Кози фан тутти. Вольфганг амадей моцарт так поступают все, или школа влюблённых. История создания оперы «Так поступают все женщины, или Школа влюбленных»

- «Так поступают все женщины» (итал. Cosi Fan Tutte) может означать: «Все леди делают это» эротический фильм Тинто Брасса. «Так поступают все» опера В. А. Моцарта … Википедия

- «ТАК ПОСТУПАЮТ ВСЕ ЖЕНЩИНЫ» (Cosi fan tutte) Италия, 1991, 97 мин. Мелодрама, комедия. Наш прокатный вариант перевода «Все леди делают это» не соотнесен с заглавием лукавой оперы Моцарта. Молодая женщина Диана, отправившись в Венецию, где умерла… … Энциклопедия кино

- … Википедия

- … Википедия

Così fan tutte Жанр эротика мелодрама Режиссёр Тинто Брасс … Википедия

Все леди делают это Cosi Fan Tutte Жанр эротика мелодрама Режиссёр Тинто Брасс Продюсер … Википедия

Причем все притворялись - кооперативная игра с целью согласования норм закона с реальной жизнью необходимая часть жизни общества в тех государствах, где право считается средством управления обществом: ஐ Не прошло и месяца, как все более или менее наладилось, причем… … Мир Лема - словарь и путеводитель

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бартоли. Чечилия Бартоли Cecilia Bartoli … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Аллен. Томас Аллен Thomas Allen … Википедия

Демпинг - (Dumping) Понятие демпинга, демпинг цен, валютный демпинг Информация о понятии демпинга, демпинг цен, валютный демпинг Содержание Содержание как явление и его характеристика Антидемпинговое участников ГАТТ ГАТТ и национальное законодательство… … Энциклопедия инвестора

Книги

  • Спроси маму. Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут?
  • Спроси маму Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи если все кругом врут , Фитцпатрик Р.. Стив Бланк, гуру стартап-движения, говорит, что главное для начинающего предпринимателя - это «выйти из офиса», то есть начать напрямую узнавать у клиентов, что им нужно. Однако получите ли…

Опера Так поступают все женщины или Школа влюбленных в Большом театре – грандиозная премьерная постановка, закрывающая сезон. Спектакль был создан по мотивам оперы с оригинальным названием «Cosi fan tutte», автором которой является великий австрийский композитор Моцарт. Либретто к опере написал Лоренцо Да Понте, который вдохновился одним из событий придворной жизни того времени. Их музыкальный шедевр в свое время вызвал множество противоречивых отзывов. Ведь заказ на создание оперы Так поступают все поступил композитору от самого императора Иосифа II. Именно он придумал сюжетную линию оперы. Существует мнение, что вся эта обличительная история с проверкой девушек на верность произошла на самом деле. Режиссером нравоучительного спектакля под названием Школа влюбленных в Большом театре является голландец Флорис Виссер. Его грамотное руководство постановкой, профессионализм и мастерство позволят лучшему театру страны достойно закрыть сезон. Ведь режиссер старался, прежде всего, изменить представление о самом сюжете. Ранее он считался достаточно легкомысленным и простоватым. Но Флорис Виссер сделал ставку именно на глубокий психологический портрет персонажей. Очень легко разрушить не только свою судьбу, но и судьбы других людей. Для этого достаточно лишь одного слова циничного старика. Очень легко поддаться искушению, но вот последствия этой слабости останутся навсегда.

В главном московском театре впервые ставили этот оперный спектакль три десятилетия тому назад. Но только нынешний сценический вариант Так поступают все в Большом театре считается наиболее полноценным. Получилась поучительная история на все времена, которая актуальна и для нашего времени. Сценическим оформлением постановки Так поступают все в Большом театре руководит Гидеон Дейви – знаменитый британский художник. Многие мировые театральные подмостки были оформлены именно Дейви. Например, художник сотрудничал с Королевской оперой Ковент-Гарден, Лионской оперой, а также театром Глобус и со многими другими подмостками. Оперный спектакль в его оформлении теперь смогут увидеть зрители, которые успеют на постановку Школа влюбленных купить билеты.

