Эстетические категории и понятия. Трагическое столкновение Девятая учебная ситуация - учебно-познавательная

24 сентября 2016 года в Нижнеколымском районе Якутии произошло трагическое событие – на протоке реки Колымы столкнулись две моторные лодки. Результат столкновения оказался роковым: одна женщина погибла, еще трое получили ранения, в том числе и один ребенок.

Холодным осенним субботним вечером житель села Анюйск Билибинского района на своей моторной лодке выехал в поселок Черский. На борту его судна находились трое пассажиров, включая Филиппа. Ничего не предвещало беды. Погода была хотя и холодная, но ясная, да и течение не особо сильное. Через какое-то время Филипп вдруг обратил внимание, что их лодка буквально летит, не снижая скорости навстречу другой. Он с беспокойством сказал об этом водителю, но было уже поздно. Водитель маломерного судна не справился с управлением. Так и не добравшись до Черского 30 километров, судно врезалось в идущую навстречу моторную лодку, на борту которой также находилось трое пассажиров, в том числе трехлетний ребенок. Раздались громкие крики о помощи. Лодки быстро накренились и стали заполняться водой…

После того, как сильнейший толчок обрушился на лодку, женщина-пассажир пострадавшего судна получила множественные серьезные травмы, не совместимые с жизнью. Ее буквально «выбило» из лодки, она оказалась в воде и, возможно, потеряла сознание. Когда ее подняли из воды, она скончалась. Сам водитель – виновник трагедии – получил травму грудной клетки с переломами ребер и ключицы и травму легкого. В воде, которая в это время на реке Колыма уже ледяная, оказались и другие участники происшествия. Люди могли утонуть, получив ранения, общее переохлаждение организма или поддавшись панике. На помощь тем, кто оказался в воде, пришел студент колледжа 19-летний Филипп: он не растерялся, не поддался панике, а собрав свою волю «в кулак» и быстро сориентировавшись, помог ребенку и другим пассажирам благополучно добраться до берега. Следует отметить, что на всех пассажирах и на водителях маломерных судов были надеты спасательные жилеты, что также помогло им выжить.

Пострадавшим была оказана своевременная помощь благодаря оперативному взаимодействию администрации района и сил МЧС, люди доставлены в больницу села Анюйск, а затем на вертолете Ми-8 в центральную районную больницу города Билибино. Их жизни уже ничего не угрожало.

Самоотверженный поступок 19-летнего Филиппа Дьячкова, самого оказавшегося в экстремальной ситуации, помог спасти две жизни: женщины и ребенка – поступок молодого, но уже зрелого и состоявшегося человека.

Родился в 1997 году
Награжден в 2017 году
Поселок Омолон, Чукотский автономный округ

Алексей Ледяев Трагическое столкновение, 10.02.13. Трагическое столкновение Человеческая жизнь - как мишень, на которую в равной степени претендует и Бог, и дьявол. Только Иисус спрашивает разрешения вмешаться в жизнь, а дьявол - нет. Главное орудие дьявола - это иллюзии, обман. Происходит трагическое столкновение иллюзии с реальностью, и в этом столкновении либо иллюзии уничтожают реальность, либо реальность - иллюзии. Во что ты веришь, то и победит в твоей жизни. Почему распяли Христа? Вера того народа в иллюзии, навязанные дьяволом, распяла Божью правду. А познание истины делает головой, а не хвостом. Иисуса, в отличии от нас, христиан, интересует общественное мнение. Если наши соседи и ближние верят в иллюзии, они их приведут в погибель. Иисуса интересует и общественное мнение, и церковное: «За кого вы почитаете Меня?» За кого мы почитаем Иисуса, за того будут почитать и люди, живущие вокруг нас. Откровение об Иисусе реформирует сознание - это, как детонатор, взрыв атомной бомбы. Откровение об Иисусе сопряжено с откровением о Живом Боге, Творце Вселенной. Нам нужно знать, Кто Он на самом деле, отказаться от привычных молитв - «холостых патронов». Откровение об Иисусе важнее исцеления, процветания. На самом ли деле ты хочешь получить познание о Нём? Легко, находясь в плену религиозного мифа, распинать Божью реальность. А познать реальность - это и есть роковое столкновение. В одних случаях, Божья истина была распята (смерть Христа), в других - истина победила иллюзии, миф (обращение Савла). Когда познаёшь истину, ты совокупляешься с Ним, и уже не ты живёшь, но живёт в тебе Христос. Иоан. 18:37 Пилат сказал Ему: «Итак, Ты Царь?» Иисус отвечал: «Ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего». Если Бог родил нас, то Он дал нам способность слышать голос истины и отличать его от других. У меня есть церковь, куда приходит Дух Святой, и Он проникает до разделения души и духа, чтобы изменить качество моей веры. Иисус есть Царь царей, Господь господствующих, победивший дьявола, забравший ключи ада и смерти. Дьявол знает, что наша сила во Христе Иисусе, поэтому самая большая война будет против Него. Не отдавай откровение о великом Иисусе, грядущем Хозяине всей Вселенной! Пройдёт немного времени, и Иисус явит себя. Главное, чтобы в этот момент мы говорили: «Вот Бог, на Которого мы уповали!» Молитва об откровении об Иисусе: «Дух Святой и ночью посетит тебя, и днём!» Вопросы: 1. Какое главное орудие дьявола? 2. Имеем ли мы способность отличить истину от иллюзий? Почему? 3. С чем сопряжено откровение об Иисусе?

