Рассказы бабушки учат внуков любовным утехам.  Юрий Кувалдин "Наслаждение" рассказ

Цитата:

(Anonymous)
Рассказ Осеевой "Бабка"
У нас дома была тоненькая книжка рассказов для детей, и по названию одного из них называлась книжка - "Бабка". Мне было, наверное, лет 10, когда я прочитала этот рассказ. Произвел он на меня тогда такое впечатление, что всю жизнь нет-нет, да вспоминаю, и всегда наворачиваются слёзы. Потом книжка куда-то исчезла...

Когда у меня родились дети, я очень хотела прочитать им этот рассказ, но никак не могда вспомнить имя автора. Сегодня опять вспомнился рассказ, нашла его в Интернете, прочитала... Снова охватило то щемящее чувство, которое впервые ощутила тогда, в детстве. Теперь уже давно нет моей бабуленьки, ушли мама с папой, и, поневоле, со слезами на глазах думаю о том, что уже никогда не смогу им сказать, как я их люблю, и как мне их не хватает...

Мои дети уже выросли, но я обязательно попрошу их прочитать рассказ "Бабка". Он заставляет задуматься, воспитывает чувства, трогает душу...

Цитата:

Anonymous)
Сейчас прочла " Бабку" семилетнему сыну. И он плакал! А я радовалась: плачет, значит живой, значит есть в его мире Черепах, Бэтмэнов и Пауков место для настоящих человеческих эмоций, для такой ценной в нашем мире жалости!

Цитата:

hin67
утром, отвозя ребенка в школу, почему то неожиданно вспомнил, как нам в школе читали рассказ "Бабка".
во время чтения кто то даже усмехнулся, а учительница сказала, что когда им читали, то некоторые плакали. но у нас в классе никто не проронил ни слезинки. учительница закончила читать. вдруг с задней парты послышалось рыдание, все обернулись-это ревела самая некрасивая девочка нашего класса...
пришел я на работу в инете нашел рассказ и вот сижу взрослый мужик перед монитором и слезы наворачиваются.
странно......

"Бабка"

Валентина Осеева Рассказ


Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. В старой вязаной кофте, с подоткнутой за пояс юбкой расхаживала она по комнатам, неожиданно появляясь перед глазами как большая тень.
- Всю квартиру собой заполонила!.. - ворчал Борькин отец.
А мать робко возражала ему:
- Старый человек... Куда же ей деться?
- Зажилась на свете... - вздыхал отец. - В инвалидном доме ей место вот где!
Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека.

Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех и гремела в кухне посудой. Потом будила зятя и дочь:
- Самовар поспел. Вставайте! Попейте горяченького-то на дорожку...
Подходила к Борьке:
- Вставай, батюшка мой, в школу пора!
- Зачем? - сонным голосом спрашивал Борька.
- В школу зачем? Темный человек глух и нем - вот зачем!
Борька прятал голову под одеяло:
- Иди ты, бабка...
- Я-то пойду, да мне не к спеху, а вот тебе к спеху.
- Мама! - кричал Борька. - Чего она тут гудит над ухом, как шмель?
- Боря, вставай! - стучал в стенку отец. - А вы, мать, отойдите от него, не надоедайте с утра.
Но бабка не уходила. Она натягивала на Борьку чулки, фуфайку. Грузным телом колыхалась перед его кроватью, мягко шлепала туфлями по комнатам, гремела тазом и все что-то приговаривала.
В сенях отец шаркал веником.
- А куда вы, мать, галоши дели? Каждый раз во все углы тыкаешься из-за них!
Бабка торопилась к нему на помощь.

Да вот они, Петруша, на самом виду. Вчерась уж очень грязны были, я их обмыла и поставила.
Отец хлопал дверью. За ним торопливо выбегал Борька. На лестнице бабка совала ему в сумку яблоко или конфету, а в карман чистый носовой платок.
- Да ну тебя! - отмахивался Борька. - Раньше не могла дать! Опоздаю вот...
Потом уходила на работу мать. Она оставляла бабке продукты и уговаривала ее не тратить лишнего:
- Поэкономней, мама. Петя и так сердится: у него ведь четыре рта на шее.
- Чей род - того и рот, - вздыхала бабка.
- Да я не о вас говорю! - смягчалась дочь. - Вообще расходы большие... Поаккуратнее, мама, с жирами. Боре пожирней, Пете пожирней...

Потом сыпались на бабку другие наставления. Бабка принимала их молча, без возражений.
Когда дочь уходила, она начинала хозяйничать. Чистила, мыла, варила, потом вынимала из сундука спицы и вязала. Спицы двигались в бабкиных пальцах то быстро, то медленно - по ходу ее мыслей. Иногда совсем останавливались, падали на колени, и бабка качала головой:
- Так-то, голубчики мои... Не просто, не просто жить на свете!
Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто и шапку, швырял на стул сумку с книгами и кричал:
- Бабка, поесть!

Бабка прятала вязанье, торопливо накрывала на стол и, скрестив на животе руки, следила, как Борька ест. В эти часы как-то невольно Борька чувствовал бабку своим, близким человеком. Он охотно рассказывал ей об уроках, товарищах.
Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, приговаривая:
- Все хорошо, Борюшка: и плохое и хорошее хорошо. От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает.

Иногда Борька жаловался на родителей:
- Обещал отец портфель. Все пятиклассники с портфелями ходят!
Бабка обещала поговорить с матерью и выговаривала Борьке портфель.
Наевшись, Борька отодвигал от себя тарелку:
- Вкусный кисель сегодня! Ты ела, бабка?
- Ела, ела, - кивала головой бабка. - Не заботься обо мне, Борюшка, я, спасибо, сыта и здрава.
Потом вдруг, глядя на Борьку выцветшими глазами, долго жевала она беззубым ртом какие-то слова. Щеки ее покрывались рябью, и голос понижался до шепота:
- Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери. Старое что малое. В старину говаривали: трудней всего три вещи в жизни - богу молиться, долги платить да родителей кормить. Так-то, Борюшка, голубчик!
- Я мать не брошу. Это в старину, может, такие люди были, а я не такой!
- Вот и хорошо, Борюшка! Будешь поить-кормить да подавать с ласкою? А уж бабка твоя на это с того света радоваться будет.

Ладно. Только мертвой не приходи, - говорил Борька.
После Обеда, если Борька оставался дома, бабка подавала ему газету и, присаживаясь рядом, просила:
- Почитай что-нибудь из газеты, Борюшка: кто живет, а кто мается на белом свете.
- "Почитай"! - ворчал Борька. - Сама не маленькая!
- Да что ж, коли не умею я.
Борька засовывал руки в карманы и становился похожим на отца.
- Ленишься! Сколько я тебя учил? Давай тетрадку!
Бабка доставала из сундука тетрадку, карандаш, очки.
- Да зачем тебе очки? Все равно ты буквы не знаешь.
- Все как-то явственней в них, Борюшка.

Начинался урок. Бабка старательно выводила буквы: "ш" и "т" не давались ей никак.
- Опять лишнюю палку приставила! - сердился Борька.
- Ох! - пугалась бабка. - Не сосчитаю никак.
- Хорошо, ты при Советской власти живешь, а то в царское время знаешь как тебя драли бы за это? Мое почтение!
- Верно, верно, Борюшка. Бог - судья, солдат - свидетель. Жаловаться было некому.
Со двора доносился визг ребят.
- Давай пальто, бабка, скорей, некогда мне!
Бабка опять оставалась одна. Поправив на носу очки, она осторожно развертывала газету, подходила к окну и долго, мучительно вглядывалась в черные строки. Буквы, как жучки, то расползались перед глазами, то, натыкаясь друг на дружку, сбивались в кучу. Неожиданно выпрыгивала откуда-то знакомая трудная буква. Бабка поспешно зажимала ее толстым пальцем и торопилась к столу.
- Три палки... три палки... - радовалась она.

* * *
Досаждали бабке забавы внука. То летали по комнате белые, как голуби, вырезанные из бумаги самолеты. Описав под потолком круг, они застревали в масленке, падали на бабкину голову. То являлся Борька с новой игрой - в "чеканочку". Завязав в тряпочку пятак, он бешено прыгал по комнате, подбрасывая его ногой. При этом, охваченный азартом игры, он натыкался на все окружающие предметы. А бабка бегала за ним и растерянно повторяла:
- Батюшки, батюшки... Да что же это за игра такая? Да ведь ты все в доме переколотишь!
- Бабка, не мешай! - задыхался Борька.
- Да ногами-то зачем, голубчик? Руками-то безопасней ведь.
- Отстань, бабка! Что ты понимаешь? Ногами надо.