Опера в двух действиях

Либретто Лоренцо да Понте

Действующие лица

Фьордилиджи, неаполитанка (сопрано)

Дорабелла, её сестра (меццо-сопрано)

Деспина, служанка в их доме (сопрано)

Феррандо, офицер, жених Дорабеллы (бас)

Гульельмо, офицер, жених Фьордилиджи (бас)

Дон Альфонсо, брюзга, друг Феррандо и Гульельмо (бас)

Солдаты, слуги, музыканты.

Действие происходит в Неаполе около 1790 года.

Действие первое картина первая

(Кафе. За столиком оживлённо беседуют Феррандо, Гульельмо и дон Альфонсо.)

ФЕРРАНДО

Моя Дорабелла неспособна на такие вещи, неспособна на такие вещи;

небеса сотворили её такой же безупречной, как и красивой.

ГУЛЬЕЛЬМО

Моя Фьордилиджи не может меня обманывать, не может меня обманывать;

я верю, что её верность так же велика, как и её красота.

ДОН АЛЬФОНСО

Я уже сед, поэтому я знаю, что я говорю;

но давайте закончим этот спор.

ФЕРРАНДО И ГУЛЬЕЛЬМО

Нет, вы говорите, что они могут быть неверны;

вы должны доказать это, если вы честный человек.

ДОН АЛЬФОНСО

Давайте не будем говорить о доказательстве этого.

ФЕРРАНДО И ГУЛЬЕЛЬМО

Нет, нет, мы хотим доказательств,

а иначе вынимайте свою шпагу, и мы покончим с этой дружбой.

ДОН АЛЬФОНСО

Но ведь это явное безумие!

Стараться найти зло, которое, если мы его всё же найдём, сделает нас несчастными.

ФЕРРАНДО И ГУЛЬЕЛЬМО

Он задел меня за живое…

Его губы произнесли слова, порочащие её.

ГУЛЬЕЛЬМО

(к Альфонсо)

Выньте вашу шпагу!

Выберите, кого вы предпочитаете в поединке.

ДОН АЛЬФОНСО

Я мирный человек, я не дерусь на дуэлях, разве что за столом.

ФЕРРАНДО

Деритесь, или скажите нам немедленно, почему вы думаете,

что наши возлюбленные способны на неверность.

ДОН АЛЬФОНСО

Какая наивность, вы просто восхитительны!

ФЕРРАНДО

Прекратите насмехаться, или, клянусь небом, я…

ДОН АЛЬФОНС

И я клянусь землёй, я не смеюсь, мои друзья;

я только хочу знать, какого вида эти животные,

эти ваши прекрасные создания, которые, как и мы,

состоят из мяса, костей и кожи, которые едят так же,

как едим мы, которые носят юбки; короче говоря,

кто они - богини или женщины?

ФЕРРАНДО И ГУЛЬЕЛЬМО

Они женщины; но такие женщины…

ДОН АЛЬФОНСО

И вы собираетесь найти верность в женщинах?

Как же вы, право, восхитительны, простачки!

Верность в женщинах подобна арабскому фениксу;

все говорят, что он существует, что он существует,

но никто не знает, где.

ФЕРРАНДО И ГУЛЬЕЛЬМО

Дорабелла, Фьордилиджи – это этот феникс.

ДОН АЛЬФОНСО

Ни та, ни эта. Он не существовал, и не будет.

ФЕРРАНДО

Чепуха поэтов!

ГУЛЬЕЛЬМО

Ерунда, которую говорят старики!

ДОН АЛЬФОНСО

Ну, хорошо, слушайте, но не горячитесь только;

какие у вас есть доказательства,

что ваши возлюбленные всегда вам верны?

Что заставляет вас думать, что сердца столь постоянны?

ФЕРРАНДО

Длительный опыт. Возвышенные мысли!

ГУЛЬЕЛЬМО

Благородное воспитание! Сходство характеров!

ФЕРРАНДО

Бескорыстие! Клятвы! Обещания!

ГУЛЬЕЛЬМО

Сила характера! Протест!

ДОН АЛЬФОНСО

Слёзы, вздохи, ласки, обмороки…

Позвольте мне посмеяться!

ФЕРРАНДО

Небеса! Прекратите смеяться над нами.

ДОН АЛЬФОНСО

Минутку; предположим, что я докажу вам прямо сегодня,

что они точно такие же, как и остальные.

ГУЛЬЕЛЬМО

Это невозможно!

ФЕРРАНДО

Этого не может быть!

ДОН АЛЬФОНСО

Заключим пари?

