Декоративно прикладное творчество народной культуры. Декоративно - прикладное искусство. По технологии изготовления


Народные промыслы - это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.

Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале я собрал самые яркие и известные из них.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка - символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может.


Жостовская роспись

В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас - Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярноть и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.

Хохлома - один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран.

Причудливо переплетенными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне можно любоваться бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую добрую и долгую память о дарителе.

Городецкая роспись

Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочны и орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.

Уральский малахит

Известные месторождения малахита - на Урале, в Африке, Южной Австралии и США, однако по цвету и красоте узоров малахит зарубежных стран не может сравниться с уральским. Поэтому малахит с Урала считается самым ценным на мировом рынке.



Гусевской хрусталь

Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.

Матрешка

Крулолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.

Сейчас матрешка - не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоит не одну сотню долларов.

Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду - не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской области.



Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.

Тульский самовар

В свободное время работник Тульского оружейного завода Федор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди, и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом.

Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.

Палехская миниатюра

Палехская миниатюра - это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.

Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.

Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускали полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет - синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.

Павлово-посадские шали

Яркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.

Сейчас оргинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу.

Вологодское кружево

Вологодское кружево плетется на деревянных палочках, коклюшках. Все изображения выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой. Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных элементами в виде звёздочек и розеток.

Шемогодская резная береста

Шемогодская резьба - традиционный русский народный художественный промысел резьбы по бересте. Орнаменты шемогодских резчиков называются «берестяным кружевом» и используются при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.

Симметричный узор шемогодской резьбы состоит из растительных орнаментов, кругов, ромбов, овалов. В рисунок могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда - даже сцены гуляния в саду и чаепития.

Тульский пряник

Тульский пряник - русский деликатес. Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие - ни веселое, ни грустное. Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Традиционная форма придается прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом.



Оренбургский пуховый платок

Платки вяжутся из натурального козьего пуха и получаются изумительно нежными, красивыми, теплыми и практичными. Ажурные платки-паутинки настолько тонкие и изящные, что их можно продеть через обручальное кольцо. Они ценятся женщинами всего мира и считаются прекрасным подарком.

Народное декоративно - прикладное искусство и его разнообразие

Декоративно – прикладное искусство - это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего - в его духовном мире.

Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство , уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» - традиционные художественные промыслы , связанные общим понятием - народное искусство; и классика - памятники мирового декоративного искусства , пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца; и современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений: от малых, камерных форм до значительных, масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств.

Декоративно – прикладное искусство по своему происхождению – искусство народное: народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает в наследство.

Предметы, которые употребляются в жизни и вместе с тем служат украшением, называются декоративно – прикладными. Прикладное – значит употребляющееся в жизни, декоративное – значит украшающее жизнь.

В произведениях декоративно – прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и его представления о лучшей жизни. Поэтому они имеют такое огромное познавательное значение.

Дети знакомятся с особенностями декоративно – прикладного искусства, у них формируются творческие умения и навыки самостоятельно выполнять разнообразные декоративно – оформительские работы.

Многие произведения народных мастеров являют собой образцы подлинного искусства, в которых форма, декор и содержание находятся в нерасторжимом единстве. Народ веками отбирал в природе совершенные формы, радостные сочетания цветов, стилизовал их и создавал новые, удивляя и радуя своей изобретательностью и вкусом. Блестящего расцвета достигло искусство всех народов нашей многонациональной страны. Его многообразие ярко выражено в местных национальных художественных традициях (сюжетных, композиционных, цветовых, технических), что удобнее всего проследить по росписям мастеров Хохломы, Городца, Жостова, Загорска, Семенова, Полхов – Майдана, Дымкова, Гжели, по узорам вологодского кружева и русской набойки. Они красивы, полны оптимистического мироощущения, хорошо выражают форму и могут быть использованы в работе с детьми в целях воспитания художественного вкуса, любви к родной природе, к народу и его искусству и, конечно, для развития творческих способностей, технических и композиционных умений и навыков.

Хохломская роспись - старинный русский народный промысел , родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода .

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели , выполненную черным и красным (а также, изредка, зелёным, жёлтым) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой , а серебристый оловянный порошок . После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности .

Традиционные элементы Хохломы - травяные узоры, красные сочные ягоды , рябины и земляники , цветы и ветки. Нередко встречаются птицы , рыбы и звери.

Городецкая роспись. В Нижегородской области широко известен и другой центр художественной росписи – г.Городец.

Здесь расписывали лубяные короба, элементы мебели, игрушки и особенно любовно прялки, их широкие сиденья – донца. В верхней части донца изображалась праздничная жанровая сценка из жизни горожан: чаепитие, застолье, гулянье, гарцующие всадники. Пустые места заполнялись пышными цветами («розанами», «купавками», «яблоками») и ветками с зубчатыми листочками.

