Опровержение теории Раскольникова Ф.М. Достоевский создает в романе особую художественную систему, опровергающую теорию Раскольникова. Цель урока - рассмотреть. Петр петрович лужин Какой путь из тупика предлагает Порфирий Петрович? Следует ли его совету г



Опровержение теории Раскольникова

    Ф.М. Достоевский создает в романе особую художественную систему, опровергающую теорию Раскольникова. Цель урока - рассмотреть основные «элементы» этой системы: расчет и случай в преступлении Раскольникова; непредвиденные жертвы; «двойники» Раскольникова; правда Сони Мармеладовой. План урока: 1. Расчет и случай. 2. Непредвиденные жертвы. 3. Друзья и «единомышленники» Раскольникова. 4. «Двойники» Раскольникова. 5. Правда Сони Мармеладовой.

  • План романа «Преступление и наказание».


Расчет и случай

    Несмотря на то, что Раскольников рассчитывает все до мелочей, во время преступления господствует случай: герой удачно находит в дворницкой топор (сначала он собирается взять его у хозяйки), незаметно проскальзывает в подворотню старухиного дома (его закрывает от постороннего взгляда воз с сеном) и чудом выходит оттуда (пока Кох и Пестряков поднимаются по лестнице, ему удается забежать в пустую квартиру). Вывод очевиден: жизнь нельзя рассчитать, свести к арифметической формуле или теории.


Непредвиденные жертвы


Непредвиденные жертвы

  • Когда Раскольников идет на «пробу », он думает только об убийстве старухи-процентщицы. Но одно зло ведет за собой другое: за смертью «никому не нужной » старухи следует смерть…………, арест и……………, болезнь и ………. .


«Оппоненты Раскольникова»

  • Роман «Преступление и наказание» - идеологический роман. Каждый персонаж - носитель идеи. Чтобы обнажить противоестественность, антигуманность тео-рии Раскольникова, автор вводит оппонентов героя: …, ……… ,……….., - доводящих до край­ности его взгляды.

  • Идейные позиции реализуются в диалогах. «Разговор у него обыкновенно - пытка или, по меньшей мере, испытание; не психологическая ли игра в кошки и мышки - беседа следователя с Раскольниковым? ...типичны для него встреча-столкновение, разговор-разлад» (Ю.Айхенвальд).



Петр Петрович Лужин.

  • В связи с чем появляется Лужин в романе?

  • Зачем Лужину брать в жены бесприданницу?

  • Почему появление в романе Лужина затянуто, вначале мы много узнаем о нем?

  • Зачем автор сталкивает Лужина с Соней?

  • Почему в романе показана вначале Алена Ивановна, а потом Лужин? Как раскрывается Лужин в словах: «а деловой человек слушает, да ест, а потом и съест»?

  • И чём суть «экономической» теории Лужина?

  • Почему Лужин боится полиции?

  • Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова?

  • Как его теория, выраженная в словах: «Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует...» , связана с теорией Раскольникова?



низким человеком » и «мошенником подозрительном месте

    Петр Петрович Лужин, - внешне довольно приятный господин. Он умеет хорошо одеваться и красиво говорить. Однако Лебезятников прав, когда называет его «клеветником», «низким человеком » и «мошенником ». Лужин снимает для будущей невесты и тещи квартиру в «подозрительном месте », потому что на другую ему жаль денег; жалуется Пульхерии Андреевне на поведение сына, намереваясь с помощью сплетни рассорить семью; подкладывает Соне в карман деньги, чтобы опорочить ее и Раскольникова в глазах окружающих. Самое интересное, что у Лужина есть свой «расчет» (он собирается жениться на девушке благородной и бедной, чтобы она всю жизнь почитала его за благодетеля) и своя маленькая «теория» (не нужно давать нищему полкафтана, лучше оставить его себе, тогда обществу будет больше пользы), - и в этом он похож на Раскольникова.



Свидригайлов Аркадий Иванович.

  • В чем сложность и противоречивость образа Свидригайлова?

  • Почему появление в романе Свидригайлова связано с Лужиным?

  • В чем особенность появления Свидригайлова? Что мы узнаем о Свидригайлове, его прошлом?

  • Почему душевные муки Раскольникова усиливаются при виде этого героя? Почему Свидригайлов говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды»?

  • Какие взгляды раскрываются во фразе «Всяк о себе сам помышляет»?

  • О чем говорят кошмары Свидригайлова, в которых являются люди, загубленные им? (Сравните, Раскольников не может забыть убитых им Алену Ивановну и Лизавету).

  • Зачем дано прошлое героя, как меняется он?

  • Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником? Как объяснить отношение Свидригайлова к Дуне, к детям, Мармеладова?

  • Почему Свидригайлов кончает жизнь самоубийством?



переступить

    Аркадий Иванович Свидригайлов - безусловно, тип более сложный, чем Лужин. Из письма Пульхерии Андреевны возникает образ деспота и развратника: сидел в тюрьме, замешан в нескольких любовных историях, свел в могилу жену… В то же время Свидригайлов способен на благородный поступок: именно он после смерти Катерины Ивановны обеспечивает будущее детей Мармеладовых. В отличие от Лужина, Свидригайлов очень умен и хорошо понимает Раскольникова: «Ну, не сказал ли я, что между нами есть какая-то точка общая, а?». В определенном смысле он прав: оба считают себя вправе «переступить » моральные законы. Однако если для Раскольникова это «временная мера», то для Свидригайлова - «закон жизни»: «Нам представляется вечность как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное И вдруг, вместо этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки…» Смерть Свидригайлова - это нежелание жить по-прежнему. Он «двойник» Раскольникова, потому что; он смог «переступить через кровь». Жизнь Свидригайлова -это путь Раскольникова после преступления, если бы он выдержал испытания совестью.


Порфирий Петрович.

  • Как в поведении и во внутреннем состоянии героя сбываются пророческие слова Порфирия Петровича: «Солгал-то он бесподобно, а натуру-то и не сумел рассчитать»? О чём говорят герои?

  • Каковы аргументы, которые выдвигают в споре преступник и следователь? Кто из них, на ваш взгляд, прав?

  • Какой путь из тупика предлагает Порфирий Петрович? Следует ли его совету герой?


Порфирий Петрович

    С образом Порфирия Петровича связана одна из важнейших тем - тема наказания. Следователь Порфирий Петрович догадывается о «расколе» в душе главного героя. Возможно, что и ему когда-то приходили в голову подобные «больные» вопросы. Именно поэтому он в конце концов прекращает мучительную для Раскольникова игру в «кошки-мышки» и предлагает самому признаться в преступлении: «Я вас, во всяком случае, за человека наиблагороднейшего почитаю-с, и даже с зачатками великодушия-с, хоть и не согласен с вами во всех убеждениях ваших Вследствие чего и пришел к вам с открытым и прямым предложением - учинить явку с повинной» .


Правда Сони Мармеладовой.

  • В романе «Преступление и наказание» две правды: правда Раскольникова и правда Сони. Две сцены романа, изображающих разговоры Раскольни­кова с Соней - ч. 4, гл. 4; ч. 5, гл. 4, являются ключевыми в понимании правды Сони.


Анализ 1 сцены (ч. 4, гл. 4) .

  • Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню?

  • До каких пор «простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться»? Раскольников в этой сцене выступает как змей-искуситель. Раскольников – Соне:

  • Знаю «и про то, как вы в 6 часов пошли».

  • «Катерина Ивановна ведь вас чуть не била».

  • «А с вами что будет?»

  • «Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрет».

  • «А коли вы теперь заболеете».

  • «Дети на улицу всей гурьбой пойдут».

  • «С Полечкой, наверно, то же самое будет».

  • Каков результат этого мучительного разговора?

  • Сцена чтения Евангелия. Какова роль этого эпизода в понимании авторской идеи?


Анализ 2 сцены (ч. 5, гл. 4).

  • С какой целью приходит Раскольников во второй раз к Соне?

