Литературные приемы писателя, которые могут пригодиться каждому. Значение слова антитеза в словаре литературоведческих терминов Прием резкого противопоставления используемый в художественном произведении

Понятие "антитеза" происходит от древнегреческого термина, состоящего из двух частей: "thesa", что означает "положение", и "anti" - "против". Сложив их, мы получаем "противоположение", то есть "противоположность". Антитеза, определение и примеры которой мы представим вам в этой статье, представляет собой противопоставление элементов композиции, персонажей, образов, слов. Это художественный прием в литературе, который позволяет использующим его писателям и поэтам охарактеризовать героев полнее, выявить авторское отношение к разным сторонам изображаемого, а также к самим персонажам.

Условие, необходимое для антитезы

Существенное условие, необходимое для того чтобы можно было говорить о таком приеме, как антитеза (примеры которой мы приведем ниже), - это соподчинение общему понятию противоположностей или же некоторая общая точка зрения на них.

Необязательно должно быть логически точным такое соподчинение. Например, такие пословицы, как "Мал золотник, да дорог", "Редко, но метко", построены антитетически, хотя понятия, которые противопоставляются в них, нельзя назвать соподчиненными логически так, как, например, "начало" и "конец", "свет" и "тьма".

Но в данном контексте они рассматриваются как противоположные потому, что слова "мал" и "редко" берутся со спецификацией значения по отношению к сопоставленными с ними, взятыми в прямом значении словами "дорог" и "метко". Входя в антитезу, тропы могут скрывать еще более ее логическую точность и ясность.

Словесная антитеза

Примеры использования данного приема многочисленны. Словесная антитеза имеет место, когда в одном предложении или же в поэтической фразе соединяются некоторые словосочетания или слова с противоположной эмоциональной окраской или значением.

Возьмем, например, отрывок из стихотворения А.С. Пушкина:

"Город пышный, город бедный

Дух неволи, стройный вид...".

В первой строке здесь антитеза ("бедный" - "пышный") эпитетов, подобранных к слову "город", выражает представление Александра Сергеевича о Петербурге, которое конкретизируется во второй строке антитезой соответствующих эпитетов. Здесь противопоставляется внешний облик города (в тексте - "стройный вид") и духовное содержание жизни его ("дух неволи"). В другом стихотворении этого же автора словесные антитезы используются для того, чтобы подчеркнуть несоответствие духу "рыцаря бедного" его внешнего облика. Об этом герое говорится, что он был с виду "бледный" и "сумеречный", однако духом - "прямой" и "смелый". Подобное противопоставление - словесная антитеза. Примеры ее в литературе встречаются довольно часто.

Антитеза, выражающая сложные эмоциональные состояния

Антитеза служит для того, чтобы выразить не одни только стороны явления и предмета, а также эмоционально окрашенное авторское отношение к ним, но еще и различные сложные эмоциональные состояния. Пример можно найти у А.А. Блока в стихотворении "В ресторане". Лирический герой произведения встретил в ресторане свою возлюбленную "дерзко" и "смущенно", отдав поклон со "взором надменным".

Зачастую являются оксюморонами различные словесные антитезы. Другими словами, это сочетание слов, противоположных по смыслу.

Образная антитеза

Образная антитеза представляет собой контраст, который имеется между двумя различными образами. Это могут быть персонажи произведения. Примеры антитезы из художественной литературы многочисленны: это Ленский и Онегин, Молчалин и Чацкий, Степан Калашников и Кирибеевич, Павел Петрович и Базаров, Наполеон и Кутузов и др. Также образная антитеза может относиться к изображению деревни и города (например, в стихотворении А.С. Пушкина "Деревня"), кроме того, к дисгармонии души героя и вселенской гармонии (Лермонтов, "Выхожу один я на дорогу"), изображению вольной природы и монастыря-"темницы" (Лермонтов, "Мцыри") и др. Образная антитеза, примеры которой мы только что привели, являлась излюбленным приемом такого мастера слога, как Владимир Владимирович Маяковский.

Композиционная антитеза

Существует также такая разновидность данного приема, как композиционная антитеза. Это один из принципов, по которому строятся литературные произведения. Композиционная антитеза представляет собой противопоставление различных эпизодов и сюжетных линий, сцен в драматургии и эпосе, строф и фрагментов в лирических стихотворениях. Возьмем в качестве примера роман Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин".

