Ох уж это склонение... При изучении имени существительного именно эта тема заставляет как следует поломать голову, чтобы запомнить все безударные окончания во всевозможных падежах и числах. Как определить склонение имен существительных? Таблица и примеры облегчат задачу! Попробуем разобраться и стать еще чуточку грамотнее!
Что такое склонение?
Склонение имени существительного (таблица примеров приведена в тексте) - это изменение падежа слова и его числа. Рассмотрим примеры в таблице.
Таблица склонений имен существительных по падежам показывает, что все имена существительные распределены на группы в зависимости от того, какие окончания они приобретают в форме того или иного падежа. Соответственно, все слова, относящиеся к одному слонению, будут иметь одинаковый набор окончаний. Умея определять склонение, можно избежать ошибок в написании окончаний существительных в слабой позиции, иными словами - не под ударением.
Сколько склонений может быть у существительного?
Таблица склонений имен существительных по падежам, приведенная в предыдущем разделе, показала, что у любых слов одного и того же склонения в форме одного и того же падежа будут одинаковые окончания. В ней представлены три самых распространенных типа склонения нашего языка. Но ведь он, как известно, очень богат, и простых правил в нем не существует. Помимо трех представленных есть и другие типы склонений.
Итак, какие же типы склонений существуют? Самые распространенные - это первое, второе и третье склонение.
Отдельную группу составляют слова, которые оканчиваются на -ие : намерение, преступление, согласование и т. д.
Следующая группа - слова, оканчивающиеся на -ия : мания, Наталия, талия, сессия, комиссия и др.
Есть немногочисленная группа слов, оканчивающихся на -мя , которые тоже склоняются определенным образом: время, племя и др. Такие слова называются разносклоняемыми существительными (им будет посвящен отдельный пункт статьи). Разносклоняемыми считаются также такие слова, как путь и дитя.
И наконец, есть и такие слова, которые не могут изменяться ни по падежам, ни по числам, и во всех формах "выглядят" одинаково. Это несклоняемые, или неизменяемые, имена существительные: кенгуру, киви и другие.
Для чего нужно уметь определять склонение?
Как определить склонение имени существительного, таблица расскажет нам чуть позже. Но очень часто звучит вопрос о том, для чего это делать? Зачем запоминать все эти падежи, окончания, множество "особенных" слов, которые нужно запомнить? А вот для чего. Возьмем для примера слово "тропинка": Я иду по тропинкИ, или я иду по тропинкЕ ? Как быть? Какую букву выбрать? А вот еще одно слово: "зима". Оно тоже женского рода с окончанием -а-. Ставим в тот же падеж: (кому? чему?) - зимЕ . А мы ведь уже знаем, что все слова одного склонения приобретают при изменении одинаковые окончание. Значит, нужно писать так: я иду по (кому? чему) тропинкЕ . Вопрос решен!
Как же определить склонение имени существительного? Таблица и примеры в следующих пунктах помогут не ошибиться в этом довольно простом вопросе!
Существительные 1 склонения
Это слова женского и мужского рода, у которых в начальной форме есть окончания -а или -я (напомним, что начальная форма для имени существительного - это именительный падеж и единственное число).
Слов женского рода с такими окончаниями в русском языке очень много: мама, Маша, пижама, квартира, работа, дочка и многие, многие другие. Слов мужского рода поменьше, но они есть и очень распространены: папа, дедушка, Вася, Петя и другие мужские имена.
Таблица имен существительных 1 склонения сравнит слова с ударным и безударным окончанием, чтобы показать, что у всех слов данного склонения падежные окончания будут аналогичными.
Существительные 2 склонения
Это слова мужского рода, имеющие (оно не выражено буквой в именительном падеже, но "появляется" в других формах) и среднего рода с окончаниями -о, -е: плот, конь, озеро, море, поле и др. Таблица имен существительных 2 склонения покажет, какие окончания приобретают слова при изменении по падежам.
Как видим, в винительном падеже имеют разные окончания. А затруднения может вызвать лишь форм предложного падежа с безударным окончанием, поэтому следует запомнить, что в этой форме нужно писать -е .
Существительные 3 склонения
Это слова женского рода, имеющие нулевое окончание. Все они оканчиваются на мягкий знак: мышь, брошь, область, страсть и так далее. Посмотрим, какие окончания приобретают эти слова в разных формах.
Очень легко запомнить: в формах родительного, дательного и предложного падежей такие слова приобретают окончание -и .
Существительные на -ие, -ия
Слово "стремление" - среднего рода, но нельзя относить его ко 2 склонению; слово "мантия" - женского рода, но не изменяется, как слова 1 склонения. Таблица склонений имен существительных по падежам покажет разницу в окончаниях.
