Образы скорби и печали сообщение. Образы скорби и печали. Чувства человека Какие чувства вы знаете?Какие чувства вы знаете? Всегда ли чувства бывают положительные?Всегда ли чувства бывают. Форма проведения занятия

Ответ оставил Гость

Немало на свете и весёлых мелодий, рождённых в минуты радости или в дни праздников. Даже среди серенад - большей частью грустных и задумчивых – можно найти жизнерадостные и подвижные мелодии, полные очарования и оптимизма (оптимизм – бодрость, жизнерадостность).

Кому не знакома прелестная и грациозная (грациозный – изящный, стройный) «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта, мелодия которой полна света и обаяния праздничной ночи!

В Вене XVIII века было принято устраивать небольшие ночные концерты под окнами того человека, которого хотели отметить вниманием. Разумеется, смысл музыки, исполнявшейся в его честь, был вовсе не лирическим и не сокровенным, как в любовной серенаде, а скорее забавным и чуть озорным. В таком ночном концерте участвовало несколько человек - ведь радость объединяет людей!

Для исполнения серенады Моцарта требовался струнный оркестр - собрание виртуозных и выразительных инструментов, так волшебно певших в тишине венской ночи.

Мелодия «Маленькой ночной серенады» пленяет тонкостью и изяществом. В её звуках оживает облик старой Вены, необычайно музыкального города, где днём и ночью можно было услышать чудесную музыку. Лёгкость и ловкость изложения подчёркивает, что это не драматическая история, а не более чем беззаботная прелестная музыкальная шутка.

Очарованный светлыми моцартовскими мелодиями, русский певец Ф. Шаляпин так выразил своё отношение к великому венскому классику: «Идёшь в дом, простой, без лишних украшений, уютный, большие окна, море света, кругом зелень, всё приветливо, и тебя встречает радушный хозяин, усаживает тебя, и так хорошо себя чувствуешь, что не хочешь уходить. Это Моцарт».

В этих искренних словах отражена лишь одна сторона музыки Моцарта - та, что связана с самыми светлыми образами и настроениями. Но, пожалуй, во всей многовековой истории музыки не найдёшь композитора, чьи мелодии были бы только радостными и гармоничными.

И это понятно: ведь и жизнь никогда не бывает только светлой, только ясной, в ней неизбежны утраты и разочарования, ошибки и заблуждения. В ней человек не только занят обычными делами - ходит в детский сад или в школу, занимается спортом или играет на компьютере. Кроме всего этого он задаётся очень многими вопросами, пытаясь понять себя, свою жизнь и своё место в окружающем мире. Он думает не только о том, куда поехать отдыхать или как отпраздновать день рождения, но и о том, что составляет более важные и серьёзные проблемы - проблемы добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти.

Именно в искусстве наиболее ярко проявляют себя те чувства и раздумья, которыми живёт человек. И поэтому не следует удивляться, когда тот же самый Моцарт, написавший «Маленькую ночную серенаду», тот Моцарт, которого композитор А. Рубинштейн называл Гелиосом - богом солнца музыки, о котором восклицал: «Вечный солнечный свет в музыке- имя тебе Моцарт!» - создаёт одно из самых скорбных во всём мировом искусстве сочинений - свой Реквием.

Умирающий композитор, последние месяцы своей жизни посвятивший этому произведению, так писал о нём в одном из своих писем: «Передо мной моя погребальная (погребальный - похоронный) песнь. Не могу оставить её незавершённой»

«Слёзы людские, о слёзы людские...»

  1. Образы скорби и печали в музыке, глубина их содержания.
  2. Способность музыки грустного характера приносить утешение (на примере пьесы «Грёзы» из фортепианного цикла «Детские пьесы» Р. Шумана).

Музыкальный материал:

  1. П. Чайковский. «Болезнь куклы», «Похороны куклы» из «Детского альбома» (слушание по желанию педагога);
  2. Р. Шуман. «Первая утрата», из фортепианного цикла «Альбом для юношества» (слушание по желанию педагога);
  3. Р. Шуман. «Грёзы», из фортепианного цикла «Детские сцены» (слушание);
  4. В. Высоцкий. Братские могилы (пение).

Изобразительное искусство:

  1. С. Красаускас. Гравюры из цикла «Вечно живые».

