Ламеллярные доспехи эпохи викингов. Ламелляр викингов Чешуйчатая броня своими руками

lamella - пластинка, чешуйка) - общее название доспеха из сплетённых между собой шнуром пластин.

Ламелляр обычно существовал либо в виде корсета-кирасы, часто с длинным подолом, играющим роль набедренников, либо в форме ламеллярного халата длиной до колен, с разрезами спереди и сзади; в обоих случаях он как правило дополнялся оплечьями в виде листов ламеллярного полотна, иногда - защитой шеи и паха. Размер пластин ламелляра мог быть самым различным, от очень мелких, полотно из которых по подвижности приближалось к кольчатому, и до крупных, длиной почти с ладонь взрослого человека, которые составляли сравнительно малоподвижный, но крепкий доспех.

Специфические формы ламеллярного доспеха, происходящие от общей для всего Дальнего Востока конструкции, представляли собой классические самурайские доспехи - в отличие от более поздних самурайских доспехов, среди которых часто встречалась как ламинарная , так и шинная конструкция элементов.

Через посредство народов Великой Степи, ламеллярная конструкция доспеха проникла также в Византию и на Русь. Раскопки Гомельской доспешной мастерской, обнаруженной в 1987 году, помогли идентифицировать более 600 доспешных пластин, большинство из которых, по версии археологов, связывались именно в ламеллярный доспех. Были найдены заготовки пластин, а кроме того - несколько бракованных, треснувших при пробивании в них отверстий для шнуровки. На сегодня Гомельская мастерская - крупнейший из известных сборочных цехов Средневековой Руси. Он был уничтожен пожаром во время монгольского погрома в городе в 1239 году. Отдельные находки пластин, которые могут быть идентифицированы как принадлежащие ламелляру, имеются и в археологической летописи Западной Европы. Например, один из воинов, погибших в битве при Визби носил короткий ламеллярный панцирь кроя корсет-кираса.

На данный момент нет научного подтверждения гипотезе о существовании за пределами Японии ламеллярной брони из несколько слоёв проклееной кожи, которая, по некоторым версиям, носилась малообеспеченными воинами на Руси и в Скандинавии. Как учит история, профессиональные воины (главные потребители профессионального снаряжения) всегда были обеспеченной социальной прослойкой. Воины старших дружин русских княжеств назывались боярами, основная масса русских дворянских родов - их потомки. Кроме того, имея сырьё в виде листов кожи, нет никакого практического смысла делать трудоёмкую работу по вырезанию из них отдельных пластин, - гораздо проще собрать из крупных полос того же материала ламинарный доспех . Мелкие пластинки имели смысл в случае с железом, так как, например, уровень металлургии кочевых племён Евразии не позволял получать его в больших количествах; часто на панцири перерабатывались полученные обменом или грабежом мелкие железные предметы, что благодаря небольшим размерам и простой форме пластин могло быть выполнено силами любого племенного кузнеца.

  • в Японии металлические пластины обязательно обклеивали кожей и покрывали лаком (во избежание коррозии во влажном климате).
  • в Сибири и Америке существовали ламелляры из костяных (включая китовый ус, рога оленя и клыки моржа) и даже деревянных пластин, предназначенные для защиты от стрел с костяными наконечниками, которые носились теми, кто не мог себе позволить ламелляр из металлических пластин (сделанных из металла, полученного от русских поселенцев в XVII-XIX веках).

Также ламеллярные доспехи, судя по археологическим находкам, использовались в Древнем Риме, но у них пластины были соединены металлическими скобками, а не шнуром.

См. также

Источники

  • Носов К. С. Вооружение самураев.
  • Нефёдкин А. К. Военное дело чукчей. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. C. 352. ISBN 5-85803-244-3

Напишите отзыв о статье "Ламеллярный доспех"

Отрывок, характеризующий Ламеллярный доспех

Но Пьер почел нужным спросить:
– Как здоровье…
Он замялся, не зная, прилично ли назвать умирающего графом; назвать же отцом ему было совестно.
– Il a eu encore un coup, il y a une demi heure. Еще был удар. Courage, mon аmi… [Полчаса назад у него был еще удар. Не унывать, мой друг…]
Пьер был в таком состоянии неясности мысли, что при слове «удар» ему представился удар какого нибудь тела. Он, недоумевая, посмотрел на князя Василия и уже потом сообразил, что ударом называется болезнь. Князь Василий на ходу сказал несколько слов Лоррену и прошел в дверь на цыпочках. Он не умел ходить на цыпочках и неловко подпрыгивал всем телом. Вслед за ним прошла старшая княжна, потом прошли духовные лица и причетники, люди (прислуга) тоже прошли в дверь. За этою дверью послышалось передвиженье, и наконец, всё с тем же бледным, но твердым в исполнении долга лицом, выбежала Анна Михайловна и, дотронувшись до руки Пьера, сказала:
– La bonte divine est inepuisable. C"est la ceremonie de l"extreme onction qui va commencer. Venez. [Милосердие Божие неисчерпаемо. Соборование сейчас начнется. Пойдемте.]
Пьер прошел в дверь, ступая по мягкому ковру, и заметил, что и адъютант, и незнакомая дама, и еще кто то из прислуги – все прошли за ним, как будто теперь уж не надо было спрашивать разрешения входить в эту комнату.

