Греческая нация. Понтийские греки: история и традиционная культура. Понтийские греки - кто они

На Балканском полуострове и близлежащих островах расположена Греция. Она граничит со многими странами и Республиками, например: Албанией, Болгарией, Турцией и Республикой Македонией. Просторы Греции омываются Эгейским, Фракийским, Ионическим, Средиземным и Критским морями.

Слово "грек" появилось во времена Римской империи. Так называли греческих колонистов Южной Италии. Позже так стали называть всех жителей Греции, на тот момент - эллинов. До средних веков греки жили по своим правилам и устоям, оказав большое влияние на развитие Европейской культуры. Но с переселением влахов, славян, албанцев их жизнь несколько изменилась.

Народы, населяющие Грецию

На сегодняшний день Греция является этнически однородно страной - жители говорят на общем языке, но также знают английский. По численности людей, проживающих на территории страны, Греция занимает 74 место в мире. Что касается веры, то практически все греки исповедуют православие.

Самыми заселенными городами Греции являются: Афины, Салоники, Патры, Волос и Ираклион. Горных и холмистых районов в этих городах достаточно, но люди предпочитают жить на побережье.

Смешение кровей началось в начале нашей эры. В 6-7 вв. н. э. славяне заняли большую часть греческих территорий, с этого момента, они стали частью греческой народности.

В Средние века Грецию заполонили албанцы. Несмотря на то, что Греция в этот момент была подвластна османской Турции, влияние этого народа на этническую составляющую было невелико.

А в середине 20 в. Грецию заполонили турки, македонцы, болгары, цыгане и армяне.

Огромное количество греков живут за границей, но все же сохранились народные греческие общины. Они находятся в Стамбуле и Александрии.

Нужно отметить, что на сегодняшний день 96% населения Греции - греки. Лишь на границах можно встретить представителей других народов - славянское, валашское, турецкое и албанское населения.

Культура и быт народов Греции

На Греческую культуру и быт повлияло много факторов, но есть вещи, которые остались неизменными со времен Древней Греции.

Дома Древней Греции делились на мужскую и женскую половину. Женская часть была доступна только для близких родственников, а в мужской части находились гостиные.

Греки никогда не придавали особого значения одежде. Она всегда была простой и неприглядной. Лишь по праздникам можно одеть праздничный костюм, украшенный узорами или сшитый из благородной ткани.

(Греки за столом )

Греки испокон веков были очень гостеприимным народом. Они всегда были рады нежданным гостям и незнакомым путешественникам. Как и во времена Древней Греции, сейчас не принято садится за стол в одиночестве, поэтому люди приглашают друг друга на завтраки, обеды и ужины.

Греки очень любят детей и тратят много сил и времени на то, чтобы их воспитать, дать хорошее образование и сделать их физически сильными.

Что касается отношений в семье, то мужчина - добытчик, а жена - хранительница домашнего очага. В Древней Греции не имело значения - есть ли рабы в семье, женщина все равно принимала участие в домашних делах.

(Греческая бабушка )

Но условия современности вносят свою лепту в жизнь греков. И все равно, они стараются чтить культуру, соблюдать религиозные традиции и по возможности носить национальную одежду. В обычном мире это простые европейские люди, носящие деловые костюмы или профессиональную форму.

Несмотря на то, что жители Греции слушают западную музыку, смотрят кассовые фильмы и живут, как многие, им все равно удается придерживаться своей культуры. Каждый вечер на улицах, в тавернах проходят праздники с вином и национальными песнями.

Традиции и обычаи народов Греции

У каждой национальности есть свои обычаи и традиции. Греки не являются исключением. Начать стоит с того, что в Греции ежегодно отмечают 12 праздников на уровне государства.

Одним из этих праздников является Греческая Пасха. В этот день люди устраивают масштабные гуляния. День Независимости и Благовещение сопровождаются военными парадами во всех городах Греции. Также греческой традицией стал рок-фестиваль Rockwave. Мировые рок-группы съезжаются в эту страну, чтобы дать уличный концерт. Стоит посетить Винные и Лунные Фестивали, которые проходят летом.

Большая часть обычаев связано, конечно, с религией. Например, если грек болеет или ему нужна Божья помощь, он дает обет, заключающийся в том, что он отблагодарит святого.

Также есть обычай подносить святым малую модель того, что они просили уберечь от зла или сохранить - фотографии или рисунки машин, домов близких людей и т.п.

Каждый город, регион, поселок Греции имеет свои традиции и обычаи. Они очень похожи между собой. Но главное то, что каждый житель этой страны считает должным и правильным их соблюдать.

греки

Ов, ед. грек, -а, м. Народ, составляющий основное население Греции.

ж. гречанка, -и.

прил. греческий, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

греки

    Народ, образующий группу индоевропейской этноязыковой семьи, составляющий основное население Греции.

    Представители этого народа.

    Жители Древней Греции - Эллады; эллины.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

греки

ГРЕКИ (самоназвание - эллинес) народ, основное население Греции (9,72 млн. человек). Общая численность 12,4 млн. человек (1992). Живут также на Кипpе (570 тыс. человек), в США (550 тыс. человек), Германии (300 тыс. человек), в Российской Федерации (92 тыс. человек) и др. Язык греческий (новогреческий). Верующие - в основном православные.

Греки

(самоназвание Hellenes ≈ эллины), нация, составляющая свыше 95% населения Греции. Живут также на о. Кипр (78% всех жителей острова), в АРЕ, Италии, Албании, СССР, Канаде, Австралии, США и др. странах. Численность в Греции свыше 8,3 млн. чел. (1970, оценка), в др. странах ≈ свыше 1,6 млн. чел. Говорят на новогреческом языке (см. Греческий язык). Почти все верующие Г. ≈ православные. Около половины Г., живущих в Греции, заняты в сельском хозяйстве. На побережье и островах Г. занимаются рыболовством, добыванием моллюсков и губок. В промышленности занята 1/5 работающих по найму. На островах и в некоторых местах континентальной Греции сохраняются народные художественные промыслы: домашнее ткачество, вышивка, резьба по дереву, керамическое производство.

Древнегреческая народность начала складываться в начале 2-го тыс. до н. э., после переселения на Балканский полуостров протогреческих племён ≈ ахейцев и ионийцев, а с 12 в. до н. э. ≈ дорийцев, которые ассимилировали автохтонное население (пеласгов и др.). В эпоху греческих колонизации (8≈6 вв. до н. э.) установилось общегреческое культурное единство и общее самоназвание «эллины». Вначале это было название населения области в Средней Греции, но затем оно распространилось на всё грекоязычное население. Греками называли эллинов римляне. Первоначально это название относилось к греческими колонистам Южной Италии, но затем перешло на всех эллинов и через римлян стало известно народам Европы. В период эллинизма в Восточном Средиземноморье получил распространение общегреческий язык «койне». Древние Г. создали высокую культуру, оказавшую большое влияние на развитие культуры Европы и Передней Азии (см. Греция Древняя). В средние века этнический состав греческого населения сильно изменился: в него влились переселившиеся с С. валахи, славяне (6≈7 вв.), албанцы (13≈15 вв.), основой же оставался греч. этнический элемент, непосредственно связывающий современных Г. с древними.

В эпоху Византийской империи Г. (ромеи) были наиболее культурным народом Европы и повлияли на формирование культуры др. народов Балканского полуострова и Руси. Значительный след в материальной культуре, быте и языке Г. оставило турецкое господство (14 в. ≈ 1-я четверть 19 в.). В течение длительного времени Г. вели борьбу за свободу, за сохранение своей культуры (особенно в период Греческой национально-освободительной революции 1821≈1829). В ходе этой борьбы были преодолены областные различия и сложилась греческая нация. Сохранился богатый исторический фольклор Г. ≈ песни, сказы, погребальные плачи, воспевающие борцов за независимость. Об истории, экономике и культуре Г. см. в ст. Греция.

Лит.: Народы Зарубежной Европы, т. 1, М., 1964 (библ. с. 919≈20); Георгиев В., Исследования по сравнительно-историческому языкознанию, М., 1958.

Ю. В. Иванова.

Википедия

Греки

Гре́ки (- эллины , произносится как эллинес ) - древний народ индоевропейской языковой семьи, входящий в греческую подгруппу палеобалканских языков, основное население Греции и Кипра.

