Архитектурные сооружения с астрономическим аспектом. Архитектурные аспекты. Классификация межсетевых экранов

  • где:
    Международная

Эта работа весьма неожиданный ракурс для такой темы, как творчество в архитектуре. Она призвана осветить ряд аспектов сущностного знания о Вселенной и человеке, выявляя этим мировоззренческие грани зодчества и открывая новый угол зрения на образность этого искусства и критерии его оценки. И пусть не смущает, что интуиция и неуловимое вдохновение подвергнуты сухому рассудочному анализу, а объективные законы реальности извлечены из под религиозно-философской оболочки.

Предисловие

Сущностные знания о Мироздании играют ключевую роль в архитектуре. Как Вселенная создавалась структурированием и формированием пространства Мира, так и архитектура есть подобный в своей сути процесс придания пространству человека структуры и формы. Перенесением на земную твердь, фундаментальные принципы сотворения Космоса трансформируются сообразно условиям нашей реальности и определяют основные идеи созидания в архитектуре, превращая ее этим в искусство.

Материальная культура народов, их мировосприятие и ментальность, идеология имущих власть, как и желание заказчика накладывают свой отпечаток на зодчество, предопределяя внешнее разнообразие и обилие нюансов. Но основные образы и базовые формы определяются сущностными аспектами Мира, главными принципами космического созидания. Это понимание позволит взглянуть с иной точки зрения как на искусство зодчества и выражаемые им идеи, так и на сам процесс творчества в нем.

Пока ни одна отрасль знаний не может комплексно описать основы всего Мироздания. Религия ничего не говорит о физике Мира. Наука молчит о смысле и цели появления Вселенной. А то, что увидела в недрах иных миров йога, пока недоступно ни обычному человеку, ни естествознанию. В итоге знания о сути и смысле Бытия, творческих и энергетических способностях личности, разуме человека и всего Сущего разбросаны по крохам в разных хранилищах, в том числе и вненаучного, знания и опыта.

Все знания в той или иной мере ограничены догматизмом, идеологией, уровнем развития общества и иными субъективными факторами. Только корректный синтез научного и вненаучного знания позволит нам вычленить основные идеи построения Мироздания, принципы формирования и структурирования материи и пространства Космоса. Их осознание высветит мировоззренческие аспекты архитектурного творчества как деятельности, отражающей в зодчестве человека процесс созидания и бытия Мира.

Архитектура как искусство

Вселенная создана приданием изначальной Материи структуры и формы. С рождением пространства, как аккомпанемент созидания, возник звук. Отражением этого божественного искусства сотворения Мира, на другом уровне и в иных масштабах, стали архитектура и музыка в деятельности человека. Формообразование и структурирование пространства человека составляет суть архитектуры как вида деятельности. В искусстве же зодчества - это лишь инструмент для создания художественного образа.

Образа, не соприкасающегося с художественными образами других искусств. Скульптуру и живопись, театр и литературу можно считать внутренними, человеческими искусствами. Это гуманистические искусства в прямом смысле этого слова - они о человеке и его взаимоотношениях, направлены на него самого и отражают этическое и эстетическое восприятие самих себя. Архитектурой же и музыкой мы прикасаемся к чему-то большему чем мы сами, внешнему, космическому, каким-то глубинам всего Сущего.

Фотографии космического телескопа «Хаббл» показали недоступное нам с земли великолепие мира звезд, познакомившись с которым уже невозможно оставаться к нему равнодушным. Невообразимая глубина Вселенной, звенящая пустота Пространства с тихой мелодией Мироздания - ощутить все это мы можем лишь опосредованно, своим художественным восприятием. Охватить же весь Мир и всю бездну Космоса своим осознанием - это к сожалению выходит за пределы наших возможностей.

Формообразование творящих сил планеты гораздо более зримо и дает такую наглядную тектонику усилий, что ощущение титанической мощи Земли, всесокрушающих сил Океана, необъятность шири и высот Аэра может подавлять человека. Зримые масштабы проявлений этих Стихий природы не сравнимы с нами, люди лишь гости в их пределах и невольные свидетели их творений. И не случайно у древних греков, Стихии (титаны) - первые, дикие и нечеловеческие боги, творящие сам мир.

Архитектура, создавая формы созвучные масштабам человека, вырабатывает иную соразмерность создаваемых форм пространства с человеком, в сравнении с произведениями Природы или Космоса. Не смотря на меньший масштаб, смысловая нагрузка архитектурных образов может быть даже более всеобъемлющей и глубокой. Как искусство творения формы, архитектура принципиально символична.

В этом она перекликается с монументальным искусством, где активно используются приемы и формы архитектуры, для придания образной завершенности и сущностной значительности своих творений. В своих высших проявлениях и образах, лишенных любой утилитарности и практики, архитектура сама становится монументальном изобразительным искусством сотворения и бытия всего Мироздания.

Архитектура и музыка как внешние искусства имеют непреходящее значение в вечности, сохраняя свою актуальность до тех пор пока существует сам Мир. По мере эволюции разума во Вселенной и не только человеческого, могут отцвести гуманистические и все иные аспекты взаимоотношений любых воплощенных сознаний, и соответственно иссякнут и прекратятся внутренние искусства. Но только не музыка и архитектура, как средства художественного выражения основ Мироздания и бытия Мира.

Архитектура становится искусством, когда поднимается до художественного осмысления и образного выражения представлений о основных принципах и идеях мироустройства, о месте человека в этом Мире и его сомасштабности Вселенной. Искусство архитектуры - это тот аспект формообразования Мира и его созидания, который непосредственно обращен к человеку, его разуму и чувствам, и связан с ним.

Любая архитектурная деятельность вне зависимости от воли и сознания самого зодчего, есть подобие действий Творца и его иерархий по сотворению Мира и созиданию материальных форм всего Сущего. И чем больше принципов и идей мироустройства олицетворяет произведение, тем более объемным и глубоким, многоплановым и значительным в художественном смысле получается создаваемый образ.

Образное выражение принципов построения Мира разумом может и не осознаваться. Но обязательно воспринимается на уровне подсознания, создавая эмоциональное сопереживание возникающей глубине творения. Использование, тем более осознанное, различных принципов мироустройства и средств их художественного выражения, приводит к тому, что архитектурный образ может менять как свой смысл, значимость и глубину, так и степень воздействия на восприятие человека.

Космогония

Попав в дебри девственного ландшафта, горожанин начинает ощущать всю непохожесть реальности природы на искусственный мир улиц родного города и уютной обстановки квартиры. Так же и Космос - это наш уютный город в совсем на него не похожем Мироздании. Лишь только отрешившись от нашего привычного предметного мира объектов воспринимаемого как некую неизменную данность, можно рассматривать вопросы космогонии, что представляет определенную психологическую сложность.

Созиданием обнажаются основные принципы существования Мироздания и формирования структур, позволяющих породить в нем бытие. Они же определяют и направление развития сознания и жизни во всей Вселенной. В индийской философии есть хорошо разработанное представление, как и какие принципы определяют процесс созидания Мира. Если отбросить религиозные и эпохальные аспекты этих знаний и использовать современное научное понимание, то складывается следующая картина.

