Изменения минимальной зарплаты в. Минимальный размер оплаты труда (мрот)

В Москве с текущего периода, с января месяца наблюдается значительный рост цен на продукты и нужды первой необходимости. Минимальная зарплата в России, в Санкт Петербурге, Московской области, в Башкирии, в Красноярском крае, в Воронеже, в Челябинской области, в Нижегородской, в Курганской, в Крыму, в Ульяновске, в Омске, в Тульской, в Татарстане, Орловской, Ростовской, Смоленской составляет от 6000 руб. до 17 тыс. в зависимости от региона. Единый профсоюз проводит статистический учет между занимаемыми должностями и уровнем заработной платы.

На сегодняшний день в Российской федерации актуальна новость о повышении минимальной оплаты труда с 1 июля 2016. Такое решение принял премьер министр страны, согласно конституционным реформам. По особым расчетам было определено, что данная мера сократит пропасть между прожиточным минимумом и основной суммой заработной платы.

Минимальная зарплата в Москве в 2016 с 1 января

С января 2016 было принято решение об увеличении минимальной заработной платы. Если в 2015 она составляла примерно 5900 руб., то на сегодняшний день она увеличена до 6300. Конечно же, сумма разнится в зависимости от областей Российской Федерации. Если верить обещаниям и прогнозам, то в следующем году МРОТ составит примерно 7300, т. е. еще будет еще немного увеличен. Федеральный минимум при этом составляет 3500 тыс. руб.

МРОТ в Москве с 1 апреля 2016

Для определения минимального уровня заработной платы специально уполномоченные органы принимают решение о повышении МРОТ. Для этого необходимо региональное соглашение о минимальном размере выплат. С учетом всех факторов, таких как: экономическое состояние страны, количество промышленных предприятий и рабочих мест выносится приговор о сумме выдачи бюджетникам и государственным служащим. Сколько официальная по постановлению? Минтруд устанавливает сумму на которую будет увеличен МРОТ в зависимости от города и региона. Заседание депутатов привело к решению повысить уровень зарплат всем категориям работников в Москве. С 1 апреля текущего периода размер зарплаты составляет — 15 тыс. руб.

В Санкт-Петербурге

Что касается такого города как Петербург, здесь было принято решение увеличить размер выплачиваемых сумм на 20 процентов. По итогу минимальный объем составил – 11700. Если углубляться в историю, то в прошлом и позапрошлом годах эта сумма была значительно ниже.

Мрот с 1 января 2016 в России — увеличение МРОТ по регионам

Что касается остальных регионов, к примеру, Башкирия и Красноярский край относятся к числу рассмотренных городов по улучшению ситуации с МРОТ. На данный момент произошло небольшое увеличение выплат государственным служащим, по итогу можно заметить, что у среднестатистических рабочих размер выплат составляет 9000 руб в месяц. Это относительно высокий показатель для таких областей.

Что касается МРОТ, его величина напрямую зависит от лимита оплаты любого вида труда в России. Последние новости правительства сообщают нам о грядущих переменах. Так, вполне вероятно улучшение и стабилизация состояния через год. К 2017 размер заработной платы вырастет примерно на четверть. Скорее всего повыситься и сам рубль.

Мрот с 1 июля 2016 в России — последние новости правительства РФ про увеличение

На данный момент правительство приняло ряд законов и реформ, которые гласят что в общую казну добавиться около 8 млн. руб., которые пойдут на оплату труда работникам. В первую очередь это учителя и врачи, и конечно же, ветераны и дети войны. В расчете коэффициента прожиточного показателя были учтены все потребности человека. Законопроект РФ вступит в силу незамедлительно в первых числах июля 2016 . Региональная величина будет разной. Минтруд подтвердил решение правительства.

Повышение МРОТ с 1 июля 2016, что это дает простым людям?

Чтобы не получить вызов на «зарплатную» комиссию в 2016 году, проверьте, какая установлена минимальная зарплата в Москве с 1 июля 2016, и чем она отличается от МРОТ.

Минимальная зарплата в Москве и в целом по стране отличаются, это разные показатели. И утверждаются они также по-разному:

  • МРОТ по стране устанавливает Государственная дума;
  • МРОТ по Москве согласован между Правительством Москвы, профсоюзами и объединениями работодателей.

Применять эти показатели тоже надо по-разному. Разберемся, когда применять минимальную зарплату по Москве, а когда бухгалтеру понадобится общий МРОТ.

