Орнамент оленьи рога ханты. Хантыйские орнаменты: виды и символы, их значение, правила вязания и инструкции по выполнению узоров. Происхождение орнамента. Мотивы

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ- Югра

Тюменская область,

Муниципальное образование городской округ Пыть-Ях

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4

Научно-практическая конференция

«Мы – будущее Югры»

Информационный проект

Руководитель проекта:

Кузьмина Светлана Владимировна,

учитель географии.

2016 год

Аннотация

Самобытность любого народа выражается как в особенностях биологии и внешнего облика, так и своеобразии культуры и языка. Культура каждого народа значима для наследия. Сохранение этнической идентичности и поддержка традиционного образа жизни коренных народов - одна из основных задач всех людей и должна сохраняться вне зависимости того, велик или мал этот народ по численности. В Ханты-Мансийском Автономном Округе-Югра живут коренные малочисленные народы Севера: ханты, манси и ненцы.

Культура и образ жизни этих народов являются неотъемлемой частью нашего общероссийского духовного общества. Поэтому человечество обязано знать и сохранять основы традиционной культуры и искусства народов Севера.

Цель: изучить культуру, традиции и значение узоров на одежде народа ханты и манси.

Задачи:

    Рассмотреть этнические традиции, культуру коренных народов Севера

    Изучить значение узоров на одежде народов ханты и манси

    Популяризировать культурное наследие коренных народов среди учащихся школы.

Объектом исследования являются орнаменты на одежде ханты и манси.

Предмет изучения: узоры в орнаменте ханты и манси и их смысл.

Новизна работы заключается в том, что

Практическая значимость : данная работа может быть использована классными руководителями при подготовке к классным часам, приуроченным к юбилею Ханты-Мансийского Автономного Округа-Югра

Организация и база исследования . Исследование проводилось на базе краеведческого музея г. Пыть-Ях

Этапы реализации проекта.

Подготовительный – сбор информации, работа с краеведческим материалом, составление плана работы над проектом

Практический – экскурсии, мастер-класс, реализация проекта

Итоговый – создание презентации, выступление на классных часах, участие в конференции.

Источники исследования:

Интернет;

Краеведческие материалы музея города,

Участие в мастер-классе

Методы и приемы: Беседа, экскурсии, поисковый (изучение краеведческих материалов), практический (изучение технологии изготовления узора на одежду), создание презентации для ознакомления с информацией на классных часах.

Участники проекта

Михайлов Евгений, ученик 8б класса,

Лысенко Ольга, ученица 8б класса,

Кузьмина Светлана Владимировна, классный руководитель.

Предполагаемый результат: презентация, буклет, собственный орнамент на хантыйскую одежду

Гипотеза изучения: орнаменты служат не только для украшения одежды, но и имеют тайный смысл.

Проблема:

Недостаточно информации для сохранения и понимания этнической культуры ;

Актуальность темы заключается в том, что о культуре ханты и манси мало что знаем. Орнамент является частью культуры хантыйского народа.

План исследования:

1. Сбор информации.

2. Встреча и беседа с работниками музея.

3. Изучить материал предоставленный работниками музея.

4. Проанализировать собранную информацию.

5. Выполнить презентацию по собранному материалу.

6. Представить результат работы на классных часах.

7. Принять участие в научно-практической конференции

«Особенности культуры коренных народов ХМАО. Орнамент в одежде народов ханты и манси».

История народного искусства.

1.1 История народов проживающих на территории ХМАО

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра является территорией преимущественного проживания таких коренных малочисленных народов Севера как ханты, манси и ненцы. В соответствии с данными Всероссийской переписи населения 2010 года о национальном составе населения ХМАО-Югры численность представителей КМНС на территории региона составляет:

Ханты – 19068 человек (61,6%)

Манси – 10977 человек (89,5%)

Ненцы – 1438 человек (3,2%)

Истоки культуры этих народов теряются в глубине веков. Всё это время коренные малочисленные народы существовали в гармонии с природой. Непроходимая, могучая тайга, долины рек были своеобразной экологической нишей, определяющей быт, уклад, традиционные занятия аборигенов.

Угры, этническое имя, называющее ханты, манси и венгров. Впервые У. упомянуты в хрониках как участники похода вестготского короля Алариха на Рим в 410 г. н.э.

Югра, древнерусское этническое имя современных обских угров; название страны с обско-угорским населением, территория к Востоку от р. Печора. Первое упоминание о Югре найдено в Лаврентьевской летописи 1096. Русское заимствование из коми - йегра: манси, вогул.

