Египетская культура кратко. Представления о человеке в культуре древнего египта. Особенности «речной цивилизации» и основные периоды ее развития

Культура древнего Египта делится на несколько периодов: додинастический Старое, Среднее, Новое и Позднее Царства. И длится с IV тыс. до н.э. - времени формирования и централизации управления в государстве, до 30-х годов до н.э. - правления последнего фараона из рода Птолемеев () и завоевание Римской империей во главе с Августом (Октавианом) - потомком Юлия Цезаря. За время существования мировой цивилизацией было сделано множество революционных открытий, результатами которых мы пользуемся и в наши дни.

1. Достижения Египта в математике и астрономии

Первые математические исследования были сделаны в Египте. Жители дельты Нила изобрели десятичную систему исчисления, умели делить и умножать. Было известно значение «пи», которое было взято в основу пропорций великой пирамиды Хеопса и гробницы других фараонов. Египтяне знали, как определить площадь и объем.

Главные достижения древнего Египта были сделаны в астрономии. В рядом с современным городом Луксор был обнаружен первый в мир зодиакальный круг. Оригинал его хранится в музее Лувр в Париже, в Египте же туристы могут увидеть точную гипсовую копию.

Также в Египте было обнаружено несколько древних зодиакальных карт. Было известно о том, что жизненный цикл Сириуса составляет 1460 лет, а Марс и Венера имеют определенные фазы.

Египтяне изобрели первый календарь. Вычислить количество месяцев, а затем и дней в году помогли им сборы урожая, которые зависели от сезонного разлива Нила. После завоевания право на открытие было присвоено Риму. Один из месяцев был назван в честь Юлия Цезаря - «июлем».

Зодиак, храм Дендеры. Лувр, Париж.

2. Достижения Древнего Египта в медицине

Благодаря археологическим находкам стало известно, что высшие духовные лица государства — жрецы, имели представление об анатомии человека. Они владели совершенными технологиями проведения сложнейших операций, которые стали доступны совсем недавно: трепанация черепа, ампутация, операции на глаза. Широко применялось лечение травами и маслами, особое внимание уделялось занятиям спорту.

В Египте был изобретен прототип современного химического ампициллина для лечения инфекционных заболеваний. Открытие произошло достаточно просто: хлебные лепешки со временем покрывались плесенью. Ее прикладывали к воспаленному месту и через некоторое время рана затягивалась. Состав ампициллина был изучен только в середине XX века.

Египетские врачи служили при дворах царей соседних государств. В самым прославленным медиком стал египтянин Уджахорресент.


3. Возникновение письменности в древнем Египте

Египтяне изобрели материал для написания исторических летописей - папирус. Изготавливали его из стеблей лотоса, который произрастал на берегах Нила. Технология подготовки материала для письменности была доведена до совершенства: некоторые листы с бесценными сведениями находятся и сегодня в отличном состоянии. Текст на них свободно читается, картинки хорошо различимы. Знания, донесенные в папирусах, являются основой получения сведений о культурном прошлом древней цивилизации и государств Междуречья. Они содержали сведения энциклопедического характера и первые географические карты, отражающие представления египтян о расположении соседних империй. На одной из них изображен маршрут движения армии фараона вокруг континента Африка.


Папирусы древнего Египта

4. Достижения в строительстве Египта

Лучшие памятники архитектуры древней цивилизации были построены из идеологических целей. Они демонстрировали неограниченную власть бессмертных фараонов. Отличительной чертой строений древнего Египта стало величие, монументальность и массивность.

До возведения Эйфелевой башни в 1889 году Пирамида Хефрена считалась самым высоким строением в мире. Большой Сфинкс и погребальный комплекс Хеопса на плато Гиза являются последним уцелевшим чудом света из семи. Другими впечатляющими архитектурными памятниками стали храм Рамзеса II в Абу-Симбел, гробницы города Абидоса, на территории древней столицы Фив.


5. Религия древних египтян

Зарождение цивилизации ознаменовало наступление эпохи политеизма в сочетании с обилием женских куьлтов для поклонения. Занимали они в иерархии идолов самое высокое место: Изида (Исида), Хатхор (Хатор, Дендера).

В их честь строились целые храмовые комплексы: храм Дендеры в Луксоре, в Асуане. Им поклонялись и приносили дары простые граждане, произнося молитвы о разливе Нила и хорошем урожае. В их честь совершали обряды жертвоприношения и фараоны, чья власть зиждилась на умащении и ниспослании благосклонности небожителей. Также при изображении скульптур регилигиозных фигур использовались черты представителей животного мира. Некоторые цари называли себя их именами, как правители нулевой династий , Крокодил, Сокол.

На последнем этапе существования древнего египетского государства для религиозных представлений были характерны черты монотеизма (реформы фараона Эхнатона). Особое место при проведении традиционных обрядов уделялось заупокойному культу. Как читать молитвы и проводить процесс мумифицирования было известно только духовенству - жрецам, посвященным во все тайны путешествия в потусторонний мир. Тексты заклинаний с рисунками позже были объединены в , начертанную на стены гробниц великих фараонов.

Особое внимание уделялось бальзамированию тела после смерти. В гробницу с умершим помещались мумии жен, детей (первые династии Египта) и даже домашних животных. В специальном зале хранились предметы обстановки и запасы продуктов и золота, объем которых зависел от зажиточности хозяина. Соблюдение всех требований погребения требовало значительных материальных и временных затрат. Не каждый гражданин мог позволить себе эту процедуру.

Литература древнего Египта

На древнеегипетских папирусах и наскальных рисунках изображались не только тексты религиозной тематики, но и сцены из повседневной жизни и управления государством. Использовались различные жанры: поучение, биография, сказка, юмористические и даже сатирическиеистории.

Древние египтяне были не прочь пошутить и сочиняли целые повестки, высмеивающие систему управления. Наиболее известными произведениями стали «Песнь арфиста», «Рассказ Синухета», «Беседа разочарованного со своей душой-. В понимании культуры древних египтян огромное значение сыграли обелиски, на которые наносились иероглифы с описаниями военных кампаний, жизни простых египтян, достижений фараонов.


Основой культуры древнего Египта были следующие постулаты, получившие отражение в литературе:

  1. Олицетворение справедливости, высокие моральные принципы. Страх мучений в потустороннем мире после смерти. с весами, на одной чаше которой находятся добрые поступки, на другой - грехи человека.
  2. Элементы проявления коллективного разума. Смещение черт цивилизованного общества и первобытного.
  3. Стремление к познанию окружающего мира, рационализм. Строгие иерархические связи в культуре и науке.
  4. Традиционизм, почетание религиозных культов предков.

Главным символом древней египетской культуры стала фигура сфинкса, соединяющего черты человека и животного.

