Конфликт павла петровича и евгения базарова. Столкновения павла петровича с базаровым. О чем спорит Базаров и Павел Петрович

Конфликт отцов и детей является вечной и общечеловеческой проблемой, но в конкретно-исторических условиях он приобретает особые грани. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», написанный в период глубоких исторических перемен, связанных с реформой 1861 года, показывает, что в России этого времени проблема отцов и детей воплотилась в противостоянии старых и новых идейных, обществен­но-политических и нравственно-философских позиций. С одной сто­роны, это поколение «отцов», к которому принадлежали дворянские либералы, с другой - идущее ему на смену поколение «детей», то есть новой, демократически настроенной молодежи, отрицавшей все, что было связано со старым миром. Перед нами разворачивается дис­пут общественно-исторических поколений.

Роман «Отцы и дети» обнажает социальный антагонизм позиций демократа, нигилиста Базарова и аристократа, либерала Павла Петро­вича Кирсанова. Программа либералов, главным защитником которой выступает Кирсанов-старший, основана на идеях достоинства и правличности, самоуважения, чести. Нигилист Базаров, провозглашая идею «полного и беспощадного отрицания», считает, что сущест­вующий мир должен быть разрушен, чтобы затем провести коренные преобразования. Нигилизм, по мысли Тургенева, бросает вызов не­преходящим ценностям духа и естественным основам жизни, а это не может не вызывать опасения.

С этой точки зрения конфликт поколений приобретает совсем иную смысловую окраску. Тургенев показывает не только различия, но и оп­ределенное сходство между героями-антагонистами, обнаруживая раз­рушительные стороны и кирсановского консерватизма, и базаровского нигилизма. С завязкой любовной линии Базаров - Одинцова проблема отцов и детей переходит на нравственно-философский уровень. Преж­него Базарова, убежденного отрицателя «тайн бытия», уже нет. Как и Павел Петрович, тоже потерпевший крах в любви, Базаров погружается в размышления над этими тайнами и также оказывается чужим для обычной жизни, «лишним человеком». Теперь общественно-исторические позиции героев-антагонистов проверяются вечными цен­ностями: это любовь, дружба, семья, смерть.

Тургенев с очевидностью демонстрирует мысль о том, что любые крайности губительны. Утративший все жизненные связи, потеряв­ший дружбу, не сумевший обрести любовь, восстановить истинно сыновьи отношения с родителями, Базаров умирает. В одиночестве доживает свой век и Павел Петрович. Но финал романа открыт: за картиной, рисующей смерть Базарова, следует краткий эпилог, в ко­тором сообщается о том, как устраиваются судьбы других героев. Оказывается, жизнь продолжается там, где нет разрыва между отцами и детьми, где разные поколения находят путь к взаимопониманию. Таковы семьи Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки. А зна­чит, извечный конфликт отцов и детей все же может иметь положи­тельное решение.

Почему отношения Базарова и Одинцовой закончились трагически? (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Тургенев всегда считал, что именно любовь проверяет человека, а потому любовная линия Базаров - Одинцова очень важна для пони­мания романа в целом. С момента ее возникновения конкретно-историческая линия развития сюжета преобразуется в нравственно-философскую, на смену идейным спорам приходят вопросы, постав­ленные самой жизнью, а характер героя становится сложнее и проти­воречивее. Он, отрицавший романтику любви, сам влюбился роман­тически, безнадежно. В конфликт вступают его чувства и прежние убеждения, что делает отношения с Одинцовой сложными и подчас болезненными для героя.

Красавица Анна Сергеевна Одинцова - натура сильная, глубо­кая, независимая, наделенная развитым умом, но при этом она холод­на и эгоистична. В чем-то она похожа на Базарова: как и он, она свы­сока относится к другим людям, ощущая свое превосходство над ними. Она единственная в романе верно поняла сложный и противо­речивый характер Базарова, по достоинству оценила его, поняла глу­бину и силу возникшего в нем чувства. Казалось бы, все это могло привести к прочному союзу героев. Ведь оба они, по сути, очень оди­ноки. Одинцова, как и Базаров, чувствует, что силы ее богатой натуры остаются нереализованными.

