Планы по проектной деятельности доу. Методические рекомендации по организации проектной деятельности в доу методическая разработка на тему. проектной деятельности в ДОУ

Методические рекомендации составлены в помощь воспитателям ДОУ для организации проектной деятельности. Материал содержит план работы воспитателя по подготовке проекта, основные этапы работы над проектом, алгоритм разработки проекта, примерную тематику проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

проектной деятельности в ДОУ

Метод проектов

Объектом проектирования,

по подготовке проекта

ределенный отрезок времени.

Алгоритм разработки проекта

Этапы

Задачи

Деятельность проектной

группы

Начальный

Определение проблемы

(темы). Выбор группы

участников

Уточнение имеющейся

информации, обсуждение

задания

Планирование

Анализ проблемы. Опреде-

ление источников инфор-

мации. Постановка задач

и выбор критериев оценки

результатов. Распределе-

ние ролей в команде

Формирование задач,

накопление информации.

Выбор и обоснование

критерия успеха

Принятие решения

Сбор и уточнение инфор-

мации. Обсуждение аль-

тернатив. Выбор оптималь-

ного варианта. Уточнение

планов деятельности

Наблюдение. Консультации

Выполнение

Выполнение проекта

Работа над проектом, его

оформление

Оценка результатов

Анализ выполнения проек-

та, достигнутых результа-

тов (успехов и неудач)

Участие в коллективном

анализе проекта и само-

оценке

Защита проекта.

Подготовка к защите.

Обоснование процесса

проектирования. Объясне-

ние полученных результа-

тов, их оценка

55

Предварительный просмотр:

проектной деятельности в ДОУ

Современному дошкольному учреждению в условиях высокой динамики общественных процессов и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию дошкольников в добывании знаний; развивали бы исследовательские, рефлексивные навыки; формировали бы умения, непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности, т. е. компетенции. Все вышеперечисленное может обеспечить метод проектов.

Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми сумм знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.

Накопленный педагогический опыт в последнее десятилетие подтверждает состоятельность и эффективность использования проектного метода в дошкольной образовательной практике. В примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» проектная деятельность заявлена как форма организации образовательной деятельности и основана на тематическом принципе построения образовательного процесса.

Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др.

Перспективность метода проектов заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Метод проектов — совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Объектом проектирования, по мнению исследователей, может стать педагогическая система ДОУ, педагога, отдельной программы как единство системы целей образования и всех факторов педагогического процесса, способствующих достижению целей. Между тем для каждого педагога важнейшим являются вопросы, связанные с проектированием образовательного процесса по конкретной методике индивидуальной воспитательной системы, отдельного специально-организованного занятия, педагогической ситуации.

Взяв за основу совместную проектную деятельность (проектное обучение), наши педагоги реализуют « Основную общеобразовательную программу ДОУ» посредством организации тематических проектов, направленных на расширение образовательного пространства, поиск новых форм организации детского коллектива, а также возможности развития творческого, познавательного мышления дошкольников.

Советы воспитателю по работе над проектом

1. Глубоко изучить тематику проекта.

2. При составлении совместного плана с детьми по реализации проекта поддерживать детскую инициативу.

3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта.

4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей.

5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, с опорой на детский личный опыт.

6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право

на ошибку и не бояться высказываться.

7. Соблюдать принципы последовательности и регулярности в работе над проектом.

8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

9. Творчески подходить к реализации проекта, ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

10. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества

11. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде праздника, шоу, театрализованного действа и т. п.

Примерный план работы воспитателя

по подготовке проекта

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания для сам. выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на оп-

ределенный отрезок времени.

2. Разработка проекта — план деятельности по достижению цели:

К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

В каких источниках можно найти информацию;

Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

С какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта — практическая часть.

4. Подведение итогов — определение задач для новых проектов.

