Как правильно ставить запятые. Как пишется знак больше и знак меньше Как правильно ставить знаки препинания

Садись, дружок, я расскажу тебе сказку.
Когда-то, давным-давно, в благословенные древние времена, книги писались не только без знаков препинания, но и вообще без пробелов, и ничего - как-то их понимали.
Потом времена стали стремительно портиться. И вот, в ХV веке появилась Она, запятая!!
Ну, и началось…

Пожалуй, запятая – знак, который более других помогает понять смысл написанного. «Казнить нельзя помиловать» знают все.
А был еще случай.

Один жадный цирюльник решил сэкономить на художнике-профессионале и сам написал себе вывеску. Там значилось:
«Здесь зуб, дёргают бороды, бреют оспу, прививают язвы, уничтожают кровь, пускают локоны, завивают ногти, режут головы и т.д.»

Думаете – анекдот?
А вот так?

По вечерам я развлекал братишку, который болел чтением вслух.

За движениями рыбок, которые плавали в аквариуме жадными глазами, следила кошка.

Васька, с которым я вчера поссорился с весёлым лицом, бежал мне навстречу.

Запятые, всё - запятые, будь они неладны!

Почему-то считается, что правила постановки запятых очень сложны и многочисленны, поэтому легче пользоваться т.н. «авторской» пунктуацией, чем разбираться с правильной.
Однако напрасно так считают. Правила постановки запятых довольно просты. Давайте их вспомним, но не так, как в школе – «по правилам», а – по жизни, то есть по логике текста. (Да простят меня учителя русского языка!)

Сначала надо крепко-накрепко усвоить, что запятые бывают либо ПАРНЫМИ, либо ОДИНОЧНЫМИ.

ОДИНОЧНЫЕ ЗАПЯТЫЕ
разделяют предложение на части и позволяют отметить границы между этими частями.

Например, нужно перечислить однородные члены.

Да и как же ему было не узнать людей, когда перед ним за пятнадцать лет его службы прошли десятки тысяч людей. Среди них были инженеры, хирурги, актеры, женорганизаторы, растратчики, домашние хозяйки, машинисты, учителя, меццо-сопрано, застройщики, гитаристы, карманные воры, дантисты, пожарные, девицы без определенных занятий, фотографы, плановики, летчики, пушкинисты, председатели колхозов, тайные кокотки, беговые наездники, монтеры, продавщицы универсальных магазинов, студенты, парикмахеры, конструкторы, лирики, уголовные преступники, профессора, бывшие домовладельцы, пенсионерки, сельские учителя, виноделы, виолончелисты, фокусники, разведенные жены, заведующие кафе, игроки в покер, гомеопаты, аккомпаниаторы, графоманы, билетерши консерватории, химики, дирижеры, легкоатлеты, шахматисты, лаборанты, проходимцы, бухгалтеры, шизофреники, дегустаторы, маникюрши, счетоводы, бывшие священнослужители, спекулянты, фототехники.
Зачем же надобны были бумажки Филиппу Филипповичу? (Булгаков. Театральный роман)

Здесь ошибиться трудно – помогает интонация перечисления. Проколоться можно на однородных и неоднородных определениях.

Пример.
По утрам солнце бьет в беседку сквозь пурпурную, лиловую, зеленую и лимонную листву (Паустовский).

В этом предложении четыре определения к слову «листва», они однородные, так как все называют цвет и произносятся с интонацией перечисления. ЗАПЯТАЯ СТАВИТСЯ.

Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон и произносятся без перечислительной интонации, например:
Был невыносимо жаркий июльский день (Тургенев).
Определение «жаркий» сообщает нам о погоде, а определение «июльский» о том, в каком месяце был этот день.

Проверить – нужна ли запятая можно при помощи союза И. Если его можно вставить, то запятую ставить нужно.

Он владел немецким, французским, английским языком.
Он владел немецким, французским и английским языком.
Он владел и немецким, и французским, и английским языком.

