Пример героизма на войне из жизни. Удивительные примеры героизма. Литературный образ Бога как камертон. Пастернак и Булгаков

В этой статье вам предложены проблемы, найденные в текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, и литературные аргументы к ним. Все они доступны для скачивания в формате таблицы, ссылка в конце страницы.

  1. Подлинный и ложный героизм раскрывается перед нами на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир» . Народ несет в себе настоящую любовь к Родине, он грудью ее защищает, умирает за нее в войну, не получая орденов и чинов. Совсем иная картина в высшем свете, который только прикидывается патриотичным, если это модно. Так, князь Василий Курагин ездил и в салон, прославляющий Наполеона, и в салон, выступающий против императора. Также вельможи охотно начинают любить и прославлять отечество, когда это приносит выгоду. Так, Борис Друбецкой пользуется войной ради продвижения в карьере. Именно благодаря народу с его истинным патриотизмом Россия и освободилась от французских захватчиков. А вот ложные его проявления чуть не погубили страну. Как известно, российский император не щадил войска и не хотел оттягивать решающего сражения. Положение спас Кутузов, который с помощью промедления извел французскую армию и сохранил тысячи жизней простых людей.
  2. Героизм проявляется не только на войне. Соне Мармеладовой, героине романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» , пришлось стать проституткой, чтобы помочь семье не умереть от голода. Верующая девушка преступила заповеди и пошла на грех ради мачехи и ее детей. Если бы не она и ее самоотверженность, им бы не выжить. Зато Лужин, кричащий на каждом углу о своей добродетели и великодушии, и выставляющий свои начинания героическими (особенно женитьбу на бесприданнице Дуне Раскольниковой), оказывается жалким эгоистом, который готов идти по головам ради своих целей. Разница в том, что героизм Сони спасает людей, а фальшь Лужина губит их.

Героизм на войне

  1. Герой – это не человек без страха, это тот, кто может преодолеть страх и идти в бой ради своих целей и убеждений. Такой герой описан в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» в образе Андрея Соколова. Это вполне обычный человек, который жил как все. Но когда грянул гром, он стал настоящим героем: вез снаряды под обстрелом, потому что нельзя иначе, ведь свои в опасности; перенес плен и концлагерь, никого не предав; вынес смерть близких, возродившись ради судьбы подобранного им сироты Ваньки. Героизм Андрея в том, что он поставил спасение страны главной задачей своей жизни и ради этого боролся до конца.
  2. Сотников , герой одноименной повести В.Быкова , в начале произведения кажется совсем не героическим. Более того, именно он стал причиной своего плена, вместе с ним пострадал и Рыбак. Однако Сотников пытается искупить свою вину, взять все на себя, спасти случайно попавших под следствие женщину и старика. Зато бравый партизан Рыбак трусит и старается лишь спасти свою шкуру, донося на всех. Предатель выживает, но навсегда покрыт кровью невинных страдальцев. А в нескладном и неудачливом Сотникове открывается настоящий герой, достойный уважения и неугасимой исторической памяти. Таким образом, на войне героизм особенно важен, потому что от его проявления зависят другие жизни.

Цель героизма

  1. Рита Осянина, героиня повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» , потеряла любимого мужа в первые дни войны, оставшись с маленьким сыном. Но молодая женщина не смогла остаться в стороне от всеобщего горя, пошла на фронт, надеясь отомстить за мужа и защитить десятки тысяч детей от врага. Настоящим героизмом было пойти на неравный бой с фашистами. Рита, ее подруга по отделению Женя Комелькова и их начальник старшина Васков выступили против отряда нацистов и готовились к смертному бою, и девушки действительно погибли. Но иначе нельзя, за спиной не просто разъезд, за спиной Родина. Таким образом, они пожертвовали собой, спасая отечество.
  2. Иван Кузьмич Миронов, герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» , проявил героические качества при обороне Белогородской крепости. Он остается стойким и не колеблется, его поддерживает долг чести, воинская присяга. Когда коменданта захватили бунтовщики, Иван Кузьмич остался верен присяге и не признал Пугачева, хотя это грозило смертью. Воинский долг заставил Миронова пойти на подвиг, несмотря на то, что пришлось заплатить за это жизнью. Он пожертвовал собой, чтобы сохранить верность своим убеждениям.
  3. Нравственный подвиг

    1. Остаться человеком, когда прошел через кровь и пули, крайне сложно. Андрей Соколов, герой рассказа «Судьба человека» М.А. Шолохова , не только воевал, но и попал в плен, в концлагерь, бежал, а потом потерял всю семью. Именно семья была для героя путеводной звездой, лишившись ее, он махнул рукой на себя. Однако после войны Соколов встретил мальчика-сироту Ваньку, судьбу которого война также искалечила, и герой не прошел мимо, не предоставил государству или другим людям заботится о сироте, Андрей стал отцом для Ваньки, дав себе и ему шанс на обретение нового смысла жизни. То, что он открыл свое сердце для этого мальчика – нравственный подвиг, который дался ему ничуть не проще, чем отвага в бою или выдержка в лагере.
    2. В ходе военных действий иногда забывается, что враг тоже человек и, скорее всего, послан войной на твою Родину необходимостью. Но еще страшнее, когда война гражданская, когда врагом может оказаться и брат, и друг, и односельчанин. Григорий Мелехов, герой романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» , в новых условиях противостояния власти большевиков и власти казачьих атаманов постоянно колебался. Справедливость звала его на сторону первых, и он воевал за красных. Но в одном бою герой увидел бесчеловечный расстрел пленных, безоружных людей. Эта бессмысленная жестокость отвратила героя от его прошлых воззрений. Окончательно запутавшись между сторонами, он сдается победителю, лишь бы увидеть детей. Он понял, что семья для него важнее собственной жизни, важнее принципов и взглядов, ради нее стоит пойти на риск, сдаться, чтобы дети хотя бы увидели своего отца, вечно пропадавшего в сражениях.
    3. Героизм в любви

      1. Проявление героизма возможно не только на поле боя, иногда не меньше его требуется в обычной жизни. Желтков, герой рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет» , совершил настоящий подвиг любви, возложив жизнь на ее алтарь. Лишь раз увидев Веру, он жил только ею. Когда муж и брат любимой запретили Желткову даже писать ей, он не смог жить и покончил с собой. Но даже смерть он принял со словами к Вере: «Да светится имя твое». Он совершил этот поступок ради того, чтобы возлюбленная обрела покой. Это – настоящий подвиг ради любви.
      2. Героизм матери отражен в рассказе Л.Улицкой «Дочь Бухары» . Аля, главная героиня, родила дочь Милочку с синдромом Дауна. Женщина посвятила всю жизнь воспитанию дочери с редчайшим тогда диагнозом. Муж оставил ее, приходилось не только ухаживать за дочерью, но и работать медсестрой. А позже мать заболела, не лечилась, а устраивала Милочку получше: работа в мастерской по склейке конвертов, замужество, образование в спецшколе. Сделав все, что можно было, Аля уехала умирать. Героизм матери каждодневный, незаметный, но не менее важный.