Пьер хорошо знал эту большую, разделенную колоннами и аркой комнату, всю обитую персидскими коврами. Часть комнаты за колоннами, где с одной стороны стояла высокая красного дерева кровать, под шелковыми занавесами, а с другой – огромный киот с образами, была красно и ярко освещена, как бывают освещены церкви во время вечерней службы. Под освещенными ризами киота стояло длинное вольтеровское кресло, и на кресле, обложенном вверху снежно белыми, не смятыми, видимо, только – что перемененными подушками, укрытая до пояса ярко зеленым одеялом, лежала знакомая Пьеру величественная фигура его отца, графа Безухого, с тою же седою гривой волос, напоминавших льва, над широким лбом и с теми же характерно благородными крупными морщинами на красивом красно желтом лице. Он лежал прямо под образами; обе толстые, большие руки его были выпростаны из под одеяла и лежали на нем. В правую руку, лежавшую ладонью книзу, между большим и указательным пальцами вставлена была восковая свеча, которую, нагибаясь из за кресла, придерживал в ней старый слуга. Над креслом стояли духовные лица в своих величественных блестящих одеждах, с выпростанными на них длинными волосами, с зажженными свечами в руках, и медленно торжественно служили. Немного позади их стояли две младшие княжны, с платком в руках и у глаз, и впереди их старшая, Катишь, с злобным и решительным видом, ни на мгновение не спуская глаз с икон, как будто говорила всем, что не отвечает за себя, если оглянется. Анна Михайловна, с кроткою печалью и всепрощением на лице, и неизвестная дама стояли у двери. Князь Василий стоял с другой стороны двери, близко к креслу, за резным бархатным стулом, который он поворотил к себе спинкой, и, облокотив на нее левую руку со свечой, крестился правою, каждый раз поднимая глаза кверху, когда приставлял персты ко лбу. Лицо его выражало спокойную набожность и преданность воле Божией. «Ежели вы не понимаете этих чувств, то тем хуже для вас», казалось, говорило его лицо.
Сзади его стоял адъютант, доктора и мужская прислуга; как бы в церкви, мужчины и женщины разделились. Всё молчало, крестилось, только слышны были церковное чтение, сдержанное, густое басовое пение и в минуты молчания перестановка ног и вздохи. Анна Михайловна, с тем значительным видом, который показывал, что она знает, что делает, перешла через всю комнату к Пьеру и подала ему свечу. Он зажег ее и, развлеченный наблюдениями над окружающими, стал креститься тою же рукой, в которой была свеча.
Младшая, румяная и смешливая княжна Софи, с родинкою, смотрела на него. Она улыбнулась, спрятала свое лицо в платок и долго не открывала его; но, посмотрев на Пьера, опять засмеялась. Она, видимо, чувствовала себя не в силах глядеть на него без смеха, но не могла удержаться, чтобы не смотреть на него, и во избежание искушений тихо перешла за колонну. В середине службы голоса духовенства вдруг замолкли; духовные лица шопотом сказали что то друг другу; старый слуга, державший руку графа, поднялся и обратился к дамам. Анна Михайловна выступила вперед и, нагнувшись над больным, из за спины пальцем поманила к себе Лоррена. Француз доктор, – стоявший без зажженной свечи, прислонившись к колонне, в той почтительной позе иностранца, которая показывает, что, несмотря на различие веры, он понимает всю важность совершающегося обряда и даже одобряет его, – неслышными шагами человека во всей силе возраста подошел к больному, взял своими белыми тонкими пальцами его свободную руку с зеленого одеяла и, отвернувшись, стал щупать пульс и задумался. Больному дали чего то выпить, зашевелились около него, потом опять расступились по местам, и богослужение возобновилось. Во время этого перерыва Пьер заметил, что князь Василий вышел из за своей спинки стула и, с тем же видом, который показывал, что он знает, что делает, и что тем хуже для других, ежели они не понимают его, не подошел к больному, а, пройдя мимо его, присоединился к старшей княжне и с нею вместе направился в глубь спальни, к высокой кровати под шелковыми занавесами. От кровати и князь и княжна оба скрылись в заднюю дверь, но перед концом службы один за другим возвратились на свои места. Пьер обратил на это обстоятельство не более внимания, как и на все другие, раз навсегда решив в своем уме, что всё, что совершалось перед ним нынешний вечер, было так необходимо нужно.

Вариант 1: Компания EMS

Надежный способ доставки. Но цена на 70-100% больше чем у Почты России.

Стоимость доставки: 700 Р

Вариант 2: Курьером (только Москва и М.О.)

Доставка курьером производится в пределах МКАД

Стоимость доставки: 400 Р

Вариант 3: Почта России

Самый бюджетный способ доставки

Вариант 4: Самовывоз. ул. академика Скрябина 28 корп. 1

При сумме заказа 1500 руб и выше, самовывоз бесплатный.

При заказе на меньшую сумму + 100 руб к стоимости заказа.

Вариант 5: Транспортная Компания "Деловые Линии"

Транспортная компания "Деловые Линии" имеет очень большое количество терминалов по всей России.
Почти в каждом областном или районном центре имеется терминал этой компании.

Средняя цена доставки по России до ближайшего к вам терминала 700 руб. Далее если нужна доставка до адреса + 400 руб

При доставке транспортной компанией невозможен наложенный платеж. Все отправки осуществляются по факту оплаты заказа.

Стоимость доставки: 700 Р

Вариант 6: Транспортная Компания "Энергия"


Транспортная компания "Энергия" имеет достаточное количество терминалов по всей России.






Оплату доставки можно сделать при получении товара.

Стоимость доставки: 700 Р

Вариант 7: Транспортная компания СДЭК


Транспортная компания "СДЭК" имеет большое количество терминалов по всей России.
Почти в каждом областном или районном центре имеется терминал этой компании.

Средняя цена доставки по России до ближайшего к вам терминала 700 руб. Далее если нужна доставка до адреса + 400 руб

При доставке транспортной компанией невозможен наложенный платеж. Все отправки осуществляются по факту оплаты заказа.

Оплату доставки можно сделать при получении товара.

Стоимость доставки: 700 Р

Достоверных данных о применении ламеллярных доспехов Викингами не много, по географии и по периоду подходят пластины найденые в Бирке (Швеция), а также пол дюжины фрагментов (которые от своих мелких размеров, возможно, были защитой шеи, а не защитой тела). Ламеллярные пластины из Бирки являются почти такими же, как те что находят в Центральной Азии и на Дальнем Востоке. Вообще ламеллярный доспех характерен для богатых степных воинов. Ими снаряжались лучшие всадники Тюркского, Киргизкого, Аварского, Хазарского каганатов, Монгольской Империи. Большую популярность он приобрел в Византийской Империи и в Киевской Руси.

