Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума. А. Грибоедов «Горе от ума». Анализ монолога Чацкого «А судьи кто? убеждается в своих словах: д.3 я.3 стр.89

Комедия «Горе от ума» является самым известным произведением Александра Грибоедова. В ней он раскрыл много интересных и важных тем, дал оценку своим современникам. Себя самого автор ассоциирует с главным героем - Александром Чацким, именно в его репликах звучат мысли писателя. Главные идеи чаще всего звучат в монологах персонажа. Они играют очень большую роль в идейном смысле комедии. Во всем произведении представлено шесть монологов, и каждый из них с новой стороны характеризует героя и развивает сюжет.

Один на 25 глупцов

Анализ монолога Чацкого «А судьи кто?» показывает, насколько этот отрывок отличается от обычных речей героев. Высказывание главного персонажа выходит далеко за рамки ситуации, в которой он оказался, и предназначается оно не «фамусовскому» обществу, а читателю. Этот монолог является чуть ли не самым важным во всем произведении, потому что в нем выражается развитие общественного конфликта, и появляется идейный смысл всей комедии.

Писатель создал определенную в которой данный отрывок объясняется с психологической точки зрения как «контрудар». Но анализ монолога Чацкого «А судьи кто?» говорит о том, что он по своей идейно-художественной роли намного «шире». Александр Андреевич мог ограничиться язвительными репликами и ими отбиваться от своих противников. Чацкий же пожелал произнести развернутую, обличительную речь. «А судьи кто?» - спрашивает главный герой у Скалозуба и Фамусова, но его реплика в основном касается не их, а все «фамусовское общество».

«Смех сквозь слезы»

Единственным разумным человеком во всем произведении остается один Александр Андреевич, со всех сторон его окружают глупцы, и в этом заключается беда главного героя. Анализ монолога Чацкого «А судьи кто?» показывает, что Александр Андреевич не может найти общего языка не с отдельными личностями, а со всем консервативным обществом. Реплики главного героя не делают его смешным, комичную ситуацию, скорее, создает Скалозуб своей реакцией на ответ Чацкого. Читатель сочувствует Александру Андреевичу, в этом случае комедия уже переходит в драму.

Противостояние обществу

Анализ монолога Чацкого говорит о том, насколько сложно человеку прижиться в обществе, в котором царят другие настроения и идеи. Грибоедов в своей комедии предупредил читателей об изменениях, произошедших в кругах декабристов. Если раньше вольнодумцы могли спокойно выступать со своими речами на балах, то теперь реакция консервативного общества усилилась. Декабристы конспирируются, перестраивают деятельность обществ в соответствии с новыми правилами.

Анализ монолога Чацкого «А судьи кто?» показывает, что подобную речь можно было произносить только на закрытых заседаниях тайных обществ в кругу единомышленников, а не в гостиной барина. К сожалению, Александр Андреевич об этом не догадывается, поскольку последние годы странствовал и пребывал далеко от родины. Ему не известны настроения, царящие в обществе, не знает он и о реакции властей и окружения на такие смелые речи, поэтому он произносит свой монолог перед глупцами, которые не хотят, да и не могут его понять.

«Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов…» - так охарактериховал пьесу И.Гончаров.

Основу конфликта комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» составляет конфликт «века нынешнего» и «века минувшего».

К «веку минувшему» относятся Фамусов и его гости, к «веку нынешнему» Чацкий и несколько внесценических персонажей - князь Федор и брат Скалозуба. Чацкий противостоит всему фамусовскому обществу.

Одним из представителей этого общества является Молчалин - молодой человек, служащий у Фамусова секретарем

И живущий в его доме. Молчалин стремится к идеалам фамусовского общества: « и награжденья брать, и весело пожить». Этот персонаж является полной противоположностью Чацкому.

Молчалин - карьерист, который готов унижаться ради своей цели:

Мне завещал отец,

Во-первых, угождать всем людям без изъятья;

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Этот человек всюду поспевает:

Там Моську вовремя погладит,

Тут впору карточку вотрет.

