Загадочная улыбка джоконды. Джоконда.улыбка джоконды Улыбка джоконды

В 1974 году в Москву привезли знаменитую картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза». В течение полутора месяцев советские граждане осаждали подступы к Пушкинскому музею, выстаивая в очереди по восемь часов, чтобы в течение 10-15 секунд созерцать загадочную улыбку Джоконды. Из Прибалтики, из союзных республик, других городов СССР люди специально приезжали в Москву, чтобы увидеть шедевр Леонардо.

В том же году был снят десятиминутный фильм «Встреча с Джокондой» режиссера Джеммы Фирсовой. Автор сценария – В. Горохов. Оператор – В. Микоша. В фильме была показана Москва, огромная очередь в Пушкинский музей и лица. Лица людей, пришедших посмотреть на «Мону Лизу», в попытке разгадать ее загадочную улыбку.

Каждый видел в ней что-то свое. Но, что на самом деле содержится в ее улыбке? Что заложил в нее художник?

– Что касается знаменитой «Моны Лизы», то зоркие глаза искусствоведов уже давно рассмотрели в этом портрете чисто классические, т.е. возрожденческие, черты – ясность очертаний, осязаемую гибкость линий, скульптурные переливы настроения в пределах физиономии и гармонию противоречивого и зовущего в неопределенную даль портрета. С полуфантастическим пейзажем и неопределенно звучащими голубовато-зелеными горами, с извилистой трактовкой пейзажа. Это Ренессанс.

Однако едва ли возрожденчески трактована знаменитая улыбка Джоконды. Вызвавшая к жизни столь неимоверное количество разных анализов, часто весьма вздорных. Хорошо, если просто говорят о влечении к себе этой улыбки.

Ведь стоит только всмотреться в глаза Джоконды, как можно без труда заметить, что она, собственно говоря, совсем не улыбается. Это не улыбка, но хищная физиономия с холодными глазами и с отчетливым знанием беспомощности той жертвы, которой Джоконда хочет овладеть и в которой кроме слабости она рассчитывает еще на бессилие перед овладевшим ею скверным чувством.

Едва ли в этом можно находить вершину Ренессанса. Мелкокорыстная но, тем не менее, бесовская улыбочка выводит эту картину далеко за пределы Ренессанса, хотя и здесь общевозрожденческая личностно-материальная направленность все же остается непоколебимой.

– По поводу этой религиозной или, лучше сказать, псевдорелигиозной эстетики Леонардо можно привести еще одно потрясающее свидетельство из материалов Леонардо.

Оказывается, этот гений Высокого Ренессанса, который будто бы покаялся перед смертью в своем всегдашнем оскорблении и Бога и человека, сводил все свои надежды на потусторонний мир. Только к жажде всякого человека к исчезновению из своего тела всякой души. И к растворению и распадению человека на составляющие его и по отношению друг к другу дискретные элементы.

Среди записей в дневниках Леонардо интересны следующие:

– Кажется, мне судьба с точностью писать коршуна, поскольку одно из моих первых воспоминаний детства – как мне снилось, в колыбели, что коршун открыл мне рот своим хвостом и несколько раз ударил меня им по внутренней стороне губ.

В.Н.Лазарев пишет:

– Постоянно соприкасаясь с тиранами, королями и панами, наблюдая их циническое отношение к людям, их безудержную погоню за наслаждениями, их полное равнодушие к социальным проблемам, Леонардо проникался горечью и скепсисом, и эти свои настроения он и выражал в засекреченных записях.

Вазари пишет, что прихотливые исследования Леонардо привели его к естественной философии, к изучению свойств растений, к тщательному наблюдению за движением небесных тел, лунной орбиты, обращением солнца. И он образовал в своем уме столь еретическое учение, что не зависел уже ни от какой религии, желая быть более философом, чем христианином.

Репутация картины

Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. О картине особенно не вспоминали до середины XIX века, когда художники, близкие к символистскому движению, начали восхвалять её, ассоциируя со своими идеями относительно женской загадочности. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира».

Дальнейший взлёт славы картины связан с её таинственным исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в музей несколько лет спустя, благодаря чему она не сходила со страниц газет.

Современник её приключения критик Абрам Эфрос писал: «…музейный сторож, не отходящий ныне ни на шаг от картины, со времени её возвращения в Лувр после похищения 1911 г., сторожит не портрет супруги Франческе дель Джокондо, а изображение какого-то получеловеческого, полузмеиного существа, не то улыбающегося, не то хмурого, господствующего над охладевшим, голым, утесистым пространством, раскинувшимся за спиной».

«Мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства. Её громкая репутация связана не только с её высокими художественными достоинствами, но и с атмосферой загадочности, окружающей это произведение.

Все знают, какую неразрешимую загадку вот уже скоро четыреста лет загадывает Мона Лиза поклонникам, толпящимся перед образом ее. Никогда дотоле художник не выразил сущность женственности (я привожу строки, записанные утонченным писателем, скрывающимся за псевдонимом Пьера Корле): «Нежность и скотство, стыдливость и затаенное сладострастие, великая тайна сердца, обуздывающего себя, ума рассуждающего, личность, замкнутая в себе, оставляющая другим созерцать лишь блеск её».

Одна из загадок связана с глубокой привязанностью, которую автор испытывал к этому произведению. Объяснения предлагали разные, например, романтическое: Леонардо влюбился в мону Лизу и умышленно затягивал работу, чтобы подольше оставаться с ней, а она дразнила его своей загадочной улыбкой и доводила до величайших творческих экстазов. Эта версия считается просто домыслом. Дживелегов считает, что эта привязанность связана с тем, он нашёл в ней точку приложения многих из своих творческих исканий.

Улыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых загадок картины. Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях как самого мастера, так и у леонардесков, но именно в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства.



Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей. Это ничего не означающее мимолетное движение уголков её рта, словно отдалённое, слившееся в один звук эхо, доносит до нас из беспредельной дали красочную полифонию духовной жизни человека».

Искусствовед Ротенберг считает, что «немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных „Моне Лизе“ по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Именно необычайная интеллектуальная заряженность леонардовского портрета отличает его от портретных образов кватроченто. Эта его особенность воспринимается тем острее, что она относится к женскому портрету, в котором характер модели прежде раскрывался в совершенно иной, преимущественно лирической образной тональности. Исходящее от „Моны Лизы“ ощущение силы - это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. И сама улыбка её отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения; она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания».

Борис Виппер указывает, что упомянутое выше отсутствие бровей и выбритый лоб, быть может, невольно усиливает странную загадочность в выражении её лица. Далее он пишет о силе воздействия картины: «Если мы спросим себя, в чём заключается великая притягательная сила „Моны Лизы“, её действительно ни с чем не сравнимое гипнотическое воздействие, то ответ может быть только один - в её одухотворенности. В улыбку „Джоконды“ вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. В ней хотели читать гордость и нежность, чувственность и кокетство, жестокость и скромность. Ошибка заключалась, во-первых, в том, что искали во что бы то ни стало индивидуальных, субъективных душевных свойств в образе Моны Лизы, тогда как несомненно, что Леонардо добивался именно типической одухотворенности. Во-вторых, - и это, пожалуй, ещё важнее - одухотворенности Моны Лизы пытались приписать эмоциональное содержание, между тем как на самом деле она имеет интеллектуальные корни. Чудо Моны Лизы заключается именно в том, что она мыслит; что, находясь перед пожелтевшей, потрескавшейся доской, мы непреоборимо ощущаем присутствие существа, наделенного разумом, существа, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа».

Лазарев анализировал её как учёный-искусствовед: «Эта улыбка является не столько индивидуальной чертой Моны Лизы, сколько типической формулой психологического оживления, формулой, проходящей красной нитью через все юношеские образы Леонардо, формулой, которая позднее превратилась, в руках его учеников и последователей, в традиционный штамп. Подобно пропорциям леонардовских фигур, она построена на тончайших математических измерениях, на строгом учете выразительных ценностей отдельных частей лица. И при всем том, эта улыбка абсолютно естественна, и в этом именно сила её очарования. Она отнимает у лица все жесткое, напряженное, застылое, она превращает его в зеркало смутных, неопределенных душевных переживаний, в своей неуловимой легкости она может быть сравнена лишь с пробегающей по воде зыбью».

Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Зигмунд Фрейд пишет: «Кто представляет картины Леонардо, у того всплывает воспоминание о странной, пленительной и загадочной улыбке, затаившейся на губах его женских образов. Улыбка, застывшая на вытянутых, трепетных губах, стала характерной для него и чаще всего называется „леонардовской“. В своеобразно прекрасном облике флорентийки Моны Лизы дель Джоконды она сильнее всего захватывает и повергает в замешательство зрителя. Эта улыбка требовала одного толкования, а нашла самые разнообразные, из которых ни одно не удовлетворяет. Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Поэтому в выражении лица прекрасной флорентийки они усматривали самое совершенное изображение антагонизма, управляющего любовной жизнью женщины, сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядно-требовательной чувственности, поглощающей мужчину как нечто постороннее. Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы».

Особенно завораживает зрителя демоническая обворожительность этой улыбки. Сотни поэтов и писателей писали об этой женщине, которая кажется то обольстительно улыбающейся, то застывшей, холодно и бездушно смотрящей в пространство, и никто не разгадал ее улыбку, никто не истолковал ее мысли. Все, даже пейзаж, таинственны, подобно сновидению, трепетны, как предгрозовое марево чувственности (Мутер).

Философ А. Ф. Лосев пишет о ней резко негативно: …"Мона Лиза" с её «бесовской улыбочкой». «Ведь стоит только всмотреться в глаза Джоконды, как можно без труда заметить, что она, собственно говоря, совсем не улыбается. Это не улыбка, но хищная физиономия с холодными глазами и отчетливым знанием беспомощности той жертвы, которой Джоконда хочет овладеть и в которой кроме слабости она рассчитывает ещё на бессилие перед овладевшим ею скверным чувством»

Знаменитая «Джоконда» кисти Леонардо да Винчи относится к числу наиболее загадочных портретов в истории мировой живописи. Здесь все тайна: возникновение картины, личность изображенной женщины, необъяснимая изменчивость ее лица. Замечено, что в зависимости от освещения и угла зрения оно выражает абсолютно разные настроения - от легчайшего намека на улыбку до недоброй усмешки. Этой картине размером 77х53 см посвящены сотни книг, тысячи статей, фильмы, спектакли… А тайна все равно остается. Тайна, имя которой - улыбка.

Кто есть кто

«Взялся Леонардо выполнить для Франческо Джокондо портрет Моны Лизы, жены его, и, потрудившись в течение четырёх лет, оставил его незавершенным. Во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, которые удаляли от нее меланхолию и поддерживали веселость. Потому улыбка ее столь приятна».

Это единственное свидетельство о том, как создавалась картина, принадлежит современнику да Винчи, художнику и писателю Джорджо Вазари (правда, ему было всего восемь лет, когда умер Леонардо). На основании его слов вот уже несколько веков женский портрет, над которым мастер трудился в 1503-1506 годах, считается изображением 25-летней Лизы - жены флорентийского магната Франческо дель Джокондо. Так написал Вазари - и все поверили. Но вероятностно, это ошибка, и на портрете другая женщина.

