Хемингуэй старик и море смысл произведения. Урок по русской литературе Символический смысл и глубокий философский подтекст повести-притчи «Старик и море». Художественное новаторство Э.Хемингуэя. Смысл человеческой жизни в повести

В отличие от демонстративного бунта молодежи против сытого комфорта, стандартизации и обывательского равнодушия современного мира к человеческой личности, творческая позиция тех, кого в 1950-е можно было назвать "отцами" американской литературы XX века, на первый взгляд, выглядела умеренной и уклончивой, на деле же оказывалась мудрой и взвешенной. Они писали книги, которые не являлись документами эпохи, но имели абсолютное значение и повествовали о вещах первозданных. Знаменательно появление в одно десятилетие двух разных, но одинаково глубоких повестей-притч о человеке и его жизни, созданных американскими литераторами старшего поколения. Это "Жемчужина" (1957) Дж. Стейнбека и "Старик и море" (1952) Э. Хемингуэя .

Повесть Хемингуэя "Старик и море", отмеченная Пулитцеровской премией, — одна из вершин американской и мировой словесности XX столетия. Книга двупланова. С одной стороны, это вполне реалистически-достоверный рассказ о том, как старый рыбак Сантьяго поймал огромную рыбу, как стая акул набросилась на эту рыбу, и старику не удалось отбить свою добычу, и на берег он привез только рыбий остов. Но за реалистической тканью повествования явственно проступает иное, обобщенное, эпически-сказочное начало. Оно ощутимо в намеренной гиперболизации ситуации и деталей: рыба слишком огромна, акул слишком много, от рыбы ничего не осталось — скелет обглодан начисто, старик один против целой стаи.

Еще более явственно это начало чувствуется в образе центрального героя: в манере старика очеловечивать природу, общаться с морем, чайками, рыбой. Этот неказистый с виду "бедный труженик" (типичный персонаж сказочного фольклора), с лицом и руками, изъеденными загаром и кожной болезнью, оказывается невероятно сильным физически и духовно. Он велик — как сказочный богатырь или герой древнего эпоса. Недаром, у старика молодые синие глаза, а по ночам ему снятся львы. Не случайно он ощущает себя частью природы, вселенной. Наличие второго обобщенно-сказочного плана подчеркивает универсальность, глубинность проблематики, придает книге поэтическую многозначность.

Критика по-разному истолковывала подспудный, иносказательный смысл повести — в узкобиографическом, христианском, экзистенциалистском духе. В ней видели то аллегорию творческого процесса, то аналогию евангельского сюжета восхождения Христа на Голгофу, то притчу о тщетности человеческих усилий и трагизме его существования. В каждом из этих толкований есть доля истины. Хемингуэй действительно вложил в образ старика Сантьяго много себя и до некоторой степени приоткрыл дверь в собственную творческую лабораторию.

В книге действительно имеются евангельские ассоциации, ибо Библия — источник, питающий всю американскую литературу, и обращение к ней не только усиливает поэтическое звучание произведения и укрупняет его масштаб, но и многое проясняет отечественному читателю, знакомому с ней с детства. И, наконец, "Старик и море" — это действительно притча. О человеке, о его сущности, о его месте на земле. Но, думается, не о тщетности человеческих усилий, а о неисчерпаемости его возможностей, о его стойкости и силе духа. "Человека можно уничтожить, но его нельзя победить", — кредо Хемингуэя.

Старик не чувствует себя побежденным: ему все-таки удалось поймать рыбу. Не случайно повесть заканчивается на мальчике. Манулино опять отпустят со стариком в море, и тогда усилия Сантьяго окажутся не напрасными — ни в практическом, ни в общечеловеческом плане, потому что мальчик — это и реальная помощь и продолжение дела жизни старого рыбака, возможность передать свой опыт.

Эта книга с ее универсальной проблематикой, казалось бы, никак не связана с тогдашней злобой дня. Описанное здесь могло произойти в любой стране — на любом морском или океанском побережье — и в любое время. Тем не менее появление ее именно в эту эпоху вполне закономерно. Она удивительно вписывается в тенденцию нонконформизма в американской литературе 50-х. Только молодые бунтари оперируют броскими фактами, а Хемингуэй — философскими категориями. Его небольшая повесть — это не протест против существующего миропорядка, а его философское отрицание.