Молчалин, как и все

Фамусовское общество, более всего ценит богатство и чины. Вот с каким восхищением рассказывает он о некой важной московской даме:

Татьяна Юрьевна!!! Известная, - притом

Чиновные и должностные - все ей друзья и все родные…

Чацкий - противник такой системы угодничества, подхалимства реально оценивает это общество, потому-то он и убежден, что Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных». Недаром у Молчалина «говорящая» фамилия.

Молчалин хитер. Он ухаживает за Софьей не потому, что влюблен, а потому,что она дочь Фамусова. Ухаживает он тайком от Фамусова, понимая, что тот не одобрит этот роман. Молчалин говорит Лизе;

А меня так пробирает дрожь,

И при одной я мысли трушу,

Что Павел Афанасьич раз

Когда-нибудь поймает нас,

Разгонит, проклянет!..–

именно к ней испытывает какие-то чувства Молчалин, а Софья отдает предпочтение именно Молчалину, а не Чацкому. Но под амплуа превого любовника Молчалин все же не годится, так как он явно не идеальный персонаж, что становится ясно задолго до финала, в чем проявляется негативная оценка автора этого персонажа.

В явлении третьем третьего действия в диалоге Молчалина с Чацким особенно четко видна разница во взглядах этих молодых людей. Молчалин призывает Чацкого:

Ну, право, чтобы вам в Москве у нас служить!

И награжденья брать и весело пожить?

Чацкий на этот «призыв» отвечает так:

Когда в делах - я от веселий прячусь,

Когда дурачится - дурачусь,

А смешивать два эти ремесла

Есть тьма искусников, я не из их числа.

Для Молчалина чужие мненья «святы», ведь в его «лета не должно сметь свое суждение иметь». Чацкому противна такая позиция он говрит: «Помилуйте, мы с вами не ребяты…», но Молчалин считает, что «надобно зависеть от других», потому что « в чинах мы не больших». Итог этому диалогу подводит Чацкий, который с недоумением восклицает:

С такими чувствами, с такой душою,

Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!

Как видим, Чацкий и Молчалин - две противоположности. Чацкий - представитель нового поколения, а Молчалин, несмотря на свой возраст, является представителем фамусовскогол общества.


Анализ явлений 10 - 15 четвертого действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Комедия была написана одним из умнейших людей девятнадцатого века. Она рассказывает о герое, вернувшемся в Москву в надежде найти самое прекрасное, бесценное в его жизни – юношескую любовь. Но неожиданно он не находит то, что искал. Чувства в Чацком, конечно, ни на минуту не утихают, но его внимание привлекают и общественные проблемы.

Две основные сюжетные линии: история любви Чацкого к Софье и общественная драма героя – столкновение с обществом, во главе которого Фамусов.

Самый интересный, по-моему, эпизод комедии – кульминация любовной линии плавно перетекающей в развязку всего произведения. Этот эпизод происходит после бала в доме Фамусова. А. С. Грибоедов превратил несколько явлений в захватывающую сцену. Я с замиранием сердца следила за сюжетом, ожидая необыкновенной развязки, и, конечно, она получилась абсолютно неожиданной.

В кульминации многие качества героев предстают в неприкрытом виде.

Чацкий оказывается не только насмешливым и красноречивым, умным и образованным человеком, но и влюбленным глупцом. И, как все влюбленные, он порой совершает бессмысленные поступки. Он прячется за колонну, потому что видит Софью, видит всю сцену, которая произошла между Лизой, Молчалиным и любимой девушкой. Чацкий не может поверить своим глазам и ушам: как Софья, эта необыкновенная девушка, могла полюбить это ничтожество?

