Почему советы Чацкого пришлись не по душе Наталье Дмитриевне и её мужу? В каких произведениях русских писателей изображены герои-антиподы и в чём этих героев можно сопоставить с участниками данной сцены «Горя от ума»? ЕГЭ по литературе. Антипод Герои прот

В широком смысле антиподы - это противоположные друг другу сущности. Термин заимствован из где обозначал противостоящие вещи, явления и величины. Понятие используется в физике, философии, литературе и других сферах науки и искусства.

Где обитают антиподы

Антиподами с точки зрения географии можно, например, назвать жителей Новой Зеландии и Испании, поскольку эти страны расположены в строго противоположных друг другу точках планеты.

Толковые словари русского языка среди других значений единодушно выделяют следующее: антиподы - это люди противоположных взглядов, убеждений, поступков и т. д. Именно с этим значением связан и литературный прием, при помощи которого автор создает картину жизни и высказывает свою концепцию.

Герой-антипод в интересен не только с точки зрения сюжетных коллизий. Его присутствие создает конфликт и помогает читателю пристальней вглядеться в главного героя, увидеть скрытые мотивы его поступков, досконально понять идею произведения.

Русская классика богата такими литературными парами, которые представляют антиподов. Причем эти персонажи могут быть не только врагами, но и что не мешает им быть антиподами. Онегин и Ленский, о которых Пушкин говорит, что они «как лед и пламень», Андрей Болконский и Пьер Безухов, Гринев и Швабрин, Обломов и Штольц, Карамазовы - Иван и Алеша - это далеко не полный ряд имен.

Вечный поединок

В блестящей комедии А. Грибоедова «Горе от ума» у пылкого и остроумного Чацкого тоже есть антиподы. Это прежде всего «скромненький» Молчалин. Этих людей и вовсе не ставить бы рядом - настолько они далеки по образу мыслей друг от друга, да только их сближает один предмет любви - Софья Фамусова. Оба героя по-своему умны, но ум этот разный. Молчалин, убежденный в том, что «надобно зависеть от других» снискал признание за угодливость, обходительность, прагматичный профессионализм и осторожность. В противовес ему, искренний, талантливый, независимый Чацкий, который «вольность хочет проповедать», признан большинством как сумасшедший. Здравый смысл конформиста Молчалина, казалось бы, одерживает победу над «безумным» дерзким неприятием пошлости, лицемерия и глупости. Однако симпатии все же на стороне вольнолюбца Чацкого, который уезжает из Москвы с разбитым сердцем. Присутствие в пьесе героя-антипода делает конфликт особенно выразительным и подчеркивает, насколько типична судьба одиночки, вздумавшего противоречить большинству.

Тайна истинной любви

В романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» распознать антиподов главного героя удается не сразу. На первый взгляд, совершенно противоположными Раскольникову видятся Свидригайлов и Лужин, от которых герою хочется оградить и спасти людей. Однако постепенно мы понимаем, что поглощенный своей идеей Раскольников является, скорее, их двойником - по бесчеловечному, циничному и преступному содержанию этой идеи. Тем не менее у Раскольникова есть антиподы - это и Порфирий Петрович. Последний был в молодости очарован подобными раскольниковским воззрениями, но совесть не позволила ему пойти по этому пути. А Соня тоже «преступила», но не отняв жизнь у других, а отдав себя в жертву ради других. Благодаря такому противопоставлению автор помогает нам понять, в чем состоит истинная суть христианского милосердия и любви.

Русская литература дала нам кавалькаду как положительных, так и отрицательных персонажей. Мы решили вспомнить вторую группу. Острожно, спойлеры.

20. Алексей Молчалин (Александр Грибоедов, «Горе от ума»)

Молчалин - герой «ни о чем», секретарь Фамусова. Он верен завету своего отца: «угождать всем людям без изъятья – хозяину, начальнику, слуге его, собачке дворника».

В разговоре с Чацким он излагает свои жизненные принципы, заключающиеся в том, что «в мои лета не должно сметь свое суждение иметь».