Поэзия:

  1. Ф. Тютчев. «Слёзы людские, о слёзы людские…»;
  2. Р. Рождественский. «Реквием», фрагмент.

Характеристика видов деятельности:

  1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.
  2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
  3. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.
  4. Осознавать интонационно-образные основы музыки.

Планируемые результаты учебной деятельности:

  1. Метапредметные:

Понимание радостных образов в искусстве как награды за преодоление невзгод и трудностей, как результат жизненной борьбы.

  1. Личностные:

Осознание музыки как вида искусства, передающего разноплановые, контрастные образы во всём их многообразии.

  1. Предметные:

Понимание и анализ образов печали, скорби, тоски и одиночества в музыке.

Форма проведения занятия:

  1. Урок-беседа об образах печали, скорби, страдания в разных видах искусства на примере музыки.

Виды деятельности учащихся:

  1. Беседа о воплощении в искусстве образов грусти, скорби.
  2. Беседа о чувстве утешения, возникающем при восприятии грустной, трагической музыки.
  3. Просмотр репродукций гравюр, коллективный анализ и обсуждение их содержания.
  4. Выразительное чтение вслух фрагментов стихотворений, выявление их связи с темой урока.
  5. Прослушивание, слуховой анализ музыкальных произведений.
  6. Сравнительный анализ гравюр, стихотворений и музыкальных произведений.
  7. Анализ нотных примеров.
  8. Составление программы воображаемого концерта в «Дневнике музыкальных размышлений».
  9. Разучивание, исполнение, обсуждение песни В. Высоцкого.
  10. Анализ музыкально-выразительных средств и выявление их связи с содержанием песни.

Что музыка? Она одна
Нас утешает бесконечно,
Так сладостна, так гармонична…
В ней наша видится судьба.
И, муки наши отражая,
Она нам всё же обещает
Слияние с законом вечным
И с поколений чередой,
И укрощает нашу боль…

О. Поленц

Как бы ни были разнообразны оттенки радости, передаваемые музыкой, всё же подлинное своё величие она обретает в воплощении образов объёмных, сложных, глубоких.

Почему это так?

Мы уже писали о том, что настроения незамутнённой радости редко посещают наш мир: наверное, по-настоящему они знакомы только детям. Любая другая радость достаётся нам чаще всего в награду за усилия, за преодоление невзгод...

Так происходит в жизни, так происходит и в музыке. Радость в музыке «солнечного» Моцарта, открывшего нам трагические глубины «Дон Жуана», Реквиема, сегодня является нам как отблеск души великого человека, - души, и поныне несущей свой лучезарный свет. Радость в финале последней, Девятой симфонии Бетховена звучит как выстраданная награда за нелёгкий, полный мучительной борьбы путь его музыки...

И всякий раз, когда великая музыка пронзает нас своей ослепительной радостью, мы знаем, что долог путь восхождения к этим сияющим высотам - независимо от того, кто был её создателем. Ибо в настоящей музыке выражена вся глубина мира с его неизбывными печалями, вечными, как сам мир, и такими же вечными его радостями.

Образы скорби и печали в музыке присутствовали всегда. Есть бесконечно грустные народные песни, свидетельствующие, что даже в далёкие и кажущиеся нам благословенными времена «детства человечества» люди уже знали и горечь разлук, и тоску одиночества. И даже в самой настоящей детской музыке, то есть музыке, созданной специально для детей, немало грустных и даже трагических страниц.

Вспомните «Первую утрату» Р. Шумана из его фортепианного цикла «Альбом для юношества».

Если бы мы слушали эту пьесу саму по себе, мы сказали бы о грустной мелодии, об интонации, в которой можно различить и жалобу, и упрёк, и безутешность. Но если вспомнить содержание нашей беседы, то, наверное, смысл «Первой утраты» станет более глубоким и значительным.

Теперь это не просто жалоба ребёнка, - теперь это становится чем-то большим, каким-то новым знанием о мире. Это знание угадывается уже в самом названии – «Первая утрата», говорящем о неизбежности всех последующих утрат.

Так маленькая детская пьеса становится для нас открытием закона жизни, которому подчиняется всё грустное в мире: и облетающие осенние листья, и горькие человеческие потери.

