Когда африканские рабы появились в европе. Первые африканские интеллектуалы в европе Когда африканские скульптуры попали в европу

Вопрос об отношении к африканскому искусству является частью вопроса об отношении к самобытным культурам, которые склады-вались вне сферы влияния европейской цивилизации. Это вопрос о том, могут ли быть найдены точки соприкосновения между раз-личными культурами, возможно ли установление подлинного глубо-кого взаимопонимания между народами разных наций, рас, кон-тинентов.

Сторонники превосходства европейской культуры, так же как и приверженцы негритюда, исходя из якобы существующего коренного различия между «культурой черных» и «культурой белых», говорят об особом пути развития африканского искусства, не имеющего, по их мнению, ничего общего с историей искусства других народов. Не прекращаются споры о том, какое место в мировом искусстве зани-мает искусство народов Африки и какую роль оно играет в совре-менной художественной практике.

А пока идут споры, вопросы решаются самой жизнью, сфера взаимопонимания в области культуры медленно, но неуклонно рас-ширяется.

Европейский миф о примитивности африканского искусства

Почему же африканские маски и статуэтки, расцениваемые ныне как непревзойденные образцы пластического искусства и вот уже почти полвека оспариваемые друг у друга крупнейшими музеями мира, составляющие гордость всякой художественной коллекции, ха-рактеризовались еще в XIX в. как «грубые поделки дикарей», «при-близительные и неумелые изображения людей, гениев и богов»?

В середине и второй половине XIX в. африканское искусство в Европе не могло быть признано ни теоретически, ни практически. Такое «неприятие» было обусловлено, с одной стороны, научной, с другой — эстетической ограниченностью того времени. По удач-ному выражению французского африканиста-искусствоведа Жана Лода, «Европа в эвфории своей первой индустриальной революции вырабатывает понятие прогресса, следуюндего по прямой, бесконечно восходящей линии. Это понятие, взятое "ИЗ области техники, было непосредственно перенесено в область морали, социальных отноше-ний, искусства. Технический прогресс является условием прогресса морального, развития искусства и литературы. Уровень развотия неевропейских цивилизаций определяется по уровню их технического развития».

Общими характеристиками произведений африканского искусства являются: сильный драматический и отсутствие натурализма. Талантливый искусствовед В. Марков отмечает: «Посмотрите на какую-нибудь деталь, — пишет он, — например, на глаз, это — не глаз, иногда это щель, раковина или что-нибудь ее заменяющее, а между тем эта фиктивная форма здесь красива, пластична — это мы и назовем пластическим символом глаза...». Искусство негров обладает неисчерпаемым богатством пластических символов и практически нигде нет реальных форм.

Открытие африканского искусства

Африканское искусство в Европе долгое время считалось просто модным увлечением.

Так пазы-ваемое негрофильство, в Западной Европе достигло своего апогея в начале 30-х годов XX в. В то время ювелиры имитируют африкан-ские украшения, джаз становится характернейшим фоном времени, обложки книг и журналов украшаются изображениями африканских масок. Африканскую скульптуру разыскивают и скупают не только ее настоящие ценители и «первооткрыватели» — поэты, писатели и худож-ники. Африканские изделия активно приобретают обыкновенные коммерсанты, снобы и все увлеченные остро-той новизны.

Можно себе представить их удивление и разочарование, если бы они узнали, что первые коллек-ционеры африканской скульптуры появились в Европе в 15 веке и выставлялисб в так называемых "кабинетах курьезов". Среди находившихся там предметов было немало африканских художественных изделий. Художественные изделия африканских ма-стеров пользовались в то время в Европе большим спросом. Они даже превратились в особый предмет импорта, и португальские торговцы заказывали в Африке всевозможные предметы из слоновой кости, которые наперебой раскупались европейскими королевскими дворами. Основную массу их составляли резные, богато украшенные рельефами кубки, перечницы, солонки, ложки, вилки и т. п. Приобретались также и отдельные предметы искусства.

Основная масса изделись были явным образом европеизированы. так как изготовлялись африканскими ремесленниками по заказам европейских каторговцев. Естественно, что в таком приглаженном виде, приспособленном к европейским вкусам, изделия были более приемлемы для коллекционеров, чем традиционное африканское искус-ство. Они занимало значительно большее место в домаш-них музеях XV—XVH вв., нежели деревянные идолы, культовое назначение которых затрудняло их приобретение, а непривычный облик и простой материал (дерево) не способствовали их сохране-нию. И все же от этих коллекций кое-что осталось. Некоторые вещи сохранились в музеях Ульма и Дрездена (старая коллекция Вейде-мана). Но мы почти ничего не знаем о том, где и когда они были приобретены.

В 1906 г. Пикассо начал писать большую картину, названную позднее «Авиньонские девушки». В том же году возвращавшийся с этюдов Вламинк, зайдя в бистро на берегу Сены, вдруг обратил внимание на небольшую скульптуру, стоявшую на стойке среди бутылок. Деревянная скульптура, поразившая его своей необык-новенной пластичностью, оказалась африканской статуэткой. Откры-тием Вламинка живо заинтересовались Матисс, Дерен и другие художники; в то же время Матисс приобретает несколько африкан-ских масок... С этого момента африканские статуэтки и маски ста-рательно разыскиваются и скупаются художниками и коллекционе-рами, среди последних много молодых поэтов и писателей, имена которых теперь известны всему миру. В числе нескольких самых первых ценителей африканской скульптуры был и известный русский коллекционер Сергей Щукин, которому наши собрания традицион-ного искусства обязаны несколькими редкими деревянными статуэт-ками, поступившими в его знаменитую художественную коллекцию до 1914 г.

