Почему алые паруса называют сказкой. «Алые паруса» - сказка, которая сбывается. Представление классу биографии А.Грина

Почему "Алые паруса" - это сказка, которая сбывается? и получил лучший ответ

Ответ от Ўрий Фролов[гуру]
Так автору захотелось. Грин так написал. Маленькой девочке отец рассказывал, что когда-нибудь за ней приплывет принц на судне с алыми парусами, и когда она выросла, влюбившийся в нее капитан так и поступил, поскольку эту историю знал весь город и над ней смеялись: принца ждет на корабле с алыми парусами!

Ответ от Danute Grusniene [гуру]
Seicas skazki scitajut fantastikoi, a posmotrite so vremenem fantastika prevrasaetsia v realnost


Ответ от Галина Векшина [гуру]
если бы это было в жизни.


Ответ от Олеся Горицкая [гуру]
Как сказать. Некоторые всю жизнь ждут, а они проплывают мимо.


Ответ от Riba Pushistaya [активный]
Все более чем просто=) А если вам действительно интересно, обратитесь к философии Грина.
Основная мысль произведения "Алые паруса" в том, что ЧУДЕСА НУЖНО ТВОРИТЬ СВОИМИ РУКАМИ. По сути чудеса из ничего не возникают. МЫ и только МЫ в силат претворить их в реальность. Для Ассоль таким чудом была мечта о том, что приплывет однажды корабль и заберет ее (помните, Грею рассказали эту историю про Ассоль в таверне, и он сделал ее мечту реальностью) ; для малыша сейчас таким чудом является Дед Мороз - и родители претворяют в жизнь для ребенка это чудо; для кого-то мечта поехать куда-то - и блтзкий человек осуществляет для вас эту мечту - вот оно волшебство, которое целиком и полностью в наших руках. =) Сказка - она здесь, рядом=)


Ответ от Ѐустам Нуркатов [новичек]
Феерия, а именно так определил жанр своей книги Александр Грин. Почему же Грин назвал свою повесть феерией? Слово «феерия» происходит от французского «feerie», что, в свою очередь, берет начало в коротком «fee», что означает «фея или волшебница». Сама же феерия определяется как цирковое, эстрадное или театральное представление, в котором используются яркие декорации и костюмы, множество сценических эффектов, но, главное, фантастический сюжет. В переносном значении феерия означает сказочное, волшебное зрелище. Александр Грин был убежден, что мечта может иметь только один цвет – алый. Гордый, «совершенно чистый, как алая утренняя струя, полный благородного веселья и царственности» цвет.
Повесть Грина вполне отвечает этим требованиям: она сказочна, необычна. В ней борются волшебные силы, и, как в сказках, добро оказывается сильнее. Грин назвал свое произведение «Алые паруса» феерией, потому что в жизнь Ассоль, главной героини, приходит сказка по воле сказителя и преображает ее.

Произведения А. Грина наполнены искренностью, мудростью и наблюдательностью. С раннего детства в памяти каждого человека живут рассказы, которые обогатили в свое время душу каждого из нас, вселили чувство надежды и веры в мечту.

«Алые паруса» - это удивительное произведение, которое формирует внутреннее сознание людей, делая его более гуманным, открытым новым впечатлениям и эмоциям. Оно насыщено поразительными контрастами между мироощущением общества и отдельно взятого человека, который смог сохранить в своей душе то, что было давно уже потеряно другими.

О чем повесть «Алые паруса»

Черствым, духовно бедным жителям маленького приморского городка противостоит девочка Ассоль, которая в силу жизненных обстоятельств стала изгоем этого общества. У Асоль не было подруг, только с отцом она могла делиться своими переживаниями, мечтами и мыслями.

Именно отец открывал для девочки все таинственные загадки природы, рассказывал о морских путешествиях, о тонкостях человеческих взаимоотношений. Ассоль впитала то, чему научил ее отец, и обрела собственное мировоззрение, которое еще дальше отделило ее от социума.

Но негатив общества не задевал девочку, так как она четко понимала, что собственное мнение для нее более важно, чем необъективное отношение «слепой» толпы. Ассоль верила, что однажды к ней придет тот человек, который полностью ее поймет, и с ним она обретет настоящее счастье.