ФЕРРАНДО

Заключим пари!

ДОН АЛЬФОНСО

Сотню золотых!

ГУЛЬЕЛЬМО

Тысячу, если вы не против!

ДОН АЛЬФОНСО

Даёте слово?

ФЕРРАНДО

Слово чести!

ДОН АЛЬФОНСО

И вы клянётесь, что ни словом, ни намёком, не жестом

не выдадите секрет нашего пари вашим Пенелопам?

ФЕРРАНДО

Клянёмся.

ДОН АЛЬФОНСО

Честное слово солдата?

ГУЛЬЕЛЬМО

Честное слово солдата.

ДОН АЛЬФОНСО

И вы сделаете всё, что я вам скажу?

ФЕРРАНДО

ГУЛЬЕЛЬМО

Абсолютно всё.

ДОН АЛЬФОНСО

Восхитительные юноши!

ФЕРРАНДО И ГУЛЬЕЛЬМО

Восхитительный синьор дон Альфонсо.

ФЕРРАНДО

Мы прекрасно развлечёмся на ваши денежки.

ГУЛЬЕЛЬМО

А что мы сделаем с нашей сотней золотых?

ФЕРРАНДО

Я закажу моей богине великолепную серенаду.

ГУЛЬЕЛЬМО

Я дам обед в честь моей Венеры.

ДОН АЛЬФОНСО

А я буду приглашён?

ФЕРРАНДО И ГУЛЬЕЛЬМО

Вы обязательно там будете, синьор.

ФЕРРАНДО, ГУЛЬЕЛЬМО И ДОН АЛЬФОНСО

И снова, и снова мы будем пить за бога любви!

Комическая опера в двух действиях; либретто Л. Да Понте.

Действующие лица:

Фьордилиджи (сопрано), Дорабелла (меццо-сопрано), Феррандо (тенор), Гульельмо (баритон), Деспина (сопрано), Дон Альфонсо (бас), солдаты, слуги, моряки, гости на свадьбе, народ.

Действие происходит в Неаполе около 1790 года.

Действие первое.

Молодые офицеры, друзья Гульельмо и Феррандо счастливы. У них прелестные возлюбленные Фьордилиджи и Дорабелла, и ничто не омрачает их жизни. Однако их приятель Дон Альфонсо, старый холостяк, не так спокоен. Нельзя верить женщинам, все они ветрены. Он уговаривает юношей проверить своих возлюбленных и готов заключить пари, что они не выдержат испытания. Между тем сёстры ожидают своих женихов. Неожиданно появляется Дон Альфонсо и сообщает, что их возлюбленные собираются в военный поход. Девушки в отчаянии. Вошедшие Фернандо и Гульельмо видят их переживания и радуются, что приятель оказался не прав. Но тот хочет продолжить испытание. План Альфонсо таков: друзьям следует переодеться албанцами и попытаться поухаживать за сёстрами, надо только уговорить горничную Деспину помочь им в этом обмане. Та и сама не прочь подшутить над своими хозяйками. Но и это испытание сёстры с честью выдерживают и, как не упрашивает их Альфонсо быть приветливее с ухажёрами, они сохраняют верность женихам. Надо придумать что-нибудь посложнее. Прогуливаясь по саду, Фьордилиджи и Дорабелла неожиданно слышат громкие стоны - это "албанцы" отравились мышьяком и взывают о помощи. Альфонсо просит Деспину разыскать доктора. Понятливая горничная переодевается и предстаёт в виде врача перед сёстрами. "Лечение" проходит успешно, и "албанцы" снова начинают ухаживать за девушками. Они просят их поцеловать, но те непреклонны. Дон Альфонсо, впрочем, не теряет надежды.

Действие второе.