Что такое героизм? Героизм – это выдающийся поступок, подвиг во имя жизни других людей, независимости и процветания Родины. Герой бессмертен, потому что, как гласит русская пословица, «герой умирает однажды – трус тысячу раз»

Что такое героизм? Героизм – способность жертвовать собой и своими интересами ради чужого, общего блага. Героизм – это готовность совершить поступок в момент, и не пожалеть о нем никогда. Очень часто героизм помогал нашим солдатам в спасении жертв войны и в стычках с нацистами. Порой, даже проигрывая численно и в оружии, наши воины побеждали нацистов благодаря боевому духу и героизму.

Что такое героизм? Вы никогда не задумывались, что такое героизм? На мой взгляд, героизм – это выдающийся поступок, подвиг во имя жизни других людей, независимости и процветания Родины. Героическим можно назвать поступок, который совершается во имя благородной цели. Например, если человек, рискуя жизнью, спасает утопающего, - это героизм.

Что такое героизм? В экстремальной ситуации открывается истинное лицо человека. Близость опасности делает ненужными всяческие маски, и мы предстаём такими, какие есть, без прикрас. Одни оказываются трусами и слабаками, другие проявляют подлинный героизм, спасая товарищей с риском для собственной жизни. Истинный героизм – настоящий, смелый, доблестный поступок, подвиг, который совершается в короткое время в экстремальных условиях

Что такое героизм? Истинный героизм – настоящий, смелый, доблестный поступок, подвиг, который совершается в короткое время в экстремальных условиях. Героизм и подвиг, готовность к ним в духовном наследии народа являют собой важнейший стратегический фактор мощи страны, показатель крепости государства, его военной организации. Человек только тогда настоящий воин и надежный страж Отчизны, когда он убежден в духовной правоте своего государства, своего жизненного дела, черпает в них свою решимость к ответственным героическим свершениям

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» Всем известно бессмертное произведение Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» . В основе драматической истории – реальные факты биографии летчика- истребителя Алексея Мересьева. Сбитый в бою над оккупированной территорией, он три недели пробирался по застепененным лесам, пока не попал к партизанам. Потеряв обе ноги, герой впоследствии проявляет удивительную силу характера и пополняет счет воздушных побед над врагом

Васильев «А зори здесь тихие» Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак и старшина Васков, главные герои произведения, проявили настоящее мужество, героизм, нравственную выдержку, сражаясь за Родину. Они не раз могли сохранить себе жизнь, нужно было лишь чуть-чуть отступиться от собственной совести. Однако, герои были уверены: нельзя отступать, нужно бороться до конца: «Не отдавать немцу ни клочка. . . Как ни тяжело, как ни безнадежно - держать. . . » . Это слова истинного патриота. Все персонажи повести показаны действующими, борющимися, гибнущими во имя спасения Родины. Именно такие люди выковывали победу нашей страны в тылу, сопротивлялись захватчикам в плену и в оккупации, воевали на фронте

М. А. Шолохов «Судьба человека» Главный герой, Андрей Соколов, воевал за спасение своей Родины и всего человечества от фашизма, теряя родных и товарищей. Он перенес тяжелейшие испытания на фронте. На героя обрушились известия о трагической гибели жены, двух дочерей, сына. Но Андрей Соколов – русский солдат несгибаемой воли, вытерпевший все! Он нашел в себе силы, чтобы совершить не только военный, но и нравственный подвиг, усыновив мальчика, у которого война отобрала родителей Солдат в страшных условиях войны, под натиском вражеской силы остался человеком и не сломался. В этом и заключается настоящий подвиг. Только благодаря таким людям наша страна одержала победу в очень нелегкой борьбе с фашизмом

А. Т. Твардовский «Василий Теркин» Традиции в изображении героизма простого солдата сказались впоследствии в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин» . Главный герой, веселый русский парень, шутник, балагур и мастер на все руки, подчас совершает невозможное. Он в одиночку переплывает реку в конце осени, чтобы донести сообщение от десантной группы, находящейся в тылу фашистов. Даже в роковые минуты испытаний, борьбы со смертью его не покидает присутствие духа, жизнелюбие. Этот герой выражает лучшие национальные качества: общительность, открытость, находчивость, упорство. Он не считает свои действия чемто героическим, с иронией относится к награде. Подбив вражеский самолет, Теркин искренне радуется, потому что делал он это не ради славы, ордена, а просто выполнял свой долг

Солженицын «Матренин двор» Но тема героизма и самопожертвования выражается не только в произведениях, посвященных войне. Остро она звучит в рассказе Солженицына «Матренин двор» . Живя у старой Матрены, дом которой считается самым скромным в деревне, повествователь находит редкие человеческие качества у Матрены. Она беззлобна, никому не делает зла, помогает соседям по первому зову, несмотря на преклонный возраст, не гонится за деньгами, с теплотой и понимание относится даже к незнакомым людям. Такие качества, к сожалению, не часто встречались рассказчику в людях. Героиня жертвует всем ради других: страны, соседей, родных. А после ее тихой смерти возникает описание жестокого поведения ее родных, захлебнувшихся в жадности. Матрена тоже совершает своеобразный каждодневный подвиг. Благодаря своим душевным качествам она облегчает жизнь односельчанам, делает этот мир лучше и добрее, жертвуя собой, своей жизнью.

