Путешествие по музыкальной стране. Музыка, рожденная путешествиями Большое путешествие Ф. Листа

Яркими страницами в жизни многих выдающихся композиторов были путешествия по разным странам мира. Полученные от поездок впечатления вдохновляли великих мастеров на создание новых музыкальных шедевров.

Большое путешествие Ф. Листа.

Известный цикл фортепианных пьес Ф. Листа называется «Годы странствий». Композитор объединил в нём множество произведений, навеянных посещением знаменитых исторических и прославленных культурных мест. Красоты Швейцарии отразились в нотных строках пьес «У родника», «На Валленштадтском озере», «Гроза», «Долина Обермана», «Женевские колокола» и других. Во время пребывания с семьёй в Италии Лист познакомился с Римом, Флоренцией, Неаполем.

Ф. Лист. Фонтаны виллы д.Эсте (с видами виллы)

Фортепианные произведения, написанные под впечатление этого странствия, вдохновлены итальянским искусством эпохи Возрождения. Эти пьесы подтверждают и убеждение Листа, что все виды искусств находятся в теснейшем родстве. Увидев картину Рафаэля «Обручение», Лист пишет музыкальную пьесу с таким же названием, а суровая скульптура Л. Медичи работы Микеланджело навеяла миниатюру «Мыслитель».

Образ великого Данте воплощен в фантазии-сонате «По прочтении Данте». Несколько пьес объединены заголовком «Венеция и Неаполь». Они представляют собой блестящие транскрипции популярных венецианских мелодий, есть среди них и зажигательная итальянская тарантелла.

В Италии воображение композитора поразила красота легендарной виллы д. Эсте XVI в., архитектурный комплекс которой включал дворец и пышные сады с фонтанами. Лист создаёт виртуозную, романтическую пьесу «Фонтаны виллы д. Эсте», в которой слышен трепет и мерцание водяных струй.

Русские композиторы–путешественники.

Основоположнику русской классической музыки М. И. Глинке удалось побывать в разных странах, в том числе – в Испании. Композитор много ездил верхом по селениям страны, изучая местные обычаи, нравы, испанскую музыкальную культуру. В итоге были написаны блестящие «Испанские увертюры».

М. И. Глинка. Арагонская хота.

Великолепная «Арагонская хота» основана на подлинных танцевальных мелодиях провинции Арагон. Музыка этого произведения характеризуется яркостью красок, сочностью контрастов. Особенно эффектно звучат в оркестре кастаньеты – столь типичные для испанского фольклора.

Жизнерадостная грациозная тема хоты врывается в музыкальный контекст, после медленного величавого вступления, с блеском, подобно «струе фонтана» (по замечанию одного из классиков музыковедения Б. Асафьева), постепенно превращаясь в ликующий поток безудержного народного веселья.

М. И. Глинка Арагонская хота (с танцем)

М.А. Балакирев был восхищён колдовской природой Кавказа, его легендами, музыкой горцев. Он создаёт фортепианную фантазию «Исламей» на тему кабардинской народной пляски, романс «Грузинская песня», симфоническую поэму «Тамара» по известному стихотворению М. Ю. Лермонтова, которое оказалось созвучно замыслам композитора. В основе поэтического создания Лермонтова лежит легенда о прекрасной и коварной царице Тамаре, зазывающей рыцарей в башню и обрекающей их на смерть.

М. А. Балакирев «Тамара».

Вступление Поэмы рисует мрачную картину Дарьяльского ущелья, а в центральной части произведения звучат яркие, полные страсти мелодии в восточном стиле, раскрывающие образ легендарной царицы. Завершает Поэму сдержанная драматическая музыка, указывающая на трагическую судьбу поклонников лукавой царицы Тамары.

Мир стал тесен.

Экзотический Восток влечёт к путешествиям К. Сен-Санса, и он посещает Египет, Алжир, Южную Америку, Азию. Плодом ознакомления композитора с культурой этих стран явились сочинения: оркестровая «Алжирская сюита», фантазия «Африка» для фортепиано и оркестра, «Персидские мелодии» для голоса с фортепиано.

Композиторам XX в. не нужно было неделями трястись в дилижансе по бездорожью, чтобы увидеть красоты дальних стран. Английский музыкальный классик Б. Бриттен в 1956 г. отправился в большое путешествие и побывал в Индии, Индонезии, Японии, на Цейлоне.

Балет – сказка «Принц пагод» родился под впечатлением от этого грандиозного вояжа. История о том, как злая дочь Императора Эллин отнимает у отца корону, а у сестры Розы пытается отнять жениха, соткана из многих европейских сказок, вкраплены туда и сюжеты восточных легенд. Прелестную и благородную принцессу Розу коварный Шут увлекает в мифическое Царство Пагод, где её встречает заколдованный в чудище-Саламандера Принц.