До начала всех времен и миров, в состоянии хаоса, отсутствия всякой структуры и бытия, Единое находится в состоянии покоя - в Небытие. Оно являет собой изначальную Материю, в виде самой «тонкой» ее части - чистой энергии. Разумность - неотъемлемое изначальное свойство всякой материи. Разумность всей, предвечно существующей пра-Материи формирует первичное Сознание. Разумная пра-Материя (энергия) с единым и всеохватывающим Сознанием - это Единое, Абсолют.

Основополагающим для любого сознания есть стремление к самоосознанию, которому безбытийное существование не позволяет осуществиться. В Небытие - в отсутствие какой-либо деятельности и структуры, в состоянии абсолютного покоя - осознавать просто нечего. Стремление к самоосознанию побуждает у Единого намерение сотворить из себя нечто - структуру, в которой есть процессы, бытие, жизнь - то, в чем он будет полноценно проявлен, активен и может действовать. Мы называем это Мир.

Для созидания Мира, Единое из пассивного Небытия переходит в активное Бытие разделением части своей энергии на противоположные состояния: Раджас (динамика) и Тамас (статика). При появлении в энергии состояний подвижности и инертности, между ними рождается взаимодействие, стремящееся компенсировать возникшую разделенность Материи и вернуть ей прежнее, целостное состояние. Отдельное существование Раджаса (Ян) или Тамаса (Инь) невозможно - они рождаются разделением одного.

Возникают два принципа состояния энергии: движение и не-движение. Появление принципа движения дает возможность возникновения самих процессов изменения материи - энергия Единого в состоянии Раджаса создает возможность существования Бытия как такового, порождая все его процессы и само время. Принцип не-движения позволяет концентрировать энергию, сгущая ее до полевой формы материи и вещества - энергия Единого в состоянии Тамаса создает возможность возникновения всей материальности Мира и любых объектов из нее.

Эта постоянно поддерживаемая Единым разделенность энергии, есть Саттва (гармония) или Тай-Цзи - состояние уравновешенного взаимодействия противоположностей. Существование Саттвы, как состояния гармоничной разделенности энергии Единого, позволяет структурировать материю. Структурирование дает возможность придать материи форму: создать Пространство, а из него и в нем все разнообразие сущего. Саттва позволяет породить весь проявленный мир Бытия, который существует до тех пор, пока есть Саттва, как энергия творения. Так Хаос становится Космосом.

Энергия Единого - основа всего Сущего. Начала - принципы состояния энергии - ткут всю материю Мироздания, их непрерывным действием творится Мир и Бытие. Саттва, выявляя всю энергию Мира, порождает пространство - исток всей материальности. А Тамас и Раджас своим взаимодействием из него формируют Мироздание. Это действие Начал в созидании всего разнообразия материальности Мира осуществляются Стихиями и их элементами - принципами создания плотной материи.

Сгущая энергию Саттвы, Тамас позволяет создавать все формы материальности, вплоть до вещества, порождая сущее. Формирование же всего многообразия выявленной материи Мироздания, всего спектра материальности определяют Стихии Мира. Как идея структурирования и состояния выявленной материи Мира, Стихия есть аспект энергии Единого. Стихий Мира пять: Эфир, Воздух, Огонь, Вода, Земля - именно они определяют разнообразие состояний материи всего Бытия.

Единое исток Мироздания. Его сущность - чистая энергия, самая тонкая часть материи. От тонкого к плотному и формируется все Сущее: плавно переходя от невесомой тонкости чистой энергии Хаоса, через энергетическую насыщенность материи метаэфирных, астральных и эфирных полей, вплоть до плотной структуры вещества Вселенной. Этим Мир обретает многослойную, многоуровневую структуру организации проявленной материи - возникают параллельные миры, планы Бытия.

В этих параллельных этажах Мироздания и возникают все объекты и существа Мира. Точно также они формируются от тонкого к плотному. Проистекая из Единого и проявляясь последовательно в каждом плане Бытия, они формируются из материи каждого параллельного мира. А когда в итоге возникает вещественный объект Космоса, то он сохраняет всю гирлянду предыдущих (на более тонких уровнях Бытия) своих проявлений (тел), образуя, например у человека, так называемую ауру.

Такое структурирование материи приводит к тому, что вещество существует только во Вселенной, как самом плотном мире. В остальных тонких, более высоких планах Бытия материя существует лишь в виде энергетических полей. И соответственно действовать объект может только в том мире, где у него существует его «тело», где он материально представлен (не имея тела из вещества никакой дух, разум, сознание физически действовать в нашем мире не может).

Созданная структура позволяет Сознанию воплотиться в различные объекты этих миров. Происходит это в виде множества «отдельных», индивидуализированных частей, воплощенных в виде сознания как разумных существ, так и в виде разума (у иных и сознания) всех материальных объектов. У разума Единого появляется возможность пройти все возможные пути развития своей эволюции. И осознать тем самым самое себя во всем многообразии своего существования и взаимодействия в Мире.

Самоосознание проявленных форм более эффективно начинать в плотных мирах, где ограничение динамичности материи и свободы проявления создает сознанию условия более четкого различения и точности восприятия. И созидание миров продолжается пока не возникает вещественный и самый плотный уровень Бытия, где еще возможно пространственное существование в одномерном времени - наша Вселенная. Именно здесь, проявленное сознание живых существ начинает осознавать себя.

Чем плотнее и ниже план Бытия - тем больше в нем воплощенных объектов разума. Вселенная, наш Космос - основа выявления жизни и разума в Мироздании, она является колыбелью и самым началом самоосознания Мира. Чем выше план Бытия и ближе к Единому - тем сознающих объектов меньше, тем они крупнее, развитее, значительнее. Этим возникает иерархическая структура материи и разума в Мироздании, что позволяет его организовать, им управлять и поддерживать его эволюцию.

Вся Материя разумна: и не только Начала Мира - Саттва, Раджас и Тамас, но и любые другие, менее крупные массивы энергии, материальные объекты и процессы в Мире обладают сознанием. Планеты, Звезды, Галактики обладают высокоразвитым, хотя и совершенно отличным от нашего, сознанием. Эти сознания проходят свой путь развития в процессах создания и эволюции материальности Мира.

Совместно с Началами и Стихиями Мира, духи миротворящих иерархий направляют процессы создания и формирования материальности Космоса. Эта деятельность приводит в итоге к созданию условий для зарождения жизни на планетных системах звезд. На Земле, кроме Стихий Природы проходят свою эволюцию и меньшие духи - стихиали, одухотворяя все стихийные, природные процессы существования. Хотя по сравнению с человеком они могут быть и значительно крупнее.