И хоть это грустный закон, в нём есть и светлая сторона. Ведь когда-то снова наступит весна, на деревьях появятся молодые листья… Так и человеческая жизнь – потери в ней сменяются радостями, новыми надеждами и ожиданиями.

Цикл Роберта Шумана «Альбом для юношества» написан в 1838 г. Этот цикл - одно из лучших фортепианных произведений композитора. Миниатюры, входящие в цикл, - музыкальные рассказы с незамысловатым сюжетом, здесь важнее настроение, эмоции. По словам самого автора, этот цикл - «отражение прошлого глазами старшего и для старших».

Вспомните «Болезнь куклы» и «Смерть куклы» из «Детского альбома» П. Чайковского...

«Болезнь куклы». Печальная музыка об очень искренних переживаниях девочки, которая принимает свою игру как бы всерьёз. А может быть, любимая кукла действительно безнадёжно сломалась (заболела).

- Кукла Маша заболела.
- Врач сказал, что плохо дело.
- Маше больно, Маше тяжко!
- Не поможешь ей, бедняжке.
- Нас покинет Маша вскоре.

Вот уж горе, так уж горе, горе, горе, го…

У девочки заболела кукла. Как в музыке рассказано об этом? Что необычно в музыкальном языке этой пьесы? Слушая музыку, вы сразу обратите внимание на то, что в ней нет сплошной мелодической линии. Она как бы «разорвана» паузами, каждый звук мелодии напоминает вздох: «Ох... ах...»

Форму пьесы можно определить как одночастную, состоящую из двух периодов с кодой. Жалобно звучат «вздохи» куклы в первом предложении, переходящие затем в приглушённые стоны, когда они переносятся в низкий регистр. «Страдания» куклы достигают предела во втором периоде, содержащем напряжённую кульминацию. Период завершается кадансом на тоническом аккорде. Пьеса имеет долго «угасающую» коду. Кукла заснула...

«Похороны куклы». В музыке, написанной для детей, чувствуется бережное отношение к переживаниям ребёнка, понимание их глубины и значительности. Слушая эту пьесу, обращаешь внимание на серьёзность, неподдельность чувств маленького героя, на то, с каким уважением композитор относится к личности ребёнка.


Кукла, родная, прощай навек.

Мне не играть с тобой.
Лучшею куклою ты была.
Как же тебя я не сберегла?
Как же такое случилось с тобою?
Куда и зачем от меня ты ушла?
Снег на земле и на сердце снег.
Маша, родная, прощай навек.
Больше, дружочек, любимый мой,
Мне не играть с тобой.

Чайковский не случайно дал подзаголовок своему циклу – «В подражание Шуману». Эта пьеса невольно напоминает «Первую утрату» из «Альбома для юношества» Р. Шумана.

Пьесу пронизывает характерный ритм типичного похоронного марша, однако эта черта не делает из пьесы действительно похоронный марш. Порой в литературе можно встретить утверждение, что здесь Чайковский воспроизвёл звучание хора. Нам кажется, что эту музыку скорее можно представить себе в оркестровом, а не хоровом, варианте. Но как бы то ни было, и при исполнении, и, слушая эту пьесу, не стоит всё воспринимать слишком всерьёз. Всё-таки, композитор звуками создаёт впечатление похорон куклы: элемент игры здесь не должен совсем пропадать.

Хорошая, искренняя музыка естественно и доверительно обращается даже к самому маленькому ребёнку. Именно не фальшиво-бодрые, а печальные произведения для детей обнаруживают бережную уважительность к детской душе, способной страдать и переживать не меньше, чем взрослая.

«Детский альбом» П. Чайковского сочинялся композитором в 1878 г. и был посвящён племяннику Володе Давыдову, который учился играть на фортепиано и исполнял эти пьесы.
В сборнике 24 пьесы. Вместе миниатюры составляют пёструю и яркую картину одного дня ребёнка XIX в., современника композитора. Начинается цикл «Утренней молитвой», а заканчивается пьесой также молитвенного склада «В церкви». В цикле есть пьесы, повествующие об играх и забавах мальчиков («Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков»), а есть мини-цикл, посвящённый игрушке девочек - кукле. В трёх пьесах прослеживается целая кукольная история. Начинается эта тема печальной «Болезнью куклы», продолжается трагическим траурным маршем «Похороны куклы», а завершается ликующей стремительной «Новой куклой».