Осенью 1907 г. Пикассо заканчивает «Авинь-онских девушек». Освистанная при своем появлении не только прес-сой и широкой публикой, но и художниками, спустя несколько деся-тилетий картина стала рассматриваться специалистами как одно из крупных событий в истории западного искусства. Эту картину называют иногда «холст-перекресток». В ней скрещиваются и синтезируются существенные элементы различных стилей от Эль Греко и Гогена до Сезанна и африканской скульптуры. Причем ярче всего выражено именно по-следнее—не случайно этот и последующий периоды творчества Пикассо известны как «негритянская эпоха».

Немецкие экспрессионисты по-своему восприняли уроки афри-канского искусства. С одной стороны, поверхностное знакомствос «примитивным» искусством провоцирует их иа создание довольно туманных теорий относительно «необходимости возврата к инстинк-тивному творчеству»; с другой — они чаще всего попросту воспроиз-водят в своих работах африканскую или океанийскую скульптуру, используя ее в качестве элементов натюрморта или заменяя изобра-жение человеческих лиц красочным изображением масок.

Африканская скульптура явилась источником вдохновения для творчества представителей немецкого экспрессионизма — Э. Нольде, Э. Хирхнера и др. Способность к синтезу, которая характеризует искусство Черной Африки, до сих пор является одним из направлений художественных поисков мировой культуры. Чарам африканской культуры подвержены были такие поэты и писатели, как Гийом Апполинер, Жан Кокто и др., а художественные круги с энтузиазмом встретили сборники мифов, поэзии и легенд, собранных на Черном континенте Лео Фробениусом, а затем опубликованных в многочисленных книгах и статьях.

Искусство и быт

Первое, что бросается в глаза при знакомстве с историей и культурой африканских народов, — это то, что художественное твор-чество пронизывает весь быт африканцев и так органично сливается с утилитарной деятельностью, что порой эти стороны невозможно отделить одну от другой. Танцы и пение не являются здесь исключительно привилегией праздника, досуга, они сопровождают различные ритуальные церемонии и полевые работы н даже похо-роны.

Изобразительное искусство также не составляет особой области, изолированной от повседневной деятельности. Утилитарные предметы —это в то же время предметы искусства. Вот, например, выре-занные из дерева человеческие головы, фигуры птиц и животных — их вполне можно принять за мелкую пластику (чем они в известном смысле и являются); оказывается, это детали ткацкого станка. Литые бронзовые, необыкновенно тонко моделированные фигурки черепах, ящериц, рыб, крокодилов — гирьки для взвешивания золота. Чаши, различные инструменты, табуретки, подголовники — все это утилитар-ные предметы большой художественной ценности, а может быть, произведения искусства, имеющие утилитарное назначение? Скорее, последнее.

Африканское искусство существует в связи с повседневным отношением к жизни, использующим символы для защиты от дурного глаза и вторжения «неведомых», чуждых сил, злых или добрых. Подход африканца к произведениям искусства - фетишизм. Именно эту черту уловил Пикассо, когда он впервые соприкоснулся с африканским искусством во Дворце Трокадеро: «Я понял, для чего негры использовали свои скульптуры. Зачем было творить именно так, а не как-нибудь иначе? В конце концов, они же не были кубистами! Ведь кубизма просто не существовало... Но все фетиши использовались с одной целью. Они были оружием. Чтобы помочь людям не попасть вновь под влияние духов, чтобы помочь им стать независимыми. Это орудия. Придав духам форму, мы обретаем самостоятельность. Духи, подсознательное (об этом в то время не очень-то рассуждали), эмоции — все это вещи одного порядка».

Скульптура и Маски

Обращаясь же собственно к скульптуре и скульптурной резьбе, следует для удобства ознакомления с нею распределить ее произведения по трем основным жанровым группам. Первую группу составляют резные скульптуры из дерева. Это в основе своей изображения различных духов, предков или определенных исторических лиц, а у племен с развитой мифологией — и богов. Вторую группу составляют маски, употребляемые в обрядах посвящения юношей и девушек в члены племени. В эту же группу входят маски колдунов, танцевальные маски и маски тайных союзов. Наконец, третью группу составляет скульптурная резьба, украшающая самые разнообразные предметы культа и домашнего обихода.

Особенности африканской скульптуры . Характерно для своеобразного понимания законов художественного обобщения формы (то есть выделения главного, самого существенного в образе) отношение мастеров африканского искусства к вопросу о передаче пропорций человеческого тела. Вообще мастер способен к верной передаче пропорций п, когда считает нужным, вполне удовлетворительно справляется с задачей. Обращаясь к изображению предков, художники часто создают достаточно точные по пропорциям изображения, поскольку в этом случае желательно наиболее точно и полно передать все характерное в строении человеческого тела. Однако чаще всего африканский скульптор исходит из того положения, что наибольшее значение в образе человека имеет голова, в частности лицо, могущее приобрести огромную экспрессивную выразительность, поэтому он с наивной прямолинейностью концентрирует внимание на голове, изображая ее непомерно большой. Так, например, в фигурах баконго, представляющих духов болезней, головы занимают до двух пятых размера всей фигуры, что давало возможность с особой силой впечатлять зрителя устрашающей экспрессией лица грозного духа.