* * *
Пришел к Борьке товарищ. Товарищ сказал:
- Здравствуйте, бабушка!
Борька весело подтолкнул его локтем:
- Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.
Бабка одернула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами:
- Обидеть - что ударить, приласкать - надо слова искать.
А в соседней комнате товарищ говорил Борьке:
- А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная.
- Как это - главная? - заинтересовался Борька.
- Ну, старенькая... всех вырастила. Ее нельзя обижать. А что же ты со своей-то так? Смотри, отец взгреет за это.
- Не взгреет! - нахмурился Борька. - Он сам с ней не здоровается.

Товарищ покачал головой.
- Чудно! Теперь старых все уважают. Советская власть знаешь как за них заступается! Вот у одних в нашем дворе старичку плохо жилось, так ему теперь они платят. Суд постановил. А стыдно-то как перед всеми, жуть!
- Да мы свою бабку не обижаем, - покраснел Борька. - Она у нас... сыта и здрава.
Прощаясь с товарищем, Борька задержал его у дверей.
- Бабка, - нетерпеливо крикнул он, - иди сюда!
- Иду, иду! - заковыляла из кухни бабка.
- Вот, - сказал товарищу Борька, - попрощайся с моей бабушкой.
После этого разговора Борька часто ни с того ни с сего спрашивал бабку:
- Обижаем мы тебя?
А родителям говорил:
- Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех - никто о ней не заботится.

Мать удивлялась, а отец сердился:
- Кто это тебя научил родителей осуждать? Смотри у меня - мал еще!
И, разволновавшись, набрасывался на бабку:
- Вы, что ли, мамаша, ребенка учите? Если недовольны нами, могли бы сами сказать.
Бабка, мягко улыбаясь, качала головой:
- Не я учу - жизнь учит. А вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растет! Я свое отжила на свете, а ваша старость впереди. Что убьете, то не вернете.

* * *
Перед праздником возилась бабка до полуночи в кухне. Гладила, чистила, пекла. Утром поздравляла домашних, подавала чистое глаженое белье, дарила носки, шарфы, платочки.
Отец, примеряя носки, кряхтел от удовольствия:
- Угодили вы мне, мамаша! Очень хорошо, спасибо вам, мамаша!
Борька удивлялся:
- Когда это ты навязала, бабка? Ведь у тебя глаза старые - еще ослепнешь!
Бабка улыбалась морщинистым лицом.
Около носа у нее была большая бородавка. Борьку эта бородавка забавляла.
- Какой петух тебя клюнул? - смеялся он.
- Да вот выросла, что поделаешь!
Борьку вообще интересовало бабкино лицо.
Были на этом лице разные морщины: глубокие, мелкие, тонкие, как ниточки, и широкие, вырытые годами.
- Чего это ты такая разрисованная? Старая очень? - спрашивал он.
Бабка задумывалась.
- По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге, можно читать.
- Как же это? Маршрут, что ли?
- Какой маршрут? Просто горе и нужда здесь расписались. Детей хоронила, плакала - ложились на лицо морщины. Нужду терпела, билась опять морщины. Мужа на войне убили - много слез было, много и морщин осталось. Большой дождь и тот в земле ямки роет.

Слушал Борька и со страхом глядел в зеркало: мало ли он поревел в своей жизни - неужели все лицо такими нитками затянется?
- Иди ты, бабка! - ворчал он. - Наговоришь всегда глупостей...

* * *
Когда в доме бывали гости, наряжалась бабка в чистую ситцевую кофту, белую с красными полосками, и чинно сидела за столом. При этом следила она в оба глаза за Борькой, а тот, делая ей гримасы, таскал со стола конфеты.
У бабки лицо покрывалось пятнами, но сказать при гостях она не могла.

Подавали на стол дочь и зять и делали вид, что мамаша занимает в доме почетное место, чтобы люди плохого не сказали. Зато после ухода гостей бабке доставалось за все: и за почетное место, и за Борькины конфеты.
- Я вам, мамаша, не мальчик, чтобы за столом подавать, - сердился Борькин отец.
- И если уж сидите, мамаша, сложа руки, то хоть за мальчишкой приглядели бы: ведь все конфеты потаскал! - добавляла мать.
- Да что же я с ним сделаю-то, милые мои, когда он при гостях вольным делается? Что спил, что съел - царь коленом не выдавит, - плакалась бабка.
В Борьке шевелилось раздражение против родителей, и он думал про себя: "Вот будете старыми, я вам покажу тогда!"

* * *
Была у бабки заветная шкатулка с двумя замками; никто из домашних не интересовался этой шкатулкой. И дочь и зять хорошо знали, что денег у бабки нет. Прятала в ней бабка какие-то вещицы "на смерть". Борьку одолевало любопытство.
- Что у тебя там, бабка?
- Вот помру - все ваше будет! - сердилась она. - Оставь ты меня в покое, не лезу я к твоим-то вещам!
Раз Борька застал бабку спящей в кресле. Он открыл сундук, взял шкатулку и заперся в своей комнате. Бабка проснулась, увидала открытый сундук, охнула и припала к двери.
Борька дразнился, гремя замками:
- Все равно открою!..
Бабка заплакала, отошла в свой угол, легла на сундук.
Тогда Борька испугался, открыл дверь, бросил ей шкатулку и убежал.
- Все равно возьму у тебя, мне как раз такая нужна, - дразнился он потом.

* * *
За последнее время бабка вдруг сгорбилась, спина у нее стала круглая, ходила она тише и все присаживалась.
- В землю врастает, - шутил отец.
- Не смейся ты над старым человеком, - обижалась мать.
А бабке в кухне говорила:
- Что это вы, мама, как черепаха, по комнате двигаетесь? Пошлешь вас за чем-нибудь и назад не дождешься.

* * *
Умерла бабка перед майским праздником. Умерла одна, сидя в кресле с вязаньем в руках: лежал на коленях недоконченный носок, на полу - клубок ниток. Ждала, видно, Борьку. Стоял на столе готовый прибор. Но обедать Борька не стал. Он долго глядел на мертвую бабку и вдруг опрометью бросился из комнаты. Бегал по улицам и боялся вернуться домой. А когда осторожно открыл дверь, отец и мать были уже дома.
Бабка, наряженная, как для гостей, - в белой кофте с красными полосками, лежала на столе. Мать плакала, а отец вполголоса утешал ее:
- Что же делать? Пожила, и довольно. Мы ее не обижали, терпели и неудобства и расход.

* * *
В комнату набились соседи. Борька стоял у бабки в ногах и с любопытством рассматривал ее. Лицо у бабки было обыкновенное, только бородавка побелела, а морщин стало меньше.
Ночью Борьке было страшно: он боялся, что бабка слезет со стола и подойдет к его постели. "Хоть бы унесли ее скорее!" - думал он.
На другой день бабку схоронили. Когда шли на кладбище, Борька беспокоился, что уронят гроб, а когда заглянул в глубокую яму, то поспешно спрятался за спину отца.
Домой шли медленно. Провожали соседи. Борька забежал вперед, открыл свою дверь и на цыпочках прошел мимо бабкиного кресла. Тяжелый сундук, обитый железом, выпирал на середину комнаты; теплое лоскутное одеяло и подушка были сложены в углу.

Борька постоял у окна, поковырял пальцем прошлогоднюю замазку и открыл дверь в кухню. Под умывальником отец, засучив рукава, мыл галоши; вода затекала на подкладку, брызгала на стены. Мать гремела посудой. Борька вышел на лестницу, сел на перила и съехал вниз.
Вернувшись со двора, он застал мать сидящей перед раскрытым сундуком. На полу была свалена всякая рухлядь. Пахло залежавшимися вещами.
Мать вынула смятый рыжий башмачок и осторожно расправила его пальцами.
- Мой еще, - сказала она и низко наклонилась над сундуком. - Мой...
На самом дне загремела шкатулка. Борька присел на корточки. Отец потрепал его по плечу:
- Ну что же, наследник, разбогатеем сейчас!
Борька искоса взглянул на него.
- Без ключей не открыть, - сказал он и отвернулся.
Ключей долго не могли найти: они были спрятаны в кармане бабкиной кофты. Когда отец встряхнул кофту и ключи со звоном упали на пол, у Борьки отчего-то сжалось сердце.

Шкатулку открыли. Отец вынул тугой сверток: в нем были теплые варежки для Борьки, носки для зятя и безрукавка для дочери. За ними следовала вышитая рубашка из старинного выцветшего шелка - тоже для Борьки. В самом углу лежал пакетик с леденцами, перевязанный красной ленточкой. На пакетике что-то было написано большими печатными буквами. Отец повертел его в руках, прищурился и громко прочел:
- "Внуку моему Борюшке".
Борька вдруг побледнел, вырвал у него пакет и убежал на улицу. Там, присев у чужих ворот, долго вглядывался он в бабкины каракули: "Внуку моему Борюшке".
В букве "ш" было четыре палочки.
"Не научилась!" - подумал Борька. И вдруг, как живая, встала перед ним бабка - тихая, виноватая, не выучившая урока.
Борька растерянно оглянулся на свой дом и, зажав в руке пакетик, побрел по улице вдоль чужого длинного забора...
Домой он пришел поздно вечером; глаза у него распухли от слез, к коленкам пристала свежая глина.
Бабкин пакетик он положил к себе под подушку и, закрывшись с головой одеялом, подумал: "Не придет утром бабка!"

