Гиперактивный ребенок годовалый. Гиперактивный ребенок до года: признаки. Лечение синдрома гиперактивности

Приближается новый учебный год. И если в одних семьях его ждут с радостным ожиданием, то в других – с тревогой и беспокойством. К числу последних относятся семьи, в которых растет гиперактивный ребенок. Почему так происходит?

Навигация по статье»Очень активный ребенок: что делать?»:

…Полагаю, многие из вас наблюдали детей, которых называют «живчиками», «егозами», «шустриками». Первое их качество, которое бросается в глаза – ни секунды без движения, просто «вечные двигатели». Они все время куда-то бегут и что-то делают, буквально не могут усидеть на месте.

Но даже если взрослому вдруг удастся усадить такого ребенка, двигательная активность не прекратится: он будет болтать ногами, вертеть головой из стороны в сторону, елозить, как на иголках, почесываться и раскачиваться, неожиданно подскакивать с громкими возгласами удивления, азарта или возмущения.

Один мой такой юный приятель, очень активный ребенок , может за полдня успеть сходить на рыбалку на залив (это около трех километров от дома), вернуться, повозиться с сестрой, покататься на велосипеде, собрать вокруг себя компанию и организовать маленькую войнушку – конечно, победоносную.

А еще поссориться со всеми, собрать новую компанию, устать и от неё, покачаться на качелях и забежать к кому-нибудь в гости. Благо знакомых у него много. Причем, у хозяина в какой-то момент может сложиться впечатление, что мальчик находится одновременно везде – в комнате, на кухне, на балконе, в ванной…

Говорю на личном опыте. Пока я один раз схожу на кухню за чайными чашками и обратно, этот очень активный ребенок успеет обернуться туда-сюда минимум три раза. Сел пить чай и вдруг подскочил и побежал на балкон, потому что услышал лай дворовой собаки.

Или с куском пирога во рту понесся к моему стеллажу, где хранятся всякие сувениры из путешествий: «Ой, какая интересная штука!!! Это новое?? Её в прошлый раз тут не было!» — говорит он и показывает на вещь, десять лет стоящую на одном месте. Помните «Вождя краснокожих» О’Генри? Вот-вот…

Но при более пристальном наблюдении можно заметить, что вся эта бурная деятельность таких детей приносит маловато практического результата. Начав одно дело, даже интересное им, они могут бросить на середине и увлечься чем-то другим.

Это происходит как с играми, так и со школьными уроками. может начать играть в футбол с компанией, но увидеть вдруг у какого-то ребенка новую игрушку, и через секунду исчезнуть с поля. Или например, начал делать математику, но вдруг вспомнил про рисование. В результате, как можно догадаться, не сделано будет ни то, ни другое.

Да и движения таких детей часто неловки, неуклюжи – они всё время натыкаются на какие-то углы, проходя, могут что-то зацепить, уронить предметы, задеть других детей. Маленькие слоники в посудной лавке.

«Вижу цель, чихать я хотел на препятствия», как говорил герой фильма, проходивший через стены. Жаль только, что в жизни стены, а также столы, стулья и прочая мебель на пути этих детей не становятся проходимыми, поэтому их ноги почти всегда в синяках и ссадинах.

Мелкая моторика тоже страдает. В группе или классе очень активный ребенок всегда узнаваем по внешнему виду. Развязанные шнурки, невпопад застегнутые пуговицы рубашек у мальчиков; колготки гармошкой у щиколотки, лихо съехавшие набекрень бантики или растрепанные косички у девочек. Именно такие дети могут лет до восьми-девяти перепутывать ботинки, надевать левый на правую ногу и наоборот, пробегать так полдня и даже не обратить внимания. Какие пустяки!

Похожие дела обстоят и с их речевой активностью. Говорливы и словоохотливы, они кидаются отвечать на вопросы учителя или воспитателя, даже толком не дослушав вопрос. Если же знают правильный ответ, то не могут дождаться, пока учитель их спросит – со стоном тянут руку, ложась животом на парту, подпрыгивают, выкрикивают с места. В разговоре часто перебивают, вмешиваются в посторонние беседы и отвлекают на себя внимание.

Эта бесцеремонная непосредственность вызывает нарекания и даже раздражение, и у детей, и особенно у взрослых. Возникают конфликты, и гиперактивные дети сталкиваются с непринятием, отвержением.

В коллективах такие дети часто дружат «по остаточному принципу» — то есть, выбирают для общения таких же отверженных, или по контрасту – незаметных детей, тихих, управляемых, младших по возрасту. Сами они при этом легко поддаются чужому влиянию, и в подростковом возрасте высок риск, что они окажутся в плохой компании.

Но больше всего у этих детей страдает внимание – важная психическая функция, и именно проблемы с вниманием лежат в основе всех вышеописанных проявлений. Именно внимание при нормальном развитии обеспечивает способность сосредотачиваться на одном задании, контроль за двигательной и речевой активностью. Внимание необходимо для развития мелких движений руки, а значит, для письма и чтения. Внимание нужно и для координации движений всего тела в пространстве.

Собственно, то, что мы называем «гиперактивность», имеет точное медицинское название синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) . Хочется сразу подчеркнуть очень важный момент: гиперактивность – это медицинский диагноз, а не недостаток воспитания или «распущенность» ребенка. И, как и любой другой диагноз, его может поставить только врач. Предварительно он должен тщательно исследовать анамнез, начиная с вопросов матери о том, как протекала беременность и роды.

Поэтому, если у вас очень активный ребенок , или если кто-то утверждает, что ваш ребенок – гиперактивный, не спешите делать выводы. Для уверенной постановки диагноза «дефицит внимания» нужно, чтобы были признаки, указанные в начале статьи:

  • впервые проявились в возрасте до 7 лет;
  • были постоянны, то есть, проявлялись в разных ситуациях
  • наблюдались не менее полугода.

