Презентация на тему литосфера земли. Презентация на тему "Литосфера. Строение Земли". III этап. Объяснение нового материала



Образование первичной Земной коры Плиты располагаются на мягком пластичном слое мантии, по которому происходит скольжение. Внутренние силы вызывают движение плит, при перемещении веществ в верхней мантии Мощные восходящие потоки вещества разрывают земную кору, образуя глубинные разломы. Расплавленное вещество поднимается и заполняет плиты наращивая земную кору. Края разломов отодвигаются друг от друга.


Тектоника литосферных плит и формирование крупных форм рельефа Перемещения литосферных плит и движения земной коры вследствие этих перемещений называют ТЕКТОНИКОЙ. Эти перемещения происходят в результате движения вещества мантии по мантийным каналам в недрах Земли. Восходящие потоки двигают литосферные плиты навстречу друг другу или в разные стороны со скоростью до 6 см в год. Направление движения плит может сохраняться в течение нескольких десятков и даже сотен тысяч лет.


Физик Трубицын Пропустив через себя все известные геологам отрывочные и весьма противоречивые данные о предшественниках Пангеи, модель показала: единые континенты возникали каждые семьсот-восемьсот миллионов лет. Первый по времени -- Моногея -- образовался 2,6 -- 2,4 миллиарда лет тому назад, Мегагея -- 1,8 миллиарда, Мезогея -- 1 миллиард, а до Пангеи подать рукой -- всего 200 миллионов лет. Модель уточнила и очертания суперконтинентов -- они не были повторением, копией друг друга. Спецкор Владимир ЗАСЕЛЬСКИЙ и из журнала «NATIONAL GEOGRAPHIC»
























Мезозойская складчатость. Мезозойская складчатость проявилась 150-50 млн. лет назад, в основном именно в этих поясах на Северо-Востоке Азии, в хребте Сихотэ-Алинь, на полуострове Индокитай и в Кордильерах Северной Америки (за исключением береговых хребтов). В начале мезозоя (триас) начался распад Пангеи II в связи с образованием нового геосинклинального пояса – океана Тетиса, который протягивался в широтном направлении от Центральной Америки через Средиземное море и Гималаи до Индокитая и Индонезии (южнее палеозойского палео-Тетиса). В мезозое окончательно произошел распад Гондваны, обусловленный раскрытием новых океанов – Индийского и Атлантического (сначала его южной половины, потом северной). В результате Северная Америка отделилась от Евразии. Таким образом, с начала мезозоя начался важный этап развития структуры земной коры – этап становления современных океанов и обособления современных континентов. По предложению академика И.П. Герасимова, мезозойско-кайнозойский этап выделяют в качестве особого геоморфологического этапа развития Земли (230-235 млн. лет). В это время, в мезозое, на месте разрушенных палеозойских складчатых структур, на материках продолжали формироваться молодые платформы на гетерогенном (греч. heteros – другой, соответствует русскому «разно») складчатом основании с осадочным чехлом мезозойского и в дальнейшем кайнозойского возраста, т. е. эпипалеозойские платформы. Крупнейшая среди них – Западно-Сибирская платформа-плита. С конца мезозоя и позднее мезозойские складчатые структуры подверглись денудации. В результате суша к началу олигоцена (37 млн. лет назад) характеризовалась более или менее выровненным рельефом, за исключением невысоких гор в основном в областях мезозойской складчатости. Современных горных систем еще не существовало. Сохранялись три геосинклинальных пояса – на месте океана Тетис и два вокруг Тихого океана. 48.

  • Видеоролик для поднятия настроения

  • 1.В какой стране впервые зародилась география?
  • А) в Италии
  • Б) в Греции
  • В) Персии
  • 2.Когда появилась наука география?
  • А) в 1 веке до н.э Б) во 2 веке до н.э В) в 3 веке до н.э
  • 3.Кто совершил первое кругосветное путешествие.
  • А) Колумб Б) Васко да Гамма В) Магеллан

  • 4 Один из уникальных материков,открытый позже других.
  • А) Австралия Б)Антарктида В)Америка
  • 5.На каком расстоянии находится Земля от Солнца?
  • А) 150 млн км Б) 155 млн км В) 167млн
  • 6 Какова длина экватора?
  • А) 26 тыс.км Б)35 тыс км В) 40 тыс.км

