Художественные особенности «На дне. Урок литературы на тему "М.Горький. Пьеса «На дне» как философская драма. Острая критика действительности в пьесе, трагические судьбы «дна»" Где по вашему завязка пьесы на дне

Мы подготовили для вас цикл уроков под общим названием «Навигатор». Они помогут вам лучше понять произведения русской литературы и сориентироваться в материалах, посвящённых этому произведению и размещённых в открытом доступе в интернете.

Предлагаю поговорить о драме Горького «На дне».

Пьеса Максима Горького «На дне» (читайте текст ) была написана в самом начале ХХ века. Это время острых социальных противоречий, споров, поисков новых путей развития общества. Далёкие от нас явления и предметы станут понятнее, если заглянуть в , а в разделе вы найдёте информацию об отражённой в произведении эпохе.

В центре пьесы - спор о человеке , велик он или ничтожен, а также полемика о правде и лжи: способен ли человек выдержать правду. Параллельно поднимается множество вопросов: о смысле жизни перед лицом смерти, о призвании, бремени труда, о мечте.

Драма «На дне» вызвала неоднозначные оценки критики, и до сих пор произведение Горького остается предметом изучения. Горький не дает однозначного ответа на вопросы. Вы можете попробовать самостоятельно поразмышлять над ними, если заглянете в раздел .

Сюжет в произведении несколько ослаблен, но это не означает, что он отсутствует. В пьесе происходят весьма драматичные события, но двигателем является не внешнее действие, а попытки героев найти правду.

Композиция пьесы строится вокруг двух конфликтов. На поверхности - конфликт любовный . Его завязкой становится появление хозяина ночлежки Костылёва, ревнующего свою жену Василису к Ваське Пеплу. Кульминация остаётся за сценой: мы узнаём, что Василиса из ревности облила кипятком свою сестру Наташу, которая нравилась Пеплу. Развязка - Васька Пепел убивает Костылёва. Однако не этот любовный четырёхугольник движет пьесу.

Гораздо более важным оказывается второй, глубинный конфликт - социально-философский . В общем виде его развитие можно представить так: в ночлежке (крайне дешёвой гостинице для бедных) персонажи спорят о правде и смысле жизни. Неожиданно в ночлежку приходит человек - его появление и есть завязка философского конфликта. Своими словами странник внушает всем обитателям надежду на лучшее. Начинаются ожесточенные споры о правде и человеке, которые в итоге становятся кульминацией. А развязкой является самоубийство героя по прозвищу Актёр: он не смог жить без спасительного утешения. Кто участвует в этом конфликте? Давайте посмотрим.

Странника, утешающего обитателей ночлежки, зовут Лука . В его имени можно увидеть намёк на лукавство, а также отсылку к евангелисту Луке. Для Горького, который был врагом христианства, это имя - проявление скептического отношения к персонажу.

Среди обитателей ночлежки выделяется независимый Сатин - он привык говорить людям правду, презирает свою убогую жизнь, но не готов заниматься работой, которая ему не по душе. Он ценит свою свободу и видит в человеке масштаб и великое предназначение. Именно ему принадлежит знаменитая фраза: «Человек… это звучит гордо!».

Бубнов - жестокий циник, не верящий ни во что хорошее в человеке. С точки зрения Бубнова, на дне жизни обнажается истинная человеческая суть: стирается наслоение цивилизации и остаются лишь животные проявления. В таком случае, по словам Бубнова, есть только одна возможность - пребывать в пассивности и опускаться, потому что всё равно «все люди на земле - лишние».

Однако в пьесе много других значимых персонажей, у каждого своя предыстория и своя судьба в ночлежке. Вспомнить героев вы можете с помощью .

Перед нами социально-философская драма - пьеса с современной бытовой тематикой и акцентом на общечеловеческих проблемах. В пьесе «На дне» изображена жизнь людей, находящихся в самом низу социальной лестницы. Но именно этим опустившимся людям автор доверяет размышления ни много ни мало - о предназначении человека.

Проблематика пьесы поддерживается художественными приёмами, среди которых так называемый «диалог глухих»: герои говорят из разных углов, и реплики зачатую не связаны между собой. Это подчеркивает разобщённость героев, одиночество человека перед глобальными вопросами.

Отметим также зеркальное отражение эпизодов друг в друге. Например, притча Луки о праведной земле и эпизод с самоубийством Актера. Оба фрагмента дословно совпадают в финальных строчках: «А после того пошел домой — и удавился...» — «Эй... вы! Иди... идите сюда!... Там. Актер... удавился!» Это усиливает горько-ироничную, скептическую интонацию пьесы.