А теперь попробуйте вставить союз И сюда:
«Наконец мы дождались первых теплых дней» – первых И теплых?? Не айс, значит, запятую долой.

Аналогично:
«Желтые кленовые листья лежали всюду» - «желтые» обозначают цвет, «кленовые» - породу дерева» - это неоднородные определения. (=союз И не вставишь).
А вот «желтые, красные, зеленые (кленовые листья)» - однородные определения, разделяются запятыми.

Продолжаем говорить об одиночных запятых.

Кроме однородных членов, бывает еще надобность отделить друг от друга простые части сложного предложения. Сложные предложения – это те, которые имеют в своем составе две или более грамматические основы (подлежащее-сказуемое).

Например,
Шумел камыш, деревья гнулись.
Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер.

Если в школе так и не удалось запомнить, что такое подлежащее и сказуемое, призывайте на помощь здравый смысл. Ищите, где заканчивается одна часть (кагбэ короткое предложение) и начинается другое.

Рассуждения ваши будут примерно такими: ага! «Наступил вечер» - самостоятельная единица информации, отделю-ка я ее запятой от другой=такой же самостоятельной в плане информации («шел дождь»). И все будет отлично.

Запутать вас может союз И. Он такой кова-арный!
Как правило, перед ним запятая не ставится.

«Мужики снимали шапки и кланялись земно».
В этом предложении 1 подлежащее (мужики) и 2 сказуемых, соединенных союзом (снимали и кланялись).

Или «Женщины и дети спасались от обстрела» - обратный случай. 2 подлежащих (женщины и дети) на 1 сказуемое (спасались).

ЗАПЯТАЯ НЕ НУЖНА!

Но бывает, что союз И соединяет ЧАСТИ предложений.

«Подъехал барин, и мужики сняли шапки». Видите? 2 грамматические основы – подлежащее «барин», сказуемое «подъехал» и «мужики» (подлежащее) «сняли» (сказуемое).
Вот здесь надо повнимательней.

С союзом А и НО (ДА в значении НО) все проще – запятая перед ними ставится всегда.

Не красна изба углами, а красна пирогами.
Гладко было на бумаге, но забыли про овраги.
Мал золотник, да дорог.

Вообще, как правило, перед союзами необходимо ставить запятую.

Я знаю, что он придет.
Он придет, когда захочет.

Хочу обратить ваше внимание на две тонкости.

Первая – союз «потому что».

Вот тут очень интересно!
Запятую можно поставить перед союзом, а можно – между «потому» и «что». Как разобраться? Только по смыслу. Место постановки запятой зависит от смысла предложения и от некоторых языковых ситуаций.

Глупцы и люди ограниченные всему верят, потому что не могут ничего исследовать. (Белинский)

Стоит ли отказываться от трудного дела только потому, что оно трудное?

Вторая – «такой как».

Он, рыжий человечек, может назвать ТАКИЕ имена, КАК Малянов Дмитрий Алексеевич, астроном, Губарь Захар Захарович, инженер, и Снеговой Арнольд Павлович, химико-физик.(Стругацкие)

Опять-таки – ловите смысл предложения.

Погода дождливая, такая как осенью
Погода такая, как осенью.

Обращение ВСЕГДА ВЫДЕЛЯЕТСЯ ЗАПЯТОЙ.

Сказал: люблю тебя, Наина.
Но робкой горести моей
Наина с гордостью внимала,
Лишь прелести свои любя,
И равнодушно отвечала:
«Пастух, я не люблю тебя!» (Пушкин)

Так что, друзья! После «здравствуйте К2!» НАДО ставить запятую.

Если обращение находится в середине предложения, оно выделяется запятыми с обеих сторон.

Простите, мирные долины, и вы, знакомых гор вершины, и вы, знакомые леса. (Пушкин)

В этом предложении сразу три обращения: «мирные долины», «знакомых гор вершины» и «знакомые леса».