  • 7.Разность высот между двумя точками земной поверхности называется?
  • А) относительной высотой
  • Б) абсолютной высотой
  • В) идеальной высотой
  • 8 Общая площадь поверхности Земли?
  • А) 325,4 млн. км.кв
  • Б) 675,4 млн. км. кв
  • В) 510,2 млн.км. кв
  • 9 Возраст планеты приблизительно составляет?
  • А)4,5-5 млрд. лет
  • Б) 3,5-4 млрд. лет
  • В) 4,6-5,5 млрд. лет

  • «5»- 9 баллов
  • «4» -7-8 баллов
  • «3» -5 баллов


24.10.14.Тема урока. «Литосфера.Строение Земли»

  • Внутреннее строение Земли.
  • Учение о литосферных плитах


  • - рассмотреть внешнее и внутреннее строение Земли, учение о лиосферных плитах.

  • 1 Атмосфера
  • 2 Гидросфера
  • 3 Биосфера
  • 4 Литосфера

Внутреннее строение Земли

Мантия

Ядро




  • 1 группа: работа над флипчартом «Внешнее строение Земли»
  • 2 группа: работа с терминами с помощью словаря
  • 3 группа: работа с Интернет-ресурсами, презентация - «Учение о литосферных плитах»
  • 4 группа: способы изучения внутреннего строения Земли, Кольская сверхглубокая скважина

  • Внутреннее строение Земли состоит из:
  • 1)земная кора-это внешний слой твердой породы, покрывающий Землю.
  • 2) Мантия –внутренняя оболочка, расположенная между земной корой и ядром земли.
  • 3)Ядро-его радиус 3500 км,состоит из никеля и железа. Ядро делится на внешнее и внутреннее.
  • Внешнее -находится в расплавленном состоянии
  • Внутреннее-из твердого вещества.

  • Атмосфера, гидросфера, биосфера, земная кора, мантия, литосфера, литосферные плиты, разломы, срединно-океанические хребты, желоба.

3 группа

По предположению ученых, вся планета разделена на множество

больших и малых литосферных плит. Границы литосферных плит проходят чаще всего по территории океанов. Литосферные плиты двигаются с различной скоростью, сталкиваются и расходятся.


Горизонтальное строение литосферы

Литосфера разделена на 6-7 крупных и десятки мелких блоков – литосферных

плит, подвижных относительно друг друга. Плиты перемещаются по пластичному слою верхней мантии.


4 группа -способы изучения строения земной коры: шахты, бурение скважин.

Кольская сверхглубокая

скважина в России –

самая глубокая в мире! Здесь удалось дойти только до слоя гранита! Границы с мантией ещё не достиг никто!


  • Буровая установка и мощный алмазный бур помогли пройти это огромное расстояние в твердых горных породах Кольского полуострова на севере России.


Исследования земных глубин

Сейсмограф



  • З- земля в-вода
  • Е- единственная о-океан
  • М-молодая д-дельта(один из
  • Л-литосфера особых устьев реки
  • Я-ядро

  • Атмосфера
  • газообр, воздушная
  • Перемещается,входит в состав, загрязняется
  • Атмосфера самая верхняя оболочка Земли.
  • Воздушный слой.
  • Ветер
  • Сильный, теплый
  • Дует, разрушает, перемещается
  • Ветер- неиссякаемый источник энергии
  • Ураган

  • Образование газового облака во Вселенной
  • разогрев недр в результате сближения частиц и нарастании сил трения
  • появление базальтовых пород
  • образование ядра планеты
  • вращение и сгущение газового облака
  • образование сгустков будущих планет и Солнца в центре облака
  • появление гранитов
  • формирование мантии и первичной тонкой земной коры
  • появление осадочных пород.

  • Образование газового облака во Вселенной
  • вращение и сгущение газового облака
  • образование сгустков будущих планет и Солнца в центре облака
  • разогрев недр в результате сближения частиц и нарастании сил трения
  • образование ядра планеты
  • формирование мантии и первичной тонкой земной коры
  • появление базальтовых пород
  • появление гранитов
  • появление осадочных пород).


