История мага не желавшего принять свой путь. Волшебник Мерлин: описание, история, легенда и интересные факты

Волшебник Мерлин относится к британскому циклу легенд. Он известен в качестве наставника а до этого его отца - короля Утера. По одной из легенд, после гибели Артура Британию захватывают саксы. Волшебник проклял их, напророчив падение Белого Дракона (символ завоевателей). В истории так и случилось, когда Вильгельм Завоеватель в убил последнего короля саксов Гарольда. Позже потомки кельтов, валлийцы, смогли вернуть себе королевскую власть в лице Тюдоров. Так исполнилось проклятие Мерлина, о котором пойдет речь в статье.

Значение имени

Исследователи выделяют два основных направления относительно имени, которое носил волшебник. Мерлин в переводе с означает название крепости, которую именовали как Кармартен, или от бриттского Мориданон, то есть «морская крепость».

В латинском языке имя Мерлин относилось к названию птиц, которые принадлежат к отряду соколиных. В кельтских легендах его отождествляли с покровителем леса, и считалось, что он может повелевать лесными животными и принимать их облик.

Происхождение

Жизнь и рождение волшебника окутаны мифами. Существует легенда, по которой будущий волшебник был внебрачным сыном короля и ведьмы. По этой версии, он был старшим братом Морганы.

По схожей легенде, он был сыном обычной женщины и волшебника. С детства он овладел магическими способностями и мог повиновать себе птиц и зверей. О его способностях волшебника узнали все, после того как он усмирил двух драконов по просьбе короля Вортигерна.

По одной из легенд христианского времени, его мать была очень чистой и доброй девушкой, в душе которой не было места злу. Ею захотел овладеть дьявол, но не мог найти подход, пока однажды девушку не разгневала ее сестра, отличавшаяся плохим нравом. В этот момент девушка открыла свою душу тьме, и дьявол смог ею овладеть. Во время беременности девушка молилась за своего ребенка, а сразу же после его рождения окрестила дитя со священником Блезом. Это уничтожило все зло в мальчике, но сохранило в нем необычайные способности. Так появился волшебник Мерлин.

Связь с Артуром

Из собраний сочинений о Мерлине известно, что волшебник был наставником Артура - будущего короля Британии. Мальчик был сыном короля Утера и леди Игрейн. Волшебник Мерлин помог Утеру обманом овладеть Игрейн и за это забрал новорожденного Артура себе на воспитание.

Когда юноше исполнилось шестнадцать лет, наставник посоветовал Артуру принять участие в состязании по извлечению меча из камня. Предание гласило, что тот, кто достанет меч, сможет объединить Британию. Артуру это удалось. Чуть позже Владычица Озера, которую призвал волшебник, подарила Артуру особый меч - Экскалибур.

Смерть волшебника

Окутаны мифами не только рождение, но и смерть волшебника. Одна из легенд повествует о том, что волшебник Мерлин, история которого описывается, был погружен в вечный сон чарами злой колдуньи Морганы. При этом он все еще может когда-нибудь проснуться. По другой версии, все та же Моргана заточила волшебника в дуб, где и пришла его смерть.

Существует легенда, по которой Мерлин был обманут Девой Озера и заточен в волшебную воздушную колонну.

Первые упоминания о волшебнике

В современной культуре единицы не знают, кто такой Мерлин. Волшебник, фильмы о котором транслируются по всему миру, впервые упоминается как Мерлин Амброзий в творении Гальфрида Монмутского «История королей Британии». Произведение создано в двенадцатом веке и стало основным источником для формирования мифологического цикла Британии.

Встречается образ волшебника в итальянских "Новеллино" тринадцатого века. Но более полно он описан в произведении «Смерть Артура» сэра Томаса Мэлори второй половины пятнадцатого века.

Образ в кино

Образ волшебника из Британии упоминается со времен Средневековья. Сохранил свою популярность он и в современной фантастике, включая кинематограф. В одних сюжетах Мерлин представлен как мудрый старец, в других из него делают комичного персонажа. Какой же фильм про волшебника Мерлина стоит внимания?

Список лучших фильмов:

  • «Рыцари круглого стола» 1953 года снят по мотивам популярных легенд, повествующих о короле Артуре и его рыцарях. Мерлина играет Феликс Эйлмер. В 1954 году картина была номинирована на Гран-при фестиваля в Каннах.
  • «Великий Мерлин» 1998 года. В телевизионном мини-сериале роль волшебника является главной, сыграл ее Сэм Нилл. По сюжету, Мерлин борется с повелительницей всего волшебного Мэб, которая его и вырастила в качестве сильного лидера. Она надеялась, что он вернет людей к язычеству. Но волшебник направил все полученные знания и силы на борьбу с Мэб.
  • «Король Артур» 2004 года показывает Мерлина (играет друидом и главой пиктов. Он приводит римского генерала Луция Артория Кастоса к мысли о том, что ему следует встать на защиту своей второй родины (по матери) от саксов.
  • «Последний легион» 2007 года повествует о последних днях Римской империи. К концу фильма выясняется, что последний император Ромул оказывается отцом Артура, а Амвросий, которого играет Бен Кингсли - Мерлином.
  • «Мерлин и последний дракон» 2008 года повествует о времени, когда Римская империя покидает британские провинции и начинаются междоусобные войны. Наступают времена насилия, мифических существ и волшебника Мерлина, роль которого исполнил Саймон Ллойд Робертс.

