Трагическое столкновение с жизнью темы карташова. Эстетические категории и понятия. Четвёртая учебная ситуация - интеллектуально-рефлексивная

«На дне» ставится в сотнях театров. Режиссеры и актеры ищут новые и новые краски для горьковских героев, меняются костюмы и декорации. Но дух захватывает, когда осознаешь, что пьеса была написана более ста лет назад. Что же изменилось? Все так же есть свалки и места, где доживают обреченные, сломанные жизнью люди , так же искалеченная молодость мечтает о чистой любви и ждет принца, который возьмет за руку и выведет из кошмара, так же спиваются отброшенные прогрессом и изменениями в обществе рабочие и так же ходят, предлагая иллюзорное утешение, странные люди , уверяющие, что им открыта правда. И все мы рано или поздно ищем ответ : что есть истина , что нужно человеку - жестокая реальность , утешение любой ценой или что-то третье?
Три «правды» в пьесе противопоставлены друг другу. Одна - правда жестокости. Есть реальность, нельзя обманывать человека ,
жалеть его, унижать этим. «Человек! Это - великолепно!» Люди должны смотреть в лицо фактам, как бы они ни были страшны. Кто же говорит это в пьесе? Может быть, положительный, сильный, смелый герой, человек , знающий цель жизни и бесстрашно к ней идущий? Увы, весь пафос снижается тем, что Горький отдает этот гимн во славу гордого человека картежнику и шулеру Сатину.
Правда реальности в том, что нет ни работы, ни пристанища, ни надежды, ни сил. Отнято право на жизнь , и выход один: «Издыхать надо!» Так говорит Клещ, единственный, кто поначалу еще надеется на то, что вырвется из ямы, что это не конец, а временное падение. Надеется на то, что реальность уступит любви, и проститутка Наташа . Страшная надежда у мужа Анны, что вот умрет, наконец, жена , и станет легче. Иллюзия освобождения теплится у всех, кроме Барона, но и у него есть ниточка: «Все в прошлом». Значит, было прошлое, что-то есть не впереди, так хоть позади. Полное отупение и равнодушие у Бубнова. Этот человек уже по ту сторону правды и надежды, он мертв, и ни иллюзии, ни реальные перемены не воскресят его.
И вот в этом аду, где глумится над человеком само небо, лишая надежды, появляется странный персонаж. Лука - странник. Таких людей называли еще «странные», от «странствовать». Он ходит по миру, вооруженной единственной заповедью: все люди достойны надежды и жалости. Он обращается к отребью: «Честной народ». Это уважительные слова, не пустые. Так здоровались с работящими, хозяевами, людьми, пусть и бедными, но не отвергнутыми обществом . Как-то перекликается это с обращением «добрый человек» булгаковского Иешуа и его словами: «Нет злых людей на свете». Лука задан Горьким как носитель лжи, подающий милостыню вместо реальной помощи. Но как он может помочь? Все, что имеет странник, это тепло и жалость к человеку и твердое убеждение, что нельзя жить без надежды. Он не может помочь ни советом, ни делом. Но с приходом Луки в яме появляется свет.
Герои не обманываются, не верят Луке. Бубнов говорит, что Лука все врет, но без пользы для себя. Но доброту его, обращенную ко всем, без вопроса - а заслуживают ли эти люди доброго отношения, чувствуют и Пепел, и Наташа, и Анна , и Актер . Так может быть, это и есть настоящая правда? Но ужас в том, что беспочвенные надежды быстро рассеиваются, оставляя после себя еще больший мрак и опустошенность. Лука дает временное утешение, как лекарства, которые не лечат болезнь, а только заглушают боль . Но РЬКИИ не осуждает и не поддерживает философию утешительства. Он ищет в ней здоровую сторону. Человек - это действительно звучит гордо, и сила человека в том, что, поверив даже в невероятное, он силой веры может изменить саму реальность.
Нельзя убивать человека правдой, потому что кроме фактов, которые всегда переменчивы, есть другая правда - человеческая душа, вера в себя, надежда на лучшее, идеал и цель впереди, без которых жизнь просто невозможна и не нужна.
Такова третья правда - правда великого реалиста и гуманиста Горького, авторский голос, который звучит в пьесе, не заглушая голоса персонажей, но давая перспективу и указывая выход если не для героев пьесы, то для нас.

Разделы: Литература

Учебники , по которым ведётся образовательная работа:

Русская литература XX века. Учебник для общеобразовательных учреждений. 11 класс. В двух частях //Под редакцией В.П. Журавлёва. - М.: Просвещение, 2007.

Класс: 11.

Тип: комбинированный урок.

Совершенствование навыка анализа текста; формирование универсальных учебных действий в процессе анализа текста драматургического произведения;

Удовлетворение интеллектуального интереса;

развивающие:

Развитие культуры речи, навыков монологической и диалогической речи;

Развитие логики мышления;

Развитие креативного мышления;

Приобретение умения вести дискуссию, выступать публично;

воспитывающие:

Установление в процессе совместных действий новых связующих нитей с одноклассниками, с педагогом;

Привитие чувства доброжелательности, внимания и уважения к собеседнику;

Приобретение нравственных ценностей;

Разрешение личностно значимых проблем в процессе рассмотрения ситуативных задач;

Активизация творческих способностей учащихся.

Создать проблемную ситуацию,

Побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения на различные вопросы.

Форма организации занятия: эвристическая беседа, литературная дискуссия, элементы театральной игры.

Репродуктивные: словесные, наглядные;

Продуктивные: создание схем, наполнение их результатами наблюдений и собственными суждениями, создание учащимся мультимедийной презентации о Луке; использование мультимедийной презентации к уроку, инсценирование, рефлексия, работа в группах.

Средства обучения: портрет М. Горького, иллюстрации к пьесе “На дне”, мультимедийная презентация, компьютерная техника, книги с текстом пьесы “На дне”, учебники, сотворчество, взаимная ответственность за результаты работы, совместное переживание успеха, интерпретация литературного произведения.

