Архитектор собора Св. Главный архитектор собора Св. Петра

Собор Святого Петра (итал. Basilica di San Pietro; Базилика Святого Петра) — католический собор, являющийся наиболее крупным сооружением Ватикана и до последнего времени считавшийся самой большой христианской церковью в мире. Одна из четырёх патриарших базилик Рима и церемониальный центр Римской католической церкви.

Собор и площадь Святого Петра:

Собор Святого Петра (итал. Basilica di San Pietro in Vaticano; Базилика Святого Петра) — католический собор на территории суверенного государства Ватикан. Одна из четырёх патриарших базилик Рима и церемониальный центр Римско-католической церкви. До 1990 года собор св. Петра в Риме являлся самым большим христианским собором в мире, в 1990 году его превзошел собор в Ямусукро, столице африканского государства Кот"д Ивуар (Берег Слоновой Кости).

Собор Святого Петра и площадь Святого Петра:

Размеры собора Св. Петра просто потрясают. Он занимает площадь в 22.067 кв. м. Высота собора - 189 м, длина без портика - 186.36 м, а с портиком - 211.5 м. Архитектурный стиль: Возрождение и барокко.

История

Когда-то на том месте, где теперь стоит собор св. Петра, располагались сады цирка Нерона (от него, кстати, остался обелиск из Гелиополя, который до сего дня стоит на площади Св. Петра). На арене цирка во времена Нерона предавали мученической смерти христиан. В 67 году сюда после судилища был приведен и апостол Петр. Петр попросил, чтобы казнь его не уподобляли Христовой. Тогда он был распят головой вниз. Св. Климент, тогдашний римский епископ, с верными учениками апостола сняли его тело с креста и похоронили в расположенном неподалеку гроте.

План реконструкции Цирка Нерона:

План-реконструкция цирка Нерона, наложенный на план собора. St. Peter"s Tomb - могила Св. Петра

Первая базилика была построена в 324 г., в правление первого христианского императора Константина, и туда перенесли останки св. Петра, принявшего в 66 г. мученическую кончину в цирке Нерона. Во втором соборе в 800 г. папа Лев III короновал Карла Великим Императором Запада. В XV в. базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае V её начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния католицизма.

Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте , в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами).

После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму. Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело.

Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивал уже после его смерти (1564 г.) Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны.

Но на этом история не закончилась. В начале XVII в. по указанию Павла V архитектор Карло Мадерна удлинил восточную ветвь креста — пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и построил фасад. В результате купол оказался скрытым фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали, с виа делла Кончильяционе.

Требовалась площадь, которая вмещала бы большое количество верующих, стекающих к собору, чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах. Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини , создавший в 1656—1667 гг. площадь перед собором — одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики.

Площадь Святого Петра. Бернини:

Фасад

Высота фасада, построенного архитектором Карло Мадерна, 45 м, ширина — 115 м. Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Из портика пять порталов ведут в собор.

Карло Мадерна (Maderna; 1556-1629) - римский архитектор, ученик своего дяди, Доменико Фонтаны. Увековечил он своё имя преимущественно окончанием постройки (в 1605-1613) собора святого Петра.

Фасад Собора Святого Петра. Архитектор Карло Мадерна:

Статуи апостолов Петра и Павла:

На Пасху 1847 г. папа Пий IX решил заменить статуи апостолов Петра и Павла, стоявшие перед собором. Старые статуи переместили в библиотеку Сикста IV, а на их место поставили статуи, изготовленные для собора Св. Павла (St. Paul"s Outside-the-Walls). Автор: венецианский скульптор Giuseppe De Fabris, 1838-1840. В правой руке апостола - ключи от рая, в левой свиток со словами "ET TIBI DABO CLAVES REGNI CAELORUM" (и дам тебе ключи Царства Небесного, Мф. 16:19).
Автор статуи Св. Павла - Adamo Tadolini, 1838. В правой руке апостола - меч, его символ, в левой - свиток со словами "Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе", Фил. 4:13, на идише.

Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV в. и происходят из старой базилики. Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII в. «Навичелла». Рельефы крайнего левого портала — «Врат смерти» — созданы в 1949—1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу. Очень выразителен образ папы Иоанна XXIII.

Врата смерти названы так, потому что через эти двери обычно выходили похоронные процессии.

При подготовке к юбилейному 1950 году папа Пий XII в 1947 г. объявил конкурс на создание трех дверей, ведущих из портика в собор. Самым выдающимся художником среди победителей стал Giacomo Manzu. Дверь изготовлена в 1961-64 гг. 10 сцен на дверях выражают христианский смысл смерти. Вверху справа - распятие Спасителя, слева - успение Богородицы. Ниже - рельефы с гроздью винограда и снопом колосьев, служащими одновременно ручками двери. Умирая виноград и пшеница превращаются в вино и хлеб. Во время таинства евхаристии они преображаются в Тело и Кровь Христовы, то есть в хлеб жизни и в вино спасения.

Внизу справа изображены: смерть первомученика Св. Стефана; смерть папы Григория VII, защищающего Церковь от притязаний императора; смерть imporvised in space; смерть матери дома перед плачущим ребенком.

«Врата смерти»:

Врата смерти (фрагмент):

Внизу слева (фрагмент): изображены убийство Авеля, мирная смерть Иосифа, распятие Св. Петра и смерть "доброго папы" Иоанна XXIII.

В собор ведут пять дверей. Последняя дверь справа - Святая (3,65 м х 2,30 м), и открывается она лишь в Святой, или юбилейный год, отмечаемый каждую четверть века.

Святые врата:

Изнутри собора Святая дверь замурована бетоном, на бетоне закреплен бронзовый крест и небольшой квадратный ящичек, в котором хранится ключ от двери. Через каждые 25 лет накануне Рождества (25 декабря) перед юбилейным годом бетон разбивается. В соответствии со специальным ритуалом после троекратного коленопреклонения и трех ударов молота Святая дверь распахивается и папа, взяв в руки крест, первым входит в собор. В конце юбилейного года дверь снова закрывается и замуровывается на следующие 25 лет.

Замурованные Святые ворота (с Крестом):

Святые ворота открыты. В двери проходит Иоанн Павел II в 2000 г.:

24 декабря 1949 деревянные панели, выполненные в 1749 г., были заменены на бронзовые, автор Vico Consorti, "мастер дверей" как его называют.

16 прямоугольных панелей разделены гербами 36 римских пап, праздновавшие очередные юбилейные годы. Основная тема сюжетов, изображенных на панелях, это искупление грехов человека по милости Божией.

Господь стучит в дверь каждого и ждет, что мы откроем ему.

Панели Святой двери. 1-й ряд:

Панели Святой двери. 2-й ряд:

Панели Святой двери. 3-й ряд:

Панели Святой двери. 4-й ряд:

Юбилейным годом периодически провозглашался Святой год , в течение которого допускалась возможность особого отпущения грехов. Эта традиция имеет своё начало в Книге Левит Ветхого Завета Библии (25:10): «… и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя».

Древнееврейское слово yo-bale" (отсюда слово "юбилей") означает звук шофара, бараньего рога, оглашавшего наступление Юбилейного года. В течение всего года работа на полях приостанавливалась, а рабы отпускались на свободу. Проданные или заложенные дома (за исключением находящихся вне стен города или на Святой земле) безвозмездно возвращались их изначальному владельцу или его полноправному наследнику, а все долги отпускались.