Греки (Сумская область)

Греки - село , Колядинецкий сельский совет, Липоводолинский район, Сумская область, Украина. Код КОАТУУ - 5923282604. Население по переписи 2001 года составляло 33 человека.

Греки (значения)

Греки - многозначный термин:

  • Греки - народ индоевропейской языковой семьи, основное население Греции и Кипра.
  • Греки - распространённое в узких кругах обозначение коэффициентов формулы Блэка - Шоулза.

Примеры употребления слова греки в литературе.

Все были в приподнятом настроении, и все соглашались, что греки - прекрасные люди.

Обширный вестибюль был переполнен, все кресла заняты: шикарно одетые женщины, английские офицеры связи, богатые греки , французы и немцы.

Все время греки возбужденно о чем-то толковали, а летчики обменивались между собой замечаниями по-английски.

Разговор прерывался, когда они поворачивались к грекам, и греки молча улыбались им, а они улыбались грекам.

Вэйн заучил его в Аргентине, - греки сгрудились вокруг него, затопали ногами и осушили свои рюмки.

Люди кричали, смеялись и пили, - им еще не приходилось пить за победу, и греки отнеслись к этому так серьезно, что летчики не могли удержаться от смеха.

Они пожали руки всем грекам, и греки хлопали их по спине, пока они надевали шинели.

Грекам приходилось очень туго, и если эскадрилья не отразит эти воздушные атаки, греки , весьма вероятно, вынуждены будут отступать, вместо того, чтобы продолжать наступление.

Летчики чувствовали себя неловко, их смущало, что они здесь единственные англичане: они знали, что греки ожидали не только английскую авиацию, но и английские войска.

Никто не знал, сколько еще могут держаться греки , так как недостаток в боеприпасах и материалах ощущался все острее.

А они не замаскировали ни самолетов, ни большой палатки, в которой жил наземный персонал, как обычно маскировали греки , и в такое ясное утро итальянцы не могли не обнаружить аэродром.

Все здешние греки уверены, что немцы не заставят себя ждать, - заметил Тэп.

Она видела, как греки , вытащив из ранцев еду, ломают хлеб и режут сыр.

Тэп вел машину по наружному краю дороги, так как греки держались внутренней стороны, считая, что так безопаснее.

Чем безобразней они будут вести себя, тем больше их возненавидят греки , - сказала Елена.

ГРЕКИ (самоназвание - ‘Έλληνες), народ, основное население Греции и Кипра. Численность 12,3 миллионов человек (2006, оценка), в том числе в Греции 10,4 миллионов человек (включая понтийских греков и цаконийцев - потомков древних спартанцев в горных районах Пелопоннеса), на Кипре (на юге) 567 тысяч человек, в Италии (в основном на юге) 121 тысяча человек, Албании (в основном на юге) 99 тысяч человек, во Франции (в основном в районе г. Карджезе на западе острова Корсика) 58 тысяч человек, в Египте (в районе Александрии) 79 тысяч человек, Германии 360 тысяч человек, Великобритании 201 тысяча человек, США 465 тысяч человек, Канаде 157 тысяч человек, Австралии 267 тысяч человек. Небольшие группы скотоводов-каракачанов живут в Румынии (14 тысяч человек), Сербии (10 тысяч человек), Болгарии (7,3 тысяч человек). В Турции насчитывается 4,1 тысяча православных греков (в начале 20 века около 1,5 миллионов человек) и до 300 тысяч человек греков-мусульман. Говорят на греческом языке. Верующие - православные, есть католики (грекокатолики - в основном на островах Киклады) и мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба (во Фракии, на Родосе, в Турции), небольшое число свидетелей Иеговы.

Древнегреческая этническая общность сложилась на основе племён дорийцев, эолийцев, ахейцев и ионийцев, занявших во 2-м тысячелетии до нашей эры юг Балканского полуострова, Эгейский бассейн и западное побережье Малой Азии. В эпоху греческой колонизации (8-6 века до нашей эры) греки расселились по побережьям Средиземного и Чёрного морей. Несмотря на политическую раздробленность, греки были объединены общим самосознанием и самоназванием (с 7 века до нашей эры - “Ελληνες; этноним «греки» происходит из латинского языка, первоначально, по-видимому, относился к одному из племён Северной Греции, что отражено в названиях городов Грайя в Беотии и на острове Эвбея, был воспринят римлянами, вероятно, от колонистов из эвбейской Грайи в Кумах). Начиная с эпохи колонизации значительное греческое население появилось в Передней и Малой Азии, греческий язык (койнэ) и культура стали общими для элиты народов Восточного Средиземноморья. Греки составили ядро Византийской (Восточно-Римской) империи, откуда происходит их средневековое самоназвание ромеи (греческий ‘римляне’). Мигрировавшие с севера группы фракийцев, иллирийцев, албанцев, кельтов, влахов, славян ассимилировались греками. В Османской империи составляли ядро православной общины (урум милет - ‘народ ромеев’). В Стамбуле греки занимали влиятельное положение (смотри Фанариоты). Вместе с тем османское завоевание и периодические преследования в империи христианского населения вызвали эмиграцию греков и образование греческих диаспор по всему миру. Повстанческое (смотри Клефты) и национально-освободительное движения (смотри Греческая национально-освободительная революция 1821-29) способствовали консолидации греков и стиранию областных различий. Истребление греков в Османской империи во время и после 1-й мировой войны в 1915-23 (Малоазийская катастрофа) привело к массовой эмиграции их из Турции на Кавказ и с Кавказа в Грецию; выходцы из Малой Азии составили общность понтийских греков, в их числе - греки, говорящие на тюркских (урумы) и адыгских (урымы) языках.


Греки России, СССР, СНГ.
Особые отношения Византии с Русским государством способствовали возникновению в нём в 15 веке значительной греческой колонии. Грекам в Москве принадлежали монастыри и подворья; в 17 веке существовала Греческая слобода. Многие греки вошли в состав российского правящего класса [Траханиотовы, Ховрины, Ларевы, Ласкаревы (Ласкиревы)]. Особенно усилилась иммиграция греков во время и после русско-турецких войн конца 17 - 19 века, в которых многие греки участвовали на стороне России, и во время 1-й мировой войны. В 1779-84 годах сформирован греческий батальон (с 1797 Балаклавский греческий батальон, нёсший кордонную службу в Крыму), в 1795 - греческий дивизион в Одессе (с 1803 Одесский греческий пехотный батальон). В 1814 году в Одессе возникла греческая повстанческая организация «Филики Этерия» (смотри Этерии), позднее возглавленная А. Ипсиланти. Среди греков на русской службе 18 - начала 20 века - Н. А. Каподистрия, семья Ипсиланти, князья Кантакузены, Маврокордато, Мурузи. Крупнейшие греческие общины были в Одессе (в 1795 греки составляли 10% её населения), Ростове, Таганроге, Екатеринодаре, Николаеве. Греческое купечество было одним из наиболее влиятельных на Юге России, в Одессе с 1817 году существовало греческое коммерческое училище. После 1906 в Одессе и Батуме издавались греческие газеты, возникали культурные общества. Из компактных групп греков Российской империи выделяются: мариупольские греки Украины, понтийские греки Грузии и Северного Кавказа (в основном со 2-й половины 18 века). Последняя волна переселений греков из Турции в Россию происходила после Лозаннской конференции 1922-23. По переписи 1920 года, в РСФСР проживало 73,7 тысяч греков (из них 65,6 тысяч человек - в Кубано-Черноморской области), по переписи СССР 1926 - 213,6 тысяч человек. С 1928 года создавались греческие автономные районы на Украине, в Грузии, на Северном Кавказе. Появились общественно-просветительные объединения, клубы, театры, музеи, на греческом языке велось преподавание и радиовещание, издавались литература и пресса (в 1926 году греческая письменность была нормализована на основе димотики с упрощённой орфографией, впоследствии была введена русская графика). В 1937 - 1939 годах греческие автономии были ликвидированы, культурные учреждения закрыты, в 1940-е годы большинство российских греков выслано в Казахстан (их потомки насчитывают 12 тысяч человек, по переписи 1989 года, их было 46,7 тысяч человек), Узбекистан (8,4 тысяч человек), Киргизию (2,3 тысячи человек), Поволжье, Приуралье и в Сибирь. В 1956 году они получили право вернуться на родину. Ныне в России проживает 97,8 тысяч греков , в том числе в Ставропольском крае - 34,1 тысяч человек, Краснодарском крае - 26,5 тысяч человек, Ростовской области - 3,2 тысячи человек, Северной Осетии - 2.3 тысяч человек, Адыгее - 1,7 тысяч человек, Москве и Московской области - 5,6 тысяч человек, Тюменской области - 2,0 тысяч человек, Свердловской области - 2,0 тысяч человек; в Украине живут 93 тысяч человек (2006, оценка), Грузии - 33 тысячи человек (по переписи 2002 - 15,2 тысяч человек, в 1989 насчитывалось 100,3 тысяч человек). В России с 1992 года действует АГООР, в 1995 создана Федерация греческих обществ Украины.