Нужны ли нашим деткам бабушки ? Много ли они могут дать своим внукам и внучкам ? Можно ли построить нормальные отношения новоиспеченной маме с мамой, которая постарше? Вопросов слишком много и столько же будет ответов на них.

Наше время небогато на чудеса и события, но они иногда все-таки случаются. Одним из «творцов» необыкновенного чуда стала Шарлотта Лемонье - француженка по происхождению, прожившая практически всю жизнь в России. Ее внук - Андрей Макин, родившийся и до тридцатилетнего возраста проживший в России, а затем эмигрировавший в во Францию, стал выдающимся писателем. Он получил множество премий и наград за что бы вы думали? За жизнеописание своей собственной бабушки ! Книга вначале так и называлась «Жизнеописание Шарлотты Лемонье», но сейчас она больше известна читателям как «Французское завещание».

«В детстве она казалась нам божеством, справедливым и снисходительным» - так говорит герой романа Алеша о Шарлотте. Рассказы Шарлотты - о своей жизни, о прочитанных книгах, о людях и о многом другом стали для ее внуков неким путем для познания и изучения окружающего мира, волшебным миром, таким красивым и необыкновенным. Причем детишкам этот «мир» нравился намного больше, нежели реальный, в котором приходилось жить. Шарлотта была, по мнению детей, особенным человеком, совершенно не похожим на остальных, такая загадочная, интересная, непредсказуемая и в то же время не лишенная доброты, заботы, понимания, душевного равновесия. Она любила детей, и это было видно в ее поведении, действиях, жестах, настроении. Она общалась с ними на равных, никогда не давая повода думать и понимать, что дети - есть дети. Воспитанием внуков она занималась настолько, насколько этого требовали обстоятельства. Она не стремилась влиять на детей напрямую, формировать характер и мировосприятие. Она не обучала их, однако детишки знали французский язык на высшем уровне. Она не так уж и заботилась о них, не выготавливала, не обстирывала, однако дети считали ее чем то великим, идеальным, и возносили на некий пьедестал.

А вот и другая «бабушкина история ». У Нины Николаевны есть любимая внучка Полиночка. Родители Полинки - люди занятые, поэтому на выходные дни ребенок просто сдается в аренду бабушке . Такая «аренда» может наступить и посреди недели, если внучка категорически не хочет идти в детский сад. Поля очень любит свою бабушку , ей нравится у нее жить. Где еще можно говорить без остановки с самого утра и до позднего вечера, кушать все, что хочется, делать все без ограничений - рисовать на обоях, рвать бумагу, бегать по квартире. Нина Николаевна к приходу любимой внученьки печет ее любимые блинчики с начинками, пирожки, булочки и еще много всяких вкусностей. Полька с удовольствием уплетает все приготовленное бабулей (правда на поглощении мучных блюд ее еда и заканчивается). Бабушка при внучке ничего не делает, а только полностью занимается ребенком. Выслушать детские рассказы, выполнить все просьбы - работа не из легких, вот бабушка и старается, выкладывается на все 200 %. Правда мама девочки замечает, что после выходных, проведенных у бабушки , ребенок возвращается домой какой-то разбитый, уставший. Складывается ощущение, что Полечка не отдыхала у бабушки , а наоборот работала, не покладая рук. При этом у ребенка совершенно нет настроения, да и кушает она охотно. В общем, весь понедельник тратится на восстановление жизненных сил и налаживание рациона питания, который за время пребывания у бабушки сводится к нулю.

Две истории про бабушек и их внуков совершенно не похожи одна на другую. Почему так происходит? Вроде бы, бабушки как бабушки . Давайте попробуем разобраться.

Человек, проживший свою жизнь достойно, чувствует это и излучает особый духовный свет, который зачастую чувствуется прямо таки физически. Разве вам не приходилось это ощущать во время общения со старым человеком, благородным, воспитанным, с хорошо поставленной речью, с которым не просто приятно общаться, а хочется общаться без остановки. У старости есть особое достоинство - достоинство до конца хорошо сделанного дела, главного дела в своей жизни. И вот именно такого старого человека, будь это бабушка или дедушка, ребенку важно видеть около себя. Малыш еще не совсем понимает, в чем особенность бабули или дедули, но чувствует, что в старом человеке есть то, чего нет в молодом. И это «что-то» очень хорошее.

Плохо, когда ребенку кажется или ему постоянно внушают, что лучше быть молодым, нежели старым. Очень важно, чтобы ребенок ощущал, что старость - радость! Что, прожив жизнь хорошо и достойно, человек чувствует себя прекрасно! Значит, каждому из нас есть для чего, а главное - для кого жить! Ребенок должен видеть только хорошую старость , а не ту жалкую, которую нам зачастую приходится наблюдать, когда старушки только и делают, что жалуются на свою плохо прожитую жизнь, на «болячки», на мизерные пенсии и многое другое. Такие старики - постоянно кислые и скучные, не желающие жить, бранящие окружающих, да и самих себя. Они зачастую не уважают свою старость, завидуют молодым, считают всех без исключения низменными существами. Вот от таких бабушек малыша лучше держать подальше - ребенку не зачем слушать и слушать весь этот негатив, постоянные воспоминания о молодости и бурчание на свою старость. Ребенку важно общаться с позитивными и оптимистичными бабушками , излучающими яркий свет жизненной энергии. И не важно, что возраст бабушки перешагнул 70-летний рубеж - поверьте, общение с такой бабулей ребенку будет не просто полезно, а просто необходимо!

Зачастую с возрастом человек теряет свою силу воли, становится в некотором роде бесхарактерным, ему очень сложно настоять на своем. И ко всему этому причисляется еще и слепое обожание своих внуков и внучек . И все это в совокупности очень вредно для ребенка - общение с бесхарактерным взрослым, все позволяющим и разрешающим, терпящим детские шалости просто развращает ребенка. В общении с малышами в любом случае важна и нужна твердость, позиция старшего. Потакание детским прихотям, выполнение всех желаний и отсутствие наказаний - делает из ребенка избалованное создание. Вот почему многие родители жалуются, что после общения с бабушками и дедушками , дети становятся просто неуправляемыми и приходится постараться, чтобы ребенок вошел в привычную для него жизненную колею с определенным рационом питания, с послушанием и желанием что-либо делать по просьбе родителей.

Но и слишком властные бабушки не полезны для ребенка. В большинстве семей дисциплинирующим началом должен быть отец или же если его нет - мама, но никак не бабушка! Такую важную роль она может взять на себя только в случае отсутствия родителей у ребенка.

Что нужно ребенку? В первую очередь доброта в сочетании с твердостью, умением держать малыша в определенных границах дозволенного.

Многим известна ситуация, когда бабушка пытается вести свою воспитательную линию, которая зачастую разительно отличается от родительской. Может для бабушки это и хорошо, но вот для ребенка - не очень. Воспитывать должен кто-то один. Если родителей такое положение дел полностью устраивает, то можно переложить воспитание и заботу о ребенке полностью на бабушкины плечи. Только в этом случае важно не иметь расхождений в «политике воспитания» предложенной бабушкой .

Если же родителей «бабушкина психология» не устраивает, то в этом случае необходимо свести общение ребенка со старшим поколением к минимуму. Ведь свои дети - это одна из главных составляющих нашей жизни, которая по-своему уникальна и не похожа на другие. Жизнь ведь дается все один раз и каждый должен прожить свою жизнь, а не чужую. И воспитать ребенка важно так, как этого хочет мать, а не бабушка или соседка. Нельзя допускать, чтобы кто-то, даже самый близкий человек, ломал то, что вы строите. Пусть даже этот близкий человек - ваша мама. «Мама мамы» должна в первую очередь понимать, что не она - самый главный воспитатель в жизни ребенка. Все равно на ребенка в несравненно большей степени влияет его мать и никто другой. И только мама в состоянии определить магистральное направление развития и воспитания своего крохи.

Вообще считается, что всем близким взрослым лучше всего быть едиными в воспитании ребенка, даже, несмотря на то, что это единство может противоречить чьим-либо убеждениям и взглядам. Такое единение очень важно для достижения определенной цели самим ребенком. Можно обсуждать, решать многие вопросы, касающиеся ребенка, совместными усилиями, но окончательное решение должны вынести только родители крохи.