Алгоритм разработки проекта

Этапы

Задачи

Деятельность проектной

группы

Начальный

Определение проблемы

(темы). Выбор группы

участников

Уточнение имеющейся

информации, обсуждение

задания

Планирование

Анализ проблемы. Опреде-

ление источников инфор-

мации. Постановка задач

и выбор критериев оценки

результатов. Распределе-

ние ролей в команде

Формирование задач,

накопление информации.

Выбор и обоснование

критерия успеха

Принятие решения

Сбор и уточнение инфор-

мации. Обсуждение аль-

тернатив. Выбор оптималь-

ного варианта. Уточнение

планов деятельности

Наблюдение. Консультации

Выполнение

Выполнение проекта

Работа над проектом, его

оформление

Оценка результатов

Анализ выполнения проек-

та, достигнутых результа-

тов (успехов и неудач)

Участие в коллективном

анализе проекта и само-

оценке

Защита проекта.

Подготовка к защите.

Обоснование процесса

проектирования. Объясне-

ние полученных результа-

тов, их оценка

Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта

55

В нашем детском саду были реализованы следующие проекты:

игровые мини - проекты «Что нам стоит дом построить?», «Моя любимая игрушка», «Кто в домике живет?», «Дикие и домашние животные», «Песочная сказка» ; долгосрочный проект для детей 1 младшей группы «Играй, малыш», которые направлены на развитие тактильных ощущений и мелкой моторики, формирование коммуникативных и игровых навыков, активизацию творческих возможностей каждого ребенка.

В процессе реализации находятся проекты физкультурно-валеологического направления по формированию правильной осанки и профилактике ее нарушений, по формированию предпосылок здорового образа жизни у старших дошкольников. Эти проекты актуальны для нашего детского сада, поскольку проблема оздоровления для нас является приоритетной.

Познавательные - «Мы - защитники природы», «Недели сказок», «Моя семья».

Краеведческие - в рамках реализации регионального компонента в 2011/2012 учебном году в ДОУ был разработан проект по нравственно-патриотическому воспитанию, который включает в себя мини-проекты «Мой город», «Казанский Кремль», «Моя республика», «Народы Поволжья», «Татарский национальный костюм», «Русский народный костюм», «Народные промыслы», «Недели русской и татарской кухни».

Организуя работу над проектами, воспитатели учили детей собирать информацию, совместно с родителями дошкольники выясняли, где ее можно найти и как оформить. Каждый проект заканчивался каким-либо итоговым мероприятием (выставкой, открытым занятием для родителей или праздником).

В процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей в рамках технологии проектирования, мы поняли, что никакие формы работы с родителями не принесут должного результата, если семья не будет участвовать в планировании, в организации и в отслеживании результатов деятельности. Эти три условия мы взяли за основу, поэтому воспитатели информировали родителей о темах новых совместных проектов.

Таким образом, родители, участвуя в планировании, организации, а затем и в отслеживании результатов, являются активными участниками образовательного процесса, начинают понимать собственную ответственность за воспитание детей.

Дошкольный возраст является фундаментом общего развития ребенка и стартовым периодом для формирования нравственных основ личности. Поэтому грамотно спланированная и организованная проектная деятельность в ДОУ имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольников. Коллективная работа в микрогруппах дает возможность проявлять себя в различных видах ролевой деятельности, а общее дело развивает социально-личностные качества.

Дидактический смысл проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении мы видим в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует у дошкольников навыки исследовательской деятельности, развивает их познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Всем хорошо известно, что детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей детского сада

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.

Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

  • Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)
  • Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изо деятельности)
  • Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

  • занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
  • комплексные блочно-тематические занятия;
  • интеграция:
    − частичная интеграция;
    − полная интеграция;
  • метод проектов:
    − форма организации образовательного пространства;
    − метод развития творческого познавательного мышления.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания для сам. выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.