Как видно из таблицы, слова на -ие отличаются от слов 2 склонения лишь в предложном падеже, а слова на -ия от слов 1 склонения - в дательном и предложном.
Следует запомнить, что слова, оканчивающиеся на -ья , во всех формах ведут себя как слова 1 склонения. Поэтому, например, формы одного имени Наталья и Наталия будут склоняться по-разному: (дать) Наталье, Наталии, (говорить) о Наталье, о Наталии.
Таблица окончаний склонений имен существительных
Обобщим сказанное таблицей падежных окончаний слов, относящихся к разным склонениям.
Падеж | -1 скл- | -2 скл- | -3 скл- | -ие | -ия |
И.п. | лапа, пуля | __ -о, -е дом, блюдо | |||
Р.п. | лапы, пули | дома, блюда | |||
Д.п. | лапе, пуле | дому, блюду | |||
В.п. | лапу, пулю | __ -о/-е дом, блюдо | |||
Т.п. | -ой/-ей лапой, пулей | -ом/-ем домом, блюдом | величием | ||
П.п. | о лапе, о пуле | о доме, о блюде | о величии |
Будем надеяться, что ни у кого не вызовет затруднения выбор нужного окончания и определение склонения имен существительных в русском языке. Таблица очень подробно все объяснила.
Следует отметить, что -ие и -ия нельзя выделять как отдельную морфему, окончание. В данном случае, это просто буквы, на которые слово оканчивается. таких слов - тема другой статьи.
Склонение имен существительных во множественном числе (таблица здесь, в общем-то, без надобности) очень редко вызывает затруднения, так как буквы в основном отчетливо слышны. В дательном, творительном и предложном падежах во множественном числе у всех трех склонений окончания будут одинаковыми. Предлагаем самостоятельно просклонять любые слова во множественном числе и убедиться в этом.
Разносклоняемые существительные
Разносклоняемых слов среди существительных русского языка немного. Почему они разносклоняемые? Потому что их нельзя отнести к какому-то одному склонению, в разных падежах они "ведут себя" по-разному. Это слова, оканчивающиеся на -мя (их всего около десяти), слова "путь" и "дитя". Посмотрим на особенности склонения имен сущетвительных в русском языке (таблица) - тех слов, которые считаются разносклоняемыми.
И.п. | стремя | путь | дитя |
Р.п. | стрем-ен-и | пут-и | дит-ят-и |
Д.п. | стрем-ен-и | пут-и | дит-ят-и |
В.п. | стремя | путь | дитя |
Т.п. | стрем-ен-ем | пут-ем | дит-ят-ею |
П.п. | о стрем-ен-и | о пут-и | о дит-ят-и |
Как видим, слово "дитя" склоняется совершенно особым образом. Слово "путь" в родительном, дательном и предложном падежах "ведет себя", как слово 3 склонения, а в творительном - как слово 2 склонения. Ну а слова, оканчивающиеся на -мя , в косвенных падежах приобретают суффикс -ен -.
Эти слова нужно запомнить, чтобы не ошибиться в выборе нужного окончания.
Несклоняемые слова
В основном это заимствованные слова - пришедшие из других языков. Они могут обозначать названия животных, растений, блюд, а также имена или фамилии людей, наименования предметов. Придя в наш язык, такие слова сохранили особенность не менять свою форму, попадая в предложение. В какой бы падеж или число ни нужно было ставить такое слово, звучать оно будет одинаково.
- Налей мне кофе - восхищаюсь утренним кофе - говорим о кофе.
- Это мой какаду - у меня нет какаду - дай корм какаду - помнишь о какаду.
- Роман Дюма - посвящено Дюма - пишет о Дюма.
Склонять такие слова в предложении неправильно и безграмотно. Всем известна фраза-шутка "Сижу в кине на первом ряде с попироской в зубе". Не будем же уподобляться герою этой шутки! Склоняемые слова нужно употреблять правильно, а несклоняемые и вовсе изменять не нужно.
Подведем итоги
Определение склонения имен существительных (таблица выше) - совсем не сложный процесс, который поможет избежать ошибок при письме. Попробуем обобщить все вышесказанное.
Основных склонений в русском языке три, но есть еще особые слова, оканчивающиеся на -ия и -ие, и несколько разносклоняемых слов. Слова распределяются в три основные группы в зависимости от рода и окончания в именительном падеже.
Все слова одного склонения в имеют аналогичные окончания. Их можно выучить, чтобы не ошибаться. А можно поступать по-другому: вместо слова с безударным окончанием подставлять любое слово такого же склонения, но у которого ударение падает на окончание. Буква в окончании у этих слов будет одной и той же!