Размер «минималки» по Москве давно не меняли

По закону каждый субъект РФ вправе самостоятельно решать, какой будет минимальная зарплата. В Москве в 2016 году с 1 января и на данный момент пока не менялась. С 1 января «минималка» по Москве установлена на уровне 17 300 руб.

Минимальная зарплата обязательна для применения всеми предприятиями за исключением тех, которые финансируются из федерального бюджета (ст. 133.1 ТК РФ). Главное, чтобы размер региональной зарплаты был не ниже федерального МРОТ .

Размер согласован между исполнительным органом Москвы, объединением профсоюзов и работодателей, это трехсторонний документ (Соглашение от 18.12.2014, в ред. от 30.10.2015).

Территориальный принцип действия минимальной зарплаты

Минимальный размер заработной платы, установленный в субъекте РФ, действует только в этом регионе (ч. 2 ст. 133.1 ТК РФ). Получается, что обязательна только для тех компаний, которые свою деятельность ведут в Москве.

Более того, московская «минималка» применима к любому наемнику, который работает в Москве, независимо от того, где зарегистрирована его компания - работодатель. Действие московского соглашения распространяется на всех работодателей, осуществляющих деятельность в этом регионе, кроме тех, что отказались присоединиться.

Трудовой кодекс содержит правило, по которому субъект РФ, после принятия зарплатного соглашения, должен официально опубликовать его. С этого момента у тех работодателей, которые не участвовали в принятии этого документа, есть 30 дней на то, чтобы . По истечении этого срока, соглашение станет обязательным для всех работодателей (ч. 7, 8 ст. 133.1 ТК РФ).

Какой размер МРОТ установлен на федеральном уровне

Федеральный МРОТ, как и минимальная зарплата в Москве в 2016 году с 1 июля 2016 обязателен для применения, но только уже на всей территории РФ. Госдума недавно приняла поправки (Закон № 82-ФЗ) в закон, который устанавливает размер МРОТ для всей страны.

Таким образом, размер МРОТ увеличен до 7 500 руб. Такого значительного повышения за последние годы еще не наблюдалось (почти на 21%). До этого размер федерального МРОТ был зафиксирован в размере 6204 рубля (Закон № 376-ФЗ). Подробнее о повышении МРОТ можно прочитать в статье

Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года в сумме 11 163 рублей в месяц.

(в ред. Федерального закона 07.03.2018 № 41-ФЗ)

Начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.

В случае, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего предыдущему году, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере, установленном с 1 января предыдущего года.

Статья 2. Минимальный размер оплаты труда, установленный "статьей 1" настоящего Федерального закона, вводится:

организациями, финансируемыми из бюджетных источников, - за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 № 54-ФЗ)

другими организациями - за счет собственных средств.

Часть вторая утратила силу. - Федеральный "закон" от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

Часть третья утратила силу с 1 сентября 2007 года. - Федеральный "закон" от 20.04.2007 № 54-ФЗ.

Статья 3. Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

(в ред. Федеральных законов от 20.04.2007 "N 54-ФЗ", от 24.07.2009 "N 213-ФЗ")

Статья 4. Установить, что до "внесения изменений" в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 5. Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 6. Внести в пункт 2 "статьи 12" Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331) следующие изменения:

"абзац второй" исключить;

"абзац третий" изложить в следующей редакции:

"Оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих.".

Статья 7. Признать утратившим силу Федеральный "закон" от 9 января 1997 года № 6-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 3, ст. 350).

Статья 8. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

Минимальный размер оплаты труда, кратко именуемый МРОТ, используется в первую очередь в зарплатных правоотношениях. Законом от 2 июня 2016 г. N 164-ФЗ МРОТ увеличен до 7500 руб. Причем под это новое значение работодателям надлежит подстроиться уже к 1 июля 2016 г.

Частью 1 ст. 133 Трудового кодекса (далее - ТК) определено, что минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. При этом в соответствии со ст. 421 ТК порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до прожиточного минимума устанавливаются федеральным законом. Однако соответствующий закон по сей день еще не принят.

Надо сказать, что вопрос о доведении МРОТ до прожиточного минимума обсуждался достаточно давно. Регулярно проводятся тематические совещания в Минтруде, в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, заседания круглого стола и т.п. Тем не менее "движение" в этом направлении идет достаточно медленно. И на то есть причины.