Росписи выполняются клеевыми красками. Сначала готовят цветной фон (часто желтый), на него наносят главные фигуры, букеты, гирлянды, венки в виде крупных цветовых пятен, красиво согласованных по тону и цвету, смело применяя при этом яркие красные, розовые, синие, голубые и зеленые цвета и их неожиданно звучные сочетания.

Жостовская роспись. Неподалеку от Москвы в старинной деревне Жостово возник промысел расписных лаковых подносов.

Производственный процесс начинается с вырубки из железного листа заготовки нужного размера. Затем заготовке придают одну из 26 принятых на фабрике форм: круглую, овальную фигурную,овальную крылатую, готическую, прямоугольную «сибирскую», «гитарную», восьмигранную или другую. Острые края формы подгибают и переходят к грунтовке, шпаклевке, просушке, шлифовке, окраске черной краской и лакировке.

Жостовская роспись представляет собой цветочную композицию из любимых жостовцами пышных роз, тюльпанов, астр, георгинов, пионов, маков, колокольчиков, васильков, незабудок, ромашек. Эти цветы собираются в букет, венок, гирлянду, дополняются листьями и мелкими веточками и располагаются в середине подноса, по его краям или по всему дну. Сделанная роспись должна хорошо вписываться в форму подноса и подчеркивать ее особенности.

Роспись дополняется золотой орнаментальной рамкой вдоль бортика, составленной из элементов, которые называются елочкой, травкой, лентой, дождичком и др. Поднос становится материально полезной вещью, украшением на столе и картиной на стене.

Дымковская игрушка. На берегу реки Вятки напротив города Кирова расположилась старинная слобода Дымково. Здесь занимаются лепкой глиняных игрушек, изображавших коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь, водоносок, кормилец, всадников и пр. Характер узоров глиняной дымковской игрушки определился обобщенной формой фигур, потребовавший условных декоративных элементов: кружочков, полосок, прямых и волнистых линий, точек и штрихов, из которых складывается геометрический орнамент.

Цветовой строй росписи определяется преобладанием теплых или холодных цветов. В первом случае яркость, например, желтых, оранжевых и красных элементов усиливается небольшими элементами- синими или зелеными. В другом случае звучание голубого, синего и зеленого цветов подчеркивается розовым, красным или оранжевым элементом. Такое тактичное включение контрастного цвета в роспись повышает ее эмоциональное воздействие на зрителя, помогает избежать цветовой пестроты, добиться гармоничного слияния всех элементов.

Гжельская роспись. Гжель- древнее село, расположенное в Раменском районе Московской области. Здесь издревле занимались созданием гончарной посуды и игрушек, которые всегда назывались гжелью. Гжельская посуда отличается большим разнообразием форм и особенно красотой росписи, вобравший в себя богатство форм природы и выразительность традиционного народного искусства.

Роспись наносится на поверхность обожженного изделия керамической краской, главным образом синим кобальтом. Основными мотивами росписи стали травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы- розы, астры, гвоздики, форма которых перерабатывается и становится довольно условной, но живописной и декоративной. Часто темно- синий цвет росписи обогащается блеском тонких золотых линий и штрихов, которые изображают жилки и контуры листьев и цветов.

Полхов-Майданская роспись. Село Полховский Майдан огромное и расположено в Нижегородской области.

Полхмайданские мужчины вставляют в станки липовые длинные кругляши, включают моторы и, крепко ухватив руками резцы, вытачивают фигурки матрешек, грибки- копилки. А потом эти фигурки переносят в дома, и дальше все делают только женщины.

Сначала обмазывают фигурки крахмалом и сушат, они становятся белее снега. Затем пёрышками и кисточками начинают их разрисовывать. И перво- наперво выводят на каждой свои любимые большие розово- малиновые цветы шиповника. Игрушки как полыхающая радуга – малиновое в них, зеленое, синее, желтое, алое.

Филимоновская игрушка. Один из старейших промыслов русской глиняной пластики, широко известный и популярный в России и за рубежом. Его родина- деревня Филимоново Тульской области.

Художественный стиль миниатюры основан на своеобразном сочетании удлиненной формы и полосатой росписи, точно впаянной выразительный силуэт. Лепят игрушку из темно- серой с сизым оттенком глины. Любая скульптурка со всеми деталями от начала до конца создается из одного комка пластичной глины, способной тянуться, изгибаться, расширяться, сужаться. Сушат изделия вдали от солнца. Обжиг проводится в муфельных печах. После обжига «синика» становится светлой. Роспись ведется анилиновыми красителями кисточками или пёрышками. По белому или желтому фону животных и птиц, солдат и барынь в колоколовидных юбках наносится орнамент из зеленых, желтых, малиновых полос, солнечных розеток, цветов, елочек, решеток.