Поясним по пунктам. Первые признаки СДВГ у ребенка выявляются, как правило, еще в раннем детстве. Наибольшего развития сидром дефицита внимания достигает к 8-10 годам.

Но если ребенок до школы рос и развивался нормально, а в школе вдруг стал возбудимым и невнимательным, то источники проблемы надо искать в чем-то другом.

Далее, по второму пункту. Время от времени любой ребенок бывает очень активным, может перевозбудиться и утомиться. Даже взрослый человек, не только ребенок, иногда может вести себя так, как будто у него синдром дефицита внимания – например, в состоянии стресса.

Поэтому, если ребенок ведет себя как гиперактивный в одной ситуации, но в другой совершенно спокоен, то, может статься, дело именно в ситуации и реакции на нее ребенка, а не в особенностях ребенка.

Наконец, признаки должны проявляться не только в разных ситуациях, но и на протяжении длительного времени. Только при продолжительном наблюдении этих признаков можно убедиться, что речь идет именно о гиперактивности, а не о реакциях на какие-то конкретные обстоятельства.

Надо сказать, что не всегда синдром дефицита внимания сопровождается гиперактивностью. В этом случае поставить правильный диагноз будет труднее. В отличие от детей, у которых дефицит внимания без гиперактивности, они не создают проблем учителям. Поэтому на них, как правило, обращают внимание только в связи с хроническими неуспехами в учебе.

Основной причиной СДВГ считаются патологии беременности и родов. Они встречались в 85% изученных случаев. Токсикозы, обострения хронических заболеваний матери во время беременности, преждевременные или затяжные роды – всё это может иметь отрицательные последствия для развития ребенка. Также негативно могут сказаться любые заболевания в младенчестве, инфекции и травмы, особенно травмы головы.

Нельзя сбрасывать со счетов и наследственный фактор. Нередко родители гиперактивных детей отмечают, что они сами в детстве сталкивались с теми же трудностями, что и их дети.

Довольно обычная картина: на приеме мама гиперактивного мальчика. Во время приема успевает ответить на телефонный звонок, выскочить в коридор, чтобы сказать что-то срочное сыну; перебивает, не дождавшись даже середины вопроса, то хватается за сумочку, то вешает ее обратно, долго в ней роется, пытаясь найти ручку…

К числу возможных причин СДВГ относят и неблагоприятное окружение, прежде всего, воспитание в неблагополучной семье. Но здесь возникает вопрос, не являются ли поведенческие и неврологические проблемы признаком так называемого постстрессового расстройства. Зачастую, если в семье такого ребенка происходят позитивные перемены, то симптомы, похожие на гиперактивность, по меньшей мере сглаживаются, а то и полностью исчезают.

Прежде всего, надо понимать, что никакой диагноз, в том числе синдром дефицита внимания, это не приговор. Гиперактивные дети, конечно, требуют особого, индивидуального подхода и в обучении, и в воспитании. Но они обладают рядом качеств, позволяющих им находить свое место в мире. Причем, как это часто бывает, их достоинства являются продолжением их же недостатков.

Самым главным испытанием для родителей и педагогов будет то, что такие детки могут длительно сосредотачиваться только на тех занятиях, которые им интересны. В принципе, это касается всех детей, но гиперактивных – особенно, в силу их проблем с вниманием.

Ребенку, у которого синдром дефицита внимания, может быть трудно сосредоточиться и на том занятии, которое им интересно. А уж на каких-нибудь противных математике или письме – тем более…

Сильной стороной их интеллекта является предметное и образное мышление. Вообще, они нередко обладают художественными способностями. Они с удовольствием что-то мастерят, собирают конструкторы, причем проявляя недюжинную изобретательность.

Дети помладше любят собирать пазлы. Когда я работала в школе, я видела поделки одного гиперактивного ребенка из спичек. Домики, колодцы, церкви, и отдельно, и целые композиции. И это при том, что писал он, как кура лапой.

Некоторые педагоги его считали безнадежным в плане обучения. Мать мальчика усталым тоном говорила, что он может этим заниматься часами. Правда, это единственное, чем ему действительно нравилось заниматься. В школьных же предметах больших успехов не было.

Не ждите от них непременно хороших отметок. Система выставления баллов в школе, к сожалению, не учитывает индивидуального прогресса ребенка. Например, логопед в течение года занимается с гиперактивным мальчиком. Помимо диагноза дефицит внимания , у него были дисграфия и дислексия.

В начале года ребенок делает 22 ошибки в диктанте. В конце года – 5 ошибок. По правилам выставления отметок, на уроке русского языка его результат будет «2» в обоих случаях. Тогда как по факту ребенок улучшил свои результаты больше, чем в четыре раза! Надо ли задавать вопрос, какие занятия ребенок посещал охотнее – основные по русскому или дополнительные с логопедом?..

В связи с этим родителям и педагогам гиперактивных детей можно порекомендовать прежде всего фокусироваться на их успехах, а не провалах и промахах. Дети, у которых синдром дефицита внимания, очень чутко реагируют на похвалу и одобрение. Зато удивительно «толстокожи» к нравоучениям, выговорам и наказаниям.

Частые запреты и морализаторство очень быстро перестают быть для них значимыми стимулами. Психика защищается от потока негатива, поэтому многочисленные замечания в свой адрес эти дети попросту игнорируют.

Как об стенку горох – это про них.

Поэтому не тратьте время и силы на наказания. Бесполезно. Лучше регулярно отмечайте даже малейшее продвижение вперед, помогайте сформировать ему стратегию победителя. И уверяю вас, успехи будут. Хотя, может быть, и не такие, как вы представляли себе.

Гиперактивным детям надо давать возможность сбрасывать свою кипучую энергию. Поэтому физическая активность для них чрезвычайно полезна. Особенно хороши аэробные нагрузки – длительные прогулки, бег, плавание, велосипед, а также йога. Они развивают выносливость и концентрацию.