Поэтизация физического труда, утверждение единства человека и природы, неповторимости личности "маленького человека", общее гуманистическое звучание, сложность замысла и отточенность формы — все это есть активное отрицание ценностей потребительской цивилизации, ответ Америке и предупреждение всему современному послевоенному миру.

Читайте также другие статьи раздела "Литература XX века. Традиции и эксперимент" :

Реализм. Модернизм. Постмодернизм

  • Америка 1920-30х: Зигмунд Фрейд, Гарлемский ренессанс, "Великий крах"

Мир человека после Первой мировой войны. Модернизм

  • Гарлемский ренессанс. Роман Тумера "Тростник". Творчество Ричарда Райта

Человек и общество второй половины столетия

В 1951 году Хемингуэй заканчивает повесть «Старик и море», ставшую шедевром мировой литературы. «В “Старике и море”, - отмечал Хемингуэй, - я пытался создать реального старика, реального мальчика, реальное море, реальную рыбу и реальных акул».

Основная проблема данного произведения, а также конфликт, связаны с главным героем – Сантьяго, у которого давным-давно нет улова, и которого уже нарекли «неудачником». На что готов пойти человек ради своей цели, и какие резервы открываются, благодаря мечте и вдохновению?

Итак, Сантьяго отправляется в открытое море, чтобы доказать всем, и в первую очередь самому себе, что он способен делать дело, которому посвятил всю свою жизнь. Море в повести играет конкретную роль, оно является метафорой нашего мира, в котором одинокий человек страдает и борется, пытаясь исполнить своё предназначение. Также, море является символом бедствия, человек в нём находится между жизнью и смертью.

Поначалу старик ловит мелкую рыбу, через некоторое время он почувствовал, что клюнуло нечто огромное, тянущее лодку вперёд. Это была огромная рыба-меч, с которой в одиночку Сантьяго справиться не мог. Много часов рыбак борется с рыбой: его руки в крови, а своенравный улов тянет его всё дальше и дальше, и тогда он обращается к богу. Хотя до этого момента Сантьяго не считал себя верующим, он наивно и искренне молит небеса о смерти рыбы. Но если бы он знал, сколько бед ему принесёт эта просьба. Старик убивает морскую тварь гарпуном, а за ней тянется шлейф крови, на которую сплываются акулы. С такими противниками старик не готов сразиться и ничего не может поделать.

В конечном итоге, старик возвращается в родную бухту, изнеможённый, но не сломленный. Он вернулся с останками огромной рыбы (позвоночником и гигантским хвостом), и их наутро рыбаки будут с изумлением их рассматривать.

Это не просто повесть, Хемингуэй хотел создать философскую повесть-притчу, и, разумеется, в ней нет деталей, которые не несут смысла. Например, парус — это символ фортуны, с энергией воздуха, говорящий о её непостоянности. Сам старик — символ мудрости. Сделав Сантьяго стариком, Хемингуэй уже заведомо сказал нам, что все его действия в повести праведны и правильны. А имя Сантьяго (сант-святой), (яго-эго), переводится как «святой человек» . Во сне старику снится Африка, львы. Львы символизируют счастье и силу. Сантьяго счастлив и закален в бою за существование, который из покон веков держит людей в форме.

По другой интерпретации, главный герой – олицетворение сильного духа мальчика – верного друга Сантьяго. Они всегда вместе, юный рыбак многому научился у патрона и не хочет отказываться от него, несмотря ни на какие уговоры старших, потерявших веру в способности старика. Если принять во внимание, что человек, уходящий в море, почти не ест, обходится аскетически малым количеством благ и удобств, почти ни с кем не общается и говорит только с напарником, то можно подумать, что он и вовсе нематериален. Он – действующее лицо метафоры жизни, рыбной ловли, на которую отправился в одиночку, как и любой из нас отправляется в жизненный путь один. Реальный рыбак его возраста не смог бы, почти не питаясь даже на суше, повторить такое плавание, но Сантьяго – человеческий дух, он, по мнению Хэмингуэя, способен на все. Именно он толкает безвольное тело на подвиг деятельности. Скорее всего, изображена духовная сущность мальчика, в которого никто еще не верит, поскольку он не поймал ни одной крупной рыбы. Однако он проявляет силу воли (в образе Сантьяго) и пускается в отчаянную авантюру, отплывая слишком далеко от берега. В итоге, акулы обглодали даже остов богатого улова, но уважение в деревне юный добытчик приобрел. Все вокруг оценили его упорство и целеустремленность.

