Полная характеристика бориса из пьесы гроза. Образ одного из главных героев пьесы А. Н. Островского. Характеристика Бориса: «Гроза. Характеристика героя: Борис. «Гроза» — большая трагедия маленькой человеческой души

» персонажей можно условно поделить на представителей «тёмного царства» и на его жертв. К представителям относят Дикого и Кабаниху, а вот в числе жертв называют Катерину, Тихона и Бориса. Однако можно ли с уверенностью говорить, что последний из перечисленных действительно является жертвой «тёмного царства»? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе. Характеристика Бориса в пьесе «Гроза» может уместиться в одном предложении: слабовольный приезжий юноша, готовый поступиться своими моральными принципами ради получения денег. И это действительно так. Но делает ли его это жертвой?

О внешности Бориса из пьесы «Гроза» сказано немного. Это молодой человек, приехавший из Москвы. Одет он иначе, чем жители Калинова, по-столичному, на заграничный лад. Борис отличается от калиновцев восприятием мира, но сам он будто кичится этим. Безусловно, долю снобизма добавляет то, что Борис получил образование. Но здесь, в Калинове, это никого не интересует. Гораздо важнее и показательнее становятся его мотивы приезда в город, действия в жизненных ситуациях и отношение к другим.

Борис Григорьевич, племянник Дикого, приехал в город вовсе не потому, что соскучился по родственнику. Борису, как, собственно, и остальным в городе, просто нужны деньги. Дикой, будучи скупым и алчным человеком, не хочет отдавать наследство, которое полагается его племяннику. А Борис, понимая, что законным путём денег не получишь, решает «наладить отношения» с дядей, чтобы тот подобрел и отдал сумму. Но ни у племянника, ни у Дикого нет родственных чувств. Савл Прокофьевич оскорбляет и ругает Бориса, а тот не хочет больше оставаться в Калинове, но переступает через свои принципы ради денег.

Образ Бориса в пьесе «Гроза» Островского связан с любовной линией. Борис влюбляется в Катерину, по крайней мере, он сам так считает. Но с приездом Тихона проходит несколько дней их тайных встреч с Катей, и здесь открывается настоящее лицо Бориса, трусливое и мелочное. Катерина была полна решимости признаться в своих чувствах всей семье только за тем, чтобы честно жить с Борисом, но вот Борис считал иначе. Он очень боялся, что Катя расскажет об их прогулках, пытался уговорить девушку молчать. Юноша сокрушался о том, что уже все кончено в тот момент, когда Катерина ещё не сказала ничего мужу и свекрови. То есть он отказался брать на себя ответственность за девушку и за свои чувства, Борису легче сбежать от проблемы и жалеть о потерянном. К сожалению, ни он, ни Тихон не сумели и не смогли бы никогда защитить Катерину от царства лжи и обмана. Особенно показателен в этом отношении последний разговор Бориса и Кати. Борис понимает, что с девушкой что-то не так, но не спрашивает о её состоянии. Вместо этого Борис усугубляет положение: ему нужно уехать в Сибирь, надолго, Катю брать он не хочет. Подобными словами он даёт понять девушке, что на самом деле никаких глубоких чувств Борис на самом деле не испытывал.
Пока ему было хорошо и легко - он был с Катей. Как только начались проблемы - он ушёл.

Приведенная характеристика образа Бориса пригодится учащимся 10 классов во время сбора материала для сочинения на тему «Характеристика Бориса в пьесе «Гроза» Островского».

Характеристика Бориса из пьесы «Гроза» Островского, сочинение по теме образа героя |

Одним из главных героев пьесы известного русского драматурга А. Н. Островского является племянник купца Дикого — Борис. «Гроза» — это знаменитая пьеса и трагедия, которая воплотила в своем сюжете всю самобытность и несгибаемый дух народа того времени, внесла в историю литературы неоценимый вклад, способствуя пониманию жизни той эпохи.