Но что ждет ее с Базаровым? Сцена объяснения героя в любви по­казывает, что гармонии в их взаимоотношениях нет и быть не может. Недаром Анну Сергеевну так пугает какая-то скрытая, но порой вы­рывающаяся наружу грозная сила, таящаяся в Базарове. Ему хватает мужества признать, что он влюблен, как настоящий романтик, но соз­нание этого вызывает у него самого злость - то ли на себя, то ли на Одинцову. С другой стороны, ей самой не хватает смелости и реши­мости, чтобы связать с ним свою судьбу. Насыщенной, непредсказуе­мой, но крайне трудной жизни с этим необыкновенным человеком она предпочитает несколько скучное, но весьма комфортное сущест­вование в привычных для нее условиях богатого аристократического круга. В конце романа мы узнаем, что Анна Сергеевна весьма удачно вышла замуж и вполне удовлетворена своей жизнью. Так что ответст­венность за несложившиеся отношения с Базаровым лежит и на ней.

Сен 28 2016

И. С. Тургенев отразил в своем романе “Отцы и дети” конфликт, возникший между двумя социально-политическими лагерями в России 60-х годов XIX века. Выразителем идей разночинцев-демократов стал у писателя Евгений Базаров. Ему в романе противопоставлено либеральное дворянство, наиболее ярким представителем которого является Павел Петрович Кирсанов. Для того чтобы отразить конфликт переломного в жизни России времени во всей его полноте, Тургенев сталкивает этих двух героев. “Кто есть Базаров?

” - спрашивают Кирсановы у Аркадия и слышат ответ: “Нигилист”. Взгляды “нигилиста” и Павла Петровича Кирсанова были совершенно противоположными. С первой же встречи они почувствовали друг к другу неприязнь.

Павел Петрович, узнав, что Евгений будет гостить у них, спросил: “Этот волосатый?” А Базаров вечером заметил Аркадию: “А чудаковат у тебя дядя”. Между ними всегда возникали противоречия. “У нас еще будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую”, - говорит Кирсанов.

Давайте ближе познакомимся с главными героями романа. Павел Петрович Кирсанов - сын боевого генерала 1812 года. Окончил пажеский корпус.

Внешне это с красивым лицом, юношески стройный. Аристократ, англоман, он был самоуверен, сам себя баловал. Живя в деревне у брата, Павел Петрович сохранил аристократические привычки (носил английский костюм и лаковые полусапожки).

Базаров - внук дьячка, сын уездного лекаря. В этом человеке чувствуется сила, энергия. Говорит он “мужественным голосом”, ясно и просто.

Походка Базарова “твердая и стремительно смелая”. В целом во внешности Базарова Тургенев подчеркивает его интеллектуальное начало. Каково же мировоззрение этих героев романа? Павел Петрович Кирсанов глубоко убежден, что право на ведущее положение в обществе аристократы завоевали не происхождением, а нравственными достоинствами и делами (“Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ее”), т. е. нравственные нормы, выработанные аристократами, - опора человеческой личности. Кирсанов считает, что без принципов могут жить лишь безнравственные люди.

Вместе с тем мы видим, что принципы Павла Петровича никак не соотносятся с его делами - типичного представителя аристократического общества проходит в праздности. В отличие от него Базаров принимает только то, что полезно (“Мне скажут дело - я соглашусь”. “В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем”). Непрерывный труд на благо общества является содержанием жизни Базарова. Тургенев раскрывает характер его работы: “Базаров привез с собой микроскоп и по целым часам с ним возился”, он проводит “физические и химические опыты”, то есть продолжает в Марьине свои естественнонаучные занятия.

Важными чертами мировоззрения Базарова являются его атеизм и материализм. В спорах с Павлом Петровичем Базаров доказывал необходимость отрицания жизни. На вопрос, что же он отрицает, последовал краткий ответ: “Все”. Кирсанов не признавал такой жизненной позиции, что и явилось основой неприязни героев. Молодежь пришла разрушать и обличать, а построением займется кто-то другой.