Отечественная Война Отечественная война 1812 года стала свидетельством великого духовного подвига народа, несломляемой воли и мужества. Бодрость духа, чувство товарищества, сознание общности дела, моральная стойкость солдат стали основой всенародного сопротивления врагу. Народная воля, патриотизм, победный дух войск явились решающей силой в этой неравной войне

Н. Раевский Одной из ярчайших фигур Отечественной войны стал Николай Раевский, героизм и благородство которого вселяли веру в победу, давали силы сражаться в кровавой, ожесточённой борьбе. Раевский решил исход битвы около деревни Салтыковка, личным примером подняв солдат в атаку со словами: «Я и мои дети откроем вам путь к славе! Вперёд за Отечество!» Рядом с Николаем в атаку бежали его дети… С войском в 15 тысяч солдат Раевский руководил обороной Смоленска, сражаясь против 180 тысяч солдат французской армии. Славная «батарея Раевского» во время Бородинского сражения серьёзно истощила французские силы, поэтому неприятель не обрушил основной удар на главные силы русской армии. За мужество, проявленное на полях сражения, Николай Раевский был награждён орденом Святого Георгия. Он обрёл бессмертную славу, имя его навечно занесено в народную память

Максим Горький «Старуха Изергиль» Чтобы вывести людей из дремучего леса, Данко вырывает из груди своё сердце и освещает им путь. Подвиг был совершён, Данко умер, но никто не оценил его поступка, а один «осторожный человек» наступил на его сердце, отчего то рассыпалось в искры

В. И. Чапаев Ещё одна личность, которая является образцом беспредельной преданности и любви к своей родине, к великому делу, - Василий Иванович Чапаев, легендарный герой Гражданской войны, был отважным бойцом и прирождённым полководцем. В Первую мировую войну он заслужил четыре Георгиевских креста и чин фельдфебеля. Чапаев любил свой народ и верил в его силу. Вера в доблесть и бесстрашие бойцов Красной Армии давала ему успех в сражениях и приносила победы над врагом. Имя Василия Ивановича Чапаева является гордостью не только для советского народа-оно вдохновляет и современную молодёжь на подвиги и героизм

Великая Отечественная война Одним из наиболее ярких примеров героизма и благородства в истории является Великая Отечественная война 1941 -1945 гг. Советский народ принял на себя миссию борьбы с фашизмом как великую спасительную общечеловеческую задачу, он не был духовно подавлен и дал врагу надлежащий отпор. Колоссальная обдуманная жертвенность сделала советского солдата непобедимым, прижала к стене антигуманную милитарскую систему фашистов. Гитлеровские механизированные полчища не смогли сломить могучий дух, нравственную стойкость русской армии. Именно «русский Ванька» , мужественный и беспредельно преданный родине, разгромил фашистских захватчиков, доказал, что наша земля неприступна

Осады городов Всему миру известна железная стойкость в дни героической обороны Ленинграда, Севастополя, Киева, Одессы, Сталинграда. Защитников воинской твердыни поддерживала вся страна. Ожесточённая, кровопролитная борьба стала подлинной эпопеей народного героизма. Выражением всеобщего патриотического духа можно считать слова легендарного разведчика Кузнецова: «Покорить наш народ невозможно, также как и погасить Солнце»

Иван Сусанин В истории каждого народа есть примеры замечательного героизма. Много героев было и в истории нашего народа. Возможно, вы слышали об Иване Сусанине. Этот костромской крестьянин завел в дремучий лес отряд врагов. Он знал, что они убьют его, лишь только обнаружат обман. И все-таки он шел, чтобы спасти других русских людей.

Герой в Древней Греции В Древней Греции героем считали «доблестного мужа, предводителя» . Он должен был быть человеком исключительной смелости и доблести. В Спарте даже проводили «отбор» сильных новорождённых. Времена изменились, и сейчас героем может оказаться человек, который совсем себя не мыслит таким. Ему просто бывает некогда осознать, совершит он подвиг или нет.

Герои науки Есть много героев и в истории науки. Это, например, полярники, подолгу находящиеся в бескрайних льдах. А норвежский ученый Тур Хейердал на легком плоту из бревен переплыл Тихий океан. Известны людям и герои-врачи, нарочно заражавшие себя опасными болезнями, чтобы научиться лечить их. А герои космоса или подводного мира? Кто знает, не подстерегает ли на этот раз их непредвиденное? И всё же они уходят на задание, чтобы открыть человечеству новые тайны. Дела и подвиги героев помнят и высоко чтят, на их примере учатся жить, бороться и побеждать

Заключение Тема подвига и самопожертвования раскрывается в конкретных и символических образах, получает развитие в общественном, семейно-бытовом контексте. Эти темы неотделимы друг от друга, они связаны с чертами русского национального характера, его особенностями. Подвиг и самопожертвование немыслимы без человеколюбия, только при условии человеколюбия жертва не напрасна, а подвиг велик

Заключение В жизни тоже, к сожалению, случается так, что подвиги и героизм людей остаются недооценёнными. Однако чтобы стать героем, не обязательно отдавать свою жизнь. Ведь есть и героизм особого рода - он в том, чтобы никогда, ни при каких обстоятельствах не изменять правилам чести, порядочности, благородства, преданности, дружбы, человеколюбия. А это посильная задача для каждого из нас

Заключение Берегите людей, переживших войну и воспитавших в себе эти качества, и растите в будущих поколениях эти качества. Ведь героизм, мужество и стойкость – будущее нашей страны и нашей нации

Заключение Таким образом, могу сделать вывод, что героизм-это неотъемлемая черта русского солдата. Дела и подвиги героев помнят и высоко чтят, на их примере учатся жить, бороться и побеждать.

В душе русского народа ВОВ живет как урок беспримерной стойкости, преданности своему Отечеству. Поэтому литература возвращается и будет возвращаться к этой неисчерпаемой теме, чтобы вновь раскрыть секреты нашей победы, объяснить «русское чудо», показать как перед лицом страшной опасности в людях раскрываются самые высокие душевные качества.

Литература о ВОВ огромна: романы- эпопеи « Жизнь и судьба Василия Гросмана», «Война Ивана Стаднюка», трилогия Константина Симонова, повести и романы Юрия Бондарева(«Батальон», «Горячий снег», «Выбор»), повести Григория Бакланова, художественно- документальный роман Алеся Адамовича и Даниила Гранина «Блокадная книга», «А зори здесь тихие», «В списках не значился» Бориса Васильева и многие другие.

