Тема «Униженных и оскорбленных» в творчестве Достоевского. «Униженные и оскорблённые» в творчестве Ф. М. Достоевского Униженные и оскорбленные в повести шинель

Униженные и оскорбленные

Тема «маленького человека» является одной из сквозных тем русской литературы, которой постоянно обращались писатели. Первым ее затронул
А.С.Пушкин в повести «Станционный смотритель» и поэме «Медный всадник»
.Продолжателями этой темы явились Н.В.Гоголь,
Создавший в «Шинели» бессмертный образ Акакия Акакиевича, М.Ю.Лермонтов
,противопоставивший Печорину доброго штабс-капитана Максима Максимыча. С этой темой в русской литературе связаны лучшие гуманистические традиции.
Писатели предлагают людям задуматься о том, что каждый человек имеет право на жизнь и на счастье.
Ф.М.Достоевский является не просто продолжателем традиций русской литературы, но и дополняет ее, т.к открывает новый аспект этой темы.
Достоевский становится певцом «бедных людей» , униженных и оскорбленных.
Своим творчеством Достоевский пытается доказать, что всякий человек,кто бы он ни был, имеет право на сочувствие и сострадание.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» -это «психологический отчет одного преступления», преступления,которое совершил бедный студент
Радион Раскольников, убивший старуху- процентщицу.Однако в романе речь идет о необычном уголовном преступлении. Это,если так можно выразиться, идеологическое преступление,а исполнитель его –преступник- мыслитель убийца-философ.

Он убил ростовщицу отнюдь не во имя обогащения и даже не ради того, чтобы помочь своим близким: матери и сестре. Это преступление явилось следствием трагических обстоятельств окружающей действительности, результатом долгих и упорных размышлений героя романа о своей судьбе, о судьбе всех «униженных и оскорбленных» о социальных и нравственных законах, по которым живет человечество.
Жизнь предстают перед героем,как клубок неразрешенных противоречий.По всюду он видит картины нищеты, бесправия, подавления человеческого достоинства. На каждом шагу ему встречаются отверженные и гонимые люди, которым некуда деться. Их примером служат Соня Мармеладова, Катерина
Ивановна и многие другие. Да и сам Раскольников оказался не в лучшем положении. Ему тоже, по существу, некуда пойти. Живет он впроголодь, ютится в маленькой каморке, похожей на шкаф, откуда его вот-вот вышвырнут на улицу. Под угрозой оказалась судьба матери и сестры.
В разговоре Мармеладова с Раскольниковым в кабаке звучит мысль о том, что в нищем, а значит и в нем, никто не подозревает благородства чувств. Между тем Мармеладов способен глубоко чувствовать, понимать, страдать не только за себя, но и за голодных детей, оправдывать грубое отношение к себе жены, ценить самоотверженность Катерины Ивановны и Сони.
При всей, казалось бы, потере Мармеладовым человеческого облика его невозможно презирать. В словах Мармеладова- боль за то, что его, однажды выгнав из человеческой компании, уже больше никогда в нее не допустят.
Слушая вместе с Раскольниковым исповедь Мармеладова, некоторые из нас могут подумать: «зачем нам сегодня всё это? Какое нам дело до вечно пьяного чиновника с его витиеватыми речами, какой-то мазохистской склонностью рассказывать о своих пороках». В наш деловой век мы рассуждаем просто: Мармеладову был дан шанс, и тот его не использовал.
Его превосходительство Иван Афанасьевич зачислил его на службу и назначил жалованье. Словно в царство божье переселился наш герой: дома ходят на цыпочках, кофеем перед службой поят, сколотились и купили приличное обмундирование, жена стала ходить похорошевшая и по молодевшая. Казалось бы, живи да радуйся, да тянись на службе, выходи в люди. Так нет, на другой же день после получения, жалованье было выкрадено и пропито. «Сам виноват»,- сказали бы мы теперь. Осудить другого просто. Русская литература учит нас не судить, а сострадать. Это гораздо труднее, так как требует от нас огромного труда души. Русские писатели не просто называют нам бедных, задавленных жизнью и униженных сильными мира сего людей. Нет, в бедном человеке, они видят, прежде всего, человека.