Мы видим, что грустные настроения совсем не редкость в музыкальном искусстве, что они звучали в музыке всех времён, выражая одно из коренных свойств человеческой природы.

Слёзы людские, о слёзы людские,
Льётесь вы ранней и поздней порой...
Льётесь безвестные, льётесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые,
Льётесь, как льются струи дождевые
В осень глухую, порою ночной.

Ф. Тютчев. Слёзы людские, о слёзы людские…

«Слёзы людские, о слёзы людские…»: в этом стихотворении Ф. Тютчева говорится о вечности и неизбывности человеческой печали, не различающей возрастов, безмерной, знакомой и привычной каждому. Но вот обратите внимание на два определения: «льётесь безвестные, льётесь незримые». Безвестные, незримые - значит, тщательно скрываемые, тайные, сокровенные, не ведомые никому. Как может жить человек наедине с этой тяжёлой ношей горестей, утрат, сожалений? Не всегда жизнь дарит нам возможность открыться, возможность быть понятым...

И тогда приходит музыка с её ласковым и деликатным прикосновением, музыка утешающая, примиряющая. Конечно, музыка не в силах избавить нас от наших печалей, но она открывает перед нами бесконечный мир других печалей, таких же безвестных и незримых, как и наши собственные.

Вспомним известное произведение – пьесу Р. Шумана «Грёзы». Эта музыка часто звучит в концертах; её исполняют и юные, и прославленные музыканты. Для отечественных слушателей «Грёзы» Р. Шумана имеют особое значение. Именно это произведение звучит по телевидению 9 мая - в память о погибших в Великой Отечественной войне (1941 – 1945). Приобщение миллионов слушателей к бескрайнему морю страданий, которые для многих людей остаются ещё не отболевшими, не повергает нас в отчаяние, а совсем наоборот – ободряет именно приобщением к этому вечно неиссякаемому потоку. И мы не только начинаем чувствовать, что в своих горестях мы не одиноки, но совсем по-иному оцениваем их: ведь есть что-то высокое и значительное в человеческом страдании, если оно удостоено такого прекрасного выражения.

Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придёт никогда, - заклинаю, - помните!
(Р. Рождественский. Реквием)

Стасис Альгирдо Красаускас (1929 - 1977) был одним из самых популярных советских художников.
Темы жизни и смерти, любви и человеческой жертвенности во имя любви, начиная от любви матери к ребёнку и кончая любовью человека к своему Отечеству, к Земле, дающей жизнь и принимающей в своё лоно тех, кто уже исполнил свой жизненный долг, - таков круг сюжетов графики художника.
Вот что написал Стасис Красаускас: «Никогда не позабудет мир подвига Советского Воина. Он сражался, пал и остался с нами, как напоминание о великом нашем долге перед Родиной, Прогрессом, Человеком. Ему, вечно живому, и посвящаю этот свой цикл».
В годы Второй мировой войны он был ещё ребёнком, но величайшая трагедия XX века осталась незаживающей раной, шрамом на его сердце. Всю жизнь он пытался понять причины страшных заблуждений человека, причины жестокости.
В 1975 году Стасис Красаускас создал, пожалуй, самую знаменитую свою серию - цикл эстампов «Вечно живые».
Здесь образы предельно обобщены, приподняты над конкретно-земным их значением, чувствуется безграничная вера в торжество жизни над смертью. Лежащий в земле погибший солдат будто не умер, а уснул. И над ним - тревожные и прекрасные видения - его сны, его земная жизнь, его неосуществлённые мечты... Прекрасные женщины с глубокой печалью и скорбью в глазах, его товарищи-солдаты, с которыми шёл он в бой, чудный конь, оседлать которого он, лежащий, бессилен...

Вопросы и задания:

  1. Способна ли грустная музыка приносить утешение? Объясните свой ответ на примере произведения «Грёзы» Р. Шумана.
  2. Пьеса «Грёзы», судя по названию цикла «Детские сцены», - адресована юным слушателям. При этом также очевидно, что она выражает глубокие, сильные чувства, присущие во многом взрослым людям. Подумайте, почему эта пьеса считается взрослой. Найдите в тексте параграфа слова, раскрывающие секрет эмоционального воздействия этой музыки, близкой и понятной людям разных возрастов.
  3. Составьте программу концерта из произведений, отражающих различные человеческие чувства. Запишите её в «Дневник музыкальных размышлений».