  • Телесериал «Мерлин» 2008-2012 годов повествует о жизни Мерлина и о его взаимоотношениях с Артуром. Проект был создан известным британским каналом ВВС. Главная роль досталась Сериал имел настолько большой успех, что растянулся на пять сезонов.
  • Телесериал «Камелот» 2011 года, состоящий из пилотной серии и одного сезона, повествует о попытке Мерлина спасти Камелот после смерти Утера и его борьбе со Морганой. Роль Мерлина исполнил Джозеф Файнс.

Помимо этих картин существует множество работ, в которых присутствует Мерлин-волшебник: сериал «Однажды в сказке», мультсериал «Трансформеры» и многие другие. Фильмы о Мерлине рассчитаны на зрителей разных возрастов.

Любопытные факты из истории создания этого прекрасного фильма, которая не менее интересна, чем сама кинокартина.
1. Мюзикл «Чародеи» вышел на экраны страны в конце декабря 1982 года. И хотя после премьеры критики не прочили фильму ничего хорошего – например, в газете «Труд» 1983 года писали, что «чувства большого удовлетворения, глубокого следа в памяти премьера не оставила» – эта картина прочно вошла в наш новогодний “телевизионный набор”.

Написанный по книге братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» сценарий фильма нам повествует о том, что настоящая любовь может творить чудеса. В институте «НУИНУ» (научный универсальный институт необыкновенных услуг) кипит бурная работа по изготовлению волшебной палочки. Презентация изобретения намечена на 31 декабря, в Новогодний вечер. Но тут в дело вступают противники директора института, преследующие свои цели…


2. Кстати, внутренние помещения НУИНУ снимали в здании телецентра Останкино. Режиссер фильма Константин Бромберг однажды заблудился в нем и забрел в часть здания, где обнаружил восьмипролетную мраморную лестницу с мозаикой и смальтой, о которой, как потом выяснил, все забыли. Банкетный зал, где происходила финальная сцена фильма, - суздальский гостинично-туристический комплекс «Турцентр». Дом, где жила Алена, снимали в городе Пущино. В фильме есть эпизод - когда Алёна летает на метле, она облетела здание «НУИНУ», и его показали снаружи. Хотя выглядит это здание как гостиница «Союз» с двухскатной крышей, однако в реальности гостиница «Союз» двухскатной крыши не имеет. Были выполнены комбинированные съёмки: взяли здание гостиницы «Союз» и наверх «затащили» здание ГТК «Турцентр». Надо сказать, гибрид получился весьма удачным.

3. Эффектную сцену проезда тройки лошадей по зимнему лесу решили снять в московском Ботаническом саду, что удачно дополнило легендарный музыкальный эпизод «Три белых коня».


4. В первые дни картину снимали без главного героя. Во всех сценах, где мчится лихая тройка, персонаж Эммануила Виторгана играет на трубе, а сестрёнка Вани (Александр Абдулов) задорно поёт «Три белых коня», Абдулова заменяет дублёр. Крупные планы Ивана были сняты значительно позже. Проблема была в том, что Абдулова отказывалось утверждать телевизионное начальство, которое ранее также отвергло Михаила Боярского. В конце концов Абдулова удалось согласовать, но выяснилось, что помимо работы в театре он снимается в четырёх картинах одновременно. «Чародеи» были пятым фильмом, так что Абдулов поставил всех перед фактом: «Могу сниматься только ночью».


5. Сотрудницу института НУИНУ, заведующую лабораторией абсолютных неожиданностей, опытную и соблазнительную чародейку Аленушку сыграла Александра Яковлева. В начале фильма она показана как добрая и отзывчивая девушка, которая позже из-за ревности Шемаханской и интриг Сатанеева была превращена в бессердечную и расчётливую карьеристку. Её книжным прототипом, возможно, является ведьмочка Стелла (Понедельник начинается в субботу). Не смотря на слова режиссер Бромберга в самом начале съёмок: «Ведьму-то она сыграет, а вот Алёнушку вряд ли» (у актрисы был весьма своеобразный характер), Аленушка в исполнении Яковлевой неотразима и убедительна. И с Абдуловым актриса прекрасно поладила, так что играть симпатию друг к другу им было несложно.


6. Сестру главного героя, Вани, Нину Пухову сыграла Аня Гайдаш. «Мои родители к кино никакого отношения не имели, – рассказывала Анна. – Я, как обычно, пришла с подружками в художественную школу во Дворец пионеров, к нам подошла женщина, спросила, хотим ли мы сниматься в кино. Кинопробы мне не удавались. Не хотела говорить текст про то, что я вредная девчонка и плохо учусь, потому что всегда была прилежной ученицей. Но сниматься в кино очень хотелось, и я взяла себя в руки».


7. Идея белого костюма, в котором щеголял Александр Абдулов (шедевральное «Главное, чтобы костюмчик сидел»), заимствована из фильма «Лихорадка субботнего вечера» (1977). В этом фильме такой же костюм достался главному герою в исполнении Джона Траволты.


