Любимовка, ее хозяева и гости. Фонд станиславского возродит любимовку с новым проектом "вишневый сад" А у кого из режиссеров хотели бы сыграть

В подмосковном имении Станиславского Любимовка сейчас активно готовятся к приему первых гостей. Устанавливается световая аппаратура в просторном двухуровневом репетиционном зале. Развешиваются зеркала в мужской и женской гримерных. Наводятся последние штрихи в гостевом доме, где разместится со своей труппой Эймунтас Някрошюс и молодые режиссеры, недавние выпускники. В течение недели здесь будет проходить мастер-класс, который, по мысли организаторов фестиваля, должен задать планку будущего. Как поясняет директор фестиваля Зейнаб Сеид-заде, «в имении Станиславского должны собираться лучшие театральные силы мира, мастера, продолжающие его дело».

В течение пятнадцати лет Фонд Станиславского вел реконструкцию сильно пострадавшего от времени и бесхозности подмосковного имения великого преобразователя театра. Все пришлось делать практически с нуля: заново возрождать сохранившиеся здания из «руинированного» состояния, подводить канализацию, отопление и пр. Причем характерно, что все делалось без какой-либо государственной поддержки и государственных средств, исключительно на деньги спонсоров и выручку от продажи билетов фестиваля «Сезоны Станиславского». Директор фонда Зейнаб Сеид-заде рассказывает строительную летопись Любимовки на манер героических исландских саг, где априори нет мелочей: борьба за каждый метр окультуренной площади стоит усилий поистине титанических. Предмет особой гордости – плодоносящий вишневый сад (вишня в точности как сказано у классика, сочная и душистая) и летняя театральная площадка под раскидистыми деревьями, где уже несколько лет подряд репетирует Петр Фоменко со своими актерами, приезжающими на неделю-другую пожить и поработать в Любимовке.

В преддверии 150-летнего юбилея Станиславского фонду его имени наконец-то пообещали государственную помощь в деле возведения на месте несохранившегося главного дома – специального помещения с оборудованной сценой, где могут проходить фестивальные спектакли, встречи с мировыми звездами и т.д. Директор фонда мечтает открыть этот зал мировой премьерой «Meno Fortas», главного хедлайнера фестиваля «Сезонов Станиславского».

В этом году в фестивальной программе – грандиозный «Гамлет» Эймунтаса Някрошюса (см. «НИ» от 20 февраля 2004 г.). Из-за большого количества желающих, в несколько дней раскупивших билеты на «Гамлета» в театральных кассах, оргкомитет решил дать дополнительный спектакль (вот и говори после этого о том, что москвичи любят преимущественно развлекательные жанры).

Рядом с ним – недавняя премьера лауреата «Новой театральной реальности» 2011 года Кети Митчелл. Британский режиссер, много работающий в Германии, Кети Митчелл впервые приезжает в Москву, где покажет свою недавнюю кельнскую премьеру – «Волны» по роману Вирджинии Вульф. А ее земляк Тим Крауч покажет спектакль по мотивам «Двенадцатой ночи» Шекспира – «Я, Мальволио».

Ставший постоянным участником «Сезонов Станиславского» латышский режиссер Алвис Херманис покажет свою премьеру «Барышни из Вилко» по новелле Ярослава Ивашкевича (в начале 1970-х экранизированной Анджеем Вайдой). Спектакль поставлен с молодыми итальянскими актерами, и нам обещано, что мы увидим совершенно «нового Херманиса».

Бельгийский режиссер Ян Лауерс покажет свою постановку на сцене венского Бургтеатра – «Искусство развлечения: Needcompany играет смерть короля Майкла». Жанр новой постановки определен в программке как «черная циническая комедия», но сам режиссер настаивает, что его спектакль не укладывается в определенные жанровые границы. Как уверяет Лауерс, «у этого спектакля нет конкретного жанра». «Искусство развлечения» – это синтез разных жанров и видов искусств. Постановка Лауерса построена как разворачивающееся телешоу, со всеми присущими жанру элементами пошлости, сбоями, музыкальными перебивками и разного рода «развлекалочками»: от клоунских выходок шеф-повара и его помощника до хорошо запланированной неожиданности – нервного срыва доктора-убийцы. А самое главное жизненное таинство – встреча со смертью превращено в еще один театральный трюк и макабрическую шутку.