В то же время бабушка может дать ребенку очень многое, чего зачастую не в состоянии дать мама и папа. Причина в том, что молодая мама много работает, устает, возможно, занимается уходом за маленьким братиком или сестричкой, и она просто-напросто не в состоянии уделить столько внимания ребенку, сколько он этого требует. Вот здесь на помощь и должна прийти бабушка , которая в силу своего возраста и наступившего пенсионного отдыха может всецело посвятить себя внуку или внучке .

Иногда только бабушка может заметить в ребенке нечто такое, что не в состоянии заметить его родители. Множество юных талантов были открыты не родителями, а именно бабушками и дедушками! Поэтому бабушка может заняться так называемой «отделкой и шлифовкой» мельчайших граней характера своих внуков , до которых еще не дошли руки у родителей. Можно много рассказывать и говорить с ребенком, важно делать это по-взрослому, со всей серьезностью. Ребенку не важно сказка ли рассказывается, или бабушка просто решила поговорить с маленьким слушателем. Важно, чтобы весь разговор строился на «взрослости», а не на детских фразах. А еще важно, чтобы самому взрослому было интересно с ребенком.

Воспоминания стариков также полезны для детишек. Ведь все дети - великие мечтатели. И если старшее поколение вспоминает о прошлой жизни и рассказывает одушевленно о ней, то детки представляют и мечтают, что когда-то станут взрослыми и будут совершать многие поступки, которые совершали их бабушки и дедушки . Получается, что одни смотрят назад, а другие - вперед, а разве это не объединяет бабушек и внуков ?

Также важно само отношение родителей ребенка к бабушкам и дедушкам. Если они видят стариков только в качестве бесплатной прислуги, которая постирает, погладит, кушать приготовит, то и ребенок будет видеть своих родных стариков только с этой позиции. А в таком случае, о каком уважении к старости может идти речь? Бабушка в первую очередь должна с ребенком, читать книжки и просто дружить с ним, а не выстирывать и выготавливать. И конечно очень плохо, когда между бабушкой и внуками нет единения и духовной близости, а все визиты и встречи сводятся только по праздничным дням или выходным. Ребенку нужны полнокровные человеческие отношения со всеми близкими, а не только с мамой и папой.

О, у меня бабушка была классической социопаткой, прямо как с нее "Похороните меня за плинтусом" писали. И уж ни о каких разговорах по душам речи и быть не могло, главное, чтобы она душу не вымотала. И когда она умерла (мне было 9) это было непередаваемое облегчение. Хотя жаль, что она не ушла раньше, всё-таки она успела очень сильно нагадить, и без нее моя жизнь была бы другой.

Моя бабушка ушла от меня полгода назад. Она была единственной в семье, по-настоящему любила меня. Я была с ней в последние годы жизни. А вторая бабушка. Ну, она была как все остальные в моей семье

Я бабушку по папиной линии не видела эмм почти всю жизнь, с 3-х лет, как только развелись родители. Увиделась только год назад, в 19 моих лет. Она пригласила меня к ним в гости через папу. А до этого ни звонка, ничего. На день рождения могла через отца передать что-то по мелочи. Когда-то меня это очень задевало, как и то, что отец со мной виделся и звонил только 2 раза в год. Сейчас уже давно стало всё равно. Но по иронии, я внешне - просто копия этой бабушки в молодости. После встречи, кстати, больше не общались.
А по маминой линии бабушка - человек чисто советской закалки. Дважды вдова. Очень трудолюбивая, любимая фраза "нет слова "не хочу", есть слово "надо". В детстве я часто гостила у бабушки с дедушкой, и она всегда была злым полицейским, а дедушка – добрым. Но никогда сильно не ругала. Сейчас у нас очень хорошие отношения. Ну и она выполняет стереотипные бабушкины обязанности - помогает посидеть с младшим братом, привозит еду и соленья.
Моя мама мне заявила, что она хочет быть молодой бабушкой. Ну, придётся её разочаровать.

Моя бабуля была очень тяжелым и властным человеком, но любила всех нас. Ругались мы с ней - грохот стоял. Но каждый раз, заходя в комнату после ссоры, проверяла - дышит ли она, а от мысли, что может не дышать начинала реветь. У неё была тяжелая судьба - мать умерла, появилась злая мачеха, потом вышла замуж за самого красивого парня деревни, а он оказался бабником жутким, постоянно ей изменял. Она никогда его за это не простила - когда он умирал от рака в гостиной, даже не подошла к нему. А в завещании настояла, чтобы её похоронили далеко от него. Грустно говорить, но после смерти бабули жить в семье стало попроще - очень уж она все контролировала. Но мы все равно скучаем и любим её.

Обе мои бабушки скончались, одна еще до моего рождения, другая недавно, и та, с которой росла, была для меня именно такой: доброй, понимающей; они с дедушкой очень любили друг друга, до самого конца. Не согласна с автором.

У меня была всего одна бабушка - вторая умерла, когда я была совсем малышкой, и я ее почти не помню. Рассказывала много о своей жизни, я любила слушать, так вот: не было у нее жизни, а была только работа, работа и еще раз работа. Поэтому и вытянули они страну в годы войны, что вместо жизни была только работа. А что она любила, чем интересовалась, она, наверное, еще в войну забыла.

У меня две бабушки, и они совсем не похожи друг на друга. О бабушке по папе не могу сказать ничего хорошего - но у нее были очень тяжелое детство и юность, отец ее-жутчайший абьюзер и тиран, и первый муж не больно лучше. По маме же - очень прогрессивная, даже феминистичная в какой то степени, растила двух дочек одна. Есть, конечно, и свои недостатки, но она нам очень помогала! Слава Богине, бабушка почти не болеет и, надеюсь, проживет еще много лет, ей сейчас 76 лет.

У меня бабушки одного года рождения и даже с одним отчеством. Мамина жила всю жизнь в деревне. Мне кажется, стереть свою личность для нее было чем-то вроде соблюдения приличия. "Что люди скажут" является очень важной мотивацией. К родственникам она всегда услужливая, даже через силу. Иногда потом жалуется, как ей тяжело, но если кто в гости - обязательно все лучшее. Особенно перед мужчинами. У нее два сына, 4 внука, и две дочки и я внучка. С нами она откровеннее, а с мужчинами как бы на дистанции.
Вторая бабушка с 19 лет живет в городе. Она очень сильная и независимая. Хотя ей очень непросто быть самой по себе. Овдовела 2 раза (второй неофициальный брак начался, когда ей было 65 лет). И ее политика в отношении мужчин - "женская хитрость". Для меня она очень близкий человек, но решения все равно сама принимаю. Возможно, скоро бабушкой станет и моя мама. Буду уважать ее право быть собой. А пока активно толкаю ее в сторону самопознания от того, чтобы идентифицировать себя только с моей мамой.

Как я Вас понимаю. Моей маме уже 41, а она до сих пор пытает "рулить" её жизнью и лезет в наши с братом судьбы.

Могу понять позицию автора насчет бабушек. У меня две бабушки - тоже две противоположности. По папиной линии вела очень затворнический образ жизни - без особой причины на улицу не выходила, гулять не ходила, на семейные события собиралась с неохотой и гостей не особо привечала. С нами вела строго и сдержанно. Истории о своей жизни никогда не рассказывала. Так что нам с сестрой досталась роль "нелюбимых внучек"

Моя прабабушка такой была: солнечной, с кучей интересных историй наготове, пекла самые вкусные булочки. Я жалею, что так и не успела повзрослеть и поинтересоваться, каким человеком она была, до того, как ее до смерти забил дед.

Сердце замирает, когда читаешь такие истории. Сколько всего пришлось пережить этим женщинам. И после этого женщин ещё смеют называть "слабым полом".

Моя бабушка в 9 лет осталась на хозяйстве с младшими братьями и сёстрами. И вообще я понимаю сейчас, что хочу очень о многом с ней поговорить в её жизни, но она всегда была очень скромной и терпеливой. Многим жертвовала ради нас, и рассказать могла бы только после прямого вопроса. Но она умерла, когда я была ещё буйным подростком, которая часто срывалась и говорила грубости и обижала её, очень жаль сейчас.

Ваша история - просто до слёз. Вы не успели извиниться, но зато успели всё понять - это тоже ценно. Уверена, прабабушка вас бы простила. И она, судя по вашему рассказу, уж точно не хотела бы, чтобы вы до конца жизни терзали себя тем, что не успели попросить прощения. Очень хочется вас поддержать, но не знаю, как лучше. Мысленно вас обнимаю, если можно. У вас была чудесная прабабушка.

А мне бабушки и дедушки много про войну рассказывали. Достаточно, чтобы я боялась ее больше всего на свете и очень сочувствовала тем, кто сейчас невольно оказался в районе боевых действий. Я стараюсь все запоминать, жизнь интересная штука. А мои прабабки тоже много рассказывали, про них можно писать книги, как пример жизни женщины в патриархальном обществе, сложная и неоднозначная судьба. Скучаю по своей прабабке - бабе Кате, она научила меня читать в полтора годика, пока сидела со мной. Сама она не успела окончить школу, поэтому читала медленно и понятно для меня, я так и научилась. Я до сих пор могу очень ясно представить себе ее голос "уж больно шибко ты бегаешь, аж искры из-под пяток летят!" - и я все время пыталась увидеть эти искры.