Заслуги архитектора Египта Имхотепа

Самые выдающиеся достижения древнего Египта были созданы благодаря знаниям приближенного ко двору зодчего и . Чиновнику иногда по ошибке даже присваивали статус фараона. В его заслуги входит разработка схемы и расчетов для строительства пирамиды Хеопса. Он предложил наиболее правильную модель наклона строения, которая обеспечивала его устойчивость.

Из-за несоблюдения пропорций, древние комплексы, расположенные в некрополе Саккара недалеко от Гизы, находятся в крайне плачевном состоянии. Многие из них полностью разрушены и представляют груду камней. Эзотеристы, утверждающие, что пирамиды стали результатом работы внеземных цивилизаций, предположили, что великие знания были сообщены Имхотепу инопланетными существами.

Видео письменность и религия Древнего Египта

Искусство Египта всегда было тесно связанно с мировоззрением. Древние египтяне не верили в смерть, как конец жизни и считали, что душа умершего переправляется в другой мир. Какова будет жизнь в этом потустороннем мире, зависело от того, какие поступки человек совершил в этом.

Они почитали Солнце, которое в образе божества сражалось с ночью и холодом, и каждое утро ликовало, поднимаясь на небосвод в своей колеснице. Они приносили жертвы Нилу, который был не только источником жизни и благополучия, но и обрушивал свой гнев в виде засухи и наводнений в недобрые времена.

Египтяне ценили красоту и воздействие цвета, формы и вкладывали в символические изображения на стенах храмов всю глубину своего мировосприятия.

Древние храмы и пирамиды

Как бы далеко в прошлое мы не заглядывали, из самых древних текстов, из полузабытых мифов и первых географических опытов можно сделать один неоспоримый вывод: архитектура Египта всегда притягивала путешественников. К подножьям храмов, которые тысячи лет украшают пейзажи пустыни, мечтали прикоснуться философы, солдаты и художники.

Археологи и путешественники XX столетия культивировали образ наполовину разбойника, наполовину ученого, для которого культура Египта превратилась в декорации для опасных приключений и мистических загадок. Этот образ живет до сих, не только во множестве книг и фильмов, но и в представлениях об этой стране.

Вид опустевших гробниц, гигантских статуй и стен, колонн, которые не рухнули в песок на протяжении целых эпох, заставляет мурашки бегать по коже. Точно такие же чувства испытывали люди и тысячелетия назад, и даже предшественники этих людей. Пирамиды Египта во все известные нам эпохи считались древними, почти как драконы или Атлантида, с единственной разницей, что сегодня можно подойти и потрогать известняковые блоки, из которых они сложены.

Национальные особенности Египта

Современная египетская культура очень слабо ассоциируется с пирамидами и храмами. Пожалуй, они нашлись в песках только благодаря европейцам. Любознательных греков и римлян сменили предприимчивые французы и англичане.

Сложные отношения связывали Египет и Британию в колониальную эпоху, но именно британцы придумали организованные путешествия по красивым берегам Нила. Несмотря на европейское влияние, навсегда изменившее образ жизни в стране, большая часть ее населения живет или старается жить, соблюдая традиции, которые существуют не одно столетие.

Египтяне живут простой жизнью. Это радушная и по-наивному приветливая страна. Вас обязательно расспросят о семье и городе, откуда вы приехали, и пригласят в свой дом на чашку чая. Отвечая той же теплотой, вы получите поистине бесценный опыт, но необходимо отличать комплименты от хитрых трюков, а искренне восхищение от банального приставания. Необходимые навыки общения вырабатываются быстро, если не прятать голову в песок.

Статистика утверждает, что 80 % населения Египта - крестьяне и 50 % не умеют читать и писать.

Культура Египта испытала на себе влияние новых источников, течений и подводных камней, которые изменили ее облик, но не растворили бесследно. Она может взглянуть из прихожей старого дома, где работает ткацкий станок, из необычного камня, лежащего на песке, или из глаз старика, сидящего в тени у дороги. Несмотря на то, что прошли многие и многие тысячелетия, голоса древних египтян слышаться здесь едва уловимым эхом.

Искусство Египта

Живопись, скульптура, архитектура… Искусство Египта, каким мы представляем его сейчас, отражает влияние и смешение всех культур, которые нашли приют на этой земле. Отсюда христианские фрески, нанесенные на стены в гробницах фараонов и исламские мечети над обломками языческих храмов. В окнах проезжающих машин отражаются то статуи богов со звериными головами, то античные руины, то потрескавшийся французский особняк.

Современное искусство Египта использует тот же принцип. Если взглянуть на картины египетских художников XX в., нельзя не заметить, как внимательно они относятся к мотивам древнеегипетских рельефов и исламскому орнаменту, образам христианства и арабской живописной технике, африканским традициям и школе европейских авангардистов. Современное искусство в Египте то и дело возвращает нас к временам, когда Нил кишел крокодилами и бегемотами.

Религия Египта


Около 93% жителей Египта исповедуют ислам, и менее 7% являются коптскими христианами. При таком единодушии нет ничего удивительного в том, что религиозное воспитание оказывает колоссальное влияние на египетское общество. Европейским туристам, посещающим эту страну, нужно проявить чуткость к исламскому мировоззрению.

Хорошей иллюстрацией взаимного уважения верующих, которое принято сейчас в Египте, служат расположенные рядом мечети и коптские церкви, сходные мотивы в архитектуре, добрососедские отношения. Часть религиозных взглядов христиан и иудеев разделяют и последователи ислама, но при всех общих чертах, есть и различия. Не стоит забывать, что обычаи в этой стране чтят довольно строго.

Если вникнуть в некоторые национальные особенности Египта, становится понятно то, как они формируют образ жизни в этой стране. Пять раз в день муэдзин созывает египтян на молитву. Старайтесь не посещать мечети во время молитвы, есть вероятность вызвать неодобрение.

Подаяние милостыни нуждающимся считается одной из главных обязанностей, поэтому необходимо проявлять терпение, когда кто-то просит у вас чаевые. Для мусульман также очень важно соблюдать пост в течение месяца Рамадана, поэтому в этот период в расписании египтян все становится с ног на голову. Также каждый мусульманин должен хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку.

Основные влияния и традиции.

Культура современного Египта уходит своими корнями к традициям эпохи фараонов. К этому же периоду восходят многие народные обычаи. На протяжении почти девяти веков, от завоевания Египта Александром Македонским (3 в. до н.э.) до арабских завоеваний 7 в., Александрия являлась важнейшим центром греческих и римских культурных традиций. На протяжении последовавших 13 веков наиболее сильное влияние на египетскую культуру оказывали арабские и исламские традиции.