Список литературы

  1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 1997 – 240 с.
  2. Вершинина Н., ГорбоваО. Знакомство с особенностями декоративно – прикладного искусства в процессе дидактических игр // Дошкольное воспитание.- 2004-№6-с.42
  3. Гейкер Н. Национально региональной компонент в работе с детьми. //Дошкольное воспитание.- 2007-№9-с.33
  4. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение, 1985 – 192с.
  5. Комарова Т. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно – творческих способностей // Дошкольное воспитание.- 1998-№10-с.65
  6. Павлова Л. Фольклор для маленьких//Дошкольное воспитание.- 1990-№10-с.51
  7. Попова Ос., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. (Нар.ун-т. Фак. Литературы и искусства).М.:»
  8. Ткачев С. Трудные темы дошкольной педагогики// Дошкольное воспитание.- 1997-№3-с.80
  9. Фокина Т., Хитрова В.Программа художественного эстетического развития детей//Дошкольное воспитание.- 1999-№1-с.35
  10. Фольклор и дети: Сборник материалов /составитель Д.Л.Крейдлина.- М.:НМЦ, 1994,54с.

Декоративно-прикладное творчество - обширный раздел искусства, охватывающий различные сферы художественной деятельности и ориентированный на создание изделий утилитарного характера. Эстетический уровень таких произведений, как правило, достаточно высокий. Собирательный термин объединяет два вида искусств - прикладное и декоративное. Первое обладает признаками практического применения, второе призвано украшать среду обитания человека.

Творчество и утилитарность

Прикладное искусство - что это такое? Прежде всего, это предметы, характеристики которых близки к художественному стилю, а их предназначение достаточно разнообразно. Вазы, кувшины, посуда или сервизы из тонкого фарфора, а также многие другие изделия служат украшением гостиных, кухонных гарнитуров, спален и детских комнат. Некоторые предметы могут быть произведениями подлинного искусства и тем не менее относиться к разряду прикладного творчества.

Широкая сфера деятельности

Прикладное искусство - что это такое с точки зрения мастера? Трудоемкий творческий процесс или простая поделка, изготовленная из подручных материалов? художественное произведение, заслуживающее самой высокой оценки. Утилитарное предназначение изделия не умаляет его достоинств. Декоративно-прикладное творчество - это широкое поле деятельности для художников и скульпторов, дизайнеров и стилистов. Особенно ценятся эксклюзивные произведения искусства, созданные в единственном экземпляре. В то же время изделия, выпускаемые серийно, причисляются к сувенирной продукции.

Украшения в доме

Декоративно-прикладное искусство - что это такое, если рассматривать его как часть эстетического наполнения бытовой среды? Можно с уверенностью сказать, что все изделия и предметы, расположенные вокруг, отражают вкусы людей, находящихся в непосредственной близости с ними, поскольку человек старается окружить себя красивыми вещами. Декоративно-прикладное творчество дает возможность украсить жилье, офисное помещение, зону отдыха. Особое внимание уделяется оформлению помещений для детей.

И, наконец, прикладное искусство - что это такое в понимании общественности? Это выставки, вернисажи, ярмарки и еще многие другие публичные мероприятия, приобщающие людей к культуре. Изобразительное декоративно-прикладное творчество повышает уровень развития человека, способствует формированию его эстетического вкуса. Кроме того, осмотр экспозиций расширяет общий кругозор. Каждая выставка прикладного искусства - это знакомство широкой публики с новыми достижениями в области художественного творчества. Подобные мероприятия имеют особое значение в воспитании молодого поколения.

Немного истории

Народное декоративно-прикладное искусство берет свое начало в русских селах. Нехитрые поделки доморощенных мастеров-умельцев нередко классифицируются как изделия в категории "народно-прикладное искусство". Хорошим примером фольклорного стиля является так называемая - раскрашенные петушки, фигурки, украшения из красной глины.

Промысел уходит корнями в прошлое, ему более четырехсот лет. Появилось древнее прикладное искусствоблагодаря народному празднику "Свистунья", когда все женское население лепило глиняные свистульки к этому дню в виде курочек, барашков, лошадей. Гулянье продолжалось два дня.

Со временем праздник утратил свое значение, а народно-прикладное искусство продолжало развиваться. В настоящее время дымковские художественные изделия тиражируют в производственном объединении "Вятская игрушка". Изделия традиционно покрывают белилами и раскрашивают яркими, сочными красками.

Изобразительно-прикладное искусство

Изделия народного художественного творчества в оригинальном виде, как правило, становятся основой для Сказочные персонажи, придуманные жителями русских деревень, отображаются в знаменитых палехских шкатулках, жостовских подносах, деревянных хохломских изделиях. Прикладное искусство России многообразно, каждое направление по-своему интересно, изделия русских мастеров пользуются высоким спросом у зарубежных коллекционеров.