Говоря о символах, нельзя забыть о том, что говорил о них сам Хемингуэй: «Очевидно, символы есть, раз критики только и делают, что их находят. Простите, но я терпеть не могу говорить о них и не люблю, когда меня о них спрашивают. Писать книги и рассказы и без всяких объяснений достаточно трудно. Кроме того, это значит отбивать хлеб у специалистов… Читайте то, что я пишу, и не ищите ничего, кроме собственного удовольствия. А если вам еще что-нибудь надо — найдите, это уж будет ваш вклад в прочитанное».

Действительно, нелепо это выглядело бы, если бы Эрнест сам начал расшифровывать эти символы, или, ещё хуже, если бы писал, отталкиваясь от них. Он сочинил рассказ о настоящей жизни, такую историю можно перенести на любую историческую эпоху, на любого человека, который добивается желаемого. А так как в жизни часто всё не просто так, и по прошествии лет, мы находим символы в собственной жизни, то в художественном произведении они есть и подавно.

Образ главного героя прост. Это старик, живущий в Кубинской деревушке под Гаваной. Всю жизнь он зарабатывает деньги своим навыком ловли рыбы. Главное то, что он счастлив, ему не нужно богатств, Сантьяго достаточно моря и его любимого дела. Наверно именно так в глазах Хемингуэя выглядит «святой человек». Тот, кто нашёл себя и понимает, что не деньги делают тебя счастливым, а самореализация.

Главной чертой стиля Хемингуэя является правдивость. Сам он говорил об этом так: «Если писатель хорошо знает то, о чём он пишет, он может пропустить много чего из того, что знает, и если он пишет правдиво, читатель почувствует всё пропущенное так же сильно, как если бы писатель сказал об этом. Величие движения айсберга в том, что он только на одну восьмую возвышается над поверхностью воды.» Приём, который автор использовал в повести, известен в литературе под названием «принцип айсберга». Он основан на большой роли подтекста и символов. Язык при этом демонстративно сух, сдержан, не изобилует средствами художественной выразительности. Произведение – кратко, с кажущейся простотой и незатейливостью сюжета. В диалогах о будничных мелочах раскрывается суть героев, но никто из них не произносит о ней ни слова: все открытия читатель совершает на уровне интеллектуальной интуиции.

Таким образом, стиль Хемингуэя отличает точность и лаконичность языка, холодное спокойствие в описаниях трагических и экстремальных ситуаций, предельная конкретность художественных деталей и важнейшее умение опустить необязательное. Эту манеру называют еще «стиль сквозь зубы»: смысл уходит в детали, ощущается недосказанность, текст скуп и местами груб, диалоги исключительно естественны. Телеграфное письмо, которым Хэмингуэй овладел, работая репортером, выражается в сознательном повторе слов и своеобразной пунктуации (короткие предложения). Автор пропускает рассуждения, описания, пейзажи, чтобы сделать речь яснее и конкретнее.

Эта повесть есть пример для каждого человека любого возраста, пола, физического состояния, национальности, мировоззрения. Старик не привёз целую рыбу и это говорит о том, что победа человека не должна быть материальна, главное — победа над собой, и каждый, имея цель, может совершить подвиг, подобно старику Сантьяго.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ Старик и море

Каждый великого художника приводит в пантеон истории мировой культуры свой собственный, неповторимый путь: одни становятся известными сразу, еще при жизни, другие заживают славы медленно и тяжело: одни движутся, сказать, по прямой, другие — причудливыми зигзагами. Свой путь был и у Хемингуэя. Один исследователь в свое время писал, что в последние годы влияние Хемингуэя на новейшую прозу был так велик, что его вряд ли можно измерить. И действительно, при конце жизни писатель был одним из самых популярных и известных писателей в мире. Так, когда Хемингуэя не стало, кто-то склонялся к мысли, не был писатель обычным поставщиком бестселлеров, которого все почему-то имели выдающегося. Но проанализировав его творчество, больше склоняемся к мысли, что именно Хемингуэй больше в то время противостоял главной заповеди «массовой культуры». Заповедь эта — приспособленчество, попустительство распространенным, стандартным, неразвитым вкусам. Именно он, упрямо идя против течения, стремившегося привлечь читателя в свою веру, привить ему свой взгляд на мир и место человека в нем.