Католическая церковь связывала с юбилейными годами получение индульгенций, отмену наложенных епитимий. Впервые Святой год был отмечен в 1300 году по постановлению папы Бонифация VIII. Юбилейные годы должны были отмечаться каждые сто лет, в начале нового столетия. После Бонифация VIII было решено отмечать юбилей каждые 50 лет, затем — каждые 33 года (в честь земной жизни Христа). В 1470 г. папа Павел II принял новое постановление: юбилейные годы должны отмечаться каждые 25 лет, чтобы каждое новое поколение могло принять участие в юбилее; возникла традиция, обязывающая отмечать юбилейные годы в начале каждой четверти века. В начале 2000 года, названным Великим Юбилейным, папа римский Иоанн Павел II впервые в истории произнёс пространную Mea Culpa от имени католической церкви с просьбой о прощении грехов, совершённых членами церкви на протяжении истории.

Интерьер

Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления — здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства.

Собор Святого Петра, Ватикан. Вид внутри базилика Святого Петра
от главного входа:

Центральный неф

Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с самым громадным, собором св. Петра.

В конце центрального нефа, у последнего столба справа, находится статуя св. Петра XIII в., приписываемая Арнольфо ди Камбио. Статуе приписываются чудодейственные свойства, и многочисленные паломники благоговейно прикладываются губами к бронзовой ноге.

Статуя Святого Петра:

Статуя Святого Петра (так стесана ступня поцелуями паломников):

Купол, шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба. Первый камень нового собора папа Юлий II заложил 18 апреля 1506 г. в основание одного из этих столбов (со статуей Св. Вероники).

Купол Собора Святого Петра (Dome of St. Peter"s Basilica):

В 1624 г. Урбан VIII заказал Бернини создать 4 лоджии в этих столбах для хранения реликвий. Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г.

Ниже лоджий в нишах столбов стоят огромные статуи, соответствующие реликвиям, хранившимся в лоджиях. В настоящее время часть этих реликвий находится в других местах.

Статуя апостола Андрея Первозванного.

Реликвия - голова святого.

Реликвия была привезена в Венецию Thomas Palaiolagos, последним правителем Morea, спасавшимся от турецкого вторжения на Пелопоннес, и подарена Пию II (1460). Как знак дружбы с греческой православной церковью в 1966 г. папа Павел VI преподнес реликвию в дар церкви Св. Андрея в городе Patras, где святой умер.

Реликвия - копье Лонгина.

Как и его предшественники, папа Иннокентий VIII пытался остановить вторжение турок, но это ему удалось без крестового похода, который он планировал совершить. Pierre d"Aubusson захватил в плен Djem, брата и соперника султана Баязида II. Султан и папа заключили в 1489 г. соглашение, по которому Djem находился в плену в Риме, а султан покинул Европу и каждый год платил выкуп. В 1492 г. Баязид подарил папе фрагмент копья, которое, как считалось, принадлежал сотнику Лонгину (сведения из saintpetersbasilica.org).

Статуя Святой Равноапостольной царицы Елены:

Реликвия - частицы Животворящего креста.

Многие фрагметы Святого Креста, хранившиеся в соборе, были подарены другим церквям. Поэтому папа Урбан VIII решил частицы, хранившиеся в церкви St Anastasia и соборе Санта-Кроче-ин-Джерусалемме (итал. Santa Croce in Gerusalemme, что значит «Святого Креста в Иерусалиме» — одна из семи паломнических церквей Рима, расположена к югу от Латерана), переместить в собор Св. Петра.

Статуя Святой Вероники. Автор - Francesco Mochi, 1629 г.:

Реликвия - часть плата с изображением Иисуса Христа.

В подкупольном пространстве над главным алтарём находится первая работа Бернини в соборе (1633 г.) — огромный, высотой 29 м балдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов, работы Francois du Duquesnoy. Среди этих ангелов, одна пара ангелочков держит символы папы - ключи и тиару, другая пара ангелочков держит символы Св. Павла - книгу и меч.

Киворий (балдахин) Baldacchino. Бернини:

Необычная форма колонн повторяет силуэт витой колонны из храма Соломона, привезенный в Рим после взятия Иерусалима. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини. Для кивория потребовалось огромное количество бронзы. 100.000 фунтов (37 или 45 тонн, все зависит от того какой фунт использовался для измерений) сняли с купола собора, потом столько же прислали из Венеции и Ливорно. Когда и этого не хватило, то по приказу папы Урбана VIII (Барберини) разобрали конструкции, которые поддерживали крышу портика Пантеона. Именно тогда Pasquino сказал свою крылатую фразу: "Quod non fecerunt Barbari fecerunt Barberini" (что не разрушили варвары, разрушил Барберини).

Хотя в интерьере собора балдахин и не выглядит особенно большим, но по высоте он равен 4-этажному зданию. Шедевр Бернини стал олицетворением стиля барокко.

Главный алтарь называется папским, поскольку служить перед ним мессу может только папа римский. Алтарь освящен папой Климентом VIII 5 июня 1594 г. Алтарь изготовлен из большого куска мрамора, привезенного с форума императора Нервы.

Главный алтарь называется папским:

Перед алтарем находится лестница, ведущая вниз к гробнице св. Петра. Называется этот спуск Confessio (исповедальня), потому что его можно рассматривать как прорубленное окошечко в исповедальне, через которое верующие могли обратиться взором к раке, сокрытой глубоко под землей, где хранится часть мощей св. апостола Петра.

«Исповедальня» апостола Петра (под полом место предполагаемого захоронения апостола):

Место хранения мощей Святого апостола Петра:

Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра св. Петра.

Кафедра Святого Петра и Слава (The Chair of Saint Peter):

Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа. Справа от кафедры — надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, слева — надгробие Павла III (XVI в.) работы Гульельмо делла Порта, одного из учеников Микеланджело.

Кафедра Святого Петра и Слава (фрагмент) Отцы Церкви

Отцы Церкви — почётный титул, используемый с конца IV века применительно к группе выдающихся церковных деятелей и писателей прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики, составлению канона — списка Священных книг Библии (отделению богодухновенных книг от апокрифических), иерархической организации, и богослужения Церкви. Считается, что Отцов Церкви отличает православие учения, святость жизни, признание Церкви и древность. Философско-богословское учение Отцов Церкви именуется патристикой.

В 1568 г. папа св. Пий V признал Отцами Церкви четырех православных святых: Иоанна Златоуста (John Chrysostom), Василия Великого (Basil the Great), Григория Богослова (Gregory of Nazianzus) и Афанасия Великого (Athanasius of Alexandria).

Святые Амвросий Медиоланский, Афанасий Великий, Иоанн Златоуст и блаженный Августин:

22 февраля католическая церковь отмечает праздник Кафедры Св. апостола Петра, являющейся символом его проповеди Слова Божия в Риме. Собственно кафедрой то для Св. Петра служил простой деревянный стул. Впоследствии его укрепили и украсили, как предполагают в Византии. Бернини выстроил композицию так, что кажется что кафедра парит в облаках, поддерживаемая Отцами Церкви (статуи высотой 5 м). Основание алтаря изготовлено из аквитанского черно-белого мрамора и яшмы из Сицилии.

Правый неф

Первой справа находится Капелла Пьеты, прежде Распятия. Капелла переименована в 1749 г. после перемещения сюда "Пьеты" Микеланджело, до этого сменившей несколько мест в соборе. Капелла украшена мозаиками, выполненные F. Cristofari по рисункам Ferri и Pietro da Cortona. Последнего называют Бернини живописи из-за количества и значения его работ для собора. Над алтарем находится фреска "Триумф Креста" Lanfranco, единственная фреска с соборе, не переведенная в мозаику. В капелле Святых Таинств находится единственная в соборе картина, написанная маслом.

Капелла Пьеты, прежде Распятия:

В капелле находится шедевр Микеланджело — мраморная «Пьета». Она была создана Микеланжело в возрасте 25 лет на рубеже XV и XVI столетий. Заказ на скульптурную группу был получен 26 августа 1498 г. от кардинала Jean Bilheres de Lagraulas, посла французского короля; закончена работа около 1500 г. после смерти кардинала, умершего в 1498 г. Скульптура предназначалась для надгробия кардинала. Пьедестал выполнил Francesco Borromini в 1626 г.