  • Наблюдая за лексикой, проследите, как постепенно слабость Сони превращается в силу, а Раскольников теряет всю свою уверенность.




для себя одного

    «Преступной» теории Раскольникова, возомнившего себя человекобогом, Ф.М. Достоевский противопоставляет правду жизни Сони Мармеладовой - носительницы истинно христианских идей милосердия, смирения и святости. Раскольников говорит Соне, что они похожи: «Мы вместе прокляты, вместе и пойдем! ». Однако это не так: Соня «переступает» ради близких людей, Раскольников же убивает «для себя одного ». Кульминацией отношений Раскольникова и Сони становится чтение Евангелия от Иоанна о воскресении Лазаря: Христос, во время своего пребывания на земле, воскресил умершего Лазаря, который уже четыре дня был во гробе. К этому времени после убийства старухи-процентщицы и ее сестры проходит как раз четыре дня. Библейская история дает Раскольникову надежду: воскреснуть, победив смерть, может не только Бог, но и, с Божией помощью, всякий человек. Именно поэтому он решает признаться в совершенном преступлении.


Правда Сони Мармеладовой: каторга

    Когда Раскольникова осуждают на каторгу, Соня решает идти за ним. Она догадывается, что Раскольников перестал верить в свою «исключительность», но взгляды его остались прежними. Чувствуют это и другие люди: никто не желает иметь с ним дело. Соню, же, напротив, все любят и уважают. Ее сострадание, милосердие и вера помогают Раскольникову в конце концов вернуться на путь истины.



Заключение

    Ф.М. Достоевский создает в романе особую художественную систему, которая опровергает теорию Раскольникова, разрешающую «кровь по совести ». Хотя Раскольников рассчитывает все до мелочей, во время преступления господствует случай. Главный герой собирается убить только старуху-процентщицу, однако за одной жертвой следуют другие. Разумихину и Порфирию Петровичу понятны сомнения Раскольникова по поводу справедливости в обществе, но они не согласны с его антигуманной теорией. Отрицательные стороны теории Раскольникова демонстрируют его «двойники»: Лужин и Свидригайлов: они вызывают у Раскольникова отвращение, однако он вынужден признать, что между ними есть какая-то «общая точка ». Раскольников не верит в силу любви, но жизненный путь Сони Мармеладовой доказывает обратное: ко всякому человеку можно относиться с любовью и уважением.


Тесты

  • Изучив материал урока «Опровержение теории Раскольникова», проверьте свои знания, ответив на вопросы итогового тестирования.


Кому из героев принадлежит теория «целых кафтанов»?

  • Лужину

  • Свидригайлову

  • Порфирию Петровичу


Кто из героев является «двойником» Раскольникова?

  • Разумихин

  • Свидригайлов

  • Лебезятников


«В чем я виноват перед ними?.. Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают» - этими словами можно начать урок о «двойниках» Раскольникова. Теория Раскольникова, доказывающая, «тварь ли он дрожащая» или имеет право, предполагала следующее практическое воплощение: Убить старуху-процентщицу, жизнь которой значит не больше, чем жизнь «вши»; Взять ее деньги, которые иначе пойдут в монастырь; На эти деньги сделать много хороших дел. В романе герой смог воплотить только первый шаг. Но есть в романе другие герои, которые пошли дальше, они смогли использовать деньги, нажитые нечестным или даже преступным образом.

Зачем же рядом с Раскольниковым показаны Алена Ивановна, Лужин, Свидригайлов? 1. Старуха-процентщица Алена Ивановна. Что мы о ней знаем? Чем она занимается? Почему все время боится? Какой видит ее Раскольников? Какое чувство она вызывает? Как характеризует Алену Ивановну отношение к Лизавете? Можем лм мы назвать ее «двойником» Раскольникова? Вывод. Ее можно считать «двойником» Раскольникова, так как она занимает положение «право имеющей» распоряжаться жизнью людей. Ей это право дают деньги. Но в ней нет идеи наполеонизма, сильной личности, поэтому зло, которое приносит она, косвенное.

2. Петр Петрович Лужин. В связи с чем появляется он в романе? Зачем Лужину брать в жены бесприданницу? Почему появление в романе Лужина затянуто, вначале мы много узнаем о нем? Зачем автор сталкивает Лужина с Соней? Почему в романе показана вначале Алена Ивановна, а потом Лужин?

Как раскрывается Лужин в словах «а деловой человек слушает да ест, а потом и съест»? Почему Лужин боится полиции? Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова? Как его теория, выраженная в словах: «Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует…

» - связана с теорией Раскольникова? Вывод. Лужин ближе к Раскольникову, чем старуха-процентщица, так как в основе его теории та же идея сильной личности, поставившей себя выше других для достижения своих целей. Он допускает свободу действия во имя личных интересов. Боязнь полиции, случай с Соней позволяют предполагать его возможные преступления в прошлом.

3. Аркадий Иванович Свидригайлов. В чем сложность и противоречивость этого образа? Почему появление в романе Свидригайлова связано с Лужиным? (О них сообщается в одном письме.) В чем особенность появления Свидригайлова?

(О Лужине в письме хорошо, затем раскрывается его подлая натура; о Свидригайлове сразу очень плохо - потом появляются вопросы об этом герое.) Что мы узнаем о Свидригайлове, его прошлом?

Почему душевные муки Раскольникова усиливаются при виде этого героя? Почему Свидригайлов говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды»? Какие взгляды раскрываются во фразе «Всяк о себе сам помышляет»? О чем говорят кошмары Свидригайлова, в которых являются люди, загубленные им? (Сравните: Раскольников не может забыть Алену Ивановну и Лизавету, убитых им.

) Зачем дано прошлое героя, как меняется он? Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником? Как объяснить его отношение к Дуне, к детям Мармеладова? Почему Свидригайлов кончает жизнь самоубийством?

Почему так описана сцена самоубийства (ч. 6, гл. 7)? Какую роль играет здесь природа («молочный густой туман») и описание места («скользкая, грязная мостовая»; «холод и сырость»; «уныло и грязно»; «брюзгливая скорбь»)? Вывод. Человек с огромной внутренней силой, способный на большие дела, в этом мире - преступник. Поступившись однажды совестью (история с Марфой Петровной), он уже не может вернуться к чистой, честной жизни. Но чувство жалости, совесть не совсем заглохли в нем (кошмары - это муки совести), любовь к Дуне «перемолола» его, он совершает добрые дела, устраивая судьбу детей Мармеладовых.

Он потому и просит Дуню остаться с ним, понимая, что только любовь к ней может его спасти. Смерть Свидригайлова - это нежелание жить по-прежнему.

Он «двойник» Раскольникова, потому что он смог «переступить через кровь». Жизнь Свидригайлова - это путь Раскольникова после преступления, если бы он выдержал испытания совестью.

В чём состоит основная идея Раскольникова? Основная идея теории Раскольникова – жизнь по принципу «все позволено» .

ОБРАЗ ЛУЖИНА Кто такой Лужин? Что мы знаем о нём? Раскольников утверждает, что взгляды Лужина близки его теории. Согласны ли вы с ним? (ч. 2, гл. 5) Какие рассуждения из письма матери о Лужине привлекли особое внимание Раскольникова? Какие мысли и чувства они рождают у Раскольникова и почему? Какое впечатление складывается у вас о Лужине? Зачем Лужину брать в жёны бесприданницу? Почему появление в романе Лужина затянуто, хотя в начале мы много узнаём о нём?

ОБРАЗ ЛУЖИНА Зачем автор сталкивает Лужина с Соней? Почему в романе показаны вначале Алёна Ивановна, а потом Лужин? Как раскрывается Лужин в словах «а деловой человек слушает да ест, а потом и съест» ? Почему Лужин боится полиции? Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова? Как его теория, выраженная в словах «Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует…» , связана с теорией Раскольникова?

