Господа Головлёвы» Салтыкова-Щедрина как социально-психологический роман. Три поколения в романе. Арина Петровна и Иудушка. Господа головлевы анализ произведения Мир семьи головлевых

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Роман «Господа Головлевы» (1875-1880)«Благонамеренные речи» рассказы из жизни помещичьей семьи ГоловлевыхЯ обратился к семье, к собственности, к государству и дал понять, что в наличности ничего этого уже нет…М. Е. Салтыков-Щедрин «Мысль семейная в русской классической литературе»: 1 Героиня какого произведения, пытаясь спасти мужа, готова обратиться за помощью даже к силам природы? К каким именно? 2 Кто из героев и какого произведения решает жениться, потому что «пришла пора уж и своих поросяточек завести», а для жены у него, как и для его любимых свиней, «хлевок всегда найдется»? 3. Сын, который отталкивает от себя мать, узнав, что ее лишили богатства. Он «не хотел учиться, а хотел жениться». 4.Кто из героинь всегда «в семье своей родной казалась девочкой чужой»? 5. Для кого из героев и какого произведения любовь к Родине оказывается сильнее любви к сыну, и потому, узнав о сыновней измене, отец убивает его? 6. Герой какого произведения, чтобы вернуть дочь, доберется в поисках ее до Петербурга, откажется от денег, которые ему предлагают за дочь, а убедившись в безнадежности своих попыток, в конце концов умирает? 7. Чья героиня и какого произведения идет на панель, чтобы спасти от голодной смерти сестренок и братишку? 8. Чья героиня и какого произведения тревожится, «что будет, как старики-то перемрут», и старается заставить жить по ее правилам и сына, и дочь, и невестку? 9. Какой роман становится историей умерщвления не только членов одной семьи, но и целого рода? Кто был прототипом главной героини романа? Тема романа – жизнь помещичьей семьи в условиях дореформенной и пореформенной России. Тема распада «дворянского гнезда», ее физического и морального разложения определила сюжет и композицию произведения. Один за другим уходят из жизни помещики Головлевы... В их судьбе раскрывается главная мысль романа. В чем причина вымирания Головлевых? Их губит праздность, отсутствие привычки жить собственным трудом, запой, хищничество, пустословие. В такой атмосфере не может сформироваться полноценная личность. С господами народ произведет суровый и справедливый «расчет». Композиция романа помогает понять его идейное содержание. Каждая глава заканчивается смертью одного из Головлевых. «Семейный суд» - умирает Степан Владимирович, «По-родственному» - умирают Павел Владимирович и Владимир Михайлович, «Семейные итоги» - самоубийство Володи, сына Порфирия Головлева, «Племяннушка» - умирают Арина Петровна и Петр, последний сын Порфирия, «Расчет» - умирает Пофирий Головлев, кончает жизнь самоубийством Любинька, агонизирует последняя в роду Головлевых – Аннинька. Чтобы проследить, как происходит разложение помещичьего рода, Салтыков-Щедрин избрал жанр семейной хроники. В центре внимания автора – дворянская семья, судьба трех поколений дворянского рода.В чем же отличие романа Салтыкова-Щедрина от других произведений русской литературы, в которых поднимается тема семьи?«Господа Головлевы» написаны «на принцип семейственности», столь популярный в русской литературе. Однако автор выступил против идеализации «дворянских гнезд». Они не вызывают у него того сочувственного отношения, какое было у Аксакова, Тургенева, Толстого, Гончарова и других. И по замыслу, и по интонации, и по выводам – это произведение совершенно иного плана: в «дворянском гнезде» Щедрина нет ни поэтических беседок, ни роскошных липовых аллей, ни уединенных скамеек в глубине тенистых парков – всего того, что располагает героев семейных хроник других писателей к «высоким речам» и счастливым любовным признаниям. Роман в большинстве критических статей и заметок называют «отходной крепостничеству». Семейство Головлевых - дворяне, владельцы крепостных крестьян - живут как раз в то Время, когда произошла отмена крепостничества. Рушится постепенно старый государственный строй, а с ним и многие семьи. Но это - социальный аспект романа. Если же абстрагироваться от тех общественных вопросов, которых хотел коснуться Салтыков-Щедрин, и рассматривать род Головлевых просто как отдельно взятую фамилию, то в голову приходит одна простая и очевидная аксиома: они «съели» сами себя. Что делает семью единой? Любовь, взаимоуважение, взаимопомощь, общие интересы и пр.Каким образом эти нравственные категории преломляются в семье Головлевых?Любовь у Головлевых превращается в ненависть; взаимоуважение – в унижение; взаимопомощь – в боязнь друг друга. Общие интересы сводятся лишь к одному: как бы оставить другого без «куска». В чем видят смысл жизни представители семьи Головлевых?Весь смысл жизни Головлевых заключался в стяжании, накоплении богатства, борьбе за это богатство. В семье царят взаимная ненависть, подозрение, бездушная жестокость, лицемерие. Алкоголизм – семейная болезнь Головлевых, которая приводит к полному нравственному разложению личности, а затем наступает физическая смерть.

Щедрин назвал роман Господа Головлевы эпизодами из жизни одной семьи. Каждая глава представляет собой законченный рассказ о каком-нибудь семейном событии. И в печати они появлялись постепенно, как самостоятельные очерки. Замысел единого романа возник не сразу. Тем не менее это целостное произведение, в основе которого повествование о крушении семьи и гибели всех ее членов. В каждой главе рассказывается о смерти кого-либо из представителей головлевского рода, об умертвии, так как, по сути дела, на наших глазах совершаются убийства. История умертвий свидетельствует о том, что и семьи-то никакой нет, что семейные связи лишь видимость, лишь форма, что все члены головлевского рода ненавидят друг друга и ждут смерти близких, чтобы стать их наследниками. Это выморочный, то есть обреченный на вымирание род.

Щедрин называет три характеристические черты: праздность, непригодность к какому бы то ни было делу и запой. Первые две приводили за собой пустословие, тугомыслие и пустоутробие, последний являлся как бы обязательным заключением общей жизненной неурядицы. Глава Семейный труд завязка всего романа здесь еще заметна жизнь, живые страсти и стремления, энергия. Но основой всего этого являются зоологический эгоизм, корыстолюбие собственников, звериные нравы, бездушный индивидуализм. В центре этой главы грозная для всех окружающих Арина Петровна Головлева, умная помещица-крепостница, самодержица в семье и в хозяйстве, физически и нравственно целиком поглощенная энергичной, настойчивой борьбой за приумножение богатства. Порфирий здесь еще не выморочный человек. Он известен в семействе под тремя именами: Иудушка, кровопивец, откровенный мальчик.

Иудушка лицемер не по злому корыстному расчету, но скорее по своей натуре. С детства он послушно и глубоко усвоил неписаный жизненный принцип: быть как все, поступать как принято, чтоб оградить себя от нарекания добрых людей. В этом больше было не откровенного ханжества, а машинального следования кодексу, созданному преданием лицемерия.