И во всех произведениях о войне разными художественными средствами решаются вечные проблемы жизни и смерти, мужества и героизма, трусости и предательства, любви и дружбы. Тема войны по истине неисчерпаема, и чем дальше от нас отходят те страшные и героические дни, тем все больше новых фактов мы узнаем. И старые, известные события трактуются по – новому.

Война с ее трагизмом и героизмом, с ее нечеловечески тяжелой повседневностью, с предельной поляризацией добра и зла, с ее кризисными ситуациями, в которые то и дело попадает человек и в которых наиболее ярко высвечиваются его основные человеческие качества, дает художникам слова богатейший материал для освещения нравственных, этических проблем.

Великая Отечественная война оказала на общественное сознание огромное влияние. Влияние это было неоднозначным. С одной стороны, великая победа в жестокой войне воспринималась как свидетельство нерушимости идей социализма и коммунизма, верности избранного пути, мудрости вождя и превосходство советского строя. С другой стороны, чувство ответственности за судьбу родины, раскрепощение и свобода перед лицом опасности и смерти позволили посмотреть правде в глаза и увидеть, что не все так хорошо и справедливо в стране.

Годы Великой Отечественной войны - это годы тяжелых испытаний для нашей страны. Великая Отечественная война оставила множество шрамов в душах людей, как прошедших через нее, так и родившихся после. Нет семьи, которая не потеряла бы мужа, брата, сына.

Вряд ли можно это измерить, нет на свете тех слов, которыми бы можно было это оценить. Как можно описать, измерить подвиг женщины, воевавшей вместе с мужчинами, девчонок и мальчишек, умирающих во имя победы, во имя будущей жизни? И сейчас сколько ветеранов не могут уснуть по ночам, вспоминая годы войны, заново теряя своих друзей, близких, родных. В литературе тема Великой Отечественной войны - одна из самых распространенных тем.

Много писателей обращалось к ней не один раз. Бондарев, Некрасов, Васильев, Быков Симонов и многие другие писатели о Великой Отечественной войне для того, чтобы нам, ради которых совершались воистину героические подвиги, уже никогда не забыть об этой войне.

Например в романе Ю.Бондарева “Горячий снег” показан маленький эпизод, часть Сталинградской битвы. Он описывает группу людей разных характеров, с различной жизнью до войны. И поступки этих людей, поставленных в крайние, нечеловеческие условия, столь же различны в экстремальной ситуации, сколь различны и они сами. Но все эти люди (от комбата Дроздовского до лейтенанта Кузнецова, медсестры Зои, простого рядового) - простая боевая единица, винтик в машине, выполняющей свою маленькую, но незаменимую роль. Всем своим произведением автор утверждает, что все просчеты высшего руководства солдат закрыл на этой войне своим героизмом, свои телом. Вспомним, как люди лейтенанта Кузнецова вгрызались в мерзлую землю, не имея нужного снаряжения, а затем, усталые, измученные, героически отражали танковую атаку. Разве прочтя эти строки, можно когда-нибудь забыть о чудовищности и героизме этой войны?Разве можно захотеть воевать снова?

Та же тема затрагивается и в произведении Некрасова “В окопах Сталинграда”. Автор ведет рассказ от имени главного героя Юрия Серженцова.В повести затрагиваются такие нравственные вопросы, как вопрос о причинах того, почему многие люди становились предателями. Главное в повести - это вопрос о том, что нашим люди порой из-за без ответственного, даже, можно сказать, преступного, отношения начальства приходилось сражаться порой без еды, без оружия и медикаментов. Я удивляюсь, как можно было не то что воевать, а даже просто выжить в таких условиях. Во всех произведениях о войне мы видим подвиги, видим смерти благороднейших, честнейших людей. Они отдавали свои жизни за нас, за то, чтобы мы жили.

Какая же огромная ответственность лежит на каждом из нас перед ними. Почему он, чистый, прекрасный душой, должен был отдавать жизнь, чтобы жил негодяй, склочник, хулиган, вор, убийца? Это неправильно! Вечная память и благодарность павшим - это не только цветы на могилах, красивые речи на праздниках в их честь, это прежде всего стремление каждого из нас стать лучше, а следовательно, и мир станет лучше и чище. Я думаю, что цель литературы, что значение произведений о Великой Отечественной войне, что итог нашей памяти о павших и живых в эти годы - это и есть стремление каждого человека быть достойным тех подвигов и не повторять таких же страшных событий, как война. Если бы наши политики хорошо изучали в школе литературу и историю, то, я убеждена, наши мальчики не гибли бы в Чечне, не было бы ни Афганистана, ни атомного оружия, не было бы никогда никаких войн.

Введение

1 Героизм советского человека в годы Великой Отечественной Войны

2 Истоки массового героизма советских людей

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Советский народ был серьезно встревожен войной, внезапным нападением фашистской Германии, но он не был духовно подавлен и растерян. Он был уверен, что коварный и сильный враг получит надлежащий отпор. На подъем народа на Отечественную войну, на вдохновение его Вооруженных Сил на самоотверженную борьбу сразу же заработали все средства и методы духовного воздействия, все отрасли и разделы духовной культуры и искусства. «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой с фашистской силой темною, с проклятою ордой» - звала всех и каждого песня. Народ почувствовал себя полноценным субъектом духовной жизни человечества, он принимал на себя миссию борьбы с фашистским нашествием не только как защиту своего исторического существования, но и как великую спасительную общечеловеческую задачу.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов ярко показала, что духовная борьба существенно влияет на весь ход военной борьбы. Если сломлен дух, сломлена воля, война будет проиграна даже при военно-техническом и экономическом превосходстве. И наоборот, война не проиграна, если дух народа не сломлен, даже при больших первоначальных успехах врага. И это убедительно доказала Отечественная война. Каждый бой, каждая операция этой войны представляют сложнейшее одновременно силовое и духовное действие.

Война длилась 1418 суток. Все они наполнены горечью поражений и радостью побед, больших и малых потерь. Сколько и каких требовалось духовных сил, чтобы этот путь одолеть?!

9 мая 45-го года - это не только победа оружия, но и победа народного духа. Миллионы людей не перестают задумываться над её происхождением, итогами и уроками. В чем заключалась духовная мощь нашего народа? Где искать истоки столь массового героизма, стойкости и бесстрашия?

Все вышесказанное обосновывает актуальность данной темы.

Цель работы: изучение и анализ причин героизма советского человека на фронтах Великой Отечественной Войны.

Работа состоит из ведения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 16 страниц.