Вспомним жизнь Катерины Ивановны. Она больна чахоткой, о чём говорят красные пятна на её лице, которых так боится Мармеладов. Из его рассказа о жене мы узнаём, что она из дворянской семьи, воспитывалась в губернском дворянском институте. Выйдя замуж без родительского благословения, оказавшись в отчаянном положении, с тремя детьми на руках, она после смерти мужа вынуждена была выйти замуж за Мармеладова. «Можете судить потому, до какой степени её бедствия доходили, что она, образованная и воспитанная и фамилии известной, за меня согласилась пойти! Но пошла!
Плача и рыдая и руки ломая, пошла! Ибо некуда было пойти. »

Но облегчение не наступила и после замужества: муж выгнан со службы и пьёт, грозит выгнать квартирная хозяйка, бьёт Лебезятников, плачут голодные дети. Не жестокость руководит ею, когда она посылает Соню зарабатывать деньги проституцией, а отчаяние и безысходность. Катерина
Ивановна понимает, что Соня принесла себя в жертву близким. Именно поэтому
, когда Соня вернулась с деньгами, она весь вечер в ногах у неё на коленях простояла, ноги ей целовала, встать не хотела. » Мармеладов даёт жене точную характеристику, говоря, что она « горячая, гордая, непреклонная.» Но человеческая гордость её , как и Мармеладова попирается на каждом шагу, о достоинстве и самолюбии заставляют забыть.

Бессмысленно искать помощи и сочувствия у окружающих, « некуда идти »
Катерине Ивановне, везде тупик. Рассказывая о Соне и встретившейся
Раскольникову девочке, писатель неслучайно останавливает внимание на их портретах: чистота и беззащитность показанные в портретах Сони и обманутой девочки, не соответствуют образу жизни, который они вынуждены вести, поэтому Раскольникову « странно и дико было смотреть на такое явление ».

Достоевский убедительно показывает, что иные отношения, кроме безразличия, любопытства, злорадной насмешки, противоестественны в этом мире. Люди смотрят друг на друга « враждебно и с недоверчивостью ». Все, кроме Раскольникова, слушают Мармеладова, « фыркая » , «улыбаясь » ,
«зевая » , а в общем равнодушно.Также равнодушна толпа зрителей, хлынувших посмотреть на муки умирающего Мармеладова. Во сне Раскольникова
, так похожем на явь, лошадь секут «с наслаждением» , «хохотом и остротами».

Роман «Преступление и наказание» отразил тревогу Достоевского за будущее человечества. Он показывает, что такой жизнью, которою сейчас живут «униженные и оскорблённые» жить дальше нельзя». Опираясь на реальный материал действительности Достоевский выдвигал и освещал проблемы, имеющие всемирное значение, проблемы борьбы добра и зла в социальной жизни. во внутренней природе человека., проблемы любви и сострадания к ближнему.

Всё это – вечные темы жизни и искусства. В нашей сегодняшней жизни бедные люди, униженные и оскорблённые. тоже есть. Но обратит ли на них своё внимание наша литература – большой вопрос. Найдётся ли у нас критик, который скажет, как когда-то Белинский: «Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди – ваши братья»!

Тема «маленького человека» в литературе XIX века (по произведениям Пушкина, Гоголя, Достоевского)

Многие писатели–классики обращались к теме «маленького человека». В их произведениях это не знатный, а бедный, оскорбляемый высшими по чину людьми, доведенный до отчаянья человек. Это социально–психологический тип, то есть человек, ощущающий своё бессилие перед жизнью. Иногда он способен на протест. К бунту «маленького человека» всегда ведет жизненная катастрофа, но исход протеста - безумие, смерть. Именно так изображает его в произведениях «Медный всадник» и «Станционный смотритель», где в бедном чиновнике автору удалось открыть новый драматический характер. Несколько позже Гоголь продолжил развитие этой темы в «петербургских повестях» («Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Шинель»). Но в отличие от Пушкина продолжил своеобразно, опираясь на собственный жизненный опыт. Петербург поразил Гоголя картинами глубоких общественных противоречий, трагических социальных катастроф. По Гоголю, Петербург-город, где человеческие отношения искажены, торжествует пошлость, а таланты гибнут. Это город, где, «...кроме фонаря, все дышит обманом». Именно в этом страшном, безумном городе происходят удивительные происшествия с чиновником Поприщиным. Именно здесь нет житья бедному Акакию Акакиевичу. Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности. Человек и нечеловеческие условия его общественного бытия - главный конфликт, лежащий в основе «петербургских повестей».