Некоторые представители египетской интеллигенции и политические деятели, здраво оценивая отсталое экономическое и военное положение страны, возлагали надежды на то, что распространение европейского влияния в Египте сможет привести к ускорению темпов экономического развития и культурному возрождению. Еще в 1869, выступая на церемонии по случаю открытия Суэцкого канала, хедив Исмаил заявил: «Теперь Египет стал частью Европы». Подобный подход был наиболее четко сформулирован в опубликованной в 1938 книге известного египетского историка и литературоведа Тахи Хусейна (1889–1973) Будущее культуры в Египте, где прямо утверждалось, что в своей духовно-культурной основе Египет скорее принадлежит к цивилизациям Средиземноморья, а не Востока.

В конце 19 в. лидер исламского модернизма и египетский общественный деятель Мухаммед Абдо (1849–1905) сделал попытку объединить современную научную мысль и ислам, утверждая, что между ними нет противоречий. Абдо ратовал за сохранение культурной системы ислама, но предлагал сделать ее более гибкой. Допуская свободную трактовку средневекового мусульманского законодательства, Абдо пытался реформировать мусульманское судопроизводство и программу обучения в исламском университете аль-Азхар в Каире.

Наиболее известный ученик Абдо – религиозный и общественный деятель Мухаммед Рашид Рида (1865–1935) утверждал, что Египет и ислам смогут возродиться при условии возврата к «очищенному» от позднейших искажений исламу времен пророка Мухаммеда и первых четырех халифов. Рида возглавил движение, пропагандировавшее возврат к раннему этапу развития ислама и распространившееся в 1920–1930-е годы далеко за пределы Египта. Рида начинал просветительскую деятельность с пропаганды учения Абдо. Однако его собственное учение подразумевало более строгую и жесткую ориентацию на исламские традиции. Современное движение исламского возрождения в Египте опирается на идеи Рида и его соратников.

Система образования.

Национальная система образования Египта находится в ведении министерства образования. Среди взрослого населения ок. 52% владеют грамотой. Обучение в школе обязательно для детей в возрасте от 6 до 12 лет. Учеба в университетах бесплатная. К 1991 все без исключения дети получали начальное образование (в 1970 – 72%). В 1995 в средних школах обучалось 74% детей соответствующего возраста. Для продолжения учебы после окончания начальной школы учащийся должен успешно пройти через систему сложных экзаменов. Лишь около половины выпускников начальной школы продолжают обучение в средней школе. Еще меньшее число молодежи поступает в университеты. В 14 государственных университетах обучаются более 700 тыс. студентов. Кроме того, действуют Американский университет в Каире, основанный пресвитерианскими миссионерами, и Академия естественных наук и технологии.

Крупнейшие университеты – Каирский, Айн-Шама, Александрийский и мусульманский аль-Азхар. Последний основан в 10 в. и является одним из старейших в мире мусульманских университетов. Первым современным светским университетом Египта является основанный в 1907 Каирский университет. Наряду с государственными университетами в стране имеются десятки педагогических, технических, коммерческих и сельскохозяйственных высших учебных заведений. В 1996 открыли двери четыре частных университета.

Зарождение современной литературы.

Египет является центром возрождения традиций арабской литературы. В конце 19 в. иммигранты-христиане из Ливана занялись в Каире изданием газет и журналов. Реформирование ислама, проблемы национально-освободительного движения, секуляризм, литературная критика, новые открытия в науке, – обсуждение всех этих актуальных тем находило свое место на страницах новой прессы.

Старейшая газета Египта, выходящая до настоящего времени, «Аль-Ахрам» («Пирамиды», тираж ок. 900 тыс. экз.), была основана в 1875 в Александрии. В 20 в. она превратилась в ведущую газету всего арабского мира. В 1950–1960-е годы ее главный редактор Мухаммед Хасанейн Хейкал пользовался большой популярностью как авторитетный политик и человек, близкий к Абдель Насеру. При Абдель Насере и Садате осуществлялась жесткая цензура прессы, которая была ослаблена с приходом к власти Мубарака. Пресса пользовалась большей степенью свободы, чем в других арабских государствах. Ежедневные общенациональные газеты Египта издаются большими тиражами: «Аль-Гумхурия» («Республика», 650 тыс.), «Аль-Ахбар» («Новости», 980 тыс.). Три ведущие газеты имеют также еженедельные выпуски. Большой популярностью пользуются общественно-политический и литературный еженедельник «Роз эль-Юсеф» (выходит с 1925), социально-политический еженедельник «Аль-Мусаввар» («Иллюстрированный») и два исламских еженедельника – «Аль-Даава» («Призыв») и «Аль-Итисам» («Стойкость»). Все политические партии имеют свои еженедельные издания.

Художественная литература.

Первые современные арабские повести и романы были опубликованы в Египте после 1914. К 1940-м годам роман стал популярным жанром египетской литературы. В 1945–1967 на литературном небосклоне не только Египта, но и всего арабского мира блистали имена таких египетских мастеров в жанре рассказа и романа, как Нагиб Махфуз (р. 1911), Абд ар-Рахман Шаркауи (аш-Шаркави, 1921–1987) и Юсуф Идрис (1927–1991). В самом известном литературном произведении Махфуза, вышедшем в 1956–1957, – трилогии Бейн аль-Касрейн, Каср аш-Шоук и Ас-Суккарийа (названия старых кварталов Каира), – описывается жизнь трех поколений семьи каирского купца Абд аль-Гаввада в период между двумя мировыми войнами. В опубликованной Шаркауи в 1954 повести Земля описана жизнь крестьянской бедноты и ее борьба за человеческое достоинство. Признанным новелистом является Юсуф Идрис. Во многих его произведениях внимание акцентируется на социальных и сексуальных табу исламского общества. До сих пор произведения литературных мастеров послевоенного Египта пользуются популярностью. На смену им пришло новое поколение египетских писателей, таких, как Соналла Ибрагим (р. 1937), рассказ которого Запах этого при правлении Абдель Насера был запрещен за критику режима, и Яхья ат-Тахер Абдалла (1942–1981), резко критиковавший традиционализм деревенской жизни Верхнего Египта.

С 1870-х годов в стране начинает развиваться театральное искусство, на сцене ставятся арабские пьесы. Два ведущих египетских драматурга 20 в. – Хусейн Тевфик аль-Хаким (1898–1987) и Мухаммед Теймур (1892–1921). В 1960-е годы особой популярностью пользовались драматические произведения, созданные по канонам европейской драматургии. Тевфик аль-Хаким, Юсуф Идрис и Нуаман Ашур (1922–1987) являются авторами сатирических и символических пьес на разговорном египетском диалекте арабского языка.