План работы воспитателя по подготовке к проекту: 1. Постановка цели проекта (исходя из интересов детей) 2. Разработка плана движения к цели (воспитатель обсуждает план с детьми, родителями; дети обсуждают план с родителями). 3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта. 4. Составление плана-схемы проекта. 5. Сбор (накопление материала). 6. Включение в план-схему занятий, игр и других видов деятельности. 7. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения. 8. Презентация проекта (разнообразные формы представления).

Слайд 18 из презентации «Организация проектной деятельности в ДОУ»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Организация проектной деятельности в ДОУ.ppt» можно в zip-архиве размером 4940 КБ.

Скачать презентацию

Проекты в ДОУ

«Проектный метод в ДОУ» - Оказание помощи педагогам в подготовке документациик защите проекта. Сбор, систематизация и анализ полученных данных. Выявление недоработок, определение путей устранения недостатков. Проведение презентации и защиты проекта. Разработка сценария проекта. Консультации педагогов руководителями ДОУ. Самостоятельная деятельность педагогов под руководством педагога, координирующего проект.

«Метод проектов в дошкольном образовании» - История развития метода проектов. Паутинка по проекту. Советы воспитателю по работе над проектом. Паспорт проекта. Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта. Технология проектирования в детском саду. Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта. Этапы развития проекта. Использование метода проектов.

«Технология проекта в ДОУ» - Основные этапы метода проектов. Требования в использовании метода проектов. Педагогическая инновация. Метод проектов. Актуальность использования метода проектов. План работы по подготовке проекта. Педагогическая система ДОУ. Концепция долгосрочного социально-экономического развития. Реализация требований.

«Использование проектной деятельности в ДОУ» - Прогулки по родному краю. Новый год. Развлечение «Новый год». Заключительный этап проекта. Встреча с Дедом Морозом. Творческий проект. Карнавальные костюмы. Образовательная работа с детьми. Музей. Подготовительный этап проекта. Информационный лист для родителей. Поисковая деятельность детей и взрослых.

«Метод проектов в ДОУ» - Моя семья. Обеспечение психологического благополучия. Вернисаж. Содержание проектов. Пути реализации проекта. Классификация проектов. Спортивный праздник. Почемучка. Детские интересы. Метод проектов. Заслушивание песен. Ряд требований. Этапы проекта. План работы. Развитие свободной творческой личности.

проектной деятельности в ДОУ

Модернизация системы дошкольного образования приводит к тому, что традиционные формы обучения утрачивают свое значение. Актуальным становится использование активных методов обучения, которые вовлекают дошкольников в активную познавательно-исследовательскую деятельность.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых является технология проектирования . Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатывается коллективно. В период работы над проектом происходит интеграция между различными видами детской деятельности. Тематика и суть проектной деятельности во многом определяется возрастными особенностями детей, их интересами и приоритетными направлениями развития. Участвуя в проектировании, человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т. е. изменяет обстоятельства и самого себя. Иными словами, проектирование выступает как принципиально иная, субъектная форма участия в жизни.

Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.

Перспективность метода проектов заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Объектом проектирования , по мнению исследователей, может стать педагогическая система ДОУ, педагога, отдельной программы как единство системы целей образования и всех факторов педагогического процесса, способствующих достижению целей. Между тем для каждого педагога важнейшим являются вопросы, связанные с проектированием образовательного процесса по конкретной методике индивидуальной воспитательной системы, отдельного специально-организованного занятия, педагогической ситуации.

Советы воспитателю по работе над проектом:

1. Глубоко изучить тематику проекта.

2. При составлении совместного плана с детьми по реализации проекта поддерживать детскую инициативу.

3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта.

4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей.

5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, с опорой на детский личный опыт.

6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право

на ошибку и не бояться высказываться.

7. Соблюдать принципы последовательности и регулярности в работе над проектом.

8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

9. Творчески подходить к реализации проекта, ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

10. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества

11. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде праздника, шоу, театрализованного действа и т. п.