«Три правды» в пьесе Горького «На дне» и их трагическое столкновение.

Цели урока :

1.Через позиции героев пьесы, являющихся носителями определенной идеологии выявить авторскую позицию по отношению к вопросу о правде.

2. Расширение представлений о драматургическом конфликте.

3. Через анализ философского конфликта расширение представлений о правде, гуманизме, человеческом достоинстве.

4. Закрепление навыков работы с сопоставительной таблицей.

Предварительная работа : составить сопоставительную таблицу с высказываниями о правде, вере, человеке и его морали Лукой, Сатиным, Бубновым.

Эпиграф : «…Что лучше: истина или сострадание?» (А.М.Горький)

Ход урока.

Слово учителя.

Цель нашего урока – на основании анализа материалов сопоставительной таблицы определить идейные позиции героев, выявить авторскую позицию по отношению к вопросу о правде, расширить представление о драматургическом конфликте, основанном на борьбе идей, поразмышлять о правде, гуманизме, человеческом достоинстве, назначении человека.

«На дне» - вторая пьеса Горького. Она была откликом писателя на самые актуальные социальные, философские и нравственные проблемы времени. Вокруг нее развернулась острая борьба. Критики писали о «натурализме» пьесы, о «лубочно-босяцком» романтизме автора. Критики реакционно-монархического направления усматривали в ней революционную проповедь, подрывающую общественные устои. Либеральная критика представляла писателя проповедником христианской морали, говорила о появлении а творчестве Горького «каратаевского начала примирения». Критики-народники расценили гуманизм Горького как гордое презрение к «маленькому человеку». Сам автор говорил в интервью газете «Петербургские новости» за 15 июня 1903 года, что основным вопросом, который он хотел поставить в пьесе, является вопрос, вынесенный в качестве эпиграфа. Итак, что лучше, истина или сострадание?

Аналитическая беседа по пьесе .

1 .Горький создал произведение, в котором движущей силой драматургического действия является борьба идей. Внешние события определяются отношением персонажей к основному вопросу о человеке, вопросу, вокруг которого и происходит спор, столкновение позиций. Такие понятия, как «честь», «совесть», «душа», «свобода», «правда» возникают с первых страниц пьесы, и тут же выясняется, что представления о них различны. Особый герой пьесы – Бубнов, его высказывания зачастую кажутся циничными.

Что мы знаем о прошлом Бубнова?

Субъективные или объективные причины привели его на дно?

Работа с материалами таблицы .

Предварительные выводы:

Можно ли предположить, что высказывания Бубнова проявляют истинный смысл ситуации, в которой оказались люди7

2 Горький всегда выступал против проповеди утешения, называл ее «обидной людям», считал лишь формой примирения с действительностью. Носителем идеи утешающего обмана в пьесе предстает Лука.

