Характеристика и образ гаврилы в рассказе челкаш горького сочинение. Можно ли назвать Челкаша романтическим героем? Авторское отношение к героям рассказа челкаш

Рассказ открывается описанием порта. Голоса людей едва пробиваются сквозь шум пароходных винтов, звон якорных цепей и т. д.

Появляется Гришка Челкаш, «заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». «Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбуждённой и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал».

Челкаш ищет Мишку, с которым он вместе ворует. Один из сторожей сообщает ему, что Мишке отдавило ногу и его увезли в больницу. В бешеной сутолоке порта Челкаш чувствует себя уверенно. Он собирается «на дело», жалеет, что Мишка не сможет ему помочь. Челкаш встречает молодого парня, знакомится с ним, разговаривает по душам, входит к нему в доверие, представляется рыбаком (который, однако, ловит не рыбу). Парень, имя которого Гаврила, рассказывает, что ему нужны деньги, со своим хозяйством он не справляется, девушек с приданым за него не выдают, заработать он не может. Челкаш предлагает парню заработать, Гаврила соглашается.

Челкаш приглашает Гаврилу пообедать, причём берет еду в долг, и Гаврила сразу преисполняется уважения к Челкашу, «который, несмотря на свой вид жулика, пользуется такой известностью и доверием». За обедом Челкаш опаивает Гаврилу, и парень оказывается полностью в его власти. Челкаш «завидовал и сожалел об этой молодой жизни, подсмеивался над ней и даже огорчался за неё, представляя, что она может ещё раз попасть в такие руки, как его... И все чувства в конце концов слились у Челкаша в одно — нечто отеческое и хозяйственное. Малого было жалко, и малый был нужен».

Ночью Челкаш и Гаврила на лодке отправляются «на работу». Следует описание моря и неба (психологический пейзаж: «Что-то роковое было в этом медленном движении бездушных масс» — об облаках). Челкаш не сообщает Гавриле истинной цели их путешествия, хотя Гаврила, сидящий на вёслах, уже догадывается, что они вышли в море вовсе не затем, чтобы ловить рыбу. Гаврила пугается и просит Челкаша отпустить его. Челкаша же только забавляет страх парня. Челкаш отбирает у Гаврилы паспорт, чтобы тот не удрал.

Они пристают к стене, Челкаш исчезает и возвращается с чем-то «кубическим и тяжёлым». Гаврила поворачивает обратно, мечтая об одном: «скорей кончить эту проклятую работу, сойти на землю и бежать от этого человека, пока он в самом деле не убил или не завёл его в тюрьму». Гаврила гребёт очень осторожно, и им удаётся проскочить мимо охраны. Однако по воде шарит луч прожектора, Гаврила перепуган до полусмерти, но им снова удаётся скрыться.

Гаврила уже отказывается от вознаграждения, Челкаш начинает «искушать» парня: ведь по возвращении в родную деревню того ожидает прежняя унылая, беспросветная жизнь, сообщает, что за одну сегодняшнюю ночь он заработал полтысячи. Челкаш говорит, что если бы Гаврила работал с ним, то был бы первым богатеем на деревне. Челкаш даже расчувствовался и заговорил о крестьянской жизни. Он вспоминает своё детство, свою деревню, родителей, жену, вспоминает, как служил в гвардии, и как отец гордился им перед всей деревней. Размышления отвлекают Челкаша, и лодка едва не проезжает мимо греческого судна, на котором Челкаш должен отдать товар.

Челкаш и Гаврила ночуют на греческом корабле. Челкаш получает деньги, уговаривает Гаврилу ещё раз поработать с ним. Показывает Гавриле гору бумажек, которыми с ним расплатились греки. Гаврила дрожащей рукой хватает сорок рублей, выделенных ему Челкашом. Челкаш с неудовольствием отмечает, что Гаврила жаден, но считает, что от крестьянина другого и ожидать не приходится. Гаврила с возбуждением говорит о том, как хорошо можно жить в деревне, имея деньги.

На берегу Гаврила набрасывается на Челкаша, просит отдать ему все деньги. Челкаш отдаёт ему ассигнации, «дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу». Гаврила униженно благодарит, вздрагивает, прячет деньги за пазуху. Челкаш чувствует, «что он, вор, гуляка, оторванный ото всего родного, никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя». Гаврила бормочет, что думал убить Челкаша, потому что никто не станет допытываться, куда тот пропал. Челкаш хватает парня за горло, отбирает деньги, затем с презрением поворачивается и уходит.

Гаврила хватает тяжёлый камень, бросает его в голову Челкашу, тот падает. Гаврила бежит прочь, но потом возвращается и просит простить его и снять грех с души. Челкаш с презрением прогоняет его: «Гнус!.. И блудить-то не умеешь!..» Челкаш отдаёт Гавриле почти все деньги, кроме одной бумажки. Гаврила говорит, что возьмёт, только если Челкаш простит его. Начинается дождь, Челкаш поворачивается и уходит, оставив деньги лежащими на песке. У него подгибаются ноги, а повязка на голове все больше пропитывается кровью. Гаврила сгребает деньги, прячет их и широкими, твёрдыми шагами уходит в противоположную сторону. Дождь и брызги волн смывают пятно крови и следы на песке. «И на пустынном берегу моря не осталось ничего в воспоминание о маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми».