Доказательств немало: во-первых, головной убор - вдовья траурная вуаль (между тем Франческо дель Джокондо прожил длинную жизнь), во-вторых, если существовал заказчик, почему Леонардо не отдал ему работу?

Известно, что художник держал картину у себя, а в 1516 году, покидая Италию, увез ее во Францию, король Франциск I в 1517 году заплатил за нее 4000 золотых флоринов - фантастические деньги по тем временам. Впрочем, и ему «Джоконда» не досталась. Художник не расставался с портретом до самой смерти.

В 1925 году у искусствоведов возникло предположение, что на половине изображена герцогиня Констанция д"Авалос - вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи (брата папы Льва Х). Основанием для гипотезы послужил сонет поэта Энео Ирпино, в котором упоминается ее портрет работы Леонардо.

В 1957 году итальянец Карло Педретти выдвинул иную версию: на самом деле это Пачифика Брандано, еще одна любовница Джулиано Медичи. Пачифика, вдова испанского дворянина, имела мягкий и весёлый нрав, было хорошо образованна и могла украсить любую компанию. Немудрено, что такой жизнерадостный человек, как Джулиано, сблизился с ней, благодаря чему появился на свет их сын Ипполито.

В папском дворце Леонардо предоставили мастерскую с подвижными столами и столь любимым им рассеянным светом. Художник работал не торопясь, тщательно прописывая детали, особенно лицо и глаза. Пачифика (если это она) на картине вышла как живая. Зрители изумились, нередко пугались: им казалось, что вместо женщины на картине вот-вот возникнет чудовище, какая-нибудь морская сирена. Даже пейзаж за её спиной заключал в себе нечто таинственное.

Знаменитая улыбка никак не ассоциировалась с представлением о праведности. Скорее, здесь было что-то из области колдовства. Именно эта загадочная улыбка останавливает, тревожит, завораживает и зовет зрителя, как бы вынуждая вступить в телепатическую связь.

Гений Возрождения

Художники ренессанса максимально раздвинули философско-художественные горизонты творчества. Человек вступил в соперничество с Богом, он подражает ему, он одержим великим желанием творить. Его захватывает тот реальный мир, от которого отвернулось Средневековье ради мира духовного.

Леонардо да Винчи анатомировал трупы. Он мечтал взять верх над природой, научившись менять направление рек и осушать болота, он хотел похитить у птиц искусство полета. Живопись была для него экспериментальной лабораторией, где он вел постоянный поиск все новых и новых выразительных средств. Гений художника позволял ему увидеть за живой телесностью форм подлинную сущность естества. И тут нельзя не сказать об излюбленной мастером тончайшей светотени (сфумато), которая являлась у него своеобразным ореолом, заменившим средневековый нимб: это в равной мере и божественно-человеческое, и природное таинство.

Детали лица Моны Лизы показывают технику сфумато, особенно тени возле глаз

Техника сфумато давала возможность оживлять пейзажи и удивительно тонко передавать игру чувств на лицах во всей ее изменчивости и сложности.

Сфума́то (итал. sfumato — затушёванный, буквально — исчезающий как дым) — в живописи смягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух. Приём сфумато разработал Леонардо да Винчи в теории и художественной практике.

Чего только Леонардо не изобретал, надеясь осуществить свои замыслы! Мастер неутомимо смешивает различные вещества, стремясь получить вечные краски. Кисть его так легка, так прозрачна, что в ХХ веке даже рентгеноскопический анализ не выявит следов ее удара, Сделав несколько мазков, он откладывает картину, чтобы дать ей высохнуть.

Его глаз различает малейшие нюансы: солнечные блики и тени одних предметов на других, тень на мостовой и тень печали или улыбки на лице. Общие законы рисунка, построения перспективы лишь подсказывают путь. Собственные поиски обнаруживают, что свет обладает способностью искривлять и выпрямлять линии: «Погружать предметы в световоздушную среду - значит, по сути, погружать их в бесконечность».

Портрет Джоконды - подлинный манифест великого художника. В него вложены мучительные усилия гения. В нем воплощен сам дух Возрождения.

Сквозь века в ореоле тайны

Ее звали Мона Лиза Герардини дель Джокондо, может, Изабелла Гуаландо, Изабелла д"Эсте, Филиберта Савойская, Констанция д"Авалос, Пачифика Брандано… Кто знает?

Неясность происхождения лишь способствовала ее известности. Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны. Долгие годы портрет «придворной дамы в прозрачном покрывале» был украшением королевских коллекций. Её видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри. Людовик ХIII, резвившийся еще ребенком в Большой галерее, где она висела, отказался уступить её герцогу Букингемскому, заявив: «Невозможно расстаться с картиной, которую считают лучшей в мире». Повсюду - и в замках, и в городских домах - дочерей пытались «обучить» знаменитой улыбке.

Так прекрасный образ превратился в модный штамп. У профессиональных художников популярность картины всегда была высока (известно более 200 копий «Джоконды»). Она породила целую школу, вдохновляла таких мастеров, как Рафаэль, Энгр, Давид, Коро. С конца XIX века «Моне Лизе» стали посылать письма с объяснением в любви. И всё же в причудливо складывающейся судьбе картины недоставало какого-то штриха, какого-то сногсшибательного события. И оно произошло!

Справа - самая ранняя копия знаменитой «Джоконды». Существует несколько десятков репродукций «Моны Лизы», выполненных в XVI-XVII веках. Эксперты считают, что обнаруженная копия была сделана с оригинала одним из учеников да Винчи в XVI веке.

21 августа 1911 газеты вышли под сенсационным заголовком: «Джоконда» украдена!» Картину энергично разыскивали. О ней горевали. Опасались, что она погибла, сожженная неловким фотографом, снимавшим ее при помощи магниевой вспышки под открытым небом. Во Франции «Джоконду» оплакивали даже уличные музыканты. «Бальдассаре Кастильоне» кисти Рафаэля, установленной в Лувре на месте пропавшей, никого не устраивал - ведь это был всего лишь «обыкновенный» шедевр.