Вообще, ламеллярный доспех является сочетанием небольших металлических пластин, связанных шнурками между собой по бокам в ленты, так чтоб каждая пластинка перекрывала собой соседнюю. Как правило, каждая нижняя лента перекрывала верхнюю.

Полный степной кавалерийский (с широкими оплечиями и набедренниками а то и просто халат) доспех Викингу был не нужен – такой доспех напрочь противоречил тактике Викингов, которых можно в полной мере считать "морской пехотой" конца Раннего Средневековья. А вот нагрудник или кирасса вполне могли использоваться. Тем более что Викинги были найомниками Византийских императоров и Русских князей, дружины которых были облачены в том числе и ламеллярные доспехи.

Примеры пластинок от ламеллярной брони, предполагаемые утраченые края отмечены пунктиром. Серый цвет отмечает выбоину. Предполагаемые отверстия точками.

Пластинка справа, по образцу от доспеха № 25, могилы № 2 от битвы при Висби (Готланд, 1361), несмотря на то битва произошла намного позже периода викингов, но сам доспех, вероятно, просто залежался в арсенале, что коственно подтвержают следы грубого ремонта: в конструкцию были добавлены очень широкие пластины.

Оказалось неожиданно трудно получить подробную информацию о пластинчатых доспехах из Бирки (слева). В связи с этим, данная версия оригинальных пластин модифицирована, чтобы сделать их совместимыми с пластинами из Висби. Среди пластин из Бирки есть очень короткие пластинки, которые похожи на наплечные от доспехов из Висби № 24. Тут будет описан вариант сборки ламеллярной кирассы из комбинации пластин, обнаруженных в основном на раскопках Бирки и Визби, с добавлением пластин из других регионов, также будут применяться собственные догадки и версии размещения отверстий и связки ламелляра. Более достоверные версии доспеха будут публиковаться в установленном порядке.

Тип: Размер (мм): Описание:
1 70 x 22 Стандартные платинки из Висби. Пластинки от левой и правой стороны оригиналов с 7 (а не 8) отверстиями. Горизонтальное расстояние между отверстиями составляет 14 мм ± 1 ½ мм, вертикальное расстояние составляет 54 мм.
1 A 70 x 22 По образцу, как <1>, но без отверстий. отверстия могут быть пробиты там где требуется. Используются, например, как окантовка на погонах.
1 B 65 65 x 22 Укороченный вариант <1>, для формы полос вокруг бедер или плеч. Они не являются частью доспеха Висби № 25, но подобные формы пластинок, как известно из других находок.
1 B 60 60 x 22 Укороченный вариант <1>
1 B 55 55 x 22 Укороченный вариант <1>
1 B 50 50 x 22 Укороченный вариант <1>
2 70 x 28 Центральная пластинка из Висби, используемая в центре некоторых горизонтальных лент.
3 45 x 22 Обе длинные кромки, используемые на самых узких концах лент или на шее. Не из Висби № 25, но совместим с другими частями.
8 97 x 22 Стандартные пластины из Бирки. Оригинальным решением было пару отверстий с нижнего конца поставить горизонтально, а не вертикально. Это позволяет лентам скользить друг от друга немного легче. Горизонтальное расстояние составляет 14 мм ± 1 ½ мм вертикальное расстояние составляет 81 мм.
8 A 97 x 22 Пластина из Бирки с дополнительным центральным 13-м отверстием. Свободный шнурок из этого отверстия продетый в отверстия верхнего края пластин нижней ленты обеспечивает большую гибкость.
8 B 92 92 x 22 Укороченная версия <8>, используется для формирования лент вокруг бедер и плечей. Хотя точная длина являются приблизительной, версия этих основана на аналогичных из Бирки, некоторые из которых имеют 13-ое отверстие.
8 B 86 86 x 22 Укороченная версия <8>
8 B 81 81 x 22 Укороченная версия <8>
8 B 75 75 x 22 Укороченная версия <8>

Инструкция по плетению и сборке ламеллярной кирассы

1 - Отбейте: С задней стороны каждую пластинку на деревянном пеньке так чтобы она слегка выгнулась в наружу (неольшой до 300 грамм молоток со скругленым бойком идеально для этого подойдет). Выпуклая пластинка лучше держит удар.
2 - Покрасте (по желанию): Пластинки можно вороненить растительным маслом при высокой температуре, или танатировать химическими веществами. Только с внутренней стороны или с обеих сторон. Кроме того применяют можно залудить оловом или даже позолотить.
Наиболее простой вариант: с внутренней стороны покрыть спец. лаком по металлу, а с наружной отполировать.
3 - Подготовте кожу для шнурков:
В целом вам потребуется от 50 до 80 м шнура. Используется сыромятная кожа (продается в полосках 6 - 10 мм шириной разрезается на шнурки шириной в 3 мм, никак не меньше 2 мм), шелковый, льняной шнур. Полосы разрезаются вдоль (или как там у вас получится), так чтоб они едва могли быть протиснуты сквозь отверстия. Кожаный шнур рекомендуется весь смочить растительным маслом или навощить (несколько раз провести по бруску твердого воска). Полотняный можно только вощить. Некоторое количество кожаных полос необходимо оставить для окантовки по краям доспеха.
Ламеллярное оплечье с кожанной подкладкой

Кожа показана темно-серым цветом, отверстиями обозначены. Ширина где-то 100 - 110 мм. Длина произвольная, обычно 15 - 20 пластинок. По краям кожаной подкладки для крепления окантовки надо оставить ряд отверстий.