Пьета, или оплакивание Христа. Микеланджело:

После того как злоумышленником была совершена попытка разбить статую, её защитили стеклом.
21 мая 1972 г. в субботу перед Троицей Laszlo Toth, венгр из Австралии, с криком "Я, Иисус Христос!" нанес 15 ударов молотком по скульптуре. Все удары пришлись по Богородице. За два года до этого нападения немец отбил два пальца у статуи папы Пия VI.

Рядом хранится великолепное деревянное распятие конца XIII — начала XIV в., приписываемое Пьетро Каваллини.

Рядом с Пьетой располагается небольшая капелла Святых таинств.

Капелла Святых таинств:

Вход в капеллу закрывает кованая решётка, выполненная по рисунку Борромини. Вход в капеллу для туристов закрыт. Сюда можно зайти только для молитв.

Великолепная дарохранительница работы Бернини (1674 г.), позолоченная бронза:

Центральная часть дарохранительцы выполнена в виде часовни-ротонды Темпьетто архитектора Браманте (1502), находящейся во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио на Яникулийском холме (восьмой холм) в Риме.

Рядом с капеллой Святых таинств находится надгробие Григория XIII,

Слева - аллегория Религии, держит скрижали с законом Божиим. Справа - Знание.

Надгробие папы Григория XIII:

Барельеф напоминает о осуществленной папой реформе — введении нового календаря (григорианского). За 4 октября 1582 г. последовало 15 октября. 4 октября - это день памяти св. Франциска, который ни в коем случае не должен был быть пропущен. Папа изображен вместе с выдающимися астрономами и математиками, включая Jesuit Priest Ignatius Danti, отца Clavius из Bamberg и Antonio Lilio из Калабрии. Дракон внизу - гербовое животное рода Boncompagni.

Папа Климент XI, уговариваемый кандиналом Buoncompagni (двоюродным братом Григория), заказал это новое надгробие.

Надгробие Матильды Каносской:

В 1077 г. в Каноссе, замке маркграфини Матильды, император Священной Римской империи Генрих IV, который был отлучён от церкви и низложен, униженно вымаливал прощение у папы Григория VII.

Папа Урбан VIII в конце 1633 г. заказал это надгробие. Он хотел почтить память этой выдающейся женщины. 10 марта 1634 г. ее тело был перевезено из Мантуи в собор, где надгробие уже было готово.

На барельефе работы Stefano Speranza изображен Генрих IV, преклонивший колени перед Григорием VII 28 января 1077 г.

Вверху арки Matteo Bonarelli, Andrea Bolgi и Lorenzo Flori изваяли путти, держащие корону, герб и девиз: TUETUR ET UNIT (Защищаю и объединяю).

Алтарь святого Иеронима:

Запрестольный образ «Последнее причащение св. Иеронима» художника Domenichino, 1614. Переведена в мозаику в 1744 г. Знаменитая картина ныне хранится в Пинакотеке Ватикана. На картине изображен св. Иероним, принимающий последнее причастие от св. Ефрема, которому помогает св. Паула.

Иероним Стридонский
Евсевий Софроний Иероним (лат. Eusebius Sophronius Hieronymus; 342, Стридон на границе Далмации и Паннонии — 30 сентября 419 или 420, Вифлеем) — церковный писатель, аскет, создатель канонического латинского текста Библии. Почитается как в православной, так и в католической традиции как святой и один из учителей Церкви. День святого Иеронима отмечается католиками 30 сентября. Память в Русской православной церкви (именуется Иероним Блаженный) — 15 июня (по юлианскому календарю), в Элладской православной церкви — 15 июня.

Надгробие Климента XIII. Скульптор Канова (1792 г.):

Левый неф

Надгробие Александра VII работы Бернини, 1678 г. Последний шедевр 80-летнего Бернини.

Надгробие Александра VII, скульптор Бернини (1678 г.):

Папа изображен коленопреклоненным в окружении аллегорий Милосердия (с детьми, скульптор G. Mazzuoli), Истины (опирающейся левой ногой на земной шар, скульпторы Morelli and Cartari), Благоразумия (скульптор G. Cartari,) и Правосудия (скульптор L. Balestri). Первоначально фигуры были обнажены, но по приказу Иннокентия XI Бернини задрапировал статуи металлом.

Алтарь "Преображение Господне". Рафаэль, 1520:

Кардинал Джулиано ди Медичи, будущий папа Клемент VII, заказал эту картину в 1517 г. Рафаэлю для французского собора в городе Нарбонна - кафедры кардинала. Закончив только лик Иисуса Христа, Рафаэль умер в Страстную пятницу в 1520 г. Картину закончили ученики Рафаэля - Джулиано Романо и Франческо Пенни. Вазари писал, что неоконченную картину выставили около изголовья смертного одра Рафаэля, разрывая сердце всем, кто ее видел. Картина осталась в Риме в палаццо Канчеллерия, а затем помещена в церкви Сан Пьетро ин Монторио после 1523. В 1797 г. Наполеон вывез ее в Париж, картину вернули назад в 1815 г. Женская фигура внизу символизирует Церковь, дарующую мир, надежду и веру.
В картине соединены два сюжета - преображение Христа и эпизод о встрече апостолов с бесноватым мальчиком, который был исцелен Иисусом Христом, сошедшим с горы Фавор. Сама картина сейчас находится в Пинакотеке Ватикана, а в соборе - ее мозаичная копия.

Огромный интерес представляет созданное в 1490-х гг. скульптором Антонио Поллайоло надгробие Иннокентия VIII, это один из немногих сохранившихся памятников, находившихся ещё в старой базилике.

Надгробие Иннокентия VIII (1498 г.), скульптор Антонио Поллайоло:

Надгробие папы Иннокентия VIII (1498 г.), фрагмент:

В левой руке папа держит наконечник Святого копья, которым сотник Лонгин пронзил распятого Христа, чтобы убедиться в его смерти. Этот наконечник был подарен римскому папе турецким султаном Баязидом II, в обмен на то, чтобы в плену в Риме находился его заклятый враг, он же брат султана. Острие этого наконечника, хранившийся в Париже, исчез во время Великой французской революции.

Недалеко от входа вы видите ещё одно создание скульптора Кановы — надгробие последних представителей шотландской королевской семьи Стюарт.

Надгробие последних представителей шотландской королевской семьи Стюарт:

Древнеримская Базилика святого Петра

Территория, где расположен Собор святого Петра, имеет свою историю, которая берёт начало в Древнем Риме. Во второй половине I века нашей эры здесь был возведён . Во времена античности цирки служили развлекательными сооружениями для проведения различных состязаний и представлений. Однако Нерон превратил свой цирк ещё и в место для экзекуций, где с особой жестокостью подвергались мучениям христиане. В их числе был и апостол Пётр, который в 67 году принял на арене Цирка Нерона смерть на кресте (его распяли вниз головой). Останки Петра были захоронены здесь же, на прилегающем «цирковом» кладбище. Вскоре могила Петра стала особым местом почитания для римских христиан, которые в последствии постановили, что когда они смогут построить свой первый храм, то его алтарь будет располагаться именно на месте захоронения святого Петра.

Как известно, только при императоре Константине (начало IV века) гонения на последователей Иисуса Христа были прекращены, а христианство получило статус господствующей религии. Император всячески содействовал постройке первого христианского храма, получившего название . Строительные работы были завершены в 326 году . Достопримечательность сразу же стала главным центром паломничества в Риме. Все коронации избранных понтификов проходили в стенах базилики, а в 800 году здесь был провозглашён императором Священной Римской империи Карл Великий.

В 846 году базилика была разграблена сарацинами. Зная о нахождении в крупных храмах Рима колоссальных сокровищ, сарацинские воины грабили те из них, которые находились вне стен Аврелиана (в их число входила и Базилика святого Петра).