Драматическое произведение предназначено для постановки на сцене. Пьеса делится на части, действия, акты. Внутри действия могут быть сцены, картины, явления. В основе драматического произведения лежит конфликт. В пьесе в диалогической и монологической формах воссоздается речь героев, воспроизво – дятся их поступки, поведение вцелом. Каждый период речи героев называется репликой. В пьесах есть ремарки (авторские пояснения), помогающие представить героев и понять их поступки. Особенности драматического произведения


Замысел пьесы возник в 1901 году. «Это будет страшно» - так Горький определил сущность будущего произведения – год создания. 18 декабря 1902 года состоялась премьера в Московском Художест- венном театре. Пьеса посвящена Константину Петровичу Пятницкому (создателю хора народной песни).


Горький читает пьесу «На дне» артистам МХТ г.




Смысловая доминанта названия Ночлежка – место действия Без солнца, дно – характер условий Дно жизни – социальное положение Что происходит с человеком «на дне»? На дне чего? Жизни? Души? Т.о. Горький обозначил специфику драматического конфликта, который определил и ЖАНР пьесы.






Система действующих лиц 1.Нет главных и второстепенных героев, нет внесценических персонажей. 2. В афише сообщается возраст (у всех героев), профессия или род деятельности, социальный статус (хозяин), родственные отношения. 3. Даются имена героев или их прозвища (?!). 4. Герои пьесы разделены по социальному (материальному) положению. (?!) 5. Выделяется группа «философов поневоле»: героев – носителей какой-либо жизненной философии (идеи, концепции) (Бубнов, Сатин, Лука, Клещ)








Внешний конфликт «любовный»: Василиса – Пепел - Наташа Внутренний конфликт «философский»: столкновение разных «правд» о человеке К моменту появления Луки система ценностей обитателей ночлежки уже сформулирована. Возникает необходимость иного, ПОЛЕМИЧЕСКОГО взгляда на их жизнь, чтобы «запустить» механизм драмы.


Спор о назначении человека!!! Правда факта (Бубнов) «Все люди на земле лишние…» «…вали всю правду, какая она есть! Чего стесняться?» «Что было – было, а остальное одни пустяки.» Клещ: «Работы нет! Сил нет! Вот правда! Пристанища нет! Издыхать надо – вот она правда… Жить нельзя.» Ложь во спасение (Лука) «Ни одна блоха – не плоха: все чёрнень- кие, все – прыгают..» «…человеком родил- я, человеком и помрёшь…» «не всегда правдой душу вылечишь…» «Есть – люди, а есть – иные – человеки» «Человек может добру научить» «Барство – то – как оспа… и выздоровеет человек, а знаки – то остаются…» Человек – вот правда! (Сатин) «Кто слаб душой… – тем ложь нужна…» «Правда – бог свободного человека» «Всё - в человеке, всё для человека» «Надо уважать человека!... Не унижать его жалостью…» «Человек свободен… он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум…» «Человек – выше сытости!..»


Сцена из спектакля. Сатин – К. Станиславский Авторская позиция 1.Горький развивает тему Человека и обращается в своих поисках к социальному «дну». 2.Писатель вскрывает одну из особенностей русского национального характера: НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ реальностью, резко кри- тическое отношение к ней и полная неготовность что бы то ни было предпри – нять для того, чтобы эту реальность изменить. 3.В размышлениях героев воплотились модные для того времени «пути дости- жения счастья»: трудом (Клещ), выдуманной лю- бовью (Настя), Бога (Анна)


Авторская позиция 4. Писатель сочувствует своим героям, но не принимает их иллюзий. 5. Основной вопрос, который я хотел поставить, это – ЧТО ЛУЧШЕ: ИСТИНА ИЛИ СОСТРАДАНИЕ. Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» 6. Человек – вот правда! Таков лейт – мотив в развитии сюжета. Человек велик своими нерастрачен – ными возможностями, своим творческим потенциалом. Важен сам факт такого признания о человеке! 7. Боль за погибшие души пронизыва- ет пьесу. В этом гуманизм писателя. Лука – носитель идеи сострадания, милосердия. Не битва за добро, а про- поведь добра – дело Луки. Истинно то, что человечно!