4 - Делаем оплечья:
Это самый неудобная часть сборки всей кирассы. От того что оплечья поддерживают большую часть веса, они испывают значительное напряжение. По этой причине применяется (см. выше) основа из толстого куска кожи, которая лежит под этими поясами.
Вырежьте загтовку оплечья, разметьте карандашом, а затем пробейте отверстия пробойчиком или просверлите дрелью.
Поставте пластины в центральный ряд, но не по краям заготовки. Используйте Тип <1> на каждом конце кожаной заготовки оставте зазор с двумя рядами отверстий для крепления к основной части кирассы (см. выше справа).
5 - Расширяем оплечья (если хотим):
Для более надежной защиты ключиц и плеча есть несколько способов раширения оплечий.
Постепенно расширяющийся наплечник через каждые 1-2 пластины <1 B 65>, <1 B 60>, <1 B 55>, <1 B 50> и <3>, см. выше слева.
Дополнительная следующая лента может быть свободно прикреплена.
Мы просто при помощи шнурков добаляем дополнительный ряд пластин к оплечью. Дополнительный ряд должен лежать над основой оплечья. Ниже, в кожаной обшивке показано на наружной поверхности оплечья расширение отдельной полосы.
6 - окантовка оплечия для шеи:
Используется 2 достаточно длинных и не широких ремешка, которые пришнуровываются через отверстия в коже оплечий и пластин для защиты шеи от контакта с жесткой кожей и металлом пластин ламелляра. (см. ниже).
С наружной части оплечья могут быть и не окантованы, но с эстетической точки зрения рекомендуется все же окантовать их. (см. п. 7).
7 - Окантовка корпуса кожей (при желании):
Сама окантовка представляет собой полосы кожы с парными отверстиями. Допустим ширина полосы 20 - 25 мм шириной, то расстония между параллельными отверстиями 14 мм, расстоя между парами 35 мм. Можно воспользоваться и более сложной системой двойной пары отверстий, которую достаточно легко разработать (см. ниже). Используются отдельные лоскутки кожи для окантовки по углам.
8 - Монтаж ламеллярных лент:
Связываейте подряд несколько штук вместе, используя пары отверстий у центра пластин (см. рисунки выше). Большинство шнурков благодаря нахлесту будут под пластинами. Начало от центра каждой ленты позволяет избежать чрезмерного растяжения шнурка. Ламеллярная лента должна быть достаточно тугой, но при этом огибать корпус. Кожа растягивается больше всего, шелк лен меньше. Есть и более сложные модели плетения и вязки ламелляра, чем представлена выше.
9 - Связь полосы вместе:
Используйте парные отверстия на концах пластин, чтобы связать ленты вместе. Связка должна быть довольно свободной, чтобы позволить лентам двигаться друг над другом в виде сегментированной брони. Каждая нижняя ламеллярная лента перекрывает верхнюю снаружи (см. ниже).
10 - Ременные застежки:
Они крепятся с наружной стороны пластин при помощи шнурков (см. выше).
11 - Защита паха и задницы (опционально):
Короткие ламелляные ленты могут быть добавлены в низу корпуса, на плечах или шее. Защита паха не должна выступать за бедро, иначе она ограничит движение ноги. Можно также сделать набедренники и защиту рук, либо целое или как отдельные части полного ламеллярного (но степного) доспеха. Некоторые возможности показаны ниже.
12 - Уход за ламеллярным доспехом:
Ламелляр для шнуровки и окантовки которого использовалась кожа, можно и даже нужно время от времени протирать промасленной тряпочкой. Это защитит метал от ржавчины а кожу от пересыхания. Как можно чаще проверяйте свой доспех на повреждения и уязвимости.

Примеры изготовления ламелляров


Вес подобных доспехов всего 5-6 кг
На каждое оплечье : 17 пластин <1> типа.
На расширение оплечья в форме полумесяца потрачено по 2 пластинки следующих типов<1 B 65>, <1 B 60>, <1 55 B>, <1 B 50> и <3>, а 5 <1>.
Передняя часть нагрудника состоит из 3 лент, на каждой из 1 них есть центральная пластина типа <2> и по 11 пластинок <1> типа на каждой стороне. По 6 верхних крайних ламеллярных пластинок пришнурованы к оплечьям.
Задняя часть нагрудника также состоит из 3 лент, каждая из 23 пластин типа <1>. Также по 6 пластинок пришнурованы к оплечьям.
Основная часть корпуса : Застегивается под левой рукой 5 реснями с пряжками (ремни прикреплены снаружи). Состоит из 5 лент, на каждой из них 1 центральная пластина <2> типа, 16 <1> типа слева (11 из которых накладываются на грудь и 5 пластин под левой рукой), и 50 пластин <1> типа вправо (11 из которых накладываются на грудь, и 11 проходят под правой рукой, 23 закрвают спину и 5 проходят под левой рукой).
Защита паха и задницы : По 2 пластинки каждого из типов пластин: <1 B 65>, <1 B 60>, <1 55 B>, <1 B 50> и <3>, 4 <1> и 1 центральная пластинка <2>.
Тип пластинки Использованное количество
1 513
1 B -
1 B 65 6
1 B 60 6
1 B 55 6
1 B 50 6
2 9
3 6
Всего: 552

Доспехи из маленьких металлических пластинок имеют давнюю историю. Начиная со II-I тысячелетий до н. э. в Передней Азии и на Ближнем Востоке уже сформированы пластинчатые доспехи (чешуйчатый и ламеллярный) разного вида . Следует отметить, что на протяжении целого тысячелетия, начиная с эпохи Ахеменидов, в данном регионе ранние ламеллярные доспехи уступили место чешуйчатым , а в Центральной и Восточной Азии предпочтение отдавалось ламеллярным .

В VII-IX вв., после появления кочевых племен из Азии, в Византийской империи и прилегающих регионах начинается противоположный процесс. Под влиянием аваров, хазар, венгров и прочих номадов степей ламеллярные доспехи становятся популярными в Византии , где они особо широко распространяются в X веке.

Византийская технология была составной частью военной технологии евроазиатского пространства, для изучения которой большое значение имеет изучение вооружения соседей . Многие исследователи прибегают к данному методу и в большинстве случаев он единственный дает возможность основательно изучить византийское военное снаряжение.