«Джоконду» нашли в январе 1913 года спрятанной в тайнике под кроватью. Вор, бедный итальянский эмигрант, хотел вернуть картину на родину, в Италию.

Когда кумир столетий вновь оказался в Лувре, писатель Теофиль Готье язвительно заметил, что улыбка стала «насмешливой» и даже «торжествующей»? особенно в тех случаях, когда адресовалось людям, не склонным доверять ангельским улыбкам. Публика разделилась на два враждующих лагеря. Если для одних это была лишь картина, пусть и отличная, то для других - едва ли не божество. В 1920 году в журнале «Дада» художник-авангардист Марсель Дюшан пририсовал к фотографии «загадочнейшей из улыбок» пышные усы и сопроводил шарж начальными буквами слов «ей невтерпеж». В такой форме излили свое раздражение противники идолопоклонства.

Главная тайна

Главная тайна Джоконды скрыта в ее улыбке. Как известно, улыбки бывают разные: счастливые, печальные, смущенные, обольстительные, кислые, язвительные. Но ни одно из этих определений в данном случае не годится. В архиве музея Леонардо да Винчи во Франции хранится множество самых разнообразных толкований загадки знаменитого портрета.

Некий «специалист широкого профиля» уверяет, что изображенная на картине особа беременна; ее улыбка - попытка уловить движение плода. Следующий настаивает, что улыбается она своему возлюбленному… Леонардо. Кто-то вообще считает: на картине изображен мужчина, поскольку «его улыбка очень привлекает гомосексуалистов.

По мнению британского психолога Дигби Квестега, сторонник последней версии, в этой работе Леонардо показал свою латентную (скрытую) гомосексуальность. Улыбка «Джоконды» выражает широкий диапазон чувств: от смущения и нерешительности (что скажут современники и потомки?) до надежды на понимания и благосклонность.

С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит в полнее убедительно. Вспомним, однако, что нравы эпохи Возрождения были куда более раскрепощенными, чем нынешние, и Леонардо вовсе не делал тайны из своей сексуальной ориентации. Его ученики всегда были скорее красивы, нежели талантливы; особым же расположением пользовался его слуга Джакомо Салаи.

Ещё одна схожая версия? «Мона Лиза» - автопортрет художника. Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают. Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения!.. Но тогда и улыбка Джаконды - его улыбка.

Подобная загадочная улыбка была и в самом деле присуща Леонардо; о чем, например, свидетельствует картина Вероккьо «Товия с рыбой», на которой архангел Михаил написан с Леонардо да Винчи.

Высказал своё мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): «Улыбка Джоконды - это улыбка матери художника».

Идею основоположника психоанализа позднее поддержал Сальвадор Дали:

«В современном мире существует настоящий культ джокондопоклонства. На Джоконду много раз покушались, несколько лет назад даже были попытки забросать её каменьями - явное сходство с агрессивным поведением в отношении собственной матери.

Если вспомнить, что писал о Леонардо да Винчи Фрейд, а так же все, что говорят о подсознании художника его картины, то можно без труда заключить, что, когда Леонардо работал над Джокондой, он был влюблён в свою мать. Совершенно бессознательно он писал новое существо, наделенное всеми возможными признаками материнства.

В то же время улыбается она как-то двусмысленно. Весь мир увидел и все ещё видит сегодня в этой двусмысленной улыбке вполне определённый оттенок эротизма. И что же происходит со злополучным беднягой-зрителем, находящимся во власти Эдипова комплекса, то есть комплекса влюбленности в собственную мать?

Он приходит в музей. Музей - это публичное заведение. В его подсознании - просто публичный дом или попросту бордель. И вот в том самом борделе он видит изображение, которое представляет собой прототип собирательного образа всех матерей.

Мучительное присутствие собственной матери, бросающий нежный взор и одаривающей двусмысленной улыбкой, толкает его на преступление. Он хватает первое, что подвернулось ему под руки, скажем, камень, и раздирает картину, совершая таким образом акт матереубийства».

Окончательный диагноз

Улыбка Джоконды почему-то особенно не дает покоя врачам. Для них портрет Моны Лизы - идеальная возможность потренироваться в постановке диагноза, не опасаясь последствий врачебной ошибки.

Известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва. В своей практике он даже назвал этот паралич «болезнью Моны Лизы», видимо, добиваясь психотеропевтического эффекта за счет внушения пациентам ощущения причастности к высокому искусству.

Один японский врач абсолютно уверен в том, что у Моны Лизы был высокий уровень холестерина. Свидетельство тому - типичной для подобного недуга узелок на коже между левым веком и основанием носа. А это означает: Мона Лиза неправильно питалась.

Джозеф Борковски, американский стоматолог и эксперт по живописи, считает, что женщина на картине, судя по выражению ее лица, потеряла много зубов. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы. «Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы», - утверждает эксперт.

Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи. По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях. Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь? Нейрофизиолог Гарвардского университета Маргарет Ливингстон полагает, что причина тому - не магия искусства Леонардо да Винчи, а особенности человеческого зрения: появление и исчезновение улыбки зависит от того, на какую часть лица Джоконды направлен взгляд человека.

Существует два типа зрения: центральное, ориентирование на детали, и периферическое, менее отчетливое. Если вы сосредоточены не глазах «натуры» или пытаетесь охватить взглядом все ее лицо - Джоконда вам улыбается. Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает. Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон. Для чего в процессе работы над копией нужно постараться «нарисовать рот, не глядя на него». Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо.