8. На роль директора института НУИНУ Шемаханской пробовались и Наталья Гундарева, и Алиса Фрейндлих, однако сыграла ревнивого мага Первой величины Екатерина Васильева. Персонаж Шемаханской не имеет книжного прототипа, её образ был создан авторами фильма, как синтез образов средневековых чародеек, и вместе с тем он во многом родствен образу Людмилы Прокофьевны Калугиной (Служебный роман). Фамилия, возможно, взята из пушкинской «Сказки о золотом петушке» («шамаханская царица»).


9. Заместителя директора института НУИНУ, главного антагониста фильма Аполлона Сатанеева бесподобно сыграл Валентин Гафт. Сатанеев - интриган и конъюктурщик, пытающийся обманом жениться на Алёне и «подсидеть» Шемаханскую перед комиссией в Новогоднюю ночь. Примечательно, что на протяжении всей картины Сатанеев не совершает самостоятельно ни одного магического действия и, возможно, даже ничего не смыслит в магии - он даже не смог пройти сквозь стену вслед за Иванушкой. Зато он стал сатирическим образом ловкого администратора, карьериста и «чиновника от науки», устроившегося не на своём месте и занимающегося своими личными делами в ущерб работе.


10. На съёмочной площадке отношения у Александры Яковлевой и Валентина Гафта были крайне напряженными: актера раздражал чрезмерно долгий процесса макияжа Яковлевой, иногда она путалась в тексте. Однажды она снова забыла текст и Гафт, не переставая играть Сатанеева, схватил её за шею. Артист так разозлился, что его еле уговорили продолжать съёмки. Но снимался он только отдельно от Яковлевой – потом их сводили при монтаже.


11. Семен Фарада вспоминает, что его роль задумывалась как эпизодная - гость с юга с четырьмя фразами. Но актёр сам придумал себе роль. Например, выдумал появление следов, когда его герой потерялся в лабиринтах коридора. Прямо в кадре выдал фразу: «Боже, как я похудел». Фразу, ставшую крылатой, «Ну кто так строит?!» предложил Семён Фарада после того, как однажды реально заблудился в телецентре и не мог найти съёмочную группу.


12. Михаил Светин (товарищ Брыль), Абдулов и Виторган свои песни в фильме поют сами (за исключением «Серенады» «…Ей хватит, одной интонации хватит, чтоб пламя до неба разжечь!..»). А вот за Яковлеву и Ашимову пели, соответственно, Ирина Отиева, Ольга Рождественская и Лариса Долина.


13. Георгий Вицин озвучил говорящего кота Василия. Однако в итоговом монтаже цензура вырезала почти всю роль кота, остались всего два слова: «Хам!» и «Ура!». Вицин был ужасно расстроен. Между прочим, на роль говорящего котика пробовались 18 животных. Им давали сметану и следили за мимикой. Чем выразительнее кот фыркал и облизывался, тем больше шансов у него было получить роль.

Культура

Магия еще с незапамятных времен привлекала человечество. Человеческое существо всегда тянется к чему-то сложному, неопознанному и необъяснимому. В наши дни много говорится не только о паранормальных явлениях, но и о людях с паранормальными способностями. Магов и гадалок полно в каждом городе, однако большинство из них не является теми, за кого себя выдают.

Любой может назваться магом, однако в реальности таких людей можно перечесть по пальцам. Слава о них сохранилась в истории. Все эти люди внесли свой важный вклад в мировую магию и оставили неизгладимый след в памяти многих. Узнайте о самых известных магах и волшебниках, существовавших и существующих в реальности.


1) Члены ордена Золотой Зари

Магический орден, получивший официальное название Герметический Орден Золотой Зари , включал в себя группу людей, занимающихся оккультизмом в конце 19-го – начале 20-го веков в Великобритании.


Хотя этот орден когда-то прошел через раскол, его членам все-таки удалось урегулировать разногласия, и он дожил до наших дней.

2) Сэмюэль Лидделл (1854-1918)

Лидделл был одним из наиболее влиятельных членов магического ордена Золотой Зари. Он питал страсть к магии, оккультизму и мифологии. Для своего времени вел своеобразный образ жизни, например, не курил и не ел мяса. Поговаривали, что он якобы играл в шахматы с языческими богами.


Один из членов ордена рассказывал, что Лидделл делал свой ход, а затем закрывал глаза в ожидании сигнала об ответном ходе. Кто именно выигрывал, никто не знал.

3) Алистер Кроули (1875-1947)

Кроули считается одним из самых известных магов и оккультистов, он был астрологом и сатанистом, занимался каббалой и основал религиозное течение Телема. В основе теории его течения лежит власть Воли. Одной из самых знаменитых его цитат является следующая: "Твори свою Волю, таков да будет весь Закон" .


Алистер Кроули вел противоречивый образ жизни для своего времени, экспериментировал с различными наркотическими веществами, открыто говорил о сексе. Кроули также являлся членом ордена Золотой Зари.

4) Пенн и Теллер

Пенн и Теллер – знаменитый дуэт иллюзионистов, которые выступают с магическими трюками в Лас-Вегасе, а иногда показываются на телевидении.