“Вы все отрицаете, или, выражаясь вернее, вы все разрушаете. Да ведь надобно и строить”, - говорит Евгению Кирсанов. “Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить”, - отвечает Базаров.

При некоторой внешней схожести во взглядах Павла Петровича и Базарова на народ, в главном они расходятся. Павлу Петровичу религиозность народа, жизнь по заведенным дедами порядкам кажутся исконными и ценными чертами народной жизни, умиляют его. Базарову же эти качества ненавистны: “Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне согласиться с ним?” Одни и те же черты, присущие народной жизни, и называются героями романа по-разному, и по-разному оцениваются. Павел Петрович говорит: “Он (народ) не может жить без веры”.

Базаров же считает, что “грубейшее суеверие его душит”. Они спорят также о поэзии, искусстве, философии. Базаров поражает и раздражает Кирсанова своими хладнокровными мыслями об отрицании личности, всего духовного.

С точки зрения Базарова, “читать Пушкина - потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою - нелепо”. Как истинный материалист, он воспринимает природу как “мастерскую”, а “человек в ней работник”. “Я умру, и из меня лопух расти будет”, - прагматично говорит Базаров. Павел Петрович, напротив, любуется природой, любит искусство.

Максимализм Базарова, полагающего, что можно и нужно во всем полагаться только на собственный опыт и собственные ощущения, приводит к отрицанию искусства, поскольку искусство как раз и представляет собой обобщение и художественное осмысление чужого опыта. Нигилист считает, что искусство (и , и живопись, и музыка) размягчает душу, отвлекает от дела. Все это “романтизм”, “чепуха”. Базарову казалось кощунственным “толковать” об искусстве, “бессознательном творчестве”, когда “дело идет о хлебе насущном”.

В спорах Павла Петровича Кирсанова и Базарова хочется занять сторону то одного, то другого. Мне кажется, что оба этих Тургенева в чем-то были правы, а в чем-то заблуждались. Но в целом Базаров, олицетворяющий молодое поколение, имеет преимущества: ему присущи новизна мыслей, высокая работоспособность, самоотдача. Простым людям он ближе, ведь тянутся же к нему дворовые люди.

(Базаров “владел особенным умением возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им копирование запрещено 2005 и обходился с ними небрежно”, пишет Тургенев). Принципы и идеалы отцов отходят в прошлое. Особенно наглядно это показано в сцене дуэли Кирсанова и Базарова. “Дуэль, - писал Тургенев, - введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного преувеличенно комическим”. И Павел Петрович Кирсанов, и Базаров показаны Тургеневым как незаурядные личности.

В силу обстоятельств они стали выразителями идей двух разных эпох, а также разных социальных лагерей - аристократического и революционно-демократического. Именно поэтому возникший между ними конфликт столь глубок. На его примере Тургенев наглядно показывает нам животрепещущие проблемы 60-х годов XIX века. Мастерство автора романа “Отцы и дети” позволяет нам почувствовать атмосферу этого переломного в жизни России времени.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Конфликт Базарова и Кирсанова-конфликт двух эпох . Литературные сочинения!

И. С. Тургенев отразил в своем романе «Отцы и дети» конфликт, возникший между двумя социально-политическими лагерями в России 60-х годов XIX века. Выразителем идей демократов-разночинцев стал Евгений Базаров. Ему в романе противопоставлены либеральное дворянство, наиболее ярким представителем которого является Павел Петрович Кирсанов. Для того чтобы отразить конфликт переломного в жизни России времени во всей его полноте, Тургенев сталкивает этих двух героев. «Кто есть Базаров?» — Спрашивают Кирсанов в Аркадия и слышат ответ: «Нигилист». Взгляды «нигилиста» и Павла Петровича Кирсанова были совершенно противоположными. С первой же встречи они почувствовали друг к другу неприязнь. Павел Петрович, узнав, что Евгений будет гостить у них, спросил: «Этот волосатый?" А Базаров вечером заметил Аркадию: «А чудаковатый у тебя дядя. Между ними всегда возникали противоречия. «У нас еще будет схватка с этим врачом, я это предчувствую", — говорит Кирсанов.