1 Героизм советского человека в годы Великой Отечественной Войны

Великая Отечественная война - это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. С первых же дней войны пришлось иметь дело с очень серьёзным противником, умеющим вести большую современную войну. Гитлеровские механизированные полчища, не считаясь с потерями, рвались вперёд и предавали огню и мечу всё, что встречалось на пути. Нужно было круто повернуть всю жизнь и сознание советских людей, морально и идейно организовать и мобилизовать их на тяжёлую и длительную борьбу.

Все средства духовного воздействия на массы, агитация и пропаганда, политико-массовая работа, печать, кино, радио, литература, искусство – использовались для разъяснения целей, характера и особенностей войны против фашистской Германии, решения военных задач в тылу и на фронте, для достижения победы над врагом.

Сохранились волнующие документы – предсмертные записки некоторых советских воинов. Строчки записок воскрешают перед нами во всей красоте облик людей, мужественных и беспредельно преданных Родине. Непоколебимой верой в силу и непобедимость Родины проникнуто коллективное завещание 18 членов подпольной организации города Донецка: «Друзья! Мы погибаем за правое дело… Не складывайте рук, восставайте, бейте врага на каждом шагу. Прощай, русский народ».

Русский народ не жалел ни сил, ни жизни для того, чтобы приблизить час победы над врагом. Плечом к плечу с мужчинами ковали победу над врагом и наши женщины. Они мужественно сносили неимоверные тяготы военного времени, они были беспримерными труженицами на заводах, в колхозах, в больницах и школах.

Героически сражались дивизии народного ополчения, созданные трудящимися Москвы. В период обороны Москвы столичные партийная и комсомольская организации направили на фронт до 100 тыс. коммунистов и 250 тыс. комсомольцев. Почти полмиллиона москвичей вышли на строительство оборонительных рубежей. Они опоясали Москву противотанковыми рвами, проволочными заграждениями, окопами, надолбами, дотами, дзотами и т. д.

Девиз гвардейцев – быть всегда героями – нашёл яркое воплощение в бессмертном подвиге панфиловцев, который совершили 28 бойцов 316-й дивизии генерала И.В.Панфилова. Обороняя рубеж у разъезда Дубосеково, эта группа под командованием политрука В.Г.Клочкова 16 ноября вступила в единоборство с 50 немецкими танками, сопровождаемыми большим отрядом вражеских автоматчиков. Советские воины сражались с беспримерными мужеством и стойкостью. «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва»,- с таким призывом обратился к воинам политрук. И бойцы стояли насмерть, 24 из них, в том числе В.Г.Клочков, пали смертью храбрых, но враг здесь не прошел.

Примеру панфиловцев последовали многие другие подразделения и части, экипажи самолётов, танков и кораблей.

Во всём величии предстаёт перед нами легендарный подвиг десантного отряда под командованием старшего лейтенанта К.Ф.Ольшанского. Отряд в составе 55 моряков и 12 красноармейцев в марте 1944 года совершил дерзкий налёт на немецкий гарнизон в городе Николаеве. Восемнадцать ожесточённых атак отразили советские воины в течение суток, уничтожив четыреста гитлеровцев и подбив несколько танков. Но и десантники понесли огромные потери, силы их были на исходе. К этому времени советские войска, наступавшие на Николаев в обход, добились решающего успеха. Город был свободен.

Все 67 участников десанта, из них 55 посмертно, удостоены звания Героя Советского Союза. За годы войны этого высокого звания были удостоены 11525 человек.

«Победить или умереть» – только так стоял вопрос в войне с германским фашизмом, и наши воины понимали это. Они сознательно отдавали жизнь за Родину, когда этого требовала обстановка. Легендарный разведчик Н.И.Кузнецов, отправляясь в тыл врага с заданием писал: «Я люблю жизнь, я ещё очень молод. Но потому, что Отчизна, которую я люблю, как свою родную мать, требует от меня пожертвовать жизнью во имя освобождения её от немецких оккупантов, я сделаю это. Пусть знает весь мир, на что способен русский патриот и большевик. Пусть запомнят фашистские главари, что покорить наш народ невозможно, также как и погасить Солнце».

Ярки примером, олицетворяющим героический дух наших воинов, является подвиг бойца морской пехоты комсомольца М.А.Паникахин. Во время вражеской атаки на подступах к Волге он, объятый пламенем, ринулся на встречу фашистскому танку и бутылкой с горючим поджёг его. Вместе с вражеским танком сгорел герой. Его подвиг товарищи сравнивали с подвигом горьковского Данко: свет подвига советского героя стал маяком, на который равнялись другие герои-воины.

Какая сила духа была проявлена теми, кто не колеблясь, закрывал своим телом извергавшую смертоносный огонь амбразуру вражеского дзота! Рядовой Александр Матросов был одним из первых, кто совершил такой подвиг. Подвиг этого русского солдата повторили десятки бойцов других национальностей. Среди них узбек Т.Эрджигитов, эстонец И.И.Лаар, украинец А.Е.Шевченко, киргиз Ч.Тулебердиев, молдованин И.С.Солтыс, казах С.Б.Байтагатбетов и многие другие.

Вслед за белорусом Николаем Гастелло направили свой горящий самолёт на врага русские лётчики Л.И.Иванов, Н.Н.Сковородин, Е.В.Михайлов, украинец Н.Т.Вдовенко, казах Н.Абдиров, еврей И.Я.Иржак и другие.

Конечно, самоотверженность, презрение к смерти в борьбе с врагом не обязательно влекут с собой потерю жизни. Больше того, часто эти качества советских воинов помогают им мобилизовать все свои духовные и физические силы, чтобы найти выход из трудного положения. Вера в народ, уверенность в победе, во имя которой русский человек идёт на смерть, не страшась её, воодушевляет бойца, вливает в него новые силы.

Благодаря этим же причинам, благодаря железной дисциплине и воинскому мастерству, миллионы советских людей, смотревших смерти в лицо, победили и остались живы. Среди этих героев 33 советских богатыря, которые в августе 1942 года на подступах к Волге одержали победу над 70 танками противника и батальоном его пехоты. Почти невероятно, но, тем не менее, факт, что эта небольшая группа советских воинов во главе с младшим политруком А.Г.Евтифьевым и заместителем политрука Л.И.Ковалёвым, имея только гранаты, автоматы, бутылки с горючей смесью и одно противотанковое ружьё, уничтожила 27 немецких танков и около 150 гитлеровцев, а сама вышла из этого неравного боя без потерь.