В презентации дополнительно дан ряд гравюр С. Красаускаса из цикла «Вечно живые»

«Образы духовной музыки Западной Европы»

Тема урока: «Образы скорби и печали»

Я плачу: слезы эти святы,

В. Красов

Цел ь: Развитие музыкальной культуры учащихся.

Задачи :

Развивающие: 1. Развитие творческого потенциала: вокальных данных,

творческого воображения;

2. Развитие сенсорной сферы – слуха;

3. Развитие мышления;

4. Обогатить эмоциональный опыт учащихся восприятием музыкальных образов скорби и печали

в религиозной музыке;

Образовательные: 1. Углубить понимание особенностей языка

западноевропейской музыки на примере

вокально-инструментальных жанров;

2. Углубить знания о понятиях - кантата, реквием;

3. Формировать навыки самостоятельности

и целеполагания;

4. Познакомить с новым музыкальным произведением

Джованни Перголези «Стояла мать скорбящая»;

5. Продолжить разучивание «Молитвы» Булата

Окуджавы:

6. Показать взаимосвязь музыки с литературой,

изобразительным искусством, историей;

Воспитывающие: 1. Воспитывать эстетический вкус учащихся;

2. Воспитывать чувства сопереживания коллективному

Здравствуйте, ребята. Я рада встречи с вами.

Сегодня мы продолжаем разговор о духовной музыке.

Сегодня тема нашего урока: «Образы скорби и печали»

А эпиграфом нашего урока я взяла строки поэта Красова:

Я плачу: слезы эти святы,

То дань Творцу от сердца моего

За радости мои, за горе и утраты,

По гласу вечному закона Твоего.

А чего бы вы хотели от сегодняшнего урока, какие задачи вы хотели бы решить на нашем уроке?

Дети называют:

Узнать новое

Разучить песню

Послушать музыку

Получить хорошую оценку

Я поняла ваши пожелания, спасибо. Я запишу ваши пожелания, и мы отправимся в путь в Западную Европу.

И так внимание. Сейчас прозвучит муз. фрагмент. Постарайтесь ответить на вопросы. Раздать листок - опросник.

Звучит «Токката и фуга ре минор Баха»

Как называется?

Какой музыкальный инструмент?

Какой склад музыки?

Что такое полифония?

Какой характер музыки?

Дети пишут на листке ответ.

Проверить выборочно, написали. Листочки собрать.

Сегодня мы познакомимся с новым композитором, чьё имя никогда не звучало у нас в классе.

Это итальянский композитор Джованни Батиста Перголези. 1710-1736 гг.

(учитель рассказывает о композиторе)

А произведение называется «STABAT MATER», ЧТО ОЗНАЧАЕТ «Стояла мать скорбящая»

Жанр этого произведения – КАНТАТА

Давайте вспомним, что такое кантата.

Слово итальянское, переводиться сапtаrе – петь.

Это многочастное произведение для хора, оркестра и солистов.

У Перголези это камерное произведение, так как кантата написана для женского (детского) хора, струнного квартета, контрабаса и органа.

В ней 13 частей.

1 часть кантаты связана со скорбным, трагическим образом матери Иисуса Христа – Девы Марии, стоящей перед телом распятого на кресте сына.

Сейчас мы будем слушаем 1 часть.

Определите характер музыки, ее склад, лад и т. д.

Слушаем1 часть.

Анализ прослушанной 1 части: Ощущение неторопливого шага передается мерной поступью басов. В звучании струнных слышны вздохи. Минорный лад придает краски трагичности.

В вокальной партии – напевная мелодия со скорбными интонациями.

(Если позволяет время можно прослушать 13 часть «Аминь», где учащиеся услышат полифонический склад музыки)

Скажите, а с каким известным произведение Западноевропейской музыки можно сравнить музыку Перголези. Конечно Моцарт «Реквием».

Давайте вспомним что такое реквием.

Дословно – покой, траурная музыка в честь умерших.

Слушают 7 часть Лакримоза «Слезная»

Что общего в этих двух произведениях – образ скорби и печали.

Вспомнить, как Моцарт сочинял РЕКВИЕМ, зачитать строки Пушкина из поэмы «Моцарт и Сальери» и письмо к брату.