Этноним Югра закрепился в топонимии: Югорский пролив, Югорский шар, а также в метафорическом наименовании автономного округа - Югория, Югра.

Вогулы – язычники отказавшие от крещения (на коми языке)

Ханты (самоназвание - хант, хантэ, кантей, рус.ханты), самая крупная угорская этническая общность на территории округа, проживающая по р. Обь, Иртыш, их притокам. Этнографы делят хантов на 3 группы: северную, южную и восточную, в которой выделяют этнические подгруппы с речными названиями, т.е. по месту их проживания: аганские, васюганские, ваховские, иртышские, казымские, кондинские, нижнеобские, пимские, салымские, среднеобские (сургутские), сынские, тромъеганские, юганские и др. Ханты относятся к финно-угорской языковой группе. До 30-х годов ХХ века ханты назывались остяками.

Остяки – язычники (на татарском языке)

Слово остяк происходит от словосочетания Ас-ЯХ (Ех), что в переводе с ханты означает обский народ.

Ханты и манси - два близкородственных народа. Согласно мировоззрениям народов севера, вся природа считается живой, одушевленной. Любой объект местности, тем более сама местность имеет свой «дух». Это духи цветущей травы, текущей воды, священного огня, гор, рек, озер, лесов, дорог и даже предметов, сделанных руками человека. Поэтому соблюдение обряда обращения к духам, задабривания славословием или заклинанием, проведение обряда кормления духов являются своеобразными нравственными уроками и правилами для всех.

У каждого народа своя древняя и богатая история, многовековые традиции и обряды. Северные народы, проживающие на территории ХМАО-Югры, сохранили яркую самобытность, остались верными своим традициям. Передавая знания, культуру, язык, ремесло молодому поколению, они сохраняют для потомков великое историческое наследие.

    1. Культура народов севера.

Культура в широком значении есть преобразовательная деятельность человека и общества по созданию и сохранению материальных и духовных ценностей, а также результат этой деятельности. В этом смысле культура - это все, что не является природой, т.е. то, что создано и создается обществом и человеком.

Предметы материальной культуры создаются для удовлетворения разнообразных потребностей человека и поэтому рассматриваются в качестве ценностей. Говоря о материальной культуре того или иного народа, традиционно имеют в виду такие конкретные предметы, как одежда, оружие, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения. Современная наука, исследуя такие артефакты, способна реконструировать стиль жизни даже давно исчезнувших народов, о которых не остаюсь упоминаний в письменных источниках.

Духовная культура , представляет собой любую информацию, которая живёт в коллективной и индивидуальной памяти и может передаваться от одного человека к другому и от одного поколения к другому.

Большая часть обско-угорского населения - это полуосёдлые охотники и рыболовы, занимающиеся, кроме того, оленеводством на севере и скотоводством на юге. В рыболовстве широко использовались заграждения из кольев и прутьев (запоры), с давних пор известны также уды и сетные ловушки. По воде передвигались на лодках-долблёнках и калданках, были в ходу и большие дощатые лодки-жилища. Зимой использовали лыжи, ручные, собачьи и оленьи нарты.

Дерево в жизни хантов играет большую роль. Коренное население использует все его части: древесину, кору, корни, ветки. Основная часть домашней утвари изготавливается из бересты.


В одежде хантов и манси многие виды были одинаковыми у мужчин, женщин и детей. Зимняя одежда из оленьих шкур - малица, гусь (совик) и парка - шились без разреза спереди и надевались через голову. Сах – зимняя женская одежда из оленьей шкуры, ворсом наружу, либо из прочной ткани – яркого сукна, вельвета и т.д. «Глухую» малицу носят только мужчины. В дальнюю дорогу на одежду они надевали еще одну сверху глухую одежду – гусь или кумыш. Летом мужчины носили шабур, халат, кафтан из тканей либо выношенную меховую одежду. Верхняя одежда женщин была только распашной - халат, шуба из оленьих шкур или сборного меха. Нательной одеждой были натазники, штаны, рубахи и платья.


Особым видом прикладного искусства хантов является изготовление сумок – туганг. Все они богато орнаментированы. Всевозможные подвески из колечек, цепочек, монет. Бус. Иногда используются подвески из высушенных зубов оленей и копытцев новорожденных оленят. В них хранятся принадлежности для рукоделия, кусочки меха, полоски сукна, орнаментальные заготовки и другие мелочи.

