Инструмент для резьбы по дереву. Рельефная резьба: от базовых навыков к уверенной технике

Резьба по дереву – захватывающее занятие, не требующее особенных навыков и много опыта. Постигнуть азы художественной или прикладной резьбы под силу каждому желающему.

Начать обучение нужно с подготовки необходимых инструментов. Начинающему резчику вполне хватит ножа, со скошенным лезвием, деревянной заготовки, канцелярских инструментов (линейка, карандаш) и бумаги для эскизов. Эскиз – рисунок для резьбы будущего изделия.

Основные приемы работы просты и понятны: это подрезывание и накалывание. Новичкам лучше начинать с геометрической резьбы, которая считается самой простой в исполнении. Основа геометрической резьбы это ромбики, квадраты, пирамиды.

Для начала лучше выбирать не сложные изделия, отлично подойдут резные разделочные доски.

Какое дерево выбрать

Древесина должна быть без сучков, однородная, не должна ломаться и скалываться. Лучшее дерево для резьбы это лиственные породы, такие как липа, ольха, ясень. После высыхания изделия из дерева этих пород становится прочными и не коробится. Так же хорошо подходит сосна. Сосна – легкая, но прочная порода, имеет мягкую древесину. Сосна подходит для выпиливания практически любых изделий, особенно хороша для крупной резьбы (наличники). Работа с сосной может быть излишне сложна для начинающих в силу своей твердости.

Мягкие породы дерева лучше предварительно пропитать противогнилостным средством, так же их следует окрашивать масляными красками.

Если Вы сами заготавливаете материалы, то проследите, что бы дерево сушилось в тени или под навесом. Лучшим временем для заготовки материала специалисты считают осень и зиму, из-за того, что в это время замедляется сокодвижение.

Имитация резьбы

Это специальная техника создания эффекта резной поверхности без резьбы. Имитация резьбы хорошо подходит для такой мебели как шкаф, комод, полки. Не требует много времени, усилий и материалов.

Трафарет из желаемого рисунка, необходимо прикрепить скотчем к поверхности мебели и нанести штукатурку. После высыхания штукатурки ее необходимо зачистить наждачной бумагой, а затем с помощи краски придать цвет дерева, чуть светлее цвета мебели.

Неровность поверхности лучше имитирует ручную резьбу, поэтому не желательно зачищать поверхность до идеальной гладкости.

Основы резьбы по дереву

Для того что бы на материале не образовались задиры и сколы, срез обязательно нужно выполнять по наклонной линии, относительно слоя древесины, и в направлении идущих волокон.

Техника выполнения резьбы

Сначала наносим узор на заготовку, используя шаблон. Затем выпиливают орнамент, по контору рисунка. Теперь можно переходить к резьбе используя различные стамески и ножи. Последний этап это отделочные работы, изделие необходимо зачистить наждачной бумагой и по желанию покрыть лаком, морилкой, краской.

Обучиться можно самому используя видеоуроки в сети

В сети есть множество обучающих видеоуроков для начинающих резчиков по дереву. Так же Вы можете записаться на уроки резьбы по дереву в своем городе. Опытные мастера познакомят Вас с различными техниками резьбы, помогут выбрать материал и необходимые инструменты.

Резьба по дереву интересное и полезное времяпровождение, с помощью которого Вы сможете создавать своими руками эксклюзивные подарки близким или украсить дом по своему желанию.

Резьба по дереву – это широкое понятие, охватывающее любой вид работы, связанный с превращением куска дерева в эстетический объект при помощи специального инструмента. Резьба по дереву практически всегда относится к эстетике, и редко несет какое-либо функциональное значение, хотя, в некоторых случаях, она может быть и функциональной, как, например, в случаях изготовления мебели ручной работы, специальных приспособлений или облицовочных панелей. Резьба по дереву имеет историю длиною в тысячи лет, и следы этого искусства можно найти практически в любом уголке нашей планеты.