В арсенале Пена и Теллера не так уж много трюков, однако они немало прославились благодаря своим выступлениям и собирают на своих шоу огромное количество зрителей.

5) Зигфрид и Рой

Зигфрид и Рой - дуэт артистов, которые так же, как Пенн и Теллер, в основном работали в Лас-Вегасе.


Шоу Зигфрида и Роя включали трюки с дрессированными животными, они заставляли огромных хищников исчезать прямо на сцене, а затем снова появляться на удивление публике. Из-за ранения Роя в 2003 года дуэт перестал выступать.

6) Марк Уилсон (род. 1929)

Марк Уилсон, известный в Америке маг и ведущий популярных программ, начал показывать свои магические шоу также в Лас-Вегасе, а затем и на телевидении еще в 1950-х годах. Уилсон работал на заре эры телевидения, в дальнейшем ему многие подражали.


7) Ланс Бартон (род. 1960)

Ланс Бартон - еще один известный американский иллюзионист, который прославился благодаря своим уникальным способностям развлекать публику. Бартон влюбился в магию еще в раннем детстве, а в 20 лет уже удостоился награды Международного братства магов .


Его шоу смотрели президенты и короли, ведущие известных программ приглашали его в свои проекты в качестве гостя. В Лас-Вегасе в 1990-х годах специально для его выступлений был построен Театр Ланса Бартона на 1200 мест.

8) Жан Эжен Робер-Уден (1805-1871)

Робер-Уден был назван отцом современной магии и иллюзионизма. Бывший часовщик, Уден следовал традициям других магов и выступал со своими собственными трюками в театрах и на частных приемах. Именно Уден впервые показал трюк с ловлей пули.


9) Дэвид Копперфильд (род 1956)

Дэвид Копперфильд, настоящее имя которого Дэвид Сет Коткин, пожалуй, является самым известным фокусником и гипнотизером конца 20-го - начала 21-го веков, шоу которого поражают своим размахом и необыкновенными трюками. Он начал практиковать магию еще в возрасте 12 лет.


Кроме того, что Копперфильд умеет демонстрировать потрясающие трюки, он еще и прекрасный рассказчик, который завораживает публику своими интересными историями, при этом поражая силой магии. Среди самых известных трюков мастера – похищение статуи Свободы и полет над Великим Каньоном.

10) Гарри Гудини (1874-1926)

Гудини, пожалуй, является самым известным фокусником. Для многих магия и имя Гудини являются практически синонимами. Его карьера началась в 9-летнем возрасте, когда мальчиком он начал демонстрировать необычные трюки, поражая воображение публики. Позже он стал настоящим мастером в своем деле.


Магией Гудини было то, что он мог выбираться из самых безвыходных положений и ситуаций, будучи привязанным, закованным в цепи и так далее. Он являлся автором нескольких книг, посвященных своему мастерству, а также часто разоблачал шарлатанов-магов.

В преддверии Нового года мы любим смотреть хорошо знакомые советские новогодние комедии, которые даже через десятки лет не теряют своего «киношарма». Каждому человеку, даже самому взрослому и не верящему в чудеса, в Новый год просто необходимо чудо, пусть и на экране: в «Чародеях» чудеса не просто случаются, их там творят.

Представляю Вам любопытные факты из истории создания этого прекрасного фильма, которая не менее интересна, чем сама кинокартина

Мюзикл «Чародеи» вышел на экраны страны в конце декабря 1982 года. И хотя после премьеры критики не прочили фильму ничего хорошего - например, в газете «Труд» 1983 года писали, что «чувства большого удовлетворения, глубокого следа в памяти премьера не оставила» - эта картина прочно вошла в наш новогодний “телевизионный набор”.

Написанный по мотивам книги братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» сценарий фильма нам повествует о том, что настоящая любовь может творить чудеса. В институте «НУИНУ» (научный универсальный институт необыкновенных услуг) кипит бурная работа по изготовлению волшебной палочки. Презентация изобретения намечена на 31 декабря, в Новогодний вечер. Но тут в дело вступают противники директора института, преследующие свои цели…

Кстати, внутренние помещения НУИНУ снимали в здании телецентра Останкино.

Режиссер фильма Константин Бромберг однажды заблудился в нем и забрел в часть здания, где обнаружил восьмипролетную мраморную лестницу с мозаикой и смальтой, о которой, как потом выяснил, все забыли.

Банкетный зал, где происходила финальная сцена фильма, — суздальский гостинично-туристический комплекс «Турцентр».