Молчалин уверен, что нужно думать и поступать так, как принято в «фамусовском» обществе, иначе о тебе будут судачить, а, как известно, «злые языки страшнее пистолетов».

Он презирает Софью, но готов ради угождения Фамусову сидеть с ней ночами напролет, играя роль возлюбленного.

19. Грушницкий (Михаил Лермонтов, «Герой нашего времени»)

У Грушницкого в повести Лермонтова нет имени. Он «двойник» главного героя - Печорина. По описанию Лермонтова, Грушницкий - «... из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект - их наслаждение...».

Грушницкий очень любит пафос. Искренности в нем нет ни грамма. Грушницкий влюблен в княжну Мери, и она поначалу отвечает ему особым вниманием, но потом влюбляется в Печорина.

Дело заканчивается дуэлью. Грушницкий настолько низок, что сговаривается с друзьями и они не заряжают пистолет Печорина. Такую откровенную подлость герой не может простить. Он перезаряжает пистолет и убивает Грушницкого.

18. Афанасий Тоцкий (Фёдор Достоевский, «Идиот»)

Афанасий Тоцкий, взяв на воспитание и иждивение Настю Барашкову, дочь скончавшегося соседа, в итоге «сблизился с ней», развив в девушке суицидальный комплекс и косвенно став одним из виновников её гибели.

Крайне падкий до женского пола, в возрасте 55 лет Тоцкий задумал связать свою жизнь с дочерью генерала Епанчина Александрой, решив выдать Настасью за Ганю Иволгина. Однако ни то, ни другое дело не выгорело. В итоге Тоцкий «пленился одной заезжей француженкой, маркизкой и легитимисткой».

17. Алёна Ивановна (Фёдор Достоевский, «Преступление и наказание»)

Старуха процентщица - персонаж, ставший нарицательным. Даже те, кто не читал романа Достоевского, слышали про неё. Алена Ивановна по нынешним меркам не так и стара, ей «лет 60», но автор описывает её так: «…сухая старушонка с вострыми и злыми глазками с маленьким вострым носом… Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длиной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье… ».

Старуха процентщица занимается ростовщичеством и наживается на горе людей. Она берет под огромные проценты ценные вещи, третирует свою младшую сестру Лизавету, бьет её.

16. Аркадий Свидригайлов (Фёдор Достоевский, «Преступление и наказание»)

Свидригайлов - один из двойников Раскольникова в романе Достоевского, вдовец, в свое время был выкуплен женой из тюрьмы, 7 лет жил в деревне. Циничный и развратный человек. На его совести самоубийство слуги, 14-летней девочки, возможно, отравление жены.

Из-за домогательств Свидригайлова сестра Раскольникова потеряла работу. Узнав о том, что Раскольников - убийца, Лужин шантажирует Дуню. Девушка стреляет в Свидригайлова и промахивается.

Свидригайлов - негодяй идейный, он не испытывает нравственных терзаний и переживает «мировую скуку», вечность представляется ему «банькой с пауками». В итоге он кончает с собой выстрелом из револьвера.

15. Кабаниха (Александр Островский, «Гроза»)

В образе Кабанихи, одного из центральных персонажей пьесы «Гроза» Островский отразил уходящую патриархальную, строгую архаику. Кабанова Марфа Игнатьевна, – «богатая купчиха, вдова», свекровь Катерины, мать Тихона и Варвары.

Кабаниха очень властная и сильная, она религиозна, но больше внешне, так как не верит ни в прощение, ни в милосердие. Она максимально практична и живет земными интересами.

Кабаниха уверена, что семейный уклад модет сохраняться только на страхе и приказах: «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить». Уход прежних порядков она воспринимает как личную страгедию: «Так-то вот старина и выводится…Что будет, как старшие перемрут,…уж и не знаю».