Однажды во время прогулки Ассоль встретился Эгль, известный сказочник и собиратель легенд. Он поведал девочке, что однажды утром в гавань зайдет величественный корабль с алыми парусами. С него выйдет красивый храбрый принц, который уже сейчас ищет Ассоль и заберет ее с собой в свое королевство, где они долго будут жить любя друг друга.

Ассоль искренне поверила Эглю и начала ждать своего принца. Это стало еще одним поводом для подтрунивания над девочкой со стороны людей. Ее дразнили мечтательницей, не воспринимали ее слов и злорадствовали, что идут года, а Ассоль так и остается в ожидание своего фантастического принца.

Но девушка, несмотря ни на что верила, что однажды это произойдет. И однажды судьба вознаградила ее за это: пророчество Эгля сбылось, и она встретила своего принца.

Она познакомилась с молодым человеком, который узнав о ее мечте и о том, как эту мечту воспринимают в обществе, купил для своего корабля самые дорогие алые паруса. Он вышел с корабля навстречу девушке, таким образом, воплотив ее мечты в реальность.

Вера в прекрасное и мечта о счастье

Героиня Ассоль учит нас верить в то, что на первый взгляд абсолютно не осуществляемо. Ведь сила человеческого желания, подкрепленная верой и надеждой, не имеет никаких границ.

Главное сохранить в своем сердце доброту и искренность, которая рано или поздно приведет к осуществлению мечты. «Алые паруса» ни в коем случае не следует воспринимать как сказку, ведь в жизни каждого человека может произойти чудо, если он открыт ему.

Не следует бояться противостоять общественным ложным и низким нравам, а смело идти к своей мечте, невзирая на трудности и препятствия. Но также следует помнить о своих близких людях, ведь каждый из нас может исполнить их заветные мечты, главное просто постараться узнать о них.

«Алые паруса» - сказка, которая сбывается (А. Грин «Алые паруса»).

Цели: 1) познакомить учащихся с удивительными героями повести;

научить выделять в произведениях сказочное и реальное;

ввести понятия из теории литературы: феерия,

феерическая повесть, портрет, сказочное, реальное;

2) развивать навыки выразительного чтения художественного текста, в том числе наизусть;

развивать коммуникативные навыки, творческие способности учащихся;

формировать умение делать самостоятельные выводы;

3) воспитывать нравственные аспекты: любовь к ближнему,

добру, красоте, целеустремленность, волю, мужество,

твердость духа, благородство, взаимопонимание , веру в

мечту, любовь.

Оборудование:

портрет писателя;

повесть-феерия «Алые паруса»;

портреты Ассоль и Грэя;

изображение корабля с алыми парусами;

выставка книг и детских рисунков;

аудиозапись музыки;

компьютер, графопроектор;

фрагменты фильма.

Эпиграф: « Он рассказывал о кораблях, капитанах, парусах,

Ход урока

1.Оргмомент. Проверка учителем готовности учащихся к уроку.

Прикрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе.» Я желаю вам успеха.

Слайд 1: заставка «Солнечный день»

2. Вступительное слово учителя.

Каждый урок по изучению того или иного художественного

произведения традиционно начинается с биографии писателя.

Вы уже знакомились с биографией А. Грина.

Сегодня мы вспомним о его жизни и творчестве, а также

встретимся с удивительными героями повести «Алые паруса»

Слайд 2 : портрет Грина1

На фоне музыки:

Я хочу начать урок словами поэта В. Саянова:

Он жил среди нас, этот сказочник странный,

Создавший страну, где на берег туманный

С прославленных бригов бегут на заре

Высокие люди с улыбкой обманной,

С глазами, как отзвук морей в январе,

С великою злобой, с великой любовью,

С соленой, как море, бунтующей кровью,

С извечной, как солнце, мечтой о добре.

Ребята, почему поэт называет Грина сказочником?

О какой стране говорится в стихотворении?

Гринландия – так называется эта сказочная страна, где живут

люди честные и добрые, сильные и мужественные, умеющие

по-настоящему дружить и любить. Открыв для себя эту страну, уже не забудешь никогда ее героев, способных на чудеса ради Дружбы, ради Чести, ради Любви.

Слайд 3: Звёздное небо с яркой звездой.

На фоне музыки:

Послушайте!