Основная традиционная земледельческая культура греков - виноград и оливки (торговля оливковым маслом стала основой экономики греческих полисов в античности); большое значение имеют цитрусовые, орехи, фасоль, овощи, табак; зерновое земледелие развито на северо-востоке Греции и на Пелопоннесе. Распространены отгонное скотоводство, шелководство (с 6 века, когда византийским монахам удалось вывезти грены шелковичного червя из Китая, Византия приобрела монополию на производство драгоценных шёлковых тканей в Европе и Средиземноморье). На севере живёт архаичная группа скотоводов-каракачанов. Традиционные ремёсла - прядение, ткачество, вышивка, в Малой Азии - производство ковров. В гончарном и ювелирном искусстве сочетаются античные, византийские и восточные традиции.

Пряха. Остров Керкира.

Пища - фасоль с оливковым маслом, лимонным соком, чесноком, овощи, сыр, кислое молоко, на побережье - рыба, моллюски. Традиционные блюда - шашлык (сувлаки), запеканка из мяса с овощами (мусакас), «деревенский» салат с сыром и маслинами (хориатики). Напитки - вино (в том числе рецина), пиво, виноградная и фруктовая водка (раки), настоянная на анисе (узо), на смоле реликтовых деревьев острова Хиос (мастиха) и др. В конце каждой трапезы подают восточный («греческий») кофе. Стол полагается накрывать клетчатой (в основном красно-белой) скатертью. Жилище в гористых областях материковой Греции - средиземноморского типа: каменное двухэтажное (в нижнем этаже - хлев и хозяйственные помещения, в верхнем - жилые) с внешней лестницей и балконами на 2-м этаже; на Пелопоннесе и островах - левантийского типа: одно-, полутора- или двухэтажное из камня и глины с плоской, конической или купольной кровлей; на севере - паннонского типа: одноэтажное с жилыми и хозяйственными помещениями, вытянутыми в один ряд под общей крышей; ориентального типа: с хозяйственными помещениями в нижнем каменном этаже и жилыми - в верхнем, рамной конструкции с эркером. В городах преобладают белёные дома с плоскими крышами, часто с внешними лестницами на верхний этаж. Рамы, как правило, окрашены в синий цвет. Пол обычно каменный, в горах - чаще деревянный. Характерны маленькие круглые столики, медные жаровни с крышками. Варианты мужского костюма: широкие в шагу с узкими штанинами штаны (вракес), широкий чёрный или красный пояс, безрукавка, скреплённая Х-видным украшением (киостеки - перекрещенные цепочки, иногда с бляхой в середине), феска; короткая куртка с ложными рукавами и короткая клешёная (до 100 клиньев) юбка-фустанелла (служит парадной одеждой гвардейцев). Женский костюм - туникообразная рубаха с длинной широкой юбкой (фуста) и безрукавкой и курткой либо с платьем; поверх всегда надеваются богато расшитый передник и широкий пояс с большой серебряной или позолоченной пряжкой (порпи). Под восточным влиянием распространена нарядная распашная одежда из бархата с шитьём. Характерны нагрудные украшения из монет (гиорнтани). Обувь типа постолов (царухи). Сохраняются следы античных культов: культ женских морских духов-нераид, колядование (пение песен-каланда) на Новый год, карнавальные шествия с чучелом коня на Масленицу, факельные шествия на Пасху, обряды вызывания дождя с вождением Пеперуды (Папаруна) и др.

Гречанка с острова Крит.

Устное творчество испытало влияние традиционных музыкальных культур соседних балканских народов (болгар, македонцев), цыган и турок. Фольклор включает сказки (о животных, волшебные и др.; характерный персонаж - неуклюжее чудовище Дракос, побеждаемое остроумным героем), пословицы (в том числе в форме двустишия), песни (трагуди - от «трагедия») и др. Популярен сюжет сказок, поэм, песен об Арэти и её брате Констандиносе, вставшем из могилы. Песенные жанры: богатырские (акритские, восходящие к византийскому эпосу циклы о Дигенисе, о сыне Андроника и др., где в роли противников героя вместо сарацин часто выступают турки); баллады (характерен мотив возвращения мужа к жене после долгой разлуки; так называемые хароновские баллады о поединке покойного с Хароном); исторические (воспевающие реальных исторических лиц и события, в основном периода национально-освободительной борьбы, в том числе песни клефтов и участников Движения Сопротивления периода 2-й мировой войны); лирические (в том числе исполняемые на прощальной трапезе перед отъездом на чужбину); обрядовые (песни вызывания дождя, свадебные, колыбельные; похоронные причитания миролои, исполняемые родственницами покойного или профессиональными плакальщицами; календарные: каланды, весенние, майские песни и др.); трудовые (моряков, рыбаков, пастухов и др.); бытовые. Основной размер народной поэзии - силлабический 15-сложник с обязательной цезурой на 8-й стопе. Характерны песенно-танцевальные жанры сиртос, каламатьянос (хороводы), педиктос (песня-танец с подскоками). Из общегреческих танцев (хорос) выделяются также медленный мужской сольный танец зейбекикос, воинский танец горцев цамикос, исполнявшийся клефтами, с сольным исполнением сложных фигур, вероятно, отражающий албанское влияние; на Крите исполнялся воинский танец в полном вооружении - пендозалис. Танцевальная площадка (хоростаси) имеется в каждом селе и даже в монастырях. Повсеместно распространён городской песенно-танцевальный стиль рембетико с текстами трагического содержания (сложился в 1920-х годах преимущественно среди греческих беженцев, в середине 20 века приобрёл значение национальной музыки). Среди музыкальных инструментов - лютня с длинной шейкой бузуки, смычковый инструмент лираки, различные флейты, а также волынка, скрипка, мандолина, входящие в состав народного оркестра, который в середине 19 века дополнился кларнетом и гитарой. Теории о древних корнях современной народной музыки греков имеют гипотетический характер.

Лит.: Греческие народные песни. М., 1957; Megas G. Greek calendar customs. 2nd ed. Athens, 1963; Пулянос А., Иванова Ю. В. Греки // Народы зарубежной Европы. М., 1964. Т. 1; Греки России и Украины. СПб., 2004.

О приходе греков извне Греции говорит мощный догреческий субстрат в греческом языке, возможно от неиндоевропейского языка, из которого в греческий вошла как раз лексика, связанная с местными условиями Эллады и терминами высокой городской культуры, процветавшей в Греции до греков (Kretschmer 1896; 1933; 1940; Merlingen 1955).

Если учесть единство и непрерывность микенской культуры, к концу которой принадлежат таблички микенской письменности, то греческий язык и этнос в Греции можно надежно углубить по меньшей мере до ее начала, т.е. до сер. XVII в. до н.э. (по новой хронологии - до XIX в. до н.э.). Микенская культура резко отличается от предшествующей. Исследователь этого периода перемен в Греции С. Диц констатирует, что период шахтных гробниц характеризуется внезапным и радикальным изменением культуры. Это изменение произошло за сравнительно короткий интервал - в течение жизни двух-трех поколений, если не одного. Кроме того, среднеэлладскую и микенскую культуры разделяет также горизонт разрушений (отмечены в четырех местах - van Royen and Isaac 1979, 45, 57). Однако микенская культура сохраняет всё-таки сильную преемственность от культуры среднеэлладской в керамике, ремеслах, погребальном обряде и т.д. (Dickinson 1977: 53; 1989; 1999; Dietz 1991: 7).