Лужин (в цитатах) «Умный и, кажется, добрый» . «Положил взять девушку честную, но без приданого и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение» . «Муж ничем не должен быть обязан своей жене, и гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля, будет рабски благодарна ему всю жизнь. . . а он-то будет безгранично. . . владычествовать» . «Более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его» .

Вывод Лужин для достижения своей эгоистической цели, «для себя одного» , готов «преступить все препятствия» , живет по принципу «все позволено» . В этом его теория близка с теорией Раскольникова. Единственный бог для Лужина - деньги. Угрызения совести и сострадание незнакомы ему. Видим в нем отсутствие глубоких человеческих чувств, тщеславие, бездушие, граничащее с подлостью. И мы слышим мысль Достоевского о бесчеловечности эгоистического самоутверждения за счет других.

Образ Свидригайлова Что вы знаете о жизни Свидригайлова до его приезда в Петербург? Как эта жизнь характеризует его? Используйте материал письма матери, слова Лужина о нём и рассказы самого Свидригайлова. Какие чувства этот человек вызывает у вас? Каким принципом руководствуется Свидригайлов в своей жизни? Какие мнение о Свидригайлове складывается у Раскольникова после прочтения письма матери?

Образ Свидригайлова Каким Раскольников впервые увидел Свидригайлова? Какие детали внешности Свидригайлова особенно запомнились ему? Какой звуковой фон использует Достоевский, описывая эту встречу? Как проявляется противоречивость характера Свидригайлова в момент первой встречи с Раскольниковым? Какие поступки Свидригайлова особенно ярко показывают, что это сложный человек, в душе которого есть задатки добра и холодного зла? Почему Раскольникова заинтересовал Свидригайлов? Какие чувства этот человек вызывает у Раскольникова? Почему Свидригайлов приходит к самоубийству, а Раскольников не признаёт такого пути?

Свидригайлов (в цитатах) «Одного поля ягоды» . «Вот, может, сойдемся поближе» . «В вас есть что-то к моему подходящее» . «. . . Действительно, я человек развратный и праздный. . . » . «. . А я ведь человек мрачный, скучный. Вы думаете, веселый? Нет, мрачный: вреда не делаю, и сижу в углу; иной раз три дня не разговорят. . . » . «. . . я человек грешный. Хе-хе-хе!. . . » . «. . . я люблю клоаки именно с грязнотцой. . . » . «А что, если там одни пауки или что-нибудь в этом роде…» .

1. 2. 3. 4. 5. 6. СХОДСТВО Оба эгоисты. Оба преступники (Раскольников убивает ради проверки своей теории - Свидригайлов хочет удовлетворения всех желаний любой ценой: «единичное злодейство допустимо, если главная цель хороша»). Относят себя к «право имеющим» . Сильные личности. Способны на добрые поступки. Судьбы похожи (Свидригайлов был замешан в уголовном деле, состоял «в некоторых весьма близких и таинственных отношениях» с «мелкой процентщицей» , по его вине гибнут люди, и, наконец, его самоубийство перекликается с духов -ным самоубийством Раскольникова: «Я не старушонку убил, я себя убил» .) РАЗЛИЧИЯ 1. Раскольников “разъеден” сомнениями, а Свидригайлов угрызениями совести не мучается. 2. Раскольников живет ради идеи, Свидригайлов – ради наслаждений. 3. Для Раскольникова убийство – трагедия, Свидригайлов живет со “спокойной совестью”. 4. Раскольниковым движет цель, а Свидригайловым – порок. 5. Раскольников аскет – Свидригайлов порочный, разврат-ный человек.

Вывод Мы видим Свидригайлова как человека, лишенного всяческих нравственных устоев, не признающего никаких нравственных запретов; живет по принципу «все позволено» . Раскольников, разрешая себе «кровь по совести» тоже отрицает нравственную ответственность сильного человека за свои поступки; моральные нормы, по его мнению, существуют только для низшей категории людей - «тварей дрожащих» . Истину, с которой Раскольников пришел в результате долгих размышлений, Лужин и Свидригайлов используют как руководство к действию.

ИТОГ Лужин и Свидригайлов считают себя «сильными мира сего» , живут и действуют по принципу «все позволено» , их теории приобретают откровенно бесчеловечный, циничный характер. Раскольников же, общаясь с сильными мира сего, не может принять их жизнь, хотя и старается причислить себя к сильным мира сего, ему неприятны люди, живущие по его теории. Это сопоставление возвышает Раскольникова. Сталкивая этих героев, автор опровергает теорию Раскольникова, вскрывает её бесчеловечность.

Коротко… Кто является двойниками Раскольникова в романе? Как они раскрывают ошибочность философии Раскольникова? Что объединяет Раскольникова и Свидригайлова? Что общего и различного у героя с Лужиным?

Рефлексия Е. Буянова так говорит об отличии Раскольникова от Свидригайлова: Свидригайлов в «Преступлении и наказании» тоже равнодушен, скучает и только лишь тёпл… В этом и состоит его главное отличие от Раскольникова, ибо последний то холоден, то горяч, но никогда не тёпл. И его, по словам, Порфирия Петровича, «жизнь вынесет» . Раскольникова Бог сберёг, поэтому он преодолел в себе свидригайловскую гордость и праздность» . Как вы понимаете слова тёпл, холоден, горяч?

Домашнее задание Перечитать эпизоды романа, связанные с Соней (ч. 4, гл. IV; ч. 5, гл. IV: ч. 1, гл. II). Подумать над вопросом «В чём «правда» Сони? » . Доказать, что автор утверждает «правду» Сони Мармеладовой.

Благодарю за работу на уроке! *** В нем совесть сделалась пророком и поэтом, И Карамазовы и бесы жили в нем, - Но что для нас теперь сияет мягким светом, То было для него мучительным огнем. И. Ф. Анненский В. Перов «Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского» , 1872 Холст, масло. 99 x 80, 5. Справа внизу подпись: В. Перовъ 1872, май. Исполнен по заказу П. М. Третьякова

Опровержение теории Раскольникова Ф.М. Достоевский создает в романе особую художественную систему, опровергающую теорию Раскольникова. Цель урока - рассмотреть основные «элементы» этой системы: расчет и случай в преступлении Раскольникова; непредвиденные жертвы; «двойники» Раскольникова; правда Сони Мармеладовой. План урока: 1. Расчет и случай. 2. Непредвиденные жертвы. 3. Друзья и «единомышленники» Раскольникова. 4. «Двойники» Раскольникова. 5. Правда Сони Мармеладовой. Ф.М. Достоевский создает в романе особую художественную систему, опровергающую теорию Раскольникова. Цель урока - рассмотреть основные «элементы» этой системы: расчет и случай в преступлении Раскольникова; непредвиденные жертвы; «двойники» Раскольникова; правда Сони Мармеладовой. План урока: 1. Расчет и случай. 2. Непредвиденные жертвы. 3. Друзья и «единомышленники» Раскольникова. 4. «Двойники» Раскольникова. 5. Правда Сони Мармеладовой.




Расчет и случай Несмотря на то, что Раскольников рассчитывает все до мелочей, во время преступления господствует случай: герой удачно находит в дворницкой топор (сначала он собирается взять его у хозяйки), незаметно проскальзывает в подворотню старухиного дома (его закрывает от постороннего взгляда воз с сеном) и чудом выходит оттуда (пока Кох и Пестряков поднимаются по лестнице, ему удается забежать в пустую квартиру). Вывод очевиден: жизнь нельзя рассчитать, свести к арифметической формуле или теории. Несмотря на то, что Раскольников рассчитывает все до мелочей, во время преступления господствует случай: герой удачно находит в дворницкой топор (сначала он собирается взять его у хозяйки), незаметно проскальзывает в подворотню старухиного дома (его закрывает от постороннего взгляда воз с сеном) и чудом выходит оттуда (пока Кох и Пестряков поднимаются по лестнице, ему удается забежать в пустую квартиру). Вывод очевиден: жизнь нельзя рассчитать, свести к арифметической формуле или теории.