Сюжетная линия

Сюжет построен на чувствах и эмоциях, на взаимоотношениях в семье и вне ее. В те далекие времена люди маленького городка жили как одна большая семья, трагедия одной личности касалась каждого и обсуждалась всеми. Так случилась и с семьей Тихона. Причиной послужила измена жены — ситуация, в которой как нельзя лучше проявилась характеристика Бориса. «Гроза» — пьеса, основной смысл которой заключается в трагических последствиях предательства, но предательства во имя любви. Как повлияет это событие на каждого члена семьи, как проявится и раскроется истинная сущность человеческой души? К примеру, главный герой Борис, моральные устои и внутренний мир которого шли вразрез со сложившейся ситуацией, решил отказаться от любимого человека, перестать общаться с Катериной, тем самым ранил ее в самое сердце. Поступил как трус или… герой? В чем же заключается на самом деле характеристика Бориса? Гроза – природное явление, которое способно раскрыть и передать чувства, эмоции и терзания всех главных героев. Переживания и сомнения, правильность поступков и верность выбора перед лицом страха и смерти…

Характеристика героя: Борис. «Гроза» — большая трагедия маленькой человеческой души

Уже с первой сцены пьесы понятно, что Борис, приехавший из Москвы, выделяется из толпы своим благородным поведением, уважительным отношением и хорошими манерами. Он сам говорит, что «обучен грамоте и языкам», прилежно учился и стремился к лучшему. После смерти родителей, трагически скончавшихся от бушующей в то время эпидемии холеры, ему пришлось приехать к единственному родственнику — дяде — для получения наследства. Согласно условиям завещания, он получит его только в случае почтительного отношения к купцу Дикому. Воспитанный и кроткий, учтивый и культурный — такова характеристика Бориса. «Гроза» — произведение, которое как нельзя лучше раскрывает внутренний мир таких людей. Он был готов затаить в себе обиду и понимание того, что наследства он не получит, при этом продолжать играть роль любящего племянника, оставаться жить в этом городке и терпеть грубого и дерзкого дядю, не желая ему зла и относясь к нему с пониманием. Это характеризует его как человека с большой и светлой душой, открытого и доброго, но при этом он становится все больше подавленным и угрюмым, его чувства написаны у него на лице.

Судьбоносное решение

Судьбу не обмануть — именно эта народная мудрость характеризует поведение и поступки главных героев. Борис полюбил Катерину, женщину, с которой, как говорил он сам, ему не суждено даже поговорить, ведь его любовь уже замужем. Это обстоятельство очень сильно повлияло на главного героя, он признавался, что раздавлен и убит одной только мыслью о невозможной близости с любимым человеком, но «пути Господни неисповедимы», и судьба свела два влюбленных сердца, подарив искорку надежды обоим, ведь Катерина отвечает молодому человеку взаимностью. В этот момент в корне поменялась вся характеристика Бориса. Гроза — это аллегория, которую автор применил в этой пьесе. Она отображает и передает эмоции всех главных героев, их терзания и сомнения, назревающую трагедию. Муж Катерины должен был покинуть город. И после отъезда супруга она полностью отдается эмоциям.

Так случилось потому, что Катерина никогда не любила Тихона и была обижена на всю его семью за унижения. Она не может противиться нахлынувшим чувствам и изменяет мужу с Борисом, который также не смог совладать с собой и бросился «в омут с головой», предавшись греху с замужней женщиной. Этот момент может охарактеризовать его как легкомысленного человека, но все далеко не так. После возвращения Тихона он отказался от общения с Катериной в надежде, что муж ее простит, не стал разрушать семью, чем нанес непоправимую травму своей возлюбленной. Ему же в этот момент было куда тяжелее, но он согласен скрывать свои чувства ради счастья женщины. Чтобы не опорочить ее имя, он просил не признаваться, но она решила иначе… Можно сказать, что характеристика Бориса («Гроза») проявилась в трусости и раскаянии, но это уже вторая сторона медали.