А вот в командных видах спорта они вряд ли будут успешны. Очень активный ребенок не всегда может правильно использовать эту активность и координировать свои действия с другими членами команды. И не забывайте о физкультминутках – для детей с дефицитом внимания это лучший способ заполнить паузу в занятиях!

Дети, у которых дефицит внимания и гиперактивность , больше других нуждаются в четком распорядке дня. Перед важными занятиями лучше исключить ситуации, где ребенок может переутомиться или возбудиться.

Также подумайте об организации для него пространства. Следует избегать кричащих цветов в интерьере и большого количества предметов, отвлекающих внимание. Особенно это касается его рабочего уголка.

Обратитесь к психологу! Во-первых, психолог поможет вам разработать рекомендации под ваш конкретный случай, с учетом всех условий, помочь грамотно восполнить дефицит внимания у ребенка.

Во-вторых, психолог может организовать дополнительные занятия для детей. На них обучают контролю за эмоциями и поведением, навыкам релаксации, сброса напряжения, развивают память и речь. На групповых занятиях дети к тому же учатся взаимодействию друг с другом и навыкам разрешения конфликтов. Практика показывает, что регулярные занятия могут значительно снизить симптомы дефицита внимания у детей.

И в-третьих, родители гиперактивных детей сами часто нуждаются в поддержке и помощи. Нередко их стыдят за поведение ребенка, они могут испытывать вину, как будто что-то упустили, не предусмотрели. Хотя дефицит внимания у ребенка – проблема, складывающаяся не только из-за отсутствия реального внимания в детстве со стороны родителей.

Родители могут чувствовать гнев на себя, ребенка или окружающих, постоянно напоминающих им о том, что с их ребенком «что-то не так».

Могут чувствовать свою родительскую несостоятельность и беспомощность. Поддержка психолога поможет вернуть ощущение контроля над ситуацией и веру в свои силы.

Но самое главное – берегите свои отношения с ребенком. Никакие школьные успехи и «приличное» поведение не стоит того, чтобы подвергать риску вашу с ним взаимосвязь. Помните – он ведет себя так не потому, что не хочет по-другому, а потому, что не может. Пока не может. Примите его таким, какой он есть, и помогите ему научиться жить со своими особенностями. И ваш ребенок не раз даст вам повод для радости и гордости.

Если у Вас возникли вопросы по статье:

« »

Вы можете задать их нашему психологу Online:

Если Вы по каким-либо причинам не смогли связаться с психологом онлайн, то оставьте свое сообщение (как только на линии появится первый свободный консультант - с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо на .

Гиперактивностью в медицине называют сложное поведенческое расстройство , которое проявляется в дошкольном раннем возрасте и не требует медицинского вмешательства.

Оно может быть заметным по моторной или чрезмерной психической активности, отражается на отношениях малыша с другими детьми и людьми, а также влияет на успехи в школе.

Признаки гиперактивности у всех детей проявляются по-своему. У большей половины детей расстройство связывается со спонтанными реакциями , подавить которые малыш сам не может. Реакции оказывают влияние на внимание, речь и подвижность детей.

Такие психические расстройства считаются признаками неуравновешенности, а среди взрослых их называют чрезмерной эмоциональностью.

Гиперактивные дети не могут ждать очереди, сидеть на одном месте. Они испытывают трудности с концентрированием внимания. Такие дети зачастую проявляют забывчивость , рассеянность и неорганизованность , тянут руку для того, чтобы раньше других дать ответ на вопрос, часто с места выкрикивают ответ.

Также гиперактивные дети очень часто:

  1. Прерывают разговоры взрослых и своих ровесников.
  2. Много разговаривают и двигаются.
  3. Некачественно выполняет поручения.
  4. Имеет плохую успеваемость в школе.

Симптомы и признаки расстройства проявляются в основном до семилетнего возраста. Часто их путают с нормальным поведением ребёнка или синдромом дефицита внимания. Именно из-за этого нельзя точно сказать, что малыш гиперактивен, если родители заметили у него один или несколько признаков расстройства. А если же признаки присутствуют во всех ситуациях (на прогулке, дома, в школе), то что необходимо делать? В подобной ситуации малыша необходимо показать врачам и психологам, они дадут определённые рекомендации и советы по устранению такого поведения.

Наиболее распространёнными причинами гиперактивност и детей являются:

  1. Плохой распорядок дня или неправильное питание.
  2. Отравление детского организма химикатами, которые несут опасность для здоровья или тяжёлыми металлами.
  3. Трудные роды, родовые травмы, роды позже или раньше срока.
  4. Инфекции различного рода.

Проведённые учёными исследования подтвердили, что чаще проявляется гиперактивность у мальчиков, нежели у девочек. Гиперактивность у детей может сопровождаться следующими проявлениями:

  1. Сердечными расстройствами.
  2. Разнообразными нарушениями речи.
  3. Нарушением режима сна.

Очень часто расстройство встречается в пределах синдрома дефицита внимания.

Основные признаки заболевания

У детей гиперактивность можно распознать по таким признакам:

  1. Почти всегда присутствуют беспокойные движения конечностей. Когда малыш должен спокойно сидеть на стуле, то это невозможно: он теребит одежду, ёрзает, вертится, крутится, встаёт.
  2. Без какой-либо причины у детей проявляется высокая двигательная активность. Даже тогда, когда не позволяют взрослые, он залазает на кресла, диваны, стулья, бесцельно бегает и прыгает.
  3. Малыш не может заниматься определённым делом спокойно и тихо, сосредоточится на игре. Он выполняет неосознанные резкие движения, пищит и кричит.
  4. Малыш несдержан в разговоре, вопросы выслушивает не до конца и отвечает на них невпопад и не задумывается над ответом.
  5. Стоять и спокойно ждать своей очереди такие дети не могут. Они начинают капризничать и нервничать.
  6. Всем своим поведением дети с гиперактивностью мешают окружающим: они мешают игре, разговору или попросту пристают без дела.
  7. Спят такие дети и в дневное и в ночное время неспокойно. Они сбивают простыню, часто переворачиваются с бока на бок, любят позу калачиком, сбрасывают с себя одеяло.
  8. Неспособны такие дети распознавать чужие желания и потребности.
  9. Малыш не может контролировать ни плохие, ни хорошие эмоции, склонен к эмоциональным потрясениям. Совершенно без какой-либо причины гиперактивные дети устраивают истерики или в неподходящее время испытывают гнев и злость.
  10. Интерес проявляется ко многим вещам, но проблемы с пониманием вещей и обстоятельств присутствуют практически всегда. К примеру, начав рисовать, рисунок остаётся не законченным, а малыш полностью увлёкся музыкой. Интерес к рисованию при этом теряется полностью.
  11. Контролировать своё внимание ваше чадо неспособно даже тогда, когда смотрят прямо в лицо, обращаясь к нему. Речь он слышит, но повторить то, что было ему сказано, не может.
  12. По невнимательности такие дети часто ошибаются.