Форма организации работы в классе: фронтальная, групповая, индивидуальная, творческая.

Ход урока

Первая учебная ситуация - мотивационная

Учитель сообщает тему урока: Столкновение неоднородных мироощущений в пьесе М.Горького “На дне”. Проблема гуманизма. (Презентация, слайд №1.)

Учащиеся работают коллективно в группах, интерпретируют каждое слово темы урока, развивая речедеятельность, мыслительную деятельность, записывая в тетради варианты смысловых находок:

Каковы цели нашего урока?

Учащиеся интуитивно воспринимают цели: понимание авторского замысла, осознание его, определение проблем, открытие духовного мира автора, обогащение своего духовного мира, развитие личности в процессе учебной деятельности, развитие культуры речи и другие. (Презентация, слайд №2.)

Учитель по необходимости дополняет и обобщает ответы: формирование универсальных учебных действий в процессе анализа текста драматургического произведения, разрешение личностно значимых проблем в процессе рассмотрения ситуативных задач, активизация творческих способностей учащихся.

Какова основная тема творчества М.Горького конца XIX – начала XX века?

Учащиеся.

В конце XIX – начале XX века основной темой творчества М. Горького стала тема разоблачения пороков капиталистической действительности.

Учащиеся называют проблемы борьбы жизни и смерти, угнетения человека, духовной и материальной бедности, одиночества, трагедии общества и человека, гуманизма, античеловечности общества, правды и лжи. (Презентация, слайд №3.)

Вторая учебная ситуация - учебно-познавательная

Заметным явлением русской литературы начала XX века стала пьеса Горького “На дне” (1902 г.). Чем же объяснялся ее исключительный успех? (Презентация, слайд №4.)

Учащиеся.

  • Сильное впечатление на зрителя произвело сочетание предельно реалистического изображения людей, достигших последней степени убожества, отчаяния и бесправия, с прославлением Человека и его правды. Перед глазами публики впервые предстал невиданный до сих пор мир воров, босяков, шулеров, то есть людей, опустившихся на “дно” жизни. В нем, как в опрокинутом зеркале, отразился тот мир, откуда были низвергнуты эти люди. (Презентация, слайд №5, №6.)
  • Пьеса Горького направлена против социальных беспорядков капиталистического общества и пронизана страстным призывом к справедливой жизни. “Свобода во что бы то ни стало - вот ее духовная сущность”, - так определил идею пьесы К. С. Станиславский, поставивший ее на сцене МХАТа (1903 г.). (Презентация, слайд №7.)

Главное правило урока литературы: нельзя грамотно отстаивать свою точку зрения без знания самого произведения. Предлагаю вам маленькую разминку. Я зачитываю реплику из пьесы, а вы определяете, кто её произносит. (Презентация, слайд №8.)

  • “На что совесть? Я не богатый”. (Бубнов.)
  • “Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…”. (Лука.)
  • “Образование – чепуха, главное – талант!”. (Актер.)
  • “Мало знать, ты понимай…”. (Наташа.)
  • “Надоели мне, брат, все человеческие слова…все наши слова – надоели!”. (Сатин.)
  • “Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта - она превыше всех благ”. (Костылев.)
  • “Любить живых надо, живых”. (Лука.)
  • “Выходит – снаружи как себя ни раскрашивай – все сотрется!”. (Бубнов.)
  • “Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!”. (Сатин.)
  • “Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя? Даже собаки имеют клички…”. (Актер.)
  • “ А все люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…”. (Лука.)
  • “Какие они люди? Рвань, золотая рота… Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вот погоди…умрет жена”. (Клещ.)

Учитель комментирует уровень знания текста.

Третья учебная ситуация - учебно-познавательная

Какие образы и ассоциации возникают при восприятии пьесы? (Презентация, слайд №9.)

Учащиеся в группах ведут наблюдения и в формате таблицы записывают результаты поисков. Учащиеся творчески выражают своё понимание и восприятие пьесы, обмениваясь мнениями в группах, затем представители групп выступают перед одноклассниками.

Образы Художественные средства Моё отношение
Образ “дна” В ремарках “пещера”, “подвал” - синонимы.

Социальное “дно” жизни - развёрнутая метафора.

Бедность, сырость, отсутствие света, темнота, место обитания животных, зверей, а не людей.

Мрачный быт костылевской ночлежки - воплощение социального зла.

В одном помещении собрались старые и молодые, одинокие и семейные, мужчины и женщины, здоровые и больные, голодные и сытые.

Образы ночлежников Речь обитателей ночлежки: хрюкаешь, козёл, собака. Разговорный стиль, грубая лексика.

Одежда: ремарка “треплет руками лохмотья на себе” (о Клеще), “в женской ватной кофте” (о Медведеве), какой-то рухлядью покрывает актёр Анну.

Разговор о совести: зачем совесть, честь и совесть не нужны, совесть нужна богатым.

Межличностные отношения: неуважение, грубость, презрение, жестокость, равнодушие друг к другу, ненависть.

Нищета ужасающая.

Скученность и страшная нищета порождают взаимное раздражение, ссоры, драки и даже убийство.

Живут без совести, без чести, смирились с участью ночлежника, но человек не может жить без совести, совесть - внутренний судья, это важное чувство ответственности за самого себя.

Судьба обитателей “дна” Выброшены из нормальной жизни: не имеют работы, дома, семьи. Грозный обвинительный акт против несправедливого общественного строя.

Духовная жизнь не замерла, здесь возникают думы, мечты, концепции жизни.

Общество, где существуют такие ночлежки Описание места действия в каждом акте.

Бесчеловечность социальных отношений.

Перед нами не просто трущобные условия жизни ночлежников. Дом Костылёвых с его хозяевами и подвальными жителями-своеобразная социальная структура, отражающая очень выразительно структуру всего общества, основанного на частной собственности, на унижении бедных.

Ночлежники - жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком, превратившись в бесправное существо, обреченное влачить жалкое существование.

