Месса си-минор баха. Месса си минор баха, или мир верующей души Бах месса си

И.С Бах Месса Си Минор

Самый монументальный и масштабный шедевр Иоганна Себастьяна Баха и сегодня собирает большие концертные залы. Прекрасная музыка проникает в глубины сердца и пробуждает самые возвышенные мысли и устремления в человеке. Поразительно, насколько сильное влияние может оказывать творение сына человеческого на других людей.

Месса

Почти все композиторы в той или иной мере обращались к духовной музыке. Были и те, кто писал исключительно для церковного богослужения. Они малоизвестны широкой публике. Великие же авторы, вошедшие в историю мировой музыкальной культуры, чаще писали на канонический текст концертные варианты богослужебных песнопений. Тема взаимоотношений человека и бога одна из самых глубоких, философских, позволяющих выразить очень сложную гамму человеческих чувств и помыслов.


Месса как музыкальный жанр сложилась примерно к XIV-XV веку. Традиционно она включала в себя наиболее значимые части литургической службы в католицизме:

  • Kyrie eleison (Господи, помилуй);
  • Gloria (Слава);
  • Credo (Символ Веры «Верую»);
  • Sanctus (Свят);
  • Agnus Dei (Агнец Божий).

Названия взяты из начальных слов культовых молитв. Религиозный текст всегда был неизменным и исполнялся хором и солистами в сопровождении органа на латинском языке. Позднее торжественные мессы стали писать и с оркестровым звучанием. Католическая месса всегда отличалась большей помпезностью и красочностью даже для церковного исполнения, не говоря о сценическом. В сравнении с ней православное обрядовое служение более скромно, внешние эффекты активно порицались церковниками, и даже произведения, предназначенные для сцены, а также писали П.И. Чайковский , С.В. Рахманинов , С.И. Танеев и многие другие взывают к внутреннему голосу души человека. Тогда как католическая месса прославляет величие и торжество Абсолютного бога. Эти особенности заметны и в музыке.


История создания

Над этим монументальным произведением Бах работал не один десяток лет. Начав ее писать в 1724, закончил примерно в 1749 году. Но при этом большая часть вошедшего музыкального материала (две трети) была взята из ранее написанных произведений, а правки композитор вносил до самой смерти. Месса Си Минор стала для него центральной во всем творчестве, вершиной и подношением той животворящей силе, что наделила его необычайным музыкальным даром.

Сам Иоганн Себастьян был лютеранином по вероисповеданию. Но курфюрст (правитель), в услужении которого он состоял, принял католичество, став королем Польши. Постепенно весь дрезденский двор перешел на католичество. Бах, бывший в ту пору придворным композитором с весьма солидным жалованием и имевший в связи с этим большую художественную свободу, стремился добросовестно исполнять свои обязанности. Так появились несколько ораторий, месс и кантат.

Впервые ноты первых двух частей («Kyrie» и «Gloria») он направил своему правителю в 1733 году, сопроводив их скромной просьбой оценить не по достоинству, но величайшей милости государя. В тот момент он рассчитывал получить должность придворного капельмейстера, спустя 4 года он ее занял.

Исследователи выдвигали множество предположений о том, что же послужило главным мотивом к созданию этого величественного и грандиозного сочинения. По одной из версий, Бах рассчитывал завершить ее к открытию новой церкви в Дрездене в конце 1740-х г. г. Но строительство ее затянулось до 1751 года. За год до этого в 1750-м Иоганн Себастьян Бах скончался.


Также предполагалось, что ее в готовом виде ожидали к определенному событию в Вене в соборе Святого Стефана. Эти сведения опираются на взаимоотношения Баха с неким высокопоставленным лицом, графом Иоганном Адамом фон Квестенбергом. Но вероятнее всего, речь шла об исполнении некоторых номеров.

И все же большинство баховедов склоняются к тому, что сам композитор стремился существенно расширить возможности исполнения духовной музыки, возможно, он сам с прозорливостью, присущей гению, предугадал последующее развитие музыкального искусства и его роль в жизни социума.

Рукопись сохранилась в архиве второго известного сына Иоганна Себастьяна – Филиппа Эммануила Баха. Ему же принадлежит оркестровое вступление перед «Credo», отсутствовавшее в авторской партитуре. Предположительно, что название «Высокая» у мессы появилось с легкой руки издателя Зимрока в 1845 году.

Высокая Месса Си-Минор Баха

Иоганн Себастьян Бах жил во времена, когда композиторов финансово поддерживала Церковь и аристократия. Он всю жизнь работал в различных приходах органистом. Причем, был хорошо известен в протестантской Германии как превосходный исполнитель-органист, педагог и музыкант. Также довелось ему поработать и придворным капельмейстером, и видным общественным деятелем, сочиняя музыку для увеселительных мероприятий и церемоний. Таким образом, за всю свою жизнь он написал свыше 1000 произведений светского и духовного характера.

Месса Н-moll стала центральным произведением всего его творчества. Его гений длительное время обдумывал и проектировал его. Хотя официально искусствоведы заявляют, что работал он над ней с 1733 по 1738 год, есть сведения, что задумка вполне могла появиться еще в 1724 году. Учитывая грандиозность замысла, это было бы вполне естественно.

Баховский подход к переосмыслению мессы существенно отличается от традиционного для того времени. Главным образом, содержанием. В его произведении царит глубокое философское размышление, своего рода монолог и обращение к Богу от лица смертного. Это не молитва в ее классическом понимании, идейная концепция подобного обращения намного глубже. Слова канонического текста здесь, скорее, помогают «говорить» на уместном языке. Но драматургия выстраивается по всем законам драмы – здесь есть конфликт, противопоставление, много контрастов, образы грусти, смирения, ликования и ярости, гнева целостные и законченные.

Бах взял традиционные номера и существенно их расширил, добавив каждому по несколько дополнительных разделов. В итоге вся месса Си-Минор вместила 24 номера. Очевидно, что при жизни Баха эта музыкальная форма не могла быть воплощена – она требует от исполнителей высочайшего мастерства, церковному хору не доступного, а в светском пространстве не было формата для прослушивания столь сложного музыкального произведения на религиозный текст (как сейчас – концерт). Но отдельные номера («Kyrie», « Gloria») исполнялись.

Цели и мотивы, побудившие композитора к сотворению этого шедевра, до сих пор являются предметом научных дискуссий. Карл Эммануил Бах (сын Иоганна Себастьяна, прославившийся чуть менее, чем отец), называл его Великая католическая месса. Первое исполнение всей мессы целиком зафиксировано документально в 1859 году. К середине XIX века она получила широкое признание как одна из величайших композиций в истории музыки, а сегодня ее считают лучшим вокально-хоровым произведением.

Музыка Мессы Си минор

По форме это замкнутое цикличное произведение, состоящее из 24 номеров. Каждый из них может исполняться отдельно, все вместе они имеют много объединяющих элементов – это и тональный план, и так называемые «тематические арки», последовательность номеров. Расширение количества номеров при сохранении неизменным оригинального текста стало возможно за счет выделения отдельных фраз из молитвы в целый опус. Это позволило также композитору расставить свои смысловые акценты в содержании.

Богатство образов мессы поражают. Здесь есть скорбь, тихая радость, торжественное ликование, надежда, страдания. Вся гамма истинных человеческих чувств передана композитором с потрясающей подлинностью и силой. На контрастном сопоставлении образов, чередовании хоровых и сольных частей, камерных и tutty построен основной принцип драматургического развития, схожий с симфоническим. В этом автор тоже опередил современников, работающих в полифоническом стиле.


Воплощают лирические образы инструменты оркестра и музыкальные средства. Так, тема скорби и страданий (получившая начало в первом номере «Kyrie eleison ») передана звучанием струнных, в мелодике преобладает минор, много хроматизмов, «интонаций вздоха». Тема света и спокойного раздумья выражена деревянными духовыми, мажорным ладом, мягкими гармоничными оборотами, прозрачной фактурой. Тема торжества и утверждения веры проходит в медных духовых, в мажоре, в восходящих интонациях. Смена тембровых красок органично поддерживает идею противопоставления.

Месса открывается пятиголосной фугой « Kyrie eleison». Мощное вступительное форте словно вопль грешников, взывающих о прощении. Это коллективное покаяние всего рода человеческого, символизируемого хором. Разделенная на 3 части молитва «Господи, помилуй» в центре имеет контрастный светлый стих «Christe eleison» (Христос, помилуй), который станет прообразом будудущего торжества в «Gloria» («Слава»). На подобном механизме вплетения в музыкальный и драматургический материал образов из разных сфер построено сложное сквозное образное развитие.

Прослушивание произведения оказывает колоссальное воздействие на слушателей. Написанная с величайшим композиторским и психологическим мастерством, более 250 лет назад, сегодня она не только не потеряла своей актуальности. Она нужнее, понятнее и доступнее мышлению современного человека более, чем в то время, когда была создана.