Его лицемерие бессмысленно, бессознательно, без знамени, как говорил Щедрин, без далеко ведущей цели. Это действительно лицемерие по пустякам, ставшее его второй натурой. Его пустословие прикрывает определенную практическую цель лишить брата Степана права на долю в наследстве.

Все бытие помещичьего гнезда противоестественно и бессмысленно, с точки зрения подлинно человеческий интересов, враждебно творческой жизни, созидательному труду, нравственности, что-то мрачное и губительное таится в недрах этой пустой жизни. Укором головлевщины является Степан, чья драматическая смерть завершает первую главу романа. Из молодых Головлевых он самый даровитый, впечатлительный и умный человек, получивший университетское образование. Но мальчик с детских лет испытывал постоянное притеснение со стороны матери, слыл постылым сыном-шутом, Степкой-балбесом.

В результате из него получился человек с рабским характером, способный быть кем угодно: пропойцей и даже преступником. Тяжким было и студенчество Степана. Отсутствие трудовой жизни, добровольное шутовство у богатых студентов, а затем пустая департаментская служба в Петербурге, отставка, разгул, наконец, неудачная попытка спастись в ополченцах физически и нравственно истрепали его, сделали из него человека, живущего ощущением, что он, какчервяк, вот-вот подохнет с голоду.

И перед ним осталась единственная роковая дорога в родное, но постылое Головлево, где его ждут полное одиночество, отчаяние, запой, смерть. Из всего второго поколения семьи Степан оказался самым неустойчивым, самым неживучим. В следующей главе По-родственному действие происходит десять лет спустя после событий, описанных в первой главе. Но как изменились персонажи и отношения между ними! Властная глава семьи Арина Петровна превратилась в скромную и бесправную приживалку в доме младшего сына Павла Владимировича в Дубровниках.

Головлевским имением завладел Иудушка. Он теперь становится почти главной фигурой повествования. Как и в первой главе, здесь тоже идет речь о смерти другого представителя молодых Головлевых Павла Владимировича. Щедрин показывает, что первоначальной причиной его преждевременной смерти является родное, но гибельное имение. Он не был постылым сыном, но его забыли, на него не обращали внимание, считая дураком.

Павел полюбил жизнь особняком, в озлобленном отчуждении от людей; у него не было никаких склонностей, интересов, он стал живым олицетворением человека, лишенного каких бы то ни было поступков. Затем бесплодная формальная военная служба, отставка и одинокая жизнь в Дубровниках, праздность, апатия к жизни, к семейным узам, даже к собственности, наконец, какое-то бессмысленное и фантастическое озлобление разрушили, обесчеловечили Павла, привели его к запою и физической смерти. Последующие главы романа также повествуют о духовном распаде личности и семейных связей, об умертвениях.

Наряду с этим в Семейных итогах автор берется разъяснить нам, в чем отличие его героя от распространенного типа сознательных лицемеров: Иудушка просто человек, лишенный всякого нравственного мерила и не знающий иной истины, кроме той, которая значится в азбучных прописях. Он был невежествен без границ, сутяга, лгун, пустослов и в довершении всего боялся черта. Все это отрицательные качества, которые отнюдь не могут дать прочного материала для действительного лицемерия. Свой взгляд на Порфирия Головлева автор раскрывает с большой отчетливостью: Иудушка не просто лицемер, сколько пакостник, лгун и пустослов. Порфирия Владимирыча характеризует полное нравственное окостенение вот главный диагноз писателя-сатирика.

В этом одна из разгадок приобретательского рвения щедринского героя. Но в этом и заключается по убеждению Салтыкова-Щедрина, источник страшной для человека и его близких трагедии. Не случайна в этой главе смерть сына Порфирия Головлева Владимира. Рассказано здесь о духовном и физическом увядании Арины Петровны, об одичании самого Иудушки.

Показательна судьба сестер Любиньки и Анниньки. Они вырвались из проклятого родного гнезда, мечтая о самостоятельной, честной трудовой жизни, о служении высокому искусству. Но сестры, сформировавшиеся в постылом головлевском гнезде и получившие опереточное воспитание в институте, не были подготовлены для суровой жизненной борьбы ради высоких целей.

Отвратительная, циничная провинциальная среда поглотила и погубила их. Наиболее живучим среди Головлевых оказывается самый отвратительный, самый бесчеловечный из них Иудушка, набожный пакостник, язва смердящая, «кровопивушка. Щедрин не только предрекает смерть Порфирия.

Писатель вовсе не хочет сказать, что Иудушка лишь ничтожество, которое будет легко устранено поступательным развитием вечно обновляющейся жизни, не терпящей мертвенности. Щедрин видит и силу Иудушек, источники их особой живучести. Да, Головлев ничтожество, но этот пустоутробный человек гнетет, терзает и мучает, убивает, обездоливает, разрушает. Именно он является прямой или косвенной причиной бесконечный умертвий в головлевском доме. Неоднократно писатель подчеркивает в своем романе, что безмерный деспотизм Арины Петровны и утробное, несущее смерть лицемерие Иудушки не получали отпора, находили благоприятную почву для своего свободного торжества. Это и держало Порфирия в жизни. Сила его в изворотливости, в дальновидной хитрости хищника.

Как он, помещик-крепостник, ловко приспосабливается к духу времени, к новым способам обогащения! Самый дикий помещик старых времен сливается в нем с кулаком-мироедом. И в этом сила Иудушки.

Наконец, он имеет могучих союзников в лице закона, религии и господствующих обычаев. На них Иудушка и смотрит как на своих верных слуг. Религия для него не внутреннее убеждение, а обряд, удобный для обмана и обуздания. И закон для него сила обуздывающая, карающая, служащая только сильным и угнетающая слабых. Семейные отношения также лишь формальность. В них нет ни истинного высокого чувства, ни горячего участия. Служат они тому же угнетению и обману.

Тема: Три поколения семьи Головлёвых. Образ Иудушки.

Цель: 1) на примере образов семьи Головлёвых показать, как раскрывает писатель процесс духовной деградации личности; 2) развивать умение анализировать поступки героев произведения, делать выводы; 3) воспитывать бережное отношение к семейным ценностям.

Оборудование : презентация, отрывок из фильма – спектакля «Господа Головлёвы» (Малый театр 1978)

Тип урока : урок-семинар

Ход урока:

    Организационный этап. Тема и цель урока - слайд 1

    Вступительное слово учителя. На предыдущем уроке мы говорили об истории создания романа «Господа Головлёвы». И узнали о том, что произведение печаталось отдельными рассказами, эпизодами: «Семейный суд», «Семейные радости», «По-родственному», «Семейные итоги». Все названия глав непосредственно соединены с мыслью семейною, и у главы семейства, Арины Петровны, слово “семья” не сходит с уст.

    Составление ассоциативного ряда к слову «семья». Какие ассоциации возникают о вас, когда вы слышите это слово? (запись в тетради)

Так что же такое семья? Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

А какова, по-вашему, формула семейного счастья? Формула семейного счастья - это любовь между супругами + любовь между родителями и детьми + материальное благополучие…

    Чего по данной формуле не хватает семье Головлевых? Щедрин показывает разрушение семьи Головлёвых, обречённых на вымирание. Что же приводит семейство Головлёвых к трагическому итогу? Попробуем разобраться в этом.