Давайте ближе познакомимся с главными героями романа. Павел Петрович Кирсанов — сын боевого генерала 1812 года. Окончил Пажеский корпус. Внешне это человек с хорошей лицом, по юношеские стройный. Аристократ, англоман, он был самоуверен, сам себя баловал. Живя в деревне у брата, Павел. Петрович сохранил аристократические привычки (носил английский костюм и лаковые. Полусапожки. Базаров — внук дьячка, сын уездного врача. В этом человеке чувствуется сила, энергия. Говорит он «мужественным голосом», ясно и просто. Шествие Базарова «твердая и стремительно смелая. В целом во внешности Базарова Тургенев подчеркивает его интеллектуальное начало. Какой же мировоззрение этих героев романа? Павел Петрович Кирсанов глубоко убежден, что право на ведущее положение в обществе аристократы завоевали не происхождение, а моральной достоинством и делами («Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ее»), т.е. нравственные нормы, выработанные аристократами, — опора человеческой личности. Кирсанов считает, что без принципов могут жить лишь безнравственные люди. Вместе с тем мы видим, что принципы Павла Петровича никак не соотносятся с его делами — жизнь типичного представителя аристократического общества проходит в праздности. В отличие от него Базаров принимает только то, что полезно ("Мне скажут дело — я соглашусь» «В настоящее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем». Непрерывная работа на благо общества является содержанием жизни Базарова. Тургенев раскрывает характер его работы: «Базаров привез с собой микроскоп и по часам с ним возился, он проводит« физические и химические опыты », то есть продолжает в Марьино свои научные занятия. Важными чертами мировоззрения Базарова являются его атеизм и материализм.

В спорах с Павлом Петровичем Базаров доказывал необходимость отрицания образа житя. На вопрос, что же он отрицает, дает короткий ответ: «Все». Кирсанов не признавал такой жизненной позиции, что и явилось основой неприязни героев. Молодые люди пришли разрушать и обличать, а построением займется кто-то другой. «Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете. Так ведь нужно и строить », — говорит Евгению Кирсанов. «Это уже не наше дело. Предварительно место расчистить », — отвечает Базаров. При некотором внешнем сходстве во взглядах Павла Петровича и Базарова на народ, в главном они расходятся. Павлу Петровичу религиозность народа, жизнь по заведенным дедами порядкам кажутся исконными и ценными чертами народной жизни, умиляют его. Базаров же эти качества ненавистны: «Народ думает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что же? Мне согласиться с ним? »Те же черты, присущие народному жизни, и называются героями романа по-разному, и по-разному оцениваются. Павел Петрович говорит: «Он (народ) не может жить без веры». Базаров же считает, что «грубое суеверие его душит. Они спорят также о поэзии, искусстве, философии. Базаров поражает и раздражает Кирсанова своими хладнокровными мыслями об отрицании личности, всего духовного. С точки зрения Базарова, «читать Пушкина — потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природой — нелепо. Как истинный материалист, он воспринимает природу как «мастерскую», а «человек в ней работник». «Я умру, и из меня лопух расти будет», — прагматично говорит Базаров. Павел Петрович, напротив, любуется природой, любит искусство. Максимализм Базарова, полагающего, что можно и нужно во всем полагаться только на собственный опыт и собственные ощущения, приводит к отрицанию искусства, поскольку искусство как раз и представляет собой обобщение и художественное осмысление чужого опыта. Нигилист считает, что искусство (и литература, и живопись, и музыка) размягчает душу, отвлекает от дела. Все это «романтизм», «ерунда». Базаров казалось кощунственным «толковать» об искусстве, «бессознательную творчество», когда «речь идет о хлебе насущном. В спорах Павла Петровича Кирсанова и Базарова хочется занять сторону то одного, то другого. Мне кажется, что оба этих героев Тургенева в чем были правы, а в чем ошибались. Но в целом Базаров, олицетворяющий молодое поколение, имеет преимущества: у него есть новизна мыслей, высокая работоспособность, самоотдача. Простым людям он ближе, ведь тянутся же к нему люди. (Базаров «владел особенным умением возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и не обходился с ними небрежно», пишет Тургенев). Принципы и идеалы отцов отходят в прошлое. Особенно наглядно это показано в сцене дуэли Кирсанова и Базарова.