Интересные факты

  • В этом произведении Бах не только воспроизвел свои более ранние работы, он также привнес многое от тех композиторов, живших до него или в одно время с ним, о которых мы уже сейчас мало знаем, но они вдохновляли его.
  • Сам И.С. Бах не дал названия мессе. Он держал ноты в 4-х папках, каждая имела свой титул: «Missa» («Кирие» и «Глория»), «Symbolum Nicenum» («Символ веры» - «Сredo»), «Sanctus» и «Osanna».
  • Существует 2 автографа произведения. Один содержит партитуру 1733 года, написанную в Дрездене (часть «Кирие» и «Глории»). Второй – полный автограф со всеми изменениями, внесенными автором до 1749 года, унаследован CPE Bach («Гамбургским» или «Берлинским» Бахом, сыном Иоганна Себастьяна Карлом Филиппом Эммануилом).
  • Одна из версий, почему у мессы появилось второе название «Высокая» состоит в том, что в противовес кантатам, пассионам, ораториям, не имея прямого предназначения исполняться во время службы, подлинная орбита ее замыслов – этические и эстетические идеалы обычного человека.
  • Мессой восхищались многие выдающиеся композиторы, признавая ее исключительное значение и эталоном лирико-философской тематики в музыке.

Современная практика исполнения и интерпретации

В сохранившейся партитуре рукой автора указан состав для исполнения мессы: хор (около 15 человек, включая солистов), 2 скрипки , 1 альт, continuo, 2 флейты , 2 гобоя (или 3), три трубы , литавры. За прошедшее время существенно преобразовалось концертное исполнительское искусство. Оно прошло свой большой путь, испытывая влияние тех новшеств, что появлялись в музыке.

Поэтому зачастую можно услышать исполнение старинной музыки в нескольких интерпретациях. Так, Мессу Си минор Баха долгое время исполняли под влияние романтических тенденций – склонность к замедлению, усилению всех нюансов, монументализации. Один из примеров – исполнение мессы под управлением дирижера Карла Рихтера. Его трактовку сейчас считают классической, она в меньшей степени похожа на изначальный вариант И.С. Баха и вообще на стилистику барочной музыки, но имеет безусловную художественноую ценность.

В противоположность ему существует аутентическая интерпретация бельгийского (фламандского) аутентиста Филиппа Херревеге (род. 1847). Он полностью воссоздает исполнительскую манеру, соответствующую эпохи Баха, и использует старинные инструменты. Это более строгое, даже аскетичное исполнение, тем не менее, воздействует самой музыкой на глубины человеческой души.

К популярным интерпретаторам Мессы СИ минор относят также Хельмута Риллинга, Франса Брюггена, Джона Эллиота Гардинера.

Месса Си минор Иоганна Себастьяна Баха считается наивысшим достижением в академической музыкальной культуре. Это высочайший уровень понимания земной и возвышенной природы, воплощенный в музыке. Только по-настоящему свехгениальные композиции приобретают спустя столетия все большее значение для человечества.

Видео: слушать Мессу си минор

Отдельные фрагменты, вошедшие в итоговый корпус произведения, были написаны ещё в году, однако месса в целом была завершена лишь к концу 1738 года. В окончательном виде, никогда не исполнявшемся при жизни Баха, существует с 1749 года .

Автограф первого листа «Credo».

Структура мессы

I. Kyrie
  1. Kyrie eleison - Господи, помилуй. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  2. Christe eleison - Христос, помилуй. Дуэт (soprano I,II)
  3. Kyrie eleison - Господи, помилуй. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)
II. Gloria
  1. Gloria in excelsis Deo - Слава в Вышних Богу. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  2. Et in terra pax - И на земле мир. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  3. Laudamus te - Хвалим Тебя. Ария (soprano II)
  4. Gratias agimus tibi - Благодарим Тебя. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)
  5. Domine Deus - Господи Боже. Дуэт (soprano I, tenor)
  6. Qui tollis peccata mundi - Взявший грехи мира. 4-голосный хор (Soprano II, Alto, Tenor, Bass)
  7. Qui sedes ad dexteram Patris - Сидящий одесную Отца. Ария (alto)
  8. Quoniam tu solus sanctus - Ибо Ты Один Свят. Ария (bass)
  9. Cum Sancto Spiritu - Со Духом Святым. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
III. Credo
  1. Credo in unum Deum - Верую во Единого Бога. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  2. Patrem omnipotentem - Отца Вседержителя. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)
  3. Et in unum Dominum - И во Единого Господа (Иисуса Христа). Дуэт (soprano I, alto)
  4. Et incarnatus est - И воплотившегося. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  5. Crucifixus - Распятого. 4-голосный хор (Soprano II, Alto, Tenor, Bass)
  6. Et resurrexit - И воскресшего. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  7. Et in Spiritum Sanctum - И в Духа Святаго. Ария (Bass)
  8. Confiteor - Исповедую. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  9. Et expecto - Чаю (воскресения мертвых). 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
IV. Sanctus, Hosanna, Benedictus
  1. Sanctus - Свят Господь Саваоф. 6-голосный хор (Soprano I, II, Alto I, II, Tenor, Bass)
  2. Hosanna - Осанна в Вышних. 8-голосный (двойной) хор (Soprano I, II, Alto I, II, Tenor I, II, Bass I, II)
  3. Benedictus - Благословен. Ария (Tenor)
  4. Hosanna (da capo) - Осанна (окончание). 8-голосный (двойной) хор
V. Agnus Dei
  1. Agnus Dei - Агнец Божий. Ария (alto)
  2. Dona nobis pacem - Даруй нам мир. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass). Музыка повторяет «Gratias agimus tibi» из «Gloria».

Известные исполнители

Ссылки

  • Helmuth Rilling Месса си минор (Flash)

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Месопотамская кампания
  • Мессапский язык

Смотреть что такое "Месса си минор" в других словарях:

    Месса (музыкальное произведение) - Симоне Мартини «Религиозное пение на мессе» У этого термина существуют и другие значения, см. Месса. Месса музыкальное произведение, которое … Википедия

    месса - ы, ж. 1) Католическая обедня, главное богослужение католической церкви. Отслужить утреннюю мессу. 2) Музыкальное многоголосное хоровое произведение на текст этого богослужения. Торжественная месса Бетховена. Этимология: Заимствовано из… … Популярный словарь русского языка

    Си минор - Символ тонического аккорда: h, Hm Параллельная тональность: D dur Тональность доминанты: fis moll / Fis dur Тональность субдоминанты: e moll Натуральная минорная гамма: h cis ^ d e fis ^ g a h Гармоническая минорная гамма: h cis ^ … Википедия

    Реквием до-минор (Керубини) - Реквием до минор для смешанного хора и оркестра заупокойная месса (лат. Requiem) Луиджи Керубини, сочинённая в 1816 году. Луиджи Керубини … Википедия

    Список произведений Иоганна Себастьяна Баха - Соната для скрипки соль минор (BWV 1001), рукопись Баха Сегодня известно более 1000 музыкальных произведений, написанных Иоганном Себастьяном Бахом. Ниже пере … Википедия

    Бах, Иоганн Себастьян - Иоганн Себастьян Бах Johann Sebastian Bach Портрет Баха (1746) Ос … Википедия

    БАХ - крупнейшая немецкая музыкальная династия. Иоганн Себастьян Бах величайший, но отнюдь не последний ее представитель. Благодаря родословной, составленной Иоганном Себастьяном, история семьи, жившей в Центральной Германии, может быть прослежена до… … Энциклопедия Кольера

    И. С. Бах

    Иоганн Бах - Иоганн Себастьян Бах Johann Sebastian Bach Портрет Баха (1748) Дата рождения 21 марта 1685(16850321) Место рождения Эйзенах … Википедия

Отдельные фрагменты, вошедшие в итоговый корпус произведения, были написаны ещё в году, однако месса в целом была завершена лишь к концу 1738 года. В окончательном виде, никогда не исполнявшемся при жизни Баха, существует с 1749 года .

Автограф первого листа «Credo».

Структура мессы

I. Kyrie
  1. Kyrie eleison - Господи, помилуй. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  2. Christe eleison - Христос, помилуй. Дуэт (soprano I,II)
  3. Kyrie eleison - Господи, помилуй. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)
II. Gloria
  1. Gloria in excelsis Deo - Слава в Вышних Богу. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  2. Et in terra pax - И на земле мир. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  3. Laudamus te - Хвалим Тебя. Ария (soprano II)
  4. Gratias agimus tibi - Благодарим Тебя. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)
  5. Domine Deus - Господи Боже. Дуэт (soprano I, tenor)
  6. Qui tollis peccata mundi - Взявший грехи мира. 4-голосный хор (Soprano II, Alto, Tenor, Bass)
  7. Qui sedes ad dexteram Patris - Сидящий одесную Отца. Ария (alto)
  8. Quoniam tu solus sanctus - Ибо Ты Один Свят. Ария (bass)
  9. Cum Sancto Spiritu - Со Духом Святым. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
III. Credo
  1. Credo in unum Deum - Верую во Единого Бога. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  2. Patrem omnipotentem - Отца Вседержителя. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)
  3. Et in unum Dominum - И во Единого Господа (Иисуса Христа). Дуэт (soprano I, alto)
  4. Et incarnatus est - И воплотившегося. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  5. Crucifixus - Распятого. 4-голосный хор (Soprano II, Alto, Tenor, Bass)
  6. Et resurrexit - И воскресшего. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  7. Et in Spiritum Sanctum - И в Духа Святаго. Ария (Bass)
  8. Confiteor - Исповедую. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
  9. Et expecto - Чаю (воскресения мертвых). 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
IV. Sanctus, Hosanna, Benedictus
  1. Sanctus - Свят Господь Саваоф. 6-голосный хор (Soprano I, II, Alto I, II, Tenor, Bass)
  2. Hosanna - Осанна в Вышних. 8-голосный (двойной) хор (Soprano I, II, Alto I, II, Tenor I, II, Bass I, II)
  3. Benedictus - Благословен. Ария (Tenor)
  4. Hosanna (da capo) - Осанна (окончание). 8-голосный (двойной) хор
V. Agnus Dei
  1. Agnus Dei - Агнец Божий. Ария (alto)
  2. Dona nobis pacem - Даруй нам мир. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass). Музыка повторяет «Gratias agimus tibi» из «Gloria».