Дом, где жила Алена, снимали в городе Пущино. В фильме есть эпизод — когда Алёна летает на метле, она облетела здание «НУИНУ», и его показали снаружи. Хотя выглядит это здание как гостиница «Союз» с двухскатной крышей, однако в реальности гостиница «Союз» двухскатной крыши не имеет. Были выполнены комбинированные съёмки: взяли здание гостиницы «Союз» и наверх «затащили» здание ГТК «Турцентр». Надо сказать, гибрид получился весьма удачным

Эффектную сцену проезда тройки лошадей по зимнему лесу решили снять в московском Ботаническом саду, что удачно дополнило легендарный музыкальный эпизод «Три белых коня»

В первые дни картину снимали без главного героя. Во всех сценах, где мчится лихая тройка, персонаж Александра Абдулова играет на трубе, а сестрёнка Вани задорно поёт «Три белых коня», Абдулова заменяет дублёр. Крупные планы Ивана были сняты значительно позже. Проблема была в том, что Абдулова отказывалось утверждать телевизионное начальство, которое ранее также отвергло Михаила Боярского. В конце концов Абдулова удалось согласовать, но выяснилось, что помимо работы в театре он снимается в четырёх картинах одновременно. «Чародеи» были пятым фильмом, так что Абдулов поставил всех перед фактом: «Могу сниматься только ночью»

Сотрудницу института НУИНУ, заведующую лабораторией абсолютных неожиданностей, опытную и соблазнительную чародейку Аленушку сыграла Александра Яковлева. В начале фильма она показана как добрая и отзывчивая девушка, которая позже из-за ревности Шемаханской и интриг Сатанеева была превращена в бессердечную и расчётливую карьеристку. Её книжным прототипом, возможно, является ведьмочка Стелла (Понедельник начинается в субботу). Не смотря на слова режиссер Бромберга в самом начале съёмок: «Ведьму-то она сыграет, а вот Алёнушку вряд ли» (у актрисы был весьма своеобразный характер), Аленушка в исполнении Яковлевой неотразима и убедительна. И с Абдуловым актриса прекрасно поладила, так что играть симпатию друг к другу им было несложно

Сестру главного героя, Вани, Нину Пухову сыграла Аня Гайдаш. «Мои родители к кино никакого отношения не имели, – рассказывала Анна. – Я, как обычно, пришла с подружками в художественную школу во Дворец пионеров, к нам подошла женщина, спросила, хотим ли мы сниматься в кино. Кинопробы мне не удавались. Не хотела говорить текст про то, что я вредная девчонка и плохо учусь, потому что всегда была прилежной ученицей. Но сниматься в кино очень хотелось, и я взяла себя в руки».

Идея белого костюма, в котором щеголял Александр Абдулов (шедевральное «Главное, чтобы костюмчик сидел»), заимствована из фильма «Лихорадка субботнего вечера» (1977). В этом фильме такой же костюм достался главному герою в исполнении Джона Траволты

Персонаж Шемаханской не имеет книжного прототипа, её образ был создан авторами фильма, как синтез образов средневековых чародеек, и вместе с тем он во многом родствен образу Людмилы Прокофьевны Калугиной (Служебный роман). Фамилия, возможно, взята из пушкинской «Сказки о золотом петушке» («шамаханская царица»)

Заместителя директора института НУИНУ, главного антагониста фильма Аполлона Сатанеева бесподобно сыграл Валентин Гафт. Сатанеев - интриган и конъюктурщик, пытающийся обманом жениться на Алёне и «подсидеть» Шемаханскую перед комиссией в Новогоднюю ночь. Примечательно, что на протяжении всей картины Сатанеев не совершает самостоятельно ни одного магического действия и, возможно, даже ничего не смыслит в магии - он даже не смог пройти сквозь стену вслед за Иванушкой. Зато он стал сатирическим образом ловкого администратора, карьериста и «чиновника от науки», устроившегося не на своём месте и занимающегося своими личными делами в ущерб работе

На съёмочной площадке отношения у Александры Яковлевой и Валентина Гафта были крайне напряженными: актера раздражал чрезмерно долгий процесса макияжа Яковлевой, иногда она путалась в тексте. Однажды она снова забыла текст и Гафт, не переставая играть Сатанеева, схватил её за шею. Артист так разозлился, что его еле уговорили продолжать съёмки. Но снимался он только отдельно от Яковлевой – потом их сводили при монтаже

Семен Фарада вспоминает, что его роль задумывалась как эпизодная - гость с юга с четырьмя фразами. Но актёр сам придумал себе роль. Например, выдумал появление следов, когда его герой потерялся в лабиринтах коридора. Прямо в кадре выдал фразу: «Боже, как я похудел». Фразу, ставшую крылатой, «Ну кто так строит?!» предложил Семён Фарада после того, как однажды реально заблудился в телецентре и не мог найти съёмочную группу

Михаил Светин (товарищ Брыль), Абдулов и Виторган свои песни в фильме поют сами (за исключением «Серенады» «…Ей хватит, одной интонации хватит, чтоб пламя до неба разжечь!..»). А вот за Яковлеву и Ашимову пели, соответственно, Ирина Отиева, Ольга Рождественская и Лариса Долина

Директора института доктора волшебных наук Шемаханскую хотели сыграть такие «маги» искусства, как Наталья Гундарева, Алиса Фрейндлих, Маргарита Терехова. Гундарева пробовалась в паре с Золотухиным, претендующим на роль помощника Шемаханской, но дуэта у них не сложилось. Фрейндлих была невероятно занята, и это могло сорвать съемки. «Интересная колдунья вышла бы из Тереховой, я вел с ней переговоры, - говорит режиссер. - Но, как только появилась Катя Васильева, я понял: лучше Шемаханской не сыщешь!»