Когда Раскольников идет на «пробу», он думает только об убийстве старухи- процентщицы. Но одно зло ведет за собой другое: за смертью «никому не нужной» старухи следует смерть…………, арест и……………, болезнь и ……….. Когда Раскольников идет на «пробу», он думает только об убийстве старухи- процентщицы. Но одно зло ведет за собой другое: за смертью «никому не нужной» старухи следует смерть…………, арест и……………, болезнь и ………..


«Оппоненты Раскольникова» Роман «Преступление и наказание» - идеологический роман. Каждый персонаж - носитель идеи. Чтобы обнажить противоестественность, антигуманность тео- рии Раскольникова, автор вводит оппонентов героя: …, ………,……….., - доводящих до край­ности его взгляды. Роман «Преступление и наказание» - идеологический роман. Каждый персонаж - носитель идеи. Чтобы обнажить противоестественность, антигуманность тео- рии Раскольникова, автор вводит оппонентов героя: …, ………,……….., - доводящих до край­ности его взгляды. Идейные позиции реализуются в диалогах. «Разговор у него обыкновенно - пытка или, по меньшей мере, испытание; не психологическая ли игра в кошки и мышки - беседа следователя с Раскольниковым?...типичны для него встреча-столкновение, разговор-разлад» (Ю.Айхенвальд). Идейные позиции реализуются в диалогах. «Разговор у него обыкновенно - пытка или, по меньшей мере, испытание; не психологическая ли игра в кошки и мышки - беседа следователя с Раскольниковым?...типичны для него встреча-столкновение, разговор-разлад» (Ю.Айхенвальд).




Петр Петрович Лужин. В связи с чем появляется Лужин в романе? В связи с чем появляется Лужин в романе? Зачем Лужину брать в жены бесприданницу? Зачем Лужину брать в жены бесприданницу? Почему появление в романе Лужина затянуто, вначале мы много узнаем о нем? Почему появление в романе Лужина затянуто, вначале мы много узнаем о нем? Зачем автор сталкивает Лужина с Соней? Зачем автор сталкивает Лужина с Соней? Почему в романе показана вначале Алена Ивановна, а потом Лужин? Как раскрывается Лужин в словах: «а деловой человек слушает, да ест, а потом и съест»? Почему в романе показана вначале Алена Ивановна, а потом Лужин? Как раскрывается Лужин в словах: «а деловой человек слушает, да ест, а потом и съест»? И чём суть «экономической» теории Лужина? И чём суть «экономической» теории Лужина? Почему Лужин боится полиции? Почему Лужин боится полиции? Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова? Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова? Как его теория, выраженная в словах: «Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует...», связана с теорией Раскольникова? Как его теория, выраженная в словах: «Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует...», связана с теорией Раскольникова?


Петр Петрович Лужин, - внешне довольно приятный господин. Он умеет хорошо одеваться и красиво говорить. Однако Лебезятников прав, когда называет его «клеветником», «низким человеком» и «мошенником». Лужин снимает для будущей невесты и тещи квартиру в «подозрительном месте», потому что на другую ему жаль денег; жалуется Пульхерии Андреевне на поведение сына, намереваясь с помощью сплетни рассорить семью; подкладывает Соне в карман деньги, чтобы опорочить ее и Раскольникова в глазах окружающих. Самое интересное, что у Лужина есть свой «расчет» (он собирается жениться на девушке благородной и бедной, чтобы она всю жизнь почитала его за благодетеля) и своя маленькая «теория» (не нужно давать нищему полкафтана, лучше оставить его себе, тогда обществу будет больше пользы), - и в этом он похож на Раскольникова. Петр Петрович Лужин, - внешне довольно приятный господин. Он умеет хорошо одеваться и красиво говорить. Однако Лебезятников прав, когда называет его «клеветником», «низким человеком» и «мошенником». Лужин снимает для будущей невесты и тещи квартиру в «подозрительном месте», потому что на другую ему жаль денег; жалуется Пульхерии Андреевне на поведение сына, намереваясь с помощью сплетни рассорить семью; подкладывает Соне в карман деньги, чтобы опорочить ее и Раскольникова в глазах окружающих. Самое интересное, что у Лужина есть свой «расчет» (он собирается жениться на девушке благородной и бедной, чтобы она всю жизнь почитала его за благодетеля) и своя маленькая «теория» (не нужно давать нищему полкафтана, лучше оставить его себе, тогда обществу будет больше пользы), - и в этом он похож на Раскольникова.




Свидригайлов Аркадий Иванович. В чем сложность и противоречивость образа Свидригайлова? В чем сложность и противоречивость образа Свидригайлова? Почему появление в романе Свидригайлова связано с Лужиным? Почему появление в романе Свидригайлова связано с Лужиным? В чем особенность появления Свидригайлова? Что мы узнаем о Свидригайлове, его прошлом? В чем особенность появления Свидригайлова? Что мы узнаем о Свидригайлове, его прошлом? Почему душевные муки Раскольникова усиливаются при виде этого героя? Почему Свидригайлов говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды»? Почему душевные муки Раскольникова усиливаются при виде этого героя? Почему Свидригайлов говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды»? Какие взгляды раскрываются во фразе «Всяк о себе сам помышляет»? Какие взгляды раскрываются во фразе «Всяк о себе сам помышляет»? О чем говорят кошмары Свидригайлова, в которых являются люди, загубленные им? (Сравните, Раскольников не может забыть убитых им Алену Ивановну и Лизавету). О чем говорят кошмары Свидригайлова, в которых являются люди, загубленные им? (Сравните, Раскольников не может забыть убитых им Алену Ивановну и Лизавету). Зачем дано прошлое героя, как меняется он? Зачем дано прошлое героя, как меняется он? Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником? Как объяснить отношение Свидригайлова к Дуне, к детям, Мармеладова? Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником? Как объяснить отношение Свидригайлова к Дуне, к детям, Мармеладова? Почему Свидригайлов кончает жизнь самоубийством? Почему Свидригайлов кончает жизнь самоубийством?


Аркадий Иванович Свидригайлов - безусловно, тип более сложный, чем Лужин. Из письма Пульхерии Андреевны возникает образ деспота и развратника: сидел в тюрьме, замешан в нескольких любовных историях, свел в могилу жену… В то же время Свидригайлов способен на благородный поступок: именно он после смерти Катерины Ивановны обеспечивает будущее детей Мармеладовых. В отличие от Лужина, Свидригайлов очень умен и хорошо понимает Раскольникова: «Ну, не сказал ли я, что между нами есть какая-то точка общая, а?». В определенном смысле он прав: оба считают себя вправе «переступить» моральные законы. Однако если для Раскольникова это «временная мера», то для Свидригайлова - «закон жизни»: «Нам представляется вечность как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное И вдруг, вместо этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки…» Смерть Свидригайлова - это нежелание жить по- прежнему. Он «двойник» Раскольникова, потому что; он смог «переступить через кровь». Жизнь Свидригайлова это путь Раскольникова после преступления, если бы он выдержал испытания совестью. Аркадий Иванович Свидригайлов - безусловно, тип более сложный, чем Лужин. Из письма Пульхерии Андреевны возникает образ деспота и развратника: сидел в тюрьме, замешан в нескольких любовных историях, свел в могилу жену… В то же время Свидригайлов способен на благородный поступок: именно он после смерти Катерины Ивановны обеспечивает будущее детей Мармеладовых. В отличие от Лужина, Свидригайлов очень умен и хорошо понимает Раскольникова: «Ну, не сказал ли я, что между нами есть какая-то точка общая, а?». В определенном смысле он прав: оба считают себя вправе «переступить» моральные законы. Однако если для Раскольникова это «временная мера», то для Свидригайлова - «закон жизни»: «Нам представляется вечность как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное И вдруг, вместо этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки…» Смерть Свидригайлова - это нежелание жить по- прежнему. Он «двойник» Раскольникова, потому что; он смог «переступить через кровь». Жизнь Свидригайлова это путь Раскольникова после преступления, если бы он выдержал испытания совестью.