Поцелуй принцессы снимает чары. Заканчивается балет возвращением на трон отца-Императора и свадьбой Розы с Принцем. Оркестровая партия сцены свидания Розы и Саламандера насыщена экзотическими звучаниями, напоминающими балийский гамелан.

Б. Бриттен «Принц Пагод» (принцесса Роза, Саламандер и Шут).

«Музыкальное путешествие. Музыка разных стран»

Методическая разработка проведения концертного мероприятия для учащихся 5-7 классов

1. Италия. Об итальянских песнях (рассказывают ученики 6 и 7 классов )

Италию неоднократно называли страной высокой культуры и искусства. Ведь Италия Родина людей, которые внесли огромный вклад в мировое развитие живописи, музыки, театра, архитектуры. Но сейчас мы с вами поговорим о музыке и об итальянских песнях.

Многие считают Италию колыбелью музыкального искусства, потому что многие музыкальные отрасли получили в Италии свое развитие.

Итальянские песни являются самыми любимыми во всем мире, это мировые хиты самых знаменитых исполнителей. История итальянской музыки уходит в глубины веков, и именно такую богатую историю развития музыкального искусства в Италии можно назвать причиной нынешней популярности итальянской эстрады.

Да и вообще, как, шутя, очень часто говорят итальянцы: «Если существует то, что мы умеем делать хорошо, то это сочинять и петь песни». И эта шутка весьма правдива, потому как итальянцы в любых ситуациях не падают духом и всегда сочиняют песни, выражая свои стремления и мечты, веселье и печаль, все чувства и желания и воспевают самое лучшее, что есть в их жизни. Изучая песни, можно многое узнать о культуре какой-либо страны, народа и прочем. Народные песни Италии создавались веками. Они выражают всю культуру народа, и связаны с различными событиями, которые происходили во многих уголках Италии.

Италия имеет очень большое наследие , и все они отличаются в зависимости от района, в котором зародились. Историки, занимающиеся изучением народных песен Италии, сумели систематизировать тысячи старинных направлений народных песен. Они определили, что нередко одна и та же мелодия может иметь разные текста, или же наоборот, одинаковый текст накладывают на разные мелодии.

Одним из самых ярких примеров итальянской песни является неаполитанская песня . Неаполитанская песня является жемчужиной итальянской культуры. Её называют вторым бриллиантом по величине, после оперного искусства Италии. Во всем мире очень большое количество различных исполнителей включают в свой репертуар элементы из этой жемчужины песенной лирики. Кроме этого многие исполнители берут в свой репертуар несколько целых неаполитанских песен. И это является отличным решением, потому как неаполитанские песни позволяют продемонстрировать всю красоту и силу голоса исполнителя, вместе с тем эти песни приятны почти всем слушателям, благодаря своей необычайно красивой мелодичности.

Сегодня мы послушаем несколько итальянских песен в переложении для фортепиано.

Неаполитанская песня «Вернись в Сорренто» была написана в 1902г двумя братьями Эрнесто и Джамбатиста де Куртис, как гласит одна из версий, по просьбе мэра г. Сорренто к приезду премьер-министра Италии.

Э. Куртис «Вернись в Сорренто» исполняет Боброва Яна .

Как прекрасна даль морская,

Как влечёт она, сверкая,

Сердце нежа и лаская,

Словно взор твой голубой.

Слышишь в рощах апельсинных

Звуки трелей соловьиных?

Вся в цветах благоухая,

Расцвела земля вокруг.

Припев: Но ты едешь, дорогая,

Даль зовёт тебя иная…

Неужели навсегда я

Потерял тебя, мой друг?

Не оставь меня!

Тебя я умоляю!

Вернись в Сорренто,

Любовь моя!

3. Мексика.

«Кукарача» - шуточная народная песня на испанском языке в жанре корридо. Стала популярной во время Мексиканской революции начала XX века, так как «тараканами» называли правительственные войска. Однако есть упоминания песни, относящиеся к 1883 и даже 1818 году.

Один из вариантов исполнения песни на русском языке (Ирина Богушевская):

Мы на днях купили дачу, был на даче чемодан.

И достался нам в придачу заграничный таракан.

Только ставим мы пластинку и заводим патефон

В желтых кожаных ботинках по пластинке скачет он.

«Я кукарача, я кукарача» - распевает таракан.

«Я кукарача, я кукарача» - таракан американ.

Мексиканская народная песня «Кукарача» прозвучит в исполнении Сокова Андрея.

4. Великобритания.