Способы выражения авторской позиции 1.Острота конфликта, динамика его развития, трагизм развязки. 2.Формы диалогов и речевых конструкций: а) через непрерывность диалогов достигается эффект повседнев- ности, застойности человеческих взаимоотношений в ночлежке; б) слова-лейтмотивы, приобретающие в контексте пьесы симво – лическое значение (Бубнов: «А нитки – то гнилые!»). 3. Речевые характеристики героев указывают на социальное проис- хождение, мироощущение, место героя в системе действ. лиц. 4. Особую роль играют авторские ремарки (фон, характеристика). 5. Использование песенного текста контрастирует с характером взаимоотношений между людьми. 6. Композиционная законченность частей – смерть героев – выделяет замысел автора. 7. Концентрация действия вокруг одного героя – Луки. 8. Зеркально повторяющиеся эпизоды создают эффект «избыточ – ности» действия, что помогает акцентировать внимание на важ- ных для автора моментах. 9. Использование литературных реминисценций. Смысловое ядро всех реминисценций в пьесе – уход из жизни, смерть.(судьба актера предсказана его же репликами)


Самодиагностика (на основе тестирования) 1.Определите жанр пьесы. а) трагедия; б) социальная драма; в) трагикомедия; г) социально-философская драма. 2. Какой театр впервые поставил пьесу? а) театр драмы имени В. Комиссаржевской; б) МХТ 3. Что является кульминацией пьесы? а) появление Луки; б) убийство Костылева; в) смерть актера; г) притча о праведной земле. 4. В чем суть философского конфликта, изображенного автором в пьесе? а) отражение модных теорий эпохи; б) спор о назна – чении человека; в) критическое отношение к действи – тельности; г) противоборство добра и зла. 5. Какие события пьесы происходят не на сцене, а «за кулисами»? а) убийство Костылева; б) ссора Квашни с Медведе – вым; в) драка Василисы и Наташи; г) месть Василисы своей сестре; д) смерть Анны.


6. Кто из героев пьесы до ночлежки был: а) чиновником в казенной палате; б) сторожем на даче; в) телеграфистом; г) слесарем; д) скорняком. 7. Каким персонажам пьесы принадлежат следующие афоризмы, поговорки, выска – зывания? а) Шум – смерти не помеха. б) Такое житьё, что как поутру встал, так и за вытьё. в) Когда труд – обязанность, жизнь – рабство! г) Ни одна блоха не плоха: все чернень- кие, все – прыгают. д) все хотят порядка, да разума нехватка е) не любо – не слушай, а врать не мешай. 21 Домашнее задание Письменно ответить на вопрос (по выбору): Какую роль в пьесе играет последнее действие? О чём спорят герои пьесы «На дне»? В чём выразился гуманизм пьесы? Что важнее: истина или сострадание? (Роль образа Луки).

Художественные особенности. Движущей силой действия в драме Горького является борьба идей, и, соответственно, весь спектр использованных автором художественных приемов подчер­кивает это. Как сюжет пьесы, так и ее композиция также работает на главную линию драмы. В пьесе нет яркой движущейся сюжет­ной линии. Герои пьесы разобщены, сосредоточены по разным уг­лам сцены.

Пьеса «На дне» представляет собой цикл маленьких драм, в ко­торых традиционные кульминационные моменты происходят за сценой (смерть Костылева, издевательства Василисы над Наташей, самоубийство Актера). Автор сознательно уводит эти события из поля зрения зрителя, подчеркивая тем самым, что главное в пьесе — это разговоры. Драма Горького начинается с появления содер­жателя ночлежки Костылева. Из разговора ночлежников выясня­ется, что он ищет свою жену Василису, которая увлечена Пеплом. С появлением Луки происходит завязка действия (конец первого ак­та). В четверном действии наступает развязка. Монолог Сатина: «Что такое правда? Человек — вот правда!» является наивысшей точкой накала действия, кульминацией драмы.

Исследователями творчества Горького отмечена еще одна осо­бенность: драматург использует так называемые «рифмующиеся» эпизоды. Зеркально повторяются два диалога Насти и Барона. В начале пьесы девушка защищается от насмешек Барона. После ухода Луки герои как бы меняются ролями: все рассказы Барона о его прежней богатой жизни сопровождаются одной и той же репли­кой Насти: «Не было!». Точную смысловую рифму в пьесе составля­ют притча Луки о праведной земле и эпизод о самоубийстве Актера. Оба фрагмента дословно совпадают в финальных строчках: «А по­сле пошел домой — и удавился…» и «Эй… вы! Иди … идите сюда! …Там Актер удавился!». Подобные фрагменты, по мысли автора, призваны связать части композиции.

Герои пьесы «На дне» не делятся традиционно на главных и вто­ростепенных. Каждый персонаж имеет свою историю, свою судьбу, несет в произведении свою смысловую нагрузку. В пьесе они резко противопоставлены. Автор обращается к антитезе неоднократно. В противовес страшным условиям жизни, нищете и безысходности громко звучит гимн Человеку.