Открывается фестиваль 17 октября постановкой президента фонда Марка Захарова – «Пер Гюнт» (см. «НИ» от 29 марта 2011 г.).

МОСКВА, 13 сен — РИА Новости, Наталия Курова. Международный Фонд К.С. Станиславского в год 150-летия великого режиссера и реформатора театра начинает новый проект под названием "Вишневый сад" — в подмосковной усадьбе Любимовка в субботу состоится презентация проекта, который станет своеобразной OFF-программой международного театрального фестиваля "Сезон Станиславского", сообщили РИА Новости в пресс-службе фонда.

Имение Любимовка, расположенное на берегу реки Клязьмы в Королёве Московской области, занимает особое место в отечественной театральной культуре — именно здесь в домашнем театре Станиславский делал свои актерские и режиссерские пробы. Антон Павлович Чехов гостил здесь с Ольгой Леонардовной в 1902 году и начал писать свою последнюю пьесу. Обитатели, гости и соседи Любимовки стали прообразами персонажей "Вишневого сада". И вот теперь возрожденная усадьба станет пространством, где свои первые шаги в профессии будет делать новое поколение театра.

"Мы давно мечтали превратить Любимовку в международный культурный центр, — рассказала РИА Новости вице-президент Фонда Станиславского Зейнаб Сеид-Заде. — И теперь здесь, во вновь оборудованном "Театральном павильоне" и в "Домашнем театре", будут постоянно показываться работы молодых российских режиссеров, продюсером которых выступит Фонд Станиславского, а также будут проходить творческие лаборатории, мастер-классы, тренинги ведущих зарубежных режиссеров".

По словам Сеид-Заде, первая международная лаборатории в Любимовке была проведена в 2011 году выдающимся литовским режиссером Эймунтасом Някрошюсом, в результате которой родилась сценическая дилогия по "Божественной комедии" Данте. В этом году на презентации "Вишневого сада" буду представлены итоги режиссерской лаборатории участника множества европейских фестивалей английского режиссера и руководителя театральной компании Vanishing Point Мэттью Лентона. В течение недели он вместе с актерами своей компании, студентами Национальной академии театральных искусств Пекина, а также выпускниками российских театральных вузов работал над этюдами по мотивам древнекитайских новелл.

"В новом проекте участвуют Великобритания, Китай и Россия — три страны с богатыми культурными традициями. Тема их совместной работы — забота о старших, которым сегодня у нас уделяется так мало внимания. Это серьезная этическая и нравственная моральная проблема. Сегодня очень важна экология сознания, возвращение к вечным ценностям, опора на вековые традиции, которые не устаревают, пока существует человек", — считает Сеид-Заде.

В рамках проекта 21сентября муниципальный драматический театр "Наш дом" (Химки) покажет спектакль актера и режиссера Сергея Метелкина "Доктор. Первый год", поставленный по ранним рассказам Михаила Булгакова "Записки юного врача". Эта постановка стала лауреатом Фестиваля театров малых городов России.

Продолжится "Вишневый сад" спектаклем выпускника ГИТИСа Кирилла Вытоптова (мастерская Олега Кудряшова) — молодого режиссера, но уже успевшего создать несколько заметных постановок на столичной сцене. Вместе со студентами ГИТИСа он представит 27 сентября свой спектакль "Иуда Искариот" по мотивам одноименной повести Леонида Андреева.

В "Домашнем театре" Любимовки откроется выставка выпускников художественного факультета ВГИКа "Взгляд извне. Кинохудожник в театре", где будут представлены эскизы декораций и костюмов.

Девятый Международный театральный фестиваль "Сезон Станиславского" пройдет в этом году с 26 октября по 13 ноября. В нем примут участие театральные коллективы из Австрии, Германии, Литвы, России.

/ 23 Июня 2017

Мария Михайлова, журнал Театрал, 22. 06. 17
Фото Мария Михайлова

В УСАДЬБЕ СТАНИСЛАВСКОГО В ЛЮБИМОВКЕ ОТКРОЕТСЯ ФЕСТИВАЛЬ

С 27 июня по 7 июля состоится фестиваль «Сезон Станиславского. Летний фестиваль губернских театров». Организаторы и участники фестиваля рассказали журналистам о предстоящем событии.