По сравнению с другими типами искусства, такими, например, как каменные скульптуры, древние примеры резьбы по дереву представлены не так широко, т.к. с течением времени древесина гораздо быстрее портится и разрушается. Некоторые интересные экземпляры появились в древнем Египте. Это, например, красивые декоративные деревянные панели с вырезанными на них рисунками и надписями, или знаменитые саркофаги мумий, обнаруженные в различных гробницах. Особенно интересный экземпляр столярного мастерства, возрастом около 6 000 лет, был найден в Египте. Это саркофаг, который был сделан из древесины платана и украшен бронзой, эбеновым деревом, горным хрусталем и кварцем.

Христианство способствовало новому витку в развитии резьбы по дереву, и образцы этого времени хорошо сохранились и до наших дней, а их основная масса приходится на период 500 – 1500 лет до н.э. Примеры резьбы этой эпохи часто иллюстрируют Христа и образы других святых. В те времена для церквей изготавливались деревянные декоративные панели с красивой резьбой, рассказывающей о жизни и смерти Христа. Примерно в это же время, в Японии буддизм переживал свой подъем и дал развитие резьбе по дереву. Были выработаны особые стили резки, что привело к созданию множества разнообразных деревянных скульптур Будды.

Одной из наиболее простых форм резьбы по дереву является обстругивание, заключающееся в удалении лишних частей деревянного предмета простым ножом. Чаще всего, для обстругивания используются мягкие породы дерева, т.к. обычный нож может не справиться с резкой древесины твердых пород. Как правило, обстругивание – это вид хобби, увлечения, но оно может принимать и более серьезные формы и производить красивые объекты искусства. Некоторые мастера обстругивания производят очень красивые предметы из дерева. Особенно хорошо получаются трости и различные деревянные игрушки и безделушки. Основным отличием обстругивания от других форм резьбы по дереву является то, что в нем используется обычный нож, а не стамеска или какой-либо другой профессиональный инструмент.

В резьбе по дереву может использоваться множество различных инструментов, и мастера с большим трепетом относятся к своим долото и стамескам. Каждый тип инструмента имеет свой размер и форму, позволяя деревообработчику выполнять свою работу с высокой точностью. Киянка используется для увеличения силы воздействия режущего инструмента на твердые породы дерева, а для жесткой фиксации обрабатываемой заготовки, на верстаке устанавливаются специальные тиски . Основной набор инструментов включает в себя: стамеску, представляющую из себя мощное лезвие с прямой кромкой, и используемую для нанесения разметки и выравнивания плоских участков на деревянной заготовке; полукруглое долото, имеющее форму изогнутого лезвия, и применяемое для выполнения закруглений и вырезки углублений; трехгранное долото, являющееся по сути стамеской для более глубокой резки; V-образное лезвие для нанесения контуров; и нож для резки по дереву, применяемый в мелких работах разного характера.

Резьба по дереву для начинающих – интересное и увлекательное занятие, не представляющее особой сложности. Не обязательно обладать художественными навыками для создания орнаментов и узоров. Сейчас на помощь новичку приходят готовые эскизы и видео-уроки.


Большинство даже состоявшихся мастеров вдохновляются работами других людей, поэтому обязательно внимательно просматривайте трафареты, схемы и рисунки других любителей.

Разновидности техник

Скульптурная резьба — самая сложная, требующая определенных навыков. Есть очень много книг по данной технике.

Прорезную резьбу отличает полностью обработанный фон и красивый орнамент. Она выполняется лобзиком, ножом, а финишная обработка может производиться бензопилой.

Обучиться технике поможет геометрическая резьба.

Для того чтобы выполнить художественную резьбу, легче скопировать готовый эскиз, нежели чем создать свой собственный.

Но большинство готовых узоров отличаются определенной замысловатостью, поэтому начинающий мастер может попробовать себя в создании собственного простого эскиза.

Создание эскиза

При проектировании эскиза необходимо выполнить следующую последовательность шагов:

  1. Выбирается заготовка для работы;
  2. На эскизе обозначаются основные элементы и места, где резьба будет наноситься;

  1. При помощи чертежных принадлежностей картинка перерисовывается на миллиметровку или кальку с масштабной разметкой;
  2. Если какие-либо элементы повторяются, то достаточно создание единичного трафарета.