"Спрос рождает предложение" - эта формулировка как нельзя лучше отражает положение дел в сфере народных художественных промыслов России. К примеру, художественные изделия в стиле гжель пользуются популярностью во всем мире на протяжении нескольких веков. Знаменитые бело-синие вазы, тарелки, чайные и желанны в каждом доме, а особо ценные экземпляры составляют гордость коллекционеров. До сих пор неясно, что такое прикладное искусство - работа, ремесло или художественное творчество. По сути, каждое изделие требует определенных усилий для его создания, и при этом необходимо придать образу художественную ценность.

Прикладное искусство в детской комнате

В определенных случаях тематика художественного творчества может быть обращена к младшему поколению. Особую ценность имеют изделия, изготовленные детскими руками. Непосредственность, свойственная мальчикам и девочкам дошкольного возраста, наивная фантазия вперемешку с желанием выразить свои сокровенные чувства порождают настоящие шедевры. Детское прикладное искусство, представленное рисунками, пластилиновыми фигурками, картонными человечками, - это самое настоящее художественное творчество. Сегодня по всей России проводятся конкурсы, в которых участвуют маленькие "художники" и "скульпторы".

Современное русское прикладное искусство

Фотографии, даггеротипы, офорты, гравюры, эстампы, так же как и множество других примеров, - это тоже художественное творчество. Изделия могут быть самыми разными. При этом их все объединяет принадлежность к общественной и культурной жизни под общим названием - декоративно-прикладное искусство. Работы в этой области отличаются особым фольклорным стилем. Недаром все художественные промыслы брали свое начало в российской глубинке, в деревнях и селах. В изделиях прослеживается доморощенная непритязательность и полное отсутствие той претенциозности, которая иногда встречается в произведениях изящного искусства. Вместе с тем художественный уровень народного творчества достаточно высокий.

В России декоративно-прикладное искусство является частью экономической мощи страны. Ниже приводится список основных направлений народных художественных промыслов, которые получили мировое признание и отправляются на экспорт в промышленных объемах.

  1. Лаковые миниатюры на деревянной основе (Палех, Мстёра, Федоскино).
  2. Жостовская художественная роспись по металлу, лиможская эмаль, финифть.
  3. Хохломская, городецкая, мезенская художественная роспись по дереву.
  4. Гжель, филимоновская игрушка, дымковская игрушка - художественная роспись по керамике.

Палех

Палехский народно-художественный промысел появился на российских просторах в начале 20-го века. Искусство лакового рисунка возникло в небольшом поселке Ивановской губернии под названием Палех. Промысел явился продолжением иконописного искусства, которое уходит корнями в допетровские времена. Позже мастера Палеха участвовали в росписи Московского Кремля, Новодевичьего монастыря, соборов Троицко-Сергиевой лавры.

Революция 1917 года отменила иконопись, художники остались без работы. В 1918 году мастерами была создана палехская художественная артель, в которой расписывались деревянные поделки. Затем умельцы научились создавать шкатулки из папье-маше и расписывать их в стиле миниатюры, используя традиционные иконописные технологии.

В 1923 году лаковые миниатюры были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и промышленной выставке, где получили диплом 2-й степени. А еще через два года палехские шкатулки экспонировались в Париже, на Всемирной выставке.

Успех необычных художественных изделий стал стимулом для создания организаций "Союз художников Палеха" и "Палехские художественные мастерские" при Художественном фонде СССР.

Федоскино

С этим словом ассоциируют русскую лаковую живопись с применением Промысел появился в подмосковной деревне Федоскино во второй половине 18-го века. Рисунок наносился на изделия из папье-маше и затем покрывался лаком в несколько слоев.

Начало искусству федоскинской миниатюры положил русский купец П. И. Коробов, побывавший в немецком городе Брауншвейге и перенявший там технологии по созданию табакерок, бисерниц, шкатулок и других изделий, украшенных живописными картинками.

Федоскинская лаковая миниатюра раскрашивается масляными красками в четыре приема: сначала делается набросок рисунка ("замалевок"), затем детальная проработка ("перемалёвка"), лессировка - покрытие прозрачными красками, последний процесс - бликовка, передающая блики и тени на изображении.

Федоскинская техника рисунка предусматривает использование подкрасочного слоя из светоотражающих компонентов: металлического порошка или поталя. В отдельных случаях мастер может сделать подкладку из перламутра. Прозрачные лессировочные краски вместе с подкладкой создают неповторимый эффект глубокого свечения. Красочный слой подчеркивается черным фоном.

Мстёра

Так назвали русский народный промысел, появившийся в середине 18-го века во Владимирской губернии. Началось все с "мелочных писем" - миниатюрных икон с прорисовкой мельчайших деталей. После революции 1917 года, когда отпала нужда в иконописи, мстёра перешла на шкатулки и коробочки из папье-маше. Рисунок наносился замешанными на яичных желтках. К середине 20-го века окончательно образовались технологии лаковой миниатюры мстёра.