Порфирий Петрович. Как в поведении и во внутреннем состоянии героя сбываются пророческие слова Порфирия Петровича: «Солгал-то он бесподобно, а натуру-то и не сумел рассчитать»? О чём говорят герои? Как в поведении и во внутреннем состоянии героя сбываются пророческие слова Порфирия Петровича: «Солгал-то он бесподобно, а натуру-то и не сумел рассчитать»? О чём говорят герои? Каковы аргументы, которые выдвигают в споре преступник и следователь? Кто из них, на ваш взгляд, прав? Каковы аргументы, которые выдвигают в споре преступник и следователь? Кто из них, на ваш взгляд, прав? Какой путь из тупика предлагает Порфирий Петрович? Следует ли его совету герой? Какой путь из тупика предлагает Порфирий Петрович? Следует ли его совету герой?


Порфирий Петрович С образом Порфирия Петровича связана одна из важнейших тем - тема наказания. Следователь Порфирий Петрович догадывается о «расколе» в душе главного героя. Возможно, что и ему когда-то приходили в голову подобные «больные» вопросы. Именно поэтому он в конце концов прекращает мучительную для Раскольникова игру в «кошки- мышки» и предлагает самому признаться в преступлении: «Я вас, во всяком случае, за человека наиблагороднейшего почитаю-с, и даже с зачатками великодушия-с, хоть и не согласен с вами во всех убеждениях ваших Вследствие чего и пришел к вам с открытым и прямым предложением - учинить явку с повинной». С образом Порфирия Петровича связана одна из важнейших тем - тема наказания. Следователь Порфирий Петрович догадывается о «расколе» в душе главного героя. Возможно, что и ему когда-то приходили в голову подобные «больные» вопросы. Именно поэтому он в конце концов прекращает мучительную для Раскольникова игру в «кошки- мышки» и предлагает самому признаться в преступлении: «Я вас, во всяком случае, за человека наиблагороднейшего почитаю-с, и даже с зачатками великодушия-с, хоть и не согласен с вами во всех убеждениях ваших Вследствие чего и пришел к вам с открытым и прямым предложением - учинить явку с повинной».


Правда Сони Мармеладовой. В романе «Преступление и наказание» две правды: правда Раскольникова и правда Сони. Две сцены романа, изображающих разговоры Раскольни­кова с Соней - ч. 4, гл. 4; ч. 5, гл. 4, являются ключевыми в понимании правды Сони. В романе «Преступление и наказание» две правды: правда Раскольникова и правда Сони. Две сцены романа, изображающих разговоры Раскольни­кова с Соней - ч. 4, гл. 4; ч. 5, гл. 4, являются ключевыми в понимании правды Сони.


Анализ 1 сцены (ч. 4, гл. 4). Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню? Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню? До каких пор «простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться»? Раскольников в этой сцене выступает как змей- искуситель. Раскольников – Соне: До каких пор «простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться»? Раскольников в этой сцене выступает как змей- искуситель. Раскольников – Соне: Знаю «и про то, как вы в 6 часов пошли». Знаю «и про то, как вы в 6 часов пошли». «Катерина Ивановна ведь вас чуть не била». «Катерина Ивановна ведь вас чуть не била». «А с вами что будет?» «А с вами что будет?» «Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрет». «Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрет». «А коли вы теперь заболеете». «А коли вы теперь заболеете». «Дети на улицу всей гурьбой пойдут». «Дети на улицу всей гурьбой пойдут». «С Полечкой, наверно, то же самое будет». «С Полечкой, наверно, то же самое будет». Каков результат этого мучительного разговора? Каков результат этого мучительного разговора? Сцена чтения Евангелия. Какова роль этого эпизода в понимании авторской идеи? Сцена чтения Евангелия. Какова роль этого эпизода в понимании авторской идеи?


С какой целью приходит Раскольников во второй раз к Соне? С какой целью приходит Раскольников во второй раз к Соне? Наблюдая за лексикой, проследите, как постепенно слабость Сони превращается в силу, а Раскольников теряет всю свою уверенность. Наблюдая за лексикой, проследите, как постепенно слабость Сони превращается в силу, а Раскольников теряет всю свою уверенность. Анализ 2 сцены (ч. 5, гл. 4).




«Преступной» теории Раскольникова, возомнившего себя человекобогом, Ф.М. Достоевский противопоставляет правду жизни Сони Мармеладовой - носительницы истинно христианских идей милосердия, смирения и святости. Раскольников говорит Соне, что они похожи: «Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!». Однако это не так: Соня «переступает» ради близких людей, Раскольников же убивает «для себя одного». Кульминацией отношений Раскольникова и Сони становится чтение Евангелия от Иоанна о воскресении Лазаря: Христос, во время своего пребывания на земле, воскресил умершего Лазаря, который уже четыре дня был во гробе. К этому времени после убийства старухи- процентщицы и ее сестры проходит как раз четыре дня. Библейская история дает Раскольникову надежду: воскреснуть, победив смерть, может не только Бог, но и, с Божией помощью, всякий человек. Именно поэтому он решает признаться в совершенном преступлении. «Преступной» теории Раскольникова, возомнившего себя человекобогом, Ф.М. Достоевский противопоставляет правду жизни Сони Мармеладовой - носительницы истинно христианских идей милосердия, смирения и святости. Раскольников говорит Соне, что они похожи: «Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!». Однако это не так: Соня «переступает» ради близких людей, Раскольников же убивает «для себя одного». Кульминацией отношений Раскольникова и Сони становится чтение Евангелия от Иоанна о воскресении Лазаря: Христос, во время своего пребывания на земле, воскресил умершего Лазаря, который уже четыре дня был во гробе. К этому времени после убийства старухи- процентщицы и ее сестры проходит как раз четыре дня. Библейская история дает Раскольникову надежду: воскреснуть, победив смерть, может не только Бог, но и, с Божией помощью, всякий человек. Именно поэтому он решает признаться в совершенном преступлении.


Правда Сони Мармеладовой: каторга Когда Раскольникова осуждают на каторгу, Соня решает идти за ним. Она догадывается, что Раскольников перестал верить в свою «исключительность», но взгляды его остались прежними. Чувствуют это и другие люди: никто не желает иметь с ним дело. Соню, же, напротив, все любят и уважают. Ее сострадание, милосердие и вера помогают Раскольникову в конце концов вернуться на путь истины. Когда Раскольникова осуждают на каторгу, Соня решает идти за ним. Она догадывается, что Раскольников перестал верить в свою «исключительность», но взгляды его остались прежними. Чувствуют это и другие люди: никто не желает иметь с ним дело. Соню, же, напротив, все любят и уважают. Ее сострадание, милосердие и вера помогают Раскольникову в конце концов вернуться на путь истины.
Заключение Ф.М. Достоевский создает в романе особую художественную систему, которая опровергает теорию Раскольникова, разрешающую «кровь по совести». Хотя Раскольников рассчитывает все до мелочей, во время преступления господствует случай. Главный герой собирается убить только старуху-процентщицу, однако за одной жертвой следуют другие. Разумихину и Порфирию Петровичу понятны сомнения Раскольникова по поводу справедливости в обществе, но они не согласны с его антигуманной теорией. Отрицательные стороны теории Раскольникова демонстрируют его «двойники»: Лужин и Свидригайлов: они вызывают у Раскольникова отвращение, однако он вынужден признать, что между ними есть какая-то «общая точка». Раскольников не верит в силу любви, но жизненный путь Сони Мармеладовой доказывает обратное: ко всякому человеку можно относиться с любовью и уважением. Ф.М. Достоевский создает в романе особую художественную систему, которая опровергает теорию Раскольникова, разрешающую «кровь по совести». Хотя Раскольников рассчитывает все до мелочей, во время преступления господствует случай. Главный герой собирается убить только старуху-процентщицу, однако за одной жертвой следуют другие. Разумихину и Порфирию Петровичу понятны сомнения Раскольникова по поводу справедливости в обществе, но они не согласны с его антигуманной теорией. Отрицательные стороны теории Раскольникова демонстрируют его «двойники»: Лужин и Свидригайлов: они вызывают у Раскольникова отвращение, однако он вынужден признать, что между ними есть какая-то «общая точка». Раскольников не верит в силу любви, но жизненный путь Сони Мармеладовой доказывает обратное: ко всякому человеку можно относиться с любовью и уважением.