Образ Луки в системе персонажей (средства создания образа: портрет, речь, самохарактеристика героя, взаимоотношения с другими персонажами пьесы)

Что мы знаем о прошлом Луки? (обратить внимание на сословную принадлежность Луки, его отношение к господствующему классу, его «беспаспортность»)

Какие перемены вносит появление Луки в жизнь обитателей ночлежки?

Каково отношение к Луке других героев?

Предварительные выводы:

В чем смысл притчи о Праведной земле, рассказанной Лукой?

Корыстен ли Лука в своей лжи?

Как он ведет себя в критических ситуациях? (Сцена с Медведевым, избиение Наташи, убийство Костылева) Почему?

3 Исчезновение из ночлежки Луки выводит на передний план еще одного персонажа – Сатина. Что говорит Сатин об ушедшем во время суматохи старике? (« Он…подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…»)

Образ Сатина в системе персонажей (прошлое героя, объективные или субъективные причины привели его на дно).

Работа с материалами таблицы.

Предварительные выводы:

Какие высказывания Сатина близки самому Горькому? На каком основании можно сделать такие выводы?

Однако почему патетическая речь героя имеет сниженную мотивировку? (Он произносит ее, когда пьян)

4 Итак, в монологах Сатина отчетливо прозвучало требование правды. Что такое правда? Что мы понимаем под этим словом?

Вот как трактуется слово в словаре Ожегова:

Правда – то, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей . Если исходить из данной формулировки, то высказывания какого из данных персонажей честно показывают положение обитателей ночлежеки? Устраивает ли такая правда автора?

Обратимся еще к одному толкованию слова. Правда – справедливость, честность, правое дело. Каким образом данное толкование слова реализуется в пьесе?

Подведение итогов.

Вывод:

Итак, в пьесе сталкиваются три правды:

    «правда факта» из уст Бубнова

    «правда» утешительной лжи, носителем которой оказывается странник Лука

    правда «свободного Человека», провозглашенная Сатиным.

«Правда» Бубнова – это та правда, которую категорически не приемлет автор. Каким бы спорным не было отношение Горького к позиции Луки и Сатина, но обе эти позиции резко противопоставлены бубновскому цинизму, его презрению к человеческой личности.

О философии пьесы и образе Луки всегда было много споров. Указывалось на сложность, противоречивость отношения к Луке самого автора. Мы убедились в том, что характер Луки психологически сложен и не поддается однолинейному истолкованию.

Можно ли утверждать, что после пламенного монолога Сатина жизнь героев пьесы в скором времени кардинально изменится, осознание высокого предназначения человека выведет их со дна жизни? Безусловно, нет. Но если понимание того, что «надо уважать человека» становится доступно «арестанту, убийце, шулеру», как не признать ее читателю и зрителю, к которым, собственно и обращен монолог Сатина.