В середине XV века старая базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, находилась в полуразрушенном состоянии, поэтому Папа Николай V начал работы по реконструкции и расширению. Однако кардинальное решение принял только Юлий II, который, желая укрепить папское влияние, приказал выстроить на её месте собор, превосходящий размерами все существующие религиозные сооружения в мире.


Постройка Собора святого Петра

Автором архитектурного проекта строительства Собора святого Петра нельзя назвать одного человека, так как на протяжении длительного периода времени разработкой и постройкой занимались поочерёдно сразу несколько известных мастеров. Первым начал работу в 1506 году архитектор Донато Браманте , проект которого предусматривал постройку сооружения в форме греческого креста, а после его смерти строительством занялся Рафаэль Санти , вернувший вид латинского креста (то есть, храм отличался одной удлинённой стороной). Затем строительство продолжилось под руководством Бальдассаре Перуцци, а после него свой вклад внёс и Антонио да Сангалло.

Спустя почти 40 лет руководить строительными работами поручили известному живописцу, скульптору и архитектору Микеланджело Буонаротти . Его идея собора, ориентированного на центральный купол стала основополагающей. Укрепив фундамент сооружения, и сделав его более монументальным, великий архитектор разработал многоколонный входной портик и возвёл барабан центрального купола. Проект Микеланджело предусматривал дополнительные четыре малых купола, однако после его смерти архитектором Виньола были реализованы только два, а центральный купол был возведён уже Джакомо делла Порта .

Реконструкции и перестройки Собора святого Петра на этом не закончились, и в начале XVII века по воле Павла V архитектор Карло Мадерна увеличил восточную сторону сооружения за счёт пристройки трехнефной базиликальной части, а с западной стороны возвёл фасад. В результате купол оказался скрытый монументальным фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали (с улицы Via della Conciliazione, которая ведёт на Площадь святого Петра). 18 ноября 1626 года Папа Урбан VIII освятил Собор святого Петра.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Главный фасад

Монументальный фасад имеет размеры 45 на 115 метров и увенчан карнизом с аттиком, на котором установлены статуи Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов, за исключением апостола Петра. Статуи апостолов Павла (с мечом в руке) и Петра (с ключом от Царствия Небесного) расположены перед входом в собор. Архитрав содержит надпись «Папа Павел V Боргезе, римский понтифик в год 1612, седьмой год своего понтификата, возвёл в честь князя апостолов» (IN HONOREM PRINCIPIS APOST PAVLVS V BVRGHESIVS ROMANVS PONT MAX AN MDCXII PONT VII). Входом в собор служат пять порталов:

Портал Филарета (центральный портал). Выполнен в бронзе в середине XV века ещё для античной базилики Константина. На панелях присутствуют изображения Христа на троне, Мадонны на троне, святого Петра и святого Павла. На нижних панелях представлены сцены мученичества двух святых. Слева - «Усекновение главы святого Павла, справа - «Распятие на перевёрнутом кресте святого Петра». Портал венчает барельеф работы Бернини «Иисус вверяет Петру ключи от Царствия Небесного».

Святой портал (последний портал справа). Выполнен Вико Консорти в бронзе в 1950 году. Портал открывают только в Святой Юбилейный год, то есть, один раз в 25 лет. Изнутри собора Святой портал замурован каменной кладкой. В канун Рождества кладку разбирают, и предварительно троекратно преклонив колени, первым входит действующий понтифик. В конце Юбилейного года портал замуровывают на следующие 25 лет.

Портал Смерти (первый портал слева). Изготовлен в 1964 году. Через него выходит процессия во время похорон понтифика. Портал украшают изображения Гроба Господня, символы Евхаристия (хлеб, вино и ветви лозы), сцены убийства Авеля, смерть Иосифа и мученичество святого Петра.

Портал Добра и Зла. Выполнен Лучано Мингуцци в 70-х годах XX века.

Портал Таинства . Выполнен мастером Венанцо Крочетти по заказу Павла VI, который впервые открыл его в сентябре 1965 года. Портал украшен ангелом, который объявляет о семи таинствах.

Купол

Купол собора высотой 138 метров опирается на колонны и считается самым высоким в мире. Внутреннюю поверхность купола украшают изображения четырёх евангелистов: Марка со львом, Луки с волом, Иоанна с орлом и Матфея с ангелом, водившим его рукой при написании Евангелия. Лев, орёл и вол - так называемые «апокалиптические звери», о которых Иоанн Богослов пишет как о животных, которые окружали престол Бога. Вокруг внутренней окружности купола расположена надпись двухметровой высоты: «Ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою и дам тебе ключи Царства Небесного» (TV ES PETRVS ET SVPER HANC PETRAM AEDIFICABO ECCLESIAM MEAM TIBI DABO CLAVES REGNI CAELORVM). Внизу фонаря выбито посвящение: «Во славу святого Петра, Сикст V в год 1590, в пятый год понтификата» (S. PETRI GLORIAE SIXTVS PP. V. A. M. D. XC. PONTIF. V).

Микеланджело до своей смерти успел закончить только опоры и барабан купола. Дальнейшие работы выполнял его ученик Джакомо да Виньола при участии Джорджо Вазари. Однако через 19 лет при новом Папе Сиксте V ответственными за постройку были назначены Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана. Завершая постройку купола, архитекторы постарались не отходить от замысла автора проекта Микеланджело, и уже в 1590 году все работы были завершены. Во время понтификата Климента VIII на купол собора был установлен крест, на котором были закреплены две небольшие раки с мощами Андрея Первозванного, частицей Животворящего Креста и медальоном Агнца Божьего.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

Внутреннее пространство

Внутреннее убранство Собора святого Петра богато декорировано скульптурами, барельефами, росписью и другими произведениями искусства. Центральный неф, на полу которого имеются метки, определяющие размеры самых крупных соборов мира, огорожен. Справа в конце главного прохода установлена скульптура святого Петра XIII века, которая считается чудодейственной, поэтому каждый посетитель старается прикоснуться к ней.

В центре собора возвышается главный алтарь, служить мессу за которым может только Папа Римский. Алтарь украшает монументальный киворий Бернини, установленный на четыре витых колонны, которые увенчаны скульптурами ангелов. Высота великолепного кивория соответствует 4-этажному зданию. Необычная форма колонн повторяет силуэт витой колонны из храма Соломона, доставленной в Рим после взятия Иерусалима. Бронзу для кивория варварски позаимствовали из древнеримского Пантеона по приказу Урбана VII.

Главная апсида собора, созданная также Бернини, хранит надгробия Урбана VIII и Павла III. Здесь же находится кафедра святого Петра, где четыре статуи отцов церкви поддерживают трон святого Петра.

Со стороны правого нефа расположена Капелла Милосердия, где находится скульптурная группа Пьета или «Оплакивание Христа», работа 24-летнего Микеланджело. Несмотря на то, что это одна из первых работ юного скульптора, она свидетельствует о полной зрелости творчества Микеланджело, который намеренно подчеркнул молодость Мадонны в качестве символа вечной жизни. Затем следует Капелла святого Себастьяна, где находится большая мозаика «Мученичество Сан-Себастьяна», разработанная на основе картины Доменикино, Пьером Паоло Кристофари. В алтаре капеллы расположена могила блаженного Папы Иоанна Павла II. Далее по проходу установлены памятники Иннокентию XII работы Филиппо делла Валле и надгробие Матильды Каносса , тосканской маркграфини, которое предваряет вход в Капеллу святого Причастия. Вход в капеллу ведёт через железные ворота, узор решетки которой выполнен по эскизу Борромини. Капелла была разработана Карло Мадерна. Внутри находится скиния святого Причастия из позолоченной бронзы Лоренцо Бернини, датируемая 1674 годом, а также алтарь Троицы, произведение Пьетро да Картона. В Капелле святого Причастия происходил ритуал «поцелуй ноги», когда верующие прикладывались к останкам умерших понтификов перед их погребением. Такая практика была прекращена Пием XII, тело которого после смерти было выставлено в центральном нефе. Два памятника Григорию XIII и Григорию XIV закрывают правый проход.