Так, с начала 2016 г. минимальный размер оплаты труда Законом от 14 декабря 2015 г. N 376-ФЗ был установлен в размере 6204 руб. Стоит напомнить, что в 2015 г. этот показатель был равен 5965 руб. (Закон от 1 декабря 2014 г. N 408-ФЗ). То есть значение МРОТ было проиндексировано даже ниже официального уровня инфляции (6,4 процента, ст. 1 Закона от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ) - всего-то на четыре с небольшим процента. При этом соотношение данного "зарплатного" минимума с прогнозируемой величиной прожиточного минимума трудоспособного населения составляет чуть более чем 50 процентов.

Такая осторожность объясняется просто. Законотворцы в свете сложной экономической обстановки в стране искали своего рода баланс - нужно было создать условия, которые бы не "портили" ситуацию в экономике и на рынке труда, а заодно сохранилась бы предпринимательская активность в реальном секторе экономики. Ведь одним махом увеличив нагрузку на фонд оплаты труда, можно остаться у разбитого корыта - компании могут просто свернуть свой бизнес, а это обернется ростом безработицы и потерями для бюджета - налоговые платежи резко сократятся.

Однако, видимо, парламентарии решили, что ситуация в экономике начинает налаживаться. Законом от 2 июня 2016 г. N 164-ФЗ размер МРОТ с 1 июля 2016 г. увеличен до 7500 руб. Таким образом, МРОТ увеличивается еще на 20,9 процента. Соответственно, работодателям посреди лета 2016 г. необходимо проверить, соответствует ли выплачиваемая ими своим работникам данному минимуму. Однако обо всем по порядку.

Такие разные МРОТы

Начнем с того, что согласно ст. 133 ТК месячная , полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В то же время ст. 133.1 ТК предусмотрено, что в субъекте РФ региональным соглашением может быть также установлен размер минимальной заработной платы для работников региона, за исключением сотрудников организаций, финансируемых из федерального бюджета. В любом случае региональный МРОТ никак не может быть ниже федерального минимума. И если в регионе установлен свой МРОТ, зарплата за полностью отработанный месяц не может быть ниже этого регионального МРОТ. Исключением является только один единственный случай - работодатель отказался присоединиться к соглашению по региональному МРОТ (ч. 3 ст. 133 и ч. 9 ст. 133.1 ТК).

Итак, в свете новых обстоятельств работодателям до 1 июля 2016 г. необходимо сверить зарплаты своих сотрудников с новым МРОТ. Причем если региональный МРОТ ниже нового федерального размера "зарплатного" минимума, то ориентироваться нужно именно на него. Ведь в силу положений ст. 133.1 ТК, как уже было сказано, региональный МРОТ не может быть ниже федерального.

"Предмет" индексации

В первую очередь необходимо выяснить, в каких случаях возникает необходимость "доиндексировать" зарплату сотрудников до МРОТ. Здесь есть определенные нюансы. Дело в том, что между окладом, установленным сотруднику, и его зарплатой может быть большая разница. Дело в том, что согласно ст. 129 ТК в состав зарплаты включаются:

  • вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы (оклад);
  • компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера за работу во вредных условиях, в районах Крайнего Севера и т.п.);
  • стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные подобные выплаты).

Как видим, само по себе то обстоятельство, что оклад работника за полностью отработанный месяц может быть и ниже МРОТ - "недостаток" вполне можно восполнить за счет премий или компенсаций. Данный вывод находит подтверждение в Определениях Верховного Суда (см. Определения от 30 августа 2013 г. N 93-КГПР13-2, от 17 мая 2013 г. N 73-КГ13-1, от 8 апреля 2011 г. N 3-В11-4). "Высшие" судьи констатируют, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом МРОТ.

Обратите внимание! Выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районный коэффициент и процентная надбавка) не включаются в минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Не нужно сравнивать с МРОТ и доплату, например, за сверхурочные. Ведь в этом случае эта доплата производится за работу сверх месячной трудовой нормы.

Об ответственности

Разумеется, любое требование законодательства исполняется куда более "охотно" за счет введения ответственности за его нарушение. Поэтому имеет смысл вспомнить, какие санкции предусмотрены за нарушение норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Таковая предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 КоАП. Итак, за подобного рода нарушения должностные лица организации, равно как и работодатели - ИП, могут быть оштрафованы на сумму от 1000 до 5000 руб. Санкции для юрлиц-нарушителей еще более существенные - от 30 000 до 50 000 руб.