В нем в третьей и четвертой главах противопоставляются несостоявшиеся взаимоотношения Онегина и Татьяны "счастливой любви" Ленского и Ольги. В романе Ивана Сергеевича Тургенева "Отцы и дети" антитеза двух конфликтов (любовного и идеологического) позволяет нам понять истинный смысл взглядов и убеждений нигилиста Евгения Базарова, а также основную причину, по которой их постигло крушение. Можно привести и другие примеры.

Антитеза из литературы, представленная в лирических стихотворениях

Широко используется данный прием также в различных лирических стихотворениях. У Александра Сергеевича Пушкина это, например, "Элегия", "Поэт и толпа", "Поэт", "Деревня" (пример антитезы в стихах Александра Сергеевича - противопоставление рабства народа и мирного пейзажа), "К Чаадаеву". У Михаила Юрьевича Лермонтова - "Поэт", "Парус", "Сон", "Спор", "Благодарность", "Отчего", "1-е января", "Листок", "К портрету". У Николая Алексеевича Некрасова - "Размышления у парадного подъезда", "Железная дорога" и другие.

Антитеза — это резкое риторическое противопоставление образов, состояний или понятий, связанных между собой внутренним смыслом или общим устройством. в литературе? Многочисленные примеры, где сопоставляются противоположные или резко контрастные понятия и образы, чтобы усилить впечатление, объясняют это. При этом чем сильней контраст, тем ярче антитеза.

А.С. Пушкин применял такие сопоставления, как «стихи - проза», «волна - камень», «лед - пламень». У Н.А. Некрасова и С.А. Есенина они превращаются в оксюмороны: «убогая роскошь», «грустная радость».

Роль антитезы проявляется в точном соподчинении, например: «Нагнал пурги, пока писал про лето»; «Шел разговор начистоту, но все мутили».

Но это необязательно должно выполняться, например: «Ладно запели, да не вытянули», «Красиво похвала звучит, да горчит». Здесь отдельные понятия запели и не вытянули , звучит и горчит не находятся в логическом соподчинении противоположностей типа вода и пламя или свет и тьма , но понятия берутся с определенной спецификацией, хотя и нет точности и логической ясности, как это часто встречается в пословицах.

Как сделать антитезу выразительной?

Усиление выразительности достигается следующими способами:

    Контраст может быть смысловым: «Все переврав, доехали до сути». Противопоставляются как слова, так и конструкции.

    Антитетические понятия (содержащие противопоставление) могут в совокупности выражать что-то общее, например антитеза в литературе, видно по герою Державина, где он называет себя одновременно царем и рабом, изображает контрастного по

    Антитетический образ часто играет вспомогательную роль у противопоставляемого, который является главным. Выражаемый предмет характеризуется только одним членом антитезы, где второй имеет чисто служебную функцию: «Для идеальных форм не нужно содержания».

    Сопоставление может выражать выбор альтернативных решений: «"Делиться или нет?" - подумал калькулятор».

    Можно использовать фонетическое подобие, например «научит - наскучит».

Антитеза может содержать не два, а больше контрастирующих образа, т.е. быть многочленной.

Антитеза: примеры из литературы

Противопоставления в произведениях используются в названиях, характеристиках персонажей, в изображения и проблематике. Что такое антитеза в литературе? Общее определение не полностью раскрывает ее смысл. Она становится понятней и многогранней при анализе известных произведений.

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»

Заглавие произведения насыщено в смысловом отношении, несмотря на то, что применяется простая антитеза. Мир представлен как антитеза войне. В черновиках автор пытается варьировать это слово, пытаясь найти лучшее решение.

В произведении Толстой создает два полюса: добра и зла или мира и вражды. Автор резко противопоставляет персонажи друг другу, где одни являются носителями жизни, а другие — разлада. Во всем романе постоянно появляются сопоставления "неправильное - правильное", "стихийное - разумное", "естественное - показное". Все это проявляется через образы, например Наташи и Элен, Наполеона и Кутузова. Антитеза «ложное - истинное» проявляется в нелепой ситуации дуэли, в которую попал Пьер Безухов.