Некоторые практикующие психологи говорят, что Секрет Моны Лизы прост: это улыбка самой себе. Собственно, следуют советы современным женщинам: подумай, какая ты замечательная, милая, добрая, неповторимая - ты стоишь того, чтобы радоваться и улыбаться себе. Неси свою улыбку естественно пусть она будет честной и открытой, идущей из глубины души. Улыбка смягчит твое лицо, сотрет с него следыусталости, неприступности, жесткости, которые так отпугивают мужчин. Она придаст твоему лицу таинственное выражение. И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы.


— «самая странная улыбка в мире», одна из наиболее известных и неразгаданных тайн в истории живописи, суть которой точно не сформулирована по причине того, что восприятие картины «Джоконда (Мона Лиза)» носит чисто индивидуальный характер. Споры вокруг происхождения главного персонажа картины, о ее красоте, о смысле ускользающей улыбки Джоконды не закончены до сих пор. Зрители и искусствоведы сходятся лишь в одном — взгляд красивой девушки и ее улыбка действительно производят на смотрящего неизгладимое впечатление. За счет чего — объяснения пока нет.

Точнее сказать, объяснения феномена появляются на свет с завидным постоянством. Так, например, совсем недавно профессор Маргарет Ливингстон из Гарвардского университета на ежегодном собрании Американской ассоциации за прогресс в науке, которое прошло в Денвере (штат Колорадо), представила свою теорию объяснения тайны улыбки Джоконды . По ее мнению, эффект мерцающей улыбки связан с особенностями человеческого зрения.

Маргарет Ливингстон заметила, что улыбка Моны Лизы очевидна только тогда, когда зритель смотрит не прямо на губы Джоконды, а на другие детали ее лица. Исследователь предполагает, что иллюзия исчезновения улыбки при смене угла зрения связана с тем, как человеческий глаз обрабатывает визуальную информацию.

Особенности зрения человека таковы, что прямое зрение хорошо воспринимает детали, хуже — тени. «Ускользающий характер улыбки Моны Лизы можно объяснить тем, что она почти вся расположена в низкочастотном диапазоне света и хорошо воспринимается только периферическим зрением», — заявила Маргарет Ливингстон.

Итак, если вам доведется быть в Париже, зайдите в Лувр — в эту сокровищницу мирового искусства. И не забудьте зайти в зал, где выставлена, наверное, самая знаменитая картина мира — шедевр великого флорентинца, титана Возрождения Леонардо да Винчи. Только было бы неплохо, если вы с «Джокондой» не были бы наедине.

Был случай, когда у картины надолго задержалась русская туристка вечером, когда музей закрывался. Посетителей в зале не было — можно без помех попытаться проникнуть в замысел автора. Через минуту ей стало не по себе, а затем и вообще возникла тоска, и стало страшно. Туристку избавило от обморока то, что она прервала контакт с картиной и поспешила на выход. Только на улице успокоилась, но тяжелое впечатление сохранялось долго…

Леонардо да Винчи, хотя ему исполнился 61 год, был полон физических и творческих сил, когда его призвал в Рим Джулиано Медичи — брат и ближайший соратник папы Римского Льва Х для написания портрета своей возлюбленной синьоры Пачифики Брандано. Пачифика — вдова испанского дворянина имела мягкий и веселый нрав, была хорошо образована и являлась украшением любой компании. Немудрено, что такой жизнерадостный человек, как Джулиано, сблизился с ней, свидетельством чему явился их сын Ипполито.

В папском дворце для Леонардо была оборудована прекрасная мастерская с подвижными столами, с рассеянным светом. Во время сеанса играла музыка, пели певцы, шуты читали стихи — и все это для того, чтобы Пачифика сохраняла постоянное выражение лица. Картина писалась долго, она поражала зрителя необыкновенной тщательностью отделки всех деталей, особенно лица и глаз. Пачифика на картине была как живая, что изумляло зрителей.

Правда у некоторых нередко возникало чувство страха, им казалось, что вместо женщины на картине может возникнуть чудовище, какая-нибудь морская сирена, а то и еще что-нибудь похуже. Да и сам пейзаж за ее спиной навевал что-то таинственное. Знаменитая с косиной улыбка Пачифики тоже никак не соответствовала понятию о праведности. Скорее здесь было некоторое ехидство, а может быть что-то из области колдовства. Именно эта загадочная улыбка останавливает, завораживает, тревожит и зовет проницательного зрителя, как бы вынуждая его вступить в телепатическую связь с изображением.

Кстати, подобная улыбка была присуща самому Леонардо. Об этом свидетельствует картина его учителя Вероккио «Товия с рыбой», при написании которой моделью архангела Михаила послужил Леонардо. Да и в статуе Давида учитель, несомненно, воспроизвел облик своего ученика с его характерным насмешливым выражением лица.

Может быть, это обстоятельство позволило в наше время предположить, что моделью для «Джоконды» явился сам автор, т.е. картина — его автопортрет в женском одеянии. Компьютерное сравнение картины с известным автопортретом красным карандашом, хранящимся в Турине, не опровергло это предположение. Определенное сходство действительно имеется, но этого совершенно недостаточно для каких-то дальнейших выводов.

Непросто сложилась судьба Пачифики. Ее брак с испанским дворянином был недолгим — муж скоро умер. Джулиано Медичи не захотел взять в жены свою любовницу, а вскоре после женитьбы на другой умер от чахотки. Сын Пачифики от Джулиано скончался молодым, будучи отравленным. Да и здоровье самого Леонардо за время работы над портретом пришло в полное расстройство.

Судьба людей, приближающихся к Пачифике, оказалась трагической, подобно бабочке, летящей к огню. Видно она обладала силой притягивать к себе мужчин и, увы, забирать их энергию и жизнь. Вполне возможно, что ее прозвище было Джоконда, что означает Играющая. И она действительно играла людьми, их судьбами. Но игра с таким хрупким предметом всегда кончается одинаково — предмет разбивается.