Герой «Записок сумасшедшего» - Аксентий Иванович Поприщин, маленький, обижаемый всеми чиновник. Он дворянин, очень беден и ни на что не претендует. С чувством достоинства он сидит в кабинете директора и очинивает перья «его высокопревосходительству», преисполненный величайшего уважения к нему. По мнению Поприщина, репутацию человеку создает чин. Именно тот человек порядочен, кто имеет высокий чин, должность, деньги. Герой нищ духом, его внутренний мир мелок и убог; но не посмеяться над ним хотел Гоголь. Размышляя над жизнью, Поприщин постепенно теряет рассудок, в нём просыпается оскорблённое человеческое достоинство: «Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! что они делают со мною!.. Что я сделал им? За что они мучают меня?». Блок заметил, что в вопле Поприщина слышен «крик самого Гоголя». «Записки сумасшедшего» - вопль протеста против несправедливых устоев обезумевшего мира, где все смещено и спутано, где попраны разум и справедливость. Поприщин - порождение и жертва этого мира. Крик героя в финале повести вобрал в себя все обиды и страдания «маленького человека».

Жертвой Петербурга, жертвой нищеты и произвола является Акакий Акакиевич Башмачкин - герой повести «Шинель». «Он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться», - так говорит о Башмачкине Гоголь. Автор не скрывает ироничной усмешки, когда описывает ограниченность и убожество своего героя. Гоголь подчеркивает типичность Акакия Акакиевича: «В одном департаменте служил один чиновник Башмачкин - робкий, задавленный судьбой человек, забитое, бессловесное существо, безропотно сносящее насмешки сослуживцев». Жалость и сострадание вызывает этот человек, который ни одного слова не отвечает и ведёт себя так, «как будто бы никого и не было перед ним», когда сослуживцы сыпали на голову ему бумажки. И вот таким человеком овладела всепожирающая страсть обзавестись новой шинелью. При этом сила страсти и ее предмет несоизмеримы. В этом ирония Гоголя: ведь решение простой житейской задачи вознесено на высокий пьедестал. Когда Акакия Акакиевича ограбили, он в порыве отчаяния обратился к «значительному лицу», обобщенному образу представителя власти. Именно сцена у генерала с наибольшей силой обнаруживает социальную трагедию «маленького человека». Из кабинета Акакия Акакиевича «вынесли почти без движения». Гоголь подчеркивает общественный смысл конфликта, когда бессловесный и робкий Башмачкин только в предсмертном бреду начинает «сквернохульничать, произнося самые страшные слова». И только мертвый Акакий Акакиевич способен на бунт и месть. Привидение, в котором был узнан бедный чиновник, начинает сдирать шинели «со всех плеч, не разбирая чина и звания».

Мнение критиков и современников Гоголя об этом герое разошлось. Достоевский увидел в «Шинели» «безжалостное издевательство над человеком». - «любовь общую, мировую, христианскую». И в «Записках», и в «Шинели» мы видим не просто «маленького человека», а человека вообще. Перед нами люди одинокие, неуверенные, лишенные надежной опоры, нуждающиеся в сочувствии. Поэтому мы не можем ни беспощадно судить «маленького человека», ни оправдать его: он вызывает и сострадание, и насмешку.

Социальное достоинство «маленького человека» защищает и в романе «Преступление и наказание». Мир отверженных здесь представлен Раскольниковым, его сестрой и матерью, семьёй Мармеладовых, безгласной и подчиняющейся Лизаветой и другими обитателями этого бедного района Петербурга. Автор показывает, что герои ждут от общества сочувствия и справедливости. Они выше окружающих по уму, культуре, образованию и хотят занять в обществе достойное положение, чтобы уважать себя. Но бедность, которая их окружает, таит в себе угрозу окончательно превратить человека в вещь.

Достоевский никогда раньше так широко не изображал нищету и страдания обездоленных, униженных и оскорблённых людей, бесчеловечие и жестокость современной жизни. Его по праву называют певцом «бедных людей», «униженных и оскорблённых». Выступая против социальной несправедливости, против унижения человека, они верят в его высокое призвание. Даже тяжёлые условия жизни не сломили души «бедных людей»; в изображении Достоевского они прекрасны, полны душевной щедрости и красоты.

И Пушкин, и Лермонтов, и Гоголь, и Достоевский в своих произведениях доказали, что всякий человек, кто бы он ни был и как бы низко ни стоял, имеет право на сочувствие и сострадание. «Все люди перед Богом равны, нет «маленьких» и «великих», каждый человек – личность», - к такому выводу приходит каждый, кто знакомится с произведениями писателей-классиков.