Большинство произведений М. Горького написаны в стиле реализма, но в его ранних рассказах присутствует романтический дух. Главные герои этих рассказов живут в тесной связи с природой. Писатель отождествляет природу и человека. В своих произведениях он отдает предпочтение людям, которые свободны от законов общества. Эти герои имеют интересные взгляды, поведение. У главного персонажа всегда есть антагонист - герой, который имеет противоположный взгляд на мир. Между этими героями возникает конфликт, который и положен в основу произведения, на нем раскрывается сюжет произведения.

Подобно большинству рассказов Горького, «Челкаш» повествует о человеческих взаимоотношениях, в произведении изображается природа, и ее взаимосвязь с душевным состоянием персонажей.

События, о которых Горький рассказывает в “Челкаше”, происходили на берегу моря, в портовом городе. Главными героями являются Челкаш и Гаврила. Эти персонажи противопоставляются друг другу. Челкаш - довольно немолодой вор и пьяница, не имеющий собственного дома. Гаврила - молодой крестьянин, который попал в эти места после неудавшейся попытки найти работу, чтобы заработать денег.

Гришка Челкаш известен всем в порту как заядлый пьяница и ловкий вор. Его внешность была подобна другим “босяцким фигурам”, встречающимся в порту, но он удивлял своим сходством со “степным ястребом”. Это был “длинный, костлявый, немного сутулый» человек, «с горбатым хищным носом и холодными серыми глазами». У него были густые и длинные усы бурого цвета, которые «то и дело вздрагивали», руки он держал заложенными за спину и постоянно потирал ими, нервно перекручивая свои длинные, кривые и цепкие пальцы. Походка у него была на первый взгляд спокойная, но зоркая, словно полет птицы, которую напоминал весь облик Челкаша.

Челкаш промышлял в порту воровством, порой его сделки удавались и тогда у него появлялись деньги, которые он тут же пропивал.

Челкаш и Гаврила встретились тогда, когда Челкаш шел по гавани и размышлял, как ему выполнить предстоящее сегодняшней ночью “дело”. Напарник его сломал ногу, что очень осложнило все дело. Челкаш был очень раздосадован.

Гаврила же возвращался домой после неудавшейся попытки подзаработать денег на Кубани. У него тоже был повод для огорчения – после смерти отца выбраться из нищеты он мог только одним способом - “идти в зятья в хороший дом”, что означало - стать батраком.

Челкаш совершенно случайно увидел молодого крепкого парня, одетого в оборванный рыжий картуз, обутого в лапти и сидевшего прямо у тротуара.

Челкаш затронул парня, разговорился с ним и неожиданно решил взять его с собой на “дело”.

Встреча героев описана Горьким подробно. Мы слышим разговор, внутренние переживания и мысли каждого героя. Особое внимание автор уделяет Челкашу, замечая каждую деталь, малейшее изменение в поведении своего персонажа. Это и размышления о прежней жизни, о крестьянском парне Гавриле, оказавшемся по воле судьбы в его “волчьих лапах”. То он чувствует господство над кем-то, испытывая при этом гордость за себя самого, то у него меняется настроение, и он хочет обругать или ударить Гаврилу, то вдруг хочет его пожалеть. Он когда-то имел дом, жену, родителей, но потом превратился в вора и отпетого пьяницу. Однако читателю он не кажется законченным человеком. Мы видим в нем гордую и сильную натуру. Невзирая на то, что он имеет непрезентабельный внешний вид, в герое чувствуется неординарная личность. Челкаш ко всем может найти подход, со всеми может договориться. Он имеет свое особое отношение к морю и природе. Являясь вором, Челкаш любит море. Его внутренний мир автор даже сравнивает с морем: «кипучая нервная натура», он был жаден на впечатления, глядя на море, он испытывал «широкое теплое чувство», охватывающее всю его душу и очищающее ее от житейской скверны. Среди воды и воздуха Челкаш чувствовал себя лучшим, там его мысли о жизни, да, впрочем, и сама жизнь теряли ценность и остроту.

Гаврилу же мы видим совершенно иным. Сначала перед нами предстает “забитый” жизнью, недоверчивый деревенский парень, а затем -перепуганный до смерти раб. После успешного завершения “дела”, когда Гаврила впервые в жизни увидел большие деньги, его словно “прорвало”. Автор описывает обуревающие Гаврилу чувства очень ярко. Нам становится видна ничем не прикрытая алчность. Сразу же исчезли сострадание и жалость к деревенскому парню. Когда же, упав на колени, Гаврила стал умолять Челкаша отдать ему все деньги, читатель увидел уже совсем другого человека - “подлого раба”, забывшего обо всем, желая лишь выклянчить у своего хозяина побольше денег. Испытывая к этому жадному рабу острую жалость и ненависть, Челкаш бросает ему все деньги. В этот миг он чувствует себя героем. Он уверен, что таким никогда не станет, несмотря на то, что он вор и пьяница.