Горький всегда придавал языку огромное значение. И в пьесе именно диалоги придают действию атмосферу напряженности и конфликтности. Автор вкладывает в уста героя яркие, емкие слова для выражения главной идеи — о назначении Человека: «Сущест­вует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это великолепно! Это звучит гордо!» В речи каждого пер­сонажа отразилась судьба, социальное происхождение, уровень культуры. Например, необыкновенно афористична речь Луки: «Где тепло — там и родина», «Порядка в жизни нет, чистоты», «… ни од­на блоха не плоха: все черненькие, все прыгают».

Таким образом, художественным своеобразием пьесы Горького «На дне» является:

— постановка острых философских проблем;

— отказ от яркой движущейся сюжетной линии;

— «рифмующиеся» эпизоды;

План

Тема мастер-класса А.М.Горький. Пьеса « На дне». Проблематика и композиция.

Класс -11 Б

Ф.И.О ведущего мастер-клас с- Петренко Лариса Юрьевна

Цель -раскрыть суть философского конфликта в пьесе.

Задачи: - закрепить знания о композиции художественного произведения;

Продолжить формирование стремления к адекватным личностно-оценочным суждениям;

Формирование коммуникативных и культурологических компетенций обучающихся на основе анализа и художественно-образного осмысления пьесы М.Горького «На дне»;

Воспитывать сострадание и человечность, стремление понять и полюбить человека, стремление к самовоспитанию.

Ожидаемые результаты:

успешное художественно-образное осмысливание и личностная оценка проблем и содержания пьесы М.Горького «На дне»;

правильный анализ композиции пьесы;

Тема: А.М.Горький « На дне». Проблематика и композиция пьесы.

Цель : раскрытие сути философского конфликта в пьесе.

Задачи :

  • закрепить знания о композиции художественного произведения;
  • продолжить формирование стремления к адекватным личностно-оценочным суждениям;
  • формирование коммуникативных и культурологических компетенций обучающихся на основе анализа и художественно-образного осмысления пьесы М.Горького «На дне»;
  • воспитывать сострадание и человечность, стремление понять и полюбить человека, стремление к самовоспитанию.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока:

  1. 1.Вступительное слово учителя.

В тюремном полумраке костылёвской ночлежки влачат жалкое существование убогие личности- обитатели «дна»., социальной ямы, куда общество без зазрения совести сталкивает отработанный человеческий материал. Автор ведёт нас к пониманию душевного состояния оказавшихся в подвале героев и приобщает к мучительным поискам смысла бытия.

Обучающиеся:

Вот «дно»-модель общества, семья- её эмблема Василиса, религия-лампада её мужа и средство для её наполнения, вот правительство-дачник Медведев в отношениях с обывателями. И результат-судьба человека в обществе.

Учитель:

« Перечитывая пьесу Горького, я убедился, что тот менее всего имел ввиду дразнить душу своего читателя реальным изображением нищеты, падения и надрыва.»

Как вы понимаете смысл данных слов?

(Нет единого сюжета, нет главного героя, нет единого конфликта)

Чтобы перейти к анализу текста, хочется спросить у вас, ребята. А знаете ли вы, чем занимался каждый герой пьесы до ночлежки?

Работа с интерактивной доской (Приложение , задание №1)

Учитель:

Давайте, ребята, в ходе сегодняшнего урока попытаемся раскрыть суть философского конфликта в пьесе, его проблематику и рассмотреть композицию произведения.

  1. Анализ пьесы.

1). Беседа.

Выводы детей:

Завязка -разговор Василисы и Пепла.

Кульминация - убийство Костылева.

Развязка - арест Пепла

2. Как вы понимаете такое определение жанра горьковской пьесы?

Как вы понимаете смысл термина « социально-философская» ?

Заполните таблицу, указав социальные и философские черты жанра данной пьесы.

Какой лейтмотив выделили бы как основной в пьесе Горького?

(Спор о человеке, о милосердии, сострадании)

« Основной вопрос, который я хотел поставить, это: что лучше: истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» М.Горький

Учитель:

Как видим, идет усложнение композиции: появляется вторая завязка. Лука как стержень.

  1. Какую часть определили бы как экспозицию? Почему?

(1д: до появления Луки: трагическая разобщенность героев, столкновение, несчастья, должен быть выход.)

2.С какой репликой впервые появляется Лука? Прокомментируйте её.

(Умиротворение, открытость людям, любовь)

Как эта позиция подтверждается другими репликами Луки?

3.Почему 1 действие кончается диалогом Анны и Луки? Смысл этого диалога?

а) Причины подобного сострадания, внимания к человеку (страдание Анны - сострадание).

б) Лука выдвигается в центр.

2). Работа в группах.