К сожалению, скупая информация о кавказских соседях Византии не дает возможность исследователям использовать данный метод и в их отношении, и ввести новые данные в научный оборот . Цель данной работы состоит в том, чтобы хотя бы частично искоренить этот недостаток и, одновременно, она содержит определенные соображения о происхождении и этапах эволюции пластинчатых доспехов.

Чешуйчатые доспехи

На Ближнем Востоке чешуйчатые доспехи распространяются с середины второго тысячелетия до нашей эры и используются на протяжении тысячелетий .

Чешуйчатые доспехи состоят из металлических пластинок, прикрепленных к основе из кожи или ткани черепицеобразно . Часто пластинки U-образные . Пластинки доспехов всегда (!) направлены вниз, что является характерным признаком. Ряды чешуйчатых доспехов на 1/3 перекрывают друг друга и образуют многослойную поверхность, похожую на рыбью чешую. Форма пластинок соответствующая - один край округленный и удлиненный, а другой - прямой .

Для обеспечения эластичности чешуйчатых доспехов использовали вываренную кожу лучшего качества . Для крепления чешуйчатых пластинок к кожаному субстрату, как правило, использовали тонкие ремешки . Также возможно было прикрепить пластину металлическими заклепками или металлической проволокой, которую пропускают через парные отверстия чешуи .

Благодаря эластичности и своеобразию конструкции у чешуйчатых доспехов могли быть и длинные рукава, тогда как у более жесткого ламелляра они были только короткие. Рукава чешуйчатого доспеха требовали более жесткого крепления и в средней или нижней части чешуек делали дополнительные отверстия . Обычно, на местах сгиба доспехов пришивали чешуйки более мелкого размера , а грудь, живот и спина были покрыты более крупными .

По сравнению с ламелляром чешуйчатые доспехи более эластичны, поскольку пластины свободны с трех сторон . Лишь кольчатые доспехи являются более гибкими, чем чешуйчатые . Данные современных реконструкторов свидетельтсвуют, что правильно изготовленный чешуйчатый доспех отличается почти такой же гибкостью, как кольчатый и может иметь такие же длинные рукава и юбку .

Несмотря на множество положительных качеств (гибкость, хороший уровень защиты, технологичность) у чешуйчатых доспехов есть и недостатки. Во время движения пластины чешуйчатых доспехов приподнимаются, что делает доспехи уязвимыми к ударам колющего оружия . Для чешуйчатых доспехов особенно опасны колющие удары снизу . Это весьма важно для всадника, по отношении к которому копье пешего воина всегда направлено снизу вверх.

В Средние века чешуйчатый доспех, широко распространенный еще в скифскую эпоху, постепенно уступает место ламелляру, хотя не исчезает и продолжает существовать параллельно, особенно в комбинациях с другими видами доспеха . Последние открытия свидетельствуют, что чешуйчатый доспех даже в самой Европе (где он никогда не пользовался особой популярностью) применялся в пятнадцатом, а по некоторым данным, и в шестнадцатом веке .

Ламеллярный доспех .

Первые бронзовые образцы ламеллярного доспеха обнаружены в Египте, Сирии-Палестине, Месопотамии и Анатолии во втором тысячелетии до нашей эры . Ламелляр был широко распространен в Азии, особенно в ее центральной и восточной частях и использовался вплоть до 19-го века .

Ламеллярный доспех состоит из пластин прямоугольной формы , которые связаны друг с другом сначала по горизонтальным рядам, а затем вертикально, с помощью шнуров. В отличие от чешуйчатого доспеха, ламеллярные пластины не прикреплены к одному целому субстрату, это пластины, связанные в параллельные ряды, а потом и вместе .

Форма ламеллярных пластин, количество отверстий и, исходя из этого, методы крепления отличаются друг от друга. На протяжении веков, на огромном континенте Азии ламеллярный доспех постоянно развивался и эволюционировал, хотя основной принцип - связывания пластин шнурами - оставался неизменным.

Для уменьшения вероятности повреждения ламеллярный доспех завязывали одним или двумя шнурами так, чтобы длина шнура с наружной стороны была минимальной. В случае разрыва одного шнура, пластину держал другой. При таком креплении любой воин мог заменить поврежденную пластину даже в полевых условиях . Метод крепления панцирных пластин шнурами - основной, но не единственный метод. Пластины скрепляли между собой металлической проволокой или заклепками. Такая конструкция была более прочной, но менее подвижной .

По сравнению с чешуйками ламеллярные пластины более крупные , удлиненной формы, на каждой из них больше отверстий, которые распределены по всей поверхности пластины.Для данных отверстий характерно парное расположение . Часть ламеллярных пластин выпуклые. Пластина такой формы лучше отражала и ослабляла удары стрелы, копья или иного оружия .

Изготовление пластинчатого (ламеллярного и чешуйчатого) доспеха было довольно трудоемкой работой, но с технологической точки зрения оно не представляло особенной сложности .

Вес ламеллярного и чешуйчатого доспеха почти одинаковый . Вес полного комплекта пластинчатого доспеха толщиной 1-1,5 мм составляет 14-16 кг . Его пластины расположены внакладку и по защитным свойствам намного превосходят кольчугу. Ламеллярная кираса, сделанная из 1,5мм пластинок, весит 5 кг. Такой доспех довольно хорошо противостоит колющему оружию . Ламелляр также хорошо защищает от стрел, и именно из-за этого на протяжении долгого времени он был весьмапопулярен как среди кочевников Евразии, так и среди их соседей . Сила ударного оружия «рассеивалась» на пластинах доспеха и тело воина оставалось невредимым. Разрыв шнуров (ремней) в результате удара меча может вызвать повреждение ламеллярного доспеха . Реконструированный ламелляр довольно стойкий почти ко всем видам ударов и свидетельствует об особых качествах данного вида доспеха .

С конца пятнадцатого века на Ближнем Востоке ламеллярные доспехи исчезают и появляются кольчато-пластинчатые доспехи.