14. Барыня (Иван Тургенев, «Муму»)

Все мы знаем печальную историю про то, что Герасим утопил Муму, но не все помнят, почему он это сделал, а сделал он это из-за того, что так ему приказала сделать деспотичная барыня.

Эта же помещица до этого выдала прачку Татьяну, в которую был влюблен Герасим, за пьяницу башмачника Капитона, чем сгубила обоих.
Барыня по своему усмотрению вершит судьбы своих крепостных, нисколько не считаясь с их пожеланиями, а подчас и со здравым смыслом.

13. Лакей Яша (Антон Чехов, «Вишневый сад»)

Лакей Яша в пьесе Антона Чехова «Вишневый сад» - персонаж малоприятный. Он откровенно преклоняется перед всем иностранным, при этом он крайне невежественен, груб и даже хамоват. Когда к нему из деревни приходит мать и целый день ждет его в людской, Яша пренебрежительно заявляет: «Очень нужно, могла бы и завтра прийти».

Яша на людях старается вести себя прилично, пытается казаться образованным и воспитанным, но при этом наедине с Фирсом говорит старику: «Надоел ты, дед. Хоть бы ты поскорее подох».

Яша очень гордится тем, что жил за границей. Иностранным лоском он покоряет сердце горничной Дуняше, но пользуется ее расположением для своей выгоды. После продажи имения лакей уговаривет Раневскую снова взять его с собой в Париж. В России ему оставаться невозможно: «страна необразованная, народ безнравственный, притом скука…».

12. Павел Смердяков (Фёдор Достоевский, «Братья Карамазовы»)

Смердяков - персонаж с говорящей фамилией, по слухам, незаконнорожденный сын Фёдора Каррмазова от городской юродивой Лизаветы Смердящей. Фамилия Смердяков была дана ему Фёдором Павловичем в честь матери.

Смердяков служит в доме Карамазова поваром, при этом готовит он, судя по всему, неплохо. Однако это «человек с гнильцой». Об этом говорят хотя бы рассуждения Смердякова об истории: «В двенадцатом году было на Россию великое нашествие императора Наполеона французского первого, и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы, умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки».

Смердяков - убийца Карамазова-отца.

11. Петр Лужин (Фёдор Достоевский, «Преступление и наказание»)

Лужин - ещё один из двойников Родиона Раскольникова, деловой человек 45-ти лет, «с осторожною и брюзгливою физиономией».

Выбившись «из грязи в князи», Лужин гордится своей псевдообразованностью, ведет себя высокомерно и чопорно. Сделав предложение Дуне, он предвкушает, что она будет ему всю жизнь благодарна за то, что он «вывел её в люди».

Сватается к Дуне он тоже по расчету, полагая, что она будет ему полезна для карьеры. Лужин ненавидит Раскольникова, поскольку он противится их с Дуней союзу. Лужин же подкладывает Соне Мармеладовой в карман сто рублей на похоронах её отца, обвиняя её в краже.

10. Кирила Троекуров (Александр Пушкин, «Дубровский»)

Троекуров – пример русского барина, испорченного своей властью и средой. Он проводит время в праздности, пьянстве, сластолюбии. Троекуров искренне верит в свою безнаказанность и безграничные возможности («В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение»).

Барин любит свою дочь Машу, но выдает её за нелюбимого ею старика. Крепостные Троекурова похожи на своего хозяина - троекуровский псарь дерзит Дубровскому-старшему – и тем самым ссорит старых друзей.

9. Сергей Тальберг (Михаил Булгаков, «Белая гвардия»)

Сергей Тальберг - муж Елены Турбиной, предатель и приспособленец. Он с легкостью меняет свои принципы, убеждения, без особых усилий и угрызений совести. Тальберг всегда там, где легче жить, поэтому бежит за границу. Он бросает семью, друзей. Даже глаза (которые, как известно, «зеркало души») у Тальберга «двухэтажные», он является полной противоположностью Турбиным.

Тальберг был первым, кто нацепил красную повязку в военном училище в марте 1917 года и, как член военного комитета, арестовал знаменитого генерала Петрова.