Отклонения и симптомы специалистами выясняются путём оценки и наблюдения действий малыша.

Если люди вокруг твердят, что ваш малыш гиперактивен, то это может свидетельствовать и о том, что у него ещё недостааточно внимания.

Этот синдром может определить только врач, опираясь на заключения таких специалистов, как: детский врач, психотерапевт и психолог.

В процессе обследования врач также постарается выяснить признаки прочих заболеваний и расстройств, которые требуют какого-либо лечения. В основном назначаются лекарственные препараты, которые помогают контролировать поведение. На сегодняшний день есть много лекарственных средств, помогающих от этого состояния избавиться навсегда. Современная медицина способна помочь детям улучшить внимание и память, уравновесить поведение, успокоить нервную систему, фокусировать внимание.

Некоторые лекарственные препараты назначаются только перед школой, а некоторые - ежедневно в рамках терапевтического курса. Они выпускаются в виде жевательных конфет, капсул, таблеток и сладкой жидкости (сиропа). Лечение может специалист назначить только после того, как проконсультируется и получит разрешение родителей.

Если малышу необходимо изменить образ жизни, а не только медикаментозное лечение, то в таких ситуациях психолог и терапевт могут предложить родителям разработать план по изменению образа жизни индивидуально, посоветовать чего следует избегать, а что будет полезно.

А ещё при таком диагнозе очень полезны поведенческая терапия и релаксация. Врач в релаксотерапии научит малыша расслаблять разнообразные группы мышц, делать дыхательные глубокие упражнения, успокаиваться и расслабляться. Поведенческая терапия предусматривает то, чтобы дети, поставив перед собой цель, смогли её достигнуть.

Если у малыша всё же подтвердился диагноз гиперактивности, то об этом должен быть уведомлен директор детского учреждения, которое он посещает (детский сад, школа), а не только врачи и родные. Только в этом случае при необходимости маленький человечек сможет получить нужную поддержку и помощь. Учителя и директор могут предложить родителям предоставить дополнительное время для выполнения заданий, спокойное место в классе, индивидуальный план обучения.

В большей половине ситуаций дети с таким диагнозом имеют счастливое нормальное детство, а если к проблеме подойти правильно, то недуг можно устранить полностью.

Положительные эффекты

Кроме проблем, наблюдаются и положительные стороны. По результатам многочисленных наблюдений и исследований было установлено, что такие дети являются:

  1. Очень творческими и креативными . Дети с множеством разнообразных мыслей в голове и мечтами могут стать в будущем великими мастерами, которые выбрасывают фонтан идей и решают сложные задачи. Они легко отвлекаются, но видят то, чего иные дети попросту не замечают.
  2. Очень изворотливые и гибкие . Такой малыш одновременно может рассматривать несколько способов решения той или иной задачи, а также он открыт для разнообразных идей.
  3. Энтузиаст . Такие дети очень редко бывают скучными. Они заинтересованы множеством вещей и яркими личностями. У них много друзей, так как окружающих они к себе притягивают будто бы магнитом.
  4. Непредсказуемы и очень энергичны . Когда у таких детей есть мотивация на какую-нибудь идею, то они исполняют задания быстрее обычных детей. Если задача связана с активным образом жизни и маленький человечек ею заинтересован, то от решения их отвлечь сложно.

Ничего общего с талантом и интеллектом синдром дефицита внимания не имеет.

Все психологи мира пришли к выводу, что если признаки гиперактивности, которые обусловлены поведенческим расстройством, наблюдаются у малышей, то их можно как можно быстрее устранять.

Это позволить избежать трудностей и разочарований, возникающих от заниженной самооценки, а также стресса и трения, которые накапливаются у окружающих и семьи.

Если у маленького человечка были выявлены симптомы гиперактивности, то помощью и советами квалифицированного психолога и врача пренебрегать не нужно. Гиперактивность можно устранить вовремя, применив общедоступные простые меры.

На сегодняшний день существует множество идей, как устранить такой недуг. Могут назначаться такие терапевтические меры, как:

  1. Посещение детских кружков.
  2. Изменение домашней обстановки.
  3. Комплекс физических упражнений.
  4. Изменение диеты.
  5. Иные отвлекающие факторы, позволяющие к минимуму свести эту проблему.

Гиперактивные млыши от взрослых требуют много внимания и сил. Их нужно постоянно учить усидчивости, помогать завершить ему начатые дела, слушать. Они нуждаются в эффективных стратегиях воспитания, которые будут развивать чёткое взаимодействие, структурность и систематичность с окружающим миром. Их в обязательном порядке нужно поощрять и награждать, они требуют родительских одобрений, поддержки и любви.

