На сколько т синявская старше м магомаева. Портрет на двоих — Муслим Магомаев и Тамара Синявская. Свадебный поезд Гейдара Алиева для Муслима Магомаева

Тамара Синявская для меня всегда была как бы во втором эшелоне за спиной её мужа - великого певца Муслима Магомаева . Хотя я видел её на концертах и восхищался голосом. Её контральтовое меццо-сопрано привёл в восторг Марию Каллас и Тито Гоби. На IV Международном конкурсе им.Чайковского она взяла золотую медаль. А песню "Черноглазая казачка" пела вся страна. Семь лет после смерти Муслима Магомаева Тамара Синявская не выходила на сцену и не общалась со своими поклонниками. И вот в Центральном Доме Литераторов на проекте Владимира Глазунова "Один на один" состоялось долгожданная встреча Тамары Ильиничны с поклонниками. Очень душевная, надо сказать, получилась эта встреча

01.


Тамара Синявская: "Прошло уже семь лет и несколько месяцев когда у меня, практически, оборвалась жизнь. Я сейчас смотрела в кулисах эти кадры, я тоже их давно не видела и не слышала. и поймала себя на мысле о том, что я могу уже это видеть и слышать. Потому что первое время видеть на экране Муслима, слышать его голос, для меня было мучительно. Поэтому я вам очень благодарна за то, что вы меня пригласили, и за то, что пришли, и за то, что вместе с вами я увидела, практически, начало наших взаимоотношений".

02.

Владимир Глазунов: "О чём угодно мечтала в детстве Тамара, но только не о том, чтобы стать певицей. Это правда?"

03. Владимир Глазунов

Тамара Синявская: "Правда. Пение и танцы были у меня связаны, но они не представлялись мне, как профессия. С самого начала пребывания на этой земле я пела и танцевала, поэтому для меня это не считалось профессией. Мама неочень была за то, чтобы я выбрала профессию певицы потому, что она как нормальный адекватный человек говорила о ты, что ты простудишься и нет у тебя профессии. Она была абсолютно права. Поэтому мы все заложники своего голоса, своей профессии. Надо за собой здорово следить, чтобы не простужаться, беречь голос, беречь внешний вид, чтобы режиссёр приглашал тебя в свой спектакль. Когда распределялись роли у нас в Большом театре внимание очень сильно обращали. Это было трудно, потому что Большой театр всегда славился своими певицами, которые не были худенькие. Поэтому я всегда вспоминаю установку Бориса Александровича Покровского, которую он дал на всю жизнь. Когда я пришла в Большой театр, а я никогда не была худенькая, но всё было нормально. И потом я услышала такую фразу, что: "Артистки всегда должны быть в форме". А Борис Александрович требовал от артисток. Одна из его любимых артисток Галина Вишневская. Она всегда держала себя в форме. Например, если она поправлялась, то садилась на три дня на лимоны и сбрасывала ненужные килограммы. И он, практически, всегда приводил её в пример".

04.

Тамара Синявская: "Ну я конечно же это учла и в первый же отпуск в Большом театре летом я поехала на море. Я закрыла себе рот и пила только кефир. И я за месяц похудела на шесть килограммов. Борис Александрович это заметил. Я прошла по коридору. Он говорит: "Вот, посмотрите, идёт Артистка Большого театра! Всё на месте и стройна." Я окрылилась и пошла на урок. И у меня тело не выдержало такого напора и у меня стал покачиваться голос. И я сильно испугалась. Я забыла про диету. Я стала сильно-сильно кушать. Но набрала всего два килограмма. И я успокоилась, когда голос нашёл своё место в моём новом теле. И с тех пор я сижу почти всю жизнь на этих диетах".

05.

Тамара Синявская: "У мамы был альт. Очень красивый тембр. Но мама никогда не пела. Единственное, что она пела - в церкви на клиросе. Это было давно, когда она ещё была очень молода и меня в её жизни ещё не было. Поэтому все её концертные выступления закончились ровно в тот момент, когда появилась я. Она была очень строгий человек и жила очень трудно. Она меня одна воспитывала".

06.

Тамара Синявская: "Понимаете какая мистика, мы вот сейчас говорим о нём (о Муслиме) а он ведь здесь. Я первый раз ощутила это, это касалось не Муслима, после конкурса Чайковского меня пригласили спеть сольный концерт в городе Клин в его доме. Я спела в его доме, а потом нас пригласили в концертный зал. Я вышла на сцену, как всегда пообщалась с публикой, задавались какие-то вопросы, а потом я говорю: "А вы знаете, что Пётр Ильич сейчас здесь". В зале такая тишина. Ну что это такое экстрасенс какой-то. Нет. На самом деле это происходит оттого, когда человека вспоминают, он тут же является. Так что он, Муслим, сейчас здесь".

07.

Тамара Синявская: "На конкурсе имени Чайковского была не только Мария Каллас, но и певец Тито Гоби - любимый певец Муслима Магомаева. Он был для него не то, что как эталон. Он не поклонялся, а восхищался. Были такие артисты которые обладали не только артистическим, но и человеческим обаянием".

08.

Владимир Глазунов: "Мария Каллас произнесла слова, которые, быть может, определили жизненное кредо Тамары Ильиничны Синявской: "Чудесная девочка, прекрасная. Но реализовала бы при этом в своём выступлении, сегодня, показала бы, выступила блестяще. Но это не всё. Лишь на одну треть. Могла бы больше. Вот тогда вообще было бы - ах!"

09.

Тамара Синявская: "Эти слова были сказаны в несколько другом контексте. Она сказала не на данное выступление, она сказала: "У неё на данный момент реализована одна треть её дарования. Будем ждать".

10.

Тамара Синявская: "Я не знаю таких людей, которые полностью бы реализовались. Потому что это надо закрыть книжечку и уйти. Так нельзя. Мне кажется, что поводить итоги это можно знаете когда? Когда уже вы говорить не сможете, а будут говорить над вами".