Левый неф открывает Капелла Крещения, спроектированная Карло Фонтана и украшенная мозаиками Джованни Баттиста Гаулли, которые были завершены после его смерти Франческо Тревизани. Алтарная мозаичная картина была выполнена в подражании живописи Карло Маратта, полотно которого в настоящее время находится в Базилике Санта-Мария-дель-Анджеле. Сразу же за капеллой расположена могила внучки польского короля Яна III Марии-Клементины Собеской с надгробным камнем работы Пьетро Браччи. В соседней Капелле Сретения хранится тело Пия X, а вдоль стен расположены памятники Иоанну XXIII и Бенедикту XV, изготовленные в XX веке. Рядом расположена небольшая Капелла Распятия, в которой хранится великолепное деревянное распятие, датируемое началом XIV века, предположительно работы Пьетро Каваллини. Интерес представляет созданное скульптором Антонио Поллайоло в 1490 году надгробие Иннокентия VIII, которое находилось ещё в старой базилике. В Соборе святого Петра покоится и один из последних представителей шотландской королевской династии Стюартов, чей надгробный памятник выполнил знаменитый скульптор Антонио Канова.

С южной стороны средокрестия находится воспроизведённая в мозаике знаменитая картина Рафаэля «Преображение». Далее по южному трансепту расположен необычный памятник Александру VII , созданный Лоренцо Бернини. В этой скульптурной композиции Папа изображён не по церковным канонам, сидящий на троне, а на коленях, погруженный в молитву. Перед понтификом раскинута драпировка из красного мрамора, на которую с двух сторон опираются статуи, олицетворяющие «Благотворительность» и «Истину» с одной стороны и «Справедливость» и «Благоразумие» с другой. В центре из-под великолепной драпировки показывается фигура скелета, держащего в руках песочные часы с золотым песком, как символом неустанного потока земной жизни. Эта композиция в барочном стиле считается одной из заметных работ Бернини.

Фотогалерея











Памятники и надгробия







Ризница

Первоначально ризница была расположена в Ротонде святого Андрея на южной стороне собора, как мавзолей императорской эпохи второй половины XVIII века. В ходе нескольких попыток реконструкции старой ризницы в 1715 году был объявлен конкурс проектов, где победил архитектор Филипп Астория. Он предложил построить для ризницы отдельное помещение в качестве пристройки к существующему собору. Однако из-за высоких затрат на строительство, возведение новой ризницы было отложено. Только в 1776 году Пий VI поручил Карло Марчионни постройку ризницы, которую мы и наблюдаем в наши дни. Архитектор придерживался общего стилевого решения и постарался вписать её в архитектуру собора. В настоящее время здесь расположен Музей Сокровищ Собора святого Петра, в котором собраны главные священные артефакты Католической Церкви. Вход в музей платный по отдельному билету.

Исповедальня (гробница) святого Петра

В результате археологических раскопок, инициированных Пием XII, были обнаружены фундамент древнеримской базилики и развалины романского некрополя. При дальнейших исследованиях в одной из ниш некрополя в 1953 году были найдены кости, завёрнутые в драгоценную ткань пурпурного цвета. Находка дала Папе Павлу VI основание утверждать, что, по всей вероятности, эти мощи и являются останками тела святого Петра. Сейчас они находятся в гробнице, которая называется «Исповедальня святого Петра». Спуститься в Исповедальню можно по двойной мраморной лестнице, которая расположена перед главным алтарём.

Интересно! Расходы на строительство Собора святого Петра оказались столь велики, что для их покрытия Папе Льву X пришлось продать право на реализацию индульгенций в немецких землях Альбрехту Брандербургскому. Последний оказался чрезвычайно алчным дельцом. Его злоупотребления индульгенциями стали одной из причин протестных идей Лютера, Реформации и последующего раскола Европы.

входной билет

Храм Святого Петра в Риме считается крупнейшей в мире церковью, обладающей сакральным значением для христианства. Роскошное оформление убранства собора олицетворяют дань уважения к апостолу Петру, прах которого покоится в храме. Собор состоит из многочисленных капелл, украшенных скульптурными композициями и религиозными реликвиями.

В I веке нашей эры императором Римского государства являлся Нерон. Его правление ознаменовалось высоким ростом экономики и благосостояния граждан, а также проявлением жестокого нрава. В Риме были воздвигнуты новые жилые районы плебеев, роскошные дворцы для аристократов, бани и цирки. Оставался лишь нетронутым участок земли на высоком холме по другую сторону Тибра. Место использовалось для проведения казней людей, осуждённых по законам античного Рима.

В 64 году Рим охватил разрушительный пожар. Нерон обвинил в этом христиан, которых подверг ужасным гонениям. В это время столицу великой империи посещает некий странник из Иудейской провинции, носивший имя Симон. Он являлся учеником Иисуса, от которого получил прозвище «камень» (по-гречески - петрос). Его стали называть Петром. Последователя Христа обвинили в проповеди новой веры, за что римские власти приговорили апостола к распятию вниз головой. Казнили осужденного на вершине холма, где и предали тело земле. Впоследствии, на месте захоронения христиане установили мемориальную стену.

В IV веке император Константин легализует христиантво. Над могилой Петра была заложена небольшая базилика. В 1500 году храм Константина снесли из-за ветхости стен. Папа Юлий II предпринял возведение новой базилики. Архитектором был назначен Донато Браманте. По его проекту предполагалось воздвигнуть грандиозное здание, увенчанное массивным куполом. Преждевременная кончина архитектора остановила строительство. Последующие зодчие, не смогли окончательно определить внешний вид собора.

В 1546 году строительство базилики возглавил Микеланджело, который хотел воплотить идею Браманте. Храм должен быть представлен в виде греческого равностороннего креста. Вся конструкция собора от подножия до вершины купола должна покоиться на высоком барабане, который окружён стройными колоннами. Пришедшая эпоха барокко оставила свой след в архитектуре храма. Требовалось широкое пространство, способное вместить большое скопление верующих. Было принято решение удлинить неф базилики и пристроить несколько капелл. В 1626 году папа Римский Урбан VIII торжественно освятил собор Святого Петра.

Описание и архитектура

Эллипсовидная площадь, окаймлённая изящными шестнадцатиметровыми колоннами, ведёт к собору Святого Петра. В центральной её части возвышается обелиск, высота которого 240 метров. Грандиозные размеры храма также впечатляют. Его длина составляет 211 метров, а высота купола - 136 метров. Собор может вместить 60 тысяч человек. Центральным элементом конструкции церкви является купол с крестом на вершине. Это массивное произведение архитектурного искусства считается символом Ватикана. Купол с шестнадцатью рёбрами опирается на массивный барабан, украшенный коринфскими колоннами. В полусфере расположены шестнадцать окон.

Фасад собора, построенный в XVII веке архитектором Карлом Модерна, декорирован пилястрами и состоит из двух ярусов с аттиком. В нижней части расположены пять бронзовых ворот, панели которых украшены изображениями ветхозаветных сюжетов. Каждый портал имеет своё название: Врата Добра и Зла, Смерти, Таинств, Филарета и Святые врата. Над ними видны девять окон, три из которых с балконами. Аттик окаймлён балюстрадой и увенчан громадными пятиметровыми статуями Христа и апостолов. По сторонам фасада возвышаются скульптуры Святых Петра и Павла. Пётр держит в руках ключи от Царства на Небесах, вручённые ему Господом. Апостол Павел держит в руках обнажённый меч.