Две основные мысли Островский положил в основу пьесы "Гроза": мощное отрицание застоя и гнета неподвижного «темного царства» и появление положительного, светлого начала, настоящей героини из народной среды. Конфликт «Грозы» своеобразен. Его можно рассматривать двояко. Сам Островский определил свое произведение как драму, но это дань традиции. Действительно, с одной стороны, «Гроза» - это социально-бытовая драма, но с другой - трагедия. Как для драмы, для этого произведения характерно особое внимание к быту, стремление передать его «плотность». Писатель подробно, конкретно, многосторонне обрисовывает город Калинов, который имеет обобщающий смысл. Так, например, Кулигин восклицает: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!»: Другие пригляделись к ней и вполне равнодушны. Прекрасная природа, органа ночного гуляния молодежи, песни, рассказы Катерины о детстве - все это поэзия Калиновского мира. Но Островский сталкивает её с мрачными картинами повседневной жизни и быта, с жестоким отношением людей друг к другу. В этом городе царит грубость да бедность, здесь «честным трудом никогда не заработать» «насущного хлеба», здесь купцы «торговлю друг у друга подрывают, не столько из корысти, сколько из зависти».В центре этого замкнутого «темного царства» стоит грубая и невежественная купчиха - Кабаниха. Она защитница старых основ жизни. Она диктует нравственные законы всему горо­ду, навязывает свою волю всем окружающим, не требует беспрекословного повиновения.Свобода, по мнению героини, ведет человека к нравственному падению. Другой представитель «темного царства» - Дикой. Основной смысл его жизни - обогащение. Жажда денег превратила его в безрассудного скрягу. Сильный материально, он слаб духовно. Он действует по своей прихоти, по произволу, не считаясь с другими. Был он грубый, другим уже быть не может. Но он отступает перед теми, кто способен дать ему отпор. Так, например, пасует он перед Кабановой. Единственной героиней, которая противостоят Кабанихе, да и всему Калиновскому обществу, является Катерина. Она не может принять устоя жизни «темного царства», его законы. Натура поэтическая, восторженная, свободолюбивая, она не способна ко лжи и фальши, которые царят в калиновском мире. Катерина не может более терпеть продолжение бесконечной пытки, решает уйти из жизни, тем более представляется в ее воображении светлыми, а не мрачными красками: «Под деревом могилушка... как хорошо». В этом случае «Гроза» является драмой. Но если увидеть, что судьбу Катерины определяло столкновение двух исторических эпох, то трагическая трактовка её характера вполне правомерна. Действительно, композиционно в центре пьесы стоят Кабаниха и Катерина. Обе они максималистки, не могут примириться с человеческими слабостями, обе одинаково религиозны. Религия их сурова и беспощадна. Только Кабаниха прикована к земле, а Катерина стремится к небу. Катерина воплощает дух этого мира, его порыв, мечту. Она родилась и сформировалась в тех же условиях, то есть она является порождением этого мира. Но Островский верил в обновляющую силу здоровой натуры, в силу влечения к свободе, в творческие начала народного характера, поэтому он показал в Катерине просыпающееся чувство личности. Это чувство принимает не форму общественного протеста, а форму индивидуальную, форму личной любви. Островский показал героиню в момент зарождающейся любви к Борису, который в ее глазах выделяется из числа других жителей. Катерина любит сильно, глубоко, самозабвенно. В ней рождается и растет страсть, но страсть эта в высшей степени одухотворена. Любовь вызывает в ней эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей вольной и полететь, раскинув крылья. Проснувшееся чувство любви воспринимается Катериной как огромный, несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Она понимает, что катастрофа почти неизбежна, что долго ей не выдержать такой жизни. Катерина уже приходит в пьесу с предощущением беды «Я умру скоро..»

Основные направления в развитии жанра литературной сказки XX века. Сказки Р. Киплинга, С.Лагерлеф, А.Милна, Сент-Экзюпери, А.Линдгрен, Т.Янссон и др.Трансформация зарубежной литературной сказки в русской литературе. "Приключения Пиноккио" К. Коллоди и "Золотой ключик" А. Толстого. Г.Х. Андерсен и его традиции в "Сказках Кота Мурлыки" Н.П. Вагнера. "Доктор Дулитл" Хью Лофтинга и “Доктор Айболит" К. Чуковского (прозаический). "Волшебник из страны Оз" Фрэнка Баума и "Волшебник Изумрудного города" А. Волкова.

Тема 4. Фэнтези в детском чтении.

Фэнтези как вид фантастической литературы 20 века. Сказка и фэнтези: общее и различное. Д.Р. Толкиен как основоположник жанра. Литературная сказка «Хоббит, или Туда и обратно» и эпопея «Властелин колец». Классификация фэнтези. Своеобразие детской сказки-фэнтези. Цикл В.Крапивина «В глубине Великого Кристалла».

Тема 5.Отечественная стихотворная литературная сказка.

Отечественная литературная сказка: прозаическая и стихотворная. Различные способы портретирования предшествующего фольклорного и литературного материала. Стихотворные сказки А. Пушкина, В. Жуковского, П. Ершова. Баллада, поэма, былина, песня в стиле стихотворных сказок. Пародия и стилизация. Детская стихотворная сказка 20 века: социально-политическая сказка В.Маяковского, сказочный цикл К.Чуковского.

Тема 6. Прозаическая литературная сказка.