11. Юные певцы исполнили "Эхо" и получили ценные советы от Тамары Синявской

Тамара Синявская: "Муслим был очень трудоспособный и трудолюбивый, и очень требовательный. Так как он к себе относился, он относился ко всем окружающим. Он был очень пунктуальным человеком и, если, например, к кому то нужно было прийти в два часа, он без двух минут два стоял возле двери, чтобы позвонить ровно в два часа в дверь. Если к нему не приходили также, когда он просил, он этого не понимал и иногда вспыхивал. Когда его хвалили, он всегда говорил: "О чём вы говорите? Мне до этого ещё очень далеко". От курения он не знал как избавиться, но пытался".

12.

Тамара Синявская: "То, что Большой театр - арена, я согласна. Я бы сказала ещё сочнее - это коррида, на которой происходит бой. Это коррида на которой действительно выживает сильнейший. Но в силу того, что я пришла очень юная девочка, у меня не было амбиций кого-то подвинуть, выбраться на первое положение и держать его вот в таком состоянии. Я была счастлива тогда стопроцентно, потому что у меня не было ощущения. что я должна что-то раздвигать локтями. У меня, конечно есть актёрское честолюбие, актёрское самолюбие, но это не идёт впереди планеты всей. Это идёт внутри и если касается моей профессии, это пробуждается. Если это касается человеческих качеств, я это оберегаю и не хочу ничего в душу закладывать, потому что это очень портит нутро".

13.

Тамара Синявская: "Я хотела, чтобы меня пригласила Галя Волчек в свой спектакль, мы об этом беседовали. Я почему-то свои мозги на это и настроила. Но меня никто не пригласил. И когда Александр Анатольевич Ширвиндт пришёл ко мне в институт и где-то минут 59 он мучил меня своим приглашением в спектакль "Реквием по Радомесу" он почти сразу понял, что это я не выдержу физически. Это была единственная причина".

14.

Тамара Синявская: "Я пою. Пою в классе. Показываю студентам иногда. Иногда мне это удаётся, а иногда противно слушать самой. Но они делают вид, что всё в порядке. Я отношусь по-серьёзному к своей профессии, поэтому я понимаю, надо показываться тогда, когда ты доставляешь удовольствие не только слушателям, но и себе. И как говорил мой любимый супруг: "Ты лучше уйди на полчаса раньше, чем на пять минут позже". С большим шумом он вошёл в нашу жизнь и также достойно, по-английски он вышел. Не стал устраивать из этого шоу".

15.

Тамара Синявская: "Когда Галина Вишневская проходила по театру, с неё можно было брать пример: как она была причёсана, как одета, какие духи шлейфом за ней шли. Её конечно побаивались. Поэтому когда я увидела её в домашней обстановке, совсем другую. И ещё я увидела такую же Галину Павловну уже в 1985 году, уже десять лет спустя, как они уехали из страны. И она жила в Париже. Когда я прилетела туда на очередные гастроли, я ей позвонила. Я села в такси. "К дому не подъезжай". Я говорю: "Почему?" "А вдруг, кто-то следит за тобой". Ну тогда такое время было. Мы посидели с ней часов шесть на кухне у неё в Париже".

16.

Тамара Синявская: "В Большом театре надо либо родиться, либо приезжать на гастроли. Но придти туда после периода своей жизни, когда ты получил такое большое признание как Магомаев. Большой театр такой ревнивый товарищ был всегда. Если кто-то приходил туда, надо было очень долго бороться за своё место под солнцем. У нас была очень сильная баритоновая группа. И никого бы они так просто к спектаклю не допустили. А Муслим сказал чётко: "В очередь я вставать не буду". А мы все, в основном, стояли в очереди, потому что у нас была сильная и меццо-сопрановая группа. Там была Елена Архипова, там была Елена Образцова"

17. Зрители задают вопоросы

Тамара Синявская: "Когда нас Роберт Рождественский познакомил с Муслимом, тот представился очень скромно: "Муслим". Это было в филармонии имени Муслима Магомаева. Это его дедушка. Я этого не знала. Я думала, что в Баку так чтут Муслима, что при его жизни дали имя филармонии. Мне было так стыдно, что я этого не знала. Я не могла знать, что его дед полный его тёзка - знаменитый композитор, один из основоположников азербайджанской музыки. Он был главным дирижёром Оперного театра...В октябре мы познакомились, в октябре мы и простились".

Они могли бы никогда не встретиться. Их судьбы чуть было не разминулись, как двое прохожих в пестрой многочисленной толпе. Он мог бы остаться на Западе, петь в парижской или финской опере, итальянской «Ла Скала» или же нью-йоркской «Метрополитен». А мог бы разъезжать с гастролями по всему миру - и мир уже готов был принять талантливого молодого певца в свои объятья. Увы, романа с мировой славой не случилось.

Советские артисты, как бы талантливы и даже гениальны они ни были, напоминали крепостных: отпустит барин, не отпустит барин… «Барин», то есть Министерство культуры, разумеется, не отпустил. Но нет худа без добра: останься певец на Западе, он никогда не встретил бы Ее. Он - Муслим Магомаев. Она - Тамара Синявская.

Познакомились на декаде русского искусства в Бакинской филармонии в 1972 году. Позже Муслим Магомаев вспоминал: «На очередном концерте меня подозвал Роберт Рождественский и представил миловидной молодой женщине. Я назвал себя: «Муслим…». Она улыбнулась: «И Вы еще представляетесь? Вас ведь знает весь Союз».

Тамаре Синявской (ей в ту пору исполнилось двадцать девять) на жизнь было грех жаловаться. Спокойный, уютный брак. Достойный муж - надежная опора для молодой певицы, чья творческая карьера на взлете. Все, абсолютно все прекрасно и замечательно. Но любовь не выбирают.

«Тамара понравилась мне сразу. Мне показалось, что и я ей». Что ж, недаром говорят: родственные души притягиваются. Тамара Синявская оказалась не только оперной примой и красивой женщиной, но еще и умным, интересным собеседником. И Муслим Магомаев решил показать ей то, что ему было дорого, - родной Баку с его неповторимым колоритом. Не миновали они и чайхану, где, несмотря на неприглядный антураж, им подали поистине царское угощение.