Основные принципы нанесения рисунка заключаются в переводе общих контуров с кальки на поверхность изделия, затем следует "роскрышь", нанесение непосредственно рисунка. Следующий этап - детальная роспись. И наконец "плави" - окончательное раскрашивание с бликовкой, включающей в себя твореное золото (мельчайший золотой порошок). Готовое изделие покрывается прозрачным лаком в шесть слоев с промежуточной сушкой, затем полируется.

Характерные признаки мстёрской живописи - это ковровая декоративность, утонченная игра оттенков и три цветовые гаммы, используемые в раскраске: желтая охряная, красная и серебристо-голубая. Тематика рисунка классическая: сказочные сюжеты, исторические памятники, архитектура.

Жостово

Народный промысел жостовский - это металлические подносы, раскрашенные в особом стиле. Зародилось жостовское искусство в начале 19-го века, в деревнях Троицкой волости, в Подмосковье. Жители трех сел (Осташково, Жостово и Хлебниково) занялись изготовлением расписных изделий из папье-маше. А в мастерской братьев Вишняковых стали делать подносы из жести с красочным рисунком.

Прейскурант Вишняковых включал в себя два десятка различных изделий из металла и папье-маше, все они были расписными, красочно оформленными и пользовались высоким спросом на ярмарках, при этом на первом плане всегда был раскрашенный поднос.

Жостовская роспись - это цветочная тема в нескольких вариантах: букет садовый, цветы "враскидку", гирлянда, плетеный венок. Полевые растения составляли отдельную композицию.

Букеты на подносе выглядят натурально за счет тщательной проработки мелких деталей. Палитра цветов при этом используется максимально насыщенная. Фон, как правило, черный, края подноса украшаются ажурным орнаментом, растительным или стилизованным под древесную структуру. Жостовский поднос всегда расписывается вручную и является эксклюзивным произведением искусства.

Хохлома

Такое название получил русский народный промысел, уходящий корнями в начало 17-го века. Хохломская роспись наиболее сложная и дорогостоящая из всех ныне существующих методик. Художественное прикладное искусство - это длительный творческий процесс, связанный с обработкой древесины, многослойной грунтовкой и раскрашиванием масляными красками.

Процесс изготовления хохломских изделий начинается с заготовок. Сначала мастера то есть колят топором деревянные бруски. Затем заготовки обрабатываются на станках до нужных размеров и формы. Обработанные заготовки называются "бельем". После шлифовки их промазывают специальной жидкой глиной и просушивают. Затем уже грунтованные заготовки покрывают несколькими слоями льняного масла с промежуточной просушкой. Далее следует лужение, или втирание в поверхность алюминиевого порошка, после чего изделие становится бело-зеркального цвета. На этой стадии оно уже готово к росписи.

Основные цвета хохломы - это черный и красный (сажа и киноварь), вспомогательные краски: золотая, коричневая, светло-зеленая и желтая. Кисти при этом используются очень тонкие (делаются исключительно из беличьих хвостов), поскольку мазки наносятся едва заметным касанием.

Тематическое содержание рисунка - ягоды рябины, калины, земляника, мелкая листва, тонкие, слегка изогнутые зеленые стебли. Все рисуется яркими, интенсивными красками, контуры четко обозначаются. Изображение построено по принципу контрастности.

Гжель

Это наиболее популярный народный промысел, традиционный российский центр производства художественной керамики. Занимает обширный регион, состоящий из 27 деревень, под общим названием Гжельский куст, в 60 километрах от Москвы.

Гжельские места испокон веков славились залежами высокосортной глины, годной для аптекарских сосудов. В 1770 году гжельские волостные земли были приписаны к Аптекарскому приказу. Тогда же в гжельских деревнях наладили производство кирпича, гончарных труб, печных изразцов и детских игрушек для Москвы.

Посуда из гжельской глины была особенно хорошая, легкая и прочная. В начале 19-го века в волости насчитывалось 25 заводов по производству посуды. Близость Москвы стимулировала развитие выпуска глиняных изделий, на столичных ярмарках продавалось несметное количество мисок, тарелок, блюд и прочей кухонной утвари.

Гжельские игрушки в то время делали из отходов посудного производства. Сколько бы глины ни оставалось, всю ее использовали для лепки петушков, курочек, барашков и козочек. Первоначально кустарные мастерские работали хаотично, но вскоре наметилась определенная линия в производстве. Сырье стали заготавливать специально для сувенирной продукции, мастера также специализировались по профилю наиболее востребованных изделий.