Музыку к фильмам про Гарри Поттера писал известный и успешный в киноиндустрии американский композитор Джон Уильямс. Самый первый из этой серии фильм «Гарри Поттер и философский камень» вышел на экраны в 2001 году.

Дж. Уильямс Музыка из кинофильма «Гарри Поттер» играет Вероника Разина .

5. США.

Ещё музыкальный фрагмент из другой знаменитой киносаги «Сумерки». Примечательно, что две песни сочинил и исполнил Роберт Паттинсон (Эдвард Каллен). Кроме того, в одной из сцен фильма Паттинсон исполняет за роялем Bella’s Lullaby . А мы послушаем Колыбельную Белле в исполнении Кати Рязанцевой.

6. Франция.

Ян Тьерсен – французский и дирижёр. Играет на различных инструментах. Среди них скрипка, фортепиано, аккордеон, акустическая и электрогитара, и др. Амели » исполнит Давыдова Вика.

Ещё Саундтреки.

Э. Морриконе саундтрек к фильму «Хороший, плохой,злой» - Ганенков Влад

Э. Морриконе саундтрек к фильму «1900-й» («Реинкарнация Моцарта» - Салимгареева Ирина.

7. Россия

О. Петрова, А. Петров Вальс из киносериала «Петербургские тайны» прозвучит в исполнении Деевой Леры .

В завершении нашего концерта прозвучит музыка П. И. Чайковского.

«Времена года» Декабрь «Святки» исполняет Снежана Полещук.

Конспект урока по музыке для 4 класса с использованием ИКТ, технологий творчества и развивающего обучения

Тема урока : «Музыкальное путешествие по Италии» Тип урока : урок ознакомления с новым материалом

Цель урока : познакомить детей с музыкальной историей Италии, основными музыкальными жанрами и явлениями, характерными для музыкальной культуры этой страны.

Задачи:

    дать понятия « bell canto », баркарола, тарантелла.

    освоить некоторые элементы нотной грамоты на примере тарантеллы.

    познакомить с популярной народной итальянской песней «Санта Лючия», с «Тарантеллой» Дж. Россини, «Баркаролой» из цикла «Времена года» и «Тарантеллой» из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского, с картинами художников А.Боголюбова, И.Айвазовского, С.Ф.Щедрина, А.Н.Мокрицкого,

    разучить песню «Макароны» И. Бойко.

Оборудование к уроку : smart -доска, мультимедийное оборудование, компьютер, фортепиано или синтезатор, музыкальный центр.

Материалы к уроку : «Санта Лючия», «Тарантелла» Дж.Россини, «Баркарола» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского, «Тарантелла» из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского, репродукции картин А.Боголюбова «Вид Сорренто», И.Айвазовского «Побережье в Амальфи», С.Ф,Щедрина «Набережная Санта Лючия в Неаполе», А.Н.Мокрицкого «Итальянки на террасе», репродукции картин итальянских художников по теме, И.Бойко «Макароны».

Ход урока.

Учитель : - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в музыкальное путешествие по Италии, вы узнаете, чем знаменита и интересна музыкальная культура этой страны.

Издавна итальянский народ славился своей музыкальностью, и корни этой музыкальной культуры уходят в Древний Рим. Уже тогда создавались первые певческие школы. А позже итальянский монах Гвидо Д’Ареццо изобрёл нотную грамоту.

Именно в Италии родилась первая опера. И это неудивительно, потому что в Италии все любят петь: и дети, и взрослые, причём люди разных профессий, начиная от булочника и заканчивая министром.

Как вы думаете, почему?

Дети : - В Италии очень красиво, и хотелось петь от красоты природы.

Учитель : - Действительно, этому способствует необычайно красивая природа, мягкий морской климат и, наверное, сам итальянский язык. Он очень певучий, мелодичный, в нём много гласных, которые хорошо вокализируются. Итальянский язык признан музыкантами международным языком музыки.
Посмотрите, знакомы ли вам эти итальянские слова?

Что они означают? (Дети вспоминают термины: «громко» и «тихо ») А какие ещё вы можете назвать итальянские слова-термины? (Дети называют знакомые им слова-термины: legato , staccato , dolce , crescendo , diminuendo )

Учитель: - Послушайте знаменитую итальянскую песню «Санта Лючия» в исполнении Робертино Лоретти (это итальянский мальчик, в своё время поразивший публику прекрасным голосом bell canto ). Он пел как взрослый музыкант. Послушайте мелодичность языка, певучесть гласных, проникнитесь красотой мелодии. А проникнуться атмосферой Италии нам поможет картина С.Ф.Щедрина «Набережная Санта Лючия в Неаполе»

Слушание фрагмента песни.