Тесты Изучив материал урока «Опровержение теории Раскольникова», проверьте свои знания, ответив на вопросы итогового тестирования. Изучив материал урока «Опровержение теории Раскольникова», проверьте свои знания, ответив на вопросы итогового тестирования.итогового тестирования.итогового тестирования.









Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

I часть Петербург Достоевского Мрачные нравственные стороны прежнего порядка- эгоизм, цинизм, рабство, разъединение, продажничество - не только не отошли с уничтожением крепостнического быта, но как бы усилились, развились и умножились. Ф. Достоевский «Дневник писателя»

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Достоевский сменил много квартир в Петербурге, и почти все они были в угловых домах. В таких домах писатель обычно поселял и героев своих произведений. Никакого объяснения этому предпочтению Фёдор Михайлович не оставил, хотя был верен любви своей к угловым домам.

5 слайд

Описание слайда:

В 60-х годах XIX века пятиэтажные дома в Петербурге, как правило, предназначались для среднего, малоимущего люда – это так называемые доходные дома (богачи в них не селились).

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

В Столярном переулке находится 16 домов (по 8 с каждой стороны улицы). В этих 16 домах помещается 18 питейных заведений...

8 слайд

Описание слайда:

«Дом Раскольникова» Средняя Мещанская, угол Столярного переулка №19/3 «Дом Сони Мармеладовой» Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова), угол Малой Мещанской №73/2 (ныне Казначейская)

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

ПЕЙЗАЖ: - часть 1, глава 1, 2 («отвратительный и грустный колорит» городского дня); - часть 2, глава 6 (вечерний Петербург); - часть 5, глава 5 (вид из окна комнаты Раскольникова)

11 слайд

Описание слайда:

ОПИСАНИЯ- ИНТЕРЬЕРЫ: - часть1 глава 3 – каморка Раскольникова - часть1 глава 2 и часть 2 глава 7 –комната Мармаледовых - часть 4 глава 4 – комната – сарай Сони - часть 1 глава 2 – описание кабака

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

СЦЕНЫ УЛИЧНОЙ ЖИЗНИ: - Часть 1, глава 1 (пьяный в телеге); - Часть 2, глава 2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние); - Часть 2, глава 6 (шарманщик и толпа женщин у «распивочно - увеселительного» заведения); - Часть 2, глава 6 (сцена на -ском мосту); - Часть 5, глава 5 (смерть Катерины Ивановны)

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

Таким образом, пейзажные картины Петербурга, интерьеры «углов» и встречи на улицах создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит его, давит, создает атмосферу безысходности. От такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга враждебно и с недоверчивостью. Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки. Петербург не просто фон, на котором развиваются действия романа “Преступление и наказание”, а главный герой, который провоцирует Раскольникова на преступление, объясняет его двойничество, помогает понять Мармеладова, Соню, Свидригайлова и других персонажей. Кроме этого, можно заметить, что Петербург у Ф.М. Достоевского – это город – гигант, поражающий своими контрастами, где соседствуют роскошные особняки и дворцы, красивые проспекты, разодетые женщины и трущобы, глухие дворы, доходные дома, теснота, грязь и вонь. Этому помогает и цветопись, Достоевский использует желтый, черный, серый цвета, помогающие показать нищету и безнадежность существования людей.

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

Название – антонимы Место действия в романе – город (камень) и лишь в эпилоге появляется земля (зелень, река, простор). Для Достоевского почва – это народная вера, от которой оторвался, отшатнулся современный интеллигент, образованный европейский русский человек. Система двойников в романе. Раскольников – смысл фамилии (раскол, раскольничество). Напряженный сюжет (идея рождает действие). В композиции романа, как и во всех романах Достоевского, обязательно есть эпизод – все вместе. Здесь это поминки, где раскрываются характеры и развязываются сюжетные линии. Действие романа - в настоящем, все происходит ВДРУГ. Это слово 560 раз встречается в романе. Прием предсказания (разговор в трактире между студентом и офицером, сон). Символика предметов – топор, крест. Реминисценции в романе (смерть старухи, удар плетью и т.п.). Сакральный смысл чисел (4, 7, 11). Открытый эпилог (сон о будущем).

19 слайд

Описание слайда:

III часть Человек в изображении Ф.М. Достоевского 1. Униженные и оскорбленные в романе. «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Ф.М. Достоевский в письме брату 16 августа 1839 года

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

22 слайд

Описание слайда:

Роман вызвал массу споров: одни считали Раскольникова нигилистом, т. е. революционером, другие, наоборот, говорили, что он не имеет ничего общего с революционной теорией. Споры вызвал главный герой, но все признавали гуманизм писателя в изображении обездоленных людей. - Как Мармеладов появляется в романе? (I, 2) - Какое впечатление вызывает у окружающих? - Как видит его Раскольников? - Внешность Мармеладова. - Речь Мармеладова. - Рассказ Мармеладова о своей семье. - Судьба Сонечки. Каковы главные черты характера Сони? - Как появляется в романе Катерина Ивановна? (I, 2) - Рассказ о ее судьбе (прошлое). - Внешность Катерины Ивановны. - Дальнейшая судьба Мармеладова и Катерины Ивановны. (II, 7; V, 5) - Кто виноват в судьбе героев? Вывод. Двойственность героев: Мармеладов внешне смешон, «забавник», но внутренне трагичен; ему «некуда больно идти»; Екатерина Ивановна криклива, шумна, бывает несправедлива, но внутренне трагична из-за стремления соблюсти приличия: «Уездили клячу! Надорвала-а-сь!» Достоевский обвиняет в судьбе героев общество, но и их тоже, особенно Мармеладова. Не случайно последнее, что видит и Мармеладов, и Екатерина Ивановна, - это образ Сони.

23 слайд

Описание слайда:

Семья Раскольниковых - Почему Раскольниковы появляются не сразу, а мы узнаем о них из письма? (I, 3) - Отношения между членами семьи. - Рассказ о матери Раскольникова. - Судьба Авдотьи Романовны, испытания в доме Свидригайлова. Как характеризует Дунечку ее согласие на брак с Лужиным? - Какие чувства и мысли появляются у Раскольникова после получения письма из дому? Вывод. Высокие моральные и душевные качества сталкиваются с миром корысти и зла. Спасение героев - случайность. Жертвенность героев, они готовы жертвовать собой ради других.

24 слайд

Описание слайда:

Дети в романе Почему самое страшное - это судьбы детей, искалеченные этим миром? На краю пропасти дети Мармеладовых. Какой бы могла быть их судьба, если бы не помощь Свидригайлова? Что можно сказать о Соне, которая сама еще ребенок, но жертвует собой, помогая детям? Зачем введен образ опозоренной девочки, которую видит на бульваре Раскольников? (I, 4) Вывод. Судьбы детей - это страшное обвинение миру зла и наживы. Судьбы детей - это показатель состояния общества. Судьбы детей - это ответ на вопрос: есть ли у такого общества будущее?

25 слайд

Описание слайда:

2. Идея и преступление Раскольникова. «Основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления» В. Шкловский

26 слайд

Описание слайда:

1. Кто такой Родион Раскольников? Что означает его фамилия? Как она помогает понять характер главного героя? 2. Найдите в тексте выразительное описание внешности Раскольникова. Где живет герой Достоевского? С какой целью автор так подробно описывает жилище Раскольникова? 3. Выделите определяющие черты характера главного героя. В чем отличие Раскольникова от предшествующих героев русской литературы?