Деспина излагает сёстрам свои взгляды, уверяя, что ничего страшного не произойдёт, если они немного погуляют со своими ухажёрами. Альфонсо устраивает всем четверым свидание в саду. И тут, наконец, к его радости, сёстры начинают проявлять благосклонность к ухажёрам. Самое забавное, что Фьордилиджи нравится жених Дорабеллы Феррандо, а той - Гульельмо. Молодых люди, видя неприятный поворот событий, начинают переживать и сердиться на неверных невест. Тем временем, оставшись одни, сёстры обсуждают сложившуюся ситуацию. Фьордилиджи в растерянности. Может быть, им надо отправиться на поиски женихов и тем самым избежать искушения. Появляются "албанцы". Их уговоры возымели действие. Фьордилиджи соглашается остаться дома. Альфонсо в восторге. Вошедшая Деспина сообщает, что девушки сдались и готовы даже уехать вместе с "албанцами" на их родину. Уже вызван нотариус, чтобы оформить брачный договор. Переодетая нотариусом Деспина даёт его сёстрам на подпись. Как только церемония свершилась, появляется Альфонсо и сообщает, что неожиданно из похода возвращаются женихи, и скоро они будут здесь. В суматохе "албанцы" скрываются. Сёстры смущены. Что будет, когда возлюбленные увидят договор? Тут Деспина прекращает маскарад. Появившиеся в албанских костюмах женихи довершают разоблачение неверных. Впрочем, Альфонсо не хочет окончательной размолвки влюблённых, ему только требовалось доказать, что все они таковы. Он советует молодым забыть обиды и простить друг друга.

Принц Тамино убегает от преследующей его огромной змеи. Появляются три дамы, одетые в черные платья с серебряными копьями в руках, и разрубают змею на три части, тем самым, спасая Тамино от гибели. Эти дамы -- служанки Царицы Ночи. Они спешат доложить своей госпоже о прекрасном юноше. Очнувшись, Тамино слышит звук флейты. Это приближается птицелов Папагено, весь в птичьих перьях и с птичьими клетками в руках. Папагено рассказывает Тамино, что будто он (Папагено) убил страшную змею. За свою ложь Папагено наказан. Снова явившиеся три дамы запирают его рот замком, чтобы он зря не болтал. Тамино же они вручают портрет девушки поразительной красоты. Это -- дочь Царицы Ночи Памина. Тамино сразу влюбляется в красавицу и решает ее найти. Появляется Царица Ночи, которая обещает Тамино руку и сердце дочери, если он освободит ее из плена. Памина томится в замке волшебника Зорастро. Три дамы по велению Царицы Ночи вручают Тамино волшебную флейту, с помощью которой он сможет пройти через все преграды и избежать опасностей. Папагено они освобождают от замка, которым заперли его рот, и дают ему в дар волшебные колокольчики. Он должен сопровождать Тамино. Их обоих ведут, помогая им в пути, трое прекрасных юношей.

«Так поступают все женщины, или Школа влюбленных» («Così fan tutte, ossia La scuola degli amanti») - опера-буффа в двух действиях на либретто Лоренцо да Понте, который также написал либретто к операм Моцарта «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан». Премьера оперы состоялась 26 января 1790 года в Бургтеатре в Вене.

Действующие лица:

Две богатые сестры:
ФЬОРДИЛИДЖИ (сопрано)
ДОРАБЕЛЛА (сопрано или меццо-сопрано)
ДЕСПИНА, их камеристка (сопрано)
ГУЛЬЕЛЬМО, офицер, влюбленный в Дорабеллу (баритон или бас)
ФЕРРАНДО, офицер, влюбленный в Фьордилиджи (тенор)
ДОН АЛЬФОНСО, старый философ (бас или баритон)

Время действия: около 1790 года.
Место действия: Неаполь.
Первое исполнение: Вена, «Бургтеатр», 26 января 1790 года.

Эта опера Моцарта шлa на сценах мира под таким множеством разных названии, какого не знала ни одна другая опера в истории этого жанра. Например, в «Метрополитен-опера» она называлась «Женщины, подобные этой». В Англии - «Услуга за услугу». В Германии у нее была дюжина разных называний, включая такие невероятные, как «Кто выиграл пари?», «Месть девушек» и даже «Партизаны». В Дании она шла под названием «Побег из монастыря», во Франции - верьте или не верьте - как «Китайский чернорабочий» и - пятьюдесятью годами позже - «Бесплодные усилия любви». Последняя версия была состряпана «фирмой» Барбье и Карре, производителями либретто, которые специализировались на переработке в музыкальные шоу литературных произведений великих авторов. Они полностью отвергли оригинальное либретто и приспособили моцартовскую музыку к их собственной переделке ранней шекспировской комедии. Для такого обращения с оперой имелась причина. Опера «Так поступают все женщины» никогда не была столь популярна, как «Фигаро» и «Дон Жуан», однако собственно музыка этой оперы - это признают критики - столь же замечательна. Таким образом, считалось, что вся проблема была с либретто. Оно критиковалось то за аморальность сюжета, то за его несерьезность, то за излишнюю искусственность. Быть может, определенный резон во всей этой критике есть. Но факт остается фактом: ни один из множества вариантов либретто никогда не пользовался большей популярностью, чем оригинал. Так что давайте удовлетворимся именно им. Я лично считаю это либретто превосходным. Что касается его значения, то это школа - «Школа, - как уточняет авторский подзаголовок, - влюбленных».