Цитатная характеристика Бориса. «Гроза» — трагедия чувств

Самая знаменитая цитата, которой Борис охарактеризовал сам себя: «Загнан, забит, а тут еще сдуру-то влюбляться вздумал». С самого начала ему не нравилась мещанская жизнь в маленьком городке, ему было скучно; уехав из большого города и не найдя поддержки здесь, он начал тосковать, и первая же фраза показывает его моральное состояние: «Я понимаю, что все это наше, русское, родное, а все-таки не привыкну никак». Ему была чужда такая жизнь, он не хотел с ней мириться, в то же время самолюбие и эгоизм проявлялись все чаще. Он оттолкнул любимую, не стал общаться и разговаривать с ней, а его трусость привела к трагедии — Катерина покончила жизнь самоубийством. Это лучшая характеристика Бориса. «Гроза» — пьеса, которая показывает, до чего доводит безразличие и игра с чувствами другого человека, нерешительность и трусость, несвоевременность решений и горечь обиды.

«Почему живые, творческие, добрые и порядочные люди мучительно отступают перед бесформенной серой массой, заполняющей мир?» - эта фраза стала бы замечательным эпиграфом к одному из произведений Островского. Конфликт трагедии реализуется на нескольких уровнях. Во-первых, драматург показал ущербность устоявшихся порядков, конфликт патриархального строя и новой, свободной жизни. Этот аспект реализовывается на уровне таких персонажей, как Кулигин и Катерина. Если говорить кратко, то существование, а уж тем более сосуществование людей чувствующих, справедливых, стремящихся к духовному обогащению и честному труду невозможно рядом с обозлёнными, обделёнными и лживыми обитателями Калинова. Причём нужно сделать оговорку, что Калинов - вымышленное пространство, а значит пространство становится условным. Во-вторых, показана душевная драма Катерины в «Грозе».

В этом случае речь идёт о конфликте внутри персонажа. Такие типы конфликтов всегда интересны, ведь противоречия делают образы живыми, многогранными. Островский сумел создать персонаж, который вызвал совершенно противоположные мнения среди критиков. Добролюбов называл главную героиню пьесы «лучом света в тёмном царстве» и искренне полагал, что в Катерине воплощены самые лучшие качества русского человека. А вот Писарев вступил с Добролюбовым в полемику, заявив, что проблемы Катерины были надуманными и решаемыми. Однако обоих критиков так или иначе заинтересовала душевная драма Катерины Кабановой.

Катя живёт с мужем, его сестрой и свекровью. В таком составе семья впервые появляется на сцене. Пятое явление начинается с разговора Марфы Игнатьевны с сыном. Тихон во всём поддерживает мать, соглашается даже с откровенной ложью. Муж Кати, Тихон Кабанов, слабый и безвольный человек. Ему надоели истерики матери, но вместо того, чтобы хоть раз высказать своё мнение или же защитить жену от жестокости и злых слов, Тихон идёт выпивать с Диким. Тихон похож на взрослого ребёнка. Он любит Катю, потому что ощущает в ней внутреннюю силу, вот только его чувства не взаимны: Катя чувствует к Тихону только жалость.

Варвара, кажется, единственный человек, который хоть как-то интересуется Катериной. Она беспокоится за Катю, старается ей помочь. Однако Варвара не понимает насколько тонко Катерина чувствует этот мир, Варвара практична, ей невдомёк почему Катерине так тяжело научиться «врать во благо», почему Катя хочет стать птицей, почему чувствует приближающуюся смерть.

Сама Катя ценит моменты, когда ей удаётся побыть одной. Она жалеет, что у неё нет детей, ведь тогда она любила бы и заботилась о них. Счастье материнства позволило бы Кате реализовать себя как женщину, как мать и как человека, ведь воспитанием занималась бы она. Детство самой Кати прошло беззаботно. У неё было все, о чём она могла мечтать: любящие родители, посещение церкви, свобода и чувство жизни. До замужества Катя чувствовала себя по-настоящему живой, а теперь мечтает стать птицей, чтобы улететь из этого места, которое лишило девушку внутренней лёгкости.