Рис. 1. На юбке св. воина в Тимотесубани тени под пластинами изображены мастером коричневыми линиями, а на ламеллярной кирасе одновременно видны и тени, и полосы (фото С. Сарджвеладзе) Рис. 2. а) Пластины доспеха, обнаруженного в Береле, по В. Радлову, Ь) обхваченные кожей ламеллярные пластины Усть-Ишима , по А.И. Соловьеву

Византийско-грузинские доспехи

В последние годы существенный вклад в изучении византийского ламеллярного доспеха внес Т. Доусон, в очерках которого теоретические знания сочетаются с практическим опытом реконструктора.

Как правило, пластины ламеллярных доспехов перекрывают друг друга горизонтально. По наблюдению Т. Доусона, к концу X века в Византии появляется ламелляр нового типа, который широко распространяется в XI веке. Пластины этого ламелляра не перекрывают друг друга, они лишь тесно прилегают друг к другу и прикреплены к коже .

На византийских изображениях встречается ламелляр, ряды которого разделены узкими полосами . По мнению Т. Доусона, это кожаная полоса, помещенная между рядами пластин, которая разделяет пластины и нейтрализует вызванный их движением эффект ножниц, который может перерезать ремни . В дальнейшем Т. Доусон, продолжая свои наблюдения, пришел к выводу, что в византийских ламеллярных доспехах между пластинами помещена не узкая, а широкая кожаная полоса, которой полностью выстлан пластинчатый ряд. Такие доспехи более гибкие горизонтально и их легко изготовить. В дальнейшем изготовление доспехов стало еще легче, благодаря заклепкам, которыми вместо шнуров прикрепляли пластины . Т. Доусон считает, что клепка пластин ламелляра в Византии распространилась в одиннадцатом веке .

В ХІ-ХІІ веках помимо клепанного возникает «перевернутый» ламелляр: рукава и юбка доспехов комплектуются «перевернутыми» пластинами (направленными сверху вниз). Обычно пластины ламелляра перекрывают друг друга снизу вверх, поскольку так наилучшим образом защищают тело от колющих ударов, которые, как правило, направлены вверх. Но удары по конечностям тела направлены сверху вниз. На конечностях, защищенных «перевернутым» ламелляром, удар скользит вниз и причиняет меньше вреда .

Соображения Т. Доусона насчет появления полосатых ламеллярных доспехов с одиннадцатого века подтверждаются и данными грузинских ученых: на изображениях десятого века представлены обычные ламеллярные доспехи, а с одиннадцатого века появляются полосатые . Данное явление не осталось неза меченным и среди искусствоведов в Грузии (хотя, объяснение этого явно выходило за рамки их компетенции). Еще в 80-х годах прошлого века Т. Шевякова писала, что узкие полосы между пластинами доспехов появляются в Грузии с XI века .

Тщательное изучение византийских и грузинских изображений ламеллярных доспехов позволяют заключить, что следует отличать т.н. полосатые и линейные доспехи. Поскольку появление этих двух типов доспехов не совпадает и по времени (полосатый ламеллярый появляется в одиннадцатом веке, тогда, как линейный неоднократно встречается и в десятом), трудно взвалить существующее между ними различие полностью на воображение и интерпретацию исполнителей. Будет лучше считать, что между ними существовало определенное различие по конструкции и мы постараемся установить эти различия. По нашему предположению, одна линия между пластинами видна в том случае, когда ряд пластин выстлан кожей только сзади , а в случае полосатых доспехов кожей выстлана обратная и, в то же время, обхвачена нижная передняя часть пластин (рис. 3с).

Додуматься до этого метода наверно не представляло особой трудности. Он объединяет старый метод ламеллярной конструкции, распространенный в Азии (когда кромки пластин обхвачены кожаной полосой) , и сравнительно новый метод (пластины выстланы кожей сзади) (рис. 3). Комбинация этих двух методов дает полосатый ламелляр, когда полоса четко видна (край кожи, которым обхвачена нижняя передняя часть верхней пластины создает верхнюю линию полосы, а верхний край кожи под нижнюю пластину создает нижнюю линию полосы). В это время ремни максимально защищены от пластин, не повреждается и поддоспешник; широкая кожа, которая охватывает пластины ламелляра и спереди, обеспечивает большую устойчивость доспехов. Следует отметить, что самый нижний ряд пластин ламелляра, прилегающий к кремасмате, отмечен полосой, что наверно указывает на кожаную подкладку, обхватывающую и переднюю поверхность пластин .

Следует отметить, что изучение грузинских материалов предоставляет возможность наблюдать за эволюцией пластинчатых доспехов, за ее определенными стадиями и многочисленными экспериментами, которые рассмотрены ниже.

Рис. 3. Пластина ламелляра, вид сбоку: a) с кожей, обхватывающей кромку пластины, b) с кожаной подкладкой сзади, c) с кожаной подкладкой и обхваченной передней нижней частью пластины Рис. 4. Св. Георгий в традиционной ламеллярной кирасе в Тимотесубани (фото С. Сарджвеладзе)

Для иллюстрации путей развития византийско-грузинских ламеллярных доспехов было бы неплохо представить его прототип, изначальную конструкцию ламелляра. Для этого вполне подходит изображение святого воина из росписи церкви Тимоте-субани (рис. 4) . На изображении воин одет в традиционную ламеллярную кирасу. Ламеллярные ряды состоят из пластин без заклепок, которые скреплены ремнями и перекрывают друг друга справа налево; ряды ламелляра, со своей стороны, связаны друг с другом многочисленными подвесными шнурами и перекрываются снизу вверх. Таким был типичный ламелляр, конструкция которого почти одновременно изменялась в Византийской империи и Грузии.

В десятом веке в Грузии наблюдается несколько нововведений (отказ от горизонтального перекрытия пластин, появление кожаной подкладки и заклепок), которые можно считать первыми шагами на пути эволюции пластинчатых доспехов. Не исключена более ранняя датировка этих экспериментов, но мы можем с уверенностью говорить только о десятом веке, когда они уже часто отображаются в произведениях искусства.