Четвёртая учебная ситуация - интеллектуально-рефлексивная

В чём причина разрушения человека? Почему люди опустились до такого уровня? Кто виноват? (Презентация, слайд №10.)

Учащиеся.

  • Обитатели “дна” выброшены из нормальной жизни в силу волчьих законов, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, то ему грозит неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель.
  • Люди ощущают себя “бывшими”. У некоторых из них даже имени нет.
  • Неверие в правосудие заставило Сатина самому отомстить негодяю, погубившему его сестру. Эта месть привела его в тюрьму, которая и определила его дальнейшую судьбу. Бубнов вынужден уйти из дома, оставив мастерскую жене и ее любовнику, так как не надеялся на защиту со стороны представителей закона.
  • Конечно, люди, оказавшиеся в костылевской ночлежке, вовсе не идеальны. Они совершают ошибки, делают глупости, но не заслуживают того, чтобы общество выбросило их на “дно” жизни, не оказав никакой поддержки. Васька Пепел, сын вора, родившийся в тюрьме, обречен идти по стопам своего родителя, ибо иной путь для него заказан. Трудолюбие и упорство Клеща, не желающего смириться с участью ночлежника, не помогли ему подняться с жизненного “дна”.

Пятая учебная ситуация - учебно-познавательная

Какие вопросы возникают при знакомстве с трагической судьбой обитателей ночлежки? (Презентация, слайд №11.)

Учащиеся.

Может ли человек подняться на поверхность? Каков выход из создавшегося положения, в чем спасение людей “дна”?

Попробуем разобраться в этих сложных философских вопросах. Какая сцена является завязкой конфликта?

Учащиеся.

Завязкой конфликта является появление Луки.

Учитель. (Презентация, слайд №12.)

Что лучше: истина или сострадание? Нужно ли пользоваться утешительной ложью, как Лука?

Учащиеся анализируют эпизод пьесы, связанный с появлением Луки, записывают в тетрадях результаты наблюдений, делятся своими мыслями с одноклассниками. (Презентация, слайды №13, №14, №15, №16, созданные одним из учащихся, им же демонстрируемые.)

Шестая учебная ситуация - интеллектуально-рефлексивная

Какой же человек Лука? Какие нравственные ценности приобретаем, знакомясь с Лукой? (Презентация, слайд №17.)

Учащиеся работают с текстом, наблюдают, ведут дискуссию, приводя примеры, записывают свои мысли и интересные находки других.

Отношение Луки к человеку (реплики) Нравственные ценности, которые приобретаем мы
Он - каков ни есть - а всегда своей цены стоит.

Всяко живёт человек…как сердце налажено, так и живёт…сегодня - добрый, завтра - злой…

Каждый человек - ценность.
Я только говорю, что, если кто хорошего никому не сделал, то и худо поступил.

Любить - живых надо…

Делать добро - главный принцип человека.
Человек должен уважать себя. Уважение - почтительное отношение к самому себе и к другому человеку.
Кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос - от всех жалел и нам велел…

Человека приласкать - никогда не вредно!

Жалость, сочувствие, призыв к терпению.
Всё ищут люди…всё хотят - как лучше…

Человек - всё может…лишь бы захотел… Люди-то? Они - найдут! Кто ищет - найдёт… Кто крепко хочет - найдёт!

Они - придумают. Помогать только надо им, девонька…уважать надо…

Во что веришь, то и есть…

Вера в человека, в его силы.

Седьмая учебная ситуация - учебно-познавательная, рефлексивная.

Учитель. (Презентация, слайд №18.)

Развитие сюжета концентрируется на том, как ведёт себя Лука с каждым из обитателей ночлежки. Что же несёт Лука людям?

Учащиеся работали дома с текстом, подбирали необходимый материал и в формате таблицы записывали свои наблюдения, на уроке, общаясь в группах, дополняют свои записи, с результатами обобщения выступают представители групп.

Контакты Прошлое героя Советы Луки Что несёт людям Лука Что изменилось в отношении героя к жизни
Лука- “Побои…

обиды… ничего кроме - не видела я… ничего не видела!

Не помню, когда я сыта была… Всю жизнь в отрёпьях ходила…”

“Ничего не будет! Лежи знай! Ничего! Отдохнёшь там!.. Потерпи ещё! Все, милая, терпят… всяк по-своему жизнь терпит…” Вера, терпение, милосердие, сочувствие - гуманные ценности. Анна умирает спокойно, терпеливо.
Лука-Настя “Настоящую любовь? А у меня – была она… настоящая!” “Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит - была она!” Поддержка, доброта. Настя слышит грубые слова от Барона. Уходит куда глаза глядят, бросая ночлежникам: “Волки!”
Лука-Пепел Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал…Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын… Советует забрать Наташу и уехать в Сибирь: “А хорошая сторона-Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там - как огурцу в парнике!” Понимание, поддержка. За убийство Костылева попадает на каторгу вместо счастливой жизни в Сибири.
Лука-Актёр Когда-то имел звучную фамилию - Сверчков-Заволжский, первых ролей не играл (говорит, что играл в “Гамлете” могильщика), жил в нужде; начал пить, не видя выхода, - спился, “пропил душу” (акт 2).

“Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хорошая память…

Пропил я душу…Веры у меня не было…”

“Ты лечись! От пьянства нынче лечат…Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц…чтобы, значит, даром их лечить…” Помощь советом, убеждением, забота. Актер, узнавший о том, что старик солгал и никакой лечебницы нет, а значит, нет и надежды на будущее, отчаялся, у него остается один выход - самоубийство.
Лука- Барон Служил в казённой палате, растратил деньги; за растрату казённых денег попал в тюрьму, затем оказался в ночлежке (акт 4). Лука Барону: “Поди-ка, вот… приласкай! Человека приласкать - никогда не вредно…” Гуманный совет. По своему прошлому, социальному положению назван Барон, который “нет-нет, да и покажет из себя барина”. Самый безвольный из ночлежников.