Известные исполнители

Ссылки

  • Helmuth Rilling Месса си минор (Flash)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Месса си минор" в других словарях:

    Симоне Мартини «Религиозное пение на мессе» У этого термина существуют и другие значения, см. Месса. Месса музыкальное произведение, которое … Википедия

    месса - ы, ж. 1) Католическая обедня, главное богослужение католической церкви. Отслужить утреннюю мессу. 2) Музыкальное многоголосное хоровое произведение на текст этого богослужения. Торжественная месса Бетховена. Этимология: Заимствовано из… … Популярный словарь русского языка

    Символ тонического аккорда: h, Hm Параллельная тональность: D dur Тональность доминанты: fis moll / Fis dur Тональность субдоминанты: e moll Натуральная минорная гамма: h cis ^ d e fis ^ g a h Гармоническая минорная гамма: h cis ^ … Википедия

    Реквием до минор для смешанного хора и оркестра заупокойная месса (лат. Requiem) Луиджи Керубини, сочинённая в 1816 году. Луиджи Керубини … Википедия

    Соната для скрипки соль минор (BWV 1001), рукопись Баха Сегодня известно более 1000 музыкальных произведений, написанных Иоганном Себастьяном Бахом. Ниже пере … Википедия

    Иоганн Себастьян Бах Johann Sebastian Bach Портрет Баха (1746) Ос … Википедия

    Крупнейшая немецкая музыкальная династия. Иоганн Себастьян Бах величайший, но отнюдь не последний ее представитель. Благодаря родословной, составленной Иоганном Себастьяном, история семьи, жившей в Центральной Германии, может быть прослежена до… … Энциклопедия Кольера

    Иоганн Себастьян Бах Johann Sebastian Bach Портрет Баха (1748) Дата рождения 21 марта 1685(16850321) Место рождения Эйзенах … Википедия

Состав исполнителей: сопрано I, сопрано II, альт, тенор, бас, два хора, оркестр.

История создания

«Светлейший курфюрст, милостивый государь!
В глубоком почтении приношу я вашему королевскому высочеству настоящую скромную работу мастерства моего, коего я достиг в музыке, и всеподданнейше прошу вас воззреть на оную благосклонным взором не по достоинству самой композиции, которая сочинена плохо, но исходя из вашей, известной миру милости...» - такими словами Бах в 1733 году сопроводил отправку курфюрсту Саксонскому Фридриху Августу двух частей одного из величайших своих творений - Мессы h-moll - Kyrie и Gloria. Протестант, служивший в протестантской Германии, Бах писал в основном музыку для исполнения в лютеранских храмах. Правда, согласно реформе Лютера, отдельные разделы мессы в протестантском богослужении допускались, но Бах написал полную католическую мессу не случайно, как не случайно именно ее посвятил саксонскому курфюрсту. Дело в том, что Фридрих Август был еще и королем Польши, страны, неизменно приверженной католицизму, а потому и сам перешел в католичество. С 1717 года и его двор в Дрездене стал официально католическим. Отсюда естественное обращение Баха к этому жанру (от Фридриха Августа он получил звание придворного композитора и в последующие годы, желая показать свое прилежание, отправил ему еще несколько месс, преимущественно составленных из ранее написанных кантат).

Мессу h-moll Бах создавал на протяжении многих лет. Далекий прототип Sanctus, по мнению исследователей, относится еще к 1724 году. Последние же поправки в партитуру композитор вносил вплоть до того дня, когда окончательно ослеп в 1750 году.

Жанр мессы исторически сложился в виде пятичастного произведения, состоящего из мольбы о прощении (Kyrie), гимна хвалы и благодарения (Gloria), догматической части - символа веры (Credo), литургической кульминации, взятой из ветхозаветной Книги Исайи (Sanctus), и заключения, прославляющего Господа Иисуса Христа (Agnus Dei). Сначала текст мессы читался, позднее стал петься. Некоторое время обе эти формы сосуществовали, но к XIV веку окончательно сложилась единая музыкальная форма. Месса h-moll Баха невероятно масштабна по сравнению с традиционными. Она также содержит пять частей - Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus и Agnus Dei, - но они, в свою очередь, делятся на несколько отдельных номеров.

1-я часть состоит из Kyrie eleison (Господи, помилуй), Christe eleison (Христе, помилуй) и Kyrie eleison II.

Во 2-й части содержится восемь номеров: Gloria in excelsis Deo (Слава в вышних Богу), Laudamus te (Хвалим Тебя), Gratias (Благодарим), Domine deus (Господи Боже), Qui tollis peccata mundi (Несущий грехи мира), Qui sedes ad dextram Patris (Сидящий одесную Отца), Quoniam tu solus sanctus (И Ты один свят), Cum sancto spiritu (Со Святым Духом).

3-я часть включает в себя Credo in unum Deum (Верую в Бога единого), Patrem omnipotentem (Отца всемогущего), Et in unum Dominum Jesum Christum (И в единого Господа Иисуса Христа), Et incarnatus est (И воплотившегося), Crucifixus etiam pro nobis (Распятого за нас), Et resurrexit tertia die (Не (И воскресшего на третий день), Et in spiritum sanctum (И в Духа Святого), Confiteor unum baptista (Исповедую едино крещение).

В 4-й части три номера - Sanctus Dominus Deos (Святый Господи Боже), Osanna (Помоги нам), Benedictus (Благословен).

5-я часть состоит из двух номеров: Agnus Dei (Агнец Божий) и Dona nobis pacem (Дай нам мир).

Месса h-moll - грандиозное творение, над которым композитор работал в течение десятилетий. Приблизительно на две трети она состоит из ранее написанной музыки, однако являет собою единое сочинение. 1-я часть мессы, вначале как самостоятельное произведение, была закончена композитором в 1733 году, но дата ее первого исполнения неизвестна. Существуют сведения о первом исполнении Sanctus 25 декабря 1724 года, Kyrie и Gloria - 21 апреля 1733 года в Лейпциге, а также упоминание об исполнении мессы в 1734 году. Есть данные, что 2-я и 3-я части создавались с августа 1748-го по октябрь 1749 года, после чего вся партитура, в которую вошли в качестве 1-й части месса 1733 года, а в качестве 4-й части - Sanctus, была собрана воедино. К сожалению, нет данных о ее исполнении при жизни композитора.

Музыка

Месса h-moll - произведение величайшей философской мудрости, человечности, глубины чувств. Ее образы - страдания, смерти, скорби, а вместе с тем - надежды, радости, ликования, - поражают глубиной и силой.

1-я часть, Kyrie, состоящая из трех номеров, открывается мрачным звучанием хора, после чего начинается фуга, сначала в оркестровом звучании. Ее скорбная тема, словно извивающаяся в муках, полна глубочайшей выразительности. В начале 2-й части, Gloria (№4), радостно, светло звучат трубы. Хор подхватывает ликующую тему, возглашая славу. Здесь господствуют широкие, распевные мелодии. Особенно выделяется №5, Laudamus - ария сопрано в сопровождении солирующей скрипки, как будто один из голосов хора вырвался со своей лирической песнью. В 3-й части, Credo (№12-19), господствуют драматические контрасты. В №12, Credo in unum Deum - широкая строгая мелодия григорианского хорала проходит последовательно (в имитации) у всех голосов хора на фоне торжественного и мерного движения оркестровых басов. №15, Et incarnatus, возвращает к скорбным образам. Тяжелые мерные басовые ноты словно придавливают, жалобно звучат «вздохи» струнных. Простая, строгая, полная затаенного страдания мелодия интонируется хором. Голоса наслаиваются один на другой, создавая насыщенную музыкальную ткань. Скорбное размышление приводит к следующему номеру (№16), Crucifixus, - трагической кульминации Мессы, повести о крестных муках Спасителя. В этом проникновенном эпизоде, написанном в духе итальянской арии ламенто, Бах использовал форму пассакальи. Тринадцать раз в басу появляется одна и та же мелодия - мерно, неуклонно спускающийся мрачный хроматический ход. На его фоне возникают отдельные аккорды струнных и деревянных инструментов, отрывочные, словно вздохи и стенания, реплики хора. В конце мелодия спускается все ниже, никнет, и словно обессиленная, умирает. Все умолкает. И сразу широким ликующим потоком света все заливают звуки хора Et resurrexit (№17), воспевающего Воскресение, победу жизни над смертью. Объединенные 4-я и 5-я части открываются величественным замедленным движением хора Sanctus (№20) с радостными юбиляциями у женских голосов. В оркестре звучат фанфары труб, дробь литавр. №23, Agnus Dei - проникновенная ария альта с гибкой мелодией, сопровождаемая выразительным пением скрипок. Заключительный номер мессы, №24, Dona nobis pacem - торжественный гимн в виде фуги на две темы, точно повторяет хор №6, Gratias.