Также необходимо отметить, что ч. 4 ст. 5.27 КоАП предусмотрена ответственность за повторное нарушение аналогичного правонарушения. В этом случае с должностных лиц и ИП взыскивается штраф в размере от 10 000 руб. до 20 000 руб., а с юрлиц - от 50 000 руб. до 70 000 руб. В качестве альтернативы штрафу данной нормой для должностных лиц предусмотрено наказание в виде дисквалификации на срок от одного года до трех лет.

Дотягиваем до минимума

В связи с тем что Законом N 164-ФЗ минимальный размер оплаты труда на федеральном уровне увеличен до 7500 руб., вновь становится актуальным вопрос, как "подстроиться" под новый МРОТ.

Если исходить из состава зарплаты, который определен ст. 129 ТК, то вариантов может быть три:

1) повысить оклад работникам, "дотянув" его до нового МРОТ .

С этой целью придется утвердить новую "штатку", издать приказ о повышении окладов и заключить с сотрудниками, которых это повышение коснулось, допсоглашение к трудовому договору;

2) увеличить размер премиальных .

Надо сказать, что это вариант, мягко говоря, не очень подходит к нашему случаю. Ведь премии выплачиваются за достижение определенных производственных результатов. Повышение МРОТ на федеральном или региональном уровне явно к таковым не относится. Плюс ко всему, если, к примеру, сотрудник не справился со своими служебными обязанностями, не выполнил план, регулярно опаздывал и т.п., то премии его, как правило, лишают. А стало быть, придется вернуться к тому, с чего, собственно, начали - как довести его зарплату до "зарплатного" минимума.

Пример. Оклад Иванова И.И. составляет 6000 руб. Также трудовым договором предусмотрена выплата ему ежемесячной премии за достижение определенных результатов в размере 50 процентов от оклада.
Предположим, что Иванов И.И. полностью отработал июль 2016 г. и выполнил план. Поэтому он получил как оклад, так и премию, что в совокупности составило 9000 руб. То есть зарплата Иванова за июль 2016 г. превышает федеральный МРОТ, установленный с 1 июля 2016 г. в размере 7500 руб.
Допустим, что в августе Иванов И.И. не выполнил план и лишился премии. В этом случае он получит за полностью отработанный месяц "голый" оклад - 6000 руб., что меньше МРОТ. Соответственно, при отсутствии доплаты компания может быть привлечена к ответственности за нарушение норм трудового законодательства;

3) увеличить сумму компенсационных выплат .

На самом деле проще всего в положении об оплате труда закрепить, что в случае, если зарплата работника за полностью отработанный месяц окажется меньше федерального МРОТ или регионального, если таковой выше федерального, то сотруднику производится доплата до указанного минимума. Этот вариант хорош тем, что доплата тогда производится автоматически, без лишней бумажной "бюрократии" (не нужно вносить изменения в трудовые договоры (заключать допсоглашения к трудовым договорам) и издавать приказы).

Также необходимо помнить, что ст. 236 ТК предусмотрена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты зарплаты и других выплат, причитающихся работнику. Представляется, что данная норма в полной мере относится к случаям, когда сотруднику несвоевременно произведена доплата к его зарплате, с тем чтобы ее размер соответствовал МРОТ.

Минимальный размер оплаты труда по России с 1 января 2016 г. равен 6204 руб. В 2015 году федеральный МРОТ был равен 5965 руб.

МРОТ применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования.

Что нужно изменить работодателям с 2016 года в связи с новшеством?

Зарплата меньше МРОТ

Если зарплата (оклад плюс компенсационные и стимулирующие выплаты) за полностью отработанную норму рабочего времени за месяц у каких-то работников меньше 6204 руб., то с 1 января 2016 нужно увеличить зарплату этих работников. На руки работник может получать сумму меньше 6204 руб. (за счет ).

Средний заработок не может быть меньше МРОТ

Средний заработок за время отпуска, командировки и т.д., выплачиваемый в 2016 г., должен быть не менее нового МРОТ в пересчете на полный месяц.

Пособия за месяц и МРОТ

Работникам, у которых не было заработка в 2014 — 2015 годах или их заработок не превышал 6204 руб. за каждый месяц расчетного периода, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком нужно рассчитывать исходя из МРОТ. Правда, это касается только тех, у кого болезнь (декретный отпуск) начались 1 января 2016 г. и позже (ч. 1.1 ст. 14 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

А для тех работников, чей страховой стаж не превышает 6 месяцев, пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам не должны превышать 6204 руб. за календарный месяц (