“А…ведь зачем-нибудь я родился…а?” Хочется и ему, пусть на мгновение, узнать свое предназначение.

Лука-Клещ Потерял работу, хотя “честный труженик”, “с малых лет работал” (акт 1). Лука о поведении Клеща: “Видел бы ты… как тут человек кричал!”, “Побежишь, если этак… к сердцу подступит…” Сочувствие, сострадание. Эгоистичный, озлобленный Клещ с нетерпением ожидает смерти жены, которую, по словам Квашни, “заездил до полусмерти”. Он лишен малейшего сочувствия к умирающей спутнице жизни.
Лука-Бубнов Бубнов ушёл из дома “от греха подальше”, чтобы не убить жену и её любовника, лишился “своего заведения” и оказался в ночлежке, сам признаётся, что “ленив”, да ещё и пьяница, “пропил бы … мастерскую” (акт 3). Лука Бубнову: “Вот… ты говоришь-правда… Она, правда-то, - не всегда по недугу человеку…не всегда правдой душу вылечишь…”

Бубнов не верит Луке: “Всё – сказки… Всё выдумки…Праведная земля! Туда же!”

Продолжает пить, не способен действовать, чтобы выйти из порочной жизни.

У Бубнова своя правда: “А я вот… не умею врать! Зачем? По-моему, вали всю правду, какая она есть! Чего стесняться?”

Какой же он, старец, странник Лука, который, по словам Сатина, “проквасил сожителей” и который возмутил в душе то, во что давно не верили и чего не любили?

(Презентация, слайд №19.)

Учащиеся о рефлексии.

  • Лука - довольно тонкий психолог, неутомимый наблюдатель, оптимист. Советы его не были реализованы не потому, что они были плохие, а потому, что обитателям ночлежки не хватало энергии и воли для их претворения в жизнь. Но души обитателей ночлежки были взбудоражены странником, их разум стал работать интенсивнее. Например, Васька Пепел произносит слова: “Я –не каюсь…в совесть я не верю…Но я одно чувствую: надо жить - иначе! Лучше надо жить! Надо жить так, чтобы самому себя можно мне было уважать…” (Презентация, слайд №20.)
  • Лука искренне сочувствует жертвам жизни, униженным и оскорбленным людям, бескорыстно стремится облегчить их страдания, помочь им. Умирающей Анне он обещает после смерти жизнь в раю, где она отдохнет от земных страданий. Пеплу с Наташей старик советует начать новую жизнь в золотой стране Сибири. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, адрес которой он забыл, но обязательно вспомнит, давая этим спившемуся человеку надежду на возвращение к прежней жизни.
  • Лука деятельный и заботливый.
  • Лука, странствующий проповедник, всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: “Ты надейся!”, “Ты верь!”/
  • Лука - личность незаурядная, у него большой жизненный опыт и острый интерес к людям. Он ни во что не верит, но ему жаль страдающих людей, вот он и говорит им разные утешающие слова. Вся его философия заключена в изречении: “Во что веришь, то и есть”.
  • Лука хитрый, находчивый, изворотливый.
  • Лука гуманен, добр, ласков, даёт советы, проявляет заботу. Однако в нём много противоречивого, непонятного.
  • Гуманизм Луки основан на пассивном сострадании, которое, принося минутное облегчение, усугубляет разрыв между мечтой человека о счастье и его реальным безысходным положением. Значит, утешительная ложь Луки только ухудшает положение отверженных, уводит их в мир иллюзий, лишает их последних сил для борьбы с общественным злом, социальной несправедливостью, из-за которых и существуют костылевские ночлежки.
  • Позиция Луки - идея сострадания к человеку, идея “возвышенного обмана”, который позволяет человеку нести бремя “низких истин”, встречающихся на его тернистом пути. Лука сам формулирует свою позицию. Обращаясь к Пеплу, он говорит: “...чего тебе правда больно нужна... подумай-ка, правда-то, может, обух для тебя”. Потом он рассуждает о “праведной земле”. Лука не верит в нее, он знает, что ее нет. Лука готов приветствовать всякую идею, если она способна утешить человека, облегчить хоть на минуту его страдания. Он не думает о последствиях лжи, которая рано или поздно раскроется. Стремясь защитить человека, Лука вместе с тем не верит в него, для него все люди ничтожны, слабы, жалки, нуждаются в утешении.
  • Основная черта идеологии Луки - черта рабства. Философия терпения перекликается с философией угнетения, точка зрения раба - с точкой зрения хозяина. Горький вкладывает эту мысль в уста Сатина: “Кто слаб душою и кто живет чужими соками, - тем ложь нужна... Одних она поддерживает, другие прикрываются ею... А кто сам себе хозяин, кто независим и не берет чужого - зачем тому ложь?”

Восьмая учебная ситуация - интеллектуально-преобразовательная, рефлексивная

Предлагаем посмотреть сцену из 4 акта, подготовленную нашими учащимися. (От начала акта 4 до слов: “Правда - бог свободного человека!”).

Учащиеся.

  • Писатель не приемлет наивную веру в чудо. Он раскрывает общезначимость (даже для отверженных) и труднодостижимость подлинных духовных ценностей. Сочетание вечного и сиюминутного, устойчивости и шаткости привычных представлений, малого сценического пространства (грязная ночлежка) и раздумий о большом мире человечества позволило писателю в бытовой ситуации воплотить сложные жизненные проблемы.
  • В уста Сатина автор вкладывает свою точку зрения “совершенствования духа”: “Человек - вот правда!”, “Всё - в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное - дело его рук и его мозга! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит …гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть…не унижать его жалостью…уважать надо!”
  • В тексте драмы находим афоризмы, которые несут этический заряд, помогают оценить искренность или фальшь реплик героев, понять причины, которые её вызвали, заставляют проникнуть в связь слова и характера в драматическом произведении, вызывают размышления о себе самом, живущем здесь и сейчас: “Человек - может добру научить…очень просто!”, “Не всегда правдой душу вылечишь”, “Под лежач камень… вода не течёт” и другие.
  • Писатель идеализирует не босяков, оскорблённых и униженных неудачами в жизни, но гордую свободолюбивую силу.
  • Пьеса М.Горького - новаторское литературное произведение. В центре ее не только человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни, о правде. (Презентация, слайд №21.)