Индивидуализированные части сознания Единого воплотившись в виде сознания живых существ начинают свой путь развития и самопознания в созданных эволюцией Вселенной мирах планет. По мере своего развития и совершенствования они постепенно поднимаются по планам Бытия все ближе и ближе к Единому. И достигнув наконец совершенного единства и схожести своих проявлений с Единым, они заканчивают свою отдельную эволюцию сливаясь с Ним без потери индивидуального самоосознания.

Формообразование

Вся материя и объекты Мира - это разделенная на полярности энергия Единого, Саттва. Энергия в других состояниях существовать во Вселенной не может. При созидании Мира воздействием Начал и Стихий плотность Саттвы возрастает, изменяя ее свойства. Уплотняясь Саттва становиться все более тамастичной, теряя динамичность. Этим все объекты Мироздания обретают качества инертности и динамичности в их взаимосвязи, проявляя полярность уже на уровне свойств объектов Мира. В итоге полярность проявляется не только в структуре материи, но даже в свойствах материальных объектов, вызывая этим их взаимодействие.

Свойства любого объекта находятся в диалектической зависимости друг от друга. Предельно малой тамастичности материальности всегда соответствует очень большая динамика. И наоборот, в очень инертном и плотном объекте очень мало движения. Для гармоничного состояния этих объектов и всей Вселенной, они должны взаимодействовать, уравновешивая противоположности друг друга. Именно так пустое Пространство уравновешивается возникновением плотных планет и звезд Вселенной. Ибо Саттва получена разделением одного целого.

Саттва как проявление взаимодействия уже двух объектов с ярко выраженными свойствами Инь и Ян, всегда подразумевает наличие у них противоположно слабо выраженных свойств Ян и Инь. И отнюдь не случайно Тримурти (троица индуизма): Брахма, Вишну и Шива, имели свои женские половинки - Сарасвати, Лакшми и Парвати, образующие Тридеви (женскую сторону троицы). Данное религиозное построение лишь отражает реальность структурирования объектного, физического мира Мироздания.

Вакуум, пространство (создающее саму форму всего Мироздания) - есть самая тонкая материя Мира, очень динамичная с исчезающе малой тамастичностью. Вещество черных дыр в Космосе - самая плотная материя Мира, крайне инертная с ничтожной динамичностью. Это максимальный диапазон естественной проявленности предельных свойств Саттвы в Мироздании. Не может существовать в Мире объект с одновременно предельно большими свойствами Раджаса и Тамаса.

Лишь искусственный, например архитектурное сооружение, объект может иметь одновременно очень ярко выраженные свойства Раджаса и Тамаса (к примеру в форме) в их резком взаимодействии. Это создает концентрированное состояние Саттвы, не свойственное естественному состоянию объектов. Возникает максимально предельное выражение идеи, принципа, что образует многоуровневый канал воздействия, многослойный поток информации к человеку - проще говоря возникает образ.

Амплитуда проявлений Начал на Земле тоже «прикреплена» к материи и объектам нашего мира, хотя и меньше космической. От плотности раскаленного ядра планеты до холода разряженных слоев стратосферы, от темноты горных пород до светящейся ионосферы Земли. Именно взаимодействие Раджаса и Тамаса в материи, изменяющее ее свойства, позволяет придать веществу форму. Форма задается различной степенью проявленности Стихий в материальности и возникает как граница между разными состояниями вещества.

Формирование Мироздания, астрономических объектов Космоса, геологических формаций Земли - все это процессы придания формы энергии, материи, веществу. Создание формы происходит за счет возникновения разницы концентраций энергии, поля, вещества. И вызвано сгущающим воздействием Тамаса на материю Саттвы, увеличивающимся по мере создания все более плотных миров. Создание Пространства и планов Бытия Мироздания, звезд, планет и галактик в Космосе, гор и ландшафтов на планетах, есть космическая и естественная архитектура как искусство формообразования вообще.

Это естественное формообразование есть производная функции Тамаса. Вполне осуществимо возникновение формы, по принципу противоположности, с предельно минимальным проявлением Тамаса - созданием границы с помощью стены, забора, скорлупы, оболочки, любой мембраны вообще из материи другого состояния, разграничивающей среду. В своем пределе формообразование такого плана возможно вообще без Тамаса - в виде иллюзорной границы, линии, просто символа.

Пирамиду Хуфу (Хеопса) зодчий Хемиун создавал образованием монолита породы, концентрацией вещества, нагромождая каменные блоки. Стеклянную пирамиду Лувра архитектор Бэй Юй Мин создавал, образуя ее формы лишь обозначением границ, иллюзорным символом, иллюстрирующим сам принцип существования формы, как границы между двумя объемами. Стеклянная пирамида выполнена с предельно малым проявлением Тамаса - прямо противоположно пирамиде Хеопса.

Практическая (не символическая) архитектура сложнее. Она оперирует как внешней, так и внутренней формой, порождая этим структуру архитектурного пространства. А это уже взаимодействие Тамаса и Раджаса, как космогонических принципов, в структуре объектов. Материальность обретает структуру, когда в Тамас (вещество) вносится Раджас (пустота). При нашем рассмотрении мы ограничимся лишь внешним формообразованием, как основой, определяющей образность архитектурного произведения.

В формообразовании (основу которого создает Тамас) обязательно участвует Раджас. Баланс между Тамасом и Раджасом подчас неуловим и тонок, но именно он дает нюансы образности. Ведь объем пространства описываемый куполом и многоугольным шатром практически идентичен. Но какое разительное отличие в качестве формы - это или женский, или мужской аспект образа. Придание форме той или иной образности, того или иного качества - важнейший вопрос архитектуры.

Возникновение формы зависит также от уровня проявления энергии в Мироздании. Созиданием возникает упорядоченная структура Мира, базирующаяся на возможностях проявления материи. Плотность материи по мере ее истечения от Единого и созидания Мира растет, вплоть до плотности вещественной Вселенной. В зависимости от плотности, материальность обретает разные свойства. Именно эти различия позволяют говорить о слоях Мироздания, о отдельных мирах, о планах Бытия.

Планы Бытия создают разные уровни организации Космоса, и этим весь процесс формообразования Мира раскладывается по этажам: Мироздание - планы Бытия - Вселенная. Во Вселенной: Галактика - Солнечная система - Земля. Отражением этой уровневой структурированности в формообразовании человека возникает деление: дизайн помещений - архитектура - градостроительство - мегаполис (территориальный комплекс). Это естественная иллюстрация существования вертикальной схемы организации Мироздания.

Геpмесy Тpисмегистy приписывают слова: «То, что внизy, подобно томy, что ввеpхy, а то, что ввеpхy, подобно томy, что внизy». Это есть отражение понимания, что небольшой круг основных принципов построения Мира взаимодействием на разных уровнях Бытия дает все разнообразие жизни. Бытие каждого уровня структурной организации Мироздания идет по одним и тем же законам. Но Начала Мира проявляют себя на всех уровнях Бытия соответственно возможностям каждого уровня.