При навыках работы в простейших графических редакторах (например, Paint) можно создать эскиз там, а затем просто распечатать на бумаге в необходимом масштабе.

Трафареты обычно используются многократно, поэтому желательно сделать их из относительно плотного материала (картона, фанеры).

Вот некоторые подробности переноса рисунка с шаблона на дерево:

  1. Образец фрезером закрепляется прямо на основе, резка производится прямо по его контуру;
  2. Контуры трафареты переносятся на дерево простым карандашом;
  3. Перенести эскиз с бумаги на доску можно, положив под нее кальку. После прорисовывания контура эскиза на дереве останется след от копировательной бумаге;

  1. Самые простые узоры можно перенести с помощью выкалывания (иглой, ножом или шилом).

Этапы работы

Когда эскиз перенесен на основу, начинается самый интересный процесс – непосредственной обработки дерева.

Если вы работаете в технике сквозной резьбы, первым делом необходимо нанести стартовые отверстия в каждом элементе. Выполняется это, как правило, при помощи электрической дрели. После в отверстия вставляется пила, и часть дерева выпиливается. Далее края выравниваются и начинается художественное оформление.

Плоскорельефная и объемная резьба выполняются немного иначе.

В начале ножом проделываются контуры будущих узоров. Далее резаком выполняется прорезка самой глубокой центральной части. От нее формируются все остальные углубления.

Мелкие детали выполняются при помощи стамески.

Иногда могут потребоваться дополнительные инструменты (например, киянка, для более твердых пород древесины).

Глубокий рельеф проделывается стамеской с изогнутым лезвием. По завершении работы все края обрабатываются с целью устранения шероховатостей и сколов.


Умение создавать красивые предметы из дерева стоит того, чтобы овладеть этим искусством. Резьба по дереву для начинающих является первой ступенькой на пути к этой цели. Здесь мы попробуем рассказать о том, с каких азов, как правило, начинает каждый резчик.

Материал для резьбы по дереву

Профессиональные резчики по дереву заготавливают материал сами. Кроме того, они могут работать с любыми породами древесины, которые сильно различаются по своим свойствам и поэтому требуют разных приёмов и навыков. Резьба по дереву своими руками для начинающих также потребует от вас выработки навыков. Для этого следует начинать с простейших приёмов резьбы по мягкой древесине. Это липа, кедр, ольха, осина, можжевельник. Когда вы научитесь твёрдо держать инструменты в руках, можно включать в свой «репертуар» берёзу, сосну, клён, фруктовые породы.

Другими словами, ответом на вопрос, с чего начать резьбу по дереву , является совет: поспешайте медленно. Новичкам рекомендуем геометрическую и плоскорельефную резьбу для изготовления таких предметов, как:

  • розетки;
  • разделочные доски;

  1. рамки для фото;
  2. карнизы и другая простая резьба по дереву для начинающих .

Заготовки древесины для таких поделок можно приобрести в специализированн ых магазинах, в том числе через Интернет. Для того чтобы стать резчиком, желательно (но не обязательно) уметь хорошо рисовать. Того, кто не имеет такого таланта, выручат шаблоны для резьбы по дереву для начинающих . Их можно купить вместе с заготовками.

Секреты резьбы по дереву

В любой работе есть свои профессиональные секреты. Степень овладения ими определяет уровень мастерства исполнителя. Это очень долгий и не имеющий конца процесс, поскольку нет предела совершенству. Для начинающих осваивать основы и азы резьбы по дереву будут полезны следующие советы:


Для получения гладкой поверхности заготовки нельзя использовать наждак и другие абразивы – только строгание. Техника резьбы по дереву для начинающих заключается в выработке основных навыков, которые должны быть доведены до автоматизма. Для этого нужно регулярно практиковаться в резьбе. Всем, кто желает знать, как научиться резьбе по дереву , помогут следующие правила для начинающих :

  1. каждая линия на заготовке начинается с вертикального погружения кончика ножа на глубину 1,5–2 мм;
  2. направление движения ножа – только на себя, оптимальный угол наклона лезвия – 40°;
  3. завершение линий тоже выполняется кончиком ножа;
  4. движения руки с режущим инструментом должны быть плавными;
  5. по мере обретения устойчивых навыков резьбы двигайтесь от простого к более сложному, от работы с мягкими породами древесины – к более ценным и твёрдым сортам.