Слова на -ия и -ие не входят в три основные группы, потому что изменяются по падежам и числам особым образом, и их нужно запомнить.
Также следует запомнить и небольшую группу разносклоняемых слов. Их набор окончаний не совпадает ни с одним из вышеперечисленных склонений, поэтому они и требуют особого внимания.
Ну и наконец несклоняемые слова: они не изменяются, в каком бы контексте ни употреблялись. Склонять в предложении такие слова, как кино, пальто, кофе, портмоне, кенгуру, - признак низкой грамотности и общей культуры.
Надеемся, что статья оказалась полезной и помогла разобраться в такой непростой теме, как склонение имени существительного. Таблица и примеры были понятными, а потому выбор правильного окончания теперь не составит труда.
Будьте грамотными!
Русский язык относится к языкам синтетического строя: в них словоизменение происходит посредством присоединения или изменения флексий – иначе говоря, окончаний, – которые передают несколько значений. Отличительной чертой такой парадигмы является сочетание нескольких значений в рамках одной морфемы.
В языках аналитического строя (например, романских: испанском, французском) порядок слов и предлоги исполняют то же самое назначение, для чего нужны падежи имён существительных и прилагательных в русском языке, то есть устанавливают грамматическое значение словоформы и её синтаксическую связь с другими членами предложения.
Понятие склонения: склонение в русском языке
Флективная природа русского языка проявляется в том, что именные части речи присоединяют окончания, передающие категории года, числа и падежа . Этот процесс называется склонением. В русском языке, согласно традиционной классификации, имя существительное имеет три склонения, хотя существуют и другие подходы. Например, Андрей Анатольевич Зализняк предлагает определять парадигмы «школьных» первого и второго склонения как вариации общего субстантивного типа.
Разнообразие концепций наблюдается не только в этой области. Из школьных учебников известно, что существительные и прилагательные русского языка изменяются по шести падежам, но лингвистика оспаривает это утверждение. Это связано с тем, что в некоторых случаях существительное принимает окончание, которое не входит в традиционную парадигму склонения (например, выпей чаю , вместо выпей чая ; не знать правды вместо не знать правду ). К счастью, знать эти дополнительные падежи, примеры которых приведены, совсем необязательно.
Тем не менее большинство людей далеко от научных изысканий и споров, по-прежнему оперирует лишь шестью падежами , запоминая их при помощи мнемонических правил. К сожалению, для запоминания падежных окончаний таковых не существует и их приходится зубрить наизусть. Но даже самые грамотные люди порой впадают в ступор, раздумывая, какое же окончание будет верным в этом случае. При наличии затруднений лучше всего обратиться к таблице :
Название падежа | Вопрос | Предлоги | Окончания 1 склонения | Окончания 2 склонения | Окончания 3 склонения | Окончания множественного числа |
Именительный | кто? что? | -а, -я | -о, -е | -ы, -и, -а, -я | ||
Родительный | кого? чего? чей? чья? чьё? | без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг | -ы, -и | -а, -я | -и | -, -ов, -ев, -ей |
Дательный | кому? чему? | к, по | -е, -и | -у, -ю | -и | -ам, -ям |
Винительный | кого? что? | в, за, на, про, через | -у, -ю | -о, -е | = И.п. | -, -ы, -и, -а, -я, -ей |
Творительный | кем? чем? | за, над, под, перед, с | -ой (-ою), -ей (-ею) | -ом, -ем | -ю | -ами, -ями |
Предложный | о ком? о чём? | в, на, о, об, обо, при | -е, -и | -е, -и | -и | -ах, -ях |
Как видно из таблицы, во многих случаях формы существительного в винительном и именительном падежах совпадают. Связано это с их грамматическим и синтаксическим значением: имя существительное в именительном падеже обозначает субъект действия и в предложении является подлежащим, в то время как винительный вводит объект действия и является дополнением.
В античной Греции грамматики под сильным влиянием натурфилософии предполагали, что именительный – некое совершенство, «правильная» форма слова , а все остальные – отклонение от идеала. Собственно, сам термин «склонение» передаёт логику древних учёных. Выведенное ими противопоставление существует до сих пор, хотя и по другим причинам. Так, падежи делятся на:
- прямые (именительный) – не зависят от других членов предложения и не управляются глаголами;
- косвенные (все остальные) – вводятся предлогами и выступают в функции дополнения.