Как видите, мы уже немного отошли от одиночных и приблизились к ПАРНЫМ запятым.

Парные запятые выделяют т.н. самостоятельную часть предложения.
Ваше проверочное действие – читайте предложение БЕЗ части, выделенной запятыми. Если смысл сохраняется, запятые вы поставили правильно.

«Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер» (Лермонтов).

Если убрать «возвращаясь из Персии», то предложение практически не изменится. Получится: «Недавно я узнал, что Печорин умер». Значит, запятые поставлены правильно.
А вот варианты «Недавно я узнал, что Печорин возвращаясь из Персии, умер» или «Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии умер» неправильные.

Итак, запятыми В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ выделяются:
- деепричастные обороты\отдельные деепричастия,
- вводные слова и предложения,
- сравнительные обороты.

Деепричастные обороты:

Гусь, увидя детей, улетел.

Дымов, добродушно и наивно улыбаясь, протянул Рябовскому руку.

Вводные слова:

Вронский, К УЖАСУ СВОЕМУ, почувствовал, что он сделал скверное, непростительное движение.

Горный воздух, БЕЗ ВСЯКОГО СОМНЕНИЯ, действует благотворно на здоровье человека.

Сравнительные обороты:
(Их можно легко обнаружить по следующим союзам: как, точно, как будто (будто), словно, что, как и, чем, нежели и многим другим)

Дед кинул им деньги, словно собакам.

Существование его заключено в эту тесную программу, как яйцо в скорлупу.

Ямщик был в таком же изумлении от его щедрости, как и сам француз от предложения Дубровского.

Внимание! Сравнительные обороты, ставшие фразеологизмами (=устойчивыми оборотами речи), запятыми не выделяются.
Например,
режет как по маслу, льет как из ведра, покраснел как рак, бледен как смерть

Запятые и причастные обороты.

Причастные обороты будут потрудней деепричастных, ибо выделяются запятыми только в том случае, если стоят после определяемого слова.

Яблоко, выросшее в саду - выросшее в саду яблоко
автобус, выкрашенный в желтый цвет - выкрашенный в желтый цвет автобус
река, покрытая льдом - покрытая льдом река

Понятно ЗПТ что в одной статье невозможно осветить все правила расстановки запятых ЗПТ ведь ЗПТ в конце концов ЗПТ существуют и учебники!

Целью данной статьи являлось желание напомнить кое-какие правила из школьного курса и призвать к здравому смыслу – когда ставите запятые, думайте: ЗАЧЕМ вы их ставите?
Потому что слово, написанное с орфографической ошибкой, еще можно понять, а вот пропуск одной запятой может привести к искажению смысла.

Для закрепления воспоминаний приглашаем вас пройти тест

Каждому из нас ещё со школьной скамьи (а точнее с 1-го класса начальной школы) должны быть знакомы такие простые математические символы, как знак больше и знак меньше , а также знак равно.

Однако, если с последним что-то напутать достаточно сложно, то о том, как и в какую сторону пишутся знаки больше и меньше (знак менее и знак более , как ещё их иногда называют) многие сразу после этой же школьной скамьи и забывают, т.к. они довольно редко используются нами в повседневной жизни.

Но практически каждому рано или поздно всё равно приходится столкнуться с ними, и "вспомнить" в какую сторону пишется нужный им символ получается лишь обратившись за помощью к любимой поисковой системе. Так почему бы не ответить развернуто на этот вопрос, заодно подсказав посетителям нашего сайта как запомнить правильное написание этих знаков на будущее?

Именно о том, как правильно пишется знак больше и знак меньше мы и хотим напомнить вам в этой небольшой заметке. Также будет не лишним рассказать и том, как набрать на клавиатуре знаки больше или равно и меньше или равно , т.к. этот вопрос тоже довольно часто вызывает затруднения у пользователей, сталкивающихся с такой задачей очень редко.