Итак, Катя живёт в доме со свекровью, склонной к тирании и манипуляциям, и мужем, который во всём подчиняется матери, не может защитить жену, любить выпить. Вдобавок к этому, в окружении девушки нет человека, с которым бы она могла поделить своими переживаниями, который не просто слушал её, а услышал бы. Согласитесь, в такой обстановке жить довольно трудно, если учесть, что воспитание и чувство собственного достоинства не позволяют ответить агрессией на агрессию.

Ситуация усугубляется с появлением Бориса, а точнее, чувств Кати к Борису. В девушке была заложена огромная потребность любить и отдавать свою любовь. Возможно, в Борисе Катя увидела того, кому бы смогла отдать нереализованные чувства. Или же она увидела в нём возможность наконец-то быть собой. Скорее всего, и то, и другое. Чувства молодых людей вспыхивают внезапно и развиваются стремительно. Катерине было очень сложно решиться на встречу с Борисом. Она долго думала о муже, о своих чувствах по отношению к Тихону, о том, что к чему всё может привести. Катя бросалась из одной крайности в другую: либо смириться с несчастливой семейной жизнью, забыв Бориса, либо развестись с Тихоном, чтобы быть с Борисом. И всё же девушка принимает решение выйти в сад, где её ждал возлюбленный. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» - такой была позиция Кати. Она пренебрегает законами христианства, совершая грех, но девушка твёрдо уверена в своём решении. Катя берёт на себя ответственность за свою жизнь: «что меня жалеть? Сама на то пошла». Тайные встречи, продолжавшиеся десять дней, завершаются с приездом Тихона. Катя боится, что правда о её измене вскоре станет известна мужу и свекрови, поэтому сама хочет рассказать им. Борис и Варвара стараются уговорить девушку молчать. Разговор с Борисом открывает Кате глаза: Борис такой же человек, как все те, от кого она мечтала сбежать. Крушение иллюзий было для Катерины очень болезненным. В таком случае получается, что выхода из «тёмного царства» нет, но жить тут Катя больше не может. Собрав все силы, Катя решает прекратить свою жизнь.

Душевная драма Катерины из пьесы Островского «Гроза» состоит в несоответствии реальной жизни и желаний, в крушении надежд и иллюзий, в осознании безысходности и неизменности положения. Катерина не могла жить в мире невежд и обманщиков; девушку разрывало противоречие долга и чувств. Этот конфликт оказался трагическим. 

Борис Григорьевич – это молодой человек, приехавший из Москвы в город Калинов, описанный Островским в его пьесе «Гроза». Он очень выделяется среди жителей городка, так как одевается совсем не так, как они, и общается тоже по-другому. Горожане даже называют его иностранцем. Он имеет совсем другие взгляды на мир и его окружение, а еще у него есть образование, что так же является его отличительной чертой.

В городок Калинов он приехал лишь для того, чтобы его дядька Дикий после смерти оставил ему наследство, потому что деньги являются для Бориса неотъемлемой частью его жизни. А так как по собственному желанию Дикой не собирался оставлять наследство своему племяннику, тот решил приехать и наладить отношения с дядей.

Волею судьбы Борис влюбляется в Катерину Кабанову, у которой уже есть любящий муж Тихон. Но душевное состояние девушки совсем не заботит Бориса. Он боится, что об их тайных свиданиях могут все узнать и даже просит Катерину никому ничего не рассказывать, однако, Катерина, наоборот, готова сбежать с любимым или рассказать всем об их чувствах. Борис просто не захотел брать на себя ответственность за их отношения с Катериной и за их тайные свидания.

Поведение Бориса показывает все его отрицательные черты характера, ведь при первых же трудностях он хочет уехать из города, а девушку он брать с собой отказывается, что говорит о том, что чувства его не были такими сильными, как казалось вначале. Трусость Бориса не дает ему разглядеть тяжелое душевное состояние Катерины при их последнем разговоре, хотя он и замечает, что с девушкой творится что-то неладное, он просто не спрашивает ее об этом и продолжает думать только о себе. Ведь пока у них с Катериной было все прекрасно, он был с ней и его все устраивало, но как только все пошло не по его сценарию и начались серьезные проблемы, Борис бросил девушку в трудную минуту.

