Материалы, инструменты и оборудование, необходимые для проведения всех видов учебной работы на уроках изобразительного искусства. Художественные инструменты и материалы Художественный образ. Когда снятся вещие сны

Вопросы для государственного экзамена по методике преподавания

Изобразительного искусства

1. Художественные материалы и техники в практике обучения изобрази­
тельному искусству.

2. Виды деятельности на уроках ИЗО в различных концепциях обучения.
Сравнительный анализ.

3. Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и
безобразное в жизни и в искусстве.

4. Методы научно- педагогических исследовании в области методики
преподавания изобразительного искусства.

5. Диагностика художественного развития учащихся средней школы.

6. Особенности педагогического общения на уроках ИЗО в школе.

7. Народное и декоративно-прикладное искусство в художественном
образовании и воспитании школьников.

9. Изобразительный, музыкальный, литературный ряд на уроках ИЗО в
школе.

10.Методы педагогической драматургии в обучении ИЗО. 11 .Подготовка учителя к уроку. Конспект урока и его виды. 12.Рисование с натуры, по памяти и по представлению на уроках ИЗО в общеобразовательной школе.

13. Структура программы обучений изобразительному искусству
Б.М.Неменского.

14. Внекласснач работа по изобразительному и декоративно-прикладному
искусству в школе.

15. Учебные и творческие задачи при работе над натюрмортом.
16.Реализация проблемного метода обучения на уроках ИЗО.

17.Формирование художественно-творческой активности школьников на

уроках ИЗО. 18.Принципы и методы обучения ИЗО относительно концепции "Приобщение к

мировой художественной культуре"

19.Уроки-беседы по изобразительному искусству и методика их проведения. 20.Цель и задачи преподавания изобразительного искусства в

общеобразовательной школе.

21. Развитие воображения и фантазии на уроках изобразительного искусства. 22.Фронтальная, коллективная и индивидуальная формы организации обучения на

уроках ИЗО в школе. 23.Основные дидактические принципы преподавания ИЗО в школе, с позиции



концепции "Школа рисунка - графическая грамота". 24.Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках и

во внеклассной работе с учащимися общеобразовательной школы. 25.Педагогические технологии и методики обучения изобразительному

искусству. Определения понятий.


МЕТОДИКА 1. Художественные материалы и техники в практике обучения ИЗО.

Техники художественные - в соответствии с изобразительными видами искусства техники художественные делятся на живописные, графические и скульптурные (пластические).

Живопись - один из основных видов изобразительного искусства; художественное изображение мира на плоскости посредством цветных

материалов.

Среди изобразительных видов искусства живопись - наиболее популярный вид, не смотря на то что графика - самый распространенный. Секрет популярности живописи специалисты объясняют тем, что ей доступно изображение чрезвычайно разнообразного круга явлений, впечатлений, эффектов, весь мир чувств, переживаний, характеров, взаимоотношений, тончайшие наблюдения натуры и самый смелый полет фантазии, вечные идеи, мгновенные впечатления и оттенки настроений. Живопись воплощает образы в красках, во всем их блеске и богатстве и при любом освещении.

Основные разновидности живописной техники принято обозначать по разновидностям sxd деталей нередко оказывается невозможной. Когда акварель употребляется с белилами или накладывается сравнительно густым, непрозрачным слоем, свойства этого материала меняются, приближаясь к гуаши.

Гуашь (от итал. «водяная краска») - 1. Красочный материал, сравнительно близка мягким сортам акварельных красок, но существенно отличается от них примесью белил в самой краске и большей кроющей способностью. Гуашью работают преимущественно по бумаге, разбавляя краски водою. В отличие от акварели и подобно темпере, живопись гуашью ведется плотным, непрозрачным слоем. При высыхании гуашь светлеет

2. Гуашь - техника, которую в отличии от акварели принято рекомендовать начинающим: благодаря ее кроющей способности, ею легче пользоваться при исправлении ошибок и поиске выразительного колористического решения.