В Москве знакомство возобновилось, но любовные треугольники никого и никогда еще не радовали. И все-таки их тянуло друг к другу, как магнитом. Жить порознь? О, нет! И когда вскоре Тамара Синявская на полгода уехала на стажировку в Италию, Муслим Магомаев звонил ей. Не просто часто - каждый день. Приходят километровые телефонные счета? Плевать! Лишь бы слышать! божественный голос Тамары, вновь и вновь упиваться его красотой и глубиной! Именно в тот период и былая написана (специально для них!) знаменитая «Мелодия».

До встречи с Тамарой Синявской у Муслима Магомаева случалось немало увлечений, романов и романчиков. Все было пылко, горячо, романтично и недолго. (Поговаривали даже о романе с Эдитой Пьехой, на поверку оказавшемся очередной сплетней). Красивый, умный, щедрый, с голосом изумительной красоты - мог ли он не покорять женские сердца?! Он пел так, что каждая думала: «Он поет для меня, только для меня! Господи, какое счастье!»

Не спешили с оформлением отношений, словно ждали знака свыше. Наконец Тамара Синявская не выдержала и развелась с мужем. А вскоре их друг, художник Таир Сапахов, забрал паспорта Тамары Синявской и Муслима Магомаева и отнес в ЗАГС. И 23 ноября 1974 года они стали мужем и женой. Вопреки ожиданиям, тихой свадьбы не получилось. Кто-то проболтался, и на улице их поджидала огромная толпа.

На родине певца Муслима Магомаева, в Баку, куда они отправились в свадебное путешествие, Тамару Синявскую приняли тепло, по-родственному. Она стала «гяллин» - невестка всего Азербайджана.

«Ты - моя мелодия, я - твой преданный Орфей», - это о Муслиме Магомаеве и Тамаре Синявской. Правда, в отличие от песни, любви Магомаева и Синявской были неведомы печаль, тоска и предательство. Да, первое время их официального брака безоблачным ну никак не назовешь! Две сильные личности, два лидера, два творческих человека в одной упряжке… А еще прибавьте к этому восточный темперамент Муслима Магомаева, его сверхэмоциональность. Он был весь - огонь! Ураган! Торнадо! (В свое время Муслим Магомаев отказался от предложения петь в Большом театре из-за своей горячности, нетерпения, ненависти к повседневной рутине. Он даже консерваторию ухитрился закончить всего за год!) Муслим Магомаев и Тамара Синявская по сто раз ссорились и тут же, буквально через пять минут, мирились. Хотя порой «буря бушевала» и дольше: после очередного «взрыва» Муслим Магомаев срывался и уезжал в Баку. Потом возвращался - с цветами и подарками, устраивал целые представления. И так - до следующего раза. Казалось бы, их отношения не продлятся долго и разрыва не миновать. Но во всех размолвках, мелких и крупных ссорах побеждала любовь.

Их супружеский союз был союзом равных, в котором главой семьи является не мужчина или женщина, а взаимное уважение.

Не менее уважительно и мудро, чем к мужу, относилась Тамара Синявская к многочисленным поклонницам мужа. Как-то раз певица Ирина Масленникова сказала ей не то в шутку, не то всерьез: «Тамарочка, вас ждет тяжелая жизнь - серная кислота в лицо и все такое…». Слава Богу, обошлось! Синявская открывала дверь очередной влюбленной поклоннице, с улыбкой принимала букет и благодарила, а порой даже извинялась за то, что Магомаев не может сейчас выйти.

Готовила молодая жена с удовольствием, хотя и редко. Но муж, который привык к щедрому кавказскому застолью, у себя дома оказался необычайно покладистым. «Сейчас есть что выбрать в магазинах из полуфабрикатов. А я человек неприхотливый: если голодный, то беру ломоть хлеба с куском колбасы и под молоко - за милую душу. Лучшего и не надо». Кумир миллионов по натуре оказался домоседом. Он быстро «подружился» с компьютером: создал свой сайт, делал аранжировки к своим старым хитам, писал музыку. Он на всю жизнь сумел сохранить рыцарское отношение к своей возлюбленной, а вот свое здоровье - увы, не сумел. Сложно сохранить здоровье, выкуривая три пачки сигарет в день. Легкие, сосуды, сердце певца сначала понемногу, а потом и всерьез стали «барахлить». Об этом знали только близкие друзья: Муслим Магомаев жаловаться не любил. 25 ноября 2008 года, на рассвете, в 6 утра, боль пронзила его сердце. «Скорая» приехала мгновенно. Но врачи, даже самые лучшие, - все-таки не боги. В то же утро Муслима Магомаева не стало. Вдове (какое страшное слово!) остались лишь воспоминания.

Прожили вместе - счастливо, душа в душу - более тридцати лет. И каждый день был как правильно взятая нота, божественный аккорд, сливающиеся в золотую мелодию любви.


Немало женских сердец было разбито, когда красавец Муслим Магомаев женился на красавице-примадонне Большого театра Тамаре Синявской. 35 лет на концертной сцене и в жизни они были вместе.

Тамара Ильинична Синявская до сих пор не может придти в себя после смерти любимого супруга Муслима Магомаева. И всякий раз, когда она слышит его голос, на глаза наворачиваются слезы…

Смерть всегда неожиданна. Даже если человек долго болеет или находится в преклонных годах. Но она вдвойне трагична, когда уходит человек, который был не просто кумиром нескольких поколений, а настоящим другом на протяжении 35 лет.

В последнее время они были неразлучны — избегали тусовок, посещая только хорошие музыкальные вечера с серьезной публикой. Это был замечательный семейный дуэт, в котором голос каждого звучал также ярко и неповторимо, как и на сцене. Даже когда Муслим Магометович был серьезно болен, Тамара Ильинична верила: ее супруг сможет победить недуг, как он побеждал все жизненные невзгоды.

Первое знакомство

Они познакомились в Баку в 1972 году, на декаде русского искусства в Азербайджане, где артистка Большого театра Тамара Ильинична была гостьей. Хотя певица не хотела приезжать в Баку.