Автор хорошо описал этого молодого юношу, в котором наравне со стильностью и образованностью уживаются меркантильность и мелочность, а любовь так и осталась для Бориса за гранью его личных интересов, хотя он прекрасно понимал, что девушка без него погибнет. Он просто не стал бороться за свою любовь, поддавшись трусости и своей безвольности.

Вариант 2

В пьесе "Гроза", написанной А. Н. Островским в 1859 году, племянник купца Дикого Борис является одним из центральных персонажей. Приятные манеры, воспитанность и обходительность заметно выделяют приехавшего из Москвы Бориса среди жителей провинциального городка Калинова.

Родился и жил Борис в Москве, приехать в Калинов его вынудили трагические обстоятельства - его родители умерли во время эпидемии холеры. Оставшись один, Борис принимает решение ехать в Калинов к своему дяде, богатому купцу Дикому, с целью получения наследства.

Однако то, что принадлежит Борису по праву рождения, Дикой ему отдавать не планирует. У Дикого есть свои родные дети, и он желает, чтобы все досталось им. Согласно завещанию родителей, Борис может рассчитывать на толику наследства лишь в том случае, если будет почтительно относиться к дяде. Но Дикий делает все, чтобы Борису ничего не досталось, потому что он жаден и довольно жесток к другим людям. Со временем Борис впадает в уныние и начинает терять надежду что-то получить, но у него из-за слабости характера не хватает духу уехать. Он продолжает жить в доме Дикого, и заискивать перед грубым и жестоким дядюшкой.

Островский характеризует Бориса, как самого слабохарактерного персонажа пьесы. Борису не нравится жить, по его словам, "в трущобе". Однако он даже после того, как осознает, что от дяди-самодура ничего не получит, продолжает жить в его доме и заискивать перед ним. Он не решается уехать и увезти свою возлюбленную Катерину, чем косвенно толкает ее к гибели. Он не может защитить ни Катерину, ни самого себя, ничего не способен предпринять, кроме как сотрясать воздух напрасными и бесполезными стенаниями, в которых вечно жалеет только себя, что говорит об эгоизме Бориса и неспособности его любить по-настоящему.

Борис не способен из-за собственного безволия, эгоизма и слабохарактерности понять всю глубину личности Катерины. Катерина же, в свою очередь, выделяет недостойного ее любви Бориса лишь из-за того, что его манеры слишком отличаются благородством и изысканностью от грубоватых манер знакомых ей провинциальных мужчин городка, в котором она живет.

Малодушный Борис - совсем неподходящая пара для Катерины. И даже появившиеся чувства к Катерине являются для Бориса поводом сокрушаться о том, что он несчастен и все у него не так, как надо - и молодость его в трущобе загублена, и женщину любимую видеть столько, сколько хочется - недоступно. Любовь к Катерине стала еще одним поводом для нытья - как это противно и эгоистично со стороны Бориса. Катерина в конце пьесы погибает, по сути, из-за малодушия и безволия Бориса, который так и не решился уехать и увезти ее с собой.

Сочинение про Бориса

А. Н. Островский в пьесе «Гроза» помещает своих героев в вымышленный приволжский город Калинов. Так как подобная история могла произойти в любом русском городе. В то время нравы везде царили одинаковые. Сами же персонажи носят собирательный характер.

Одним из главных героев драмы стал Борис Григорьевич. Это молодой мужчина, приехавший в Калинов из Москвы. Целью его пребывания в провинциальном городе стало наследство бабушки. Но условия его получения не так просты. Необходимо «уважительно относиться» к дяде Дикому, который отличается крутым нравом и лютой жадностью. Юноша в глубине души понимает, что денег он так и не увидит, но продолжает надеяться.