В годы войны очень ярко проявились такие качества наших солдат и офицеров, как стойкость и несгибаемость воли при исполнении воинского долга, составляющие важный элемент подлинного героизма. Даже в труднейших условиях начального периода войны основная масса наших воинов не впала в уныние, не потеряла присутствие духа, сохранила твёрдую уверенность в победе. Мужественно преодолевая «танко- и самолётобоязнь», неопытные солдаты становились закалёнными бойцами.

Всему миру известна железная стойкость наших воинов в дни героической обороны Ленинграда, Севастополя, Киева, Одессы. Решимость биться с врагом до конца была массовым явлением и находила своё выражение в клятвах отдельных бойцов и подразделений. Вот одна из таких клятв, принятая советскими моряками в дни обороны Севастополя: «Для нас лозунг «Ни шагу назад!» стал лозунгом жизни. Мы все, как один, непоколебимы. Если среди нас окажется притаившийся трус или предатель, то рука наша не дрогнет – он будет уничтожен».

Великой стойкостью и мужеством отмечены действия советских воинов в историческом сражении на Волге. Переднего края в сущности не было – он был повсюду. Ожесточённая кровопролитная борьба шла за каждый метр земли, за каждый дом. Но и в этих невероятно тяжёлых условиях советские воины выстояли. Выстояли и победили, прежде всего, потому, что здесь сложился сплочённый воинский коллектив, здесь была идея. Именно общая идея была той цементирующей силой, которая объединяла воинов и делала их стойкость поистине железной. Слова «Ни шагу назад!» для всех бойцов и офицеров стали требованием, приказом, смыслом существования. Защитников воинской твердыни поддерживала вся страна. 140 дней и ночей непрерывных боёв за город на Волге – это подлинная эпопея народного героизма. Легендарную стойкость города на Волге олицетворяют его прославленные герои, среди них сержант И.Ф.Павлов, возглавлявший горстку храбрецов, проникших в один из домов. Этот дом, превращённый в неприступную крепость, вошёл в летопись войны как Дом Павлова. Никогда не померкнет память о подвиге связиста В.П.Титаева, который, погибая, зажал зубами порванные концы провода и восстановил нарушенную связь. Он и мёртвый продолжал бороться с фашистами.

Курская дуга – здесь гитлеровское командование хотело взять реванш и изменить ход войны в свою пользу. Однако героизм советских людей не знал границ. Казалось, что наши бойцы превратились в бесстрашных богатырей и никакая сила не способна удержать их от выполнения приказа Родины.

Только одна 3-я истребительная бригада за четыре дня боев отразила 20 атак и уничтожила 146 вражеских танков. Героически защищала свои боевые позиции у села Самодуровка батарея капитана Г.И.Игишева, на которую устремилось до 60 фашистских танков. Уничтожив 19 танков и 2 батальона пехоты, почти все батарейцы погибли, но не пропустили врага. Село, у которого проходил бой, носит имя Героя Советского Союза Игишева. Летчик гвардии лейтенант А.К.Горовец на самолете-истребителе, фюзеляж которого украшала надпись «От колхозников и колхозниц Горьковской области», один вступил в бой с большой группой вражеских бомбардировщиков и сбил 9 из них. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В боях под Орлом образец доблести и мужества показал летчик А.П.Маресьев, вернувшийся в строй после тяжелого ранения и ампутации голеней обеих ног и сбивший 3 вражеских самолета.

Враг был остановлен по всему фронту и советские войска перешли в контрнаступление. В этот день в районе деревни Прохоровки произошло самое крупное в истории встречное танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало около 1200 танков. Основная роль в нанесении контрудара по наступающему врагу принадлежала 5-й гвардейской танковой армии под командованием генерала П.А.Ротмистрова.

Освободив Украину и Донбасс, советские войска вышли к Днепру и сходу начали форсирование реки одновременно на многих участках. Передовые части на подручных средствах - рыбачьих лодках, плотах, досках, пустых бочках и т. п. - преодолевали эту мощную водную преграду и создавали необходимые плацдармы. Это был выдающийся подвиг. Около 2500 солдат и офицеров за успешное форсирование Днепра были удостоены звания Героя Советского Союза. Выход к нижнему течению Днепра позволил нашим войскам блокировать противника в Крыму.

Ярким примером мужества и необыкновенной отваги является боевая деятельность разведчика Героя Советского Союза В.А.Молодцова и его боевых товарищей И.Н.Петренко, Яши Гордиенко и других. Обосновавшись по заданию органов государственной безопасности в катакомбах Одессы, оккупированной врагом, и испытывая величайшие трудности (не доставало продуктов, фашисты травили их газом, замуровывали входы в катакомбы, отравляли воду в колодцах и т.д.), разведывательная группа Молодцова в течении семи месяцев регулярно передавала в Москву ценные разведывательные данные о противнике. Они остались до конца верны своей Родине. На предложение подать прошение о помиловании Молодцов от имени своих товарищей заявил: «Мы на своей земле у врагов помилования не просим».

Воинское мастерство чрезвычайно усиливало стойкость и другие морально-боевые качества наших воинов. Вот почему в овладении оружием, техникой, новыми приёмами боя наши солдаты вкладывали всю душу. Известно какое широкое распространение на фронте приобрело снайперское движение. Сколько тут было славных имён, получивших заслуженную известность!

Одна из наиболее характерных черт духовного облика наших воинов – чувство коллективизма и товарищества.

Большую помощь Красной Армии оказали советские партизаны. 1943 год - был временем небывалого героического массового партизанского движения. Координация взаимодействия партизанских отрядов, их тесная связь с боевыми операциями Красной Армии являлись характерными особенностями всенародной борьбы в тылу врага.

К концу 1941 года под Москвой действовало 40 партизанских отрядов, насчитывавших до 10 тыс. человек. За короткий срок они уничтожили 18 тыс. фашистских оккупантов, 222 танка и бронемашины, 6 самолетов, 29 складов с боеприпасами и продовольствием.