Если ваш малыш гиперактивный, то психологи советуют следующее:

  1. Распорядок дня организовывать чётко и длительное время его не менять. В подобной ситуации формирующийся организм приобретёт необходимые рефлексы (как пример, после прочтения сказки он будет ложится спать).
  2. Для подрастающего малыша необходимо создать предсказуемую спокойную атмосферу без каких-либо раздражителей. Такая обстановка сведёт к минимуму случаи выброса энергии.
  3. Организовать для малыша физический активный режим с посещением спортивных занятий и секций.
  4. Когда позволяет обстановка не стоит ограничивать малыша в выполнении активных движений и действий. Так он скорее выплеснет наружу лишнюю накопившуюся энергию.
  5. Нельзя гиперактивного малыша заставлять подолгу находится на одном месте, наказывать его или принуждать выполнять утомительную работу.

Очень часто родители вкладывают положительный смысл, когда говорят о том, что их малыш гиперактивный. Но многие просто путают понятия «активность» и «гиперактивность». Это хорошо, когда малыш тянется к новым знаниям, проявляет интерес к миру, который его окружает, любознательный. Но гиперактивность, в отличие от активности, относится к поведенческим расстройствам. После пяти лет они наиболее болезненно проявляют себя, ведь ребёнок не может развиваться наравне со своими сверстниками.

Активные малыши в садике , на площадке, дома могут быть активными, но придя в место, где необходима тишина, они сразу же успокаиваются и ведут себя достойно . А вот на гиперактивных окружающие люди и новые места не влияют. Они как вели себя громко и неспокойно, так и будут продолжать это делать.

Просто активного ребёнка можно отвлечь какой-либо усидчивой игрой, а вот с гиперактивным такого не получится. Очень сложно чем-то удивить или испугать гиперактивного ребёнка. Они совершенно не думают о своей безопасности.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что нельзя называть гиперактивным малыша, который любознательный, любит подвижные игры и общение со своими сверстниками, если это не отражается на его успехах в садике и школе, а также не доставляет особых хлопот родителям. А вот если малыш не усидчив, не может довести начатое дело до конца, закатывает истерики без повода и требует к себе повышенного внимания, то такого ребёнка стоит показать специалистам-психологам для установления диагноза и возможного лечения.

Синдром гиперактивности и дефицита внимания – это проблема, которая требует своевременной диагностики, а также психологической и педагогической коррекции.

Диагностировать гиперактивность можно начиная с возраста 5-7 лет. Именно в этот период и следует начинать проведение коррекционной работы. С возрастом у ребенка могут пройти признаки повышенной двигательной активности, однако дефицит внимания и импульсивность могут перейти и во взрослую жизнь.

Гиперактивным детям очень сложно усидеть на одном месте, они много суетятся, двигаются, вертятся, громко говорят, мешают другим. Такой ребенок часто не доводит дело до конца, потому что не может сосредоточиться на чем-то одном, постоянно отвлекается и переключается на другие задачи. Он задает много вопросов и даже не способен дождаться на них ответов. Нередко он попадает в опасные ситуации, потому что не думает о последствиях.

Рекомендации родителям по коррекции поведения гиперактивного ребенка:

1. Определите допустимые рамки поведения. Ребенок должен ясно понимать, что можно, а что нельзя. Также важна последовательность. Если сегодня ребенку нельзя на ночь шоколадку, значит, и завтра тоже нельзя, и в последующие дни тоже.

2. Следует помнить, что поступки гиперактивного ребенка не всегда умышленные.

3. Не впадайте в крайности: не стоит допускать излишнюю вседозволенность, но и не стоит требовать выполнение непосильных задач.

4. Строго требуйте выполнения правил, которые касаются здоровья ребенка и его безопасности. Только не переусердствуйте, если правил будет слишком много, гиперактивный ребенок не сможет их запомнить.

5. Проявляя настойчивость в выполнении требований, делайте это нейтральным тоном, одними и теми же словами, сдержанно, спокойно, автоматически. Старайтесь не говорить более 10 слов.

6. Подкрепляйте устные требования зрительным примером как надо правильно делать.

7. Не стоит требовать от ребенка одновременного исполнения аккуратности, внимательности и усидчивости.

8. Не настаивайте на обязательном извинении за проступок.

9. Реагируйте на неправильное поведение ребенка неожиданным образом: повторите за ребенком его действия, сфотографируйте его, пошутите, оставьте одного (только не в темном месте).

10. Придерживайтесь распорядка дня. Приемы еды, прогулки, игры и другие занятия должны проходить по одному графику. Гиперактивного ребенка нельзя отстранять от выполнения обычных для других детей требований, он должен уметь справляться с ними.

11. Не позволяйте ребенку браться за новое дело, пока он не доделал первое.

12. Заранее сообщайте ребенку временные рамки для его игровой деятельности и ставьте будильник. Когда об истечении времени напоминает таймер, а не родитель, агрессивность ребенка ниже.

13. Не позволяйте ребенку долго находиться за компьютером и телевизором, особенно если он смотрит программы агрессивного и негативного содержания.

14. Старайтесь ежедневно обеспечивать ребенку длительные прогулки на свежем воздухе.

15. Для гиперактивных детей нежелательны такие физические занятия, как бокс и силовая борьба.

16. Более эффективно убеждать ребенка через телесные поощрения: хвалите ребенка, обнимая его.

17. Наказаний должно быть меньше, чем поощрений.

18. Поощряйте ребенка также за то, что он уже хорошо умеет, с помощью улыбки или прикосновения.

19. Поощрение может заключаться в предоставлении возможности заниматься тем, что ребенку интересно.

20. Помните, что порицания действуют на гиперактивных детей сильнее, чем на других детей.

21. Не прибегайте к рукоприкладству. Если есть необходимость в наказании, то для гиперактивного ребенка будет наказанием прекращение его бурной деятельности, вынужденная изоляция и домашний арест.

22. В качестве меры наказания может быть запрет: просмотра телевизора, игр за компьютером, телефонных разговоров.

23. После наказания проведите беседу с ребенком. Он должен осознать и запомнить, почему был наказан и какое поведение не поощряется.

24. У ребенка должны быть свои домашние обязанности, как у остальных членов семьи. Например, прибрать постель, упорядочить игрушки, разложить одежду по своим местам. Важно! Родители не должны выполнять эти обязанности за ребенка.