Борис представляется писателем как хорошо образованный, начитанный молодой человек, отличающийся модным стилем одежды и современным столичным нравом с оттенками снобизма. Еще в примечании к первому действию читателю сообщается, что «одеты все по-русски, кроме Бориса». На фоне других жителей Калинова он выглядит как заграничный франт. Его родители не смогли жить в провинциальном городе. Так как бабушка не взлюбила образованную и интеллигентную невестку, которую привел в дом сын. Мать и отец уделяли должное внимание воспитанию двух своих детей. Борис учился в Коммерческой академии, а его сестра получила воспитание пансиона. Но, к сожалению, родители умирают в эпидемию холеры. И дети остаются практически без средств к существованию.

Столичному кавалеру скучно и тоскливо в приволжском городке. Не с кем поговорить на равных. Образование здесь не в почете. А дядя постоянно его за что-то бранит, таков уж у него характер. Борис все сносит безропотно. Влюбленность юноши в Катерину Кабанову определяется ее недоступностью и тем, что она резко отличается от других девушек города. Она умна, красива, интересна, нежна и предана. У нее сильный и волевой характер. Сам же Борис этим качеством похвастаться не может. Молодой мужчина плывет по течению жизни.

Бориса Григорьевича можно обвинить в меркантильности. Ведь он исполняет волю дяди и уезжает из города, оставив возлюбленную в беде. Но, думаю это обвинение не будет правильным. Юноша добрый, он жалеет Катерину, понимая как тяжела ее участь. И надеется облегчить ее, если перестанет с ней видеться. Даже Тихон говорит о том, что Борис просил: «делайте со мной что угодно, только ее не мучьте». Жалко герою и свою сестру, ведь он не только за себя несет эту ношу. Нужно обеспечить сестру приданым.

Но силы душевной у героя нет. Он сам сокрушается: «Да кабы сила!» Борис окончательно губит Катерину тем, что не увозит ее с собой. И только, все понимая, желает ей скорейшей смерти как избавления от страданий.

Персонажи «Грозы» делятся на две части: темное царство и его жертвы. Кабаниха и Дикой правят этим царством. И я думаю, что жертвой полноправно можно считать только Катерину. Варвара и Кудряш – хорошие приспособленцы. А Тихон и Борис просто слабые морально люди, потакающие самодурству и тирании. Тем самым подпитывая темное царство, отчасти создавая его сами.

Отзывчивость. Что же это? Отзывчивость – это умение откликнуться на просьбу человека, оказать ему помощь и моральную поддержку.

  • Сочинение по картине Степанова Журавли летят (описание)

    Картина «Летят журавли» нарисована великим русским художником Алексеем Степановичем Степановым в 1891 году. Это самая популярная работа художника. Людей восхищает невероятная красота картины и то сколько чувств отразил в ней Степанов.

  • Сочинение Варвара и Кудряш в пьесе Гроза Островского

    Почти все герои «темного царства» являются жертвами местных самодуров. Однако, хоть Варвара и Кудряш исключениями не будут, их позиция жертвы, в отличие от остальных пассивных обитателей царства, достаточно активна.

  • Пьеса «Гроза» известного русского писателя XIX века Александра Островского, была написана в 1859 году на волне общественного подъема в преддверии социальных реформ. Она стала одним из лучших произведений автора, открыв глаза всего мира на нравы и моральные ценности тогдашнего купеческого сословия. Впервые была опубликована в журнале «Библиотека для чтения» в 1860 году и благодаря новизне своей тематики (описания борьбы новых прогрессивных идей и стремлений со старыми, консервативными устоями) сразу же после публикации вызывала широкий общественный резонанс. Она стала темой для написания большого количества критических статей того времени («Луч света в темном царстве» Добролюбова, «Мотивы русской драмы» Писарева, критика Апполона Григорьева).

    История написания

    Вдохновленный красотой Волжского края и его бескрайними просторами во время поездки с семьей в Кострому в 1848 году, Островский начинает написание пьесы в июле 1859 года, уже через три месяца он её заканчивает и отправляет на суд петербургской цензуры.