«Для Шемаханской - Васильевой искали зама по науке, этакого вальяжного чародея, супермага Киврина, всесильного и одновременно беззащитного, - вспоминает режиссер Константин Бромберг. - Пробовали Николая Гринько, Олега Басилашвили, Александра Попова, но они «уступили» место зама Валерию Золотухину, немного неуклюжему, очкастому, забавному. Он словно обратил глаза зрачками внутрь и это состояние смог протянуть через всю роль!»

Стать чародейкой в сфере услуг Аленой Саниной режиссер предлагал талантливым актрисам Алферовой, Муравьевой, Прокловой, Цыплаковой, Удовиченко, Вавиловой (Александре из «Москвы слезам не верит»), Белохвостиковой, Кореневой. «Коренева только вернулась в Союз, я очень хотел с ней поработать, но на пробах убедился, что она замечательная актриса, правда, к сожалению, не для нас, - вспоминает Бромберг. - Белохвостикова показалось слишком аристократичной. Муравьева с ее потрясающим темпераментом интересно сыграла бы, но возрастные параметры помешали - оказалась старше героини. Красавица Алферова заставила всех осветителей остолбенеть, оператору приходилось по нескольку раз требовать их поправить свет. Ирина очень лиричная, нежная актриса, но ведьма из нее получалась весьма условная (а по сцена- рию Алена на три четверти ведьма)! Этакого «ведьманизма», демонизма не увидели и в пробах Цыплаковой и Прокловой. Ведьму смогла изобразить только Александра Яковлева. Утвердив ее, стали подыскивать ей «суженого Иванушку».

Сценаристу Стругацкому Иван мерещился в актере Филозове, но его кандидатура быстро отпала. Олег Янковский не прошел на роль по возрасту. Игорь Старыгин, по словам режиссера, не смотрелся в паре с Яковлевой. Претенденты Еременко, Калныньш тоже не попали в фильм. Проханов в образе Ивана проработал с Яковлевой съемочный день и был обижен, когда худсовет категорически отверг и его. «Руку и сердце» предлагал Алене Игорь Костолевский. По мнению режиссера, он смотрелся в паре с Прокловой. Пробовался и с женой Еленой Романовой из Театра сатиры. Но когда «Чародеи», планируемые как кинофильм, руководство приказало делать телевизионным (поскольку в те годы творчество Стругацких было под надзором) и обязательно новогодним, то и Костолевского забраковали. «Костолевский - герой-любовник, но не экшн, - признается Бромберг. - В нем скорее некая вальяжность, барственность, потому предпочтение отдали динамичному Абдулову, очень понравившемуся Александре Яковлевой; с ним у нее сразу иное действо шло

Первым на роль Сатанеева режиссеру приглянулся Евгений Евстигнеев, но он не смог играть из-за болезни. Претендент Гафт пришел к режиссеру с готовой ролью. Он говорил, что вся любовь Сатанеева бюрократична, то есть он должен ухаживать за Аленой, думая о собственной карьере, и потрясающе изобразил этого персонажа! Правда, на съемках между Гафтом и Яковлевой возникали трения, но это даже помогало. По сценарию героиня заколдована и ведет женскую игру с раздражающим ее Сатанеевым. Внутренняя робость актрисы в работе с легендарным актером помогала передать конфликт в отношениях их героев

Помните в фильме смешную парочку Виторгана и Светина в образе Коврова и Брыля? Роль Виторгана в фильме могли исполнить Бурков (но его игра нарушала стилистику картины), Ширвиндт (слишком вальяжный), Андрей Миронов (Ковров по сценарию - человек-трудоголик, у которого не остается личного времени. Кто бы поверил, что у Андрея Миронова нет личной жизни?). Также на роль претендовали Стеблов, Жариков, Ледогоров, Кузнецов, Мартынов, Смехов. - А почему не подошел Вениамин Смехов? - интересовались у режиссера. - У Смехова есть ирония, черты Коврова. Но я даже не могу представить, какой бы получился фильм со Смеховым. Спустя столько лет это уже как бы зацементировалось, что Ковров - Виторган. Действительно есть в нем что-то волшебное, немножко нереальное

К нему в партнеры (на роль Брыля) обсуждались кандидатуры Никулина, Лебедева, Мишулина, Штиля, Харитонова, Боярского, Потапова, Анофриева (потому что пел хорошо), Трофимова, Носика. Боярский приезжал на пробы, но признался, что это сильнохарактерная роль не для его амплуа, намекал, что взял бы другуюѕ Штиль - актер интересной фактуры, но на пробах был как бы на равных с Виторганом и не очень взволновал съемочную группу. Приглашать гайдаевского персонажа Никулина ездил я лично. К предложению он отнесся хорошо. Сказал: «Ну что ж, давай попробуем, но я не могу выпадать из моей команды Вицина, Моргунова. Может, найдутся у тебя роли для них?» Но тогда я бы шел по «тропе Гайдая»! А с утверждением Светина получилось так. Светин с Виторганом текст перед пробами повторяли. И вот мы увидели, как они стоят и общаются, как Виторган навис над Светиным, а тот, размахивая руками, поднимает голову, чтобы поймать его взгляд, это было настолько ярко, смешноѕ Безусловно, они - классическая пара! Они и создали практически всю атмосферу этого волшебного института

Георгий Вицин озвучил говорящего кота Василия. Однако в итоговом монтаже цензура вырезала почти всю роль кота, остались всего два слова: «Хам!» и «Ура!». Вицин был ужасно расстроен. Между прочим, на роль говорящего котика пробовались 18 животных. Им давали сметану и следили за мимикой. Чем выразительнее кот фыркал и облизывался, тем больше шансов у него было получить роль

В далекое время сказочных королей и злобных колдуний в одном чудесном северном городе подрастал и учился талантливый волшебник Елизар. Его отец, маг и чародей, Доброслав, погиб несколько лет тому назад, в битве с ужасным и могущественным колдуном Фароном.