Приобретая инструменты для резьбы по дереву для начинающих , лучше выбирать наборы, включающие стамески с малой, средней и широкой режущей кромкой, например такой:

К нему также понадобятся ножи-косяки и другие инструменты, потребность в которых подскажет практика работы с деревом.

Помня о том, что лучше раз увидеть, чем сто раз услышать, рекомендуем просмотреть видеоуроки резьбы по дереву для начинающих . Это позволит более точно определить, способны ли вы работать с древесиной и стоит ли тратить деньги и время на эту затею. Такие уроки дают опытные мастера. Они доходчиво поясняют каждое действие, но часто игнорируют правила техники безопасности, что следует учитывать при самостоятельной работе.

Мастер-класс резьбы по дереву

В наше время при помощи Интернета очень просто взять мастер-класс резьбы по дереву для начинающих . Во Всемирной паутине вы легко найдёте подробные репортажи о создании разнообразных изделий, в том числе целые видеокурсы для новичков. Напоминаем о необходимости движения от простых образцов к сложным. То, что с лёгкостью делает опытный мастер, от вас потребует значительных усилий. Для примера мы можем предложить две части видео с уроками резьбы по дереву для начинающих в самой простой плоскорельефной технике:

Здесь хорошо передана техника разметки заготовок, работа с ножами и стамесками, показаны приёмы фигурной выборки вырезанных узоров. Можем предложить ещё один видеоурок:

.

Художественная резьба по дереву для начинающих может дать старт серьёзному увлечению, особенно когда у человека есть большие способности к пластическому искусству. Обладая ими, вы научитесь создавать объёмные резные предметы и скульптурные композиции, если проявите настойчивость и упорство в достижении этой цели.

Мы не станем дополнительно комментировать предложенные здесь видео, но ещё раз обратим ваше внимание на необходимость соблюдения максимальной осторожности при работе с режущими инструментами по дереву. Они на порядок опаснее любых других инструментов.

Постижение искусства резьбы по дереву может не только принести удовольствие, но и стать источником дополнительного заработка. Навыки резьбы будут далеко не лишними, когда вы пожелаете оригинально оформить .

Рекомендации по уходу за резными декоративными элементами

Человек хорошо понимает цену сделанных . Изготовление резных изделий требует особых усилий, поэтому при уходе за ними соблюдайте несложные правила, которые обеспечат им долголетие. В первую очередь это касается декоративных элементов для внешней отделки – наличников окон, дверей, деталей крыльца и прочих. Своевременно обновляйте защитные покрытия из лаков и красок, снимайте тяжёлые загрязнения до того, как они впитаются в древесину. Резьба по дереву является одним из лучших способов декора и стоит того, чтобы поддерживать её в достойном виде.

Из всех видов резьбы рельефная техника является одной из наиболее выразительных. Реалистичные деревянные барельефы, с аккуратной деталировкой, эффектной игрой теней и правильно построенной композицией, способны по-настоящему завораживать. Рельефную технику можно рассматривать как переходную ступень к скульптурной резьбе, по праву считающуюся венцом резного искусства.

В этом материале мы расскажем о базовых принципах рельефной резьбы по дереву. Наши советы будут полезны не только для начинающих резчиков, но и для мастеров уже попробовавших свои силы в этой технике. На примере предложенного проекта вы познакомитесь с основными принципами чистой и аккуратной резки, научитесь правильно моделировать объем, освоите профессиональные секреты, которые помогут подчеркнуть трехмерные качества резной композиции.

В чем отличие рельефной резьбы от других техник?

От плоскорельефной, контурной, геометрической и других видов необъемной резьбы рельефную технику отличает, прежде всего, ее подчеркнутый трехмерный характер. Основная композиция здесь выступает на передний план за счет обрезанного фона, благодаря чему изображение становится более выразительным, с характерным обилием светотеней.

Если основной рисунок композиции возвышается лишь слегка, не более чем на половину от толщины всего изделия, то такую резьбу называют барельефной (а само изделие барельефом). При более высоком и выступающем рельефе резьбу именуют горельефной.