Тевфик аль-Хаким известен также как романист и поэт. Его роман о событиях революции 1919 Возвращение духа (1933) был одной из любимых книг Насера. Оживленные дискуссии вызвало политическое эссе Тевфика аль-Хакима Возвращение понимания (1974), которое представляло собой одну из первых публикаций, содержащих критику ошибок Абдель Насера.

Музеи и библиотеки.

Основанный в 1863 французским археологом Огюстом Мариетом Египетский музей в Каире располагает обширной коллекцией памятников эпохи фараонов, включая сокровища из гробницы Тутанхамона. В Музее исламского искусства в Каире (основан в 1880) собрана уникальная коллекция. В Коптском музее в Каире хранится самое крупное собрание предметов культуры коптов, включая великолепные образцы тканей. К 1903 относится основание в Александрии Музея греко-римских древностей. Многие его экспонаты были обнаружены во время археологических раскопок на территории самого города. Национальная библиотека Египта (Дар аль-Кутуб), созданная как библиотека египетских хедивов (турецких правителей) в 1870, располагает более 1,5 млн. единиц книг, рукописей, периодических изданий, микрофильмов. Около 60% фондов библиотеки – на арабском языке, 25% – на английском, остальные преимущественно на других европейских языках. Подлинным сокровищем библиотеки является уникальное собрание из 58 тыс. редких исламских рукописей. В исламском центре аль-Азхар собрана богатая библиотека по исламистике, насчитывающая 22 тыс. рукописных изданий.

Научные учреждения.

В стране функционируют примерно 30 национальных и иностранных научных обществ и ок. 20 египетских исследовательских институтов, занимающихся всесторонним изучением различных аспектов жизни древнего и современного Египта. Всемирно известны такие научные центры, как Египетское научное общество политической экономики, статистики и юриспруденции, Географическое общество Египта, Французский институт археологии Востока и Американский исследовательский центр в Египте.

Важную роль в научной жизни страны играют также Центр политических и стратегических исследований Аль-Ахрам, Каирский институт по изучению проблем прав человека, Центр имени Ибн Хальдуна по изучению проблем экономического развития, Центр исследований и обучения Аль-Мишкат, Центр по изучению документации, экономики и права, Центр по изучению развивающихся стран при Каирском университете.

Радио, телевидение и кинематограф.

Египетские средства массовой информации пользуются огромным влиянием и популярностью во всем арабском мире. В 1950–1960-х годах египетская радиостанция «Голос арабов» стала проводником идей Насера об арабском единстве и арабском социализме. Радио и телевидение принадлежат государству. В середине 1990-х годов в стране вели передачи ок. 60 радиостанций и действовали ок. 50 телевизионных каналов.

Ведущим египетским кинорежиссером является Юсуф Шахин. Будучи в начале своей карьеры сторонником социалистического реализма, он экранизировал повесть Шаркауи Земля, в фильме Станция Каир показал жизнь городской бедноты, а в фильме Джамиля воспел борьбу алжирского народа за независимость. Последние фильмы мастера – Птицы и Прощай, Бонапарт менее прямолинейны. Известны работы таких кинорежиссеров, как Хенри Баракат, Мухаммед Хан, Салах Абу Сейф и Атеф Эль-Тайиб.

Самый популярный вид спорта в Египте – футбол. Наиболее сильными считаются каирские футбольные команды «Ахли» и «Замалек».

Праздники.

Основные египетские праздники носят религиозный характер. Когда наступает ид аль-фитр, «малый праздник», египтяне трехдневным застольем отмечают окончание поста в лунном месяце рамадан. Ид аль-адха, «большой праздник», знаменуется четырехдневным застольем во время ежегодного хаджа мусульман в Мекку. Красочные процессии в Каире проходят во время маулюда – дня рождения пророка Мухаммеда. К основным коптским праздникам относятся Рождество (7 января), Крещение (19 января), Благовещение (23 марта) и Пасха. Популярный весенний праздник шамм эн-насим отмечается в первый понедельник после Пасхи. Он сохранился еще со времен фараонов и, будучи общим праздником для мусульман и коптов, символизирует национальное единство Египта. Официальные праздники: 18 июня – День республики и День независимости, 23 июля – День революции (1952, национальный праздник), 6 октября – День форсирования (преодоление Суэцкого канала египетскими войсками во время войны в 1973), 23 декабря – День победы (эвакуация англо-французских войск из зоны Порт-Саида в 1956).

Достопримечательности

Вся территория страны изобилует бесценным наследием Древнего Египта.

Пирамиды визитная карточка Египта, их здесь больше сотни, самых разнообразных форм и размеров. Эти "чудеса света" во времена фараонов представляли собой целые комплексы гигантских храмовых сооружений, пышно украшенных статуями, обелисками, сфинксами, барельефами и настенными росписями.

Ансамбль великих пирамид Гизы, состоящий из трех самых высоких в Египте пирамид. Наиболее значительная и известная из них – Пирамида Хеопса (ее строительство закончено около 2590 г. до н.э.). Вторая по величине пирамида – Хефрена, построенная на 40 лет позже первой. Внешне кажется, что она даже больше, чем пирамида Хеопса, но на самом деле она немного меньше. Завершает ансамбль пирамида Микерина. Рядом с ними расположен комплекс из нескольких маленьких пирамид, где погребены жены фараонов, а также гробницы жрецов и крупных чиновников.

Большой Сфинкс, вырубленный, как и большинство колоссальных статуй Гизы, из цельной скалы. Считается, что сфинкс был построен во время строительства пирамиды Хефрена, а его лицо (почти уничтоженное мамлюками и ядрами наполеоновских артиллеристов) носит черты именно этого фараона, брата и наследника Хеопса. Каждый вечер у подножия пирамид проходит красочное светомузыкальное представление "Звук и свет".

Саккара – некрополь Мемфиса, первой столицы Египта. Здесь находятся десятки сравнительно небольших гробниц, пирамид и храмов. Знаменитым это место сделала уникальная ступенчатая пирамида Джосера, самая древняя из египетских пирамид. К сожалению, от самого Мемфиса, процветавшего три тысячелетия, практически ничего не осталось. Но заехать сюда все же стоит. Хотя бы для того, чтобы посмотреть 20-метровую статую Рамзеса II в специально для нее построенном павильоне, или увидеть местного сфинкса, кажущегося крохотным по сравнению с колоссом Гизы, или чтобы просто побывать в том месте, откуда началась эта великая цивилизация.