25. Следите за тем, чтобы ребенок достаточно спал. Недосып приводит к еще большему ослаблению внимания и самоконтроля. К вечеру ребенок может стать совсем неуправляемым.

26. Ребенок не должен постоянно находится в возбужденном состоянии. Следует чередовать активную и спокойную деятельность. Если ребенок два часа играл с детьми на улице, ему не стоит тут же смотреть мультики про супергероев, а затем вечером еще приглашать домой приятелей, чтобы поиграть в прятки.

27. Постарайтесь избегать большого скопления людей. Торговые центры и рынки, где прогуливаются толпы людей, излишне будоражат ребенка.

28. Прививайте у ребенка интерес к какой-либо деятельности. Гиперактивному ребенку важно ощущать себя способным в чем-то.

29. Обнимайте ребенка чаще. Специалисты утверждают, что для душевного благополучия каждому человеку и тем более ребенку требуется минимум 4 объятия в день.

30. Вечером для лучшего расслабления и успокоения ребенку хорошо делать массаж и читать сказки.

31. В семье важен положительный психологический климат. Поддержка, спокойное и доброе отношение к ребенку и между членами семьи является основой для будущих достижений ребенка.

32. Не ссорьтесь в присутствии ребенка.

33. Проводите чаще всей семьей совместный досуг.

Гиперактивный ребенок – это не болезнь. Все дети разные, они часто отличаются темпами физиологического развития, склонностями, характером и темпераментом. Некоторые малыши могут спокойно проводить время сами, со своими игрушками, книжками и раскрасками, другие же не могут оставаться без внимания и пять минут. Бывают дети, которым трудно сосредоточиться на чем-то, не под силу долго оставаться на одном месте - к примеру, сидеть в парикмахерском кресле, на занятиях в детском саду или в школе, за ними проблематично уследить на детской площадке.

Таким малышам непросто дается обучение - это и есть гиперактивность. Мозг гиперактивного ребенка с трудом концентрирует внимание и воспринимает информацию. Гиперактивные дети быстро меняют сферу деятельности, они импульсивные и неусидчивые, специфические в общении со взрослыми и сверстниками, в проявлении своих талантов. Попробуем подробно разобраться в сути проблемы и приведем пути ее решения.

Гиперактивные дети не могут сосредоточиться на одной задаче, их трудно заинтересовать спокойным делом и утихомирить

Причины гиперактивности

Гиперактивность у детей – прежде всего не физиологическое отклонение, а поведенческое расстройство развития. Медицинское название гиперактивности – СДВГ (). Современная медицина придерживается мнения, что синдром возникает при неблагоприятном внутриутробном развитии детей и тяжелых родах. Так, если у будущей мамочки был выраженный и долгий токсикоз, а у плода диагностировали внутриутробную асфиксию, то риск рождения гиперактивного ребенка возрастает в три раза. Любое оперативное вмешательство во время родов, нахождение новорожденного в реанимации также вносят свою лепту в развитии синдрома ДВГ.

Симптомы гиперактивности

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Каковы признаки гиперактивного ребенка? Как отличить, малыш активный и энергичный, как и полагается здоровому карапузу, или у него развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности?

Характерные симптомы начинают определять к 2-3 годам. Ставить диагноз можно уже в садике, ведь именно там наклонности проявляются активнее всего - в общении с воспитателем, с другими малышами в группе.

Как же проявляется гиперактивность у детей:

  • беспокойство и тревожные состояния даже тогда, когда серьезные причины этого отсутствуют;
  • эмоциональная лабильность, плаксивость, излишняя ранимость и впечатлительность;
  • бессонница, слишком чуткий сон, плач и разговор во сне;
  • проблемы с речью;
  • трудности в общении;
  • игнорирование запретов, норм поведения в обществе и правил - говоря попросту, малыш очень непослушный;
  • приступы агрессии;
  • редко, синдром Туретта – неконтролируемое выкрикивание неуместных и оскорбительных слов.

Все эти проявления и признаки у вашего чада должны стать поводом обращения к специалисту. Невропатолог и психолог выпишут рекомендации и дадут советы, как правильно воспитывать малыша, как его успокоить и снизить вероятность негативного восприятия обществом.


Несмотря на свою активность и болтливость, гиперактивный ребенок часто остается непонятым другими детьми и испытывает значительные трудности в общении

Лечение гиперактивного малыша - нужно ли?

Гиперактивный ребенок часто и сильно устает от неконтролируемых эмоций, меняет режим дня и планы из-за своего не всегда адекватного поведения, не дает родителям вести нормальный образ жизни. Взрослым людям терпеть это сложно, ведь не всегда есть время, физические и моральные силы бороться с истериками.

Следить за гиперактивным ребенком, чтобы он адекватно реагировал на внешний мир и умел вести себя с другими людьми, а не бездумно выплескивал энергию, без причины плакал и смеялся, могут только очень терпеливые и не очень занятые родители или няня. Нередко приходится прибегать к коррекции поведения ребенка - она может включать как медикаментозное лечение, так и посещение психолога, логопеда, успокаивающий массаж, занятие спортом и посещение различных творческих кружков. Медикаментозное лечение врач назначает после обследований и осмотра ребенка.

Детям с синдромом ДВГ обязательно нужно сделать электроэнцефалограмму мозга, чтобы исключить органические причины гиперактивного поведения, измерить внутричерепное давление (рекомендуем прочитать: ). Если все показатели в норме, врач чаще назначает гомеопатические успокаивающие препараты. Успокоительное поможет ребенку лучше спать, снизит количество истерик и панических атак.

Некоторые современные врачи считают, что лечить до 4 лет от гиперактивности нельзя, потому что большая часть малышей в этом возрасте еще не умеют справляться с собственными ощущениями, они полны энергии и пытаются выплеснуть ее любыми путями.

Как вести себя с гиперактивным ребенком?