Набор инструментов для новичка

Чтобы научиться резьбе по дереву, вовсе не обязательно обзаводиться арсеналом стамесок, ножей и других резцов, как многие склонны думать. Для освоения базовых навыков рельефной техники будет достаточно нескольких уголковых стамесок (геймусов), например, 10 мм и 6 мм , прямой стамески 12 мм , радиусной (полукруглой) 10 мм , подрезного ножа и небольшого штихеля. Остальные виды стамесок для резьбы по дереву уместно приобретать по мере роста резчицкого мастерства.

Всегда следите за остротой инструмента. Если резец оставляет грубый след и скалывает древесину небольшими щепками, вместо того чтобы легко снимать аккуратные слои – это верный признак того, что стамеска нуждается в заточке. Тупой инструмент портит качество работы, требует больших усилий при резьбе и не дает возможности правильно «почувствовать» стамеску начинающему резчику.

Какое дерево выбрать для рельефной резьбы?

Правильный выбор древесины – залог успеха для мастера, осваивающего тонкости этой техники. Для нужд резчиков оптимально подходят почти все мягкие лиственные породы: осина, ольха, береза, орех и т.д. Но главной древесиной для большинства мастеров, занимающихся не только объемной, но и плоской, плосковыемчатой, геометрической и другими видами резьбы по дереву, является липа.

Липа – мягкая и легкая древесина, с равномерной плотностью, за счет чего особенно хорошо поддается обработке: легко режется, точится и строгается во всех направлениях. Липа почти не коробится и не усыхает, не выделяет дубильных веществ, поэтому считается идеальным сырьем, в том числе, для изготовления посуды. Недостатком липы является ее плохая окрашиваемость в другие цвета.

Отработка навыков рельефной резьбы на примере проекта «Лис»

Как сделать барельефную резьбу на дереве мы пошагово расскажем на примере несложного проекта «Лис». В качестве заготовки рекомендуем использовать спил липы или же обычную дощечку из любой другой мягкой лиственной породы.

Для перевода рисунка на деревянную основу используют копирку, как наиболее простое и эффективное решение. При необходимости, линии копировальной бумаги можно легко стереть, внеся нужные изменения по ходу работы. Во избежание смещения рисунка в процессе переноса зафиксируйте деревянную заготовку или подложите под нее резиновую подложку. Подумайте, где лучше расположить изображение, чтобы композиция выглядела наиболее оживленной и интересной. В нашем случае мы сместим ее от центра к низу (фото 1).

Для вырезания внешнего контура используйте уголковую стамеску #12 (ширина лезвия 10 мм /угол 60° ). Она позволит не только сделать аккуратную обводку основной фигуры, но и сразу удалит значительную часть фона (фото 2).

Техника выполнения реза уголковой стамеской:

  • Левой рукой фиксируйте плотно инструмента, а правой толкайте его вперед; правильный хват стамески позволит точно направлять резец, вести аккуратную линию реза и не давать лезвию соскальзывать с контура.
  • Намечайте резцом основной контур линий, после прорезайте их до желаемой глубины (в нашем случае 4-5 мм ). Срезая древесину понемногу, вы будете лучше контролировать процесс резьбы и уменьшите риск образования сколов.
  • Преодолевая сопротивление древесины, равномерно распределяйте давление на стамеску, достигая гладкой и однородной поверхности.
  • Работая стамеской, учитывайте направление волокон древесины, т.к. резец всегда стремится двигаться вдоль твердых годовых колец.
  • Не при каких обстоятельствах не направляйте стамеску в свою сторону: режьте от себя или держите инструмент параллельно груди.
  • Работайте резцом прямо за карандашными линиями, оставляя их видимыми.

В правильном и аккуратном удалении фона во многом и заключается суть рельефной резьбы по дереву. Освоение этого навыка – ответственная задача для начинающего резчика. Удалить много фона с минимальными усилиями помогают радиусные стамески (полукруглые или отлогие). В нашем случае мы оставим фон композиции в виде широких декоративных канавок (фото 3). При необходимости его можно сделать ровным, используя плоскую стамеску.