Девятая учебная ситуация - учебно-познавательная

Десятая учебная ситуация “Итоги урока” - рефлексивная

Какое влияние на вас оказала поисковая работа по теме урока?

Учащиеся о рефлексии.

  • Читая текст пьесы, комментируя его, рассуждая о героях, мы выявляем важнейшие признаки социально-философской драмы. Герои много говорят, спорят. Их разговоры и являются предметом изображения в пьесе. Столкновение идей, жизненных взглядов, борьба мировоззрений определяют основной конфликт пьесы.
  • Люди “дна” не злодеи, не изверги, не мерзавцы. Они такие же люди, как и мы, только живут в других условиях. Это изумило первых зрителей пьесы и потрясает всё новых читателей.
  • Сам Горький видел в пьесе “сигнал к восстанию” и писал о том, что “сигнал этот можно услышать в словах Сатина, в его оценке человека”. При необычной сценической судьбе, при стойкой популярности пьесы на сценах мира она вызывала и вызывает огромное количество самых разноречивых толкований.
  • Горький-мыслитель продолжает спор о гуманизме, о тех “правдах”, которые исключают друг друга. Он наш современник, борец за человека, стремящегося к счастью, верящего в будущее.
  • Горький искренно верит в Человека, в благородные качества его души, в счастье.

Недаром он сказал: "Превосходная должность – быть на земле человеком". Но нет, и не может быть счастья, пока человек несвободен, пока несправедливость господствует на каждом шагу. Человек достоин счастья и свободы потому уже, что он Человек. В этом - гуманизм Горького. (Презентация, слайд №22.)

  • Максим Горький будит в нас мысль, какими быть в мире людей. Заканчивая урок, мы не ставим точку, а продолжаем живую работу над собой.

Сегодня прозвучали разнообразные мнения о Луке, о его жизненной позиции, о его мировоззрении. Рассуждая об этом персонаже, мы коснулись многих вопросов, которые выходят за рамки литературного произведения, литературоведения в целом.

Когда мы видим на улице нищего, оборванного человека, часто не задумываемся о том, что перед нами человек, утративший веру в себя и в людей (нет на земле никого, кто захотел бы поддержать эту веру), проходим мимо и на просьбу о помощи отвечаем презрительным, осуждающим взглядом. Но ведь это либо старик, которого мы не защитили, либо ребёнок, которого никто не обогрел, либо взрослый, который попал в трудную жизненную ситуацию. Не пожалеть ли нам обездоленного, как это делает Лука? Не вспомнить ли нам слова Сатина: “Надо уважать человека!”. Главное: не проходить мимо, помочь человеку! (Презентация, слайд №23.)

Будьте милосердными! (Презентация, слайд №24.)

Выставление оценок.

Домашнее задание. (Презентация, слайд №25.)

1) Сделать выборку высказываний героев по вопросам:

  • Место и роль человека в жизни.
  • Нужна ли человеку правда?
  • Возможно ли изменить жизнь?

2) Подготовить высказывание по одному из обозначенных вопросов.

3) Выучить наизусть знаменитые монологи Сатина о правде и о человеке (акт 4).

Учащийся, подготовившийся к уроку самостоятельно,читает стихотворение Н. Заболоцкого “Не позволяй душе лениться”.

Звучит песня Елены Ваенги “Странный человек” или “Соломон” (видеоролик). (Презентация, слайды №25, №26.)

Практические занятия.

Тема 1. Книга моего детства (2 часа).

Задание: написать сочинение на одну из тем:

1. Моя первая книга.

2. Любимая книга моего детства.

Цель занятия: выявить эмоциональный, познавательный, эстетический уровни восприятия книги в детстве.

Тема 2. Сказки и истории Х.К. Андерсена (2 часа).

1. Судьба писателя-сказочника. Истоки особого таланта Андерсена (реферат).

2. Новаторский характер сказок и историй Андерсена. (На примере сказок «Огниво», «Дикие лебеди», «Русалочка» и др.).

3. Способы утверждения нравственно-эстетического идеала в сатирических, поэтических и философских историях. (На примере историй «Новое платье короля», «Подснежник», «Тень»).

Теоретические понятия: сказка, история, литературная сказка.

Литература:

1. Указанные тексты (любое издание в пер. А. Ганзен).

2. Паустовский К. Великий сказочник // Х.К. Андерсен. Сказки и истории. М., 1990. С. 5-18.

3. Сильман Т. Вступит. статья // Х.К. Андерсен. Сказки и истории: В 2 т. Т. 1. Л., 1977. С.5-26.

4. Брауде Л.Ю. Ханс Кристиан Андерсен. М., 1987. С.6-40, 54-72, 116-124.

5. Гренбек Бо. Ханс Кристиан Андерсен. Жизнь. Творчество. Личность. М., 1979.

6. Коровин А.В. Сказки и истории Андерсена // Зарубежная литература 19 в. Практикум. М., 2002. С.149-174.

7. Меркин Г.С. Изучение сказки Андерсена «Снежная королева»// Литература в школе. 1997. №7. С.134-140.

8. Кузьмина М.Ю., Бучугина Т.Г. Своеобразие литературной сказки. Ульяновск, 2000. С.4-8. (Отработать понятие «литературная сказка»).

Тема 3. Идейно-художественное своеобразие сказочного цикла А.С. Пушкина (2 часа).

1. История создания сказок. Связь с народной и литературной традицией.

2. Сказки Пушкина как цикл. Идейно-художественное единство сказок.