1.3 Обряды и праздники в повседневной жизни и культуре коренных народов Севера

Праздники и семейно-бытовые обряды коренных народов Севера и Сибири формировались на протяжении длительного исторического периода с учетом изменения экономических и общественных отношений. В основе праздничных обрядов, совершаемых по случаю добычи животных, лежали древнейшие мифы об умирающем и воскресающем животном. Поэтому северяне старались хорошо "встретить" убитого зверя и с почестями "проводить" его "домой".

Каждый праздник имел культово-магическую окраску. Ритуальный смысл праздников заключался в "благодарении" животных.

3. Ожегов С.И., «Словарь русского языка», 20-е издание, стереотипное, Москва, «Русский язык», 1989г.

4.Ерныхова Е.А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. - Йошкар-Ола, 2000 г.

5.Кудрявцев В.Т., Решетникова Р.Г. «Ребенок и декоративно-прикладное искусство обскихгров», Москва, Издательство ИКАР, 2003г.

6.Узор таежной тишины [Текст] // Югорское детство. - 2012. - № 1. - С. 24, 25. - ил.

7.Шишкин П.Е., Шабалина И.Д. «Мансийские орнаменты», Издание второе исправленное и дополненное, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2001.

8. Северный орнамент. Коренные народы Севера в современном мире. [Электронный ресурс]. URL :

9. Николай Фомин Серия «Обские угры» [Электронный ресурс]. URL : http://www.liveinternet.ru

10. Орнаментальное искусство коренных народов Севера. [Электронный ресурс]. URL : http://rudocs.exdat.com

11. Орнаменты ханты и манси [Электронный ресурс]. URL : http://ornament-ru

12. Алые паруса. Народы ХМАО. [Электронный ресурс]. URL : http://nsportal.ru

13.Югорское детство №3(37) май-июнь, редактор Л.Андреенко, 2013г.

14.Югорское детство №5(39) май-июнь, редактор Л.Андреенко, 2013г.

15.Орнамент "Солнце"[Текст] / Т. Молданова// Югра. - 1993. - № 4. - С. 51. - 3 рис.

Орнамент - зеркало и характерная особенность древней и современной культуры народов севера, устойчивый элемент художественной культуры.

На протяжении тысячелетий орнаменты сохраняют свою древнюю первооснову, создающую важнейший исторический источник. В орнаменте самые отвлечённые геометрические формы наполняются вполне определённым содержанием, отражая представление об окружающей действительности. Считается, что орнаменты возникали в результате долгих наблюдений за окружающим миром, а названия узорам давали по сходству и подобию предмета.

По нашему мнению, в орнаментах народов севера “отвлечённые” геометрические формы отвлечёнными только кажутся. С таким же “успехом” мы можем рассуждать об “отвлечённых” геометрических формах вполне современного QR кода.
Методологической основой нашего исследования явился метод дискретного преобразования Фурье, дополненный автором новой методикой исследования орнаментов как музыкальных произведений.

Гипотеза:
- о возможности дискретизации и кодирования изображений орнаментов;
- о возможности выявления скрытой в орнаментах информации;

Цель: выявить скрытую в орнаментах информацию.

Объект исследования: группа орнаментов “Мотивы с зайцем”.

Предмет исследования: выявление и представление в графическом и звуковом формате скрытой информации путём дискретизации и кодирования изображений орнаментов.

Задачи:
1. Создать компьютерные графические изображения орнаментов группы “Мотивы с зайцем” в соответствии с оригинальными.
2. Пространственно дискретизировать и кодировать орнаменты в цифровом и нотном формате.

Методика исследования:
Для разъяснения нашей гипотезы возьмём произвольное изображение, представленное как совокупность квадратиков разных цветов. Квадратик (пиксель) - это минимальный участок изображения, цвет которого можно задать произвольно. В нашей работе мы используем черно-белое изображение. Для черно-белого изображения каждый квадратик будет нести одну единицу информации (один бит). Представим, что чёрный квадратик (бит) = 1, а белый квадратик (бит) = 0.

Произведём кодирование изображения.
В результате кодирования получаем ряды символов двоичной системы исчисления, которые можно преобразовать в звук.

Преобразование в нотные записи можно произвести путём соотнесения пространственно дискретизированного изображения с импровизированным нотоносцем, предполагая, что каждая тёмная клетка - это нотный знак, а нотные знаки, располагающиеся на одной вертикальной линии, будут составлять аккорд.