2 д.- развитие действия.

Воздействие Луки на ночлежников.

Докажите. Что Лука вносит умиротворенность в души и судьбы героев.

1 группа (Лука - Актёр)

2 группа (Лука-Анна)

3 группа (Лука-Пепел)

Выводы групп .

В каких репликах Луки из 2 д. раскрывается суть его философии?

« Во что веришь, то и есть…»

« Любить живых надо,…живых…»

« Все, милая, терпят…всяк по - своему жизнь терпит»

« Человека приласкать никогда не вредно»

Какая реплика будет ключевой?

Как с этой философией Луки перекликаются стихи Беранже? (в переводе В.С.Курочкина) Зачитывается вслух учителем.

Господа! Если к правде святой

Мир дорогу найти не умеет,-

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой!

Ответы обучающихся

3. Дать определение термина « кульминация».

В виде развёрнутого ответа рассказать о кульминационном моменте 3д. и выводы записать в тетради.

  1. Идейная (притча о праведной земле)

« правда» -то, может, обух для тебя, не всегда правдой душу вылечишь»

  1. Событийная экстремальная ситуация, когда людям нужна действенная помощь.

4д.- развязка: судьба героев, лишенных поддержки Луки. Результат противоположен тому, чего он хотел добиться.

а) Васька Пепел - рассказ о золотой стране Сибири.

Поедет в Сибирь как каторжник.

б) Трагическая судьба Актера.

В) Незыблемость ночлежки: появляется новый ночлежник, песня.

Докажите, что предвестием крушения правды Луки была смерть Анны.

(Лука пытается уверить Анну в том, что смерть - отдых, спасение, а пробуждает в ней жажду жизни)

В чем заключается правда Луки?

4. Кейс-метод

Предварительно подготовленные в качестве домашнего задания материалы включают в себя афоризмы, отражающие правду Луки - Кейс 1 (Приложение 1) (комментирует группа обучающихся).

Учитель:

Что понял Лука за свою долгую непростую жизнь?(вопрос классу)

Учитель:

Каким правдам о человеке противостоит правда Луки?

Обучающиеся рассматривают жизненные позиции героев и комментируют их.

Кейс 2 «Правда Сатина» (Приложение 2)

Вопрос группе:

Есть ли в характере Сатина черты Сатаны?

Что понял Сатин? (вопросы классу)

Кейс 3 «Правда Бубнова» (Приложение 3)

Вопрос группе:

Человек- вещь, по мнению Бубнова. Что даёт основание Бубнову для подобного вывода?

Кейс 4 « Правда Клеща» (Приложение 4)

Вопрос группе:

А какая она - правда Клеща?

5. Индивидуальные задания

Сильные обучающиеся подготовили вопросы для класса.

(Слайды с вопросами)

Первый обучающийся : « Слушаю я г. Сатина и говорю себе: да, всё это и в самом деле великолепно звучит. Идея одного человека, вместившего в себя всех, человека- бога (не фетиша ли?) очень красива. Но отчего же. скажите, сейчас из этих самых волн перегара, из клеток надорванных грудей полетит и взовьется куда-то выше, на сверхчеловеческий простор дикая острожная песня? Ой. гляди, не страшно ли уж будет человеку-то, а, главное, не безмерно ли скучно ему будет сознавать, что он - всё, и что всё для него и только для него?» (слайд 1) И.Анненский

Как вы понимаете смысл слов Анненского?

Второй обучающийся : «В режиссерском экземпляре пьесы « На дне» Станиславский сделал такие замечания о поведении Луки: « …хитро поглядывает, коварно улыбаясь, видно, что врет», « проскользнул». Какое представление о Луке отразилось в них? (слайд 2)

Третий обучающийся : «Во 2 д. Лука говорит: « Человек- всё может…лишь бы захотел» . Сравните со словами Сатина: «Существует только человек, всё же остальное - дело его рук и его мозга». Чем объясните совпадение? (слайд 3)

Четвертый обучающийся: «В финале ни Сатин, ни Лука не вправе претендовать на роль победителя в пьесе - дискуссии. Оба ведущих персонажа терпят поражение перед лицом жизни.» (слайд 4) Н.К.Гей

Почему?

Учитель.

Почему так трагично всё в финале?

Итог беседы

В заключение урока хочется, ребята, сказать о том, что пока мы живем в несовершенном мире. В нем человек, к сожалению, способен потерять веру, и тогда теряет смысл человеческая жизнь. Это самое страшное преступление -преступление против природы человека.

«…Эхе - хе …господа люди! И что с вами будет?»- над этими словами и нам, наверное, следует задуматься.