И если на уровне Единого Раджас и Тамас отражают вселенские принципы структурирования энергии и существования Мира. То на нашем уровне, взаимодействие этих принципов дает диалектичность свойств объектов (мужское и женское в живом, дуальность электрических зарядов и др.) и полярность всех процессов нашего существования. Поэтому отображением казалось бы простых и банальных вещей, известных и понятных каждому, могут отражаться принципы построения всего Сущего.

Продолжение следует...

, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , 63 , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Послания космических пришельцев

Достаточно беглого взгляда на лица каменных исполинов острова Пасхи, чтобы понять: такой тип людей на Земле не водится. Вытянутые лица, длинные уши, глубоко посаженные глаза. Всмотритесь в израненное временем лицо Большого Сфинкса. У земных обитателей не бывает таких пропорций лица и глаз. А что, если и Сфинкс, и каменные Гулливеры с острова Пасхи есть ничто иное, как скульптурные портреты инопланетян, и соорудивших комплекс стоящих рядом больших пирамид, и населивших небольшой остров, затерянный в океане, каменными великанами?

Таким непраздным вопросом однажды задался физик из Омска В. Романов. Отталкиваясь от этой гипотезы, он резонно замечает: "Если посещение нашей планеты посланцами других миров действительно имело место, то инопланетяне при этом непременно должны были оставить какие-то материальные следы своего посещения". И эти следы должны быть весьма заметными, обращающими на себя внимание, иначе утрачивается смысл негласного сигнала: "Мы были здесь!". В этой связи исследователей, прежде всего, привлекли древние архитектурные сооружения, которые, скорее всего, и являются материальным автографом пришельцев. Среди древних сооружений много таких, которые примечательны только своей необычной архитектурой, но есть и такие сооружения древности, которые, помимо архитектурных особенностей, представляют собой так называемый астрономический аспект, т.е., определённую ориентацию относительно Солнца, Луны и некоторых звёзд на небе. Из этого факта астроархеологи сделали некогда ошибочный вывод, полагая, что древние люди способны были вести наблюдения за небесными телами и использовали полученные таким образом знания для ведения счёта дням и создания календаря, столь необходимого для хозяйственной деятельности. Археологи же, напротив, считали, что первобытным людям была свойственна "первородная" глупость, т.е. низкая познавательная культура, которая не позволяла им в жестких условиях борьбы за существование вести наблюдения за небесными светилами на столь высоком уровне, как это обнаружилось в древних сооружениях с астрономическим аспектом. Вывод напрашивается сам: видимо, следует признать, что именно древние сооружения, сохранившиеся до сих пор на Земле, и являются теми материальными следами посещения Земли в далеком прошлом посланцами других миров. Если инопланетяне хотели (а они непременно того хотели), чтобы мы, обитатели Земли, заметили следы их присутствия, то следует искать код, ключ, капсулу, наконец, в которой должна содержаться необходимая информация о целях посещения Земли, о цивилизации, направившей НЛОнавтов в столь далёкое путешествие к Земле, и землянах того исторического периода. Так поступили бы разумные существа, а то, что они разумные, сомнений не вызывает.

Итак, капсула. Она, несомненно, должна быть связана с каменными сооружениями древности с символизацией параметров Солнечной системы, причем расчёт делался на то, что настанет время, когда земляне достигнут того высокого уровня развития, который необходим и для того, чтобы отыскать эту капсулу, и - ещё больше - для того, чтобы суметь расшифровать заключённую в ней информацию. Следуя логике, можно предположить, что главное содержание информации - как установить с ними контакт и, в первую очередь, радиоконтакт или телепатический контакт. Анализируя особенности древних сооружений, исследователи выделили, как минимум, три вида. Одни служат своего рода "указательными знаками", другие - "телами отсчёта" для обнаружения инопланетной капсулы, третьи - хранилищами. Именно в последних и следует искать предполагаемую капсулу.

Поскольку пришельцы предполагали, что храниться капсула будет долго, а до того времени, когда земляне "созреют" для контакта, пройдут тысячелетия, закладка капсулы производилась на научной основе и на высоком инженерном уровне с тем, чтобы её не обнаружили до срока. "Указателями" места "захоронения" капсулы вполне могут служить: взлётно-посадочная полоса в Андах, рисунки на местности в пустыне Наска, статуи на острове Пасхи в Тихом океане.

"Тела отсчёта" - сооружения типа английского Стоунхенджа или комплекса египетских пирамид Хеопса, Хефрена и Микерина, включая расположенный рядом с ним Большой Сфинкс. "Хранилища" инопланетных капсул (либо одной капсулы) - это, скорее всего, ступенчатые пирамиды Джосера в Саккаре и?луни в Медуме?. На одном из склонов Анд, обращенных к океану, начертан огромный знак - трезубец. Если лететь по указанному им направлению, то вскоре можно будет совершить посадку на выложенную из больших каменных плит взлётно-посадочную полосу, расположенную на вершине горы. Посылка такова: летите по указанному направлению, приземлитесь на подготовленную для вас полосу, а в её конце - копаете на глубину, равную длине полосы. Там найдёте инопланетную капсулу. Длина полосы равна 78 метрам.

Если искомую капсулу отыскивать, используя сооружения, относящиеся к "телам отсчёта", то следует обратить внимание на план кромлеха (каминный круг) Стоунхенджа. В центре этого круга, вернее, нескольких концентрических кругов, когда-то лежал Алтарный камень, являвшийся поверхностной координатой. Глубинная же координата равна расстоянию от указанного центра до расположенного на востоке за пределами всех кругов так называемого Пяточного камня. Расстояние между ними - 78 метров.

Если отталкиваться от "хранилищ" - ступенчатых пирамид, - следует из туманного Альбиона перенестись в жаркую Ливийскую пустыню в Египте, где давно соревнуются со временем на прочность загадочный, грандиозный даже по современным понятиям Большой Сфинкс и комплекс охраняемых им гигантских каменных пирамид. На схеме точка пересечения диагональных линий пирамид - главной, на которой стоят пирамиды Хеопса и Хефрона, и вспомогательной с пирамидой Микерина - ничто иное, как наше Солнце, вернее, его символ. Эта точка и является поверхностной координатой. Глубинная координата равна расстоянию от точки "Солнца" до установленной на вспомогательной диагональной линии пирамиды Микерина. Измеряя данный отрезок, получаем всё те же магические 78 метров, что и у Стоунхенджа, и у статуй на острове Пасхи, и, возможно, во всех остальных случаях, известных западной литературе.

Интересно, почему во всех случаях фигурирует 78 метров? Оказывается, всё дело в том, что выше расположены грунтовые воды, а ниже - артезианские. Все продумано с завидным профессионализмом, с учётом всех возможных и невозможных перипетий. Остаётся только удивляться: почему, располагая многократно просчитанными координатами, человечество до сих пор не удосужилось преодолеть эти 78 метров в глубину, дабы овладеть предназначенной ему бесценной информацией, которой, может быть, было предназначено внести в человеческое бытие нечто важное, способное изменить жизнь целой цивилизации, войти в контакт с космическим сообществом, более мудрым, более развитым, более духовным. Иначе, зачем было пришельцам вкладывать столько энергии и сил на планете Земля, где они были всего лишь гостями?