Интерьер

Залы собора поражают своим богатым убранством и огромными размерами. Стены и потолки украшены барельефами и скульптурами. Двадцатитрёхметровые арочные своды ведут к многочисленным капеллам и драгоценным церковным реликвиям. Собор - место погребения Пап, гробницы которых расположены вдоль нефов. Одним из шедевров, находящийся в соборе святого Петра, является скульптурное произведение Микеланджело - Пьета. Мастер изобразил Деву Марию, плачущую над телом Христа. Женщина держит на коленях Иисуса. Художник подчеркнул неразрывное единение матери с сыном. Ваятель высек фигуры из одной мраморной глыбы. Скульптура защищена пуленепробиваемым стеклом.

В нишах громадных пилястр под куполом установлены статуи, напоминающие о мучениях Христа. Там можно увидеть Святого Лонгина, держащего копьё, которым он пронзил грудь Иисуса. Неподалёку Святая Вероника показывает платок с изображением лика Христа. Рядом высится Святая Елена с массивным крестом. Внутренняя поверхность купола украшена изображениями апостолов с их символами: Марка со львом, Иоанна с орлом, Матвея с ангелом, Луки с волом.

На фризе позолоченная фраза на латыни гласит о напутствии Христа своему ученику Петру. Бронзовое изваяние Святого Петра, сидящего на троне, является высокопочитаемой скульптурой для прихожан. Апостол держит в левой руке ключ, а правая рука поднята в жесте благословения. Стопа Петра немного выдвинута вперёд за основание пьедестала, чтобы проходящие мимо верующие могли её поцеловать.

В соборе находится великолепные мавзолеи ваятеля Бернини, которые обрамлены колоннами и рельефными орнаментами. Одно из надгробий посвящено папе Римскому Урбану VIII, скульптура которого представлена с поднятой правой рукой вверх. Вторую гробницу мастер создал для папы Александра VII. Его скульптурный образ молится в окружении аллегорических статуй молодых дев, символизирующих истину, справедливость, милосердие и благоразумие. Красочный алтарь Преображения Христова производит неизгладимое впечатление. Он состоит из великолепного панно, выполненного по мотивам знаменитого произведения Рафаэля Санти. Картина изображает Иисуса, поднимающегося ввысь, в окружении своих учеников.

В глубине апсиды храма расположено гигантское хранилище, сооружённое для ценных реликвий. Здесь можно увидеть сложную скульптурную композицию. Она представляет собой деревянную кафедру, над которой буквально парит старинный стул. Согласно преданию, на нём сидел апостол Пётр во время своей проповеди. Трон окружён статуями богословов - учителей латинской и греческой церкви. Над кафедрой виден голубь Святого Духа, окружённый ангелами на фоне облаков и солнечных лучей.

В одной из капелл собора покоятся мощи папы Римского Льва I Великого. Над ракой возвышается рельефное изображение из белого мрамора. Панно описывает легендарную сцену, как папа Лев, выйдя навстречу к войску гуннов, с одним только крестом в руках обратил варваров в паническое бегство. Заслуживает особого внимания капелла Святого Себастьяна. Здесь находится картина в обрамлении мраморных пилястр. Панно выполнено по эскизам знаменитого живописца Доминикино. Произведение описывает мученичество римского легионера Себастьяна, которого обвинили в вероисповедании христианства.

Исповедальня (гробница) святого Петра

Главной ценностью собора является гробница великого мученика Петра. В центре храма возвышается алтарь с неугасимыми лампадами. Под ним находится могила апостола, к которой ведут две полукруглые мраморные лестницы. Они спускаются до уровня античной Константиновской базилики, ранее стоявшей на этом месте. В 1939 году здесь начались археологические раскопки, инициированные папой римским Пием XII. В процессе исследования был обнаружен некрополь, в котором найдены останки тела апостола Петра. Сейчас они хранятся в гробнице, именуемой «Исповедальня святого Петра». Алтарь украшает балдахин, выполненный скульптором Бернини в 1624 году. Он установлен на четырёх бронзовых витых колоннах, высота которых составляет 29 метров. На вершине сооружения высятся скульптуры ангелов.

Где находится и как добраться

Собор святого Петра расположен на одноимённой площади в Ватикане. До него можно добраться на метро (станция Ottaviano). В нескольких метрах от площади находится автобусная и трамвайная остановка.

Собор Святого Петра в Риме на карте

Andy Hay / flickr.com David Merrett / flickr.com faungg’s photos / flickr.com Площадь Святого Петра — вид из верхней части купола базилики Святого Петра (Seba Sofariu / flickr.com) Scott Cresswell / flickr.com Diana Robinson / flickr.com Обелиск в центре площади перед собором Святого Петра (Diana Robinson / flickr.com) Diana Robinson / flickr.com Jeroen van Luin / flickr.com Jiuguang Wang / flickr.com Randi Hausken / flickr.com Maria Eklind / flickr.com Статуи над колоннадой на площади Святого Петра, Ватикан (Andy Hay / flickr.com) Статуи на крыше собора Святого Петра, Ватикан (Andy Hay / flickr.com) Maria Eklind / flickr.com Akuppa John Wigham / flickr.com Sébastien Bertrand / flickr.com David Merrett / flickr.com Francisco Diez / flickr.com Son of Groucho / flickr.com Randi Hausken / flickr.com Randy OHC / flickr.com Michael Day / flickr.com Son of Groucho / flickr.com Brad Bridgewater / flickr.com David Jones / flickr.com Andy Hay / flickr.com Stizod / flickr.com David Merrett / flickr.com David Merrett / flickr.com Балхадин Бернини (Stizod / flickr.com) Балхадин Бернини (Hec Tate / flickr.com) Пьета Микеланджело в соборе Святого Петра. (faungg’s photos / flickr.com) Stefan Karpiniec / flickr.com Son of Groucho / flickr.com

Достаточно значительное время Собор Святого Петра превышал по размерам все храмы мира. Теперь он находится на четвертом месте после Собора Святого Павла в Великобритании, Кельнского собора в Германии и Нотр дам де лапе в Ямусукро.

Он венчает захоронение главного апостола Христа - Святого Петра, которое по последним археологическим данным является настоящим. Над воздвижением собора работали известные мастера, среди которых были: Браманте, после него Рафаэль, Микеланджело и Бернини.

Собор Святого Петра является одной из четырех патриарших базилик и, кроме того, церемониальным центром Ватикана.

Размеры этого всемирно известного сооружения в Ватикане поражают. Высота его равна 189 метрам. Протяженность — 211 метров. Сам собор Святого Петра способен вместить внутри себя 60 тысяч человек на очень большой площади в 22 тысячи квадратных метров.

Собор Святого Петра находится на территории старейшего цирка возведенного еще Калигулой и Нероном. В этом сооружении, вместо которого теперь здесь площадь и католический храм, на всеобщем обозрении казнили последователей Христа.

Обелиск в центре площади перед собором Святого Петра (Diana Robinson / flickr.com)

В 67 году нашей эры здесь произведена, описанная в Библии, казнь Петра - одного из 12 учеников Иисуса Христа. Он просил, чтобы его казнили не так, как Христа, а распяли на кресте головой вниз к земле.

Распятие Петра происходило недалеко от обелиска, расположенного на площади перед стоящей теперь церковью. Здесь же он и был похоронен. В дальнейшем верующие начали посещать это место для поклонения Святому Петру.

Первое сооружение – базилику построили в честь известного апостола здесь в 326 году благодаря правившему тогда Константину. Алтарь базилики и сейчас находится прямо над захоронением апостола.

Второй собор построен в 800 году, для коронации Карла, как императора Запада. Спустя несколько веков Николай V приказал в 1452 году произвести перестройку и расширение постаревшей и обветшалой базилики.