  1. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание: написать сочинение по пьесе А.М.Горького «На дне» (темы №4, 5,6 учебника В.Чалмаева, Русская литература XXвека)

Приложение

Кейс 1 «Правда Луки »(его портрет)

« Все мы на земле странники…»

« …Не в слове -дело, а- почему слово говорится?- вот в чём дело!»

« Во что веришь, то и есть»

« Понять хочется дела - человеческие … а на тебя гляжу - не понимаю»

« Тюрьма - добру не научит, и Сибирь не научит…а человек- научит… да! Человек может добру научить очень просто!»

« Любить живых надо…живых»

« Есть люди, а есть - иные- человеки…»

« Я говорю- есть земля, неудобная для посева… и есть урожайная земля… что ни посеешь на ней- родит» (это « человеки» в оценке Луки)

« Верно: человек должен уважать себя».

Обучающиеся:

А рассказ Луки о праведной земле- это рассказ о вере человека в лучшее, ради которого-то и стоит жить.

На этой вере в завтрашний день и держится человек, вся жизнь цивилизованного общества.

Жестокой, убийственной, голой правде несокрушимого гнёта бесчеловечных обстоятельств противостоит упрямая, светлая вера в человека, в спасительную силу жалости, сострадания, добра. И вера эта- не ложь, а правда Луки.

Кейс 2 « Правда Сатина» ( его портрет)

« Лучшее - и человек тоже»

« И чем больше способен он это лучшее в себя вобрать и ради него жить, тем он больше человек»

« Надо уважать человека»

« Человек- свободен, он - правда; Он Человек-бог! Всё в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное- дело его рук и его мозга»

« Хорошо это …чувствовать себя человеком!2

« Что это значит? Человек - бог! (абстрактность, декларация, высокомерие)

Уважать не только потому, что в нём: «…ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет…в одном, а потому, что (Всё- в одном), Один- во многих и многом: часть людей, народа…»

Обучающийся:

Гимн Сатина- вера в Человека (Человека-бога)

Стремится Сатин к философствованию - и только.

Кейс 3 «Правда Бубнова»

«…Выходит - снаружи как себя ни раскрашивай, всё сотрётся…всё сотрётся, да!»

« На что совесть? Я не богатый…»

« А кто пьян да умен - два угодья в нём…»

« А нитки - то гнилые!»

« Здесь господ нету…всё слиняло, один голый человек остался…»

«Такое житьё, что как поутру встал, так и за вытьё»

« Дурость человеческая» (об Алёшке)

« А чем жить будешь? (Василисе)

« Сколько в ней зверства, в бабе этой…»

« Все хотят порядка, да разума нехватка»

« … да и все люди на земле - лишние»

« Мне и хочется на волю…эх!

Цепь порвать я не могу» (из песни)

« И одна - не бедна, коль умна...»

«…храбрость у места, когда в лес по грибы идешь…а здесь она ни к чему»

« Какой тебе, Васька, правды надо? И зачем? Знаешь ты правду про себя…да и все её знают…»

« Все люди живут … как щепки по реке плывут…строят дом…а щепки- прочь…»

« Все так: родятся, поживут, умирают, и я помру…и ты…Чего жалеть?»

« Любят врать люди…»

« А я вот… не умею врать! Зачем? По -моему - вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?»

Кейс 4 «Правда Клеща»(портрет)

« Им легко деньги достаются… Они не работают…»

« Эти? Какие они люди? Рвань, золотая рота…люди! Я- рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю… Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу…кожу сдеру, а вылезу…»

« Я здесь полгода прожил…а все равно как шесть лет»

« Живут без чести, без совести»

« Какая правда? Где- правда? Вот правда!(треплет руками лохмотья на себе) Работы нет…силы нет! Вот- правда. Пристанища …пристанища нету! Издыхать надо… вот она. Правда! Дьявол! На…на что мне она - правда? Дай вздохнуть…вздохнуть дай! Чем я виноват?.. За что мне - правду? Жить - дьявол - жить нельзя…вот она - правда!»