27 слайд

Описание слайда:

1. Каковы же истинные причины преступления Родиона Раскольникова? Какую из них можно считать основной? Причины, побудившие Раскольникова к убийству: Внешние: идеи, витающие в воздухе: взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира; идеи бонапартизма (в 1865 году была переведена на русский язык книга Наполеона III «История Юлия Цезаря» о предназначении великой личности); тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются; тесная комната, похожая на шкаф; судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница). Внутренние: состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нем есть стремление действовать); характер героя - сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый. 2. Проследите путь Раскольникова к преступлению. а) душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации; б) безмерная гордость и уверенность в своей исключительности; в) разговор студента и офицера в распивочной; г) теория о «двух разрядах»; д) случайности, подталкивающие на убийство (страшная история жизни Мармеладовых, письмо от матери, опозоренная девочка на бульваре, случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой); е) мысль героя - решиться хоть на что-нибудь; ж) Раскольников идет на преступление, разрешает себе кровь по совести».

28 слайд

Описание слайда:

Понаблюдайте за развитием идеи Раскольникова в зависимости от его состояния. Развитие идеи Состояние Раскольникова Первая встреча с Аленой Ивановной Отвращение Разговор в трактире студента и офицера Мысли, которые были нечеткими и пугающими, совпали со словами студента, указав Раскольникову путь действия Месяц мучительных раздумий в тесной комнатенке, похожей на шкаф; сидитв углу, как паук «Вся эта теперешняя тоска нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя решения» Детальный анализ, проба, новая встреча со старухой, описание ее Отвращение к старухе и «предприятию». «И неужели такой ужас мог прийти мне в голову?» Внешние впечатления: рассказ Мармеладова о людях, которым «уже некуда больше идти», письмо матери, встреча с пьяной девочкой на бульваре Ужас. «Да разве то будет?» Сон, в котором сконцентрировалось все вселенское горе Отвращение к убийству. «Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо, как арифметика… Я ведь не вытерплю, не вытерплю!» «Я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей». Кажущаяся свобода от идеи Но идея сильнее. Случайная встреча с Лизаветой на Сенной Час пробил

29 слайд

Описание слайда:

1. Вспомните статью Раскольникова «О преступлении». В чем суть теории Раскольникова о «двух разрядах»? К какой группе людей принадлежит сам герой? Вынашивая свою идею, Раскольников находит оправдание в исторических примерах, в необходимости спасти близких людей; сделать добро на деньги процентщицы. Соне он раскрывает свою душу: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил, - вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил... мне надо было узнать тогда и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею». Раскольников убежден, что люди по природе своей «делятся на два разряда: «обыкновенные», т. е. живущие «в послушании», безропотно принимающие любой порядок вещей, и «необыкновенные», т. е. имеющие «дар или талант сказать... новое слово». Это сильные люди, Наполеоны. Все они «преступают закон», имеют право на преступление, могут разрешить себе «кровь по совести». Раскольников весь «погружен» в свою идею. Его разум поражен духом «наполеонизма». И кто-то невидимый, неизвестный ведет его к роковой черте. 2. Почему Раскольников совершает два убийства? 3. Что недооценил в себе Раскольников? Почему он терзается и страдает после преступления? Его мучает совесть. Его преступление оборачивается и духовным самоубийством. «Разве я старушонку убил? Я себя бил, а не старушонку!» Преступление, совершенное Раскольниковым, это предельное испытание идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека сложна, и, по выражению В. Г. Белинского, это «лабиринт неизвестности». Переступить-то Раскольников переступил, да на «этой стороне и остался». К нему приходит сознание своей ничтожности, что он, как все, - вошь, «тварь дрожащая».

30 слайд

Описание слайда:

31 слайд

Описание слайда:

В романе герой смог воплотить только первый шаг. Но есть в романе другие герои, которые пошли дальше, они смогли использовать деньги, нажитые нечестным или даже преступным образом. Зачем же рядом с Раскольниковым показаны Алена Ивановна, Лужин, Свидригайлов? Старуха-процентщица Алена Ивановна. Что мы о ней знаем? Чем она занимается? Почему все время боится? Какой видит ее Раскольников? Какое чувство она вызывает? Как характеризует Алену Ивановну отношение к Лизавете? Можем лм мы назвать ее «двойником» Раскольникова? Вывод. Ее можно считать «двойником» Раскольникова, так как она занимает положение «право имеющей» распоряжаться жизнью людей. Ей это право дают деньги. Но в ней нет идеи наполеонизма, сильной личности, поэтому зло, которое приносит она, косвенное.

32 слайд

Описание слайда:

33 слайд

Описание слайда:

Петр Петрович Лужин. В связи с чем появляется он в романе? Зачем Лужину брать в жены бесприданницу? Почему появление в романе Лужина затянуто, вначале мы много узнаем о нем? Зачем автор сталкивает Лужина с Соней? Почему в романе показана вначале Алена Ивановна, а потом Лужин? Как раскрывается Лужин в словах «а деловой человек слушает да ест, а потом и съест»? Почему Лужин боится полиции? Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова? Как его теория, выраженная в словах: «Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует…» - связана с теорией Раскольникова? Вывод. Лужин ближе к Раскольникову, чем старуха-процентщица, так как в основе его теории та же идея сильной личности, поставившей себя выше других для достижения своих целей. Он допускает свободу действия во имя личных интересов. Боязнь полиции, случай с Соней позволяют предполагать его возможные преступления в прошлом.

34 слайд

Описание слайда:

35 слайд

Описание слайда:

Аркадий Иванович Свидригайлов.В чем сложность и противоречивость этого образа? Почему появление в романе Свидригайлова связано с Лужиным? В чем особенность появления Свидригайлова? Что мы узнаем о Свидригайлове, его прошлом? Почему душевные муки Раскольникова усиливаются при виде этого героя? Почему Свидригайлов говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды»? Какие взгляды раскрываются во фразе «Всяк о себе сам помышляет»? О чем говорят кошмары Свидригайлова, в которых являются люди, загубленные им? (Сравните: Раскольников не может забыть Алену Ивановну и Лизавету, убитых им.) Зачем дано прошлое героя, как меняется он? Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником? Как объяснить его отношение к Дуне, к детям Мармеладова? Почему Свидригайлов кончает жизнь самоубийством? Почему так описана сцена самоубийства (VI - 7)? Какую роль играет здесь природа («молочный густой туман») и описание места («скользкая, грязная мостовая»; «холод и сырость»; «уныло и грязно»; «брюзгливая скорбь»)? Вывод. Человек с огромной внутренней силой, способный на большие дела, в этом мире - преступник. Поступившись однажды совестью (история с Марфой Петровной), он уже не может вернуться к чистой, честной жизни. Но чувство жалости, совесть не совсем заглохли в нем (кошмары - это муки совести), любовь к Дуне «перемолола» его, он совершает добрые дела, устраивая судьбу детей Мармеладовых. Он потому и просит Дуню остаться с ним, понимая, что только любовь к ней может его спасти. Смерть Свидригайлова - это нежелание жить по-прежнему. Он «двойник» Раскольникова, потому что он смог «переступить через кровь». Жизнь Свидригайлова - это путь Раскольникова после преступления, если бы он выдержал испытания совестью.

36 слайд

Описание слайда:

37 слайд

Описание слайда:

38 слайд

Описание слайда:

1. Первое упоминание о Соне Мармеладовой (I, 2). 2. Смысл имени (София – премудрость). 3. Символика чисел. 4. Евангельские реминисценции и мотивы (Капернаум – Мария из Магдалы (близ Капернаума) идет за Христом на Голгофу (Соня – за Раскольниковым на каторгу, обе блудницы), чтение Евангелия, воскрешение Лазаря. Три дороги: самоубийство, безумие, разврат. 5. Соня – колодец (или ты пользуешься Соней – колодцем, или перешагиваешь через предрассудки и решаешься на кровь). 6. Первое появление Сони (несоответствие внешнего и внутреннего – лица, взгляда). 7. Приход Сони к Раскольникову.