Кто знает, может быть, именно поэтому на официальном уровне (Космос-Земля)контакт-содружество, контакт-взаимопомощь, контакт-взаимопонимание так и не состоялся. Были и есть отдельные попытки контактёров-одиночек установить какие-то связи с Космосом, но кустарный способ в таком глобальном предприятии как контакт миров способен, в лучшем случае, дать лишь результат местного значения, локальный, без значимых последствий. Такого рода контактов известно предостаточно. Вариант с предполагаемой капсулой, видимо, был задуман совсем на ином уровне и предполагал многоплановое взаимодействие, без которого в современных условиях уже ни Земля, ни Космос нормально развиваться не в состоянии. Контакт этот важен ещё и потому, что может предупредить попытку человечества перешагнуть в своём развитии тот роковой рубеж, после которого "игры" с такими явлениями, как атомная энергия и экология, выйдя из-под контроля, примут необратимый характер, последствием чего может стать ни больше, ни меньше, чем гибель земной цивилизации.

Будем надеяться, что еще не все потеряно. Еще есть время, есть технические возможности и есть желание человечества наконец-то узнать о таинственном содержании тех (той) капсул(ы), оставленных космическими пришельцами землянам, когда они еще пребывали в девственной первобытности.

Добавить свой отзыв

Перелистайте историю чуть более чем на 7 столетий назад и представьте, что сейчас - 13-ый век от Р.Х., 7-ой век по календарю хиджры, время правления исмаилитов. Время, когда Хадже Насир, известный также как «Ходжа Насреддин Туси», - молодой учёный из города Тус, занимающийся наукой и философией, замыслил строительство самой большой в мире астрономической башни.
Высота будущей астрономической башни, названной Радекан, составит 25 метров, астрономы того времени с её помощью будут определять самые важные аспекты солнечного календаря…

Ещё несколько лет тому назад считалось, что башня Радекан - это гробница одного из Ильханидов. Однако дальнейшие изыскания и исследования учёных показали, что эта высокая башня с её особенным куполом на вершине является единственной, способной определять границы четырёх времён года, високосные года и начало Ноуруза. Башня эта была построена по проекту Мухаммада ибн Хасана Джахруди Туси и располагается в городе Ченаран иранской провинции Хорасан-Резави. Радекан являет собой великое произведение инженерного и архитектурного искусства. Она возвышается над 12-тью внешними глинобитными стенами, делящими её на 12 частей, причём каждая часть стены по горизонту составляет 30 градусов. В окружающей башню стене есть две двери, расположенные друг напротив друга, в верхней части стены имеются 365 вертикальных рисок, которые делят башню на 36 секторов, каждый из которых составляет 10 градусов. Выбор мест для дверей и проёмов был неслучайным. Двери башни построены как раз напротив точек восхода солнца во время зимнего солнцестояния (начало зимы) и заката солнца во время начала лета. Башня Радекан уникальна и имеет целый ряд характерных особенностей, что вызывает у иранцев чувство гордости.


Согласно проведённым исследованиям, на сегодня является очевидным только астрономическое предназначение этой башни. Форма башни очень простая, она построена из обычного кирпича и снаружи украшена тоже кирпичной кладкой, а местами - оштукатурена. С целью укрепления кирпичной кладки в процессе её создания на швы между рядами кирпича давили пальцами, что в значительной мере повышало прочность кладки. На башне можно увидеть отверстия, расположенные на определённом расстоянии друг от друга - это следы строительных лесов, возведённых во время её сооружения.

К сожалению, в последние десятилетия были предприняты действия по поиску в башне дорогостоящих предметов антиквариата. В результате таких действий были разрушены некоторые части башни, но самым разрушительным для неё стало то, что землю вокруг стали использовать для выращивания сельскохозяйственных культур, что нанесло значительный ущерб строению. В течение последних лет астрономическим обществом провинции Хорасан предпринимаются попытки по изменению сложившейся ситуации, и можно отметить определённое улучшение в её состоянии.

Регистрация движения звёзд на вершине башни ведётся вокруг Полярной Звезды, считается, что в северном полушарии она постоянно находится в неподвижном состоянии и указывает северное направление.

Здесь представлена фотография, сделанная с помощью 95 кадров, каждый кадр имеет освещённость в 45 секунд.

Как говорилось выше, башня Радекан имеет 12 широких и высоких глиняных стен, делящих её на 12 частей, каждая из которых равна 30 градусам. То есть, каждая стена охватывает по горизонтали угол в 30 градусов. В тоже время, все участки стены образуют между собой параллельные пары, в верхней части которых имеются 365 вертикальных рисок, делящих башню на 36 секторов по 10 градусов каждый.

Учитывая всё это, становится понятным, что выбор мест расположения дверей и проёмов в башне не мог быть случайным. Архитекторы построили две стены, параллельные 12-ти первым стенам башни, как раз напротив небесного меридиана, а двери - напротив точек зимнего восхода и летнего заката. Благодаря такому проектированию башня позволяет определять границы четырёх времен года, високосные года и начало Ноуруза. На деле эти двери устроены таким образом, чтобы после того, как солнце, двигаясь по горизонту, достигнет точки 60 градусов, солнечный свет проходил через две двери, и на горизонте башни стали видны восход в начале зимы и закат в начала лета. Если в какое-то время вы видите восход солнца сквозь две двери, и он достигает своей вершины, то знайте, что прошла самая длинная ночь в году, и с этого дня начинается зима. Этот день является первым днём иранского месяца Дей.
На двух нижних снимках вы можете увидеть восход солнца во время зимнего солнцестояния и заход солнца - во время летнего. Свет солнца проходит сквозь две двери, что точно определяет временные границы этих двух времён года.


Фотография слева относится к началу зимнего периода, фото справа - к началу летнего периода.



Под куполом сооружения также расположены 12 проёмов, с помощью которых астрономы могли находить место начала 4-х месяцев, определяющих времена года, то есть, месяцы Фарвардин, Тир, Мехр и Дей.

Научные возможности башни Радекан на этом не заканчиваются. На протяжении всего года во время, когда солнце достигнет своей наивысшей точки на небосклоне, на двух стенах башни можно увидеть освещённую им часть и тень, и когда они достигают равного размера - это свидетельствует о том, что наступил астрономический полдень, или время, когда звучит призыв к полуденной молитве.

Научные произведения Туси в области астрономии и ботаники стали важнейшими источниками, широко использовавшимися учёными. Фактически, его воззрения прямо или косвенно повлияли на все книги по астрономии того времени. Туси сделал открытия и в области тригонометрии. Он первым доказал шесть теорем прямоугольного треугольника и рассмотрел их в своей книге Аль-шекл-оль-гета.