Прочитала, и счастлива, что с самого детства всегда с удовольствием слушала истории своей бабушки про ее молодость, ухажеров, ее отношения с родителями и сестрами. До сих пор мы хотя бы раз в неделю собираемся за чаем и обсуждаем свои взгляды на религию, политику, семью, и каждый раз это безумно интересно. За спиной каждой женщины неимоверная история, героическая история. Спасибо за ваши мысли, очень точно и чутко.

У меня совершенно разные бабушки. Одна очень веселая и полная энергии женщина, которая ужасно меня любит. Вторая же, наоборот, очень хмурая, немного обиженная на весь мир, плюс кажется, что она не считает меня замечательным ребенком или, можно сказать, внуком.

Моя прабабушка прошла войну в тылу. С пятнадцати лет работала в колхозе. В том же колхозе прошла вся её жизнь. В детстве я не понимала, страшных историй про голод, колоски, про отсидки на десять лет, про письма с фронта. А еще она безумно любила индийские фильмы, могла пересказать сюжет каждого, что смотрела. По мере моего взросления рассудок её покидал. Сейчас я понимаю её страхи: не пускать меня в детский лагерь, "а то принесет в подоле", не ходи с мальчиками и так далее. Жалко, что я помню так мало из того что она рассказывала.

Для меня истории о хороших бабушках - как из параллельной вселенной.
Одна была агрессивной сукой. Я вообще почти не помню, чтобы она улыбалась, была в хорошем настроении. Почти все, что она мне говорила - главное "догождать мужу". Сама так и делала, Перед мужиками ходила на задних лапках. При этом троих дочерей и всех внуков прессовала.
Сама была прислугой бесплатной, и всех девочек в семье настойчиво призывала к тому же. Родители меня ей пугали, что, мол, буду себя плохо вести - отправят к этой суке на дрессировку. Меня и всех остальных детей она избивала постоянно, говорила, что мы говно ее. Помню, однажды она избила даже младенца - мою сестру за то, что та плакала. Меня однажды избила за то, что у меня болели ноги.
Вторая на первый взгляд была безобидная, никогда не крикнула и не подняла руку на меня. Я ее вообще считала жертвой, несчастной овечкой. Но скорее ей просто чета мешало, и она делала пакости чужими руками. Например, жаловалась родителям на меня. Она знала, что они в неадеквате, и могут побить меня. Но видимо этого и хотела. Еще она была против того, чтобы отец женился на матери, и гнобила ее. Говорила, что селючка, без образования. А сынок ее городской, и заслуживает городскую жену, с престижным образованием. При этом мать была намного цивилизованнее своего городского мужа. Потом получила образование, стала работать престижно, делать карьеру. Социально она достигла намного больше отца. Но для бабки лучше все равно не стала.
Еще была прабабка, я ее почти не помню, так как она умерла, когда мне было 6 лет. Вроде я ее любила больше всех. Она меня тоже, и защищала от других ебанутых взрослых. Не позволяла никому кричать и бить меня. Но я все равно не уверена, что она была хорошей женщиной. Рассказывали, что они сильно гнобила всех жен своих сыновей.

Моя бабушка по линии матери всегда мне казалась неинтересной, скучной до 17-18 лет. Потом я повзрослела и посмотрела на нее как на личность с очень тяжелой жизнью в прошлом, а не как на нудного члена семьи, которая вечно пилит за немытую посуду и плохие оценки. Она, как и все девушки, рано вышла замуж. Рано родила. Только вот муж (мой дед) оказался насильником, лгуном, любителем рас пускать руки, еще и педофил. И так получилось, что избавить семью от этого урода смогла только я. И сейчас я понимаю, что она не рассказывает о себе, потому что раньше ее никто просто не слушал. Дед ее сломал, и только не так давно она начала жить полной жизнью. Я уже давно хотела поговорить с ней на тему ее чувств и прошлого. Но я даже не знаю, как это сделать, и стоит ли вообще лезть человеку в душу, которая и так как решето.

Задайте какой-нибудь вопрос явно уважительно, скажите, что она может не отвечать, если не хочет. "Бабушка, я понимаю, что у тебя была тяжелая жизнь, о которой тебе, может, не хочется вспоминать, но не могла бы ты рассказать мне что-нибудь?"

Мои бабушки никогда не интересовались ни мной, ни братом и прочими внуками. Мать отца до сих пор считает меня нагулянной, никогда не помогала маме моей с экземой и отваливающимися пальцами (в прямом смысле слова, было очень трудно после вторых родов) ни мыть посуду, ни брать еду готовить, ничего.
Она просто сидела с другой бабушкой в кухне, пока мама мыла посуду и стонала, от боли, а они просто качали головой о том, что "надо б ей помочь, но что я могу сделать, ведь ее не просили, она не спросила" и прочий бред. Мне было пять, и толку было от меня мало, разве что, я сидела с годовалым дитем, вместо бабушек, которых даже в роддоме не было. В роддоме по случаю рождения брата были лишь я, папа, и мои деды. И младшая сестра отца. Все. Ни-ко-го.
Возможно, да, обиженные жизнью, бла бла бла, но проблема в том, что дедушки-то были нормальными людьми, с уважающим пониманием других! Оба были да, начальниками, но отношение до конца были приятны и даже любящие.
Вывод: у меня никогда не было бабушек, о которых пишут в книжкам." Более того. У меня не было бабушек даже таких закрытых, таким личностных таких, таких людей, о коих- в статье.
Да, мать матери умерла - я не ощутила большую боль, так как, ну, как я могу сожалеть об умершем человеке, которого не знаю? Я ревела, ревела почти всю начальную школу, когда умер мой дядя, да, наркоман, да, от передоза, но он любил меня и маму с отцом, общался со мной. Да, я плакала, когда умер отец моего отца - он любил меня и брата, брата он боготворил, "носитель фамилии" же. Я люблю отца матери - дед, просто дед.
А бабушку, что осталась, нет. Она требует общения, однако даже на банальную просьбу помочь мне - "ну ты знаешь, я не могу, у меня не получится, я старая, я то, я се". Словно я не знаю, что она лжет. А как общаться с тем, кто не хочет идти на контакт? Однако тыкать, что "ты моя единственная внучка! Девочка! Почему ты не ухаживаешь за мной?"
Да, глупо, но я не хочу. Она мне никто, никем была и никем стала. Просто человек, которого я даже раз в год не вижу.

А моя бабушка гадает на картах. Я даже если ничего не рассказываю, она все равно знает, что у меня происходит, до жутковатых подробностей - например, один раз она ошарашила вопросом "как твой новый дом?" Хотя никто не знал, что я ушла от мужа неделю как, и сняла другое жилье (причем именно дом, не квартиру); другой раз она спросила как зовут того черненького, который четыре дня жил у меня дома. На вопрос, как она узнала сколько именно дней это было, ответ был - а я четыре дня подряд раскладывала карты, и вы были вместе в твоем доме, а на пятый - он уже был в другой стране. Так что я поняла, что скрывать от бабули бесполезно что-либо, и все ей рассказываю. Чему и рада, что в семье есть человек, которому я доверяю, что ли, или, правильней сказать, не боюсь осуждения или неприятия.

Спасибо большое за поддержку. Я об этом рассказывала только одной девушке. Легче уже оттого, что сказала об этом. Стыдно. Конечно, стыдно. Но сейчас, поняв все, стараюсь менее эгоистично относиться к близким, которые меня любят и поддерживают.

Прочла это, и как-то одновременно и обидно и грустно стало. Так уж сложилось, что в возрасте 8-ми лет я уехала далеко от своих обеих бабушек, которых сейчас, к сожалению, уже нет. Мамина мама тогда лежала с инсультом, я помню, какой доброй она была и какой молчаливой. Я прямо-таки видела,какую боль она испытывает и как ей неловко, что все с ней "носятся", как она говорила. Почему грустно, потому что я не успела многого сказать ей, она не увидела меня взрослой, хотя я знаю точно, она очень мечтала об этом,моя молчаливая бабуля с грустными глазками. Я уверенна, что в ней был целый мир, целая вселенная, о которой я так и не узнала...
А вторая бабушка, папина мама, с тех пор, как я уехала, ничего обо мне знать и не хотела. Она не звонила, не писала. Но я её всё равно люблю и скучаю по ней. Ведь, кто знает, о чем она думала тогда, чего ей хотелось.
Просто грустно, что я так и не узнаю этого никогда.
Да,я всегда мечтала сесть с бабушкой вместе на диванчике, пить чайчик и просто болтать, расспрашивать её обо всём на свете и рассказывать о себе.
Очень жаль.