Как и воины на фронте, партизаны проявляли невиданный героизм. Советский народ свято чтит память о бесстрашной патриотке - восемнадцатилетней комсомолке Зое Космодемьянской, добровольно вступившей в ряды защитников Родины и выполнявшей самые опасные задания во вражеском тылу. Во время попытки поджечь важный военный объект Зоя была схвачена фашистами, которые подвергли ее чудовищным пыткам. Но Зоя не выдала врагу своих товарищей. Стоя у виселицы с петлей на шее, Зоя обратилась к согнанным к месту казни советским людям: «Мне не страшно умирать, товарищи! Это счастье - умереть за свой народ!» Столь же геройски вели себя тысячи других советских людей.

К концу 1943 года в партизанских отрядах находилось более 250 тыс. человек. На оккупированной территории существовали целые партизанские края в Ленинградской и Калининской областях, в Белоруссии, Орловской, Смоленской и других областях. Под полным контролем партизан находилось свыше 200 тыс. км 2 территории.

В период подготовки и в ходе Курской битвы они нарушали работу тыла врага, вели непрерывную разведку, затрудняли переброску войск, активными боевыми действиями отвлекали на себя резервы противника. Так, 1-я Курская партизанская бригада взорвала несколько железнодорожных мостов и на 18 суток прервала движение поездов.

Особенно следует отметить партизанские операции под условными названиями «Рельсовая война» и «Концерт», проведенные в августе - октябре 1943 г. В ходе первой операции, в которой действовало около 170 партизанских формирований численностью 100 тыс. человек, осуществлено крушение многих эшелонов, разрушены мосты и станционные сооружения. Операция «Концерт» была еще более эффективной: пропускная способность железных дорог снизилась на 35-40%, что значительно затруднило перегруппировку гитлеровских войск и оказало большую помощь наступающей Красной Армии.

Непоколебимость духа, гордое сознание своей силы и морального превосходства над врагом не оставляли советских солдат и офицеров даже тогда, когда они попадали в руки гитлеровцев и оказывались в безвыходном положении. Погибая, герои оставались непобеждёнными. Они распяли солдата-комсомольца Юрия Смирнова, вбив гвозди в его ладони и ступни; умертвили партизанку Веру Лисовую, разведя на её груди костёр; замучили легендарного генерала Д.М.Карбышева, облив его на морозе водой, который в ответ на предложение гитлеровцев служить им ответил с достоинством: «Я советский человек, солдат, и я остаюсь верен своему долгу».

Таким образом, в суровое время войны во всём величии проявилась духовная мощь нашего народа, беззаветно преданного своей Родине, упорного в бою за правое дело, неутомимого в труде, готового на любые жертвы и лишения во имя процветания Отечества.

2 Истоки массового героизма советских людей

Победа или поражение в войне - итог ряда составляющих, среди которых первостепенное место занимает моральный фактор. Что защищали советские люди? Ответ на этот вопрос во многом объясняет поведение людей на фронте и в тылу, стимулы их общественного сознания того времени и личного отношения к противоборству с гитлеровцами. Народ встал на защиту своего государства, своей Родины. Миллионы павших и живых вкладывали в это понятие все лучшее, связанное с жизнью страны, своей семьи, детей, с новым справедливым обществом, которое, они верили, будет построено. Гордость за страну, сопричастность ее успехам и неудачам - важная особенность общественных настроений и личностных поступков того времени. Они знали, что ведут войну за правое дело, и в большинстве своем, даже в самой безысходной обстановке, не сомневались в конечной победе.

Любовь к Родине, к русской земле Альберт Аксел выделяет как главный источник моральных сил армии, что в годы Великой Отечественной войны проявилось в «обстановке всеобщего героизма». Историк последовательно отстаивает тезис о том, что самопожертвование советского народа и его военные подвиги «изменили ход событий во Второй мировой войне».

Сегодня выходит немало взвешенных по своим оценкам публикаций и книг о героях минувшей войны, о природе героизма. Их авторы глубоко проникают в истоки и суть героического подвига, понимая под этим такой поступок человека или группы людей, когда сознательно делается шаг, выходящий за привычные нормы поведения. Героизм этот состоит в разрешении жизненного противоречия, которое в данный момент не может быть разрешено обычными, повседневными средствами. Особое значение в данном случае имеют содержание побудительного мотива поступка, его соответствие духовному настрою, идейным убеждениям людей и требованиям обстановки.

Героическое в поведении и поступках того или иного человека обязательно связано с исключительным напряжением мысли, воли, чувства, сопряжено с риском, в большинстве случаев - со смертельной опасностью. Однако в годы войны люди сознательно шли на любой риск и любые испытания. Их вели на это самоотверженная забота о судьбе Родины, о ее настоящем и будущем, глубокое осознание грозной опасности, какую нашей стране нес с собой германский нацизм. Именно здесь надо искать источник того невиданного массового героизма, который стал решающей движущей силой в войне, важнейшим фактором победы в ней. Он проявлялся в деятельности людей всех возрастов и профессий, мужчин и женщин, представителей всех наций и народностей СССР. Более 11 тысяч стали Героями Советского Союза, сотни тысяч - кавалерами орденов и медалей.

Истоки массового героизма видятся в русском национальном характере, в патриотизме, чувстве гордости за свою родину, в нравственном духе народа, в братской дружбе людей разной национальности.

Формы массового героизма были многообразными. Но особенно характерным являлся коллективный подвиг частей, соединений - на фронте, заводов, колхозов, многих других трудовых коллективов - в тылу. Это был героизм особого рода: длительный и самого высокого накала ратный труд миллионов красноармейцев в условиях постоянной смертельной опасности, беззаветный труд миллионов рабочих, крестьян, служащих, научно-технической интеллигенции при предельном напряжении духовных сил, часто в условиях голода и холода.

Массовый трудовой героизм советских людей - также явление историческое. Своим самоотверженным трудом они выиграли битву за металл и хлеб, топливо и сырье, за создание оружия победы. Люди трудились по двенадцать и более часов в сутки, без выходных и отпусков. Даже во время налетов немецкой авиации на прифронтовые города не прекращалась работа. А если учесть нехватку продуктов, самых элементарных вещей, холод в нерегулярно отапливаемых домах, то станет ясно, в каких суровых условиях жили и трудились люди. Но они знали: действующая армия ждет самолеты, танки, орудия, боеприпасы и т.д. И все старались произвести продукции как можно больше.

Таким образом, патриотический настрой большинства населения страны убедительно подтверждался практическими делами на фронте и в тылу, а также на временно оккупированной территории СССР.