Ведь, если звёзды зажигают-

Значит - это кому-нибудь нужно?

Значит – кто-то хочет, чтобы они были?

Значит – это необходимо, чтобы каждый вечер

Над крышами зажигалась хоть одна звезда!

И вот в 1985г на небосклоне загорелась новая звезда. Академия наук СССР назвала планету № 000 Солнечной системы «Гриневия» в честь А. Грина. И он это по достоинству заслужил:

Слайд4.

Он пришёл на время, ненадолго,

Он пришёл, чтоб нас предупредить-

Разобьётся сердце на осколки,

Если мы разучимся любить…

3. Рассказ о Грине. На фоне музыки:

Слайд 5 : портрет Грина 2.

а)- А. Грин – человек с тяжелой и мучительной жизнью, создал в

своих произведениях невероятный мир, полный заманчивых событий, прекрасных человеческих чувств. Он был суровый сказочник

и поэт морских лагун и портов. Его рассказы вызывают легкое головокружение, как запах цветов и свежие, печальные ветры.

Чтение эпиграфа:

« Он рассказывал о кораблях, капитанах, парусах,

дальних городах. Но знал больше: о человеческой душе,

о преодолении одиночества, о вечном поиске

понимания и добра» (В. Амлинский)

б) – Вглядимся в портрет писателя. Послушаем, каким видели его современники.

Чтение учениками высказываний.

«У меня осталось впечатление, что Грин никогда не смеялся. Он усмехался, улыбался, но смех был ему как-то не к лицу. При этом он обладал замечательным чувством юмора, любил и ценил остроумие» (Э. Арнольди)

«Грин жил отшельником, нелюдимым, редко появлялся на общих сборищах. Этим он как будто стремился отгородиться от непрошенного вмешательства в его внутренний мир»

(Всеволод Рождественский)

Чаще всего именно таким воспринимали Грина современники.

И только очень внимательный человек прочтет в выражении больших, устремленных куда-то глаз упрямую надежду, глубокую веру в мечту.

в) – творческий путь А. Грина продолжался с 1900г. по 1932. За

это время он создал около 500 произведений (повести, романы, стихи). Обращение к выставке книг.

Чудеса реальны не только в его прозе, но и в жизни тех, кто соприкасался с его творчеством. И каждый читатель, полюбивший творчество Грина, держит в своем сердце его слова, как завет жизни:

Слайд 6.

«Когда душа человека таит зерно пламенного растения-чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии».

-«Сказка нужна не только детям, но и взрослым,- писал о Грине Паустовский.- она вызывает волнение – источник человеческих страстей. Она показывает всегда новые, сверкающие дали, иную жизнь».

А поэт Чичибабин так выразил свое отношение к творчеству Грина

(чтение учащимися):

Слайд 12. Лодка с алыми парусами.

Итак, алый цвет парусов, несущих на своих крыльях воплощение мечты в жизнь,- это символ красоты, « духовного отражения».

Язык Грина яркий, прозрачный, как капельки росы на траве. И в каждой капельке отражается весь мир. Вот и откроем для себя этот удивительный мир.

Слайд 13. Книга «Алые паруса».

В) –Когда пересекаются судьбы героев?

(Ассоль 17 лет, Грэю 24 года)

Слайд На обложке книги Ассоль и Грэй.

Слайд Бриг Меркурий, шум моря.

Юный капитан Грэй на своём корабле «Секрет» странствовал по свету. Судьба привела его к берегам Каперны, где жила Ассоль со своим отцом.

Слайд Корабль у берега.

Она помнила предсказание Эгля. Не раз, волнуясь и робея, она уходила ночью на морской берег, где, выждав рассвет, высматривала корабль с алыми парусами.

Слайд Ассоль на берегу моря.

Однажды Грэй, бродя по каменистому берегу, увидел спящую Ассоль. Он не знал ни её, ни её имени, ни тем более, почему она уснула на берегу, но был этим очень доволен.

Фрагмент фильма 1.

Какие чувства испытывает герой, глядя на спящую Ассоль?

(любовь с первого взгляда)

Какой поступок он совершает под влиянием этого сильного чувства? (снял с пальца старинное дорогое кольцо и бережно надел его на мизинец девушки).

Что значит кольцо для Ассоль?