А начиналось все с того, что закончив школу будущий писатель начал работать репортером в канзасских газетах. Когда началась война, он стал проситься на фронт, но из-за слабого здоровья попал только в итальянские санитарные части. После войны снова погрузился в репортерство, но однажды понял, что газетная писанина тормозит развитие его творчества. Уже имея жену и сына он покидает работу. Переживая большие лишения он твердо верил в свою судьбу, в свою счастливую звезду. И судьба, после больших испытаний, послала ему то, о чем мечтает каждый писатель — он заставил людей думать по-своему.

Хемингуэй — один из тех художников, которые причастны к существенного переворота в мировом искусстве. Он сумел соединить в себе известность с популярностью. Хемингуэевской струя в искусстве слова представлял собой такой выразительный и необходимый разрыв с предыдущей спокойной оповитистю, установившейся прочностью авторского всебачення, с закругленность словесных периодов отдаляли себя от объекта изображения. Не только манера писать, но и манера жить привлекала внимание к Хемингуэя, делая его одновременно и приманкой для газет. Были такие моменты, что автор как бы сливался со своими персонажами, они были им и он был ними. Он делал все, чтобы доказать, что он может то, что делали его герои. Поэтому его творчество кое-кто называет насквозь автобиографична.

Заметное место в его творчестве занимает тема войны. Однако и эта тема у Хемингуэя — манера его жизни. Также присущ поэту и мотив крайней неблагополучия, страдания, муки, внешней неустроенности и внутренней пустоты.

Безусловно, у Хемингуэя есть множество замечательных шедевров. Это и «Прощай оружие» и «По ком звонит колокол», и «Снега Килиманджаро», но не выдающимся его произведением, как и не выдающимся произведением всей литературы ХХ века можно назвать повесть «Старик и море». Написав ъъ в 1952 году автор сказал, что я в конце концов добился того, над чем работал всю свою жизнь. С появлением этого произведения у Эрнеста Хемингуэя завершается сага о трагическом бессилии человека и его сказочную непобедимость. В повести поэт-художник нашел героя, которого искал долгие годы. Хемингуэй сам понимал значение этого открытия и в одном из своих интервью сказал: «Мне повезло, что у меня были хорошее Старые и хороший мальчик, а за последнее время писатели забыли, что такие существуют. Кроме того, океан заслуживает, чтобы о нем написал так же, как о человеке. Так что и в этом повезло. Эти слова важны потому, что писатель сам заявил, что наконец нашел в качестве героя хорошего человека, другими словами, героя хорошего. Нельзя сказать, что все предыдущие герои у автора были плохими. Это были люди хорошие, но они страдали от обстоятельств страшного мира, в котором обречены были жить, эти люди постоянно искали укрытия от мира. Они страдали от внутренней рефлексии, от отсутствия согласия с симим собой, от недостижимости гармонии в жизни и в себе. Даже от одиночества, на которое обречена человек в этом разорванном мире.

Они искали и находили покой и мир в природе, в общении с ним. И все стали беглецами из цивилизованного мира. Старик Сантьяго в «Старике и море» принадлежит миру природы. Он не только прожил всю свою жизнь в единстве с природой, морем, он — часть этого мира природы, и он сам так себя и воспринимает. Родство его с морем видно уже в его образе, в облике человека, всю жизнь провела в море. Хемингуэй уже на первых страницах подчеркивает примечательную деталь внешности старика: «Все у него было старое, кроме глаз, а глаза его были цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается». Так и возник лейтмотив повести — человек, не кажется.