Применение кожаной подкладки под рядами ламеллярных пластин четко отображено на доспехах св. Георгия и св. Федора, изображенных на триптихе Богоматери (X в.) церкви Чукули (рис. 5) . Видны пластины обычного ламелляра со шнуровкой на кожаной подстилке, пластины не перекрывают друг друга по горизонтали, а плотно прилегают друг к другу. Ламелляр, изготовленный по такому методу, более гибкий, его легко изготовить и экономится 15-20 % материала, соответственно, уменьшается и вес доспехов .

В десятом веке подтверждается применение заклепок, которые, по-видимому, использовались в обоих типах пластинчатых доспехов (чешуйчатом и ламеллярном).

Св. Георгий и св. Федор на триптихе Богоматери церкви Чихареши (рис. 6) и два св. Федора на предалтарном кресте Сакдари

Рис. 6. Св. Георгий из Чихареши в двухзаклепочном доспехе, по Г.Н. Чубинашвили

Икона св. Георгия из Накуралеши (рис. 7) показывает пластины с двумя заклепками (верхней и нижней) уже в виде ламеллярных доспехов, где ряды перекрывают друг друга снизу вверх. Можно предположить, что подвесные ремни рядов прямо прикреплены к шнурам крепления, расположенным на нижнем краю пластин . Хотя можно найти и более простое объяснение, если предположить, что в чеканных иконах пластины отображены в немного упрощенном виде и им не хватает подвесных ремней.Пластины такого же вида встречаются в 60г миниатюре Малого «Синаксаря» Эквтиме Мтацминдели , переписанного в 1030 г. в Константинополе (рис. 8). Только на пластинах доспехов Св. Прокофия уже различимы центральные линии, которые можно считать подвесными ремнями и которых, наверно, не хватает на изображениях чеканных икон.

Рис. 7. Св. Георгий из Накуралеши в двухзаклепочном ламелляре, по Г.Н. Чубинашвили Рис. 8. Св. Прокофий в двухзаклепочном ламелляре. Рукопись А648, стр. 60г, Национальный Центр рукописей Грузии

Данные типы доспехов с заклепками можно было бы приписать фантазии художника или ошибочному изображению, если бы не одно обстоятельство: существование такого типа заклепочных пластин подтверждается материалом рубежа I-II тысячелетий, найденным русскими археологами в Западной Сибири. Выясняется, что прикрепление пластин доспеха к коже верхними и нижними заклепками было общепринятым методом. Этим методом пользовались, например, енисейские киргизы (рис. 9).

Своеобразным венцом экспериментов этого века можно считать две иконы, которые содержат в себе множество признаков эволюции. Изображение св. Георгия и св. Федора на иконе Мравалдздли (вторая половина X века) (рис. 10) и икона св. Георгия из Парахети (рис. 11) конца X века показывают ламеллярные пластины с двойными заклепками и двойными подвесами на кожаной подкладке. Пластины не перекрывают друг друга, а плотно прилегают. Здесь практически в завершенном виде представлены все основные компоненты эволюции ламеллярных доспехов; не видно лишь широкой полосы ламелляра, из-за чего данные доспехи относятся к категории линейных ламелляров .

lamella - пластинка, чешуйка) - общее название доспеха из сплетённых между собой шнуром пластин.

Ламелляр обычно существовал либо в виде корсета-кирасы, часто с длинным подолом, играющим роль набедренников, либо в форме ламеллярного халата длиной до колен, с разрезами спереди и сзади; в обоих случаях он как правило дополнялся оплечьями в виде листов ламеллярного полотна, иногда - защитой шеи и паха. Размер пластин ламелляра мог быть самым различным, от очень мелких, полотно из которых по подвижности приближалось к кольчатому, и до крупных, длиной почти с ладонь взрослого человека, которые составляли сравнительно малоподвижный, но крепкий доспех.

Специфические формы ламеллярного доспеха, происходящие от общей для всего Дальнего Востока конструкции, представляли собой классические самурайские доспехи - в отличие от более поздних самурайских доспехов, среди которых часто встречалась как ламинарная , так и шинная конструкция элементов.

Через посредство народов Великой Степи, ламеллярная конструкция доспеха проникла также в Византию и на Русь. Раскопки Гомельской доспешной мастерской, обнаруженной в 1987 году, помогли идентифицировать более 600 доспешных пластин, большинство из которых, по версии археологов, связывались именно в ламеллярный доспех. Были найдены заготовки пластин, а кроме того - несколько бракованных, треснувших при пробивании в них отверстий для шнуровки. На сегодня Гомельская мастерская - крупнейший из известных сборочных цехов Средневековой Руси. Он был уничтожен пожаром во время монгольского погрома в городе в 1239 году. Отдельные находки пластин, которые могут быть идентифицированы как принадлежащие ламелляру, имеются и в археологической летописи Западной Европы. Например, один из воинов, погибших в битве при Визби носил короткий ламеллярный панцирь кроя корсет-кираса.

На данный момент нет научного подтверждения гипотезе о существовании за пределами Японии ламеллярной брони из несколько слоёв проклееной кожи, которая, по некоторым версиям, носилась малообеспеченными воинами на Руси и в Скандинавии. Как учит история, профессиональные воины (главные потребители профессионального снаряжения) всегда были обеспеченной социальной прослойкой. Воины старших дружин русских княжеств назывались боярами, основная масса русских дворянских родов - их потомки. Кроме того, имея сырьё в виде листов кожи, нет никакого практического смысла делать трудоёмкую работу по вырезанию из них отдельных пластин, - гораздо проще собрать из крупных полос того же материала ламинарный доспех . Мелкие пластинки имели смысл в случае с железом, так как, например, уровень металлургии кочевых племён Евразии не позволял получать его в больших количествах; часто на панцири перерабатывались полученные обменом или грабежом мелкие железные предметы, что благодаря небольшим размерам и простой форме пластин могло быть выполнено силами любого племенного кузнеца.