Прозаические сказки Н.М.Карамзина, А.Погорельского, В.Ф.Одоевского, Д.Н.Мамина-Сибиряка. Сказ в жанре литературной сказки: произведения П.Бажова в детском чтении. Новаторский характер сказки XX века. Сказки М.Горького, Ю.Олеши, Л.Лагина, А.Шарова, С.Михалкова, Э.Успенского и др.

Тема 7. Развитие жанра автобиографической повести о детстве .

Ребенок и его мир в автобиографическом жанре от Н.М.Карамзина и Л.Н.Толстого до И. Шмелева и В. Астафьева. Художественная подробность. Быт. Уклад. Внутренний монолог. Нравственно-психологическая доминанта в русской реалистической прозе о детях. Тема детства в прозе А.П.Чехова, Л.Чарской, А.Гайдара, В. Осеевой, Л. Пантелеева и др. Нравственно-психологические уроки подростковой прозы 60-80-х годов: книги А.Лиханова, Р.Погодина, Ю.Нагибина и др.

Тема 8. Юмористика для детей.

Юмористический рассказ. Традиции русской смеховой культуры. Антитеза. Функция смехового начала в формировании художественного целого. Комическое и драматическое. Комедия характеров и комедия положений. Образ "пересмешника". И. Крылов - А.К. Толстой - Саша Черный. Стихотворные и прозаические жанры. Обэриуты: "нонсенс" и портретирование фольклорных и литературных тем, идей, мотивов, ритмических рисунков.

Произведения Н.Носова, В.Драгунского и др. "Недопесок" Ю. Коваля.

Тема 9. Жанры приключенческой и фантастической литературы для детей.

Путешествие в приключенческом жанре. Особенности сюжетостроения. Формирование типа героя. Идеал и герой в приключенческой литературе советского периода для детей и юношества. Конфликт и нравственная доминанта. Приключенческая литература и фантастика. Жанровый синтез. Отечественная традиция фантастики. Жюль Верн и его "ученики" в русской детской и юношеской литературе.

Тема 10. Природоведческая книга для детей.

Природоведение в художественных жанрах. Жанр приключения и путешествия в подаче научного знания. Краеведение и география в художественных и научно-популярных жанрах. Научное знание и художественная форма в произведениях В. Бианки, Н.Сладкова, И. Акимушкина и др. Энциклопедическая книга для детей. Наука в занимательных формах. В. Брагин. "В стране дремучих трав". Рассказы и повести о животных в детском чтении. Нравственно-философские уроки прозы М.Пришвина, В.Астафьева, Ф.Абрамова и др.

Тема 11. Поэзия в детском и юношеском чтении .

"Сюжетная" поэзия: задачи, функция сюжета, особенности формирования художественного содержания. Русские классики – детям. Детская поэзия XX века. С. Маршак, А. Барто, С. Михалков, В. Берестов и др. в разработке детских стихотворных жанров. Особенности ритмики. Слово как произведение. Слово и текст. Способы концентрирования художественного содержания в поэзии. Детское стихотворство. «Заповеди для детских поэтов» К.Чуковского (книга «От 2 до 5»).

Тема 12. Перспективы развития современной детской литературы.

Синтетические и синкретические художественные жанры для детей. Театр. Театр кукол. Музыкальный театр. Инсценировка. Киноверсия литературного произведения. Мультипликация. Периодические издания для детей. Новые имена. Требования к печатной продукции для детей. Основные итоги курса. Перспективные направления научного исследования истории детской литературы.

Практические занятия.

Тема 1. Книга моего детства (2 часа).

Задание: написать сочинение на одну из тем:

1. Моя первая книга.

2. Любимая книга моего детства.

Цель занятия: выявить эмоциональный, познавательный, эстетический уровни восприятия книги в детстве.

Тема 2. Сказки и истории Х.К. Андерсена (2 часа).

1. Судьба писателя-сказочника. Истоки особого таланта Андерсена (реферат).

2. Новаторский характер сказок и историй Андерсена. (На примере сказок «Снежная королева», «Дикие лебеди», «Русалочка»).

3. Способы утверждения нравственно-эстетического идеала в сатирических, поэтических и философских историях. (На примере историй «Новое платье короля», «Подснежник», «Тень»).

4. Сказки Андерсена на уроках литературы в средней школе.