Он выскакивает на сцену со своей растерзанной душой и хочет узнать, что хорошего она нашла в этом человеке. В этот момент прибегает Фамусов со свитой. Из его уст Чацкий узнает, что сплетню о его сумасшествии сочинила Софья. Он удивлен:

Так этим вымыслом я вам еще обязан?

Потом растерян, силы его покидают:

Не образумлюсь, виноват,

И слушаю, не понимаю,

Как будто все еще мне объяснить хотят.

Растерян мыслями… чего-то ожидаю.

Но вдруг он все понимает, у него открываются глаза и на Софью, и на Фамусова, и на «толпу мучителей»:

Так! Отрезвился я сполна,

Мечтанья с глаз долой – и спала пелена.

Слова его начинают литься, как нескончаемый поток. Конечно, в его монологе его оскорбленное чувство, неоправданные надежды, самообман, которым он до этого жил:

Зачем меня надеждой завлекли?

Зачем мне прямо не сказали,

Что все прошедшее вы обратили в смех?!

Однако, он говорит и точные, правдивые слова:

Муж- мальчик, муж – слуга, из жениных пажей –

Высокий идеал московских всех мужей.

Именно этот идеал и нашла Софья в Молчалине.

А вы, сударь отец, вы, страстные к чинам:

Желаю вам дремать в неведеньи счастливом,

Я сватаньем моим не угрожаю вам.

Так говорит он Фамусову, который трясется за то, что о нем будут говорить теперь другие.

С кем был! Куда меня закинула судьба!

Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа,

В любви предателей, в вражде неутомимых,

Рассказчиков неукротимых,

Нескладных умников, лукавых простяков,

Старух зловещих, стариков,

Дряхлеющих над выдумками, вздором, -

Безумным вы меня прославили всем хором.

Так герой отзывается о тех, кто был на балу. Конечно же, это определение подходит для всего светского общества той эпохи.

После этого Чацкий делает вывод о том, что вся борьба его бессмысленна, общество безнадежно, и один человек ничего не сможет добиться:

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок!..

Карету мне, карету!

Софья не так идеальна, как считал Чацкий. Когда она узнает правду о Молчалине, то у нее есть силы думать еще о том, как хорошо, что нет свидетелей этой сцены:

Сама довольна тем, что ночью все узнала:

Нет укоряющих свидетелей в глазах,

Как давече, когда я в обморок упала…

Но осуждать ее тоже нельзя. Ей и так плохо, не лучше, чем Чацкому.

Разочарование наполняет сердце: человек, который раньше умилял, теперь становится отвратителен. Думаю, она была действительно искренна в своих чувствах:

Софья (в слезах)

Не продолжайте, я виню себя кругом.

Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!

Молчалин в кульминации показан во всей своей красе. Большего чувства отвращения к нему не возникало у меня в процессе прочтения комедии. Сначала он пристает к Лизе:

Кто б отгадал,

Что в этих щечках, в этих жилках

Любви еще румянец не играл!

Потом слышим из его же уст, что он лицемерит Софье в чувствах, он позволяет себе обсуждать ее:

Я в Софье Павловне не вижу ничего

Завидного.

Потом читатель узнает один из главных принципов Молчалиных:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья –

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Когда он узнает, что Софья все слышала, то становится самим собой. То есть бросается на колени, ползает перед ней, ведет себя, как скользкий и противный червяк, открывает свое истинное лицо. Когда появляется Чацкий, он даже в этой ситуации поступает как всегда, по-молчалински: просто исчезает, выходит сухим из воды.

И, конечно, как же развязка может произойти без Фамусова. Он прибегает, пропустив самую интересную часть сцены. Застав Софью с Чацким, он выплескивает всю желчь на слуг:

Ты, Филька, ты прямой чурбан,

В швейцары произвел ленивую тетерю,

Не знает ни про что, не чует ничего.

Где был? Куда ты вышел?

Сеней не запер для чего?

И как не досмотрел? И как ты не дослышал?

В работу вас, на поселенье вас!

Так кричать может только настоящий крепостник.