Тамара Синявская: «Я безумно не хотела ехать. Но мне сказали, что «надо укрепить бригаду» в Баку. «Я заболела», — отнекивалась я. «Да вы там отогреетесь», — был ответ. Приехала — тепло, фрукты на каждом углу, лук в связках, горы арбузов, дынь, огромные гранаты — тогда это для нас было в диковинку. Так красиво! Я просто влюбилась в город, филармонию, носящей имя великого азербайджанского композитора Муслима Магомаева, деда Муслима, нас подвели друг к другу Роберт Рождественский с супругой.

Он мне протянул руку и очень застенчиво так, потупив взор, сказал: «Муслим». Она улыбну­лась: «И вы еще представляетесь? Вас ведь знает весь Союз».

Муслим Магомаев: » А через несколько дней глава государства Гейдар Алиев распорядился нагрузить яствами паром, курсировавший между Баку и Нефтяны­ми Камнями. Ему хотелось показать гостям этот чудо-го­род на сваях, с домами, магазинами, кинотеатрами.. Когда паром уже отчалил, Гейдар Алиевич своим зор­ким взглядом обнаружил мое отсутствие. Помощники развели руками: «Магомаев почему-то не пришел… И со­листки Большого театра Тамары Синявской почему-то нет…». И этот красавец паром, и наши экзотические Нефтя­ные Камни тогда были нам ни к чему. Нам с Тамарой хо­телось не шумного общества, а уединения: хотелось пого­ворить, приглядеться друг к другу».

И с тех пор они практически не разлучались. Расстались только на год, когда Тамара уехала в Италию на стажировку, а вернувшись, в 1974 году вышла за него замуж. Хотя, по словам Муслима Магомаева знакомство произошло значительно раньше…по телевизору.

Муслим Магомаев: «Наше первое знакомство произошло … по телевизору. Летом я был у моего друга Ивана Семеновича Козловского в Баку. Мы хорошо отдыхали. Смотрели конкурс им. Чайковского. И вот на сцену выходит Тамара. Выглядела она совсем как девочка, которой, может быть, я и не заинтересовался. Она начала петь, и я от изумления даже рот открыл. Помню, я сказал: «Вот это меццо-сопрано! Настоящее!». Она потрясла меня своим искусством!».

От развода до московской свадьбы

Однако во время их знакомства, Тамара была замужем и с мужем были прекрасные отношения…

Т. С. «Муслим — порядочный человек, и для него мой брак был серьезным препятствием. И мне, конечно, приходилось вести себя так, чтобы не обидеть ни того ни другого. Очень мучилась, конечно. У меня с мужем были прекрасные отношения. Но тут… «Любовь нечаянно нагрянет!» Наверное, встреча наша была предначертана».

М.М.:»Романтика ухаживания продолжалась, а вопросы оста­вались: что с нами будет и как? Мы всё не решались сде­лать необходимый шаг. Первый шаг сделала Тамара — она развелась с мужем. А другой шаг…Сидели мы как-то в моем номере в гостинице «Рос­сия». Зашел «на огонек» наш друг, знаменитый худож­ник Таир Салахов. Накрыли стол, начался обычный в таких случаях разговор… И вдруг Таир сказал нам реши­тельно: — Ну что вы ходите-бродите, время тянете? Чего еще испытывать?.. Давайте-ка ваши паспорта. У меня в Союзе художников помощник есть шустрый, он все устроит. — Гипноз Таира был таков, что мы подчинились, молча пе­реглянулись и отдали ему наши паспорта… Это, наверное, судьба. После первой своей женитьбы я боялся скреплять свои отношения с женщинами. А вот в этот раз, не знаю почему, но что-то, видимо, меня толкнуло на этот шаг».

До женитьбы они почти каждый день разговари­вали по телефону. Позже они узнали, что их разговоры с удовольствием слушали телефонистки. Муслим дарил Тамаре огромное количество подарков и цветов, вместе посещали банкеты.

Т.С.: «Был случай, когда Муслим, возвращаясь с какой-то поездки, завернул ко мне на гастроли в Казань. Я пела Любашу в «Царской невесте», и в антракте, когда я вышла на поклон, мне поднесли огромный букет — меня за ним не было видно. Там было сто пятьдесят четыре гвоздики! Представляете, что это за букет? Весь зал ахнул. И, конечно, когда он появился в ложе, зрителям было не до оперы. Весь зал шумел. Когда я, например, своим подругам рассказывала, что Муслим мне присылал цветы в Италию, они сидели и плакали. Потому что у нас, в лучшем случае, дарят цветы до женитьбы, а после, ну если кто, так сказать, хорошо воспитан, из интеллигентных семей, может быть, к празднику 8 марта. А так просто принести цветы для жены — это довольно редкое явление. А ведь это праздник, когда чуть-чуть, на сантиметр, но ты поднимаешься над землей. И вроде у тебя сегодня что-то необычное. Это очень хорошо не только для женщины, это очень хорошо для мужчины. Мужчина еще больше становится мужчиной, когда он дарит цветы женщине. Муслим до сих пор дарит мне цветы».

Они расписались 23 ноября 1974-го года. Свадьбу решили «тайно» отпраздновать в московском ресторане «Баку», но не получилось. 100 человек сидело в зале, за столом, а более 300 поклонников толпилось за окнами. В зал они, естественно, не могли попасть, поскольку он был закрыт для других посетителей. Люди стояли на морозе и ждали, когда Муслим начнет петь. Он попросил открыть большие окна и пел им 40 минут через открытые окна, а потом два месяца ходил с бронхитом. А затем было десятидневное свадебное путешествие, оно прошло в Баку, где Гейдар Алиевич устроил им свадьбу в узком кругу у себя на даче

Т. С.: «Я коренная москвичка, но меня приняли в Азербайджане, как гялин. Гялин — это невестка всего Азербайджана. Поскольку Муслим — сын всего Азербайджана, поэтому я — невестка всего Азербайджана».