Мозаика - разновидность монументальной живописи, основанная на применении разноцветных твердых веществ - смальты, естественных цветных камней, цветных эмалей и т.д. Изображение составляется из укрепленных на цементе или специальной мастике и затем отшлифованных. По способу предназначенном ей месте (стена, свод, и пр.) или на отдельной плитке, которая затем вделывается в стену.

Графика (от греч. «пишу», «рисую») - один из видов изобразительного искусства, обладающий художественными особенностями, определяющими его место в ряду других искусств и в жизни человека. Основным средством выражения графики является рисунок. Цвет в графике ограничен избранной техникой и цветом основы (в большинстве случаев бумага - белая, тонированная, окрашенная или цветная, реже - пергамент, шелк).

К графическим техникам относятся: графитный, цветной или «итальянский» карандаш, пастель, восковые мелки, фломастеры и др. рисующие материалы; также тушь, перо, палочка; реже - акварель, гуашь, те. техники, которые многие «музейщики» и реставраторы относят к графическим.

Материалы, которыми выполняется графическая работа, являются и техникой. Обычно под произведением указывается техника (например, бумага, пастель).

Пластические искусства - то же, что пространственные, визуальные (зрительные), изящные искусства С некоторой долей условности пластические искусства делятся на изобразительные (живопись, скульптура, графика) и неизобразительные, или тектонические: архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн.

Скульптура (или в рамках школьной программы - лепка), (от лат. «ваять», «высекать») - вид изобразительного искусства.

Художественная выразительность скульптуры определяется выбором материала (мрамор, гранит, бронза, дерево, в рамках школьных уроков - пластилин, бумага, гипс, глина), способом обработки (высекание или лепка), особенностями формообразования и стиля. 2. Виды деятельности на уроках ИЗО в различных концепциях обучения.Сравнительный анализ.

Программа Ь.М.Нсменскш о «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы».

Программа является интегративным курсом, включающим в себя в нерасчлененном синтезе изобразительное искусство и художественный

ТРУД

Оптимальный вариант ее реализации происходит при 2 учебных часах в неделю.

При одном учебном часе в неделю, количество и последовательность тем остаются неизменными, но снижается уровень практических

навыков и навыков художественного воспитания.

Концепция и задачи Формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры Духовной:

Формы выражения своего отношения, основанного на освоении опыта художественной культуры;

Обеспечение поступательного художественного развития ребенка;

Развитие навыков восприятия произведений искусства и овладение образным языком искусства;

Усвоение эмоционально-ценностного, чувственного опыта поколений, выраженного в искусстве, и формирование эмоционально-
ценностных критериев жизни;

Развитие художественно-образного мышления на основе наблюдательности и фантазии, собственной творческой деятельности
детей.

Основные виды деятельности:

Изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти и по представлению);

Декоративная и конструктивная работа;

Аппликация;

Объемно-пространственное моделирование;

Проектно-конструктивная деятельность;

Художественное фотографирование и видеосъемка;

Восприятие явлений действительности и произведений искусства;

Обсуждение работ товарищей,результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;

Изучение художественного наследия;

Подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

Прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Программа В.С.Кучина. «Изобразительное искусство. 1-9 классы» (автор IM ".Кучин, К.В. Шорохов, Э.И.Кубышкина и др.) (М.:

Художнику-новичку необходимо хорошо знать те материалы, с которыми он будет иметь дело при рисовании, владеть техникой работы с ними и постоянно изучать их свойства. Эти знания помогут избежать многих ошибок, неизбежных у не обладающего еще достаточным опытом молодого художника.

Карандаш

Первое, чем пробует рисовать каждый начинающий,- это . Но для того, чтобы использовать все полезные для художника свойства, которыми обладает карандаш, необходимо приобрести некоторые знания. Художник может сделать карандаш послушным орудием в своих руках, извлечь из него все богатство его цветовых возможностей, или же использовать его только для набросков.

Карандаши для рисования бывают различной твердости и различного оттенка. Жесткие карандаши употребляются чаще всего в черчении, в рисунке же предпочтительнее пользоваться карандашами мягкими или же средней твердости, дающими большие возможности переходов цвета и различных оттенков.