Хиллер (Hiller 1986) считает, что греки пришли раньше, а это было дрéвнее (явно до дорийцев) нашествие каких-то северян на Грецию. Существенно, что захороненные в шахтных могилах отличаются своим физическим типом от окрестного населения - они выше и ширококостнее. 14 микенских скелетов знати в среднем на 5 см выше, чем окружающее рядовое население (Angel 1973; Dickinson 1973; 1977), а некоторые погребенные особенно выделялись ростом (Mylonas 1973: 426). Видимо, пришельцев было не очень много, и они лишь насадили в местных центрах свои династии, образовав тонкую господствующую прослойку - как норманны в восточнославянской среде. Норманны быстро ославянились, микенские пришельцы - огречились.

Антрополог Л. Ангел замечает, что аристократия в микенских могилах менее средиземноморская по расе, более «динароидно-смешанная альпийская, чем рядовое население, и с сильным северно-иранским влиянием » (Angel 1973: 389). Под «северно-иранским» он имел в виду степное население Северного Причерноморья. В курганных погребениях с охрой венгерских степей тоже встречаются исключительно высокие индивиды - до 190 см (Makkay 2000: 34).

Заметим также, что пеласги были одним из «народов моря» пеласти (описка у древних греческих авторов), пелесет египтян, или филистимляне Библии, вышедшие из Среднего Подунавья в XII веке до н.э. (Kimmig 1964; Sandars 1978; Schachermeyr 1979; 1980). Приписывать им долгое и стойкое проживание в Греции не приходится, но если их языковые следы и удастся установить, то они должны оказаться близкими фракийским.

Когда же греки пришли в Грецию?


Как установил археолог Блейген, карта до-греческих топонимов в Греции совпадает с ареалом памятников раннеэлладской культуры. Судя по ее близости культурам раннеминойской на Крите и западноанатолийской (позже такой близости не было - на Крите, например, минийской керамики нет), эта культура принадлежала населению, оставившему топонимы на -s(s)- и -nt- (-νθ-): именно они распространены широко в Эгейском мире - в Греции, на Крите и в Анатолии. Из этого Блейген заключил, что раннеэлладская (РЭ) культура и оставлена предшественниками греков в Греции.

Этот переход от ранней к среднеэлладской (СЭ) маркируется появлением минийской керамики около 1900 г. до н.э. по традиционной хронологии (по новой, 2500 г. до н.э.). Позже Джон Каски установил, что это было лишь завершением перемен, начавшихся раньше и занявших весь РЭ III (Caskey 1968; 1969; Marinatos 1968). Теперь ясно, что уже РЭ II (или культура Кораку, как ее назвал Ренфру - Renfrew 1972) означал последний период предшествующей цивилизации, завершившись около 2200 г. (по новой хронологии, около 3000 г. до н.э.). Он закончился пожарами почти во всех центрах Греции, некоторые города были покинуты и не восстановлены. В Лерне жизнь возобновилась, но на развалинах дома местного властителя был воздвигнут курган с кромлехом, остававшийся в неприкосновенности в течение последующего периода. Таким образом, какие-то племена вторглись в Пелопоннес в конце IV - начале III тыс. до н.э.

Исчезла высокая культура раннеэлладского времени (РЭ I - культура Евтресис, и РЭ II - культура Кораку). Это поселения с крепостными стенами, с могильниками вне поселения, двухэтажными общественными зданиями, печатями, изысканными формами посуды, например, асками и т.н. соусниками, напоминающими суда. Она сменилась культурой совершенно иной, более низкого уровня. Это расположенные на смежных территориях археологические культуры Тиринф и Лефканди - с легкими апсидными домами, которые раскопщики прозвали «конурами», с бофрами (обмазанными глиной хозяйственными ямами), с захоронениями внутри поселка, под стенами и полами жилищ, с подкурганными погребениями в ямах, пифосах или каменных цистах. Есть и усовершенствование: часть керамики, формы которой совершенно новые, стала производиться на круге (минийская керамика).
Из среднеэладской культуры вычленяют аналогичные степным курган, боевые топоры, булавы и выпрямители древков стрел (Северное Причерноморье).

По мнению Хейли и Блейгена, поправленному Джоном Каски, это и был приход греков (также Palmer 1955; 1961; Marinatos 1968; 1973; Schachermeyr 1939; 1968; 1984; Sakellariou 1980a; 1991; Hiller 1982; 1986), и пришли они с севера, о чем говорят курганы, выпрямители древков стрел, апсиды домов и могил, глиняные якоря, каменные боевые топоры (Hood 1973b; Howell 1973; Hiller 1982; 1986). РЭ III значительно ужалась по сравнению с РЭ II. В основном изменениями были затронуты Беотия, Аттика, Коринф, Арголида, Аркадия, Лакония и Мессения. Сакеллариу считает, что первая волна пришельцев (в конце РЭ II) была незначительной и двигалась морским путем, а вторая, в конце РЭ III, была массовой и катилась по материку.

Сириопулос (Syriopulos 1964; 1969) собрал все материалы среднеэлладской культуры, не только керамику, и Хауэлл проанализировал их. Оказалось, что аналогий много вдали, и они сосредоточены не в степях, а в двух местах - в Трое и на Среднем Дунае.
В Трое это слои со II по V. В слое I керамика несколько иная, но со второго города начинается сплошное преемственное развитие, которое продолжается до пятого города.

На Дунае это круг культур, объединенный в баденский культурный комплекс. Это культура Баден в Австрии, она же Пецель в Венгрии, культура каннелированной керамики в Моравии, родственные культуры Костолац в землях бывшей Югославии, Коцофень в Румынии (Kalicz 1962; Petre şi Govora 1970). Для этих культур характерны каннелированная керамика, сделанная с примесью дресвы и обожженная без доступа кислорода; бофры - хозяйственные ямы, обмазанные глиной. Погребения иногда кремированы, чаще скелеты лежат скорченные в ямах, каменных ящиках и в глиняных сосудах, нередко под полом и стенами жилищ. Есть и лицевые урны, чрезвычайно похожие на знаменитые троянские, обнаруженные еще Шлиманом (в Трое II и позже). Каменные боевые топоры и булавы, выпрямители древков стрел тоже в дунайских культурах встречаются. Есть также глиняные модельки повозок. Курганов нет.

Население было боевым, подвижным и многочисленным (поселения гораздо гуще, чем в предшествующих культурах этой местности). Склонность его к экспансии сказывается в продвижении культур этого типа в сторону Италии и в сторону Греции и Анатолии.

Эвжен Неуступны на баденском симпозиуме датировал баденскую культуру шестью веками - с середины IV тыс. по XХIX век до н. э., и эта датировка ныне принята всеми.

Троя I была только провинциальным городом культуры, раскинувшейся в Малой Азии и Македонии, на островах и берегах Адриатики и проливов. Центром же этого государства была не Троя, а город Полиохни на острове Лемнос. Это была чисто морская культура. По соседству в Малой Азии были другие подобные культуры, более континентальные (культура Иортан). Культуры эти существовали примерно с 3200 г. до 2750 г. до н.э.

Внезапно мирная жизнь на западе Малой Азии окончилась. И на материке и на островах. Троя I разрушена, Троя IIа и Бейджесултан сожжены. Опустошены берега, на месте 50 поселений культуры Трои I - около дюжины поселений времени Трои II. Около 2600 г. частично сожжена и островная столица - Полиохни. В спешке там построена крепостная стена. Прерваны связи с Европой, откуда в Азию поступало олово для бронзы - в Аккадской империи при Саргонидах бронза сменилась чистой медью - на время вернулся медный век, энеолит.
Вообще олово в Европе добывалось в трех местах - в Британии, на Дунае и на Днепре. Но британское стали импортировать на континент весьма поздно в бронзовом веке.

Суть событий для Меллаарта ясна: нашествие варваров с моря, с запада (Mellaart 1966). Это была баденская культура. Мы можем опознать их прямо в культуре Трои II - в ее лицевых урнах (антропоморфных сосудах с поднятыми ручками), в каменных боевых топорах, в погребениях под полом и в сосудах.