Туси занимался также исследованиями в области физики и за сотни лет до Декарта и Гюйгенса утверждал, что свет состоит из частиц. Писал он и о законах отражения и преломления света. Так, в одном из своих произведений Туси пишет: “Некоторые учёные придерживаются мнения, что свет состоит из мелких частиц, испускаемых источником света и отражающихся от освещаемых предметов.”Насир ад-Дин ат-Туси обладал обширными познаниями в области философии, логики, этики и написал около двух сотен произведений, посвящённых вышеуказанным наукам. Помимо содержательных трактатов он оставил нам стихи на персидском языке, которые свидетельствуют ещё и о присущем выдающемуся учёному 13-го века изяществе речи.

В построенной им в 1258 г. н.э. Марагинской обсерватории была создана грандиозная библиотека, состоявшая из ценных книг, привезённых из Багдада, Мосула и Хорасана. Учёный направлял в разные страны доверенных лиц для приобретения редких научных рукописей. Согласно выводам некоторых историков, благодаря его усилиям в Марагинской библиотеке было собрано около 400 000 книг. Существование подобного грандиозного собрания около 700 лет назад (во времена, когда, по признанию западных учёных, во всей Европе насчитывалось не более 1200 книг) является предметом гордости для исламской истории.

Бороться с угрозами, присущими сетевой среде, средствами универсальных операционных систем не представляется возможным. Универсальная ОС – это огромная программа, наверняка содержащая, помимо явных ошибок, некоторые особенности, которые могут быть использованы для нелегального получения привилегий. Современная технология программирования не позволяет сделать столь большие программы безопасными. Кроме того, администратор, имеющий дело со сложной системой, далеко не всегда в состоянии учесть все последствия производимых изменений. Наконец, в универсальной многопользовательской системе бреши в безопасности постоянно создаются самими пользователями (слабые и/или редко изменяемые пароли, неудачно установленные права доступа, оставленный без присмотра терминал и т.п.). Единственный перспективный путь связан с разработкой специализированных сервисов безопасности, которые в силу своей простоты допускают формальную или неформальную верификацию. Межсетевой экран как раз и является таким средством, допускающим дальнейшую декомпозицию, связанную с обслуживанием различных сетевых протоколов.

Межсетевой экран располагается между защищаемой (внутренней) сетью и внешней средой (внешними сетями или другими сегментами корпоративной сети). В первом случае говорят о внешнем МЭ, во втором – о внутреннем. В зависимости от точки зрения, внешний межсетевой экран можно считать первой или последней (но никак не единственной) линией обороны. Первой – если смотреть на мир глазами внешнего злоумышленника. Последней – если стремиться к защищенности всех компонентов корпоративной сети и пресечению неправомерных действий внутренних пользователей.

Межсетевой экран – идеальное место для встраивания средств активного аудита. С одной стороны, и на первом, и на последнем защитном рубеже выявление подозрительной активности по-своему важно. С другой стороны, МЭ способен реализовать сколь угодно мощную реакцию на подозрительную активность, вплоть до разрыва связи с внешней средой. Правда, нужно отдавать себе отчет в том, что соединение двух сервисов безопасности в принципе может создать брешь, способствующую атакам на доступность.

На межсетевой экран целесообразно возложить идентификацию/аутентификацию внешних пользователей, нуждающихся в доступе к корпоративным ресурсам (с поддержкой концепции единого входа в сеть).

В силу принципов эшелонированности обороны для защиты внешних подключений обычно используется двухкомпонентное экранирование (см. рис. 12.3). Первичная фильтрация (например, блокирование пакетов управляющего протокола SNMP, опасного атаками на доступность, или пакетов с определенными IP-адресами, включенными в «черный список») осуществляется граничным маршрутизатором (см. также следующий раздел), за которым располагается так называемая демилитаризованная зона (сеть с умеренным доверием безопасности, куда выносятся внешние информационные сервисы организации – Web, электронная почта и т.п.) и основной МЭ, защищающий внутреннюю часть корпоративной сети.



Рис. 12.3. Двухкомпонентное экранирование с демилитаризованной зоной.

Теоретически межсетевой экран (особенно внутренний) должен быть многопротокольным , однако на практике доминирование семейства протоколов TCP/IP столь велико, что поддержка других протоколов представляется излишеством, вредным для безопасности (чем сложнее сервис, тем он более уязвим).

Вообще говоря, и внешний, и внутренний межсетевой экран может стать узким местом, поскольку объем сетевого трафика имеет тенденцию быстрого роста. Один из подходов к решению этой проблемы предполагает разбиение МЭ на несколько аппаратных частей и организацию специализированных серверов-посредников . Основной межсетевой экран может проводить грубую классификацию входящего трафика по видам и передоверять фильтрацию соответствующим посредникам (например, посреднику, анализирующему HTTP-трафик). Исходящий трафик сначала обрабатывается сервером-посредником, который может выполнять и функционально полезные действия, такие как кэширование страниц внешних Web-серверов, что снижает нагрузку на сеть вообще и основной МЭ в частности.

Ситуации, когда корпоративная сеть содержит лишь один внешний канал, являются скорее исключением, чем правилом. Напротив, типична ситуация, при которой корпоративная сеть состоит из нескольких территориально разнесенных сегментов, каждый из которых подключен к Internet. В этом случае каждое подключение должно защищаться своим экраном. Точнее говоря, можно считать, что корпоративный внешний межсетевой экран является составным, и требуется решать задачу согласованного администрирования (управления и аудита) всех компонентов.

Противоположностью составным корпоративным МЭ (или их компонентами) являются персональные межсетевые экраны и персональные экранирующие устройства . Первые являются программными продуктами, которые устанавливаются на персональные компьютеры и защищают только их. Вторые реализуются на отдельных устройствах и защищают небольшую локальную сеть, такую как сеть домашнего офиса.

При развертывании межсетевых экранов следует соблюдать рассмотренные нами ранее принципы архитектурной безопасности , в первую очередь позаботившись о простоте и управляемости , об эшелонированности обороны, а также о невозможности перехода в небезопасное состояние . Кроме того, следует принимать во внимание не только внешние , но и внутренние угрозы .

Классификация межсетевых экранов

При рассмотрении любого вопроса, касающегося сетевых технологий, основой служит семиуровневая эталонная модель ISO/OSI. Межсетевые экраны также целесообразно классифицировать по уровню фильтрации – канальному, сетевому, транспортному или прикладному. Соответственно, можно говорить об экранирующих концентраторах (мостах, коммутаторах) (уровень 2), маршрутизаторах (уровень 3), о транспортном экранировании (уровень 4) и о прикладных экранах (уровень 7). Существуют также комплексные экраны, анализирующие информацию на нескольких уровнях.

Фильтрация информационных потоков осуществляется межсетевыми экранами на основе набора правил , являющихся выражением сетевых аспектов политики безопасности организации. В этих правилах, помимо информации, содержащейся в фильтруемых потоках, могут фигурировать данные, полученные из окружения, например, текущее время, количество активных соединений, порт , через который поступил сетевой запрос, и т.д. Таким образом, в межсетевых экранах используется очень мощный логический подход к разграничению доступа.