« Он…жалостливый был…у вас вот…жалости нет»

«…надо жить - по закону…по- евангелию…»

Задание №1

а) чиновником в казенной палате Лука

б) сторожем при даче Барон

в) телеграфистом Клещ

г) слесарем Сатин

д) скорняком Актёр

е) артистом Бубнов

Пьеса «На дне» (1902)

Вначале пьеса имела название «На дне
жизни», потом уже Горький оставил название
«На дне». Второе название имеет более емкое
значение, заставляет работать воображение читателя и зрителя.
В пьесе Горьким решаются очень серьезные вопросы нашего бытия.
Что человеку нужно? Какой он должен делать выбор? И вообще,
кто такой человек?
Конфликт. Каждое драматическое произведение имеет два уровня
конфликта: один лежит на поверхности, он выражается в противостоянии
конкретных персонажей, а другой - внутренний, чаще всего
философский, звучащий как вопрос: «Кто виноват в том, что люди
так несчастны?» Пьеса Горького тоже имеет два уровня конфликта:
1) социальный решается конкретно: общество виновато в том, что
люди, живущие в ночлежке, несчастны;
2) философский, решаемый на уровне вопроса: «Что важнее для
человека-ложь или правда?»
Горький не был религиозен, поэтому вопрос о человеке он решает
вне сферы Бога, и речь пойдёт только о человеке. Но на него в
пьесе имеются три точки зрения: Луки, Сатина и Бубнова.
Посмотрим, что это за точки зрения.
Лука верит в человека, любого, для него все хороши, и «черненькие,
и беленькие». Он верит в свои собственные силы, берет на себя
задачу изменить судьбу людей и, естественно, терпит неудачу. Актер
расплачивается за то, что поверил в силу слов Луки. Но помочь
может только Провидение, высшая сила. Уместно здесь вспомнить
слова М. Цветаевой: «Дать можно только богатому, а помочь можно
только сильному». На первый взгляд, это парадоксальное утверждение,
но если вспомнить, что Лука хотел помочь слабым людям и
потерпел фиаско, то это действительно так.
Сатин верует в человека, но не в человека обычного, слабого
и маленького, как Лука, он верит в человечество («Человек - это звучит
гордо, все - для человека»), но при этом груб и равнодушен к жизни
людей. Правда, он никого не обижает, но и... не помогает. Своей
репликой на самоубийство Актера: «Эх испортил песню... Дурак»
он подтверждает свое равнодушие к человеку.
Третью точку зрения на человека выражает Бубнов. Но у него,
пожалуй, нет никакой позиции, потому что он циничен, а цинизм не
не имеет ни убеждений, ни аргументации.
Спор о человеке в пьесе идет, в основном, между Лукой и Сатиным,
хотя они и не вступают в прямую полемику. Как разрешается спор? -
Да никак. Верного ответа нет и быть не может.
Особенности построения пьесы. Пьеса Горького в своем построении
не следует законам драматического произведения, где должны
быть экспозиция, завязка, кульминация, развязка.
Где завязка в пьесе? - Может быть, приход Луки, ведь именно с его
появлением происходят главные события в пьесе. Однако он, главный
персонаж, отсутствует в споре с Сатиным о человеке, «спор»
происходит без него. Да и исчезает Лука в самый острый кульминационный
момент - в сцене убийства хозяина ночлежки Костылева.
А где развязка? Смерть Актера? А может быть, острожная песня,
которая «вырывается из надорванной груди Сатина и летит на простор»?
В общем, сложное построение, серьезные вопросы, решаемые на
уровне сознания ночлежников, бывших баронов, телеграфистов,
слесарей, проституток...
I акт
Перед началом действия автором дается обширная ремарка, в которой
подробно описывается ночлежка, место пребывания «бывших».
Первые же реплики персонажей вводят читателей и зрителей в атмосферу
больную, раздраженную, страшную по своей сути. Кто населяет
«дно»? - Бывшие. Все они когда-то в недалеком прошлом
кем-то были, а теперь вынуждены жить в подвале. Реплики ночлежников
выдают людей усталых, замученных жизнью. Анна, жена Клеща,
тяжело больна, она умирает, но это не может повлиять на ее мужа
(Клеща), человека злобного и неприятного. Бубнов роняет свою равнодушную
реплику в ответ на слова Анны: «Шум - смерти не помеха
». Просыпается Сатин со словами: «Кто бил меня вчера?» Эти реплики
можно множить, и вся сцена - это картина жизни «бывших», людей
«дна».
Люди устали от всего. Прежде всего от своего состояния. Они
живут вместе, но никто из них не хочет так жить, однако не знает, как
изменить свою судьбу. А самое главное - ни у кого не возникает мысли
о том, почему им так плохо. Ссоры и оскорбления, грубые реплики
в сторону больной Анны слушать очень тяжело. «Но ко всему-то подлец-
человек привыкает!»
Лука появляется в тот момент, когда Бубнов, Пепел и Клещ ведут