«Дуэль, — писал Тургенев, — введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного увеличен комическим.

И Павел Петрович Кирсанов,

сав Тургенев, — введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного увеличен комическим.

И Павел Петрович Кирсанов, и Базаров изображены Тургеневым как незаурядные личности. В силу обстоятельств они стали выразителями идей двух разных эпох, а также различных социальных лагерей — аристократического и революционно-демократического. Именно поэтому возникший между ними конфликт столь глубокий. На его примере Тургенев наглядно показывает нам животрепещущие проблемы 60-х годов XIX века. Мастерство автора романа «Отцы и дети» позволяет нам почувствовать атмосферу этого переломного в жизни России времени.

И. С.Тургенев отразил в своем романе
«Отцы и дети» конфликт, возникший между
двумя социально-политическими лагерями в
России 60-х годов XIX века. Выразителем
идей разночинцев-демократов стал у писате-
ля Евгений Базаров. Ему в романе противопо-
ставлено либеральное дворянство, наиболее
ярким представителем которого является Па-
вел Петрович Кирсанов. Для того чтобы отра-
зить конфликт переломного в жизни России
времени во всей его полноте, Тургенев сталки-
вает этих двух героев.
«Кто есть Базаров?» - спрашивают Кирса-
новы у Аркадия и слышат ответ: «Нигилист».
Взгляды «нигилиста» и Павла Петровича Кир-
санова были совершенно противоположными.
С первой же встречи они почувствовали друг
к другу неприязнь. Павел Петрович, узнав, что
Евгений будет гостить у них, спросил: «Этот
волосатый?» А Базаров вечером заметил Арка-
дию: «А чудаковат у тебя дядя». Между ними
всегда возникали противоречия. «У нас еще
будет схватка с этим лекарем, я это предчув-
ствую», - говорит Кирсанов.
Давайте ближе познакомимся с главными
героями романа. Павел Петрович Кирса-
нов - сын боевого генерала 1812 года. Окон-
чил пажеский корпус. Внешне это человек
с красивым лицом, юношески стройный. Ари-
стократ, англоман, он был самоуверен, сам
себя баловал. Живя в деревне у брата, Павел
Петрович сохранил аристократические при-
вычки (носил английский костюм и лаковые.
полусапожки). Базаров - внук дьячка, сын
уездного лекаря. В этом человеке чувствует-
ся сила, энергия. Говорит он «мужественным
голосом», ясно и просто. Походка Базарова
«твердая и стремительно смелая». В целом во
внешности Базарова Тургенев подчеркивает
его интеллектуальное начало.
Каково же мировоззрение этих героев ро-
мана? Павел Петрович Кирсанов глубоко
убежден, что право на ведущее положение в
обществе аристократы завоевали не проис-
хождением, а нравственными достоинствами
и делами («Аристократия дала свободу Анг-
лии и поддерживает ее»), т.е. нравственные
нормы, выработанные аристократами, -
опора человеческой личности.
Кирсанов считает, что без принципов мо-
гут жить лишь безнравственные люди. Вме-
сте с тем мы видим, что принципы Павла
Петровича никак не соотносятся с его дела-
ми - жизнь типичного представителя арис-
тократического общества проходит в празд-
ности.
В отличие от него Базаров принимает
только то, что полезно («Мне скажут дело -
я соглашусь». «В теперешнее время полезнее
всего отрицание - мы отрицаем»). Непре-
рывный труд на благо общества является со-
держанием жизни Базарова. Тургенев рас-
крывает характер его работы: «Базаров при-
вез с собой микроскоп и по целым часам с ним
возился», он проводит «физические и химиче-
ские опыты», то есть продолжает в Марьине
свои естественнонаучные занятия. Важными
чертами мировоззрения Базарова являются
его атеизм и материализм.