В наследство мальчику достались небольшая хижина с алхимической лабораторией, пара сотен заклинаний, и Великая Книга будущего, недописанная отцом. Обрывалась она ровно на том месте, где говорилось, что «отправится молодой волшебник Елизар на поиски прекраснейшей из прекрасных…»

И решил молодой волшебник, что он сделает все, чтобы дописать Великую Книгу Будущего, обязательно с хорошим концом. Каждый день он вставал на рассвете, чтобы практиковаться в магии и находить новые составляющие эликсиров. Он спускался к гномам за золотой эссенцией, ходил на цветочные равнины за крылышками ночных фей, забирался в ущелья, чтобы собрать живительные слезы эльфов, поднимался к облакам, чтобы поймать немного попутного ветра. Все это он бережно раскладывал по коробочкам и склянкам, чтобы однажды отправится на поиски прекраснейшей девушки на земле. И однажды, когда все уже было готово к походу, туман в долине жизни поведал ему о далекой принцессе, заточенной в высокой башне.

«За горами и за оврагами, за морями и за реками, простирается большое и красивое сказочное Королевство. Попасть в это королевство практически невозможно – с одной стороны его защищает страшный дремучий лес, с другой стороны - утесы драконов, с третьей стороны - глубокое синее море. И никто не знает, что же за белокаменными королевскими стенами находится – пусто ли там, или живет еще кто-то, только слухи иногда доносятся о прекрасной принцессе, красивее которой нет никого в мире. Да облака, пролетающие над дворцом, делятся с ветром да туманами о девушке, страдающей в высокой башне. Много прекрасных принцев погибло, не одолев драконов, много отважных моряков не смогло переплыть глубокое синее море, много отважных рыцарей осталось навечно в темном лесу, никому не удалось спасти красавицу».

Почувствовал Елизар, что надо ему спасти принцессу! И лучше погибнуть в бою с драконом, чем сидеть и слушать трели фей-однодневок. Собрал он все самое необходимое – книгу с заклинаниями, эликсиры волшебные и магические артефакты, и отправился в путь неблизкий.

Часть 2. Путь-дорога и первые трудности

Долго добирался Елизар, а без волшебства бы совсем пропал. Эликсир гравитации помогал и в лесу не заблудится, и через реки сухим переправится. Неиссякаемая сума давала воду и хлеб, чтобы не погибнуть от голода. Светящийся шар согревал волшебника в холод и освещал его путь по ночам. Он делил свой хлеб с бродячими псами, а они за это отгоняли от него диких животных, помогал крестьянам - они благодарили его кровом и горячим ужином, Рассказывал на ярмарках о своих странствиях и за это получал пару новых башмаков.

И не сможет никто сказать, сколько дней шел Елизар, когда на его пути встало первое серьезное препятствие – дремучий темный лес. Без страха Елизар зашел под кроны первых деревьев – ветки смыкались впереди и сзади него, хватая за одежду и царапая руки, но он продолжал продираться. Вой голодных животных становился все ближе, и Елизар шел из последних сил. Вдруг откуда-то из темноты появилась красивая ночная фея.

Помоги мне, попросил волшебник, мое колдовство здесь не действует, у меня нет сил продолжать путь, а если я засну – меня разорвут голодные дикие звери.

Я помогу тебе в обмен на услугу: я перенесу тебя так далеко, как смогу, но мои крылья от такой тяжести придут в негодность. Ты дашь мне новые крылья, чтобы я смогла вернуться домой.

Все, что хочешь! - ответил волшебник.

Но с одной стороны леса начинаются драконьи скалы, а с другой стороны – глубокое синее море – ты утонешь там! А дальше у меня не хватит сил нести тебя.

Лучше попасть в лапы драконам, чем сидеть здесь и ждать своей гибели или утонуть в морской пучине.

Ночная фея прощебетала что-то ночному небу и кроны деревьев расступились перед ней. Она взяла за руку Елизара и они взмыли в небо. Верхушки деревьев и злые порывы ветра рвали в клочья ее крылья, но она донесла волшебника до скал, как и обещала. Елизар достал из кармана коробочку с новыми крыльями и отдал их спасительнице.

Удачи тебе, - пожелала она, - хотя удача вряд ли поможет в битве с драконами!

Она взмыла в воздух - новые крылья ослепительно сверкали в оживающем солнце, а волшебник настороженно оглядывался по сторонам.