Лучшие карандаши делают из графита (разновидность кристаллического углерода). Графитные рисовальные карандаши выпускаются обычно под номерами: 1-й - самый мягкий, 2-й - средний и 3-й - твердый.

Высший сорт карандашей для рисования имеет четырнадцать номеров твердости: от 1 до 6Н - твердые, от 1 до 6В - мягкие и 1-2 - средние.

Из мягких карандашей хорош «негро» - мягкий, очень черный карандаш приятного бархатистого тона. Для учебной работы вполне пригодны карандаши разной степени мягкости.

Для карандашных набросков можно использовать любые сорта бумаги белого или других светлых оттенков, для длительных и серьезных рисунков нужна бумага с высокой тепенью шероховатости (ватман, полуватман, «александрийская» бумага).

Уголь

Чаще всего используют для быстрых набросков, хотя им можно пользоваться также и для длительных законченных рисунков. Кроме того, углем обычно наносятся первоначальные контуры фигур и предметов для исполняемой масляными красками картины. Приготовляется уголь из березовых палочек.

Уголь можно приготовить и самому. Для этого наполните пустую консервную банку ровными, гладкими березовыми палочками, плотно закройте крышкой, замажьте банку глиной или замазкой и поставьте ее на несколько часов в печь на раскаленные угли, оставшиеся после топки.

Уголь для многих удобен тем, что он легко смахивается с бумаги и допускает многочисленные поправки в рисунке. Это свойство угля делает его незаменимым в первоначальных быстрых набросках и эскизах.

Углем можно работать только на шероховатой бумаге, так как на гладкой он не держится и осыпается.

Для первичных набросков углем можно брать любую бумагу, вплоть до некачественной оберточной. Для длительного рисунка углем нужна хорошая шероховатая бумага (ватман, александрийская и др.).

Недостатком угля является то, что он при малейшем сотрясении, толчке стряхивается с бумаги и для длительного хранения требует специального закрепления.

Самый простой «дедовский» способ закрепления состоит в пульверизации жидким молоком, в котором растворено небольшое количество сахара (на полстакана молока четверть ложки сахарного песку). При закреплении рисунок кладется горизонтально на стол и обрызгивается не слишком сильно, иначе крупные капли жидкости могут испортить рисунок. После того как бумага просохнет, следует закрепление повторить еще раз.

Сангина

Для рисования можно также пользоваться и сангиной. - это довольно мягкий карандаш, с более толстым стержнем, обычно коричневато-красного цвета, без деревянной оправы.

Тушь

Кроме карандаша и угля, для набросков и рисунков употребляется также и тушь, но работа с тушью требует большой точности и уверенности в рисунке, так как выполненный тушью рисунок трудно исправить (тушь не стирается и не смывается).

Однотонная акварель (монохромная монотипия)

Материалом для рисунка может служить также и , при работе которой художник не ставит себе задачей передать цветовое многообразие окружающей его действительности, ограничиваясь передачей формы, объема, относительной светлоты и характера изображаемого.

Пастели

Это живопись сухими красками, приготовленными в виде карандашей, не имеющих деревянной оправы. Сухая краска втирается в шероховатую поверхность бумаги. Для работы пастелью требуется большой выбор карандашей различных тонов и полутонов, так как возможность смешивать один цвет с другим, а также с белилами в пастели крайне ограничена. Работать пастелью можно не только на шероховатой бумаге, но и на специально загрунтованном для пастели холсте, который во избежание сотрясения обязательно должен быть наклеен на доску или картон.

В рисунке самым распространенным материалом является графитный карандаш. Однако помимо него может применяться множество других, самых разнообразных материалов – тушь, сангина, уголь, пастель, соус, мел, и т.д.