39 слайд

Описание слайда:

Соня и Раскольников Характеристика Соня Раскольников Основныечерты характера Кроткая, добрая Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие Поступки, влияющиена последующую жизнь Спасая других, берет на себя тяжести греха. В духовном плане - мученица Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. В духовном плане - преступник, хотя берет на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон? Принцип жизни.Теория Живет, исходя из требований жизни, вне теорий Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через совесть, спасая людей. Итог - тупик. Теория не может учесть все в жизни Образование Полуграмотна, плохо говорит, читает только Евангелие Образован, хорошо говорит. Свет разума заводит в тупик Правда жизни Божественная правда - в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душа В нем правда ложна. В рай ценой чужой крови нельзя Смысл жизни У нее есть смысл жизни: любовь, вера У него нет смысла жизни: убийство - это бунт для себя, индивидуалистический бунт Преступление Преступиланравственный закон общества ради других конкретных людей, «убив себя» Преступилнравственный закон общества ради абстрактного человечества, «убив других»

40 слайд

Описание слайда:

Анализ первого разговора Сони и Раскольникова (IV, 4) Раскольников, выбрав Соню, считая, что у них много общего, во время первой встречи «проверяет Соню на прочность». Он, убив старуху, совершает бунт; она, убив себя, приносит жертву. До каких пор «простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться»? Раскольников в этой сцене выступает как змей-искуситель. Раскольников - Соне: Знаю «и про то, как вы в 6 часов пошли». «Катерина Ивановна ведь вас чуть не била». «А с вами что будет?» «Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрет». «А коли вы теперь заболеете». «Дети на улицу всей гурьбой пойдут». «С Полечкой, наверно, то же самое будет». Результат этого мучительного разговора: Соня - не бунтует, а только надеется на Бога. Раскольников - чувствует ее силу. Отсюда - «ненасытимое страдание», «всему страданию человеческому поклонился», «юродивая» - святая. В сцене чтения Евангелия два героя: Лазарь и Иисус. Это сцена веры в Воскресение. А в системе образов романа тоже два героя: Соня и Раскольников. Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря - это надежда на Воскресение. Поэтому она сначала не хотела читать. Это для нее слишком личное, сокровенное. Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей, а Соня - святая, мученица. Следует проанализировать эту сцену и со стороны лексики. Как в лексике отражается состояние героя, сила и слабость, как постепенно оно меняется?

41 слайд

Описание слайда:

Анализ второго разговора Сони и Раскольникова (V, 4) Во второй раз Раскольников приходит к Соне, чтобы сознаться в убийстве. Он чувствует ее нравственную силу и поэтому считает, что она выдержит. Раскольников начинает с проверки своей теории: Раскольников - Соне Соня - Раскольникову «Кого убить: Лужина или «И кто меня тут судьей поставил?» Катерину Ивановну»? «Ох, как вы мучаетесь!» «Зачем только тебя-то я пришел мучить?» «Нет тебя несчастнее никого» Признание. Результат - слова Раскольникова: «Все вздор», но в то же время: «Я в каторгу-то, может, и не хочу». Идет по совету Сони на перекресток, почему его обсмеяли, почему не получилось покаяться? Задание: Наблюдая за лексикой, проследите, как постепенно слабость Сони превращается в силу, а Раскольников теряет всю свою уверенность.

42 слайд

Описание слайда:

5. Раскольников и Порфирий Петрович. «Солгал то он бесподобно а натуру то не сумел рассчитать»

43 слайд

Описание слайда:

Анализ диалогов Порфирия Петровича и Раскольникова (III, 5; IV, 5; VI, 1) Первая встреча. Умный и наблюдательный Порфирий Петрович начинает анализировать теорию Раскольникова о праве сильной личности, «вникая во все мелочи и уточняя детали». Обращает на себя внимание и та тонкая психологическая игра, которую ведут противники. Это «начало борьбы, проба сил, первые подозрения». Враждебное отношение ПП не служебное, а идейное. Вторая встреча. Следователь продолжает следствие, стремясь заставить подозреваемого признать свою вину. Вызывает восхищение высокое профессиональное мастерство Порфирия Петровича. Второй поединок - борьба достигает наивысшего накала. Измученный, исстрадавшийся Раскольников почти сломлен. Быстро «сдает свои позиции», а ситуацией овладевает проницательный следователь, ему важно победить Раскольникова идеологически. Третья встреча. Раскольников уже ждет какого-то исхода, справедливого наказания, чтобы наконец-то освободиться от мук и безмерных страданий. Порфирий Петрович прямо обвиняет Раскольникова в преступлении. На вопрос: «Так кто же убил?» - следователь отвечает: «Как кто убил?.. да вы убили. Родион Романыч!» Он предлагает Раскольникову «явку с повинной». Роль появления Миколки.

46 слайд

Описание слайда:

Наказание Раскольникова 1. Главное место в произведении занимает рассказ о наказании преступника. Когда начинается наказание? В чем оно заключается? Справедливо ли оно? 2. Почему, на ваш взгляд Достоевский сделал преступником не злодея и хищного приобретателя, а искреннего страдальца, героя с добрым сердцем? Наказание Раскольникова начинается еще до преступления. Душевные муки, страдания, превратившиеся в настоящую пытку, усугубляются в момент убийства и многократно увеличиваются после него. Муки совести Раскольникова, сознание своей ничтожности, понимание бессмысленности совершенного преступления, крушение теории изображены с такой силой, что вместе с героем мы испытываем и страх, и отчаяние. Особенно тяжело было Раскольникову при встрече с родными людьми - матерью и сестрой Дунечкой. Для Достоевского важно показать, что если на путь преступления становится человек чуткий ко всем скорбям людским, честный и добрый, он неизбежно приносит только зло себе и другим. Ложный путь, избранный Родионом Раскольниковым, ведет к нравственным и безысходным страданиям, к духовной смерти.

47 слайд

Описание слайда:

«Их воскресила любовь» 1. Раскаялся ли Раскольников в своем преступлении? Почему он так тяжело переносит каторгу? 2. Как объяснить его отношение к Соне? Почему он мучит ее? 3. Какую роль в духовном возрождении героя сыграла Соня? 4. Как Раскольников помог Соне? 5. Почему каторжане ненавидят Раскольникова? 6. Почему он не раскаивается в своем преступлении? 7. Какую роль эпилогу отводит автор? Сонечке Мармеладовой суждено привести Родиона Раскольникова к покаянию и возрождению. В героине поражают убежденность в своей правоте, самоотверженность, огромная любовь к людям, стремление помочь им. Видя терзания Раскольникова, сочувствуя ему всем сердцем, она, робкая и тихая, советует Раскольникову принять страдание в «искупить себя им». В эпилоге романа Раскольников и Соня вместе. Герой Достоевского уверовал в Соню. Происходит возрождение, прозрение Раскольникова через веру и любовь. Возвращение его к людям, церкви, к родной почве идет по нарастающей.

48 слайд

Описание слайда:

Темы сочинений по творчеству Ф.М. Достоевского 1. Ради чего стоит жить? 2. Какие человеческие качества для Вас наиболее ценны? 3. «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный - невозможно...» (А.С.Пушкин). 4. "Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его" (Н.Г. Чернышевский). 5. «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя…» (Б. Л. Пастернак). 6. «Человек – это…живая загадка» (С. Н. Булгаков). «Человек – целый мир…» (Ф. М. Достоевский). 8. «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д. С. Лихачев). 9. «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Д. С. Мережковский). 10. «Сила влияния нравственного выше всяких сил…» (Н. В. Гоголь). 11. «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека» (В. Г. Белинский). 12. «Без страстей и противоречий нет жизни…» (В. Г. Белинский). 13. «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф. М. Достоевский).