    И начнём работу со знакомства с историей жизни каждого члена семьи Головлёвых. Кто такие господа? Соотносится ли это значение слова с нашими героями?

    Арина Петровна Головлёва (сообщение уч-ся) – слайд 2. (стр. 9 текст) Учащиеся составляют кластер, отражая в нём черты характера героини, её жизненную позицию.

Арина Петровна: полновластная хозяйка, деспотичная, стяжательница, грубая, привыкла всем и всеми повелевать, лицемерка, ханжа, «лишний рот», существо, всем чуждое, ведущее постылую, никому не нужную жизнь. – слайд 3.

В коллекции «слабосильных людишек» головлёвской семьи исключение представляет Арина Петровна Головлёва. Властная и энергичная женщина, она «случайным метеором» блеснула на фоне «безвыходного неблагополучия», «паскудства» и пьяной неурядицы головлёвской семьи. Полновластная хозяйка дома, она деспотически и бесконтрольно управляет крестьянами и домочадцами. Вся её жизнь отдана стяжанию. Всю жизнь слово «семья» не сходило у неё с языка, в конце же концов оказывается, что семьи у нее никогда не было. Муж её, человек безалаберный и озорной, вёл жизнь праздную и был ей совершенно чужд. Его она иначе не называла, как «ветряной мельницей» и «бесструнной балалайкой». Дети для неё - обуза, они «не затрагивали ни одной стороны её внутреннего существа». Своих сирот-внучек она кормит протухлой солониной, преследует их упрёками: постылые, нищие, дармоеды, ненасытные утробы. Дворовых она тиранит, ест поедом; домашние перед ней трепещут. Головлёво, которым владеет Арина Петровна, представляется её сыну Степану «гробом». «Заест она меня,- думает он о матери… Не с кем молвить слова, некуда бежать - везде она, властная, цепенящая, презирающая». Грубость и привычка повелевать прекрасно выражаются в её речи, в стремлении давать окружающим прозвища, обидные клички. «Говори! не виляй хвостом... сума перемётная!» - приказывает она бурмистру. «Что я без поганок-то без своих делать буду?» - тревожится она при первых слухах об отмене крепостного права. Бурмистру, докладывающему о том, что Степан Владимирович «нехорош», она отвечает: «Небось, отдышится, ещё нас с тобой переживёт! что ему, жеребцу долговязому, сделается! Кашляет! иной сряду тридцать лет кашляет, и всё равно, что с гуся вода!» Грубость соединяется в её характере с лицемерием и ханжеством. Боясь худой славы, осуждения со стороны соседей, она берёт к себе в дом осиротевших внучек и при этом говорит: «У бога милости много... сиротки хлеба не бог знает, что съедят, а мне на старости лет - утешение. Одну дочку бог взял -двух дал!» И в то же время пишет сыну Порфирию: «Как жила твоя сестрица беспутно, так и умерла, покинув мне на шею своих двух щенков...» Образ Арины Петровны - образ типический. Такие характеры неизбежно возникали и развивались в условиях усадебного хозяйства, бесконтрольного распоряжения жизнью и имуществом сотен и тысяч крепостных. К новым условиям жизни такие натуры приспособиться не могли. С отменой крепостного права рушится «семейная твердыня, воздвигнутая неутомимыми руками Арины Петровны», и сама она становится приживалкой в доме младшего сына. Эта перемена сказалась и на её внешности: «Голова её поникла, спина сгорбилась, глаза потухли, поступь сделалась вялой, порывистость движений пропала». Изменяется и характер её речи, ставшей теперь льстивой, просительной. Бывшая полновластная хозяйка огромного имения становится «лишним ртом», существом, всем чуждым, ведущим постылую, никому не нужную жизнь. После выступления – проверка кластеров.

    Посмотрим, из кого состоит семья Арины Петровны. Рассказ о Владимире Михайлыче (сообщение уч-ся) – слайд 4. (стр. 10 текст) Составление кластера. Владимир Михайлыч: безалаберный, бездельник, озорной характер, сочинял «вольные стихи», «ветряная мельница», «бесструнная балалайка» - слайд 4

Глава семейства Головлёвых, Владимир Михайлыч, еще смолоду был известен своим безалаберным и озорным характером…. Он вел жизнь праздную и бездельную, чаще всего запирался у себя в кабинете, подражал пению скворцов, петухов и т.д. и занимался сочинением так называемых «вольных стихов», которые Арина Петровна не любила и называла паясничеством. Свою жену он называл «ведьмою» и «чертом», жена называла мужа – «ветряною мельницей» и «бесструнной балалайкой»… «Находясь в таких отношениях, они пользовались совместною жизнью в продолжение с лишком сорока лет, и никогда ни тому, ни другой не приходило в голову, чтобы подобная жизнь заключала в себе что- либо противоестественное.» (Проверка кластера )

    «Немного более счастлива была Арина Петровна в детях». Детей у ней было четверо: три сына и дочь. «О старшем сыне и об дочери она даже говорить не любила; к младшему сыну была более или менее равнодушна и только среднего, Порфишу, она не то чтоб любила, а словно побаивалась». Рассказ о Степане Владимирыче (сообщение уч-ся) – слайд 6. Кластер: Степан Владимирыч: Стёпка-балбес, Стёпка-озорник, шут, приживал, постылый, даровитый малый, впечатлительный, умный человек.

(проверка кластера – слайд 7) Текст стр. 11

Степан Владимирыч, старший сын, слыл в семействе под именем Степки-балбеса и Степки-озорника. Он очень рано попал в число «постылых» и с детских лет играл в доме роль шута. Это был даровитый малый, слишком охотно и быстро воспринимавший впечатления. Из молодых Головлевых он самый даровитый, впечатлительный и умный человек, получивший университетское образование и степень кандидата. Способный молодой человек получает университетский диплом, но работать не хочет, становится приживалом и попрошайкой у богатых мужиков в городе- крепостных его матери. Выданный ему в счёт наследства доходный дом он прокутил, нанялся в ополчение. Но и там оказался непригодным. Всё это физически и нравственно истрепало его, сделало из него человека, живущего ощущением, что он, как червяк вот- вот «подохнет с голоду». И перед ним единственная роковая дорога- в родное, но постылое Головлёво, на поклон к матери. На этом слайде мы видим, как постылый идёт по головлёвской земле, по той постылой земле, которая родила его постылым, вскормила постылым, выпустила постылым, постылого же вновь принимает в своё лоно. «Степану Головлёву нет ещё сорока лет, но по наружности ему никак нельзя дать меньше пятидесяти. Жизнь до такой степени истрепала его, что не оставила на нём никакого признака дворянского сына.» Судьба Степана - полуголодное существование, одиночество, полное забвение («не с кем молвит слова, некуда бежать»), отсутствие хоть какой-то веры, душевных сил, запой и смерть.

    Рассказ об Анне, старшей в семье после Степана. Текст стр. 13. – прочитать .