Каир – самый большой город африканского континента, город "тысячи минаретов", "Ворота Востока". В разные периоды своей истории город носил два громких имени: Эль-Кахира (Победитель) и Умм-эд-Дунджа (Мать мира). Среди древних египтян даже ходили легенды о том, будто именно здесь произошла битва между братьями-богами Хором и Сетом. Современный Каир – это "город, который никогда не спит", один из самых дружелюбных, безопасных и спокойных городов Африки. Кроме того, это город сотен и сотен архитектурных памятников, музеев и иных достопримечательностей: здесь находятся знаменитая Цитадель Салладина, район "старый Каир", ажурные минареты мечеть Мохаммеда Али или мечети Султана Калауна, гигантский акведук от Нила к Цитадели, башня Бейт-аль-Сеннар и здание старейшего арабского университета Аль-Азар, уникальный Египетский музей, близлежащие храмы Луксора и Карнака.

Египетский музей (нередко называемый попросту Каирским музеем) – главное мировое хранилище египетских древностей, вероятно, единственное в мире художественно-историческое собрание, где даже самые молодые экспонаты насчитывают около 2 тысяч лет.

Ювелирная и папирусная фабрики, Музей парфюмерии с миллионом чарующих запахов, а также Алебастровая мечеть, куда открыт доступ даже для не-мусульман – отличные объекты для экскурсий.

Ремесленный базар Хан-эль-Халили – самый большой базар на Востоке, площадью 5 км 2 . Купить здесь можно практически все, даже невольниц, но самое главное – здесь можно с головой погрузиться в восточную экзотику с ее невообразимой кутерьмой и многообразием.

Храмы в Абу-Симбеле. Рамсес II приказал соорудить здесь большой храм в ознаменование его победы над хеттами. Были изготовлены четыре огромные статуи, в которых воспроизведен он сам, с улыбкой смотрящий в пустыню. Каждый из колоссов высотой около 20 метров окружен многочисленными меньшими фигурами, изображающими членов его большой семьи и детей, которых у него было более 200.

Луксор – небольшой город на правом берегу Нила. Когда-то на его месте находилась знаменитая столица Древнего Египта, которую египтяне называли Уасет, греки – Фивы, а арабы – аль-Уксур (дворцы). В мире нет другого города, где было бы сосредоточено такое огромное количество древних памятников – почти треть всех исторических реликвий, всемирный центр археологии. Древние постройки на правом берегу Нила называются "Городом живых", здесь проживало его население, а на левом – "Городом мертвых", здесь находились царская резиденция и огромный некрополь, погребальные храмы и гробницы, расположенные в амфитеатре скал, над которыми возвышается Дехенет – "Западная вершина" (сейчас эль-Курн).

Асуанская плотина (Садд эль-Али). Это уникальное гигантское сооружение высотой 111 метров, длиной 3,8 км и шириной 1 км часто называют "пирамидой ХХ века". Плотина создала гигантское водохранилище, одно из самых больших искусственных озер мира

Фаросский (Александрийский) маяк, свет которого был виден на расстоянии до 30 миль от берега – одно из семи чудес света античного мира. Был разрушен в XIV веке сильным землетрясением. В том самом месте, где он когда-то возвышался, в XV веке султан Ашраф построил мощную крепость с круглыми башнями и выходящими на море бойницами – форт Кайт-Бей.

Древние катакомбы Ком аш-Шавкафа (I-II века н.э.) расположены в три этажа (два нижних залиты водой), крупнейшее подземное захоронение в Египте, в планировке которого прослеживаются элементы египетского, греческого и римского стилей.

Долина мумий – некрополь, найденный в 1997 году случайно в оазисе Бахария в египетской Западной пустыне. Здесь находится 11 хорошо сохранившихся мумий, возраст которых насчитывает около 1800 лет.

Гора Синайская (Гора Закона, Габаль-Муса или гора Моисея) высотой 2285 метров. На вершине горы, согласно преданию, господь вручил Моисею каменные скрижали веры со знаменитыми десятью заповедями. На вершину ведут две тропинки: одна короткая, но крутая, другая более пологая, но и более длинная. Неподалеку от вершины, где стоит часовня монастыря Св. Екатерины, они соединяются – здесь начинается вырубленная монахами в скале лестница из 3400 ступеней, которую приходится преодолевать паломникам (можно это сделать и верхом на верблюде, но это предприятие не для слабонервных). Каждую ночь десятки паломников из разных стран мира поднимаются от монастыря на гору Моисея, чтобы встретить рассвет.

Культура древнего Египта возникла в глубокой древности. Ее истоки берут начало в догосударственный период. Выдающимся достижением древних египтян была своеобразная система письменности - иероглифическое письмо. Оно использовалось прежде всего для торжественных надписей на камне (само его название произошло от греческих слов, означающих «священный» и «то, что вырезано»). С течением времени система письма упрощалась, появились звуковые сочетания, слоги. Письменность из картинной превратилась в звуковую. В последний период истории древнего Египта получило распространение демотическое письмо (скоропись).

За три тысячи лет в Египте была создана богатая художественная литература, отличавшаяся многообразием жанров и утонченной образностью. Как и у других народов, истоки этой литературы - в устном народном творчестве. Сказки - «О двух братьях», «О правде и кривде» и др. - отражают разные стороны народной жизни. Их главная идея стремление к справедливости, конечному торжеству незаслуженно страдающего праведника, восхищение перед благородством и честностью достойных людей.

Многие мотивы древнеегипетской литературы получили развитие в культуре других народов, в том числе и Библии.

Стремление к познанию человека, его судеб пронизывает всю древнеегипетскую литературу. Оно звучит даже в гимнах богам, но особенно сильно в лирической поэзии, отличавшейся изысканностью и тонкостью в описании человеческих чувств. Большое место в древнеегипетской литературе занимают описания путешествий, дидактические произведения, светская и религиозно-философская поэзия.

Религия и жречество в Египте возникли задолго до формирования государства. С течением времени значение культов менялось, хотя фетишизм и тотемизм сохранились надолго.

Особое место в религии древних египтян занимает заупокойный культ, вера в то, что смерть - это всего лишь переход человеческого существа в иной мир (отсюда мумификация, размещение в могилах пищи, оружия, всевозможных статуэток животных и людей, магические надписи и заклинания). Этот культ получил особенно сильное отражение в «Книге мертвых» Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. - М., 2006. - С.90.

Смерть была ничем иным как переходом в вечную жизнь, или почти вечную (пока тело в сохранности, и помнится имя). В первобытном обществе вместе с мертвым закапывали жену и все необходимое. Но уже за 3 тыс. лет до н.э. этот обычай изменился: на папирусе или прямо на стенах гробницы стали писать и изображать вещи и животных, а также рабов, которые могли там пригодиться. Хотя мелкие предметы обихода, драгоценности и одежду все равно продолжали складывать рядом с умершим. Пищу, которой Ка (душа) питается, тоже постепенно перестали приносить, вместо этого на папирусе перечислялась еда на каждый день, какой они хотели бы покормить своего предка. Поскольку загробная жизнь, в представлении древних египтян, была естественным продолжением жизни земной, а умерший воспринимался как реально существующий, способный к тому же принести вред или, наоборот, оказать помощь своим близким на земле, живые пытались иногда установить контакт с умершими родственниками посредством писем. В письмах излагались просьбы живых к умершему. Иногда просьбы сопровождались угрозами, ведь живой мог прекратить подносить дары умершему, прекратить отправлять его заупокойный культ и т.п. - словом, причинить покойнику всякие неприятности или, наоборот, начать относиться к нему более внимательно и чутко. Некоторые болезни живых считались следствием злых козней умерших. Это было одной из причин возникновения переписки: конфликт пытались уладить мирно.