В спорах с Павлом Петровичем Базаров
доказывал необходимость отрицания образа
жизни. На вопрос, что же он отрицает, по-
следовал краткий ответ: «Все». Кирсанов не
признавал такой жизненной позиции, что и
явилось основой неприязни героев. Моло-
дежь пришла разрушать и обличать, а пост-
роением займется кто-то другой. «Вы все от-
рицаете, или, выражаясь вернее, вы все раз-
рушаете. Да ведь надобно и строить», - го-
ворит Евгению Кирсанов. «Это уже не наше
дело. Сперва нужно место расчистить», -
отвечает Базаров.
При некоторой внешней схожести во
взглядах Павла Петровича и Базарова на на-
род, в главном они расходятся. Павлу Петро-
вичу религиозность народа, жизнь по заве-
денным дедами порядкам кажутся исконными
и ценными чертами народной жизни, умиля-
ют его. Базарову же эти качества ненавист-
ны: «Народ полагает, что, когда гром гремит,
это Илья-пророк в колеснице по небу разъез-
жает. Что ж? Мне согласиться с ним?» Одни
и те же черты, присущие народной жизни, и
называются героями романа по-разному, и
по-разному оцениваются. Павел Петрович го-
ворит: «Он (народ) не может жить без веры».
Базаров же считает, что «грубейшее суеверие
его душит».
Они спорят также о поэзии, искусстве,
философии. Базаров поражает и раздража-
ет Кирсанова своими хладнокровными мыс-
лями об отрицании личности, всего духовного.
С точки зрения Базарова, «читать Пушки-
на - потерянное время, заниматься музыкой
смешно, наслаждаться природою - нелепо».
Как истинный материалист, он воспринимает
природу как «мастерскую», а «человек в ней
работник». «Я умру, и из меня лопух расти
будет», - прагматично говорит Базаров. Па-
вел Петрович, напротив, любуется природой,
любит искусство.
Максимализм Базарова, полагающего, что
можно и нужно во всем полагаться только на
собственный опыт и собственные ощущения,
приводит к отрицанию искусства, поскольку
искусство как раз и представляет собой обоб-
щение и художественное осмысление чужого
опыта. Нигилист считает, что искусство (и ли-
тература, и живопись, и музыка) размягчает
душу, отвлекает от дела. Все это «роман-
тизм», «чепуха». Базарову казалось кощунст-
венным «толковать» об искусстве, «бессозна-
тельном творчестве», когда «дело идет о хле-
бе насущном».
В спорах Павла Петровича Кирсанова и
Базарова хочется занять сторону то одного,
то другого. Мне кажется, что оба этих героя
Тургенева в чем-то были правы, а в чем-то
заблуждались. Но в целом Базаров, олице-
творяющий молодое поколение, имеет пре-
имущества: ему присуши новизна мыслей, вы-
сокая работоспособность, самоотдача. Простым
людям он ближе, ведь тянутся же к нему
дворовые люди. (Базаров «владел особенным
умением возбуждать к себе доверие в людях
низших, хотя он никогда не потакал им и об-
ходился с ними небрежно», пишет Тургенев).
Принципы и идеалы отцов отходят в про-
шлое. Особенно наглядно это показано в сце-
не дуэли Кирсанова и Базарова. «Дуэль, -
писал Тургенев, - введена для наглядного до-
казательства пустоты элегантно-дворянского
рыцарства, выставленного преувеличенно ко-
мическим».
И Павел Петрович Кирсанов, и Базаров
показаны Тургеневым как незаурядные лич-
ности. В силу обстоятельств они стали выра-
зителями идей двух разных эпох, а также
разных социальных лагерей - аристократи-
ческого и революционно-демократического.
Именно поэтому возникший между ними кон-
фликт столь глубок. На его примере Тургенев
наглядно показывает нам животрепещущие
проблемы 60-х годов XIX века. Мастерство
автора романа «Отцы и дети» позволяет нам
почувствовать атмосферу этого переломного
в жизни России времени.