Перейдем сразу к делу. Если вам не очень интересно запоминать всё это на будущее и проще в следующий раз снова "погуглить", а сейчас просто нужен ответ на вопрос "в какую сторону писать знак", тогда для вас мы приготовили краткий ответ - знаки больше и меньше пишутся так, как показано на изображении ниже.

А теперь расскажем немного подробнее о том, как это понять и запомнить на будущее.

В общем и целом логика понимания очень проста - какой стороной (большей или меньшей) знак по направлению письма смотрит в левую сторону - такой и знак. Соответственно, знак больше влево смотрит широкой стороной - большей.

Пример использования знака больше:

  • 50>10 - число 50 больше числа 10;
  • посещаемость студента в этом семестре составила >90% занятий.

Как писать знак меньше, пожалуй, повторно объяснять уже не стоит. Совершенно аналогично знаку больше. Если знак смотрит влево узкой стороной - меньшей, то перед вами знак меньше.
Пример использования знака меньше:

  • 100<500 - число 100 меньше числа пятьсот;
  • на заседание явилось <50% депутатов.

Как видите, все довольно логично и просто, так что теперь вопросов о том, в какую сторону писать знак больше и знак меньше в будущем у вас возникать не должно.

Знак больше или равно/меньше или равно

Если вы уже вспомнили, как пишется необходимый вам знак, то дописать к нему одну черточку снизу вам не составит труда, таким образом вы получите знак "меньше или равно" или знак "больше или равно" .

Однако относительно этих знаков у некоторых возникает другой вопрос - как набрать такой значок на клавиатуре компьютера? В результате большинство просто ставят два знака подряд, к примеру, "больше или равно" обозначая как ">=" , что, в принципе, часто вполне допустимо, но можно сделать красивее и правильнее.

На самом деле для того, чтобы напечатать эти знаки, существуют специальные символы, которые можно ввести на любой клавиатуре. Согласитесь, знаки "≤" и "≥" выглядят значительно лучше.

Знак больше или равно на клавиатуре

Для того, чтобы написать "больше или равно" на клавиатуре одним знаком даже не нужно лезть в таблицу специальных символов - просто поставьте знак больше с зажатой клавишей "alt" . Таким образом сочетание клавиш (вводится в английской раскладке) будет следующим.

Или же вы можете просто скопировать значок из этой статьи, если вам нужно воспользоваться им один раз. Вот он, пожалуйста.

Знак меньше или равно на клавиатуре

Как вы наверное уже смогли догадаться сами, написать "меньше или равно" на клавиатуре вы можете по аналогии со знаком больше - просто поставьте знак меньше с зажатой клавишей "alt" . Сочетание клавиш, которое нужно вводить в английской раскладке, будет следующим.

Или просто скопируйте его с этой страницы, если вам так будет проще, вот он.

Как видите, правило написания знаков больше и меньше довольно просто запомнить, а для того чтобы набрать значки больше или равно и меньше или равно на клавиатуре достаточно просто нажать дополнительную клавишу - всё просто.

Как известно, речь человека эмоциональна. Однако, письменная речь не в состоянии передать эмоциональность устной. Для эмоционального усиления и лучшего восприятия текстовой информации приняты в русской типографике следующие знаки препинания:

«? » - вопросительный знак . Ставится в конце предложения вместо точки для выражения вопроса или сомнения.

«! » - восклицательный знак . Ставится в конце предложения вместо точки для выражения радости, восторга, изумления и т.п. Кроме того, восклицательный знак применяется при обращении к кому-либо («Товарищи!», «Господа!»), а также для обозначения повелительного наклонения или отдачи команды («Стой!», «Опасно!»).

«!!! » - Допускается применение вместо восклицательного знака для указания на высшую степень эмоциональности отношения.

«?! » - вопрос-восклицание . Ставится в конце предложения вместо точки для выражения вопроса, когда вопрос должен быть выделен эмоционально.