Как воспитывать гиперактивного ребенка? Многие родители становятся в тупик, особенно, когда малыш идет в сад, либо в школе сталкивается со множеством проблем, связанных с обучением и социумом. Гиперактивный ребенок всегда на особом счету у воспитателя, учителя и детского психолога. Прежде всего, помочь ему должны родители - воспитание таких детей требует терпения, мудрости, силы воли и духа. Не позволяйте себе срываться, повышать на ребенка голос или поднимать на него руку (рекомендуем прочитать: ). Только в случае если он сделал что-то, навредившее другим людям, вы можете применить такие жесткие методы.


Если родители срываются и переходят на крик, угрозы или физическое выяснение отношений, это только усугубляет ситуацию. Ребенок замыкается в себе и становится еще более неуправляемым

Как воспитывать «непоседу»?

Советы психолога:

  1. Запрещайте корректно. Формулируйте запреты так, чтобы в предложении отсутствовало слова «нет», «нельзя». Гораздо эффективнее сказать: «Выйди на дорожку», чем произнести: «Не бегай по мокрой траве». Всегда мотивируйте свои запреты, обосновывайте их. К примеру, если ребенок не хочет уходить с площадки вечером, скажите: «Я хотела почитать тебе перед сном интересную историю про любимого мультипликационного героя, а если ты будешь долго гулять, я не успею это сделать».
  2. Четко ставьте задачи. Такие детки плохо воспринимают информацию, которая передается при помощи длинных предложений. Говорите лаконично.
  3. Будьте последовательны в своих действиях и словах. Например, неразумно говорить: «Иди возьми у бабушки чашку, потом принеси мне журнал, вымой руки и садись ужинать». Соблюдайте очередность.
  4. Контролируйте время. Ребенок с СДВГ плохо контролирует временные рамки если он чем-то увлечен, может заниматься этим долго и забудет про остальные дела.
  5. Соблюдайте режим. Режим дня – очень важный аспект жизни гиперактивного малыша, он поможет успокоить малыша, приучить к порядку (рекомендуем прочитать: ).
  6. Воспитывать малыша - значит вести себя лояльно и придерживаться позитивной нотки в общении с ним, настраивать себя, его и окружающих на позитив. Сглаживайте конфликтные ситуации, хвалите за победы, подчеркивайте, когда малыш повел себя особенно хорошо, послушав вас.
  7. Занимайте ваше чадо полезными делами. Дети обязательно должны иметь позитивное русло для выплескивания энергии - это может быть творческий или спортивный кружок, прогулки на велосипеде и самокате, лепка из полимерной глины или пластилина дома.
  8. Создайте дома комфортные условия. Малыш должен меньше не только сам смотреть телевизор и играть в компьютерные игры, но и видеть, как это делают другие. Рабочее место должно быть без лишних предметов, плакатов.
  9. При необходимости давайте гиперактивному ребенку гомеопатическое успокоительное, но не злоупотребляйте лекарствами.

Когда ребенок посещает интересные ему занятия - спортивные, творческие, он может выплеснуть там накопившуюся энергию и прийти домой уже намного более спокойным

Как помочь, если началась истерика?

Как успокоить гиперактивного ребенка? В момент, когда у детей истерика и они не слушаются, вы можете поступить, выбрав один из вариантов:

  1. Уйдите в другую комнату. Лишенный зрительского внимания, малыш может перестать плакать.
  2. Переключите внимание. Предложите конфету, покажите игрушку, включите мультфильм или игру на планшете или телефоне. Громко предложите ему не плакать, а заняться чем-нибудь интересным - к примеру, выйти во двор и там поиграть, побегать на улице.
  3. Дайте воды, сладкий чай или настой успокоительных трав.

В повседневной жизни детей поддерживайте их нервную систему. Успокаивающий травяной сбор хорошо помогает при добавлении в ванну, если ребенок маленький, и в чай, если речь идет о школьнике (рекомендуем прочитать: ). Читайте перед сном книжки, гуляйте на свежем воздухе. Старайтесь, чтобы ребенок видел меньше агрессии и негатива. Изучайте природу, больше смотрите на деревья, небо и цветы.

Гиперактивный школьник

Особенно трудная ситуация с гиперактивным ребенком складывается в учебном заведении. Неусидчивость, эмоциональность, сложности в концентрации внимания и восприятии потока информации могут поспособствовать тому, что ребенок будет отставать в учебе, с трудом найдет общий язык со сверстниками.

Тут нужны постоянные консультации психолога, терпение и понимание со стороны учителей, поддержка родителей. Помните, что ваш отпрыск не виноват в том, что имеет определенное поведенческое расстройство.

Хотите лучше понимать ваших детей? Вам поможет видео, где дает советы знаменитый отечественный педиатр доктор Комаровский, для которого гиперактивный ребенок - это полноценный член общества со своими особенностями психического развития. Нужно быть терпеливыми и спокойными в общении с ним, выделять и развивать таланты, творческие наклонности. Пусть малыш не замыкается, а прогрессирует, ведь гиперактивность не должна тормозить развитие человека. Она представляет собой не серьезное отклонение, а специфическую индивидуальность.

«Вечный двигатель», – так отзываются уставшие родители, измученные воспитатели и учителя о гиперактивном чаде. Именно он в младенчестве периодически выпадает из кроватки, а в пять лет его невозможно увлечь интересной сказкой или любимым мультфильмом хотя бы на 20 минут. В начальной школе все проблемы только усугубляются. Откуда же берется чрезмерная активность у детей и как с ней бороться?

Что такое гиперактивность?

По утверждениям специалистов, это состояние проявляется у малышей в виде избыточной активности, непоседливости и множестве лишних движений. Больше всего такое поведение характерно для дошкольников, так как их нервная система еще слишком неустойчива.

Мальчишки страдают от гиперактивности в несколько раз чаще, чем девочки. Медики объясняют это тем, что они обычно крупнее деток женского пола при рождении, что чревато различными повреждениями. Также отделы головного мозга, ответственные за регулирование и контроль, созревают у мальчиков гораздо позже.