Л. Михеева

Месса - цикл песнопений, отобранных католической церковью для исполнения во время дневной службы. Песнопения были строго узаконены, распевались на латинском языке и следовали в определенном порядке. Каждое песнопение получало название от первых слов молитвы: 1. «Kyrie eleison» («Господи, помилуй»), 2. «Gloria» («Слава»), 3. «Credo» («Верую»), 4. «Sanctus» («Свят»), 5. «Benedictus» («Благословен»), 6. «Agnus Dei» («Агнец божий»).

Над мессой Бах работал в течение нескольких лет - с 1733 по 1738 год. Месса си минор - одно из самых величественных творений мировой музыкальной культуры. Грандиозен замысел этого произведения, необычайно серьезна и глубока мысль в его музыкально-поэтических образах. Ни в одном из самых великолепных сочинений не достигает Бах такой мудрости философских обобщений и такой эмоциональной силы, как в мессе.

С редкой художественной свободой Бах раздвигает установленные для католической обрядовой музыки границы и, разделив каждую из частей мессы на ряд номеров, доводит их общее количество до двадцати четырех (пятнадцать хоров, шесть арий, три дуэта).

В мессе Бах был связан религиозным текстом и традиционной формой, и все же безоговорочно причислить си-минорную мессу к произведениям церковным невозможно. Практически это подтверждается тем, что не только при жизни Баха, но и в последующие времена си-минорная месса во время богослужения не исполнялась. Этого не допускали большая сложность и значительность содержания, гигантские размеры и технические трудности, которые не под силу одолеть рядовому певцу и среднему церковному хору. Си-минорная месса - сочинение концертного плана, нуждающееся в профессиональном исполнительском мастерстве.

Несмотря на то, что в основе каждого музыкального номера лежит молитвенный текст, Бах не ставил своей целью детального воплощения слов молитвы. Короткие фразы, отдельно возглашаемые слова рождали в его творческом воображении целый комплекс ассоциативных представлений и художественных связей, сильных чувств и не поддающихся фиксации ощущений. Музыкой раскрывает Бах внутреннее богатство поэтических образов, беспредельность оттенков человеческих чувств. Двух слов: «Kyrie eleison» - Баху достаточно, чтобы сотворить грандиозную пятиголосную фугу.

На протяжении всей первой части, состоящей из трех самостоятельных номеров (пятиголосный хор № 1, дуэт № 2, четырехголосный хор № 3), произносится четыре слова: «Kyrie eleison», «Christe eleison».

Для Баха месса оказалась тем жанром, который в современных ему условиях был наиболее пригоден для развития больших идей и философских углубленных образов.

Необъятным кажется в мессе мир человеческих помыслов, стремлений. С равным вдохновением запечатлевает Бах образы скорби, страдания и образы радости, ликования.

И те, и другие раскрыты во всем многообразии психологических нюансов: в трагической патетике и мрачной сосредоточенности первого и второго хоров «Kyrie eleison» (см. примеры 75, 76), в мягкой грусти «Qui tollis» («Ты, принявший на себя грехи мира») или в скорбных стенаниях «Crucifixus» (см. примеры 77, 78), в светлой печали арии «Agnus Dei» (см. пример 79); порывы радости, стремление к жизни в победных и торжественных, исполненных восторга и воодушевления хорах «Gloria», «Et ressurexit», «Sanctus» (см. примеры 74, 75, 76) или в идиллической, пасторальной арии «Et in spiritum sanctum».

Конструктивно месса си минор представляет собой серию замкнутых отдельных номеров. В большинстве из них происходит сложное развитие одного музыкального образа, вмещающего целый комплекс чувств и помыслов. Структурная завершенность и самостоятельность каждого хора, арии или дуэта сочетается с целостностью и монолитностью всей композиции. Основной драматургический принцип мессы - контраст образов, который от раздела к разделу непрерывно углубляется. Противопоставляются не только большие части мессы, как «Kyrie eleison» и «Gloria», «Credo» и «Sanctus»; не менее резкие, подчас потрясающие контрасты наблюдаются внутри этих частей и даже внутри некоторых отдельных номеров (например, в «Gloria»).

Чем сосредоточеннее скорбь, чем большего трагизма она достигает, тем сильнее подъем и ослепительнее свет приходящего на смену эпизода. Так, например, в центре «Credo», состоящего из восьми номеров, есть несколько связанных с образом Иисуса: «Et incarnatus», «Crucifixus», «Et ressurexit». Каждый из названных номеров вполне закончен и может исполняться отдельно. Но подобно тому, как это бывает в некоторых инструментальных циклических произведениях - сонатах, симфониях, - идейный замысел, динамика художественно-поэтических образов объединяют все три номера линией внутреннего развития. В «Et incarnatus» говорится о рождении человека, который примет на себя грехи мира; в «Crucifixus» - о распятии и о смерти Иисуса; в «Et ressurexit» - о его воскрешении. Как всегда у Баха, страницы, посвященные Иисусу - страдающему человеку, самые проникновенные и эмоционально насыщенные.

Движение музыкальных образов ведет к сильнейшему нарастанию трагических элементов. Безысходная скорбь, чувство обреченности в «Et incarnatus» углублены страшной картиной смерти, людского горя в «Crucifixus». Тем больше потрясает драматический эффект, который производит внезапный взрыв восторга, всеобъемлющей радости в «Et ressurexit».

В противопоставлении смерти и всепобеждающей силы жизни - скрытый смысл этого своеобразного цикла. Различные аспекты той же идеи составляют основное содержание всего произведения.

Си-минорная месса венчает творчество Баха. Именно си-минорная месса - произведение, в котором с предельной глубиной раскрылась подлинная природа баховского искусства, сложного, могучего и прекрасного.

В. Галацкая

Помимо Магнификата , Бах обращался к другим жанрам культовой музыки на латинские богослужебные тексты. Во второй половине 30-х годов в Лейпциге он написал не менее пяти «Латинских месс». В ту пору богослужение при Саксонском королевском дворе совершалось по католическому обряду, и четыре краткие мессы - F-dur, A-dur, g-moll и G-dur - предназначены были непосредственно для исполнения Королевской капеллой в Дрездене. Музыка их в основной части заимствована композитором из ранее написанных кантат. Что касается номеров, заново сочиненных для этих произведений, то там есть изумительно красивые страницы, особенно в F-dur"ной и A"dur"ной мессах.

На латинский церковно-культовый текст написаны Бахом и сочинения в жанре Sanctus, представляющем, как известно, составную часть католической службы. Авторство композитора можно считать точно установленным в отношении двух opus"ов этого жанра, написанных в Лейпциге в 20-х годах: C-dur и D-dur. Подлинность остальных считается сомнительной.

Впрочем, все эти вещи совершенно меркнут перед знаменитой Высокой мессой h-moll, которую композитор начал писать в первой половине 30-х годов (не позже 1733) и закончил в 1738. Это произведение составляет самую величественную завершающую кульминацию на творческом пути мастера.

Напомним, что Бах далеко отошел от обрядовой традиции, развернув освященный церковью шестичастный цикл в монументальную композицию с двадцатью четырьмя номерами, объединенными в четырех больших частях: Kyria, Gloria, Credo, Sanctus.

В Мессе пятнадцать хоров, три дуэта и шесть арий. Состав исполнителей: смешанный хор (от четырех и до восьми голосов), солисты (сопрано I и II, альт, тенор, бас), оркестр (две флейты, три гобоя, два гобоя d"amore, два фагота, три трубы, валторна, литавры, струнные), орган и continuo.

Судьба Высокой мессы необычна и поучительна. По жанровой природе своей формально предназначенная будто бы для церковного культа, она почти никогда не исполнялась и ныне не исполняется в церкви, вызывая к себе холодное, а то и недоброжелательное отношение в клерикальных кругах. Объясняется это исключительно внутренней природой, образным содержанием самой музыки Баха, о которой много исторический и эстетической неправды написано в буржуазном музыкознании. Одни склонны предполагать, что Месса была создана под воздействием чисто внешних, житейских обстоятельств и меркантильных побуждений. Другие пытаются свести ее к музыкальным интерпретациям молитвенных текстов, к звуковой символике композитора-духовидца (А. Пирро). Третьи считают, будто бы Бах стремился возможно более точно воссоздать в музыке все перипетии и аксессуары воскресной службы и ее таинств (Ф. Вольфрум). Наконец, А. Швейцер, А. Хейс выдвигают гипотезу об утопическом намерении композитора символически воссоединить через свое произведение разобщенную западнохристианскую церковь в синтезе протестантского и католического обряда и вероучения.

Но музыка неопровержимо свидетельствует против этих, очевидно, превратных и односторонних толкований. По масштабам, выразительным средствам и составу исполнителей Месса явно не предназначена для ритуального служения в церковных стенах, не говоря уже о тех эстетических качествах, какие свойственны ее концепции и образному строю.