После Степана Владимировича, старшим членом головлёвского семейства была дочь, Анна Владимировна, о которой Арина Петровна не любила говорить.

«Дело в том, что Аннушка не только не оправдала её надежды, но и вместо того на весь уезд учинила скандал: в одну прекрасную ночь, бежала из Головлёва с корнетом Улановым и повенчалась с ним.

Так без родительского благословения, как собаки и повенчались! – сетовала по этому случаю Арина Петровна… И с дочерью Арина Петровна поступила столь же решительно, как и с постылым сыном: взяла и «выбросила ей кусок». Она отделила её капитал в пять тысяч и деревушку Погорелку в тридцать душ с упало ю усадьбой, в которой изо всех окон дуло и не было ни одной живой половицы. Года через два молодые капитал прожили, и корнет неизвестно куда бежал, оставив Анну Владимировну с двумя дочерьми – близнецами: Аннинькой и Любинькой. Затем и сама Анна Владимировна через три месяца скончалась, и Арина Петровна волей – неволей должна была приютить круглых сирот у себя. Что она и исполнила, поместив малюток во флигеле»

5) Младшие дети: Павел и Порфирий. Рассказ о Павле (сообщение уч-ся)

Текст стр. 15. Кластер: Павел: «никого не обидел», «никому грубого слова не сказал», «ни на кого не взглянул косо», боялся матери как огня» (проверка кластера-слайд 8)

Младший сын Павел «еще мальчиком не высказывал ни малейшей склонности ни к ученью, ни к играм, ни к общительности, но любил жить особняком, в отчуждении от людей». Может быть, он был добр, но никому добра не сделал, может быть, был и неглуп, но во всю жизнь ни одного умного поступка не совершил. В довершение всего он нередко огрызался против матери и в то же время боялся ее, как огня. После того, как Арина Петровна перебралась к нему в Дубровино, Павел Владимирыч принял ее довольно сносно, то есть обязался кормить и поить ее и сирот – племянниц. Но Павел Владимирыч пил. Страсть получила то страшное развитие, которое должно было привести к неизбежному концу. Уединившись с самим собой, Павел Владимирыч возненавидел общество живых людей и создал для себя особенную фантастическую действительностью... Он пил и припоминал. Припоминал все обиды и унижения, которые ему приходилось вытерпеть благодаря претензии Порфирия на главенство в доме. В особенности же припомнил раздел имущества, рассчитывал каждую копейку, сравнивал каждый клочок земли и ненавидел. Таким образом шли дни за днями, покуда, наконец, Павел Владимирыч не очутился лицо к лицу со смертным недугом. При жизни никто не обращал внимания на Павла Владимирыча, с смертью его – всем сделалось жалко. Припоминали, что он «никого не обидел», «никому грубого слова не сказал», «ни на кого не взглянул косо». Очень возможно, что в мирской оценке качеств покойного Павла неясно участвовало и сравнение с Порфирием. Какое чувство вызывает у вас этот человек? Почему?

    Любимый сын Арины Петровны - Порфирий Владимирыч Головлёв, прообразом которого послужил родной брат М. Е. Салтыкова- Щедрина Дмитрий. Рассказ о Порфирии (сообщение уч-ся) – слайд 9. Текст стр. 14. Кластер: Порфирий Головлёв: Иудушка, кровопивушка, откровенный мальчик, лицемер, пустослов, лжец, хищник, «благовоспитанный сын», «заботливый брат», «чадолюбивый отец». (проверка кластера – слайд 10). Этот человек избрал своим оружием лицемерие. Под маской милого и душевного человека он добивается своих целей, собирает вокруг себя родовое имущество. Низкая его душа радуется бедам братьев и сестер, а когда они умирают, он получает искреннее удовольствие при дележке имущества. В отношениях со своими детьми он тоже в первую очередь думает о деньгах - и сыновья не выдерживают этого. Никогда при этом Порфирий не позволяет себе сказать грубость или колкость. Он вежлив, притворно мил и заботлив, бесконечно рассуждает, разводит медоточивые речи, плетет словесные интриги. Люди видят его лживость, но поддаются ей. Даже сама Арина Петровна не может им сопротивляться. Но в финале романа приходит к своему падению и Иудушка. Он становится ни к чему не способен, кроме пустословия. По целым дням он надоедает всем разговорами, которых никто не слушает. Если же прислуга оказывается чувствительной к его «словоблудию» и придиркам, то старается от хозяина сбежать подальше. Тиранство Иудушки становится все мелочней, он тоже пьет, как покойнее братья, для развлечения целыми днями вспоминает мелкие обидки или минимальные просчеты в хозяйстве, чтобы их «обмусолить». Тем временем реальное хозяйство не развивается, приходит в запустение и упадок. В финале романа на Иудушку снисходит жуткое прозрение: «Нужно всех простить…Что… что же такое сделалось?! Где… все?!» Но семья, разделенная ненавистью, холодностью и невозможностью простить, уже разрушена.

    Фрагмент из фильма – спектакля «Господа Головлёвы» (Малый театр 1978) «Иудушка у постели умирающего Павла» (46 минута) Ваши впечатления? Вроде бы Порфирий пришёл к брату с лаской и утешением, пытается его подбодрить, встаёт на колени, молится, а на самом деле его интересует один вопрос: сделал ли брат распоряжение насчёт имения? Кому достанется капитал?

    Роль портрета Иудушки в раскрытии образа:

    Лицо «у него было светлое, умиленное, дышащее смирением и радостью», иногда оно «бледнело и принимало угрожающее выражение».

    Глаза его «блестели», «источали чарующий яд», «петлю накидывают».

    Взгляд «пристальный взгляд казался загадочным».

Тайна имени: Иудушка - тот, кто скрывает скопище пороков (лицемерие, подлость, пустозвонство, безжалостность, никчемность) под маской добродетели.

    «Под маской добродетели». Три маски Иудушки

    « БЛАГОВОСПИТАННЫЙ СЫН»: Притворная почтительность как способ получения лакомого куска- это и есть та простейшая истина, которая запала в детскую душу Порфиши, всё более развиваясь в дальнейшем, сделала его лицемером- хищником. Если в детстве Иудушка за сыновнюю преданность получал лучшие куски за столом, то впоследствии он получил за это «лучшую часть» при разделе имения. Он стал владельцем Головлёва, прибрал к рукам все капиталы матери, обрёк эту некогда грозную и властную хозяйку на заброшенность и одинокое умирание, поминая при этом через каждое слово Христа и сопровождая свои подлые поступки молитвами и благочестивыми речами. Сделался властелином всех головлёвских богатств.

    «ЗАБОТЛИВЫЙ БРАТ»: Бескорыстнейший поборник справедливости, миротворец на словах, призывающий всё решать «ладком и мирком», Иудушка разжигает междоусобицы в семье, действуя «по- родственному», «по- божески», « по закону». Он лицемер- пустослов, прикрывающий свои коварные замыслы против родни притворно - ласковой болтовнёй о пустяках. При этом говорит не то, что думает, говорит не так, как поступает. Разительно противоречие между благонамеренными рассуждениями и грязными устремлениями Иудушки. Он прикидывается любящим братом – и с наслаждением наблюдает за смертью Степана и Павла, прибирая к рукам их капиталы. Кровопивец держит в страхе окружающих его родственников, господствует над ними, побеждает их и несёт им гибель.