Однако после слов Гаврилы о том, что он хотел убить Челкаша и бросить в море, тот испытывает жгучую ярость. Челкаш забирает деньги, поворачивается спиной к Гавриле и уходит.

Не мог пережить этого Гаврила, схватив камень, он бросил его в голову Челкаша. Увидев, что натворил, снова стал молить прощения.

И в этой ситуации Челкаш был выше. Он понял, что у Гаврилы подлая и мелкая душонка, и бросил деньги прямо ему в лицо. Гаврила сначала глядел вслед Челкашу, пошатывающемуся и держащемуся за голову, но потом вздохнул, словно освободившись, перекрестился, спрятал деньги и направился в противоположную сторону.

Когда грузчики, бросив работать, рассыпались по гавани шумными группами, покупая себе у торговок разную снедь и усаживаясь обедать тут же, на мостовой, в тенистых уголках, — появился Гришка Челкаш, старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор. Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей. По всклокоченным черным с проседью волосам и смятому, острому, хищному лицу было видно, что он только что проснулся. В одном буром усе у него торчала соломина, другая соломина запуталась в щетине левой бритой щеки, а за ухо он заткнул себе маленькую, только что сорванную ветку липы. Длинный, костлявый, немного сутулый, он медленно шагал по камням и, поводя своим горбатым, хищным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными серыми глазами и высматривая кого-то среди грузчиков. Его бурые усы, густые и длинные, то и дело вздрагивали, как у кота, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручиваясь длинными, кривыми и цепкими пальцами. Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал. Когда он поравнялся с одной из групп босяков-грузчиков, расположившихся в тени под грудой корзин с углем, ему навстречу встал коренастый малый с глупым, в багровых пятнах, лицом и поцарапанной шеей, должно быть, недавно избитый. Он встал и пошел рядом с Челкашом, вполголоса говоря: — Флотские двух мест мануфактуры хватились... Ищут. — Ну? — спросил Челкаш, спокойно смерив его глазами. — Чего — ну? Ищут, мол. Больше ничего. — Меня, что ли, спрашивали, чтоб помог поискать? И Челкаш с улыбкой посмотрел туда, где помещается пакгауз Добровольного флота. — Пошел к черту! Товарищ повернул назад. — Эй, погоди! Кто это тебя изукрасил? Ишь как испортили вывеску-то... Мишку не видал здесь? — Давно не видал! — крикнул тот, уходя к своим товарищам. Челкаш шагал дальше, встречаемый всеми, как человек хорошо знакомый. Но он, всегда веселый и едкий, был сегодня, очевидно, не в духе и отвечал на расспросы отрывисто и резко. Откуда-то из-за бунта товара вывернулся таможенный сторож, темно-зеленый, пыльный и воинственно-прямой. Он загородил дорогу Челкашу, встав перед ним в вызывающей позе, схватившись левой рукой за ручку кортика, а правой пытаясь взять Челкаша за ворот. — Стой! Куда идешь? Челкаш отступил шаг назад, поднял глаза на сторожа и сухо улыбнулся. Красное, добродушно-хитрое лицо служивого пыталось изобразить грозную мину, для чего надулось, стало круглым, багровым, двигало бровями, таращило глаза и было очень смешно. — Сказано тебе — в гавань не смей ходить, ребра изломаю! А ты опять? — грозно кричал сторож. — Здравствуй, Семеныч! мы с тобой давно не видались, — спокойно поздоровался Челкаш и протянул ему руку. — Хоть бы век тебя не видать! Иди, иди!.. Но Семеныч все-таки пожал протянутую руку. — Вот что скажи, — продолжал Челкаш, не выпуская из своих цепких пальцев руки Семеныча и приятельски-фамильярно потряхивая ее, — ты Мишку не видал? — Какого еще Мишку? Никакого Мишки не знаю! Пошел, брат, вон! а то пакгаузный увидит, он те... — Рыжего, с которым я прошлый раз работал на «Костроме», — стоял на своем Челкаш. — С которым воруешь вместе, вот как скажи! В больницу его свезли, Мишку твоего, ногу отдавило чугунной штыкой. Поди, брат, пока честью просят, поди, а то в шею провожу!.. — Ага, ишь ты! а ты говоришь — не знаю Мишки... Знаешь вот. Ты чего же такой сердитый, Семеныч?.. — Вот что, ты мне зубы не заговаривай, а иди!.. Сторож начал сердиться и, оглядываясь по сторонам, пытался вырвать свою руку из крепкой руки Челкаша. Челкаш спокойно посматривал на него из-под своих густых бровей и, не отпуская его руки, продолжал разговаривать: — Ты не торопи