Что касается обстоятельств, при которых создавалось произведение (широко известное посвящение Kyrie и Gloria Фридриху Августу Саксонскому и т. д.), то обстоятельства эти и в самом деле подтверждают горькую мысль Лессинга об «искусстве, просящем хлеба». Однако они не объясняют ни возникновения Высокой мессы, ни тем более ее внутреннего содержания. После множества кантат, после ораторий, пассионов и Магнификата Бах написал Мессу си минор не потому, что нуждался материально, но в силу внутренних побуждений своей нравственно-философской и эстетической натуры. Именно это сочинение в наиболее чистом и ясном виде раскрывает философско-этическую концепцию композитора с ее сильными, а в известном смысле и со слабыми сторонами. Он был религиозен и потому избрал для своей цели культовый, а не какой-либо иной жанр и традиционно-молитвенный текст. Более того, сама музыка, при всех красотах, не лишена вовсе элементов религиозного экстаза, созерцания, может быть, даже отрешенности (в Credo). Но в какой бы степени религиозные взгляды и настроения ни воздействовали на композитора, когда он писал свое творение, - импульсы великого художника-гуманиста оказались сильнее, и это определило конечный результат: в общих, основных чертах идея Мессы и ее музыкальное воплощение глубоко человечны и полны художественно правдивой, земной красоты.

От ораторий, Магнификата, пассионов она отличается чрезвычайно. В ней не запечатлены картины жизни, праздничной или повседневной. Нет в ней ни повествования о событиях, ни драматических сцен, хотя элементы легендарные, картинные, а особенно драматические отчасти и присутствуют в некоторых отдельных ее частях. Подлинная сфера Высокой мессы - человеческие идеалы в их этически и эстетически обобщенном выражении.

Младший современник Баха Иоганн Иоахим Винкельман говорил об обобщающей красоте, которая возникает на пути идеального изображения явлений. Бах не написал и не мог написать для Мессы речитативы: в них не о чем было бы рассказывать и некому было бы выступать от имени каких-либо персонажей. Более того, Месса создавалась, разумеется, прежде всего для немцев, а традиционно-культовый латинский текст, на который написана музыка, был в ту пору уже очень далек немецкому народу. К тому же в некоторых номерах (например, первых хорах Kyrie, где огромные фуги распеваются всего на два слова «Господи, помилуй») значение текста скорее формальное; в других (например, в ля-мажорной басовой арии «И в духа свята») музыка приходит в полное противоречие со словами, и догма классицизма, повелевающая музыке «следовать по стопам поэта» (Винкельман), оказывается нарушенной:

Музыкально-поэтические образы Мессы выражают думы и чувства композитора вне всяких событий (эпос) и без действующих лиц (драма). Это огромная лирико-философская поэма симфонического плана, и в музыке ее через лирическую сферу обобщенно запечатлена жизнь.

Симфонизм, даже в применении к первой половине XVIII века, означает воплощение единой идеи через широкое и многогранное развитие контрастных образов. В основе Высокой мессы и в самом деле лежит такой контраст. Какова же его поэтически-выразительная природа? Образы страдания, скорби, жертвы, смиренной мольбы, горького пафоса, так характерные для Пассионов, трагических кантат, и, с другой стороны, образы радости, света, «триумфа правды», господствующие в Реформационной кантате и Магнификате, слиты здесь в гигантском синтезе, до какого Бах не доходил более никогда, ни до, ни после Высокой мессы. Он опять близок здесь Лессингу, писавшему по поводу софоклова «Филоктета»: «Его стоны принадлежат человеку; действия - герою; и из этих двух сторон возникает образ человека-героя, который не изнежен, не бесчувствен, но представляет высший идеал, достигнутый мудростью и искусством художника». Впервые в добаховский период идея восхождения из глубин, «от страдания к радости» получила органичное и целеустремленное выражение в столь широко и ясно обобщенной форме.

Отсюда - две основные тематические сферы, господствующие в огромном двадцатичетырехчастном цикле и прежде всего в его изумительно разнообразных и совершенных хорах. Одну из них можно было бы, пользуясь эстетическими категориями того же Лессинга, определить как тематизм горести и страдания. Диапазон ее выразительных средств широк, но некоторые явственно доминируют, определяя эмоциональный строй музыки: минорный лад (гармонический по преимуществу), медленно, нередко секвентными звеньями развертывающиеся мелодические линии, насыщенные напряженно-выразительными хроматическими интонациями, сложный, тонко-детализированный рисунок напева. Ритмические фигуры преобладают ровные, спокойные, с длительно выраженными ostinati. Сумрачная гармония в напряженных фазисах развития осложнена эллиптическими последованиями, энгармонические модуляции прорывают ее, а на кульминационных вершинах возникают остродиссонантные созвучия - уменьшенные септаккорды, доминантнонаккорды, увеличенные трезвучия, стимулирующие движение и экспрессию лирических высказываний:

Полифоническая ткань в этих хорах преобладает легкая, прозрачная, хотя не везде она такова. Скромен по звучанию и тембровому колориту оркестр. Почти на всем протяжении звукового потока действуют и уравновешивают друг друга формообразующие факторы, с одной стороны, повышающие тонус высказывания и, с другой - сохраняющие ему меру эстетически дозволенного. Это - «вздохи, слезы», исполненные величия духа, и нигде, за исключением, может быть, вступительного. Adagio, они «не переходят в крик или вопль» (Лессинг).

Но эта общая тенденция дифференцирована, она очень различно проявляется в открыто изливающемся, неукротимом пафосе первого пятиголосного Kyrie и его вдохновенной оркестровой прелюдии; во «внутреннем пламени» эмоционально-сдержанной четырехголосной хроматической фуги второго Kyrie; в молящей и поэтической лирике камерного Qui tollis («Ты, грех мира на себя принявший, Не отринь мольбы смиренной нашей».), расцвеченного прелестной инструментальной фигурацией; в холодно-бесстрастной поступи архаически-грегорианского Credo; в величавом парении мелоса Incarnatus («И вочеловечившегося» (фрагмент «Верую»).); в старинных вариациях Crucifixus, многоплановых и трагедийных; наконец, в огромной двойной фуге Confiteor (О покаянии грешников и отпущении грехов.), с ее внезапными интонационными сдвигами и внутренним контрастом (новаторски смелая и плодотворная трактовка хора у Баха!).

У всей этой «сферы страдания», помимо общности интонационного строя, есть и своя объединяющая тональность - h-moll (с ее натуральной доминантой fis-moll и субдоминантой e-moll), и единая линия движения: широкая, эмоционально напряженная экспозиция в Kyrie, прорыв - элегический эпизод посреди гимнически светлой Gloria (жалоба-мольба Qui tollis), трагическая кульминация в Credo близ точки золотого сечения цикла (Crucifixus), наконец, затихающие отзвуки, реминисценции в минорных ариях финального апофеоза (Sanctus). Это линия затухающего развития.

Другая, контрастная тематическая сфера Мессы могла бы быть определена как сфера света, действия и радости. Именно она составляет доминанту всего цикла - не только гармонически (DIII), но и по философски-поэтическому замыслу композитора. В ней по-баховски воплощена идеальная цель человечества и путь, ведущий к этой цели. Главные, наиболее активные образы этой сферы также заключены в хорах, однако прямо противоположного выразительного качества и значения. Здесь господствуют мажорная диатоника лада, широкие, динамически-энергичные вокальные линии, часто аккордово-фанфарного контура (тут Бах временами близок Генделю), с крутыми взлетами и пологими спадами. Местами они богато украшены фигурацией - ликующими вокализами-юбиляциями:

И гармония более диатонична, она движется преимущественно по близким степеням родства. Ритм собранный, активный, разнообразный, живой. Темпы скоры, и стремительно быстро достижение - завоевание кульминационных вершин. Почти все хоры этой группы - также фуги или включают фуги. Однако гомофонные элементы выражены в них гораздо более широко, и это связано с их жанровой природой: одни - гимны народного склада (Gratias), другие - хоры-пляски (Gloria, Osanna), третьи - хоры-марши (Cum sancto spiritu, Sanctus). Изложение насыщенно и массивно, в оркестре больше яркости, блеска, даже воинственности звучания (трубы, литавры). Все это - вполне светская, мирская, активно-жизненная музыка. Она дышит силой, правдой бытия и парит высоко над архаичным, мистическим текстом. Объединяющая тональность этой сферы света и радости - D-dur. Из восьми хоров семь написаны в ре мажоре, что отвечает общим принципам эстетики и гармонии Баха: D-dur - его тональность героического триумфа, тональность Магнификата и Реформационной кантаты.

Есть у образов этого круга и своя, особая линия становления и развития. Они являются не сразу. Следующий за Kyrie восьмичастный «малый цикл» Gloria - их огромная контрастная экспозиция. В Credo они оттеснены и затенены религиозными созерцаниями, сумрачными погребальными процессиями, плачами. Но наполняющая их действенная сила не иссякла и вновь громогласно заявляет о себе; дважды неудержимо широко прорывается она в хорах Et resurrexit и к концу Confiteor. Пятичастный триумфальный Sanctus воплощает конечное и полное утверждение этой тематической сферы света и действия. Здесь линия развития движется динамически-восходяще.

Следовательно, драматургия Мессы такова, что ее контрастные сферы стремятся в противоположных направлениях. Kyrie и Gloria образуют их экспозицию с тональным отношением h-D (I-III ступени). Credo - своего рода разработочная середина огромной композиции, тонально наиболее неустойчивая, с эпизодами, отстранениями, перипетиями. Там контрастные начала дважды приведены к непосредственному сближению, и дважды первое (страдание) разрешается во второе (радость). Sanctus - полная мощи, энергии и света завершающая мажорная кульминация - может быть определена как неполная динамическая реприза - тональная (D-dur), а отчасти тематическая: последний хор Dona nobis pacem повторяет Gratias.