Возможности межсетевого экрана непосредственно определяются тем, какая информация может использоваться в правилах фильтрации и какова может быть мощность наборов правил. Вообще говоря, чем выше уровень в модели ISO/OSI, на котором функционирует МЭ, тем более содержательная информация ему доступна и, следовательно, тем тоньше и надежнее он может быть сконфигурирован.

Экранирующие маршрутизаторы (и концентраторы) имеют дело с отдельными пакетами данных, поэтому иногда их называют пакетными фильтрами . Решения о том, пропустить или задержать данные, принимаются для каждого пакета независимо, на основании анализа адресов и других полей заголовков сетевого (канального) и, быть может, транспортного уровней. Еще один важный компонент анализируемой информации – порт, через который поступил пакет.

Экранирующие концентраторы являются средством не столько разграничения доступа, сколько оптимизации работы локальной сети за счет организации так называемых виртуальных локальных сетей. Последние можно считать важным результатом применения внутреннего межсетевого экранирования.

Современные маршрутизаторы позволяют связывать с каждым портом несколько десятков правил и фильтровать пакеты как на входе, так и на выходе . В принципе, в качестве пакетного фильтра может использоваться и универсальный компьютер, снабженный несколькими сетевыми картами.

Основные достоинства экранирующих маршрутизаторов – доступная цена (на границе сетей маршрутизатор нужен практически всегда, вопрос лишь в том, как задействовать его экранирующие возможности) и прозрачность для более высоких уровней модели OSI. Основной недостаток – ограниченность анализируемой информации и, как следствие, относительная слабость обеспечиваемой защиты.

Транспортное экранирование позволяет контролировать процесс установления виртуальных соединений и передачу информации по ним. С точки зрения реализации экранирующий транспорт представляет собой довольно простую, а значит, надежную программу.

По сравнению с пакетными фильтрами, транспортное экранирование обладает большей информацией, поэтому соответствующий МЭ может осуществлять более тонкий контроль за виртуальными соединениями (например, он способен отслеживать количество передаваемой информации и разрывать соединения после превышения определенного порога, препятствуя тем самым несанкционированному экспорту информации). Аналогично, возможно накопление более содержательной регистрационной информации. Главный недостаток – сужение области применения, поскольку вне контроля остаются датаграммные протоколы. Обычно транспортное экранирование применяют в сочетании с другими подходами, как важный дополнительный элемент.

Межсетевой экран, функционирующий на прикладном уровне, способен обеспечить наиболее надежную защиту. Как правило, подобный МЭ представляет собой универсальный компьютер, на котором функционируют экранирующие агенты , интерпретирующие протоколы прикладного уровня (HTTP, FTP, SMTP, telnet и т.д.) в той степени, которая необходима для обеспечения безопасности.

При использовании прикладных МЭ, помимо фильтрации, реализуется еще один важнейший аспект экранирования. Субъекты из внешней сети видят только шлюзовой компьютер; соответственно, им доступна только та информация о внутренней сети, которую он считает нужным экспортировать. Прикладной МЭ на самом деле экранирует, то есть заслоняет, внутреннюю сеть от внешнего мира. В то же время, субъектам внутренней сети кажется, что они напрямую общаются с объектами внешнего мира. Недостаток прикладных МЭ – отсутствие полной прозрачности, требующее специальных действий для поддержки каждого прикладного протокола.

Если организация располагает исходными текстами прикладного МЭ и в состоянии эти тексты модифицировать, перед ней открываются чрезвычайно широкие возможности по настройке экрана с учетом собственных нужд. Дело в том, что при разработке систем клиент/сервер в многозвенной архитектуре появляются специфические прикладные протоколы, нуждающиеся в защите не меньше стандартных. Подход, основанный на использовании экранирующих агентов, позволяет построить такую защиту, не снижая безопасности и эффективности других приложений и не усложняя структуру связей в межсетевом экране.

Комплексные межсетевые экраны, охватывающие уровни от сетевого до прикладного, соединяют в себе лучшие свойства «одноуровневых» МЭ разных видов. Защитные функции выполняются комплексными МЭ прозрачным для приложений образом, не требуя внесения каких-либо изменений ни в существующее программное обеспечение, ни в действия, ставшие для пользователей привычными.

Комплексность МЭ может достигаться разными способами: «снизу вверх», от сетевого уровня через накопление контекста к прикладному уровню, или «сверху вниз», посредством дополнения прикладного МЭ механизмами транспортного и сетевого уровней.

Помимо выразительных возможностей и допустимого количества правил, качество межсетевого экрана определяется еще двумя очень важными характеристиками – простотой использования и собственной защищенностью . В плане простоты использования первостепенное значение имеют наглядный интерфейс при определении правил фильтрации и возможность централизованного администрирования составных конфигураций. В свою очередь, в последнем аспекте хотелось бы выделить средства централизованной загрузки правил фильтрации и проверки набора правил на непротиворечивость . Важен и централизованный сбор и анализ регистрационной информации, а также получение сигналов о попытках выполнения действий, запрещенных политикой безопасности.

Собственная защищенность межсетевого экрана обеспечивается теми же средствами, что и защищенность универсальных систем. Имеется в виду физическая защита, идентификация и аутентификация, разграничение доступа, контроль целостности, протоколирование и аудит. При выполнении централизованного администрирования следует также позаботиться о защите информации от пассивного и активного прослушивания сети, то есть обеспечить ее (информации) целостность и конфиденциальность. Крайне важно оперативное наложение заплат, ликвидирующих выявленные уязвимые места МЭ.

Хотелось бы подчеркнуть, что природа экранирования как сервиса безопасности очень глубока. Помимо блокирования потоков данных, нарушающих политику безопасности, межсетевой экран может скрывать информацию о защищаемой сети, тем самым затрудняя действия потенциальных злоумышленников. Мощным методом сокрытия информации является трансляция «внутренних» сетевых адресов , которая попутно решает проблему расширения адресного пространства, выделенного организации.

Отметим также следующие дополнительные возможности межсетевых экранов:

Контроль информационного наполнения (антивирусный контроль «на лету» , верификация Java-апплетов, выявление ключевых слов в электронных сообщениях и т.п.);

Выполнение функций ПО промежуточного слоя .

Особенно важным представляется последний из перечисленных аспектов. ПО промежуточного слоя, как и традиционные межсетевые экраны прикладного уровня, скрывает информацию о предоставляемых услугах. За счет этого оно может выполнять такие функции, как маршрутизация запросов и балансировка нагрузки . Представляется вполне естественным, чтобы эти возможности были реализованы в рамках межсетевого экрана. Это существенно упрощает действия по обеспечению высокой доступности экспортируемых сервисов и позволяет осуществлять переключение на резервные мощности прозрачным для внешних пользователей образом. В результате к услугам, традиционно предоставляемым межсетевыми экранами, добавляется поддержка высокой доступности сетевых сервисов.

Пример современного межсетевого экрана представлен в статье «Z-2 – универсальный межсетевой экран высшего уровня защиты» (Jet Info, 2002, 5).