    « ЧАДОЛЮБИВЫЙ ОТЕЦ»: Иудушка Головлёв был неспособен « не только на привязанность, но и на простое сожаление». Его нравственное одеревенение было так велико, что он без малейшего содрогания обрекает на гибель поочерёдно каждого из трёх своих сыновей. Покончил с собой старший сын Владимир, женившись без отцовского согласия. Умирает в Сибири Пётр, не получив от отца помощи в оплате карточного долга. Младшего сына, родившегося от служанки, он отправляет в воспитательный дом, до которого ребёнок, скорее всего, и не доехал. Иудушка выбрасывает в жизнь ребят, как щенков в воду, и оставляет «выплывать», не заботясь о дальнейшей их судьбе.

    Работа с таблицей, в которой отражены черты характера Иудушки, ему не присущие, это лишь маска. Предлагаю указать истинное лицо главного героя романа.

Слова для справок: эгоизм; безнравственность; жестокие и бесчеловечные, абсолютно несправедливые и неправильные поступки мысли; пренебрежение к важнейшим христианским заповедям; пустобрёх; бездельник; озлобленность, равнодушие.

МАСКА

ИСТИННОЕ ЛИЦО

Озлобленность, равнодушие

Любовь к окружающим, родственные чувства

«Правильные» и «справедливые» рассуждения

жестокие и бесчеловечные, абсолютно несправедливые и неправильные поступки

Высокая нравственная мораль

безнравственность

Религиозный, богобоязненный человек

пренебрежение к важнейшим христианским заповедям

Труженик (вечный и неутомимый)

бездельник, пустобрёх

Вывод: Иудушке свойственна склонность к пустословию, его одолевает бес стяжательства, накопительства, соединённый с вечным притворством, страстью к вымучиванию своих жертв. В Иудушке угадываются и чудовищная скупость Плюшкина, и хищная схватка Собакевича, и жалкое скопидомство Коробочки, и слащавое празднословие Манилова, и беспардонная ложь Ноздрёва, и даже плутовская изобретательность Чичикова. Но его основное оружие- лицемерие. Он бесконечно лжёт и тут же клятвенно заверяет: « Я люблю правду». Он злопамятен и мстителен, но утверждает: « Я всем прощаю». Причиняя всем окружающим зло, он заявляет: « Я всем добра желаю». Запоздалая совесть вернулась и к Порфирию Владимировичу, и автор доказывает это своим отношением к герою. Ближе к концу романа он практически не называет его Иудушкой. Герой искренне понимает, что со смертью матери у него обрывается последняя нить, связывающая его с внешним миром. Перед его глазами проходят все умершие родственники, и человеческие чувства проявляются к последнему существу из рода Головлёвых – Аннинке. “Надо меня простить! за всех… И за себя… за тех, которых нет!” Автор не мог допустить примирения со злом. Зло не может быть безнаказанным, и самая страшная казнь – запоздалая совесть. Вот почему это сатирический роман имеет трагические мотивы. Эти проблемы вечны, чем больше человек забывает истинные ценности жизни: добро, любовь, взаимовыручку, честный труд – тем безвозвратнее дальше уходит от него совесть, тем страшнее расплата за прошлое.

    Рассказ о молодом поколении семейства Головлёвых: Володенька, Петенька, Аннинька, Любинька (сообщения уч-ся) – слайд 11 Племянницы Иудушки – представительницы последнего поколения Головлевых. Они пытаются вырваться из гнетущей атмосферы семьи, сначала им это удается. Они работают, играют в театре и гордятся этим. Но к последовательной, упорной деятельности их не приучили. Не приучили и к моральной стойкости, жизненной твердости. Любиньку губит ее цинизм и расчетливость, взятые от бабушки, и она сама толкает в пропасть сестру. Из актрис «сестры Погорельские» переходят в содержанки, затем почти в проститутки. Аннинька, более чистая морально, более душевная, бескорыстная и добросердечная, упорно цепляется за жизнь. Но и она ломается, и после самоубийства Любиньки, больная и пьющая, возвращается в Головлево, «умирать».

    Как композиция романа помогает понять его идейное содержание?

Каждая глава заканчивается смертью одного из Головлевых. «Семейный суд» - умирает Степан Владимирович, «По-родственному» - умирают Павел Владимирович и Владимир Михайлович, «Семейные итоги» - самоубийство Володи, сына Порфирия Головлева, «Племяннушка» - умирают Арина Петровна и Петр, последний сын Порфирия, «Расчет» - умирает Порфирий Головлев, кончает жизнь самоубийством Любинька, агонизирует последняя в роду Головлевых – Аннинька. Кольцевая композиция романа завершается тем, что за головлёвским имением зорко следила Надежда Ивановна Галкина, дочь тётеньки Варвары Михайловны, и автор с болью в душе говорит об этом, так как мы можем предположить, что страсть накопительства погубит и следующих героев.

    Какое впечатление произвело на вас это произведение?

    Актуален ли роман сегодня? Чем?

Проблема человеческих отношений, поставленная в романе, актуальна во все времена, особенно сегодня, когда главной ценностью становятся деньги. Люди находятся в таких условиях, при которых они вынуждены поставить на второй план совесть, стыд и гордость для того, чтобы выжить в этом жестоком мире.

    Этап информации о д/з: написать эссе «Какие уроки получили, пропустив через свою душу историю героев романа «Господа Головлёвы»

В щедринском романе перед чи-тателем проходят три поколения семьи Головлевых: Арина Петровна, ее дети и вну-ки. В первом поколении семья еще кажется креп-кой. Арина Петровна со свойственной ей энергией и предприимчивостью закладывает основы головлевского благосостояния. Но уже тогда в семье наруша-ются естественные человеческие отношения. Отмена крепостного права ускоряет процесс разложения — и во втором поколении черты «выморочности», обре-ченности становятся более заметными. Дети Арины Петровны оказываются неприспособленными к жизни. Умирают Аннушка, Степан, человек по-своему талант-ливый, окончивший даже университет, но не имев-ший внутренних сил, чтобы противостоять окружа-ющей его гнилой среде, умирает его брат Павел...

Сама Арина Петровна вынуждена была признать, что ее исключительное служение семье на самом деле было служением призраку, который она сама же и создала: «Всю жизнь она что-то устраивала, над чем- то убивалась, а оказывается, что убивалась над призраком. Всю жизнь слово «семья» не схо-дило у нее с языка, во имя семьи она одних казнила, других награждала; во имя семьи она подвергла себя лишениям, истязала себя, изуродо-вала всю свою жизнь — и вдруг выходит, что се-мьи-то именно у нее и нет!»