В старом Сантьяго удивительно гармонично поеднюються сдержанность и гордость. «Он был слишком простодушным, — пишет Хемингуэй, — чтобы задуматься над тем, как и когда пришло к нему смирение. Но он знал, че оно пришло, не принося с собой ни встиду, ни утраты человеческого достоинства ». С возрастом исчезла из его души вся суета, все то, что когда-то волновало кровь. А остались чистые и светлые воспоминания. «Ему теперь уже не снились ни бури, ни женщины, ни великие события, ни огромные рыбы, ни драки, ни состязания в силе, ни женщина. Ему снились только далекие страны и львята, выходящие на берег. Как котики, они играли в сумерках, и он любил их так, как любил малого ».

Этот образ далекого африканского берега проходит через всю повесть как символ чистоты и незапятнанности природы, простой жизни, напоминая какой-то мере образ нетронутой красоты и белизны снежной вершины Килиманджаро ».

Наряду со смирением, что пришло с возрастом, с жизненным опытом, у старого живет и гордость. Он знает, для чего он родился на свет: «Ты родился, чтобы стать рыбаком, как рыба родилась, чтобы быть рыбой».

Когда Хемингуэй говороив, что ему повезло в том, что он нашел хорошего старого, он имел в виду не только хорошие душевные качества своего героя. Старый хорош не только своей добротой, простодушшям и смирением, под которым понимается умение жить в согласии с собой. У старого что-то более значимое — настоящий героизм. На его долю выпало очень тяжелое испытание. Он ведет свою титаническую борьбу с этой невидимой рыбой один на один, как подходит для героя. И поединок этот все больше напоминает миф о борьбе добра и зла, веры и отчаяния, силы и слабости. Герой должен вести борьбу сам, только тогда у него появится возможность раскрыть себя полностью, проявить все свое мужество, стойкость, отвагу и умение.

Старик знает о своей физической немощи, но он знает и другое — что у него есть воля к победе. «Я все равно ее победу, — сказал он, — при всей ее величине и при всей ее красе. Хоть это и несправедливо, — добавил он, — и я ей докажу, на что способен человек и что он сможет вытерпеть ».

На протяжении всего поединка в мыслях старого все время присутствует парень. Старый упоминает о нем, и не только потому, что малый очень помог бы ему, если бы был с ним в лодке, а главным образом потому, что малый олицетворяет собой будущее поколение и старому хочется закрепить в малом веру в себя, в том что он, старый, еще может ловить рыбу. Ведь он не раз говорил малому, что он необыкновенный старик, и теперь понимает, что пора это доказать на деле. «Он доказывал это уже тысячи раз. Ну и что? Теперь нужно доказать это снова. Каждый раз это начинается снова … »

Счастье, которое улыбнулось старому, счастье, которое он завоевал в тяжелой борьбе с рыбой, у него украли акулы. «Хотел бы я купить себе немного счастья, если его где-нибудь продают, — сказал старик. — А за что ты его купишь? — Спросил он себя. — Неужели его можно купить на потерянный гарпун, сломаны нож или покалеченные руки? «Подплывая в родное село с обидженим скелетом своей рыбы, старик все же отказывается считать себя побежденным:« Кто же тебя победил, старик? — Спросил он себя. — Никто, — ответил он. — Просто я слишком далеко зашел в море ».

Находясь в одиночестве в море старый размышляет об одиночестве. «Нельзя чтобы на старости человек оставался один, — думал он. — Однако от этого не уйдешь ». Но поте сам себе возражает, — уже на обратном пути домой старый думает о своих земляках: «Надеюсь, что они там очень волнуются. Хотя волноваться может мал. Но он во мне не сомневается! Старшие рыбалки — те наверняка волнуются. Да и молодые тоже, — думал он. — Я живу среди хороших людей ».

Впервые герой Хемингуэя не чувствует себя одиноким в этом враждебном и жестоком мире! Впервые он достиг гармонии с природой и людьми, что вокруг. Долгий путь пришлось пройти герою, чтобы прийти к такому життеутверджуючого заключения.

И наконец, главный вывод повести: старик терпит поражение, но по большому счету он остается непобежденным, его человеческое достоинство лика. И тогда он произносит слова, в которых и выражен весь пафос книги: «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить ».