По сравнению с головой туловище трактуется упрощеннее. На нем тщательно отмечается лишь то, что существенно с точки зрения мастера: признаки пола и татуировка. Что же касается деталей одежды и украшений, то они изображаются редко. Функция деталей носит в основном ритуальный характер, помогающий «узнаванию» того или другого персонажа. Отсюда и та свобода, с которой эти детали приобретают сами стилизованную декоративную трактовку или вплетаются в общую заостренно выразительную по своим ритмам композицию целого. Сила африканских скульптур обусловлена не только и не столько этими реалистическими деталями. Большое значение имеет убедительность ритмов скульптуры , передающих характер и суть движения. Другое свойство - повышенная экспрессия в передаче общего эмоционального состояния образа: устрашающий гнев, спокойствие, мягкая гибкость движения или же его напряженная порывистость и т. д.

Африканская скульптура редко окрашивается. Обычно она сохраняет естественный цвет дерева. Материалом для скульптуры почти всегда служит так называемое красное или черное дерево, то есть наиболее плотные и твердые породы. Обрабатывать мягкие породы деревьев легче, но зато они нестойки. Фигурки, изготовленные из мягких пород деревьев, ломки, хрупки и подвержены нападению муравьев — термитов. Резные изображения, сделанные из твердых пород дерева, по-видимому, никогда не раскрашиваются, напротив, сделанные из легких пород почти всегда полихромны. Может быть, это связано каким-либо образом с попыткой предохранить их от разрушения.
Хотя статуэтки раскрашивались довольно редко, но зато почти всегда их украшали или, точнее, дополняли одеждой и украшениями. На руки фигурок надевали кольца, на шею и туловище — бусы, на бедра надевали передник. Если статуэтка представляла собой духа, к которому обращаются с просьбами, то нередко ему в дар приносили бусы, раковины каури, которые сплошь закрывали все изображение.

В африканской палитре существует только три цвета: белый, черный и красно-коричневый. Основанием для белых красок служит каолин, для черной — уголь, для красно-коричневой — красные сорта глины. Лишь в полихромных скульптурах некоторых племен встречается желтый цвет, или, как его называют, «цвет лимона». Голубой и зеленый цвет встречаются только в скульптуре и росписях Дагомеи и южной Нигерии. В связи с этим небезынтересно отметить, что в большинстве африканских языков существуют обозначения только для черного, белого и красно-коричневого цвета. Все темные тона (в том числе и темно-синее небо) называются черными, светлые (в том числе и светло-голубое небо) — белыми.

Символизм африканской маски . В начале 20 в. в европейской драматургии произошло возвращение к маске-типуи было связано с театральными поисками новых универсалий в изображении человека. Так, А.Блок в драме Балаганчик (1906) на основе трио масок итальянской народной комедии (Арлекин - Пьеро - Коломбина), изменив сюжетное соотношение масок и их ролевые функции, создал философские маски символизма. Экспрессионистический вариант драматургии «театра масок» предложил Л.Андреев в Жизни человека (1906): главный персонаж этой драмы Человек лишен не только личного имени и родовой фамилии, но и всех прочих индивидуальных качеств и представляет, вероятно, один из наиболее обобщенных драматургических типов-масок - всякого человека, человека вообще. «Театр социальной маски» создал В.Маяковский в Мистерии-буфф (1917): персонажи этой пьесы делятся на две группы «социальных масок» - «чистых» и «нечистых», иными словами - «эксплуататоров» и «угнетенных», а каждое действующее лицо по отдельности представляет лишь вариант этих двух основных «социальных масок». Идею «театра социальной маски» развивал в первой половине 1920-х В.Э.Мейерхольд, объединивший вокруг своего театра ряд авторов (С.Третьяков, А.Безыменский и др.), работавших в тех же формально-эстетических принципах, что и он сам.

В Африке каждая маска создается для оосбой цели, чаще всего - для особого танца, который должен проявить ее характер и подчеркивают ее доброе или злое начало. Маска племени ньоро надевалась в танце, изображавшем борьбу против духа Каумпули - бога чумы. Маска народа торо показывала людоеда, который охотился за маленькими детьми. Костюмы и маски концентрируют внимание на духовной сущности танца. Личность танцора совершенно безразлична, а его мастерство второстепенно по сравнению с религиозным смыслом исполняемых им движений.

Вера танцоров в силы, которые проявляют себя через маску, порой настолько сильна, что исполнители отождествляют себя с изображаемым духом и на время впадают в транс. Этого момента ждут старшие. Каждый по-своему, они начинают толковать движения танцора, в которого "вселился" дух маски.

В сознании африканцев всегда присутствует религия. В скульптурах и масках, с их точки зрения, материализуется дух умерших предков или богов. Африканские маски, по мнению Громыко, не просто предмет искусства, а окна в другой мир, позволяющие общаться с предками, а при их помощи — уже с «высшей силой».

Испокон веков люди затевают маскарад не просто, чтобы повеселиться. Это сложный обманный ритуал, задача которого, во-первых, перевоплотиться в это самое божество или хотя бы его наместника, а во-вторых — скрыться от всевидящих глаз божества, убедить его, что ты исчез или умер, чем и ушел от наказания.
Маскарад - обязательный элемент ритуалов тайных военно-мистических обществ, которыми так богата Африка. Интересно, что есть как мужские общества (например, Поро), так и женские (Санде, Бунду), у каждого — свои боги и предки. И свои маски, которые одевают во время обрядов инициации, праздников. Исполнять образ Бога-Предка на празднике — большая ответственность. Если танцор оступится и упадет — его казнят. Но все искупает восторг зрителей, который достигает пика, когда маска сбрасывается: вместо грозного духа, зрители видят милые черты соплеменника.