Белые блестящие лошадки и статуэтки раскрашивались в разные цвета до тех пор, пока не появился кобальт, универсальная краска. Интенсивный ярко-синий цвет как нельзя лучше сочетался с белоснежной эмалью заготовки. В 50-х годах прошлого столетия художники полностью отказались от всех других цветов и стали пользоваться поглазурной синей кобальтовой раскраской. Мотивы рисунка при этом могли быть самыми разными, на любую тему.

Прочие ремесла

Спектр российских народно-художественных промыслов декоративно-прикладного искусства необычайно широк. Здесь и художественное каслинское литье, и чеканка с элементами вкрапления. Технологии интарсии и маркетри позволяют создавать великолепные картины и панно. Русское прикладное искусство - это обширный культурный пласт страны, достояние общества.

27 декабря 2019 года в Городском выставочном зале (бульвар Гагарина, 19) состоится открытие выставки декоративно-прикладного творчества «Народные мастера поздравляют с Новым годом!».

Ее название уже говорит само за себя: посетителей порадуют работы, выполненные руками народных мастеров, а также мастеров – победителей областного интегрированного конкурса «Елка в праздничный час – 2020».

Центр «Народное творчество» объявляет о проведении выставки «Гончарный круг Брянщины»


25 декабря 2019 года
в Городском выставочном зале (бульвар Гагарина, 19) состоится открытие выставки декоративно-прикладного творчества «Гончарный круг Брянщины», представляющей работы тех мастеров нашего края, кто посвятил себя древнейшему народному промыслу – гончарному делу.

Народные мастера Брянской области приняли участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню народного единства.


4 ноября 2019 года
народные мастера Брянской области приняли участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню народного единства.

В холле концертного зала «Дружба» была организована выставка декоративно-прикладного творчества, посвященная культуре и традициям различных национальностей, проживающих в нашем регионе.

Мастера Брянщины приняли участие в «Ночи искусств – 2019»


3 ноября в рамках Всероссийской акции «Ночь искусств» в Городском выставочном зале совместно с Брянским областным методическим центром «Народное творчество» состоялись мастер-классы по декоративно-прикладному искусству. Почти 100 человек приняли в них участие.

Дубровская мастерица вошла в число победителей Международного фестиваля-ярмарки декоративно-прикладного искусства «Руками женщины»

3-4 ноября 2019 г. в Конгресс-центре ЦМТ (г. Москва) проходил II Международный фестиваль-ярмарка декоративно-прикладного искусства «Руками женщины».

Брянскую область представила дубровская мастерица Агеева Лариса Васильевна, которая получила подарочный сертификат от Союза «Брянская торгово-промышленная палата» на поездку в Москву в качестве Гран-при II областного конкурса декоративно-прикладного творчества «Золотые руки женщины», проходившем в Брянске.

Народные мастера примут участие в «Ночи искусств – 2019»


3 ноября 2019 года
«Ночь искусств» пройдет на территории России уже в седьмой раз. Девиз акции «Искусство объединяет».

Брянские учреждения культуры вновь не остались в стороне. Так, Городской выставочный зал и Брянский областной методический центр «Народное творчество» решили провести в этот день совместную акцию и объединить всех желающих в их любви и увлечении традициями декоративно-прикладного искусства.

Работы брянских мастеров удостоены дипломов Лауреатов на Всероссийской выставке-смотре «Салют Победы» в г. Твери.


16 октября 2019 г.
в музейно-выставочном центре им. Л. Чайкиной Тверского областного Дома народного творчества состоялось открытие Межрегионального этапа Всероссийской выставки-смотра художников-любителей и мастеров декоративно-прикладного творчества Центрального и Северо-Западного федеральных округов «Салют Победы», посвящённой 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

На выставке представлены 24 экспозиции из Республики Чувашия, Белгородской, Брянской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Ивановской, Калининградской, Калужской, Курской, Ленинградской, Липецкой, Мурманской, Новгородской, Орловской, Псковской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Ярославской областей, г. Санкт-Петербурга и Ненецкого автономного округа.

Дубровская мастерица примет участие в Международном фестивале-ярмарке декоративно-прикладного искусства «Руками женщины»

3-4 ноября 2019 г. в Конгресс-центре ЦМТ (г. Москва) состоится II Международный фестиваль-ярмарка декоративно-прикладного искусства «Руками женщины».

Лариса Агеева – мастерица из Дубровского района, обладательница Гран-при областного конкурса декоративно-прикладного творчества «Золотые руки женщины-2019» – станет представителем Брянского региона на площадках этого Международного фестиваля-ярмарки.

Работы брянских мастеров представят на Всероссийской выставке-смотре «САЛЮТ ПОБЕДЫ» в г. Твери


С 14 по 16 октября 2019 г. в музейно-выставочном центре им. Л. Чайкиной Тверского областного Дома народного творчества состоится зональный этап Всероссийской выставки-смотра «САЛЮТ ПОБЕДЫ», посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Выставка проводится в рамках Всероссийского фестиваля народного творчества «Салют Победы».