3. Новаторство поэтики пушкинских сказок: на уровне проблематики, образов, сюжетно-композиционного строения, языка и стиля. Для решения этого вопроса проведите сравнительно-сопоставительный анализ сказки бр. Гримм «Белоснежка» («Снегурочка») и «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.

4. Эпическое и лирическое начала пушкинских сказок, их «двухадресность». Нравственные уроки сказок в детском чтении.

Литература:

1. Пушкин А.С. Сказка о попе и работнике его Балде. Сказка о царе Салтане… Сказка о рыбаке и рыбке. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Сказка о золотом петушке.

2. Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина: Книга для учителя. М., 1989.

3. Непомнящий В. Поэзия и судьба: Над страницами духовной биографии Пушкина. М., 1987 (гл. «Сказка ложь да в ней намек»).

4. Сапожков С.В. Сказки Пушкина как поэтический цикл // Детская литература. 1991. №3. С.23-27.

5. Шаврыгин С.М. Стихотворная литературная сказка первой трети 19 века (В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, П.П. Ершов). Ульяновск, 1991.

Тема 4. «Детский комический эпос» К. Чуковского (2 часа)

1. Подготовить краткое сообщение на тему «Биография К. Чуковского».

3. Выписать в тетрадь «Заповеди для детских поэтов» из книги «От двух до пяти» (гл.6).

4. Перечитать сказки: «Крокодил», «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Бармалей», «Федорино горе», «Путаница», «Телефон», «Айболит», «Краденое солнце», «Бибигон». Одну из них (по выбору) проанализировать по плану:

1) Сюжет сказки (система событий).

2) Характеристика героев. Роль юмора в созданий характера отрицательного персонажа.

3) Композиция сказки. Как воплотились в сказке Заповеди для начинающих поэтов?

5. Сделать вывод о психолого-педагогических и эстетических возможностях стихотворных сказок К.Чуковского.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тексты сказок (любые издания).

2. Петровский М. Книга о К. Чуковском //М., 1966. Гл. 5 (о сказках).

3. Петровский М. Книги нашего детства // М., 1986. Гл. «Крокодил в Петрограде»

4. Смирнова В. О детях и для детей. М., 1967. С.13-46.

5. К.Чуковский. От двух до пяти /Любое издание/.

6. Детская литература: учебное пособие (любое).

7. Кудрявцева Л. Кто под чудо-деревом сидит? //ДВ, 1994, N 8, с. 59-65.

Тема 5. Коллоквиум по теме: «Литературная сказка 20 века» (2 часа).

На обсуждение выносятся сказки:

Толстой А.Н. Золотой ключик, или приключения Буратино.

Маршак С.Я. Двенадцать месяцев.

Олеша Ю.К. Три толстяка.

Волков А.М. Волшебник Изумрудного города.

Лагин Л.И. Старик Хоттабыч.

Носов Н.Н. Приключения Незнайки и его друзей.

2. История создания сказки, ее источники.

4. Система героев.

1. Составить 5-7 интересных вопросов для проверки знания текста.

2. Подготовить инсценировку одного эпизода из сказки.

3. Подготовить иллюстрации к сказке (свои или книжные).

Тема 6. Тема детства в автобиографической прозе русских писателей (2 часа)

1. Психологические и литературные истоки темы. «Рыцарь нашего времени» Н.М. Карамзина.

2. Автобиографическая трилогия Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность».

а) История создания. Степень автобиографизма.

б) Николенька Иртеньев как собирательный образ ребенка.

«Диалектика души» героя.

в) Толстовское виденье детства. Контраст мира детей и мира

взрослых.

3. Трагическое столкновение с жизнью Темы Карташова (Н. Гарин-

Михайловский «Детство Темы», «Гимназисты»).

4. Тема детства, природы и родины в повести А.Н. Толстого «Детство Никиты».

Понятия: автобиографическая проза, автобиографизм.

Литература:

1. Тексты, указанные в плане.

2. Елизаветина Г. Традиции русской автобиографической повести о детстве в творчестве А.Н. Толстого // Толстой А.Н. Материалы и исследования. М., 1985. 120-139.

3. Чернышевский Н.Г. Детство и Отрочество. Военные рассказы. Соч. гр. Л.Толстого // Литературная критика: В 2 т. Т.2. М., 1981. С.32-45.

4. Ломунов К.Н. Лев Толстой. Очерк жизни и творчества. М., 1978. С.41-57.

5. Юдина И.М. Н.Г. Гарин-Михайловский. Л.,1969.С.80-95. (IV гл.).

6. Злыгостева Н. «Счастливая, невозвратимая пора…» (Тема детства в русской классике) // Литература в школе. 1995. №4.

7. Браже Т.Г. Тема детства в творчестве Гарина-Михайловского// Литература в школе. 1998. №2.

8. Учебник по Детской литературе.

Тема 7. Книга в круге чтения подростков: Нравственно-психологическая проблематика прозы о детстве 20 века (2 часа)

1. Нравственно-философская проблематика в рассказах В.Астафьева («Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет», «Белогрудка» и др.)

2. Нравственная проблематика книг В. Железникова («Чудак из шестого Б», «Хорошим людям-доброе утро», «Чучело»).

3. Тема первой любви в повести Р. Фраермана «Дикая собака Динго» (или Г. Щербаковой «Вам и не снилось»).

4. Художественный мир Р. Погодина («Кирпичные острова», «Рассказы о хороших людях и доброй погоде», «Книжка про Гришку»).

5. Взрослые и дети в прозе А. Лиханова («Последние холода», «Обман», «Лабиринт» и др.)

6. Возвращенные имена: Творчество Л. Чарской для детей (Повести «Сибирочка», «Записки институтки» и др.).

7. Тема детства в прозе А.П. Гайдара: «Школа», «Чук и Гек», «Судьба барабанщика» и др. повести.

8. Детство и православные праздники в книге И. Шмелева «Лето Господне».

Структура реферата:

4. Выводы.

Объем реферата – 10-15 стр.