1. Кто главный герой повести «Шинель»? Каков его характер и образ жизни? Что вы могли бы сказать об отношении автора к герою? Против чего направлена повесть и как в ней раскрывается тема возмездия?
Главный герой повести «Шинель» - Акакий Акакиевич Башмачкин, мелкий чиновник. Он живет крайне бедно, хотя отдает работе очень много сил и времени и искренне любит переписывание документов. Впрочем, более трудную работу Акакий Акакиевич и не способен выполнять, хотя был в его жизни эпизод, когда добрый начальник пытался повысить Башмачкина в должности и поручить ему делать извлечения из документов.
Акакий Акакиевич ведет полунищенское существование, он едва может оплатить самую скудную еду и плохонькое жилье, но уже покупка одежды становится для него неразрешимой проблемой. На шинель взамен вовсе пришедшей в негодность он вынужден долго копить, отказывая себе в самом необходимом.
Шинель становится для героя сверхценностью. Поэтому Башмачкин гибнет, лишившись ее, ведь она была уже смыслом его жизни.
Гоголь, безусловно, очень сочувствует герою, показывая, что даже нищий и глупый человек – это все равно человек, и относиться к нему надо по-человечески. В то же время автор осуждает героя за то, что он неодушевленную вещь – шинель – сделал смыслом своего существования.
Не в этом ли причина того, что после смерти чиновник становится привидением, срывающим шинели с прохожих. Он ожидает своего обидчика – «значительное лицо», когда-то распекавший бедного Башмачкина. Так реализуется идея возмездия. Интересно, что реализуется возмездие только в фантастической плоскости: автор, похоже, не верил в реальность возмездия.

2. Какие повести вошли в состав «Петербургских повестей»? подумайте, каким предстает Петербург в повести «Шинель». Проиллюстрируйте отрывками из текста, как Гоголь описывает зиму, ветер, вьюгу. Почему они получают символическое значение?
В состав «Петербургских повестей» вошло несколько произведений: «Шинель», «Невский проспект», «Портрет», «Нос», «Записки сумасшедшего»; иногда добавляют еще повести «Коляска» и «Рим», хотя они написаны позже. Все эти произведения изображают город в более или менее фантастическом стиле. В «Шинели» город страшен и жесток в своей зимней неумолимости. Стужа убийственна для тех, кто беден, у кого нет теплой одежды и обуви.
Гоголь пишет: «Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров»; «Ветер, по петербургскому обычаю, дул на него со всех четырех сторон, из всех переулков»; «…порывистый ветер, который, выхватившись вдруг бог знает откуда и невесть от какой причины, так и резал в лицо, подбрасывая ему туда клочки снега, хлобуча, как парус, шинельный воротник или вдруг с неестественною силою набрасывая ему его на голову и доставляя, таким образом, вечные хлопоты из него выкарабкиваться». Эти описания имеют и символическое значение: мороз и ветер, вынудившие Башмачкина пошить новую шинель и затем убившие чиновника, лишившегося своей отрады, теперь являются союзниками призрака, верша вместе с ним возмездие.

3. В книге «Гоголь в Петербурге» читаем: «В «Шинели» и в «Повести о капитане Копейкине» реалистически запечатлен непримиримый социальный контраст Петербурга. Недаром Достоевский писал о последующих русских писателях: «Мы все вышли из «Шинели» Гоголя». Тема униженных и оскорбленных, тема забитых и замученных вечной нуждой людей, ютящихся в сырых подвалах петербургских домов, начинает свою родословную в произведениях Пушкина и Гоголя».
Как вы понимаете это высказывание ученых? Подтвердите свои мысли примерами из прочитанных произведений или подготовьте собственное рассуждение на эту тему на основе прочитанного (на выбор).

Я думаю, ученые имели в виду, что Пушкин в «Станционном смотрителе» и Гоголь в «Шинели» впервые изобразили бедного чиновника, которого каждый может обидеть. Их беспомощность останавливает одних насмешников (тех, в ком еще осталась совесть) и подстегивает одновременно других, совестью и милосердием уже не обремененных. Вслед за этими писателями к теме «униженных и оскорбленных» обращаются и многие другие писатели. Например, В.Короленко в своем произведении «В дурном обществе» или Ф.М.Достоевский в повестях «Белые ночи» или «Неточка Незванова». Русские писатели стремились всегда призывать людей любить и жалеть тех, кому судьба дала более тяжкую долю, нежели им. Мысль о страдающих и несчастных людях должна заставлять тех, кто может, хоть чем-нибудь помогать нуждающимся. Сейчас тоже много тех, кто нуждается в нашей помощи, и хорошо, что многие стремятся делать что-то для других.