(знак близкого счастья).

Ребята, как вы думаете, случайно ли встретились эти герои в жизни? Чем они похожи?

(оба одиноки в детстве, лишены общения со сверстниками, понимают и любят всё живое на земле, добры и бескорыстны , трудолюбивы, верят в мечту).

Грэй узнает о необычной мечте Ассоль, и эта мечта завладела воображением юноши. Он стал готовиться к встрече с ней.

Каким образом наш герой претворяет мечту девушки в жизнь?

Почему он это делает?

(У Грина мечта и действительность всегда вместе. Он умел в обыкновенном увидеть необычное и заставить поверить в это. Именно поэтому романтика Грэя пересеклась со сказкой Ассоль).

Обратите внимание на то, как Грэй тщательно выбирает цвет материи для паруса. Почему именно алый?

(в этом цвете тёплое, нежное, самое святое чувство на земле - любовь)

На фоне музыки.

« Я еду к жене. Она ещё не жена, но будет ею. Алые паруса нужны мне, чтобы издали, как условлено с нею, она заметила нас.»

Слайд Грэй на корабле.

Но перед тем, как встретиться со своим счастьем, Грэй произносит прекрасные слова о том, что значит « чудеса делать своими руками». Найдите эти строки и прочтите. (дети читают отрывок)

Фрагмент фильма 2.

Этот эпизод считаем кульминацией феерии-самой напряженной, высшей точкой сюжета.

Да, уметь мечтать – это замечательное душевное качество, а уметь мечту превратить в действительность – это величайший человеческий талант.

Какой сценой заканчивается феерия Грина?

(Команда и Грэй пьют вино из заветного бочонка, на котором написано: «Его выпьет Грэй, когда будет в раю».)

Теперь всем понятно, что рай для Грэя – осуществление мечты и любовь к прекрасной девушке.

Закрыта последняя страница романа. Много сказано о нём, о его героях, о писателе, создавшем удивительную сказку.

Слайд Обложка книги «Алые паруса»

5. Подведение итогов.

Подведем итог наших размышлений.

Какие нравственные вопросы ставит писатель перед нами? Чему он учит нас своим произведением?

(Быть добрыми, не озлобляться, совершать благородные поступки, бороться с несправедливостью. Автор помогает юным читателям взрослеть нравственно. Он зажигает в наших сердцах огонёк надежды, веры в людей, в чудеса).

6. Заключительное слово учителя. (На фоне музыки)

Слайд. Корабль с алыми парусами.

-«Алые паруса» олицетворяют волшебную силу человеческой мечты. Плыть в жизни под алым парусом – значит ставить перед собой высокие цели, стремиться осуществить задуманное. Всем своим творчеством Грин утверждает, что если человек верит в мечту, борется за неё, несёт в себе добро, то он в состоянии преодолеть все трудности на своём пути. Грин всегда живёт в сердцах своих читателей, помогая отыскивать в людях добрые начала, утверждать на земле Веру в мечту, Надежду на лучшее и настоящую человеческую Любовь.

Звучит песня «Алые паруса».

Разделы: Литература

Задачи:

  • познакомить учащихся с удивительными героями повести;
  • научить выделять в произведении сказочное и реальное;
  • ввести понятия из теории литературы: феерия, феерическая повесть, портрет, сказочное, реальное;
  • развивать навыки выразительного чтения художественного текста, в том числе наизусть;
  • развитие коммуникативных навыков при работе в группе.

Оборудование:

  • портрет писателя, аудиозапись морского прибоя и песни “Аве Мария”,
  • портрет Ю.Масютина “Ассоль” и фотография А.Вертинской в роли Ассоль,
  • зеленая лампа (для инсценировки),
  • рисунки учащихся.

Оформление доски:

  • портрет А.Грина,

Он бесконечно рассказывал о кораблях, капитанах, парусах, дальних городах. Но знал больше: о человеческой душе, о преодолении одиночества, о вечном поиске понимания и добра” (В.Амлинский)

В ходе урока используются эпиграфы:

Если отнять у человека способность мечтать, то отпадет одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание жить.

… Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.

Стоит только показать человеку, как он плох и каким хорошим может быть, как человек захочет стать лучше”

В кабинете размещен стенд с рисунками учащихся.