Все художественные материалы имеют различные характерные особенности , отличающие их друг от друга по возможностям применения. К слову сказать, если вам все-таки покажется сложным такое начало художественного творчества, то можно попробовать раскраски по номерам http://homeartshop.ru/ , которые помогают набить руку. Ну так вот, каждый из материалов обладает совокупностью только ему присущих свойств (цветом, степенью твердости, прозрачностью и т.д.), которые напрямую зависят от способа изготовления и входящих в его состав красящих веществ – пигментов и связующего вещества (клея и специальных примесей). Изобразительные материалы могут быть как черно-серыми (черная тушь, акварель, сангина, маркеры, фломастеры) преимущественно минерального происхождения как природными, так и приготовленными искусственным путем.



Начинающему рисовальщику очень важно научиться примерять различные материалы, иметь представление об их свойствах, знать особенности и возможности каждого из них.

Система средств и приемов работы графическими материалами, с помощью которых на бумаге реализуется зрительный образ — это техника рисунка . Основные ее стороны: организация рабочего места, выбор материалов и приемов работы карандашом и ластиком, краской и кистью; вариантов рисования всевозможных линий, тушевки, окраски и т.д. Знание приемов и средств, а также умение их применять дает возможность реалистично изображать увиденное, выразительно повествовать о нем.

Овладение техникой рисунка позволяет развивать глазомер и чувство руки, и при этом воспитывает привычку к самоконтролю. Следует уметь грамотно пользоваться художественным материалом. Например, при рисовании с помощью карандаша не стоит растирать пальцем рисунок, поскольку это делает рисунок грязным и невыразительным. Для свинцового карандаша будут выигрышными ясные, четкие и чеканные рисунки. При работе же углем, соусом, сангиной растирание позволяет добиваться всевозможных нюансов. Правильный выбор материалов и приемов работы помогает лучше и убедительнее выразить форму на плоскости.

Существует большое количество приемов работы карандашом, пастелью, сангиной, углем и иными материалами. можно только в процессе длительных и упорных занятий. У любого вида техники есть специфические особенности. И нужно знать, какие приемы работы подходят к какому-либо материалу, чего можно добиться посредством сангины, угля, карандаша, пастели, как одним и тем же материалом достигнуть различных эффектов.

Графические материалы принято разделять на «сухие» и «мокрые» (разводятся водой). Использование различных материалов и техник открывает перед художником неожиданные возможности в передаче фактуры объекта, его характера, собственного отношения к нему. Очень полезно поработать над рисунком углем. Уголь позволяет обобщенно начинать и заканчивать рисунок, потому как обладает большим тональным диапазоном — начиная от легких светло-серых градаций до самых глубоких черных бархатных тонов. Вместе с тем при известных навыках уголь позволяет осуществлять и тонкую прорисовку деталей. Итак, в рисунке при помощи угля можно весьма эффективно сочетать тщательную манеру с широкой.

Чрезвычайно полезна работа над рисунком в технике «отмывка» . Отмывкой называется акварельная работа одним цветом по сырому (тушь, соус, акварель). При длительной работе в этой технике целесообразно сначала легкими штрихами карандаша нанести основное построение рисунка. После чего, начиная с самых светлых мест, постепенно нагружать рисунок, усиливая тон. Но эту технику можно очень успешно применять и в быстрых набросках одной кистью без первоначального рисунка карандашом. Такая работа развивает способность видеть общую форму, чувство тона, отбирать нужные моменты из жизни, что очень важно для серьезной творческой работы.

В процессе работы весьма полезно чередовать различные техники. Долговременные рисунки разбавлять быстрыми зарисовками, карандашную технику – отмывкой либо техникой угля, что развивает скорость рисования, чувство пространства, а также художественный вкус.

Более подробно на каждом из художественных материалах в следующих статьях. Подписывайтесь на обновления.

Творческих Вам успехов!

13:30 20.02.2014г.

Для рисования не нужны какие-то специальные сложные приспособления. Кто из нас не выполнил в детстве простейшие рисунки на обычном листке бумаги фломастерами, карандашами, а то и обычной авторучкой. Но если мы говорим о мастерстве, способах художественной выразительности, передачи движения, реализации творческих замыслов, то тут не обойтись без использования художественных материалов и знания техники работы с ними.