Сформировав фон, вернемся к уголковой стамеске и еще раз «на чистовую» пройдемся по контуру основной композиции (фото 4). После подровняем фон (фото 5).

В качестве инструмента для тонкой контурной проработки оптимальны уголковые стамески #15 (ширина лезвия 6 мм /угол 45° ) или #16 (ширина лезвия 6 мм /угол 35° ).

Очертите глаз лисы, сохранив карандашный контур (фото 6). Опуститесь вниз и займитесь проработкой пасти: аккуратно выберите фон вокруг зубов и внутри рта (фото 7). Ориентируйтесь на объемность и законы перспективы в композиции: поскольку передние зубы находятся на переднем плане, они должны быть немного завышены. Проработайте область носа.

Для проработки формы головы используйте радиусную (отлогую) стамеску шириной 10 мм . Начните с ушей: левое ухо на переднем плане сделайте более высоким (фото 8).

Скруглите форму головы (фото 9), сделав плавный переход к морде, которая должна остаться более плоской и без выраженного объема (фото 10).

Работая над конкретными областями, не забывайте периодически оценивать общую композицию: насколько правильно перетекает объемность, как проработана перспектива и пр. Здесь каждая деталь взаимосвязана друг с другом. Рельефная резьба должна восприниматься как целостная композиция, а не коллаж из набора резных элементов.

Для работы над этим элементом используйте церазик – глубокую полукруглую стамеску шириной 5 мм (фото 11). Этот узкий инструмент хорошо подойдет для проработки мелких элементов и создания рельефа листа.

По всему периметру листа сделайте аккуратную подрезку, чтобы он хорошо выделялся из общей композиции и как бы был оторван от фона (фото 12). Очертив основной контур и выбрав фон вокруг листа, приступайте к вырезанию прожилок (фото 13). Закончив формирование рельефа, срежьте штихелем все оставшиеся плоские места (фото 14).

С помощью подрезного ножа создайте глубокую тень над глазом, подведите резцом нижнее веко и придайте глазу округлость (фото 15).

Завершите резцом проработку мелких элементов пасти (фото 16).

Имитация текстуры шерсти – важный навык, который нужно отработать каждому резчику, т.к в будущем вы неоднократно будете сталкиваться с резьбой различных животных. В представленном проекте шерсть лисы создается по самой простой схеме: церазиком 5 мм делаются короткие и неглубокие штрихи (стрелки указывают направление естественного роста шерсти животного) (фото 17).

Для большей натуралистичности можно проработать текстуру шерсти тонким стальным резцом – штихелем. Работайте над текстурой, пока не останется ни одного плоского места.

Чем зачистить резьбу по дереву?

При аккуратной работе самыми остро заточенными резцами почти всегда остаются грубые места и незначительные дефекты, требующие устранения. Для зачистки углубленных мест и подрезки небольших сколов используйте мелкий штихель. Объемные поверхности зачищают наждачной бумагой P150 . Чтобы окончательно убедиться в отсутствии незамеченных мелких дефектов, протрите картину тряпкой, смоченной в уайт-спирите, и еще раз внимательно рассмотрите ее под разными углами. Когда все недостатки зачищены, можно приступать к отделке.

Чем покрыть резьбу по дереву?

Для однотонной отделки используют следующие составы:

Морилка . В плоскорельефной резьбе используют не только для того, чтобы придать древесине более благородный внешний вид. С помощью морилки усиливают контраст определенных участков, они в свою очередь подчеркивают рельеф и объемность композиции. Для достижения такого эффекта достаточно нанести морилку на глубокие участки резьбы, которые должны казаться затененными.

Если вы решили полностью тонировать свою работу, использовать морилку нужно аккуратно, принимая во внимание породу дерева и особенности заготовки на которой вырезана композиция. Под воздействием влаги мелкорельефная резьба может разбухнуть, покоробиться, на ней может образоваться поднятый ворс и прочие дефекты, которые непоправимо испортят внешний вид работы. Распространенным изъяном при морении резьбы является неоднородность тона, особенно часто проявляющаяся в местах склейки брусков.