Необходимо обратить внимание на еще одну характеристику искусства Черной Африки, а именно: искусство является исключительно делом мужчин. Маски, повсеместно используемые в Африке в развлечениях, танцах и обрядах, принадлежат только мужчинам и их, подобно ритуальным предметам, запрещено касаться женщинам. Сейчас нам известно значение многих масок. Так, маски, на которых видим комбинацию анималистических форм: пасть гиены, клыки дикого кабана, рога антилопы, хвост хамелеона, образующие целое, означают хаос в мире. Тайные негритянские союзы использовали маски во время выполнения своих судебных церемоний.

Антропоморфные маски чаще всего связаны с культом предков. Они отличаются тонкой моделировкой, гладкой черненой фактурой, оригинальным зигзагообразным орнаментом. Зооморфные и зооантропоморфные маски используются в обрядах плодородия. Зооморфные маски-шлемы, изображающие обезьян, буйволов, слонов, леопардов, в известном смысле противоположны антропоморфным маскам-личинам, так как они представляют дикий, первозданный мир бруссы, противостоящий возделанным, окультивированным землям селений.

Почти всегда маска делается из одного куска дерева. Ее укрепляют на голове в различных положениях. Она может быть укреплена на темени, может закрывать всю голову, может закрывать только лицо. Настоящие старинные маски производят впечатление высокой художественности. Даже в том случае, когда перед нами маска с весьма причудливой трактовкой звериной морды, она производит впечатление своей выразительностью: открытый рот, устремленные на зрителя глаза невольно приковывают внимание. Для того чтобы усилить выразительность масок этого типа, художники прибегают к весьма своеобразным приемам. Например, глаза и рот трактованы в виде цилиндров, выступающих вперед с плоской поверхности лица. Нос соединяется со лбом, и надбровные дуги дают тени вокруг глаз. Таким образом лицо получает исключительную выразительность. Маскам, как правило, присущ определенный внутренний ритм; они создаются, так сказать, в определенном «эмоциональном ключе».

В последние десятилетия скульптуры и маски в связи с постепенным преодолением восходящих к первобытным временам верований и обычаев теряют свой магический и религиозный характер. Во все большей степени они производятся на рынок для заезжих и местных любителей искусства. Культура их исполнения, естественно, при этом падает.

Наскальное искусство

Эфиопия . Тем же периодом датируются фрагменты наскальной живописи в Эфиопии, находящиеся на территории Эритреи, в гротах Каррора и Баати-Суллум, изображающие быков с длинными, причудливо изогнутыми рогами. Стройные стилизованные фигуры этих животных располагаются плотными рядами один за другим, составляя обширные композиции, покрывающие снизу доверху стены пещеры. Человеческие изображения очень различны. Иногда это массивные фигуры на коротких ножках, иногда - неестественно вытянутые и суженные в талии фигуры вооруженных людей. Встречаются сцены охоты, сражения, танца, жанровые сценки. Искусство Эфиопии следует той же стилистической эволюции, что и в других районах: поздние изображения становятся все более схематичными и постепенно превращаются в символические знаки, в которых с трудом можно узнать фигуру животного или человека.

с выставки в ГМИИ им. А.С. Пушкина
текст и фото: Черномашенцев Владимир

«Искусство Тропической Африки из коллекции М. Л. и Л.М. Звягиных»
Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музей личный коллекций

Выставка работает 29 апреля - 28 августа 2011 года
ВНИМАНИЕ! Работа выставки продлена до 28 августа 2011 года.

На правах хозяина музея первой выступила Ирина Антонова - директор Пушкинского музея. Её речь разрушила представление о том, что ГМИИ впервые принимает в своих стенах искусство с Черного континета. Новое для музея изобразительных искусств направление оказалось совсем не таким уж и новым. Первая африканская скульптура впервые появилась в России в собрании московского коллекционера Сергея Ивановича Щукина. Он приобрёл её в 1910-е годы в Париже по совету художника Пабло Пикассо. После революции несколько африканских экспонатов из коллекции Щукина перекочевали в собрание ГМИИ . Не имея полноценного раздела этнического искусства, музей не мог экспонировать скульптуры в штучном количестве. Можно догадаться, что текущая выставка - самый серьезный показ самых первых африканских экспонатов из собрания музея:

Деревянные резные произведения датируются второй половиной 19 века.

Ирина Антонова сказала, что музеи африканского искусства - именно искусства, а не этнографии - достаточно распространённое явление для художественной жизни Европы и США. В то время как на российском музейном пространстве Африка - своего рода огромное "белое пятно", если так можно выразиться по отношению к Черному континенту. Коллекция М.Л. и Л.М. Звягиных нарушает столь печальную традицию. Высочайший художественный уровень собрания Звягиных, частично переданного в Пушкинский музей, начинает демонстрацию нового для российского зрителя искусства. Пока в рамках Музея частных коллекций, но по мере расширения музейных площадей возможно создание постоянной экспозиции.

Выступление директора ГМИИ Ирины Антоновой и Леонида Михайловича Звягина.

С ответным словом, как это обычно водится, выступил гость - создатель собрания Леонид Михайлович Звягин . Он открыл секрет, каким образом ему удалось за несколько десятилетий сделать столь сильную колллекцию далекого от России искусства. Выяснился крайне интересный момент: начало положили европейские покупки предметов африканского искусства. В конце 80-х годов Л.М. Звягин приобрёл в Германии свои первые экспонаты на деньги, вырученные от продажи собственных картин. Основной же костяк коллекции формировался не в Африке, как мне думалось поначалу, а ещё в более далекой от России, да от самой Африки стране - США.