Теоретические понятия: сказка, история, литературная сказка.

Литература:

1. Указанные тексты (любое издание).

2. Паустовский К. Великий сказочник // Х.К.Андерсен. Сказки и истории. М., 1990. С. 5-18.

3. Сильман Т. Вступит. статья // Х.К.Андерсен. Сказки и истории: В 2 т. Т. 1. Л., 1977. С.5-26.

4. Брауде Л.Ю. Ханс Кристиан Андерсен. М., 1987. С.6-40, 54-72, 116-124.

5. Гренбек Бо. Ханс Кристиан Андерсен. Жизнь. Творчество. Личность. М., 1979.

6. Коровин А.В. Сказки и истории Андерсена// Зарубежная литература 19 в. Практикум. М., 2002. С.149-174.

7. Меркин Г.С. Изучение сказки Андерсена «Снежная королева»// Литература в школе. 1997. №7. С.134-140.

8. Кузьмина М.Ю., Бучугина Т.Г. Своеобразие литературной сказки. Ульяновск, 2000. С.4-8. (Отработать понятие «литературная сказка»).

Тема 3. «Детский комический эпос» К.Чуковского (2 часа).

1. Подготовить краткое сообщение на тему «Биография К.Чуковского».

3. Выписать в тетрадь «Заповеди для детских поэтов» из книги «От двух до пяти» (гл.6).

4. Перечитать сказки: «Крокодил», «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Бармалей», «Федорино горе», «Путаница», «Телефон», «Айболит», «Краденое солнце», «Бибигон». Одну из них (по выбору) проанализировать по плану:

1) Сюжет сказки (система событий).

2) Характеристика героев. Роль юмора в созданий характера отрицательного персонажа.

3) Композиция сказки. Как воплотились в сказке Заповеди для начинающих поэтов?

5. Сделать вывод о психолого-педагогических и эстетических возможностях стихотворных сказок К.Чуковского.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Тексты сказок (любые издания).

2. М.Петровский. Книга о К.Чуковском. //М., 1966. Гл. 5 (о сказках).

3. М. Петровский. Книги нашего детства. // М., 1986. Гл. «Крокодил в Петрограде»

4. Смирнова В. О детях и для детей. М., 1967. С.13-46.

5. К.Чуковский. От двух до пяти. /Любое издание/.

6. Детская литература: учебное пособие (любое).

7. Кудрявцева Л. Кто под чудо-деревом сидит? //ДВ, 1994, N 8, с. 59-65.

Тема 4-5.

Тема детства в автобиографической прозе русских писателей (4 часа).

1. Психологические и литературные истоки темы. «Рыцарь нашего времени» Н.М.Карамзина.

2. Автобиографическая трилогия Л.Н.Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность».

а) История создания. Степень автобиографизма.

б) Николенька Иртеньев как собирательный образ ребенка.

«Диалектика души» героя.

в) Толстовское виденье детства. Контраст мира детей и мира

взрослых.

3. Трагическое столкновение с жизнью Темы Карташова (Н.Гарин-

Михайловский «Детство Темы», «Гимназисты»).

4. Тема детства, природы и родины в повести А.Н.Толстого «Детство Никиты».

Литература:

1. Тексты, указанные в плане.

2. Елизаветина Г. Традиции русской автобиографической повести о детстве в творчестве А.Н.Толстого // Толстой А.Н. Материалы и исследования. М., 1985. 120-139.

3. Чернышевский Н.Г. Детство и Отрочество. Военные рассказы.Соч. гр. Л.Толстого// Литературная критика: В 2 т. Т.2. М., 1981. С.32-45.

4. Ломунов К.Н. Лев Толстой. Очерк жизни и творчества. М., 1978. С.41-57.

5. Юдина И.М. Н.Г.Гарин-Михайловский. Л.,1969.С.80-95. (IV гл.).

6. Злыгостева Н. «Счастливая, невозвратимая пора…»(Тема детства в русской классике)// Литература в школе. 1995. №4.

7. Браже Т.Г. Тема детства в творчестве Гарина-Михайловского// Литература в школе. 1998. №2.

8. Учебник по Детской литературе..