Брянские мастера приняли участие в Тенишевском фестивале

21 сентября в усадебном парке Тенишевых состоялся II Тенишевский фестиваль, реализуемый в рамках проекта «Наследие Тенишевых: вчера, сегодня, завтра» при поддержке фонда Президентских грантов РФ.

Л.В. Ивойлова

Алтайская государственная академия культуры и искусств

e-mail: [email protected]

Губернатор Алтайского края А.Б. Карлин

Проблема сохранения и восстановления самобытной народной культуры приобретает особую актуальность. В контексте задач, определённых Президентом РФ в послании к Федеральному собранию от 05.11.2008 г., намечены приоритетные направления этой деятельности: «…ещё один фактор, способный серьёзно упрочить нашу Федерацию, – это поддержка национальных традиций и культур народов России» . Таким образом, на самом высоком государственном уровне прозвучала установка на усиление внимания к сохранению и популяризации культурного наследия, укрепление взаимопонимания средствами народных традиций.

С наступлением XXI века ученые вновь заговорили о кризисе и даже исчезновении культуры. Справедливо Ю. Левада пишет, что «изменения в сфере культуры являются результатом совместного действия двух различных по своей природе кризисов: во-первых, общемирового, связанного с утверждением механизмов массовой культуры, во-вторых, специфически «нашего», постсоветсткого, то есть связанного с переходом от директивной культуры к открытой и массовой» . В настоящее время актуальным становится практическое решение проблемы угасания русской культуры. И здесь отрицательную роль играет недостаточность знаний о народной культуре, разрозненность теоретических исследований в этой области и временами сознательное неприятие народной культуры. Но отсутствуют научные исследования и конкретные практические рекомендации, как традиционная культура может помочь разрешению глобальных проблем современности. На данном этапе только формируется понимание того, что народная культура представляет собой важнейшее средство спасения будущего человечества.

Возросший интерес к традиционным ценностям культуры продиктован необходимостью восстановления исторической памяти народа. Ведь декоративно-прикладное творчество во всем многообразии своих элементов, обладает огромным творческим потенциалом. В его лучших произведениях органически сливаются традиционное и новое, национальное и общечеловеческое. Художественные традиции прошлого и новаторство художественных решений, опыт народных мастеров, включаясь в арсенал художественной культуры, способствуют многообразию видов и жанров народного декоративно-прикладного искусства, расширяют его диапазон. В нго включены унаследованные и усвоенные живущим поколением художественные ценности, созданные в предшествующие эпохи, а также переданные по традиции способы и средства восприятия произведений искусства, включая способы их хранения, распространения, репродукции, пропаганды .

Многие исследователи акцентируют внимание на изменениях в ценностных ориентациях людей, повышении значимости индивидуалистических ценностей. Остро стоит проблема коммерциализации культуры и связанная с ней проблема снижения уровня ее художественной ценности, а также невостребованности классических образцов декоративно-прикладного творчества массовым потребителем. Эти и другие негативные тенденции в развитии культуры в России могут стать существенным препятствием на пути прогрессивного развития нашего общества.

Какие же проблемы современной культуры больше всего волнуют передовых людей нашего времени?

  • Коммерциализация культуры и направленность на самых малообразованных и некультурных людей ведёт к понижению её уровня. При этом высокохудожественные произведения народного творчества не в состоянии экономически конкурировать с низкопробными: их нельзя поставить на поток, а создание требует значительного времени и аудитория меньше. В результате происходит отток способных людей от высокой культуры и растрачивание таланта впустую.
  • Общая проблема – сложность поддержки одарённых мастеров народного декоративно-прикладного творчества (их трудно отыскать и определить, а коммерческая отдача от них слаба) – в нашей стране усугубляется вообще нищенским положением работников культуры.

Изучение вещественных и невещественных источников, сохранение их в предметно-пространственной среде, использование методического потенциала в системе образования и воспитания даёт человеку возможность овладеть понятиями целостности жизни, осознать высокий нравственный статус традиций. Как показал практический опыт воссоздания народных промыслов, в новых, кардинально изменившихся условиях они не утрачивают своей способности воздействовать на все сферы общественной жизни, помогать в решении самых насущных проблем современности. Кроме того, народная культура (в том числе народное творчество) является действенным средством профилактики и преодоления негативных социальных явлений в детской и молодежной среде, формирования патриотических, гражданских качеств личности . Активное включение детей и молодёжи в сферу восстановления народных традиций и ремёсел также говорит о целенаправленной методике по воспитанию позитивного отношения к культурным традициям. Разработка методологии предполагает развитие нескольких направлений использования знаний традиционной культуры. Прежде всего, включение их в стандарты образования нового поколения в общегуманитарном цикле базисной части плана для всех стандартов и профессиональной вариативной – для художественных, художественно-педагогических и художественно-технологических специальностей.