Наибольшее распространение и доступность имеют такие материалы как карандаши цветные или графитовые, тушь, фломастеры, цветные мелки, уголь, сангина, пастель,акварель. Рассмотрим более подробно каждый из этих художественных материалов и технику работы с ними.

Графитовый карандаш

Его используют как при обучении рисованию, так и уже опытные художники. Приятный серый тон, небольшой блеск сочетаются с возможностью исправления при помощи ластика. Карандаш позволяет выполнять как линейные, штриховые рисунки, так и тонально-живописные. Достоинством графита является то, что он хорошо держится на бумаге. Различных эффектов можно добиться при выборе, как художественного материала , разных сортов бумаги для работы карандашом.

Аналогичными свойствами обладают цветные карандаши. Выделить из них особо можно карандаши акварельные, которые размазываются водой, создавая при этом особые эффекты.

Рисовальный уголь

С древнейших времен используется художниками. Позволяет выполнять портреты, пейзажи, сюжетные композиции и натюрморты. Имеет насыщенный черный цвет с широким диапазоном тональных переходов. Форма угля дает возможность рисовать различные по толщине линии. Боковой поверхностью можно быстро закрасить большую площадь листа. Уголь также легко стирается. При рисовании углем используются такие художественные материалы как картон, холст, стена, бумага, а также различные поверхности. В зависимости от задач художника выбирается основа рисунка, форма и способ заточки рисовальных угольков. Специальной растушевкой, тряпочкой либо рукой можно растирать уголь. Рисунки, выполненные углем, закрепляют лаком для волос или специальным фиксативом.

Фломастеры

Требуют работы уверенной, твердой рукой, так как не стираются. Дают плавные красивые линии. Различаются по толщине и цветам. В основном применяются в декоративных или оформительских целях, но позволяют выполнять также пейзажи и наброски с натуры.

Сангина

Представляет собой красновато-коричневый мел. Производится в форме квадратных и круглых палочек. Позволяет рисовать на картоне, бумаге, холсте. С помощью нее можно нарисовать линию, штрих или сделать растушевку. При рисовании часто сочетается с другими художественными материалами . По сложности использования не рекомендуется для работы начинающих. В технике сангины создавали свои произведения такие мастера прошлого как Рубенс, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело, Шарден, Тициан.

Рисование пером

Требует твердости руки и четкости глаза, так как стереть потом нельзя. Толщина линии контролируется нажимом, но при этом надо следить, чтобы пером не царапалась бумага. Перья различаются по материалу, из которого изготовлены. Гусиные или тростниковые дают более живую линию, а стальные – более четкую. Оптимально использовать для рисования пером гладкую мелованную бумагу, тогда допущенные ошибки можно подкорректировать острым лезвием. Так же, выбирая различную по тону бумагу, можно добиться впечатления живописности рисунка.

Рисование кистью

Использование в качестве художественного материала кистей позволяет выполнять очень тонкие рисунки, а также широко тонировать плоскости, использовать эффект лепки с помощью мазка. Кисти используются для рисования тушью, акварельными, масляными красками, гуашью, гризайлью.

Пастельные мелки

Технику пастели отличают хрупкость и нежность по цвету. При работе используется прием штриха или широких пастозных мазков. Необычные эффекты достигаются также втиранием цвета в цвет, что придает рисунку особую мягкость, точность тональных переходов. Шероховатая поверхность лучше держит пастель, поэтому предпочтительнее использовать для работы бархатную бумагу или специально обработанный шкуркой картон. Также требуется закрепление пастели и бережное хранение рисунка.

Кроме описанных, существует великое множество видов рукоделия (например, наборы для вышивания) и каждый из них обладает своими выразительными свойствами и особенностями. Поэтому любой, кто интересуется рисованием, найдет что-то именно для себя, в соответствии со своими предпочтениями.

Художественные материалы оказывают непосредственное воздействие на художественную работу клиента:

Они побуждают его видеть и осязать;

Они порождают эмоциональный подъем и осознание; сами по себе являясь частицами реальности, эти материалы помогают клиенту с ней соприкоснуться.