Предание гласит, что в основу сюжета оперы положено событие, незадолго до того происшедшее в придворной среде императора Иозефа II. Быть может, так оно и есть, ведь заказ Да Понте и Моцарту написать комедию исходил от императора. Возможно, императора побудил к этому огромный успех «Свадьбы Фигаро», свидетелями которого все были. «Так поступают все женщины» стало великолепным выполнением этого заказа.

УВЕРТЮРА

Увертюра к этой опере короткая и непретенциозная. Ее роднит с оперой лишь то, что в ней цитируется мелодия, которую три главных мужских персонажа поют (действие II, сцена 3), когда утверждают, что «cosi fan tutte» («так поступают все женщины»).

ДЕЙСТВИЕ I

Сцена 1. Собственно комедия начинается в неаполитанском кафе в конце XVIII века. Два молодых офицера затевают спор с одним старым философом-циником по имени дон Альфонсо. Он утверждает, что их невесты, будь они подвергнуты испытанию, никогда не сохранят верность женихам: женская верность вообще - это феникс, которого никто не видел. (Слова Альфонсо: «Верность женщин,/ Как аравийский феникс,/ О котором все вы говорите,/ Но где он, никто не знает», - заимствованы из сцены 3, действия II либретто Метастазио «Деметрий», в которой, правда, вместо слов «delle femmine» - «женщин» - говорится о «degli amanti» - «любовниках». - А.М.). Молодые люди настаивают, что в верности невест нет ничего невероятного. В конце концов дон Альфонсо предлагает заключить пари на сто цехинов (примерно 225 долларов - сумма, которую молодой офицер был в состоянии в то время заработать за год). Условия просты: оба офицера обязуются в ближайшие сутки делать все, что предпишет им дон Альфонсо для того, чтобы испытать девушек, естественно, ничего им самим не открывая. Сцена завершается последним из трех терцетов, в котором офицеры выражают уверенность в своем выигрыше и обсуждают, как им поступить со своими деньгами, когда они их выиграют (если они выиграют!).

Сцена 2 представляет нам двух молодых героинь - сестер Фьордилиджи и Дорабеллу. Обе они в саду своего дома пристально всматриваются в бухту Неаполитанского залива и вместе поют о красоте и достоинствах своих возлюбленных - Гульельмо и Феррандо. Девушки ждут к себе молодых людей, но вместо них приходит старый дон Альфонсо с ужасными новостями: их женихам, говорит он, неожидано дан приказ тотчас же со своим полком выступить в поход. В следующий момент появляются наши кавалеры уже в походной амуниции. Естественно, звучит великолепный квинтет: четверо молодых людей выражаю свое горе по поводу расставания, а дон Альфонсо тем временем уверяет юношей, что игра только начинается и им рано еще подсчитывать свои барыши. Как только квинтет кончается, появляются солдаты и другие горожане. Они поют о радостях солдатской жизни. Теперь действительно настало время молодым людям уходить. Но не столь поспешно, чтобы не иметь возможности принять участие в финальном квинтете прощания («Di scrivermi ogni giorno» - «Писать ты будешь письма?»). Вновь звучит солдатский хор, и теперь наши герои уходят, оставляя своих девушек с доном Альфонсо. Остающиеся желают успешного похода уходящим и делают это в чудесном небольшом терцете («Soave il vento» - «Пусть ветер наполнит»). Сцена завершается несколькими циничными замечаниями, которые дон Альфонсо отпускает в публику. Вы можете полагаться на верность женщин, говорит он, с таким же успехом, как пахать море или сеять песок.