    Проработав на протяжении нескольких лет в канцелярии Московского совестного суда, он хорошо знал, что представляет собой купечество в Замоскворечье (исторический район столицы, на правом берегу Москвы-реки), не раз сталкиваясь по долгу службы с тем, что творилось за высокими заборами купеческих хором, а именно с жестокостью, самодурством, невежеством и различными суевериями, незаконными сделками и аферами, слезами и страданием окружающих. Основой для сюжета пьесы стала трагическая судьба невестки в купеческой зажиточной семье Клыковых, которая произошла в реальности: молодая женщина бросилась в Волгу и утонула, не выдержав притеснений со стороны властной свекрови, устав от бесхарактерности мужа и тайной страсти к почтовому служащему. Многие считали, что именно истории из жизни костромского купечества стали прототипом для сюжета написанной Островским пьесой.

    В ноябре 1859 года пьеса была сыграна на подмостках Малого академического театра в Москве, в декабре того же года в Александринском драматическом театре в Петербурге.

    Анализ произведения

    Сюжетная линия

    В центе описываемых в пьесе событий находится зажиточная купеческая семья Кабановых, проживающая в вымышленном волжском городе Калинове, неком своеобразном и замкнутом мирке, символизирующем общий устрой всей патриархальной Российской державы. Семья Кабановых состоит из властной и жестокой женщины-тирана, и по сути главы семьи, богатой купчихи и вдовы Марфы Игнатьевны, её сына, Тихона Ивановича, безвольного и бесхарактерного на фоне тяжелого нрава его матушки, дочери Варвары, научившейся обманом и хитростью противостоять деспотизму матери, а также невестки Катерины. Молодая женщина, выросшая в семье где её любили и жалели, страдает в доме нелюбимого мужа от его безвольности и претензий свекрови, по сути лишившись воли и став жертвой жестокости и самодурства Кабанихи, оставленная на произвол судьбы тряпкой-мужем.

    От безысходности и отчаяния Катерина ищет утешения в любви к Борису Дикому, который тоже её любит, но боится ослушаться своего дяди, богатого купца Савёла Прокофьича Дикого, ведь от него зависит материальное положение его и сестры. Тайком он встречается с Катериной, но в последний момент предает её и сбегает, потом по указанию дяди уезжает в Сибирь.

    Катерина, будучи воспитанной в послушании и подчинении мужу, мучаясь собственным грехом, признается во всем мужу в присутствии его матери. Та делает жизнь невестки совершенно невыносимой, и Катерина, страдая от несчастливой любви, укоров совести и жестоких гонений тирана и деспота Кабанихи, решает покончить со своими мучениями, единственным способом, в котором она видит спасение, это самоубийство. Она бросается с обрыва в Волгу и трагически погибает.

    Главные действующие лица

    Все персонажи пьесы поделены на два противоборствующих лагеря, одни (Кабаниха, её сын и дочь, купец Дикой и его племянник Борис, служанки Феклуша и Глаша) являются представителями старого, патриархального уклада жизни, другие (Катерина, механик-самоучка Кулигин) - нового, прогрессивного.

    Молодая женщина, Катерина, жена Тихона Кабанова, является центральной героиней пьесы. Она воспитана в строгих патриархальных правилах, в соответствии с законами древнерусского Домостроя: жена должна во всем покоряться мужу, уважать его, выполнять все его требования. Сначала Катерина пыталась всеми силами полюбить своего мужа, стать для него покорной и хорошей женой, однако ввиду его полной бесхребетности и слабости характера, может испытывать к нему только жалость.

    Внешне она выглядит слабой и молчаливой, но в глубине её души хранится достаточно силы воли и упорства, чтобы противостоять тирании свекрови, которая побаивается, что невестка может изменить её сына Тихона и тот перестанет покоряться воле матери. Катерине тесно и душно в темном царстве жизни в Калинове, она буквально там задыхается и в мечтах она улетает, как птица прочь из этого ужасного для неё места.