8. Алексей Швабрин (Александр Пушкин, «Капитанская дочка»)

Швабрин - антипод главного героя повести Пушкина «Капитанская дочка» Петра Гринева. В Белогорскую крепость он был сослан за убийство на дуэли. Швабрин несомненно умен, но при этом коварен, дерзок, циничен, насмешлив. Получив отказ Маши Мироновой, он распускает о ней грязные слухи, на дуэли с Гриневым ранит его в спину, переходит на сторону Пугачева, а попав в плен к правительственным войскам, распускает слухи о том, что Гринев - предатель. В общем и целом - дрянь человек.

7. Василиса Костылева (Максим Горький, «На Дне»)

В пьесе Горького «На дне» все печально и грустно. Такую атмосферу старательно поддерживают хозяева ночлежки, где происходит действие - Костылевы. Муж - противный трусливый и жадный старик, жена Василиса - расчетливая, изворотливая приспособленка, заставляющая своего любовника Ваську Пепла воровать ради нее. Когда она узнает, что сам он влюблен в её сестру, то обещает отдать её в обмен на убийство своего мужа.

6. Мазепа (Александр Пушкин, «Полтава»)

Мазепа - персонаж исторический, но если в истории роль Мазепы неоднозначна, то в поэме Пушкина Мазепа - однозначно отрицательный персонаж. Мазепа предстает в поэме как человек абсолютно аморальный, бесчестный, мстительный, злобный, как вероломный лицемер, для которого нет ничего святого (он «не ведает святыни», «не помнит благостыни»), человек, привыкший любой ценой добиваться поставленной цели.

Соблазнитель своей юной крестницы Марии, он предает публичной казни ее отца Кочубея и - уже приговоренного к смерти - подвергает жестокой пытке, чтобы выведать, где спрятал тот свои клады. Без экивоков обличает Пушкин и политическую деятельность Мазепы, которая определяется только властолюбием и жаждой мести Петру.

5. Фома Опискин (Фёдор Достоевский, «Село Степанчиково и его обитатели»)

Фома Опискин - крайне негативный персонаж. Приживальщик, лицемер, врун. Он старательно изображает набожность и образованность, рассказывает всем о своем якобы аскетическом опыте и искрит цитатами из книг...

Когда он заполучает в свои руки власть, то показывает свою истинную суть. «Низкая душа, выйдя из-под гнёта, сама гнетёт. Фому угнетали - и он тотчас же ощутил потребность сам угнетать; над ним ломались - и он сам стал над другими ломаться. Он был шутом и тотчас же ощутил потребность завести и своих шутов. Хвастался он до нелепости, ломался до невозможности, требовал птичьего молока, тиранствовал без меры, и дошло до того, что добрые люди, ещё не быв свидетелями всех этих проделок, а слушая только россказни, считали всё это за чудо, за наваждение, крестились и отплёвывались…».

4. Виктор Комаровский (Борис Пастернак, «Доктор Живаго»)

Адвокат Комаровский - негативный персонаж романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго». В судьбах главных героев - Живаго и Лары, Комаровский является «злым гением» и «серым кардиналом». Он виновен в разорении семьи Живаго и в гибели отца главного героя, он сожительствует с матерью Лары и с самой Ларой. Наконец, Комаровский обманом разлучает Живаго с его женой. Комаровский умен, расчетлив, жаден, циничен. В общем и целом, плохой человек. Он и сам это понимает, но это его вполне устраивает.

3. Иудушка Головлев (Михаил Салтыков-Щедрин, «Господа Головлевы»)

Порфирий Владимирович Головлев, прозванный Иудушкой и Кровопивушкой,- «последний представитель вымороченного рода». Он лицемерен, жаден, труслив, расчетлив. Он проводит жизнь в бесконечных кляузах и тяжбах, доводит до самоубийства сына, при этом имитирует крайнюю религиозность, читая молитвы «без участия сердца».