О соотношении образа «маленького человека» и «униженных и оскорбленных»

Теперь обратимся к понятию униженных и оскорбленных. Наиболее прозаичное толкование этих двух слов можно найти, например, в толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, где под словами «униженный» и «оскорбленный» понимается: униженный-например-понимается как забитый, угнетенный несчастьями, обидами; оскорбленный как

выражающий испытываемое кем-либо чувство оскорбления, обиды.

Русская литература не раз обращалась к образу «униженного и оскорбленного» человека. Первым ее затронул А.С.Пушкин в повести «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и его несчастье никого не может оставить равнодушным. У Пушкина униженный и оскобленный человек это, прежде всего, бедный человек, обладающий всеми качествами русского характера: простотой, безмерной наивностью, сочувствием ко всему живому, глубокой душевностью. Он оскорблен и унижен, но тем не менее сохраняет свое благородство и чистосердечие.

Продолжателям этой темы являлся и Н.В. Гоголь, создавший в «Шинели» бессмертный образ Акакия Акакиевича. У него же, униженный и оскорбленный человек - «…существо никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимание и естествонаблюдателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть ее в микроскоп…».2 Другими словами человек, до которого никому нет дела. Он оскорблен и унижен государством и окружающими, но не имеет чувства собственного достоинства и живет мелочными интересами. Так же к образу никому ненужного «маленького» человека обратился и М.Ю. Лермонтов, противопоставивший Печорину доброго штабс-капитана Максима Максимыча. С этой темой в русской литературе связаны лучшие гуманистические традиции. Писатели предлагают людям задуматься о том, что каждый человек имеет право на жизнь и на счастье.

Творчество Достоевского разнообразно и насыщенно столь многими темами, что тяжело выделить ту, которая определяет мотивы всех его произведений. Чаще всего говорят о теме «униженных и оскорбленных», которая поднимается не раз в его повестях и романах.

К этой теме Достоевский возвращается с завидным упорством, стараясь высветить в ней все малейшие детали и нюансы. Можно выделить два знаменитых произведения Достоевского, которые посвящены «униженным и оскорбленным» - это повести «Бедные люди» и «Преступление и наказание» .

Униженные и оскорбленные в романе «Преступление и наказание»

Особенно ярко прослеживается мотив этой темы в известном во всем мире произведении «Преступление и наказание». Этот роман называют психологической картиной преступления, нарисованной автором в таких неожиданных красках, с тщательно продуманными психологическими нюансами.

Бедный студент Раскольников убивает старуху-процентщицу. Но суть этого произведения отнюдь не в мастерстве преступления, а в его идеологии и мотиве. За убийством Родиона стоит что-то куда более основательное, чем желание украсть, личностно отомстить или освободить себя.

Его размышления приводят читателя к тому, что по-другому он не мог поступить. Его действие – это прямое следствие той судьбы, которую он проживает, судьбы «униженных и оскорбленных».

Обстоятельства, в которых вынужден существовать студент, настолько удручают его и вызывают отчаяние и противоречия, что со временем он погрязает в запутанных и невыносимых размышлениях. Раскольников видит вокруг бедных, отверженных и страдающих людей, и сам он – яркий образец «униженный и оскорбленных».

Вокруг него нет нормальной, сытной жизни, люди уже забывают о том, что может быть неголодно, о том, что можно жить в чистоте и в тепле. Судьба его сестры такой же участи, и это вводит Раскольникова в невыносимое негодование.

Он уже не переживает так за себя, как за других людей: за голодных и нищих детей, за сестру, за Соню, которую жизнь заставила зарабатывать неподобающим образом, за Катерину Ивановну, которой даже не было к кому обратиться за помощью.

Психологическое осмысление униженных и оскорбленных

Настоящие этих людей так же драматично и ужасающе, как и их будущем, в котором невозможно представить просвета и радости. Только у одного Родиона истории этих людей вызывают такие чувства, другие же улыбаются, зевают и даже не пытаются понять суть их плачевной жизни.

Отвергнутые и униженные обществом люди уже сами не задумываются над тем, что они достойны лучшей – сытной и теплой – жизни, так как в восприятии других людей не находится места для таких мыслей, о них никто не заботится, им никто не желает помочь.

Раскрывая картину жизни «униженных и оскорбленных» Достоевский не просто описывает их существование, он сразу переходит к психологическому осмыслению. Убийство, совершенное Раскольниковым, кажется скорее естественным результатом происходящего, чем противоестественным.

Писатель желает не просто обратить внимание на таких людей, он желает, чтобы все остальные задумались, к чему это приведет. Но Достоевский не оправдывает преступление своего героя, нет, он показывает, что и такой путь неприемлем для того, что исправить ситуацию.