Значения косвенных падежей
Падежи русского языка имеют конкретные функции в образовании связей между членами предложения. Например, родительный передаёт смысл принадлежности и включенности во что-либо (тетрадь сына, дом из дерева ), а дательный вводит адресата речи или процесса (позвонить маме, сказать другу ). Совремённый творительный падеж включил в себя сразу несколько значений, среди которых можно выделить орудие действия (стучать молотком ) и траекторию пути (идти лесной тропой ). Предложный падеж, как следует из названия, с помощью предлогов передаёт множество различных значений, из которых, в качестве примера, можно выделить местоположение в пространстве (комната в доме ).
Выделение этих значений и умение их определять является базисом для соблюдения орфографических норм. Ошибки в падежных окончаниях весьма распространены. Чтобы их избегать, необходимо как минимум правильно определить падеж.
Определение падежа имени существительного
Простой таблицы окончаний мало для верного написания слова. Как правило, проблема состоит в определении необходимого падежа. В качестве примера подобной трудности можно назвать орфоэпически похожие формы родительного и дательного падежей 1 склонения единственного числа (бабушки – бабушке). Однако, существует простой способ определить необходимое в том или ином случае окончание. Для этого нужно:
Описанные выше операции весьма просты и эффективны . Но существуют другие инструменты, которые не требуют запоминания падежных вопросов и типов склонений. С развитием высоких технологий и интернет-коммуникаций стало возможным составление специальных программ и сервисов, которые способны за доли секунды просклонять необходимое существительное онлайн. Данный метод подойдёт и школьникам, и взрослым.
Изучение падежей и их различий.
Русский язык считается одним из наиболее сложных языков мира. Конечно, любому тяжело учить неродной лексикон. Но, именно из-за трансформирования слов по падежам, славянский диалект становится слишком тяжелым для понимания. Да и многие носители родного наречия часто путаются в данном вопросе, поэтому далее мы попытаемся в нем разобраться.
Изменение существительных по падежам: как называется?
Изменение существительных по падежам — называется склонением.
Склонение – это и есть наше преображение слов на концовке. А необходимо оно для того, чтобы слова между собой надлежащим образом скреплялись. Этаким путем и получаются высказывания в русском лексиконе.
Существительное – это тот компонент фразы, которая подразумевает субъект. Как живой, так и неживой. Поэтому дает ответы на поставленные вопросы: кто? И что?
Охватывает весьма обширные понятия:
- название предметов (стул, нож, книга)
- обозначение лиц (женщина, младенец, вегетарианец)
- именование живых существ (дельфин, кот, амеба)
- название субстанций (кофе, желатин, крахмал)
- термины различных факторов и случаев (пожар, антракт, переписка)
- обозначение всех пребываний, действий и свойств (плаксивость, оптимизм, бег)
Существуют шесть разных падежей:
- именительный
- родительный
- дательный
- винительный
- творительный
- предложный
Падежи существительных в русском языке: таблица с вопросами, предлогами и вспомогательными словами в единственном числе
Для восприятия и быстрейшего усваивания сведений зачастую пускают в ход таблицы. В них прекрасно показаны, какие вопросы используют.
- Первое склонение — существительные женского и мужского рода, концовка которых — а, я
- Второе склонение — существительные мужского рода без окончания и которые завершаются на мягкий знак, среднего рода с концовкой – о, е
- Третье склонение – это слова женского рода, которые в конце финишируют на мягкий знак
Во множественном числе также, для лучшего восприятия, используется таблица, которая отличается, правда, только окончанием.
Неправильное применение падежей: какой вид ошибки?
Вроде бы, смотришь на таблицы и примеры, и становится все понятно. И думаешь, а что же тут сложного? А на деле оказывается, что многие допускают ошибки. Несмотря на то, что знают материал. И, как правило, это весьма распространенные ошибки, которые требуют отдельного внимания.
Выделяют 2 основные ошибки, которые связаны:
- с неправильным определением склонения существительного
- с неуместным применением предлогов
Особое внимание требуют предлоги:
- благодаря
- согласно
- вопреки
- подобно
- наперекор
- наперерез
ВАЖНО: Данные предлоги задействуют в дательном падеже.
Например, маневрировать согласно (чему?) закону. Или, благодаря (чему?) дружбе с семьей Федоровых.
Также следует выделить еще ряд высказываний, которые часто используют в ошибочном падеже:
- Ввиду. Текущий предлог практикуется лишь в родительном падеже. Например, ввиду избытка (чего?) денег.
- Такое высказывание, как «вместе с» требует творительного падежа, поскольку имеет весомость совместного действия. Например, играться вместе с (кем?) племяшкой.
- Также, предлог «наряду с» запрашивает тоже творительного падежа. Например, наряду с прочими (чем?) вещами.