Еще отчетливее печать обреченности проявляется в третьем поколении, которое гибнет совсем молодым. На этом фоне вырастает зловещая фигура сред-него сына Арины Петровны — Порфирия, прозванно-го Иудушкой. Образ Иудушки — олицетворение хищ-ничества, жадности, лицемерия. Он, погубивший всех своих близких — мать, братьев, детей, племян-ниц, сам обрекает себя на неминуемую гибель. Щедрин показывает, как закон, право, мораль, религия служили Иудушке и ему подобным ширмой. Порфирий лицемерит постоянно — не только перед другими, но и перед самим собой, лицемерит даже тогда, когда это не приносит ему никакой практи-ческой пользы. Щедрин специально подчеркивал, что это не лицемерие мольеровского Тартюфа. Тар-тюф лжет сознательно, преследуя свою определен-ную и конкретную цель, а Иудушка «не столько лицемер, сколько пакостник, лгун и пустослов».

На примере Иудушки ясно видно, какую роль в создании сатирического образа играет у Щедрина ре-чевая характеристика. Так, явившись к умирающе-му брату Павлу, Иудушка буквально изводит его своим тошнотворным и елейным пустословием — тем более омерзительным, что оно приправлено «род-ственными» словечками, образуемыми с помощью уменьшительных суффиксов: «маменька», «дружок», «подушечка», «водичка» и даже «маслице деревянненькое».

В реальной жизни Иудушка далеко не всегда мог полностью утолить свою жажду стяжательства, склон-ность к тиранству. Тогда он создает для себя некий фантастический мир, в котором он «неизменно дохо-дил до опьянения; земля исчезала у него из-под ног». Материал с сайта

Только перед самой смертью «ужасная правда осветила его совесть, но осветила поздно, без поль-зы, уже тогда, когда перед глазами стоял лишь бесповоротный и непоправимый факт. Вот он соста-рился, одичал, одной ногой в могиле стоит, а нет на свете существа, которое приблизилось бы к нему, «пожалело» бы его. Зачем он один? Зачем он видит кругом не только равнодушие, но и ненависть? Отчего все, что ни прикасалось к нему, — все поги-бало?» Происходит пробуждение одичавшей совести, что представляет собою элемент трагический. Не случайно в период работы над «Господами Головлевыми» Щедрин признавался, что ему «хотелось бы и трагического попробовать». Мотив прозрения стал ведущим в романе. Прозрение, настигающее каждого из членов семьи Головлевых, становится своеобразным судом совести, нравственным возмез-дием.

В «Господах Головлевых» Щедрин почти не при-меняет приемов, характерных для «Истории одного города». Вместо сатирического гротеска, гиперболы, фантастики писатель использует метод психологи-ческого анализа, пристально исследует внутренний мир своих героев, прежде всего Иудушки Головлева. Психологический анализ ведется с помощью слож-ного переплетения речевого строя персонажей с ав-торской оценкой их мыслей и переживаний. Авторс-кое начало неизменно ощущается на протяжении всей книги.

При всей его конкретности образ Иудушки стал широчайшим художественным обобщением.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сочинение на тему что погубило семью головлевых
  • школьный отзыв о романе господа головлевы
  • антон васильевич господа головлевы
  • ntcn ujcgjlf ujkjdktds
  • библейские образы в романе господа головлевы

Семья Головлевых в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»

Роман М. Е. Салтыкова-Щедрина первоначально не мыслился как самостоятельное произведение, а вхо­дил в цикл сатирических очерков «Благонамеренные речи». При работе над этим произведением внимание писателя было сосредоточено на индивидуально-пси­хологических особенностях характеров, за которыми скрываются социально-классовые особенности. Неко­торые литературоведы определяют жанр этого произ­ведения как семейную хронику. Но... Читая роман, мы видим, как постепенно, от главы к главе, складывается судьба господ Головлевых: Арины Петровны, ее мужа, дочери и сыновей, детей Иудушки, племяннушек. Каждая глава романа имеет емкое говорящее название: «Семейный суд», «По род­ственному», «Семейные итоги», «Племяннушка», «Недозволенные семейные радости», «Вымороч­ный», «Расчет». Из семи названий первые пять непосредственно связаны с темой семьи, семейных отно­шений, но на самом деле содержат скрыто ирониче­ский, сатирический намек на распад головлевской семьи.

Роман начинается с «поистине трагического во­пля» Арины Родионовны: «И для кого я припасала!.. для кого?.. И в кого я таких извергов уродила!» Арина Петровна, женщина самостоятельная, властная, с не­преклонным характером, не привыкшая прислуши­ваться к чужому мнению. Вся ее жизнь посвящена ок­руглению головлевского имения, накопительству. Прижимистость ее граничит с жадностью: несмотря на то, что в погребах пропадают продукты бочками, сын Степан питается объедками, внучек-сирот она кормит кислым молоком. Все, что ни делает Арина Петровна, она, по ее мнению, делает во имя семьи. Слово «семья» не сходит у нее с языка, а на самом деле оказывается, что живет она непонятно даже для чего и для кого. Муж ее «вел жизнь праздную и бездель­ную», и для Арины Петровны, «всегда отличавшейся серьезностью и деловитостью, ничего симпатичного не представлял».

Отношения между супругами закончились «пол­ным и презрительным равнодушием к мужу-шуту» со стороны Арины Петровны и «искреннею ненавистью к жене» с значительной долей трусости со стороны Владимира Михайловича. Она его называла «ветря­ною мельницею» и «бесструнной балалайкой», он ее - «ведьмою» и «чертом». Но это не помешало Ари­не Петровне родить четверых детей: трех сыновей и одну дочь. Но и в детях она видела только обузу: «в ее глазах дети были одною из тех фаталистических жиз­ненных обстановок, против совокупности которых она не считала себя в праве протестовать, но которые тем не менее не затрогивали ни одной струны ее внут­реннего существа...» Автор видит ношения в ее «слишком независимой» и «холостой натуре». Ни до каких семейных дел дети не допуска­лись, «о старшем сыне и об дочери она даже говорить не любила; к младшему сыну была более или менее равнодушна и только среднего, Порфишу, не то чтоб любила, а словно побаивалась».

Старший сын, Степан, «слыл в семействе под име­нем Степки-балбеса и Степки-озорника». «... Это был даровитый малый, слишком охотно и быстро воспри­нимавший впечатления, которые вырабатывала ок­ружающая среда. От отца он перенял неистощимую проказливость, от матери - способность быстро уга­дывать слабые стороны людей». «Постоянное прини­жение» со стороны матери вызвали в его мягкой, на­туре «не озлобление, не протест, а образовало харак­тер рабский, повадливый до буффонства, не знающий чувства меры и лишенный всякой предусмотрительности». Мы встречаем Степана на страницах романа в тот момент, когда имение, выделенное ему матерью, продано за долги, а у него самого сотня рублей в кар­мане. «С этим капиталом он поднялся было на спекуляцию, то есть играть в карты, и в недолге проиграл все. Тогда он принялся ходить по зажиточным кресть­янам матери, жившим в Москве своим хозяйством; у кого обедал, у кого выпрашивал четверку табаку, у кого по мелочи занимал». Но наконец, пришлось вер­нуться в Головлево, к матери. Путь Степана домой - путь человека, обреченного на смерть. Он понимает, что мать «заест» его теперь; «одна мысль до краев пе­реполняет все его существо: еще три-четыре часа - и дальше идти будет некуда...»; «ему кажется, что пе­ред ним растворяются двери сырого подвала, что, как только он перешагнет за порог этих дверей, так они сейчас захлопнутся - и тогда все кончится». Вид бар­ской усадьбы, мирно смотревшей из-за деревьев, на­помнил Степану гроб.