Тема 8. Книга в круге чтения подростков: Приключения и фантастика (2 часа)

Цель занятия: подобрать материал к урокам внеклассного чтения.

Задание: Подготовить реферат (с презентацией) на одну из предложенных тем:

1. Приключенческие романы Ф. Купера («Зверобой», «Следопыт», «Последний из могикан»).

2. Научно-фантастические романы Ж. Верна в детском чтении («Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан» и др.).

3. Жанр детективного рассказа в творчестве Э. По («Лягушонок», «Украденное письмо»).

4. Приключенческие повести А. Линдгрен («Эмиль из Леннеберги», «Расмус-бродяга», «Приключения Калле Блюмквиста» и др.)

6. Фантастический мир Р. Бредбери («Каникулы», «Зеленое утро», «Все лето в один день» и др. рассказы).

7. Фэнтези в детском чтении: Толкиен «Властелин колец», К.Льюис «Хроники Нарнии», Дж. Роллинг «Гарри Поттер» и др. (по выбору)

8. Фантастический мир А. Грина («Алые паруса», «Бегущая по волнам» и др.)

9. Своеобразие детской научной фантастики (на примере цикла К. Булычева об Алисе Селезневой).

10. Романтика и фантастика в книгах В. Крапивина (по выбору).

Структура реферата:

  1. Краткие сведения об авторе.

2. Произведения, вошедшие в круг детского чтения.

3. Анализ указанных произведений.

4. Выводы.

5. Использованная литература. (Подбирается самостоятельно).

Объем реферата – 10-15 стр.

Тема 9. Книга в круге чтения подростков: Человек и природа (2 часа)

Цель занятия: подобрать материал к урокам внеклассного чтения.

Задание: Подготовить реферат (с презентацией) на одну из предложенных тем:

1. К.Г. Паустовский – детям («Теплый хлеб», «Телеграмма», «Кот-ворюга», «Растрепанный воробей» и др. рассказы).

2. Природа и дети в прозе М. Пришвина («Кладовая солнца», рассказы).

3. Нравственные уроки прозы Ю. Нагибина («Зимний дуб», «Старая черепаха», «Мой первый друг, мой друг бесценный» и др.)

4. Тема «братьев наших меньших» в прозе Троепольского («Белый Бим, черное ухо») или Ю.Казакова («Арктур – гончий пес», «Тадди»).

5. Д. Лондон в детском чтении («Сказание о Кише», «Зов предков», «Белый Клык» и др. рассказы).

6. Творческий портрет Д. Даррелла («Говорящий сверток», рассказы о животных).

7. Рассказы Сеттон-Томпсона о животных («Снап», «Ломо», «Мустанг-иноходец» и др.)

8. Художественный мир Ю. Коваля («Недопесок», «Шамайка», рассказы из сб. «Листобой».)

9. Фантастические сказы П.П. Бажова. («Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка», «Синюшкин колодец» и др.).

Структура реферата:

2. Произведения, вошедшие в круг детского чтения.

3. Анализ указанных произведений.

4. Выводы.

5. Использованная литература. (Подбирается самостоятельно).

Объем реферата – 10-15 стр.


Похожая информация.


Конфликт – основная движущая сила драматического произведения. Конфликт разворачивается благодаря сюжету и может реализовываться на нескольких различных уровнях. Будь то противостояние интересов, персонажей или идей, конфликт разрешается в финале произведения. Суть конфликта также может определяться и литературной эпохой (для реализма и постмодернизма, например, характерны различные типы конфликтов). В реализме конфликт будет спрятан в изображении социальных неурядиц и обличении пороков общества. Для примера в статье будет рассмотрен основной конфликт в пьесе Островского «Гроза».
Произведение было написано в 1859 году, за несколько лет до отмены крепостного права. Островский хотел показать, насколько сильно общество разъедает само себя изнутри только потому, что уклад жизни остаётся прежним. Патриархальные порядки тормозят прогресс, а коррупция и чинопоклоничество уничтожают человеческое начало в человеке. В описании такой атмосферы кроется основной конфликт «Грозы».

Итак, как правило, конфликт реализуется на уровне персонажей. Для этого должны быть выявлены пары или группы персонажей. Начать следует с самого яркого противостояния: пары Катя – Кабаниха. Этим женщинам пришлось жить вместе волею обстоятельств. Семья Кабановых довольно богата, сама Марфа Игнатьевна вдова. Она воспитала сына и дочь. Кабаниха постоянно манипулирует сыном, устраивает скандалы и истерики. Женщина считает, что только её мнение имеет право на существование, поэтому всё должно соответствовать её представлениям. Она унижает, оскорбляет остальных членов семьи. Меньше всего достаётся Варваре, потому что дочь лжёт матери.

Катю рано выдали замуж за Тихона Кабанова, сына Кабанихи. Катя наивно полагала, что её жизнь до замужества будет не сильно отличаться от её новой жизни, но девушка ошибалась. Чистая Катя не способна понять, как можно врать матери, как делает это Варвара, как можно скрывать от кого-то свои мысли и чувства, как можно не защищать право на собственное мнение. Ей чужды порядки этой семьи, но из-за царивших в то время патриархальных устоев у девушки не было выбора.

Здесь конфликт реализуется на внутреннем уровне. Эти персонажи слишком разные, но при этом у обеих женщин одинаково сильный характер. Катерина противостоит тлетворному влиянию Кабанихи. Марфа Игнатьевна понимает, что столкнулась с сильной соперницей, которая может «настроить» Тихона против матери, а это не входит в её планы.