меня. Я вот наговорюсь с тобой вдосталь и уйду. Ну, сказывай, как живешь?.. жена, детки — здоровы? — И, сверкая глазами, он, оскалив зубы насмешливой улыбкой, добавил: — В гости к тебе собираюсь, да все времени нет — пью все вот... — Ну, ну, — ты это брось! Ты, — не шути, дьявол костлявый! Я, брат, в самом деле... Али ты уж по домам, по улицам грабить собираешься? — Зачем? И здесь на наш с тобой век добра хватит. Ей-богу, хватит, Семеныч! Ты, слышь, опять два места мануфактуры слямзил?.. Смотри, Семеныч, осторожней! не попадись как-нибудь!.. Возмущенный Семеныч затрясся, брызгая слюной и пытаясь что-то сказать. Челкаш отпустил его руку и спокойно зашагал длинными ногами назад к воротам гавани. Сторож, неистово ругаясь, двинулся за ним. Челкаш повеселел; он тихо посвистывал сквозь зубы и, засунув руки в карманы штанов, шел медленно, отпуская направо и налево колкие смешки и шутки. Ему платили тем же. — Ишь ты, Гришка, начальство-то как тебя оберегает! — крикнул кто-то из толпы грузчиков, уже пообедавших и валявшихся на земле, отдыхая. — Я — босый, так вот Семеныч следит, как бы мне ногу не напороть, — ответил Челкаш. Подошли к воротам. Два солдата ощупали Челкаша и легонько вытолкнули его на улицу. Челкаш перешел через дорогу и сел на тумбочку против дверей кабака. Из ворот гавани с грохотом выезжала вереница нагруженных телег. Навстречу им неслись порожние телеги с извозчиками, подпрыгивавшими на них. Гавань изрыгала воющий гром и едкую пыль... В этой бешеной сутолоке Челкаш чувствовал себя прекрасно. Впереди ему улыбался солидный заработок, требуя немного труда и много ловкости. Он был уверен, что ловкости хватит у него, и, щуря глаза, мечтал о том, как загуляет завтра поутру, когда в его кармане явятся кредитные бумажки... Вспомнился товарищ Мишка, — он очень пригодился бы сегодня ночью, если бы не сломал себе ногу. Челкаш про себя обругался, думая, что одному, без Мишки, пожалуй, и не справиться с делом. Какова-то будет ночь?.. Он посмотрел на небо и вдоль по улице. Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке, сидел молодой парень в синей пестрядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и в оборванном рыжем картузе. Около него лежала маленькая котомка и коса без черенка, обернутая в жгут из соломы, аккуратно перекрученный веревочкой. Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно. Челкаш оскалил зубы, высунул язык и, сделав страшную рожу, уставился на него вытаращенными глазами. Парень, сначала недоумевая, смигнул, но потом вдруг расхохотался, крикнул сквозь смех; «Ах, чудак!» — и, почти не вставая с земли, неуклюже перевалился от своей тумбочки к тумбочке Челкаша, волоча свою котомку по пыли и постукивая пяткой косы о камни. — Что, брат, погулял, видно, здорово!..— обратился он к Челкашу, дернув его штанину. — Было дело, сосунок, было этакое дело! — улыбаясь, сознался Челкаш. Ему сразу понравился этот здоровый, добродушный парень с ребячьими светлыми глазами.— С косовицы, что ли? — Как же!.. Косили версту — выкосили грош. Плохи дела-то! Нар-роду — уйма! Голодающий этот самый приплелся, — цену сбили, хоть не берись! Шесть гривен в Кубани платили. Дела!.. А раньше-то, говорят, три целковых цена, четыре, пять!.. — Раньше!.. Раньше-то за одно погляденье на русского человека там трёшну платили. Я вот годов десять тому назад этим самым и промышлял. Придешь в станицу — русский, мол, я! Сейчас тебя поглядят, пощупают, подивуются и — получи три рубля! Да напоят, накормят. И живи сколько хочешь! Парень, слушая Челкаша, сначала широко открыл рот, выражая на круглой физиономии недоумевающее восхищение, но потом, поняв, что оборванец врет, шлепнул губами и захохотал. Челкаш сохранял серьезную мину, скрывая улыбку в своих усах. — Чудак, говоришь будто правду, а я слушаю да верю... Нет, ей-богу, раньше там... — Ну, а я про что? Ведь и я говорю, что, мол, там раньше... — Поди ты!..— махнул рукой парень.— Сапожник, что ли? Али портной?.. Ты-то? — Я-то? — переспросил Челкаш и, подумав, сказал; — Рыбак я... — Рыба-ак! Ишь ты! Что же, ловишь рыбу?.. — Зачем рыбу? Здешние рыбаки не одну рыбу ловят. Больше утопленников, старые якорья, потонувшие суда — все! Удочки такие есть для этого... — Ври, ври!.. Из тех, может, рыбаков, которые про себя поют:

Мы закидываем сети
По сухим берегам
Да по амбарам, по клетям!..

— А ты видал таких? — спросил Челкаш, с усмешкой поглядывая на него. — Нет, видать где же! Слыхал... — Нравятся? — Они-то? Как же!.. Ничего ребята, вольные, свободные... — А что тебе — свобода?.. Ты разве любишь свободу? — Да ведь как же? Сам себе хозяин, пошел — куда хошь, делай — что хошь... Еще бы! Коли сумеешь себя в порядке держать, да на шее у тебя камней нет, — первое дело! Гуляй знай, как хошь, бога только помни... Челкаш презрительно сплюнул и отвернулся от парня. — Сейчас вот мое дело...— говорил тот.— Отец у меня — умер, хозяйство — малое, мать старуха, земля высосана, — что я должен делать? Жить — надо. А как? Неизвестно. Пойду я в зятья в хороший дом. Ладно. Кабы выделили дочь-то!.. Нет ведь — тесть-дьявол не выделит. Ну, и буду я ломать на него... долго... Года! Вишь, какие дела-то! А кабы мне рублей ста полтора заробить, сейчас бы я на ноги встал и — Антипу-то — накося, выкуси! Хошь выделить Марфу? Нет? Не надо! Слава богу, девок в деревне не одна она. И был бы я, значит, совсем свободен, сам по себе... Н-да! — Парень вздохнул.— А теперь ничего не поделаешь иначе, как в зятья идти. Думал было я: вот, мол, на Кубань-то пойду, рублев два ста тяпну, — шабаш! барин!.. ан не выгорело. Ну и пойдешь в батраки... Своим хозяйством не исправлюсь я, ни в каком разе! Эхе-хе!.. Парню сильно не хотелось идти в зятья. У него даже лицо печально потускнело. Он тяжело заерзал на земле. Челкаш спросил: — Теперь куда ж ты? — Да ведь — куда? известно, домой. — Ну, брат, мне это неизвестно, может, ты в Турцию собрался... — В Ту-урцию!.. — протянул парень.— Кто ж это туда ходит из православных? Сказал тоже!.. — Экой ты дурак! — вздохнул Челкаш и снова отворотился от собеседника. В нем этот здоровый деревенский парень что-то будил... Смутное, медленно назревавшее, досадливое чувство копошилось где-то глубоко и мешало ему сосредоточиться и обдумать то, что нужно было сделать в эту ночь. Обруганный парень бормотал что-то вполголоса, изредка бросая на босяка косые взгляды. У него смешно надулись щеки, оттопырились губы и суженные глаза как-то чересчур часто и смешно помаргивали. Он, очевидно, не ожидал, что его разговор с этим усатым оборванцем кончится так быстро и обидно. Оборванец не обращал больше на него внимания. Он задумчиво посвистывал, сидя на тумбочке и отбивая по ней такт голой грязной пяткой. Парню хотелось поквитаться с ним. — Эй ты, рыбак! Часто это ты запиваешь-то? — начал было он, но в этот же момент рыбак быстро обернул к нему лицо, спросив его: — Слушай, сосун! Хочешь сегодня ночью работать со мной? Говори скорей! — Чего работать? — недоверчиво спросил парень. — Ну, чего!.. Чего заставлю... Рыбу ловить поедем. Грести будешь... — Так... Что же? Ничего. Работать можно. Только вот... не влететь бы во что с тобой. Больно ты закомурист... темен ты. Челкаш почувствовал нечто вроде ожога в груди и с холодной злобой вполголоса проговорил: — А ты не болтай, чего не смыслишь. Я те вот долбану по башке, тогда у тебя в ней просветлеет... Он соскочил с тумбочки, дернул левой рукой свой ус, а правую сжал в твердый, жилистый кулак и заблестел глазами. Парень испугался. Он быстро оглянулся вокруг и, робко моргая, тоже вскочил с земли. Меряя друг друга глазами, они молчали. — Ну? — сурово спросил Челкаш. Он кипел и вздрагивал от оскорбления, нанесенного ему этим молоденьким теленком, которого он во время разговора с ним презирал, а теперь сразу возненавидел за то, что у него такие чистые голубые глаза, здоровое загорелое лицо, короткие крепкие руки, за то, что он имеет где-то там деревню, дом в ней, за то, что его приглашает в зятья зажиточный мужик, — за всю его жизнь прошлую и будущую, а больше всего за то, что он, этот ребенок по сравнению с ним, Челкашом, смеет любить свободу, которой не знает цены и которая ему не нужна. Всегда неприятно видеть, что человек, которого ты считаешь хуже и ниже себя, любит или ненавидит то же, что и ты, и, таким образом, становится похож на тебя. Парень смотрел на Челкаша и чувствовал в нем хозяина. — Ведь я... не прочь...— заговорил он.