Троя II возводится как мощная крепость, но уже Троя IIa сожжена. Около 2300 г. снова полная катастрофа. Троя IIg разрушена и сожжена, и в это же время разрушены и сожжены на обширной территории западной и южной Малой Азии поселения - столица Полиохни, города Тарс, Бейджесултан, Ахлатлибел, Герей, Полатли. В долине Коньи из 100 поселений раннебронзового века только 6 заселены снова, а на юго-западе - менее 100 из 300. Зато сильно возросло число поселений на юго-востоке - в Киликии.
Троянская культура распространилась, тем не менее, далеко на восток от Трои. А от этой катастрофы до начала II тысячелетия, когда анатолийские индоевропейские языки были засвидетельствованы письменными источниками, равномасшабных катастроф уже нет. Значит, по крайней мере последняя катастрофа, ок. 2300 г., погубившая Трою IIg, произведена приходом лувийцев, - справедливо решил Меллаарт.

Напрашивается соображение, что хетты пришли раньше лувийцев, поскольку оказались глубже в Малой Азии, и что первое время они жили в ее западной части, где после них оказались лувийцы, принесенные второй волной нашествия. Ввиду однотипности событий, видимо, и первую катастрофу можно объяснить тем же вторжением индоевропейцев, только в тот раз это были другие племена - в частности, хетты, палайцы. Вторжение лувийцев оттеснило их в глубину Малой Азии.

Хеттский, лувийский и родственные им языки в чем-то близки кельто-италийской группе, в чем-то славяно-балтийской, в чем-то грекоарийской (Гиндин 1970). Находят и их сходства с тохарами.

Догреческая топонимика частично - протохеттская. Она не ограничивается Грецией и Малой Азией, а распространяется на весь Балканский полуостров и на Италию. Это показала карта, составленная в 1954 г. Ф. Шахермейром. Таким образом, карта топонимики с известными суффиксами не совпадает с раннеэлладской культурой, как это полагали Блейген и все его последователи, а совпадает с тем ареалом, куда направлялась экспансия культур баденского круга. А в этот ареал входит среднеэлладская культура.

Таким образом, эту грандиозную миграцию никак нельзя считать приходом греков, она была миграцией хеттов и других анатолийских индоевропейцев (баденской культуры) на приморский юг Восточной Европы. Но если в Малой Азии пришельцы поселились надолго, то в остальных местах они были смяты и вытеснены или ассимилированы последующими пришельцами, оставив только топонимику и кое-что еще.

Однако хетты и лувийцы пришли в Грецию совсем не в этом качестве, не в этом облике. Они пришли в Грецию с севера, не заходя в Малую Азию, еще как совершенно незадетые хаттским воздействием индоевропейцы, чьи диалекты были тогда не так уж далеки от протогреческого, также более близкого к праиндоевропейскому состоянию, чем ахейский диалект крито-микенской цивилизации. По-видимому, до выделения анатолийской группы диалекты, которые в нее вошли (хеттский, лувийский и т.д.), располагались не рядом с предками греков и армян.

Интересно, что найденное на Крите в Арменах (к западу от Кносса) в позднеминойской III скальной могиле 24 изображение божества (Hiller 1977, Taf. 22a) согласно исследованиям Калверта Уоткинса (Watkins 1999), как по имени (Рунза, Рунта или Курунта), так и по оленьим признакам в облике совпадает с кельтским Богом-Оленем Кернунносом, которого можно видеть на изображениях парижского алтаря (рогатая антропоморфная фигура с надписью «Cernunnos») и котла из Гундеструпа. Напомним также об обилии оленьих рогов в Нальчикском могильнике, выдающем его связи с баденской культурой.

Воздействие местных анатолийских, хаттских и хурритских, народов было слишком сильным. Ведь все боги хеттского пантеона носят хаттские и хурритские имена, а лексика за исключением самого основного фонда - не индоевропейская. Можно полагать, что в Греции дело обстояло схожим образом, но там местная высокая культура, воздействовавшая на пришельцев, была не хаттской и не хурритской, а той, которая и оставила этот мощный догреческий субстрат - с лабрисами, аксаминтами, плинфами и прочими благами, за которыми вклад пришельцев с Дуная нелегко разглядеть.

Таким образом, стало более ясным раннее отделение хеттско-лувийских диалектов от праиндоевропейских.
Поскольку удалось связать хеттов с баденской культурой , а баденская культура возводится по происхождению к культуре воронковидных кубков , вопрос о раннем и кардинальном отделении хеттского языка нужно связывать с вопросом о резком разделении между культурами баденского круга и противоположной частью культуры воронковидных кубков. Калиц реконструирует их постоянно враждебные отношения, постоянную отчужденность.

Заметим, что первые баденские проявления в Греции и Анатолии - это культура Тиринф и культура Трои II - V, а они появились в разное время: культура Тиринф на полтысячи лет позже, чем культура Трои II.

В работе по гидронимии (речь шла о происхождении славян) Удольф составил карту, по которой очаг происхождения индоевропейского - в Центральной Европе .

Первое появление греков в Греции, их нашествие с севера отличалось от дорийского нашествия прежде всего тем, что дорийцы поселялись среди своих единоплеменников, а первые греки встретили здесь чужую народность, с чужим языком, хотя и, возможно, не совсем непонятным. Кроме того, дорийцы расселялись в той же стране, а первые греки прибыли издалека. По этим показателям первые греки занимают среднюю позицию между дорийцами и «народами моря». Между тем, те и другие быстро перенимали местную керамику, а нередко и местные погребальные обычаи и поэтому археологически трудноуловимы. Показательно, что в греческом языке целый ряд слов, связанных с керамикой, не имеет индоевропейских корней, т.е. заимствован. Это «глина» (keramos), «горн» (keramion), виды сосудов - kantharos, aryballos, lekythos, depas, phiale (Grumach 1968 - 69).

Хаммонд (Hammond 1972; 1976) раскопал в Албании и Македонии курганы с кромлехами, каменными ящиками и другими конструкциями, синхронные с РЭ II - СЭ. Есть курганы и в Греции. Раннеэлладские могильники были бескурганными, так же как и баденские. Выходит, курган был занесен в Грецию протогреками.
Наиболее же недвусмысленным свидетельством пребывания в Греции северных пришельцев не-баденского облика являются черепки шнуровой керамики. Шнуровой орнамент был распространен в Северной и Центральной Европе на сосудах культур воронковидных кубков и шнуровой керамики, а в степях - в культурах михайловской, репинской, ямной, среднеднепровской и катакомбных.

Ни михайловская, ни усатовская культуры не могут быть источником протогреков - они древнее почти на тысячу лет. Но вот центральноевропейские культуры шнуровой керамики как раз могут приниматься в расчет с хронологической точки зрения, и может быть источником нерушайская культура и ее ответвления в Венгрии, Румынии и Югославии.

Если исходить из датировки черепка из Евтресис и из отсутствия курганов в РЭ III, то протогреки, если это они, вторглись в конце ранне-элладского III уже в страну, захваченную их протохеттскими или протолувийскими предшественниками. Тут стоит отметить, что разрушения РЭ III не идут в сравнение с размахом разрушений предшествующей катастрофы - в конце РЭ II. В конце раннеэлладского III разрушены только Евтресис и Кораку, все остальные - за 500 лет до того. Это похоже на дорийский способ инфильтрации, при котором разрушений и должно быть немного.

Население, строившее дома с апсидой и обладавшее культурой, анализированной Бестом, действительно родственно троянскому и в конечном счете восходит к баденской культуре, являясь протохеттским, а те, кто принес шнуровую керамику и боевые топоры, пришли с севера отдельно.

Итак, протогреки появились на рубежах Греции вскоре после занятия страны их предшественниками, хеттами или лувийцами, перенявшими местную цивилизацию. Новые пришельцы начали беспокоить страну со смешанным, а может быть, уже хеттоидным населением, с севера, а затем и просачиваться на эту южную территорию уже описанным манером. Этот процесс имел свои приливы и откаты, но дело закончилось через полтысячелетия полным освоением территории протогреками и разрушением остатков местного сопротивления. Вероятно, ситуация трехъязычия (догреческий, протохеттский и протогреческий) облегчила превращение языка завователей в lingua franca Греции и затем в единый греческий язык.

Откуда же пришли протогреки?

Лингвистические ориентиры исключают Центральную Европу: греки должны были соседствовать с ариями и армянами, поскольку когда-то говорили на одном праязыке.