Свадебный поезд Гейдара Алиева для Муслима Магомаева

Из книги Муслима Магомаева «Любовь моя — мелодия»

«Когда Гейдара Алиева перевели в Москву, среди его много­численных обязанностей как первого заместителя Предсе­дателя Совета Министров СССР было и курирование культуры…

Еще в пору моей холостяцкой жизни Гейдар Алиевич часто говорил мне: «Тебе давно пора жениться! Ведешь себя плохо». Дело в том, что в Москве, где у меня не было своего жилья, я сначала обитал в гостинице «Россия». Стоило это достаточно дорого, и тогда дядя Джамал предложил мне: «Перебирайся в гостиницу постпредства. Здесь тебе будет подешевле». Действительно, оказалось подешевле, но зато я был, по сути дела, под надзором. Алиеву, минуя дядю Джамала, докладывали о моем пове­дении: кто, когда ко мне приходит, с кем я вожу дружбу, сколько мы выпили, до какого часа засиделись, когда мои гости разошлись… Сообщали о том, что мальчик гу­сарит, погуливает… Потому Гейдар Алиевич и уговаривал меня жениться.И вот пришло время сказать ему: «Гейдар Алиевич, женюсь!» Он обещал принять нас с Тамарой, поздра­вить. Жили мы с ней тогда в гостинице постпредства. Собрались с друзьями у нас за столом, но ждали при­глашения к Гейдару Алиевичу. Наступил вечер, а его все не было. Я знал, что на следующий день Алиев должен был уезжать, и решил, что для встречи с нами у него просто не хватило времени. Потому мы позволили себе погулять до четырех утра. Мой помощник, администра­тор нашего оркестра Феликс в пять утра принес хаш, и мы стали его есть, чтобы обрести новые силы. Вдруг ча­сов в девять раздался звонок. Слышу строгий голос дяди Джамала:

Подготовься, Гейдар Алиевич ждет вас с Тамарой в своем кабинете… Днем он уезжает.

Дядя, я сейчас не очень готов. То есть я, конечно, готов…

Дядя Джамал сразу все понял, но одернул меня, при­казал немедленно принять душ, пожевать чаю, чтобы от­бить запах чеснока, лука и прочих приправ, и выглядеть «как огурчик».

Естественно, я смог исполнить только первые два ука­зания строгого дяди. Что же касается огурчика, то… В лучшем случае я был похож на маринованный…

Пришли мы в здание постпредства. Тамара осталась в приемной, а я по возможности бодро пошел первым в кабинет к Алиеву. Он посмотрел на меня с удивлением:

Что это у тебя с лицом?

Я, Гейдар Алиевич, жену к хашу приучал…

Ну что ж… Поздравляю вас от всего сердца. А посидеть, если хотите, можем в поезде — прокатитесь со мной до Тулы. Тогда уж и тосты будут, и «горько». А во­дитель за вами поедет туда…

Проехались мы тогда с ветерком. Это был настоящий свадебный поезд: хороший стол, необычная, но очень милая обстановка… Так с легкой руки Гейдара Алиевича мы с Тамарой и мчимся по жизни на своем поезде вот уже четверть века…»

Кто в доме хозяин или особенности семейной жизни

М. М.: «В семейной жизни есть очень хороший момент, он заключен в том, что человек узнает истинную цену тем людям, которые были рядом. И остаются рядом только самые, самые, самые».

Муслим Магомаев был главным в семье, потому что считал, что женщина все равно существо слабое.

М. М.: «Если женщина — глава семьи и командует в доме, мне сразу кажется, что мужчина должен быть какой-то шибздик, маленький, щупленький, в очках, который выносит ведра с мусором, стирает…

Т. С.: А женщина — как на скульптуре Мухиной.

М. М.: Конечно, мужчина должен уметь все делать — на всякий случай, если надо жене помочь в чем-то. Но быть под каблуком — это, знаете…

Т. С.: Надо, чтобы жена, не дай Бог, не стала товарищем. Уж лучше госпожой. Потому что это обращение сохраняет какую-то дистанцию. А когда «товарищ», то ты можешь свою жену, как собутыльника, хлопнуть по плечу — не надо так. Вообще мы с Муслимом очень долго были на «вы». И я старалась это сохранить, потому что такое обращение устанавливает какую-то дистанцию, свидетельствует об уважении друг к другу. А женщинам, я считаю, надо избавиться от повелительных интонаций в голосе, тогда муж будет делать все…Единственное, что не может Муслим делать однозначно и стопроцентно, — это мыть посуду. Но зато он очень вкусно готовит, но только под настроение. Однажды мороженое сделал из фанты. Очень необычное получилось угощение, гостям понравилось

Секрет любви Муслима и Тамары

Никто до сих пор не вывел настоящую «формулу любви», а истории неблагополучных браков, полных скандалов и разрывов, встречаются на страницах прессы гораздо чаще, чем истории браков счастливых. И может быть, дело не в том, что о скандалах и разводах читать интереснее, а в том, что почти невозможно раскрыть тайну идеального союза…

Тамара Ильинична ласково называла супруга то Кутиком, то Мусиком, то Тяпой. Муслиму даже становилось неловко, когда Тамара иногда обращалась к нему так в общественных местах. Хотя самой нравилось, чтобы Муслим обращался к ней исключительно по имени. Но все же, как в семье обойтись без разногласий? В первое время после женитьбы они часто ссорились, иногда доходило до развода. И в таком случае, Муслим Магомаев, как ни странно, уступал.

Т. С.: «И он меня этим, собственно, и покорил. Потому что вообще в принципе должна уступать женщина, потому что она мудрее. Вы обратили внимание, что больше всего ссор происходит именно в семье, между самыми любящими, родными и близкими людьми? Если помудреть пораньше, у нас бы многого плохого могло не произойти с Муслимом… Я считаю, что это была моя вина. Потому что я сейчас немножко поумнела, помудрела. А он всегда поступал очень мудро, просто я этого не замечала».

М. М.: «Я не скандалил, сидел у себя в квартире, успокаивался или же просто брал билет и уезжал в Баку. Я думаю, что секрет в том, что браки заключаются на небесах. Потому что иначе мы могли бы давно развестись и разойтись в разные стороны, но что-то все время удерживает и создает равновесие. Мне трудно сформулировать, что такое любовь, но вот если с Тамарой что-нибудь случается или она заболевает, я места себе не нахожу. Она просто неотъемлемая часть меня. Если она нездорова, то, значит, и я нездоров. А вообще-то у меня характер не из легких. Вообще дипломатия между мужем и женой должна быть. Дипломатия, может быть, не очень подходящее сюда слово, но в какой-то степени надо уметь уступать. Трудно, я понимаю. А для меня, восточного человека, особенно трудно было. Еще повезло, что у меня характер вспыльчивый, но отходчивый».