Звягин прожил несколько лет в США, где нашёл богатейший рынок африканского искусства. Лучшие образцы вывозились с Черного контитента, легально и не совсем легально - ничего не поделать, доллары притягивают даже искусство. На вернисаже с удивлением высказался дипломат-представитель МИД РФ - он в Африке не видел таких сильных произведений искусства, какие смог отобрать Леонид Михайлович Звягин в американских антикварных лавках и магазинах. Удивительно, но в современном мире оказывается возможным создать отличную коллекцию африканского искусства не тратя время и силы на поездки в далекую экзотическую сторону.

Правитель (оба) в воинском облачении. Бенин, Нигерия. Бронза. Фрагмент

Музыкант, играющий на роге. Бенин, Нигерия. Бронза. Фрагмент

Привычный музейный интерьер, бывший когда-то дворовым экстерьером московской усадьбы, не гармонирует с африканскими идолами и фантастическими ритуальными персонажами. И лишь в нейтрально оформленных музейных залах визуальные противоречия пропадают, и тогда внимание зрителей фокусируется на главном предмете - коллекции Звягиных.

Сидящая женщина с сосудом. Культура Дженне, Мали. Терракота.

Маска в виде женского торса. Йоруба, Нигерия. Дерево

Маска ммво. Игбо, Нигерия. Дерево. Фрагмент

Досматриваю сейчас 7 сезон "Игр престолов" и прочитав заголовок "Что выгнало андалов и первых людей из Африки?" сначала подумал не по теме. Но давайте все же по теме.

По имеющимся на сегодняшний день данным первые люди появились в Африке (ранее считалось, что около 100 тысяч лет назад, но буквально в этом году граница сместилась еще на 200 — 250 тыс. лет.), а потом наши предки 65 — 55 тыс. леи назад мигрировали из Африки в Европу, Малую Азию и на Арабский полуостров и уже оттуда расселились по всей планете, добравшись да Австралии и Америк.

Причиной, побудившей первых людей выйти из Африки и искать себе нового дома, считается климат, но какие именно погодные условия толкнули людей на великое путешествие?

Пока что это остаётся неизвестным — в частности, потому, что 60 тысяч лет назад наши люди не вели записей о состоянии климата. Судить о том, что происходило тогда в Африке, можно только по косвенным признакам — например, по осадкам на дне моря, как поступили геолог Джессика Тирни (Jessica Tierney) из университета Аризоны.

Группа под руководством Тирни проанализировала наслоения осадочных пород в Аденском заливе и оценила динамику содержания в них алкенонов — органических соединений, которые вырабатывают водоросли. Состав и количество алкенонов варьируется в зависимости от температуры воды. По алкенонам учёные реконструировали средние температуры воды у поверхности залива с шагом в 1600 лет за последние 200 тысяч лет. А анализ содержания органических осадков — листьев, унесенных ветром в океан и осевших на дне — позволил получить данные о количестве осадков.

Объединив данные о температуре и влажности, учёные установили, что в промежуток между 130 и 80 тыс. лет назад в Северо-Восточной Африке климат был влажный и тёплый, а Сахара, ныне пустынная, была покрыта зелёными лесами. А вот в период 75 — 55 тысяч лет назад наступила продолжительная засуха и похолодание; генетики свидетельствуют о том, что на это же время приходится начало переселения в Европу из Африки. Возможно, именно опустынивание и похолодание подтолкнуло людей к поиску новых территорий, считает Тирни.


Несмотря на относительную точность оценки состояния климата по методике Тирсли, ее догадки о причинах выхода человечества из Африки остаются догадками, поскольку датировки самого этого события крайне приблизительны. Недавние исследования указывают на присутствие Homo sapiens на Суматре уже 63 тысяч лет назад, а в Австралии — уже 65 тыс. лет назад, а значит, выйти из Африки они должны были раньше, чем принято считать, другие исслудования заставляют предположить, что было несколько волн миграции, первые из которых начали движение из Африки уже 130 тысяч лет назад.

Исследование опубликовано в журнале Geology.

Кстати, кому все же интересно что это за андалы в "Играх престолов".

Вторжение андалов — миграция андалов с Эссоса на Вестерос, которая началась за 6000 лет до В.Э. и закончилась 2000 лет спустя. Вторжение проходило в несколько этапов и закончилось убийством и завоеванием всех первых людей южнее Перешейка. Первые люди перестали быть народом, преобладающим на континенте, и с тех пор люди с Эссоса стали называть Вестерос землей андалов.

Андалы высадились в районе полуостровов Персты, позже этот регион станет известен как Долина Аррен. Согласно легенде, Артис Аррен, также известный как Крылатый Рыцарь, прилетел на гигантском соколе и приземлился на вершине самой высокой горы Долины — Копья Гиганта, где победил Короля-Грифона, последнего короля из династии первых людей.

После этого было еще несколько волн вторжения, в течение нескольких веков андалы постепенно заняли Вестерос. В это время континент состоял из великого множества маленьких королевств. Таким образом не было никакой единой силы, которая смогла бы эффективно защищаться от вторженцев.