Моя бабушка называет меня выебком. С 10 лет утверждает, что я шалава, потому что в футбол играла с мальчиками. Мало было девочек во дворе, играла с кем было. Жила с парнем, бабушка хотела моей свадьбы, боялась, что принесу в подоле.

Потому что родственников не выбирают, и бабушки такие же разные, как любые другие женщины. Я вот понимаю, что до сих пор не готова к тому, что моих бабушек не станет. Мне кажется, что когда хорошие отношения и мы так много знаем друг о друге, отпустить - просто нереально, я пытаюсь привыкнуть к мысли, что я сама уже теоретически могу быть бабушкой и это неизбежное течение жизни, а отпустить их все равно не смогу, я это знаю.

Очень хорошая тема! Я уже и не различаю, кого люблю больше - маму или обожаемую бабушку. Моя бабушка по национальности лезгинка, и всё детство она ухаживала за мной, до сих пор ласково называет ласточкой и пела песни на нашем родном языке (который я выучила благодаря ей). Она очень интересная личность, весёлая, оптимистичная и любит часто пошутить.
И что самое чудесное, она поддерживает феминистическое направление моих мыслей.

Да, моя бабушка - такая бабушка. Правда, она рассказывала мне много интересного о своей жизни, о жизни своей матери, отца и сестер. И она действительно души не чает в том, чем занимается (земледелие, вышивка, просмотр сериалов и посиделки с подружками на скамейке). Я рада за неё. Она мне часто звонит, ну и я рассказываю, как делишки. Хотя, конечно, она про меня знает гораздо меньше, чем я про неё. Знай она, какой я человек, она бы меня не поняла. Но я люблю свою бабулю, и она меня. И вообще всю свою родню.

У меня была та самая бабушка, как в упомянутых автором фильмах. Самая понимающая и добрая. К сожалению, жили мы в разных городах и крайне редко встречались.

Моя бабушка была главой нашей семьи. О своей жизни рассказывала часто, и я ей - о своей, в силу открытости характера, хотя понимание было далеко не всегда.

Есть такой стереотип о пожилых женщинах, как и о женщинах любого другого возраста, и, хоть мне пока до возраста "бабушки" далековато, уже иногда с ужасом задумываюсь над тем, какая старость меня ждёт, ведь я никогда не стану такой старушкой в платье в горошек, с внуками, с фирменными блюдами и привычкой всех уговаривать отведать моих вкусностей. Страшно, что мы проводим в ловушке общественного мнения всю жизнь, и шаг влево-шаг вправо - нас осудят, исключат из общества. "Ненормальных" старушек тоже стыдят - мол, была дурочкой в молодости, теперь вот подыхай одна! Или: что ты себе возомнила, дура старая, тебе по возрасту не положено! Или (если есть дети-внуки): не так воспитала, во они какие у тебя выросли!
Бабка по батиной линии так всю жизнь прожила, стараясь показать себя в обществе "правильной", и от других требовала того же. Она стыдилась своего сына, моего дяди, когда он влюбился в представительницу этнического меньшинства, потому что "что же люди скажут", потом подобрала ему жену, и стыдилась, когда он с женой развёлся, и жена забрала внучку - такое впечатление, что не сколько из-за расставания с моей двоюродной сестрой переживала, столько за свою репутацию - ведь у неё же не образцово-показательная семья! Люди же сплетничать будут! Маму мою всю жизнь недолюбливала за то, что та из крайне бедной семьи, а потом - ещё и за то, что внезапно из правильной патриархалки превратилась в уверенную в себе карьеристку (да, моя мама классная!). Потом пошли страдашки, что я, мол, "в таком возрасте" замуж не выхожу, детей не рожаю, неправильно, непорядок.
И самое страшное, что я у себя наблюдаю пусть и не такую кошмарную, но всё же зависимость от общественного мнения. Пример моей бабушки показывает, как жалко и никчемно это выглядит, она ведь и не жила толком, а как будто делала из своей жизни шоу, которое должно было понравиться людям.

А у меня прабабушка ушла 3 года назад. Прадедушка слег от инсульта, врачи сказали - максимум год, и то, даже не встанет. Она каждый день его на себе носила, занималась зарядкой, мыла его. И он встал на ноги! Ходил, занимался с ней спортом. После этого ещё 10 лет прожил. Бабуля была очень счастлива, что он рядом. Правда, после того, как дедушки не стало, она всего пару лет прожила. Ничего, говорила, больше не хочет. Огромная любовь была, чистая, светлая. Очень друг друга любили. Очень добрая женщина была. Сейчас жалею, что так мало времени с ней была.

А моя бабушка - это именно, как автор описала, бабушка из фильмов, особенно по поведению, как ни странно. В свои 65 выглядит лет на 10 моложе, всегда одетая "по моде" и тщательно следящая за своим внешнем видом. Но кроме этой маски она именно то, как люди трактуют этот образ в фильмах и книгах. Я могу с ней поговорить на равных, она может дать мне совет. Какие же все-таки разные люди в этом мире!

Бабушки - это те же женщины. Со своей Личной жизнью, в том числе.

Моя бабушка - прекрасная, добрейшая женщина, этичная, тактичная. Ребёнок войны, воспитана в суровых условиях. Поступила в мединститут, уехала с центральной России "поднимать " братскую республику. Ездила на коне по деревням, оказывала медицинскую помощь. И кстати, несколько раз спасла дедушку от смерти, "выходила", а потом уехала к родной сестре на пару недель за тысячи километров и дедушку спасти было некому. А сам спасаться отказался, запретил вызывать скорую и так далее. Прекрасная иллюстрация обязанностей женщины - ещё и нести ответственность за все жизни, включая взрослых мужчин. Ладно, не о том. Сейчас в хорошем самочувствии, видимся очень часто. Смотрит новости, печет таки пироги, лучше мамы пользуется своим мобильником, но немного грустит. Не может найти себе дело по душе, а мы не знаем, как помочь. Уже столько всего передумали. Прямо не знаю, что делать уже.

Мне кажется, что все зависит от характера. Я вот, например, ужасно необщительный человек. Могу не общаться днями, не испытывая при этом дискомфорт. Пустые разговоры ни о чем меня утомляют, а семейные застолья не люблю вообще как раз из-за пустых разговоров на протяжении вынужденных 3-4 часов. Но есть люди, которым это нравится, не спорю.
Все мы разные. Общительные бабушки, которые с огромным удовольствием общаются с внуками, другими пожилыми женщинами, в очередях и тд, и те женщины, которые предпочитают держаться особняком и заниматься своими делами - это все нормально. Оба варианта нормальны. Просто все мы разные.
Во всяком случае, я так считаю.

Как вам статья?

Вот некоторые истории моих родственников.
1. Эту историю рассказала мне родная сестра моей бабушки – б. Нина. Всё нижеописанное произошло во время Великой Отечественной войны. Бабушка Нина тогда была ещё совсем девочкой (она 1934 года рождения). И вот как-то Нина осталась ночевать у своей соседки, тети Наташи. А в деревнях было принято в доме держать кур в загородке. И у тети Наташи куры тоже были. Вот все уже легли спать: т. Наташа на кровать, а её дети и Нина с ними – на печь. Свет погасили… Куры тоже успокоились… Тишина… Вдруг резко в темноте одна из куриц – ррррраз! – и перепрыгнула через загородку! Куры забеспокоились. Т. Наташа встала и курицу загнала обратно. Только улеглась, и опять – рраз! – курицы закудахтали, и снова одна перелетела. Т. Наташа встала, зажгла лучину и обратилась к невидимому духу, который беспокоил кур: “Суседушка-атаманушка, к худу или к добру? ” И смотрит: стоит перед ней маленький такой мужичок, ростом около метра, в таком интересном халате полосатом, с пояском, и штанишки такие же. Он и говорит: “Через два дня узнаешь.” А потом схватил одну курицу, задушил и бросил на печь к детям. А после ушёл в подполье. Через два дня т. Наташе пришла похоронка с фронта: муж погиб…

2. А это рассказала мне моя бабушка. Как-то её покойная мать Евдокия после трудового дня легла на печь отдыхать. А ночевала одна. И вот слышит – кто-то совсем рядом, как будто даже внизу печки, точит нож. Звук такой характерный: скрежет металла о брусок. Евдокия испугалась не на шутку. Выглянет с печки вниз, а там никого. Только ляжет, смотрит в потолок, слышит – опять кто-то точит нож. “Ну, -думает Евдокия, – смерть моя пришла!” И стала в уме все молитвы, какие только знала, перебирать и креститься. И слышит – звук этот отдаляется, отдаляется, а потом и исчез совсем… Бабушка говорит, раньше в деревнях печи делали с солью, а нечисть, как известно, соли боится. Так что, возможно, не прочитав молитвы, Евдокия бы не погибла.