Помимо главных образно-тематических элементов цикла, в нем заключен еще один, имеющий уже не самостоятельное, однако же важное значение: это арии и дуэты Мессы. По тексту они совершенно органично включены в общую композицию, особенно в Credo, где хор дважды передает солистам незаконченные фразы молитвенного стиха. Музыка же этих номеров отличается от хоров разительно. У них подчеркнуто камерный план, камерно и отменно тонко инструментовано сопровождение: струнные, continuo, иногда с флейтами и гобоями д"амур. Отличны они и по жанровому облику. Здесь преобладают пасторали (дуэт Christe eleison), менуэты, (ария Quoniam tu solus sanctus), сицилианы (ария Et in spiritum sanctum), арии и ансамбли колоратурного стиля (ария Laudamus, дуэт Et in unum dominum Jesum Christum). В гомофонную фактуру вплетены виртуозно выполненные, непринужденно, свежо звучащие маленькие каноны. От лирико-патетических арий, так часто кульминирующих в пассионах, эти малые формы Мессы очень далеки. В большинстве случаев их музыка скорее интермедийного плана - жизнерадостная, иногда почти бытовая, игривая, не требующая чего-либо высшего от аудиторий. Разрыв с богослужебным текстом здесь полный и окончательный, временами он производит на нас едва ли не парадоксальное впечатление. Драматургическая роль этих своеобразных интермедий очень значительна. Хотел или не хотел этого композитор, но, внося в Мессу элемент обмирщения, эмоционально яркий, полнокровный, иногда откровенно связанный с народной песенностью и бытующими жанрами, он объективно все больше преодолевал ритуально-культовый облик своего произведения. Разлитой здесь ясный гармонический колорит, резвые, подвижные мелодии создают светлое и оживленное окружение, омывающее хоровой массив.

Эти камерно-лирические страницы партитуры способствуют становлению основной мажорно-жизнеутверждающей тенденции цикла. Еще в самом начале Мессы печальное и сумрачное Kyrie (h-moll, fis-moll) прорезается идиллическим ре-мажорным дуэтом двух сопрано. Это просвет - предвестник близкой Gloria. Трагическая кульминация Мессы в центре Credo, напоминающая потускневшую от времени древнюю храмовую фреску, обрамлена празднично звучащими, насквозь мирскими по музыке эпизодами: блестящим, почти в манере Генделя, колоратурным дуэтом сопрано и альта в G-dur и моцартовски-грациозной, игровой арией баса, где вместо бога - духа свята, о котором мистически вещает символ веры, являются скорее жизнелюбивые и темпераментные персонажи «Дон-Жуана» или «Свадьбы Фигаро». Это тоже номера - предвестники близкого D-dur"ного апофеоза - Sanctus. Наоборот, в светлую, триумфально-праздничную композицию Sanctus"a перед финальным хором вписаны две маленькие элегические арии - Веneductus h-moll, тенор) и Agnus Dei (g-moll, альт). Сдержанный пафос их вокальной линии вьющегося блуждающего рисунка, беспокойно-изменчивый ритм, напряженные интонации (тритоны в Agnus Dei), частые отклонения гармонии и интенсивные подъемы - нагнетания секвентных цепей, ведущих к мелодическим вершинам, - звучат как последние красивые и печальные тени преодоленной трагедии, «обломки разорванной тьмы». Это рельефно запечатлено и в избранных Бахом тональностях. Benedictus - еще в первоначальной «тонике мрака и скорби» - h-moll; Agnus Dei - уже в минорной субдоминанте новой и конечной тоники D-dur. Эффект «посветления тени» достигнут здесь изумительно тонкий и ясный.

Таким образом «интермедийные» образы расположены в непосредственной близости к основной линии развития и действуют как факторы ее становления.

Такова драматургия самого глубокого и симфоничного из произведений Баха.

К. Розеншильд

Государственная академическая хоровая капелла России имени Юрлова – всемирно известный коллектив, один из старейших в Москве. Его история восходит к любительскому хору регента Ивана Юхова, созданному на рубеже XIX–XX веков. Судьбоносным событием в истории коллектива стало назначение в 1958 году на должность его руководителя Александра Юрлова (1927–1973). В 1960-х годах под началом выдающегося хормейстера Капелла выдвигается в ряды лучших музыкальных коллективов страны. Хор сотрудничает с прославленными композиторами Георгием Свиридовым и Дмитрием Шостаковичем, становится первым исполнителем сочинений Владимира Рубина, Родиона Щедрина. Преемниками Александра Юрлова были талантливые музыканты, дирижеры-хормейстеры Юрий Ухов и Станислав Гусев, много сделавшие для преумножения славы коллектива.

С 2004 года Капеллу возглавляет Геннадий Дмитряк – заслуженный деятель искусств России, профессор, один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижеров. Под его началом Капелла снова выдвинулась на авансцену концертной жизни страны, стала реализовывать крупные творческие проекты. Среди них – музыкальные фестивали «Кремли и храмы России», «Любовь святая», возрождающие традиции просветительских вокально-хоровых концертов. В 2016 году в рамках фестиваля «Кремли и храмы России» прошли концерты Капеллы в Москве, Нижнем Новгороде, Великом Новгороде, Ярославле, Пскове, Костроме.

География гастролей Капеллы охватывает всю территорию России от Магадана до Калининграда – города Золотого кольца, Поволжья, Урала, Сибири. Огромный успех имели концерты коллектива в Испании, Греции, Великобритании, Белоруссии, Армении, Польше, Украине, Северной Корее, в странах Прибалтики. Коллектив – постоянный участник Московского Пасхального фестиваля, Большого фестиваля Российского национального оркестра, Международного фестиваля Мстислава Ростроповича, Международного фестиваля «Хоровые ассамблеи», фестивалей в Испании, Греции, Польше, Литве и других крупных событий. Весной 2014 года Капелла принимала активное участие в подготовке и проведении XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр в Сочи.

Среди симфонических дирижеров, работающих с Капеллой – Валерий Гергиев, Юрий Башмет, Михаил Плетнев, Сергей Скрипка, Дмитрий Юровский, Владимир Юровский, Александр Сладковский, Павел Коган, Теодор Курентзис. Репертуар хора включает практически все произведения кантатно-ораториального жанра русской и западноевропейской музыки – от Мессы си минор Баха до сочинений Бриттена, Бернстайна, Шнитке, Канчели, Тавенера. Крупным проектом Капеллы последних лет стала студийная запись Антологии хоровых сочинений Георгия Свиридова, приуроченная к 100-летию со дня рождения композитора.

Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы»

В 1979 году выдающийся скрипач Владимир Спиваков объединил сильнейших музыкантов российской столицы в камерный оркестр «Виртуозы Москвы». Звездный ансамбль солистов и концертмейстеров лучших московских коллективов, в котором выступали участники прославленного Квартета имени Бородина Михаил Копельман, Андрей Абраменков, Дмитрий Шебалин и Валентин Берлинский, передал эстафету новым поколениям талантливых музыкантов – победителей и лауреатов международных и всероссийских конкурсов. Идут годы, но на первом месте по-прежнему остаются профессионализм, мастерство и высокая этика отношений в коллективе.

Концерты «Виртуозов Москвы» с триумфом проходят в европейских странах, США, Канаде, Мексике, государствах Южной Америки, Израиле, Китае, Корее, Японии, Турции и др. Музыканты выступают как в лучших залах мира (Консертгебау в Амстердаме, Музикферайн в Вене, Ройял-фестивал-холл и Альберт-холл в Лондоне, Плейель и Театр Елисейских Полей в Париже, Карнеги-холл и Эвери-Фишер-холл в Нью-Йорке, Сантори-холл в Токио и др.), так и на обычных концертных площадках небольших городов. География гастролей «Виртуозов Москвы» также включает все регионы России и постсоветское пространство. «Для нас не существует ни маленьких людей, ни маленьких городов, – говорит Владимир Спиваков. – Поездки по России бесценны, а встречи с замечательной публикой уникальны».

С «Виртуозами Москвы» выступали выдающиеся музыканты – Мстислав Ростропович, Елена Образцова, Иегуди Менухин, Владимир Крайнев, Саулюс Сондецкис, Джесси Норман, Юрий Башмет, Максим Венгеров, Хибла Герзмава, Евгений Кисин, Миша Майский, Денис Мацуев, Шломо Минц, Михаил Плетнёв, Юлиан Рахлин, Гиора Фейдман, Мишель Легран, Пинхас Цукерман. Оркестром дирижировали Рудольф Баршай, Кристиан Захариас, Питер Гут, Андрес Мустонен, Дмитрий Ситковецкий, Владимир Фельцман, Теодор Курентзис и другие. С оркестром выступают юные таланты, некоторые из них – скрипач из Швеции Даниэль Лозакович, израильская виолончелистка Даниэль Акта, российский пианист Александр Малофеев – сегодня стали настоящими звездами. Особое признание зрителей завоевала концертная программа под названием «Виртуозы Москвы. Сегодня и завтра» с участием талантливых стипендиатов Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова, лауреатов международных конкурсов.