Первые люди были вооружены оружием из бронзы, в то время как оружие андалов было сделано из железа и стали. Тактика андалов была сфокусирована на концепции рыцарства. У них были элитные воины, которых называли рыцарями. Их кодекс чести был тесно связан с верой в Семерых. Первые люди были шокированы, когда встречали в бою тяжеловооруженных конных воинов. Также во время вторжения андалы заставляли завоеванных первых людей отказаться от веры в Старых Богов и принять веру в Семерых.

Итак, андалы захватили весь Вестерос, кроме земель севернее Перешейка, где король из династии Старков сумел им противостоять. Все, кто пытался вторгнуться на Север, должны были перейти узкий участок континента под названием Перешеек. Дорога проходила по участку рядом со старинной крепостью Ров Кейлин. Веками андалы не могли покорить эту крепость, и Север остался независимым от них.

Андалы с отвращением относились к магии, которую использовали дети леса, поэтому они убивали их всех. Также андалы сожгли все чардрева к югу от Перешейка. Дети леса всегда были малочисленны, а во время войны с белыми ходоками они и вовсе потерпели огромные потери. Андалы уничтожили оставшихся представителей этой расы, а спустя шесть тысяч лет многие люди и вовсе стали думать, что детей леса никогда не существовало. Другие легенды гласят, что выжившие дети леса ушли далеко на север, в земли за Стеной.

Ночной дозор никогда не был вовлечен в конфликт с андалами. С одной стороны, андалы не добрались так далеко на север, с другой стороны Ночной дозор не посылал своих людей, чтобы те помогли в войне первым людям. Андалы понимали важность Ночного дозора, которые защищали континент от вторжений с дальнего севера, также им было куда посылать своих младших сыновей, преступников, пленников. Братья Ночного дозора принесли клятву не вмешиваться во внутренние дела королевств, и были рады людям из андалов, которые были готовы к ним присоединиться.

Андалы завоевали континент постепенно, последними им покорились Железные острова. Андалы стали доминирующим народом на континенте, религиям, вере в Старых Богов и вере в Семерых, отныне приходится сосуществовать рядом.

В разных регионах количество выживших первых людей осталось разным. В Долине Аррен они были почти полностью истреблены. В большинстве регионов андалы предпочитали завоевывать первых людей, но не истреблять их полностью. На Севере первые люди остались преобладающим народом. В дальнейшем во всех регионах между первыми людьми и андалами заключались браки, и они смешивались.

Что касается Железных островов, то там андалы не установили свои порядки, а приняли обычаи и традиции железнорожденных. Андалы, осевшие там, отказались от веры в Семерых и приняли веру в Утонувшего Бога.

Помимо веры, андалы принесли на континент свой язык, который потом стали называть общий язык. Даже жители Севера со временем отказались в пользу него от своего старого языка.

Только я не понял, современные жители Семи королевств - это все же предки андалов или их потом тоже куда то выгнали или перебили?


источники

ТАТЬЯНА СДВИЖКОВА

Обзор

Несмотря на то, что эпоха географических открытий была в XV-XVI веках, к XIX-му веку практически никто в Европе не представлял, что такое африканское искусство. И только в конце XIX – начале XX века художники открыли для себя Африку и Японию. Про Японию и импрессионистов известно много, поэтому сегодня я хочу рассказать про Африку, которая часто остается в тени. К началу XX века художники устали от классики и начали искать какого-то отдыха. Для многих источником вдохновения стало как раз примитивное искусство. Давайте посмотрим, как Африка из чего-то странного и экзотического превратилась для художников в то, без чего сложно представить искусство.

«Фрукты и бронза»

Наш первый герой – Анри Матисс. В 1906 году он впервые поехал в Африку, чтобы, как он сам говорил, «увидеть своими глазами пустыню». Конечно, художник был восхищён. Освежить воспоминания помогла выставка африканской скульптуры, проходившая в Париже в 1910 году. Собственно, африканскую скульптуру мы и видим на этом натюрморте. Но корректно ли вообще называть эту картину натюрмортом? Ведь натюрморт в переводе с французского – «мёртвая природа». Картина «Бутылка схидама » больше похожа на классический натюрморт, правда? Чем отличаются эти две работы?

Анри Матисс, «Фрукты и бронза» (1909-1910).

Анри Матисс, «Бутылка схидама» (1896).

Что меняется:

  • Художник всё предельно упрощает;
  • Цвета становятся ярче;
  • Появляются африканские мотивы;
  • Композиция картины становится более ритмичной благодаря ткани;
  • Исчезает трёхмерность;
  • Художник отказывается от теней;
  • Отсутствует перспектива;
  • Изображение становится похоже на орнамент;
  • Появляется ощущение «беседы» между предметами.

Получается, что картина «Фрукты и бронза» не очень похожа на натюрморт в его классическом понимании: нет строгости и реалистичности.

Матисс по-прежнему ищет новых средств изображения. И в этом он не одинок.

На работы какого художника похожи «Фрукты с бронзой»? На Гогена. Гоген изображает культуру Азии, а Матисс вдохновляется скорее Африкой, однако многое берёт у Гогена. Кроме того, если вспомнить, похожие фрукты можно увидеть у Сезанна. Мне кажется, что картины Сезанна находятся где-то «между» «Фруктами и бронзой» и «Бутылкой схидама». Он не настолько углубился в цвет, как Матисс, но зато много работал с формой.

Цвет и линия – главные художественные средства Матисса. Этим он близок к первобытным культурам. Он вообще говорил, что в равновесии цвета и линии и заключена тайна творения. Художнику не важна передача полного сходства настоящего яблока с яблоком нарисованным. Пара мазков – и зритель может понять, что изображено. Такая вот первобытная примитивность и максимальное упрощение.