  • в Японии металлические пластины обязательно обклеивали кожей и покрывали лаком (во избежание коррозии во влажном климате).
  • в Сибири и Америке существовали ламелляры из костяных (включая китовый ус, рога оленя и клыки моржа) и даже деревянных пластин, предназначенные для защиты от стрел с костяными наконечниками, которые носились теми, кто не мог себе позволить ламелляр из металлических пластин (сделанных из металла, полученного от русских поселенцев в XVII-XIX веках).

Также ламеллярные доспехи, судя по археологическим находкам, использовались в Древнем Риме, но у них пластины были соединены металлическими скобками, а не шнуром.

См. также

Источники

  • Носов К. С. Вооружение самураев.
  • Нефёдкин А. К. Военное дело чукчей. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. C. 352. ISBN 5-85803-244-3

Напишите отзыв о статье "Ламеллярный доспех"

Отрывок, характеризующий Ламеллярный доспех

– Об этом вы должны были подумать ещё в начале, – ответила я.
Тут вдруг у меня в памяти как будто открылась какая-то дверца – я вспомнила, что я знала об этих соседях…
Это был довольно-таки «известный» своими странностями (в которые верила во всей нашей округе, по-моему, только я одна) дом. Среди соседей ходили слухи, что хозяйка видимо не совсем нормальная, так как она постоянно рассказывала какие-то «дикие» истории с летающими в воздухе предметами, самопишущими ручками, привидениями, и т.д. и т.п.... (очень хорошо похожие вещи показаны в фильме «Привидение», который я увидела уже много лет спустя).
Соседка была очень приятной женщиной лет сорока пяти, у которой и вправду около десяти лет назад умер муж. И вот с тех пор у неё в доме и начались все эти невероятные чудеса. Я бывала у неё несколько раз, горя желанием узнать, что же там такое у неё происходит, но разговорить мою замкнутую соседку мне, к сожалению, так и не удалось. Поэтому сейчас я полностью разделяла нетерпение её странного мужа и спешила поскорее войти, заранее предвкушая то, что должно было, по моим понятиям, там произойти.
– Меня зовут Влад – прохрипел мой бывший сосед.
Я с удивлением на него взглянула, и поняла, что он, оказывается, очень боится… Но я решила не обращать на это внимания и вошла в дом. Соседка сидела у камина и вышивала подушку. Я поздоровалась и уже собиралась объяснить, зачем я сюда пришла, как она неожиданно быстро проговорила:
– Пожалуйста, милая, уходи поскорее! Здесь может быть опасно.
Бедная женщина была напугана до полусмерти, и я вдруг поняла, чего она так боится… Она, видимо, всегда чувствовала присутствие своего мужа, когда он к ней приходил!.. И все у неё случавшиеся раньше проявления полтергейста видимо происходили по его вине. Поэтому, опять почувствовав его присутствие, бедная женщина хотела меня всего лишь «уберечь» от возможного шока… Я ласково взяла её за руки и как можно мягче сказала:
– Я знаю, чего вы боитесь. Пожалуйста, послушайте, что я хочу вам сказать, и всё это кончится навсегда.
Я попыталась ей объяснить, как могла, о приходящих ко мне душах и о том, как я пытаюсь им всем помочь. Я видела, что она мне верит, но почему-то боится мне это показать.
– Со мной ваш муж, Миля, и если хотите, можете поговорить с ним, – осторожно сказала я.
К моему удивлению, она долго молчала, а потом тихо произнесла:
– Оставь меня в покое, Влад, ты меня мучил достаточно долго. Уходи.
Меня совершенно потрясло то, сколько муки было в голосе этой женщины!.. И, как оказалось, это потрясло не только меня, ответ ошарашил и её странного мужа, но только уже по-другому. Я почувствовала рядом с собой дикий вихрь чужой энергии, который буквально разрывал всё вокруг. Книги, цветы, чайная чашка – всё, что лежало на столе, с грохотом полетело в низ. Соседка побледнела, как полотно и поспешно начала выталкивать меня наружу. Но такими «эффектами», как швыряние чашек, меня уже очень давно было не испугать. Поэтому, я мягко отстранила бедную трясущуюся женщину и твёрдо сказала:
– Если вы не прекращаете так гнусно пугать свою жену – я ухожу, и ищите себе кого-нибудь другого ещё столько же лет...
Но мужчина не обращал на меня никакого внимания. Видимо все эти долгие годы он только и ждал, что кого-то всё-таки когда-нибудь найдёт, кто мог бы помочь ему «достать» его бедную жену и его десятилетняя «жертва» не пройдёт даром. И вот теперь, когда это наконец-то реально произошло – он полностью потерял над собой контроль...
– Миля, Миленка, я так давно хотел сказать… пойдём со мной, родная... пойдём. Я один не могу... без тебя не могу столько лет... пойдём со мной.
Он бессвязно лопотал что-то, повторяя всё время те же самые слова. И тут только до меня дошло, что по-настоящему хотел этот человек!!! Он просил свою живую красавицу жену уйти с ним в месте, что значило, просто – умереть… Тут я уже больше выдержать не могла.
– Послушайте вы! Да вы ведь просто сумасшедший! – мысленно закричала я. – Я не буду говорить ей этих подлых слов! Убирайтесь туда, где вы давно уже должны были быть!.. Это как раз ваше место.
Меня просто выворачивало от возмущения!.. Неужели такое вправду может произойти?!. Я ещё не знала, что буду делать, но одно знала наверняка – ни за что на свете я ему эту женщину не отдам.
Его взбесило, что я не повторяю ей того, что он говорил. Он кричал на меня, орал на неё, бранился такими словами, которых я не слышала никогда… Плакал, если это возможно назвать плачем... И я поняла, что теперь он уже по-настоящему может стать опасным, только я ещё не понимала, каким образом это может произойти. В доме всё бешено двигалось, разлетелись оконные стёкла. Миля в ужасе стояла в ступоре, не в состоянии произнести ни слова. Ей было очень страшно, потому что, в отличии от меня, она не видела ничего из того, что происходило в той «другой», для неё закрытой, реальности, а видела лишь «танцующие» перед ней в каком-то сумасшедшем танце неодушевлённые предметы… и потихоньку сходила с ума…