Фестиваль откроется 27 июня в усадьбе Станиславского в Любимовке, где пройдет «Вишневый квест», задуманный худруком фестиваля Сергеем Безруковым по мотивам чеховского «Вишневого сада».

Я подумал, что стоит именно там, в Любимовке, где родился замысел этой потрясающей пьесы, сыграть хотя бы фрагмент «Вишневого сада», — рассказывает худрук фестиваля Сергей Безруков. — В этот дом брата Станиславского, где как раз и гостил Чехов, я просто влюбился. Все сошлось! Это же та самая веранда! Когда в первой сцене у нас Лопахин (Антон Хабаров) сидит на этой веранде с Дуняшей, то декораций не нужно — это все живое! Сейчас у нас с артистами начались там репетиции, и вы не представляете их трепет, когда они находятся там, когда ходят по вишневому саду…

Мне особенно радостно, что Любимовка, которая 20 лет была в забвении в Подмосковье, заинтересовала Нармин Ширалиеву, и она со всей своей невероятной энергией пытается этот проект продвинуть, чтобы на Любимовку обратили внимание в верхах, — говорит вице-президент Международного Фонда К.С. Станиславского Зейнаб Сеид-Заде. — Во-первых, это история Подмосковья, история российского театра, место, где зарождалась вся театральная культура ХХ века, где зарождался Московский художественный театр. И мы на первом фестивале хотим сделать такие две зоны – этот замысел родился у Сергея Безрукова – Станиславский и Чехов. Первая зона – это театральный павильон, в котором будет представлена выставка о времени 1903 — 1908 годов, а вторая – тот дом, где рождался «Вишневый сад». Сергей Витальевич берет за основу дом, в котором жил Чехов и писал эту пьесу. И артисты будут играть там, где мы когда-то посадили вишневый сад. Алексей Вадимович Барташевич помнит эту акцию. Это было во время Всемирной театральной олимпиады: 150 великих режиссеров мира посадили каждый по дереву, и мы создали сад, который прежде был только в мечтах и в пьесе. И вот в этом саду будет разыгрываться первый акт пьесы. Это соприкосновение с историей, и Любимовка, которую мы двадцать лет трепетно пытались восстановить и сохранить, наконец оживет.

Да, я помню Любимовку, какой она была до того, как за нее взялась Зейнаб Мухамедовна и Фонд Станиславского, — делится впечатлениями член экспертного совета Алексей Бартошевич. — Это были, в сущности, довольно жалкие полу-развалины, которые за эти годы превратились в замечательный культурный и театральный центр. Те, кто приедет на этот фестиваль и на мастерские, увидит совершенно замечательное пространство – театральное, жизненное… Пространство, в котором понимаешь, — здесь естественно может жить и рождаться настоящее искусство.

Алексей Вадимович замечательно сказал о Любимовке, — продолжает тему актер и режиссер Игорь Миркурбанов. — Мне нечего добавить, кроме слов благодарности людям, от которых зависит то, что там сейчас происходит, то, что все это живо и продолжает радовать и вдохновлять. Мы смотрели эскиз спектакля Сергея Витальевича, и это было для нас большим подарком. Когда все происходит в месте, напрямую связанном с самим материалом, и с Константином Сергеевичем, и с Антоном Павловичем, это невозможно передать словами. Это особое чувство, особое впечатление! Для нас огромная честь завершать этот фестиваль. Я и мои музыканты представим музыкально-поэтический спектакль о судьбе страны, судьбе Родины, в которой были разные страницы.

Завершится фестиваль 7 июля концертом «Блудный сын» Игоря Миркурбанова вместе с колективом «Red Square Band». Этот музыкальный спектакль впервые будет представлен в формате open-air.

В программе фестиваля четыре спектакля: «Сон об осени» Юрия Бутусова (Театр им. Ленсовета), «Безумный день, или Женитьбы Фигаро», Александра Славутского (Казанский театр им. Качалова), «Стойкий оловянный солдатик» Олега Жюгжды (Театр кукол Республики Карелия), «#ТОДАСЁ» Никиты Гриншпуна (Севастопольский театр им. Луначарского). Площадками форума станут Московский Губернский театр и усадьба Станиславского в поселке Любимовка.