В чём суть конфликта между Базаровым и Павлом Петровичем? Можно ли однозначно утверждать, что в основе их конфликта леж и получил лучший ответ

Ответ от Pashendri@[гуру]
К работе над романом Тургенев приступил в начале августа 1860 года, а закончил его в июле 1861 года. Появились «Отцы и дети» в февральской книге журнала «Русский вестник» за 1862 год.
В основу романа Тургенев положил конфликт между дворянским либерализмом и революционной демократией во времена отмены крепостного права.
Между старшими и молодыми поколениями всегда существовали различные разногласия. Это можно объяснить тем, что с течением времени меняется обстановка, влияющая на дальнейшее отношение человека к жизни, формирование его характера. Часто люди старшего поколения оказываются неспособными или не желающими понять новые взгляды и образ жизни. Иногда это непонимание перерастает во вражду. Именно эту вражду мы можем увидеть на страницах этого романа.
Павел Петрович – типичный представитель дворянского либерализма. Он умен, честен, по-своему благороден. Павел Петрович во всем следует старым принципам. Люди считали его немного самоуверенным, насмешливым, он отличался замечательной красотой.
В молодости Павел Петрович был светским чиновником, его носили на руках, сам себя он тоже немного баловал. Я думаю, Павла Петровича вполне можно назвать сибаритом, то есть человеком, избалованным роскошью.
Базарова Тургенев относит к числу революционно-демократических деятелей. Он умен, имеет хорошее образование, увлекается естественными науками. Базаров молод, полон сил, ему скучно там, где он ничем не занят. В отличие от Ситникова, Базаров не стесняется своего происхождения.
О чем бы не зашел разговор между Павлом Петровичем и Базаровым, они практически никогда не находят общего языка.
Павел Петрович уважает людей с определенными принципами в жизни, считая, что без них живут лишь пустые и безнравственные люди. Базаров же называет слово «принцип» пустым, иностранным, ненужным словом.
Различны и их отношения к русскому народу. Павел Петрович упрекает Базарова в презрении к народу, Евгений же утверждает: «… что ж, коли он заслуживает презрения!» , хотя часто подчеркивает свою связь с народом: «Мой дед землю пахал» , доказывает, что знает и понимает народ гораздо лучше, чем Кирсанов.
Противоположны взгляды героев на искусство и литературу. Павел Петрович одобряет работы художников, литераторов, а Базаров своими фразами: «Рафаэль гроша медного не стоит! » и «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого литератора» валит Кирсанова наповал.
Множество разногласий в разговоре Базарова и Павла Петровича можно найти. Именно эти разногласия полностью противопоставляют героев друг другу. На их основании Базаров представлен человеком черствым, грубым к искусству и литературе, самоуверенным.
Полностью характер героя раскрывается лишь тогда, когда он подходит испытание любовью.
Павел Петрович всю жизнь любил одну женщину – княгиню Р. Но удача отвернулась от него, и жизнь его не сложилась в любви, хотя любовь имела большое значение в его жизни.
Базаров вначале романа пренебрегает любовью, считая ее глупостью, по его мнению «лучше камнем быть на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком глаза» . И все же он полюбил… Любовь к Одинцовой пробудила другую сторону Базарова – человека страстного, доброго, нежного, одухотворенного любовью. Истинный характер Базарова раскрывается в сцене его смерти. В смерти он реализует то, что не мог реализовать при жизни.
Я не согласен с Базаровым в его отношении к литературе, искусству, любви. Хотя в остальном я больше разделяю его взгляды, чем взгляды Павла Петровича.
Базаров – человек дел, а Кирсанов – человек слова. Россия, состоящая из одних Кирсановых, развивалась бы очень долго и односторонне. Именно такие, как Базаров, нужны России для ее развития и процветания. Тургенев сказал: «Когда переведутся такие люди, пускай навсегда закроется книга истории, в ней нечего будет читать» .
источник...