    Борис

    Полюбив приезжего молодого человека Бориса, племянника богатого купца и дельца, она создает у себя в голове образ идеального возлюбленного и настоящего мужчины, который совсем не соответствует действительности, разбивает ей сердце и приводит к трагическому финалу.

    В пьесе персонаж Катерины противостоит не конкретному человеку, своей свекрови, а всему в то время существующему патриархальному укладу.

    Кабаниха

    Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), как и купец-самодур Дикой, который мучает и оскорбляет своих родных, не платит зарплату и обманывает своих рабочих, являются яркими представителями старого, мещанского уклада жизни. Они отличаются глупостью и невежественностью, неоправданной жестокостью, хамством и грубостью, полным неприятием каких-либо прогрессивных изменений в закостеневшем патриархальном укладе жизни.

    Тихон

    (Тихон, на иллюстрации возле Кабанихи - Марфы Игнатьевны )

    Тихон Кабанов на протяжении всей пьесы характеризуется как тихий и безвольный человек, находящийся под полным влиянием деспотичной матери. Отличаясь мягкостью характера, он не предпринимает никаких попыток, чтобы защитить свою жену от нападок матери.

    В конце пьесы он в конце концов не выдерживает и автор показывает его бунт против тирании и деспотизма, именно его фраза в конце пьесы приводит читателей к определенному выводу о глубине и трагизме сложившейся ситуации.

    Особенности композиционного построения

    (Фрагмент из драматической постановки )

    Произведение начинается описанием города на Волге Калинова, образ которого является собирательным образом всех русских городов того времени. Изображенный в пьесе пейзаж волжских просторов контрастно оттеняет затхлую, унылую и мрачную атмосферу жизни в этом городе, которая подчеркивается мертвой замкнутостью жизни её жителей, их неразвитостью, серостью и дикой необразованностью. Общее состояние городской жизни автор охарактеризовал как бы перед грозой, когда пошатнется старый, ветхий уклад, а новые и прогрессивные веяния как порыв бешеного грозового ветра унесут долой мешающие людям нормально жить устаревшие правила и предрассудки. Описанный в пьесе период жизни жителей города Калинова как раз находится в состоянии, когда внешне все выглядит спокойным, но это только затишье перед грядущей бурей.

    Жанр пьесы можно трактовать как социально-бытовую драму, а также как трагедию. Для первой характерно использование тщательного описания бытовых условий, максимальная передача его «плотности», а также выравнивание характеров. Внимание читателей должно распределяться между всеми участниками постановки. Трактовка пьесы как трагедии предполагает её более глубокий смысл и основательность. Если видеть в смерти Катерины последствие её конфликта со свекровью, то она выглядит как жертва семейного конфликта, и все само разворачивающееся действие в пьесе для настоящей трагедии кажется мелким и незначительным. Но если рассматривать гибель главной героини как конфликт нового, прогрессивного времени с угасающей, старой эпохой, то её поступок как нельзя лучше трактуется в героическом ключе, характерном для трагического повествования.

    Талантливый драматург Александр Островский из социально-бытовой драмы о жизни купеческого сословия постепенно создает настоящую трагедию, в которой с помощью любовно-бытового конфликта он показал наступление эпохального перелома, происходящего в сознании народа. Простые люди осознают просыпающее чувство собственного достоинства, начинают по новому относиться к окружающему миру, хотят сами вершить свои судьбы и безбоязненно изъявлять свою волю. Это зарождающееся желание вступает в непримиримое противоречие с реальным патриархальным укладом. Судьба Катерины приобретает общественный исторический смысл, выражающий состояние народного сознания на переломном стыке двух эпох.

    Александр Островский, вовремя заметивший обреченность загнивающих патриархальных устоев, написал пьесу «Гроза» и открыл глаза на происходящее всей российской общественности. Он изобразил разрушение привычного, устаревшего образа жизни, с помощью многозначного и образного понятия грозы, которая постепенно нарастая, сметет все со своего пути и откроет дорогу новой, лучшей жизни.