- А вот после выражения «по» наречие запрашивает предложного падежа. Если имеется значение «после чего-то». Например, по завершению договора.
Как отличить именительный падеж от винительного?
С таким вопросами сталкивается каждый школьник. Да и взрослые частенько встают пред подобным выбором. И не удивительно, что часто данные аспекты путают. Ведь вопросы однотипные и окончания неодушевленных слов одни и те же, а вот окончания одушевленных существительных совершенно разные.
Как отличается именительный падеж от винительного падежа: инструкция.
- Безусловно, ставиться вопрос.
Выше в таблице уже была памятка, что именительный руководствуется вопросами кто? что? (как главный член предложения). А винительный – (вижу) кого? что? (второстепенный член предложения). - И есть небольшая хитрость. Т.к. слово в именительном падеже бессменно будет главным членом в предложении , то определяем главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.
- Если наше слово не главный член предложения, следовательно, оно стоит в винительном падеже, и будет второстепенным членом предложения.
- Еще прием: поставьте вопрос к проверяемому слову в одушевленном виде. Например: кто? попугай (подлежащее в именительном падеже) клюет что? (кого?) зерно (второстепенный член предложения, винительный падеж).
- Также весомая роль отходит предлогу, с которым связывается самостоятельная часть речи (или нет). В первом варианте (именительный падеж) существительное задействуют всегда без предлога . А вот во втором (винительный падеж), наоборот, чаще с ним (в, на, за, через и прочие).
- Опознать падеж также поспособствует концовка. В таблице выше уже упоминалось, какие бывают завершения у всякого падежа.
Как отличить винительный падеж от родительного падежа?
- Наиважнейшим помощником выступает вопрос, который нужно задать себе в уме. Родительный падеж, как известно, откликается на вопросы кого или чего нет? А вот винительный падеж на — вижу кого? Слышу что? Вопрос кого? одинаковый в обоих падежах.
Ниже читайте инструкцию.
- Мысленно замените одушевленный предмет неодушевленным.
- К неодушевленному в родительном падеже подходит вопрос – чего нет ? А вот в винительном неодушевленный предмет реагирует на вопрос что вижу, слышу?
- Пример: Я поймал (кого? ) бабочку. Ставим неодушевленный вопрос. Я поймал (что? ) бабочку. Вопрос чего? не подходит. Значит это винительный падеж.
- Кстати, в родительном падеже будет означать привязанность кому-то или чему-то. Купили чемодан для (чего? ) поездки (родительный). Тумбочка сделана (из чего? ) из дерева (родительный). Также указывать на частицу чего-то. Цветок — это часть (чего?) растения (родительный). Или же идет сравнение предметов . Смартфон лучше (чего? ) кнопочного телефона (родительный).
- Также важно то, что в родительном падеже глагол будет с отрицательной частицей . В магазине не было (чего? ) сметаны (родительный).
- А вот в винительном падеже имеет место просторное или промежуточное касательство. Определить (что? ) погоду на завтра (винительный). А также, эффект переходит на объект всецело. Например, я закрыл (что? ) дверь (винительный). Выпил (что?) молоко (винительный). Или будет выражать желание и намерение. Я хочу съесть (что? ) яблоко.
Несклоняемые существительные: список
Вроде бы все нюансы рассмотрели, и пошло небольшое прояснение. Но не тут то было! Русский язык придумал еще некоторые ловушки – это существительные, которые не склоняются. И вот здесь у иностранцев случается шок.
Если совсем кратко, то это иностранные слова (практически). Но чтобы стало немного понятнее, ниже приведем список.
- Существительные иностранного происхождения (собственные и нарицательные), окончание которых –о, -е, -у, -ю, -и, -а:
- шоссе
- интервью
- фламинго
- Опять слова иностранного происхождения. Но! Женского рода и с согласным окончанием:
- мадам
- Кармен
- Фамилии. Русские и украинские, концовка которых завершается на –о и –ых, их:
- Иванченко
- Короленко
- Седых и т.п.
- Ну и, безусловно, аббревиатуры и сокращенные слова:
Склонение существительных по падежам: пример
Правила правилами, а на примере значительно легче воспринимается. Чтобы было проще визуально, также прибегнем к помощи таблицы.
Как быстро выучить падежи и их вопросы?
В принципе, нет ничего сложного. Если добротно разобраться и вникнуть. И не только приезжим с других стран бывает тяжело, но и нашим деткам. Поэтому, чтобы информация быстрее усваивалась, сейчас чего только не придумали. А вот мы в школьные годы учили, клали книжку под подушку. И, главное, действовало! Прочитал перед сном, поспал всю ночь на книжке и уже все запомнил.