Бальзамирование, способствовавшее увековечиванию личности, происходило по особой технологии. Удалялись внутренности, все кроме сердца там по представлениям египтян находились душа и сознание человека. Тело в течение 70 дней высушивали в натроне (соединение натрия). После чего оно оборачивалось тканью, довольно много слоев: так, один из фараонов был завернут в 900 кв. м. материи. Люди других сословий, кроме самых бедняков, также заворачивались в большое количество ткани. Видимо, ткань собирали всю жизнь.

Бессмертными становились, как и в любой другой культуре, естественно, только души праведников. При этом египтяне действительно верили, что достаточно отказаться в письменном виде от всех своих грехов, чтобы изгладить их из памяти людей и богов. После долгого и трудного путешествия по загробному миру душ(и) человека (видимо все пять в одном лице) должны были найти Великий Чертог Двух Истин (двух, потому что душе приходилось дважды клясться в своей невиновности). Там происходил своеобразный допрос, на котором душе приходилось отрицать свою виновность во всех существующих грехах (всего их насчитывалось 42). И если весы богини справедливости, правды и правосудия Маат показывали, что душа лжет, имя грешника объявляли несуществующим, а сердце отдавали на съедение богине Аммат Пожирательнице, чудовищу с телом гиппопотама, львиной гривой и пастью крокодила. Египтянин лишался жизни теперь уже навсегда. Если же весы справедливости оставались в равновесии, покойного признавали оправданным и бог Тот записывал имя египтянина на папирусе и после еще нескольких формальностей покойный отправлялся в страну вечного блаженства. Очень рано исключительное значение приобретают солнечные божества Ра, Атум, Амон. Особое место занимал культ царя, личность которого обожествлялась. Фараон играл главную роль в земледельческих мистериях - при начале разлива Нила он бросал папирус в реку с приказом начать разлив, он же начинал пахоту и срезал первый сноп нового урожая Рак И. Легенды и мифы Древнего Египта. - СПб.: Нева, 2007. - С.71.

С поклонением умершему царю связан культ всеегипетского бога Осириса, воплощающего животворящую силу природы. Плутарх передает подробности мифа об этом самом почитаемом в Египте боге, который был плодом любовной связи бога земли Геба и небесной богини Нут. Богиня Нут помимо Осириса родила Сетха, Исиду и Нефтиду. Согласно египетской мифологии, Осирис вывел египтян из состояния дикости, дал им законы, научил земледелию, выращивать виноград и хлеб. Повсюду его встречали с почестями, как благодетеля человечества. Но его брат Сет тайно вступил в сговор с 72 другими богами и убил Осириса и супруга его Исида родила в тростнике у Нила младенца Гора. Мальчика спрятали, Исида с помощью бога Ра и жрецов нашла мужа и воскресила его. Египетские источники дополняют рассказ Плутарха рассказом о ее поминальном плаче «Приди в свой дом!», который позднее стал прототипом всех причитаний по умершим. Обрядовый цикл, связанный с Осирисом, длится пять дней и превращается в настоящую мистерию. Обряды сопровождают звуки флейты, арфы, тимпана. Все украшено множеством цветов. Это действо можно считать началом театральной драмы.

Бог Солнца несомненно был самым главным. Но интересно восприятие этого бога: у него было несколько проявлений: утром это был бог Хепри в образе жука-скарабея, катящего шарик-солнце перед собой, в полдень бог Ра, человек с головой орла, а вечернее, умирающее солнце олицетворял бог Атум. Также солнечный бог изображался в виде сокола, иногда огромного кота, а также человека с головой сокола, увенчанный солнечным диском. Еще какая-то птица, которую греки называли фениксом, олицетворяла души бога Ра. Но все это был один бог, просто в разных своих проявлениях.

Анх - один из самых известных египетских символов, Ключ Жизни, древнейший символ. Анх состоит из нескольких элементов: вверху изображался круг - символизирующий солнце, мир божественный, а также вечное возвращение всех вещей. Вселенную, единую в непрерывном вращении. Под ним горизонтальная линия - горизонт, над которым изображено восходящее солнце, еще ниже изображалась вертикальная линия, символизирующая путь к божественному свету, который должен пройти каждый ученик.

Анх изображен в руках богов как эмблема Вечной Жизни и как «ключ» к таинствам Природы. Также обозначает Небесного Человека, который, как микрокосмос, является ключом мистерий Вселенной, или Макрокосмоса. Модификацией анха является тау, в котором отсутствует верхняя часть (круг) и который представляет Дерево Жизни, Равновесие и Справедливость.

Уджат - «Глаз Света», «Око Гора». По легенде Гор в битве с Сетом теряет свой физический глаз и получает от бога Тота глаз Уджат - глаз тайного сокровенного зрения души. Уджат является символом или принципом жертвы, позволяющей человеку двигаться по Пути. Он изображался в виде ока со слезой и спиралью под ним. Слеза символизирует жертву, а спираль - путь приобщения к Тайнам Вселенной, как напоминание о том, что лишь через жертву и отдачу человек может постичь сокровенные Тайны Природы.

Джед - означает «твердость», «прочность», «неизменность», «постоянство». Колонна стабильности. Символ, связанный с поиском и нахождением внутреннего центра, умением подчинять четыре плана персоны единой действующей воле.

Узел Исиды - один из атрибутов великой богини Исиды, представляющий пряжку ее пояса. Исида является покровительницей любви, и поэтому этот символ означает отказ от эгоизма, закон любви и отдачи. Также узел Исиды символизирует соединение неба и земли благодаря чистоте души, открывающей невидимую сторону вещей и явлений.

Собек - крокодил, охраняющий проход, охраняющий врата и пожирающий все временное и преходящее. Символ Собека часто связан с прохождением через испытания, с выбором.

Крюк и плеть - атрибуты фараона. Крюк символизирует умение привлекать и удерживать, выбирать лучшее, стоять на защите справедливости. Плеть фараона символизировала отсечение худшего, темного, не совместимого с Законом Маат.