Т. С.: » Пройдя уже какой-то определенный и очень даже большой отрезок жизненного пути вместе с Муслимом, мне, например, до сих пор с ним интересно. Он человек непредсказуемый. Муслим сейчас раскрывается совершенно по-новому. Это не тот Муслим, которого и я знала, и знала вся страна. Это абсолютно другой человек… Слава Богу, что у него непростой характер. У талантливых людей и не бывает все гладко. Но самое главное, он не злопамятный, очень быстро отходит, очень добрый, скромный человек… Нас больше объединяют общие интересы и во многом похожее отношение к жизни, к людям. В каких-то вопросах мы расходимся, но на многое, самое глубинное, смотрим одинаково.

М.М.: Да мало ли мужчин, которые по гроб жизни любили своих жен и при этом не могли объяснить, за что. Вопрос «За что?», мне кажется, вообще из другой оперы, не про любовь. Да, прекрасная певица, прекрасная женщина! Но все это другое дело. Иногда бывают ссоры. Хотя даже ссорами их не назвать. Скорее размолвки. Я вообще не понимаю семьи, в которых все очень благополучно. Тишь да гладь. По-моему, это уже какое-то равнодушие. Между людьми, которые живут под одной крышей, смотрят вперед, должны быть и споры, и ссоры — все, что сопровождает совместный путь.

Романтика на даче

Семейная пара часто жила на даче в Подмосковье, но Муслим не любил там отдыхать, потому что его тянуло в Москву, к любимому компьютеру и интернету, за которым он и отдыхал по — настоящему. А на даче Муслим любил писать музыку, делать аранжировки и рисовать картины. Среди его художественных произведений портреты Гейдара Алиева, Людвига Ван Бетховена, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Джузеппе Верди Талантливый человек талантлив во всем. В этом очередной раз убеждаешься, когда смотришь на живописные работы. Помимо художественных полотен, создавал скульптуры и работал в графике. А в это время Тамара аккомпониировала ему на рояле. Хотя со временем, отдых на даче ему все же стал по душе, тем более что он купил себе ноутбук.

М.М.: » Я люблю на даче сидеть на балконе, дышать воздухом, бродить по лесу. Тамара радуется, что есть своя зелень к столу, а мне кажется, лучше на рынке все купить. Видимо, я очень городской человек. У нас довольно скромный дом — одноэтажный, но широкий. Загородом такая тишина, покой, цветочки, как будто ты уже умер. (Смеется.) На самом деле летом в жару люблю сюда приезжать, в бассейне по плавать. Я человек не пассивного отдыха и никогда в жизни не был в санаториях. С Тамарой мы всегда отдыхали в Баку, на берегу моря. Гейдар Алиев предоставлял нам один домик среди правительственных дач. Купались, ели шашлычок под водочку, поправлялись на несколько килограммов, а потом возвращались в Москву и худели».

Муслим Магометович всегда был готов оторваться от ноутбука, чтобы полюбоваться садом. Это их с Тамарой Ильиничной самая настоящая гордость — зелёный мир, где поместился и кусочек настоящего леса с грибами, и альпийская горка с фонтаном, и газоны, и пруд, и маленький огород, на котором растут огурцы, морковь, кабачки. А ещё — великолепный сад с 30 видами деревьев и кустарников — от яблони и боярышника до экзотического манчжурского ореха. К одной из елей специально подвели электричество, чтобы зажигать огни на Новый год. Самое же необычное растение в их чудо-саду даже названия не имеет. Однажды Магомаев нашёл на дороге непонятную веточку с листочком, на авось воткнул в землю на участке. И выросло огромное дерево, перед которым разводят руками опытные садоводы, а потому именуется оно неопознанным объектом. Но всё же самые любимые деревья — те, о которых сложены песни: клён, рябина, берёза, каштан. А в холодные осенние вечера хозяева дачи любят посидеть у камина, где, как говорил Муслим Магометович, «никто не мешает нам размышлять, думать о будущем или вспоминать прошлое».

В статье использованы материалы из азербайджанских и российских СМИ, а также из книги Муслима Магомаева «Любовь моя — мелодия»


Муслим Магомаев и Тамара Синявская познакомились на декаде русского искусства в Бакинской филармонии в 1972 году.

Позже Муслим Магомаев вспоминал: «На очередном концерте меня подозвал Роберт Рождественский и представил миловидной молодой женщине. Я назвал себя: «Муслим…». Она улыбнулась: «И Вы еще представляетесь? Вас ведь знает весь Союз».

Тамаре Синявской (ей в ту пору исполнилось двадцать девять) на жизнь было грех жаловаться. Спокойный, уютный брак. Достойный муж - надежная опора для молодой певицы, чья творческая карьера на взлете. Все, абсолютно все прекрасно и замечательно. Но любовь не выбирают.

«Тамара понравилась мне сразу. Мне показалось, что и я ей». Что ж, недаром говорят: родственные души притягиваются. Тамара Синявская оказалась не только оперной примой и красивой женщиной, но еще и умным, интересным собеседником.

И Муслим Магомаев решил показать ей то, что ему было дорого, - родной Баку с его неповторимым колоритом. Не миновали они и чайхану, где, несмотря на неприглядный антураж, им подали поистине царское угощение.

В Москве знакомство возобновилось, но любовные треугольники никого и никогда еще не радовали. И все-таки их тянуло друг к другу, как магнитом. Жить порознь? О, нет!

И когда вскоре Тамара Синявская на полгода уехала на стажировку в Италию, Муслим Магомаев звонил ей. Не просто часто - каждый день. Приходят километровые телефонные счета? Плевать! Лишь бы слышать! божественный голос Тамары, вновь и вновь упиваться его красотой и глубиной! Именно в тот период и былая написана (специально для них!) знаменитая «Мелодия».