3. И эту историю мне рассказала бабушка. Работала она когда-то дворником. Сидели они с бабами как-то на лавке, отдыхали, разговаривали, и речь зашла про нечистую силу. Вот одна женщина и говорит: “Чего далеко ходить? Вот со мной какая история произошла. Сидела я дома с ребёнком, только вот сын у меня родился – Ванечка. Муж ушёл на работу утром, Ваня в колыбели спал, и я решила подремать. Лежу, дремлю и чувствую – кто-то меня под кровать тянет. Я как вскочила, побежала вон из квартиры! И сразу к своему соседу. Прибегаю, говорю: “Пожалуйста, помогите мне Ваню из квартиры вынести! Я очень боюсь заходить!” А сосед у меня военным был и на службу торопился. Он и говорит: “Ой, некогда мне. Попроси кого-нибудь другого, вон Марию Фёдоровну, например.” Мария Фёдоровна – это тоже наша соседка по лестничной площадке. Ну, я быстрее к ней. А она мне и говорит: ” Ты иди к себе в квартиру, у порога три раза вокруг себя обернись, а потом смело шагай и ничего не бойся.” Я так и сделала. Раз крутанулась – ничего, второй раз стала крутиться – вижу, стоит в квартире существо какое-то странное, то ли человек, то ли ещё что-то. Я глаза уже зажмурила, третий раз крутанулась, смотрю – а там такой очень страшный мужчина! Смотрит на меня с прищуром, словно бы даже с издёвкой и говорит: “Что, догадалась-таки?! А теперь поищи своего Ваню” – и исчез! Я бросилась в квартиру, быстрее к люльке, а там нет ребёнка. Я уже испугалась: не с балкона ли он ребёнка сбросил?! Живём на третьем этаже. Я тихонечко так с балкона посмотрела – нет, никто на земле не лежит. Стала я искать в квартире, везде заглянула, еле-еле нашла. Это существо ребёнка моего запеленало и сунуло в пространство между стеной и газовой плитой. А Ванечка спит себе и ничего не слышит. А уж потом я узнала, что в нашей квартире жил некогда мужчина, горький пьяница, который в этом подъезде повесился.”

Бабушка, Grand-mere, Grandmother... Воспоминания внуков и внучек о бабушках, знаменитых и не очень, с винтажными фотографиями XIX-XX веков Лаврентьева Елена Владимировна

Рассказы бабушки Е. П. Янькова

Рассказы бабушки

Е. П. Янькова

Я родилась в селе Боброве, которое купила покойная бабушка, батюшкина мать, Евпраксия Васильевна, дочь историка Василия Никитича Татищева. В первом браке она была за дедушкой, Михаилом Андреевичем Римским-Корсаковым, и от него у нее было только двое детей: батюшка Петр Михайлович и тетушка княгиня Марья Михайловна Волконская. Вскоре овдовев, бабушка вышла замуж за Шепелева (кажется, Ивана Ивановича); детей у них не было, и они скоро разъехались <…>.

Бабушка Епраксия Васильевна была, говорят, очень крутого нрава и как знатная и большая барыня была в большом почете и не очень церемонилась с мелкими соседями, так что многие соседки не смели и войти к ней на парадное крыльцо, а все на девичье крыльцо ходили. <…>

Вот что мне еще рассказывала про бабушку Евпраксию Васильевну наша мамушка, Марья Ивановна, бывшая при бабушке сенною девушкой: «Генеральша была очень строга и строптива; бывало, как изволят на кого из нас прогневаться, тотчас и изволят снять с ножки башмачок и живо отшлепают. Как накажут, так и поклонишься в ножки и скажешь: “Простите, государыня, виновата, не гневайтесь”. А она-то: “Ну, пошла, дура, вперед не делай”. А коли кто не повинится, она и еще побьет… Уж настоящая была барыня: высоко себя держала, никто при ней и пикнуть не смей; только взглянет грозно, так тебя варом и обдаст… Подлинно барыня… Упокой ее Господи… Не то что нынешние господа».

Бабушка была в свое время очень хорошо воспитана и учена; она говорила хорошо по-немецки, это я слышала от батюшки Петра Михайловича. <…>

В 1733 году бабушка купила в семнадцати верстах от Калуги село Боброво и там постоянно живала большую часть года, а в Москве имела свой дом близ Остоженки, в приходе Илии Обыденного, и мы жили еще в этом доме, когда я шла замуж в 1793 году, и там венчалась. <…>

Бабушка была очень благочестива и богомольна и вообще к духовенству и монашеству расположена. Она заповедала своему сыну никогда не выходить из дома, не прочитав 26-го псалма, то есть: «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся». Батюшка всегда это соблюдал. И точно, он имел всегда сильных врагов, и хотя они старались ему повредить, но, однако, Господь помиловал и сохранил от погибели.

Бабушка всегда принимала монахов-сборщиков: бывало, позовет к себе, накормит, напоит, даст денег, велит отвести комнату, где переночевать, и отпустит каждого довольным ее приемом. Вот однажды говорят ей: приехал монах со сбором. Приказала позвать: «Откуда, отец?» – «Оттуда-то», – называет монастырь. – «Садись, старец».

Велела изготовить, чем угостить его. Сидят, разговаривают. Монах и говорит ей: «Матушка, а я и сынка-то вашего, Петра Михайловича, знаю». – «Как так? Где ж ты его видел?» – «Там-то», – и начинает бабушке подробно говорить о батюшке; и точно, по словам видно, что знает его. Бабушка еще пуще расположилась к монаху. Только вдруг, во время разговора, бежит человек и докладывает бабушке: Петр Михайлович приехал. Взвертелся монах: хочет уйти из комнаты, бабушка его уговаривает остаться, а между тем входит батюшка. Поздоровавшись с матерью, он взглянул на монаха. Тот ни жив ни мертв.

«Ты как здесь?» – крикнул ему батюшка. Тот в ноги: «Не погубите, виноват». Бабушка смотрит, понять не может, что такое происходит. Батюшка и говорит ей: «Знаете ли, матушка, кого вы изволили принимать? Это беглый солдат из моей роты; его давно отыскивают». «Не погубите», – повторяет тот.

Батюшка хотел, было, отправить его по этапу, но бабушка уговорила сына не срамить ее дома и не налагать руки на гостя, кто он ни на есть. Тот обещался явиться в полк сам от себя; не помню теперь, исполнил ли он обещание. Бабушка хотя и не перестала принимать монахов-сборщиков, но с тех пор стала гораздо осторожнее, опасаясь, чтобы под видом настоящего монаха не принять какого-нибудь беглого, а батюшка, помня этот случай, всегда опасался сборщиков. <…>

Бабушка Евпраксия Васильевна была еще в живых, когда женился батюшка, и к матушке была она очень добра и взяла к себе на воспитание мою сестру (вторую дочь батюшкину), которую так же, как и меня, звали Елизаветой. У меня сохранилось письмо, писанное бабушкой к матушке по случаю моего рождения: она пишет, что поздравляет и что посылает ей с мужем пятьдесят рублев на родины и на именины. Бабушка Евпраксия Васильевна была слаба, хотя летами была еще совсем не стара: едва ли ей было и шестьдесят лет.

В 1792 году скончалась бабушка, княгиня Анна Ивановна Щербатова. Она больше все жила в деревне, в селе Сяскове, тоже Калужской губернии. Это было ее собственное имение, приданое. Тетушка, графиня Александра Николаевна Толстая, жила с бабушкой. Муж ее, граф Степан Федорович, когда женился, был уже немолод и был бригадиром. У него всего состояния и было только: золоченая двухместная карета и пара пего-чалых лошадей, а тетушка так же, как и матушка, получила в приданое 1000 душ.

Бабушка-княгиня была очень мала ростом, ходила всегда в черном платье, как вдова, и на голове носила не чепец, а просто шелковый платок. Один только раз и случилось мне видеть бабушку во всем параде: она заехала к нам в Москве откуда-то с обеда свадебного или со свадьбы: на ней было платье с золотою сеткой и нарядный чепец с белыми лентами. Мы были еще все детьми, выбежали к ней навстречу и, увидев ее в необыкновенном наряде, стали прыгать пред ней и кричать: «Бабушка в чепце! Бабушка в чепце!»

Она прогневалась на нас за это:

– Ах вы, дуры девчонки! Что за диковинка, что я в чепце? Бабушка в чепце! А вы думали, что уж я и чепца надеть не умею… Вот я вам уши за это надеру… Пришел батюшка, она ему и жалуется на нас:

– Дуры-то твои выбежали ко мне и ну кричать: «Бабушка в чепце!» Знать, ты мало им уши дерешь, что они старших не почитают.

Батюшка стал успокаивать ее: «Матушка, не извольте на них гневаться, дети глупы, ничего еще не смыслят».