МАРОККАНСКИЙ ТРИПТИХ

«Вид из окна»

Первым бросается в глаза, конечно цвет. Синий наполняет все три картины, но везде играет разные роли. Посмотрим поближе на «Вид из окна». Очень многое здесь написано синим цветом. Но разве из-за этого становится непонятно, что изображено? Художник играет с цветом и оттенками. По сравнению с «Фруктами и бронзой» цвет здесь более сложен.

Что на картинах должны обозначать такие яркие оттенки синего? Синий здесь – контрастный по отношению к желтому цвет. Он будто бы заливает желтый и, несомненно, передаёт тень. Но пока ещё утро, зной не так силён, и мы не видим, как свет слепит глаза. Посмотрим, что будет твориться ближе к вечеру, когда жара станет совсем невыносимой.

Анри Матисс, «Вид из окна» (1912-1913).

«Вход в Касбу»

Что здесь изменилось, по сравнению с предыдущей картиной?

Синий стал немного более глухим, он будто бы обгорел на солнце. Вместе с тем, желтый почти превращается в белый и немного розоватый. Уже вечер. Тем не менее, от жары все дрожит. На картине уже нет свежести «Вида из окна». Всё превращается в какой-то мираж, и силуэт человека слева едва различим.

Африка для Матисса – удивительная экзотическая тайна, занавес которой он нам чуть-чуть приоткрывает. Ему нравится писать вещи, типичные для арабов, но необычные для него самого. Как, например, те цветы на подоконнике, или типичные простые белые марокканские постройки. Ещё Матиссу явно по душе причудливые арки. На этой картине она похожа на замочную скважину, через которую мы видим новый, чудесный мир.

Анри Матисс, «Вход в Касбу» (1912-1913).

«Портрет Зоры»

Картина вновь заполнена синим и голубым, но в этом случае цвет – вовсе не главное. Матисса увлекает необычный узор костюма девочки. Мы не видим здесь портретного сходства, то есть черты лица общие, и художник мог бы изобразить меня так же, как и эту девочку. Почему же Матисс не назвал картину «Портрет Зоры»? Потому что, несмотря на то, что лицо её больше похоже на маску, она сама уникальна благодаря необычному узору костюма. Костюм, по сути – единственное, что заботит Матисса на этой картине. Многие критики сильно удивлялись и ругали художника за то, что он с меньшим вниманием прописывает, например, руки. С перспективой и фоном тут тоже не всё идеально, но Матисса это и не заботит.

Анри Матисс, «Зора на террасе» (1912-1913).

Скульптура «Ягуар, пожирающий зайца»

В 1899 году Матисс начал ходить на вечерние курсы по скульптуре. И вот перед нами самая первая его работа, «Ягуар, пожирающий зайца». Больше всего художника привлекала возможность показать в объеме экспрессию и дикость существа. Все линии резкие и четкие, мышцы животного напряжены. Если мы посмотрим на скульптуру эпохи Возрождения, увидим, что мастер старается разделить одежду от кожи и земли с помощью разной шлифовки и полировки. Здесь же ягуар и заяц неотделимы друг от друга и от земли. Незаметно даже, где кончаются ноги ягуара, и где начинается земля. Матисс показывает, что ягуар и заяц – такие же дикие, как и природа. Скульптурная техника Матисса очень похожа на технику Родена – такая же грубая фактура материала. От африканской культуры Матисс ничего не берёт, даже сюжет он взял у другого французского скульптора (Антуана-Луи Бари).

Завершая разговор про Матисса, можно сказать, что его интересуют не традиции африканского искусства, а африканские сюжеты. Художника цепляет экзотика и непривычный для него быт.

Анри Матисс, «Ягуар, пожирающий зайца» (1899-1901).

«Дама с веером»

Пикассо очень дружил с Матиссом и даже прятал некоторые его полотна в свой банковский сейф. Несмотря на это, Матисс писал: «мы с Пабло разные, как Северный и Южный полюс». Это хорошо заметно, если посмотреть на их картины. Перед нами «Дама с веером», это ранний кубизм. Можно заметить, что сюжет, в отличие от работ Матисса, совсем не африканский. Но вот исполнение… Давайте рассмотрим поподробнее. Что здесь от Африки, как вам кажется?

  • Лицо-маска
  • Грубые линии
  • Вырубленные очертания предметов
  • Внутренняя напряженность.

Здесь гораздо больше африканских черт, чем у Матисса. Удивительно, но Пикассо, как и Матисс, заинтересовался Африкой после того, как увидел африканскую скульптуру. Поэтому, как мне кажется, лицо женщины так похоже на африканскую, выдолбленную из дерева маску. Пикассо поразило то, что африканское искусство стремится воплотить мысли и идеи с помощью самых примитивных средств. Он увидел, что африканское искусство – это то, к чему применима известная поговорка «краткость – сестра таланта». Хотя африканская скульптура – не Поликлет , она тоже несёт в себе много идей, и европейцам есть чему поучиться у Африки. Вот о чем говорит Пикассо в «Даме с веером».

Пабло Пикассо, «Дама с веером» (1909).

Теперь посмотрим, что изменилось к середине ХХ века.

Голова лошади на желтом фоне и юноша с цветком

Следующий художник – француз Фернан Леже. В своих работах он опирается на кубизм, но, конечно, меняет его. Что изменилось по сравнению с Пикассо?