В рамках фестиваля в Любимовке пройдут мастер-классы, лекции, семинары и лаборатории известных деятелей театра, среди которых Эймунтас Някрошюс, Юрий Бутусов, Сергей Безруков, Кирилл Крок, Алексей Бартошевич, Ольга Егошина, Григорий Заславский и замминистра культуры РФ Александр Журавский.

В пресс-конференции приняли участие художественный руководитель Московского Губернского театра Сергей Безруков, заместитель министра культуры РФ Александр Журавский, советник губернатора Московской области по культуре Нармин Ширалиева, вице-президент Международного Фонда К.С. Станиславского Зейнаб Сеид-Заде, член экспертного совета Фонда К.С. Станиславского Алексей Бартошевич, актер и режиссер Игорь Миркурбанов, профессор школы-студии МХАТ Ольга Егошина.

Вчера в отеле "Балчуг Кемпински" были объявлены лауреаты театральной премии Станиславского за сезон 2004-2005 года.


Вручение премии Станиславского, учрежденной более десяти лет назад одноименным фондом, сегодня стало такой же приметой приближающейся зимы, как первый снег. Каждый год жюри, в состав которого входят Марк Захаров, Петр Фоменко, Олег Табаков, Людмила Максакова, Евгений Миронов, Алексей Бартошевич, Видмантас Силюнас, Нина Агишева, Роман Должанский и Зейнаб Сеид-заде, выбирают режиссеров, актеров, театральных педагогов и исследователей, достойных быть отмеченными именем основателя Художественного театра. Правила премии всем хорошо известны: список номинантов держится в секрете, а имена лауреатов объявляются за несколько дней до церемонии, приз — факсимиле Станиславского и $3 тыс. Поэтому председатель жюри этого года Олег Табаков без лишних слов сразу перешел к делу и назвал собравшимся журналистам имена нынешних триумфаторов.

В номинации "За вклад в развитие театральной педагогики" отмечены многолетний художественный руководитель Молодежного театра Алексей Бородин и Сергей Женовач, открывший в этом году собственную Студию драматического искусства. Премия за вклад в развитие театрального искусства досталась искусствоведу Алле Михайловой — за книги по сценографии и участие в создании журнала "Сцена" и режиссеру Адольфу Шапиро — за постановки русской классики. Особо ценным вкладом в развитие мирового театра были признаны постановки венгерского режиссера Арпада Шиллинга (его "Чайку" показывали у нас на фестивале NET) и канадца Робера Лепажа (спектакли этого режиссера, автора многочасовых саг и эпопей, еще ни разу не привозили в Москву, но Чеховский фестиваль обещает это сделать в ближайшем будущем).

Премию за лучшую мужскую роль получит Александр Збруев, сыгравший купца Прибыткова в спектакле "Ленкома" "Ва-банк". Журналисты выпытали у членов жюри, что он победил в честной борьбе с Борисом Плотниковым, исполнившим ту же роль в Малом театре. А вот у Натальи Теняковой, блистательно сыгравшей помещицу Гурмыжскую в "Лесе" Кирилла Серебренникова, похоже, реальных конкуренток не было.

Небольшая интрига развернулась вокруг номинации "Режиссерское искусство". В ней сначала фигурировали Дмитрий Бертман, отмеченный за современные интерпретации классических опер в театре "Геликон", и Адольф Шапиро. Но в последний момент жюри спохватилось, что в списке лауреатов не хватает актуальных действующих лиц театрального процесса. И Адольф Шапиро "переехал" в почетную номинацию "за вклад", а рядом с Дмитрием Бертманом появилось имя Кирилла Серебренникова — режиссера, работавшего в прошлом сезоне наиболее интересно и плодотворно. О том, что без господина Серебренникова театральный процесс сегодня никак не может обойтись, косвенно свидетельствует оговорка Зейнаб Сеид-заде, сказавшей, что церемонию вручения премии будет режиссировать тоже он. На самом деле постановщиком церемонии в этом году будет Виктор Рыжаков — режиссер "Кислорода" и "Бытия #2". А состоится она 2 декабря в атриуме "Балчуга".

МАРИНА Ъ-ШИМАДИНА