Корона Верхнего и Нижнего Египта - двойная корона символизировала верховную власть над Верхним и Нижним Египтом и одновременно была символом объединения высшего и низшего ума, двух принципов, двух сторон существования.

В религии Древнего Египта особенно распространен культ Осириса, умирающего и вечно воскресающего бога плодородия и царя и судьи загробного мира, символизирующего животворные силы земли. Этому богу посвящено примерно около трети дошедших до нас египетских мифов.

Амон (Амун) Сокровенный или Незримый. Обычно Амона изображали в антропоморфном виде в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском, иногда с головой барана. Двумя другими священными животными бога были гусь и змей. Он участвовал в сотворении этого мира по некоторым мифам.

Хапи - бог Нила, дарующего жизнь Египту, и потому любимый во всей долине. Начало разлива, приход Хапи, было праздником Нового года, когда реке приносили жертвы (в исторические времена свитки папирусов со списками жертв). Изображали бога тучным человеком в короне из папируса, с крупными рыбинами или высокими сосудами в руках, из которых льется вода.

Атон - живой солнечный диск. Культ Атона как единого бога существовал благодаря Аменхотепу IV Эхнатону. Имя Аменхотеп, что означало Амон доволен, на пятом году царствования царь сменил на имя Эхнатон, означавшее Полезный Атону, и провозгласил главным божеством Солнце владыку всего сущего на Земле. Культы остальных богов были запрещены, многочисленные жрецы остались не у дел, утратив привычное высокое положение. Но после смерти фараона культ Атона, как того и следовало ожидать, был запрещен.

Анубис согласно текстам пирамид главный бог в царстве мертвых (видимо, после Осириса), изображался в виде лежащего черного шакала или собаки, или человека с головой шакала.

Апис - священный бык, божество плодородия, почитавшийся в течение всей истории Египта до принятия христианства.

Меретсегер Любящая молчание - ее изображали в виде кобры с раздутым капюшоном или женщины с иероглифом запад на голове.

Хнум - бог плодородия, демиург, слепивший на гончарном круге людей и их Ка (двойников), а в греко-римский период считали, что он слепил всю вселенную. Изображался в виде барана или человека с головой барана.

Охранительницы детей богини Месхент, Таурт и мохнатые уродцы-карлики Бэсы. Таурт (Таурет) богиня, почитаемая как покровительница родов и материнства, охранительница дома. Изображалась в виде стоящей на задних лапах беременной самки гиппопотама, опирающейся на иероглиф защита. Интересно, египтяне считали, что все дети наделены вещим даром; по крикам детей, играющих возле храмов, можно было предсказывать будущее. Для этого надо было мысленно спросить о чем-нибудь богов, потом сразу же выйти во двор: первое услышанное слово, произнесенное ребенком, и было ответом.

Египетский скорпион был воплощением богини Серкет, культ которой не был связан с каким-либо определенным местом. Богиня эта нередко упоминается в религиозных и магических текстах Овчинникова А.Г. Легенды и мифы Древнего Востока. - СПб.: 2012. - С.197.

Для культа животных типична противоречивость отношения человека к обожествленному животному или растению. Возьмем для примера льва, обожествленного в ряде местностей и занимающего видное место в мифологии. Лев считался воплощением царя, однако это обстоятельство нисколько не мешало царям охотиться на льва и даже хвастаться своими охотничьими трофеями. Наряду с обожествленными змеями в текстах нередко упоминаются змеи, воплощавшие силы зла и тьмы. Встречаются магические тексты с заклинанием против змей.

Быки, как и другие животные, считались священными. Отождествлялись с богом Аписом. Перед принесением в жертву их тщательным образом осматривали. Исследование проводил специально назначенный для этого жрец. Если находили хоть один черный волос на животном, оно считалось нечистым. Потом осматривали язык, чист ли он от особых знаков. Жрец также осматривал волосы на хвосте, чтобы узнать правильно ли они растут. Если животное оказывалось чистым по всем статьям, рог ему обвивали папирусом и ставили на нем печать. Бык был готов для принесения в жертву. За принесение в жертву неотмеченного животного полагалась смертная казнь. Отмеченное животное подводили к алтарю и зажигали огонь. Затем совершали возлияние вином над алтарем, где лежала жертва, и, призвав божество, закалывали животное, а потом отрубали ему голову. Голову эту выбрасывали в Нил, произнося над ней заклинание, суть которого заключалась в том, что если Египту грозит беда, то пусть та беда падет на эту голову, а не на Египет. В силу этого обычая ни один египтянин не мог употреблять в пищу головы каких-либо животных.

Свинью египтяне считали нечистым животным. И если кто-то, проходя мимо свиньи, нечаянно задевал ее, то сразу же шел к реке и прямо в одежде погружался в воду, дабы смыть с себя прикосновение нечистой. Свинопасам, единственным из египтян, не было дозволено вступать ни в один египетский храм. Свиней не приносили в жертву богам. Было только одно исключение: в день полнолуния их приносили в жертву Исиде и Осирису и съедали жертвенное мясо, в другие же дни никто свинину не ел. Египтяне очень строго соблюдали религиозные обряды.

Все животные, которые есть в Египте, как домашние, так и дикие, считались священными. Для ухода за животными каждой породы назначались особые служители мужчины и женщины, причем та должность переходила по наследству от отца к сыну. Каждый житель города выказывал свое благоговение перед животными. Если кто-либо умышленно убивал животное, его карали смертью; если случайно, то он платил штраф, установленный жрецами. А за убийство ибиса или ястреба, казнили в любом случае. Если в доме умирала кошка, то все обитатели дома сбривали себе брови. Если собака то все стригли себе волосы на теле и на голове. Трупы кошек отвозили в город Бубастис, бальзамировали и погребали там в священных землях. Собак и мангустов хоронили в своем городе в священных гробницах. Землероек же, ястребов и ибисов отвозили хоронить в другие города. Медведей (редких в Египте), волков и лисиц хоронили там, где находили их мертвыми. Найдены гробницы священных соколов.

В некоторых областях Египта священными считались крокодилы. Себек (Собек, Собк) бог-крокодил, опасный хищник представлен в мифах амбивалентно: защитником богов и людей или их врагом. Жители Фив содержали дома по одному ручному крокодилу. В уши ему вдевали серьги из стекла с золотом (стекло в Египте было очень редким и ценным предметом в то время), а на передние лапы надевали кольца. Их кормили специальной священной пищей, заботливо ухаживали за ними, а после смерти бальзамировали и погребали в священных покоях. Но в других землях с ними обходились как с врагами и даже не употребляли в пищу.

Важное место в древнеегипетской мифологии занимает бог Тот (бог луны, мудрости, письма и счета, покровитель наук, писцов, священных книг и колдовства).