Из предшествующего рассмотрения можно заключить, что арии обитали в понтокаспийских степях, и им принадлежали ямная, а затем катакомбные культуры и срубная с андроновской, а фригийцы - в Венгрии и Румынии, им принадлежали культуры с лицевыми урнами и инкрустированной керамикой. Фракийцы, ближе всего по языку стоявшие к грекам, были связаны с культурой многоваликовой керамики, которая сложилась на базе нерушайской культуры Молдавии и Румынии. Таким образом, нерушайская культура имеет больше всего шансов оказаться культурой протогреков. Нерушайская, или ее ближайшие ответвления в степях Сербии и Венгрии.

По-видимому, протогреки пришли в Грецию из-за Нижнего Дуная, с нерушайской или родственной ей культурой . Ок. 2500 г. до н.э. в степях обитало население катакомбной культуры, в дунайской части степей - нерушайская культура погребений с охрой, именуемая чаще всего буджакской, или в раннем варианте - днестровской, в позднем буджакской. У этой нерушайской культуры способ погребения - тот же, что у ямной (курганы с ямными могилами и скорченными костяками с охрой), но керамика иная, балканская. Был ли это результат инфильтрации настоящей ямной культуры или даже репинской культуры с востока на территорию культуры Фолтешти-Чернавода I, т.е. румынского варианта усатовской культуры, трудно сказать. Напомним, что в усатовской культуре покойники погребаются в курганах с кромлехом, а в Лерне в результате прихода нового населения, ок. 2500 г., и был воздвигнут курган с кромлехом на месте дома правителя. Вот Б. В. Горнунг (1964) и предлагал считать усатовскую культуру протогреческой. Но усатовская культура окончилась на 700 - 800 лет раньше.

Нерушайская же культура, сложившаяся на основе какой-то из культур этого региона (усатовской или культуры шнуровой керамики или культуры шаровидных амфор или всех троих вместе), испытала сильное влияние ямной культуры, то ли общеарийской, то ли, скорее, уже иранской. Последняя версия могла бы объяснить общую для иранцев и греков изоглоссу - судьбу праиндоевропейского s, его переход в h. Более поздние контакты с катакомбным населением на Нижнем Дунае, видимо, индоарийским, могли сказаться на мифологии греков и индоариев, обладающей значительной общностью.

Итак, по наиболее распространенной гипотезе общий очаг ариев и греков - это свита культур с мегалитическим наследием и с традициями чернолощеной керамики и шнуровой керамики, распространенных по берегам Черного моря. Во второй половине IV тыс. до н.э. новосвободненская, кемиобинская и репинская культуры, а также культура усатово - чернавода - фолтешти представляли диалекты грекоариев.

Затем возникшая на основе репинской культуры ямная дала начало всем ариям, из оставшейся на западе части ямной культуры образовались (через культуру Глина-Шнекенберг) армяне и фригийцы, сложившаяся там же культура многоваликовой керамики была фракийской, а вторжение буджакской (нерушайской) культуры, сложившейся на основе культуры усатово - чернавода - фолтешти, в Грецию дало начало грекам. Если так, то исходное единое состояние этих языков было раньше и где-то на территории Центральной Европы. По этой схеме фракийцы, армяне и фригийцы должны быть ближе по языку ариям, чем грекам. Именно такое соотношение языков диагностирует И. М. Дьяконов (1982).
У греков было индоевропейское название моря - ποντος, родственное славянскому понть ‘путь’. Также в греческом языке «вверх» означает движение вглубь материка, а «вниз» - движение к морю. Это явно движение по рекам, например, по Дунаю.

Одна из альтернативных гипотез предполагает очень раннее разделение. Если предположить, что уже население Новосвободной было индоариями (отсюда и обилие индоарийских компонентов), а затем эта этническая традиция была передана через новотитаровскую культуру катакомбным культурам, то синхронная с новосвободненской репинская культура уже была иранской, как и вся ямная культура. В этом случае усатовская культура была греко-фрако-фригийской, а разделение грекоариев на ветви произошло еще до прибытия в Северное Причерноморье. Этой гипотезе противоречит наличие заимствований из общеарийского словарного фонда (до его разделения) в финноугорских языках.

Продолжение следует...

Греция занимает южную часть Балканского полуострова и острова Эгейского, Средиземного и Ионического морей. Площадь страны - около 133 тыс. кв. км, около пятой ее части приходится на острова. Самые большие из принадлежащих Греции островов: в Средиземном море - Крит (8,3 тыс. кв. км), в Эгейском - Эвбея, Лесбос, Хиос, Самос, Родос (наиболее крупный среди Додеканезских островов), Наксос (самый большой остров Киклад); в Ионическом море - Кефаллиния и Корфу (Керкира). Материковая Греция почти со всех сторон омывается морем и только с севера граничит с Албанией, Югославией, Болгарией и Турцией. Протяженности сухопутных границ в 12 раз меньше, чем морских. Моря, омывающие Балканский полуостров,- Эгейское, Средиземное и Ионическое - играют видную роль в хозяйстве страны.

Рельеф Греции очень расчлененный, сильно гористый: горы занимают около 4 / 5 всей площади страны. Низменностей мало, они невелики и отгорожены горами друг от друга; большая часть их примыкает к морю. Главные горные системы - Родопские горы на северо-востоке страны, Пинд на севере и в центре полуострова, горы Пелопоннеса на юге. Самый высокий горный массив Греции - Олимп в Фессалии с вершиной Ано Олимпос (около 3 тыс. м высоты); эту гору древние греки считали местопребыванием своих богов. Большинство островов также гористы; на островах Эгейского моря есть действующие вулканы.

Климат Греции очень разнообразен: в низменных районах он типично средиземноморский - там влажная теплая зима и жаркое лето; в горах - умеренный и даже холодный, сухой; многие горы на севере покрыты снегом более полугода. В других областях снег выпадает изредка и обычно быстро тает.

Речная сеть скудна, реки короткие, многие из них летом пересыхают, судоходных почти нет.

В древности Греция была богата лесами, но сейчас их очень мало. Лесная растительность сохранилась только местами в северных и центральных областях страны (дуб, сосна, ель, бук). Низменные и холмистые побережья покрыты кустарниками. В горах выше зоны лесов - альпийские луга. Животный мир беден. Дикие звери, о которых много говорится в древних мифах, сейчас почти истреблены. Лишь кое-где в северных горах остались дикий кабан, косуля, лань и некоторые другие животные. Зато очень разнообразно пернатое царство.

Недра греческой земли довольно богаты полезными ископаемыми. Здесь есть сырье и для черной металлургии (железо, марганец, хром), и для химической промышленности (серный колчедан, магнезиальные соли), и разнообразные строительные материалы - гипс, мрамор, известняк, гранит и многие другие. Очень мало энергетического сырья, хотя горные реки в какой-то степени способны компенсировать этот недостаток.

Население

Греки - основное население двух государств: I ре- ции и Кипра. В материковой и островной Греции в 1961 г. их насчитывалось 7 млн. 960 тыс. человек из 8 млн. 387 тыс. человек населения страны, т. е. около 95%. На Кипре их численность равнялась 460 тыс. человек, т. е. 80% населения острова.

Еще с древних времен греки расселялись и по другим странам. В античных полисах практиковалась система принудительной эмиграции, принимавшая форму периодического устройства колоний (особенно интенсивной греческая колонизация была в VIII-VI вв. до н. э.). Переселения эти продолжались и на протяжении последующих веков, особенно в эпоху Византийской империи. В период турецкого господства (XV-XIX вв.) греческие колонии возникали во многих европейских странах, в том числе на юге России, в Италии, Австрии и др. Много греков живет ныне в Объединенной Арабской Республике (80 тыс. человек), в Турции (100 тыс. человек) и других странах Ближнего Востока, в Албании и Советском Союзе. В СССР насчитывается 309 тыс. греков (1959 г.), из них 41,5% считают греческий язык родным. Греческое старожильческое население живет главным образом в городах и поселках Приазовья, Северного Причерноморья, Крыма, Черноморского побережья Кавказа и в Цалкинском районе Грузинской ССР.

В современной Греции, где годовой прирост населения составляет 80- 100 тыс. человек, эмиграция представляет собой постоянное национальное бедствие. Много тысяч греков покидают родину каждый год в поисках работы и «лучшей жизни».