Основная часть

Практически все орнаменты можно разделить на участки разного цвета правильной геометрической формы (дискретизировать).

Пробуем исследовать один орнамент из группы орнаментов “Мотивы с зайцем”. Для исследования, с помощью компьютерной графики было создано изображение одного орнамента, разделённого на участки и кодированного в двоичной системе исчисления и в нотном формате.

В результате кодирования мы получили информацию, которую можно преобразовать в звук, представив как нотную запись.

Исследуем группу орнаментов “Мотивы с зайцем”, как нотные записи. Для реализации исследования, методом компьютерной графики:
1. Созданы компьютерные изображения отдельных орнаментов группы в соответствии с оригиналом.
2. Компьютерные изображения орнаментов разделены на участки (пространственно дискретизированы).
3. Дискретизированные изображения орнаментов пронумерованы и соотнесены с импровизированными нотоносцами, где каждая тёмная клетка орнамента - это нотный знак.

Перенесением нотных знаков нескольких орнаментов группы “Мотивы с зайцем” в компьютерную программу для создания музыки получены звуковые дорожки, соединённые между собой в единое произведение. Представлено два варианта аранжировки. Композитор - Артемиус Вольф // Artemius Wolf (г. Москва)

Перенесением нотных знаков орнамента №_03 из группы “Мотивы с зайцем” в компьютерную программу для создания музыки получена звуковая дорожка в клавишном варианте исполнения. Представлено два варианта аранжировки. Композитор - Валентин Хайнус (г. Югорск)

Заключение

В ходе нашего исследования гипотеза о возможности представления скрытой в орнаментах информации подтвердилась. Нам удалось:
1. Пространственно дискретизировать компьютерные изображения орнаментов.
2. Кодировать орнаменты в двоичной системе исчисления.
3. Кодировать орнаменты группы “Мотивы с зайцем”, как нотные записи.
4. Создать оригинальные музыкальные дорожки.

По итогам нашей работы мы сделали выводы:
- орнаментальное искусство народов ханты и манси может быть источником скрытой информации ;
- пример распознавания скрытой в орнаментах информации – преобразование в нотные записи и создание оригинальных музыкальных опусов, миниатюр, произведений…;

Список источников

Исполнители работы:

Гусева Софья Олеговна, ученица 3”Д” класса школы № 5 города Югорска;
Гусев Олег Александрович (отец).

Руководитель:

Дубровская Татьяна Николаевна, классный руководитель, преподаватель школы № 5 города Югорска;

При сотрудничестве:

Кузнецова Мария Викторовна, заведующая сектором информационно-методического отдела центра культуры “Югра-презент” города Югорска;
Цонева Екатерина Игоревна, заведующая сектором информационно-методического отдела центра культуры “Югра-презент” города Югорска;
Валентин Хайнус, композитор, город Югорск.
Артемиус Вольф, композитор, город Москва.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

«Заячьи ушки» («Большие уши») Орнамент связан с зайчихой, образом богини Калтащ, и, следовательно, несет функцию узора, охраняющего женщину, ребенка и саму способность женщины к деторождению. Узором «заячьи ушки» украшают детские вещи, потому, что зайчиха – мать относится к лесным женским духам. А каждая женщина – мать любит своих детей. Этот узор похож на длинные ушки зайцев.

3 слайд

Описание слайда:

«Крыло чайки» Орнамент «крылья чайки» говорит о том, что мастерицы проживают на реке Обь; считается, что чайка – птица духа, управляющего тучами и грозой.

4 слайд

Описание слайда:

«Пасть большого коня» В фольклоре ханты встречаются крылатые кони с раскрытой пастью. Богатыри, умеющие их укрощать - Боги наиболее высокого ранга, - восседают на таких лошадях.

5 слайд

Описание слайда:

«Оленьи рога» Он похож на веточки оленьих рогов. Этому узору ханты отдают предпочтение, потому, что олень – самое главное животное в жизни хантов. Если человек имеет большое количество «рогатых оленей», то он защищен дважды; во-первых, это материальное благополучие (теплая одежда, еда), во-вторых, он всегда имеет возможность принести жертву и тем самым снискать расположение божеств.

6 слайд

Описание слайда:

«Медведь» Узором «медведь» охотники украшают свои вещи и обереги, они верят, что медведь их охраняет и приносит удачу на охоте. Похож этот узор на стоящего во весь рост медведя.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

«Кедровая шишка» Шишка – это символ хантыйского человека или человека вообще. Шишка – это дом для орехов. Орехи – это семена новой жизни. Однако особое состояние ореха, то есть его способность к прорастанию, связано с наличием кедровок, так как именно они закапывают орехи в землю. Не исключено, что первоначально «шишка-человек» мыслилась как беременная женщина.