О влиянии религии на архитектуру свидетельствуют великие пирамиды Древнего царства. Вместе с тем это не просто заупокойные сооружения, но символы власти царя, стоящего во главе сильного централизованного египетского государства. Фараоны высоко чтили архитекторов своих пирамид, и их статуэтки хранились в царских гробницах. Среди архитектурных шедевров Египта важное место занимают величественные храмы в Карнаке и Луксоре, террасные храмы Хатшепсут, украшенные ее прекрасными статуями, храм Рамсеса II в Абу-Симбеле и др. Монте Пьер. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. - М.: 2010. - С.187

Египетская скульптура рано приняла портретные черты, что связано с практикой мумификации, когда изготовлялась гипсовая маска.

Большое развитие получили в Египте научно-практические знания - строительное дело, математика (в частности - геометрия), астрономия. Египтяне почти точно подсчитали число «пи» - 3, 16. Их календарь насчитывал 360 дней плюс 5 дней на религиозные праздники. С небольшими поправками при Юлии Цезаре этим календарем Европа пользовалась до 1582 г., а Россия до 1918 года.

Мумификация способствовала развитию медицины, в частности, хирургии. 42-х метровый медицинский папирус Эберса свидетельствует, что египтяне хорошо знали функции человеческого организма и умело врачевали людей Ларченко В.Н. Культура Древнего Египта. - М.: Арт-Родник, 2010. - С.21.

Многовековая египетская цивилизация внесла огромный вклад в культурный фонд человечества. Она оказала мощное влияние на культуру народов Финикии, Сирии, Палестины, Эфиопии, Нубии, коптов, хеттов, ливийцев, весь античный мир, передавший ее наследие европейцам.

Египет дает нам самый яркий пример той стадии становле­ния древней восточной культуры, где практические достиже­ния и развитость прагматически ориентированной рацио­нальности сочетается с основополагающей ролью чувств и об­разов, доставшихся в наследство от первобытного мифа.

Истоки египетской культуры лежат в глубокой древности. Хронологически история Древнего Египта делится на:

    Древнее царство: 3197-2160 гг. до н. э.

    Среднее царство: 2160-1580 гг. до н. э.

    Новое царство: 1580- 1100 гг. до н. э.

    Поздний период: 1100 г. до и. э. - 395 г. н. э.

В III тысячелетии до н. э. Нижний, Средний и Верхний Египет, представлявшие собой три само­стоятельных государства, объединились. С этого события и начинается развитие культуры и истории Древнего Египта.

В последний период Египет теряет свое могущество, и его постепенно завоевывают другие народы: персы, ассирийцы, греки, римляне, византийцы. В раннем средневековье в Еги­пет проникает ислам.

Географическое положение

Древнеегипетское государство зародилось вдоль реки Нил, на севере Африки. Его местоположение обусловливалось пло­дородием иловых почв, образованных разливами Нила, и воз­можностью получать несколько урожаев в год. Этот геогра­фический и климатический фактор сыграл решающую роль в экономическом и политическом развитии Египта.

Административное деление на номы (сельскохозяйствен­ные общины), которыми управляли номархи, позволило обес­печить четкое управление страной.

Особенности мировоззрения

Социальное устройство. Схема социального устройства напоминает пирамиду: вершину занимал фараон (царь), со­средоточивший в одном лице все формы власти. За ним - жрецы, министры, военачальники, номархи. Следующую, более нижнюю ступень занимали писцы, сборщики налогов, контролировавшие исполнение законов. Ступень ниже - крестьяне, еще ниже - ремесленники, торговцы. В подно­жье пирамиды - рабы, не имевшие никаких прав. Ряды ра­бов пополнялись военнопленными: Египет вел завоеватель­ные войны.

Более трех тысяч лет египетское государство было самым могущественным для своего времени. Тому способствовали крепкая государственная власть, налаженная система управ­ления, совершенное по тому времени законодательство, вы­сокая культура земледелия, развитие науки и огромная роль религии в жизни египтян (самого религиозного народа в ис­тории древнего мира).

Религия.

Древний Египет считается классической страной поклонения богам в виде животных. Помимо общеегипетских, у каждой группы населения были еще свои местные священ­ные животные. Египетские боги имели суровый, «звериный» облик и должны были устрашать, заставлять бояться, пови­новаться и поклоняться.

Боги в изображении древних египтян - это существа с че­ловеческим телом и головами животных, их божественность здесь изображается через образы существ, населяющих свя­щенную природу.

Наиболее распространенные древнеегипетские культы: культ животных, культ Нила, культ фараона, культ Солнца, культ мертвых (заупокойный культ), культ Осириса (культ природы).

Культ животных самый древний. Наиболее популярные боги-животные - крокодил, кошка, бык, змея, корова, жук-скарабей. Во все периоды своей истории Древний Египет предпочитал солярный культ (культ солнца), связанный с поклонением Солнцу (Ра) и обожествлением фараона. Бог Амон - покро­витель фараонов - символизировал их божественное про­исхождение от Ра, а соединение двух божеств в одно (Амон- Ра) утверждало тождественность Солнца и верховного пра­вителя.

К пантеону главных богов можно причислить Осириса, бога мертвых, культ которого олицетворял поклонение уми­рающей и вечно возрождающейся природе. С этим культом связано поклонение Исиде (богине плодородия), ее сыну Гору и Тоту (богу мудрости). Их антиподом был бог зла - Сет.

Одной из особенностей древнеегипетских верований, оп­ределивший характер древнеегипетского искусства, являет­ся заупокойный культ, в основе которого - вера в загробную жизнь и бессмертие души («Ба») и ее покровителя («Ка»). По представлениям египтян, человек состоит из двух элемен­тов - материального (тела) и духовного («Ка» и «Ба»), Пос­ле смерти душа покидает тело через глаза и ее ждет суд Оси­риса. Душа грешника должна быть отдана на растерзание чу­довищу с головой крокодила и туловищем собаки. Душе пра­ведника уготована вечная жизнь, для чего ей необходима вне­шняя оболочка. Следствием этих представлений является бальзамирование (изготовление мумий). Мумию могла заме­нить статуя - точная копия умершего. Заупокойный культ привел к развитию химии, медицины (хирургии), искусства скульптурного портрета.

Большинство обрядов Древнего Египта было связано с Ни­лом - источником процветания государства. Праздники в честь Нила были важными государственными земледельчес­кими праздниками, такими, как праздник первой борозды или начала жатвы. При наступлении времени разлива Нила фа­раон бросал в реку папирус с приказом о начале разлива, он также начинал пахоту, срезал первый сноп нового урожая.

Таким образом, религиозная система египтян с развитым культом богов и мертвых, устойчивая и консервативная, скреп­ляла все проявления культуры, искусства, науки в единый иде­ологический монолит.