Основные причины эмиграции - слабое развитие производительных сил в стране, противоречия капиталистического строя, порождающего массовую безработицу, и преследование демократически настроенных граждан.

Эмигрируют главным образом люди в возрасте от 15 до 35 лет. Таким образом, страна теряет свои лучшие силы. Большинство эмигрантов - земледельцы, моряки, пастухи; так как они не знают языка страны, в которую иммигрируют, и не имеют профессиональной квалификации, они используются на тяжелых работах в промышленности и на транспорте или занимаются обслуживанием городского хозяйства.

В 1961 г. в США насчитывалось свыше 400 тыс. греков, в Канаде - 40 тыс. человек, в Австралии-80 тыс. человек. В конце 50-х - начале 60-х годов волна эмигрантов направилась в Федеративную Республику Германии.

Всего в Греции и за ее пределами насчитывается свыше 10 млн. греков.

Кроме греков, на севере Греции живут славяно-македонцы, албанцы, турки, аромуны (валахи, влахи, или куцо-влахи), в городах-армяне и др. Значительное увеличение населения Греции и усиление однородности его этнического состава приходится на 1922-1927 гг. за счет иммигрантов из Малой. Азии и прилегающих к Греции районов Болгарии и европейской части Турции: обмен населения был проведен согласно условиям Лозаннского мирного договора 1923 г. Всего за это время вернулось на родину 1 млн. 248 тыс. эллинов, осевших главным образом в следующих областях: Македонии, Фракии, Фессалии, а выбыло из страны около 370 тыс. мусульман, главным образом турок Фракии, и около 200 тыс. славяноязычного населения Македонии.

Славяно-македонцы (около 150 тыс. человек) живут в номах Флорина и Кастория. Романоязычные аромуны, или влахи, по всей вероятности,являются потомками местного населения (как и славяно-македонцы), смешавшегося с романизированными фракийцами,а может быть, и кельтами. Название «влахи» в византийскую эпоху получило пренебрежительный оттенок («влах»-грубый, некультурный человек). Греки их называют куцо-влахи («хромые влахи») намекая на их плохое знание греческого языка.

Аромуны занимаются пастушеством по хребтам Пинда, Олимпа и Фракии; многие из них осели в деревнях и городах. Самый немногочисленный влашский элемент составляли влахо-меглениты в КараДжове (Македония), сменившие в XVIII в. христианство на ислам. В связи с обменом населения они были переселены в Турецкую Фракию, в Малую Азию и частично в Югославию. Их бывший центр - село Нотя - заселен теперь трапезундскими греками. Албанцы расселены на севере Эпира вблизи албанской границы. Кроме того, в разных местах Греции живут потомки албанских колонистов, поселявшихся на территории нынешней Греции примерно с XIV в., а по некоторым сведениям - даже с XII в. Большинство турок после 1923 г. переехало из Греции в Турцию. Некоторое число турок (115 тыс. человек) живет сейчас во Фракии.

Этническая история

Древнейший этнический компонент греческого народа - древние греки - создатели высокой античной цивилизации, сыгравшей выдающуюся роль в развитии всей последующей культуры Европы и Ближнего Востока.

Вопрос о происхождении греков много обсуждался в научной литературе. С периода неолита области, омываемые Эгейским морем, населяли пеласги, карийцы и лелеги. Вопрос о происхождении пеласгов еще не решен наукой. Многие ученые считают их доиндоевропейским населением и полагают, что индоевропейский элемент проник в Средиземноморье только с переселением предков древних греков.

Исследователи, придерживающиеся этой теории (К. Паули, П. Кречмер, А. Фик), считают, что крито-микенские тексты (III и II тыс. до н. э.) написаны на языке доиндоевропейском; доиндоевропейскими они признают и языки древнего населения Малой Азии. По этой теории, индоевропейские племена (предки древних греков) проникли в Эгейский мир в конце III или во II тыс. до н. э. тремя волнами: ионийцы (XIX в. до н. э.), ахейцы и близкие к ним эолийцы (XVI в. до н. э.), дорийцы (XII-XI вв. до н. э.).

Иначе подошел к проблеме ранних стадий греческого этногенеза современный болгарский лингвист В. Георгиев. Он полагает, что греческий язык наслоился не на какой-то доиндоевропейский пласт, а на другой индоевропейский язык, родственный греческому. Таким языком этот ученый считает пеласгский. Пеласги, по его мнению, заселили Пелопоннес и Аттику еще с IV тыс. до н. э. или даже раньше, а греки проникли в Грецию гораздо раньше, чем считалось до сих пор,- вероятно, уже с первой половины III тыс. до н. э. На Крите они появились, по мнению того же ученого, не в конце XV в. до н. э., как полагали другие исследователи, а раньше, так как крито- микенское письмо, как это доказано новейшими исследованиями, принадлежало ахейцам. Сейчас многие ученые также считают пеласгский язык индоевропейским.

Ионийцы жили в Аттике и в северо-восточной части Пелопоннеса, а также на многих островах; ахейцы занимали почти весь Пелопоннес и Крит; эолийцы расположились в нынешней Фессалии и Средней Греции, за исключением Аттики; дорийцы покорили ахейцев Пелопоннеса и Крита и заняли несколько других островов Эгейского моря.

VIII-VII вв. до н. э. для древних греков были периодом бурного экономического и культурного развития. Рост земледелия, ремесла, торговли привел к созданию небольших рабовладельческих городов-государств (полисов), власть в которых принадлежала старой родовой аристократии. Однако полисыне объединялись и зачастую враждовали между собой. Поэтому и диалекты греческих племен долго сохраняли свою обособленность. Впоследствии, в классическую эпоху, на каждом из них сложилась своя литература, особенно богатая на ионическом и аттическом диалектах.

В этот важный для греческой истории период происходила так называемая великая греческая колонизация - устройство многочисленных колоний на берегах Средиземного и Черного морей. В этот период установилось общегреческое культурное единство и общее самоназвание - эллины (sX,?nr|V8g). Первоначально «эллины» было названием одного из племен в Фессалии или Эпире, но постепенно оно распространилось на все грекоязычное население. Греками (Graeci ) называли эллинов римляне; вначале это имя относилось к греческим колонистам Южной Италии; через римлян этот этноним стал известен народам Европы Однако название «греки» встречается еще у Аристотеля как наименование жителей одной из местностей Эпира.

В период колонизации власть земельной аристократии была сломлена рабовладельцами-торговцами. Возникли и укрепились товарные отношения, сформировались первые греческие государства. Все это вело к этническому сплочению эллинов. Важную роль в сплочении городов-государств Эллады сыграли греко-персидские войны (первая половина V в. до н. э.).

Одним из наиболее развитых греческих полисов были Афины, где в VI-IV вв. до н. э. процветали ремесла, мореходство, торговля. Афины стали видным культурным центром Эллады. Аттический диалект сделался важнейшим греческим литературным языком, на нем писали Эсхил, Софокл, Еврипид, Ксенофонт, Платон, Аристотель. Афины втягйвали в орбиту своего экономического и культурного влияния соседние области, что вызывало резкое противодействие других сильных государств, в особенности Спарты. В V в. до н. э. борьба между Афинами и Пелопоннесским союзом во главе со Спартой привела к поражению Афин.

Междоусобицы ослабляли греческие государства; в середине IV в. до н. э. Греция была завоевана Македонией. Обширная держава, созданная Александром Македонским, включала Балканский полуостров и многие области Ближнего Востока. Эллинская народность вступила в новую фазу своей истории, связанную с историей стран Востока. В этот же период греческая культура распространилась во всех обширных эллинистических государствах, проникла далеко в глубь Азии, вплоть до Индии и Китая.

В период эллинизма, примерно в III в. до н. э., сложился и затем распространился в Восточном Средиземноморье общегреческий литературный язык койнэ (xoivtj), основу которого составил аттический диалект. Постепенно койнэ вытеснил из литературы областные диалекты,- что способствовало дальнейшему сплочению греков. Позже из койнэ вырос средневековый греческий язык.

В 146 г. до н. э. Греция была покорена Римом. Высокая греческая культура сильно повлияла на культурное развитие народов Римской империи. Греческий язык знала вся римская аристократия и интеллигенция.