После, как бабушка уехала, уж и досталась же нам от батюшки гонка за это; тогда мне было едва ли больше пяти лет. Мы езжали к бабушке Щербатовой в деревню и после матушкиной кончины у нее долго гостили, да и прежде гащивали в Сяскове по нескольку дней. Случалось это почти всегда осенью, потому что приноравливали, чтобы попасть к бабушкиным именинам, сентября 9. Ей в честь и названа была младшая моя сестра Анной, а мне имя Елизаветы дано в честь Взимковой, которая чуть ли и не крестила батюшку. Бабушка вставала рано и кушала в полдень; ну, стало быть, и мы должны были вставать еще раньше, чтобы быть уже наготове, когда бабушка выйдет. Потом до обеда сидим, бывало, в гостиной пред нею навытяжку, молчим, ждем, что бабушка спросит у нас что-нибудь; когда спрашивает, встанешь и отвечаешь стоя и ждешь, чтоб она сказала опять: «Ну, садись». Это значит, что она больше с тобой разговаривать не будет. Бывало, и при батюшке, и при матушке никогда не смеешь сесть, пока кто-нибудь не скажет: «Что же ты стоишь, Елизавета, садись». Тогда только и сядешь.

После обеда бабушка отдыхала, а нам и скажет: «Ну, детушки, вам, чай, скучно со старухой, все сидите навытяжку; подите-ка, мои светы, в сад, позабавьтесь там, поищите, не найдется ли бранцев, а я сем-ка лягу отдохнуть».

Знаешь ли, что такое значит: бранцы? Это самые спелые орехи, которые остаются по недосмотру на кустах в то время, когда орехи берут. Потом они дозревают и с кустов падают на землю; это самые вкусные орехи, потому что дозреют.

В Сяскове в то время сад был пребольшой, цветников было мало, да и цветов тогда таких хороших, как теперь, не бывало: розаны махровые, шиповник, касатики, нарциссы, барская спесь, пионы, жонкили. Сады бывали все больше фруктовые: яблоки, груши, вишни, сливы, чернослив и почти везде ореховые аллеи. Теперь нет и таких сортов яблок, какие я в молодости едала; были у батюшки в Боброве: мордочка, небольшое длинное яблоко, кверху узкое, точно как мордочка какого-нибудь зверька, и звонок – круглое, плоское, и когда совсем поспеет, то зернышки точно в гремушке гремят. Теперь этих сортов и не знают: когда брату Михаилу Петровичу досталось Боброво, как мне хотелось достать прививок с этих яблонь; искали – не нашли, говорят, померзли.

В Сяскове было тоже много яблонь и всяких ягод и предлинные ореховые аллеи: цело ли теперь все это? С тех пор прошло более семидесяти пяти лет!.. Бабушка Щербатова была очень богомольна, но вместе с тем и очень суеверна и имела множество примет, которым верила. По-тогдашнему это было не так странно, а теперь и вспомнить смешно, чего она боялась, моя голубушка! Так, например, ежели она увидит нитку на полу, всегда ее обойдет, потому что «Бог весть, кем положена эта нить, и не с умыслом ли каким?». Если круг на песке где-нибудь в саду от лейки или от ведра, никогда не перешагнет через него: «Нехорошо, лишаи будут». Под первое число каждого месяца ходила подслушивать у дверей девичьей и по тому, какое услышит слово, заключала – благополучен ли будет месяц или нет. Впрочем, девушки знали ее слабость и, когда заслышат, что княгиня шаркает ножками, перемигнутся и тотчас заведут такую речь, которую можно бы ей было истолковать к благополучию, а бабушка тотчас и войдет в девичью, чтобы захватить на слове.

– Что вы такое говорили? – скажет она.

Девушки притворяются, что, будто, и не слыхали, как она вошла, и нагородят ей всякого вздора и потом прибавят:

– Это, государыня княгиня, знать, к благополучию.

А ежели она услышит что-нибудь нескладное, плюнет и пойдет назад.

Иногда придет и скажет тетушке: «Алексашенька, вот что я слышала», – и станет ей рассказывать, и потом вместе перетолковывают, значит ли это слово к благополучию или не к добру.

Она верила колдовству, глазу, оборотням, русалкам, лешим; думала, что можно испортить человека, и имела множество разных примет, которых я теперь и не упомню.

Зимой, когда запушит окна, рассматривала узоры и по фигурам тоже судила: к добру или не к добру.

Тетушка, графиня Толстая, которая до самой кончины ее все жила с нею вместе, много понабралась от нее примет и имела большие странности.

Очень понятно: живали в деревне, занятий не было, вот они сидят и придумывают себе всякую всячину.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

ПИСЬМО ОТ БАБУШКИ Пробудили эти строки Рой забытых голосов, Переливчатый, далекий, Тонкий-тонкий звон часов. Хорошо, когда приснится Счастье детского мирка, Как, любуясь Аустерлицем, Я водил по половицам Дутых пуговиц войска, Как на лаковой иконе Над кроватями в

ГЛАВА XIV. «БАБУШКИ» Отец Александрии Толстой был родным братом Ильи Андреевича Толстого - деда Льва Николаевича, следовательно Александра Толстая была двоюродной теткой Льва. Она была еще совсем молодая, только на одиннадцать лет старше своего племянника, и Толстой в

У БАБУШКИ Мы в гостях у бабушки. Сидим за столом. Подают обед.Наша бабушка сидит рядом с дедушкой. Дедушка толстый, грузный. Он похож на льва. А бабушка похожа на львицу.Лев и львица сидят за столом.Я не отрываясь смотрю на бабушку. Это мамина мама. У нее седые волосы. И темное,

«Я ОТ БАБУШКИ УШЕЛ…» Великий князь талантливо вел назначенную ему бабушкой роль. Но, в отличие от Кочубея, не пылал романтической страстью к свободе; в отличие от Строганова - не рвался в бой за нее; в отличие от Чарторыйского - не посвящал каждую минуту жизни достижению

Записки бабушки Давно-давно, когда еще пятеро моих детей были маленькими (а ныне некоторые из них уже стали бабушками), Корней Иванович Чуковский в одном из писем ко мне писал: «Как я Вам завидую, что Вы можете каждый день слушать детскую речь! Слушайте, запоминайте, а еще

Дедушки, бабушки Моя бабушка, майор медицинской службы Ревекка Ильинична Белкина. Из рода известного в 20-е годы прошлого столетия литератора Ивана Петровича Белкина. Дед, полковник медицинской службы Александр (Ошер) Владимирович Лившиц, на вопросы о предках что-то

2. От «Невесты» до «Бабушки» Сад в индустриальном городеВ мире Линча с фрустрацией, подозрением или страхом часто ассоциируются образовательные учреждения, устоявшиеся методы обучения, тексты и даже отдельные буквы. По всем свидетельствам, сам он никогда не отличался

Рассказ моей бабушки «Лет шесть мне было (а родилась она в 1900 году), когда дядя Авель Енукидзе появился в нашем доме. К нам он заходил довольно часто. Мне он запомнился хорошо, потому что был всегда весёлый, меня любил, баловал и великолепно читал наизусть сказки

III Род бабушки Азарьевой Прадед Василий Азарьев. помещик Новгородский и Тверской, бывший военный, был женат на Демидовой. Прожил с нею несколько счастливых… лет и неожиданно она скончалась. Незадолго до смерти она принесла мужу свое завещание, по которому она передавала

Институт для бабушки 1. Во всяком деле ищите, кому это выгодно Это золотое правило любого сыщика: во всяком деле ищите того, кому это выгодно. Он не обязательно виноват, но знает убийцу. Мы, конечно, не преступление расследуем, но это правило – поиск получившего дивиденды –

Уроки бабушки Лены Так получались, что до двенадцати с половиной лет я был «под крылом бабушки». Отец и мама в поисках хорошей работы и лучшей жизни ездили то по Казахстану, то по золотым приискам Магадана, забирая с собой совсем еще маленькую мою сестричку Танюшку. Я очень

Три мои бабушки Моя «еврейская бабушка», Роза Ильинична Рубинштейн, по моим теперешним понятиям, была феминисткой и очень прогрессивной женщиной. Она с возмущением рассказывала мне о ежеутренней молитве, в которой мужчина благодарит Бога за то, что тот не сотворил его

Похороны бабушки Андрей, говоря по правде, мало общался с родственниками. С ними ему было скучно и неинтересно. Ему казалось, что он теряет драгоценное время жизни. Мария Ивановна печенкой чувствовала характер человека, глубоко разбиралась в людях, видя даже в мелочах

Рассказы моей бабушки © Вячеслав Загорнов В обществе, где еще живы очевидцы тех или иных событий, трудно менять историю. Сложно даже там, где еще есть те, кто слышал рассказы живых очевидцев. Эта живая память в некоторых культурах проходит через века, сохраняя зерна