Строительство величайшего в мире храма

Кардинальные изменения произошли при Юлие II в начале XVI века. Он доверил постройку церкви огромных размеров Донато Браманте - первому из архитекторов храма. Изначально церковь по замыслу Браманте планировалось построить в форме греческого креста.

Купол изнутри Собора Святого Петра (Francisco Diez / flickr.com)

Собор Святого Петра Браманте поручили построить таких размеров, чтобы он превосходил все существующие на тот момент языческие и другие храмы. И это удалось реализовать – новый собор Петра возвышался над остальными храмами Европы и всего мира. Он выигрывал по величине у других подобных сооружений в мире до 1990 года. Но Браманте не закончил собор в Риме, архитектор работал над ним 8 лет, а затем умер.

Последующее строительство было под руководством знаменитого итальянского художника и великого мастера – Рафаэля Санти. Он отошел от первоначально задуманного проекта Браманте и планировал построить храм в виде латинского креста, такая форма была традиционной. Перруци строивший храм после него, опять возвратился к изначальному замыслу Браманте в 1532 году. Также свой вклад в архитектуру собора внес Сангалло – ученик Браманте.

Работа Микеланджело и других известных мастеров над храмом

Еще один известный мастер, который работал над возведением храма в Риме – Микеланджело Буаноротти. Руководил строительством он 18 лет. Трудился над внешним и внутренним куполами итальянской церкви.

Купол Собора Святого Петра в Ватикане (Maria Eklind / flickr.com)

Его целью было создать купол такой же, как и у Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. И Микеланджело ее достиг, хотя если посмотреть на внешний вид собора в Риме, кажется, что купол немного отличается от купола флорентийского храма. Колонны у римского храма более мощные и массивные, а прямо под куполом установили алтарь.

Закончить свою работу, ему не удалось, Микеланджело успел сделать основание для купола. Когда он умер два архитектора Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана продолжили осуществлять идеи Микеланджело.

В 1590 году они закончили купол собора Святого Петра. Который получился достаточно вытянутый, высота его составляет около 136 метров. Идея с латинским крестом осуществилась в начале XVII века. Павел V приказал пристроить к храму еще одну часть, чтобы восточная половина креста стала длиннее. Также возвели строгий фасад храма, хотя при нем ощущение высоты купола немного потерялось.

Еще один мастер – Джованни Бернини работал над созданием площади перед собором во второй половине XVII века. Обелиск, который стоит на площади, был привезен римским императором Калигулой из Египта еще в I веке н.э. Поставили его в 1586 году.

Балхадин Бернини (Stizod / flickr.com)

Бернини работал также над внутренним интерьером собора, сделав его очень гармоничным при столь внушительных размерах храма. Благодаря этому архитектору собор Святого Петра содержит внутри себя множество элементов, символизирующих христианскую веру: статуи, алтари и надгробия.

Самая выдающаяся его работа – балхадин с витыми изящными колоннами. Он имеет высоту около 29 метров, под сенью его находится знаменитая могила Святого Петра и престол правителя и папы Ватикана. Больше других мастеров над храмом трудился Бернини – целых 50 лет.

Оформление фасада и строительством продольных капелл занимался Карло Модерно. Строительство трех огромных нефов состоялось в начале XVII века. В это же время собор стал таким, каким его можно увидеть сегодня.

Внешний вид

Внешний вид этого величественного сооружения в Ватикане грандиозен и сам храм впечатляет своим величием. Около одного из входов, ведущих в собор Святого Петра, посетителей встречают две скульптуры – Петра и Павла. В руках Петра виднеются ключи от Царства на Небесах.

Вид на площадь из верхней части купола базилики Святого Петра (Seba Sofariu / flickr.com)

Площадь около церкви в Риме имеет очертания похожие на скважину замка, как раз для ключа, что очень символично. Эллипс как часть обширной площади, в середине которой расположен обелиск, имеет самый большой диаметр – 240 метров.

Площадь обрамляет великолепная колоннада – творение Бернини. Ее венчают 140 скульптур всевозможных персонажей из библии и святых.

У собора в Ватикане есть пять дверей. Пятая названа Святой, и ее открывают в определенное время. Дверь эта заделана бетонным раствором и перед Рождеством католиков один раз в 25 лет бетон разбивают и в нее можно войти.

Купол Собора Святого Петра (Andy Hay / flickr.com)

Купол собора продуман известным художником и в то же время архитектором Микеланджело, он был крупнейшим в Европе на момент своей постройки. Теперь же он третий в мире по величине.

Купол стоит на колоннах, между которыми есть лоджии. По бокам от большого купола стоят еще два маленьких. Первоначально задумывалось, что их будет четыре.

Фасад также поражает своими размерами: высота – 45 метров и ширина – 115. Венчают его статуи Христа и его учеников, а также Иоанна Крестителя. Высота каждой скульптуры – 5 метров, всего их тринадцать. Кроме того на фасаде имеются часы в окружении ангелов, автором которых является Джузеппе Вальдье.

За фасадом находится портик – одна из лучших работ Карло Модерно. Своды его украшает золоченая лепка. Также по краям здесь стоят статуи императоров на конях – Карла Великого и Константина.

Вид изнутри Собора Святого Петра

Внутри храм Ватикана обладает богатым убранством. Его внутреннее пространство сделано в форме латинского креста. Огромное количество лепнины в популярном в те времена стиле барокко, изобилуют мозаики и различные скульптуры.

Интерьер собора Святого Петра (Michael Day / flickr.com)

Зайдя в храм, сразу же справа можно увидеть пьету Микеланджело, сотворенную им в 25-летнем возрасте. Она располагается за толстым стеклом в первой часовне. И называется «Оплакивание Христа». Богоматерь держит на руках своего распятого сына.

Это единственная работа, которая имеет подпись своего создателя. Высота свода поражает – она достигает 46 метров.

Еще одно знаменитое произведение искусства, которое находится здесь «Сикстинская капелла», это огромная фреска Микеланджело, чтобы пройтись по ней взглядом потребуется очень много времени. Она изображает сюжеты из Библии.

Знаменитый купол Микеланджело изнутри украшен изображениями и символами 4-х апостолов: Марка и льва, Матвея и ангела, Луки и вола, Иоанна и орла. На стенах написана позолоченная фраза на латинском языке. Под куполом сооружения можно увидеть главный алтарь, под которым похоронен Святой Петр.

Интерьер собора Святого Петра (Randy OHC / flickr.com)

Выше стоит балхадин Бернини с колонами, имеющими витую форму. Всего колонны 4, а высота всего сооружения 29 метров. Венчают его скульптуры ангелов. Алтарь собора Святого Петра отличается от других тем, что он обращен в западном направлении, а не как алтари остальных храмов в восточном.

Также здесь был сделан склеп, по довольно мрачной лестнице можно спуститься в него и увидеть останки святых. Главная достопримечательность – статуя Святого Петра, вырезанная из мрамора. Многие посетители храма считают важным обязательно прикоснуться к этой скульптуре, которая тоже считается святой.

В многочисленных капеллах собора Ватикана стоят статуи, надгробия и гробницы святых и правителей Рима. Здесь хранят важные для Ватикана реликвии, среди которых есть и знаменитое копье, с помощью которого убили Христа.

Интересные факты о Соборе Святого Петра

  • При создании собора умерли три архитектора – Браманте, Рафаэль и Микеланджело.
  • На полу храма можно увидеть метки, которые обозначали границы всех предыдущих базилик, построенных здесь. Таким образом, можно проследить, как храм увеличивал свою площадь в течение многих веков.
  • В соборе Святого Петра есть дверь, которая названа Святой. Каждую четверть века ее открывают. От этой традиции и возникло слово юбилей, от названия козлиного рога «vobel», в который трубят раз в 25 лет.
  • В храме есть пол, полностью состоящий из надгробий. Эта часть храма пользуется особой популярностью среди посетителей.