В конце IV в. н. э., после раздела Римской империи на Западную и Восточную, Греция стала ядром Восточной Римской (Византийской) империи.

Греческий язык оставался литературным языком империи. Но сами греки в эту пору официально назывались ромеями, т. е. римлянами. Византийцы оказали огромное влияние на формирование культуры и искусства других народов Балканского полуострова, а также Древней Руси. Для развития западноевропейской культуры и науки большое значение имела византийская философия, сохранявшая на первых порах античные традиции, история, филология, а также естественные науки, особенно медицина (с XI в.). Изобразительное искусство Византии (иконопись, монументальная церковная и светская живопись, мозаика, книжная миниатюра) и архитектура, расцвет которых относится к IX - середине XIV в., составили целую эпоху в истории европейского искусства. Прикладное искусство в целом соответствовало вкусам господствующих слоев общества и в меньшей степени, чем в искусстве других народов, выражало народные художественные представления. В предметах декоративно-прикладного искусства (ткани, мозаика, резьба по кости) сказывались античные традиции, а также восточное влияние (особенно в тканях и керамике). Изделия из стекла, металла и эмаль славились далеко за пределами империи.

Население Византийской империи, которое мы условно именуем византийцами, в этническом отношении не было однородным. Его основное ядро составляли греки; однако на протяжении веков начиная с раннего средневековья в состав греческого народа влились разноязычные группы: романизованные влахи, фракийцы, а также иллирийцы и кельты, албанцы, норманны, позднее - турки и другие народы Малой Азии. Значительна была и примесь славянского элемента. В VI-VIII вв. славяне расселились по всей Греции. Некоторые ученые (например, немецкий историк И. Фальме- райер) преувеличивали роль этого славянского и вообще негреческого элемента в формировании современного греческого населения, полагая, что теперешние греки - потомки скорее славянских и прочих завоевателей, чем древних эллинов. Но такой взгляд ошибочен. Новейшие антропологические исследования (А. Пулянос) показали, что посторонняя примесь к исконному греческому населению была невелика. Современные греки - потомки древних греков и тех сравнительно немногочисленных иноплеменных групп, которые к ним примешались и приняли греческий язык.

Иноземные племена, вторгшиеся в пределы Греции, оказали некоторое влияние на этнический состав греков, но сами как обособленный этнический элемент в стране не сохранились. Почти все славяне, за исключением тех, которые населяли северную окраину современной Греции, ассимилировались. На их широкое в прошлом расселение указывает современная топонимика, сохранившая по всей Греции вплоть до юга Пелопоннеса славянские корни (горный массив Загорье в Эпире, город Гревена на западе Македонии и др.).

Постоянные войны с соседями - персами, арабами, славянами, норманнами и др., а также феодальная политическая анархия ослабляли империю. В XIV-XV вв. Византию завоевали турки-османы. Экономическое развитие стран Юго-Восточной Европы, в том числе и Греции, затормозилось. Области, населенные греками, были разобщены в хозяйственном отношении, население их резко сократилось вследствие войн и эмиграции. Только в XVII-XVIII вв. наметился подъем экономической жизни, особенно в приморских городах. В то же время греческая константинопольская знать (так называемые фанариоты) сумела захватить некоторые государственные должности, а греческое купечество взяло в свои руки значительную часть торговли Османской империи. Высшее греческое духовенство получило главенство над теми областями Балкан, где сохранялось православие. Оно сделалось реакционной силой, подавлявшей национальную культуру славянских и других народов и препятствовавшей развертыванию национально- освободительного движения в самой Греции.

В конце XVIII в. среди греков началось культурно-просветительное движение, знаменовавшее первый шаг к национальному возрождению. Социальной опорой этого движения была быстро растущая греческая буржуазия (богатевшая главным образом на морской торговле); выразителями его явились первые греческие просветители - Адамантиос Корайс, Рйгас Ве- лестинлйс и др. Их воодушевляли идеи Великой французской революции. Благоприятную политическую ситуацию для развертывания национально- освободительного движения создавали военные победы России над Турецкой империей.

Активное участие в борьбе за национальную независимость приняли греки, жившие за рубежами своей родины. В 1814 г в Одессе возникло тайное общество «Филики этерия», что означает «Дружеское общество», или «Союз друзей». Александр Ипсиланти по поручению этого общества поднял в 1821 г. знамя освободительной войны. Народное восстание охватило всю материковую Грецию и многие острова. Ядро повстанческой армии составили народные мстители, отряды которых с самого начала турецкого завоевания, с XV в., вели партизанскую борьбу против захватчиков, скрываясь в горах. Турки, боявшиеся и ненавидевшие их, назвали их клеф- тами, что значит «воры» (обычно принято переводить «разбойники»). Но в народном понимании очень скоро это слово стало означать героев, борцов за свободу.

В 1822 г. была провозглашена независимость Греции, но это оказалось скорее символическим актом - жестокая война продолжалась. Вся прогрессивная общественность Европы сочувствовала борьбе греческого народа. Из разных стран ехали в Грецию добровольцы, чтобы присоединиться к вооруженным отрядам повстанцев. Среди них был великий английский поэт Байрон, который погиб в Греции. Борьбе греков сочувствовал Пушкин и другие литераторы и общественные деятели России. Царское правительство России, боясь потерять свое влияние среди народов Балкан, тоже выступило в поддержку греков; после победы России над Турцией в войне 1828-1829 гг. Греция получила независимость. Самостоятельность ее была признана на Лондонской конференции послов в 1830 г.

Национально-освободительная борьба греческого народа против Турецкой империи укрепила национальное самосознание греков, способствовала их сплочению, преодолению областных различий, укреплению в народных массах сознания национального единства.

В состав Греческого государства вошли, однако, не все земли, населенные греками: Эпир, Фессалия, большая часть островов, в том числе Крит, остались под властью Турции. В самой Греции положение народа оставалось тяжелым, так как вся власть принадлежала крупной торговой буржуазии, богатым землевладельцам. Страной правила сначала баварская, а потом не- мецко-датская династия - ставленники великих держав. После долгой борьбы демократически настроенная часть офицерства (выходцы из мелкой буржуазии и крестьянства), создавшая так называемую Военную лигу, совершила государственный переворот (1909 г.) и при участии прогрессивного деятеля национального движения критских греков Венизелоса провела демократические реформы, несколько улучшившие положение крестьян. Фессалия и часть Эпира присоединились к Греции после русско-турецкой войны 1877-1878 гг., Западная Фракия, Эпир, юг Македонии и Крит вошли в Грецию после балканских войн 1912-1913 гг.

В первой мировой войне Греция участвовала на стороне держав Антанты, которые определяли ее политику.

Во время второй мировой войны греческий народ под руководством? коммунистической партии, основанной в 1918 г., упорно боролся против итальянских, а затем немецких оккупантов, на стороне которых выступило правительство Болгарии. Всему миру известен подвиг патриотов Манолиса Глезо-- са и Апостолоса Сантаса, сорвавших с афинского Акрополя фашистский флаг. Национально-освободительная армия ЭЛАС, созданная Национально-освободительным фронтом, в 1944 г. освободила всю материковую часть и многие острова Греции, однако в 1945 г. она была распущена опиравшимся на английских интервентов реакционным правительством, прибывшим из эмиграции. После парламентских выборов 1946 г., которые компартия бойкотировала, и фальсифицированного плебисцита, восстановившего монархию, в стране начался разгром демократических сил. В 1947 г. в районах, освобожденных от монархо-фашистов вновь созданной демократической армией Греции, возникло временное демократическое правительство, которое продержалось лишь до 1949 г.

Ныне Греция - конституционная монархия. Законодательная власть в стране принадлежит королю и однопалатному парламенту, исполнительная- Совету министров, председатель которого назначается королем.

Реакционное правительство, долгое время находившееся у власти, преследовало греческих демократов. Коммунистическая партия находится на нелегальном положении. В 1951 г. был казнен герой национального движения Никое Белоянис. Участники антифашистского сопротивления томятся в тюрьмах. Долго находился в заключении и национальный герой Греции Манолис Глезос.

Однако борьба продолжается. Особенно широкий размах принял народный протест в 1963 г., после коварного убийства депутата парламента, борца за мир Григориса Ламбракиса.