В обширном репертуаре оркестра – музыка различных стилей и эпох, от барокко до произведений Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева, Белы Бартока, Астора Пьяццоллы, Кшиштофа Пендерецкого, Родиона Щедрина, Альфреда Шнитке, Софии Губайдулиной, Арво Пярта и Гии Канчели. «Виртуозами» выпущено несколько десятков CD под ведущими мировыми лейблами. Оркестр продолжает напряжённую работу, поддерживая высочайший исполнительский уровень и право на амбициозное имя «Виртуозы Москвы», где каждый музыкант – яркая индивидуальность, а все вместе – коллектив мирового уровня. Его отличает высокая европейская культура ансамблевого исполнения, внимание к мельчайшим деталям, активная творческая позиция по отношению к авторскому замыслу, яркий артистизм, любовь и уважение к публике.

Бессменным художественным руководителем и главным дирижёром камерного оркестра «Виртуозы Москвы» с момента его создания является скрипач и дирижёр Владимир Спиваков. Именно благодаря маэстро Спивакову, его многолетней и кропотливой работе с оркестром, у «Виртуозов Москвы» есть постоянная аудитория во всем мире, признание и высочайшую репутация, завоеванная годами упорного труда. «Виртуозам Москвы» удаётся взволновать и увлечь любого слушателя, подарить ему радость общения с шедеврами, разбудить в нём желание ещё раз прийти на концерт. «Для нас, – говорит

Владимир Спиваков, – творчество стало потребностью, а работа – искусством, которое, по выражению Пабло Пикассо, смывает пыль повседневности с души».

Геннадий Дмитряк

Геннадий Дмитряк – хоровой и оперно-симфонический дирижёр, народный артист России, художественный руководитель и главный дирижёр Государственной академической хоровой капеллы России имени А. А. Юрлова, профессор кафедры современного хорового исполнительства Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и кафедры хорового дирижирования Российской академии музыки имени Гнесиных.

Музыкант получил образование в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Его учителями и наставниками были прославленные музыканты А. Юрлов, К. Кондрашин, Л. Гинзбург, Г. Рождественский, В. Минин, В. Попов.

Геннадий Дмитряк работал в качестве дирижёра в Московском камерном музыкальном театре под руководством Б. А. Покровского, Театре оперы и балета имени Г. Лорки в Гаване, Московском камерном хоре, Государственном академическом русском хоре СССР п/у В. Минина, Академическом музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, театре «Новая Опера» имени Е. В. Колобова.

В 1991 году создал и до 2006 года возглавлял уникальный хоровой коллектив – Ансамбль солистов «Капелла “Московский Кремль”», который дал свыше тысячи концертов, осуществил десятки гастрольных поездок.

Наиболее полно творческий потенциал Геннадия Дмитряка раскрылся в должности художественного руководителя и главного дирижёра Государственной академической хоровой капеллы России имени А. А. Юрлова. Благодаря его высокому профессионализму и творческой энергии Капелла заняла ведущее место среди хоровых коллективов страны, значительно расширилась география российских и зарубежных гастролей коллектива, его репертуар пополнился сочинениями современной музыки.

Геннадий Дмитряк выступает не только как хоровой, но и как симфонический дирижёр. Это позволило Капелле реализовать ряд крупных музыкальных проектов в творческом союзе с известными симфоническими оркестрами: Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, оркестрами «Новая Россия», «Русская филармония», Московским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Павла Когана.

Важное направление в творческой деятельности дирижёра – исполнение сочинений современных отечественных композиторов: А. Ларина, А. Караманова, Г. Канчели, В. Кобекина, А. Чайковского, А. Шнитке, Р. Щедрина и других.

Геннадий Дмитряк – инициатор и художественный руководитель всероссийских музыкальных фестивалей. Один из них – фестиваль «Любовь святая», возрождающий традиции проведения крупных вокально-симфонических концертов «юрловского стиля», объединяющих на сцене и под открытым небом (в формате «Open air») большие оркестровые и хоровые профессиональные и любительские коллективы. Это также фестиваль «Кремли и храмы России», нацеленный на возрождение традиции исполнения хоровых сочинений отечественных композиторов в аутентичной атмосфере древних исторических памятников России. В 2016 году программа фестиваля «Кремли и храмы России» объединила концерты в храмах и монастырях Москвы, Нижнего Новгорода, Великого Новгорода, Ярославля, Пскова, Костромы.

Под началом Геннадия Дмитряка капелла развивает общественную и просветительскую деятельность, выступая с программами из сочинений русской хоровой музыки в регионах России. Он ведёт разностороннюю общественную деятельность как член Президиума Всероссийского хорового общества: дирижёр являлся одним из инициаторов создания 1000-голосого Детского хора России; выступает председателем и членом жюри всероссийских хоровых фестивалей и смотров, в том числе, в Международном детском центре «Артек».

Дирижёр участвовал в исполнении и записи нового Гимна Российской Федерации, принимал участие в инаугурации Президента России В. В. Путина в 2004 году в Большом Кремлёвском Дворце, был главным хормейстером сводных хоров в дни празднования юбилеев Победы в Великой Отечественной войне. В период проведения 4-го форума Альянса цивилизаций ООН в Катаре в декабре 2011 года выступал главным хормейстером всех его культурных программ. Принимал участие в церемонии открытия и культурной программе Паралимпиады Сочи-2014.

Геннадий Дмитряк выпустил свыше 20 компакт-дисков со студийными записями шедевров русской хоровой музыки. Среди них – тематические программы «Из золотого фонда Капеллы», «С любовью к России», «Душа грустит о небесах», «Да исправится молитва моя», Реквием А. Шнитке, «Всенощное бдение» С. Рахманинова, «Свадебка» И. Стравинского и «Курские песни» Г. Свиридова. Преемственность юрловским традициям обнаруживает себя в особом отношении Геннадия Дмитряка к творчеству Георгия Свиридова. Под руководством дирижёра коллектив осуществил студийную запись Антологии хоровых сочинений композитора.

Указом Президента России Д. А. Медведева от 14 июня 2010 года за многолетнюю плодотворную деятельность и вклад в развитие отечественной культуры Геннадий Дмитряк был награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Работа дирижёра в области популяризации русской духовной музыки, сохранения и преумножения христианских ценностей в современном обществе была отмечена орденами Русской Православной Церкви – святого благоверного князя Даниила Московского (2012) и «Славы и Чести» I степени (2017). В 2018 году Геннадию Дмитряку присвоено звание «Народный артист Российской Федерации».

Ирина Костина

Ирина Костина – выпускница Российской академии театрального искусства (мастерская Александра Тителя и Игоря Ясуловича, класс Натальи Пустовой).

Певица – лауреат Московского фестиваля студенческого творчества «Фестос» (жанровый фестиваль «Вокальная академия «Голос», Москва, 2008), а также ряда международных конкурсов: «Волшебная свеча» (I премия, Киев, 2001), «Маленький принц» (Гран-при, Кишинёв, 2002), “Musica classica” (I премия, Руза, 2010), XXIV конкурс вокалистов имени М. И. Глинки (II премия, Москва, 2011), II конкурс вокалистов имени М. Магомаева (III премия, Москва, 2012), VIII конкурс вокалистов Бибигуль Тулегеновой (I премия, Алматы, 2016) и других.

С 2011 года Ирина Костина является солисткой московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, где исполнила партии в спектаклях «Волшебная флейта» и «Свадьба Фигаро» Моцарта (Первая дама и Сюзанна), «Севильский цирюльник» Россини (Розина), «Риголетто» Верди (Джильда), «Джанни Скикки» Пуччини (Лауретта, Герардино), «Капулетти и Монтекки» Беллини (концертное исполнение, Джульетта), «Любовный напиток» Доницетти (Адина), «Ромео и Джульетта» Гуно (Джульетта), «Дидона и Эней» Пёрселла с прологом М. Наймана (Белинда Брайен), «Школа жён» Мартынова (Госпожа Дюпарк), «Снегурочка» Римского-Корсакова (Снегурочка); партию сопрано в кантате «Кармина Бурана» Орфа; партии в постановках театра «Десять сопрано Новой Оперы», «Всё это – Опера!», «Вальсы, танго, фокстроты», «Opera&Jazz», «Сказки старой бабушки», «Иоганн Штраус, король вальсов», «Viva Verdi!».

С 2015 года – приглашённая солистка Большого театра России, где дебютировала в партии Герды («История Кая и Герды» Баневича), а затем исполнила партию сопрано в вокальной сказке Прокофьева «Гадкий утёнок» (спектакль «Байки о Лисе, Утёнке и Балде»).

Ирина Костина выступает на лучших столичных сценах – в Большом зале консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, залах Московского международного Дома музыки, в Оружейной палате Московского Кремля; сотрудничает с Государственной академической хоровой капеллой России имени А. А. Юрлова, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия». Она принимала участие в Фестивале памяти Ирины Архиповой во Дворце на Яузе, где пела в сопровождении Симфонического оркестра радио «Орфей» под управлением Сергея Кондрашева (2012); в XXXII Международном музыкальном фестивале имени С. В. Рахманинова в Тамбове (с Тамбовским симфоническим оркестром под управлением Михаила Леонтьева, 2013); выступала с Алексеем Татаринцевым в Рязанской областной филармонии (с Рязанским губернаторским симфоническим оркестром под управлением Сергея Оселко, 2015); участвовала в оперном фестивале «Монтекатини Терме – Санкт-Петербург» вместе с баритоном Педро Каррилло и пианисткой Лаурой Паскуалетти (Италия, 2015).