Примерный план работы воспитателя

по подготовке проекта

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания для сам. выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/ задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий:

Определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов группового обсуждения, круглого стола);

Выдвижение гипотезы их решения;

Обсуждение методов исследования (статестических, кспериментальных, наблюдений и пр.);

Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчётов, просмотров и пр.);

Сбор, систематизация и анализ полученных данных;

Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

Выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Из этого определяются и этапы разработки и проведения проекта (его структуры):

Презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;

Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы («мозговой штурм»). Обсуждение и обоснование каждой из гипотез;

Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах, обсуждение возможных источников информации для изучения выдвинутой гипотезы. Обсуждение оформления результатов;

Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;

Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих;

Выдвижение новых проблем.

Алгоритм разработки проекта

Этапы

Задачи

Деятельность проектной

группы

Начальный

Определение проблемы

(темы). Выбор группы

участников

Уточнение имеющейся

информации, обсуждение

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач

и выбор критериев оценки

результатов. Распределение ролей в команде

Формирование задач,

накопление информации.

Выбор и обоснование

критерия успеха

Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение

планов деятельности

Наблюдение. Консультации

Выполнение

Выполнение проекта

Работа над проектом, его

оформление

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач)

Участие в коллективном

анализе проекта и само-

Защита проекта.

Подготовка к защите.

Обоснование процесса

проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка

Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта

Для внедрения проектного метода и соответствующих перемен коллектив дошкольного учреждения должен быть готов к использованию современных проектов, технологий и методов, т. е. к работе в режиме развития.

Особенностями такого переходного периода являются:

Появление новых условий (запрос социума);

Появление дополнительных ресурсов;

Расширение внешних социальных связей дошкольного учреждения;

Привлечение родителей к активным партнёрским отношениям с дошкольным учреждением;

Использование теоретической базы для проектирования нововведений.

Результативность:

1. Работа над проектом стимулирует саморазвитие и способствует повышению педагогической компетентности.

2. Развивает интеллектуальные, коммуникативные способности и инициативность.

3. Формирует ответственность, самостоятельность.

4. Реализует творческую активность, эмоциональность.

ПОЭТАПНЫЙ ПЛАН

Сентябрь

1. Анкетирование педагогов: «Участие в проектной деятельности».

2. Консультация: «Сущность проектного метода, этапы и технология педагогического проектирования».

3. Деловая игра: «Вариативность использования проектного метода»

Октябрь

1. Тестирование педагогов: «Выявление инновационного потенциала и потребностей в обучении педагогического коллектива».

2. Тренинг: «Развитие у педагогов проектных умений».

3. Консультация: «Роль проектирования в работе дошкольного учреждения».

4. Выставка методической литературы.

Ноябрь

1. Советы педагогам по ознакомлению с теоретическими и практическими особенностями составления проекта.

2. Педсовет: «Проектный метод в системе дошкольного образования».

3. Конкурс разработанных проектов.

Декабрь

1. Памятка: «Выделение критериев профессиональной компетентности педагогов».

2. Консультация: «Проектный метод развивающего обучения».

3. Анкетирование родителей с целью определения их заинтересованности в проектном методе»

4. Беседы с педагогами с целью выявления недоработок и определения путей устранения недостатков.

Январь

1. Консультация: «Самооценка состояния профессионально-педагогической компетентности».

2. Памятка: «Проектирование на современном этапе»

3. Оформление информационного стенда: «Проект в перспективе». 4. Открытые смотры мероприятий, по видам деятельности.

Февраль

1. Семинар: «Разработка планирования собственной деятельности».

2. Памятка: «Образ педагога»

Март

1. Консультация: «Актуальность проектов в воспитательно-образовательной работе с детьми».

2. Круглый стол: "Интегративное обучение – «за» и «против».

Апрель

1. Презентация: «Портфолио в педагогической деятельности».

2. Тренинг «Стили педагогического общения»

3. Аналитическая справка: «Эффективность участия педагогов в проектной деятельности»

1. Анкетирование педагогов: «Мои результаты»

3. Оформление стенда «Наши проекты».