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Методы Достоевского совершенно другие, поскольку у него несколько иные взгляды на человека. Его герои сочетают в себе добро и зло, сострадание и эгоизм. Внутренний суд совести над Раскольниковым является самым большим наказанием за преступление. У героев Достоевского идет спор не личностей, а их идей, приводящий к нравственной трагедии. До преступления Раскольников был а после автор дает ему характеристику убийцы.

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Сдвиг в общественном сознании в середине 19-го века нашел отражение в романе «Отцы и дети», в котором главный герой противопоставлен всем окружающим. Здесь главным выступает конфликт поколений, причиной которого является привязанность. Противоречия с друзьями вызваны различиями убеждений и бескомпромиссностью. Отстоять свои идеалы и одержать победу над противником становится самоцелью героев.

Некоторые из них выглядят смешными из-за их ограниченности. Пытаясь ее преодолеть, они стараются реализовать новые идеи, чтобы самоутвердиться. Тургенев применяет прием антитезы как При этом лучше раскрываются живые образы, их отношения, и развивается сюжет.

Таким образом, становится ясно, что такое антитеза в литературе. Произведения классиков наглядно демонстрируют этот

Заключение

Для сопоставления контрастных или противоположных понятий, с целью усиления впечатления служит антитеза. Примеры из литературы свидетельствуют о том, что она может быть главным принципом построения как отдельных частей, так и целого произведения.

Противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Христианское мученичество как антитеза античного героизма

    Задание № 6 ЕГЭ по литературе. Художественно-изобразительные средства, фигуры речи

    Три главных установки в мире.Гейдар Джемаль

    Субтитры

Антитеза в литературе

Фигура антитезы может служить принципом построения для целых поэтических пьес или отдельных частей художественных произведений в стихах и прозе. Например, у Петрарки Ф. имеется сонет (перевод Верховского Ю. Н.), целиком построенный на антитезе:

И мира нет - и нет нигде врагов;
Страшусь - надеюсь, стыну и пылаю;
В пыли влачусь - и в небесах витаю;
Всем в мире чужд - и мир обнять готов.

У ней в плену неволи я не знаю;
Мной не хотят владеть, а гнёт суров;
Амур не губит и не рвёт оков;
И жизни нет конца и мукам - краю.

Я зряч - без глаз; нем - вопли испускаю;
И жажду гибели - спасти молю;
Себе постыл - и всех других люблю;
Страданьем - жив; со смехом я - рыдаю;

И смерть и жизнь - с тоскою прокляты;
И этому виной, о донна, - ты!

Описания, характеристики, особенно так называемые сравнительные, часто строятся антитетически.

Например, характеристика Петра Великого в «Стансах» Пушкина А. С. :

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник…

Резко оттеняя контрастные черты сопоставляемых членов, антитеза именно благодаря своей резкости отличается слишком настойчивой убедительностью и яркостью (за что эту фигуру так любили романтики). Многие стилисты поэтому относились к антитезе отрицательно, а с другой стороны, заметно пристрастие к ней у поэтов с риторическим пафосом, как например у Гюго или Маяковского :

Наша сила - правда,
ваша - лаврьи звоны.
Ваша - дым кадильный,
наша - фабрик дым.
Ваша мощь - червонец,
наша - стяг червонный.
Мы возьмём,
займём
и победим.

Симметричность и аналитический характер антитезы делают её весьма уместной в некоторых строгих формах , как, например, в александрийском стихе , с его ясным членением на две части.

Резкая ясность антитезы делает её также весьма пригодной для стиля произведений, которые стремятся к непосредственной убедительности, как, например, в произведениях декларативно-политических, с социальной тенденцией, агитационных или имеющих моралистическую заданность и т. п. Примерами могут служить.

Вот мы и дома, – промолвил Николай Петрович, снимая картузи встряхивая волосами. – Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

– Поесть действительно не худо, – заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.

– Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. – Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами.

– Вот кстати и Прокофьич.

Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.

– Вот он, Прокофьич, – начал Николай Петрович, – приехал к нам наконец… Что? как ты его находишь?

– В лучшем виде-с, – проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. – На стол накрывать прикажете? – проговорил он внушительно.

– Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?

– Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, – прибавил он, снимая с себя свой балахон.

– Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?

– Да, надо почиститься, – отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, – руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».

Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.

– Я уже думал, что вы не приедете сегодня, – заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. – Разве что на дороге случилось?

– Ничего не случилось, – отвечал Аркадий, – так, замешкались немного

Вопрос 6:

Старший Кирсанов и Базаров с первых страниц произведения
противопоставлены друг другу. Как называется приём резкого
противопоставления, используемый в художественном произведении?

Объяснение : Для выполнения данного задания необходимо знать художественные приемы. Прием, который резко противопоставляет героев друг другу называется антитезой.

Ответ : антитеза

КИМ ЕГЭ 2016 (досрочный период)

– …Нил Павлыч, а Нил Павлыч! как его, джентльмена-то, о котором сообщили давеча, застрелился-то на Петербургской?
– Свидригайлов, – сипло и безучастно ответил кто-то из другой
комнаты.
Раскольников вздрогнул.
– Свидригайлов! Свидригайлов застрелился! – вскричал он.
– Как! Вы знаете Свидригайлова?
– Да… знаю… Он недавно приехал…
– Ну да, недавно приехал, жены лишился, человек поведения
забубённого, и вдруг застрелился, и так скандально, что представить нельзя…
оставил в своей записной книжке несколько слов, что он умирает в здравом рассудке и просит никого не винить в его смерти. Этот деньги, говорят, имел.
Вы как же изволите знать?
– Я… знаком… моя сестра жила у них в доме гувернанткой…
– Ба, ба, ба… Да вы нам, стало быть, можете о нём сообщить. А вы и не подозревали?
– Я вчера его видел… он… пил вино… я ничего не знал.
Раскольников чувствовал, что на него как бы что-то упало и его
придавило.
– Вы опять как будто побледнели. У нас здесь такой спёртый дух…
– Да, мне пора-с, – пробормотал Раскольников, – извините,
обеспокоил…
– О, помилуйте, сколько угодно! Удовольствие доставили, и я рад
заявить…
Илья Петрович даже руку протянул.
– Я хотел только… я к Заметову…
– Понимаю, понимаю, и доставили удовольствие.
– Я… очень рад… до свидания-с… – улыбался Раскольников.
Он вышел, он качался. Голова его кружилась. Он не чувствовал, стоит ли он на ногах. Он стал сходить с лестницы, упираясь правою рукой об стену.
Ему показалось, что какой-то дворник, с книжкой в руке, толкнул его, взбираясь навстречу ему в контору, что какая-то собачонка заливалась-лаяла где-то в нижнем этаже и что какая-то женщина бросила в неё скалкой и закричала. Он сошёл вниз и вышел во двор. Тут на дворе, недалеко от выхода, стояла бледная, вся помертвевшая, Соня и дико, дико на него посмотрела. Он остановился перед нею. Что-то больное и измученное
выразилось в лице её, что-то отчаянное. Она всплеснула руками.
Безобразная, потерянная улыбка выдавилась на его устах. Он постоял, усмехнулся и поворотил наверх, опять в контору.Илья Петрович уселся и рылся в каких-то бумагах. Перед ним стоял тот
самый мужик, который только что толкнул Раскольникова, взбираясь по лестнице.
– А-а-а? Вы опять! Оставили что-нибудь?.. Но что с вами?
Раскольников с побледневшими губами, с неподвижным взглядом тихо приблизился к нему, подошёл к самому столу, упёрся в него рукой, хотел что-то сказать, но не мог; слышались лишь какие-то бессвязные звуки.
– С вами дурно, стул! Вот, сядьте на стул, садитесь! Воды!
Раскольников опустился на стул, но не спускал глаз с лица весьма
неприятно удивлённого Ильи Петровича. Оба с минуту смотрели друг на друга и ждали. Принесли воды.
– Это я… – начал было Раскольников.
– Выпейте воды.
Раскольников отвёл рукой воду и тихо, с расстановками, но внятно проговорил:
Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру её Лизавету топором
и ограбил.
Илья Петрович раскрыл рот. Со всех сторон сбежались.
Раскольников повторил своё показание.
(Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»)

АНТИТЕЗА

- (от греч. anti - против и thesis - положение) - противопоставление, создающее эффект резкого контраста образов (например, Базаров и П.П. Кирсанов, Обломов и Штольц), композиционных (например, "Деревня"А.С. Пушкина) или сюжетных (например, чередование "военных" и "мирных" эпизодов в романе Л.Н. Толстого "Война и мир") элементов произведения. Для выражения А. часто используются антонимы, например: "Война и мир", "Преступление и наказание", "Толстый и тонкий" и др.