— Работы ведь и ищу. Мне все равно, у кого работать, у тебя или у другого. Я только к тому сказал, что не похож ты на рабочего человека, — больно уж тово... драный. Ну, я ведь знаю, что это со всяким может быть. Господи, рази я не видел пьяниц! Эх, сколько!.. да еще и не таких, как ты. — Ну, ладно, ладно! Согласен? — уже мягче переспросил Челкаш. — Я-то? Айда!.. с моим удовольствием! Говори цену. — Цена у меня по работе. Какая работа будет. Какой улов, значит... Пятитку можешь получить. Понял? Но теперь дело касалось денег, а тут крестьянин хотел быть точным и требовал той же точности от нанимателя. У парня вновь вспыхнуло недоверие и подозрительность. — Это мне не рука, брат! Челкаш вошел в роль. — Не толкуй, погоди! Идем в трактир! И они пошли по улице рядом друг с другом, Челкаш — с важной миной хозяина, покручивая усы, парень — с выражением полной готовности подчиниться, но все-таки полный недоверия и боязни. — А как тебя звать? — спросил Челкаш. — Гаврилом! — ответил парень. Когда они пришли в грязный и закоптелый трактир, Челкаш, подойдя к буфету, фамильярным тоном завсегдатая заказал бутылку водки, щей, поджарку из мяса, чаю и, перечислив требуемое, коротко бросил буфетчику: «В долг все!» — на что буфетчик молча кивнул головой. Тут Гаврила сразу преисполнился уважением к своему хозяину, который, несмотря на свой вид жулика, пользуется такой известностью и доверием. — Ну, вот мы теперь закусим и поговорим толком. Пока ты посиди, а я схожу кое-куда. Он ушел. Гаврила осмотрелся кругом. Трактир помещался в подвале; в нем было сыро, темно, и весь он был полон удушливым запахом перегорелой водки, табачного дыма, смолы и еще чего-то острого. Против Гаврилы, за другим столом, сидел пьяный человек в матросском костюме, с рыжей бородой, весь в угольной пыли и смоле. Он урчал, поминутно икая, песню, всю из каких-то перерванных и изломанных слов, то страшно шипящих, то гортанных. Он был, очевидно, не русский. Сзади его поместились две молдаванки; оборванные, черноволосые, загорелые, они тоже скрипели песню пьяными голосами. Потом из тьмы выступали еще разные фигуры, все странно растрепанные, все полупьяные, крикливые, беспокойные... Гавриле стало жутко. Ему захотелось, чтобы хозяин воротился скорее. Шум в трактире сливался в одну ноту, и казалось, что это рычит какое-то огромное животное, оно, обладая сотней разнообразных голосов, раздраженно, слепо рвется вон из этой каменной ямы и не находит выхода на волю... Гаврила чувствовал, как в его тело всасывается что-то опьяняющее и тягостное, от чего у него кружилась голова и туманились глаза, любопытно и со страхом бегавшие по трактиру... Пришел Челкаш, и они стали есть и пить, разговаривая. С третьей рюмки Гаврила опьянел. Ему стало весело и хотелось сказать что-нибудь приятное своему хозяину, который — славный человек! — так вкусно угостил его. Но слова, целыми волнами подливавшиеся ему к горлу, почему-то не сходили с языка, вдруг отяжелевшего. Челкаш смотрел на него и, насмешливо улыбаясь, говорил: — Наклюкался!.. Э-эх, тюря! с пяти рюмок!.. как работать-то будешь?.. — Друг!..— лепетал Гаврила.— Не бойсь! Я тебе уважу!.. Дай поцелую тебя!.. а?.. — Ну, ну!.. На, еще клюкни! Гаврила пил и дошел наконец до того, что у него в глазах все стало колебаться ровными, волнообразными движениями. Это было неприятно, и от этого тошнило. Лицо у него сделалось глупо восторженное. Пытаясь сказать что-нибудь, он смешно шлепал губами и мычал. Челкаш, пристально поглядывая на него, точно вспоминал что-то, крутил свои усы и все улыбался хмуро. А трактир ревел пьяным шумом. Рыжий матрос спал, облокотясь на стол. — Ну-ка, идем! — сказал Челкаш, вставая. Гаврила попробовал подняться, но не смог и, крепко обругавшись, засмеялся бессмысленным смехом пьяного. — Развезло! — молвил Челкаш, снова усаживаясь против него на стул. Гаврила все хохотал, тупыми глазами поглядывая на хозяина. И тот смотрел на него пристально, зорко и задумчиво. Он видел перед собою человека, жизнь которого попала в его волчьи лапы. Он, Челкаш, чувствовал себя в силе повернуть ее и так и этак. Он мог разломать ее, как игральную карту, и мог помочь ей установиться в прочные крестьянские рамки. Чувствуя себя господином другого, он думал о том, что этот парень никогда не изопьет такой чаши, какую судьба дала испить ему, Челкашу... И он завидовал и сожалел об этой молодой жизни, подсмеивался над ней и даже огорчался за нее, представляя, что она может еще раз попасть в такие руки, как его... И все чувства в конце концов слились у Челкаша в одно — нечто отеческое и хозяйственное. Малого было жалко, и малый был нужен. Тогда Челкаш взял Гаврилу под мышки и, легонько толкая его сзади коленом, вывел на двор трактира, где сложил на землю в тень от поленницы дров, а сам сел около него и закурил трубку. Гаврила немного повозился, помычал и заснул.