Сцена 3 вводит в действие шестой и более всего вовлеченный в интригу персонаж. Это камеристка Деспина, колоратурное сопрано. В речитативе она сокрушается по поводу того, как плохо быть горничной, и так вот горюя, она пробует шоколад своих хозяек. В свою гостиную входят сестры, и Дорабелла поет неистовую псевдогероическую арию «Smanie implacabili» («Буря в душе моей»). Для нее невыносим, говорит она, свежий воздух. Закройте окна! Она не может жить со своим горем! Когда Деспина узнает, в чем, собственно, ее горе, - что ее любимый ушел на войну, - она подает такой же совет, какой подавал дон Альфонсо молодым кавалерам: пользуйтесь моментом, пока ваши пареньки отсутствуют, ведь и они не хранят верность. Солдаты ведь все таковы. Девушки в негодовании уходят из комнаты.

Появляется дон Альфонсо. С помощью денег он убеждает служанку содействовать ему в его планах - заставить девушек благосклонно отнестись к двум новым поклонникам. Почти тут же появляются Феррандо и Гульельмо, переодевшиеся в экзотические одежды, с искусственными бородами. Они представляются девушкам как албанцы. Альфонсо, в свою очередь, уверяет сестер, что эти «албанцы» его старые друзья, и двое молоых людей моментально начинают страстно ухаживать за своими же невестами. Но девушки с возмущением пресекают их любовные признания. В арии «Come scoglio» («Словно камни») Фьордилиджи решительно заявляет о своей вечной преданности. Возможно, она протестует слишком рьяно. Во всяком случае ее арию характеризует необычайно большой диапазон и очень широкие скачки, особые преувеличенные трудности, нагроможденные Моцартом специально для тогдашней любимицы Да Понте Адрианы Феррарези дель Бене, исполнявшей эту роль на премьере. Гульельмо пытается убедить свою пассию чудесной мелодией, но и на сей раз ему это не удается. Девушки в негодовании уходят - к большой радости их женихов. Женихи же (в вытекающем из этой ситуации терцете) пытаются получить с дона Альфонсо причитающееся им, но тот заявляет, что еще слишком рано подводить итог. Феррандо, тенор в этой компании, поет о том, как он счастлив в своей любви, и вся сцена завершается тем, что дон Альфонсо и Деспина разрабатывают новый план одержать победу над девушками.

Сцена 4 возвращает нас в сад. Две девушки поют еще один очень нежный дуэт о том, как им грустно. В этот момент за сценой раздается шум. Двое их возлюбленных, все еще в облачении «албанцев», входят шатающейся походкой вместе с доном Альфонсо - такое впечатление, что они приняли яд (мышьяк) из-за своей безнадежной страсти к девушкам. (Конечно, в действительности они ничего подобного не сделали). Дон Альфонсо и Деспина уверяют девушек, что эти молодые люди умрут, если не оказать им помощь, и они убегают за доктором. Пока их нет, две девушки пребывают в трогательном волнении: они считают пульс «албанцам» и оказывают им первую - совсем не нужную им - помощь. Затем возвращается Деспина, переодетая врачом, она говорит на совершенно необычном жаргоне. В конце концов (и это является своеобразной сатирой на месмеровскую теорию оживляющего магнетизма) она приносит огромный магнит, прикладывает его к распростертым на земле телам, и они - чудо из чудес! - оживают. Их первые слова - слова любви, и хотя (в заключительном секстете) девушки продолжают противиться, ясно, что план дона Альфонсо начинает срабатывать.

ДЕЙСТВИЕ II

Сцена 1. В самом начале этого действия Деспина, камеристка сестер, предлагает своим хозяйкам некий очень обстоятельный и многословный совет. В типичной арии субретки она говорит, что к пятнадцати годам любая девушка может одержать победу во флирте. Она должна возбуждать интерес каждого мужчины, уметь убедительно лгать - тогда она будет править миром. Фьордилиджи и Дорабелла решают, что в этой теории есть некоторый смысл: никакого вреда не будет, если немного пофлиртовать. И вот они уже распределяют между собой, кому какой достанется «албанец». Дорабелла выбирает брюнета (который на самом деле Гульельмо, помолвленный с Фьордилиджи). Фьордилиджи достается блондин (то есть Феррандо, жених Дорабеллы). Сцена завершается приглашением дона Альфонсо спуститься в сад, чтобы посмотреть то, что действительно стоит посмотреть.