9 слайд

Описание слайда:

«Лягушка» Орнаменты «лягушка» и «крест» - элементы женского мира. По мифам и «лягушка», и «крест» символизируют женское начало. Их изображения служат оберегами для домашнего очага и непосредственно для самой женщины. Этими орнаментами украшают женские нагрудные и налобные украшения, пояса. Изображение лягушки, вышитое бисером на платке, давало новорожденному здоровье, долголетие.

10 слайд

Описание слайда:

«Солнце» Этот узор часто наносят в центр игольницы, также он популярен и на крышках берестяных коробов. Узоры, отходящие от центрального круга, называют «руки солнца», лучи. В верованиях ханты сохраняется отношение к «Солнцу-най-матери» как к дарительнице силы, энергии для воспроизводства земной жизни.

11 слайд

Описание слайда:

«Птица» Узор «птица» хранит сон и здоровье человека, отпугивает от него злых духов. Этот узор похож на птицу, которая повернула голову к хвосту.

13 слайд

Описание слайда:

Березовая ветвь очень часто встречающийся орнамент. Береза в представлении хантов – это святое дерево, священное дерево. О березе, как о священном дереве, поется во многих песнях – молитвах, в песнях – поклонениях богам, в песнях наставлениях, рассказывают о березе легенды, например, как эта: «Забыли люди о доброте. Забыли о чистоте. Завидуют друг другу. Обманывают друг друга. Черные мысли в их головах рождаются. Черные чувства в их сердцах рождаются. Земля стонет. Коркой лжи покрывается. Земля стонет. Коркой зависти покрывается. Великий стон до Неба дошел. Посмотрела дочь Неба на Землю. Черные мысли людей Землю душат. Умирает она. Содрогнулась небесная девушка от ужаса. Великая боль пронзила ее сердце. Не выдержало оно. Рассыпалось. Кусочки по земле развеялись. В человека попадут – человек очищается. В дерево попадут – дерево белеет. Так и появились на нашей земле березы. Говорят, что это небесной жизни кусочек. Святое дерево. Священное дерево».

1 слайд

Исследовательская работа «Семантика орнаментальных узоров ханты и манси» Выполнила: Абраамян Анаид, учащаяся 5Б класса, МОУ СОШ №8 имени Сибирцева А. Н. Руководитель проекта: Тетерина А. М., учитель технологии Сургут 2011

2 слайд

Объект исследования: народная одежда аборигенов Югры. Предмет исследования: символическое значение орнаментальных узоров в одежде ханты (манси). Цель работы: проанализировать орнаментальные узоры, часто встречающиеся в одежде коренных жителей Югры – ханты и манси; изучить их символическую значимость. Гипотеза: орнаментальные узоры на одежде аборигенов носят обереговый характер и тесно связаны с их окружающим миром.

3 слайд

Задачи работы: изучить литературу по теме проекта; проанализировать национальный костюм ханты и манси, его составные части; изучить орнаментальные узоры, часто встречающиеся на одежде, предметов быта, найти их графическое изображение; сделать выводы по проделанной работе; составить глоссарий по теме проекта.

4 слайд

5 слайд

6 слайд

7 слайд

Орнаментальные узоры, часто встречающиеся на одежде, предметах быта Орнамент (словарное слово) - это живописное графическое украшение из сочетания геометрических элементов. Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми и оригинальными. В одежде ханты и манси встречаются орнаменты линейного и розеточного (медальонного) типа.

8 слайд

Семантика орнамента Графическое изображение орнамента Семантика орнамента «Полоски» - салум Прямая линия - «прямой путь» или «прямой след», существует как весьма распространенный элемент украшения одежды. Слово «пант» считается иранским заимствованием обских угров (дорога, путь, тропа).

9 слайд

Семантика орнамента Графическое изображение орнамента Семантика орнамента «Ветка березы» Зигзаг считается простейшим и древнейшим орнаментом, характерным для многих народов земного шара. За ним закреплена функция оживления неживого, охраны жизни, поэтому наиболее часто этот узор встречается на берестяных колыбелях, как на спинке люльки, так и на ее бортиках, охранительную функцию несут края рукавов, именно здесь в ритуальных халатах нашиваются аппликационные полосы. Зигзаг – дерево, есть символ отгораживания живого от неживого.