До встречи с Тамарой Синявской у Муслима Магомаева случалось немало увлечений, романов и романчиков. Все было пылко, горячо, романтично и недолго. (Поговаривали даже о романе с Эдитой Пьехой, на поверку оказавшемся очередной сплетней).

Муслим Магомаев и Тамара Синявская не спешили с оформлением отношений, словно ждали знака свыше. Наконец Тамара Синявская не выдержала и развелась с мужем. А вскоре их друг, художник Таир Сапахов, забрал паспорта Тамары Синявской и Муслима Магомаева и отнес в ЗАГС. И 23 ноября 1974 года они стали мужем и женой.

Вопреки ожиданиям, тихой свадьбы не получилось. Кто-то проболтался, и на улице их поджидала огромная толпа.

На родине певца Муслима Магомаева, в Баку, куда они отправились в свадебное путешествие, Тамару Синявскую приняли тепло, по-родственному. Она стала «гяллин» - невестка всего Азербайджана.

«Ты - моя мелодия, я - твой преданный Орфей», - это о Муслиме Магомаеве и Тамаре Синявской. Правда, в отличие от песни, любви Магомаева и Синявской были неведомы печаль, тоска и предательство.

Да, первое время их официального брака безоблачным ну никак не назовешь! Две сильные личности, два лидера, два творческих человека в одной упряжке… А еще прибавьте к этому восточный темперамент Муслима Магомаева, его сверхэмоциональность.

Муслим Магомаев и Тамара Синявская по сто раз ссорились и тут же, буквально через пять минут, мирились.

Хотя порой «буря бушевала» и дольше: после очередного «взрыва» Муслим Магомаев срывался и уезжал в Баку. Потом возвращался - с цветами и подарками, устраивал целые представления.

И так - до следующего раза. Казалось бы, их отношения не продлятся долго и разрыва не миновать. Но во всех размолвках, мелких и крупных ссорах побеждала любовь.

Их супружеский союз был союзом равных, в котором главой семьи является не мужчина или женщина, а взаимное уважение.

Не менее уважительно и мудро, чем к мужу, относилась Тамара Синявская к многочисленным поклонницам мужа. Как-то раз певица Ирина Масленникова сказала ей не то в шутку, не то всерьез: «Тамарочка, вас ждет тяжелая жизнь - серная кислота в лицо и все такое…». Слава Богу, обошлось!

Синявская открывала дверь очередной влюбленной поклоннице, с улыбкой принимала букет и благодарила, а порой даже извинялась за то, что Магомаев не может сейчас выйти.

Готовила молодая жена с удовольствием, хотя и редко. Но муж, который привык к щедрому кавказскому застолью, у себя дома оказался необычайно покладистым. «Сейчас есть что выбрать в магазинах из полуфабрикатов.

А я человек неприхотливый: если голодный, то беру ломоть хлеба с куском колбасы и под молоко - за милую душу. Лучшего и не надо».

Кумир миллионов по натуре оказался домоседом. Он быстро «подружился» с компьютером: создал свой сайт, делал аранжировки к своим старым хитам, писал музыку. Он на всю жизнь сумел сохранить рыцарское отношение к своей возлюбленной, а вот свое здоровье - увы, не сумел.

Сложно сохранить здоровье, выкуривая три пачки сигарет в день. Легкие, сосуды, сердце певца сначала понемногу, а потом и всерьез стали «барахлить». Об этом знали только близкие друзья: Муслим Магомаев жаловаться не любил.

25 ноября 2008 года, на рассвете, в 6 утра, боль пронзила его сердце. «Скорая» приехала мгновенно. Но врачи, даже самые лучшие, - все-таки не боги. В то же утро Муслима Магомаева не стало. Вдове (какое страшное слово!) остались лишь воспоминания.

Муслим Магомаев и Тамара Синявская прожили вместе - счастливо, душа в душу - более тридцати лет. И каждый день был как правильно взятая нота, божественный аккорд, сливающиеся в золотую мелодию любви.

Первая гражданская жена прославленного певца выступила в печати с претенциозными откровениями, нарушившими покой этой пары.

Они очень друг друга любят. Сегодня – как и тогда, когда он был вожделенной всеми женщинами Союза эстрадной звездой, а она – начинающей солисткой Большого театра. Им завидовали, о них рассказывали легенды. Но как друзья, так и недоброжелатели одинаково заслушивались их туго сплетёнными в канат прекрасными голосами. Помните это – про черноглазую казачку, что «подковала мне коня».

Есть артистические пары, которые только и делают, что сходятся-разводятся. Хороший способ напомнить о себе, забытом. Синявская с Магомаевым вместе с 1974 года. Говорить о семейной жизни не любят. Не то, чтобы это было тайной, а просто из суеверных соображений.
Но недавно их тихое счастье было потревожено. Спокойствие семьи нарушила бывшая гражданская жена Магомаева Людмила Карева, живущая ныне в США. В своём скандальном интервью одному толстому журналу экс-жена, что когда-то поспорила на Магомаева с подругой на бутылку коньяка и комплексный обед. И выиграла. Через четыре дня после знакомства Магомаев был её рабом. А потом ещё 15 лет был так безумно в неё влюблён, что не смог простить маленьких измен. Но и полюбить другую всей душой ему не удалось…

Публикацию громко обсуждали по радио, в театре и даже в поликлинике Большого. Кто-то сочувствовал, кто-то злорадствовал, кто-то требовал продолжения «банкета». Тамара Ильинична комментировать эту ситуацию не хотела – она выше досужих разговоров и сплетен. Если и ответила на какие-то мои вопросы, то тут же пожалела об этом: такая тема не стоит обсуждения!

И когда я спросила: но неужели вас не задело даже то, что, по утверждению Людмилы, ей достался самый прекрасный Муслим, а другие, мол, пусть пользуются тем, что осталось, Синявская просто сказала, что Муслим всегда и во всём был прекрасным мужчиной. И с ним она в любых ситуациях чувствовала себя спокойно.