Отличительной чертой Арины Петровны (а впослед­ствии и Иудушки) было то, что она всячески старалась соблюсти внешние приличия. Поэтому после приезда Степана она призывает на семейный суд остальных сы­новей, Павла и Порфирия. Абсолютно ясно, что при­сутствие сыновей нужно ей лишь для создания иллю­зии того, что то решение, которое будет принято на се­мейном суде, - коллективное: «... какое положение они промежду себя для тебя присоветуют - так я с то­бой и поступлю. Сама на душу греха брать не хочу, а как братья решат - так тому и быть!»). Все это - фарс, призванный оправдать ее дальнейшие действия. С са­мого начала разыгрывается комедия: «Арина Петров­на встретила сыновей торжественно, удрученная го­рем. Две девки поддерживали ее под руки; седые воло­сы выбивались из-под белого чепца, голова понурилась и покачивалась из стороны в сторону, ноги едва воло­чились». По решению «семейного» суда Степана оста­вили жить во флигеле, питался он тем, что останется от обеда, из одежды получил «старый папенькин халат» и тапочки. Одиночество, праздность, недоедание, вы­нужденное сидение в четырех стенах, пьянство - все это привело к помутнению рассудка. Когда однажды Арине Петровне доложили, что Степан Владимирович исчез ночью из имения, только тогда она увидела, в ка­ких условиях проживал ее сын: «Комната была гряз­на, черна, заслякощена... Потолок был закопчен, обои на стенах треснули и во многих местах висели клочья­ми, подоконники чернели под густым слоем табачной золы, подушки валялись на полу, покрытом липкой грязью, на кровати лежала скомканная простыня, вся серая от насевших на нее нечистот». До этого момента даже доклады о том, что Степан «нехорош» «проскаль­зывали мимо ее ушей, не оставляя в ее уме никакого впечатления»: «Небось, отдышится, еще нас с тобой переживет! Что ему, жеребцу долговязому, делается!..». Пока продолжались поиски, Арина Петровна больше злится, что «из-за балбеса такая кутерьма», чем переживает, куда мог пойти сын в ноябре, в одном халате и туфлях. После того как Степана привезли «в полубесчувственном состоянии», всего в порезах, «с посинелым и распухшим лицом», Арина Петровна «настолько восчувствовала, что чуть было не приказа­ла перевести его из конторы в барский дом, но потом успокоилась и опять оставила балбеса в конторе...».

Я считаю, что Степана сгубили всей семьей: Павел своим невмешательством в судьбу брата: «Мне что ж! Разве вы меня послушаетесь?»; Иудушка - преда­тельством (разубедил мать выкидывать еще один «ку­сок»), Арина Петровна жестокостью. Мать не понима­ет, что сын тяжело болен, а беспокоится лишь о том, как бы Степан не спалил усадьбу. Его смерть дает ей повод лишний раз поучить жизни: «...Еще с вечера на­кануне был здоров совершенно и даже поужинал, а наутро был найден в постеле мертвым - такова сей жизни скоротечность! И что всего для материнского сердца прискорбнее: так, без напутствия, и оставил сей суетный мир... Сие да послужит нам всем уроком: кто семейными узами небрежет - всегда должен для себя такого конца ожидать. И неудачи в сей жизни, и напрасная смерть, и вечные мучения в жизни следую­щей - все из сего источника происходит. Ибо, как бы мы ни были высокоумны и даже знатны, но ежели ро­дителей не почитаем, то оные как раз и высокоумие и знатность нашу в ничто обратят...».

Дочь Анна Владимировна не только не оправдала надежд матери, которая чаяла «сделать из нее дарово­го домашнего секретаря и бухгалтера», но и «на весь уезд учинила скандал»: «в одну прекрасную ночь бе­жала из Головлева с корнетом Улановым и повенча­лась с ним». Судьба ее тоже печальна. Мать отделила ей «деревнюшку в тридцать душ с упалою усадьбой, в которой изо всех окон дуло и не было ни одной живой половицы». Прожив весь капитал за два года, муж сбежал, оставив Анну с двумя дочерьми-близнецами. Анна Владимировна через три месяца скончалась, и Арина Петровна «волей-неволей должна была при­ютить круглых сирот у себя», по поводу чего она и на­писала в письме Порфирию: «Как жила твоя сестрица беспутно, так и умерла, покинув мне на шею своих двух щенков»... Если бы могла предвидеть Арина Пет­ровна, что ей самой на старости лет, в полном одино­честве, доведется жить в той усадьбе!

Арина Петровна - натура сложная. Ее жадная приобретательская страсть заглушила в ней все чело­веческое. Говорить о семье стало просто привычкой и самооправданием (чтобы и самой не обидно было, и чтобы злые языки не попрекнули). Авторское сочув­ствие к некогда всемогущей помещице чувствуется в изображении ее сильно переменившегося положения, в передаче прежде неведомых чувств: «Всю-то жизнь она что-то устраивала, над чем-то убивалась, а оказы­вается, что убивалась над призраком. Всю жизнь сло­во «семья» не сходило у нее с языка; во имя семьи она одних казнила, других награждала; во имя семьи она подвергала себя лишениям, истязала себя, изуродова­ла всю свою жизнь - и вдруг выходит, что семьи-то у нее и нет!.. Слезы так и лились из потухших глаз по старческим засохшим щекам, задерживаясь в углуб­лениях морщин и капая на замасленный ворот старой ситцевой блузы. Это было что-то горькое, полное без­надежности и вместе с тем бессильно строптивое... Тоска, смертная тоска охватила все ее существо. Тош­но! горько! - вот единственное объяснение, которое она могла бы дать своим слезам».

Самый младший, Павел, был человеком, лишен­ным каких бы то ни было поступков, не выказывав­шим ни малейшей склонности ни к учению, ни к играм, ни к общительности, любивший жить особняком и фантазировать. Причем это были абсолютно бредо­вые фантазии: «что он толокна наелся, что от этого ноги сделались у него тоненькие, и он не учится» и т. д. С годами из него «образовывалась та апатичная и загадочно-угрюмая личность, из которой в конеч­ном результате получается человек, лишенный по­ступков. Может быть, он был добр, но никому добра не сделал; может быть, был и неглуп, но во всю жизнь ни одного умного поступка не совершил». От матери он унаследовал строптивость, резкость в суждениях. Па­вел не был мастером по части плетения слов (в отли­чие от Порфирия). В письмах матери он краток до рез­кости, прямодушен до крайности и косноязычен: «Деньги, столько-то на такой-то срок, дражайшая ро­дительница, получил, и, по моему расчету следует мне еще шесть с полтиной дополучить, в чем прошу вас меня почтеннейше извинить». Так же, как отец и брат Степан, Павел был склонен к алкоголизму. Воз­можно, на фоне пьянства у него развилась ненависть к «обществу живых людей», а особенно к Порфирию, которому после раздела имущества досталось Головлево, а ему имение похуже - Дубровино. «Он сам не сознавал вполне, как глубоко залегла в нем ненависть к Порфишке. Он ненавидел его всеми помыслами, все­ми внутренностями, ненавидел беспрестанно, ежеми­нутно. Словно живой, метался перед ним этот паскуд­ный образ, а в ушах раздавалось слезно-лицемерное пустословие... Он ненавидел Иудушку и в то же время боялся его». Последние дни жизни Павла были посвя­щены припоминанию обид, нанесенных ему братом, и мысленно мстил, создавая в своем разгоряченном ал­коголем уме целые драмы. Строптивость характера и, возможно, непонимание того, что смерть близка, ста­ло причиной того, что имение отошло по наследству Порфирию. Впрочем, особой любви между членами этой семьи никогда особо и не было. Возможно, при­чиной этому стало воспитание, полученное в семье.