Челкаш и Гаврила - герои, противопоставленные друг другу.

Их несходство проявляется прежде всего во внешнем виде. Гришка Челкаш, «старый травленый волк заядлый пьяни­ца Он был бос, в старых вытертых плисовых штанах, без шапки, в фязной ситцевой рубахе, с разорванным воротом, от­крывавшем его сухие угловатые кости, обтянутые коричневой кожей». Весь вид Челкаша был хищный, автор сравнивает его со степным ястребом, взгляд его острый, глаза холодные. Гав­рилу же автор описывает так: «… молодой парень в синей пест­рядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и оборванном рыжем картузе. Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с за­горелым и обветренным лицом и с большими голубыми глаза­ми, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно».

Внешность отражает жизненную опытность Челкаша и наи­вность Гаврилы.

Первая реакция Челкаша: «… ему сразу понравился этот добродушный здоровенный парень с ребячьими светлыми гла­зами».

Что же привело к такой страшной ссоре между героями?

Представление о свободе у героев разное, у Гаврилы - быто­вое, примитивное, «делай - что хошь». Челкаш не комменти­рует его слов, но предварительно сплевывает. Можно догадать­ся, что у него другие представления.

Разница в мировоззрении очевидна и тогда, когда герои до­говариваются о деле. «Парень смотрел на Челкаша и чувство­вал в нем хозяина». Челкаш же испытывал смешанные чувства: «Чувствуя себя господином другого, он думал о том, что этот парень никогда не изопьет такой чаши, какую судьба дала ис­пить ему, Челкашу. И все чувства слились у Челкаша в одно - нечто отеческое и хозяйственное. Малого было жалко, и малый был нужен».

Итак, роли распределены. Далее герои сопоставляются в от­ношении к морю. Гришка, «вор, любил море. Его кипучая не­рвная натура, жадная на впечатление, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайней, свободной и мощной».

Гаврила же о море сказал так: «Ничего! Только боязно в нем». Ясно, что и в этом они противоположные натуры.

Трусливость Гаврилы очевидна в море на фоне бесстрашия Челкаша. Гаврила помогает совершить кражу. На обратном пути они разговаривают о крестьянском труде. Челкаш пережил странные для читателей эмоции, «раздражающее жжение в гру­ди», автор приоткрывает читателю прошлое Челкаша. Именно это прошлое и притягивало его к Гавриле.

Отношение к деньгам - еще одно различие между героями. «Жаден ты», - говорит Челкаш Гавриле. Его же, Челкаша, пред­ставление такое: «Разве из-за денег можно так истязать себя?»

Сочинение

А. М. Горький - писатель-реалист, но все его ранние рассказы пронизаны духом романтизма. В них главные герои обычно тесно связаны с природой. Горький часто отождествляет человека и природу. В своих произведениях он отдает явное предпочтение людям, свободным от законов общества. Они интересны своими взглядами, поведением. И, как правило, у главного героя всегда есть антипод- человек, придерживающийся противоположного взгляда на жизнь. Между ними возникает конфликт, на основе которого и разворачивается сюжет произведения.

Как и во многих своих рассказах, в рассказе «Челкаш» Горький также затрагивает тему человеческих взаимоотношений описывает природу, усугубляясь во взаимосвязь природы с душевным состоянием своих героев.

События, описанные в рассказе «Челкаш», происходили в портовом городе, на берегу моря.

Главные действующие лица - Челкаш и Гаврила. Челкаш - уже немолодой бездомный пьяница и вор. Гаврила - молодой крестьянский парень, попавший в это место после неудачной попытки найти работу.

Все в порту знают Гришку Челкаша как заядлого пьяницу и ловкого вора. Внешне схожий со всеми «босяцкими фигурами» впорту, он сразу обращал на себя внимание сходством со степным ястребом. Он был «длинным, костлявым, немного сутулым, с горбатым хищным носом и холодными серыми глазами. Его бурые усы, густые и длинные, то и дело вздрагивали, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручиваясь длинными, кривыми и цепкими пальцами. Его с виду спокойная, но зоркая и возбужденная походка напоминала полет птицы, на которую он был так похож». Челкаш промышлял воровством в порту, а когда сделка удавалась и появлялись деньги, он тут же пропивал их.

Встреча Челкаша и Гаврилы произошла в тот момент, когда Челкаш шёл по гавани, обдумывал, как ему быть с предстоящим ночью делом. Его напарник сломал ногу, и это обстоятельство осложняло все. и вызывало в Челкаше чувство досады и злобы.

Гаврила же, после неудачной попытки заработать денег на Кубани, возвращался домой. Он был очень огорчен и расстроен, так как после смерти отца ему оставался только один путь выбраться из нищеты - «идти в зятья в хороший дом». А это означало - идти в батраки.

Челкаш случайно обратил внимание на сидевшего прямо у тротуара, на мостовой, молодого крепкого парня в лаптях и оборванном рыжем картузе. Челкаш затронул парня, а потом, разговорившись с ним, внезапно решил взять с собой в дело.

Горький подробно описал их встречу, их разговор, мысли и внутренние переживания каждого. Челкашу Горький уделяет особое внимание. Он подмечает каждый штрих, малейший нюанс в поведении своего героя. Тут и мысли о прежней жизни, о Гавриле, который волею судьбы оказался в его «волчьих лапах». Чувство господства над кем-то, вызывающее в нем гордость за самого себя, его бесконечно меняющееся настроение, когда ему хотелось то ударить и обругать Гаврилу, то пожалеть. Когда-то имевший дом, родителей, жену, он стал вором и отпетым пьяницей, но тем не менее он не кажется нам законченным человеком. Это гордая и сильная натура. Несмотря на обшарпанный внешний вид, в нем видна неординарная личность. У Челкаша ко всем есть подход, он везде сможет договориться. У него особое отношение к природе, морю. Челкаш любил море. «Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не прельщалась содержанием этой бескрайней, свободной и мощной красоты. На море в нем всегда поднималось широкое теплое чувство, которое охватывало всю его душу, очищая ее от житейской скверны. Челкаш любил видеть себя лучшим среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь теряли остроту и ценность».