10 слайд

Семантика орнамента Графическое изображение орнамента Семантика орнамента «Выводок утят» «Челюсть щуки» «Маленькое лезвие топора» Треугольник - «панк - «зуб» или «сорт панк» - «щучьи зубы». Семантическая нагрузка мотивов, возникших на основе треугольников, немного. Это так называемые: «утиные выводки», «утиные лапки», «щучьи зубы», «топора узоры». Утка играет существенную роль в мифологии обских угров: на некоторых территориях она выступает как творец мира, она достает землю из глубин первичного Мирового океана; у других групп ханты с уткой связано понятие изобилия, а также утиная лапка служит ребенку игрушкой, в то же время, являясь его оберегом.

11 слайд

Семантика орнамента Графическое изображение орнамента Семантика орнамента «Редкая головка» «Тройная головка» За квадратом, поставленным на угол, закрепилось устойчивое название «голова», «головка». Понимание квадрата, поставленного на угол, как «сердца углубления», часто отождествляется с понятием «внутренний» - нутро: полость живота (другое значение - душа), замкнутое пространство, и также как зигзаг, он «оживляет» изображение. Ромб как универсальный символ плодородия и чадородия связан с представлениями о Матери-Прародительнице, которая мыслилась и как Мать-Природа, и как Великая Женщина-Мать.

12 слайд

Семантика орнамента Графическое изображение орнамента Семантика орнамента «Заячьи ушки» Уголки относят к тем простым геометрическим элементам, которые лежат в основе даже самых сложных по конфигурации мотивов. Часто эти орнаменты именуют «заячьи ушки». «Рог дикого оленя» Рассматривая символическое значение узора «оленьи рога», отметим, что существует выражение о жертвенном животном - олене: «рогатый олень» (бык). Если человек имеет большое количество «рогатых оленей», то он защищен дважды: во-первых - это материальное благополучие (теплая одежда, еда), во-вторых - он всегда имеет возможность принести жертву и тем самым снискать расположение божеств.

13 слайд

Семантика орнамента Графическое изображение орнамента Семантика орнамента Мотивы с внутренней полостью и отходящими от вершин «крючкообразными» элементами отличаются достаточно стабильной семантикой. Эти варианты орнамента называются «лягушками», «задние ноги лягушки». У обских угров существует особое отношение к лягушке. В фольклоре с лягушкой связано представление о счастье, изобилии.

14 слайд

Семантика орнамента Графическое изображение орнамента Семантика орнамента Орнамент перна «крест» в настоящее время распространен очень широко, преимущественно он исполняется в косом положении. Крест, встречается как в простом исполнении, так и в сложном. Иногда его именуют еще «собачья лапа». Крест на сегодняшний день имеет двойную нагрузку. Первое значение данного знака (только косой крест) - это ограничение мира людей от враждебных сущностей иного мира. Второе значение креста как христианского символа наносится обычно в прямом исполнении: существует понятие перна пос «креста знак».

15 слайд

Семантика орнамента Графическое изображение орнамента Семантика орнамента «Соболь» «Голова маленького соболя» Мотивы орнамента «соболь» отличаются стабильным названием и связаны с узором определенной конфигурации. Соболь почитался как священное животное, он более всего связан с «лесными людьми» мис (миш), т. к. этот зверек с особыми приметами (например, с шелковым шнурком, желтым кольцом на шее) служит им собакой. Юганские ханты почитают Касум-ими (духа - покровителя хантов) в облике соболя (одной своей сутью она женщина в образе миш). По представлениям ханты, миш (мис) дает охотничью удачу, изобилие.

16 слайд

Заключение Я изучила литературу по теме исследовательской работы, в которой постаралась осветить следующие аспекты: Элементы народного костюма ханты и манси; Из прочитанной литературы выделить часто встречающиеся орнаменты в одежде обских угров; Рассмотрела семантическую направленность орнаментальных узоров в национальном костюме аборигенов Югры. Подтвердила гипотезу, что орнаменты тесно связаны с окружающим миром народа, служили не только украшающим элементом одежды, но и носили синкретический характер - изделие одновременно являлось и источником эстетического наслаждения, и культовым предметом. Как, правило, оберегом.

Цивилизация, созданная народами Западно-Сибирского региона России, представляет собой культурный пласт, где суровый климат и экстремальная среда обитания обуславливает практический характер традиционного искусства.

Орнамент, являясь символическим воплощением культуры, выражает не только художественно-эстетические идеалы этноса, но и несет в себе определенную информацию, зашифрованный смысл.

Мир орнамента — большой и разнообразный, он живет и развивается по своим законам. Некоторые орнаментальные мотивы имеют распространение у разных народов и в разные эпохи. К ним относятся в первую очередь многие геометрические и растительные мотивы. Из растительных орнаментальных мотивов простейшими являются изображения листьев, цветов, плодов и веток. К природным орнаментальным мотивам относятся также все изображения живых существ: животных и людей.

В современной жизни представителей разных народов сохраняется почтительное отношение к символике орнаментальных знаков, хотя всерьез, наверное, мало кто верит в их магию. Некоторые символы хорошо известны и мы их используем.

Особенности формирования своеобразной культуры коренных народов определялись уровнем их общественного развития и той географической средой, в которой проходила жизнь. Человек, живший в гармонии с природой, ощущал ее ритмы и изображал их, находя конкретные аналоги в окружающем мире. К линии, начертанной, высеченной или вышитой люди относились как к магической «волшебной палочке», заставляющей силы природы оберегать, лечить, защищать, покровительствовать человеку.

В своих орнаментах не только рассказывали о жизни, но и верили в то, что орнамент охраняет от злых духов и придает тому, кто его носит силу и здоровье. Например, долганы верили, что если нанести на шапку охотника узоры тыныпак – ноготь, кулгаак – ухо, ихарак – глаз, то охотник будет сильнее зверя, слух его будет острым, а взгляд зорким.

Локальные этнографические группы коми сохранялись до начала XX века . Наибольшее своеобразие в культуре имели удорцы - население верховьев Вашки и Мезени , ижемцы - низовьев Печоры, прилузцы - верховьев Лузы и Летки.

В целом по России проживает около 228 тысяч коми-зырян (2010 г.) или 293 тыс. (2002 г.) . Коми-зыряне небольшими анклавами и смешанно проживают в Архангельской , Мурманской , Кировской , Омской и других областях РФ.

В орнаменте преобладают геометрические мотивы: косой крест, простой ромб, многослойный, с пересечёнными и продлёнными сторонами. Кроме типичных геометрических мотивов встречаются стилизованные фигуры человека и животных, а также мотивы растительного характера: розеточного цветка, стеблей с бутоном, цветущих веток.


Узор ненецкого орнамента строго геометричен и состоит из прямоугольников, зигзагов, углов, ромбов. Ненцы трактуют эти рисунки как живое воспроизведение близкой им северной природы. Орнамент ненцев основан на прямом восприятии природы. Об этом прямо говорят его названия: «оленьи рога», «заячьи уши», «рыбьи хвосты», «сосновая шишка», «лебеди».

У ненцев встречаются орнаментальные мотивы, отдельно напоминающие фигурки людей, зверей, растений.

Главные фигуры: меандры, Г-образные фигуры, ветвисто-роговидные фигуры, симметричные и асимметричные, «головки», вертикальные линии с отростками, кресты.

Долга́ны (самоназвание - долган, тыа-кихи, саха) - тюркоязычный народ в России (всего 7900 чел., в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края ок. 5500 чел., в Якутии ок. 1900 чел.). Верующие -православные .

Простейший вид геометрического орнамента долган – полосовой орнамент – получил у них значительное развитие. Он исполняется различным способом – краской по ровдуге, чаще всего со жгутиками белого волоса по краям узора, нашиванием цветной ткани на кожу, вшиванием кусочков цветного или темного меха, нашиванием цветного бисера. Количество полос различно – от одной-двух до нескольких десятков.

Долганы, как и другие народы Севера, любят разнообразить цвета и материал полос, а также их ширину. Кроме полос в долганском орнаменте имеется группа мотивов в виде прямоугольников, квадратов и ромбов – крупных, мелких, наложенных один на другой или поставленных на угол. Иногда квадраты располагаются в шахматном порядке. Наряду с такими мотивами фигурируют треугольники, зигзаги, два пояска из треугольников с зигзаговидным мотивом между ними, шевроны. Зигзаги нередко дополняются мелкими элементами – прямоугольничками, короткими вертикальными линиями, кружками.

Женскую одежду украшают специальными орнаментами, например, на боковые части женской шапки долганы нашивают крупный узор, похожий на чум, символизирующий женщину.