Он проявляет также и свой властный характер. Каждый участник получит от него свое наказание:

Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить

Так приказывает он Лизе, по его мнению, своднице.

Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми;

В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов,

Там будешь горе горевать,

За пяльцами сидеть, за святцами зевать, - так угрожает он Софье, не подозревая, что хуже, чем сейчас, ей уже не будет.

Анализ явлений 10 – 15 четвертого действия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”.

Комедия была написана одним из умнейших людей девятнадцатого века. Она рассказывает о герое, вернувшемся в Москву в надежде найти самое прекрасное, бесценное в его жизни – юношескую любовь. Но неожиданно он не находит то, что искал. Чувства в Чацком, конечно, ни на минуту не утихают, но его внимание привлекают и общественные проблемы.

Две основные сюжетные линии: история любви Чацкого к Софье и общественная драма героя – столкновение с обществом,

во главе которого Фамусов.

Самый интересный, по-моему, эпизод комедии – кульминация любовной линии плавно перетекающей в развязку всего произведения. Этот эпизод происходит после бала в доме Фамусова. А. С. Грибоедов превратил несколько явлений в захватывающую сцену. Я с замиранием сердца следила за сюжетом, ожидая необыкновенной развязки, и, конечно, она получилась абсолютно неожиданной.

В кульминации многие качества героев предстают в неприкрытом виде.

Чацкий оказывается не только насмешливым и красноречивым, умным и образованным человеком, но и влюбленным глупцом. И, как все влюбленные, он порой

совершает бессмысленные поступки. Он прячется за колонну, потому что видит Софью, видит всю сцену, которая произошла между Лизой, Молчалиным и любимой девушкой. Чацкий не может поверить своим глазам и ушам: как Софья, эта необыкновенная девушка, могла полюбить это ничтожество?

Он выскакивает на сцену со своей растерзанной душой и хочет узнать, что хорошего она нашла в этом человеке. В этот момент прибегает Фамусов со свитой. Из его уст Чацкий узнает, что сплетню о его сумасшествии сочинила Софья. Он удивлен:

– Так этим вымыслом я вам еще обязан?

Потом растерян, силы его покидают:

– Не образумлюсь, виноват,

И слушаю, не понимаю,

Как будто все еще мне объяснить хотят.

Растерян мыслями… чего-то ожидаю.

Но вдруг он все понимает, у него открываются глаза и на Софью, и на Фамусова, и на “толпу мучителей”:

– Так! Отрезвился я сполна,

Мечтанья с глаз долой – и спала пелена.

Слова его начинают литься, как нескончаемый поток. Конечно, в его монологе его оскорбленное чувство, неоправданные надежды, самообман, которым он до этого жил:

– Зачем меня надеждой завлекли?

Зачем мне прямо не сказали,

Что все прошедшее вы обратили в смех?!

Однако, он говорит и точные, правдивые слова:

– Муж – мальчик, муж – слуга, из жениных пажей –

Высокий идеал московских всех мужей.

Именно этот идеал и нашла Софья в Молчалине.

– А вы, сударь отец, вы, страстные к чинам:

Желаю вам дремать в неведеньи счастливом,

Я сватаньем моим не угрожаю вам.

Так говорит он Фамусову, который трясется за то, что о нем будут говорить теперь другие.

– С кем был! Куда меня закинула судьба!

Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа,

В любви предателей, в вражде неутомимых,

Рассказчиков неукротимых,

Нескладных умников, лукавых простяков,

Старух зловещих, стариков,

Дряхлеющих над выдумками, вздором, –

Безумным вы меня прославили всем хором.

Так герой отзывается о тех, кто был на балу. Конечно же, это определение подходит для всего светского общества той эпохи.

После этого Чацкий делает вывод о том, что вся борьба его бессмысленна, общество безнадежно, и один человек ничего не сможет добиться:

– Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок!..

Карету мне, карету!