Под занавес своей темной жизни Головлев пьянствует и дичает, уходит в мартовскую метель. Утром находят его окоченевший труп.

2. Андрий (Николай Гоголь, «Тарас Бульба»)

Андрий - младший сын Тараса Бульбы, героя одноименной повести Николая Васильевича Гоголя. Андрий, как пишет Гоголь, с ранней юности стал ощущать «потребность любви». Эта потребность его и подводит. Он влюбляется в паночку, предает и родину, и друзей, и отца. Андрий признается: «Кто сказал, что моя отчизна Украина? Кто дал мне её в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя – ты!... и всё, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!».
Андрий - предатель. Его убивает собственный отец.

1. Фёдор Карамазов (Фёдор Достоевский, «Братья Карамазовы»)

Он сластолюбив, жаден, завистлив, бестолков. К зрелости обрюзг, стал много пить, открыл несколько кабаков, сделал своими должниками многих земляков... Стал соперничать со старшим сыном Дмитрием за сердце Грушеньки Светловой, что подготовило почву для престпления - Карамазов был убит своим незаконорожденным сыном Петром Смердяковым.

Чацкий и Молчалин как герои-антиподы. В первом действии (1-6-е явления) показаны отношения Со­фьи и Молчалина до приезда Чацкого. Это экспозиция любов­ной игры, но уже сейчас автор указывает на неискренность отношений Молчалина к Софье, показывает эту любовь ирони­чески. Это видно из первой ремарки («Лизанька спит, свесив­шись со стула», тогда как из комнаты барышни «слышно фортепиано с флейтою»), и из слов Лизы о тетушке Софьи, и ее едких замечаний («Ах! Амур проклятый!»). Здесь же показано отношение Софьи к Чацкому:

Болтает, шутит, мне забавно;

Делить со всяким можно смех -

говорит она, не веря в его любовь. «Прикинулся влюблен­ным» - вот как определяет Софья его чувства.

И тут… появляется он! «Остер, умен, красноречив», он «на­брасывается» на Софью, а затем не очень лестно «перечисля­ет» ее родню. Намечается общественный конфликт, который сам Грибоедов определил так - Чацкий «в иротивуречии с об­ществом, окружающим его». Но не зря автор использует про­стонародную форму «противуречие», ведь Чацкий в конфликте не только со «светом», но и с народом, и с про­шлым, и с самим собой.

Он одинок и с таким характером обречен на одиночество. Чацкий доволен сам собой, своими речами, с наслаждением переходит от одного предмета насмешек к другому: «Ах! к вос- питанью перейдем!» Он постоянно восклицает: «Ну, что вам батюшка?», «А этот, как его?..», «А трое из бульварных лиц?», «А тот чахоточный?..» - как будто это ужасно важно, после трех-то лет. Вообще на протяжении всей пьесы Чацкий замолкает, делает «минутный» перерыв, задумываясь над словами собеседника, всего два раза - при первом своем появ­лении в доме и в последнем монологе. И тут же объясняет: «Ум с сердцем не в ладу», - то есть передовые идеи, о которых он так красиво говорит, не лежат в основе его поступков, а зна­чит, все, что он говорит, есть порыв рассудочный, идущий не от сердца, следовательно, надуманный.

«Все, что он говорит, - очень умно! Но кому он это гово­рит?» - писал Пушкин. Действительно, ведь ключевая ре­марка в третьем действии гласит: «Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к кар­точным столам». Он остается один. Кому же он говорит? Мо­жет быть, себе? Сам не зная тохю, он разговаривает с собой, пытаясь уладить бой «сердца» и «ума». Составив в своем уме схему жизни, он пытается «подогнать» под нее жизнь, нару­шить ее законы, поэтому она и отворачивается от него, не за­бывается при этом и любовный конфликт. Софья тоже не принимает его рационализма. И если согласиться с Блоком, что «Горе от ума» есть произведение «…символическое, в ис­тинном смысле этого слова», то Софья и есть символ России, где Чацкий чужой, ведь «он умен по-иному… умен не по-русски. По-чужому. По-чуждому».