разговор о совести, совесть - категория высокая, духовная. У Луки
совсем другой взгляд на мир. Он странник, он пришел из другого
мира, и по своей воле хочет помочь всем. Надо сказать, что к нему
потянулись все, кто хотел изменить свою жизнь. Философия Луки
угадывалась уже в первых репликах: «Мне все равно! Я и жуликов
уважаю, по-моему, ни одна блоха- не плоха: все - черненькие, все -
прыгают, так-то». От Луки исходила энергия тепла и доброты, не удивительно,
что все к нему потянулись.
II акт
Во втором акте Лука всех утешает. Анне он говорит о терпении, о
том, что после смерти наступит другая жизнь, а в этой надо терпеть.
На фоне карточной игры Актер говорит о своей душе: «Пропил я душу».
От всех ночлежников Актер отличается тонкой душевной организацией,
он постоянно вспоминает о прекрасноЛука сообщает ему о том,
что есть бесплатные лечебницы, где лечат алкоголиков.
Пеплу он рассказывает о Сибири. Пепел, хоть и вор, но обладает
внутренней силой. Он мечтает жениться на Наташе, уйти из-под власти
Василисы, жены Костылева, подбивающей его на убийство мужа.
Лука невольно заставляет Пепла поверить в лучшую жизнь. Насте
Лука советует верить в настоящую любовь. Словом, для каждого
у Луки нашлось что сказать.
III акт
Раскрытие жизненной философии Луки. Он говорит: «...жалеть
людей надо! Христос-то всех жалел и нам так велел...». Ночлежники,
задыхающиеся в атмосфере бездушия и жестокости, безусловно,
нуждались в утешении. Заходит важный разговор о лжи и правде.-
Что для человека важнее?
Лука рассказывает притчу о праведной земле. Человек верил
в существование праведной земли, но ученый знал о том, что на карте
ее не существует. Ученый разрушил веру человека в праведную землю,
тот не выдержал этой правды и повесился.
В самый разгар потасовки, когда происходит убийство Костылева,
Лука исчезает.
Это кульминационный момент, при котором главный герой не
присутствует.
IV акт
В предыдущих актах Лука постоянно пытался передать ночлежникам
иное представление о жизни, пытался изменить их отношение
к себе. И что же? В конце пьесы, после убийства Костылева, выясняется
страшная вещь: Пепел попадет в Сибирь, но только на каторгу,
Настя так и останется проституткой, у Барона жизнь будет такой же,
а Актер - повесился. Виноват ли Лука?
Сатин в этом акте выполняет двойную роль. Он выступает и защитником,
и оппонентом Луки: «Старик - не шарлатан! Что такое
правда? Человек - вот правда! Это он понимал... вы - нет! Вы - тупы,
как кирпичи... Я понимаю старика... да! Он врал... но - это из жалости
к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости
к ближнему...»
Но лгал ли Лука, как утверждает Сатин? Кого он обманул? - Актера,
который потом повесился? Но Лука говорил правду, в то время
действительно существовали лечебницы для лечения алкоголиков.
Настю? - Кто возразит, что нет настоящей любви? - Надо только
верить и стремиться к ней.
Пепла? - Он тоже не обманывал, когда советовал ему уезжать
с Наташей в Сибирь.
Анну? Но ведь ее страдания действительно прекратятся после ее
смерти. Лука не врал, просто люди, которым он все это говорил, были
слишком слабыми и не могли реализовать свою мечту. Слова Луки
упали не на плодородную почву.
Сатин произносит свой знаменитый монолог о гордом человеке.
Но почему Горький отдал эти слова Сатину, пьянице и карточному
шулеру?-Больше некому...
«Я знаю ложь! Кто слаб душой... и кто живет чужими соками,-тем
ложь нужна... одних она поддерживает, другие прикрываются ею...
Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!»
А дальше он выступает оппонентом Луки: «Все - в человеке, все -
для человека! Существует только человек, все же остальное - дело
его рук и его мозга! Че-ло-век! Это - великолепно! Это звучит гордо!
Че-ло-век! Надо уважать человека. Не жалеть... не унижать его жалостью...
уважать надо!»
Горький называл себя «человекопоклонником», он был гуманистом,
то есть, верующим не в Бога, а в идеального человека.
В статье Иннокентия Анненского «Драма "На дне" есть строки,
которые объясняют, почему именно так оканчивается пьеса: «Слушаю
я Горького-Сатина и говорю себе: да, все это и в самом деле
звучит великолепно. Идея одного человека, вместившего в себя всех,
человека-бога... очень красива. Но отчего же, скажите, сейчас из этих
самых волн перегара, из клеток надорванных грудей полетит и взовьется
куда-то выше, на сверхчеловеческий простор дикая острожная
песня? Ох, гляди, Сатин-Горький, не страшно ли будет человеку-то,
а, главное, не безмерно ли скучно ему будет сознавать, что он - все,
и что все для него и только для него?»
{По И. Грачевой)