И в этом смысле можно говорить о морально-политическом единстве советских людей в те годы. Глубокое чувство патриотизма и вместе с тем ненависти к врагу проявляло подавляющее большинство населения СССР независимо от национальности, политических взглядов и вероисповедания. Это обстоятельство нашло отражение и в изменении официальных идеологических установок.

Постепенное глубокое осознание вышесказанного являлось важнейшим источником духовной силы основной массы советских людей, столь ярко проявившейся на фронте, в тылу и на оккупированной советской территории. Главное условие разгрома агрессора они видели, прежде всего, в своем беспрецедентном братском сплочении как сынов единого исторически сложившегося народа, построившего могучее государство. Вот почему достигнутая общими силами и доставшаяся чрезвычайно высокой ценой победа - это достояние всех народов бывшего СССР, закономерная гордость тех, кто добывал эту победу в кровопролитных сражениях, и тех, кто унаследовал ее от своих отцов и дедов. Вместе с тем это и поучительный урок для нынешних поколений - урок беззаветной любви к Отечеству, урок самоотверженной великой борьбы за его свободу и независимость.

Заключение

Великая Отечественная Война показала всю глубину, передовой характер, духовную силу советского; показала решающую роль в исторической судьбе народа качества его духовности, значения духовной культуры и идеологии в ее подъеме, в мобилизации народа на борьбу за свое историческое существование.

Этот опыт войны чрезвычайно важен в наше время для приобретения народом веры в себя, в свою способность решить проблемы, кажущиеся непреодолимыми. Великая Победа советского народа над фашистской Германией обязывает и вдохновляет на решение таких проблем.

В годы войны были ситуации, когда у наших войск физических сил явно не хватало для остановки фашистских полчищ. Спасла сила духа, позволившая сделать перелом в ожесточенной борьбе. Духовная сила подняла на жертвенное служение Отечеству миллионы воинов на бескрайних фронтах великой войны и на бескрайних просторах близкого и далекого тыла. Она соединила всех и сделала творцами Великой Победы. Это величайший пример для потомства на все времена.

Народ не забыл и славит тех, кто храбро сражался и погиб смертью героя, приблизив час нашей победы, прославляет оставшихся в живых, сумевших победить врага. Герои не умирают, их слава бессмертна, их имена навечно занесены не только в списки личного состава Вооружённых Сил, но и в память народную. О героях народ слагает легенды, ставит им прекрасные памятники, их именами называет лучшие улицы своих городов и сёл.

Список использованной литературы

1. Аксел А. Герои России. 1941-1945 / А. Аксел. – М.: Интерстамо, 2002.

2. Баграмян И.Х. Так мы шли к победе. Военные мемуары / И.Х.Баграмян. – М.: Воениздат, 1990.

3. Дмитриенко В.П. История Отечества. XX век.: Пособие для учащихся / В.П. Дмитриенко, В.Д. Есаков, В.А. Шестаков. – М.: Дрофа, 2002.

4. Краткая всемирная история. В 2 книгах / Под ред. А.З. Манфреда. – М.: Изд-во Наука, 1996.

5. Падерин А.А. Война и мир: роль духовной культуры в воспитании патриотического сознания / А.А. Падерин // Материалы научно-практической конференции. – Москва: Изд-во Серебряные нити, 2005.

Война. Такое маленькое слово, но сколько же скрывается в нем боли, ожидания, страха, несправедливости и мучений. В мирное время трудно представить, что обычный человек вообще способен выдержать все страдания, что приносит война. Солдаты сумели приспособиться и к боли, и к страху и совершить героические поступки, за что не все, но только выжившие были вознаграждены медалями и орденами. Но что же такое мужество и в чем оно проявлялось на войне? Константин Михайлович Симонов как участник Великой Отечественной войны призывает нас с особой серьезностью подойти к размышлению над этой проблемой в данном тексте.

При этом их диалог состоит из самого приказа и одного слова солдата: «достану» или «узнаю». Беспрекословное выполнение приказа и мгновенное принятие своей судьбы, не это ли истинное мужество? Но Кошелева можно назвать отважным не только потому, что он выполняет это задание и убивает своих врагов. Он отважный еще и потому, что в ходе операции спасает шестнадцать человек. Но спасение стоило многим окровавленных тел, а главный герой «шел сзади всех раненых, и горькое выражение появлялось на его лице». Это еще одно определение мужества, ведь оно не достигается одним только слепым следованием приказу. Важно каждую минуту помнить, кто ты и каким был прежний мир.

Таким образом, позиция автора очень интересна. Симонов пишет о том, что мужество - это не только смелость и храбрость. Конечно, это его неотъемлемые составляющие, но не все. Мужество – способность осознать все ужасы войны, посмотреть в глаза страхам и оказаться во власти мучительных испытаний, чтобы научиться ценить жизнь.

Я согласна с мнением автора и также считаю, что самым сложным поступком и в нашей жизни является осознание проблемы и ее принятие. А во время войны человек, сумевший увидеть жестокость и зверство в своих врагах и осознать необходимость действовать также по отношению к ним, действительно мужественный и сильный. Это подтверждает произведение Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов воевал за спасение свой страны от фашизма и пережил огромное количество смертей. Один за другим погибали его товарищи, вскоре пришли сведения о смерти его жены, дочерей и сына. После всех этих событий он нашел в себе силы и усыновил мальчика, оставшегося без родителей. Солдат проявил настоящее мужество и не позволил войне убить в себе человека. Настоящими патриотами являются герои произведения «А Зори здесь тихие» Бориса Васильева. Отряд из 5 девушек и старшина Васков проявили настоящее мужество, смелость и героизм, сражаясь за Родину. Никто из них не пытался спасти жизнь себе, оспаривая приказ. Все действовали слаженно и боролись до конца.

Что такое мужество и в чем оно проявляется на войне? Оно проявляется в каждом действии. Командир, отдающий приказ и знающий, что посылает солдата на смерть, проявляет мужество. Солдата, который беспрекословно выполняет приказ, несомненно, можно назвать мужественным. Солдат, чудом выживший на задании и осознавший, что он до сих пор дышит, безусловно, заслуживает такого звания. Ведь мужество – это всегда риск для жизни. И он нагнетает месяц за месяцем, у кого-то неделю за неделей, а у кого-то и вовсе – день за днем. И так до конца.