Джулиано Медичи, желавший укрепить связь с французским королевским семейством, женился на принцессе Филиберте Савойской. Для того, чтобы не огорчать невесту изображением недавней возлюбленной, Леонардо был оставлен в Риме, продолжая вносить изменения в картину, с точки зрения любого стороннего наблюдателя являющейся совершенно законченной.

Но какая-то сила заставляет его продолжать работу, хотя на него нередко накатывается усталость и апатия, ранее никогда ему незнакомые. Правая рука его трясется все сильнее и сильнее. Хотя он с детства был левшой и часто попадал из-за этого под насмешки, связанные с суеверием, что левой рукой водит сатана или нечистая сила, работать ему было все трудней и трудней.

Леонардо часто развлекался причудливыми забавами. Когда однажды садовник поймал ящерицу странного вида, Леонардо на нее нацепил сделанные из кожи других ящериц крылья, наполненные ртутью, а также рога и бороду. Когда ящерица двигалась, то крылья ее трепетали. Это вызывало ужас у зрителей, которые пускались наутек.

В молодости, получив заказ на роспись щита, в одной из комнат Леонардо сотворил жуткое чудище, составленное из множества хамелионов, ящериц, змей, летучих мышей и прочих тварей. Чудище, как живое, выползало из расселины скалы, устроенной в комнате, брызжа ядом из пасти, огнем из глаз, дымом из ноздрей. Выбрав нужный ракурс, он изобразил это чудище на щите. Нужно было иметь очень крепкие нервы, чтобы остаться неподвижным около щита.

Изучая анатомию людей и животных, Леонардо как-то собрал полный скелет лошади и с помощью длинных веревок мог приводить его в движение, пугая своих помощников. А бараньи кишки он научился так очищать и утоньшать, что они помещались на ладони. Скрытым в другой комнате мехом его помощник надувал эти кишки так, что вся комната ими заполнялась, прижимая изумленных гостей к стенам.

Такие забавы для Леонардо имели большой смысл. На них он оттачивал свою идею — целью произведения искусства является способность поразить зрителя, заставив отшатнуться в ужасе, или заворожить. Многие его творения будят сильные эмоции, потрясают и волнуют людей. Это продолжается более четырех веков, полной мерой относясь к последнему его крупному детищу — к «Джоконде».

Перед отъездом из Рима во Францию Леонардо посетил умирающего от чахотки Джулиано Медичи, вернувшегося скоро после свадьбы на родину. Джулиано оставил портрет Пачифики художнику, продавшему, в конце концов, портрет французскому королю за крупную сумму. «Медичи меня создали и разрушили» — заметил в дневнике Леонардо, сокрушаясь по поводу резко ухудшившегося здоровья. Но не Медичи, я полагаю, явились причиной разрушения мастера, а синьора Пачифика, роковые качества которой наложили отпечаток на его дальнейшую жизнь. Этому способствовало само общение с ней, а затем — ее живописное воплощение, произведенное Леонардо…

На службе французского короля Леонардо проектировал пышные празднества, новый дворец для короля, канал, но все это было совсем не того уровня, что раньше. За год до смерти он написал завещание. Прежде такой энергичный, Леонардо сильно сдал. Непривычным для человека, в молодости спокойно гнущего рукой подковы, было постоянное чувство усталости.

Еще недавно он писал, пытаясь разными словами выразить одну мысль: «Скорее лишиться движения, чем устать. Скорее смерть, чем усталость. Я не устаю, принося пользу. Все труды неспособны утомить меня». Он неделями не встает с постели, правая рука окончательно перестала ему повиноваться.

Такое состояние не могло продолжаться долго, и в возрасте 67 лет титан Возрождения угас. Так Пачифика явилась и причиной создания необыкновенного творения, и причиной быстрого угасания великого ученого и инженера, архитектора и художника…

Гоголь в повести «Портрет» упоминает портрет Леонардо да Винчи, над которым великий мастер трудился несколько лет и все еще считал неоконченным, хотя его современники почитали эту картину за совершеннейшее и окончательнейшее произведение искусства. Нет никаких сомнений, что Гоголь имеет в виду знаменитую «Джоконду», хотя и не называет ее. Но в связи с чем понадобилось Гоголю вспоминать Леонардо да Винчи?

Действие повести начинается с того, что молодой бедный Чартков на последние деньги решает купить картину , выбранную им из старья, с портретом старика в азиатском костюме, глаза которого не только были тщательно отработаны, но и странным образом казались живыми, оставляя у смотрящего на портрет неприятное, странное чувство. Так вот, придя домой, отмыв купленный портрет от грязи и повесив его на стену, Чартков пытается понять причину возникновения странного чувства. Именно в это время он вспоминает о «Джоконде», как о ближайшем аналоге необыкновенного приобретения.

Нельзя не процитировать ход дальнейших рассуждений Чарткова под впечатлением портрета старика: «Это было уже не искусство: это разрушало даже гармонию самого портрета. Это были живые, это были человеческие глаза! Казалось, как будто они были вырезаны из живого человека и вставлены сюда. Здесь не было уже того высокого наслаждения, которое объемлет душу при взгляде на произведение художника, как ни ужасен взятый им предмет; здесь было какое-то болезненное, томительное чувство… Почему же простая, низкая природа является у одного художника в каком-то свету, и не чувствуешь никакого низкого впечатления; напротив, кажется, как будто насладился, и после того спокойнее и ровнее все течет и движется вокруг тебя? И почему же та самая природа у другого художника кажется низкою, грязною, а между прочим, он также был верен природе? Но нет, нет в ней чего-то озаряющего. Все равно как вид в природе: как он ни великолепен, а все недостает чего-то, если нет на небе солнца». И еще о пугающем портрете: «Это уже не была копия с натуры, это была та странная живопись, которою бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы».