«!.. » - восклицательный знак-многоточие . В отличие от знака препинания «многоточие» после восклицательного знака ставится всего две точки, а не три.

«(!) » - . Неорфографический знак препинания, который широко применяется в печати. Обычное применение - обращение внимания на нелепость или абсурдность цитаты, высказывания. В профессиональной печати, наоборот, применяется для обращения внимания на особо важные моменты текста. Применяется внутри предложения, непосредственно после текста, к которому имеет отношение. НЕ является окончанием предложения.

«(?) » - к сожалению, не знаю названия этого знака. Также, неорфографический знак, применяемый при рецензировании для выражения недоумения или несогласия с изложенной мыслью, идеей, цитатой.

Обращаем внимание на типичные ошибки применения вопросительного и восклицательного знаков:

1. Перед знаками «? », «! », «?! », «!!! », «!.. » никогда не ставится пробел. Запись «Привет!!! Как дела?» - неверна, правильно написать: «Привет!!! Как дела?»

2. После знаков «? », «! », «?! », «!!! », «!.. » всегда ставится пробел. Существуют объективные причины, мешающие нам поставить пробел, например, ограничение количества символов (SMS, Twitter). Но в блогах и дневниках такого ограничения нет, поэтому будьте грамотными.

3. Знаки «(!) » и «(?) » не являются знаком препинания, на них распространяются правила так, как-будто это слово предложения. Перед ними всегда ставится пробел. Если сатирический восклицательный знак заканчивает фразу, после него ставится знак препинания.

4. Следующие варианты написания комбинаций восклицательных и вопросительных знаков отсутствуют в русском языке и только подчёркивают безграмотность автора:
«?? », «!? », «!! », «?!?! », - думаю, есть и другие варианты, перечислять которые нет смысла.

Знаки препинания играют важную роль в восприятии письменного текста. Классический пример - фраза «Казнить нельзя помиловать», меняющая значение на противоположное в зависимости от того, где стоит запятая. Правильно расставленные знаки препинания - залог того, что текст будет понятен адресату. Однако даже взрослые люди, успешно закончившие школу, часто испытывают сложности с пунктуацией.

В русском языке 10 знаков препинания, которые играют важную роль, позволяя одинаково понять письменную речь как пишущему, так и читающему предложение. В качестве примера попробуем научиться расставлять знаки препинания правильно.

Быстрая навигация по статье

Функции знаков препинания

У знаков препинания две функции: смыслоразличительная и интонационно-экспрессивная:

  • Смыслоразличительная функция обеспечивает разделение текста и предложения на смысловые куски, помогает расставить смысловые акценты и правильно понять взаимосвязи слов в предложении.
  • Интонационно-экспрессивная функция позволяет продемонстрировать цель высказывания, интонацию и эмоциональные акценты.

Основные правила пунктуации

Обычно сложности возникают со знаками препинания, стоящими в середине предложения. Это могут быть запятые и тире, при расстановке которых нужно руководствоваться несколькими правилами:

  • Предложение нужно проговорить вслух и обратить особое внимание на места, в которых при прочтении делается пауза — вероятнее всего там понадобятся запятые или тире.
  • При перечислении слова и словосочетания разделяются запятыми, если между ними не стоит союз «и». При этом нужно убедиться, что перечисленные прилагательные не являются составным наименованием (например: тарелки столовые фарфоровые) и не относятся к одному и тому же слову (например: удобный письменный стол);
  • Если с однородными членами предложения при перечислении используются повторяющиеся союзы: «и…, и…», «ни…, ни..», «или…, или…», то они разделяются запятыми;
  • Перед противительными союзами: «а», «но», «однако», «зато» ставится запятая всегда;
  • Деепричастные обороты всегда выделяются запятыми с двух сторон (например: пятак, звеня и подпрыгивая, катился по мостовой);
  • В предложении могут встречаться обособленные второстепенные члены предложения, которые выделяются интонационно и по смыслу. В этом случае нужно учитывать, к какой части речи они относятся, имеют ли зависимые слова, а также стоят ли после определяемого слова или перед ним;
  • Обращения и вводные слова выделяются запятыми с двух сторон. (например: я, конечно, приду в семь. Я, Маша, скучаю без тебя);
  • Простые предложения в составе сложного разделяются запятыми. Чтобы выделить простые предложения, нужно найти грамматические основы (кточто и что делает), определить границы каждого простого предложения и поставить между ними запятую (например: на берегу моря дул ветер, и волны накатывали на песок с лёгким шелестом);
  • Если в предложении пропущено слово «это», то вместо него нужно поставить тире. (например: остров - часть суши, со всех сторон окружённая водой).