Часть 3. Елизар выбирается из Драконьей норы

Не успел Елизар и рта раскрыть, как оказался в лапах огромного медно-зеленого дракона. «Стражник,- подумал Елизар,- иначе я был бы уже сожжен заживо». Он попробовал мысленно произнести заклинание щекотки, но дракон лишь лениво почесался. В маленькой огнедышащей голове шел мыслительный процесс: «Если убить мальчишку сейчас, то все утро и весь день придется рассказывать, откуда он взялся. Лучше сдать его следующей смене и пусть они решают, что с ним делать».

Дракон перекинул Елизара в другую лапу и поднялся в воздух. Не успел волшебник додумать, куда они могут лететь, очутился в широком и глубоком колодце. На полу валялась опаленная одежда и детали рыцарских доспехов. От бессилия Елизар топнул ногой - громкое эхо отразило и усилило звук!

В углу раздался глухой скрежет. Сначала Елизар увидел маленькую лохматую голову, потом крепкое сбитое тело и наконец весь гном вылез наружу.

Еще один попался, - проворчал гном, - но этот хотя бы живой! Если пролезешь в наш люк – помогу тебе выбраться. Не бесплатно, конечно!

Молодой волшебник без лишних слов подскочил к маленькой дверце в каменном полу и спрыгнул вниз. Пролетев несколько метров, он больно ударился о каменную насыпь.

Тут веревочная лестница, - проворчал гном, осторожно спускаясь по ней.

Елизар наколдовал огонь, и тоннель залило ярким светом.

А зачем вам подземный ход до их колодца?

Драконы не оставляют никого в живых, в эту каменную яму они сбрасывают доспехи и оружие. Мы забираем драгоценные камни с мечей, ножен и кинжалов. Ты первый, кто оказался там живым.

Они вошли в широкий зал с низким потолком и столом посередине. По бокам были вырубленные каменные лавки.

Ну вот мы и пришли. Это наша комната отдыха. Небогато, конечно, но что есть. На столе вода и хлеб с сыром.

Несколько рабочих гномов отдыхали за столом. Елизар подошел и поздоровался. Пожилой гном рассказывал о том королевстве, что за драконьими скалами. Много лет назад в счастливом и богатом королевстве родилась принцесса Лаура. Ее любили все – король и королева, придворные, народ. Но в один день все переменилось, с улиц исчезли голоса, гномы, перестали слышать движения повозок и топот ног. Только из высокой башни иногда раздается прекрасный голос девушки. А больше они ничего не знали.

Помогите мне добраться до башни, и я отдам вам всю золотую эссенцию, что у меня есть.

У нас есть тоннель под городом, недалеко от башни. Достаточно проделать лаз еще один лаз и ты будешь на месте.

Часть 4. Спасение принцессы Лауры

Следующие несколько дней гномы и Елизар копали тоннель под башней и пробивали каменный пол. Наконец, лаз стал настолько широк, что Елизар смог пролезть в него. Используя заклинание ускорения, он мгновенно взобрался на самый верх.

К комнате сидела прекраснейшая из прекраснейших девушек. Она смотрела в единственное узкое окно и радовалась солнечным лучам, проникающим в него. Посторонние звуки заставили ее обернуться.

Я принцесса Лаура! А кто ты?

Потомственный Волшебник Елизар,- представился юноша и от волнения наколдовал розу с голубыми лепестками вместо белых. – И я хочу, чтобы ты стала моей женой!

Сквозь крохотное окошко послышался дикий грохот. Волшебник и принцесса подбежали к окну.

Чары рушатся! Ты освободил меня! - воскликнула Лаура.

Улицы оживали, где-то на востоке полыхали драконьи скалы и расступался дремучий лес.. Принцесса сидела в кресле и рассказывала Елизару свою историю.

Однажды, в королевский дворец постучалась злая и могущественная колдунья Браминда со своим сыном. Королю и королеве она сказала, что если единственная дочь короля и королевы Лаура не будет обручена с ее сыном, то она наложит страшное проклятье на Дворец, всех жителей и принцессу. Стража выставила ее из дворца, но в королевстве стали происходить странные вещи. Люди покидали свой кров, животные погибали, дороги и здания рушились. Вокруг королевства появился заколдованный лес, скалы с драконами и безбрежное море. Ни один человек не мог преодолеть их. И тогда королева нашла могущественную колдунью, упала ей в ноги и попросила снять заклятье.

Заклятье спадет, когда Лауре согласится стать чьей-либо женой! А так как кроме моего сына в королевстве больше никого нет, и добраться теперь сюда никто не сможет – у нее только один выход!

Она не пойдет за твоего сына, но где она возьмет другого жениха?

Да хоть из-под земли достанет! - расхохоталась злая ведьма!

С тех пор законы времени перестали действовать на Королевство, жизнь замерла, а принцесса Лаура закрылась в каменной башне, чтобы не видеть колдунью и ее сына!

Я понял! - закричал Елизар.- Твой жених обязательно должен был появиться из-под земли, и гномы помогли мне это сделать!

Чары злой ведьмы были разрушены, а сама она пропала и никто ее больше никогда не видел. Через неделю в расцветающем вновь королевстве состоялась пышная свадьба волшебника Елизара и принцессы Лауры. Вернувшиеся в свои дома люди выходили на улицы и приветствовали молодоженов. С тех пор в Королевстве все жили дружно и счастливо: и люди, и гномы, и волшебники!