Напомним, что под влиянием этой картины у Чарткова начались галлюцинации и страшные сновидения. Привалившее богатство сделало Чарткова модным портретистом, но счастье не пришло. Золото давало ему обеспеченность и почет, но отнимало мастерство живописца и способность уважительно относиться к своим молодым коллегам. Утрата таланта привела к зависти по отношению к талантливым художникам, к озлоблению на весь мир, а в итоге — к потере богатства и к ужасной смерти. Он понял, что необыкновенный портрет, купленный им в пору бедной молодости, явился причиной его превращения.

После смерти Чарткова открылась создания портрета. Оказалось, что замечательному художнику-самоучке заказал этот портрет ростовщик, которого многие считали дьяволом из-за того, что судьба всех людей, бравших у него деньги взаем, была ужасной. В них вместе с деньгами как бы вселялась злая сила, приводившая к гибели. Ростовщик, чувствуя близкую смерть, заказал портрет для того, чтобы сверхъестественной силой продолжать жить в этом портрете. Художник, желая попробовать себя в изображении дьявола, согласился, но чем ближе он приближался своим портретом к натуре, тем сильнее в нем возникала тягость, тревога. Глаза портрета «вонзались ему в душу и производили в ней тревогу непостижимую.» Хотя художник не смог завершить свою работу, портрет казался законченным и после скорой смерти ростовщика оказался у него. Последующая за этим утрата таланта, смерть жены и двоих детей привела его к мысли, «что кисть его послужила дьявольским оружием, что часть жизни ростовщика перешла в самом деле как-нибудь в портрет, и тревожит теперь людей, внушая бесовские побуждения, совращая художников с пути, порождая страшные терзанья зависти».

Может быть Гоголь разгадал роковую сущность «улыбки Джоконды» и свою догадку закодировал повестью «Портрет», боясь быть непонятым современниками? Теперь можно сказать, что ростовщик Гоголя и Пачифика Леонардо в определенном смысле одно лицо.

Несколько веков женский портрет руки Леонардо да Винчи, хранящийся в Лувре, считался изображением 25-летней Лизы — жены флорентийского магната Франческо дель Джокондо. До сих пор во многих альбомах и справочниках портрет имеет двойное название — «Джоконда. Мона Лиза». Но это ошибка, и в ней виноват известный средневековый художник и писатель Джорджо Вазари, составивший жизнеописание многих великих художников и скульпторов Возрождения.

Именно авторитет Вазари затмил вдовью траурную вуаль на голове изображенной женщины (Франческо дель Джокондо прожил длинную жизнь), да и не дал возможность поставить вопрос: если это мона Лиза, то почему при живом заказчике портрет остался у живописца?

И только ХХ век прекратил этот гипноз. А.Вентури в 1925 году предположил, что на портрете изображена герцогиня Констанца д’Авалос — вдова Федериго дель Бальцо, другая любовница Джулиано Медичи. Основанием этой гипотезы является сонет поэта Энео Ирпино, в котором упоминается ее портрет работы Леонардо. Других подтверждений у этой версии нет.

И, наконец, в 1957 году К.Педретти выдвинул версию Пачифики Брандано. Именно эта версия вызвала новый прилив в исследованиях наследия великого флорентинца. Именно эта версия представляется самой верной, так как она подтверждается не только документами, но и сутью дополнительных обстоятельств, о которых говорилось выше.

ХХ век — век огромных достижений в области парапсихологии. Известный нейропсихиатр Ш.Карагулла в результате многих и надежных исследований в США, Канаде, Англии установила, что некоторые люди имеют уменьшенный по сравнению с остальными объем ауры и могут являться поглотителем жизненной энергии своих близких, вызывая их недомогания.

Сейчас такие люди часто называются энергетическими вампирами. Это явление подтверждено и другими исследователями. Утечка жизненной энергии на начальном этапе вызывает у жертвы энергетической агрессии апатию, ослабление иммунитета, а затем ведет к тяжелым нарушениям здоровья.

Так вот, очень похоже на то, что Пачифика являлась именно таким человеком, поглотителем жизненной энергии других людей — энергетическим вампиром или, как сказал бы Гоголь, излучала мертвенный свет. Именно поэтому ее необычайно реалистический портрет, подобно живой Пачифике, поглощает жизнь, излучает зло и не исцеляет, а повреждает душу зрителей до сих пор. При кратковременном контакте человека с подобными картинами может возникать проявление синдрома Стендаля, а при длительном — синдрома хронической усталости.

Здесь, в этой картине сосредоточена квинтэссенция достижений великого мастера на пути приближения к реальности. Это и результаты его анатомических исследований, позволявшие ему изображать людей и животных в совершенно естественных позах, это и знаменитое «сфумато» — рассеяние, давшее ему возможность правильно изображать границы раздела разных объектов, это и совершенное использование светотени, это и загадочная улыбка портретируемой женщины, это и тщательная подготовка специального для каждой части картины грунта, это и необычайно тонкая проработка деталей.

И, наконец, самое главное — верная передача нематериальной, точнее — тонкоматериальной сути объекта живописи. Своим необыкновенным талантом Леонардо создал действительно живое творение, дав долгую, продолжающуюся до наших дней, жизнь Пачифике со всеми ее характерными особенностями. И это творение, подобно творению Франкенштейна, погубило и пережило своего создателя.