  • Яркий цвет
  • Контур, как у Матисса
  • Более плавные линии, чем у Пикассо

Леже был другом Пикассо, но, понимал кубизм немного иначе. Его кубизм иногда называют «тубизмом» , потому что он вдохновлялся механикой, машинами и трубами. Он даже снял фильм «Механический балет», который представляет из себя танец разных деталей. По поводу этой ленты он писал: «Ошибка в живописи – сюжет, ошибка в кино – сценарий». Поэтому мы не видим сюжета на рельефах, это просто сидящий юноша и просто лошадь.

На самом же деле, Леже никогда не вдохновлялся Африкой и не интересовался ей. Просто к пятидесятым годам Африка стала уже неотъемлемой частью европейского искусства. Даже если художник не интересуется Африкой, она на него влияет.

Фернан Леже, «Голова лошади».

Фернан Леже, «Фигура с цветком и птица», «Цветок с птицей».

А что происходит в Африке сейчас? Для того, чтобы это понять, можно посмотреть, например, на экспозицию музея современного африканского искусства Зейтс (Zeitz) в ЮАР. Видно, что африканские мастера работают с такими традиционными сюжетами, как, например, охота, но все же европейское влияние сильно возросло. Два континента влияют друг на друга, с этим не поспоришь. Тем не менее, в каждой работе виден и художник, и его личный стиль. Можно сказать, что африканское искусство стало более индивидуальным.

.

История "африканского зарубежья" исчисляется столетиями. В Европе африканцы появились вместе с войсками Священной Римской империи в 1210 году, в Америке в 1619 году. Главным источником формирования африканской диаспоры было рабство. Именно из числа невольников вышли первые получившие европейское образование интеллектуалы. Жоао Латино (1516-1594), эрудит, ученый, музыкант, был привезен в Испанию в двенадцатилетнем возрасте вместе с матерью. В университете в Гренаде он изучал музыку, поэзию и медицину. Ж. Латино первым из африканцев был удостоен ученой степени бакалавра (1546 г.) и звания профессора (1577 г.).

В Лондоне в XVIII веке вышли в свет первые из известных историко-философских трактатов, написанных африканцами: "Мысли и переживания о злодействах и дьявольских грузах рабов и торговле человеческими особями" Оттоба Кугуано (1787 г.) и "Занимательное повествование о жизни Олауды Эквиано или Густавуса Вассы, африканца" (1789 г.). Их авторы в 1735 году в возрасте 10-12 лет были похищены и проданы в рабство и только после его отмены в Великобритании (1772 г.) обрели долгожданную свободу. Оба играли роль предтечей по отношенеию к негритюду, панафриканизму и афроцентризму. Африканские философы, историки, литературоведы, педагоги, социологи считали их родоначальниками африканской науки.

История литературы "африканского зарубежья" связана с именами Игнатиуса Санчо (1729 - 1780)и Филлис Уитли (1753 - 1784), поэтессы, снискавшей славу в Лондоне. "Письма" И. Санчо (1782 г.), опубликованные спустя два года после его смерти, рассматривались как свидетельство большого литературного дарования автора. Ф. Уитли родилась в Сенегале, в 1761 году в качестве рабыни попала в Бостон. Она писала оды в стиле неоклассицизма. В 1773 году ее произведения были впервые опубликованы в Лондоне. Одним из почитателей ее таланта был генерал Д. Вашингтон, будущий президент США. Ему она посвятила следующие строки:

"В итоге ты величие обретешь
И покровительство богинь во всем найдешь,
Венец правителя и трон
Твоими будут, Вашингтон".

Во Франции в XVIII веке военному делу учился прадед А.С. Пушкина - Абрам Петрович Ганнибал. Он приехал в Париж в 1717 году, бедствовал. Чтобы платить за учебу, квартиру, еду требовались средства, и Абрам вступил в ряды французской армии. Служил в инженерных частей, участвовал во взятии испанских крепостей, был ранен и за отличия пожалован чином инженер-поручика. Его военные заслуги, героизм и чин были приняты во внимание, так что он был принят студентом и затем стал выпускником высшей военной инженерной школы, куда ранее доступ иностранцам был закрыт.

В Германии в XVIII веке обрел изестность уроженец Золотого Берега (нынешней Ганы) поэт, философ, правовед Антоний Вильгельм Амо. Он изучал философию и юриспруденцию в университете в Халле (1727-1734), получил профессорскую кафедру, занимал должность государственного советника в Берлине, однако в 1740 году вернулся на родину. А. В. Амо написал две диссертации: "Права африканцев в Европе" (1729 г.) и "О беспристрастности человеческого сознания" (1735) - и трактат "Об искусстве философствовать трезво и грамотно" (1738 г.). и

В XIX веке число африканцев за пределами Африки продолжало расти. На рубеже XIX - XX веков мировую славу снискал живший в Великобритании музыкант и композитор Сэмьюэл Тэйлор (1875 - 1912).Он работал с лучшими оркестрами и хорами,много гастролировал, а его поездка в США вызвала настоящий триумф. Его вклад в развитие концертной музыки сравним с деятельностью И. Брамса и Э. Грига. Подобно им Тэйлор интегрировал народные африканские мотивы в классическую концертную музыку.

Африканские ученые, поэты, музыканты воспитывались в Европе и в Америке, но все же Африка жила в их воспоминаниях. Африканская культура была для них абстракцией или почвой для реабилитации черноты. Между тем именно они заложили основу для развития культуры "африканского зарубежья" во второй половине ХХ века.