Учитель : - Вы почувствовали красоту мелодии этой народной песни и певучесть итальянского языка? Как вы думаете, не зная итальянский язык, можно понять в общих чертах, о чём поётся в этой песне?

Дети : - Вероятно, о природе, человек выражает свою любовь к кому-то или чему-то.

Учитель : - Совершенно верно. Текст песни описывает красочное прибрежное местечко Санта Лючия на берегу Неаполитанского залива. Давайте с вами споём небольшой фрагмент песни сначала на русском языке, потом на итальянском.


Учитель разучивает с детьми мелодию и текст песни.

Учитель: - На каком языке вам больше понравилось петь эту песню?

Дети : - На русском языке понятнее содержание, но мелодия поётся лучше и звучит красивее на итальянском.

Учитель : - Да, итальянский язык необычайно вокален. Песня «Санта Лючия» написана в жанре баркаролы , то есть песни на воде, песни лодочника. «Барка» - в переводе с итальянского языка означает «лодка».

Обратите внимание на картину Ивана Константиновича Айвазовского, художника-мариниста XIX века. Кстати, П.И.Чайковский, наш русский композитор XIX века, который, как вы знаете, много путешествовал по разным странам, бывал и в Италии. И там он внимательно вслушивался в звучание народных мелодий и песен. А свои впечатления он выразил в музыкальном произведении, пьесе для фортепиано, которая так и называется «Баркарола».

Я сейчас исполню фрагмент этой пьесы, а вы послушайте и скажите, почему композитор так назвал произведение: «Баркарола»?

Дети слушают фрагмент пьесы в исполнении педагога.

Учитель : - Так почему П.Чайковский назвал пьесу «Баркарола», почему песня на воде? Как двигалась мелодия? Какое было сопровождение? (Дети отмечают напевность, протяжность, плавность мелодической линии и мягкое покачивание аккомпанемента, напоминающее плеск волн.)

Учитель : - Но в Италии не только поют. Есть итальянские танцы, которые стали своего рода символом страны и известны на весь мир. Таков танец тарантелла.

Есть версия, что название этого танца произошло от страшного паука тарантула, укус которого смертелен. И человек может избежать смерти, танцуя в бешеном темпе темпераментный и страстный танец тарантеллу. Сопровождается обычно этот танец игрой на флейте и ударами бубна. Мелодию одной очень известной на весь мир тарантеллы написал итальянский композитор XIX века Джоаккино Россини.

Послушайте тарантеллу и уловите ритмическую основу этого танца.

Дети слушают «Тарантеллу» Джоаккино Россини.

Учитель : - Какой же музыкальный размер, счёт тарантеллы?

Дети отмечают трёхдольность танца, некоторые - двудольность.

Учитель : - Музыкальный размер танца 6/8, то есть в музыкальном такте шесть долей длительностью восьмых. Можно считать на шесть счётов или в двудольном размере по три.

П.И.Чайковский использовал тарантеллу в балете «Лебединое озеро». Там есть фрагмент, когда на бал к принцу Зигфриду съезжаются гости из разных стран и танцуют свои национальные танцы. И итальянские гости танцуют тарантеллу.

Послушайте тарантеллу из балета и скажите, знакома ли вам мелодия этого танца?

Дети слушают фрагмент из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского (сцена на балу)

Учитель : - Узнали мелодию? (Дети вспоминают пьесу из фортепианного цикла «Детский альбом» ) Это мелодия «Неаполитанской песенки». Чайковский однажды стал свидетелем одной сценки в Неаполе, когда молодой влюблённый юноша пел серенаду под окошком своей возлюбленной. Мелодия этой песенки так понравилась композитору, что он включил её в «Детский альбом», а потом она прозвучала и в балете «Лебединое озеро».

Но бывало и так, ребята, что пением итальянские дети зарабатывали себе на жизнь.

Об этом нам рассказывает песня «Макароны». Кстати, паста или макароны тоже являются гастрономическим символом Италии. Послушайте песню и скажите, ритм какого уже знакомого вам танца лежит в её основе?

Учитель исполняет 1 куплет и припев песни. Дети узнают ритм тарантеллы .

Вокально-хоровая работа над песней . Учитель проводит с детьми распевание на мелодии припева песни. Далее работа по фразам, пение вслух, про себя, группами и др.

Итог урока.

Учитель: - Ребята, вам понравилось наше музыкальное путешествие по Италии? С какими жанрами итальянской музыки вы сегодня познакомились? (Баркарола, тарантелла). Музыка каких композиторов звучала на уроке? (Россини, Чайковский ) Картины каких художников помогли нам ощутить красоту Италии? (Боголюбова, Айвазовского, Щедрина). Я думаю, вы поделитесь своими впечатлениями с вашими друзьями и родными. До новых встреч!