В паре Борис – Катерина реализуется любовный конфликт. Девушка влюбляется в приехавшего в город молодого человека. Борис кажется Кате таким, как она сама, непохожим на остальных. Бориса, как и Катерину, раздражает атмосфера города. Им обоим не нравится, что всё здесь построено на страхе и деньгах. Чувства молодых людей вспыхивают довольно быстро: им хватило одной встречи, чтобы влюбиться друг в друга. Отъезд Тихона позволяет влюблённым тайно встречаться и проводить время вместе. Катя говорит, что ради Бориса совершает грех, но, раз греха она не побоялась, то и осуждение со стороны людей ей не страшно. Девушка не понимает, зачем скрывать их встречи. Она хотела признаться мужу во всём, чтобы потом честно быть с Борисом, но молодой человек отговаривает от такого поступка. Борису удобнее встречаться тайно и не брать на себя ответственность. Разумеется, они не могли быть вместе. Их любовь трагична и быстротечна. Ситуация принимает неожиданный попорот, когда Катя понимает, что Борис на самом деле такой же, как и все остальные жители: жалкий и мелочный. А Борис не старается это отрицать. Ведь он приехал в город лишь затем, чтобы наладить отношения с дядей (только в этом случае он мог получить наследство).

Определить основной конфликт драмы «Гроза» Островского поможет пара Кулигин – Дикой. Изобретатель-самоучка и купец. Вся власть в городе, кажется, сосредоточена в руках Дикого. Он богат, но думает только лишь о приумножении капиталов. Его не страшат угрозы со стороны городничего, он обманывает простых жителей, ворует у других купцов, много пьёт. Дикой постоянно ругается. В каждой его реплике нашлось место оскорблениям. Он считает, что люди, которые ниже его по социальной лестнице, недостойны разговаривать с ним, они заслуживают своего нищенского существования. Кулигин стремится помогать людям, все его изобретения должны были бы принести пользу обществу. Но он беден, а заработать честным трудом нет возможности. Кулигин знает обо всём, что происходит в городе. «Жестокие нравы в нашем городе». Противостоять или бороться с этим Кулигин не может.

Основной конфликт драмы «Гроза» разворачивается внутри главной героини. Катя понимает, насколько силён разрыв между представлениями и реальностью. Катерина хочет быть самой собой, свободной, лёгкой и чистой. Но в Калинове так жить невозможно. В этой борьбе она рискует потерять себя, сдаться, не выдержать натиска обстоятельств. Катя выбирает между чёрным и белым, серого цвета для неё не существует. Девушка понимает, что может жить либо так, как хочет она, либо не жить вовсе. Конфликт завершается смертью героини. Она не смогла совершить насилие над собой, убить в себе себя в угоду общественным порядкам.

В пьесе «Гроза» несколько конфликтов. Основным является противостояние между человеком и обществом. К этому конфликту добавляется конфликт поколений, конфликт старого и нового. Напрашивается вывод о том, что честный человек не может выжить в обществе лгунов и ханжей.

Определение основного конфликта пьесы и описание его участниковможет быть использовано учащимися 10 классов в сочинения на тему «Основной конфликт в пьесе «Гроза» Островского».

Тест по произведению

С позиций трагического конфликта недостаточно признавать социальный идеал, надо претворять его в жизнь. Трагический герой оказывается в центре коллизий и драматизма общественной жизни. Таковы политические коллизии в «Гамлете», «Макбете» или семейные коллизии в «Отелло», «Короле Лире».

Источник возможных трагических конфликтов - связь человека и природы, борьба за ее освоение, покорение. Примерами отражения трагического столкновения человека с природой служат картина К. Брюллова «Последний день Помпеи», фильм режиссера Ромма «Девять дней одного года». Смерть, как низменная сила природы, также воспринимается трагически. Однако и здесь эстетический идеал выступает мерилом события. Трагической смерть является в том случае, если в центре идеала человека находится жизнь. Гибнет идеальное в реальном. Гибнут стремления, незавершенные дела, планы, которые могли бы принести благо людям. Если же смерть рассматривается как биологическая закономерность или разновидность жизни вечной, загробной, счастливой, тогда она теряет свой трагический ореол.

Глубоко трагическими могут стать события будничной, обыденной жизни, в которых нет ни смерти, ни страданий. Трагические чувства может вызвать гибель идеала человечности. Например, чеховские «Ионыч», «Душечка» порождают трагедийное звучание. Уродливый, пошлый образ жизни уничтожает в человеке все человеческое. Поражение человеческого идеала и мерзости жизни рождают трагедию.

Психологические переживания трагического достаточно глубоки: от сострадания до шока. Само слово трагическое связывается в нашем сознании с картинами чьей-то гибеди, страданий. Трагическим мы называем событие, которое имеет такие особенности эстетического восприятия, как скорбь, душевая боль. Это реакция на ярко выраженные противоречивые, конфликтные, сталкивающиеся явления и характеры. Предвещание трагической развязки порождает напряженные эстетические чувства.

Трагический конфликт реального и идеального, приводящий к поражению идеального, может быть осмыслен в жизни и в искусстве двояко. Если в конфликте реальной общественной жизни и гуманистического идеала терпят поражение герои, а вместе с ними и сам идеал, мировосприятие художника можно назвать пессимистическим. Тяжелое ощущение безысходности, беспросветности жизни, всесилия зла вызывают романы Ремарка, картины Босха, некоторые произведения Чайковского. Кошмары Кафки, пьесы абсурдиста Беккета показывают пессимистическое осмысление трагических сторон жизни.

Другую линию мирового искусства определяет оптимистический тип разрешения трагического противоречия. На оптимизме в ощущении жизни извечно покоятся основы человеческого бытия. Жизнь людей могла бы давно прекратиться, а человек перестал бы существовать как биосоциальный вид, если бы у него не было веры и сил для веры в лучшее. Если обратиться к народному творчеству, к эпосу, сказкам, былинам, мифам, то во многих случаях герой воскресает после смерти. Мифы об Озирисе, Священное Писание о Христе - это оптимистические трагедии в осмыслении человеком законов жизни. В оптимистических трагедиях Шекспира гибель героев не означает гибели самого идеала.

Оптимизм эпохи Возрождения был унаследован искусством последующих веков. Трагические коллизии истории часто заканчивались гибелью героя. Физическая смерть оборачивалась нравственной победой и духовным бессмертием. Оптимистическая трагедия тем самым утверждает веру в будущее.