А сейчас взгляните на репродукции картин итальянских художников - Микеланжело - Пьета и Майоль - Скорбь.

Что общего в музыке и живописи?

Тема трагизма, скорби.

А сейчас настало время нам обратиться к песне – а точнее к молитве, как жанру вокальной музыки.

Что такое молитва – духовная песня, разговор с Богом.

Как нужно исполнять молитву? (дети отвечают)

Давайте вспомним «Молитву» Булата Окуджавы.

Слушаем фрагмент.

Затем вокально-хоровая работа. (динамика, четкая дикция, и т. д.)

И так давайте подведем итог урока.

Учитель обращает внимание на задачи, урока.

Все ли мы задачи урока выполнили?

Вывод: Композиторы Перголези и Моцарт - каждый по своему (в произведениях различных жанров) воплощают мир человеческих переживаний – душевное смятение, умиротворенный покой, глубину горя и страданий человека.

Урок окончен. Всем спасибо.

6 класс

«Образы духовной музыки Западной Европы»

Тема урока: «Образы скорби и печали»

Я плачу: слезы эти святы,

В. Красов

Цел ь: Развитие музыкальной культуры учащихся.

Задачи :

Развивающие: 1. Развитие творческого потенциала: вокальных данных,

творческого воображения;

2. Развитие сенсорной сферы – слуха;

3. Развитие мышления;

4. Обогатить эмоциональный опыт учащихся восприятием музыкальных образов скорби и печали

в религиозной музыке;

Образовательные: 1. Углубить понимание особенностей языка

западноевропейской музыки на примере

вокально-инструментальных жанров;

2. Углубить знания о понятиях - кантата, реквием;

3. Формировать навыки самостоятельности

и целеполагания;

4. Познакомить с новым музыкальным произведением

Джованни Перголези «Стояла мать скорбящая»;

5. Продолжить разучивание «Молитвы» Булата

Окуджавы:

6. Показать взаимосвязь музыки с литературой,

изобразительным искусством, историей;

Воспитывающие: 1. Воспитывать эстетический вкус учащихся;

2. Воспитывать чувства сопереживания коллективному

Здравствуйте, ребята. Я рада встречи с вами.

Сегодня мы продолжаем разговор о духовной музыке.

Сегодня тема нашего урока: «Образы скорби и печали»

А эпиграфом нашего урока я взяла строки поэта Красова:

Я плачу: слезы эти святы,

То дань Творцу от сердца моего

За радости мои, за горе и утраты,

По гласу вечному закона Твоего.

А чего бы вы хотели от сегодняшнего урока, какие задачи вы хотели бы решить на нашем уроке?

Дети называют:

Узнать новое

Разучить песню

Послушать музыку

Получить хорошую оценку

Я поняла ваши пожелания, спасибо. Я запишу ваши пожелания, и мы отправимся в путь в Западную Европу.

И так внимание. Сейчас прозвучит муз. фрагмент. Постарайтесь ответить на вопросы. Раздать листок - опросник.

Звучит «Токката и фуга ре минор Баха»

Как называется?

Какой музыкальный инструмент?

Какой склад музыки?

Что такое полифония?

Какой характер музыки?

Дети пишут на листке ответ.

Проверить выборочно, написали. Листочки собрать.

Сегодня мы познакомимся с новым композитором, чьё имя никогда не звучало у нас в классе.

Это итальянский композитор Джованни Батиста Перголези. 1710-1736 гг.

(учитель рассказывает о композиторе)

А произведение называется «STABAT MATER», ЧТО ОЗНАЧАЕТ «Стояла мать скорбящая»

Жанр этого произведения – КАНТАТА

Давайте вспомним, что такое кантата.

Слово итальянское, переводиться сапtаrе – петь.

Это многочастное произведение для хора, оркестра и солистов.

У Перголези это камерное произведение, так как кантата написана для женского (детского) хора, струнного квартета, контрабаса и органа.

В ней 13 частей.

1 часть кантаты связана со скорбным, трагическим образом матери Иисуса Христа – Девы Марии, стоящей перед телом распятого на кресте сына.

Сейчас мы будем слушаем 1 часть.

Определите характер музыки, ее склад, лад и т. д.

Слушаем1 часть.