Луврская «» может приносить зло людям, пытающимся проникнуть в ее смысл, то, может быть, нужно уничтожить все репродукции и сам подлинник? Но это бы явилось актом преступления против человечества, тем более, что картин с подобным воздействием на человека в мире немало. Просто нужно знать об особенности таких картин (и не только картин) и принимать соответствующие меры, например, ограничивать их репродуцирование, в музеях с такими произведениями предупреждать посетителей и иметь возможность оказать им медицинскую помощь и т.д. Ну, а если у вас есть репродукции «Джоконды» и вам кажется, что они на вас плохо влияют, уберите их подальше или сожгите.

В повести Гоголя злополучный портрет исчез таинственным образом тогда, когда его тайна была публично раскрыта. Не удивляйтесь, если узнаете, что в скором времени и «Джоконда» непостижимо исчезнет из Лувра. Она уже исчезала оттуда в 1911 году, будучи похищенной, но тогда была найдена и вновь возвращена на место.

Во всем есть свои загадки, и искусство не стало исключением. Одна из неразгаданных тайн - это картина «Джоконда» («Мона Лиза») Леонардо да Винчи.

Вокруг неё идут многочисленные дискуссии относительно красоты и улыбки персонажа картины. Только в одном сходятся все зрители и критики - картина производит удивительное и необычное впечатление. Объяснения таинственной улыбки появляются очень часто. Есть те, кто считает, что эффект мерцающей улыбки связан с отличительными чертами человеческого зрения. Другие утверждают, что улыбка картины явна, когда наблюдатель смотрит на любые детали лица девушки, кроме губ.

Обязательно зайдите в Лувр, будучи в Париже, и посмотрите на шедевр Леонардо да Винчи. Однако старайтесь не оставаться с картиной наедине, ведь с нею связано много странных случаев. Некоторые люди чувствовали тоску, грусть или начинали плакать после долгого рассматривания картины. Хотя, остаться с этой картиной наедине сегодня практически невозможно, зал обычно буквально забит туристами.

Леонардо да Винчи был призван в Рим Джулиано Медичи для написания портрета синьоры Пачифики Брандано. Она была вдовой испанского дворянина, с кротким и веселым характером, хорошим образованием и являла собой украшение общества. Для художника обустроили мастерскую. Девушке необходимо было сберегать неизменное выражение лица, ради этого во время сеансов играла музыка, напевались песни и читались стихи.

Портрет писали долго, внимательно прорисовывая мельчайшую деталь. Поэтому девушка на картине выглядит, словно живая. У некоторых людей возникало чувство страха, что на картине может возникнуть чудовище или ещё что-нибудь. Знаменитая улыбка завораживает своей таинственностью, навевая необыкновенные ощущения, она зовет зрителя. Несмотря на это, картина растиражирована в мире больше любой другой, она везде, включая обои для смартфона (есть такие например на appdecor.org).

Многие утверждают, что подобная улыбка была у самого Леонардо. Это можно заметить на картине его учителя, где моделью послужил да Винчи. Именно из-за этого некоторые предположили, что Джоконда - автопортрет художника в женском обличье. Компьютерное сравнение картины с автопортретом не опровергло это предположение. Однако, несмотря на это, рано утверждать, что это правдивая версия.

Судьбу Пачифики нельзя назвать легкой. Замужество было кратковременными из-за смерти мужа, Джулиано Медичи не пожелал брать в супруги любовницу, а сына отравили. Вскоре Медичи пришлось жениться по расчету, он не захотел огорчать невесту портретом любовницы, поэтому Леонардо пришлось изменять картину, которая была уже законченной.

Пачифика обладала склонностью притягивать мужчин и словно забирать их жизни. Есть предположение, что её прозвище было «Джоконда». Это слово переводиться как «играющая». Синьора Пачифика оставила след не только на своем возлюбленном, но и на художнике, которому после написания портрета становилось все хуже. Да Винчи начинает чувствовать себя странно. На него наваливается апатия, которой ранее не было, и усталость. Рука трясется все сильнее и становится сложнее работать.

После окончания написания портрета и отъезда во Францию Леонардо создавал для короля новый дворец, однако работа была уже не того высокого уровня, как раньше. У него пропала энергичность, появилась апатия. Затем неделями он не встает с кровати, а правая рука перестает повиноваться. В возрасте 67 лет художник умирает.

Изначально полагали, что изображенная на картине девушка - это 25-летняя Лиза - супруга флорентийского магната Джокондо. Собственно, поэтому портрет в некоторых альбомах и справочниках имел двойственное наименование - «Джоконда. Мона Лиза».

А. Вентури в 1925 году допустил, что на портрете изображена Констанца д’Авалос - любовница Джулиано Медичи. Предположение было основано на стихотворении поэта Энео Ирпино, но иных доказательств правдивости этой версии нет.

Лишь в 1957 году К. Педретти предложил идею о Пачифике Брандано. Она считается самой верной, благодаря документам и вышеописанным обстоятельствам. Существует мнение, что Пачифика была энергетическим вампиром. Это люди, у которых имеют объём ауры меньше, чем у обычных людей, вследствие этого они могут быть поглотителями жизненной энергии своих родных, вызывая апатию, ослабление организма и серьёзные нарушения самочувствия. Вот почему необычный портрет Пачифики так влияет на людей, которые долго всматриваются в него.

Не стоит забывать и об экспериментах Леонардо, который хотел, чтобы его картины вызывали сильные эмоции. Он мечтал о том, чтобы заставить зрителя ужаснуться или, наоборот, заворожить его. Его познания в анатомии, «сфумато», светотени, загадочная улыбка женщины на портрете и прорисовывание мельчайших деталей - все это создало живое творение.

Уничтожение «Улыбки Джоконды» было бы преступлением, ведь в мире существует немало картин, которые воздействуют на человека. Нужно всего лишь принимать меры, чтобы эти картины меньше влияли на людей. Например, ограничить время, проведенное рядом с ними, или же предупреждать посетителей.