Гаврила предстает перед нами совсем в другом свете. Сначала - это забитый жизнью, не слишком доверчивый деревенский парень, потом - до смерти перепуганный раб. А уж когда дело успешно завершилось, и он впервые в своей жизни увидел такие большие деньги, вот тут-то его и прорвало. Горький очень точно описывает, какие чувства обуревали Гаврилу в тот момент и как они сказались на его поведении. Мы со всей ясностью увидели ничем не прикрытую алчность. Моментально исчезли жалость и сострадание к бедному деревенскому парню. Когда Гаврила, упав на колени перед Челкашом, стал вымаливать у того все деньги, перед нами предстал совсем другой человек - это был «подлый раб», забывший обо всем в своем желании выклянчить побольше денег у своего хозяина. И Челкаш, преисполненный чувством острой жалости и ненависти к этому жадному рабу, бросил ему все деньги. В этот момент он чувствовал себя героем. Челкаш знал, что никогда не станет таким, пусть даже он вор и пьяница.

Но когда Гаврила рассказал Челкашу, как он хотел убить его и сбросить в море, того обуяла ярость - его еще никогда не били так больно, и никогда он не был так зол. Челкаш забрал деньги и, повернувшись к Гавриле спиной, пошел вдоль берега.

Гаврила не мог этого допустить, он схватил камень и бросил его в голову уходящего Челкаша. Но когда увидел, что натворил, опять стал скулить и просить у Челкаша прощения.

Челкаш и в этой ситуации оказался на высоте. Поняв, какая мелкая и подлая душонка у этого парня, он кинул деньги ему прямо в лицо и, пошатываясь и держась за голову, пошел прочь. Гаврила посмотрел ему вслед, потом свободно вздохнул, перекрестился, спрятал деньги и пошел в противоположную сторону.

В своем произведении Горький отдал явное предпочтение Челкашу - человеку высоких моральных качеств, человеку, не терявшему чувства собственного достоинства ни при каких обстоятельствах.

Рассказ начинается с описания гавани: «Звон якорных цепей, глухой стук дерева, дребезжание извоз-чих телег...» Далее автор описывает появление в гавани Челкаша, старого травленного волка, хорошо знакомого гаванскому люду, заядлого пьяницу и ловкого, смелого вора. Чтобы пойти на очередное «дело», он ходил по гавани и искал своего поплечника Мишку, но сторож сказал, что Мишку увезли в больницу. Но тут Челкашу попадается парень: «широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами». Этого молодого парня звали Гаврила. Поговорив с ним, Челкаш приходит к выводу, что Гаврила сможет заменить Мишку. Челкаш предлагает Гавриле работу. Но на вопрос «какую?» Челкаш ответил:

Рыбу ловить поедем. Грести будешь...

Гаврила соглашается, ничего не подозревая. И, оказавшись в море, Гаврила, захваченный чисто практическими интересами, оказавшись в море, «чувствует себя раздавленным этой мрачной тишиной и красотой». Вор Челкаш все еще не потерял светлой «памяти, этого бича несчастных». Поэтому он «любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха». Но все-таки великая сила природы противостоит, хотя по-разному, ночной жизненной практике обоих героев.

После «дела» Челкаш дал Гавриле несколько «бумажек». Но Гавриле нужны были все деньги, и он, обняв ноги Челкаша, просит отдать ему все деньги:

Голубчик!.. Дай ты мне эти деньги! Дай, Христа ради! Что они тебе?..

Челкаш, испуганный, изумленный и озлобленный, оттолкнул Гаврилу, вскочил на ноги и, сунув руку в карман, бросил в Гаврилу бумажки.

На! Жри... - крикнул он злобно.

Но потом, выслушав все радостные вопли Гаврилы, сказал:

Дай сюда деньги!

Ради денег Гаврила готов был пойти и на преступление. Даже Челкаш говорил ему:

Разве из-за денег можно так истязать себя?

И заканчивается рассказ тем, что «море выло, швыряло большие, тяжелые волны на прибрежный песок, разбивая их в брызги и пену...»

Другие сочинения по этому произведению

«Гордый человек» М. Горького (по рассказу М. Горького «Челкаш») Анализ рассказа М. Горького «Челкаш» Босяки - герои или жертвы?(по рассказу "Челкаш") Герои ранней романтической прозы М.Горького Образ босяка в рассказе М. Горького «Челкаш» Образ Челкаша в рассказе Горького "Челкаш" Образы Челкаша и Гаврилы (по рассказу М. Горького "Челкаш") Проблема сильной свободной личности в произведениях Горького рубежа веков (на примере анализа одного рассказа). Роль пейзажа в рассказах И. А. Бунина «Кавказ» и М. Горького «Челкаш» Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого «После бала», И.А.Бунина"Кавказ", М. Горького"Челкаш". Роль пейзажа в рассказе