«Старик и море» — не повесть о человеке вообще. Она — о рыбалке, о обычного труженика. Старик Сантьяго — зеркало бессмертной души народа. Если понять это, то не так и непосредственно важно, что старик не довез рыбу к берегу, ее сожрали акулы. Все равно из колоссального ее скелета удивлялись люди на берегу. И повесть перестает восприниматься как нечто пессимистическое, как воспринимаются ни «Илиада», ни «Песня о Роланде» (если обратиться к более близким по времени переводов). Ведь трагедия прежде всего — величественная, а уже потом — горка.

Старик Сантьяго — это у Хемингуэя новый герой, потому что «кодекс» для него не роль, а сама жизнь, как было с матадора, солдатами, охотниками, одно слово из «героями кодекса».

По своей стилистике и образному стилю повесть «Старик и море» близка к литературному жанру притчи, которая строится на аллегориях и предполагает некоторую моральную науку. Многие критики так и приняли ее как притчу и пробовали объяснять всю историю старого как символическое изображение борьбы добра и зла, борьбы людиины с Годом. Сам Хемингуэй протестовал против такого одностороннего и упрощенного трактовка его произведения, отстаивая реалистичную основу повести. Он говорил: «Ни одна хорошая книга никогда не была написана так, чтобы символы в ней были продуманы заранее, а затем вставлены в нее. Такие символы вылезают наверх, как изюминки в хлебе с изюмом. Хлеб с изюмом хороший, но простой злиб лучше. В «Старике и море» я пытался создать реального старого, реальное море, реальную рыбу и реальных акул. Но если я сделал их достаточно хорошо и достаточно правдиво, они могут означать много ».

0 / 5. 0

Эрнест Хемингуэй – самый правдивый американский писатель 20 века. Увидев однажды горе, боль и ужас войны, писатель поклялся до конца жизни быть “правдивее самой правды”. В “Старике и море” анализ обусловлен внутренним философским смыслом произведения. Поэтому при изучении повести Хемингуэя “Старик и море” в 9 классе на уроках литературы необходимо познакомиться с биографией автора, его жизненной и творческой позицией. Наша статья включает всю необходимую информацию по анализу произведения, тематику, проблематику и историю создания повести.

Краткий анализ

История создания – создан на основе истории, которую автор узнал у рыбаков на Кубе и описал в очерке в 30-х годах.

Год написания – произведение было закончено в феврале 1951 года.

Тема – мечта и победа человека, борьба с самим собой на пределе человеческих возможностей, испытание духа, схватка с самой природой.

Композиция – трёхчастная композиция с кольцевым обрамлением.

Жанр – повесть-притча.

Направление – реализм.

История создания

Замысел произведения возник у писателя в 30-х годах. В 1936 году в журнале “Эсквайр” вышел его очерк “На голубой воде. Гольфстримское письмо”. В ней описана приблизительная фабула легендарной повести: пожилой рыбак выходит в море и несколько дней без сна и еды “сражается” с огромной рыбой, но акулы съедают добычу старика. Его находят рыбаки в полубезумном состоянии, а вокруг лодки кружат акулы.

Именно эта история, услышанная когда-то автором от кубинских рыбаков, стала основой повести “Старик и море”. Спустя много лет в 1951 году писатель заканчивает свое масштабное произведение, осознавая, что это самый главный труд в его жизни. Произведение написано на Багамских островах, вышло в печать в 1952 году. Это последнее, опубликованное при жизни, произведение Хемингуэя.

С детства Хемингуэй, как и его отец, увлекался рыбалкой, он – профессионал на этом поприще, знал всю жизнь и быт рыбаков до самых мелких деталей, включая приметы, суеверия и легенды. Такой ценный материал не мог ни отразиться в творчестве автора, он стал исповедью, легендой, учебником жизненной философии простого человека, который живёт плодами своего труда.

В диалогах с критикой автор уклонялся от комментариев об идеи произведения. Его кредо: правдиво показать “настоящего рыбака, настоящего мальчика, настоящую рыбу и настоящих акул”. Именно так высказался автор в интервью, давая понять: его стремление – это реалистичность, уклоняясь от какой-либо иной трактовки смысла текста. В 1953 году Хемингуэй получил признание в очередной раз, получив Нобелевскую премию за своё произведение.