В ряду всех господ Головлевых самой яркой лично­стью является Порфирий, известный в семействе под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровен­ного мальчика. «С младенческих лет любил он прилас­каться к милому другу маменьке, украдкою поцело­вать ее в плечико, и иногда понаушничать». Арина Петровна по-своему выделяла Порфирия среди всех де­тей: «И невольно рука ее искала лучшего куска на блю­де, чтоб передать его ласковому сыну...», «Как ни силь­но говорила в ней уверенность, что Порфишка-подлец только хвостом лебезит, а глазами петлю накидыва­ет...», «несмотря на то, что один вид этого сына подни­мал в ее сердце смутную тревогу чего-то загадочного, недоброго», она никак не могла определить, что же «источает» его взгляд: яд или сыновнюю почтитель­ность? Порфирий среди остальных членов семьи выде­ляется прежде всего многословием, переросшим в пус­тословие, подлость характера. Письмам Порфирия, которые он шлет матери, присуще соединение канце­лярской точности с неумеренным пышнословием, ве­леречивость, сюсюкающее самоуничижительное подо­бострастие; в потоке повествования он может как бы ненароком бросить тень на брата: «Деньги, столько-то и на такой-то срок, бесценный друг маменька, от дове­ренного вашего... получил... Об одном только грущу и сомнением мучусь: не слишком ли утруждаете вы дра­гоценное ваше здоровье непрерывными заботами об удовлетворении не только нужд, но и прихотей на­ших?! Не знаю, как брат, а я...».

Автор неоднократно сравнивает этого героя с пау­ком. Павел боялся братца и даже отказался от свида-нийсним, потому что знал, «что глаза Иудушки исто­чают чарующий яд, что голос его, словно змей, запол­зает в душу и парализует волю человека». Сыновья Порфирия также жалуются, что отец очень надоеда­ет: «С ним только заговори, он потом и не отвяжется».

Автор умело использует изобразительно-художест­венные средства. В речи Иудушки очень много умень­шительно-ласкательных слов, но никакой ласки и те­плоты за ними не ощущается. Участливость, доброе внимание, сердечная отзывчивость и ласка превраща­ются у него в ритуал, в мертвую форму. Достаточно вспомнить визит Порфирия к Павлу, его комедию перед умирающим: «А Иудушка тем временем прибли­зился к образу, встал на колени, умилился, сотворил три земных поклона, встал и вновь очутился у посте­ли... Павел Владимирыч наконец понял, что перед ним не тень, а сам кровопивец во плоти... Глаза Иу­душки смотрели светло, по-родственному, но больной очень хорошо видел, что в этих глазах скрывается «петля», которая сейчас вот-вот выскочит и захлест­нет ему горло». Можно сказать, что своим явлением Порфирий приблизил смерть брата. Он же является виновником смерти и сыновей своих: оставил Володю без содержания потому лишь, что тот не спросил по­зволения на женитьбу; Петеньку тоже не поддержал в трудную минуту, и сын умер в одной из больниц по до­роге в ссылку. Поражает подлость, которую проявля­ет Иудушка к собственным детям. В ответ на письмо Володи, в котором тот сообщает, что хочет жениться, он отвечает, что «коли хочешь, так женись, я пре­пятствовать не могу», ни полусловом не обмолвив­шись, что это «не могу препятствовать» вовсе не озна­чает разрешения. И даже после того как доведенный нищетой до отчаяния сын просит прощения, в его сердце ничего не дрогнуло («Попросил раз прощенья, видит, что папа не прощает - ив другой раз попроси!»). Можно признать правоту Иудушки, когда он отказывает внести за Петра проигранные общественные деньги («Сам напутал - сам и выпутывайся»). Ужас заключается в том, Иудушка старательно выполнил обряд прощания (зная, что вероятнее всего в послед­ний раз видит сына) и «ни один мускул при этом не дрогнул на его деревянном лице, ни одна нота в его го­лосе не прозвучала чем-нибудь похожим на призыв блудному сыну».

Иудушка набожен, но его набожность проистекает не столько из любви к Богу, сколько из боязни чертей. Он «отлично изучил технику молитвенного стояния: ...знал, когда нежно шевелить губами и закатывать глаза, когда следует складывать руки ладонями внутрь и когда держать их воздетыми, когда надле­жит умиляться и когда стоять чинно, творя умерен­ные крестные знамения. И глаза и нос его краснели и увлажнялись в определенные минуты, на которые указывала ему молитвенная практика. Но молитва не обновляла его, не просветляла его чувства, не вносила никакого луча в его тусклое существование. Он мог молиться и проделывать все нужные телодвижения и в то же время смотреть в окно и замечать, не идет ли кто без спросу в погреб и т. д.» Более того, все свои «умертвил» он творит с именем Бога на устах. Своего сына Володьку, прижитого от Евпраксеюшки, после молитвы он отправляет в воспитательный дом. Сцена эта описана сатирически, но смех застывает, побуж­дая читателя к серьезным раздумьям о страшных по­следствиях, к которому приводит «нравственное око­стенение» героя. В нем кроется разгадка приобрета­тельского рвения и хищного предательства Порфирия, и в этом же его трагедия. Автор убежден, что совесть присуща всем, и потому она должна была пробудиться и в Иудушке. Только произошло это слишком поздно: «Вот он состарился, одичал, одной ногой в могиле стоит, а нет на свете существа, которое приблизилось бы к нему, «пожалело» бы его... Ото­всюду, из всех углов этого постылого дома, казалось, выползали «умертвил»... Порфирий заканчивает свою жизнь тем, что идет ночью, раздетый, на могилу матери и замерзает. Так заканчивается история «вы­морочного» рода Головлевых.

Автор считает, что над семьей Головлевых тяготел злополучный фатум: «в течение нескольких поколе­ний три характеристики проходили через историю этого семейства: праздность, непригодность к какому бы то ни было делу и запой», повлекшие за собой «пус­тословие, пустомыслие и пустоутробие». К перечис­ленному можно еще добавить тусклую атмосферу жизни, страстное стремление к наживе и абсолютную бездуховность.