Единство архитектуры достигается рядом композиционных и художественных средств.

¾ Простейшее художественное средство – геометрическая форма.

Определяется соотношением размеров формы по трем координатам (высота, ширина глубина). Если все три измерения относительно равны форма объемна (развита по всем трем координатам. На восприятие этой формы влияет: вид поверхности, положение и ракурс формы относительно зрителя, высота горизонта. Если одно измерение меньше – форма плоская. Если одно измерение больше - линейный характер. В сложном ансамбле единство достигается соподчинением : главному объему подчиняются второстепенные здания и ориентация в сторону композиционного центра.

¾ Симметрия – симметричными считаются элементы формы относительно центра.

¾ Асимметрия – средством создания единства в ассиметричных композициях является зрительное равновесие частей по массе, фактуре, цвету. (Спасо-преображенский собор Мирожского монастыря). Роль – выявление динамики художественного образа произведения.

¾ Пропорции – соотношение архитектурных форм по высоте, ширине, длине. Равные пропорции (пирамиды), нарывные – золотое сечение. Пропорции определяют соразмерность и гармоничность элементов архитектурных форм.

¾ Масштабность – соразмерность форм и элементов по отношению к человеку, окружающему пространству. Определяет относительное соотношение воспринимаемых форм по отношению к размерам человека

¾ Ритм – с его помощью достигается соразмерность и выразительность архитектуры. Ритм создается равномерным повторением форм и интервалов (орнамент, колонны. Окна)

¾ Положение формы в пространстве – фронтальное, профильное, горизонтальное, ближе, дальше от зрителя



¾ Масса в здании в зрительном восприятии зависит от визуальной оценки количества материала. Наибольшей массой обладают кубические или шарообразные формы.

¾ Фактура материала – отражает объемный характер поверхности, текстура – линейную структуру материала на поверхности.

¾ Цвет – свойство поверхности отражать или излучать свет. Его характеризуют цветовой тон. Насыщенность. Светлота.

¾ Светотень – выявляет распределение светлых и темных участков поверхности формы. Облегчает зрительное восприятие архитектурной формы. Наиболее выявляет объем и фактуру свет под углом 45 градусов.

Роль естественного и искусственного света очень важна. Характеристика света связаны с ориентацией здания – прямой может освещать южный, восточный, западный фасады, проникая в интерьер в качестве бокового или верхнего света. Естественный свет увеличивает освещенность. Искусственный свет используется на уровне уличного освещения объемов архитектуры.

Архитектура обращается не к одним только органам зрения, но ко всей совокупности чувственного и духовного восприятия человека. Одного зрительного восприятия недостаточно для оценки архитектуры уже потому, что мы не можем одним взором, с одной точки зрения окинуть все здание. Если мы смотрим на здание снаружи, мы можем видеть полностью только одну его сторону или, если смотрим с угла, две стороны в сильном сокращении. Более широкий охват пространства доступен взгляду внутри здания, когда с одной точки зрения можно увидеть за раз несколько стен и потолок или пол. Но и внутреннее пространство здания мы способны воспринимать только в виде отдельных, частичных картин. Каким же образом мы можем получить полное, исчерпывающее представление о всем архитектурном организме, если наше впечатление от здания неизбежно составляется только из разрозненных, фрагментарных оптических аспектов?

Архитектура, как я уже указал, обращается не к одним только зрительным ощущениям, но и к осязанию, и даже к слуху зрителя. Рука незаметно прикасается к стене, ощупывает колонну, скользит по перилам. Мы мало обращаем внимание на это часто бессознательное проявление нашей тактильной энергии, в особенности же на движения нашего тела, на ритм нашего шага, а между тем тактильные и моторные ощущения играют очень важную роль в нашем переживании архитектуры, в том своеобразном настроении, в которое нас повергает то или иное архитектурное пространство. И, наконец, что особенно важно, полное восприятие архитектуры возможно только в непрерывном движении, в последовательном перемещении в пространстве здания: мы приближаемся к зданию по улице, по площади или по ступеням лестницы, обходим его кругом, проникаем в его внутренность, двигаемся по его главным осям, то минуя целые анфилады комнат, то блуждая в лесу колонн. (ВИППЕР).

25. Синтез искусств в архитектуре .

СИНТЕЗ ИСКУССТВ (греч. synthesis - соединение, сочетание) - органическое единство художественных средств и образных элементов различных искусств, в котором воплощается универсальная способность человека эстетически осваивать мир. Синтез искусств реализуется в едином художественном образе или системе образов, объединенных единством замысла, стиля, исполнения, но созданных по законам различных видов искусства.

Большого расцвета Синтез достигает в древнем Египте, в античной Греции и Риме . В древнерусской художественной культуре примеры Синтеза представляют собой многие монастырские ансамбли, кремли, церкви, гражданские постройки.

Исторически развитие Синтеза искусств связано со стремлением воплотить в искусстве идеал целостной личности , выражающей идею социального прогресса.

Основу синтеза составляет архитектура она определяет место , идейную направленность, масшта б, технику исполнения и общие принципы композиции, дополняемое произведением скульптуры, живописи, декоративного искусства , которые отвечают определенному художественно-архитектурному решению.

Архитектура организует наружное пространство . Скульптура, живопись, декоративное искусство должны обладать особыми качествами, отвечающими их роли и расположению в архитектурном ансамбле (напр., живопись, скульптура на фасадах зданий должны обладать монументальностью, декоративностью ). Сочетаемые с архитектурой, скульптура, живопись, декоративное искусство организуют внутреннее пространство (интерьер) и помогают установить образное единство между ним и внешней средой.

Ритм, масштаб, цвет живописных и скульптурных элементов существенно влияют на восприятие архитектурного облика здания или комплекса в целом и, следовательно, на достижение единства, воплощенного в синтезе.

Синтез достигается благодаря единому замыслу и стилю . Стилем в архитектуре принято называть общность средств и приемов художественной выразительности проникнуты х мироощущением господствующей идеологии в обществе.

В современную эпоху получает развитие «большой синтез» - создания с помощью архитектуры, цвета, монументальной живописи, декоративно-прикладного искусства предметной среды наиболее полно воплощающей и раскрывающей идейно-художественное содержание ансамбля и его активного воздействия на человека .

Не всегда синтез возникает сразу, в результате единовременного замысла и единовременной работы архитектора и художника. Мы знаем примеры, когда сперва строилось здание, а потом уже оно дополнялось живописью.

То же самое можно было бы сказать о здании Адмиралтейства и украшающих его скульптурах Ф. Щедрина, И. Теребенева, С. Пименова, В. Демут-Малиновского. Трудно представить себе центральную часть Адмиралтейства, венчающую его башню, без скульптуры, способствующей раскрытию основной идеи архитектора А. Захарова-демонстрации морской мощи, морского могущества России. Без скульптуры Адмиралтейство станет другим, в то же время любая статуя, снятая с башни, будет смотреться как очень большая, хорошо выполненная вещь, и только.