Тема

Тема произведения – испытание на прочность человеческой силы воли, характера, веры, а также тема мечты и духовной победы. Тема одиночества и человеческого предназначения также затронута автором.

Основная мысль произведения в том, чтобы показать человека в борьбе с самой природой, её созданиями и стихиями, а также борьба человека со своими слабостями. Огромный пласт авторской философии прорисовывается в повести чётко и ясно: человек рождён для чего-то определённого, овладев этим, он будет всегда счастлив и спокоен. У всего в природе есть душа, и люди должны уважать и ценить это – земля вечна, они – нет.

Хемингуэй удивительно мудро показывает достижение человеком своей мечты, и то, что следует за этим. Огромный марлин – самый главный трофей в жизни старика Сантьяго, он – доказательство того, что этот человек победил в схватке с природой, с порождением морской стихии. Только то, что даётся с трудом, заставляет пройти тяжкие испытания, проблемы – приносит главному герою счастье и удовлетворение. Мечта, доставшаяся потом и кровью, самая большая награда для Сантьяго. Несмотря на то, что акулы съели марлина, моральной и физической победы над обстоятельствами никто не отменяет. Личное торжество пожилого рыбака и признание в обществе “коллег” – лучшее, что могло случиться в его жизни.

Композиция

Условно композицию повести можно разделить на три части : старик и мальчик, старик в море, возвращение главного героя домой.

На образе Сантьяго формируются все композиционные элементы. Кольцевое обрамление композиции заключается в уходе старика в море и его возвращении. Особенность произведения в том, что оно насыщено внутренними монологами главного героя и даже диалогами с самим собой.

Скрытые библейские мотивы прослеживаются в речах старика, его жизненной позиции, в имени мальчика – Манолин (сокращённое от Эммануил), в образе самой рыбы-гиганта. Она – воплощение мечты старца, который смиренно, терпеливо встречает все испытания, не жалуется, не ругается, а лишь тихо молится. Его жизненная философия и духовная сторона существования – своеобразная личная религия, очень напоминающая христианство.

Жанр

В литературоведении принято обозначать жанр “Старика и море” как повесть-притчу . Именно глубокий духовный смысл делает произведение исключительным, выходящим за рамки традиционной повести. Сам автор признавался, что мог бы написать огромный роман со множеством сюжетных линий, но предпочёл более скромный объём, чтобы создать нечто уникальное.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 53.


В повести Э.Хемингуэя"Старик и море"затронуто множество актуальных для настоящего времени проблем. Например, одной из таких проблем является поиск себя. Очень важно не только обладать внутренней силой, умением осознавать красоту и величие окружающего мира, но и своего места в нем. Главный герой - старик, ловящий рыбу, отречен от общества людей и довольствуется одиночеством, океаном. Сантьяго ушел очень далеко в поисках себя, и в результате постиг настоящее христианское смирение. Он считает, что смысл его жизни - его работа, ловля рыбы. У каждого человека на свете есть свое предназначение, поэтому рыбак рождается рыбаком, а рыба - рыбой. Очень важную роль в жизни человека играют поиски себя, своего предназначения. Именно эта тема является одной из ключевых в повести Э.Хемингуэя "Старик и море".

Несмотря на то, что "старик рыбачил один на своей лодке вот уже восемьдесят четыре дня и не поймал ни одной рыбы", ему удается в конце концов поймать огромного марлина, но рыбу съедают акулы и Сантьяго терпит поражение.

Проблема победы и поражения прослеживается на протяжении всей повести и является неотъемлемой его частью.

Также, автор касается такой проблемы как религия. По рассуждениям старика, мы видим что он считает себя далеким от религии, но тем не менее, в трудный момент ловли рыбы он читает молитвы. Таким образом, Э.Хемингуэй затрагивает тему принадлежности к религии, отношения к ней.

Из рассуждений старика мы можем наблюдать несгибаемую волю, житейскую мудрость человека, рассудительность и еще множество качеств, отсутствием которых страдает современное общество. Сантьяго весьма справедливо созидает окружающий мир: "Дела мои шли слишком хорошо. Дальше так не могло продолжаться".