Монологи Чацкого близки по своей идейной направленно­сти к лозунгам декабристов. Он обличает низкопоклонство, жестокость крепостников, подлость - вот в чем согласен с ним и декабристами Грибоедов. Но он не может одобрить их мето­ды, те же самые схемы жизни, только уже не одной, а целого общества. Поэтому кульминация всех конфликтов - обвине­ние Чацкого в сумасшествии. Тем самым ему отказывается в праве быть гражданином, высочайшим благом, по декабрист­ской теории, ведь одно из определений человека-гражданина есть «здравый ум» (Муравьев); в праве быть уважаемым и лю­бимым. Именно за рационалистический подход к жизни, стремление к поставленной цели «низкими» способами Гри­боедов и называет всех героев комедии «глупцами».

Но вот внешне незаметный, «безродный» секретарь Фаму­сова - Молчалин. В его лице Грибоедов создал исключитель­но выразительный обобщенный образ подлеца и циника, «низкопоклонника и дельца», пока еще мелкого негодяя, ко­торый сумеет, однако, дойти до «степеней известных ». Вся ла­кейская «философия жизни» этого чинуши и подхалима, не смеющего «свое суждение иметь», раскрывается в его знаме­нитом признании:

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья -

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

И все же не Чацкий, а Молчалин - человек будущего, чело­век новой, николаевской эпохи. Мы встретимся с его прототи­пом во второй части повести Льва Толстого «Два гусара», мы увидим его «родственников» в булгаковской фантасмагории, где он примет фамилию Шариков, он просочится в совет на­родных депутатов и, прикрывшись партбилетом, будет жить и размножаться.

Кстати, Молчалин вовсе не так безлик, как кажется с перво­го взгляда. В глазах Софьи он озарен ее любовью, он «враг дер­зости».

Чацкий с жаром ораторствует, кричит знаменитое: «Карету мне, карету!» Все на сцене: Чацкий, Софья, Лиза, Фамусов, толпа слуг со свечами, и авторская ремарка мелкими буквами: «Те же, кроме Молчалина». Притаился наш герой, ждет сво­его часа. И еще явит себя у Гоголя, Толстого, Достоевского, Со­логуба, Андреева, Платонова, Булгакова… Он бессмертен.

Антипод

Карта мира, где на каждую точку наложен её антипод.

В математике антиподы - противоположные относительно центра точки на сфере . Для шара такие точки называются диаметрально противоположными. Также может обозначать любой второй объект, полностью противоположный первому (с выбранной точки зрения, системы координат).

В искусстве

  • Алиса (персонаж сказки Л. Кэрролла), падая в кроличью нору, испугалась, что попадёт в страну антиподов, где всё вверх тормашками и ей придётся стоять на голове.
  • Владимир Высоцкий написал «Песню об антиподах» для музыкального альбома «Алиса в стране чудес» по одноименной сказке Л. Кэрролла.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Голландский гамбит
  • MD5

Смотреть что такое "Антипод" в других словарях:

    антипод - антипода, м. [греч. antipodes – обращенные ногами к ногам]. 1. только мн. Обитатели двух противоположных пунктов земли, двух противоположных концов одного из диаметров земного шара (геогр.). 2. кому чему или кого чего. Человек противоположных… … Словарь иностранных слов русского языка

    АНТИПОД - АНТИПОД, антипода, муж. (греч. antipodes обращенные ногами к ногам). 1. только мн. Обитатели двух противоположных пунктов земли, двух противоположных концов одного из диаметров земного шара (геогр.). 2. кому чему или кого чего. Человек… … Толковый словарь Ушакова

    антипод - антитеза, (диаметрально) противоположная точка, двойник, энантиомер, противоположность, полюс. Ant. типаж Словарь русских синонимов. антипод см. противоположность 1 Словарь синонимов русского языка. Практ … Словарь синонимов