Дополнительная информация

  • Для того чтобы научиться грамотно расставлять знаки препинания, полезно читать вслух и с выражением отрывки текстов разной тематики, обращая внимание на смысловые паузы, и на то, как они соотносятся со знаками препинания;
  • Перегруженный знаками препинания текст воспринимается плохо — лучше пропустить запятую, чем поставить лишнюю;
  • В сложных случаях нужно пользоваться справочниками;
  • Регулярно выполняемые упражнения помогут сформировать навык расстановки знаков препинания и обеспечат высокий уровень грамотности.

Инструкция

Определите, какую роль выполняют запятые в предложении. Для разделения используются одиночные знаки, для выделения – парные. Сравните: «Зной нестерпимый, да ширь поднебесная» и «Полосы предрассветного тумана, вьющиеся покрывалом над поляной, никли и уходили в черную тьму леса». В первом случае запятая разделяет самостоятельные предложения в составе сложной синтаксической конструкции, во втором – выделяется оборот.

Чаще всего разделительные запятые используются при однородных членах предложения, связанных бессоюзной связью: «По волнам барки, лодки, доски, бревна, крыши, вырванные с корнем деревья». Обратите внимание: разделительная запятая не ставится в устойчивых оборотах (поговорить о том о сём, ни свет ни заря) и не употребляется в составных наименованиях (ложки чайные мельхиоровые).

Определите, используются ли в предложении между однородными членами повторяющиеся союзы. В этом случае запятые ставятся, в отличие от конструкций с одиночными сочинительными союзами. Например: «Я успевал быть и на катке, и в театре»; «Я успевал быть на катке и в театре».

Всегда используйте разделительную запятую перед противительными союзами (а, но, однако, зато, да): «Всюду пахнет цветущей липой, а тут особенно». Обратите внимание, что союз «да» может быть соединительным, близким по значению к союзу «и». В таком случае запятая перед ним не ставится: «Меня томили тревога да жажда перемен».

Простое предложение может быть осложнено обособленными второстепенными членами предложениями, выделяющимися интонационно и по смыслу, приобретающими при этом относительную самостоятельность. При решении вопроса о выделении парными запятыми второстепенного члена предложения учитывайте:
- к какому слову (части речи) он относится;
- чем он выражен, распространен или нет;
- его расположение относительно главного слова (перед ним или после, отделен или нет другими членами предложения);
- наличие или отсутствие дополнительных смысловых оттенков (например, причины, уступки).

Обособляя определения, приложения, дополнения или обстоятельства, руководствуйтесь конкретными пунктуационными правилами, а не только произносительной интонацией.

Используйте парные выделительные запятые, если предложение осложнено конструкциями, грамматически не связанными с другими его членами. К таким конструкциям относятся обращения, вводные слова и вводные предложения. Например: «Моя любовь, забуду ль я тебя?» − в предложении вводное слово «разумеется».

Отделяйте запятыми простые предложения в составе сложного. Для этого найдите грамматические основы, определите границы простых предложений и расставьте знаки. Например, в предложении «Весна сияла на небе, хотя лес еще по-зимнему был засыпан снегом» две грамматические основы – «весна сияла» и «лес был засыпан». Это сложное предложение, части которого следует разделить запятой.