Анализ прослушанной 1 части: Ощущение неторопливого шага передается мерной поступью басов. В звучании струнных слышны вздохи. Минорный лад придает краски трагичности.

В вокальной партии – напевная мелодия со скорбными интонациями.

(Если позволяет время можно прослушать 13 часть «Аминь», где учащиеся услышат полифонический склад музыки)

Скажите, а с каким известным произведение Западноевропейской музыки можно сравнить музыку Перголези. Конечно Моцарт «Реквием».

Давайте вспомним что такое реквием.

Дословно – покой, траурная музыка в честь умерших.

Слушают 7 часть Лакримоза «Слезная»

Что общего в этих двух произведениях – образ скорби и печали.

Вспомнить, как Моцарт сочинял РЕКВИЕМ, зачитать строки Пушкина из поэмы «Моцарт и Сальери» и письмо к брату.

А сейчас взгляните на репродукции картин итальянских художников - Микеланжело - Пьета и Майоль - Скорбь.

Что общего в музыке и живописи?

Тема трагизма, скорби.

А сейчас настало время нам обратиться к песне – а точнее к молитве, как жанру вокальной музыки.

Что такое молитва – духовная песня, разговор с Богом.

Как нужно исполнять молитву? (дети отвечают)

Давайте вспомним «Молитву» Булата Окуджавы.

Слушаем фрагмент.

Затем вокально-хоровая работа. (динамика, четкая дикция, и т. д.)

И так давайте подведем итог урока.

Учитель обращает внимание на задачи, урока.

Все ли мы задачи урока выполнили?

Вывод: Композиторы Перголези и Моцарт- каждый по своему (в произведениях различных жанров) воплощают мир человеческих переживаний – душевное смятение, умиротворенный покой, глубину горя и страданий человека.

Урок окончен. Всем спасибо.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Образы скорби и печали в религиозной музыке западных композиторов Джованни Баттиста Перголези (итал. 1710 - 1736,) - итальянский композитор, скрипач и органист. Является представителем Неаполитанской оперной школы и одним из самых ранних и важнейших композиторов. В 1735 году Перголези, едва достигший двадцати пяти лет, известный, главным образом своими операми, обращается к духовной музыке. Среди других его сочинений этого года «Stabat Mater»."Стабат Матер Долороза" – католический гимн, написанный в 13 веке. Божья Матерь Скорбящая (лат.Mater Dolorosa) или Божья Матерь Семи Скорбей так называют Пресвятую Богородицу в связи с печалями и горестями её жизни.«Stabat Mater» состоит из 13 частей, Общий характер сочинения отличается, трогательностью, проникновенной лирикой. «Stabat Mater» - произведение, в котором человек пытается почувствовать и выразить словами то, что испытывала Богородица, глядя на распинаемого сына Стоит Мать скорбящаявозле креста слезного,где распят сын,чью душу стонущую,омраченную и скорбящуюпронзил меч.О как печальна и огорченабыла эта благословеннаяМать единородная.Как горевала и печалилась,Благая Мать, и содрогалась, видястрашные муки Своего Сына.Какой же человек не опечалился бы,видя Мать Христав таких муках?Позволь мне искреннеоплакивать Распятого,пока я жив. Фреска Микеланджело в Сикстинской капелле «Страшный суд» «dies irae» «День гнева» Страшный суд, Судный день - в христианских религиях последний суд, совершаемый над людьми с целью выявления праведников и грешников «Лакримоза»- это часть реквиема.Происходит из латинского «Lacrima» - слезы, «mosa» -текущий. Как-то раз душным июньским днем к нему явился высокий худой человек «в сером». Незнакомец заказал реквием, оставив в тайне имя заказчика. Это посещение произвело на Моцарта подавляющее впечатление: давно испытывая недомогание, Моцарт воспринял этот заказ как пророчество своей близкой смерти.Работа вытягивает все силы Моцарта. Он планировал написать реквием в 12 частях, но остановился на 7 части. Прозвучит последняя и самая прекрасная часть “Лакримоза” (слезная). «Реквием» В. А. Моцарта, задуманный как заупокойная католическая месса, получилась, может быть, самым жизнеутверждающим произведением из всех известных.Это было его последнее творение. 5 декабря 1791 года Моцарт отвернулся к стене и перестал дышать…


Приложенные файлы