Способствуют динамическому взаимодействию между творцом и художественным материалом происходит.

Задача арт-терапевта - выяснить, какой материал вызывает наибольшую экспрессивность клиента. Тем самым свободный выбор материала является важнейшей движущей силой в процессе художественной работы [Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии ].

Арт-терапевты должны понимать свойства различных изобразительных материалов, а также то, в каких случаях применение тех или иных материалов наиболее целесообразно, а когда - нежелательно.

Основной набор материалов для творческого процесса

Краски, карандаши, восковые мелки, пастель;

Журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, пленка, коробки от конфет, открытки, тесьма, веревочки, текстиль;

Природные материалы - кора, листья и семена растений, цветы, перышки, ветки, мох, камешки;

Глина, пластилин, дерево, пластика, специальное тесто;

Бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;

Кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, кусочки шерсти, пуговицы разные типы клеев, скотч.

Основные группы материалов

1) бесформенные материалы, позволяющие создавать объемные образы;

2) материалы, имеющие определенную форму;

3) предметы, имеющие определенную форму, которые можно использовать в качестве материалов.

Рассмотрим основные группы материалов и их свойства.

1 группа - бесформенные материалы , позволяющие создавать объемные образы. Различные мягкие и твердые бесформенные материалы могут быть использованы для создания из них объемных образов. Особенности художественной продукции определяются свойствами материала в той мере, в которой он влияет на художественный замысел и сам процесс работы.

Мягкие материалы , такие как краски, принадлежности для рисования, глина и смешанный с водой песок, не имеют определенной формы и допускают разные виды игровых манипуляций, а также могут быть использованы для создания художественных объектов, живописных произведений или скульптуры.

Твердые материалы , такие как камень, металл и дерево, применяются для создания объемных образов, для вырезания на их поверхности различных изображений. Уровень психического развития клиента и его умений в использовании разных материалов определяет особенности создаваемой им художественной продукции. При высоком уровне художественного мастерства и технических умений могут быть созданы скульптуры из металла или камня, сочетающие высокую долговечность со значительной выразительностью, что позволяет изображать человеческое тело, ткань и т.д.

2 группа - материалы, имеющие определенную форму. Эти материалы, учитывая их свойства, включаются в изобразительный процесс в неизменном виде. Качества определенных материалов без каких-либо объяснений могут ассоциироваться с эмоциональными состояниями, обозначая для автора те или иные события. Так, например, прозрачный целлофан, тонкая полупрозрачная бумага, шелк, песок, гравий или опилки могут быть включены в изобразительную работу в неизменном виде и вызывать у клиента определенные чувства и ассоциации, связанные с разными качествами этих материалов: ощущение легкости, нежности, грубости и т.д.

3 группа - предметы, имеющие определенную форму и используемые в качестве материалов. В качестве материалов в процессе художественного творчества могут применяться естественные или созданные человеком предметы или их части. При этом они в определенной мере сохраняют свое прежнее содержание. Старые пуговицы или детали наручных часов иногда используются при создании композиций из глины для того, чтобы создать с их помощью отпечатки, либо для изготовления некоего подобия мозаики.

Значение этих предметов в художественной работе определяется их функцией, цветом, особенностями материалов, из которых они изготовлены, дополняющих ассоциации с определенными чувствами и воспоминаниями. Однако, будучи включенными в художественную работу, они сохраняют некое содержание, определяющееся их прежней функцией, ассоциациями автора и их новой ролью в контексте законченной работы.

Еще одна классификация материалов , используемых в арт-терапии, основывается на их конкретных свойствах, на том, каким образом они обычно применяются, а также на тех чувствах и образах, которые они способны вызывать у человека. Выбор материала имеет большое значение, так как он указывает на конфликтные ситуации и на степень готовности к эмоциональному самовыражению. Если выбор материалов не очень большой и материал преобразуется таким образом, что он приобретает свойства другого материала, это указывает на то, что клиентам для выражения своего душевного состояния требуется иной материал.