- Конечно, многие учителя прибегают к помощи стишков или игр. Но и родители должны помогать своим чадам в этом вопросе.
- Первым делом – нужно запомнить, сколько всего падежей. Их всего 6.
- А далее, на самых обычных и бытовых примерах объяснять ребенку, на какие вопросы отвечает существительное. А значит, и падежи определить легче.
- Самое главное – это практика! Забрали ребенка из учебного заведения и едите в автобусе. Вперед! Практикуйтесь на тех словах, которые наблюдаете. Хоть на автобусе.
- Кстати, небольшой образец легкого стишка. Он и деткам понравиться, и посодействует учебную информацию скорее усвоить.
Стишок про падежи: Иван родил девчонку, велел тащить пеленку
Этот стишок все родители могут повторить хором. Ведь, запомнился он, как «дважды два». А главное, детям он легок в восприятии.
- Иван (И — именительный)
Родил (Р — родительный)
Девчонку, (Д — дательный)
Велел (В — винительный)
Тащить (Т — творительный)
Пеленку (П — предложный)
Видео: Как легко выучить падежи? Простая техника заучивания
Некоторые лингвисты считают, что русский язык богат на падежи. Имеется в виду, что их не шесть, как изучают школьники, а больше. И, как оказывается, у них есть полное основание придерживаться такого мнения. Итак, сколько в русском языке падежей? Попробуем в этом вопросе разобраться.
Падежная система
Термин «падеж» в переводе с греческого звучит как «падение», а с латинского - «падать».
Падеж (склонение) - грамматическая категория, предназначенная показывать синтаксическую роль имен существительных и их взаимодействие с другими словами предложения. Кроме существительного, изменяются по падежам и прилагательные, причастия, числительные, местоимения. Стоит заметить, что падеж этих адъективных слов зависит от склонения определяемого существительного. Выражается оно изменением окончания.
Сколько в русском языке падежей?
Рассматривая морфологию русского языка, как правило, называют шесть основных падежей:
- Именительный (исходная форма склонения).
- Родительный.
- Дательный.
- Винительный.
- Творительный.
- Предложный.
Перечисленные падежи называют основными в связи с широким употреблением. Кроме этого, стоит заметить, что их распространенность связана с тем, что части речи, которые были упомянуты ранее, имеют грамматические формы для перечисленных падежей.
Для правильного склонения слов необходимо знать, что все падежи отвечают на вопросы. К тому же каждый из них выражает несколько значений. Ознакомимся с каждым более подробно.
Именительный падеж
Соответствуют вопросы «кто?», «что?» Чтобы распознать этот падеж, нужно к существительному добавить слово «есть». Например: есть (что?) лампочка. Употребляется без предлогов. Единственное число имеет такие окончания:
- 1 склонение: -а, -я.
- 2 склонение: -о, -е или нулевое.
А во множественном числе: -ы, -и, -а, -я.
Поскольку именительный падеж выступает исходной падежной формой слова, в его обязанности входит:
- давать имя субъекту действия или состояния (матушка убирает, дети устали );
- определять, характеризовать предмет, лицо или действие (наша дочь - врач; война - это бедствие );
- называть тему сообщения, предмет, действие, свойство (используется в предложениях такого типа: Утро. Солнце .);
- Выражать обращение к собеседнику (Малыш, сколько тебе лет ?).
Родительный падеж
Соответствуют вопросы «кого?», «чего?» Чтобы распознать этот падеж, нужно к существительному подставить слово «нет». Например: нет (чего?) снега. Употребляется с предлогами возле, у, после, без, около, из, для, вокруг, до, от, с . Единственное число определяется такими окончаниями:
- 1 склонение: -ы, -и.
- 2 склонение: -а, -я.
- 3 склонение: -и.
Имеет окончание: нулевое, -ов, -ев, -ей.
Родительный падеж может указывать на:
- Принадлежность предмета (машина сына ).
- Носителя свойства (голубизна неба ).
- Объект, на который направляется действие (просмотр телевизора ).
- Субъект, совершающий действие (приезд мамы ).
- Части целого (кусок торта ).
Дательный падеж
Слова в дательном падеже отвечают на вопросы «кому?», «чему?». Чтобы распознать этот падеж, нужно к существительному подставить слово «дам». Например: дам (кому?) сестренке . Употребляются с предлогами к, по . В единственном числе слова в дательном падеже оканчиваются на:
- 1 склонение: -е, -и.
- 2 склонение: -у, -ю.
- 3 склонение: -и.
Множественному числу склонения характерны окончания: -ам, -ям.