Собор Святого Петра – непросто величайший храм Ватикана, но еще и произведение искусства, в которое внесли свой вклад известные художники и архитекторы.

Его называют «сердцем Ватикана» и «Белой жемчужиной». Сегодня Собор является главной резиденцией Папы Римского, одним из главных католических храмов мира. Размеры Собора Святого Петра в Риме просто потрясают – огромный белый купол под синим небом Рима…

История строительства, архитектурный стиль, фото

На том месте, где сегодня стоит Basilica di San Pietro, во времена Древнего Рима находился Цирк Нерона – место жестоких и кровавых забав. Властный император жаждал зрелищ. На арене цирка проходили жестокие бои гладиаторов, а во время гонения христиан порой император против гладиатора ставил одного из них.

Бои такие длились недолго, и христиане погибали мученической смертью, растерзанные мечом гладиатора или когтями животных… На один из таких боев привели однажды и апостола Петра . Нерон повелел после состязания распять его, но Петр попросил о единственной вещи – не уподоблять его казнь Христовой. Нерон согласился, но выполнил эту просьбу своеобразно – Петр все же был распят, но – вниз головой.

О месте захоронения не было сведений долгое время, пока однажды в документах одного адвоката в 160 году не нашли упоминание о памятнике над могилой Петра. Петр был похоронен здесь же, на «цирковом» кладбище, где хоронили безымянных жертв гладиаторских боев.

Гонения на христиан прекратились только спустя почти полтора века, при императоре Константине. Император издал указ построить на месте захоронения Петра базилику в честь первых христиан, пострадавших за веру, и назвать ее именем апостола. Первый алтарь базилики был воздвигнут в 313 году, как раз на месте захоронения Петра. После окончания постройки (в 326 году) Basilica di San Pietro стала местом паломничества всех христиан , которые приезжали сюда почтить память мучеников.

Вплоть до 800 года здесь проходила коронация всех вновь избранных на папство понтификов , пока в 846 году после набега сарацинов базилика не была разграблена. До сарацинов дошли слухи, что в любом из храмов Рима можно поживиться весьма ценными предметами, поэтому разграблению подверглись практически все храмы.

После разграбления базилика Петра пережила несколько реконструкций , но все равно к 15 веку вид ее был уже весьма плачевный. Поэтому Папа Римский Николай приказал значительно расширить и укрепить базилику, что и было начато в 1452 году. Однако из-за смерти понтифика работы были приостановлены.

Папа Юлий II подошел к вопросу более глобально: он повелел снести базилику и на ее месте выстроить большой собор, который был бы наиболее величественный из всех известных на то время.

К проектированию Basilica di San Pietro были привлечены практически все известные архитекторы того времени. Был утвержден проект Донато Браманте, и в 1506 году работа закипела . Так как после смерти Браманте к руководству строительством Собора Святого Петра в Риме приступил Рафаэль Санти, форма и план строения немного изменились: вместо греческого креста с равными сторонами он вернулся к традиционным формам латинского – с четвертой удлиненной стороной.

Архитекторы, работавшие над проектом после Рафаэля, стремились к различным формам храма – то базилике, то центрическому сооружению. Разночтение форм продолжалось до тех пор, пока к делу не приступил Микеланджело Буонаротти (1546 год).

Он укрепил фундамент здания, сделав его очень прочным , а центральнокупольную идею сделал главной темой. По краям Микеланджело возвел многоколонный портик и основу центрального купола Собора Святого Петра в Риме, а вот заканчивал его возведение уже Джакомо дела Порта.

К слову, Микеланджело очень долго отказывался от работы над проектом патриаршей базилики, и утверждал, что он художник, а не архитектор, но именно при участии Буонаротти работа над строительством Собора Святого Петра в Риме продвинулась вперед намного дальше , чем при всех его предшественниках. Почти с нуля были воздвигнуты стены, крыша и начата работа над куполом.

В начале 17 века центральная часть была увеличена , таким образом сохранилась идея латинского креста. Архитектором Карлом Модерна была сделана пристройка базиликальной части и фасада с западной стороны. К сожалению, после последних пристроек купол хорошо просматривается только с одной стороны – с виа Делла Кончильяционе.

Чтобы все желающие смогли присутствовать на торжественных мероприятиях или службах, требовалась большая площадь.

Эту идею блестяще реализовал Джиованни Бернини, спроектировавший главную площадь в Ватикане перед Собором Святого Петра в Риме, а также знаменитую закругленную колоннаду, обрамляющую площадь. На площади в 1562 году был установлен обелиск, привезенный в Рим из Египта еще римским императором Калигулой в 1 веке.

Окончание строительства датируется ноябрем 1626 года, когда Папа Римский Урбан VIII официально открыл Собор и начал службу.

На страницах нашего сайта вы узнаете еще об одной достопримечательности Рима – ! Чем знамениты античные бани и почему так притягивают туристов?

Описание достопримечательности

По замыслу архитекторов Собор Святого Петра в Риме представляет собой крест , который венчает огромный купол; высота его равна 138 метрам, и он считается самым большим куполом в мире. В Риме не разрешалось строить храмы выше, чем Собор Святого Петра. Высота его достигала 136 метров, а в ширину он имел 211, 5 метров. До 1990 года Собор держал звание самого высокого храмового комплекса мира, пока не была построена базилика в Ямусукро (Кот-д’Ивуар).

Внутри купол украшают фигуры четверых евангелистов с животными , которые окружали божий престол – Марк и лев, Иоанн и орел, Лука и вол. И только Матфей изображен с ангелом. По внутреннему кругу купола находится надпись на латыни: «Ты – Петр, и на сем камне я создам Церковь мою» (Евангелие от Матф.; 16:18).

Входов в Basilica di San Pietro имеется аж пять: Врата смерти, Врата Филарета, Врата Таинств, Врата Добра и Зла и Святые врата. Через Врата смерти Ватикан провожает в последний путь умерших понтификов.

Святые врата открываются лишь в юбилейный (Святой) год , что случается раз в 25 лет. В год юбилея, под Рождество, Папа Римский разбивает бетонную кладку у двери, куда вмурован крест и ящичек с ключом от дверей Собора. Эти врата также называют Вратами индульгенции: если в юбилейный год пройти в них, то грехи списываются, и человек становится безгрешен.

Перед центральным входом в Собор в Риме расположены скульптурные фигуры святых апостолов Петра и Павла.

Внутреннее убранство храма, над которым тоже работал Бернини, поражает богатством и изящностью отделки.

Справа от главного прохода установлена скульптура Петра (13 век) , которая среди прихожан считается чудодейственной, и каждый старается хоть на мгновение коснуться ее. Еще одна легендарная реликвия хранится в Соборе – наконечник копья центуриона Лонгина.

Справа от центрального нефа находится скульптурная композиция «Пьета» («Оплакивание Христа») работы Микеланджело . От центрального нефа по бокам расположены еще два нефа, разделенные с главным полукруглыми арками.

Еще один шедевр Бернини – балдахин (кеворий), декоративный навес на столбах – расположен прямо под куполом Собора. Балдахин – весьма внушительное сооружение из бронзы, покоится на четырех столбах с ангелами. Бронза для отделки взята из Пантеона, для чего были демонтированы бронзовые детали портика.

Алтарь стоит на месте прежнего, только реконструированный и укрепленный. В полу проделано специальное «окно», через которое прихожане могут увидеть гробницу святого Петра.

На нижнем уровне храма находятся Ватиканские гроты , гробницы некоторых Пап, старинные исповедальни, сохранившаяся с 15 века мозаика, а также место исповедания Петра – капелла с отделкой из мрамора.

Часы работы, стоимость билетов

Время работы собор Святого Петра в Риме ежедневно, с 9 до 19 часов (с октября по март – с 9 до 18 часов). Исключение составляет утро среды – каждую среду с утра Собор закрыт по причине проходящих в нем папских приемов.