Софья не так идеальна, как считал Чацкий. Когда она узнает правду о Молчалине, то у нее есть силы думать еще о том, как хорошо, что нет свидетелей этой сцены:

– Сама довольна тем, что ночью все узнала:

Нет укоряющих свидетелей в глазах,

Как давече, когда я в обморок упала…

Но осуждать ее тоже нельзя. Ей и так плохо, не лучше, чем Чацкому.

Разочарование наполняет сердце: человек, который раньше умилял, теперь становится отвратителен. Думаю, она была действительно искренна в своих чувствах:

Софья (в слезах)

Не продолжайте, я виню себя кругом.

Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!

Молчалин в кульминации показан во всей своей красе. Большего чувства отвращения к нему не возникало у меня в процессе прочтения комедии. Сначала он пристает к Лизе:

– Кто б отгадал,

Что в этих щечках, в этих жилках

Любви еще румянец не играл!

Потом слышим из его же уст, что он лицемерит Софье в чувствах, он позволяет себе обсуждать ее:

– Я в Софье Павловне не вижу ничего

Завидного.

Потом читатель узнает один из главных принципов Молчалиных:

– Во-первых, угождать всем людям без изъятья –

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Когда он узнает, что Софья все слышала, то становится самим собой. То есть бросается на колени, ползает перед ней, ведет себя, как скользкий и противный червяк, открывает свое истинное лицо. Когда появляется Чацкий, он даже в этой ситуации поступает как всегда, по-молчалински: просто исчезает, выходит сухим из воды.

И, конечно, как же развязка может произойти без Фамусова. Он прибегает, пропустив самую интересную часть сцены. Застав Софью с Чацким, он выплескивает всю желчь на слуг:

– Ты, Филька, ты прямой чурбан,

В швейцары произвел ленивую тетерю,

Не знает ни про что, не чует ничего.

Где был? Куда ты вышел?

Сеней не запер для чего?

И как не досмотрел? И как ты не дослышал?

В работу вас, на поселенье вас!

Так кричать может только настоящий крепостник.

Он проявляет также и свой властный характер. Каждый участник получит от него свое наказание:

– Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить

Так приказывает он Лизе, по его мнению, своднице.

– Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми;

В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов,

Там будешь горе горевать,

За пяльцами сидеть, за святцами зевать, – так угрожает он Софье, не подозревая, что хуже, чем сейчас, ей уже не будет.

– И ваша такова последняя черта,

Что, чай, ко всякому дверь будет заперта:

Я постараюсь, я, в набат я приударю,

По городу всему наделаю хлопот

И оглашу во весь народ:

В Сенат подам, министрам, государю, – так пыжится он перед Чацким, не замечая, что того не трогают его слова.

И конечно, для Фамусова важнее всего, что же будут говорить:

– Ах! Боже мой! Что станет говорить

Княгиня Марья Алексеевна!

По-моему, в этом эпизоде и выражена главная мысль комедии, ее произносит Чацкий: “Молчалины блаженствуют на свете!” Это подходящий вывод и для той, и для другой сюжетных линий.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Благородный муж думает о должном. Низкий человек думает о том, что выгодно. Конфуций Комедия “Горе от ума” была завершена А. С. Грибоедовым к осени 1824...
  2. Сочинение по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Чацкий и Молчалин (Сравнительная характеристика). В произведении А. С. Грибоедова “Горе от ума” противопоставлены два героя...
  3. Александр Андреич Чацкий – центральный персонаж комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедова. Чацкий – молодой дворянин, образованный человек с широкими и прогрессивными взглядами на...
  4. А. С. Грибоедов – неповторимый художник русского реализма, а также создатель прекраснейшей комедии “Горе от ума”. Грибоедов в своем творчестве решал важнейшие вопросы, связанные с...
  5. Пьеса “Горе от ума” построена на конфликте одновременно личном и общественном. Общественный конфликт состоит в том, что главный герой не сходится во взглядах на жизнь...