Слова в дательном падеже предназначены для обозначения:
- Адресата действия (дала журнал подруге, написал письмо маме );
- Субъекта действия или состояния (ребятам не спалось ).
Винительный падеж
Соответствуют вопросы «кого?», «что?». Чтобы распознать этот падеж, нужно к существительному подставить слово «вижу». Например: вижу (кого?) маму. Употребляется с предлогами в, за, на, про, через . Единственному числу соответствуют окончания:
- 1 склонение: -у, -ю.
- 2 склонение: -о, -е.
- 3 склонение: нулевое окончание.
Множественному числу: -ы, -и, -а, -я, -ей.
Винительный падеж, в свою очередь:
- Обозначает объект действия (убирать комнату, сшить платье ).
- Выражает количество, пространство, расстояние, меру времени (проехать километр, весить тонну, ждать год, стоить копейку) .
Творительный падеж
Соответствуют вопросы «кем?», «чем?». Чтобы распознать этот падеж, нужно к существительному поставить слово «горжусь». Например: горжусь (кем?) сыном. Употребляется с предлогами за, над, под, перед, с
- 1 склонение: -ой (-ою), -ей (-ею).
- 2 склонение: -ом, -ем.
- 3 склонение: -ю.
Множественное: -ами, -ями.
Предназначен для обозначения:
- Постоянной или временной занятости какой-нибудь деятельностью (служит солдатом, работал сантехником ).
- Субъекта действия - для страдательных конструкций (дом снесен рабочими ).
- Объекта действия (дышать кислородом ).
- Инструмента или средства действия (обрабатывать перекисью ).
- Места действия (идти тропинкой ).
- Способа, образа действия (петь басом ).
- Меры времени или количества чего-нибудь (таскать ведрами ).
- Параметра предмета (величиной с кулак).
- Совместности лиц и предметов (брат с сестрой ).
Предложный падеж
Соответствуют вопросы «о ком?», «о чем?». Чтобы распознать этот падеж, нужно к существительному поставить слово «думаю». Например: думаю (о ком?) о любимом. Употребляется с предлогами в, на, о, об, обо, при . Единственное число имеет окончания:
- 1 склонение: -е, -и.
- 2 склонение: -е. -и.
- 3 склонение: -и.
Падежи множественного числа оканчиваются на: -ах, -ях.
Предлоги, употребляемые с существительными в предложном падеже, помогают определить, что он обозначает. А именно:
- Объект действия (думать о девушке ).
- Место действия, состояния (сидеть на стуле ).
- Время после выполнения какого-нибудь действия (по приезде ).
Дополнительные падежи
В русском языке, кроме шести основных падежей, выделяют несколько форм, имеющих спорный статус, близких к падежу. Еще их называют падежи существительных, поскольку предназначены они исключительно для их склонения. К ним относятся: второй родительный (партитивный или количественно-отделительный), второй предложный (локативный, местный), второй винительный (превратительный, включительный, собирательный), звательная форма (вокатив), счетный, ждательный, лишительный падежи. Особенностью этих форм является то, что каждая из них встречается в ограниченном круге слов. К тому же они могут существовать в определенных контекстных условиях. Немного изучим эти падежи. Примеры нам помогут лучше с ними разобраться.
Второй предназначен для склонения некоторых слов мужского рода в единственном числе, относящихся ко второму склонению: чашка чаю, ложка сахару. Окончание этого падежа, а именно «-у», чаще употребляется в разговорной речи и не является обязательным (можно говорить мешок сахара или мешок сахару ). Исключением являются отдельные случаи: выпьем чайку . Достаточно много существительных мужского рода не употребляются в форме партитива: кубик льду, кусок хлебу.
Второму предложному склонению присущи особые окончания группы существительных, в единственном числе имеющих мужской род. Падеж употребляется, к примеру, в таких словах: на берегу, в шкафу, в бою . Также для локатива характерен перенос ударения на окончание у определенных существительных 3-го склонения, имеющих женский род и единственное число: в тиши, на мели, в печи.
Второй встречается при некоторых глаголах (записаться, проситься, выбрать, пойти, готовиться, выбиться, метить и др.) после предлога «в». К тому же его окончания такие же, как и в множественного числа: (записаться в летчики) .
Ждательный падеж практически совпадает с родительным, но его можно выделить вследствие склонения некоторых слов с той же грамматической формой по форме винительного падежа: ждать (кого? чего?) телеграммы и ждать (кого? что?) брата .
Счетный падеж немного отличается от родительного падежа и используется при счете: два шага, три столовых .