Ход урока

Класс делится на три группы.

Представляются цели и задачи урока.

1. Слово учителя.

Каждый урок по изучению того или иного художественного произведения традиционно начинается с биографии писателя. Сегодня на уроке, прежде чем начать разговор об А.Грине, мы посмотрим сценку, подготовленную ребятами, из его рассказа-притчи “Зеленая лампа”, чтобы потом сравнить с биографией писателя.

Инсценировка рассказа “Зеленая лампа”

Почему А. Грин назвал свой рассказ “Зеленая лампа”?

Это рассказ-притча о зеленой лампе, которая для двух разных людей сослужила разную службу. Стильтон при помощи этой лампы решил позабавиться над беднягой Ивом, превратив его в игрушку. А для Джона Ив эта лампа стала источником света, проложившим путь в будущее. Основная мысль рассказа: тот, кто имеет перед собой высокую цель, может стать хозяином своей судьбы.

2. Представление классу биографии А.Грина.

Выступление учащегося с индивидуальным опережающим заданием

Задача для членов группы:

Сравнить факты биографии писателя с рассказом “Зеленая лампа”;

Записать в тетрадь главные, по мнению каждого, качества писателя,

Сравнить выделенные качества, выбрать общее.

Представление результатов работы группы.

Обсуждение.

3. Организация работы с повестью “Алые паруса”.

Задача групп:

Найти сказочное и реальное в повести;

Ответить на вопрос: почему “Алые паруса” - это сказка, которая сбывается?

Работа в группах. Выбор эпиграфа, из приведенных на доске, который, по мнению группы, больше всего подходит к теме урока.

Беседа по проделанной работе:

1. Обсуждение жанра произведения.

Ваше понимание сказочного и реального.

Что такое феерия?

Почему Грин назвал “Алые паруса” феерической повестью?

Ответы ребят уточняются и комментируются учителем.

Основные понятия записываются в тетрадь.

2. Представление группами героев повести, их характеристика.

Группам предлагают вопросы, на которые они должны постараться ответить, представляя результаты свой работы.

ЭГЛЬ

Чем Эгль похож на сказочного героя?

Как происходит встреча Эгля с Ассоль? Похожа ли эта встреча на сказку? (Учащиеся находят в тексте изобразительно-выразительные средства, используемые автором и подтверждающие точку зрения группы)

Какую роль в судьбе героев сыграла эта встреча?

АССОЛЬ

Почему Ассоль растет без подруг?

Почему умерла мать Ассоль?

Виноват ли Лонгрен в смерти Меннерса?

Похожа ли жизнь героини на сказку? (Учащиеся выясняют, что жизнь Ассоль до встречи с Грэем вряд ли похожа на сказочную. Безрадостное, полуголодное существование, неприятие окружающих. Единственный лучик счастья для Ассоль – это добрый, немногословный Лонгрен, с которым любила она проводить долгие вечера, слушая рассказы о морских путешествиях).

Рассмотрите портрет героини художника Ю.Масютина (Ученик читает наизусть отрывок “Ассоль перед зеркалом”)

Какой метод использует, чтобы нарисовать ее портрет?

Дополнительное задание: сравнить портрет художника и фотографию актрисы, сыгравшей роль Ассоль.

ГРЭЙ

Как герой воспринял сказку об алых парусах?

История Грэя (Выразительное чтение отрывка о детстве героя)

Почему Грэй решает стать капитаном?

Случайно ли название шхуны “Секрет”?

В чем секрет Грэя?

Группы сообщают результаты своей работы.

Участники других групп задают уточняющие вопросы.

4. Обсуждение эпиграфов.

Каждая группа приводит доказательства, что эпиграф, выбранный ее участниками, отражает тему урока, а значит, и основную мысль повести.

Подведение итогов урока

Человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса.

Выразительное чтение эпизода

“Появление “Секрета” в Каперне” по ролям.

Звучит музыка “Аве Мария”.

Рефлексия.

Нужна ли волшебная палочка, чтобы сотворить чудо?

Почему “Алые паруса” называют сказкой, которая сбывается?

Литература

  1. Краснова Т. В ладу со сказкой. – Иркутск, 1993.
  2. Турьянская Б.И. Уроки литературы. 5-7 кл. – М.: Русское слово, 1996.