Евгения Сегенюк

Евгения Сегенюк родилась в Москве в семье музыкантов. С отличием окончила дирижёрско-хоровой (1994), а затем вокальный (1996) факультет Российской академии музыки имени Гнесиных. В годы учёбы была стипендиатом фонда «Знание». В 1998 году с отличием окончила ассистентуру-стажировку вокального факультета РАМ имени Гнесиных (педагог – Л. И. Дударева).

В 1997 году Евгения была приглашена в стажёрскую труппу Большого театра, а в 1999 году вошла в основной состав оперной труппы.

В её репертуаре партии в операх «Жизнь за царя» Глинки (Ваня), «Евгений Онегин» (Ольга), «Пиковая дама» (Полина, Графиня), «Опричник» (Фёдор Басманов) Чайковского, «Снегурочка» (Лель), «Царская невеста» (Любаша), «Кащей Бессмертный» (Кащеевна) Римского-Корсакова, «Игрок» (Мадемуазель Бланш), «Огненный ангел» (Гадалка) и «Любовь к трём апельсинам» (Принцесса Клариче) Прокофьева, «Набукко» Верди (Фенена), «Идиот» Вайнберга (Епанчина), «История Кая и Герды» Баневича (Снежная королева), «Сказка о попе и его работнике Балде» Праведникова (Балда, мировая премьера) и другие роли, а также вокальные партии в «Маленькой Торжественной мессе» Россини, “Stabat Mater” Перголези и Дворжака, Реквиемах Моцарта, Сальери, Верди и Дворжака, в Девятой симфонии и Торжественной мессе Бетховена, кантате «Москва» Чайковского, в симфонии-кантате «Песнь о Земле» Малера (одноименный балет в исполнении балетной труппы театра «Ковент Гарден» во время гастролей в Большом театре), Пять песен на стихи Матильды Везендонк Вагнера и другие сочинения.

Евгения Сегенюк участвовала в мировой премьере оперы Л. Десятникова «Дети Розенталя» (партия Вагнера). На IV Фестивале «Опера априори» (2017) приняла участие в российской премьере оперы «Дева в башне» Сибелиуса (партия Хозяйки Замка). Как драматическая актриса сыграла роль Катарите в балете «Тамаши» («Дух») на музыку группы «КОДО» (2012).

В соавторстве с Ларисой Голушкиной написала сценарий и осуществила постановку спектакля «Николай Голованов. Сокровенное». В основе постановки – романсы композитора, которые звучат в исполнении Евгении Сегенюк. Специально для певицы композитором Валерией Бесединой написана партия Екатерины Великой в опере «Самозванка» («Государыня»).

Евгения Сегенюк выступала под управлением известных дирижёров, среди которых Евгений Светланов, Юрий Башмет, Грэм Бонд, Александр Вилюманис, Михал Клауза, Олли Мустонен, Валерий Полянский, Гинтарас Ринкявичюс, Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев, Марк Эрмлер. Она сотрудничала с режиссёрами Б. Покровским, Е. Арье, Д. Белянушкиным, Л. Додиным, С. Женовачем, Ф. Замбелло, П. Конвичным, Э. Някрошюсом, А. Сокуровым, А. Тителем, Р. Туминаcом, П. Устиновым, В. Фокиным. Участница проекта О. Найденышева «Рок и Опера».

Певица имеет обширный камерный репертуар, постоянно выступает с сольными программами; гастролирует в России и за рубежом – в Великобритании, Италии, Греции, Норвегии, Дании, Финляндии, Польше, Словении, Латвии, на Украине, в Марокко, Иордании, Южной Корее, Гонконге, Японии. Она неоднократно принимала участие в авторских концертах Тихона Хренникова и в записи его произведений, получив высокую оценку российских и зарубежных критиков.

Евгения Сегенюк преподавала в Российской академии музыки имени Гнесиных.

Лауреат премии Попечительского совета Большого театра (2005), победительница Открытого всероссийского конкурса «Лидер года-2007» (в номинации «Лучшая оперная певица»), победительница XVII Международного фестиваля-конкурса Musica classica среди профессиональных певцов (Гран-при, 2015).

Юрий Ростоцкий

Юрий Ростоцкий окончил с отличием Российскую академию музыки имени Гнесиных в 2014 году по специальности «вокальное искусство» (класс Светланы Горенковой). Совершенствовал свое мастерство в программе для молодых певцов Oper Oder Spree (Германия, 2014) и в знаменитой школе пения Accademia Rossiniana (Италия, 2017) под руководством Эрнесто Паласио. Принимал участие в мастер-классах Галины Вишневской, Хуана Диего Флореса, Важи Чачавы, Роберта Гэмбилла, Деборы Йорк, Валентины Левко, Фабио Сартори. Неоднократный стипендиат Министерства культуры РФ.

Певец отмечен призами IX Международного конкурса оперных певцов имени Клаудии Таэв в Эстонии (III премия, 2015), X Международного конкурса оперных певцов Елены Образцовой в Санкт-Петербурге (диплом, 2015), I Московского конкурса теноров имени Ивана Козловского (III премия и спецприз, 2011), IX Международного конкурса вокалистов имени Зары Долухановой «Янтарный соловей» в Калининграде (II премия и спецприз, 2010).

В 2015–2018 гг. – солист Московского театра «Новая Опера» имени Евгения Колобова. С 2018 года – ведущий солист Санкт-Петербургского музыкального театра «Зазеркалье». В театре исполняет партии Линдоро («Итальянка в Алжире» Россини), Феррандо («Так поступают все женщины» Моцарта), Рамиро («Золушка» Россини), Неморино («Любовный напиток» Доницетти), Берендея («Снегурочка» Римского-Корсакова), Ленского («Евгений Онегин» Чайковского).

В 2016 году дебютировал в партии Бельфьоре («Мнимая садовница» Моцарта) в Берлине совместно с Берлинским симфоническим оркестром, исполнил партии тенора в Мессе ми-бемоль мажор Шуберта в Нюрнберге совместно с Нюрнбергским симфоническим оркестром и в оратории «Мессия» Генделя с оркестром Musica Viva в Москве. В 2017 году исполнил партию Бригеллы («Ариадна на Наксосе» Рихарда Штрауса) совместно с Госоркестром России (дирижер Владимир Юровский). Регулярно исполняет партию тенора в сценической кантате «Кармина Бурана» Орфа.

В 2018 году певец исполнил партию Самсона в одноименной оратории Генделя с Российским национальным оркестром, принял участие в исполнении «Оды к Радости» из финала Девятой симфонии Бетховена совместно с оркестром «Новая Россия» и исполнил партию тенора в «Высокой мессе» Баха совместно с камерным оркестром «Виртуозы Москвы». В разные годы также исполнял партии Дамона («Ацис и Галатея» Генделя под управлением Петера Ноймана), Молодого цыгана («Алеко» Рахманинова), тенора во «Всенощном бдении» Рахманинова, Реквиеме и Коронационной мессе Моцарта.

В сезоне 2018/2019 Юрий исполнил партии Линдоро («Итальянка в Алжире» Россини) в рамках Festival de’ Bardi van Nederland (Нидерланды, 2019), Тебальдо («Монтекки и Капулети» Беллини) в рамках Международного фестиваля оперной музыки PromFest в Пярну (Эстония, 2019). Также певец выступил в партиях Евангелиста и тенора в «Страстях по Иоанну» и «Страстях по Матфею» Баха в серии концертов в Нидерландах, Москве и Нижнем Новгороде (дирижер Йорн Бойзен). Летом 2019 года принял участие в «Фестивале русского искусства» в Довиле (Франция) со звездами русского балета.

Михаил Бирюков

Михаил Бирюков окончил музыкально-педагогический факультет Московского городского педагогического университета (класс С. М. Казначеева).

С 2012 года – солист Государственного академического русского хора имени А. В. Свешникова.

В 2013 году поступил в Центр оперного пения Галины Вишневской, где занимался под руководством А. С. Белоусовой и Е. А. Зарембы. На сцене Центра дебютировал в партии Зарецкого в опере Чайковского «Евгений Онегин», в дальнейшем выступив в этой опере в партиях Гремина и Ротного, а также спев в спектаклях «Иоланта» Чайковского (король Рене, Бертран), «Руслан и Людмила» Глинки (князь Светозар), «Борис Годунов» Мусоргского (Пристав), «Царская невеста» Римского-Корсакова (Малюта Скуратов), «Риголетто» Верди (Монтероне), «Кармен» Бизе (Цунига) и других постановках. Также в репертуаре артиста партии Варлаама и Пимена в «Борисе Годунове», Спарафучиле в «Риголетто», Коллена в «Богеме» Пуччини, Мефистофеля в «Фаусте» Гуно, партии баса в Реквиеме Моцарта и в Девятой симфонии Бетховена.

В 2014 году Михаил Бирюков принимал участие во II Международном фестивале Мстислава Ростроповича в Оренбурге, фестивале «Империя оперы» в Москве, фестивале, посвящённом 120-летию основания Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П. И. Чайковского в Клину.