Сцена 2 начинается с дуэта, который поют двое влюбленных юношей своим возлюбленным. Они в лодке недалеко от берега, где находится сад; им помогает компания профессиональных певцов серенад. Когда юноши причаливают к берегу, все четверо любовников смущены, и дон Альфонсо обращается к «албанцам», а Деспина отходит к девушкам. Фьордилиджи теряется среди цветов с Феррандо, а Дорабелла и Гульельмо остаются, чтобы предаться флирту. Их слова быстро переходят в очень мелодичный дуэт, и, прежде чем все зайдет слишком далеко, Дорабелла дает Гульельмо портрет ее жениха, Феррандо. Затем они уходят гулять среди цветов. В этот момент возвращается Фьордилиджи; она одна. Очевидно, Феррандо сделал ей какое-то неуместное предложение и был отвергнут, как нам становится ясно из рассказа сопрано в ее виртуозной арии «Per pieta ben mio perdona» («Я твоя, мой друг далекий»). Однако это ее обращение к теперь далекому возлюбленному не кажется искренним, и возникает серьезное сомнение, долго ли она сможет сохранять ему верность. Во всяком случае, ее клятва не звучит убедительно. И когда трое мужчин встречаются, чтобы обменяться своими впечатлениями, Гульельмо торжествует, Феррандо, однако, в отчаянии, а дон Альфонсо обещает дальнейшее развитие событий Ждать, говорит он, всего лишь до утра.

Сцена 3 развивает некоторые различия в характере и темпераменте сестер. Дорабелла уже сдалась под напором Гульельмо, и Деспина теперь поздравляет ее, но Фьордилиджи хотя и признается, что любит другого предполагаемого албанца, все еще сдерживает свои чувства. Теперь она решает, что они должны переодеться в такую же военную форм как и их возлюбленные, и присоединиться к ним на фронте. Но едва она оделась в этот наряд, как врывается Феррандо. Он просит убить его шпагой, прежде чем она покинет его. Для нее это уж слишком. Она не в силах причинить ему такое страдание и, побежденная, склоняется ему на грудь. Гульельмо, ее настоящий жених, наблюдает за всем происходящим вместе с доном Альфонсо. Теперь второй любовник приходит в отчаяние и ругает ее на чем стоит свет. Его не слишком утешает возвращение его самодовольного друга Феррандо, расположившего к себе Фьордилиджи. Но дон Альфонсо успокаивает их обоих. В короткой речи он предлагает безотлагательно жениться им на их же невестах, поскольку, как говорит он, «Cosi fan tutte» - «Так поступают все женщины!». Вместе они повторяют этот торжественный вывод: «Cosi fan tutte». Сцена завершается тем, что Деспина извещает о том, что дамы готовы выйти замуж за «албанцев».

Сцена 4. Деспина и дон Альфонсо дают указания слугам, как подготовить большую комнату для свадьбы, после этого они удаляются. Счастливых влюбленных (мужчины еще в обличии «албанцев») поздравляет хор, и они сами поют квартет, в котором поздравляют друг друга. Он завершается трехголосно (каноном), так как Гульельмо отходит в сторону и говорит о своем разочаровании.

Теперь дон Альфонсо представляет необходимого для данного дела нотариуса, который, конечно же, не кто иной, как загримированная Деспина; он (она) принес с собой брачный контракт. Начинается свадебная церемония. В это момент за сценой неожиданно слышится хор солдат. Не может быть, но это неожиданно вернулись прежние возлюбленные сестер! Девушки укрывают своих новых женихов в соседней комнате, а через мгновение юноши предстают перед ними в их походной военной форме. Почти тут же Гульельмо относит свой рюкзак в соседнюю комнату и находит там Деспину, все еще переодетую и загримированную нотариусом. Она быстро объясняет ему причину своего столь странного вида (она собирается на маскарад), но, когда Альфонсо педантично демонстрирует брачный контракт другому юноше - Феррандо, для девушек игра оказывается оконченной. Сестры молят о смерти за свою вину. Но тогда юноши еще раз быстро наряжаются в свои костюмы «албанцев», Гульельмо возвращает Дорабелле портрет Феррандо, а дон Альфонсо в конце концов все объясняет. Влюбленные должным образом воссоединяются, и все шестеро персонажей дружно провозглашают мораль: счастлив тот, кто честен и справедлив, кто во всех случаях свои поступки определяет разумом. Типичная сентенция века просвещения.

Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара)