгодным способом обеспечить последние дни своей жизни. Я ограбил авиакомпанию не потому, что считал такой шаг романтическим или героическим. Ради таких глупостей я никогда не пошел бы на такой огромный риск.

Я не осуждаю людей, которые ненавидят меня за то что я сделал, не осуждаю и тех, кто хотел бы видеть меня пойманным и наказанным, тем более что этого никогда не случится. С самого начала я знал, что меня не смогут поймать. Со дня того происшествия я уже несколько раз летал на разных маршрутах. Я не собираюсь забиваться в нору где-то в старом, затерянном в лесной глуши городишке. И не подумайте, что я психопат: за всю свою жизнь я не получил даже штрафа за неправильную парковку».

Сенсация или фальсификация?

Письмо вызвало сенсацию. Купер не считал себя героем, но общество сочло по другому.

В редакции газет и на радио хлынул поток писем, авторы которых с восхищением говорили о его ловкой проделке.

Майки с именем “Дэн Купер” на груди мгновенно стали такими же модными, как прежде одежда с надписью «Мир и любовь».

Сотни молодых женщин готовы были назвать себя его невестами, разумеется, если бы он объявился.

Но террористом были очарованы далеко не все. ФБР составило весьма убедительный психологический портрет преступника, но не стало предавать его гласности, чтобы не подливать масла в огонь общественного мнения.

Было немало и сомневающихся, что именно Дэн Купер написал письмо в газету.

Многие из жителей того района, над которым Купер выпрыгнул из самолета, прежде всего лесорубы, открыто говорили, что письмо — проделка ловкого жулика. Они были уверены, что угонщик погиб или во время прыжка, или чуть позднее, и продолжали в глухой местности настойчивые поиски полученных террористом денег. Тем же занимались по выходным дням сотни любителей приключений, которые отправлялись за «добычей Купера», хотя этих скорей привлекали нехоженые тропы, чем серьезный поиск сокровищ.

В то время как искатели — и люди подготовленные, и любители — наводнили район, где должен был приземлиться угонщик, власти продолжали попытки обнаружить с воздуха хоть какие-то следы угонщика-призрака или его добычи. Кстати, официальные лица также сомневались в подлинности письма в редакцию газеты и были уверены, что угонщик погиб после своего знаменитого прыжка.

Однако все поиски окончились неудачей.

Спустя год после угона самолета ФБР заявило в печати, что уверено в смерти преступника.

С этого момента, если, конечно, допустить, что террорист все-же жив, ему формально могли предъявить только обвинение в уклонении от уплаты налогов.

После этого многие решили, что услышали имя Дэн Купер, в последний раз. И они оказались правы… на несколько лет.

Однако в 1979 г. охотник, преследовавший оленя, наткнулся в лесу на тронутую ржавчиной табличку с надписью: «Люк во время полета должен быть плотно закрыт». Это оказалась предупредительная табличка с задней двери злополучного «Боинга-727». Новость вызвала такой ажиотаж, что тысячи искателей кладов снова бросились в глухие леса, где она была найдена.

Добыча Купера

Но, несмотря на отчаянные усилия искателей сокровищ, пропавшая добыча долго оставалась ненайденной. И вот в 1980 г., ровно через 9 лет после того, как Купер выкинул свой номер, отец и сын Гарольд и Брайан Ингрэмы шагали по грязному берегу Колумбия-ривер, к северо-западу от Портленда. Вдруг 8-и летний мальчик заметил пачку старых, выцветших на солнце двадцатидолларовых купюр. Когда их собрали, всего оказалось 6 000 долларов.

Представители властей пришли к выводу, что купюры эти принесены течением сверху, с севера. Эксперты сверили их серийные номера с номерами на банкнотах, которые в свое время были выданы угонщику. Никаких сомнений не было — найденные деньги оказались частью «добычи Купера».

Для многих эта находка стала доказательством того, что Дэн Купер в действительности погиб во время прыжка с самолета.

Случайная находка Ингрэмов послужила искрой для очередного взрыва интереса к деньгам террориста со стороны как местного населения, так и приезжих, которые снова потянулись в этот район в надежде разбогатеть в одночасье.

И опять их надеждам не суждено было сбыться. Больше никто никаких денег не нашел.

Но в 1989 г. один водолаз-любитель в поисках следов «добычи Купера» нашел в реке, приблизительно на милю выше того места, где Ингрэмы обнаружили деньги, маленький парашют.

К великому разочарованию тех, кто взволновался в связи с этой находкой (несмотря на то, что прошло много лет, искателей удачи не уменьшилось), было установлено, что парашют этот никакого отношения к Куперу не имеет.

Эрл Коссей, человек, который в свое время укладывал парашюты, предназначенные для угонщика самолета, заявил, что найденный нельзя даже сравнивать с теми, что получил Дэн Купер. Скорей всего, сказал Коссей, найденный парашют применялся при пуске осветительной ракеты.

Водолаза, нашедшего парашют, нанял калифорнийский юрист, бывший агент ФБР Ричард Тосо. На протяжении десяти лет каждый последний четверг ноября День благодарения он проводил в поисках следов Купера.

Тосо, написавший книгу под названием «Д.Б. Купер, мертвый или живой», утверждает, что угонщик самолета утонул и его останки непременно должны были застрять между свай, которые вбиты в дно реки через каждые полмили на случай наводнения.

«Купер понятия не имел, где находится, когда прыгал с парашютом, пишет Тосо. — Он упал в воду спиной с пачками денег, привязанными к поясу, и пошел ко дну. Он и сейчас где-то там, на дне. И остальные деньги также там, зацепившиеся за острый камень или занесенные илом».

Несмотря на ежегодно предпринимаемые поиски, Ричард Тосо, как и сотни других искателей кладов, так ничего и не обнаружил.

Выжил ли Дэн Купер, куда подевались остальные деньги — все это и по сей день остается такой же тайной, как и много лет назад.

И как видно, загадка так и останется неразгаданной.

24 ноября 1971 года в небе над американским Портлендом произошло одно из самых загадочных преступлений в истории авиатерроризма. Некто Д. Б. Купер, угрожая бомбой, захватил пассажирский Boeing 727, получил выкуп в размере 200 000 $ и - исчез навсегда, выпрыгнув из летящего самолета на высоте 3000 метров.

Любовная записка, или Ультиматум террориста

Пассажирское место С18 было зарезервировано на имя Дэна Купера. По иронии рядом с ним находилось место стюардессы, которой Купер передал записку. Девушка подумала, что пассажир хочет познакомиться, и, не читая, убрала записку в карман. Но мужчина оказался настойчив и уговорил стюардессу прочесть послание. Там было сказано, что в самолете находится бомба и, если власти не передадут Куперу 200 000 $, он взорвет самолет прямо в воздухе. На борту, не считая персонал, находилось 36 человек…

Деньги и парашюты

Власти пошли на контакт с террористом и решили удовлетворить его «просьбу». Самолет приземлился в аэропорту Сиэтл - Такома, штат Вашингтон. Купер потребовал предоставить выкуп 20-долларовыми купюрами и, кроме того, передать ему… четыре парашюта. Когда требования террориста были выполнены, угонщик отпустил заложников, оставив на борту двух пилотов, стюардессу и бортинженера. Полет продолжался…

Ночная погоня

Самолет поднялся в воздух. Власти подошли к инциденту серьезно: по приказу ФБР истребители F-106 ВВС США начали преследование авиалайнера. Драматизма придавало несколько факторов: бушующая в небе над Сиэтлом и Орегоном гроза и полное непонимание, куда ведет самолет террорист, вооруженный бомбой и снаряженный четырьмя парашютами.

Прыжок в ночи

Развязка драмы произошла спустя полчаса после возобновления полета. Купер потребовал, чтобы экипаж собрался в кабине пилота и не покидал ее. В 20:13 бортовые индикаторы показали, что произошла разгерметизация салона: Купер открыл дверь в хвостовом отсеке. Посовещавшись с агентами ФБР, пилот принял решение продолжать полет до тех пор, пока не закончатся запасы топлива, потому что никто не был уверен в том, что террорист покинул самолет. Прыгать с трехкилометровой высоты, в ноябрьскую ночь, во время бушующей грозы казалось безумием.

Два из четырех

Самолет приземлился в Рено. Трап в хвостовой части был опущен. В салон вошли сотрудники ФБР и обнаружили, что, на самом деле, преступник покинул самолет во время полета. Сыщикам пришлось довольствоваться малым: они нашли отпечатки пальцев Купера и два из четырех парашютов. Угонщик забрал с собой бомбу, выкуп и два парашюта.

Вопросы без ответов

Решение Купера не поддается логическому объяснению. Зачем он потребовал четыре парашюта и выпрыгнул с двумя? Почему угонщик решился на прыжок с бомбой, которая могла сдетонировать во время приземления? Кроме того, даже если террористу удалось спастись во время полета сквозь грозу, у него не оставалось шансов выжить в тропическом американском лесу в ноябре, без теплой одежды (на Купере были только рубашка и пиджак) и средств ориентирования.

Без следа

Мистики добавил тот факт, что прыжок Купера не был замечен ни одним истребителем, которые преследовали угнанный лайнер. В ту же ночь спецслужбы начали прочесывать регион, в котором должен был оказаться выпрыгнувший Купер, - но поиски не дали результатов. На земле не нашлось ни тела загадочного угонщика, ни дипломата с бомбой, ни портфеля с 200 000 $.

По описаниям пассажиров был составлен фоторобот преступника.

Письмо из ниоткуда

Через три недели после трагедии газета «Лос-Анджелес Таймс» опубликовала письмо якобы за авторством спасшегося Купера. В нем было сказано, что преступление было не романтическим жестом, а «самым быстрым и выгодным способом обеспечить последние дни» жизни преступника. Автор сообщал, что смертельно болен и ему осталось жить чуть больше года. Это письмо не объясняло, каким чудом Куперу удалось спастись и скрыться от полиции, и было воспринято как мистификация.

Денежный след

Угасший интерес к этой истории возродился с новой силой в 1980 году, когда мальчик Брайан Ингрем нашел на берегу реки Колумбия 290 полуистлевших купюр номиналом в 20 $. Его родители сообщили о находке в полицию. Специалисты сверили номера купюр и выяснили, что именно эти деньги были переданы Куперу в обмен на заложников. Поиски следов террориста возобновились, но вновь не дали результатов. Также остается загадкой, как купюры смогли сохраниться в течение почти десяти лет в условиях тропического климата лесов Америки.

Наследие Купера

Но нельзя сказать, что Дэн Купер исчез без следа. После угона все самолеты Boeing 727 были оборудованы устройством, которое не позволяло открыть дверь в хвостовой части самолета. Этот механизм получил название «лопатка Купера». А найденные семейством Ингремов банкноты были проданы в 2008 году на аукционе. Сделка оказалась выгодной: за 300 легендарных долларов американская семья получила сумму в 37 000 $.

Фото: thinkstockphotos.com, flickr.com