Орнамент простой, строго геометрический, преимущественно прямолинейный, нередко с внутренней разработкой входящих в него мотивов. Встречаются как крупные, так и мелкие фигуры, чаще всего ахроматические. Из криволинейных фигур характерен миндалевидный узор, иногда пересеченный по длине прямой чертой. Расположение орнамента преимущественно зональное (Саяно-Алтайский тип орнамента).

Главные фигуры: треугольники, решетчатые (пересеченные) треугольники, треугольники с вписанными в них малыми треугольниками, сближенные, входящие друг в друга зигзаги, шевроны, косая сетка, ромбы, прямоугольники с вписанными в них мелкими прямоугольниками, диагонально пересеченные квадраты или прямоугольники, миндалевидные фигуры.

Распространен у алтайцев, шорцев, хакасов, чулымских татар, тофаларов, тувинцев и якутов. Прослеживается у угров, народов самодийской группы, долганов, приенисейских эвенков, бурят и частично у северо-восточных палеоазиатов (чукчей, коряков) и юкагиров. Отдельные мотивы этого орнамента известны и некоторым народам Европейской части России.

Сельку́пы (селькуп. сёльӄуп, суссе ӄум, чумыль-ӄуп, шельӄуп, шешӄум ; устаревшее - остяки-самоеды ) - народ, живущий на севере Западной Сибири . До (412 чел.).

Орнамент различных территориальных групп селькупов неоднороден по своему составу. У тазовских селькупов он примыкает к ненецкому; у баишинских ограничивается треугольниками, зигзагом, пересеченными квадратами и полосами; у нарымских (тымских и кетских) селькупов - близок к орнаменту восточных (сургутских, ваховских, васьюганских) хантов. Орнамент тазовских и баишинских селькупов строится на прямых, нарымских - на прямых и кривых линиях с характерными расширяющимися к концу отростками. Орнаментируются главным образом одежда и берестяная посуда.

Орнамент прямолинейно-геометрический, с дополнительными отростками и крючками у отдельных фигур, с заполнением по возможности всей поверхности предмета или его части (ковровое расположение). Крупные фигуры замкнутого типа заполнены внутри дополнительными элементами - ромбами, квадратами, линиями. Наряду с ковровым встречается и зональное расположение фигур (Иртышско-Алтайский тип орнамента).

Главные фигуры: решетчатые ромбы, крючкообразные фигуры в различных комбинациях.

Распространен у южной группы хантов (Иртыш, Салым, Конда), южных манси и нарымских селькупов, а на Северном Алтае у шорцев и кумандинцев. Характерен также для многих народов Европейской части России.

Почти у всех народов Сибири, а также за ее пределами у народов Европейской части России, в Средней Азии и на Кавказе распространен Североазиатский тип орнамента. Известен многим народам Европы, Америки, Африки, Южной Азии (Индия).

Внешние признаки: орнамент криволинейный, простой, строго геометрический, большей частью мелкий.

Главные фигуры: точка или кружок, полукружок, кружок с точкой в центре или концентрические кружки. Точки и кружки обычно располагаются зонально, реже группируются в более сложные фигуры, образуя розетки. Все эти узоры нередко сочетаются с горизонтальными линиями или зигзагами.

В народном творчестве, где орнамент нашел наибольшее распространение, постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения орнамента, во многом определившие национальные художественные традиции разных народов. Каждая эпоха, каждая национальная культура выработала свою систему орнамента – мотивы, формы, расположения на украшаемой поверхности. Поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства.

В каждом из нас существует память рода или генетическая память, которая хранит всё, что окружало наших предков. Пробудить эту дремлющую в нас память нам помогло многоцветье орнаментов. Каждая эпоха, каждая культура вырабатывали свою систему орнаментов. В каждом национальном орнаменте узоры были не случайны, а глубоко символичны.

Все в физическом, психическом и духовном мире человека сложено из простых и достаточно ясных элементов (мотив орнамента), которые, так или иначе, взаимодействуя между собой, составляют многомерную картину. В орнаменте нет, и не может быть никакой повествовательности. Это не рассказ о чем-либо и не передача информации. Орнамент не стремится ничего поведать человеку. Он запечатлевает лишь ритмы. Это ритмы чувств, действий и мыслей человека. Человек рубит дерево или пишет картину, играет на скрипке или идет на работу – все это ритмически организованные элементарные движения рук, ног, всего тела. И благодаря именно этой организации, человек достигает цели, а не совершает беспорядочные движения. В нашей жизни ритмически чередуются радости и печали. Мы даже думаем в определенном ритме. Структуру этой ритмики мы и пытаемся выразить в орнаменте.