  • Закрепить понятия «земная кора» и «литосфера».
  • Сформировать понятия «литосферные плиты», «сейсмические пояса».
  • Дать представление о происхождении материков и океанов.
  • Развивать пространственное воображение и логическое мышление, воспитывать научный и познавательный интерес к познанию природы Земли.

Оборудование:

  • физическая карта мира
  • карта литосферных плит

Учебники и учебные пособия:

  • Атласы
  • География. 5-6 класс.: учебник для общеобразоват.учреждений/(А.И.Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина и др.) под ред. А.И.Алексеева; Рос.академ.наук – М.: изд. «Просвещение», 2014 г.

Тип урока:

l.изучение нового материала

Понятийный аппарат:

  • «литосферная плита»
  • «сейсмический пояс»
  • «внутренние силы Земли»
  • гипотеза дрейфа материков

Планируемые результаты обучения:

  • Предметные : формирование представлений о тектоническом развитии земной коры и цикличности данного процесса, о теории литосферных плит.
  • Метапредметные : формирование умений: 1) работать с разными источниками географической информации - текстом, картами, схемами; 2) самостоятельно решать учебные задачи; 3) находить информацию об этапах развития Земли в учебнике, научно-популярной литературе, Интернете и интерпретировать её.
  • Личностные : развитие познавательного интереса к изучению прошлого Земли на основе материала параграфа и дополнительной информации
  • После урока ученики смогут давать определение и понимать значение понятий литосферная плита», «сейсмический пояс», «внутренние силы Земли», анализировать причины и последствия движения литосферных плит, показывать по карте сейсмические пояса.

Деятельность обучающихся:

  • сравнивать очертания древних и современных материков на картосхеме;
  • анализировать схемы образования материковой и океанической земной коры;
  • сформулировать суть гипотезы А. Вегенера.

Ценностный компонент урока:

  • развитие земной коры - длительный процесс, сопровождающийся последовательной сменой циклов;
  • роль гипотезы А. Вегенера в возникновении теории литосферных плит.

Ход урока

I. Организационный момент:

Учитель называет тему, определяет её значение для дальнейшего изучения темы «Литосфера»

II. Актуализация опорных знаний:

беседа с учащимися и выполнение творческих заданий.

  • какие вам известны гипотезы происхождения Земли?
  • что вам известно о внутреннем строении Земли?
  • Представьте себе, что создан аппарат, который может передавать изображение глубин Земли вплоть до самого центра нашей планеты. Опишите то, что вы сможете увидеть, расскажите о состоянии веществ в различных внутренних частях Земли
  • что мы называем литосферой, астеносферой? Определите, как изменится температура с глубиной в земной коре на 100 м, 1000 м (слайд «Шахта»)
  • из чего состоит земная кора?
  • какие типы земной коры вы знаете? Правильно ли утверждение: «Верхний слой земной коры базальтовый, под ним располагается гранитный, ещё ниже – осадочный»

III. Мотивация знаний:

  • Вступительное слово учителя.
  • Работа с физической картой мира. Показ современных материков и океанов.

IV. Изучение нового материала:

1. Происхождение материков и океанов. Эта проблема волновала учёных в древности.

  • современные представления о формировании материков и океанов исходят из гипотезы А. Вегенера, немецкого геофизика, который в 1912 г. предложил гипотезу дрейфа материков.
  • работа с учебником. Вывод: гипотеза – научное предположение. Гипотезу дрейфа материков выдвинул А. Вегенер. Она получила подтверждение в конце ХХ века благодаря космическим снимкам. Видеофрагмент.

2. Литосферные плиты

  • Внутренне строение Земли показывает, что на глубине горные породы и минералы находятся в условиях очень высокой температуры и давления, которые своей энергией перемещают отдельные участки литосферы.

Литосфера делится на крупные блоки – литосферные плиты – это огромные блоки литосферы, которые скользят по мантии.

Сейсмические пояса.

  • места столкновения и расхождения литосферных плит – сейсмические пояса. Это подвижные участки земной коры, расположенные по краям литосферных плит, где происходят процессы вулканизма и землетрясения. Крупные сейсмические пояса:
  • Тихоокеанский («Огненное кольцо»)
  • Средиземноморский
  • Атлантический

Практическая работа №9

«Обозначение на контурной карте крупнейших литосферных плит, сейсмических поясов и основных форм рельефа».