Звательный падеж практически идентичен именительной форме, но отличается образованием независимого оборота речи, подобного междометию: Вань, Маш, Петь, Тань . То есть он чаще употребляется в разговорной речи для обращения к собеседнику.
Лишительный падеж является видом винительного падежа, однако используется только с отрицанием при глаголе: не иметь права, не знать правды .
Сколько в русском языке падежей, носящих дополнительный характер? По нашим подсчетам их получилось семь. Но самое интересное, что некоторые лингвисты считают полноценными падежами только два: местный (второй предложный) и превратительный (второй винительный). Другие утверждают, то ждательный падеж также имеет некий смысл. А вот поскольку лишительный и второй родительный падежи очень часто можно заменить родительным, их можно назвать только вариантами родительной формы склонения. Звательный и счетный также зачастую не считают падежами. В первом случае это просто существительное в именительном падеже, а во втором - существительное, образованное от прилагательного.
Подведем итоги
Ознакомившись с вышеописанной информацией, можно ответить на вопрос о том, сколько в русском языке падежей. Итак, в школе мы изучаем шесть основных падежей. Они употребляются ежедневно при любом виде общения: разговор, переписка и т. д. Но, кроме них, выделяют еще семь форм склонения, которые встречаются преимущественно в разговорной речи. Сколько падежей получается всего? Мы смело можем утверждать, что их тринадцать. Учитывая то, что дополнительные формы склонения являются вариантами основных, их не предлагают для изучения в школе для упрощения учебного процесса. Но можно предложить ознакомление с ними во внекласнное время для общего развития.
Части речи изучают еще в начальной школе. Некоторые из них объединены в специальные группы по особым признакам. Местоимение, имя числительное, имя существительное и имя прилагательное входят в группу склоняемых частей речи, то есть изменяемым по числам и падежам. Нужно понять, что такое склонение, чтобы правильно писать окончания форм одного слова, изменяющегося по падежам.
Как определить падеж имени существительного – учимся определять склонение
Русский язык делит все существительные на 3 склонения:
- 1 тип – слова м.р. и ж.р., оканчивающиеся на -а или -я. Например, радуга , дорога , змея , колея .
- 2 тип – слова м.р. и ср.р., оканчивающиеся на -о или -е или имеющие нулевое окончание. Например, обучение , дом , толокно .
- 3 тип – слова ж.р., оканчивающиеся на мягкий знак. Имеют нулевое окончание. Например, лань, дань, ель, ночь .
Слова одного типа склонения имеют одинаковые окончания при изменении по падежам. Поэтому, когда возникают сомнения при правописании падежных окончаний, нужно посмотреть правила изменения для всей группы склонения, к которой относится слово.
Как определить падеж имени существительного – особенности падежей
- Вопрос задаем к имени существительному от тех членов предложения, с которыми оно связано.
- Именительный падеж – вопросы кто? что? Например, знахарь, лес . Можно использовать добавочное слово: (есть) кто? – знахарь , (есть) что? – лес.
- На вопросы кого? чего? отвечает родительный падеж при помощи добавочного слова нет . Например, (нет) кого? – знахаря , (нет) чего? – леса.
- Дательный. К существительному задаются вопросы кому? чему? с добавочным словом дать . Например, (дать) кому? – знахарю, (дать) чему? – лесу .
- Винительный падеж. Используем вопросы кого? что? с добавочным словом вижу . Например, (вижу) кого? – знахаря, (вижу) что? – лес .
- Творительный. Задаем вопросы кем? чем? . Можно использовать добавочное слово восхищаться . Например, (восхищаться) кем? – знахарем, (восхищаться) чем? – лесом.
- Последний, Предложный падеж, отвечает на вопросы о ком? о чем? с помощью слова думать . Например, думать о ком? – знахаре, думать о чем? – лесе.
Как определить падеж имени существительного – как отличать Именительный падеж от Винительного
Некоторые формы Именительного и Винительного падежей иногда совпадают, потому что они отвечают на один и тот же вопрос что?
Рассмотрим предложения:
- Снег шел большими хлопьями.
- Выйдя на улицу, мы увидели снег.
Слово снег отвечает на вопрос что? в обоих предложениях, имеет одну и ту же форму, однако разное синтаксическое значение.
В первом случае снег – это подлежащее, во втором – обстоятельство. То есть снег выполняет действие в первом предложении, а во втором действие совершается над ним.
Существительное снег в 1 предложении находится в Именительном падеже, во 2 – в Винительном.
Мы рассмотрели вопросы и вспомогательные слова каждого из падежей. Рассмотрели случай совпадения словоформ Именительного и Винительного падежей. Разобрали, как синтаксическая роль помогает определить падеж в случае возникновения трудностей.