Отдельное место занимают высшие профессиональные учебные заведения и специальности «Декоративно-прикладное искусство», «Народное художественное творчество», «Дизайн». Но и профессиональная подготовка по этим специальностям не ликвидирует проблему отсутствия квалифицированных специалистов в сфере изучения и сохранения народного декоративно-прикладного искусства и трансляции в современный социум лучших региональных и общероссийских традиций народной художественной культуры.

Составной частью работы по сохранению и обогащению народных традиций является поддержка народных художественных ремёсел и мастеров прикладного творчества. Народное искусство теряет свои художественные достоинства и все больше приобретает черты «сувенирности». Авторское право на художественное произведение народного мастера нигде не закреплено и не защищено. Музеи, выставочные центры, фонды не располагают материальными средствами для закупки творческих работ. Задача создания условий для сохранения и развития многообразия форм и жанров традиционной народной культуры предусматривает работу экспериментальных центров традиционной культуры, центров ремесел и фольклора, национально-культурных центров как научно-производственных и экспериментально-творческих площадок по внедрению программ, связанных с сохранением культурного наследия.

Анализ региональной практики свидетельствует о том, что в целях создания условий для сохранения и развития традиционной народной культуры необходима реализация комплекса программных мероприятий. Проводимая в крае работа по сохранению и развитию традиционной культуры способствует привлечению внимания общества к проблемам народной культуры, введению ее элементов в современную жизнь, росту числа участников клубных формирований, занимающихся сохранением народных традиций. Важнейшую роль в деле сохранения и развития на Алтае традиционной народной культуры играют культурно-досуговые учреждения, методические центры, народные отделения учреждений дополнительного и профессионального образования, которые сохраняют традиционную специфику и виды клубного досуга. Одним из факторов данного направления в Алтайском крае стала ведомственная целевая программа «Сохранение и развитие традиционной народной культуры Алтайского края» на 2012-2014 годы. Задачами этой программы является:

  • создание условий для сохранения и развития многообразия форм и жанров традиционной народной культуры;
  • расширение информационного пространства путем популяризации лучших образцов традиционной народной культуры и народного творчества, разработки и внедрения информационных технологий;
  • адресная поддержка мастеров и творческих коллективов, носителей и хранителей традиций нематериального культурного наследия;
  • обеспечение дальнейшего развития системы подготовки творческих кадров и специалистов сферы культуры.

Для решения этих задач предусмотрены программные мероприятия:

  • организация и проведение региональных, межрегиональных, всероссийских и международных фольклорных фестивалей, конкурсов, выставок, национальных праздников, праздников народного календаря, ярмарок народных промыслов и ремесел;
  • создание на базе муниципальных учреждений культуры экспериментальных центров традиционной культуры, центров ремесел и фольклора, национально-культурных центров;
  • организация и проведение фольклорноэтнографических экспедиций;
  • приобретение (закуп) в фонды государственных музеев изделий народных художественных промыслов признанного достоинства;
  • издание методических материалов, буклетов, каталогов объектов нематериального культурного наследия, народных промыслов и ремесел;
  • создание видеороликов, направленных на популяризацию традиционной народной культуры;
  • формирование и ведение каталогов объектов нематериального культурного наследия, народных промыслов и ремесел;
  • создание, продвижение и информационное сопровождение интернет-сайта по традиционной культуре Алтайского края;
  • присуждение премий за вклад в сохранение и развитие традиций нематериального культурного наследия;
  • поддержка народных мастеров Алтайского края;
  • участие фольклорных коллективов, хранителей народного эпоса, сказителей, мастеров-ремесленников в фестивалях, конкурсах, выставках и других культурных акциях регионального, межрегионального, всероссийского уровней;
  • совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области культурно-досуговой деятельности, направленной на сохранение традиционной народной культуры .

Проблемы изучения и сохранения народного декоративно-прикладного искусства требуют пристального внимания различных органов власти, учреждений культуры, искусства и образования, усилий общества и отдельных личностей. Использование нравственного потенциала культурного наследия должно помочь людям XIX столетия разобраться в проблемах сегодняшнего дня, заставить размышлять о всеобщей связи явлений окружающего мира, истории и современности, а вместе с этим и об ответственности людей друг перед другом, к каким бы нациям и народностям они не принадлежали.

Литература

  1. http://www.consultant.ru
  2. Левада Ю. От мнений к пониманию / Ю.А. Левада. – М., – 2000. – 576 с.
  3. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура (теоретические очерки) / В.Е. Гусев. – СПб., 1993. – 111 с.
  4. http://www.altairegion22.ru/upload/iblock/029/445
  5. http://www.culture22.ru/programs/vedomstvenna