Так случилось, что с «американской женой» семья Магомаева до недавнего времени даже дружила. Приезжая из-за рубежа, Людмила останавливалась у них в доме. И, по словам Синявской, такого ножа в спину они просто не ожидали.

Магомаев в порыве ярости позвонил в Штаты, попытался разобраться. А потом понял: в такой ситуации лучше сохранить хладнокровие и сделать вид, что ничего не произошло.

Хотя какие-то претензии Людмилы явно задели его чувства. Например, в заметке рассказывалось, что в Америке у него уже достаточно взрослый сын… Когда мальчик родился, знакомые приходили к Людмиле, как на аттракцион, — посмотреть, похож ли он на Магомаева…

Между тем мальчик появился на много позже того, как Муслим и Людмила перестали общаться. Просто Магомаев, приехав как-то на гастроли в Америку, встретился с «сыном» и по доброте душевной разрешил ему называть себя папой. По мнению Синявской, от своего ребенка Муслим Магометович никогда бы не отказался, но здесь не тот случай…
Словом, откровенный рассказ Людмилы, явно рассчитанный на привлечение внимания к своей персоне, потрепал Магомаеву и Синявской нервы. Впрочем, Тамаре Ильиничне к этому не привыкать: она пережила немало «революций» в Большом театре. В те времена она пыталась соблюсти нейтралитет и поплатилась за это… Синявскую просто выжили из театра. Тихо и интеллигентно. С соблюдением приличий и реверансами.

У меня с Большим был роман. Какие бывают с молодыми людьми. Любовь прошла, связь порвалась. Театр меня разлюбил, я его – нет. У Цветаевой я встретила замечательное слово «надоба». Так вот Большому во мне этой надобы нет…

Тамара Ильинична, в Большом принято судачить о примах. В основном – нелестно. Образцова, Синявская, Вишневская. Все знают, что отношения между вами не самые лучшие. С Образцовой вы не нашли общего языка из-за результатов какого-то конкурса. Был случай – ваш коллега оскорбил вас прямо на сцене, при зрителях…

Приме явно не хочется говорить на столь щекотливые темы. Она пытается дипломатично уйти от ответа, не расшифровывая отголосков давних обид и скандалов.

Всё, что случается с нами в жизни, мы, певцы, несём на сцену. А зачем брать с собой отрицательную энергетику? Это всё на голосе отражается, в нём появляются стекло и металл. Поэтому мне даже отрицательные персонажи не очень давались. Марина Мнишек, например. Я люблю петь русских женщин – они всегда в любви честны. А что касается обид – было дело, один известнейший певец до закрытия занавеса умышленно меня обидел. Мне пришлось ответить – достойно, не оскорбляя его. Со сцены он ушёл раньше всех на ватных ногах.

Известные люди любят рассуждать о религии. Я знаю, что вы, даже будучи депутатом в советские времена, постоянно бывали в церкви. Есть ли у вас с мужем разногласия на религиозной почве? Вы – православная, он – мусульманин…

Думаю, лет десять назад вам и в голову не пришло бы задать такой вопрос! Мне лично совершенно всё равно, какой веры мой любимый человек. Главное, чтобы не был ортодоксом и не заставлял носить паранжу. Хотя… если любишь, можно пойти и на это.

Когда они познакомились, Магомаев был популярнее. От него сходили с ума женщины всех возрастов. И трудно назвать имя артиста, кто был бы так популярен сегодня, как Магомаев в семидесятые. У обоих были семьи. У Синявской – особенно хорошая. Говорили, что от таких мужей, как у неё, не уходят. Она рискнула. Всем. Рискнула уйти к мужчине, у гримёрной которого толпились самые красивые женщины страны. И не проиграла. Когда их отношения только начинались, Синявскую отправили учиться в Италию. Магомаев через брата, жившего в Швейцарии, посылал ей цветы.

Как-то вы сказали, что у Магомаева есть мужской стиль. А что это такое?

Очень просто: это когда женщина остаётся спокойной за свою репутацию, будучи рядом с самым красивым, самым популярным и заметным мужчиной. Когда она знает: он — не предаст, не унизит и позорно не сбежит. Сейчас таких мало. Их практически нет. Главное для Мужчины – не мельтешить…

Многие думают, что с популярным мужчиной жить трудно: поклонницы, романы, измены.

Это не про моего мужа! За всё время нашей с ним жизни он ни разу не дал мне повода для ревности. А любовь поклонниц воспринимается мною как необходимый атрибут в жизни кумира. Его любят до сих пор. Приносят к дверям цветы. Это нормально. Странно, если бы этой любви и этих цветов не было…

Не секрет, что партийные бонзы красивых актрис легко превращали в своих любовниц. Не верится, что вам таких предложений не поступало.

Меня, слава Богу, миновала чаша сия. Конечно, каждая женщина по натуре провокатор. Но… я провоцирую только со сцены. А в жизни – нет. В жизни не каждый бы осмелился ко мне подступиться. Вы же видите, что во мне есть нечто, не совсем доступное. Когда я не певица, а просто Тамара, мне достаточно одного Магомаева.

Часто ходили слухи, что Магомаев ревнует Синявскую, петь не даёт, комплексует от её успехов. Иногда даже побивает из зависти к её славе…

У Муслима всегда был свой пьедестал, на который никто не посягал. Мой же пьедестал меня мало беспокоил. О нас сочиняли самые разные байки. Больше всего меня потрясла эта… что мы с Муслимом разбились в автокатастрофе. Слух разрастался с такой быстротой, что дошёл до самых верхов. В театр позвонили из приёмной Косыгина – узнать, когда похороны. Ну а разводили нас в течение всей нашей совместной жизни. Мы к этому давно привыкли и даже не удивлялись.

Напоследок я всё же хотела бы разобраться, кто в семье Синявская-Магомаев главнее. Это во-первых. А во вторых, получается, что у вас, Тамара Ильинична, идеальный муж. Такого не бывает.

Начну с последнего. Если уж мы действительно так долго прожили вместе, то в этом что-то есть. Муслим не только красавец-мужчина, но и отличный хозяин. Любую работу в доме может сделать сам. А что касается главенства, то он, конечно, голова, но у головы всегда есть шея…

Анны Амелькиной