    антипод - а, м. antipode m. Цирковое амплуа искусство жонглирования ногами. ЦИР. Во времена моего ученичества антиподисты выступали, как правило, с двумя номерами. Балансировали на ступнях лестницу с партнером и исполняли собственно антипод. Встречи 57 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    АНТИПОД - АНТИПОД, а, муж. 1. Человек, противоположный кому н. по убеждениям, свойствам, вкусам (книжн.). 2. Тот или те, кто живёт в диаметрально противоположных точках земного шара (спец.). | прил. антиподный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов … Толковый словарь Ожегова

    антипод - а, м., книжн. (чей или кому) Человек с противоположными кому л. взглядами, убеждениями, вкусами, чертами характера. Я по природе моей антипод Печорину (Григорович). Синонимы: противополо/жность Этимология: От греческого antipodes ‘расположенные… … Популярный словарь русского языка

    антипод - (иноск.) противник по взглядам, нравам, обычаям Ср. Кузина была прежде совсем не такая, но прежняя и теперешняя это две противоположности, это совсем антиподы. В. Крылов. Разрушенный дом. 1, 3. Ср. У тебя вон слипаются глаза, а я еще за работу… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Антипод - Антиподъ (иноск.) противникъ по взглядамъ, нравамъ, обычаямъ. Ср. Кузина была прежде совсѣмъ не такая, но прежняя и теперешняя, это двѣ противоположности, это совсѣмъ антиподы. В. Крыловъ. Разрушенный домъ. 1, 3. Ср. У тебя вонъ слипаются глаза,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Антипод - м. 1. То, что является противоположностью чего либо. 2. см. тж. антиподы II Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    антипод - 1. антипод, антиподы, антипода, антиподов, антиподу, антиподам, антипод, антиподы, антиподом, антиподами, антиподе, антиподах 2. антипод, антиподы, антипода, антиподов, антиподу, антиподам, антипода, антиподов, антиподом, антиподами, антиподе,… … Формы слов

Книги

  • Антипод-реализм. Проза и поэзия , Константин Марино. «Антипод-реализм». Выпуск 3. Проза и поэзия. Объединенный сборник произведений в жанре антипод-реализма. Книга включает прозу в жанре психологической фантастики, мистики, киберпанка, фэнтези…

Советы Чацкого были не по душе Наталье Дмитриевне и Платону Михайловичу по нескольким причинам. Первое, что мы видим, читая данный отрывок – подчинение Платона Михайловича жене. Советы Чацкого побуждали старого друга жить своей жизнью, но Наталья Дмитриевна не хотела терять свою власть – это становится первой причиной того, что слова Чацкого не пришлись по душе героям. Второй причиной можно выделить то, что Чацкий напоминает Платону Михайловиче о прошлой жизни, преисполненной «шума лагерного»; Горич горько сожалеет о том, что эту жизнь не вернуть. К третьей причине мы можем отнести то, что Платон Михайлович завидует Чацкому в его свободе и сожалеет о том, что поженился: «женишься, тогда меня вспомянь!».

Герои-антиподы изображены в множестве произведений русской литературы, одним из которых является роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Героями-антиподами в произведении являются Печорин и Грушницкий. Как и Платон Михайлович, Грушницкий является старым другом для главного героя. Однако если дружба Чацкого и Горича остаётся неизменной, то Печорин и Грушницкий вступают в серьёзный конфликт, который заканчивается ссорой, взаимной ненавистью, дуэлью и убийством.

Такие герои также изображены в повести «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина. Пётр Гринёв и Швабрин, как грибоедовские герои-антиподы, являются людьми военными. Однако, в отличие от Чацкого и Горича, между пушкинскими героями нет и не было настоящей дружбы; Швабрин лишь делает вид, что уважает Гринёва, а затем их отношения превращаются во вражду и ненависть друг ко другу.

Обновлено: 2018-08-14

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Почему советы Чацкого пришлись не по душе Наталье Дмитриевне и её мужу? Мировоззрение Фамусова «Горе от ума»