В настоящее время количество ребятишек с данным нарушением центральной нервной системы значительно увеличилось. Статистика врачей неутешительна – признаки заболевания наблюдаются примерно у 40 % детей дошкольного возраста и у половины учеников начальных классов. Что, согласитесь, немало!

Проявления гиперактивности

Синдром излишней активности имеет множество симптомов. Перечислим основные:

  • Недостаток внимания

Малыш не в состоянии долго концентрироваться на одном занятии, которое требует от него определенных усилий: раскрашивание, чтение, просмотр телевизора, решение примеров. Именно из-за невнимательности такие детки часто испытывают сложности с учебой.

  • Импульсивность

Гиперактивные дети часто ведут себя необдуманно, постоянно торопятся, отвечают прежде, чем был задан вопрос. Им сложно дождаться своей очереди и спланировать что-то заранее. Поэтому зачастую отношения с одногруппниками и одноклассниками портятся, а родители посещают школу с той же периодичностью, что и работу.

  • Чрезмерная подвижность

Такого ребенка практически невозможно застать в полном покое – он или бегает, или скачет, или дрыгает ногами, если его попросили присесть на стул. Также гиперактивное чадо можно узнать по богатейшим мимическим проявлениям, бегающим глазам и беспокойным пальчикам. Передвигается он обычно вприпрыжку, вынуждая маму за ним бегать.

  • Перепады настроения

Родителям сложно разобраться в эмоциональном состоянии своих детей. У них непредсказуемое поведение, причем эмоциональные всплески возникают без какой-либо очевидной причины. Кроха может стать агрессивной и даже жестокой в один момент, а через четверть часа уже мило беседовать с мамочкой или сверстниками.

  • Плохая память

Из-за низкой концентрации внимания, импульсивности поступков и чрезмерной отвлекаемости детки, как правило, плохо запоминают и усваивают информацию.

Причины появления гиперактивности

В основе этого заболевания лежит минимальная мозговая дисфункция, которая нарушает протекание психических процессов и вызывает все вышеперечисленные особенности у ребенка. А вот провоцирующими факторами такого расстройства являются:

  • Протекание беременности

Сильные токсикозы, повышенное давление, гипоксия плода, употребление матерью алкоголя, никотина или наркотиков, воздействие токсических веществ повышают вероятность рождения гиперактивного малыша.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Неблагоприятные роды

К гиперактивности могут привести недоношенность, затяжные или, наоборот, стремительные роды, их искусственная стимуляция, а также применение различных средств родовспоможения (в частности, щипцов).

  • Генетическая предрасположенность

Не стоит удивляться наличию у своего отпрыска подобного заболевания, если вы сами страдали в юном возрасте от импульсивного и расторможенного поведения.

Как помочь ребенку?

Некоторые взрослые, воспитывающие гиперактивных ребятишек, зачастую теряют самообладание и срываются на них, несмотря на всю любовь и заботу. Другие матери и отцы опускают руки, считая, что из их крохи уже ничего хорошего не получится. Третьи же стараются взять малыша в «ежовые рукавицы», вводя самые строгие дисциплинарные меры воздействия.

Конечно, каждый излишне активный ребенок – яркая индивидуальность, а значит, нуждается в особом подходе. Однако знание общих психологических особенностей таких детей позволяет специалистам дать несколько рекомендаций, которые помогут вам найти ключик к своему отпрыску.

  • Четко формулируйте задания

Из-за трудностей с сосредоточенностью и высокой отвлекаемости ставьте перед малышом конкретные задачи. Ваши фразы должны быть короткими, четкими, без лишних подробностей. Постарайтесь избегать перегруженных конструкций.

  • Соблюдайте последовательность

Никогда не выдавайте своему гиперактивному чаду сразу несколько поручений. Как часто вы говорите деткам: «Ну-ка, убери машинки, помой ручки и садись за стол»? Ребенок не сможет сразу воспринять такой объем информации и, пожалуй, не выполнит ни одного задания, а увлечется чем-нибудь другим. Давайте следующие указания по мере выполнения.

  • Корректно формулируйте запреты

Такие детки крайне негативно относятся к слову «нет», поэтому постарайтесь не употреблять его. К примеру, вместо категорического табу «Не ходи по луже» скажите: «Давай лучше гулять по сухой дорожке». И, конечно, в любой конфликтной ситуации старайтесь сохранять спокойствие.

  • Устанавливайте временные границы

Маленькие дети вообще имеют слабые представления о времени, так что вам нужно будет самим следить за выполнением вашего задания. Если вы планируете уложить кроху спать, отвлечь его от игры, позвать на ужин, необходимо заранее его предупредить: «Через пять минут мы будем ужинать».

  • Направьте энергию в «мирное русло»

Чтобы ребенок стал более спокойным, постарайтесь гулять с ним на свежем воздухе, запишите его в спортивный кружок, почаще ходите на аттракционы, катайтесь на велосипеде, коньках или играйте в мяч. В общем, найдите тот вид деятельности, который доставит ему искреннее удовольствие.

  • Обеспечьте медикаментозное лечение

Обязательно обратитесь за помощью к невропатологу, который не только поставит верный диагноз, но и сможет подобрать правильный фармакологический препарат. Врачебная статистика говорит, что воздействие лекарств эффективно в 80 % случаях гиперактивности: улучшается поведение, повышается самоконтроль.

Если в вашей семье растет неугомонный ребенок-ураган и вы не понимаете, как поступить, прежде всего, постарайтесь набраться терпения и знайте, что он ни в коем случае не хочет вам досадить. Не бойтесь обращаться за квалифицированной поддержкой к неврологу или психологу, следуйте их рекомендациям и нашим советам. И не забывайте, что ваше чадо ничем не хуже других детишек, и также нуждается в вашей любви и понимании. При соблюдении этих условий у вас получится вырастить из маленького баловника собранного и спокойного подростка.