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АНТИТЕЗА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • АНТИТЕЗА в Литературной энциклопедии:
    [греч. ’????????? — противоположение] — один из приемов стилистики (см. «Фигуры») , заключающийся в сопоставлении конкретных представлений и понятий, связанных …
  • АНТИТЕЗА в Большом энциклопедическом словаре:
    (от греч. antithesis - противоположение) стилистическая фигура, сопоставление или противопоставление контрастных понятий, положений, образов ("Я царь, - я раб, - …
  • АНТИТЕЗА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. antithesis - противоположение), в художественной литературе стилистическая фигура, сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления …
  • АНТИТЕЗА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (греч.)-буквально противоположение, означает в риторике фигуру, заключающаяся в сопоставлении двух противоположных, но связанных между собою общей точкой зрения, представлений. Напр., …
  • АНТИТЕЗА в Современном энциклопедическом словаре:
    (от греческого antithesis - противопоставление), стилистическая фигура, со- или противопоставление контрастных понятий, состояний, образов ("Прекрасна, как ангел небесный, Как демон, …
  • АНТИТЕЗА
    [от французского antithese, древнегреческого antithesis противоположение] в стилистике противопоставление противоположных мыслей или образов для усилени впечатлени (например: "кто был ничем, …
  • АНТИТЕЗА в Энциклопедическом словарике:
    , ы, ж. 1. Противопоставление, противоположность. Выдвинутая концепция явилась антитезой всей предшествующей научной традиции. 2. лит. Стилистическая фигура, состоящая в …
  • АНТИТЕЗА в Энциклопедическом словаре:
    [тэ], -ы, ж. 1. Стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении, противоположности образов и понятий (спец.). Поэтическая а. "лед и пламень" …
  • АНТИТЕЗА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНТИТ́ЕЗА (от греч. antithesis - противоположение), стилистич. фигура, со- или противопоставление контрастных понятий, положений, образов ("Я царь,- я раб,- я …
  • АНТИТЕЗА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (греч.) ? буквально "противоположение", означает в риторике фигуру, заключающуюся в сопоставлении двух противоположных, но связанных между собою общей точкой зрения …
  • АНТИТЕЗА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    антите"за, антите"зы, антите"зы, антите"з, антите"зе, антите"зам, антите"зу, антите"зы, антите"зой, антите"зою, антите"зами, антите"зе, …
  • АНТИТЕЗА в Словаре лингвистических терминов:
    (греч. antithesis — противоположение). Стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. Где стол …
  • АНТИТЕЗА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    [т"э], -ы, ж. , книжн. Противопоставление, противоположность. Впечатляет антитеза - резкое противопоставление: "Ты учил грамоте, я ходил в школу. Ты …
  • АНТИТЕЗА в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • АНТИТЕЗА в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. antithesis противоположение) стилистическая фигура, состоящая в сопоставлении резко отличных по смыслу слов или словесных групп, напр. : великий …
  • АНТИТЕЗА в Словаре иностранных выражений:
    [гр. antithesis противоположение] стилистическая фигура, состоящая в сопоставлении резко отличных по смыслу слов или словесных групп, напр.: (даль); а. характерна …
  • АНТИТЕЗА в Тезаурусе русского языка:
    Syn: противоположение (лит.), противоположность, контраст Ant: …
  • АНТИТЕЗА в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: противоположение (лит.), противоположность, контраст Ant: …
  • АНТИТЕЗА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. ж. 1) Противоположность, противопоставление. 2) Стилистический прием, заключающийся в сопоставлении противоположных или резко контрастных понятий и образов. 2. ж. …
  • АНТИТЕЗА в Словаре русского языка Лопатина:
    антит`еза, …
  • АНТИТЕЗА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    антитеза, …
  • АНТИТЕЗА в Орфографическом словаре:
    антит`еза, …
  • АНТИТЕЗА в Словаре русского языка Ожегова:
    противопоставление, …